Коррекционное занятие в коррекционной школе. Коррекционные занятия

Коррекционные занятия - это специальные мероприятия для детей различного возраста, которые включают в себя упражнения и методики, направленные на развитие определенных знаний, умений, навыков ребенка, а также на улучшение его поведения, эмоционально-волевой сферы, речи и мышления, на социально-бытовую адаптацию. Содержание и программа таких занятий всегда индивидуальны и зависят от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей.

Кто и как проводит коррекционные занятия?

«Коррекционные занятия» - это общий термин, такие занятия могут проводить и дефектологи, и психологи различной специализации (педагог-психолог, нейропсихолог, специальный психолог и другие), и логопеды.

Таким образом, дефектолог в своих занятиях делает акцент на:

  1. Познавательной сфере (соответственно возрастным нормам): развитие мелкой и крупной моторики, развитие сенсорного восприятия, навыков конструирования, развитие различных операций мышления, формирование навыка обучения, воздействие на динамические особенности процесса обучения (проще говоря, привычка к концентрации на нужной информации на определенный промежуток времени, потом перерыв, развитие усидчивости; снижение уровня физической активности ребенка на период урока), обучение счету (в том числе коррекция дискалькулии), развитие связной речи (рассказ, пересказ), развитие фантазии, внимания, памяти и так далее.
  2. Социально-бытовой адаптации: умение самостоятельно одеваться, пользоваться туалетом, питаться, доносить до окружающих информацию о своих потребностях. Развитие представления об окружающем мире и практических навыков существования в нем (например, как одеваться согласно погодным условиям; как совершать покупки в магазине; как собрать рюкзак для школы).
  3. Навыки коммуникации. Здесь важно обучить ребенка практическим элементам общения между людьми в типичных ситуациях, например, здороваться при встрече и прощаться при расставании. О чем принято разговаривать, если ты мало знаешь человека? Как задать вопрос, как выразить свою мысль правильно? Как можно и нельзя себя вести в определенных ситуациях, что уместно, а что нет? Для некоторых категорий детей это крайне важные задачи для развития (например, при расстройстве аутистического спектра, особенно, если плохо развита речевая функция). В некоторых случаях работа дефектолога по развитию навыков коммуникации начинается с обучения ребенка выражению своих потребностей с помощью специальных карточек, а не слов (если ребенок не может говорить), а также формирования понимания у ребенка обращенной речи. Постепенно занятия усложняются.

Детский логопед проводит коррекционные занятия именно по речевой функции: развитие речи, увеличение словарного запаса, коррекция звукопроизношения, правильное формирование фразы, устранение запинок, заикания, совершенствование техники речи, устранение дефектов речевой функции, в том числе с помощью техник логопедического массажа (нормализация тонуса артикуляционного аппарата, воздействие на биологически активные точки для передачи импульса в речевые центры в мозге). У детей более старшего возраста логопед использует техники развития речи с помощью рассказа и пересказа, а также устраняет проблемы письма и чтения (в том числе коррекция таких нарушений, как дислексия, диграфия, дизорфография). В нашем центре логопед также использует в работе аппарат «ДЭНАС» и специальные наушники «Forbrain» для усиления эффекта от занятий.

Проводит коррекционные занятия, направленные на гармонизацию эмоциональной сферы ребенка и его поведения. Также он проводит диагностику и коррекцию познавательной сферы (здесь его работа «пересекается» с деятельностью дефектолога), но специфика работы детского психолога заключается прежде всего в том, что он больше занимается диагностикой (в том числе углубленной, например, тест Векслера, корректурные пробы и т.д.), пишет подробное заключение. А дефектолог уже занимается практикой: «подтягивает» все те области, которые по той или иной причине не доходят до нормативных показателей. Таким образом, основные «терапевтические мишени» детского психолога - это детская тревожность, детские страхи, проблемы адаптации, гиперактивность у детей, нарушения поведения, нарушения детско-родительских взаимоотношений и другие.

С какими детьми проводятся коррекционные занятия?

Основные группы нарушений, при которых необходимы коррекционные занятия с дефектологом:

  • Расстройство аутистического спектра, аутизм;
  • Умственная отсталость;
  • Синдром Дауна и другие генетические нарушения;
  • Задержка психического развития;
  • Алалия (отсутствие речи);
  • Сочетанные нарушения и другие.

