Конспект урока по внеклассному чтению. Разработка урока по внеклассному чтению

Донецкая общеобразовательная школа

I - III ступеней № 71 им.П.Ф.Батулы

Разработка

урока по внеклассному чтению

в 4 - А классе

Подготовила

учитель начальних классов

Ярошевич С.В.

Тема урока. Творчество К.И.Чуковского. Сказка «Краденое солнце».

Цель урока. Познакомить учащихся с краткой биографией и творчеством

К.И.Чуковского, продолжить работу по ознакомлению уча-

щихся с произведениями К.И.Чуковского - сказка «Краде-

ное солнце». Расширить читательский кругозор школьников,

ассоциативное мышление. Развивать эмоциональную выра-

зительность путём эмоционального чтения отрывков, инсце-

нирования части произведения. Создать положительную ат-

мосферу, которая бы вызывала интерес к писателю и его

произведениям. Развивать умение самостоятельной работы в

группе. Воспитывать стремление быть добрыми, аккуратны-

ми, негативное отношение к злости, жадности, опираясь на

свою наблюдательность и умение анализировать увиденное

и услышанное.

Оборудование: выставка произведений К.И.Чуковского, детских рисунков,

карточки с заданиями, стенгазета по творчеству К.И.Чуков-

ского, запись песни «В гостях у сказки», запись «Зарядка»,

тексты сказки, маски для инсценирования, рисунки – кадры

экранизации сказки.

Тип урока: урок внеклассного чтения.

Ход урока

I . Организационный момент.

Звучат слова песни «В гостях у сказки». (запись)

II . Актуализация опорных знаний.

1.Вступительное слово учителя

Сказки рассказывают о чудесах и учат нас мудрости. Какие замечательные слова!

А что для каждого из вас означает слова чудо, чудеса ?

А мудрость ?

а) Метод « Микрофон»

(ответы детей на поставленные вопросы)

б) Чтение учителем значения слов (чудо, мудрость) по словарю

С.И.Ожегова.

«Чудо – нечто поразительное, удивляющее своей необычайностью».

«Мудрость – глубокий ум,опирающийся на жизненный опыт».

- А для меня эти слова характеризуют мудрого человека, который в своих произведениях рассказывает о чудесах.

Давайте узнаем, кто это? (учащиеся рассматривают обложки книг, рисунки на доске, делают выводы).

2. Сообщение темы урока.

Сегодня наш урок посвящён произведениям писателя К.И Чуковского.

3. Слово учителя. Биографическая справка.

К.И.Чуковский родился в Петербурге в 1882 году. В этом году мы отметим 130 лет со дня рождения писателя. Вам, наверное, интересно будет узнать, что это не настоящее имя писателя. По- настоящему его звали Николай Васильевич Корнейчуков. Он из своей фамилии сделал и имя, и фамилию. Такое придуманное имя называется псевдонимом. Этим псевдонимом и подписывал Корней Иванович Чуковский свои произведения, которые по праву вошли в золотой фонд детской литературы.

Чуковский рано научился читать, заочно окончил гимназию, самостоятельно овладел английским.Уже в 19 лет он печатался в журналах и газетах. Он сочинял сказки в стихах, загадки, стихи, и мало, кто знает, что он был учёным. Он был переводчиком. Сколько радости доставлял он детям, переводя с английского языка.

Чуковский был много раз награждён за свой труд орденами, премиями.

Но самая большая награда – любовь читателей к книгам Чуковского от мала до велика.

4. Метод « Проекта».

(оформление стенгазеты по творчеству К.И.Чуковского).

а) работа в группах;

б) заслушивание вопросов;

в) выбор ответов;

г) оформление стенгазеты.

Вопросы:

1. В каком году родился К.И.Чуковский? (1882 г.)

2. К.И.Чуковский – настоящее имя писателя? (Нет, это псевдоним)

3. Назовите настоящее имя К.И.Чуковского. (Корнейчуков Николай Васильевич)

4. В каком городе родился писатель? (В Петербурге)

5. Что писал К.И.Чуковский? (Стихи, сказки в стихах, загадки)

5. Метод «Загадка».

Послушайте и отгадайте загадку.

Ты весь мир обогреваешь,

Ты усталости не знаешь,

Улыбаешься в оконце,

И зовут тебя все …..(солнце).

6. Метод « Ассоциативный куст».

Солнце

Тепло, свет, радость, жизнь, улыбка.

7. Диктор телевидения. Рубрика « Знаете ли вы?

(чтение ученицей дополнительной информации о солнце).

III . Усвоение нового материала.

1. Метод « Чтение с остановками»

« Система буквальных и небуквальных вопросов».

I часть. Чтение вслух учащимися 1 группы по технике чтения.

От - Солнце по небу гуляло….

до - Волки бешеные воют.

а) повторное « жужжащее чтение»;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с интонацией тревоги, просьбы, грусти).

а) Метод « Проекта» (экранизация сказки « Краденое солнце», после чтения каждой части сказки учащиеся на доске выбирают нужный рисунок – кадр,

4 рисунка – 4 кадра). Беседа учителя о профессии мультипликатора.

II часть. Чтение вслух учащимися 2,3 групп по технике чтения.

От - Рано- рано два барана….

до « - « Здравствуй, дедушка, мы тут!»

а) повторное чтение « молча»;

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с обращением, призывом о помощи; чтение предложений в медленном темпе, нараспев, в быстром темпе)

г) выбор на доске 2 кадра;

III часть. Чтение вслух учащимися 4 группы по технике чтения.

От - И встал медведь, зарычал медведь ….

до - Солнце вывалилось, в небо выкатилось!

а) словарная работа:

Невежа (невоспитанный человек);

Хавронья (свинья).

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с требовательной интонацией, интонацией угрозы, чтение слов – глаголов, которые передают поведение медведя, крокодила);

г) выбор на доске 3 кадра;

IV части. Чтение вслух учащимися 5 группы по технике чтения.

От - Побежало по кустам, по берёзовым листам.

До - « Ну, спасибо тебе, дедушка, за солнышко!»

а) повторное чтение « в паре».

б) постановка буквальных и небуквальных вопросов детьми;

в) работа над выразительным чтением отрывка (чтение предложений с чувством радости,благодарности);

г) выбор на доске 4 кадра;

2. Беседа

Понравилась ли вам сказка?

Что символизирует медведь? (добро)

А крокодил? (зло)

А что умное и мудрое вы для себя отметили? (Нельзя быть злыми, жадными, невежами)

3. Слово учителя.

Солнце снова появилось на небосводе.

Заглянуло солнышко ко мне,

Улыбнулось весело в окне.

