Alexandrovich_2
09.03.2019
Уж где-где, а в Роскосмосе деньги есть. Только они каким то \"загадочным\" образом уходят черт знает куда. При наличии огромного интеллектуального потенциала, следовало бы ожидать поиска удешевления технологий и процесса производства космической техники. На деле, интеллектуальная мощь направляется на то, что бы придумать изощренные схемы воровства отпущенных средств.
Alexandrovich_2
09.03.2019
В Пентагоне объявили о предсто... (1)
Интересно. а гомиков и прочих трансгендеров будут призывать на службу в америкосовскую армию? Как, в связи с этим, изменятся уставы? Надо быть готовым к встрече с этими врагами и знать в какую позу их ставить.
Pat Simmons
08.03.2019
КПРФ отстаивает право народа н... (4)
***Видео... широко разошлось 28 января. В первой части ролика Горринг кричит на других игроков, а также угрожает человеку, который, похоже, написал ему в чате слово «*****» (нахер). «Я, *****, тебе клянусь, *****, матерью родной, я тебя реально раком поставлю, если ты мне „*****“, *****, слово еще напишешь <...> Я с простой жизни, я среди урок, *****, рос в том числе, я умею фильтровать», - говорил замглавы «Росгеологии».
В следующем фрагменте топ-менеджер подзывает к микрофону женщину, которая находится за кадром, и просит рассказать, как он ее уволил («казнил»), а затем нанял обратно. Из разговора следует, что он уволил сотрудницу после того, как она взяла ему билеты на самолет в бизнес-класс вместо первого класса, а затем снова нанял и отправил работать «в филиал» - с повышением зарплаты и условием, что она будет ему докладывать о происходящем там. Затем Горринг, поглядывая в камеру, отчитывает женщину за разговоры с коллегами о том, с кем в компании он спал, а потом рассказывает, что у него там было \"четыре принцессы\". В конце ролика он упоминает, что собирается вместе с начальником встретиться с миллиардером Леонидом Михельсоном.***
MiklP
08.03.2019
Глава «Роскосмоса» пожаловался... (2)
24 ноября 2016 года в Центре Хруничева было возбуждено новое уголовное дело о хищении. По мнению следствия, в 2007-2014 годах Нестеров, Островерх и Якушин растратили свыше 368 миллионов рублей, потратив их на услуги аудиторской компании. 5 декабря 2016 года на имущество обвиняемых о махинациях в Государственном космическом научно-производственном центре имени М.В. Хруничева был наложен арест. 14 августа 2017 года Дорогомиловский суд вернул в прокуратуру дело о растрате более 368 миллионов рублей, однако 15 августа прокуратура опротестовала возврат дела из суда.
И это не всё.... Просто эпизод!
И какого еще надо финансирования? В чей карман?
Александр Кобеляцкий 08.03.2019
Корабль
Тихоокеанского флота «Маршал Крылов» под командованием капитана 1 ранга Игоря
Шалыны осенью 2012 года вышел в море для выполнения задач по прямому
предназначению.
Этот корабль можно считать
уникальным. Ведь он единственный в своем классе на флоте, выполняющий задачи по
обеспечению летно-конструкторских испытаний новых образцов ракетно-космической
техники (космических аппаратов, крылатых и баллистических ракет,
ракет-носителей и др.).
24 июля 2012 года кораблю
исполнилось 25 лет. В целях поддержания узлов и механизмов в исправном
состоянии, корабль ставился на продолжительный доковый ремонт во Владивостоке,
в ходе которого был выполнен весь комплекс работ на системах обеспечения. После
этого «Маршал Крылов» успешно прошел ходовые испытания в Амурском заливе.
Давайте узнаем подробнее историю
этого корабля.
Необходимость в кораблях, способных проводить всевозможные
измерения межконтинентальных ракет, возникает в начале космической эры. Ракеты,
оснащенные ядерными боевыми частями, вышли на уровень, когда испытательные
полигоны стали малы для них - дальность действия ракеты стала измеряться
тысячами километров. Ранее наблюдение и измерения параметров проводили
измерительные пункты, установленные на наземных полигонах. Теперь же, когда
стартовавшая ракета могла облететь полмира, потребовались новые средства их
контроля и измерения.
Своим появлением корабли обязаны
ЦНИИ-4 и лично выдающемуся конструктору Сергею Павловичу Королеву. Именно с его
предложения о создании морского командно-измерительного комплекса и выдвижения
его на просторы Тихого океана для контроля испытаний ракетного стратегического
вооружения и начинается история этих удивительных вспомогательных судов —
история симбиоза космического и морского флотов.
