Коррекция и развитие эмоционально-личностной сферы детей дошкольного возраста. Коррекция эмоциональных нарушений у детей старшего дошкольного возраста

Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Коррекционно-развивающая программа для детей с эмоциональными нарушениями (эмоционально неблагополучных)

Нестабильность нашей жизни, многочисленные социальные проблемы, издержки воспитания детей в семье , детском саду, неуравновешенность психических состояний и целый ряд других факторов - вот причины появления у современных дошкольников невротических отклонений. Поэтому одной из основных задач воспитательно-образовательных учреждений является забота о физическом и психическом здоровье детей , обеспечение их эмоционального благополучия и самочувствия при пребывании ребенка в детском саду.

Эмоциональное благополучие ребенка – основа его психического развития. То, как ребенок себя чувствует, благополучен ли он эмоционально – определяет его развитие. Эмоциональное неблагополучие лежит в основе нарушений психического здоровья, целого ряда психологических трудностей детства, отклонений личностного развития.

Эмоциональное неблагополучие проявляется в затяжных негативных эмоциях , страхах и напряжении. А также эмоциональное неблагополучие порождает защитные реакции, выражающиеся в агрессивности, провоцирующией, в свою очередь, диликвентность поведения. В связи с этим проблема эмоционального самочувствия ребенка становится одной из центральных в деятельности воспитательно-образовательного учреждения, всего педагогического коллектива во главе с психологом.

Цель данной программы – сохранение психического здоровья, предупреждение и преодоление эмоциональных нарушений (эмоционального неблагополучия , стабилизация и закрепление положительного психического состояния ребенка-дошкольника, научить детей справляться с жизненными трудностями, правильно реагировать на неприятно складывающиеся ситуации, своевременно ставить защитные механизмы при вторжении кого-либо в собственную психику.

Задачи :

Помочь справляться с негативными переживаниями, препятствующих нормальному самочувствию детей ;

Способствовать развитию умения детей лучше выражать свои чувства и лучше понимать чувства других;

Повышение уверенности в себе и преодоление трудностей в общении;

Помочь детям осознать и преодолеть ведущие страхи;

Обучение конструктивным способам поведения;

Обучение механизмам психологической защиты;

коррекция агрессивности и двигательной гиперактивности;

Снижение эмоционального напряжения при использовании релаксационных психотехник;

Развивать способность к произвольной психической саморегуляции и самоконтролю, т. е. возможность управлять своими эмоциями и действиями , умение приводить в порядок свои мысли и чувства, желания и повышать возможности, за которыми непроизвольно возрастают потребности.

Программа состоит из пяти блоков. Каждый блок имеет свои задачи, которые мы рассмотрим ниже.

Блок 1. Язык общения

(для детей с затруднениями в общении)

Задачи :

1. создание положительного эмоционального фона ;

2. развитие коммуникативных навыков и умений договориться;

3. повышение уверенности в себе;

4. развивать умение действовать сообща, достигать взаимопонимания, поддерживать групповое единство и сплоченность;

5. индивидуальная работа с мимикой и жестами ребенка-дошкольника.

Блок 2. Азбука настроений.

Задачи :

1. знакомство с базовыми эмоциями ;

2. выразительное изображение основных эмоций и некоторых социально окрашенных чувств;

3. обучение детей пониманию относительности в оценке чувств;

4. развивать умение чувствовать настроение и сопереживать окружающим;

5. развивать способность понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое психическое состояние;

6. обучать направлять свое внимание на внутренние ощущения (осознавать, различать, сравнивать, анализировать, делать элементарные умозаключения и воспроизводить посредствам вербализации);

7. снижение эмоционального напряжения и обучение вытесняющим психотехникам.

Блок 3. Здоровье – жизнь

(оздоровительный блок)

Задачи :

1. формировать потребность в гармонии психофизических сил организма;

2. осознание телесных ощущений, связанных с напряжением и расслаблением;

3. формировать умение произвольно направлять свое внимание на мышцы, участвующие в движении и контролировать их расслабление, т. е. чередование нагрузки и расслабления – вот эффект продуктивной работы;

4. развивать умение различать и сравнивать мышечные ощущения, определять соответствие характера ощущений (напряжение – расслабление; тяжесть – легкость и т. д.) характеру движений, сопровождаемых этими ощущениями (сила – слабость; резкость – плавность; мягкость – жесткость; темп, ритм, динамика);

5. обучение ауторелаксации (на доступность для детей уровне ) ;

6. тренировка психомоторных функций.

Блок 4. Забавные страхи и смешные ужасы.

Задачи :

1. повышение уверенности в себе;

2. дать возможность пережить страх и преодолеть его;

3. обеспечить активную разрядку эмоций и снятие первичного напряжения;

4. обеспечить обесценивание некоторых реальных страхов у детей ;

5. снятие эмоционального напряжения посредством различных психотехник, по окончанию которых производится эмоциональный всплеск (результат победы ребенком над страхом) .

Блок 5. Маленькие шалости

(для агрессивных детей )

Задачи :

1. Снижение агрессивности и ослабление негативных эмоций ;

2. дать детям возможность проявить агрессию (выход) ;

3. развивать умение контролировать свои чувства и действия;

4. обучение приемам аутогенной тренировки на снижение агрессии и комплексу релаксации.

Блоки Название Количество часов

1 Язык общения 6 ч.

2 Азбука настроений 6 ч.

3 Здоровье – жизнь 6 – 8 ч.

4 Забавные страхи и

смешные ужасы 6 – 8 ч.

5 Маленькие шалости 6 – 8 ч.

Всего 30 - 36 часов

1. рисунок «В детском саду» ;

2. рисунок «На улице, во дворе» ;

3. рисунок «Дома» , «Семья» , «Бабушка и дедушка» , «Мои соседи» ;

4. рисунок «Что я больше всего не люблю» ;

5. рисунок «Что мне снится страшное и чего я боюсь днем» ;

6. рисунок «Что было со мной самое плохое (хорошее) »;

7. рисунок «Кем я хочу стать, когда вырасту?» ;

8. рисунок «На память моему другу» ;

9. рисунок «На память всем кого люблю» и т. д.

Основные методы :

Рисование тематическое (рисуночная психотерапия Захаров А. И. и Арт-терапия Копытина А.) ;

Музыка (эмоциональный фон , умеющий создавать настроение, помочь передать то или иное действие, правильно понять характер движения; с помощью музыкального ритма можно установить равенство в деятельности нервной системы – используя серии «Шедевры мировой классики» , «Релаксационная инструментальная музыка» , «Шумы живой и неживой природы» , «Шумы природы под инструментальное сопровождение» и пр.);

Рассматривание рисунков, иллюстраций, фотографий, картин;

Беседы, обсуждения, рассказы, сказки, баллады, басни;

Этюды на выражение основных эмоций и оттенков настроения (Чистякова М. И., Кряжева Н. Л.) ;

Поведенческие игры (содержание взято из бытовых ситуаций и конфликтов) ;

Подвижные игры (направлены на общую деятельность, совместные движения и контакт, вызывают здоровое эмоциональное возбуждение );

Психомышечная тренировка (саморасслабление Алексеев А. В., техника релаксации Мери Альфред, релаксация Терещенко Ю. В. и Леви В.);

Дыхательная гимнастика;

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники (Габриэлла Рот, Афонькин С) .

Нетрадиционные методы :

Элементы Хатха-Йоги и Бэби-йога;

Асаны – позы статические;

Дыхательные упражнения;

Релаксация;

Элементы древнекитайской гимнастики Тай-Ди и древнеиндийской йоги пальцев Аюрведа.

Построение занятий.

Коррекционно -развивающие занятия каждого блока имеют структуру, которая состоит из четырех основных частей :

1. Вводно-мотивационная.

2. Коррекционный блок .

3. Эмоциональная пауза .

4. Заключительная.

Каждая часть коррекционно -развивающего занятия в конкретном блоке имеет свое наполнение в соответствии с целями.

Тренинг мышечного расслабления

(для эмоционально неустойчивых детей ) .

В основу предлагаемого тренинга положен комплекс упражнений, разработанный И. Г. Выготским, Е. Л. Пеллингер и Л. П. Успенской.

