Краткая история Руси. Как создавалась Русь


История - одна из старейших наук. С тех пор, как у человека появилось прошлое, у него появился и интерес к нему.
Слово "история" пришло к нам из глубокой древности. В древнегреческом языке слово "historia" означало - рассказ о прошедшем, об узнанном.
Первые зачатки исторических знаний обнаруживаются в устных преданиях, былинах, мифах.
Согласно древнегреческой мифологии наукам и искусствам покровительствовали 9 муз.
Музы - в древнегреческой мифологии - дочери Мнемосины и Зевса, богини пения, поэзии, искусств и наук. Музы изображались юными, цветущими женщинами с красивыми, одухотворенными лицами, с атрибутами соответствующих искусств.

Клио - муза истории в древнегреческой мифологии. Изображалась со свитком папируса или футляром для свитков. Дочь Зевса и Мнемосины - богини памяти. Согласно Диодору, получила имя от того, что воспевание в поэзии даёт восхваляемым великую славу (клеос).

ИСТОРИЯ - это:
1. процесс развития природы и общества;
2. комплекс общественных наук, изучающих прошлое человечества во всей его конкретности и многообразии.

ПРЕДМЕТ истории определяется неоднозначно. Предметом истории может быть социальная, политическая, экономическая, демографическая история, история города, деревни, семьи, частной жизни. Определение предмета истории субъективно, связано с идеологией государства и мировоззрением историка. Историки, стоящие на материалистических позициях, считают, что история как наука изучает закономерности развития общества, которые, в конечном счете, зависят от способа производства материальных благ. Этот подход отдает приоритет экономике, обществу - а не людям - при объяснении причинности. Историки, придерживающиеся либеральных позиций, убеждены, что предметом изучения истории является человек (личность) в самореализации естественных прав, дарованных природой. Известный французский историк Марк Блок определил историю "как науку о людях во времени”.
Главная цель истории - объяснять прошлым настоящее и помогать заглядывать в будущее, а главная задача исторического образования - воспитание историей, формирование в сознании гуманистических и патриотических принципов.
Цицерон:
История - свидетель прошлого, свет истины, живая память, учитель жизни, вестник старины.
Ф. Бэкон:
В истории черпаем мы мудрость...
В.О. Ключевский:
Без знания истории мы должны признать себя случайностями, не зная, как и зачем мы живем, как и к чему должны стремиться.
В.О. Ключевский:
История учит даже тех, кто у нее не учится. Она их проучивает за невежество и пренебрежение.
Н.М. Карамзин:
История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зеркало из бытия и деятельности; завет предков потомству; дополнение изъяснения настоящего и пример прошлого.
Н.Г. Чернышевский:
Можно не знать, не чувствовать влечения к изучению математики, греческого или латинского языков, химии. Можно не знать тысячи наук и все-таки быть образованным человеком, но не любить историю может только человек совершенно не развитый умственно.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ МИРОВОЙ ИСТОРИИ:

Разбиение истории на те или иные периоды используется для классификации с точки зрения определённых общих идей. Названия и границы отдельных периодов могут зависеть от географического региона и системы датировки. В большинстве случаев, названия даны ретроспективно, то есть отражают систему оценок прошлого с точки зрения последующих эпох, что может влиять на исследователя, и поэтому к периодизации следует относиться с должной осторожностью.
История (исторический период) в классическом понимании начинается с появлением письменности. Период, предшествующий её появлению, называют доисторическим периодом. В российской историографии выделяют следующие крупнейшие периоды мировой истории:
Первобытное общество: на Ближнем Востоке - до ок. 3000 года до н. э. (объединение Верхнего и Нижнего Египта)
Древний мир: в Европе - до 476 года н. э. (падение Римской империи)
Средние века: 476 - конец XV века (начало эпохи Великих географических открытий)
Раннее Новое время: конец XV в. - 1789 (начало Великой французской революции)
Новое время: 1789 - 1918 (окончание Первой мировой войны)
Новейшее время: 1918 - наши дни
Существуют также альтернативные периодизации всемирной истории. Например, в западной историографии окончание средних веков связывают с XVI веком, после чего начинается единый период современной истории.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ -

