Кравченко а и социология. Каковы социологические воззрения М

По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.


СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие ко второму изданию 2
Раздел I. Основы социологического знания 4
Глава I. Междисциплинарная матрица социологии 4
Ключевые понятия: 7
Глава II. Внутридисциплинарная матрица социологии 7
Ключевые понятия: 11
Глава III. Уровни социологического знания 11
Иерархия социологического знания 11
Научная картина 13
Теоретическое знание 15
Ключевые понятия: 18
Глава IV. Предмет социологии 18
Ключевые понятия: 23
Глава V. История социологии 23
5.1. Античность 24
5.2. Новое время (XV-XVII века) 25
5.3. Современный этап (середина XIX - начало XX века) 25
Ключевые понятия: 28
Глава VI. Социологическое исследование 28
6.1. От теории к инструменту 28
6.2. Какой метод применить? 29
8.3. Анкетирование 30
6.4. Виды вопросов 31
6.5. Виды опроса 31
6.6. Выборочное обследование 31
6.7. Интервью 32
6.8. Наблюдение 32
6.9. Эксперимент 33
Ключевые понятия: 33
Раздел II. Социальная динамика 35
Глава I. Определение и строение общества 35
Ключевые понятия: 42
Глава II. Гражданское общество и правовое государство 43
Ключевые понятия: 45
Глава III. Социальный прогресс 45
Ключевые понятия: 48
Глава IV. Исторические ступени общества 48
4.1. Типология обществ 48
4.2. Первая ступень: бродячие охотники 50
4.3. Вторая ступень: вождества 52
4.4. Современники первобытных людей 53
4.5. Третья ступень: скотоводство и земледелие 54
4.6. Возникновение ранних государств 56
4.7. Аграрные общества 58
4.8. Современное общество 61
4.9. Модернизация 63
Ключевые понятия: 64
Глава V. Мировое сообщество и мировая система 65
Ключевые понятия: 72
Раздел III. Социальные институты 75
Глава I. Сущность и функционирование социальных институтов 75
1.1. Что такое социальные институты 75
1.2. Функционирование институтов 76
1.3. Типология и функции институтов 77
Ключевые приятия: 79
Глава II. Социальный контроль 79
2.1. Функции и содержание социального контроля 79
2.2. Концепция социального контроля П. Бергера 85
2.3. Агенты и инструменты социального контроля 86
2.4. Общин и детальный контроль 88
Ключевые понятия: 90
Глава III. Институт как социальная организация 90
Ключевые понятия: 93
Глава IV. Образование и наука 93
4.1. Институты образования в современном в обществе 93
4.2. Высшее образование и наука 99
4.3. Российское образование на пороге третьего тысячелетия 105
Ключевые понятия: 107
Глава V. Семья и брак 107
5.1. Что такое семья 107
5.2. Жизненный цикл семьи 108
5.3. Добрачное поведение 109
5.3.1. Знакомство 109
5.3.2. Первое свидание 110
5.3.3. Ухаживание 111
5.3.4. Сватовство 112
5.3.5. Помолвка 112
5.4. Брак 112
5.5. Семья 117
5.6. Родство 118
5.7. Современная семья: распределение ролей 119
5.8. Проблема лидерства в семье 121
5.9. Развод 122
5.10. Последствия развода 125
5.11. Семья и социальный класс 127
Ключевые понятия: 129
Раздел IV. Социальная структура и стратификация 131
Глава I. Социальная структура: статусы и роли 131
1.1. Что такое социальная структура 131
1.2. Социальные статусы 131
1.3. Вселенная статусов 132
1.4. Несовпадение статусов 133
1.5. Статус и социальные отношения 133
1.6. Социальная роль 134
1.7. Ролевой набор 135
1.8. Идентификация с ролью и статусом 135
Ключевые понятия: 136
Глава II. Социальная стратификация 136
2.1. Слагаемые стратификации 137
2.2. Исторические типы стратификации 139
2.3. Классовая система 141
2.4. Типология классов 142
2.6. Стратификационный профиль и профиль стратификации 143
Ключевые понятия: 145
Глава III. Классы в российском обществе 145
13.1. Социально-экономическое расслоение населения 145
3.2. Правящий класс и элита общества 152
3.3. Российская олигархия 156
3.4. Олигархи и «новые средние» 157
3.5. Бизнес-слой в российском обществе 157
3.6. Средний класс в России 158
3.7. «Новые бедные» 161
3.8. «Социальное дно» и маргиналы 162
Ключевые понятия: 165
Глава IV. Неравенство и бедность 165
Ключевые понятия: 167
Глава V. Социальная мобильность и миграция 168
5.1. Виды и формы социальной мобильности 168
5.2. Миграционная картина современной России 170
Ключевые понятия: 172
Приложение. Социологический практикум 174
Рекомендуемая литература 229


Предисловие
.
Новое издание учебника претерпело серьезные изменения. Сокращены главы о социализации, личности, социальных группах, социальной организации и культуре. Напротив, усилен теоретико-методологический блок, посвященный структуре социологического знания и междисциплинарной матрице предмета исследования, разделы о социальной стратификации, исторической динамике общества, мировой системе, социальных институтах (семья, образование, наука). Существенно расширена и обновлена литература, введен новый раздел, где читатель встретится с задачами, упражнениями, вопросами для повторения пройденного материала.