Обучение расслаблению идет по контрасту с напряжением. Сначала дети учатся различать состояния напряжения и расслабления и, в конечном итоге расслаблять мышцы по своему желанию.

Тренинг проходит в два цикла :

1. мышечное расслабление по контрасту с напряжением;

2. мышечное расслабление по представлению.

Каждый цикл имеет свои этапы :

Первый цикл.

1. упражнения на усвоение и закрепление позы покоя и расслабления мышц рук («Все умеют танцевать» , «Кулачки» , «Олени» );

2. упражнения на расслабление мышц ног («Пружинки» , «Загораем» );

3. упражнения на расслабление мышц рук, ног и корпуса («Штанга» , «Кораблик» );

4. упражнения на расслабление мышц живота («Шарик» , «Стульчик» );

5. упражнения на расслабление мышц шеи («Любопытная Варвара» в трех позициях);

6. упражнения на расслабление речевого аппарата (губ, языка, челюстей : «Хоботок» , «Рот на замок» , «Лягушки» , «Орешек» , «Сердитый язык» , «Горошина» , «Горка» ).

Второй цикл.

Заключается в том, что на детей воздействуют только словом. Когда научатся мышечному расслаблению, появится возможность снятия эмоционального напряжения путем внушения. Путем внушения углубляется и закрепляется состояние спокойствия и мышечного расслабления, которое вызывается у детей по представлению . Упражнения выполняются под музыку :

«Волшебный сон» в трех вариантах;

«Путешествие на голубую звезду» ;

«Полет птицы» ;

«В лесу» ;

«Морской бриз» и т. д.

Танцевально-двигательные и телесно-ориентированные техники.

Упражнения развивают пластику, гибкость, легкость тела, снимают мышечные зажимы, дают ребенку ощущение свободы и радости, стимулирующие моторные и эмоциональные самовыражения . Развивают умение управлять своим телом и регулировать свое поведение. Необходимо музыкальное сопровождение, причем мелодии подбираются разных типов.

1. этап. Движения поочередные 1-2 части тела.

- «Джаз тела» ;

- «Веселая зарядка» .

2. этап. Движения всех частей тела. Повторение за ведущим.

- «Танец огня» ;

- «Дискотека кузнечиков» ;

- «Танец морских волн» ;

- «Танец пяти движений» .

3. этап. Свободные движения.

- «Сочини свой танец» ;

- «Подари движение» ;

- «Танец с закрытыми глазами» ;

- «Полет птиц» ;

- «Воздушный бал» и т. д.

4. этап. Танец возникающий в следствии внутренних причин, без непосредственного воздействия из вне.

- «Спокойный танец» .

Техника релаксации для тревожных детей

1. «ЛИМОН» . Кисти рук. Сжать кулак левой руки. Представить, как будто выдавливаем из лимона сок. Аналогично выполняется правой рукой. Выполнять по три раза на каждую руку. Медленное расслабление.

2. «КОШЕЧКА» . Руки и плечевой пояс. Напряженные руки поднять вверх, вперед, назад. Выполнять три раза. Расслабление : медленное, быстрое, медленное.

3. «ОРЕХ» . Лицевые мышцы и челюсть. Сомкнуть челюсти, представить, как будто хочешь расколоть орех, одновременно опуская голову вниз. Расслабление с открытым ртом.

4. «ЧЕРЕПАХА» . Голова, шея и плечи. Втянуть голову, плечи поднять до ушей, спину согнуть. Выполнять два раза. Расслабление : быстрое, медленное.

5. «СЛОН» . Живот. Напрячь мышцы живота. Представить, как будто на живот наступил слон. Выполнять три раза. Расслабление : быстрое, медленное, быстрое.

Актуальность

Нестабильные социально - экономические условия жизнедеятельности человека привели к резкому увеличению нарушений нервно - психического характера. Одним из таких нарушений является повышенный уровень тревожности, который представляет собой наиболее значимый риск-фактор, ведущий к нервно-психическим заболеваниям человека. По данным Всемирной организации здравоохранения число тревожных людей в 90-е годы составляло 15% от общей выборки, в настоящее время их количество возросло в 5 раз. При этом изменяется и уровень тревожности.

В современное время в психологической практике имеется достаточно большой набор техник и приемов, непосредственно направленных на преодоление различных видов тревожности. Они предназначены для работы с детьми и подростками, для развития их эмоциональной сферы. Но почему ребенок становиться тревожным?

Важная роль в формировании тревожности и страхов принадлежит, как ни странно, самым близким людям – родителям. Первые проявления тревожности, замечаются у ребенка уже в раннем возрасте, когда любимая мама оставляет его на пороге ясель с чужими тетями и детьми и уходит, кажется, безвозвратно. Ребенок плохо социализирован и не готов к тому, что не только он может быть центром вселенной. Сосание пальца – одно из самых распространенных у детей раннего и дошкольного возраста навязчивых (возникающих вопреки воле и желанию) действий. Часто оно носит компенсаторный характер, снимая ощущение тревоги. Этот пример свидетельствует о нехватки у детей родительского внимания, эмоционального контакта с матерью.

А сколько проблем возникает в семьях, где случаются ссоры, как самих родителей, так и с детьми? Исследования психологов показывают, что в 80-85% семей есть конфликты. Оставшиеся 15-20% фиксируют наличие «ссор» по различным поводам [В. Поликарпов, И, Залыгина]. Это - кризисные, конфликтные, проблемные и невротические семьи [В. Торохтий] . Но родители таких семей часто недооценивают эмоциональную чувствительность детей, а главное, не задумываются о последствиях. Душевная травма ребенка может привести к невротическим расстройствам: ночному энурезу, тикам, страхам, заиканию, расстройствам внимания и т.д. Все свои силы ребенок тратит на переживание стрессовой ситуации. Более того, ссоры родителей могут привести к отчуждению ребенка, чувству неприязни к родителям, которое может переноситься на других людей и стать устойчивой характеристикой поведения ребенка.

Реакция на психотравмирующие обстоятельства: негативный опыт, переживания, психологические травмы, из-за родительского воспитания формируют выученную беспомощность ребенка, которая закрепляется к 8 годам и является стабильной на всю оставшуюся жизнь («Теория выученной беспомощности» Мартина Селигмана).

Информация из СМИ сообщает нам ужасающие факты о гибели подростков после ссоры с родителями (Москва, 09.02.12), когда подросток выбросился из окна собственной квартиры, после ссоры с родителями. В каком состоянии находился ребенок и по какой причине он дошел до такого состояния? Вопрос к родителям.

В детском саду, воспитатели часто жалуются, что ребенок непослушен, агрессивен, беспокойно спит, часто плачет и с ним невозможно договориться. Специалист педагог – психолог берет такого ребенка (одновременно с родителями) под свою «опеку» в дошкольном учреждении.

По данным ГДБОУ детского сада №6 комбинированного вида Колпинского района

Санкт – Петербурга от сентября месяца 2011 года, в результате проведения комплекса диагностических методик, анкетирования родителей и педагогов, были получены следующие результаты.

Из пяти групп (средняя, старшая, подготовительная, с 4 до 7 лет) – 60% детей (44 воспитанника) имеют высокий уровень тревожности, неприятие к окружающим (в том числе и родителям), неуверенность, низкую самооценку, невротизации). Такие полученные данные не могут не волновать администрацию дошкольного учреждения, педагогов и психолога. Да и о каком благоприятном психологическом развитии может идти речь у таких детей, когда они чувствуют себя незащищенными?

Пройдя все этапы, начиная с диагностики и получив обратную связь от ребенка, блеск в глазах и благодарность родителей воспитанника (с которым так же работал психолог в области развития коммуникации, повышения уровня психологической культуры и многое другое), понимаешь, что работа по психопрофилактике и регуляции детской тревожности не только необходима, но и обязательна в каждом дошкольном и школьном образовательном учреждении.

Адресат

Программа коррекции негативных эмоциональных состояний «Колыбель детской души» рассчитана на детей дошкольного возраста 4 -7 лет с повышенным уровнем тревожности, наличием страхов, неприятия к окружающим, неуверенностью в себе, низкой самооценкой, а так же ориентирована на родителей воспитанников, педагогов дошкольного учреждения.

1. Концептуальные компоненты структуры.

1.1. Целевое назначение программы.