« Я желаю всем здоровья и добра», -

Прошептал мне лучик солнечный с утра.

4. Физкультминутка (запись песни «Зарядка»).

V . Обобщение и систематизация учебного материала.

а) работа в группах;

б) защита представителями группы данного задания;

Задания:

1группа. Конкурс « Назови сказку» (чтение отрывков сказок)

а) - Долго, долго крокодил

Море синее тушил

Пирогами, и блинами,

И сушёными грибами. (« Путаница »)

б) - Ехали медведи на велосипеде.

А за ними кот задом наперёд. (« Тараканище»)

в) - Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые –

В них застёжки золотые. (« Муха- Цокотуха»).

г) - Солнце по небу гуляло

И за тучу забежало.

Глянул заинька в окно,

Стало заиньке темно. (« Краденое солнце»)

2 группа. Конкурс « Узнай сказку по рисунку. (дети получают рисунки, называют сказки: «Мойдодыр», «Тараканище», «Муха- Цокотуха», «Краденое

солнце»).

3группа. Конкурс « Отгадай загадки К.И.Чуковского».

а) Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня.
А вода
Тверда,
Словно каменная! (Коньки)

б) Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт -
в) Я одноухая старуха,
Я прыгаю по полотну
И нитку длинную из уха,
Как паутинку, я тяну. (Иголка.)
г) Маленькие домики по улице бегут,
Мальчиков и девочек домики везут. (Автомашина.)

4 группа. Инсценировка отрывка « Путаница».

Свинки замяукали:
« Мяу, мяу!»
Кошечки захрюкали:
«Хрю, хрю, хрю!»
Уточки заквакали:
«Ква, ква, ква!»
Курочки закрякали:
«Кря, кря, кря!»
Воробышек прискакал
И коровой замычал:
«Му-у-у!»

5группа. Конкурс « Я знаю». По предметам узнать произведение.

    Блюдце - А за ними блюдца… (« Федорино горе»)

    телефон - У меня зазвонил телефон… (« Телефон»)

    мыло - Да здравствует мыло душистое… (« Мойдодыр»)

    термометр - И ставит и ставит им градусники…. (« Айболит»)

    воздушный шарик - Ехали медведи на велосипеде, а за ним комарики на воздушном шарике… (« Тараканище»).

VI . Итог урока.

1. Беседа.

Какие сказки К.И.Чуковского вам понравились?

Почему их любят маленькие дети?

Что вам понравилось в стихах К.И.Чуковского?

Чему учат сказки К.И.Чуковского?

2. Оценка деятельности учащихся на уроке.

3. Домашнее задание.

Чтение сказок К.И.Чуковского, нарисовать рисунок к любой сказке, « озвучить».

Конспект урока внеклассного чтения

Тема: «В мире сказок» 3 класс

учитель начальных классов Завора А.В.

Пушкино 2014

Урок внеклассного чтения.

Тема : «В мире сказок» 3 класс

Учитель : Завора А.В.

Цель урока:

Развивать наблюдательность, логическое мышление, связную речь, переключаемости внимания, умения анализировать, обобщать;

Формировать потребности постоянного чтения книг, обогащать читательский опыт учащихся;

Воспитывать интерес к чтению, умению работать дружно, проявлять самостоятельность и инициативу, культуру речи.

Оборудование:

Выставка книг «Русские народные сказки»;

Карточки с отрывками из сказок;

Предметы для инсценировки сказок: скатерть, тарелка, мешок, вёдра, метла;

Наглядный материал с изображением предметов из сказок.

Таблицы с названиями сказок;

Маски петуха, мышонка, снегурочки;

Иллюстрации к русским народным сказкам.

Ход урока

«Сказка-ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок.»

(А.С.Пушкин.)

1. Организационный момент

2. Постановка цели урока.

Ребята, сегодня разговор пойдёт о сказке. Для нас давно стало привычным существование автомобилей, самолётов, космических кораблей. Захотел перенестись на край света – включи телевизор и на экране появятся разные страны, люди, горы, моря и другое. Люди создали больше чудес, чем сказочные герои. Но почему же сказка остаётся такой милой и родной? Почему до сих пор сочиняют сказки? Дело в том, что все взрослые когда-то были детьми, а детям обязательно рассказывают сказки. И чтобы мы не изобрели, куда бы ни занесла нас судьба, сказка остаётся с нами. Сказка родилась с человеком, и пока жив человек, будет жива и сказка.

3. Актуализация знаний.

Ребята, мы с вами долго готовились к этому уроку, читали много разных сказок, нарисовали иллюстрации к сказкам. Скажите, какие бывают сказки? (ответы детей)

Это сказки о животных. В них нет волшебных превращений. Но эти сказки очень забавные. В них медведь добродушный, заяц трусливый, лиса хитрая, волк злой и обманутый.

Есть ещё сказки про мужиков, солдат, сирот. Они тоже относятся к бытовым сказкам.

Волшебные. Они всё могут. Превратить лебедя в девицу, построить серебряный дворец, превратить лягушку в царевну, молодца в комара.

У каждого народа есть свои сказки, короткие и длинные, про людей и животных, волшебные и почти без волшебства.

Чему же учит нас сказка? (ответы детей)

Недаром великий русский поэт А.С. Пушкин говорит: «Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок». Сказка – ложь оказывается самой прекрасной правдой, сказки помогают нам быть добрее.

Кто не верит – пусть поверит

Я любому гостю рад!

Открывая в сказку двери

Приглашаю все ребят!

4. Работа над сказками.

Ребята, сегодня мы с вами отправимся в путешествие в страну сказок. Нам поможет ковёр – самолёт. Закройте глаза, мысленно встаньте на ковёр, мы отправимся в путешествие «Встреча со сказкой». Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Всё ближе сказочная страна. Ковёр – самолёт медленно опускается на землю. Мы прилетели. Открывайте глаза, нас встречает сказка. Мы прилетели на станцию «Загадочная».

Станция «Загадочная» (выходит ученица)

Сказка, сказка, прибаутка

Рассказать её не шутка.

Чтобы сказочка сначала,

Словно реченька журчала,

Чтоб к концу и стар, и мал

От неё не задремал.

Ученица: Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать в Страну сказок. Меня зовут Алёнушка. Помните, в какой сказке я живу? («Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси – лебеди»)

В корзине у меня есть сказочные вещи. Они принадлежат героям русских народных сказок. Этих героев вы хорошо знаете. Угадайте, из каких сказок эти предметы?

