Контроль образовательного процесса. Технологии педагогического регулирования и коррекции образовательного процесса

685. Задание {{ 794 }} ТЗ 1 Тема 1-1-0

Технология установления педагогически целесообразных взаимоотношений предполагает:

£ корректировку личностных качеств педагога

R определенную инструментовку педагогических требований

R опора на общественное мнение коллектива

R адекватные оценки знаний, умений, навыков, поведения учащихся

£ отказ от педагогических требований в пользу свободного самоопределения учащихся

686. Задание {{ 795 }} ТЗ 2 Тема 1-1-0

Установите соответствие. В процессе наблюдения занятия наблюдающий должен руководствоваться принципами:

Невмешательства Об ошибках необходимо говорить после занятия, исправлять их должен сам преподаватель в последующем, что в случае необходимости также можно проконтролировать
Корректности Проявление максимума доброжелательности и тактичности по отношению к проверяемому преподавателю, учащимся
Учет специфических особенностей учебного предмета и индивидуальных особенностей преподавателя На занятиях не может быть второстепенных деталей; вне зависимости от времени посещения наблюдается и фиксируется весь ход занятия
Учет всех факторов учебного занятия Уметь подходить к наблюдению и анализу каждого учебного занятия дифференцированно, даже опираясь на одни и те же строго определенные требования и правила

687. Задание {{ 796 }} ТЗ 3 Тема 1-1-0

Установите соответствие. При использовании системы требований для контроля занятия, урока необходимо соблюдать ряд принципов:

688. Задание {{ 1200 }} ТЗ № 1200

Дополните

В процессе наблюдения занятия наблюдающий должен руководствоваться принципом невмешательства, когда об ошибках необходимо говорить после занятия, исправлять их в последующем должен …, что в случае необходимости можно проконтролировать.

Правильные варианты ответа: преподаватель; учитель; педагог;

689. Задание {{ 1201 }} ТЗ № 1201

Дополните

Проявление максимума доброжелательности и тактичности по отношению к проверяемому преподавателю, учащимся - это принцип....

Правильные варианты ответа: корректности;

Технология контроля образовательного процесса

690. Задание {{ 1173 }} ТЗ № 1173

Метод контроля за деятельностью преподавателей-предметников и классных руководителей предполагает:

R посещение учебных занятий

£ анализ условий жизни педагогов

R посещение внеучебных мероприятий

R посещение и анализ факультативов, кружков и т.п.

£ анализ данных о состоянии здоровья учителей

691. Задание {{ 1325 }} ТЗ № 1325

Установите соответствие. Виды внутришкольного контроля:

692. Задание {{ 798 }} ТЗ 5 Тема 1-2-0

Восстановите последовательность. Система деятельности при реализации контрольной функции включает:

1: сбор информации

2: упорядочение информации

3: анализ информации

4: оценку информации

693. Задание {{ 799 }} ТЗ 6 Тема 1-2-0

Восстановите последовательность. Наблюдение за деятельностью преподавателей-предметников и классных руководителей как метод контроля включает реализацию следующих шагов:

1: посещение учебных занятий

2: анализ учебных занятий

3: посещение внеучебных мероприятий

4: анализ внеучебных мероприятий

5: посещение и анализ факультативов, кружков и т.п.

694. Задание {{ 1202 }} ТЗ № 1202

Восстановите последовательность. Механизм анализа в структуре контроля включает:

1: расчленение объекта или явления

2: декомпозиция на более мелкие элементы

3: изучение мелких элементов

4: синтез, воссоздание общей картины познанного объекта или явления

Функции управления

Управление должно обеспечить стабильное функционирование дошкольного образовательного учреждения и в то же время его развитие, т.е. изменения, перестройку в соответствии с новыми педагогическими идеями и доктриной образования страны.

К.Ю.Белая под «управлением» понимает «целенаправленную деятельность руководителя по созданию необходимых условий для оптимального функционирования и развития дошкольного образовательного учреждения» , что не расходится с определениями, приведёнными выше.