Цель программы – создание условий для преодоления страхов и тревожности у дошкольников 4 – 7 лет.

Задачи программы:

1. Снизить уровень эмоционально-отрицательных переживаний.

2. Развить навыки социального поведения.

3. Способствовать повышению уверенности в себе и развитию самостоятельности.

4. Сформировать позитивное отношение к своему Я.

1.2. Программа базируется:

На принципах и теории Монтессори - создание условий, способствующих естественному гармоничному развитию личности ребенка.

1. Принцип целенаправленной деятельности.

2. Принцип сензитивности (способность обучаться через окружающую среду).

3. Принцип индивидуальности (уважать право ребенка быть не похожими на других)

4. Подход к ребенку как к единому целому (помочь полностью раскрыть свой потенциал во всех жизненных сферах).

1.3. Ожидаемые результаты.

У детей:

1. Снижение уровня тревожности.

2. Уменьшение количества детских страхов.

3. Развитие коммуникативных навыков.

4. Повышение представлений о собственной ценности (самооценке).

5. Развитие уверенности в собственных силах, способности наиболее успешно реализовать себя в поведении и взаимодействии с окружающими людьми.

6. Раскрытие своих способностей.

7. Формирование социальной адаптации и стрессоустойчивости в современных быстроменяющихся условиях.

У родителей и педагогов:

1. Повышение уровня психологической культуры.

2. Осознание понятия тревожность и ее причины.

3. Понимание особенностей поведения тревожных детей.

2.1. Содержательная характеристика курса.

В программе выделено 4 блока: «Диагностический»

«Повышение самооценки»

«Умение управлять собой»

«Снятие мышечного напряжения»

Программа состоит из 12 занятий для детей (1 занятие – психодиагностика), рассчитана на 3 месяца(13 часов).

Тематического планирования работы с родителями (9 ч.).

Тематического планирования работы с педагогами (5 ч.).

Всего: 27 ч.

Занятия по Программе «Колыбель детской души», рекомендуется проводить с октября – декабрь.

В сентябре – диагностический блок.

Продолжительность занятий 30 - 35 минут, в форме мини – тренингов.

Периодичность занятий один раз в неделю.

После завершения курса программы, при необходимости можно повторять курс заново (январь – март).

Структура игрового занятия:

  • Ритуал приветствия – 1 минута.
  • Разминка - 2 минуты.
  • Коррекционно-развивающий этап- 20 минут
  • Подведение итогов- 6 минут.
  • Ритуал прощания – 1 минута.

2.2. Диагностика

Дети

Диагностика выявления уровня тревожности и адаптивного психоэмоционального состояния: методика «Кактус» М.Панфилова.

Назначение методики : выявление состояния эмоциональной сферы ребенка, выявление наличия агрессии, ее направленности и интенсивности. Возраст : дошкольный, проводится с детьми с 4-х лет.

: бумага (формат А4), карандаш простой, цветные.

Инструкция : «На листе бумаги нарисуй кактус, такой, какой ты его себе представляешь!» Вопросы и дополнительные объяснения не допускаются. Ребенку дается столько времени, сколько ему необходимо. По завершении рисования с ребенком проводится беседа.

Процедура исследования : после того, как психолог видит, что его инструкция понята, ребенок начинает работу.

  1. Кактус домашний или дикий?
  2. Его можно потрогать?
  3. Кактусу нравится, когда за ним ухаживают?
  4. У кактуса есть соседи?
  5. Какие растения его соседи?
  6. Когда кактус вырастет, что в нем изменится?

Регистрируемые показатели : рисунок, ответы в течении беседы.

Интерпретация результатов :

Агрессия: наличие иголок, иголки длинные, сильно торчат и близко расположены.

  • Импульсивность: отрывистые линии, сильный нажим.
  • Эгоцентризм: крупный рисунок, в центре листа.
  • Зависимость, неуверенность: маленькие рисунок внизу листа.
  • Демонстративность, открытость: наличие выступающих отростков, необычность форм.
  • Скрытность, осторожность: расположение зигзагов по контуру или внутри кактуса.
  • Оптимизм: использование ярких цветов.
  • Тревога: использование темных цветов, внутренней штриховки, прерывистые линии.
  • Женственность: наличие украшения, цветов, мягких линий, форм.
  • Экстравертированность: наличие других кактусов, цветов.
  • Интровертированность: изображен только один кактус.
  • Стремление к домашней защите: наличие цветочного горшка.
  • Стремление к одиночеству: изображен дикорастущий кактус.

Родители, педагоги

Назначение методики : оценка уровня детской тревожности родителями, педагогами с 4-7 лет

Оборудование, стимульный материал : бланк с вопросами (20).

Инструкция : «Пожалуйста, ответьте на перечисленные вопросы. При наличии у Вашего ребенка данных симптомов, поставьте плюс в соответствующей графе напротив высказывания.»

Процедура исследования : после того, как психолог видит, что его инструкция понята, родитель (педагог) начинает работу.

Регистрируемые показатели : количество баллов для выявления детской тревожности.

Интерпретация результатов : сумма баллов для выявления общего балла тревожности ребенка: высокая (15-20), средняя (7 – 14), низкая (1-6)

2.3. Характеристика целесообразности построения курса.

Ведущий вид деятельности дошкольника – игра. Поэтому, Программа построена на основе игровых упражнений, предназначенных обеспечить психологический комфорт для ребенка и возможность коррекции эмоционального состояния личностных качеств.

При организации коррекционной работы необходимо создать условия для возникновения доверия воспитанника к педагогу, посредством чего развивается мотивация к данному виду деятельности ребенка.

Занятия Программы имеют общую гибкую структуру, основанную на возрастных особенностях детей дошкольного возраста и наполнены различным содержанием.

Каждое занятие состоит из нескольких частей: вводной, основной, заключительной.

Вводная: - настрой детей на совместную работу;

Установка эмоционального контакта группы детей;

Слушание музыки природы (с видеорядом), обсуждение.

Основная: - игры и упражнения на развитие навыка общения;

Упражнения на развитие психических процессов

Психогимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Просмотр видеорядов (эмоции)

Рисование, аппликация;

Игры с песком

Заключительная: - закрепление положительного эмоционального настроя;

Вербализация деятельности на занятии

Релаксация

Ритуал прощания

Программа разработана для детей дошкольного возраста, поэтому ее структура представлена таким образом, что все участники сохраняют интерес и работоспособность на протяжении всего занятия. Занятия наполнены элементами, способствующими саморегуляции детей:

  • Перекрестные движения (работа мозга)
  • Упражнения на мышечную релаксацию (уменьшает напряжение, возбуждение)
  • Дыхательная гимнастика (успокаивает нервную систему, позволяет сконцентрироваться)
  • Прослушивание музыки «природы»

Методы и техники, используемые в программе

Концентрация. Сосредоточение на своих зрительных, звуковых и телесных ощущениях, на эмоциях, чувствах и переживаниях.

Функциональная музыка. Успокаивающая и восстанавливающая музыка способствует уменьшению эмоциональной напряжённости, переключает внимание.

Игротерапия. Используется для снижения напряженности, мышечных зажимов. Тревожности. Повышения уверенности в себе, снижения страхов.
Арт-терапия. Актуализация страхов, повышение уверенности, развитие мелкой моторики снижение тревожности.

Песочная терапия . Снижение уровня тревожности, повышение уверенности в себе, формирование положительного эмоционального фона, снижение уровня агрессии, развитие моторики.

2.4. Учебно – тематическое планирование (дети)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРАКТИКА

Выявление уровня психо – эмоционального состояния (графическая методика «Кактус» М.Панфилова.)

«Давайте познакомимся!»

«Теплые ладошки»

«А вот и Я!»

«Как прекрасен этот мир!»

«Мое настроение»

«Вот они какие, наши страхи»

«Я - смелый»

«Сказочное путешествие»

«Волшебные кляксы»

«Шкатулка»

«Загадочные звуки»

«Сказочники»

* - продолжительность 1 академического часа в зависимости от возраста детей.

Учебно – тематическое планирование (родители)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРАКТИКА

Выявление уровня психо – эмоционального состояния ребенка (Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко).

Родительское собрание: «Способы коррекции страхов и тревожности методом «Игры с песком».

