Краткий пересказ недоросль 4 действие. «Недоросль

Гротескное повествование о том, как один мужик двух генералов прокормил, создано М.Е. Щедриным в жанре сатирической литературы.

Удивительным образом сказки Щедрина в миниатюре содержатся все проблемы, все образы современного общества.

Весь доступный ему сатирический арсенал – от иронии до гротеска, писатель использует для выражения своего отношения к действительности.

Сюжет прост : необитаемый остров, невесть откуда взявшиеся два генерала. Они голодны и не приучены ни к чему, хоть остров изобилует дарами природы.

Чудесным образом находят они мужика, ловят его и по обычаю заставляют «тунеядца» работать.

Для них сказка хорошо заканчивается – мужик не только спас их от голода, но и доставил в родной Петербург, за что и был вознагражден – пожаловали ему генералы пятак серебряный и водки рюмку . Заслужил!

Веселись, мужичина

В коротеньком повествовании автор охватил волнующую его тему народа и власти . Мы видим чванливых, высокомерных генералов, не умеющих абсолютно ничего, и мужика – находчивого и сообразительного, готового суп в пригоршне для господ варить да веревки для себя же вить .

Основная мысль, которую доносит автор до нас – причина такого отношения к народу не столько в тех, кто правит, сколько в характере самого народа.
Извечная привычка быть во всем виновным и искренняя благодарность за тот мизер, который ему жалуют с барского плеча.

И финальное «Веселись, мужичина!» еще раз подчеркивает всю безысходность положения простого народа.

Продолжаем рассматривать тему — как один мужик двух генералов прокормил:

Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил, Салтыков-Щедрин М.Е. написал в середине ХIХ в., но популярность и актуальность это литературное сказание не утратило до настоящего времени. В произведении много гротескных преувеличений, невероятных событий. Несмотря на присущий великому писателю тяжелый стиль изложения, история читается легко. Парадоксально, но определенные элементы обнаженных М.Е. Салтыковым-Щедриным в его сказке общественных и социальных пороков присущи и современным отношениям. Конечно, сейчас не встретишь генералов, которые ищут булки на деревьях, но необоснованная высокомерность, презрительная позиция к окружающим присуща некоторым индивидам, считающим себя генералами. Впрочем, это в первую очередь характеризует их самих.

Проживали как-то на белом свете два легкомысленных генерала, прослужившие с рождения и до самой своей отставки где-то по военному ведомству и ничего другого не знавшие. Выйдя на пенсию, зажили они в Санкт-Петербурге на Подьяческой улице со своими кухарками. Но как-то раз так получилось, по щучьему велению проснулись генералы на необитаемом острове под одним одеялом. Убедившись, что это им не снится и они действительно сидят в ночных рубашках и в орденах на берегу моря, начали они оглядываться да осматриваться. А когда есть захотели, решили остров обследовать. На острове нашли они и дичь в чаще, и рыбу в водоемах, и разные фрукты на деревьях, да вот только поймать никого не вышло и до фруктов не дотянулись. Зато старый выпуск «Московских ведомостей» нашли. С голода звереть начали господа, чуть друг друга не проглотили, даже подрались. Потом остыли, угомонились, захотели газету полистать, но там все об обедах и ужинах написано.

И тут одного генерала осенило — надо мужичка найти, чтобы кормить их. Он им и хлеб испечет, и рябчиков нажарит, и фруктов разных наберет. Мужик везде есть — и на необитаемом острове найдется. Пошли и нашли огромного мужика, который спал, тунеядец, в тенечке и не думал даже, что без него господа 2 дня уже голодают. Набросились на него господа с бранью и криками и работать заставили. Мужик испугался, набрал сладких яблок и накормил оголодавших, а для себя одно кислое оставил. Потом картошки где-то нарыл, костер разжег и дичь изжарил. Рады генералы, привязали мужика веревкой, которую он сам связал, чтобы не убежал, пока они отдыхать после обеда будут.