Изменения продиктованы, с одной стороны, логикой развития российского общества, с другой - расширением свода социологических данных, появлением новых концепций и подходов.

В первой половине 90-х годов, когда сформировалась в общем и целом концепция учебника, в социологической науке не
было исчерпывающих эмпирических данных о становлении социальной структуры общества. Хотя кризисные явления в ней были уже четко зафиксированы, но устойчивые тенденции в социальной поляризации общества не были подтверждены надежными эмпирическими данными. Неясно было, что происходит с базовыми институтами общества. Теперь такие данные есть и, очевидно, студенту необходимо с ними познакомиться.

Существуют и другие факторы, которыми можно объяснить необходимость по-новому подойти к составлению учебника. Первая половина 90-х годов характеризовала некий подражательный этап становления учебных дисциплин: отечественные ученые механически переписывали понятийные схемы и приемы изложения, отработанные в зарубежной социологии, от которой мы существенно отставали.

Во второй половине 90-х годов появляются оригинальные учебные пособия, в которых авторы стремятся отойти от известных стереотипов, выработать собственный подход и осмыслить те социальные процессы, которые происходят в современном российском обществе. Десятилетний опыт ВУЗовского преподавания социологии (она была введена в качестве обязательного предмета в 1992 г.) обогатил и расширил горизонт тех знаний, которые сегодня стали основой социологического образования.

СОЦИОЛОГИЯ. А.И. Кравченко

Учебник для вузов

В учебнике излагаются основные положения и краткая история социологии - науки об обществе. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, стратификации, социальном неравенстве и мобильности, социальном контроле и организациях, социализации личности и культуры, социальных группах и поведении. Рассматриваются конкретные примеры из общественной жизни, формулируются выводы и указываются ключевые определения по каждой теме.

Для студентов вузов. Представляет интерес также и для широкого круга читателей.

Предисловие ко второму изданию

Новое издание учебника претерпело серьезные изменения. Сокращены главы о социализации, личности, социальных группах, социальной организации и культуре. Напротив, усилен теоретико-методологический блок, посвященный структуре социологического знания и междисциплинарной матрице предмета исследования, разделы о социальной стратификации, исторической динамике общества, мировой системе, социальных институтах (семья, образование, наука). Существенно расширена и обновлена литература, введен новый раздел, где читатель встретится с задачами, упражнениями, вопросами для повторения пройденного материала.

Изменения продиктованы, с одной стороны, логикой развития российского общества, с другой - расширением свода социологических данных, появлением новых концепций и подходов.

В первой половине 90-х годов, когда сформировалась в общем и целом концепция учебника, в социологической науке не было исчерпывающих эмпирических данных о становлении социальной структуры общества. Хотя кризисные явления в ней были уже четко зафиксированы, но устойчивые тенденции в социальной поляризации общества не были подтверждены надежными эмпирическими данными. Неясно было, что происходит с базовыми институтами общества. Теперь такие данные есть и, очевидно, студенту необходимо с ними познакомиться.

Существуют и другие факторы, которыми можно объяснить необходимость по-новому подойти к составлению учебника. Первая половина 90-х годов характеризовала некий подражательный этап становления учебных дисциплин: отечественные ученые механически переписывали понятийные схемы и приемы изложения, отработанные в зарубежной социологии, от которой мы существенно отставали. Во второй половине 90-х годов появляются оригинальные учебные пособия, в которых авторы стремятся отойти от известных стереотипов, выработать собственный подход и осмыслить те социальные процессы, которые происходят в современном российском обществе. Десятилетний опыт вузовского преподавания социологии (она была введена в качестве обязательного предмета в 1992 г.) обогатил и расширил горизонт тех знаний, которые сегодня стали основой социологического образования.

В новом издании учебника сохранено все лучшее, что составляло преимущество его предыдущих изданий, прежде всего четкая система понятий и логика изложения материала, благодаря которым данный учебник стал одним из самых популярных в стране. Старый понятийный костяк, выдержавший испытание временем, автор иллюстрировал новым эмпирическим материалом, сделав книгу, более актуальной, приближенной к реалиям наших дней.

Сокращение глав о социализации и развитии личности, потребностях и мотивации продиктовано, помимо всего прочего, еще и тем обстоятельством, что за последние годы в стране выпущены замечательные учебники по психологии и социальной психологии, где эти проблемы раскрываются во всей полноте и на высоком профессиональном уровне.

Исключение главы о социальной организации и управлении продиктовано тем обстоятельством, что гораздо более подробно эти вопросы освещаются в вышедших недавно книгах автора, касающихся менеджмента*. Сходные причины побудили изъять из нового учебника главу о культуре: в 2000 г. автор выпустил учебный комплект для вузов по культурологии**.