Консультация для родителей по теме: «Тревожный ребенок».

Анкетирование: «Педагогическая культура родителей», «Участие родителей в воспитательном процессе».

Консультация для родителей по теме: «Детские страхи».

Информационные листы по теме: «Что делать, если ребенок впадает в истерику?»

Учебно – тематическое планирование (педагоги)

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

ПРАКТИКА

Выявление уровня психо – эмоционального состояния воспитанников. Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Анкетирование: «Изучение организации общения педагогов с родителями воспитанников».

Консультация: «Особенности взаимодействия с тревожными детьми».

Методическая разработка в помощь педагогам: «Детские коллективные игры для коррекции страхов и тревожности».

2.5. Содержание программы.

Месяц

Сентябрь

Диагностика выявления уровня тревожности и адаптивного психоэмоционального состояния: методика «Кактус» М.Панфилова. Наблюдение, беседа с педагогами.

родители

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Выступление на родительском собрании: «Способы коррекции страхов, тревожности, агрессии методом «Игры с песком».

педагоги

Анкетирование: «Уровень тревожности ребенка», Г.П.Лаврентьева, Т.М.Титаренко.

Индивидуальные беседы с педагогами о тревожных детях в группе.

октябрь

Занятие 1 «Давайте познакомимся!»

Цель: знакомство участников друг с другом, повышение позитивного настроя и сплочения детей, эмоциональное и мышечное расслабление.

Разминка:

Упражнение «Доброе утро...»

Упражнение «Что я люблю?»

Упражнение «Качели»

Упражнение «Лягушки на болоте»

Арт-терапия «Мои страхи»

Занятие 2 «Теплые ладошки»

Цель: Создание доверительной обстановки. Развитие навыков взаимодействия с взрослыми и детьми; развитие мелкой моторики, выразительности движений, снятие мышечного и психоэмоционального напряжения.

Игра «Ток»

Пальчиковая игра «Раз, два, три»

Релаксация «Тёплые ладошки»

Упражнение «Массаж»

Упражнения в песочнице «обведи ладошки»

Занятие 3 «А вот и Я!»

Цель: раскрытие своего «Я», формирование чувства близости с другими людьми, достижение взаимопонимания и сплочённости.

Игра «Моё имя»

Игра «Разведчики»

Упражнение «Доверяющее падение»

Психогимнастика «Смелый заяц»

Арт-терапия: «Смелость»

Занятие 4 «Как прекрасен этот мир!»

Цель: Создание положительного эмоционального настроя, желания участвовать в совместных играх. Развитие выразительности движений, мелкой моторики рук; логического мышления, воображение. Снижение тревоги, повышение уверенности, самооценки. Снятие мышечного и эмоционального напряжения.

Игровое упражнение «Подари улыбку другу»

Чтение стихотворения.

Игра-имитация «Найди свой цветок».

Пальчиковая гимнастика «Цветы».

Упражнения в песочнице «занимательные линии»

родители

Информирование родителей о коррекционной работе с детьми.

Советы психолога в уголок родителей: «Дети учатся у жизни»

Анкетирование: «Стили родительского воспитания», С.Степанова.

педагоги

Информирование педагогов о коррекционной работе с детьми.

Индивидуальная работа: «Снятие тревожности и профилактика эмоционального состояния», игра «Как я справляюсь со своей тревогой», Г.Б.Монина,Е.К. Лютова.

ноябрь

Занятие 1: «Мое настроение»

Цель: осознание своего самочувствия, снижение эмоционального напряжения, уменьшение тревожности, снижение мышечных зажимов.

Упражнение "Росточек под солнцем"

Игра «Ток»

Игра «На что похоже моё настроение?»

Упражнение «Ласковый мелок»

Упражнение «Сказка о страхе»

Арт – терапия: «Мне хорошо!»

Занятие 2: «Вот они какие, наши страхи»

Цель: стимулирование аффективной сферы ребёнка, повышение психического тонуса ребёнка.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Ласковый мелок»

Упражнение «Расскажи свой страх»

Упражнения в песочнице «туннель»

Занятие 3: «Я - смелый»

Цель: преодоление негативных переживаний, символическое уничтожение страха, снижение эмоционального напряжения.

Упражнение «Ток»

Упражнение «Превращаемся в страшных»

Упражнение «Смелые ребята»

Упражнение «Азбука страхов»

Упражнение «Страшная сказка по кругу»

Упражнение «Прогони Бабу-Ягу»

Упражнение «Я тебя не боюсь»

Арт – терапия: «Я уверен!».

Занятие 4: «Сказочное путешествие»

Цель: развитие умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ, снижение психоэмоционального напряжения, повышение уверенности в себе.

Упражнение «Росточек под солнцем»

Упражнение «Ток»

Упражнение «Я тебя не боюсь»

Упражнение «За что меня любят близкие»

Игра «Тропинка»

Упражнения в песочнице «найди игрушку»

родители

Консультация для родителей

Из опыта работы Великоустюгского центра психолого-медико-социального сопровождения для детей, нуждающихся в и медико-социальной помощи.

Дошкольный возраст – важнейший этап развития ребенка, период его приобщения к миру общечеловеческих ценностей, установления первых отношений с людьми, а вместе с тем – , чувствительности и .

На основе проведенных исследований А.В. Запорожец утверждает, что эмоции дошкольников выполняют функцию ориентации ребенка в том личностном смысле, который имеют для него предметы окружающего мира. Они играют важную роль в формировании у детей новых мотивов поведения, превращая их из просто значимых в реально действующие с проявлением регулятивно-побудительной функции. И.Ю. Кулагина считает, что малыши трех – пяти лет в состоянии распознавать свое внутреннее эмоциональное состояние, а также эмоциональное состояние сверстников и выражать свое отношение к ним. В этом возрасте малыш уже отлично понимает, когда человек счастлив, расстроен, обозлен или испуган, т. е. различает четыре основные эмоции – радость, грусть, гнев и страх – и может подобрать к ним синонимы. Эмоции дошкольников участвуют в формировании социального взаимодействия и привязанностей, так как способность или умение правильно распознавать эмоциональное состояние другого человека является важным фактором для формирования межличностных отношений, развития нравственно-волевых качеств у дошкольников .

М.В. Гамезо, Е.А. Петрова и Л.М. Орлова отмечают, что круг эмоций дошкольников пяти-шести лет постепенно расширяется. Малыш начинает радоваться и печалиться не только по поводу того, что он делает в данный момент, но и по поводу того, что ему предстоит сделать. Переживания становятся сложнее и глубже. Особенно важно появление у дошкольников эмоций такого плана, как сочувствие другому человеку, сопереживание. Без этого невозможны совместная деятельность и сложные формы общения. Ребятки начинают усваивать принятые в обществе этические нормы, подчинять им свое поведение, у них появляются этические переживания. Усвоение крохой норм и правил, приобретенное умение соотносить свои поступки с этими нормами постепенно приводят к формированию первых задатков произвольного, то есть устойчивого, неситуативного, поведения.

Ребята в возрасте шести-семи лет в достаточной степени знают свои возможности, сами намечают цель действия и находят средства для ее достижения. У них появляется возможность планировать и анализировать свои действия, осуществлять самоконтроль. При этом решающее значение имеет характер мотивов, побуждающих личность к удовлетворению потребностей в общении, деятельности, определенной форме поведения. Поведение приобретает личностный, внутренне обусловленный характер. Таким образом, к моменту поступления в школу дошкольников их эмоции претерпевают существенные изменения: ребята уже способны принимать решения, намечать план действий, прикладывать определенные усилия для преодоления препятствий, оценивать полученные результаты.

Специально проведенные исследования показали, что к шести-семи годам у малыша существенно возрастает стремление к преодолению трудностей, желание не пасовать перед ними, а разрешать их, не отказываясь от намеченной цели. Умение управлять своим поведением во многом определяется дисциплинированностью, организованностью и другими волевыми качествами, развитие которых достигает к моменту поступления в школу довольно высокого уровня. Благополучие эмоций дошкольника во многом зависит от его удовлетворенности своим положением в коллективе сверстников и от взаимоотношений, которые складываются у него со взрослыми. Удовлетворенность занимаемым в коллективе местом способствует формированию у воспитанника уважения к старшим, дружеских чувств, умения считаться с интересами и желаниями других людей. В случае неудовлетворенности возможно установление конфликтных взаимоотношений.