Раскормились господа на острове, снова стали дебелые и рыхлые. Мужик им даже похлебку варить приспособился в ладонях. Все бы хорошо, да тоска обуяла генералов, потянуло их в свои квартиры да к своим кухаркам. Начали они требовать от мужика свезти их в Петербург. Мужичок рад, что генералы довольны им, труда холопьего не гнушаются,- во всем угодить господам готов. Построил лодку, чтобы через океан перебраться можно было, настелил туда пуха лебяжьего для мягкости, припасов всяческих понаделал, да и отправились они через море-океан до самого Санкт-Петербурга. Ну уж и ругали господа мужичка за ветер да качку, за волны огромные, а мужик знай гребет и в ус не дует. Доплыли, наконец, до дома. Генералы кофе напились, булочек наелись — довольные стали. А казна им пенсию сполна заплатила за все время, пока на острове мыкались. Довольны генералы, что все так вышло. Но и мужичка не забыли — послали ему пятак серебряный да рюмку водки: веселись, мужичина!

Анализ сказки

В форме литературной сказки М.Е. Салтыков-Щедрин создал целый цикл произведений. Привлекательность такой формы вызвана острой сатирической направленностью писателя. В условиях существовавшей цензуры жанр сатиры и пародии был наиболее приемлем. Только на таком языке можно было свободно обсуждать существовавшие общественные язвы, вскрывать назревшие противоречия. Более того, писатель тяготел к народу и, в определенном смысле, подстраивал свое творчество под простонародный стиль. Сказка — наиболее доступная форма изложения.

Изучение повести про то, как один мужик двух генералов прокормил, анализ других сказок показывают, что автор строит свои произведения на противопоставлении двух социальных сил — народа и правящего класса. Народ, в первую очередь крестьянство, предстает в виде замученной, забитой массы. Господствующее сословие активно пользуется этим и только наращивает эксплуатацию, усиливает гнет. В то же время М.Е. Салтыков-Щедрин не оправдывает и не защищает такую забитость. Сатирик клеймит эти качества в народе. Примечательно акцентирование внимания на том, что мужик сам сплел веревку, которой его привязали. Этим писатель подчеркивает несознательность народных масс. Мужичок рад, что господа генералы не брезгуют его трудом, готов все стерпеть, чтобы услужить.

М.Е. Салтыков-Щедрин далек от революционных настроев. Его политические взгляды не идут дальше сатиры. Однако анализ произведения, как и всего творчества одного из столпов отечественной литературы показывает, что общество не может далее развиваться в таком направлении. Повесть подводит к выводу, что не будь таких господ — генералов, народ — мужик жил бы богато и весело на своем острове, умея себя прокормить и во всем обеспечить.

Сатирические методы в сказке о мужичке и двух генералах

В своей сказке М.Е. Салтыков-Щедрин использовал практически весь спектр приемов, принятых в сатирической литературе:

  • гротеск (предельное преувеличение):
  • сарказм (едкая насмешка);
  • «эзопов» язык (иносказание);
  • аллегория (иносказательное сравнение с целью подчеркнуть ту или иную сторону);
  • гипербола (преувеличение);
  • фантастика (несуществующее отображение событий);
  • ирония (шутка, насмешка).

Гротескно поведение генералов, не обладающих никакими навыками и не знающих элементарных вещей. Фантастично, как попали господа на необитаемый остров «по щучьему велению», нереальны мужицкие способности. Гиперболично утверждение, что раз генералы прослужили с рождения в военной регистратуре, то и ничего другого не понимали и не знали. Сатира проскальзывает в каждой строке повести. Писатель иронизирует и над мужичком, и над господами. Большую смысловую нагрузку несет в себе завершающая фраза. Веселись, мужичина, — говорит М.Е. Салтыков-Щедрин, награждая его рюмкой водки и пятаком денег. Этим показана оценка народных масс со стороны власть имущих. Полностью завися от результата народного труда, не способные к самостоятельному обслуживанию, генералы считают людей своим холопством, обязанным им всем в силу того, что они господа.