* Кравченко А.И. Социология менеджмента: Учеб. пособие для вузов. М.; ЮНИТИ, 1999; Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. М.: Академический Проект, 2000.

** Кравченко А.И. Культурология: Учебное пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2000; Культурология: Хрестоматия для вузов. М.: Академический Проект, 2000; Культурология: Словарь для вузов. М.: Академический Проект, 2000.

В системе научного знания социологии отведено особое место. Она единственная из наук, изучающих общество в целом, подобно тому, как физика - единственная наука, описывающая природу в целом. Обе они составляют фундамент человеческого знания. И хотя физике более двух тысяч лет, а социологии не исполнилось и двухсот, она успела приобрести вид логически стройной и обоснованной системы достоверного знания. Опрашивая немногих (выборочную совокупность), социолог выводит знание обо всех (генеральная совокупность), поскольку индивидуальные мнения он обязательно обобщает, группирует, строит типологии и классификации, применяя для усреднения данных методы математической статистики. Опрашивая людей (респондентов) по тщательно составленной программе, ученый делает вывод о массовых стереотипах, ценностных ориентациях, структурах поведения, расслоении населения, мотивах и образе жизни. Создавая социально-типическую картину общества, социология изучает людей как представителей больших социальных групп, т. е.

носителей социальных статусов и исполнителей социальных ролей. Одним словом, ее интересует не внутренний мир индивида, как психологию, а внутренний мир общества и поведение больших масс людей.

В самой цивилизованной стране мира, США, социальные науки - социологию, экономику, право, политологию, психологию - преподают во всех школах, университетах и колледжах. С тех пор как в 1892 г. в Чикагском университете был открыт первый в мире социологический факультет, четыре полных поколения американцев, а это десятки миллионов человек, знают, как устроено общество и какими средствами его надо укреплять, а не разрушать. Уже в 60-е годы социологов в США было больше, чем во всех других странах вместе взятых. Психологов здесь более 60 тысяч, юристов - несколько сот тысяч. Кроме того, тысячи политологов служат советниками в федеральных и местных органах власти. Государство и частные фирмы выделяют на поддержку социальных наук десятки миллиардов долларов.

Спрашивается, зачем это нужно американцам и окупаются ли расходы? Известно, что социология - это наука об обществе и взаимоотношениях людей. Ее прикладная направленность - создание стабильного, постоянно прогрессирующего общества. И в этом США преуспели как ни одна страна мира. Это единственное государство, не знавшие в XX веке войн, социальных потрясений и масштабных революций. Дело не только в экономическом прогрессе. Он давно уже измеряется социальными целями, задачами, критериями. В США одна из самых эффективных систем социальной поддержки населения, состоящая из десятков и сотен программ помощи семье, малообеспеченным слоям населения, безработным, пенсионерам и другим категориям социальных аутсайдеров.

Той дорогой, которую проложили США, сегодня движутся и другие развитые страны, достигая неизменного успеха. Так, в Японии в вузах до 70% времени отводится на изучение гуманитарных дисциплин, в том числе и социологии. В Китае тысячи студентов получили прекрасную социологическую подготовку в университетах Америки и Западной Европы. Сегодня они, став менеджерами, бизнесменами и политическими деятелями, определяют стратегию и будущее страны.

А на другом полюсе находится Россия, где в конце XIX - начале XX века были предпринята попытка создать высокоэффективную систему обществоведческого образования, но по ряду причин так ничего не получилось.

После революции государство заботилось о внедрении в школу марксистских идей. Курс обществознания превратился в популяризацию исторического материализма и политэкономии. Над всем довлела философия, а психологию начали преподавать только в конце 60-х годов.

Спустя сто лет по сравнению с США, т. е. в начале 90-х годов XX века в нашей стране открывались социологические, политологические и культурологические кафедры и факультеты. На протяжении 70 лет социологов преследовали либо отодвигали на второй план, а социологию - под вывеской исторического материализма - преподавали люди, не имеющие профессионального социологического образования.

Какую цену заплатила Россия за то, что упорно двигалась по собственному пути, игнорируя общемировые тенденции? К середине 80-х годов она получила самое жесткое из когда-либо существовавших на Земле тоталитарное общество. А к началу 90-х годов Россия превратилась в самое нестабильное на Земле общество, потрясаемое крупномасштабными межнациональными конфликтами, войнами, военными переворотами, социальными революциями. В стране одна из самых неэффективных программ социальной поддержки населения, постоянный рост преступности, безработицы, моральной деградации подрастающего поколения. Наши руководители и политические лидеры не получили социологического образования, и потому они так легко ввергли страну в шоковую терапию, в непродуманные экономические реформы. Непонимание социокультурного своеобразия России, законов и механизмов действия человеческого фактора, тенденций развития социальных институтов привело общество к краю пропасти. Сегодня они отступают, провозглашая социальные лозунги и необходимость поддержания национальной культуры.

Такова цена, которую пришлось заплатить обществу, за постоянное преследование науки, призванной научить людей законам этого общества, вооруженной практическими проектами социальной стабилизации и построения бесконфликтного будущего.

