Критерии оценки тестирования по обж. Оценивание на уроке обж и учебных сборах

Характеристика контрольно-измерительных материалов,

используемых при оценивании уровня подготовки учащихся.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Преподавание ОБЖ, как и других предметов, предусматривает индивидуально - тематический контроль знаний учащихся. Причем при проверке уровня усвоения материала по каждой достаточно большой теме обязательным является оценивание двух основных элементов: теоретических знаний и умений применять их при выборе практических.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс - опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи).

Критерии оценки

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два- три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.

Контрольно-измерительные материалы составляются в соответствии с требованиями государственного стандарта по ОБЖ, уровнем обученности учащихся. Проверочные работы состоят из вопросов и заданий, соответствующих требованиям базового уровня как по объему, так и глубине.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме. Письменные работы проводятся по значимым вопросам темы или раздела курса ОБЖ. Контрольные письменные работы проводятся после изучения разделов программы курса ОБЖ в конце четверти и учебного года. В курсе ОБЖ может использоваться зачетная форма проверки знаний.

Для контроля знаний по ОБЖ используются различные виды работ (тесты, экспресс- опросы, самостоятельные, проверочные, контрольные, практические, ситуационные задачи)

Оценка устных ответов учащихся.

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание рассматриваемых вопросов, дает точные формулировки и истолкование основных понятий, строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом по курсу ОБЖ, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов.

Оценка «4» ставится, если ответ ученика удовлетворяет основным требованиям к ответу на оценку «5», но дан без использования собственного плана, новых примеров, без применения знаний в новой ситуации, без использования связей с ранее изученным материалом и материалом, усвоенным при изучении других предметов; если учащийся допустил одну ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно или с небольшой помощью учителя.

Оценка «3» ставится, если учащийся правильно понимает суть рассматриваемого вопроса, но в ответе имеются отдельные пробелы в усвоении вопросов курса ОБЖ, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; умеет применять полученные знания при решении простых задач с использованием стереотипных решений, но затрудняется при решении задач, требующих более глубоких подходов в оценке явлений и событий; допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более двух-трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов; допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки 3.

Оценка «1» ставится в том случае, если ученик не может ответить ни на один из поставленных вопросов.

При оценивании устных ответов учащихся целесообразно проведение поэлементного анализа ответа на основе программных требований к основным знаниям и умениям учащихся, а также структурных элементов некоторых видов знаний и умений, усвоение которых целесообразно считать обязательными результатами обучения. Ниже приведены обобщенные планы основных элементов.

Оценка письменных контрольных работ.

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета, не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов, не более одной грубой и одной негрубой ошибки, не более трех негрубых ошибок, одной негрубой ошибки и трех недочетов, при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки 3 или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.

Оценка «1» ставится, если ученик совсем не выполнил ни одного задания.

Оценка практических работ.

Оценка «5» ставится, если учащийся выполняет практическую работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности действий, самостоятельно и правильно выбирает необходимое оборудование; все приемы проводит в условиях и режимах, обеспечивающих получение правильных результатов и выводов; соблюдает требования правил техники безопасности.

Оценка «4» ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «3» ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильный результат и вывод; если в ходе выполнения приема были допущены ошибки.

Оценка «2» ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работ не позволяет сделать правильных выводов; если приемы выполнялись неправильно.

Оценка «1» ставится, если учащийся совсем не выполнил практическую работу.

Во всех случаях оценка снижается, если ученик не соблюдал правила техники безопасности.


I . 3. Особенности оценивания в преподавании ОБЖ .

Во-первых , следует обратить внимание на разного рода особенности преподавания и в связи с этим оценивание знаний в зависимости от возраста учащихся. Если в начальной школе ребенка целесообразно постепенно подводить к отметочной системе оценивания его учебной деятельности, то в 10-11-м классе требования, особенно в оценивании практических нормативных действий, максимально приближаются к уровню взрослого человека. Во-вторых , есть особенности, связанные с типами уроков -теоретическими , практическими или комбинированными (где сообщается новый материал и одновременно на этом же уроке формируются умения и навыки как теоретического, так и практического характера). Что это значит? Если на теоретических уроках, где сообщаются новые знания либо формируются умения анализировать ситуации, делать выводы и принимать оптимальные решения, применяются одни методы оценивания, то на практических и комбинированных занятиях основным методом оценивания будет выставление оценок за выполнение учащимися нормативов.

Оценки могут быть текущими (за усвоение учебного материала на отдельных уроках), тематическими, контрольными (за четверть, полугодие, год) и итоговыми (за проверенные знания, умения и навыки по всему курсу обучения).