Салтыков-Щедрин М., сказка "Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил"

Жанр: литературная сатирическая сказка

Главные герои сказки "Как мужик двух генералов прокормил" и их характеристика

  1. Мужик. Работящий, умелый, находчивый. Все может сделать, все обустроить.
  2. Два генерала. Бесполезные, бестолковые, ленивые, изнеженные.
План пересказа сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
  1. Генералы на пенсии
  2. Генералы просыпаются
  3. Генералы исследуют остров
  4. Муки голода
  5. Чтение газеты
  6. Гениальная мысль
  7. Мужик под деревом
  8. Сытая жизнь генералов
  9. Ностальгия о столице
  10. Лодка
  11. Снова в Петербурге.
Кратчайшее содержание сказки "Как мужик двух генералов прокормил" для читательского дневника в 6 предложений
  1. Два бестолковых генерала проснулись однажды на необитаемом острове.
  2. Вокруг было много еды, но генералы сидели голодные.
  3. Они мучились от голода и даже чуть друг друга не съели
  4. Генералы нашли мужика и заставили его накормить их.
  5. Генералы заставили мужика построить им лодку и отправились в Петербург
  6. Генералы получили много денег и дали пятак мужику.
Главная мысль сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
Народ вечно кормит прихлебателей, которые сами ничего не умеют и не хотят делать.

Чему учит сказка "Как мужик двух генералов прокормил"
Сказка учит, что каждый должен получать по заслугам, учит самому уметь добывать себе пищу. Учит работать, учит быть находчивым. Учит не лениться и освоить какую-нибудь нужную профессию. Учит не сидеть у другого на шее.

Отзыв на сказку "Как мужик двух генералов прокормил"
Мне понравилась эта сказка, написанная в жанре острой социальной сатиры. В аллегорической форме Салтыков-Щедрин описал угнетение простого народа правящими классами. Показал, что без народа не может существовать никакое государство, что именно на простом народе зиждется благосостояние нации. И показал, что без нахлебников легко можно обойтись. Мне очень понравилась гениальная мысль, отправить всех "генералов" на необитаемый остров.

Пословицы к сказке "К ак мужик двух генералов прокормил"
Один с сошкой, а семеро с ложкой.
Труд кормит, а лень портит.
Что потрудился, то и поел.
Без труда меду не едят.
Ест руками, а работает брюхом.

Читать краткое содержание, краткий пересказ сказки "Как мужик двух генералов прокормил"
Жили в одной регистратуре два генерала. Там родились, выросли и состарились. И ничего делать не умели, даже слов нормальных не знали.
Но вот закрыли регистратуру и выпустили генералов на волю. Жили они в Петербурге, получали пенсию, а однажды очутились под одним одеялом на необитаемом острове.
Вскочили генералы, испугались. Перед ними море, позади клочок суши и никого вокруг.
Стали думать генералы, что делать. Хотели было пойти на один на восток, другой на запад, но где восток, а где запад не знали. Пришлось просто разойтись один налево, другой направо.
И вот идет один генерал, видит яблони с яблоками. А яблоки высоко растут, не достать. Идет дальше, видит ручей полный рыбы. Дальше идет - лес полный дичи. Еды вокруг много, а в руки не дается.
Вернулся генерал, а второй генерал за это время только номер "Московских ведомостей" нашел.
Хотели генералы спать лечь, да сон на голодный желудок не идет. Только глаза закроют - еда кажется. Удивляются, генералы, что в естественном виде еда на деревьях растет, да по лесам бегает.
И вот остервенились генералы, да друг на друга набросились. Клочья так и полетели. Но вид крови образумил генералов. Перекрестились они и развлечься хоть как-то решили. Стали о солнце думать, почему оно сперва восходит, а потом заходит. Потом один генерал вспомнил, что можно своими соками питаться, но для этого сперва перекусить нужно.
Стали генералы "Московские ведомости" читать, да что ни статья, то про обед, про осетров или про налимов.
И вот одного генерала вдруг осенило. Понял он, что надо найти мужика. Пошли они по острову бродить и под деревом увидели огромного мужика.
Заругались генералы, потребовали, чтобы мужик их накормил.
Мужик в голове почесал, видит генералы строгие и за работу принялся. Яблок нарвал, рябчиков поймал, костер разжег, еды столько приготовил, что генералы даже подумали не дать ли и мужику маленький кусочек.
Стал мужик отдохнуть проситься. Генералы заставили его сперва веревку свить, да той веревкой мужика к дереву привязали.
Прошел день. Мужик уже наловчился в пригоршне суп варить. Живут генералы сытые и веселые, о потопе рассуждают, да столицу вспоминают.
И вот стало генералом скучно. Потребовали генералы от мужика доставить их на Подъяченскую. Думал, мужик, думал и корабль построил. Настелил в лодку лебяжьего пуха, сели генералы и поплыли. Страху по дороге натерпелись, на мужика ругались, мужик их селедкой кормил и к Неве наконец доставил.
Удивились кухарки, какие генералы толстые, да белые приехали. А генералы в Казначейство пошли, денег загребли и про мужика не забыли, выслали ему рюмку водки, да серебра пятак - веселись мужик.