Как уже говорилось выше, при каждом нарушении и для каждого ребенка коррекционные занятия по содержанию разные. Программа очень сильно зависит от возраста ребенка и его индивидуальных особенностей. Еще один момент, который имеет непосредственное влияние на ход самих занятий и их результат - это контакт с педагогом. Первые встречи всегда играют очень важную роль для формирования доверия между ребенком и педагогом, а также между родителем и педагогом. Даже самая продвинутая методика никогда не будет работать, если ребенок не настроен на занятие, испытывает негативные эмоции. Поэтому крайне важно правильно мотивировать ребенка на посещение занятий.

Как понять, какой специалист нужен Вашему ребенку?

Если Вы чувствуете, что Вашему ребенку требуются коррекционные занятия, Вас что-то беспокоит в его поведении, состоянии речи и психики, но сомневаетесь, какой именно специалист Вам нужен, позвоните нам и расскажите кратко о Вашей ситуации. Администратор нашего Центра подскажет, к кому из специалистов лучше записаться на первичную консультацию (важно сообщить по телефону возраст и пол ребенка, что беспокоит, чтобы специалист подготовился к встрече именно с вашим ребенком, и первая консультация была максимально эффективной).

Также Вам может подойти такая услуга нашего Центра, как консилиум - это совместная консультация специалистов различного профиля, на которой каждый из специалистов проводит обследование по своей сфере. В конце такой комплексной консультации все сотрудники дают кратко заключение и рекомендации, таким образом, выстраивается оптимальный коррекционный маршрут для ребенка. Заключение может быть оформлено в письменном виде на бланке Центра. Стоимость такой консультации ниже, чем консультация каждого специалиста в отдельности.

….Коррекционно-развивающая работа проводится с целым ученическим коллективом или отдельными учащимися по ведущим направлениям деятельности педагога-психолога – куратора. Плановая коррекционно-развивающая работа проводится в виде факультативов, кружков, клубов, коррекционно-развивающих занятий, в рамках часов школьного компонента. Со школьниками, нуждающимися в специальной коррекционной поддержке, проводится внеплановая работа по результатам диагностики, по запросу педагогов, родителей, самого учащегося.

Виды коррекционно-развивающих занятий можно выделить в зависимости от того, на что направлены эти занятия:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:

развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;

развитие навыков каллиграфии;

развитие артикуляционной моторики.

2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:

развитие зрительного восприятия и узнавания;

развитие зрительной памяти и внимания;

формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);

развитие пространственных представлений ориентации;

развитие представлений о времени;

развитие слухового внимания и памяти;

развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.

3. Развитие основных мыслительных операций:

навыков соотносительного анализа;

навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);

умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;

умения планировать деятельность;

развитие комбинаторных способностей.

4. Развитие различных видов мышления:

развитие наглядно-образного мышления;

развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).

5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).

6. Развитие речи, овладение техникой речи.

7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.

8. Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

25. Тематика коррекционно-развивающих занятий . Кзанятиям ставятся задачи, но темы занятий при этом не определяются (занятия просто обозначаются номером –« Занятие1,«Урок1, «Занятие2 и т. д.).Однако в сложившейся школьной практике к учителю-дефектологу предъявляется требование записывать темы коррекционных занятий в журнал. Между тем формулирование тем занятий вызывает затруднения у практиков, о чем свидетельствует наш опыт работы в системе повышения квалификации и переподготовки учителей-дефектологов. Изучение существующей практики и методической литературы выявило отсутствие единого подхода к фор- мулированию тем коррекционных занятий. Анализ содержательного наполнения используемых формулировоктем позволил выделить такие их варианты. 1. Формулировка содержит в себе указание на материал учебной программы по какому-либо предмету («Счетвпределах 20», «Правописание слов с корнем –вод-« и т. п.).2. Формулировка содержит указание о направленности занятия на развитие психических процессов:на развитие отдельного психического процесса («Развитие внимания», «Развитие мышления», «Развитие памяти» и т. п.);

На развитие определенного вида, формы, свойства отдельного псих-го процесса («Развитие устной речи», «Формировать произвольное внимание», «Формировать словесно-лог-ое мышл-е»);

На развитие познав-ой деят-ти в целом(«Развитие познав-ой деят-ти», «Развитие познав проц-ов).