1958 год.
Руководство Советского Союза принимает решение о создании и постройке корабля —
командно-измерительного комплекса. К созданию КИК привлекают огромное
количество людей разных специальностей и многие предприятия ВПК. Первыми отдают
сухогрузы проекта 1128, созданные в Польше для Советского Союза как
транспортники-сухогрузы, для переоборудования их в КИК. Проектная часть КИК -
Ленинградское ЦКБ и Балтсудопроект. После получения кораблей началась работа по
оснащению их специальным оборудованием. Стоит отметить, что на то время
измерительной техники и аппаратуры для использования ее на надводных кораблях
практически не имелось, и ее снимали с наземных станций и автомобильных шасси.
Командно-измерительная аппаратура устанавливалась в трюмах кораблей на специальных
платформах. Кроме аппаратуры и оборудования, корабли получили усиленные обшивки
для возможности совершения похода (экспедиции) через северный морской путь. Все
работы по оснащению и оборудованию кораблей закончили к лету 1959 года, после
которых сразу начались ходовые испытания КИК.
Все КИК вошли в так называемую
«ТОГЭ» — Тихоокеанскую гидрографическую экспедицию. Место базирования ТОГЭ -
бухта на Камчатском полуострове (позднее там вырос город Вилючинск).
Основные задачи ТОГЭ:
- измерение и отслеживание траектории полета МБР;
- слежение за падением и определение координат падения головной части ракеты;
- контроль и слежение за механизмами ядерного устройства;
- снятие, обработка, передача и контроль всей информации с объекта;
- контроль траектории и информации, поступающей с борта космических аппаратов;
- поддержка постоянной связи с находящимися на борту космических аппаратов
космонавтами.
Первые корабли проекта 1128 -
Сахалин, Сибирь, Сучан (Спасск) объединили в первый плавучий измерительный
комплекс (1ПИК), условное название — «Бригада С». Немного позже к ним
присоединился корабль проекта 1129 Чукотка. Все корабли приняты на вооружение в
1959 году. Легенда прикрытия - Тихоокеанская океанографическая экспедиция
(ТОГЭ-4). В этом же году корабли совершили первую экспедицию в район Гавайских
островов, который стал называться ракетным испытательным полигоном «Акватория».
Это были первые корабли, которые совершали плавания в центр Тихого океана,
автономность которого достигала 120 дней.
Все в этой экспедиции было совершенно секретно, упоминания о данных кораблях грозили в то время отправкой в места не столь отдаленные за разглашение гостайны. Корабли имели необычный силуэт и цвет окраски - на корпусе шарового цвета были белые надстройки с разнообразными антеннами. Основным оборудованием были - радиолокационные станции и пеленгаторы, гидрофоны и эхолоты, станции телеметрии и засекреченной связи. И хотя на них были вывешены флаги ВМФ, кому они подчиняются, где находятся и что выполняют, не знали абсолютное большинство населения Советского Союза, даже командиры воинских частей, надводных и подводных кораблей. Приходившие служить на такие корабли офицеры только при принятии должности узнавали о том, что гидрография была лишь прикрытием для настоящих задач корабля.
Секретность
кораблей была во всем, так, например, при переходе из Кронштадта к месту
базирования все видимые антенны были демонтированы и поставлены обратно только
в Мурманске. Там же корабли оснастили палубными вертолетами Ка-15. Для
обеспечения дальнейшего продвижения кораблям выделяют ледоколы. В дороге
вертолеты отрабатывали различные задачи по притирке к кораблю и разведке
ледовой обстановки. И хотя вертолеты испытывались на Севере, а боевые задачи
решали на Экваторе, вертолеты Ка-15 хорошо зарекомендовали себя и долго
оставались основными вертолетами этих кораблей.
Впоследствии были приняты в строй
корабли:
- КИК-11 «Чумикан», корабль проекта 1130, встал в строй 14 июня 1963 года;
- КИК-11 «Чажма», корабль проекта 1130 встал в строй 27 июля 1963 года;
- «Маршал Неделин», корабль проекта 1914, встал в строй 31 декабря 1983 года;
- «Маршал Крылов», корабль проекта 1914.1, встал в строй 28 февраля 1990 года;
После присоединения кораблей
проекта 1130, создано 2 ПИК, условное название «Бригада Ч». Легенда прикрытия -
ТОГЭ-5. В 1985 году корабли входят в 35 бригаду КИК. Бригада придерживалась при
боевой и повседневной жизни приказов главкомов ВМФ и РВСН Советского Союза.