Рисунки и иллюстрации к сказке "Как мужик двух генералов прокормил"

Жили не тужили два легкомысленных генерала. Однажды по желанию ли автора, по велению ли щуки оказались оба на острове необитаемом.

Проснулись. Взмолились не своим голосом. Головы почесали, перекрестились, решили идти – один на восток, а другой на запад. Но ничего не знали глупые генералы, родившиеся, выросшие и состарившиеся в какой – то регистратуре. На том и решили, пошли на право, да на лево.

Обошли кругом остров. Множество яств там встретили:

  • плоды всякие
  • рябчиков, тетеревов, зайцев
  • рыбы пруд целый

Вернулись генералы ни с чем. Поняли одно то, что зверя, да рыбу изловить нужно, а после приготовить. А раньше думали, что булки в том виде рождаются, в котором их к завтраку подают.

Погоревали, потужили чиновники, да спать легли. Крутятся, вертятся генералы, снятся им столы, еды полные .

Так уж они увлеклись снами вкусными, что накинулись друг на друга, да давай рвать одежду в клочья. Генерал из канцелярии орден с груди товарища сорвал и мигом проглотил. Только кровь, текущая по рубашкам, остановила голодных регистраторов.

Решили генералы разговорами отвлечься, да только все беседы к еде и сводились .

Поразмыслили друзья и решили, должен быть, непременно, на острове мужик, который их и накормит.

Мало ли, много ли времени прошло, не увенчались поиски успехом. Расстроились генералы, поникли, как видят вдруг огромный мужчина под деревом на кулаке лежит, от работы отлынивает. Разозлились, раскричались, ногами затопали, руками замахали. Бежать хотел детина, да только вцепились чины высокие в него мертвой хваткой .

Добыл мужик бездельникам и яблок спелых, и картошки вкусной, и дичи разной.

Зажили в свое удовольствие лежебоки, заговорили о вавилонском столпотворении, о потопе всемирном, да о пенсии, которая в отсутствии их копится.

Жили-поживали, да только скучно генералам стало, тосковать начали за кухарками питерскими, за жизнью в Подьяческой.

Нудить мужику стали. В регистратуру родную проситься.

Смастерил мужик не то лодку, не то корабль, не то посудину. Застелил пухом ее лебяжьим, уложил генералов, перекрестился, да отправился через океан – море.

И шторма бушевали, и ветра с бурями поднимались, а мужик все веслами размахивал. Уж сколько страху за путь далекий генералы испытали. Но все прошло, как только увидели они:

  1. Неву-матушку
  2. Екатерининский славный канал
  3. Большую Подьяческую

Побежали в регистратуру, много денег, ими скопленных получили, да про мужика не забыли, водки налили, да пятак серебра пожаловали.