Следует отметить, что в последнее время у воспитанников все чаще наблюдаются нарушения психологического здоровья, нервно-психические расстройства.

По данным исследований А.И. Захарова, в раннем возрасте нервность* отмечается у каждого четвертого малыша независимо от пола, в дошкольном возрасте – каждого третьего мальчика и каждой четвертой девочки.

Таким образом, в тот или иной момент взросления воспитанник находится в определенной точке психоэмоционального развития и в зависимости от степени благополучия и индивидуальных особенностей может двигаться из этой точки либо вперед, либо назад. Основная задача педагога-психолога заключается в содействии развитию. Для этого необходимо заниматься профилактикой отклонений в развитии детей, коррекцией ситуаций, отклоняющихся от нормы проявлений эмоций дошкольников и развитием всех потенциальных возможностей определенного возраста с параллельным формированием предпосылок перехода на следующий этап.

На основании изложенного специалистами БОУ ВО «Великоустюгский центр психолого-медико-социального сопровождения» разработана и реализуется с 2010 г. коррекционно-развивающая программа «Понимайка», занимающаяся эмоционально-волевыми нарушениями у детей 3-7 лет.

Программа по развитию и коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей дошкольного возраста "Понимайка"

Программа последовательно решает задачи развития эмоционально-волевой сферы детей на протяжении всего дошкольного возраста с разделением на три основные возрастные ступени: 3–5 лет, 5–6 лет, 6–7 лет.

* Под понятием «нервность» при исследованиях понимался комплекс характеристик повышенной, внешне заметной возбудимости и раздражительности, двигательного беспокойства, неустойчивого настроения, вспыльчивости, замкнутости и т. д.

Цель программы: профилактика и психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у детей через развитие этических личностных качеств и эмоционально-волевых проявлений.

Общие задачи:

1) развитие эмоционально-волевой и личностной сферы воспитанников;

2) профилактика нарушений и обогащение эмоциональных проявлений в поведении, психокоррекция поведенческих расстройств;

3) психокоррекция эмоционально-волевых нарушений у детей.

Программа реализуется в соответствии с тематическим планом (таблица). Материал подобран с усложнением и может использоваться педагогом-психологом детского сада, как в полном объеме, так и частично в соответствии с возрастом.

Занятия проводятся один раз в неделю. Продолжительность устанавливается в зависимости от возраста:

  • для детей 3–4 лет – не более 15 мин;
  • для детей 4–5 лет – не более 20 мин;
  • для детей 5–6 лет – не более 25 мин;
  • для детей 6–7 лет – продолжительностью не более 30 мин.

Продолжительность реализации программы по коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей каждой возрастной категории – один учебный год (34 занятия). Основная форма проведения занятий – групповая. Количество детей в группе – 4–6.

Структура занятий включает:

  • вводную часть (приветствие);
  • основную часть (игры, упражнения, этюды, беседы);
  • заключительную часть (релаксацию, рефлексию, ритуал прощания).

Ожидаемые результаты:

  • сформированность умения различать, осознавать, выражать дошкольниками эмоций и понимать их проявление у других людей;
  • сформированность адекватной поведенческой реакции в различных ситуациях общения;
  • стабилизация психоэмоционального состояния.

Формы отслеживания результатов. Диагностика проводится индивидуально дважды – до и после развивающих занятий по коррекции эмоционально-волевых нарушений у детей:

  • для детей 3–5 лет – диагностика сформированности эмоциональной сферы малыша В.М. Минаевой, тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, анкета для родителей по выявлению агрессивности, тревожности у детей Г.П. Лаврентьевой, Т.М. Титаренко;
  • для детей 5–7 лет – методика «Закончи историю» (модифицированный вариант Р.М. Калининой), тест тревожности Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен, графическая методика «Кактус» М.А. Панфиловой.

Методы и приемы работы:

  • этюды, упражнения (творческого и подражательно-исполнительного характера);
  • ролевые, психогимнастические, коммуникативные игры;
  • игры и задания на развитие воображения и произвольности;
  • групповое обсуждение различных эмоций и чувств;
  • беседы, направленные на развитие самосознания крохи, обсуждение эмоций дошкольников и чувств;
  • сочинение историй;
  • моделирование и анализ заданных ситуаций; тематическое рисование;
  • метод психомышечной релаксации; дыхательные техники (глубокое дыхание и ритмичное дыхание с задержкой).

Результаты фиксируются в диагностической карте.

Приложение 1

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Злость» для управления эмоциями дошкольников 3–5 лет

Цель: формирование у дошкольников эмоции «злость», умение выражать ее, понимать проявление у других людей.
Задачи:

  • развить умение узнавать, понимать изображение эмоции дошкольника «злость» на вербальном и невербальном уровне;
  • рассмотреть и обсудить ситуации, в которых человек испытывает злость;
  • обучить позитивным формам поведения;
  • обучить приемам мышечного расслабления.

Ход занятия

Вводная часть
1. Ритуал начала занятия. Приветствие «Добрый ежик»
Инструкция. Сидя на ковре по кругу, ребята передают друг другу мячик-ежик, ласково называют соседа по имени и говорят ему доброе пожелание. Раздумывая, воспитанник может покатать мячик-ежик в руках, чтобы снять напряжение.

2. Упражнение-разминка «Цветопись настроения»
Инструкция. Детям раздают листки бумаги с изображением цветка с шестью лепестками. Каждый воспитанник выбирает цветной карандаш (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или черный) и заштриховывает им только один лепесток. Педагог-психолог анализирует общий фон настроения и выясняет причину эмоций дошкольников: тревоги, грусти, печали.

Основная часть
3. Упражнение «Как выглядят чувства»
Инструкция. Педагог-психолог поочередно показывает картинки с изображением воспитанника, который злится, радуется, боится и просит угадать его чувства (если ребятки не могут этого сделать, то он помогает им), а затем изобразить это чувство (педагог-психолог тоже изображает его).
4. Работа с пособием «В гостях у волшебной гусеницы»
Инструкция. Малыши подходят к волшебной гусенице и пытаются определить ее настроение (сердитое, злое). Затем они объясняют, как им удалось определить настроение: по бровям, глазам, рту. Эмоцию дошкольники пытаются изобразить, а затем меняют настроение гусеницы на другое: страх, радость, грусть.
5. Упражнение «Покажи чувства руками»
Инструкция. Ориентируясь на образец педагога-психолога, воспитанники показывают, как их руки радуются (прыгают по столу), злятся (толкаются, кусаются), боятся (сжимаются в кулачки и дрожат).
6. Упражнение «Походи, как...»
Инструкция. Сначала ребята ходят по кругу, как зайчики (радостные, испуганные, злые), затем – как медведи, и т. д.
7. Игра «Акулы – рыбки»
Инструкция. Ребята делятся на две группы: первая группа – акулы, вторая – рыбки. Посередине комнаты кладется веревка. По одну ее сторону акулы щелкают зубами, хотят съесть рыбок, по другую сторону рыбки дрожат, так как очень боятся акул. Затем воспитанники меняются ролями.

Заключительная часть
8. Рефлексия
Вопросы: что нового вы сегодня узнали? Что вам понравилось, что не понравилось?
9. Ритуал прощания «Эстафета дружбы»
Инструкция. Детям предлагают взяться за руки и передать друг другу рукопожатие, как эстафету. Начинает педагог-психолог: «Я передаю вам свою дружбу, она идет от меня к...(называет детей по именам) и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она никогда вас не покидает и греет. До свидания!»

Приложение 2

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Как помочь сердитому человеку»
для управлениями эмоциями дошкольников 5–6 лет

Цель: научить детей различать, осознавать, выражать чувство «злость» и справляться со своим эмоциональным состоянием.
Задачи:

  • повторить и закрепить знания дошкольников об эмоции «злость»;
  • развить эмпатию, сопереживание, понимание состояния другого человека;
  • отработать способы социально приемлемых форм выражения злости;
  • развить коммуникативные навыки;
  • сплотить группу, снять психоэмоциональное напряжение.

Ход занятия по управлению эмоциями дошкольников.