  1. Оценивание в старшем звене .

II .1. Общие требования .

Во-первых , еще Раз следует подчеркнуть, что оценка есть средство, контролирующее и направляющее воспитательную, развивающую и обучающую функцию учебного процесса по курсу ОБЖ также, как и по другим школьным дисциплинам.

Целесообразно выставление отметок также в ходе изучения и закрепления нового материала.

При совпадении его с ранее усвоенными понятиями и фактами выявляются осознанность и прочность знаний, способность ими оперировать, овладения умениями сравнения, анализа.

Пояснительной отметкой может быть оценено правильное и доказательное решение проблемного задания по излагаемому учителем материалу.

При выставление отметок по совокупности можно учитывать знания, умения и навыки, проявленные учащимся во внеклассных и внеурочных мероприятиях по предмету (викторина, КВН, соревнования в ходе игры "Зарница" и т. п.).

Ведение систематического учета основных знания, умений и навыков создает хорошие возможности для борьбы с пробелами в знаниях учащихся, для высокой эффективности в изучении курса ОБЖ. Благодаря этому более объективными будут четвертные, полугодовые, годовые и итоговые оценки за весь курс обучения.

Следует заметить, что в ходе изучения и закрепления материала, а также за изготовление наглядных пособий выставляются, как правило, положительные оценки, являющиеся средством поощрения и стимулирования активной учебной работы. Неудовлетворительная отметка может быть поставлена в исключительных случаях, когда преподаватель хочет обратить внимание ученика, которому выставляют отметку, и класса в целом на его явную недобросовестность в учебной работе.

Особого внимания требует выставление четвертных, полугодовых и годовых отметок. Нельзя выставлять их по последней, часто случайной отметке. Но также неправильно выводить их как среднюю арифметическую из всех разовых отметок за учебный период. У некоторых учеников в течение года происходят серьезные сдвиги в развитии, в отношении к учебной работе, в качестве усвоения знаний .

Отметки выводятся на основе знаний, умений и особенно навыков в выполнении жизненно важных практических действий, но с обязательным учетом других разнообразных показателей продвижения школьника в его учебной деятельности (рост самостоятельности, уверенности в анализе экстремальных ситуаций , способность к обобщению, принятию решений, особенно в сложных ситуациях, общее личностное развитие, рост навыков правильного социального поведения). Словом, преподаватель ОБЖ должен видеть и стимулировать через оценивание учебной деятельности учащихся формирования личности нового, безопасного типа, личности, безопасной для себя, окружающих людей, общества и природы.
II .2. Анализ и решение конкретных ситуаций (АКС)

Техника проведения АКС : дается полное описание ситуации, все варианты ее решения, включая и оптимальный. А затем можно организовать обсуждение (анализ) ситуации по вопросам.
II .3. Основные критерии выставления отметок.

В заключении рассмотрим конкретно основные критерии выставления оценок, прежде всего за устные ответы, как основную форму оценивания.

Оценки "5" удостаивается ответ, в котором :


  1. полно, осознанно и правильно раскрыто содержание материала в объеме
    программы и учебника;

  2. есть самостоятельность и уверенность суждений, использованы ранее
    приобретенные знания (как на уроках ОБЖ, так и на уроках по другим
    предметам), а также знания из личного опыта и опыта других людей;
3) рассказ построен логически последовательно и грамотно с использованием общенаучных приемов (анализа, сравнения, сопоставления, обобщения и выводов);

4) четко и правильно даны определения и раскрыто содержание понятий,


верно использованы научные термины.

Оценка "4" выставляется тогда, когда :


  1. раскрыто основное содержание материала, ответ самостоятелен и построен достаточно уверенно и грамотно в речевом отношении ;

  2. в основном правильно даны определения понятий и использованы
    научные термины;

  3. однако, определение понятий не полное, допускаются незначительные
    нарушения последовательности, искажения, есть 1-2 неточности в ответе
    при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Оценка "3" ставится, если :

1) усвоено основное содержание учебного материала, но изложено фрагментарно, не всегда последовательно;


  1. определения понятий не достаточно четкие ;

  2. не используются в качестве доказательства выводы и обобщения или
    допускаются ошибки при их изложении, неумело применяются полученные знания в жизненных ситуациях, но могут быть устранены с помощью учителя;

  3. допускаются ошибки и неточности в использовании научной терминологии и определении понятий.
Оценку "2" получает тот , кто:

  1. не раскрыл основное содержание учебного материала;

  2. не дал ответы на вспомогательные ответы учителя;

  3. при проверке выполнения домашнего задания не ответил не на один из
вопросов, поставленных классу фронтально при решении ситуативных

  1. задач или при анализе конкретных ситуаций;

  2. допускает грубые ошибки в определении понятий при использовании терминологии.
Оценку "1" в среднем и старшем звене школы по ОБЖ ставить нет необходимости - достаточно одной отрицательной оценки "2" при неудовлетворительном усвоении учащимися учебного материала.