Кроме кораблей измерения, в бригады зачислили два рейдовых посыльных катера и
один буксир МБ-260
Боевые работы и задания КИК.
Наличие кораблей ТОГЭ были
обязательным условием начала испытаний всех Советских МБР, они обеспечивали все
полеты космических аппаратов Советского Союза и изучали полеты космических
аппаратов противника. Первая боевая задача кораблей — конец октября 1959 года.
Первое слежение и измерения полета межконтинентальной ракеты — конец января
1960 года. Первый полет человека в космос также обеспечивали корабли ТОГЭ-4,
которых отправили в заданный район в Тихом океане и до последнего держали
втайне от них боевую задачу. Корабль «Чумикан» принимал участие в 1973 году в
спасательных работах по «Апполону-13». В начале 80-х годов корабли обеспечивали
запуск Советской БОР. Конец 80-х годов - «Маршал Неделин» обеспечивал полет МКС
«Буран». «Маршал Крылов» выполнил поставленные задачи в миссии
«Европа-Америка-500». В 1960-х годах корабли ТОГЭ-4 изучали и снимали
информацию с американских ядерных высотных взрывов.
Корабли закончили свою историю очень трагично:
- «Сибирь» порезан на металлолом;
- «Чутотка» порезан на металлолом;
- «Спасск» продали Соединенным Штатам за 868 тысяч долларов;
- «Сахалин» продали КНР;
- «Чумикан» продали за 1.5 миллиона долларов;
- «ЧАмжа» продали за 205 тысяч долларов;
- «Маршал Неделин» долго стоял разграбленным, деньги на восстановление так и не
были найдены, продан Индии как металлолом.
Хотели построить еще 3-й корабль проекта 1914, корабль «Маршал Бирюзов» был заложен и начаты работы, однако распад Советского Союза, как и на многих других проектах, поставил жирный крест на его дальнейшей достройке, и его, в конце концов, разрезали на металл.
Проект 1914.1 «Маршал Крылов»
На сегодня это
последний КИК из 8-ми кораблей, способных работать с космическими и
межконтинентальными объектами. Место базирования город Вилючинск, полуостров
Камчатка.
Главный разработчик —
«Балсудопроект». Появление новых кораблей измерения и контроля, полностью
построенных от «А» до «Я» в Советском Союзе - логическое решение при
существовавшей в то время «гонке вооружений». В корабле воплотили опыт
построенных ранее кораблей, их модернизации и оснащение новым оборудованием. На
корабле планировали установить самое современное оборудование, расширить
возможности палубных вертолетов и всего функционала корабля. Корабль заложили
на ленинградских судостроительных мощностях 22.06.1982 года. Построенный
корабль сошел со стапелей 24.07.1987 года. К месту базирования корабль прибыл в
середине 1990 года, пройдя не как остальные корабли по Северному пути, а через
Суэцкий канал. В 1998 году корабль последний раз меняет свою классификацию и
становится судном связи.
Корабли проектов 1914 и 1914.1 внешне отличались только
наличием у второго РЛС «Фрегат» на втором корпусе с улучшенной антенной.
Некоторые изменения коснулись внутреннего расположения помещений. Установленные
мощные средства наблюдения разрешают выполнять дополнительные задачи. Корпус
судна получил противоледовый пояс по классу Л1. На корабле установлено:
- небольшая фок-мачта;
- грот-мачта с внутренними помещениями;
- бизань-мачта с внутренними помещениями;
- два бассейна, один на палубе надстройки, другой в спортивном зале;
- вертолетная палуба и ангары для хранения вертолетов;
- установки ТКБ-12 с боезапасом 120 осветительных выстрелов «Свет»;
- возможность установки 6-ти АК-630, двух в носовой и четырех в кормовой части
корабля;
- два винта с регулируемым шагом, диаметром 4.9 метра;
- две движительно-рулевых выдвижных колонки с диаметром винта 1.5 метра;
- два устройства подруливания с диаметром винта 1.5 метра;
- бульб с резонатором ГАС;
- автомобиль ЗИЛ-131;
- плавсредства - 4 спасательные шлюпки закрытого типа, рабочий и командирский
катера, 2 весельных яла;
- уникальное устройство подъема космических спускаемых аппаратов;
- комплекс автоматизированной посадки «Привод-В»
Корабли проекта 1914 и 1914.1 — это одни из наиболее
комфортабельных военно-морских кораблей. На корабле оборудовано:
- комплекс «Медблок», состоящий из операционной, рентгеновского кабинета,
стоматологического кабинета, процедурной и 2-х кают для космонавтов;
- клубное помещение со сценой и балконом;
- спортивный зал с душевыми;
- вместительная баня;
- библиотека;
- ленкомната;
- канцелярия;
- парикмахерская;
- судовой магазинчик;
- столовая и две кают-компании;
Оборудование спальных мест экипажа:
- срочная служба - 4-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- мичманы - 2-х местные каюты с умывальником, шкафами;
- офицеры, младший состав - 2-х местные каюты с душем;
- офицеры - одноместные каюты;
- командование - блок-каюты;
- командир корабля - блок-каюта с салоном для торжеств.