3. В формулировке отражен материал знакомства с окружающим миром («Дары леса», «В гостях у осени», «Моя семья», «Расширить и обогатить знания детей о жизни животных наших лесов»).

4.Формулировка содержит указание на используемые методы, формы работы, отдельные задания («Игра "Будь внимательным»,«Магазин ковров», «Тренинг "Запомни картинки"», «Что перепутал художник?», «Доскажи словечко», «Дидактическая игра "Молчанка"» и т. п.).5. Комбинированные формулировки, содержащие в себе указание на:-направление коррекционной работы и уточнение поля деятельности («Пространственная ориентировка. Ориенти­ровка на листе бумаги» и т. п.);

Используемые методы и формы работы и их психоло­гическую направленность (« Игры и упр-я упражнения по раз­витию произвольного внимания», «Игры, коррекционные упражнения и задания игрового характера с использовани­ем детской продуктивной деятельности», «Коррекционные игры на формирование координации в системе ухо - рука», «Развитие внимания на материале дидактических игр» или «Развитие слгаовой памяти. "Пара слов"», «Развитие воображения.Нарисуй что-нибудь» и т. п.);-направленность занятия на развитиепсихического(их) процесса(ов) и на материал знакомствасокружающим ми­ром («Развитие устной речи. Зимние забавы»,«Развитиезрительного внимания. Развитиеактивности и самостоя­тельности мышления. Домашние животные» и т. п.);-направленность занятия на развитие психического(их) процесса(ов) и на учебный материал («Развитие зрительного внимания. Считаем числа» и т. п.);-направленность занятия на развитие психического(их) процесса(ов), материал знакомства с окружающим миром, учебный материал и др. (например, виды деятельности аа занятии: «Развитие зрительного восприятия. Живая и не­живая природа. Написание предлогов. Меры длины, массы, времени», «Развитие мелкой моторики рук, артикуляцион­ной моторики. Игрушки, описание, лепка» и т. п.).

На наш взгляд, все выделенные варианты формулиро­вок тем занятий не отражают специфики коррек-но- пед-ой работы и, следовательно, не явл целесообразными.

Изложим свою точку зрения на способ формулирования тем коррекционных занятий. К кор-му занятию сначала следует поставить задачи, т. е. определить, над чем будет осуществляться работа. Затем по ведущей задаче формулируется тема корр-ого занятия.

Проиллюстрируем это на примере. Напр, к занятию поставлены следующие задачи:

1. формировать умение ориентироваться в трехмерном пространстве в направлениях относительно собственного тела; вправо-влево; 2.развивать умение составлять рассказ цепной организации (рассказ о пройденном маршруте) с использованием слов, обозначающих направления пространства; 3. формировать умение осуществлять самоконтроль на всех этапах выполнения задания.Еслив качестве ведущей на занятии видится первая из представленных задач, то тема занятия может быть сформулирована так: «Ориентировкав трехмерном пространстве в направлениях относительно собственноготела».

Если же ведущей определена вторая задача, то тогда тема занятия будет иной (при томже перечне корр-но развивающихзадач): «Составлениерассказа цепной организации.

Т\ о, в темесодержится указаниена то основное обобщенное умение, над формированием которого у детей планируется работатьна данном занятии. Однако формулировка темы занятия не полностью повторяет формулировку ведущей задачи:в ней отсутствуют слова «формировать умение» и отсутствует конкретизация:в каких направлениях, с опорой на что или с использованием чего предполагается осуществление той или иной деят-ти.

Напр, ведущая задача занятия м\бтакой:«формировать умение ориентироватьсяв двухмерном пространстве (илина плоскостилиста) врасположенииобъектов относительно собственноготела: справа- слева» или такой: «формировать умение ориентироваться в двухмерном пространстве (или на плоскости листа) в расположении объектов относительно собственного тела: вверху - внизу, посередине, в центре». А тема занятия и в одном и в другом случае может быть сформулирована одинаково: «Ориенти­ровка в двухмерном пространстве в расположении объек­тов относительно собственного тела», хотя, по усмотрению учителя-дефек-ла тема м\б и более конкрети­зированной: «Ориентировка в двухмерном пространстве в расположении объектов относ-но собственного тела: справа – слева».Приведем еще несколько примеров, в кот даны формулировки тем и возможные задачи занятий, на осно­вании кот такая тема может быть определена.

Тема. Дифференциация пространственных предлогов и понятий горизонтальной оси.

