Краткий пересказ бежин луг тургенева. Очень кратко Бежин луг

Рассказ Тургенева «Бежин луг» был впервые опубликован в 1851 году в журнале «Современник». Произведение вошло в цикл рассказов автора «Записки охотника». Очерк относится к литературному направлению реализм, но в нем также присутствуют черты романтизма (яркие описания природы, легенды и поверья, которые переплетаются с реальной жизнью героев).

Произведение изучается в программе литературы 6 класса, на нашем сайте вы можете прочитать краткое содержание «Бежин луг» онлайн.

Главные герои

Рассказчик – охотник, от его лица ведется повествование.

Илюша – мальчик около 12 лет, знающий много народных поверий и историй о нечистой силе.

Павлуша – мальчик около 12-ти лет, «глядел он очень умно и прямо, да и в голосе у него звучала сила».

Другие герои

Федя – мальчик 14-ти лет, самый старший из ребят, по всем приметам – выходец из богатой семьи. Поехал с другими ребятами ради забавы.

Костя – мальчик 10-ти лет.

Ваня – мальчик семи лет, который практически всю ночь спал.

В один из теплых июльских дней рассказчик охотился за тетеревами в Чернском уезде Тульской губернии. Он настрелял «довольно много дичи» и возвращался вечером домой. Заблудившись в сумерках, рассказчик сначала шел мимо осинника, затем оказался в незнакомой распаханной лощине.

Не пытаясь разобрать дороги, он пошел «по звездам» и неожиданно оказался перед «огромной равниной» , называемой Бежин луг, которую огибала широкая река. У подножья холма мужчина заметил два костра и людей.

Повествователь спустился к кострам – возле них расположились крестьянские ребятишки из соседних деревень, сторожившие табун лошадей с двумя большими собаками. Рассказчик попросился к ним переночевать, лег у костра и, наблюдая за ночной природой, слушал беседы ребят.

Всего мальчиков был пять: Федя, Павлуша, Илюша, Костя и Ваня. Рассказчик описывает внешность мальчиков. Федя – «стройный мальчик, с красивыми и тонкими чертами лица» . Павлуша – с черными волосами, серыми волосами, рябым бледным лицом и неуклюжим приземистым телом. Илюша – с горбоносым, вытянутым, подслеповатым лицом, которое «выражало какую-то тупую, болезненную заботливость» . Костя – мальчик с задумчивым и печальным взором, его глаза, «казалось, хотели что-то высказать, для чего на языке, <…> - не было слов» . Самый младший Ваня всю ночь спал под рогожкой.

Рассказчик притворился спящим и мальчики у костра разговорились. Илюша рассказал, как заночевав однажды с ребятами на бумажной фабрике, они слышали домового. Ночью над ними кто-то стучал и ходил, а после спустился к ним по лестнице, распахнул двери, но в дверях ребята никого не увидели. Тут у одного чана начала шевелиться форма, у другого – крюк с гвоздя снялся и на место встал. «Потом будто кто-то к двери пошел да вдруг как закашляет, как заперхает» . Мальчики сильно испугались.

Следующую историю рассказал Костя – о слободском плотнике Гавриле. Как-то мужчина пошел в лес по орехи, заблудился и решил переночевать в лесу. Но только он задремает, как просыпается от того, что его словно кто-то зовет. Наконец Гаврила увидел сидящую на ветке русалку, которая звала его к себе. Мужчина перекрестился – тут же русалка, которая до этого весело смеялась, расплакалась: «Не креститься бы тебе, говорит, человече, жить бы тебе со мной на веселии до конца дней; а плачу я, убиваюсь оттого, что ты крестился; да не я одна убиваться буду: убивайся же и ты до конца дней» . Тут же и пропала. А Гаврила с тех пор невеселый стал.

Вдали послышался «протяжный, звенящий, почти стенящий звук» . Мальчики вздрогнули, Илья шепнул: «С нами крестная сила!» .

После того как ребята успокоились, Илюша завел разговор о случившемся недавно происшествии на прорванной плотине – «нечистом глухом месте» , где похоронен утопленник. Мальчик рассказал, что как-то приказчик отправил псаря Ермила на почту, но мужчина задержался и возвращался уже ночью. Перебираясь через плотину, он заметил на могиле утопленника барашка. Мужчина взял животное с собой, но пока вез, заметил, что барашек смотрит ему пристально в глаза. Стал он его этак по шерсти гладить, - говорит: «Бяша, бяша!» А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша…» .