Все объекты, непосредственно отражающие исторический процесс и дающие возможность изучать прошлое человечества.
Классификация исторических источников:
1. Лингвистические - данные языка.
2. Этнографические - обряды и обычаи.
3. Письменные:
a. Государственно-актовые - юридические нормы, договоры, постановления и др.
b. Описательные - летописи, жития, письма, дневники, описания и др.
4. Вещественные - орудия труда, предметы быта, оружие, строительные сооружения и др.
5. Устные - фольклор: былины, сказки, песни и др.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ ИСТОРИЧЕСКИЕ ДИСЦИПЛИНЫ -

Изучают определенные виды или отдельные формы и содержания исторических источников.
Генеалогия (от греч. - родословная) - наука о происхождении, возникновении и развитии родственных отношений.
Геральдика (лат. heraldus - глашатай) - наука, изучающая гербы как исторический источник.
Дипломатика (греч. diploma - документ) - наука, изучающая происхождение, форму и содержание, а также функционирование документов правового характера.
Метрология (греч. metron - мера и logos - наука) - наука, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры длины, площади, объема, веса - в их историческом
развитии.
Ономастика (греч. onoma - имя, наименование) - наука, изучающая имена собственные, историю их возникновения. Имеет несколько разделов:
топонимика - изучает географические названия;
антропонимика - изучает личные имена людей;
этнонимика - изучает названия племен, народов и других этнических общностей;
теонимика - изучает имена богов.
Нумизматика (лат. numisma - монета) - наука, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения по монетам, денежным слиткам и др.
Палеография (греч. palos - древний и grafo - пишу) - наука, изучающая внешние признаки рукописных источников в их историческом развитии (почерки,
знаки письма, чернила и др.)
Сфрагистика (греч. sphragis - печать) - наука, изучающая печати.
Хронология (греч. chronos - время и logos - наука) - наука, изучающая системы летосчисления и календари различных народов.
Этимология (греч. etymon - истина, истинное значение слова) - раздел языковедения, занимающийся изучением первоначальной словообразовательной структуры слова и выявлением элементов его древнего значения.

ИСТОРИОГРАФИЯ.

Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод, и как он развивается. Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о средних веках). В-третьих, термином историография обозначают причины создания исторических сочинений, выявляемые в ходе их анализа, по выбору тематики, способу интерпретации событий, личным убеждениям автора и аудитории, к которой он обращается, по использованию доказательств или методу ссылок на других историков. Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

    Исто́рия - область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом.

Историческая наука - это система научных социальных институтов, исследователей-профессионалов, видов научно-познавательной деятельности, имеющих главную цель получить истинные конкретные знания о конкретных обществах и их развитии в прошлом и настоящем, а также научные конкретно-исторические и вспомогательные знания, полученные в этой познавательной деятельности, а также необходимые для её проведения.

Объект исторической науки - это совокупность обществ, составляющих человечество. Предмет исторической науки - это конкретное общество в его конкретном пространственно-временном развитии с момента его возникновения до момента исчезновения, как в целом, так и всех его составляющих и уровней строения, а также во взаимодействии с другими конкретными обществами.

В более узком смысле история - это наука, изучающая всевозможные источники о прошлом для того, чтобы установить последовательность событий, исторический процесс, объективность описанных фактов и сделать выводы о причинах событий.

Первоначальное значение, этимология и смысл термина

Первоначальное значение слова «история» восходит к древнегреческому термину, означавшему «расспрашивание, узнавание, установление». История отождествлялась с установлением подлинности, истинности событий и фактов.

В древнеримской историографии (историография в современном значении - отрасль исторической науки, изучающая её историю) это слово стало обозначать не способ узнавания, а повествование о событиях прошлого. Вскоре «историей» стали называть вообще всякий рассказ о каком-либо случае, событии, происшествии, действительном или вымышленном.