Корабль проекта 1914.1 даже сегодня - один из наиболее
больших и оснащенных кораблей ВМФ России. Он представляет собой последние
достижения советских ученых и конструкторов, из которых можно выделить:
- двухсторонний спутниковый комплекс связи «Шторм» ;
- аппаратура космической связи «Аврора», которая обеспечивает телефонную связь
с ЦУ и космонавтами на орбите;
- аппаратура «Зефир-Т», одна из важнейших комплексов для работы с антеннами и
объектами;
- аппаратура «Зефир-А», уникальный даже на сегодня комплекс измерения, основное
преимущество - используемые алгоритмы обработки информации, мощнейший комплекс
вычислений;
- станция фоторегистрации «Дятел». Хотя по своим параметрам работает как
обычный глаз человека, технологически получился сверхсложный комплекс - не
имеет аналогов в мире;
- пеленгатор-радиометр «Куница» — аппаратура последнего шанса сбора информации
о контролируемом объекте;
- комплекс навигации «Андромеда». Еще один представитель уникальной советской
мысли - проводит расчеты координат заданной точки и всех сопутствующих
характеристик.
Основные характеристики «Маршал Крылов»:
- тип - стальной с 2-х ярусной надстройкой, удлиненным баком, имеет 14 отсеков;
- водоизмещение — 23.7 тысячи тонн;
- длина - 211 метров;
- ширина 27.5 метров;
- осадка - 8 метров;
- полезная нагрузка - 7 тысяч тонн;
- скорость до 22 узлов;
- силовая - дизельный ДГЗА-6У;
- два палубных вертолета Ка-27;
- запасы: топлива - 5300 тонн, авиатоплива - 105 тонн, воды - более 1000 тонн,
из них питьевой более 400 тонн;
- автономное плавание до 3-х месяцев;
- экипаж корабля - 339 человек.
А вот еще интересный кораблик
Корабль ССВ-33 «Урал»
«Маршал Крылов» сможет отслеживать орбитальные группировки спутников и управлять эскадрами кораблей.
Российские военные моряки получили плавающий «штаб звездных войн». Для нужд Тихоокеанского флота модернизирован корабль слежения за космической обстановкой «Маршал Крылов», не имеющий аналогов в мире. Его аппаратура позволяет в режиме реального времени как управлять кораблями, самолетами и сухопутными силами, так и вести операции в космическом пространстве. Корабль может решать не только военные задачи. Он будет использоваться Роскосмосом для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный. За набор бортовых радиоэлектронных систем «Маршал Крылов» уже получил на флоте прозвище «штаб звездных войн».
В Главкомате ВМФ рассказали, что работы по модернизации корабля измерительного комплекса «Маршал Крылов» уже практически завершены. Пробные испытания прошли в ходе стратегических учений «Восток-2018». После окончания всех работ «Маршал Крылов» должен стать корабельным пунктом управления Тихоокеанского флота (ТОФ).
Выход корабля в открытое море анонсировался перед началом учений. Правда, командование Вооруженных сил РФ не называло, какой именно корабль примет в них участие. Перед началом «Востока-2018» на брифинге для иностранных военных атташе начальник Генерального штаба ВС генерал армии Валерий Герасимов вскользь отметил, что флот опробует новую технику.
Корабли совершенно нового класса, которые обеспечивают управление группировками сил в океанских акваториях, - заявил Валерий Герасимов.
«Маршал Крылов» проекта 1914.1 - единственный корабль подобного класса в составе ВМФ России. Сейчас он числится в 114-й бригаде Тихоокеанского флота.
«Маршал Крылов» предназначен для обеспечения испытаний и отработки новых образцов ракетно-космических комплексов, вывода на орбиту средств Воздушно-космических сил, поиска, спасения и эвакуации экипажей и спускаемых аппаратов, севших на воду. А также для обнаружения кораблей, подводных лодок и самолетов, ретрансляции всех видов информации.