Вдруг «обе собаки разом поднялись, с судорожным лаем ринулись прочь от огня и исчезли во мраке. Все мальчики перепугались» . Павлуша побежал за собаками, но вскоре прискакал на лошади и сказал, что думал, что собаки учуяли волка, но там ничего нет.

Мальчики продолжили беседу. Илюша рассказал, что в Варнавицах часто встречали покойного барина, который искал разрыв-траву, потому что на него сильно давила могила. Костя удивился – он думал, что покойников можно только в родительскую субботу увидеть. Илюша ответил, что в родительскую субботу можно еще и узнать, кто умрет скоро: нужно сесть на церковную паперть и смотреть, кто мимо тебя пройдет. Так баба Ульяна, сидя на паперти, увидела идущей сама себя.

Мальчики притихли. Над ними пролетел белый голубок. Ребята вспоминают о недавно случившемся в Шаламове «предвиденьи небесном» – солнечном затмении. Илюша пересказывает поверье о Тришке – лукавом человеке, который появится в затмение и которого нельзя будет ни поймать, ни в тюрьму посадить.

Внезапно над рекой дважды раздался резки крик цапли. Мальчики заговорили о лешем – Косте показалось, что он как-то слышал его крики. Илья возразил: леший не кричит, он немой – «только в ладоши хлопает да трещит» .

Павлуша поднялся и пошел к реке за водой. Илюша в это время рассказал мальчикам, что когда человек черпает воду из реки, его может за руку схватить водяной и к себе утащить. Ребята вспомнили об Акулине-дурочке, которую «водяной испортил» , а также о Васе, который, играя на берегу, случайно утонул. Вернувшись, Павлуша рассказал, что когда он набирал воду, его словно из-под воды Васиным голосом звали.

К утру разговор мальчиков постепенно стих, а рассказчик задремал. Мужчина проснулся еще до рассвета и, кивнув проснувшемуся Павлуше, пошел «вдоль задымившейся реки» . «Я, к сожалению, должен прибавить, что в том же году Павла не стало. Он не утонул: он убился, упав с лошади. Жаль, славный был парень!»

Вывод

Рассказ Ивана Сергеевича Тургенева «Бежин луг» раскрывает перед читателем мир народных поэтических примет и сказок о всевозможной «нечисти»: домовых, русалках, леших, водяных, призраках. В произведении легенды и поверья гармонично дополнены картинами живописной природы, а сама композиция очерка отсылает читателя к просторечному жанру «страшной истории», характерным признаком которой являются элементы мистики и необъяснимый, загадочный трагический конец.

Тест по рассказу

После прочтения краткого содержания рассказа рекомендуем пройти этот тест:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.7 . Всего получено оценок: 4764.

Очень кратко Заблудившийся охотник в ночи набредает на крестьянских ребятишек, которые сидят у костра, стерегут лошадей и рассказывают друг другу страшные истории о леших, русалках, домовых и прочей нечисти.

Действие происходит в Российской империи, в Чернском уезде Тульской губернии. Повествование ведётся от первого лица. Деление пересказа на главы - условное.

«Прекрасный июльский день»

Летние дни, когда погода установится, - прекрасны. Утро - ясное, лучезарное. К полудню небо покрывается лёгкими золотисто-серыми облачками, из которых изредка сеется мелкий тёплый дождик. Перед вечерней зарёй облачка исчезают, а солнце закатывается так же спокойно, как и взошло на небо.

Охотник заблудился

Именно в такой день рассказчик охотился на тетеревов.

Рассказчик - мужчина с ружьём, сумкой для дичи и собакой; имя его в рассказе не упоминается

Под вечер он возвращался домой и неожиданно заблудился.

Взойдя на высокий, резко обрывающийся холм, он увидел под собой огромную равнину, которую огибала широкая река. Рассказчик наконец узнал местность - в округе её называли Бежиным лугом.

У костра в ночном

Прямо под обрывом в темноте горели два костра, у которых пятеро крестьянских ребятишек с двумя собаками стерегли лошадей. Днём жара и мухи с оводами не давали лошадям покоя, поэтому летом их пасли по ночам.