Этой науке обязательно надо учить всех взрослых. Но важнее обучать ее основам молодежь. Именно в школе, вузе учатся те, кто через некоторое время поведет наше общество вперед. Куда они его поведут? Во многом это зависит от курса социологии. Здесь не только излагаются азы социального поведения, анализируются структура и механизмы развития общества, но и рассказывается о тех невероятно сложных проблемах, с которыми приходится сталкиваться молодому человеку. Социология придает ему не только оптимизм, но и солидную толику реализма, ибо учит главной мудрости социального бытия: все недоразумения и несуразицы, которые происходят в твоем обществе, вовсе не исключение - через эти особенности и закономерности в разное время проходили другие страны. Понимания скрытой от поверхностного взгляда логики развития социальной структуры, механизмов и законов поведения людей, - непременное условие построения цивилизованного и просвещенного общества.

Раздел 1. Основы социологического знания

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Кравченко Альберт Иванович Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Академический проект, (формат: 60x88/16, 478 стр.) Gaudeamus 2005
    368 бумажная книга
    А. И. Кравченко 2005
    261 бумажная книга
    А. И. Кравченко Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Академический Проект, Культура, (формат: 84x108/32, 704 стр.) Gaudeamus 2005
    196 бумажная книга
    Кравченко Альберт Иванович Учебник, адресованный студентам, аспирантам и преподавателям вузов, рассматривает историю зарубежной социологии в несколько непривычном для отечественной наукиракурсе. В первом, теоретическом… - Культура, Академический Проект, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Gaudeamus 2005
    345 бумажная книга
    Т. Ю. Кирилина Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 39. 03. 01… - КноРус, (формат: 84x108/32, 704 стр.) электронная книга 2015
    490 электронная книга
    Р. Г. Мумладзе Учебник подготовлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ФГОС) по направлению подготовки бакалавров 39. 03. 01… - КноРус, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) электронная книга 2017
    500 электронная книга
    Кравченко А.И. В монографии известного социолога, профессора МГУ им. М. В. Ломоносова, доктора социологических наук А. И. Кравченко рассматривается история отечественной социологии труда начиная с середины XIX в… - (формат: 84х108/32, стр.) 2010
    1589 бумажная книга
    Воронцов А., Громов И. В учебном пособии представлено комплексное изложение социально-теоретических предпосылок возникновения и развития западной и отечественной социологии XIX в. и до 30-х годов XX в. В нем… - Владос, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) 2005
    152 бумажная книга
    А. В. Воронцов, И. А. Громов В учебном пособии представлено комплексное изложение социально-теоретических предпосылок возникновения и развития западной и отечественной социологии XIX в. и до 30-х годов XX в. В нем… - Владос, (формат: 60x88/16, 478 стр.) Учебник для вузов 2005
    152 бумажная книга
    Клементьев Д.С. Пособие написано по материалам лекций по курсу "История и философия науки", ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: 60x88/16, 478 стр.) - 2009
    666 бумажная книга
    Д. С. Клементьев, Л. М. Путилова, Е. М. Осипов, Т. П. Лебедева 2009
    800 бумажная книга
    Пособие написано по материалам лекций по курсу История и философия науки, ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и соискателей… - Издательство МГУ, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Философия. Политология 2010
    835 бумажная книга
    Борзенков В.Г. В пособии впервые в отечественной литературе в развернутой форме представлены история развития наук об управлении и все основные идеи и концепции философии государственного управления XX в… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) - 2010
    666 бумажная книга
    Маринко Г.И. Пособие написано по материалам лекций по курсу "История и философия науки", ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и… - Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (МГУ), (формат: 84x108/32, 704 стр.) - 2012
    666 бумажная книга
    Г. И. Маринко, Е. М. Панина Пособие написано по материалам лекций по курсу История и философия науки, ежегодно читаемых профессорами факультета государственного управления МГУ имени М. В. Ломоносова для аспирантов и соискателей… - Издательство МГУ, (формат: Твердая глянцевая, 477 стр.) Философия. Политология Википедия

    ИСТОРИЯ ПСИХОТЕРАПИИ (́КРАТКИЙ ОЧЕРК) - Психотерапия, как и любая другая отрасль медицины, имеет свою историю как науки и практики врачевания. Развитие науки, в том числе и психотерапии, не линейный, а сложный, многогранный процесс развития с возвратами к уже пройденным … Психотерапевтическая энциклопедия

    ИСТОРИЯ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – эволюция зарождения, становления и развития междисциплинарной отрасли знаний о конфликтах. Традиции накопления конфликтологических идей имеют многовековую историю. Еще в VII–IV вв. до н. э. лучшие умы человечества предлагали свое видение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ИСТОРИЯ ФИЛОСОФИИ - наука о развитии филос. знаний, борьбе основных материалистического и идеалистического направлений в философии, становлении и развитии науч. филос., диалектико материали стич. мировоззрения. И. ф. как особая область исследования… … Философская энциклопедия