Обеспечение образовательного процесса по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в № 26.

Предмет «ОБЖ» изучается в 10 – 11 классах на III ступени образования.

Обеспечение образовательного процесса:




Наименование УМБ

Количеств. показатель.

1.

Наличие специализировованного кабинета

Каб.-33

2.

Наличие учебников:

- «Основы безопасности жизнедеятельности»

Москва 2011 год, АСТ – Астрель.


10 класс

3.

Нормативно правовые акты применяемые в курсе ОБЖ и ОВС

Электронный вариант

4.

К курсу ОБЖ и ОВС разработаны электронные презентации, а также взяты из интернета.

По темам также имеются в наличии DVD и видео фильмы.


Темы курса:

ЧС природного характера;

ЧС техногенного характера;


- ГО;
-ОВС.

5.


  • Сборник ситуационных задач 10 – 11 класс (Москва «Просвещение» ,2010 год),

  • Тесты, практические задания по ОВС 10 – 11 класс

  • Тесты, практические задания по ОБЖ 8 – 9 класс (Ростов – на – Дону, «Легион» 2011 год.

  • Тесты, тематический контроль по ОБЖ 10 – 11 класс (Ростов – на – Дону, «Легион» 2012 год.

4.

Аудиовизуальные технические средства:

Телевизор - «LG»

DVD – «Pioner»

Видеомагнитофон - «LG»

Компьютер

Кодоскоп

Эпипроектор


1 шт.
1 шт.
1 шт.

5.

Наличие стендов по «ОБЖ»

Действия населения при авариях и катастрофах.

Новейшие средства защиты органов дыхания.

Уголок гражданской обороны.

Умей действовать при пожаре.

Действия населения при стихийных бедствиях.

Пмп при ЧС.

Международная кодовая таблица «земля – воздух».

Терроризм угроза обществу.

Символика РФ и РК.


6.

Плакаты по «ОВС и ОБЖ»:

Огневая подготовка.

Техника стрельбы.

Основы военной службы.

Терроризм.

Классификация ЧС природного характера.

Основы безопасности жизнедеятельности (начальная школа).

10 листов.

12 листов.

13 листов.

10 листов.


7.

Для проведения теоретических и практических занятий по курсу «ОБЖ» в наличии имеются:

7.1 По теме «ГО»:

Приборы радиационной разведки ДП – 5Б

Химической разведки ВПХР

Комплект ОВ

Учебный набор дегазирующих веществ

Аптечка АИ – 2

Запасные трубки для ВПХР

- СИЗ органов дыхания :


  1. Р – 2

  2. ГП – 5

  3. ГП – 7

  4. Ф -62 Ш

  5. ПДФ – 2 Ш

    1. По теме «ОВС»:
- Палатка туристическая

Компас туристический

Мины ПМН

УПМН – 2


ОЗМ -72

Гранаты РГД – 5

Винтовка МР – 512

Командирский ящик

Прицельный станок


2 шт.
1 шт.
2 комплекта.
10 шт.
10 шт.
3 шт.
3 шт.
2 шт.
1 шт.
2 шт.
2 шт.

Необходимые учебники для реализации рабочей программы:


  1. М.П.Фролов и др. ОБЖ-10, 11 класс. Москва,
«Астрель-АСТ», 2011.

  1. В.Н.Латчук и др. ОБЖ-10, 11 класс. Москва, «Дрофа». 2010.

Для проверки знаний имеются сборники тестовых заданий:


  • Сборник ситуационных задач 10 – 11 класс
(Москва «Просвещение» ,2010 год),

  • Тесты, практические задания по ОВС 10 – 11 класс
(Ростов – на – Дону, «Легион» 2011 год.

  • Тесты, практические задания по ОБЖ 8 – 9 класс
(Ростов – на – Дону, «Легион» 2011 год.

  • Тесты, тематический контроль по ОБЖ 10 – 11 класс
(Ростов – на – Дону, «Легион» 2012 год.

  • Тестовые задания по «Основы безопасности жизнедеятельности»- С.А.Лещиков. Сыктывкар 2010 год.