(ответы детей)

1.«Репка». 2. «Лиса и Журавль». 3. «Гуси – лебеди». 4. «Курочка – Ряба». 5. «Царевна – лягушка». 6. «Кот, петух и лиса» (кот вызволял петуха гуслями)7. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде» 8. «Сивка – бурка». «Иван – царевич и серый волк».

А ещё у меня есть сказочные письма, только на них нет обратных адресов. Кто написал эти письма?

1. Кто-то за кого-то

Ухватился цепко:

Ох, никак не вытянуть

Ох, засела крепко.

Но ещё помощники скоро прибегут:

Победит упрямицу дружный общий труд

Кто засел так крепко?

Может это: (Репка).

1. Спасите. Нас съел серый волк. (Козлята).

2. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы» (Петушок).

3. Что, надо сказать, чтобы открылся вход в пещеру? (Сим – сим откройся)

Сказочники воплотили в главных героях сказок представления русского народа о самых хороших чертах характера. События в сказке происходят таким образом, чтобы многократно испытать героя: его силу, храбрость, доброту, любовь к людям и животным.

Сегодня ребята выступают в роли героев русских народных сказок. Они приготовили вопросы.

(Ребята по одному выходят к доске и задают вопросы к классу)

1. Я – Иванушка из сказки «Гуси – лебеди». Скажите, какой зверь помог мне и моей сестре убежать от Бабы – Яги? (Мышь)

2. Я – Лисичка – сестричка из русской народной сказки «Лисичка – сестричка и волк». Ответьте мне на вопрос. Куда волк опускал свой хвост, чтобы поймать рыбу? (В реку)

3. Я – Мороз – Синий нос из русской народной сказки «Два Мороза». Кого я морозил? (Барина)

4. Я – падчерица из сказки «Морозко». Вот моя загадка. Что подарил мне Дед Мороз? (Сундук)

5. Я – Лисичка из сказки «Лиса и журавль». Скажите, какой кашей я угощала журавля? (Манной)

6. Я – Кот из сказки «Кот, Петух и Лиса». Моя загадка такая: На чём я играл у лисьей норы? (На гуслях).

7. Я – Снегурочка. Скажите, чему я обрадовалась весенним деньком? (Граду)

По какому признаку их можно объединить в одну группу? (Все они русские народные сказки).

Учитель: На ковре – самолёте мы летим дальше. Следующая станция называется «Снегурочка». Отгадайте загадку:

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко

Слёзы льёт, бедняжка.

(Снегурочка).

Кто отгадал, какая это сказка? (Русская сказка «Снегурочка»).

Инсценировка сказки «Снегурочка» (дети показывают сказку).

Учитель: Назовите главную причину исчезновения Снегурочки. (Она растаяла.)

В каждую пословицу народ вкладывает свои мечты о добре, справедливости, безбедной жизни. В каждой народной сказке содержится мудрая мысль. Не даром об этом говорится в пословице: «Сказка – ложь, да в ней…» Продолжите. (намёк, добрым молодцам урок)

Труд человека кормит, а… (лень портит).

Раз соврал – навек… (лгуном стал).

Кто других не любит, …(сам себя губит).

Кончил дело, … (гуляй смело).

Человек от лени болеет, а …(от труда здоровеет).

Худо тому, кто … (добра не делает никому).

Учись доброму, … (худое на ум не пойдёт)

Горька работа, … (да хлеб сладок).

К какой известной русской народной сказке подходит последняя пословица?

Русская народная сказка «Колосок».

Инсценировка сказки «Колосок» (дети показывают сказку).

Чему учит эта сказка? (Эта сказка учит нас тому, что каждый получает то, что он заработал.)

Кому принадлежат эти слова из сказки?

1.«Влезь ко мне в одно ушко, а в другое вылезь – всё будет сработано». (Корова - «Хаврошечка»

2.«Тепло ли тебе девица, тепло ли тебе красная?» (Морозко).

3.«Не пей, братец, козлёночком станешь». (Алёнушка.)

4.«Фу-фу, руского духа слыхом не слыхано, видом не видано, а нынче русский дух сам пришёл». Баба - Яга)

5.«Сивка – бурка, вещий каурка, стань передо мной, как лист перед травой» (Иван – дурак)

6. «Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам» (Лиса)

7. «Несёт меня лиса за тёмные леса, за быстрые реки, за высокие горы». (Петушок)

8.«Козлятушки, ребятушки, отворитеся, отопритеся, ваша мать пришла, молока принесла» (Волк)

9.«Вижу – вижу! Не садись на пенёк, не ешь пирожок. Неси меня бабушке, неси дедушке». (Маша)

10.«Ищи меня за тридевять земель, в тридесятом царстве, в тридесятом государстве». (Царевна – лягушка)

Учитель: Какие признаки русских народных сказок вы знаете? (сказочные зачин и концовка, волшебные предметы, устойчивые сочетания слов)

В сказках тема бывает разнообразная. Вспомните сказки, в которых была такая тема:

о трудолюбии («Морозко»

О находчивости, смекалке («Иван – царевич и серый волк»)

О дружбе, верности («Кот, петух и лиса»)

О жадности, скупости («Хаврошечка», «Лиса и заяц»)

О скромности, простоте («Сказка о молодильных яблоках и живой воде»)

О смелости, мужестве («Каша из топора»)

Об уважении к родителям, старикам («Маша и Медведь»)

Учитель : Подошло к концу наше весёлое и интересное путешествие. Один мальчик говорил: «Если бы я был сказкой, у меня бы хорошего конца не было, у меня бы вообще никакого конца не было, я бы продолжался и продолжался». Но так не бывает, и поэтому давайте закончим нашу встречу такими словами:

Пусть герои сказок дарят нам тепло,

Пусть добро навеки побеждает зло!

Нам пора улететь обратно. И тебе спасибо, Алёнушка. До свидания, мы с тобой ещё встретимся в сказках. (К детям) Дети, становитесь на ковёр, закрывайте глаза. Мы возвращаемся. Ковёр – самолёт поднимается выше и выше. Внизу осталась волшебная страна. Мы летим над горами, над морями, над дремучими лесами. Вот и наша деревня, наша школа. Мы приземлились. Открывайте глаза, мы снова дома. Нас ждут новые путешествия. Эти путешествия вы совершаете со своими верными друзьями – книгами. Каждому из вас дарим книгу сказок.

Итог урока.

Что нового узнали вы сегодня на уроке?

Для кого трудным был урок?

Что вам особенно понравилось?

Оценка за активное участие на уроке и отметка всем учащимся

Домашнее задание.

Продолжить чтение русских народных сказок.