Задачи: формировать умение различать пространствен­ные предлоги и понятия гориз-ой оси: близко, далеко, ближе, дальше, между,

формировать умение различать пространственные пред­логи и понятия горизон-ой оси: перед (чем-либо), за (чем-либо), спереди от, сзади от;

формировать умение использовать в речи простран­ственные предлоги и понятия горизон-ой оси: ближе, дальше, между, перед, за, спереди, сзади.

Тема. Пересказ текста цепной организации.Задачи : формировать умение пересказывать текст цепной организации с опорой на предметно-графическую схему;

формировать умение пересказывать текст цепной орга­низации с опорой на графическую схему;

формировать умение пересказывать текст цепной орга­низации с опорой на ключевые слова.

26.Стр-ра коррекционно-развивающего занятия. Кор.-развивающее занятие включает в себя след. элементы:ритуал приветствия, разминка, рефлексия прошлого занятия (если это необходимо), основное содержание занятия (проведение игр, упр-ний), рефлексия прошедшего занятия, ритуал прощания Ритуал приветствия-прощания явл. важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать уч-ся, создавать атмосферу групп-го доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Разминка явл. ср-вомвозд-вия на эмоц. состояние, ур-нь активности. Разминка выполняет ф-ю настройки на продуктивную гр-ую деят-ть и может проводиться не т-ко в нач. занятия, но и между отдельными упр-ми, если есть необходимость изменить актуальное эмоц. состояние уч-ся. Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнич-х упр-ний и приёмов, направленных на решение задач данного развивающего или психо-коррекц-го комплекса. Приоритет отдается много функциональным техникам, направленным одновременно и на формирование соц-х навыков, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упр-ний и их общее колич-во. Последовательность упр-ний должна предполагать чередование деят-ти, смену психофизич. состояния учащегося: от подвижного к спокойному, от инте-ой игры к релаксационной технике и др. Упр-я д-ныт.ж. располагаться в порядке от сложного к простому. Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоц-ом (понравилось-не понравилось) и смысловую (почему это важно, зачем мы это делали). Важным условием корр-но-развив. работы явл. её продолжительность и возможность осуществления в последующем кор.-развивающих возд-вий на учащегося в пр-се его соц-но-труд адаптации. Важно, чтобы система организации коррекционно-развивающей помощи учащимся была достаточно гибкой и динамичной.

По форме проведения коррекционно-развивающие занятия делятся на индивидуальные и групповые. Коррекционно-развивающее занятие включает в себя следующие элементы: Ритуал приветствия.Разминка.Рефлексия прошлого занятия (если это необходимо).

Рефлексия прошедшего занятия.

Ритуал прощания.Ритуал приветствия-прощания является важным моментом работы с группой, позволяющим сплачивать детей, создавать атмосферу группового доверия и принятия, что в свою очередь чрезвычайно важно для плодотворной работы. Для детей младшего возраста ритуал задается педагогом. Ритуал предлагается и исполняется в первый раз уже на первом занятии и задача педагога – неукоснительно выполнять его на каждом занятии, наблюдая за тем, чтобы в него были включены все дети.Разминка является средством воздействия на эмоциональное состояние детей, уровень их активности, выполняет важную функцию настройки на продуктивную групповую деятельность. Разминка может проводиться не только в начале занятия, но и между отдельными упражнениями, если есть необходимость изменить актуальное эмоциональное состояние детей. Определенные разминочные упражнения позволяют активизировать детей, поднять настроение, другие, напротив направлены на снятие чрезмерного эмоционального возбуждения.

Основное содержание занятия представляет собой совокупность психотехнических упражнений и приемов, направленных на решение задач данного развивающего или психокоррекционного комплекса. Приоритет отдается многофункциональным техникам, направленным одновременно и на развитие познавательных процессов и на формирование социальных навыков, и на динамическое развитие группы. Важен порядок предъявления упражнений и их общее количество. Последовательность упражнений должна предполагать чередование деятельности, смену психофизического состояния ребенка: от подвижного к спокойному, от интеллектуальной игры к релаксационной технике и др. Упражнения должны также располагаться в порядке от сложного к простому. Что касается количества игр и упражнений основного содержания занятия, то их должно быть немного, 2-4 игры или упражнения.