    История антисемитизма - См. также: Хронология антисемитизма и Еврейские беженцы История антисемитизма историческая последовательность событий, связанных с антисемитизмом враждебным отношением к евреям как этнической или религиозной группе. Антисемитизм… … Википедия

    История педагогики - область науки, изучающая историческое развитие образовательной практики и педагогического знания в их единстве, а также во взаимосвязи с современными проблемами образования и педагогических наук. Интегрируя данные педагогики, социологии,… … Педагогический терминологический словарь

    История - Слово история греческого происхождения (ίστορία); оно значило, первоначально, исследование, разузнавание, повествование о том, что узнано (ίστορέω стараюсь разузнать, ίστωρ знаток, свидетель). В смысле повествования о разузнанном, оно перешло в… …

    Факультет социологии Санкт-Петербургского государственного университета - Факультет социологии Санкт Петербургский государственный университет Английское название Faculty of Sociology, St. Petersburg State University Год основания 1989 … Википедия

    Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы - История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

    КАФЕДРА СОЦИОЛОГИИ Белгосуниверситета - главная структура подготовки социологических учебных и педагогических кадров в РБ. В сентябре 1989 в Белорусском государственном университете был открыт философско экономический факультет с отделениями философии, экономики и социологии. Открытие… … Социология: Энциклопедия

    По кнопке выше «Купить бумажную книгу» можно купить эту книгу с доставкой по всей России и похожие книги по самой лучшей цене в бумажном виде на сайтах официальных интернет магазинов Лабиринт, Озон, Буквоед, Читай-город, Литрес, My-shop, Book24, Books.ru.

    По кнопке «Купить и скачать электронную книгу» можно купить эту книгу в электронном виде в официальном интернет магазине «ЛитРес» , и потом ее скачать на сайте Литреса.

    По кнопке «Найти похожие материалы на других сайтах» можно искать похожие материалы на других сайтах.

    On the buttons above you can buy the book in official online stores Labirint, Ozon and others. Also you can search related and similar materials on other sites.

    Название : Социология - Общий курс.

    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.д. Параллельно теоретическому материалу дается обширный практический, в который вошли лучшие студенческие работы, подготовленные в последние годы студентами разных ВУЗов в рамках настоящего курса. Практические задания, ориентированные на повседневную жизнь, и большое число иллюстраций служат для лучшего усвоения студентами теоретического материала. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для студентов непрофильных специальностей.


    Содержание
    Предисловие автора. 5
    Тема 1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк. 7
    Тема 2. Как провести социологическое исследование. 47
    Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов. 71
    Тема 3. Социальное пространство и социальная структура. 85
    Задание 3 Эволюция человеческого общества. 116
    Задание 3 Эволюция человеческого общества. 120
    Тема 4. Статусный портрет человека и его изменение. 124
    Статусный набор (портрет) индивида. 126
    Эпизодические статусы и социальное время. 130
    Главный и личный статусы. 132
    Приписываемый и достигаемый статусы. 133
    Смешанный статус. 135
    Статусное поведение. 136
    Статусная несовместимость. 137
    Динамика статусного портрета человека. 141
    Ключевые положения темы. 146
    Ключевые термины. 146
    Ключевые мысли. 147
    Словарь. 147
    Практикум 4. 148
    Статусный портрет человека и его изменение. 148
    Задание 1 Статусный портрет известного человека. 148
    Задание 2 Статусный портрет члена семьи. 151
    Задание 3 Содержание социального статуса. 156
    Задание 4 Статусный анализ сказки. 157
    Задание 5 Сравнение статусов. 158
    Задание 6 Статусная несовместимость. 159
    Задание 7 Виды статусов. 175
    Тема 5. Социальные роли. 177
    Понятие о социальной роли. 177
    Содержание роли. 179
    Ролевые ожидания. 179
    Социальное действие. 182
    Социальные нормы. 183
    Формы выражения роли. 184
    Исполнение роли. 184
    Идентификация с ролью. 186
    Обучение ролям. 187
    Ролевой набор. 187
    Ролевой набор в семье. 188
    Сексуальный партнер. 188
    Кормилец и домохозяйка. 189
    Социальный партнер. 190
    Социализатор. 191
    Ролевой конфликт и ролевые дисфункции. 191
    Ролевое напряжение. 195
    Динамика ролевого набора. 195
    Роли в жизненном цикле семьи. 196
    Историческая смена ролей. 197
    Ключевые положения темы. 198
    Ключевые термины. 198
    Словарь. 199
    Практикум 5. 199
    Социальные роли. 199
    Задание 1 Ролевой набор в семье. 199
    Задание 2 Ролевые конфликты в семье. 208
    Тема 6. Социализация и образование. 215
    Социобиологические предпосылки социализации. 215
    Фазы и содержание процесса социализации. 217
    Кризисные точки социализации. 218
    Первичная и вторичная социализация. 222
    Агенты и институты социализации. 223
    Противоречие между агентами социализации. 225
    Школа как институт социализации. 226
    Влияние класса на социализацию. 228
    Неравенство в доступе к образованию. 229
    Институт посредников. 231
    Роль армии в социализации. 233
    Институты образования в современном обществе. 233
    Кризис института образования. 235
    Ключевые положения темы. 237
    Ключевые даты. 237
    Ключевые термины. 237
    Ключевые мысли. 238
    Словарь. 238
    Практикум 6. 239
    Социализация в моей жизни. 239
    Задание 1 Социальная автобиография. 239
    Задание 2 Супруги в роли социализаторов. 248
    Тема 7. Социальная стратификация. 259
    Слагаемые стратификации. 260
    Исторические типы стратификации. 263
    Классовая система. 265
    Типология классов. 266
    Средний класс в России. 267
    Стратификационный профиль и профиль стратификации. 269
    Неравенство и бедность. 271
    Неравенство и бедность. 274
    Социальная мобильность. 276
    Миграционная картина современной России. 278
    Ключевые положения темы. 282
    Ключевые термины. 282
    Ключевые мысли. 282
    Словарь. 282
    Практикум 7. 283
    Стратификация. 283
    Метод измерения классовой принадлежности. 283
    Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни. 285
    Задание 2 Бюджет бедной, зажиточной и богатой семьи. 288
    Задание 3 Классы в художественной литературе. 294
    Рекомендуемая литература. 301
    Словари и справочники. 301
    Учебники, учебные пособия и монографии. 302
    Классики социологии.