«Краденая елка»

Конспект урока по внеклассному чтению

по рождественскому рассказу К.М.Станюковича «Елка»

(Технология «Шесть шляп мышления»)

Цель : 1.Актуализация нравственных проблем.

2.Ознакомление с заповедью «Не кради».

Задачи : обучение работе с литературным текстом, развитие творческого мышления, воспитание веры в добро, расширение словарного запаса учащихся, формирование личностных, познавательны, коммуникативных, универсальных учебных действий

Технология : развитие критического мышления, проблемное обучение.

Оборудование: текст рассказа и десяти заповедей по одному экземпляру на парту, кепки, интерактивная доска, компьютерная презентация, словарь устаревших слов.

Организационные мероприятия.

1.Распечатать текст рассказа и десяти заповедей в нужном количестве экземпляров.

2.Изготовить шесть кепок (красного, желтого, черного, зеленого, белого и синего цветов). Схема прилагается

Ход мероприятия

Слайд 1

Учитель: ( целеполагание )

Слайд 2

Библиотекарь:

Ребята! Расскажите, что вы знаете о празднике «Рождество», какому событию посвящен праздник (Учащиеся рассказывают. При необходимости дополнить их рассказ) Рождество Христово один из главных христианских праздников, установленных согласно церковному вероучению в честь рождения Сына Божия Иисуса Христа. Отмечается Рождество по старому летоисчислению 25 декабря и, соответственно, 7 января по новому стилю. Двое евангелистов, Матфей и Лука повествуют об этом событии. Сохранилось и много устных преданий об этом чудесном событии.

Слайд 3

В маленьком городе Вифлееме, недалеко от Иерусалима, в доме старца Иосифа жила дева Мария. Однажды Марии явился вестник божий архангел Гавриил и сказал ей: «Ты родишь сына и назовешь его Иисусом. Он будет велик и назовется Сыном Всевышнего, и даст ему Господь Бог престол…»

Страна Иудея тогда была подвластна Риму. По указу римского

императора Августа в Иудее началась перепись населения, и каждый должен был пройти перепись там, где жили его предки. Иосиф и Мария отправились на родину предков в город Вифлеем. Из-за большого скопления народа, прибывшего в городок, они вынуждены были укрыться за городом, в пещере, где пастухи в ненастную погоду держали скот. Здесь и родился Иисус Христос. Мария спеленала Его и положила в кормушку для скота.

Слайд 4

Первым о рождении Спасителя мира узнали вифлеемские пастухи. В ярком свете им явился Ангел и сказал: «Не бойтесь! Я возвещаю вам великую радость: ныне родился Спаситель, который есть Христос. Вы найдете младенца в пеленах, лежащего в яслях». Пастухи нашли пещеру и поклонились лежащему в яслях младенцу, а затем, радостные, возвратились к своим стадам. Имя Иисус означает «Бог спасает» или «Спаситель».

Слайд 5

По преданию, на поклонение младенцу Иисусу с востока приходили мудрецы Каспар, Валтасар и Мельхиор и принесли Ему богатые дары – золото, ладан и смирну.

Рождество – чудесный, светлый праздник, который нашел свое отражение не только в народных традициях, но и в художественной литературе.

Слайд 6

Учитель:

В 19 веке появился литературный жанр – рождественский рассказ. Основателем жанра принято считать английского писателя Чарльза Диккенса, написавшего в 1843 году «Рождественскую песнь в прозе». В этом произведении он сформулировал основные темы «рождественской философии»: ценность человеческой души, память и забвение, любовь к человеку во грехе.

Особенность рождественского рассказа в том, герои произведения оказываются в состоянии духовного или материального кризиса, для решения которого требуется чудо. И это чудо случается накануне Рождества. Финал рассказа всегда светлый и радостный.

Слайд 7

Традиция Ч.Диккенса была воспринята всей европейской литературой. Ярким образцом этого жанра принято считать «Девочку со спичками» Г.Х.Андерсена.

Из русских писателей рождественские истории и сказки писали Ф.М.Достоевский, А.И.Куприн, А.П.Чехов, Н.С.Лесков и другие.

Слайд 8

Один из таких рассказов под названием «Елка» написал русский писатель Константин Михайлович Станюкович. Станюкович родился 18 (30) марта 1843 года в Севастополе. Его биография, как и произведения, удивительна и необычна. Десятилетним мальчиком Станюкович стал очевидцем героической обороны Севастополя. Находясь с отцом в осажденном городе, он посильно помогал раненым, за что и был награжден медалями. Отец писателя, адмирал, с детства предназначил сына к карьере флотского офицера, отдав его в Морской кадетский корпус. Это был неумолимый и жестокий деспот, послуживший впоследствии прототипом литературного героя повести «Грозный адмирал».

Станюкович находит в себе мужество порвать с влиятельным отцом, лишиться наследства, выйти в отставку и начать жизнь скромного журналиста, полную лишений и тяжкого труда. В 1884 году Станюкович уезжает на юг Франции к больной дочери, где сближается с революционной эмиграцией. На обратном пути на границе он был арестован, препровожден в

Петропавловскую крепость и вскоре сослан в Сибирь.

Морские рассказы проникнуты волнующей романтикой моря как символа борьбы и свободы, красоты и смелости; в то же время они глубоко лиричны в своей любви к безграничным российским просторам. Недаром современники Станюковича называли его Айвазовским слова.

Последние годы писателя были омрачены болезнью, нуждой и горем - смертью сына. Уехав лечиться за границу, Станюкович скончался в Неаполе 7 (20) мая 1903 года.

Слайд 9

Его рассказы о море и моряках любимы читателями и сейчас, но мало кто знает, что из тринадцати томов собрания сочинений, вышедшего при жизни Станюковича, "морские" рассказы и повести составляют только три.

Этот талантливый и умный, хорошо знавший жизнь и удивительно работоспособный писатель, честный труженик-просветитель, страстный поборник передовых идей шестидесятых годов создал множество "неморских" произведений, один из которых рассказ «Елка».

Библиотекарь : Ребята! Желающие почитать морские рассказы Станюковича могут взять их в нашей школьной библиотеке.

Слайд 10

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! А теперь приступим к обсуждению рассказа «Елка». (Рассказ прочитывается учащимися дома. Если рассказ читается в классе вслух по цепочке, то для работы над рассказом понадобится два учебных часа))

Для этого мы разделимся на пять групп. Каждая группа получает головной убор определенного цвета. Что означает тот или иной цвет, вы можете прочитать на доске или на внутренней стороне козырька кепки.

1.Белая шляпа (аналитик). Информация. Вопросы. Непредвзятая констатация фактов без эмоций и оценок.