Рефлексия занятия предполагает ретроспективную оценку занятия в двух аспектах: эмоциональном (понравилось - не понравилось, было хорошо, было плохо и почему), и смысловом (почему это важно, зачем мы это делали). Рефлексия только что прошедшего занятия предполагает, что дети сами или с помощью взрослого отвечают на вопрос, зачем это нужно, как это может помочь в жизни, дают эмоциональную обратную связь друг другу и педагогу.

27.Программа изучения семьи, воспитывающей реб-ка с ОПФР. Психологическое изучение родителей (лиц, их заменяющих) и членов семьи ребенка с отклонениями в развитии определяется по следующим направлениям:- личностных особенностей родителей и членов семьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии; внутрисемейного климата; межличностных контактов; - факторов, влияющих на родительские позиции (отцовскую и материнскую) по отношению к ребенку с отклонениями в развитии; - уровня педагогической компетентности родителей, выступающих в качестве педагогов своих детей; их воспитательских качеств и, способностей, профессиональных педагогических умений; - социально-культурных условий жизни семьи на разных возрастных этапах развития ребенка; - ценностных ориентации родителей, относящихся к различным социально-культурным группам, в отношении ребенка с отклонениями в развитии; - основных типов взаимодействия в семьях; моделей воспитания в семьях; - форм родительского участия в формировании навыков социальной и трудовой адаптации ребенка; - влияния родительской позиции на формирование личности ребенка; - мотивационно-потребностной сферы родителей; - характер внутренних личностных переживаний родителей (близких лиц), связанных с нарушениями развития ребенка; - влияния фактора присутствия в семье ребенка с психофизическими нарушениями на развитие его здоровых братьев и сестер; - особенностей отношения здоровых братьев и сестер к ребенку с отклонениями в развитии; - динамики детско-родительских отношений под воздействием психокоррекции; - родительских позиций отцов и матерей детей с отклонениями в развитии; - влияния религиозных и культурных традиций семьи на родительское отношение к ребенку с отклонениями в развитии.

Полученные данные необходимы для привлечения родителей к активному и плодотворному участию в коррекционно-развивающем процессе, что позволяет оптимизировать условия жизни ребенка в семье.Основные направления в работе специалистов с семьей.По В.В. Ткачевой, это следующие направления: · Гармонизация семейных взаимоотношений.· Коррекция психологического состояния матери.· Коррекция детско-родительских отношений.· Помощь в адекватной оценке возможностей ребенка.· Обучение матери специальным коррекционным и методическим приемам, необходимым для проведения занятий сребенком в домашних условиях.· Обучение матери спец-м воспитательным приемам, необходимым для коррекции личности реб.

Готовые конспекты занятий и НОД по различным предметам и темам, предназначенным для коррекционных классов и групп всех типов. Рабочие программы коррекционных занятий «на все случаи жизни». Адаптированные для детей всех категорий коррекционной педагогики занятия по развитию речи, по математике, окружающему миру и другим предметам и учебным дисциплинам. Конкретный опыт педагогов, специализирующихся по социальной педагогике. Проверенные пути и методы адаптации и воспитания непростых дошкольников и учеников, в процессе их непосредственного обучения.

Составляйте конспекты занятий в коррекционных группах вместе с МААМ.

Содержится в разделах:

Показаны публикации 1-10 из 2858 .
Все разделы | Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах

Занятие по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возраста «Составление рассказа по картинке» Конспект занятия по развитию речи для детей с нарушением слуха младшего дошкольного возрас та. Тема : «Составление рассказа и драматизация по картинке «Зимний город» . Задачи. 1. Коррекционно-образовательные . Учить понимать сюжет картинки, изображать его при помощи драматизации....

Конспект ООД в группе компенсирующей направленности для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями зрения Пояснительная записка : Данное занятие является этапом формирования предпосылок к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения. Оно позволяет закрепить представления детей о единицах речи, позволяющих в...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Использование тренажера «Попади в кольцо» на индивидуальных коррекционных занятиях для детей с нарушением зрения

Публикация «Использование тренажера «Попади в кольцо» на индивидуальных...» Клинически доказано, что такая патология зрения, как косоглазие является чисто функциональными проблемами, с которыми можно и нужно бороться, начиная с младшего детского возраста. Косоглазие представляет собой нарушение параллельности зрительной оси одного или обоих глаз....

Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе для детей с нарушением зрения «Царство геометрических фигур» Подготовила учитель-дефектолог Кузнецова Ирина Викторовна Коррекционные задачи: - Систематизировать знания детей о геометрических фигурах, геометрических телах; -Продолжать учить использованию формы как эталона для анализа основной формы реальных...

Конспект фронтального коррекционно-развивающего занятия «Ударение в слове. Прогулка по осеннему лесу» Цель: сформировать у детей представления о словесном ударении и его роли в русском языке. Задачи: образовательные: формирование грамматической компетентности на основе владения: а) понятия «ударения»; б) роли ударения в устной речи и в различении значений слов; в) вычленении в...

Конспект НОД для детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи «Звук [у] и буква У» Задачи: - познакомить со звуком и буквой «У»; - учить выделять звук голосом, определять место звука в слове, составлять и печатать букву; - развивать моторику рук, фонематические представления, слуховое и зрительное восприятие, диафрагмальное и речевое дыхание; - воспитывать...

Коррекционные занятия. Конспекты занятий, НОД в коррекционных группах - Конспект подгруппового коррекционно-логопедического занятия «Удивительное путешествие с Лунтиком в сказочную страну»

Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Здоровье», «Познание», «Социализаци». Программные задачи: 1. Уточнить представления об артикуляционном и слуховом образе звука [л], познакомить с буквой Л («Познание», «Здоровье». 2. Автоматизировать звук [л] изолированно, в...

Профилактическое коррекционно-развивающее занятие педагога-психолога школы «Профилактика употребления психоактивных веществ» Тема: «Профилактика употребления психоактивных веществ и табакокурения, а так же формирование навыков здорового и безопасного образа жизни». Цели: 1.Способствовать формированию у подростков потребности в здоровом образе жизни. 2.Выработать умение психологически...

Конспект коррекционного занятия для детей младшего школьного возраста с нарушением интеллекта

«Если добрый ты»

Цель: Сформировать потребности понимать другого и уважать его позиции. Формировать у детей осознание принадлежности к школьному коллективу, стремление к созданию атмосферы подлинного товарищества и дружбы в коллективе. Научить детей стратегии переговоров в разрешении конфликтов в группе, коррекция эмоционально-волевой сферы.

Оборудование: проектор, лист ватмана с надписью «добро», коврик 90*150см, мягкая игрушка, кукла из бумаги, таблички с надписями; «зависть», «жадность», «грубость», «предательство», «война», «ложь», весы.

Форма проведения: игровая.

Ход занятия.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, о чем мы с вами будем сегодня говорить?

Правильно, о доброте и добрых делах.

Что такое добро? Это все хорошее, красивое, доброе. Например: весна…(ответы детей).

Что такое зло? Это нечто противоположное добру. (ответы детей).

Мы живем с вами на планете Земля. Коль существуют на нашей планете добро и зло, значит, люди могут творить и добрые и злые дела. Мы с вами тоже не всегда бываем добрыми друг к другу. Бывает так, что мы ссоримся из-за пустяков. Ребята, расскажите мне, о чем иногда вы спорите друг с другом (рассказы детей). Как вы думаете, что может произойти в результате спора? (ответы детей).

Сегодня я принесла для вас вот такую вещь. Это наш с вами «коврик мира». Давайте попробуем с вами найти правильное решение конфликта. (2 детей занимают место на коврике и договариваются кто возьмет игрушку с ковра).

Послушайте стихотворение, как нужно вести себя, если все-таки возник конфликт.

Не навреди! Подумай! Не шуми!

Всех уважай! Добрее посмотри!

Не спорь, коль не уверен! Отойди1

А если с кем и вышло что не очень,

То первым подойди сам, между прочим.

Скажи:- «Давай забудем все разборки».

«Худой мир лучше ссоры» в поговорке.

Тебе я, милый очень доверяю!

Ты дружелюбен! Мы не правы в паре.

И эта сора нам нужна? Едва ли!

Сегодня на занятии я разрешу вам сделать то, чего никогда не разрешала. Познакомьтесь, это Лиза (показываю куклу вырезанную из бумаги). Сейчас мы её начнем обижать. Вспомните, как иногда вы обижаете друг друга. Обижая, даже словом, мы причиняем боль. Поэтому, когда мы будем говорить Лизе что-то обидное, мы будем причинять ей боль, загибая края бумаги. (дети выполняют задание передавая куклу по кругу. Кукла возвращается воспитателю.