Истории, популярные в той или иной культуре, но не подтверждаемые сторонними источниками, например, легенды о короле Артуре , считаются обычно частью культурного наследия , а не «беспристрастным исследованием», которым должна быть любая часть истории как научной дисциплины.

Слово история пришло из греческого языка (ἱστορία , historia ), и происходит от праиндоевропейского слова wid-tor- , где корень weid- , «знать, видеть». В русском языке представлен словами «видеть» и «ведать».

В Древней Греции слово «история» означало любое знание, получаемое путём исследования, а не только собственно историческое знание в современном смысле. Например, Аристотель использовал это слово в «Истории животных» . Оно встречается также в гимнах Гомера, сочинениях Гераклита и тексте присяги Афинскому государству. В древнегреческом было также слово historeîn , «исследовать», которое сначала использовалось только в Ионии, откуда затем распространилось на всю Грецию и, в конце концов, всю эллинистическую цивилизацию.

В том же древнегреческом смысле слово «история» употреблялось в XVII веке Фрэнсисом Бэконом в широкоупотребительном термине «естественная история». Для Бэкона история - «знание о предметах, место которых определено в пространстве и времени», и источником которого является память (так же как наука - плод размышлений, а поэзия - плод фантазии). В средневековой Англии слово «история» чаще использовалось в смысле рассказа вообще (story ). Особый термин история (history ) как последовательность прошедших событий появился в английском языке в конце XV века, а слово «исторический» (historical , historic ) - в XVII веке. В Германии, Франции и России в обоих смыслах по-прежнему употребляется одно и то же слово «история».

Поскольку историки являются одновременно наблюдателями и участниками событий, их исторические труды написаны с точки зрения их времени и обычно не только являются политически пристрастными, но и разделяют все заблуждения своей эпохи. По словам итальянского мыслителя Бенедетто Кроче, «вся история - современная история». Историческая наука обеспечивает истинное изложение хода истории путём рассказов о событиях и их беспристрастного анализа. В наше время история создаётся усилиями научных институтов.

Все события, которые остаются в памяти поколений, в той или иной аутентичной форме составляют содержание исторической хроники. Это необходимо для выявления источников, наиболее важных для воссоздания прошлого. Состав каждого исторического архива зависит от содержания более общего архива, в котором найдены те или иные тексты и документы; хотя каждый из них претендует на «всю правду», часть таких заявлений обычно опровергают. Кроме архивных источников, историки могут использовать надписи и изображения на памятниках, устные предания и другие источники, например, археологические. Поставляя источники, независимые от исторических, археология особенно полезна для исторических исследований, не только подтверждая или опровергая показания очевидцев событий, но и позволяя заполнить информацией временные периоды, о которых нет свидетельств современников.

История одними авторами относится к гуманитарным наукам, другими - к общественным, а может и рассматриваться как область между гуманитарными и общественными науками. Изучение истории часто сопряжено с определёнными практическими или теоретическими целями, но может быть и проявлением обычного человеческого любопытства.

    Вспомога́тельные истори́ческие дисципли́ны (другое наименование - специальные исторические дисциплины ) - относительно самостоятельные отраслиисторической науки , которые своими специфическими методами изучают определённые виды или отдельные стороны формы и содержания исторических источников . К вспомогательным историческим дисциплинам традиционно относят палеографию (включая кодикологию ), дипломатику , генеалогию , геральдику , сфрагистику иэпиграфику , историческую метрологию , нумизматику и бонистику , хронологию , историческую географию , историческую информатику , источниковедение , архивоведение ,документоведение , историческую ономастику , историческую антропонимику , историческую демографию , фалеристику , археографию и некоторые другие. Иногда к числу вспомогательных исторических дисциплин относят особые разделы исторической науки (историографию , методологию истории ) или даже специальные исторические науки (археологию или, реже, - этнографию ).

Палеография - вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография ). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Диплома́тика - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая исторические акты (юридические документы).

Она исследует древние документы дипломатического и юридического характера: грамоты, акты и тому подобные тексты и их оригиналы. Одна из её задач - отличать подложные акты от настоящих.