    Программа исследования .
    Социологическое исследование начинается вовсе не с составления анкеты, как принято думать, а с проработки проблемы, выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели. Лишь затем социолог переходит к разработке инструментария (чаще всего это действительно анкета), затем к сбору первичных данных и их обработке. А на конечной стадии - снова теоретический анализ, ибо данные надо правильно, то есть в соответствии с выдвинутой теорией, интерпретировать и объяснить. Только после этого следуют практические рекомендации.

    С его дня под эмпирическим исследованием понимается сбор первичных данных, проведенный по определенной программе и с использованием правил научного вывода, предоставляющий в распоряжение ученого репрезентативную информацию. Технология (методика и методы) сбора данных отвечает на вопрос «как получены данные», а сами данные представляют результат исследовательского поиска и отвечают на вопрос «что получено в исследовании». Стратегия эмпирического исследования задается программой исследования, куда входят теоретическая модель предмета исследования, эмпирическая схема объекта исследования, методы и методика получения данных, анализ и интерпретация данных, но не входит научный отчет, в котором описаны итоги.

    Кравченко А.И.

    Социология. Общий курс.

    Учебное пособие для вузов

    Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений

    Москва 2002

    УДК 316

    Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. – М.:

    ПЕРСЭ; Логос, 2002.–640 с.: ил.

    ISBN 5-9292-0019-Х («ПЕР СЭ»)

    ISBN 5-94010-001-5 («Логос»)
    Книга дает общую картину развития общества, раскрывает ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему . Приводятся описание предмета и методов социологии, сведения о социальной структуре, социальных группах и поведении и т.д. Параллельно теоретическому материалу дается обширный практический, в который вошли лучшие студенческие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса . Практические задания, ориентированные на повседневную жизнь, и большое число иллюстраций служат для лучшего усвоения студентами теоретического материала. Книга может быть рекомендована в качестве учебника для студентов непрофильных специальностей.

    Для студентов вузов. Представляет интерес для преподавателей, а также широкого круга читателей.