Усталый охотник спустился к кострам, сказал, что заблудился и попросился переночевать. Он лёг под кустик неподалёку, притворился спящим и прислушался, о чём говорят ребятишки.

Мальчики варили картошку и рассказывали истории о нечистой силе.

Ильюша

Больше всего историй рассказал двенадца­тилетний Ильюша с горбоносым, вытянутым и подслеповатым лицом, на котором застыло туповато-озабоченное выражение.

Ильюша - 12 лет, горбоносый, вытянутое лицо, жёлтые волосы, одет опрятно, работает на бумажной фабрике; суеверен и боязлив, верит в сверхъесте­ственное

Одет мальчик был чисто и опрятно, но бедно. Многодетная семья Ильюши , видимо, была небогата, поэтому мальчик вместе с двумя своими братьями с раннего детства работал на бумажной фабрике. Ильюша «лучше других знал все сельские поверья» и искренне в них верил.

Домовой на бумажной фабрике

Первая история была о том, как приказчик велел Ильюше с компанией ребят заночевать на бумажной фабрике. Наверху кто-то неожиданно затопал, спустился по лестнице, к двери подошёл. Дверь распахнулась, а за ней - никого. И вдруг кто-то как закашляет! Напугал домовой мальчишек.

Говорящий барашек на могиле утопленника

Потом Ильюша рассказал о прорванной плотине, нечистом месте, где когда-то похоронили утопленника. Однажды послал приказчик псаря на почту. Возвращался он через плотину поздно ночью. Вдруг видит - на могилке утопленника беленький барашек сидит. Решил псарь забрать его с собой. Барашек из рук не вырывается, только в глаза пристально смотрит. Жутко стало псарю, гладит он барашка и приговаривает: «Бяша, бяша!» А барашек оскалил зубы, и отвечает ему: «Бяша, бяша!»

Покойный барин, ищущий разрыв-травы

Затем Ильюша рассказал о встреченном на той же плотине покойном барине. Покойник искал на «нечистом месте» разрыв-травы и жаловался, что могила на него давит.

Родительская суббота

Ильюша был уверен, что «покойников во всяк час видеть можно», а в родительскую субботу можно узнать, кто умрёт в этом году, надо только сесть на паперть, да на церковную дорогу смотреть - кто мимо пройдёт, того и ждёт смерть. Он рассказал о бабе, которая решила узнать, кто помрёт в этом году, пошла в родительскую субботу на паперть и узнала в проходящей мимо женщине себя.

Солнечное затмение и Тришка

Когда разговор зашёл о произошедшем недавно «небесном предвиденьи» - солнечном затмении, Ильюша рассказал поверье об удивительном человеке Тришке, который придёт во время солнечного затмения. Удивителен этот Тришка умением освобождаться от любых оков и выходить из любой тюрьмы.

Павлуша

Затем Павлуша тоже вспомнил о солнечном затмении.

Павлуша - 12 лет; сероглазый, большеголовый и приземистый, одет бедно; смел, пытается объяснить непонятное, решительный и любозна­тельный

Когда солнце исчезло, крестьяне перепугались, а барская стряпуха все горшки в печи перебила, считая, что пришёл конец света, и щи есть некому будет. Все верили, что «белые волки по земле побегут, людей есть будут, хищная птица полетит, а то и самого Тришку увидят».

Пошли крестьяне в поле Тришку встречать. Вдруг видят - идёт человек «мудрёный» со странной головой. Все бросились прятаться, а это оказался не Тришка, а деревенский бочар, который купил новый жбан и надел его на голову, чтобы легче было нести. Развеселил мальчиков Павлушин рассказ.

Вдруг в самый разгар беседы залаяли и кинулись прочь собаки. Павлуша бросился за ними. Вернувшись, он сказал, что собаки почуяли волка.

Костя

Костя , маленький, тщедушный, очень бедно одетый и пугливый мальчик лет десяти с задумчивым и печальным взглядом, рассказал две истории.

Костя - 10 лет, худой и малорослый, плохо одет; трусишка, боится непонятного, способен на сочувствие, верит рассказам Ильюши

Встреча плотника с русалкой

Первая - о плотнике, который заблудился в лесу и наткнулся на русалку. Она сидела на ветке дерева, звала его к себе и смеялась. Плотник взял и перекрестился. Русалка заплакала жалобно, а потом прокляла его - будет плотник горевать до конца своих дней. С тех пор он невесёлый и ходит.