2. Красная шляпа (тонко чувствующий человек). Эмоции, интуиции, чувства, предчувствия. Говорит только о чувствах, которые возникали в ходе изучения материала. Не требуется давать обоснования чувствам.

3.Чёрная шляпа (пессимист). Осторожность. Суждения. Оценки. Отмечает недостатки, ищет слабые и проблемные места. Желательно обосновать свою позицию.

4. Жёлтая шляпа (оптимист). Преимущества. Предполагает оптимистическое видение объекта обсуждения, поиск позитивных перспектив.

Желательно обосновать свою позицию.

5. Зелёная шляпа (креативщик, творческий человек). Творчество.

Различные идеи. Предложения. Нестандартный взгляд на проблему.

6.Синяя шляпа (координатор). Организация и координация. Подведение итогов. Избирает участников, распределяет роли (по цвету шляп), предоставляет им слово, определяет ряд вопросов, делает выводы, подводит итоги.

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Ребята! В ходе обсуждения вы можете надеть шляпу, снять шляпу, сменить ее. Смена шляп приветствуется. Я предлагаю вначале выслушать аналитиков в белых шляпах . Какой мы уже обладаем информацией?

Кто главные герои?

Что произошло?

Когда происходит действие?

Где происходит действие?

Как ведут себя герои?

Завязка, кульминация, развязка.

О чём рассказ?

( Учащиеся рассказывают, как обитатель трущобы «майор» в рождественский сочельник украл серебряные ложки и на вырученные деньги купил елочку для мальчика, жившего с ним)

Какая нам еще нужна информация? Все ли слова вам понятны? Давайте поработаем со словарями. (Учащиеся называют непонятные слова а «аналитики» их находят в словаре)

Словарная работа

Ч.1. Сочельник, трущобный обитатель, эспаньолка, фараон, кацавейка, дворянская рука, пестун, скептицизм,

Ч.2. Абордировал фразой, швейцары, кабак, скаред, картуз с большим козырем, вдова городового, сиделец.

Ч.3. Полштоф

Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Теперь предоставим слово тонко чувствующим читателям в красных шляпах. Обосновывать свои высказывания не нужно

Какие чувства испытали? Менялись ли они?

Какие моменты особенно взволновали?

Как относитесь к героям? Менялось ли отношение на протяжении чтения?

Какое впечатление произвёл рассказ?

(Если учащиеся не называют чувства сострадания, жалости, то координатор называет их сам)

Учитель: ( надевает синюю кепку ) Прошу приготовиться

пессимистов в черных шляпах.

Что было трудно?

Что непонятно?

Что не принимаете в героях и событиях?

Слайд 11

Библиотекарь: ( надевает синюю кепку ) Ребята! Кто из вас знает, что такое «Десять заповедей» (Учащиеся отвечают) Согласно Библии, четыре тысячи лет назад, Бог дал людям десять заповедей, по которым они должны жить, чтобы быть счастливыми. Произошло это на горе Синай. Заповеди были начертаны на двух каменных досках – скрижалях.

Слайд 12

Теперь внимательно прочтите заповеди (выделенное жирным шрифтом) и скажите, какую из них «майор» нарушил? (Учащиеся называют восьмую заповедь «Не кради», оправдывают «майора», так как он старался для больного мальчика. Учащимся надо напомнить, что восьмая заповедь очень короткая, категоричная и не предполагает исключений. К тому же «майор» не забыл и про себя, купив полштоф водки и закуску )

Ребята! Давайте вспомним еще одного героя рассказа. Это кухарка генеральши. Что вы скажете о ней? (Никому из ребят она не понравилась ) А ведь кухарка попыталась помочь «майору», впустила его на кухню. А что сделал он? Украл серебряные ложки. Ребята, давайте продолжим сюжет рассказа и представим, что будет с кухаркой, когда генеральша узнает о пропаже. Скорее всего кухарка будет уволена, так как ее хозяйка «чистый скаред». Получается, что счастье «майора» и мальчика построено на несчастье другого. Что же делать? Неужели ситуация столь безвыходна? Что скажут оптимисты в желтых кепках ?

Что вызвало положительные эмоции, какие моменты или персонажи?

Что нового узнали?

Принимаете ли вы финал?

( Учащиеся могут сказать: «Все нормально закончилось и не надо усложнять», «Заповеди написаны очень давно, поэтому их не надо соблюдать»).

Учитель: ( Надевает синюю кепку ) Ребята! Несогласным с такими высказываниями предлагаю надеть зеленые кепки . Какие нестандартные выходы из ситуации предложите? (Зеленая шляпа самая популярная и переходит с головы на голову. Учащиеся предлагают «майору» взять кредит в банке, ограбить банк, попросить взаймы у родственницы мальчика, просить милостыню. Самое оригинальное предложение заключалось в следующем. «Майору» в близлежащих кабаках спиртное наливали в кредит. Ему следовало набрать спиртного в разных кабаках, потом продать и на вырученные купить елку. А с долгами можно расплатиться позже, прося милостыню)

Библиотекарь: ( надевает зеленую кепку ) Ребята! Я тоже хочу предложить решение проблемы. Возможно, «майору» следовало бы помолиться и уповать на Бога? Но «майору» не пришло это в голову и он опустился до воровства.

Напомню вам слова Христа из Евангелия: «Приидите ко мне вси труждающиеся и обремененные и аз упокою вы». Говорят, что Бог не дает человеку испытаний выше его сил.

( надевает синюю кепку ) Ребята! Давайте подведем итоги. Судя по тому, как активно вы участвовали в обсуждении рассказа, он вам понравился. Вы узнали, что в жизни добро и зло тесно переплетены. Порой очень сложно их отличить и принять единственно правильное решение. Только от вас самих зависит, сотворите вы зло или добро, ведь человек рожден свободным в своих поступках.

Как сделать кепку.

    Лист цветного картона формата А 4 закруглить с одного конца.

    Сделать сгиб, как на фото.

    Сделать пять надрезов до сгиба.

    Свободные концы получившихся шести полосок соединить скрепками.

Идея, текст: Тимербаева М.И.

Занятие по внеклассному чтению Тема: Литературная игра «Звёздный час» Цель занятия: 1. Обучающие: создавать условия для обобщения знаний у детей о героях литературных сказок; 2. Развивающие: содействовать развитию умения создавать представление о целостном литературно-художественном образе героя сказок, расширять читательский кругозор; 3. Воспитывающие: воспитание умения устойчивого интереса к чтению литературных сказок, расширять кругозор, умение работать в коллективе. 4. Метапредметные: Личностные: сохранять мотивацию, ориентироваться на понимание причин успеха, развивать способность к самооценке. Регулятивные: учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свои действия, адекватно воспринимать оценку учителя. Познавательные: высказываться в устной форме, анализировать объекты, выделять главное, строить рассуждения об объекте, обобщать (выделять класс объектов по какому-либо признаку). Коммуникативные: допускать существование различных точек зрения, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию в высказываниях.