Чтобы понять короткое содержание го главам или по действием пьесы «Недоросль» лучше сначала ознакомится с действующими лицами.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА пьесы Фонвизина «Недоросль»

  • Простаков - глава семейства, человек «маленький» и слабый. Во всем старается угодить своей жене, любит сына. Не умеет читать. Когда его просят прочитать письмо присланное Софье, он только отвечает: «Мудрено».
  • Госпожа Простакова - жена его, главный отрицательный персонаж пьесы. Очень любит сына и стремится женить его на Софье, после того, как узнает об её наследстве. Дворянка, из-за чего считает, что ей всё позволено.
  • Митрофан - сын их, недоросль. Довольно безразличный ко всем вокруг и к тому же расхлябанный мальчик, внешне очень любит мать, но только притворяется из-за её властности. В финале его отправляют в армию, и он показывает, что на самом деле думает о матери («Да отвяжись, матушка, как навязалась…»).
  • Еремеевна , няня Митрофана.
  • Правдин - государственный чиновник, призванный разобраться в делах Простаковых. Он узнает о зверствах Простаковой, а также о том, что она обкрадывает Софью. При помощи Стародума и Милона уличает Простакову и отбирает у неё имение в пользу государства.
  • Стародум - дядя и опекун Софьи. Именно из-за его состояния Простакова пыталась женить Митрофана на Софье.
  • Софья - племянница Стародума, честная, приличная, образованная и добрая девушка.
  • Милон - молодой офицер, возлюбленный Софьи, именно он предотвратил её похищение.
  • Господин Скотинин - брат госпожи Простаковой. Хочет жениться на Софье. Любит свиней.
  • Кутейкин - семинарист, учитель Митрофана.
  • Цыфиркин - отставной сержант, учитель Митрофана.
  • Вральман - немец, бывший кучер, но выдает себя за ученого. Нанят, чтобы учить Митрофана «по-французски и всем наукам», но на самом деле ничему не учит, а только мешает другим учителям.
  • Тришка - портной-самоучка.
  • Слуга Простакова.
  • Камердинер Стародума.

«Недоросль» краткое содержание по главам (по действиям)

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Деревня помещиков Простаковых. Госпожа Простакова в гневе: крепостной портной Тришка, считает она, сшил слишком узкий кафтан её любимому сыну, шестнадцатилетнему недорослю Митрофанушке. Тришка оправдывается тем, что не учился портняжному ремеслу, но госпожа ничего и слушать не хочет. Она отправляет Еремеевну за портным, а Митрофана - за отцом.

ЯВЛЕНИЕ II
Простакова, называя Тришку “скотом” и “воровской харей”, ругает его за испорченный кафтан. Тришка оправдывается: он самоучка. На это Простакова отвечает, что первый портной тоже ни у кого не учился. На что Тришка гениально возражает:
- Да первый портной, может быть, шил хуже и моего.
ЯВЛЕНИЕ III
Простакова ругает мужа, что он от нее скрывается, и просит решить спор о кафтане. Простакову кажется, что кафтан мешковат (т.е. большой). Простакова бранит мужа, а тот отвечает: “При твоих глазах, мои ничего не видят”. Простакова сетует, что Бог дал мужа-глупца.
ЯВЛЕНИЕ IV
Появляется Скотинин и спрашивает, кого хочет наказать сестра в день его сговора? В другой день он сам поможет наказать любого: “Не будь я Тарас Скотинин, если у меня не всякая вина виновата”. Разглядывая кафтан Митрофана, Скотинин говорит, что он сшит “изряднехонько”. Простакова велит Еремеевне накормить Митрофана, ибо скоро учителя придут. Еремеевна отвечает, что он уже 5 булок съел, а до этого всю ночь промаялся от обжорства. Митрофан рассказывает, что его мучали кошмары: матушка била батюшку. Митрофан жалеет, что мать устала от драки. Гж. Простакова называет сына “мое утешение” и отправляет его порезвиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова и Скотинин беседуют о Софье. Скотинин предлагает: не грех бы ей узнать о сговоре. Простакова отвечает, что нечего ей докладываться. И вспоминает, как она хорошо относится к сироте. Простаков же уточняет, что вместе с Софьей взялись мы надзирать и за ее деревенькой. Жена резко обрывает его. Скотинину не терпится жениться, чтобы объединить земли и разводить свиней, до которых у него “смертная охота”. Простакова утверждает, что Митрофан весь в дядю, тоже обожает свиней.
ЯВЛЕНИЕ VI
Входит Софья с письмом, но ни Скотинин, ни Простакова его прочесть не могут и кичатся тем, что в их роду сроду не было грамотеев.
ЯВЛЕНИЕ VII
Входит Правдин, Простакова просит его прочесть письмо, но Правдин сначала спрашивает разрешения у Софьи, объясняя, что чужих писем не читает. Из письма выясняется, что Софья - “наследница дохода с десяти тысяч”. Скотинин и Простакова ошеломлены. Простакова кидается обнимать Софью. Скотинин понимает, что его сговору уже не быть.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Слуга объявляет Простакову, что в село вошли солдаты с офицером. Простакова пугается, но муж ее успокаивает, что офицер не допустит беспорядка солдат.