Водяной, утащивший мальчика на дно

Вторая Костина история была о мальчике, которого водяной утащил под воду, а его мать сошла от горя с ума.

Федя

Старший из мальчиков, Федя , стройный, красивый подросток лет четырнадцати, принадлежал, судя по одежде, к богатой семье и был в этой компании «запевалой» - к друзьям относился покрови­тель­ственно, но по-доброму, изредка перебивал их с добродушной насмешкой.

Федя - 14 лет, красив, хорошо одет; как старший, к друзьям относится покрови­тель­ственно, но по-доброму, немногословен

Федя вспомнил о живущей в его деревне женщине, которую бросил любовник. Пошла она топиться, а водяной утащил её на дно, и там «испортил». Женщину вытащили, но в себя она не пришла, так дурочкой и осталась.

Ваня

Самый младший, семилетний мальчонка Ваня , всю ночь продремал под рогожкой «и только изредка выставлял из-под неё свою русую кудрявую головку».

Ваня - 7 лет, русый, кудрявый и большеглазый; искрений, мечтательный и добрый, любит природу; дремлет в течение всего разговора

Утро

Остальных ребятишек сон сморил, когда погасли костры. Охотник тоже задремал. От костров он ушёл, когда «утро зачиналось». Попрощаться охотнику удалось только с Павлушей - тот проснулся, когда он уходил.

Эпилог

Рассказчик с сожалением сообщает, что в том же году «славный парень» Павел погиб - разбился, упав с лошади.

И. С. Тургенев, дворянин по происхождению, имел превосходное барское воспитание. Между тем, известность ему принес цикл рассказов «Записки охотника», главными героями которого стали простые крестьяне. Его издание в 1852 году стало причиной изгнания Тургенева в родовое имение Спасское-Лутовиново. Причина довольно проста: писатель показал, насколько интересны, душевны и талантливы были многие представители низших слоев, что стало необычным явлением в русской литературе. В состав сборника вошел и рассказ «Бежин луг».

Повествователь, возвращавшийся с охоты, заблудился и долго бродил по окрестностям. Уже в сумерках он вышел на Бежин луг и различил невдалеке два огонька. Выбора не оставалось, и рассказчик направился - как он полагал - к гуртовщикам, суетившимся у костра. Однако перед ним оказались пятеро крестьянских ребятишек, вышедших в ночное сторожить табун лошадей. Немного поговорив с новыми знакомыми, рассказчик прилег чуть поодаль и сделал вид, что уснул. Сам же наблюдал за ребятишками, которые, чтобы скоротать время, стали рассказывать «былички». Неторопливый детский разговор лишь однажды нарушил лай собак, и один из мальчиков, Павлуша, бросился вслед за ними в темноту. Вскоре он вернулся, ловко спрыгнул с лошади и на вопрос, что там, махнул рукой: «Я думал, волки…» Лишь к утру ребятишки уснули крепким сном, а рассказчик отправился дальше.

Тургенев завершает произведение «Бежин луг» сообщением о смерти одного из мальчиков: Павлуша в том же году упал с лошади и разбился.

Герои рассказа глазами автора

Ребятишек, имена которых рассказчик узнал по ходу разговора, было пятеро. Автор дает подробное описание каждого из них, а также передает содержание разговора, пытаясь сохранить особенности речи, интонацию каждого из героев.

Внимание сразу же привлекает самый старший - Федя, лет четырнадцати. Он выделялся из числа других внешним видом и поведением. Добротная одежда подсказывала, что Федя был из зажиточной семьи и случайно попал на Бежин луг. Краткое содержание всех его реплик (он ловко управлял разговором, но сам участия в рассказывании быличек не принимал) выражает чувство превосходства над другими.

Второй, Костя, привлек внимание своим взглядом. Его большие блестящие глаза, казалось, скрывали какую-то тайну, а сам он выглядел человеком довольно интересным.

Ничем особым не выделялся Ильюша, но именно он оказался самым талантливым рассказчиком.

Семилетнего Ванюшу (столько ему дал на вид повествователь) он сразу и не заметил. Из-за своего малого возраста мальчик только слушал старших товарищей. Однако именно он тонко чувствует природу: «… гляньте на божьи звездочки, - что пчелки роятся!»