Управленческая деятельность в дошкольном образовательном учреждении имеет циклический характер, т.е. представляет собой совокупность связанных между собой стадий, составляющих законченный круг развития.

Ю.А. Конаржевский утверждает, что управленческий цикл рассматривается как целостная совокупность сориентированных на достижении одной цели, выполняемых одновременно или в некоторой последовательности, взаимодействующих между собой управленческих функций, совершающих законченный круг развития и ограниченных определёнными, предметно-пространственными и временными рамками .

В.Г. Афанасьев выделяет эти взаимодействующие и взаимосвязанные между собой функции - операции, вытекающие из управленческого цикла:

выработка и принятие управленческого решения (сюда же он относит и планирование, как одну из форм управленческого решения);

организация;

регулирование, коррегирование;

учёт и контроль.

Л.М.Денякина к функциям управления относит: прогнозирование, программирование, планирование, организацию, регулирование, контроль, анализ, корректирование, стимулирование и т.д.

По мнению Н.С. Сунцова, «наиболее точно специфика внутришкольного управления выражается в четырёх функциях - планировании, организации, контроле и координации» .

Ю.А. Конаржевский, А.Н. Троян, В.С. Лазарев, М.М. Поташник и другие авторы в дополнение к эти четырём рассматривают педагогический анализ как одну из функций управления образовательным учреждением. Например, Ю.А. Конаржевский даёт определение педагогическому анализу как функции управления школой, направленной «…на изучение состояния, тенденции, развития, на объективную оценку результатов педпроцесса и выработку на этой основе рекомендаций по упорядочению системы или проведению её в более высококачественное состояние» .

К.Ю. Белая, раскрывая структуру управления, дошкольным образовательным учреждением, отмечает, что заведующая, управляя детским садом, выполняет определённые функции: информационно-аналитическую, мотивационно-целевую, планово-прогностическую, организационно-исполнительскую, регулятивно-коррекционную и контрольно-диагностическую .

А.Ф. Пеленёв структуру основных функций системы управления образовательным учреждением представляет в такой последовательности:

Исследование актуального состояния объекта (управляемой системы).

Проектирование перспективного состояния объекта.

Постановка приоритетных целей и задач деятельности по переводу объекта из актуального состояния в спроектированное.

Планирование деятельности по достижению поставленных целей и задач.

Организация спланированной деятельности.

Мотивация деятельности.

Регулирование противоречий.

Контроль и коррекция деятельности.

Анализ и оценка результатов.

В.С.Лазарев выделяет четыре вида управленческих действий: планирование, организацию, руководство и контроль, исходя из того, что в совокупности эти действия образуют полный управленческий цикл от постановки целей до их достижения и потому являются необходимыми и достаточными. При этом он рассматривает эти действия как сложные, имеющие свою структуру и включающие в неё другие действия как компоненты.

Интерес для построения управления в дошкольном образовательном учреждении представляют классификации Ю.А. Конаржевского, П.И. Третьякова и Г.К. Чекмарёвой.

Ю.А. Конаржевский обосновал систему взаимосвязанных видов деятельности руководителя школы. Он выделяет такие функции, как педагогический анализ, планирование, организация, внутришкольный контроль, регулирование.

В качестве системообразующей функции выступает педагогический анализ. В последних работах автор как стержневые функции в управленческом цикле выделяет сбор и отработку информации и принятия на их основе управленческого решения.

П.И. Третьяков и Г.К. Чекмарёва в качестве самостоятельных, но взаимосвязанных функций управления выделяют:

мотивационно-целевую;

планово-прогностическую;

организационно-исполнительскую;

контрольно-оценочную;

контрольно-диагностическую;

регулятивно-коррекционную.

Двойное название делает акцент на целевое назначение этих функций.

Изучение и анализ литературы показывает, что в настоящее время выбор звеньев цикла в управлении образовательным учреждением твёрдо не установлен, а в названиях не наблюдается единообразия.

В.С. Лазарев рассматривает функции управления как отношение между управляющей системой и управляемым объектом, требующее от управляющей системы выполнения определённого действия для обеспечения целенаправленности и организованности управляемых процессов }