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Милон неожиданно встречается с давним приятелем Правдиным и говорит, что спешно едет в Москву, горюет, что не знает ничего о своей возлюбленной, может быть, подвергающейся жестокости. На что Правдин рассказывает, что и в данном семействе жестокая жена и глупый муж. Он же, Правдин, надеется положить конец “злобе жены и глупости мужа”. Милон доволен, что его друг имеет на то полномочия. Входит Софья.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон счастлив от встречи с возлюбленной, а Софья жалуется на притеснения, которые пришлось ей пережить в доме Простаковых. Софья удивлена сегодняшней переменой к ней Простаковой. Милон ревнует, но Софья обрисовывает тупость Митрофана, и Милон успокаивается. Софья уверена, что ее судьба в руках дяди, который скоро приедет. Появляется Скотинин.
ЯВЛЕНИЕ III
Скотинин жалуется, что сестра, вызвавшая его из имения на сговор, резко изменила свое намерение. Он говорит Софье, что ее у него никто не отнимет. Милон возмущен такой дерзостью. Скотинин грозится отомстить Митрофану, переходящему ему путь.
ЯВЛЕНИЕ IV
Еремеевна уговаривает Митрофана поучиться, а он ее обзывает “старой хрычовкой”. Вошедший Скотинин грозит Митрофану расправой. Еремеевна кидается на защиту своего питомца. Скотинин отступает.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова заискивает перед Милоном и Софьей, говорит, что ждет-не дождется ее дядюшки, а затем начинает рассказывать, как она любит Митрофана и заботится о нем, лишь бы его в люди вывести. Появляются учителя, не бог весть какие, зато дешево им платить. Цыфиркин жалуется, что третий год не может обучить Митрофана действию с дробями. Правдин и Милон убеждаются, что учителя никудышные, и уходят, чтобы не мешать занятиям Митрофана.
ЯВЛЕНИЕ VI
Простакова просит Митрофана повторить пройденное с учителями. А сын жалуется ей на дядю, который чуть не убил его. Простакова накинулась на Еремеевну, почему та не заступилась за “ребенка”. Потом она велит мамке накормить учителей и продолжить учение. Уходя, учителя жалуются на свою несчастную долю.

ДЕЙСТВИЕ ТРЕТЬЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»
ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум, беседуя, вспоминают Петровскую эпоху, когда людей ценили по уму, а не по чинам и богатству. Они рассуждают о достоинствах традиционного воспитания, когда воспитывали не только ум, но и душу. Стародум рассказывает случай, когда он познакомился с недостойным человеком, но не сразу это распознал. Стародум служил отечеству, воевал и получил раны, но узнал, что молодой человек, благодаря близости отца ко двору, обошел его по службе, не проявив ни малейшего рвения к делам, тогда Стародум покинул государственную службу, ушел в отставку. Попав ко двору, Стародум удивлялся, что там никто не ходит по прямой дороге, а все крюками, лишь бы обойти друг друга. Все это ему не понравилось, и он предпочел удалиться. Не получив ни чинов, ни деревень, он сохранил “душу, честь и правила”. Стародум выносит приговор царствующему дому: “Тщетно звать врача к больным неисцельно. Тут врач не пособит, разве сам заразится”.

ЯВЛЕНИЕ II

Радостно и сердечно встречаются Стародум и Софья. Софья говорит, что очень переживала, куда он пропал на столько лет. Стародум успокаивает ее, что нажил достаточно денег в Сибири, чтобы хорошо ее выдать замуж. Софья выражает ему свое почтение и признательность. До них доносится страшный шум.