Наконец, пятый - Павлуша. Из рассказа «Бежин луг» он запоминается больше других. Только его рассказчик называет полным именем - Павел, а также сообщает в конце рассказа о его трагической судьбе. Чем же интересен Павлуша автору и читателю?

Внешне его трудно было назвать привлекательным, но все в нем было правильно. Глаза излучали ум, а во всем облике сквозила невероятная сила. Если остальные мальчики слушают рассказы со страхом, то Павлуша всему дает правдивое объяснение - опыт житейский подсказывает. Он один мчится в ночь вслед за собаками, а потом незначительно машет рукой, будто ничего не произошло. Рассудительные реплики, в том числе комментарии к быличкам, и поступки - лучшая его характеристика.

«Бежин луг» - путешествие в мир сказочных поверий

Детские характеры раскрываются благодаря необычным историям, которые поочередно рассказывают Костя и Ильюша, остальные больше слушают и высказывают свое отношение к описываемым событиям.

Былички - произведения фольклора, в которых делается установка на правдивость происходящего. Так же, как сказки, поверья, мифы и т. п., они выражают представления людей об устройстве мира. Если говорить о быличках, которые звучат в произведении «Бежин луг», краткое содержание их можно свести к рассказам о нечистой силе и сказочных героях (это леший, водяной, домовой, русалка), о покойниках и гаданиях. Всеми ребятами, кроме Павлуши, они воспринимаются как реальные, потому никто не сомневается в их правдивости. Особенно интересен Ильюша: его речь эмоциональна, насыщена повторами и просторечными словами, что делает рассказ убедительным. Возникает ощущение, что мальчик действительно был свидетелем всех своих историй.

Совпадение или предзнаменование?

Интересно вписывается в происходящее история Павлуши. В то время, как он ходил к реке, Костя рассказывает об утопленнике Васе. Его мать, якобы, предчувствовала смерть сына и всячески старалась уберечь его от воды. Возвратившийся Павлуша к удивлению и страху ребят произнес: «Я Васин голос слышал». И далее рассказал, как кто-то из реки все звал его: «Подь сюда…» На слова Ильюши, что это примета плохая, Павлуша лишь ответил, что «своей судьбы не минуешь». Так обозначает еще одну тему своего повествования И. Тургенев. «Бежин луг» - это еще и рассказ о человеке и его судьбе. Не случайно в финале кажется, что трагедия в жизни Павлуши была предсказана в ту темную ночь.

Изображение природы

Необходимо отметить еще одну особенность рассказа «Бежин луг». Краткое содержание произведения будет неполным без определения в нем роли природы. Она занимает важное место и показана в динамике.

Довольно объемная пейзажная зарисовка в начале повествования дана в золотистых и серебристых спокойных тонах. Контрастно первому изображен рассвет второго дня, в котором все краски (золотая, алая, красная, зеленая) яркие, насыщенные. Они символизируют радость (в том числе от наступления нового дня, разогнавшего тьму), смелость (вспоминается поступок Павлуши), жизнеутверждающую силу, которую почувствовал рассказчик после встречи с ребятишками.

Величественная картина рисуется и с наступлением ночи, и здесь важно, что окружающую красоту смогли увидеть и дворянин-повествователь, и крестьянские детишки. Пейзаж помогает понять их душевное состояние и способность видеть и ценить прекрасное. А еще подчеркивает непременную связь человека и природы, которая для крестьян является неотъемлемой частью жизни.

Значение рассказа

Крестьяне - талантливые, самобытные, тонко чувствующие природу, - это люди, заслуживающие уважения. Именно на это обращает внимание в рассказах цикла «Записки охотника» И. С. Тургенев. «Бежин луг» выделяется из их числа тем, что в нем взор писателя обращен к удивительному миру детей, эмоциональных, чистых, искренних. Но, к сожалению, восторженное состояние от общения с героями сменяется и для рассказчика, и для читателей тревожными мыслями об их непростом будущем.

/ / / «Бежин луг»

Дата создания: 1851.

Жанр: рассказ.

Тема: крестьянские дети.

Идея: природная одаренность, поэтичность крестьянских детей и одновременно их суеверность, порожденная темнотой и бесправным положением народа.

Проблематика: Взаимодействие человека и природы.
Основные герои: Федя, Павлуша, Ильюша, Костя, Ваня.