Генеало́гия или родосло́вие - систематическое собрание сведений о происхождении, преемстве и родстве фамилий и родов; в более широком смысле - наука о родственных связях вообще.

Гера́льдика (гербоведение; от лат. heraldus - глашатай) - специальная историческая дисциплина , занимающаяся изучениемгербов , а также традиций и практики их использования. Является частью эмблематики - группы взаимосвязанных дисциплин, изучающих эмблемы . Отличие гербов от других эмблем заключается в том, что их строение, употребление и правовой статус соответствуют особым, исторически сложившимся правилам. Геральдика точно определяет, что и как может быть нанесено на государственный герб, фамильный герб и так далее, объясняет значение тех или иных фигур . Корни геральдики уходят вСредневековье , когда и был разработан специальный геральдический язык .

Сфрагистика или сигиллография - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая печати (матрицы) и их оттиски на различных материалах.

Первоначально развивалась как часть дипломатики, занимающаяся определением подлинности документов. С началом массовых археологических исследований наБлижнем Востоке и появлением значительного количества археологического материала - как самих печатей (цилиндрические печати месопотамских цивилизаций иЕгипта, античные печати-щитки, висячие металлические печати Византии и Европейского средневековья), так и отпечатков на керамике (глиняные таблички клинописныхархивов, оттиски на сосудах и пр.) сфрагистика начала развиваться в качестве области исторической науки, занимающейся классификацией совокупности печатей археологической культуры, государства или цивилизации, их хронологией и типизацией, а также отражением в сфрагистическом материале внутригосударственных, межгосударственных и частных отношений.

Истори́ческая метроло́гия - вспомогательная историческая дисциплина, изучающая употреблявшиеся в прошлом меры - длины, площади, объёма, веса - в их историческом развитии. Часто единицы измерения не образовывали метрической системы , их относят ктрадиционным системам измерения .

Хронология - вспомогательная историческая дисциплина, устанавливающая даты исторических событий и документов;

Историческая география - это историческая дисциплина, изучающая историю через «призму» географии ; также это и география какой-либо территории на определенном историческом этапе ее развития. Самой сложной частью задачи исторической географии является показ экономической географии изучаемой территории - установление уровня развития производительных сил, их размещение.

Истори́ческая информа́тика - вспомогательная историческая дисциплина , изучающая особенности процесса информатизации в области исторической науки и образования. В основе данного направления лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для использования современных технологий в исследовательской практике и образовательном процессе.

    Метод - это совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых изучаются пути достижения определенной цели, решения конкретной задачи. В науке метод - это применение определенных способов, приемов, задач теоретического исследования предмета выражается в системе категорий и законов.

Для познания социально-экономических процессов используют философские, общенаучные и специальные методы: метод научной абстракции, принцип единства логического и исторического, анализ и синтез, индукция и дедукция, системный подход, статистическое наблюдение, выдвижение и проверка гипотез, моделирование процессов, проведение экспериментов, экономико -математические и статистические методы.

    Методы истории. Исторический метод заключается в следовании принципам и правилам работы с первоисточниками и другими доказательствами, найденными в ходе исследования и затем используемыми при написании исторического труда.

Современные историки ставят перед собой следующие вопросы:

    Когда исторический источник был написан?

    Где он был создан?

    На каком ранее существовавшем материале основывался автор?

    Какова была оригинальная форма источника?

    Насколько источник заслуживает доверия?

Наблюдение - целенаправленное пассивное изучение предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств. В ходе наблюдения мы получаем знания не только о внешних сторонах объекта познания, но и - в качестве конечной цели - о его существенных свойствах и отношениях.

Эксперимент - активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение исследуемого объекта или его воспроизведение в специально созданных и контролируемых условиях, определяемых целями эксперимента. В его ходе изучаемый объект изолируется от влияния побочных, затемняющих его сущность обстоятельств и представляется в "чистом виде".