ЯВЛЕНИЕ III

Милон разнимает дерущихся Простакову и Скотинина. Скотинин изрядно потрепан. Если бы не Милон, ему пришлось бы совсем худо. Софья глазами показывает Милону на Стародума, Милон ее понимает.

ЯВЛЕНИЕ IV

Простакова бранит Еремеевну, что кроме нее никого из дворни не видит. Еремеевна говорит, что Палашка заболела и бредит, “как благородная”. Простакова удивляется. Она велит позвать мужа и сына, чтобы представить их дядюшке Софьи.

ЯВЛЕНИЕ V

Стародум, едва вырвавшись из объятий Простаковой, сразу попадает к Скотинину. Затем знакомится с Милоном. А уж его за руки хватают Митрофан и Простаков. Митрофан намеревается поцеловать руку Стародуму, лебезит перед ним под диктовку матери. Простакова говорит Стародуму, что сроду она ни с кем не ругается, т.к. нрава тихого. Стародум язвительно отвечает, что успел это заметить. Правдин добавляет, что уже три дня наблюдает баталии. Стародум говорит, что не любитель подобных зрелищ, поэтому завтра же уедет с Софьей в Москву. Простакова буквально плачет, что не переживет отъезда Софьи. Стародум говорит, что едет выдать Софью замуж за достойного человека. Простакова вспоминает своих родителей, у которых было 18 детей, а выжили лишь двое: она да брат. Отец ее всегда говорил, что проклянет своего сына, если тот будет учиться. А ныне век другой, вот она своего сына кое-чему учит. Простакова хвалится Митрофа-ном и хочет, чтобы Стародум оценил его успехи. Стародум отказывается, говоря, что он плохой судья в том.

ЯВЛЕНИЕ VI

Кутейкин и Цыфиркин возмущаются, что приходится каждый раз подолгу ждать своего ученика. Кутейкин сочувствует местной челяди, говоря, что он служивый человек, бывал в баталиях, но здесь пострашнее. Цыфиркин жалеет, что нельзя как следует наказать Митрофана за глупость и лень.

ЯВЛЕНИЕ VII

Митрофан соглашается ради матери поучиться последний раз, но чтобы уж и сговор был сегодня: “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Митрофан повторяет с учителями пройденное, но не может решить простейшую задачу. Мать постоянно вмешивается, учит сына ни с кем не делиться, а знать географию незачем, на то извозчики есть.

ЯВЛЕНИЕ VIII

Учитель Вральман говорит с сильным иностранным акцентом, его едва можно понять. Он уверен, что не следует забивать голову ребенка науками, лишь бы здоровье было. Он ругает русских учителей, губящих здоровье Митрофанушки. Простакова с ним полностью согласна. Она уходит приглядеть за сыном, чтобы он не разгневал как-нибудь невзначай Стародума. ЯВЛЕНИЕ IX Кутейкин и Цыфиркин нападают на Вральмана, тот убегает, чтобы ему не намяли бока.

ДЕЙСТВИЕ ЧЕТВЕРТОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ Софья читает книгу и ждет дядю.