До модернизации его чаще всего использовали для обеспечения связи космонавтов с центром управления полетами (ЦУП) государственной корпорации «Роскосмос». После обновления корабль будет использоваться в том числе для отслеживания пусков ракет с космодрома Восточный.
Судно прошло модернизацию в центре судоремонта «Дальзавод» во Владивостоке. На корабле установили новый кормовой антенный комплекс. Отремонтировали главные и вспомогательные двигатели, штурманское и радиотехническое оборудование.
Отечественный флот получит единственный в своем роде корабль, рассказал «Известиям» военный эксперт Дмитрий Болтенков.
- «Маршал Крылов» будет незаменим при управлении удаленными группировками кораблей, - отметил Дмитрий Болтенков. - Россия начала возвращаться в Мировой океан. Фактически воссоздана Средиземноморская эскадра, которая существовала при СССР . Не исключено, что воссоздадут эскадру и в Индийском океане. В таком случае корабль будет особенно полезен флоту.
«Маршал Крылов» будет способен решать многоплановые задачи, отметил руководитель Санкт-Петербургского клуба моряков-подводников капитан первого ранга Игорь Курдин. Корабль может обеспечить связь в самых отдаленных уголках мира, выступив в качестве ретранслятора сигналов, пояснил он.
Явки, пароли, срочные телеграммы, секретные объекты. Наш визит на корабль «Маршал Крылов» стал целой спецоперацией: согласование происходило через Владивосток, преодолеть пришлось три контрольно-пропускных пункта. И вот мы в славном городе подводников.
Корабль измерительного комплекса «Маршал Крылов» базируется в Вилючинске в бухте Крашенинникова.
Корабль спустили на воду 25 лет назад. Из Ленинградского Адмиралтейского объединения к месту базирования (порт Вилючинска) «Маршал Крылов» прибыл в середине 1990 года, но пройдя не по Северному морскому пути, как остальные корабли, а через Суэцкий канал. Официальный День рождения корабля экипаж отмечает 23 февраля, именно в этот день в 1990 году здесь торжественно был поднят Военно-морской флаг СССР.
Давайте поднимемся на борт и начнем нашу экскурсию.
Раз уж мы начали говорить об истории корабля, добро пожаловать в музей.
Корабль «Маршал Крылов» назван в честь маршала, дважды Героя Советского Союза Николая Ивановича Крылова.
Здесь хранятся личные вещи маршала Н. Крылова, фотографии и документы.
В Книге почетных посетителей есть автограф «крёстной матери» корабля, внучки Николая Крылова Марины Крыловой. Именно она во время торжественной церемонии спуска корабля на воду разбила традиционную бутылку шампанского о форштевень. С тех пор пробка от бутылки хранится в музее «Маршала Крылова» в качестве амулета, охраняющего корабль от беды.
Также в Книге почетных посетителей мы обнаружили запись, сделанную рукой губернатора Камчатского края Владимира Илюхина. В 1980-1983 году он проходил срочную службу на борту аналогичного корабля «Чумикан».
В музее хранится макет «Протона», тренировочный скафандр (надо сказать, космонавты были на корабле неоднократно) и спортивные награды экипажа.
Изначально в 4-й Тихоокеанской экспедиции кораблей измерительного комплекса было 8 судов. Однако в 1991-1993 годах, в связи со старением, списываются корабли «Сибирь», «Сахалин» и «Чукотка», в 1994 году - «Спасск», «Чажма», «Чумикан», «Маршал Неделин». С тех пор «Маршал Крылов» один. Но какой! До сих пор в России кораблей, подобных ему, нет.
Когда корабль движется, управление идет из главного командного пункта, в это время здесь полно людей, но, так как корабль стоит у пирса, сейчас необходимости в этом нет.
Рабочее место рулевого.
Длинными коридорами идем на пост старшего механика.
Это место называют «сердцем» корабля. Здесь идет контроль за работой главных двигателей (их 4) и вспомогательных (а этих 8, они обеспечивают корабль электроэнергией), энергосистемы и вентиляции.
А здесь, говорят, не ступала нога женщины. В машинном отделении, когда корабль в движении, невозможно находиться без защитных средств: очень шумно.
«Мускулы» корабля - два дизель-гидрозубчатых агрегата. Каждый из которых состоит еще из двух дизелей. Общая мощность - 30 тысяч лошадиных сил. Эти штуки приводят в движение бронзовый винт размером 5 на 2,5 метра, вес махины - 15 тонн.
В машинном отделении пахнет дизтопливом, но, на удивление, чисто, никаких потёков не замечено.
Это пост станционного управления.