Посмотрите на Лизу, изменилась ли она? Такая ли она, как была в начале занятия? Что в ней изменилось и почему?

Я думаю, что мы очень травмировали куклу. Можем мы что-то изменить? Как нам исправить положение? (дети предлагают варианты решений: пожалеть куклу, сказать сто-то приятное).

Давайте попробуем сказать ей что-нибудь хорошее, а сами тем временем будем разглаживать шрамы, которые мы оставили.

Ребята, а сейчас посмотрите на Лизу, ей уже лучше, но стала ли она такой, какая была в начале занятия? Нет. Почему? (ответы детей)

Вывод: боль остается в душе еще очень долго, и никакие комплименты не могут её разгладить.

Итог: Не пытайтесь любить весь мир, любите тех, кто рядом с вами, и вы сами почувствуете, насколько вы стали счастливее.

Физминутка

Вы любите путешествовать? Давайте представим, что мы отправились с вами на ракете в космическое пространство.

А сейчас мы с вами, дети,

Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре-

Вот летит ракета ввысь!

Итак, мы с вами приземлились на планету Добра.

Что мы здесь увидели? Давайте пофантазируем. (Ответы детей)

А теперь вернемся на нашу планету, чтобы делать добрые дела.

Скажите, какого человека можно назвать добрым? (Ответы детей)

Добрый человек – это тот, кто любит людей и готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережет её.

Кто любит собак

Или прочих животных,

Серьезных котят

И щенков беззаботных,

Кто может любить и козла, и осла-

Тот людям вовеки не делает зла.

Р.Сеф.

Вывод: Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к человеку, животному, птице с которой вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице, в транспорте, на природе?

Как вы думаете, трудно ли быть добрым? (ответы детей).

Что нужно для этого иметь? (Добрую душу, доброе сердце.)

Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения Агнии Барто «Вовка – добрая душа».

Добрым быть совсем – совсем непросто,

Не зависит доброта от роста,

Не зависит доброта от цвета,

Доброта – не пряник, не конфета.

Вслушайтесь в пословицы русского народа о доброте. Как вы их понимаете?

  • Худо тому, кто добра не делает никому.
  • Доброе дело само себя хвалит.

Все вы любите сказки. И одной из главных тем русских народных сказок была тема добра и зла. В сказках встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру.

Игра «Сказка»

Я буду называть сказочного героя, а вы отвечайте, добрый он или злой. Если добрый. Вы радостно хлопайте в ладоши, если злой – закрывайте лицо ладошками.

Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас – Барабас, Красная Шапочка, гуси-лебеди, водяной, Баба – Яга, Золушка, Морозко, Мальвина.

А на какого героя вы хотели бы быть похожим? Почему? (ответы детей).

Как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут в этом старинные весы? (показ весов)

На одну чашу весов мы будем «складывать зло» (Таблички с надписями: Зависть, Жадность, Грубость, Предательство, Война, Ложь)

Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с добром.

Вспомните, какие добрые дела вы совершали, совершают люди вокруг нас, и по капельке положим их на чашу весов с добром.

Дети подходят по одному к весам, говорят о своем добром деле и кладут на чашку свою капельку (приготовленные заранее мелкие игрушки). Вскоре чаша весов добра перевешивает чашу зла.

Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручеек в реку, реки- в море добра. Хорошо когда человек оставляет после себя добрый след.

Заключение.

Наше занятие подходит к концу. Что изменилось в вас после этого занятия? Какими вы хотите видеть себя и своих одноклассников?

А теперь давайте улыбнемся другу, забудем все плохое и постараемся быть добрыми.

Стань добрым волшебником!

Ну – ка, попробуй!

Тут хитрости

Вовсе не нужно особой.

Принять и исполнить

Желанье другого-

Одно удовольствие,

Честное слово!


Дети – наше счастье, наша радость и наше будущее! Каждый родитель всей душой любит своего ребенка и желает для него самого лучшего. Однако бывает так, что в этот мир приходят дети, которые не очень приспособлены для жизни в нем. Они особенные. Им нужно не только человеческое тепло, участие, ласка и родительское воспитание, но также помощь, чтобы максимально адаптироваться к реальности. Именно с такой целью и проводятся специальные коррекционные занятия для детей с разнообразными нарушениями развития – дефектами слуха, речи, зрения и другими ограничениями здоровья. В данной статье пойдет речь о том, какими могут быть коррекционные занятия, где они проводятся, для чего они нужны и насколько они могут быть эффективны.