Оборудование: шаблоны - звёздочки, карточки с представленными заданиями, «сказочные предметы», выставка книг, запись литературных произведений, запись песни в «Гостях у сказки». Класс: 3 Тип урока: комбинированное занятие внеклассного чтения.

Сценарий занятия:

1. Организационный момент. Класс делится на команды, каждая команда придумывает название обязательно связанное с героями сказок; готовят инсценировку любой литературной сказки (предварительное д\з); Звучит запись песни «В гостях у сказки» 2. Просмотр выставки книг. 3. Представление команд. 4. Вступительное слово учителя: -Ребята, я поздравляю вас с участием в «Звёздном часе»! Пусть вам сегодня сопутствует удача, радость познания и огромное желание победить! Правила нашей игры очень просты. За правильный ответ участник получает яркую бумажную звезду. По мере проведения конкурсов остаются те ребята, которые набрали больше всего звёзд. У каждого из вас есть таблички с написанными в них цифрами. Они нужны в тех случаях, когда вам предлагается несколько вариантов ответов и надо выбрать лишь один. Если же конкурс не содержит нескольких вариантов ответов, то, чтобы показать, что вы готовы ответить первым, воспользуйтесь табличкой №1. 5. Конкурсная программа. 1)конкурс «Имя литературного героя» - Назовите недостающее имя литературного героя: № п\п Вопрос ответ 1 Домовёнок… Кузя 2 Папа… Карло 3 Старик… Хоттабыч 4 Дядя… Стёпа 5 Почтальон… Печкин 6 Доктор… Айболит 7 Барон… Мюнхгаузен 8 Принц… Лимон 9 Князь… Гвидон 10 Синьор… Помидор 11 Оле… Лукойе 12 Карлик… Нос 13 Илья… Муромец 14 Соловей… Разбойник 15 Крокодил… Гена 16 Поросёнок… Пятачок 17 Железный… Дровосек 18 Мышиный… Король Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса. 2)конкурс «В театре. Угадайте, чью роль учит актёр» -Назовите героя, произведение и автора. задание ответ «Вот я иду, никого не трогая. Вдруг навстречу автобус. Я его не заметил, наступил ногой и р-раз! - раздавил в лепёшку». Д. Мишутка «Фантазёры» Н.Носов. «Я тоже хочу быть честным гражданином, но только в тюрьму попадать не желаю. Потерпи немного, мой отец, я вернусь сюда и всех вас освобожу». Чиполлино «Приключения Чиполлино» Дж.Родари «Скоро у нас будут гости. Раз в неделю ко мне приходит мой сосед. Он живёт лучше меня, в просторном доме и носит роскошную шубку из чёрного бархата». Мышь «Дюймовочка» Х.К.Андерсен Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса.

3)конкурс «музей забытых вещей» -А теперь представьте на мгновение, что вы оказались в театре. Спектакль уже закончен, а вы остались за кулисами. Видите декорации, костюмы, вещи и пытаетесь узнать, какому герою они принадлежат. Назовите произведение и автора. «Сказочный предмет» Название произведения Яйцо Русская народная сказка «Курочка Ряба» Ложка Русская народная сказка «Три медведя» Конь П.Ершов «Конёк-Горбунок» Ключик А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Кувшинчик и дудочка В.Катаев «Кувшинчик и дудочка» Золотая рыбка А. Пушкин «сказка о рыбаке и рыбке» Красная шапочка Ш.Перро «Красная шапочка» Азбука А.Н. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» Цветок А.Аксаков «Алёнький цветочек» Телефон Н.Носов «Телефон» Градусник К Чуковский «Айболит» Мочалка К. Чуковский «Мойдодыр» Самовар К.Чуковский «Муха-Цокотуха» Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса. 4)конкурс «Любимые сказки» 1. Какую птичку спасла от гибели Дюймовочка? а) жаворонка б) ласточку в) синичку 2.Что несла Красная Шапочка бабушке? а) пирог и конфеты б) пирог и яблоки в) пирог и горшочек масла 3.Через, сколько перин и пуховиков принцессе мешала спать горошина? а) 12 перин и 20 пуховиков б) 12 перин и 30 пуховиков в) 20 перин и 20 пуховиков 4.Кого старик предложил зарезать к празднику в сказке «Зимовье зверей»? а) петуха б) свинью в) индюка 5.Кто раздавил теремок? а) волк б) медведь в) мышка 6.Сколько лет было принцессе из сказки «Спящая красавица», когда она уснула? а) шестнадцать б) восемнадцать в) двадцать Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса. 5)конкурс «В мире приключений» - Кто из литературных героев…: вопрос ответ …Двадцать восемь лет провёл на необитаемом острове? Робинзон Крузо (Д.Дефо «Робинзон Крузо» … Потерпел кораблекрушение и был взят в плен лилипутами? Гулливер (Д.Свифт «Путешествия Лемюэля Гулливера» …Летал на ядре, побывал на Луне? Мюнхгаузен (Э.Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена») …Попал в сказочную страну, которой правил король Топсед Седьмой? Оля и Яло (В.Губарев «Королевство кривых зеркал) …Свергнул трёх толстяков? Суок, канатоходец Тибул (Ю.Олеша (Три толстяка) …Проучил директора кукольного театра Карабаса-Барабаса? Буратино (А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» …Помчался вдогонку за белым Кроликом, провалился в очень глубокий колодец и оказался в удивительной стране? Алиса (Д.Кэрролл «Приключения Алисы в стране чудес») … Перевоспитал почтальона Печкина? Д.Фёдор, кот Матроскин, пёс Шарик (Э.Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот») Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса. 6)конкурс «Узнай волшебника из сказки» - О ком говорится в следующих строчках? 1. «Она показалась Элли очень красивой, доброй и удивительно юной, хотя вот уже много веков правила страной болтунов» (о доброй волшебнице Стеле - А.Волков «Волшебник изумрудного города») 2. «Превратился в огромного льва. Кот так испугался, увидев перед собою льва, что сейчас же бросился на крышу…» (о злом людоеде- Ш.Перро «Кот в сапогах») 3. «Был только один глаз, зато она видела им так, что не было уголка в Фиолетовой стране, который ускользнул бы от её острого взора» (о злой волшебнице Бастинде - А.Волков «Волшебник изумрудного города») 4. «Коса ссизя - чёрная и не как у наших девок болтается, а ровно прилипла к спине. На конце ленты не то красные, не то зелёные. Сквозь светеют и тонко так позванивают, будто листовая медь» (о хозяйке Медной горы - П.Бажов «Медной горы хозяйка») 5. «Это был тощий и смуглый старичок с бородой по пояс, в роскошной чалме, тонком шерстяном кафтане, обильно расшитом золотом и серебром, в белоснежных шёлковых шароварах и нежно - розовых сафьяновых туфлях с высоко загнутыми носками» (о джинне Хоттабыче - Л.Лангин «Старик Хоттабыч») 6. «Кай взглянул на неё. Как она была хороша! Лица умней и прелестней он не мог себе представить. Теперь она не казалась ему ледяною…(о Снежной Королеве - Х.К.Андерсен «Снежная Королева») Производится подсчёт полученных звёздочек. Жюри объявляет итоги конкурса.