В уголке машинного отделения притаился огнетушитель. :)
Корабли проекта 1914.1 - одни из самых комфортабельных военно-морских кораблей. Судите сами, вот, к примеру, офицерская столовая и большая кают-компания.
Сами офицеры говорят, что кормят на корабле вкусно. Сегодня, к примеру, на обед им предложили борщ и гречку с курицей. На выбор: чай, кофе, компот или молоко. Также угощают колбасой, сыром и маслом. На десерт - булочки. Хлеб производят в собственной корабельной пекарне.
Любовь Филипповна работает на корабле уже 13,5 лет. Должность - дневальная.
«Цветов в столовой много, но этот - особенный, - рассказала нам Любовь Филипповна. - Сколько здесь работаю, он всегда цветет на День ВМФ».
- А что это за цветок?
Мы его называем кукуруза. (Смеется ). По весне высаживаем здесь даже зеленый лук и рассаду.
- Цветы нормально переносят качку?
Конечно, они уже приспособленные.
В кают-компании кругом картины. Есть даже пианино. Правда, говорят, играют на нём редко.
Большое внимание экипаж корабля уделяет спортивной подготовке. Условия для тренировок вполне сносные: есть и тренажерный зал и спортивный.
Во время дальнего похода досуг на корабле можно разнообразить игрой на бильярде.
Наш «экскурсовод» Дмитрий служит на корабле «Маршал Крылов» 5 лет. Сам он родом из Хабаровска, учился в Санкт-Петербурге, на Камчатку попал по распределению.
Сюрпризом для нас стал кинозал. Да-да, на «Маршале Крылове» есть настоящий концертный зал с балконом, где для экипажа показывают фильмы, устраивают концерты, проводят дебаты и инструктажи.
Здесь есть музыкальные инструменты (мы лично видели фортепиано и барабанную установку), установлена трибуна. Вместимость кинозала - около 150 человек.
На сцене лежит длинная коробка, в ней полотно для нового экрана. В ближайшее время его смонтируют. Надо сказать, почти всё в этом зале (и на корабле в целом) - наследие советской эпохи. В то время как с многих кораблей в лихие 90-е тащили всё, что можно было продать, на «Маршале Крылове» всё осталось, как было при постройке. Даже отделочные панели и те родные, хотя экипажу также месяцами не платили зарплату. Честь и хвала людям, которые сберегли корабль в это тяжелое время.
Конечно, мы не могли не поинтересоваться бытовыми условиями членов экипажа.
Эта каюта на четверых военнослужащих контрактной службы. У каждого свой рундук (шкаф).
В каютах есть умывальник, вода - очищенная. Пить её можно, но лучше после дополнительной фильтрации.
В каюте мичманов немного просторней: она рассчитана на двух человек. На столе телефон для внутренней связи, так как на корабле сотовые телефоны запрещены.
Есть на «Маршале Крылове» даже своя прачечная.
Палуба этого корабля внушительных размеров. К примеру, ширина этой вертолетной площадки 22 метра, она рассчитана сразу на два вертолета, оборудована ночными сигнальными огнями. Здесь же два ангара для их хранения. Сейчас они пусты, так как корабль стоит у пирса.
Корабль буквально напичкан всевозможными антеннами, пеленгаторами, измерителями и системами слежения.
Как вы понимаете, рассказать о том, какая антенна и для чего конкретно предназначена, мы не можем: военная тайна. Взамен предлагаем вам схему аналогичного корабля «Маршал Неделин» ("проект 1914", спущен на воду в 1981 году, в 1996 году списан из состава Тихоокеанского флота).
А это схема корабля «Маршал Крылов», обнаруженная в свободном доступе в интернете. Как говорится, найдите 10 отличий. :)
На корабле есть обычные спасательные шлюпки,
а есть закрытого типа. Их называют вельботы. Таких ярко-оранжевых шлюпок (по весельном ходу) на корабле 4. Они вмещают по 66 человек каждая. Обслуживаются командой из шести человек.
А этот катер командирский.
По словам Дмитрия, любители спорта даже устраивают по палубе пробежки.
«Основная задача корабля - обеспечение запуска космических аппаратов, разгонных блоков и летно-конструкторской ракетной техники, - рассказал нам начальник измерительного комплекса, капитан 2 ранга Андрей Гобов . - У нас три дивизиона, которые занимаются измерениями: дивизион траекторных измерений (скорость и координаты цели в определенной системе координат), телеметрических (передача по радиоканалу данных о состоянии объекта во время полета: температура, вибрация и т.д.) и вычислительной техники (дивизион обрабатывает полученные данные). Кроме того, мы занимаемся обеспечением связи с пилотируемыми космическими объектами, например, МКС».