Сюжет. В начале рассказа автор описывает дивное утро. Он идет домой после охоты. Дело уже к вечеру, подступила темнота, и рассказчик сбился с дороги и вышел не Бежин луг, который освещался костром. Вкруг костра расположились крестьянские ребятишки. Они были в ночном. Крестьянские ребята любят выгонять табун на вечерней зорьке и пригонять его поутру. Автор приветствует детей и присаживается к костру. Далее он описывает ночь, придающую всему таинственность.

Мальчиков у костра было пять. Их имена - Федя, Павел, Илья, Ваня и Костя. Федя был самым старшим, на вид - около четырнадцати. Автор останавливается на описании внешности каждого из мальчиков, деталей их одежды, отражающих особенности характеров.

Рассказчик сделал вид, что спит, и ребята вновь заговорили. Предметом беседы была нечисть и истории о ней. Илья утверждал, что лицезрел домового на бумажной фабрике. Предметом повествования Кости был плотник, отличавшийся угрюмостью. Причиной его унылого состояния была встреча с русалкой, которая позвала его, пока он спал под деревом. Увидев её, плотник поспешил перекреститься, после чего русалка сменила смех на плач и плотнику посулила теперь грустить до конца дней, раз он её перекрестил, а мог бы жить с ней в веселии. Вот и ходит плотник без улыбки. Мальчики отзываются на рассказ, рассуждают о наличии в этих местах русалок. Федя по старшинству более скептичен.

Илья рассказывает об утопленнике - псаре Ермиле, который выполнив поручение приказчика, завернул в кабак и вышел из него ночью. Дорога лежала мимо пруда, заметил Ермила на мелком месте барашка. Барашек оказался не совсем барашком. Лошади и собаки на него болезненно реагировали.

Во время рассказа собаки тоже обеспокоились, и ребятам стало не по себе. Оказалось, что это коней кто-то встревожил (волк или ночная птица). Дети успокаиваются и темой разговора становятся волки и оборотни, которых сменяют покойники. Так, упомянули покойного барина, искавшего в земле разрыв-траву. А родительская суббота примечательна, оказывается, тем, что дает возможность лицезреть на папетри тех, кому предстоит в этом году перейти в мир иной.

Далее воображение детей занимает солнечное затмение, недавно бывшее. Крестьяне, которым довелось его видеть, были очень напуганы, полагая наступление последних времён, сопровождаемое приходом Тришки. А Тришке должно смущать христиан, и отличен он будет неуязвимостью и неуловимостью. Многие в деревне, ожидая Тришку, выбежали кто на улицу, а кто в поле. Деревенский бочар пугал всех шутки ради пустым жбаном на голове.

Послышался крик выпи на реке. Павел предполагает, что это душа убитого в прошлом году лесника скорбит от обиды на грабителей, утопивших его. Ребята заспорили о нечисти, обитающей в болотах, леших, лягушках и прочих сомнительных сущностях. Понадобилась вода, кто-то должен её принести (пошёл Павел), и разговор перекинулся на водяных, затягивающих людей в воду. Вспомнилась ребятам Акулина-дурочка, рехнувшаяся якобы после пребывания с водяным на дне. Вспомнили и Васю, утонувшего мальчика. Говорили, что мать Васи всегда чувствовала, что сын погибнет от воды. Скоро принёс воду Павел. По его словам, слышен ему был голос Васи, он его звал.

Ночь полна звуков, голосов птиц. Дети прислушиваются к ним. Автор описывает усыпанное звёздами небо, лес в ночи и наступающее утро. Рассказчику пора, и он покидает мальчиков. Спустя некоторое время, ему становится известно, что в тот же год Павел погиб от падения с лошади.

Отзыв о произведении. Великолепен язык рассказа, зримую картину созаёт автор описанием русской природы, с трогательным вниманием и сочувствием относится он к крестьянским детям.

Герой-рассказчик «Бежина луга» - дворянин, увлекающийся охотой, - в один из жарких июльских дней отправился в Чернский лес Тульской губернии пострелять тетеревов. После хорошей охоты в хорошем настроении герой продвигался к дому, но уже вечерело, и он сбился с пути.