6. Выступление учащихся с инсценировкой отрывка из сказки. 7. Итог занятия. Рефлексия. Чествование победителей - награждение. - Чему учат нас сказки? Что интересного узнали?

В современной школе, к сожалению, слабо поставлена работа по внеклассному чтению (по личным наблюдениям). Возможно, это связано с тем, что большое внимание уделяется подготовке к ГИА и ЕГЭ. Но низкие оценки за экзамен обычно получают ученики, у которых неосознанное чтение с низким темпом (к сожалению, такие дети есть и в девятом классе). Одно из условий успешной сдачи экзаменов в новой форме – осознанное чтение. В данное понятие мы вкладываем умение понимать и пересказывать любые тексты, отвечать на вопросы по содержанию, понимать подтекст.

У современных учащихся нет мотивации к чтению и индивидуального читательского опыта. Дети не знают, что им читать, где брать книги, как их выбирать. Они привыкли, что читать нужно только то, что задают на уроках литературы или (в лучшем случае) что купят родители.

Одним из условий улучшения техники чтения является увеличение объёма чтения, формирование читательского интереса учеников. Для этого нужна систематическая работа учителя в сотрудничестве с учениками. В работе по внеклассному чтению детям нужно предоставлять больше творческой свободы, чем на уроках литературы.

ЦЕЛЬ уроков внеклассного чтения:

  1. Приучить учеников к систематическому самостоятельному чтению.
  2. Стимулирование читательского интереса.
  3. Создание самостоятельного читательского опыта.

ЗАДАЧИ:

  • Образовательная : научить самостоятельному и осознанному(!) чтению.
  • Развивающая : развитие интеллекта, совершенствование навыка чтения, развитие познавательных процессов, творческих способностей, навыков устной речи.
  • Воспитательная : расширение кругозора, воспитание думающего и размышляющего читателя, нравственное и эстетическое воспитание.

Теперь нужно разобрать определение «система внеклассного чтения». В нашем понимании это не 1-2 урока в течение года, а ежемесячная (еженедельная - в зависимости от уровня подготовки класса) работа со второго класса, а с четвёртого класса необходимо сотрудничество учителя начальных классов и учителя средней школы, у которого будут учиться дети, для разработки списка чтения на лето. Без преемственности система развалится.

Для каждого класса (5-11) составлен вариативный список внеклассного чтения. Это значит, что не нужно строго придерживаться порядка и количества рекомендуемой литературы. В зависимости от уровня подготовленности класса можно заменять книги или пропускать их (естественно, не во всех классах нужно читать «Моби Дика» или «Записки Пиквикского клуба»).

ПРАВИЛА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

При выборе литературы для внеклассного чтения нужно помнить о следующих условиях:

  1. В 2-6 классах нужно подбирать интересную ДЕТЯМ литературу и проводить по ней игровые уроки.
  2. При изучении литературы применять историко - литературный аспект (там, где возможно).
  3. Интегрировать уроки русского языка и внеклассного чтения. Особенно удачен с этой точки зрения учебник Г.Г. Граник (большое спасибо авторам за рекомендованную в упражнениях литературу, которую дети читают с огромным удовольствием).
  4. В 7-11 классах применять проблемно-поисковый метод.
  5. Начиная с 9 класса постепенно уменьшать список внеклассного чтения.

ОРГАНИЗАЦИЯ УРОКОВ ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ

В начале учебного года ученикам предоставляется список внеклассного чтения на текущий учебный год. В классе проходит обсуждение, кто именно из учеников будет проводить урок по каждому произведению из списка (если возникают трудности, группы назначает учитель).

В каждой группе должны быть сильные и слабые ученики. Первое занятие проводит группа сильных учеников с целью дать больше времени для подготовки группам со слабыми учениками. К каждому уроку ВСЕ учащиеся (2-7 классы) готовят иллюстрации к прочитанным книгам, составляют тесты и кроссворды, которые используются на уроках. Учителем совместно с группой учеников составляется конспект урока (сильным ученикам можно доверить в 5-11 классах и самостоятельную подготовку). Из опыта проведённых уроков можно сделать вывод о том, что чем больше детям предоставлено свободы при подготовке к уроку, тем интереснее проходят уроки. Это объясняется тем, что дети очень ответственно относятся к таким заданиям, особенно в младшем школьном возрасте, когда у них ещё сохраняется ведущая деятельность игра.

Одна из главных задач таких занятий – развитие устной речи, творческих способностей, навыка публичных выступлений. Когда ребёнок оказывается в роли ведущего урока, он становится намного собраннее, больше внимания уделяет правильно построенному устному ответу.

Естественно, чем старше становятся дети, тем меньше становится игровых занятий и тем больше становится уроков, направленных на морально-этическое и эстетическое воспитание, большую часть которых проводит учитель. Уроки проводятся на классных часах, консультациях, спецкурсах, резервных часах - не жалейте времени на внеклассное чтение.

Также практикуется проведение викторин учениками средней школы для начальной школы.

И в качестве пожелания. Не надо забывать про советскую литературу.