- Андрей Владимирович, сколько видов антенн на корабле?
Много. Есть оптические средства измерения - фоторегистрирующая станция, которая состоит из шести больших фотоаппаратов, которые фотографируют на аэрофотоплёнку (ширина её 18 см!). Цена одной бобины около 18 тысяч рублей. Этот прибор - российская разработка: фототеодолит с огромным объективом. Правда, максимальная скорость всего 4 кадра в секунду. Есть на корабле оптические средства измерения, которые работают в инфракрасном диапазоне - радиометры. Есть траекторные антенны. Это тот самый радиотелеметрический комплекс.
- Тот, что спрятан в белом куполе?
Да, он мерит траекторию полёта объекта. Телеметрическая станция измеряет характеристики объекта: вибрацию, температуру и т.д. Также есть антенны спутниковой связи, корабельной космической связи…
- Почему для выполнения всех этих задач нужен именно корабль? Наземных станций недостаточно?
У нас очень большая страна, наземных измерительных комплексов тоже немало (самый восточный, кстати, находится на Камчатке в п. Вулканный Елизовского района), каждый из них снимает свой участок. Если, к примеру, отсоединение разгонного блока ракеты происходит за пределами доступности этих наземных пунктов, то в дело вступает наш корабль, мы подходим к необходимой точке и производим съемку.
Особенно актуален наш корабль будет с вводом в строй космодрома «Восточный». Этот самый южный наш полигон предназначен для пилотируемой космонавтики.
- Эвакуация капсул спускаемых аппаратов входит в ваши обязанности?
Да, на корабле есть специальное бортовое подъемное устройство для эвакуации капсулы с космонавтами. Это не просто лебёдка. Это стрела, к которой подвешивается металлическая сетка, она опускается, как сачок, захватывает капсулу и поднимает на борт. Я лично видел эту операцию только один раз, в 1992 году: «Маршал Крылов» участвовал в проекте «Космический перелет "Европа – Америка-500"». Космический объект запустили с «Байконура», мы находились в районе Сиэтла. В тот момент там разразился 7-бальный шторм. Если бы пуск перенесли, из-за вращения Земли капсула упала бы в море в 300-х километрах от нас, мы бы не успели её поднять. Наш командир принял решение пуск не переносить. Прямо во время шторма мы благополучно поймали капсулу, подняли и привезли в Сиэтл, где с тех пор она хранится в «Музее авиации» этого города. Тогда же впервые на борт «Маршала Крылова» попали иностранцы.
- Есть в мире аналоги корабля «Маршал Крылов»?
Есть похожие корабли у китайцев, но они немного другие. В России аналогов точно нет. К тому же «Маршал Крылов» - один из немногих вертолетонесущих кораблей на Камчатке и один из самых больших кораблей Тихоокеанского флота. Корабли нашей бригады первыми опробовали вертолёты в море.
- В чём еще ваш корабль самый-самый?
Люди здесь самые лучшие. Они служат не за «большие погоны», а потому что любят свою работу. Наш корабль - один большой эксперимент. Нигде нет тех измерительных станций, что стоят у нас, нет образца. Уникально всё! И в этой уникальности и «плюс» и «минус» нашего корабля. В институтах не выпускают специалистов специально для нас. Всё специфично. Вот вроде бы гайка также закручивается, но не так, по-морскому. У меня в измерительном комплексе служат 104 человека, в их числе, 28 офицеров и 46 мичманов. Офицерам надо расти, ведь каждый офицер, который приходит на службу, как говорится, мечтает стать адмиралом. А тут расти некуда. Но у нас на флоте обычно, «где родился, там и пригодился». То есть, если приходишь на службу на этот корабль, здесь и работаешь дальше. Даже командир корабля (предыдущий) пришел к нам инженером в измерительный комплекс в звании лейтенанта, прошел все должности, после чего стал командиром. Мне вот не нравится быть командиром, мне нравится измерениями заниматься.
- Когда вы пришли служить на корабль?
27 июля 1992 году, мне было 22 года. Сейчас 44. На следующий год пенсия. Сам из Казахстана из г. Алма-Ата, закончил Республиканскую физматшколу.
- Правда, что на корабле служат не только военные, но есть и контрактники и даже гражданские служащие?
Да. Изначально корабль проектировался под военный экипаж. В 1998 году этот статус изменился: военным остался экипаж измерительного комплекса, разведки, химкоманды, вертолетного комплекса и управления корабля. Всего около 130 человек. Остальные, как вы сказали, контрактники и гражданские служащие.