Коррекционная работа с детьми

Большинство нарушений в развитии ребенка закладывается еще во внутриутробном состоянии, поэтому малыши уже рождаются с некоторыми особенностями. Впоследствии по мере роста у детей могут появляться проблемы в речевом, умственном или физическом развитии, что обуславливает необходимость создания для них особых условий для воспитания и обучения. Именно в этом и заключается программа коррекционной работы, призванная сделать так, чтобы любой ребенок с ограниченными возможностями здоровья мог получить максимально полноценное воспитание и образование путем индивидуализации и дифференциации процесса обучения.

Коррекционная работа с детьми начинается еще в детском саду, когда родители отдают своего ребенка в специализированную группу, подходящую под его проблему, или даже в специализированное образовательное учреждение, которое проводит процесс дошкольного обучения детей сразу по нескольким направлениям:

  • педагоги и медработники ведут диагностическую работу, результатом которой является своевременное обнаружение детей с ОВЗ, их обследование и подготовка соответствующих рекомендаций,
  • далее для детей с ОВЗ проводятся коррекционно-развивающие мероприятия, которые помогают освоить изучаемый материал и скорректировать недостатки в условиях садика. Эти мероприятия призваны также помочь детям с ОВЗ сформировать полноценные коммуникативные, личностные и познавательные навыки,
  • параллельно с коррекционной работой проводится также консультативно-просветительская работа с семьями для того, чтобы правильно организовать условия для жизни и личностного развития деток с ОВЗ.

Естественно, что подобная коррекционная работа проводится не во всех образовательных учреждениях, хотя в большинстве из них присутствуют ее элементы. Существуют специальные учебные заведения различных типов, в которых обучаются дети с разнообразными нарушениями – слуховыми, зрительными, речевыми, с задержкой умственного и психологического развития, а также с умственной отсталостью.

Коррекционная программа для детей

Любая коррекционная программа для детей строится соответственно тем нарушениям в развитии, которые присущи конкретному ребенку. Например, в школе для слабослышащих и позднооглохших детей педагоги проводят коррекционные занятия по восстановлению слуха, а также активно развивают речь воспитанников, способствуя совершенствованию их коммуникативных навыков.

Когда проблема детей заключается в слабости зрения или даже слепоте, то в обучении применяется специальное тифлооборудование и дидактические материалы для усваивания необходимой информации.

Детки, которые имеют проблемы с речью, на занятиях постоянно сталкиваются с ситуациями, в которых им необходимо как можно больше говорить и совершенствовать свои речевые навыки. Часто бывает так, что в результате упорного труда некоторые недостатки в развитии успешно корректируются, и впоследствии ребенок может успешно посещать обычный садик или обычную школу.

Стоит сказать, что подобные корректирующие программы есть не только в специализированных детских садах и школах. Коррекционные группы функционируют также в районных поликлиниках и в обычных садиках и школах (если нарушения в развитии находятся на начальной стадии и поддаются коррекции). Всем знакомо, когда в обычную группу детского сада приглашают логопеда или психолога – вот это и есть групповые коррекционные занятия.

Также имеет место быть и индивидуальная коррекционная программа, которая в некоторых случаях гораздо эффективнее групповой терапии, но это зависит от самого ребенка, его социальной адаптации, конкретной проблемы и степени ее запущенности.

Стоит отметить, что всю коррекционную работу, помимо врачей, осуществляют также общие специалисты:

  • логопед, который занимается постановкой речевого дыхания, коррекцией произношения звуков, их автоматизацией и дифференциацией,
  • педагог-психолог, работа которого направлена на то, чтобы дети были максимально адаптированными к социальным условиям (нивелирование агрессии, работа с отклонениями в поведении и т.д.),
  • воспитатель или учитель,
  • музыкальный руководитель,
  • медсестра,
  • инструктор по физическому воспитанию.

Все эти специалисты, работая в команде, помогают любому ребенку стать гармоничной полноценной личностью, независимо от уровня его развития и наличия у него каких-либо отклонений. Конечно, не стоит забывать и о роли родителей, которые должны создавать максимально комфортные условия для жизни и развития своего ребенка.