Грозовой тучей приближалась ночь, а путник всё плутал и чуть не угодил в бездну. Но вдалеке увидел два огонька и какие-то тени. Это были крестьянские дети. Герой пристроился у костра рядом с ребятами и с удовольствием стал любоваться дивной летней ночью и наблюдать за детьми.

Старшему Феде, белокурому симпатичному пареньку, было четырнадцать лет. По всем признакам он был из зажиточной крестьянской семьи. Он пас лошадей не из нужды, а ради развлечения. Одет был опрятно, добротно, и даже сапоги были на нём не отцовы, а сшитые специально для него.

Второй мальчик Павлуша внешне был неказист - рябой и бледный, с чёрными глазами и с непропорционально большой головой. Одет был просто, да и штаны носил заплатанные. Но рассказчику понравился больше всего своей силой и умным выражением глаз. Ему было лет двенадцать на вид. Столько же - Ильюше, мальчику с подслеповатыми глазами и озабоченным видом.

Костя десяти лет сидел задумчиво и печально, как будто желая что-то сказать и не находя слов. И был ещё один кучерявый мальчик Ваня семи лет, которого не сразу можно было заметить: он спал под рогожей на земле.

Временное замешательство ребят после того, как путник притворился спящим, отступило, и они продолжили начавшийся ранее разговор про домового. Ильюша рассказывал про то, что слышал вместе с компанией ребят ночью на фабрике домового. Тот, мол, как про него вспомнили, заходил, закашлялся, стал открывать дверь и двигать форму чана.

Костя решил рассказать про слободского плотника Гаврилу, который однажды пошёл за орехами в лес, заблудился и заснул. Проснулся от зова и смеха русалки. Перекрестился, а она вдруг заплакала и наказала ему до конца жизни мучиться, как она мучается сейчас от крестного знамения. Гаврила дорогу из лесу нашёл, но с тех пор стал мрачным.

Ребята поели сварившейся картошки, и разговор продолжил Ильюшка. Его рассказ был про случай в Варнавицах: в глухих оврагах в этих местах был утопленник похоронен, о чём свидетельствовал еле заметный бугорок. Однажды псарь Ермила ехал мимо этого места хмельной. На бугорке заметил белого барашка да взял его с собой. А по дороге они смотрели друг другу в глаза, и барашек вдруг повторил за Ермилой: «Бяша!»

Как только Ильюшка это произнёс, всполошились собаки, залаяли, и Павлуша убежал успокаивать лошадей. Вернувшись, пояснил, что думал, будто там волк. Барин подивился такой храбрости и силе мальчика и невольно залюбовался им.

Ребята вновь заговорили про Варнавицы, которые имели репутацию «нечистого места». Про старого барина, который бродил в тех местах и искал «разрыв-траву», потому что могила на него давила. Разговор зашёл о покойниках, и всё тот же знаток страшных историй Ильюшка заверил ребят, что будущих покойников можно возле церкви увидеть в родительскую субботу. Привёл примеры из жизни.

Павел, в свою очередь, поведал о небесном предвиденье, во время которого, говорили, Тришка придет. Тришка - удивительный человек, который от любой трудности спасти сумеет волшебным образом. Павлуша рассказал о том, как в деревне его раз решили, что наступили последние времена - увидели, что человек с горы спускается. Перепугались, а это был бочар Вавила со жбаном на голове. Ребята от такого рассказа покатились со смеху.

Вдруг пронзительно закричала цапля, и все замолкли. Вспомнили теперь про мальчика, Акима-лесника, которого раньше где-то здесь утопили воры. А потом про Акулину-дурочку, которую в воду водяной утащил и красоту у неё забрал. Павел захотел зачерпнуть воды из реки, и ребята стали его предостерегать от встречи с водяным. Про маленького Васю также вспомнили, который в той реке утонул. Когда же Павел вернулся, то признался, что слышал голос Васи в реке. Тот его звал. Ребята решили, что это плохая примета.

Барин задремал под истории ребят и проснулся, когда начиналось утро. Он пошёл домой, любуясь первыми лучами солнца. Но после с неохотой прибавил в адрес читателя, что Павел всё-таки умер в тот же год, но не утонул, а упал с лошади.

  • «Бежин луг», анализ рассказа Ивана Сергеевича Тургенева
  • «Отцы и дети», краткое содержание по главам романа Тургенева
  • «Отцы и дети», анализ романа Ивана Сергеевича Тургенева