    Тема 1. Формирование социологического знания. Краткий исторический очерк 6

    Тема 2. Как провести социологическое исследование 43

    Пример 2 Исследование уровня религиозности московских студентов 67

    Тема 3. Социальное пространство и социальная структура 79

    Задание 3 Эволюция человеческого общества 109

    Задание 3 Эволюция человеческого общества 112

    Тема 4. Статусный портрет человека и его изменение. 116

    Статусный набор (портрет) индивида 118

    Эпизодические статусы и социальное время 123

    Главный и личный статусы 124

    Приписываемый и достигаемый статусы 125

    Смешанный статус 127

    Статусное поведение 128

    Статусная несовместимость 129

    Динамика статусного портрета человека 132

    Ключевые положения темы 138

    Ключевые термины 138

    Ключевые мысли 139

    Словарь 139

    Практикум 4 140

    Статусный портрет человека и его изменение 140

    Задание 1 Статусный портрет известного человека 140

    Задание 2 Статусный портрет члена семьи 143

    Задание 4 Статусный анализ сказки 149

    Задание 5 Сравнение статусов 150

    Задание 6 Статусная несовместимость 151

    Задание 7 Виды статусов 166

    Тема 5. Социальные роли. 168

    Ролевые ожидания 171

    Социальное действие 172

    Социальные нормы 173

    Формы выражения роли 175

    Исполнение роли 175

    Идентификация с ролью 176

    Обучение ролям 177

    Ролевой набор 177

    Ролевой набор в семье 178

    Сексуальный партнер 178

    Кормилец и домохозяйка 179

    Социальный партнер 180

    Социализатор 181

    Ролевой конфликт и ролевые дисфункции 181

    Ролевое напряжение 184

    Динамика ролевого набора 185

    Роли в жизненном цикле семьи 186

    Историческая смена ролей 186

    Ключевые положения темы 187

    Ключевые термины 187

    Словарь 188

    Практикум 5 189

    Социальные роли 189

    Задание 1 Ролевой набор в семье 189

    Задание 2 Ролевые конфликты в семье 197

    Тема 6. Социализация и образование 205

    Социобиологические предпосылки социализации 205

    Кризисные точки социализации 208

    Первичная и вторичная социализация 211

    Агенты и институты социализации 213

    Противоречие между агентами социализации 214

    Школа как институт социализации 215

    Влияние класса на социализацию 217

    Неравенство в доступе к образованию 218

    Институт посредников 220

    Роль армии в социализации 222

    Кризис института образования 224

    Ключевые положения темы 226

    Ключевые даты 226

    Ключевые термины 226

    Ключевые мысли 226

    Словарь 227

    Практикум 6 228

    Социализация в моей жизни 228

    Задание 1 Социальная автобиография 228

    Задание 2 Супруги в роли социализаторов 237

    Тема 7. Социальная стратификация 247

    Слагаемые стратификации 247

    Исторические типы стратификации 250

    Классовая система 252

    Типология классов 253

    Средний класс в России 255

    Стратификационный профиль и профиль стратификации 257

    Неравенство и бедность 258

    Неравенство и бедность 261

    Социальная мобильность 263

    Миграционная картина современной России 265

    Ключевые положения темы 269

    Ключевые термины 269

    Ключевые мысли 269

    Словарь 269

    Практикум 7 270

    Стратификация 270

    Метод измерения классовой принадлежности 270

    Задание 1 Признаки классовой стратификации в повседневной жизни 272

    Задание 2 Бюджет бедной, зажиточной и богатой семьи 275

    Задание 3 Классы в художественной литературе 280

    Словари и справочники 288

    Учебники, учебные пособия и монографии 289

    Классики социологии 291


    Предисловие автора


    Когда общество находится в кризисной точке своего развития, но обладает мощным интеллектуальным потенциалом, в нем происходит активная мыслительная работа по анализу причин и законов общественного развития. Всякий раз на очередной лекции, а читать приходится в самых разных местах и для самых разных аудиторий, меня спрашивают о том, почему же России провально не везет: и политический режим в XX веке у нее был самым жестоким, и экономический базис отсталый, и социальной защиты населения нет никакой. Одним словом, самая нецивилизованная страна, если не считать ее высочайшей культуры и духовного богатства, среди всех цивилизованных стран, а уж тем более среди великих держав, какой она сама и другие страны считают Россию.
    Каждый раз приходится доказывать, что ответить на подобные вопросы могут и должны только гуманитарные науки – каждая дисциплина со своей точки зрения, раскрывая свой очень узкий фрагмент реальности. И только социология берет на себя смелость показать общемировые универсалии и доказать, вооружившись эмпирическими фактами и теоретическими законами, что Россия – никакое не исключение из общего ряда , не заповедник зла. Все страны в разное время и в разной форме переживали те острые и болезненные процессы, которые наблюдаются сегодня у нас. Психологи способны раскрыть внутренний мир индивида, экономисты – дать рекомендации по оздоровлению производства, а политологи – описать существующие во властных структурах противоречия. Но когда мы касаемся фундаментальных процессов и законов развития общества в целом, мы не способны всесторонне раскрыть проблему, не обращаясь к категориям социальной структуры, социальным институтам, изменениям классовой системы общества, уровню жизни, проблемам бедности и богатства и множеству других, которые относятся к компетенции социологии. Именно ей по плечу решать все вопросы в комплексе и дать общую картину мира.
    Вот, пожалуй, мы и подошли к разгадке названия этой книги. Почему она называется «Социология. Общий курс», а, скажем, не «Социология», «Основы социологии» или как-то еще? Мне видятся несколько причин. Первая и самая главная – общая социология призвана давать не самые общие, оторванные от реальной жизни знания и категории, а прежде всего общую картину развития общества. Пусть кратко, не вдаваясь в исторические подробности, методологические тонкости построения научного знания и не увлекаясь отраслевыми социологиями, показать ключевые социологические понятия, логично увязанные в единую систему. Только таким образом студент способен избавиться от хаоса точек зрения и многообразия эмпирических фактов. Какие понятия лежат в основе социологической картины мира, как из них – логично и последовательно – выводятся другие категории – это наиглавнейшая задача.