Сравнение - познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта), т.е. их тождество и различия. Оно имеет смысл только в совокупности однородных предметов, образующих класс. Сравнение предметов в классе осуществляется по признакам, существенным для данного рассмотрения. При этом предметы, сравниваемые по одному признаку, могут быть несравнимы по другому.

Описание - познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

Измерение - совокупность действий, выполняемых при помощи определенных средств с целью нахождения числового значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

Анализ - реальное или мысленное разделение объекта на составные части и синтез - их объединение в единое органическое целое, а не в механический агрегат. Результат синтеза - совершенно новое образование.

Абстрагирование - процесс мысленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновременным выделением интересующих исследователя свойств (прежде всего существенных, общих). В результате этого процесса получаются различного рода "абстрактные предметы", которыми являются как отдельно взятые понятия и категории ("белизна", "развитие", "противоречие", "мышление" и др.), так и их системы. Наиболее развитыми из них являются математика, логика, диалектика, философия.

Обобщение - процесс установления общих свойств и признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При том могут быть выделены любые признаки (абстрактно-общее) или существенные (конкретно-общее, закон).

    Термин историография имеет несколько значений. Во-первых, это наука о том, как пишется история, насколько правильно применяется исторический метод и как развивается историческое познание . Во-вторых, тем же термином обозначают совокупность исторических трудов, часто тематически или иным способом отобранных из общей совокупности (например, историография 1960-х годов о Средних веках ). В-третьих, термином историография обозначают изучение взглядов и работ конкретных историков (анализируются причины создания исторических сочинений, выбор их тематики, способ интерпретации событий, личные убеждения автора и его аудитории, практика использования доказательств и ссылок на других историков). Профессиональные историки обсуждают также возможность создания единого рассказа об истории человечества или серии таких рассказов, конкурирующих за аудиторию.

Историогра́фия - в узком смысле слова это совокупность исследований в области истории, посвящённых определённой теме либо исторической эпохе (например, историография эпохи Крестовых походов), или же совокупность исторических работ, обладающих внутренним единством в идеологическом, языковом или национальном отношении (например, марксистская, англоязычная или французская историография).

В более широком смысле историография - это специальная историческая дисциплина, изучающая историю исторической науки. Историография проверяет, насколько верно применяется научный метод при написании исторической работы, акцентируя внимание на авторе, его источниках, отделении фактов от интерпретации, а также на стилистике, авторских пристрастиях и на том, для какой аудитории написана им данная работа в области истории.

Историография начинается в Греции с Гекатея и Геродота. Геродот объяснял, почему он взял на себя труд написать свою Историю: чтобы память о подвигах людей не потерялась в глубине веков. Он хотел сохранить память о деяниях, совершенных греками иварварами. Мотивы творчества других историков античности будут иными. Фукидид, к примеру, стремился показать вечную борьбу за власть, по его мнению, являющуюся характерной чертой человеческой натуры; Полибий утверждал, что вся история мира имеет конечной и высшей точкой своего развития Римскую империю, он писал свои книги, считая что опыт, добытый при изучении истории, является лучшим руководителем в жизни; Тит Ливий искал в истории «модели для нас и нашей страны».

С XIX века историография начинает играть очень важную роль. В западной культуре стали прилагаться большие усилия по историографическому анамнезу. Историография старалась обнаружить, «пробудить» и восстановить прошлое наиболее экзотических, хронологически и географически отдалённых обществ, а также предысторию Ближнего Востока и культуру «диких» народов, находящихся на пороге исчезновения. Не менее важно то, что историография становится важнейшим источником формирования исторической памяти европейских народов, инструментом "конструирования наций".

Древнейшая китайская историография

Древнейшими текстами по истории Китая являются книги Шу-Цзин , Чуньцю и Цзо-чжуань . Автором первых двух книг считается Конфуций , а последняя является их комментарием. Первый профессиональный историк Китая, отделивший собственно историю от конфуцианской философии , - Сыма Цянь , автор «Исторических записок» (Ши-цзи ). Его сочинение содержит множество биографий как членов императорской династии, так и простых людей.