Вводная часть
1. Ритуал начала занятия: приветствие «Дружба начинается с улыбки»
Инструкция. Стоя по кругу, воспитанники берутся за руки и, молча улыбаясь, смотрят в глаза сначала одному, потом другому соседу.
2. Разминка «Цветопись настроения»
Инструкция. Детям предлагают дорисовать солнышко. Каждый ребенок выбирает цветной карандаш (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый или черный) и рисует только один лучик. Педагог-психолог анализирует общий фон настроения и выясняет причину эмоций дошкольников: тревоги, грусти, печали.

Основная часть

3. Упражнение «Мысленная картинка»
Инструкция. Детям предлагают закрыть глаза и под музыку придумать какую-либо картинку на тему: «Я сержусь, когда...», а затем описать ее группе. В процессе обсуждения делается вывод, что «сердитки» приводят либо к слезам, либо к кулакам, поэтому нужно помочь сердитому человеку избавиться от них.

4. Составление памяток-пиктограмм «Как можно помочь сердитому человеку» Инструкция. Детям предлагают сесть за стол и нарисовать памятки с советами. Лист бумаги форматом А4 разделен простым карандашом на шесть частей. В каждой клеточке схематично простым карандашом изображается один способ-подсказка.

Педагог-психолог называет способ и показывает образец рисунка, затем ребята выполняют задание на своих листках. Памятки они забирают домой для того, чтобы обсудить их с родителями.

5. Упражнение «Чтобы сердитый подобрел...» Инструкция. Каждому воспитаннику по очереди предлагают проиграть ситуацию, в которой он рассердился. Остальные малыши обсуждают эмоции дошкольника, каково было рассерженному крохе: весело или грустно, комфортно или неприятно, а затем проговаривают, как каждый из них поступил бы на его месте.

6. Игра «Доброе животное»
Инструкция. Педагог-психолог предлагает ребяткам взяться за руки и представить, что это одно доброе животное, а затем прислушаться к его дыханию. Все вместе дети трижды делают вдох-выдох, а потом слушают, как бьется сердце воображаемого животного: тук – шаг вперед, тук – шаг назад (3 раза).

8. Ритуал прощания «Ручеек радости»
Инструкция. Ребята берутся за руки, закрывают глаза и мысленно передают друг другу эмоции дошкольников - радость.

Приложение 3

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Как сдержать себя и помочь другому» для управлениями эмоциями дошкольников 6–7 лет

Цель: обучение детей сознательному управлению своими эмоциями и чувствами, пониманию эмоционального состояния другого человека.
Задачи:

  • обучить приемам саморегуляции поведения и настроения;
  • научить принимать собственные негативные эмоции, адекватно воспринимать обидные замечания;
  • откорректировать эмоционально-волевые нарушения у детей;
  • развить коммуникативные навыки, выработать умение сотрудничать, сопереживать другим;
  • обучить приемам саморасслабления, снятия психоэмоционального напряжения.

Ход занятия

Вводная часть

1. Ритуал начала занятия. Приветствие «Комплименты»
Инструкция. Стоя в кругу, малыши берутся за руки. Каждый из них должен, глядя в глаза соседу справа, сказать ему несколько добрых слов, похвалить за что-нибудь. Ребенок, принимающий комплимент, кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!»

2. Разминка «Барометр настроения»
Инструкция. Воспитанники руками (без слов) показывают свое настроение:

  • хорошее (руки подняты ладонями вверх);
  • плохое (ладони рук сложены на уровне солнечного сплетения);
  • нормальное (руки опущены по швам).

Основная часть

3. Упражнение «В картинной галерее эмоций, чувств, настроений»
Инструкция. Ребятам предлагают рассмотреть сюжетные картинки, отражающие эмоции дошкольников: гнев, робость, тревогу, волнение, усталость, непослушание. Затем каждый из них должен выбрать по одной картинке, определить настроение героя и предложить свой вариант возможной причины подобного поведения и способ выхода из ситуации, используя личный опыт.

4. Проигрывание ситуаций «Приемы самопомощи»

5. Игра «Кенгуру»
Инструкция. Малышам к поясу свободно привязывают шарфик, образуя нечто наподобие сумки кенгуру. В нее сажают «детеныша» – мягкую игрушку-зверушку. По команде «кенгуру» начинают прыгать к условному месту, стараясь не выронить его из сумки. Придерживать «детеныша» руками нельзя. Побеждают самые быстрые и заботливые «кенгуру».

6. Игра «Ласковое имя»
Инструкция. Ребятки сидят по кругу и по очереди ласково называют соседа справа (можно образовать два-три круга). Вывод: очень трудно сердиться, когда к тебе обращаются ласково.

7. Упражнение «Мама рассердилась»
Инструкция. Педагог-психолог говорит детям, что взрослые тоже иногда сердятся и потом сами сильно огорчаются из-за этого, поэтому им нужно помогать избавляться от «сердиток». Далее один ребенок выступает в роли рассердившейся мамы. На что она рассердилась – он придумывает сам. Остальные дошкольники в эмоциях играют роль ребенка, который пытается снять с мамы «сердитки».

Заключительная часть

8. Релаксация «Супермен»
Инструкция. Звучит спокойная релаксационная музыка. Малыши садятся на удобные пуфы и закрывают глаза. Педагог-психолог: «Глубоко вздохните три раза. Мы идем пешком по улице к месту, где встретим Супермена. Он ждет нас, рад нам и знает, что сегодня будет гулять с нами. Поднимитесь с ним на небольшой холм и почувствуйте, как становитесь сильнее. С вершины холма можно оглядеть все вокруг. Теперь вы стали такими же сильными, как Супермен, никого не боитесь и спешите всем на помощь. А теперь каждый из вас должен совершить добрый поступок. Совершайте! А когда откроете глаза, расскажете нам, что именно вы совершили».

Вложенные файлы

  • Документ №1.png
  • Документ №2.png
  • Документ №3.png
  • Документ №4.png
  • Документ №5.png

В дошкольном возрасте ребенок овладевает но­выми и разнообразными видами деятельности, из­меняется и усложняется общение его с другими людьми, он активно познает окружающий мир и самого себя. Все это окрашено яркими пережива­ниями ребенка. Он еще мал, чтобы воспринимать мир разумно, рационально осмысливая его. Мно­гое усваивается дошкольником через эмоциональ­ную сферу. Истоки нравственных форм поведения ребенка лежат в положительных переживаниях одобрения такого поведения взрослым. Пережива­ние успеха в деятельности приводит к тому, что дошкольник стремится продолжить, усложнить эту деятельность, будь то игра, рисование, конструирова­ние или дежурство по уголку природы. Роль эмоций и чувств в развитии дошкольника трудно переоце­нить. Нельзя забывать и тот непреложный факт, что дошкольный возраст является сензитивным для формирования эмоциональной сферы. Чувства не развиваются сами по себе. Ведущее влияние на их становление оказывают условия жизни и вос­питания ребенка.

Выделяются основные направления в развитии эмоциональной сферы дошкольника. Прежде всего усложняется ее содержание, импрессивная сторона эмоций и чувств, формируется общий эмоциональ­ный фон психической жизни ребенка.

Ребенок будет успешно развиваться только тогда, когда у него будет создано бодрое, жизнерадостное настроение. Ласка и внимание - вот главные ис­точники, питающие, поддерживающие детскую ра­дость. Заботливое отношение к ребенку помогает развитию у него оптимизма, уверенности в своих силах, активности.

В период, дошкольного детства у ребенка форми­руются многие высшие чувства. Уже в первые три года жизни появляются такие чувства, как любовь и привязанность к близким, сопереживание, чувство любознательности, гордости, стыда. В дошкольном возрасте становятся более глубокими чувства гор­дости и самоуважения. Эти чувства являются од­ним из эмоциональных компонентов самооценки ребенка, становятся мотивами его поведения. Бы­вает, однако, и так, что эти чувства заслоняют от ребенка другого человека. Тогда появляется себя­любие, эгоизм, т. е. стремление сохранять за собой право быть уважаемым всеми, не имея при этом обязанностей по отношению к другим.