    Вторая и не менее важная. Спрашиваем: для чего студенту нужна теоретическая система знаний? Отвечаем: для того чтобы с его помощью лучше понять то общество , в котором он живет. Ни теория М. Вебера, ни построения П. Сорокина или Т. Парсонса сами по себе ничего не стоят. Знать их только для расширения своего кругозора – задача нелепая и бессмысленная. Беру на себя смелость утверждать, что эти теории необходимы для решения одной-единственной задачи – научить молодежь тому, как жить в этом обществе, как разбираться в перипетиях социальной реальности и глубже осмыслить происходящее вокруг. Если в книге излагаются социологические теории ради самих себя, то учебником именовать такую книгу нельзя. Это может быть монография. Назовите ее как-то иначе. Но учебник должен учить жить. Вооружаясь интеллектуально, вы совершенствуетесь практически.
    Приведу простой пример. Первую теорию социальной стратификации создал 2500 лет назад Платон, а чуть позже ее развил Аристотель. Первый учил нас тому, что власть в обществе надо предоставлять интеллигенции, а не «новым русским» или «старым бюрократам». Он называл ее представителей по-своему: философами. Слова разные, а суть одна. И даже описал приемы, при помощи которых можно обуздать власть имущих и, если надо, воспитать их. Непременным условием он ставил пожизненное обучение: правителям нужно периодически проходить переаттестацию и повышение квалификации, а не засиживаться и не жиреть у «кормушки».
    Специалисты непременно обвинят меня в том, что я утрирую содержание платоновской концепции. Она была создана не для нас, и не нас она стремилась научить уму разуму. Но мне, впрочем, как и вам, глубоко все равно, чему она хотела научить древних греков. Мне гораздо важнее то, какие полезные уроки я могу извлечь из нее сейчас и именно для себя. Следовательно, необходимо посмотреть на платоновское учение под иным углом зрения. Приходится и утрировать, и гипертрофировать, и выяснять то, что содержалось в скрытом виде , и добавлять новое знание, которое, не искажая сути дела, позволит актуализировать древнейшую теорию.
    Или Аристотель. Тот утверждал, что становым хребтом общества должен быть средний класс. Понадобилось две тысячи лет, чтобы сегодня переоткрыть эту истину. И ведь как совпало. О среднем классе как остове общества мы заговорили только на исходе XX столетия, когда начали строить демократию. Но ведь Платон и Аристотель создавали свои концепции тоже для демократического общества. Почему-то никто в советском обществе не говорил о среднем классе как о хребте социальной структуры. Никто не осмеливался заявить, что обществом должны править интеллигенты и философы. Интеллигенцию мы превратили в жалкую прослойку между рабочим классом и крестьянством. Нарушили вековые законы развития общества, вот и поплатились.
    Много еще таких законов, которые и сейчас, и две тысячи лет назад управляли и управляют обществом, которые нам предстоит постичь, а значительную часть уже открытых узнать и вооружиться ими. Вооружиться для того, чтобы снова и снова не экспериментировать над страной, пытаясь нащупать какие-то особые, свойственные только России законы развития. Может быть наша особость проистекает от незнания универсальных закономерностей. Большие претензии всегда свойственны людям, мягко выражаясь, малограмотным.
    Такова первая причина того, почему книга, которую вы держите в руках, именуется учебником по общей социологии. Вторая заключается в свободе от частностей. Стремясь построить общую картину социальной реальности, разумеется, такой, какой вижу ее я, а не кто-то другой, намеренно избегаю многих подробностей, к примеру, необходимости давать систематический очерк истории социологии.
    Уникальность данной книги состоит в том, что параллельно теоретическому материалу дается обширный практический. В него вошли лучшие работы, подготовленные в последние годы студентами разных вузов в рамках настоящего курса.
    У меня накопился неплохой иллюстративный материал и того, как правильно надо выполнять задание, и того, как этого не следует делать. Такого рода практикум очень эффективен в усвоении теоретического материала. Большинство практических заданий ориентированы на повседневную жизнь, требуют от студента наблюдательности, смекалки и умения применять полученный теоретический материал. Никаких сверхспособностей или энциклопедических знаний не требуется. Социологическое видение должно быть обращено на окружающих людей, например, на составление статусного портрета своей семьи или анализ его динамики.
    Вызывали неизменный интерес у студентов и такие задания , как составление социальной автобиографии, написание социологической сказки, составление ролевого конфликта в семье и др. Если собрать выполненные задания в одну книгу, получится занимательное и очень поучительное произведение. Но мне показалось правильным давать их в дополнение к лекционному материалу. Так они выигрышнее смотрятся, получают необходимое теоретическое разъяснение. А если дополнить их комментариями преподавателя, то действительно получится не сборник задач, а настоящий практикум – особый жанр, призванный обучить практическому ремеслу на примере анализа правильно и неправильно выполненных заданий.
    В заключение хочу поблагодарить своих юных помощников, тех, кто конспектировал мои лекции и чертил схемы: студентов 1-го курса (1999 г.) социологического факультета МГУ Д. В. Кондрашова, И. А. Островского, М. А. Архипова, А. Негребецкого; студентов 1-го курса (1998 г.) Института социологии Государственного университета гуманитарных наук (ГУГН) О. Перфильеву, А. М. Власенко, И. Желанову, Д. Авербух, Ю. В. Гришину.
    Имена авторов практических заданий указаны в соответствующих разделах.