ЯВЛЕНИЕ II
Стародум видит книгу Софьи и говорит, что автор “Телемака” не может написать плохую книгу. Он верит, что Софья читает отличную книгу. Они беседуют о хороших и дурных людях. Софья уверяет, что счастье - это знатность и богатство. Стародум соглашается с ней, говоря, что у него свой расчет. Знатность он ценит по числу дел, совершенных человеком для пользы Отечества, а богатство видит не в том, чтобы копить деньги в сундуках, а в том, чтобы отдавать лишнее нуждающимся. Софья с ним согласна. Стародум рассуждает о человеке вообще. Он говорит о семье, в которой муж и жена ненавидят друг друга, - это несчастье для них и окружающих, дети в такой семье брошены и несчастнейшие создания. И все оттого, что люди не советуются со своим сердцем. Софья счастлива, что у нее появился такой мудрый наставник.
ЯВЛЕНИЕ III
Камердинер приносит Стародуму письмо. Софья идет за очками для дяди.
ЯВЛЕНИЕ IV
Стародум размышляет о Милоне. Хочет сосватать за него Софью.
ЯВЛЕНИЕ V
Софья признается Стародуму в любви к Милону.
ЯВЛЕНИЕ VI
Правдин представляет Стародуму Милона. Софья говорит, что ее мать любила его, как родного сына. Милон высказывает свои взгляды на службу и человека, близкие взглядам Стародума. Милон показывает себя образованным и рассудительным молодым человеком. Он нравится Стародуму, и тот благословляет Софью и Милона на брак.
ЯВЛЕНИЕ VII
Появляется Скотинин и просит благословить его и Софью. Он показывает себя абсолютным глупцом. Стародум смеется.
ЯВЛЕНИЕ VIII
Гж. Простакова интересуется, не помешал ли кто отдыхать Стародуму; она всех заставляла ходить на цыпочках, дабы не потревожить такого дорогого гостя. Простакова опять просит Стародума проэкзаменовать Митрофана. Мит-рофан показывает абсолютное незнание элементарных вещей. Мать, защищая сына, говорит, что век люди жили без наук, и он благополучно проживет.
ЯВЛЕНИЕ IX
Простакова интересуется, узнал ли Стародум ее сына. Тот отвечает, что узнал обоих как нельзя лучше. На вопрос Митрофана он отвечает, что Софье не бывать за ним, она уже сговорена за другого. Простакова бегает в злобе по комнате и строит планы: украсть Софью в шесть утра, до того, как она уедет с дядей.

ДЕЙСТВИЕ ПЯТОЕ пьесы Фонвизина «Недоросль»

ЯВЛЕНИЕ I

Правдин и Стародум беседуют о том, как можно положить конец злонравию Простаковой. Правдину поручено взять имение в опеку. Правдин и Стародум рассуждают о добродетелях царя, которому доверены жизни подданных, сколь велик душой он должен быть. Далее, они переходят к рассуждению о дворянах, “кои должны быть благонравны”.
ЯВЛЕНИЕ II
Милон со шпагой в руках отбивает Софью от Еремеевны и людей Простаковой, которые насильно тащили девушку в карету и хотели везти в церковь венчаться с Митрофаном.
ЯВЛЕНИЕ III
Правдин уверен, что это преступление дает повод дяде и жениху обратиться к правительству, чтобы наказать преступников. Простакова на коленях молит о пощаде.
ЯВЛЕНИЕ IV
Но Стародум с Милоном отказываются жаловаться на Простаковых, которые жалки и противны в своем унижении. Скотинин ничего не понимает в происходящем. Простакова встает с колен, когда понимает, что прощена, и тут же собирается чинить расправу над своими людьми, которые “выпустили Софью из рук”. Она говорит, что вольна перепороть всех, если захочет. Тут Правдин достает бумагу об опеке над поместьем. Скотинин, боясь, что и до него доберутся, предпочитает удалиться.
ЯВЛЕНИЕ V
Простакова просит Правдина помиловать или дать отсрочку, хотя бы на три дня. Он и трех часов не дает.
ЯВЛЕНИЕ VI
Стародум признает во Вральмане своего бывшего кучера. Кутейкин требует за свою работу деньги, а Простакова говорит, что он ничему Митрофана не научил. Тот возражает, что не его в том вина. Цыфиркин отказывается от денег, т.к. за три года Митрофан ничего не усвоил путного. Правдин стыдит Кутейкина и награждает Цыфиркина за добрую душу. Милон также дает ему денег. Вральман просится к Стародуму кучером.
ЯВЛЕНИЕ VII
Карета Стародума подана, и Вральман готов занять место кучера: Стародум берет его к себе на службу.
ЯВЛЕНИЕ ПОСЛЕДНЕЕ
Стародум, Софья, Милон прощаются с Правдиным. Простакова кидается к Митрофану, ее последней надежде, а Митрофан отвечает: “Да отвяжись, матушка, как навязалась…” Простакова убита “предательством сына”. Даже Софья кидается ее утешать. Правдин решает отдать Митрофана в службу. Стародум говорит, указывая на Простакову: “Вот злонравия достойные плоды”.