ПРИМЕРНЫЙ СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

5 КЛАСС

  1. Д. Даррелл «Говорящий свёрток», «Моя семья и другие звери»
  2. Н. Носов «Витя Малеев в школе и дома»
  3. В. Драгунский «Денискины рассказы»
  4. В. Коржиков «Мореплавание Солнышкина»
  5. В. Медведев «Баранкин, будь человеком»
  6. Е. Велтистов «Приключения Электроника»
  7. Л. Лагин «Старик Хоттабыч»
  8. В. Губарев «Королевство кривых зеркал»
  9. П. Треверс «Мери Поппинс»
  10. М. Твен «Приключения Тома Сойера»
  11. А. Гайдар «Тимур и его команда», «Судьба барабанщика»
  12. Н. Носов «Приключения Толи Клюквина», «Незнайка»(все книги)
  13. Д. Мамин-Сибиряк «Рассказы»
  14. К.М. Станюкович «Максимка», «Побег» и др.рассказы
  15. А.П. Чехов «Каштанка», «Белолобый», «Мальчики», «Беглец»
  16. А.И. Свирский «Рыжик»
  17. М. Прилежаева «Семиклассницы»

6 КЛАСС

  1. Д. Дефо «Приключения Робинзона Крузо»
  2. А. Гайдар «Школа», «Клятва Тимура»
  3. Дж.Свифт «Гулливер»
  4. Д. Даррелл «Зоопарк в багажнике»
  5. В. Крапивин «Оруженосец Кашка», «Мушкетёр и фея»
  6. В. Осеева «Динка»
  7. Р. Фраерман «Повесть о первой любви»
  8. А. Гарин-Михайловский «Детство Тёмы»
  9. Л. Толстой «Детство», «Кавказский пленник »
  10. Ф. Достоевский «Мальчики» («Братья Карамазовы» т.2 ч.4 кн.10), «Мальчик у Христа на ёлке»
  11. Л. Кассиль «Кондуит и Швамбрания»
  12. А.Н. Толстой «Детство Никиты»
  13. Д.В. Григорович «Гуттаперчевый мальчик»
  14. Н.С. Лесков «Зверь»
  15. В. Гюго «Козетта»
  16. Ф. Распе «Приключения барона Мюнхгаузена»
  17. Л. Андреев «Кусака», « Петька на даче», «Ангелочек», «Гостинец»
  18. А. Куприн «Белый пудель», «Тапёр», «В недрах земли», «Чудесный доктор»
  19. А.С. Пушкин «Дубровский»

7 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Рождественские истории», «Приключения Оливера Твиста»
  2. А. Конан-Дойль «Шерлок Холмс»(рассказы, «Собака Баскервилей»), «Затерянный мир»
  3. Л. Кассиль «Будьте готовы, Ваше высочество!»
  4. В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»
  5. Дж. Лондон «Белый клык», «На берегах Сакраменто»
  6. А. Беляев «Голова профессора Доуля», «Человек-амфибия»
  7. Кир Булычёв 2 книги на выбор ученика
  8. Л. Буссенар «Капитан Сорви-голова»
  9. М. Твен «Принц и нищий»
  10. А. Линдгрен «Расмус-бродяга»
  11. Ж. Верн «Таинственный остров», «15-летний капитан»

8 КЛАСС

  1. Ч. Диккенс «Большие надежды»
  2. В. Гюго «Отверженные»
  3. А. Рыбаков «Кортик», «Бронзовая птица», «Выстрел»
  4. В. Каверин «Два капитана»
  5. А. Дюма «Три мушкетёра»
  6. В. Крапивин 2 книги по выбору учащихся
  7. А. Фадеев «Молодая гвардия»
  8. В. Скотт «Айвенго»
  9. М. Рид «Всадник без головы»
  10. Ж. Верн «Дети капитана Гранта», «За 80 дней вокруг света», «80 лье под водой»
  11. Л. Кассиль «Чаша гладиатора», «Ход белой королевы»
  12. А. Грин «Алые паруса», «Зелёная лампа», «Золотая цепь»
  13. К. Федин «Необыкновенное лето»
  14. Р. Стивенсон «Остров сокровищ»

9 КЛАСС

  1. А. Рыбаков «Приключения Кроша» (все книги)
  2. А. Дюма «Граф Монте-Кристо»
  3. Ф. Достоевский «Бедные люди»
  4. В. Железняков «Чучело», «Чучело-2, или игра мотыльков»
  5. А. Беляев «Старая крепость»
  6. А. Кронин «Замок Броуди»
  7. У. Коллинз «Лунный камень»
  8. Г. Троепольский «Белый Бим чёрное ухо »
  9. В. Обручев «Земля Санникова»
  10. Г. Мельвин «Моби Дик» (по желанию).
  11. Ч. Диккенс «Записки Пиквикского клуба

10-11 КЛАСС

  1. Э.М. Ремарк «Искра жизни», «Три товарища»
  2. Л. Улицкая «Рассказы»
  3. Д. Селинджер «Над пропастью во ржи»
  4. Г. Щербакова «Вам и не снилось»
  5. П. Санаев «Похороните меня за плинтусом»

Уточняю ещё раз, что список вариативный.

ПЛАН УРОКА ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПРОИЗВЕДЕНИЮ А. ДЮМА «ТРИ МУШКЕТЁРА»

ЭТАП УРОКА СОДЕРЖАНИЕ ЭТАПА (КРАТКОЕ)
Организационный момент Ученики делятся на три группы по спискам, которые составили ведущие
Знакомство с биографией А.Дюма и прототипами главных героев Мультимедийная презентация, приготовленная ведущими + устные комментарии
«Шарики» По одному человеку из команды получают по два воздушных шарика с заданиями
«Имена» Вычеркнуть имена героев, которых нет в романе
Конкурс кроссвордов Каждой группе ведущие выдают кроссворды
Театральный конкурс Изображение сцен из романа по группам
«Самый умный» Ответы на вопросы по темам: «Любовные интриги», «Дуэли», «Спасения», «Кот в мешке».
  1. События в романе происходят во времена правления:
    – Карла 9;
    – Генриха 4;
    – Франциска 1;
    – Людовика 13.
  2. Королева Анна Австрийская, жена короля Франции, по национальности была:
    – испанкой;
    – англичанкой;
    – француженкой;
    – немкой.
  3. События в книге начинаются:
    – в первый понедельник апреля 1625 года;
    – в первый понедельник апреля 1635 года;
    – в первое воскресенье 1625 года;
    – в первый понедельник 1623 года.
  4. Что посоветовал приобрести Портос главному герою, когда он получил деньги о короля?
    – слугу;
    – коня;
    – сменить одежду;
    – шпагу.
  5. Сколько подвесок приказал кардинал срезать Миледи у герцога Бэкингема?
    – 1;
    – 3;
    – 2;
    – 4.
  6. Как звали слугу Арамиса?
    – Базен;
    – Планше;
    – Гримо;
    – Мушкетон.
  7. В какую сумму английский ювелир оценил срезанные подвески?
    – 1,5 тыс. пистолей каждая;
    – 2 тыс. пистолей за все;
    – 2 тыс. пистолей каждая;
    – 1,5 тыс. пистолей все.