    Истори́ческие исто́чники - весь комплекс документов и предметов материальной культуры, непосредственно отразивших исторический процесс и запечатлевших отдельные факты и свершившиеся события, на основании которых воссоздается представление о той или иной исторической эпохе, выдвигаются гипотезы о причинах или последствиях, повлекших за собой те или иные исторические события.

Извлекая информацию из источника, исследователь должен помнить два существенных момента:

    Источник дает лишь ту информацию, которую в нём ищет историк, он отвечает лишь на те вопросы, которые историк ставит перед ним. И полученные ответы всецело зависят от заданных вопросов.

    Письменный источник передает события через мировосприятие автора, его создавшего. Это обстоятельство имеет важное значение, ибо то или иное понимание картины мира, существующее в сознании создателя источника, так или иначе воздействует на те данные, которые он фиксирует.

Так как исторические источники различных видов создаются людьми в процессе осознанной и целенаправленной деятельности и служили им для достижения конкретных целей, то они несут ценную информацию о их создателях и о том времени, когда были созданы. Чтобы извлечь эту информацию, необходимо понимать особенности и условия возникновения исторических источников. Информацию из источника важно не только извлечь, но и критически оценить, а также правильно интерпретировать.

Одним из первых детальную классификацию исторических источников предложил немецкий историк XIX века И. Дройзен. Он разделил все многообразие продуктов целенаправленной человеческой деятельности на исторические остатки и исторические предания (исторические традиции.

Согласно Дройзену, речь, письмо, изображение - составляют историческую традицию . Она подразделяется на устную (песнь, сага, рассказ, легенда, анекдот, пословицы, крылатые слова), письменную (генеалогические таблицы, исторические надписи, мемуары, брошюры, газеты и т. п.) и изобразительную (географические карты, иконография исторических личностей, планы городов, рисунки, живопись, скульптура).

По мнению Дройзена, непосредственными результатами самих событий являются так называемые остатки :

    Произведения всех наук, ремесел, искусств, свидетельствующие о потребностях, способностях, взглядах, настроениях, состояниях;

    Данные языка;

    Обычаи, нравы, учреждения;

    Монументы;

    Деловые акты, протоколы, делопроизводственные и всевозможные административные документы.

Каждый образованный человек должен знать, что такое история, что изучает данная наука. Ведь прошлое для каждого поколения - это основа его будущего. В этой статье мы поговорим об истории как науке.

Что такое история: определение

История - это гуманитарная наука, область знаний о деятельности человека в прошлом. Сюда можно отнести важные события, социум, мировоззрение, социальные связи и так далее.

Слово «история» имеет греческие корни (ἱστορία, historia), происхождение праиндоевропейское (слово wid-tor, то есть знать, видеть). В русском языке это слова «видеть» и «ведать».

История как наука

Для того чтобы понимать основы процессов, которые происходят в сегодняшнем мире, необходимо проводить аналогии. Но аналогии можно проводить в сравнении с чем-либо. То есть аналогия - это, по своей сути, сравнение с выведением схожих и отличительных моментов для определения закономерности. С чем можно сравнить сегодняшние процессы? С теми процессами, которые происходили до нас.

История была создана в качестве науки для того, чтобы проводить аналогии с процессами формирования политики и экономики в различных государствах с сегодняшними процессами формирования. Зачем это нужно? Для того чтобы не допускать ошибок при создании новых экономических стратегий взаимодействия между государствами, нужно ознакомиться с подобным опытом у своих предков.

У этой науки множество предназначений. Но нужно помнить, что сегодняшние события документируются согласно законодательству. А, значит, со временем, эти документы уже станут историческим достоянием.

Что изучает история?

История - это наука, изучающая события и явления, которые происходили в жизни человека и влияли на его жизнь в прошлом. Описать одним предложением назначение этой науки будет довольно сложно, поскольку смысл истории заключается в нескольких задачах:

  • изучение событий, произошедших в прошлом, на основе фактов для определения культуры и быта людей, существовавших в предыдущие века;
  • определение связей и закономерностей между происходившими событиями в одно и тоже время для определения причин происхождения этих событий;
  • изучение быта и культуры разных народов на основе фактических доказательств, которые были найдены в результате археологических раскопок или были задокументированы летописцами тех лет.