Г. М. Бреслав 48 к эмоциональным нарушени­ям в дошкольном возрасте относит: 1) отсут­ствие эмоциональной децентрации - ребенок не способен переживать ни в реальной ситуации, ни при прослушивании литературных произведений; 2) отсутствие эмоциональной синтонии - ребенок не способен откликаться на эмоциональное состо­яние другого человека, прежде всего близкого или симпатичного; 3) отсутствие специфического фено­мена эмоциональной саморегуляции - ребенок не испытывает вины, связанной с новым этапом са­мосознания («Это я сделал») и способностью эмо­ционально возвращаться в прошлое.

К важным особенностям дошкольного возраста можно отнести то обстоятельство, что многие не­благоприятные характеристики ребенка носят ла­тентный, скрытый характер.

Ю. М. Миланич 49 детей с эмоциональными на­рушениями разделяет на три группы. В первую входят дети с выраженными внутриличностными конфликтами. Родителями и педагогами у этих де­тей отмечаются тревожность, необоснованные стра­хи, частые колебания настроения. Вторую группу составляют дети с межличностными конфликтами. Эти дети отличаются повышенной эмоциональной возбудимостью, раздражительностью, агрессивностью. Третью группу составляют дети как с внутрилич­ностными, так и с межличностными конфликтами. Для них характерны эмоциональная неустойчивость, раздражительность, агрессивность, с одной стороны, и обидчивость, тревожность, мнительность и страхи - с другой стороны. В первой группе преобладают де­вочки, во второй и третьей - мальчики. С возрас­том (от 4,5 до 6-7 лет) количество детей в 1 и 3 группах, повышается, а во 2 группе -уменьшает­ся. Из всего массива обнаруженных эмоциональных нарушений Ю. М. Миланич выделяет три группы:

1) острые эмоциональные реакции, окрашиваю­щие конкретные эмоциональные конфликтные для ребенка ситуации: агрессивные, истерические, протестные реакции, а так же реакции страха и чрез­мерной обиды;

2) напряженные эмоциональные состояния - более стабильные во времени надситуативные негативные переживания: мрачность, тревожность, по­давленное настроение, боязливость и робость;

3) нарушение динамики эмоциональных состо­яний: аффективная взрывчатость и лабильность (быстрые переходы от положительных эмоций к отрицательным и

_______________________________

48 Белкина В. Н. Психология раннего и дошкольного детства: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Академический Проект; Гаудеамус, 2005.

49 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

наоборот). Классификация авто­ра условная. В картине эмоционального неблагопо­лучия дошкольника, выделенные нарушения могут сочетаться и взаимообусловливать друг с друга.

Поступление в школу изменяет эмоциональную сферу ребенка в связи с расширением содержа­ния деятельности и увеличением количества эмоциогенных объектов. Характеристикам детей это­го возраста присущ отрицательно эмоциональный фон. Эмоциональная сфера младших школьников характеризуется 50:

1) легкой отзывчивостью на происходящие собы­тия и окрашенностью восприятия, воображения, ум­ственной и физической деятельности, эмоциями;

2) непосредственность и открытостью своих пе­реживаний - радости, печали, страха, удовольствия или неудовольствия;

3) готовностью к аффекту страха, в процессе учебной деятельности ребенок переживает страх как предчувствие неприятностей, неудач, неуверен­ности в своих силах, невозможности справиться с заданием, школьник ощущает угрозу своему стату­су в школе и дома;

4) большой эмоциональной неустойчивостью, час­той сменой настроений, склонностью к кратковре­менным бурным аффектам;

5) эмоциогенными факторами для младших школьников являются не только игры и общение со сверстниками, но и успехи в учебе и оценка этих успехов учителем и одноклассниками;

6) свои и чужие эмоции и чувства слабо осо­знаются и понимаются: мимика других часто вос­принимается неверно, так же как и истолкование чувств окружающих, что приводит к неадекватным ответным реакциям младших школьников; исклю­чение составляют базовые эмоции, чувства радости и страха, в отношении которых у детей уже име­ются четкие представления, которые они могут вы­разить вербально, называя пять синонимичных слов, обозначающих эти эмоции.

Коррекция эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников должна включать в себя организацию совместных форм игровой и продук­тивной деятельности ребенка со взрослым, ориен­тацию ребенка на адекватные способы и средства коммуникации и организацию их усвоения.

Специальные проблемы коррекции составляют такие личностные особенности, как тревожность и неуверенность в своих силах, отражающие повышен­ную эмоциональную напряженность ребенка, а так­же конформизм, пассивность, безынициативность.

Повышенная эмоциональная напряженность при­водит к снижению активности и устойчивости по­ведения ребенка в фрустрирующих ситуациях, де­структивному поведению в форме агрессивности или торможения. Для снятия эмоционального напряже­ния у ребенка, снижения чувства страха, снятия отрицательных эмоций, развитие эмпатийных спо­собностей, коммуникативных навыков и -т;- д. ис­пользуются специальные подвижные игры.

______________________________

50 Ильин Е. П. Эмоции и чувства. - СПб: Питер, 2001.

2.6.1. Игры на разбитие способности выражать и понимать эмоции других 51

ТИШЕ!

Цель:

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Два мышонка должны перейти доро­гу, на которой спит котенок. Они то идут на но­сочках, то останавливаются и знаками показывают друг другу: «Тише!» Этюд выполняется под музы­ку Б. Берлина «Спящий котенок».

Выразительные движения. Шею вытянуть вперед, указательный палец приставить к сжатым губам, брови поднять вверх.

ЗАКОЛДОВАННЫЙ РЕБЕНОК

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Ребенка заколдовали. Он не может говорить и на вопросы отвечает жестами, показы­вая рукой на различные предметы и указывая на­правления: шкаф, стол, внизу, вверху, там.

СОБАКА ПРИНЮХИВАЕТСЯ

Цель:

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Охотничья собака, увидев дичь, мо­ментально застывает в напряженной позе. Морда у нее вытягивается вперед, уши навостряются, гла­за неподвижно глядят на добычу, а нос бесшумно втягивает приятный дразнящий запах.

ЛИСИЧКА ПОДСЛУШИВАЕТ

Цель: обучение элементам техники выразитель­ных движений: эмоции внимания, интереса. Раз­витие выразительной моторики, способности пони­мать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое. Коррекция эмо­циональной сферы.

Возраст: 4-6 лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисичка стоит у окна избушки, в которой живут котик с петушком, и подслушивает, о чем они говорят.

________________________________

51 Чистякова М. И. Психогимнастика / Под ред. М, И. Буянова. - 2-е изд. - М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. Яковлева Н. Я. Психологическая помощь дошкольнику. - СПб.: «Валерии ПД», 2001.

Выразительная поза: голова наклонена в сторо­ну (слушает, подставляя ухо), взгляд направлен в другую сторону, рот полуоткрыт, нога выставлена вперед, корпус слегка наклонен вперед.

ИДИ КО МНЕ

Цель: развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адек­ватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Ход игры : Мальчик манит к себе малышку, ко­торая учится ходить самостоятельно.

Выразительные движения: присесть, обе руки вытянуты навстречу малышу.

ДО СВИДАНИЯ!

Цель : развитие правильного понимания детьми эмоционально-выразительных движений рук и адек­ватного использования жеста, что в свою очередь способствует социальной компетенции ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Ход игры: От пристани отходит огромный бе­лый теплоход. Провожающие, глядя на стоящих на палубе моряков и пассажиров, машут им высоко поднятой рукой: «До свидания! До встречи!»

СПЯЩИЙ КОТЕНОК

Цель: обучение приемам саморасслабления де­тей с такими невротическими проявлениями, как истощение нервной системы, возбудимость, страхи, навязчивые состояния, истерические реакции, изби­рательный мутизм, заикание и др.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Ход игры : Ребенок исполняет роль котенка, ко­торый ложится на коврик и засыпает. У котенка мерно поднимается и опускается животик.

Сопровождается музыкой Р. Паулса «День рас­тает, ночь настанет» (колыбельная).

НОВАЯ КУКЛА

Цель:

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Девочке подарили новую куклу. Она рада, весело скачет, кружится, играет с куклой.

В зале звучит музыка П. Чайковского «Новая кукла».

ЛИСЕНОК БОИТСЯ

Цель: развитие способности понимать эмоци­ональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое, коррекция эмоциональ­ной сферы ребенка.