- Зарплата хорошая?
Хорошая, я считаю. Всё зависит от выслуги и разряда, лейтенанты получают от 100 тысяч рублей. Достойно. У молодых офицеров есть возможность купить жилье, получить ипотеку. По окончании службы бездомными не останутся.
- Какие традиции у вас существуют на корабле? Как новичков встречаете?
Есть ритуал «оморячивания». У нас на корабле он происходит после того, как выполнена боевая задача, а не сразу после того, как вышли в море. Так вот, выполнили боевую задачу, по пути обратно в базу строим весь экипаж, набираем ведро солёной воды, берем плафон от лампы. Новичок подходит к командиру, представляется, выпивает плафон солёной воды, целует рынду и бьет в рынду. После этого докладывает: «Матрос (лейтенант) такой-то ритуал «оморячивания» пришёл». Ему жмут руку и вручают удостоверение.
- А суеверия?
В понедельник в море не выходить, например. Считается, что лучше выйти в 23:55 в воскресенье. Еще за борт плевать не принято у моряков.
- На берегу подводников после дальнего похода встречают жареным поросёнком, а вас как?
Тоже жареным поросёнком и оркестром. Это традиция Военно-морского флота.
- Вы верите, что у каждого корабля есть своя судьба?
Конечно, как у человека. Это настоящий живой организм, несмотря на то, что это железо, у него есть своя душа. Вот, к примеру, у нас есть очень капризная система управления антеннами. Её заведующим был один мичман, так он знал, какая ей нужна влажность: когда грелочку включал, когда тряпочки мокрые развешивал, а потом в определенное время он начинал петь, и система начинала работать. (Улыбается).
- Ваш «Крылов» с характером?
Да, конечно. Но он нас никогда не подводил и, надеюсь, не подведет.
- Как вы корабль ласково между собой называете?
- «Крылов» или корабль. Кстати, Николай Крылов, чье имя носит корабль, был легендарнейший человек, удивительный! Он, практически без образования, закончив только пулеметные курсы, стал главнокомандующим ракетными войсками стратегического назначения, был практически у самых их истоков: сформировал первый коллектив, все основные мысли вложил в космические войска. Его идеи до сих пор живут. К примеру, полигон в Ключах на Камчатке тоже его детище.
«А корабль живой… Как вам объяснить почему? Живой он. К кораблю надо относиться как к живому существу, потому что, если относиться к нему, как к металлу, то он как металл и умрет. Корабли же не просто так называют именами великих людей. Это живой организм, потому что здесь живут люди, они проводят большую часть времени именно на корабле. Даже когда в шторм попадаете, чувствуете защиту корабля. Говорят, моряк должен быть дома в любой каюте и на любом корабле, ибо каюта офицера это не казарма, где люди отслуживают свой срок. И каюту следует обживать сразу, тем более, что собрать в нужный момент чемодан - дело не хитрое», - рассказал нам старший помощник командира корабля, капитан 2 ранга Андрей Гришин .
- Андрей Николаевич, а сколько времени нужно кораблю, чтобы выйти в море?
Два часа. Это время отсчитывается с команды вахтенного офицера: «Корабль к боевому походу приготовить». За 5 минут до выхода дается команда: «Аврал». Мы отдаем швартовые, начинаем выбирать якорь-цепь. Ее длина 350 метров, их две у нас. Специфика выборки состоит в том, что сначала мы выбираем их вместе до 120 метров, а потом начинаем один травить, а второй выбирать. Это называется «постановка на якорь способом схода».
Вот, например, американские корабли, никогда не становятся к пирсу кормой. Они всегда становятся лагом (боком, - ред.). Только мы - русские моряки - имеем такой опыт, что можем подойти кормой.
А вообще я считаю, во флот должны приходить романтики. Мне, например, нравится служить. С 1992 года служу. Правда, изначально я поступал в Рязанское десантное училище, но не прошел по состоянию здоровья. Пошел на флот. Поступил в Севастопольское высшее морское училище, потом страна распалась, и меня отправили в Ленинград. А служить начинал на подводной лодке».
В 2014 году корабль «Маршал Крылов» уйдет в док, на ремонт. По плану он продлится около года. Переоснастить обещают и главную двигательную установку, и технические средства, и аппаратуру. Надеюсь, спустя несколько лет нам удастся вновь взойти на борт этого красивого судна и увидеть изменения своими глазами.
В следующий раз мы расскажем и покажем вам другое удивительное место: маяк Петропавловский.
Текст: Леся Сурина, фото: Илья Лобов.