Методы в истории

Методология истории - это историческая дисциплина, с помощью которой определяется объект исторической науки, цель исторического познания. Эта дисциплина разрабатывает теорию исторического познания (основы философии, гносеологии, эпистемологии, методы исторического познания, формы исторических знаний).

Исторические источники

Исторические источники - это все документы и предметы, относящиеся к материальной культуре, в которых отражён исторический процесс и запечатлены факты и свершившиеся события. На основании этих документов и предметов воссоздаётся представление об исторической эпохе, к которой они принадлежат, а также выдвигаются гипотезы о причинно-следственных связях, которые спровоцировали те или иные исторические события.

Зачем изучают историю?

Великий российский учёный Михаил Ломоносов в своем научном труде об истории славян сказал: «Народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Это утверждение верно по той причине, что для безопасного существования в мире необходимо учитывать ошибки предков, допущенные в тех или иных ситуациях, в социальных и экономических планах общества.

Ценность исследований

Благодаря историческим исследованиям до современного общества дошла информация о внутригосударственных событиях, в организации которых принимали участие иностранные диверсанты из стран, являющихся конкурентами по геополитическим интересам. Из исторических фактов до сегодняшнего общества дошло само понятие диверсии. Информация о государственных переворотах и революциях в разных государствах тех времён, а также информация о планировке экономического развития внутри государства помогает сегодня современному обществу не совершать похожие ошибки, чтобы не оказаться в таком же кризисном положении, в котором оказались предки.

Известные историки

  • Геродот - древнегреческий историк;
  • Байер Готлиб Зигфрид (1694-1738) - немецкий историк, филолог;
  • Карамзин Николай Михайлович (1776 - 1826) - выдающийся историк, автор труда «История государства Российского»;
  • Соловьев Сергей Михайлович (1820 - 1879) - историк, является основателем государственной школы в русской историографии. Автор труда «История России с древнейших времён»;
  • Голицын Николай Николаевич (1836-1893) - князь, библиограф, историк, публицист;
  • Ключевский Василий Осипович (1841 - 1911) - выдающийся русский историк;
  • Вебер Макс (1864-1920) - немецкий социолог, историк, экономист и юрист;
  • Капица Михаил Степанович (1921-1995) - российский историк, дипломат, член-корреспондент РАН (1991; член-корреспондент АН СССР с 1987 г.). Основные труды по новейшей истории Китая и международным отношениям на Дальнем Востоке и Юго-Восточной Азии. Государственная премия СССР (1982).

Теперь вы знаете, что такое история. Возможно, вам будут интересны также другие статьи нашего сайта

Введение......................................................................................3

Как возникла история..................................................................3

Наука, тесно связанные с историей............................................3

Философия истории.....................................................................4

Периодизация мировой истории................................................5

Предмет и задачи истории..........................................................6

Методы изучения.........................................................................6

Функции исторического познания..............................................7

Современное положение дел.....................................................8

Перспективы развития.................................................................8

Заключение...................................................................................9

Литература....................................................................................10

Введение

У слова «история» существует несколько значений. Так, например, фраза «попасть в историю» может нести в себе два разных смысла для человека, попавшего в беду или для политического деятеля, который хочет оставить свой след в истории. Человеку порой очень интересно знать о жизни его предшественников. В этом ему помогает такая наука, как история. История - одна из древнейших наук, она возникла в Греции и насчитывает около 2500 лет. В VI веке возникает такое понятие, как историки - лагографы - авторы первых исторических сочинений. Одним из них был Геродот. Именно его на сегодняшний день считают отцом истории. Начиная с Геродота, в Греции и Риме появляются люди, которые будут записывать истории. С тех времён и получает распространение история как наука. Таким образом, можно дать определение истории. История – гуманитарная наука, изучающая прошлое человеческого общества во всей её красоте и многообразии, которое создаётся с целью понимания его настоящего и перспектив будущего.Геродот Галикарнасский автор первого исторического трактата – «истории», в котором описаны греко–персидские войны и обычаи современных ему народов. Родина Геродота - малоазийский Галикарнас. В молодости он принадлежал партии, которая боролось против правившего тирана Лигдамида. Затем Геродот был изгнан, и спустя некоторое время отправился в длительные путешествия. Он объехал Вавилон, Ассирию, Египет, Балканский полуостров от Пелопонесса до Македонии, а затем поселился в Афинах.