Возраст: 3-4 года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Лисенок увидел на другом берегу ручья свою маму, но он не решается войти в во­ду. Вода такая холодная, да и глубоко.

Выразительные движения: поставить ногу впе­ред на носок, потом вернуть ногу на место. Повторить это движение несколько раз. Для большей выразительности можно имитировать стряхивание с ноги воображаемых капелек воды.

Собака лает и хватает за пятки (для детей 3-4 лет). Ребенок гуляет. Мимо на поводке идет соба­ка. Она лает на мальчика и пытается, натягивая поводок, достать мордой до его ног.

Во время этюда звучит музыка Г. Фрида «По­явление большой собаки».

УЗНАВАНИЕ ЭМОЦИЙ

Цель: развитие способности понимать эмоцио­нальное состояние окружающих людей, возможности к самовыражению, снятие барьеров в общении. Формирование моральных представлений, коррек­ция поведения.

Возраст: 4-10 лет.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Ход игры: Каждый ребенок по очереди задумы­вает эмоцию и показывает ее с помощью мимики. Остальные должны узнать эмоцию.

Каждый ребенок выбирает себе одну карточку с изображением какого-либо эмоционального со­стояния и рассказывает, когда, в какой ситуации он бывает таким («Я радуюсь, когда...», «Я злюсь, когда...», «Я огорчаюсь, когда...» и т. д.).

Дети вспоминают что-нибудь веселое и стараются выразить это мимикой, жестами, пластикой - всем телом. Наблюдают, как это делают другие.

Дети вспоминают что-нибудь печальное.

Дети вспоминают что-нибудь, вызывающее злость.

ИНТЕРВЬЮ

Цель: расширить круг понимаемых эмоций; раз­вивать способность определять эмоции по графи­ческим изображениям; учить передавать заданное эмоциональное состояние при помощи выразитель­ных движений (мимики и пантомимики); выяс­нить, с какими цветами у ребенка ассоциируются различные эмоции.

Возраст: 5-10 лет.

Форма игры: групповая.

Ход игры: Взрослый говорит: «Представьте, что каждый из вас стал известным, знаменитым чело­веком. Все интересуются вашим мнением. Журна­лист пытается взять у вас интервью и задает вам различные вопросы».

Взрослый берет микрофон и, поочередно подходя к каждому ребенку, предлагает ответить на вопрос или закончить предложение.

Примерные вопросы и незаконченные предло­жения:

Когда люди смеются?

Что вы чувствуете, когда другие смеются?

Что вы делаете, когда рядом кто-нибудь плачет?

Люди сердятся, когда...

Люди обижаются, если...

Люди удивляются, когда...

Люди радуются, если...

Детям предлагается внимательно слушать и при помощи выразительных движений «иллюстрировать» стихотворение «Бывают чувства разные».

Бывают чувства разные:

Прекрасные, опасные,

Сердечные, забавные,

Сердитые и славные,

Веселые, печальные,

Игральные, молчальные.

Попробуй улыбнуться,

Как клоун на манеже,

И робко потянуться,

Как маленький подснежник.

Попробуй рассердиться,

Как злющая оса.

Попробуй удивиться,

Взглянув на небеса.

Попробуй шею важно,

Как лебедь, выгибать -

Все скажут:

«Он отважный!»

И будут уважать.

ОЖИВЛЯЛКИ

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально.

Возраст: 5-6лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: рисунки детей.

Ход игры: Дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, ос­тальные дети должны угадать, какую картину он показывает.

Интересно, если вариантов будет несколько. Тог­да детям можно наглядно объяснить, что одно ито же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение.

2.6.2. Игры на коррекцию негативных эмоциональ­ных переживаний, снятие эмоционального напря­жения 52

ДИНОЗАВРИКИ

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов.

Возраст : 3-4года.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Ход игры: Дети, представляя себя «динозавриками», делают страшные мордочки, высоко под­прыгивая, бегают по залу и издают душераздира­ющие крики.

Игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появля­ется возможность делать то, что хочется.

ЛОВИ-ЛОВИ!

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Возраст: 4-5лет.

Форма проведения: индивидуальная и групповая.

Материал: палочка длиной 0,5 м с прикреплен­ным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Ход игры: Выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, ведущий - в центре круга. Ведущий подходит к детям со сло­вами: «Лови-лови!». Задача играющих - поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников.

Игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизи­ровать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

ОБЗЫВАЛКИ

Цель : снятие отрицательных эмоций, развитие коммуникативных навыков.

Возраст: 4-5 лет.

Форма проведения : групповая.

Материал: мячик.

Ход игры: Детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными сло­вами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка - картошка», «А ты, Иришка - редиска», «А ты, Вовка - мор­ковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это иг­ра. Завершать игру обязательно хорошими слова­ми: «А ты, Маринка - картинка», «А ты, Антош­ка - солнышко» и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться.

Перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

_______________________

52 Широкова Г. А., Жадько Е. Г. Практикум для детского психоло­га - Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

ВЫСВОБОЖДЕНИЕ ГНЕВА

Цель: отреагирование негативных эмоций.

Возраст: любой.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Материал : мягкий стул или куча подушек.

Ход игры: Подушки, на которые будет выме­щаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним - пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто рас­слабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.

При ударе из подушки обычно летит пыль, поэ­тому лучше делать это на улице, а ребенку объяс­нить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучше, если ребенок выплеснет свой гнев на по­душках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

ЖУЖА

Цель: отреагирование отрицательных эмоций.

Возраст: 5-6 лет.

Форма проведения : индивидуальная и групповая.

Материал: полотенце.

Ход игры : Выбирается ведущий - «Жужа», он сидит на стуле с полотенцем в руках, а остальные дети бегают вокруг него, дразнятся, строят рожицы, щекочут его. Когда «Жуже» это надоест, он вска­кивает и гоняется за обидчиками, стараясь ударить их полотенцем по спине.

Нужно настроить детей на то, что дразнилки не должны быть обидными. А «Жужа» должен тер­петь как можно дольше.

Следующим «Жужей» становится первый из обидчиков, до которого он дотронется.

ШАЛТАЙ-БОЛТАЙ

Цель: снятие напряжения.

Возраст : 5-10 лет.

Форма проведения : групповая.

Ход игры : Здравствуйте, дети! Какие вы сегодня подвижные. Покажите-ка мне, как вы вертелись и шумели. (Дети вертятся и шумят.) Да вы просто Шалтаи-Болтаи! Покажем еще раз: болтаем рука­ми, ногами, вертим головой.

Шалтай-Болтай

Сидел на стене,

Шалтай-Болтай

Свалился во сне.

(С. Маршак)

Дети поворачивают туловище вправо-влево, руки свободно болтаются, как у тряпичной куклы. На слова «свалился во сне» наклоняют корпус тела вниз. Все это может показать и сам ведущий.

Ведущий: Смеемся! Еще лучше смеемся. Болта­ем руками, ногами, вертим головой. Болтаем ру­ками, ножками, вертим головой, нам очень весело и мы смеемся, смеемся, смеемся! Молодцы! Похло­пали ладошками, потрясли руками. Похлопали ла­дошками. Молодцы!

ИГРА С ПЕСКОМ

Цель: снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения: групповая.

Ход игры: Сядьте удобно. Обопритесь на спин­ку стула. Закройте глаза. Представьте, что вы на берегу реки. Песок прохладный, сыпучий.

Набрать в руки воображаемый песок. (Вдох). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержать дыхание). Посыпать колени песком, постепенно раскрывая пальцы (выдох). Уро­нить обессиленно руки вдоль тела: лень двигать тяжелыми руками.

ИГРА С МУРАВЬЕМ

Цель : снятие напряжения.

Возраст: 5-10 лет.

Форма проведения : групповая.

Ход игры : Представьте, что вы в лесу. Сидите на пенечке. Под ногами мягкая трава. На паль­цы ног залез муравей и бегает по ним. С силой натянуть носки на себя, ноги напряженные, пря­мые (вдох).

Прислушаться, на каком пальце сидит муравей (задержать дыхание), движением ноги вперед сбро­сить муравья с пальцев ног (выдох). Носки вниз, в стороны, расслабьте ноги. Ноги отдыхают.

Упражнение повторить 2-3 раза.