Как возникала История.

Предмет истории не сразу существовал в том виде, в каком мы знаем его сейчас. Вследствие поступательного развития истории происходил процесс совершенствования и улучшения материального производства, изменялся и усложнялся политический строй общества и его социальная структура, наблюдался прогресс в науке, развивалась культура. По мере развития общества происходило развитие истории как науки, которая впитывала в себя опыт многочисленных поколений. Вследствие этого расширялось и обогащалось ее содержание, происходил процесс накопления знаний. В Древней Греции слово «история» имело значение «установление, расследование, узнавание». Как правило, под словом «история» подразумевалась подлинность, истинность событий и исторических фактов. Так же оно обозначало любое знание, полученное путём собственных открытий, исследований. Впоследствии под словом «история» стали подразумевать различные рассказы о каком-либо случае или происшествии, вымышленном или действительном.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Историческое значение
Рубрика (тематическая категория) Регилия

Хотя в то время ещё никто этого не знал, битва под Веной предопределила ход всœей войны. Турки безуспешно сражались последующие 16 лет, потеряв Венгрию и Трансильванию, пока окончательно не признали своё поражение. Конец войне был положен Карловицким миром.

Встреча Яна Собеского и Леопольда I (кисти Артура Гротгера)

Политика Людовика XIV предопределила ход истории на столетия вперёд: немецкоговорящие страны были вынуждены вести войны одновременно и на Западном, и на Восточном фронте. Пока германские войска сражались в составе Священной Лиги, Людовик воспользовался этим, завоевав Люксембург, Эльзас и Страсбург, разорил огромные территории на юге Германии. А Австрия не могла оказать немцам никакой поддержки в их войне с Францией, пока шла война с турками.

В честь Яна Собеского австрийцы построили церковь на вершинœе холма Каленберг, к северу от Вены. Желœезнодорожная трасса Вена - Варшава также названа в честь Собеского. Созвездие Щит Собеского также было названо в его честь. Поскольку Собеский поручил своё королевство заступничеству Девы Марии Ченстоховской, папа Иннокентий XI постановил отмечать праздник Святого Имени Марии не только в одной Испании и Неаполитанском королевстве, но и во всœей Церкви. Этот праздник празднуется 12 сентября.

Собеский пишет о победе Папе Римскому (кисти Яна Матейко)

Польско-австрийская дружба недолго длилась после этой победы, так как Карл V Лотарингский принялся принижать роль Яна III Собеского и польского войска в битве. Ни сам Собеский, ни Речь Посполитая от спасения Австрии ничего существенного не выиграли. Напротив, битва под Веной ознаменовала зарождение будущей Австрийской империи (1804-1867) и падение Речи Посполитой. В 1772 и 1795 годах Габсбурги приняли участие в первом и третьем разделах Речи Посполитой, благодаря чему это государство исчезло с политической карты Европы.

Историческое значение - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Историческое значение" 2017, 2018.

  • - Историческое значение буржуазного права

    Историческое значение буржуазного права заключается в разрушении старого феодально-патриархального порядка и определении новой глобальной перспективы правового развития. Она основывается на понятии правового государства и открытого буржуазного общества. Критерии... .


  • - Великая французская буржуазная революция конца XVIII в., её законодательство и историческое значение

    Непосредственным толчком к открытому конфликту общества и монархии «старого режима» послужил финансовый кризис 1780-х гг. Внешний и внутренний долг монархии перевалил за 5 млрд. ливров (что примерно равно национальному доходу за 50 лет!). Неспособность короля Людовика XVI... .