Крупнейший морской порт балтийского моря. Страны балтики: какие порты балтийского моря стоит посетить

список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг
Перейти к: навигация, поиск

В реестр морских портов России включены 63 порта, которые входят в пять морских бассейнов и расположены на берегах 12 морей трёх океанов и Каспийского моря. Общий грузооборот российских морских портов в 2012 году составил 565,5 млн т, основную долю грузов составляют нефть (34,8 %), нефтепродукты (20,2 %) и уголь (15,8 %). 2006 году грузооборот морского транспорта составил 48 млрд т-км, пассажирооборот - 30 млн пасс-км, зарегистрировано 173 тыс. грузовых и 6 тыс. пассажирских и грузопассажирских морских судов.

Главная роль морского транспорта России заключается в осуществлении экспортно-импортных перевозок грузов, развиваются малый и большой каботаж. Основная проблема морского транспорта России - нехватка портов в целом и крупных портов с большим грузооборотом в частности, а также мелководность 60 % российских портов.

Наибольший грузооборот приходится на порты Черноморского бассейна , где в структуре экспорта преобладают нефть и нефтепродукты, уголь, металлы, лес, строительные материалы, а в структуре импорта - зерно, сахар, машины и оборудования, трубы для трубопроводов, продукты питания. Наличие курортов определяет значительное развитие пассажирских перевозок в бассейне (до 30 млн человек в год). Через Балтийский бассейн из России вывозят нефть, лес, металлы, а ввозят - машины, промышленные и продовольственные товары. Географическое положение и хорошая обеспеченность транспортными путями определили ведущую роль внешней торговли (90 % грузооборота). Каспийском бассейне преобладают каботажные перевозки, где преобладают нефть и нефтепродукты, соль, зерно, хлопок, шерсть, рыба. Дальневосточный бассейн осуществляет каботажные и экспортно-импортные перевозки. Через порты Дальнего Востока вывозят рыбу, лес, уголь, нефть, продовольствие, ввозят машины, оборудование, металлы. бассейне действует морская железнодорожная переправа Ванино - Холмск. Северный бассейн - район быстрого роста морских перевозок, где важную роль играет Северный морской путь. структуре экспорта преобладают уголь, лес, нефтепродукты, руды цветных металлов, оборудование, в структуре импорта - продовольствие.

  • 1 Список портов по бассейнам
    • 1.1 Черноморский бассейн
    • 1.2 Балтийский бассейн
    • 1.3 Каспийский бассейн
    • 1.4 Тихоокеанский бассейн
    • 1.5 Северный бассейн
  • 2 Карта
  • 3 Грузооборот портов
  • 4 См. также
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Список портов по бассейнам

Ниже представлен список портов Российской Федерации с их основными характеристиками. Голубым цветом в таблице выделены незамерзающие порты, зелёным - порты Северного морского пути.

Черноморский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Азовское море
Азов гор. Азов
Ростовская область
47°07′05″ с. ш. 39°25"21" в. д. (G) 11 + 1,34 4 756,8 150 / 18 / 3,7 27 ед. (3 909,5 м) 10
Ейск гор. Ейск
Краснодарский край
46°43′31″ с. ш. 38°16"33" в. д. (G) 0,87 + 0,69 3 998,2 142 / 18 / 4,5 15 ед. (2 649 м) 9
Ростов-на-Дону гор. Ростов-на-Дону
Ростовская область
47°12′10″ с. ш. 39°41"26" в. д. (G) 12,84 + 2,84 10 366,6 140 / 16,7 / 3,5 54 ед. (8 978,9 м) 24
Таганрог гор. Таганрог
Ростовская область
47°12′21″ с. ш. 38°57"07" в. д. (G) 9,76 + 0,54 3 467,5 149 / 18 / 4,7 9 ед. (1 765,7 м) 3
Темрюк гор. Темрюк
Краснодарский край
45°19′33″ с. ш. 37°22"40" в. д. (G) 22,68 + 2,29 2 347,9 140 / 17,5 / 4,8 10 ед. (1 394,8 м) 5
Чёрное море
Анапа гор. Анапа
Краснодарский край
44°53′52″ с. ш. 37°18"25" в. д. (G) 2,09 + 0,02 0 114 / 16 / 3,7 5 ед. (589 м) 1
Геленджик гор. Геленджик
Краснодарский край
44°34′26″ с. ш. 38°01"34" в. д. (G) 10,7 + 0,07 382,6 114 / 14 / 3,8 9 ед. (795,8 м) 3
Кавказ Темрюкский район
Краснодарский край
45°20′28″ с. ш. 36°40"22" в. д. (G) 23,24 + 0,46 8 304,2 150 / 21 / 5 8 ед. (988 м) 4
Новороссийск гор. Новороссийск
Краснодарский край
44°43′49″ с. ш. 37°46"51" в. д. (G) 344 + 2,38 116 139,5 295 / 45 / 13,1 88 ед. (15 287,7 м) 9
Сочи гор. Сочи
Краснодарский край
43°24′36″ с. ш. 39°55"58" в. д. (G) 17,72 + 0,38 2 446,1 190 / 27 / 8 20 ед. (2 390,0 м) 2
Тамань с. Волна
Темрюкский район
Краснодарский край
45°07′39″ с. ш. 36°41"13" в. д. (G) 89,51 + 0,36 1 235,0 225 / 32,3 / 11,4 4 ед. (937,0 м) 2
Туапсе гор. Туапсе
Краснодарский край
44°05′34″ с. ш. 39°04"37" в. д. (G) 25,18 + 0,38 19 404,7 250 / 44 / 12 31 ед. (5 025,4 м) 7

Балтийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Атлантический океан
Балтийское море
Выборг гор. Выборг
Ленинградская область
60°42′43″ с. ш. 28°43"46" в. д. (G) 2,87 + 0,17 1 103,6 135 / 24 / 6,5 9 ед. (1 327,0 м) 2
Высоцк гор. Высоцк
Выборгский район
Ленинградская область
60°37′06″ с. ш. 28°33"39" в. д. (G) 1,26 + 1,44 13 422,0 250 / 44 / 13,2 8 ед. (1 595,7 м) 2
Калининград гор. Калининград
Калининградская область
54°40′08″ с. ш. 20°24"14" в. д. (G) 17,73 + 8,32 13 352,2 200 / 30 / 9,5 101 ед. (14 100,0 м) 30
Приморск гор. Приморск
Выборгский район
Ленинградская область
60°21′28″ с. ш. 28°37"08" в. д. (G) 31,36 + 2,47 75 124,9 307 / 55 / 15,85 10 ед. (2 788,4 м) 3
Санкт-Петербург (Большой порт) гор. Санкт-Петербург 59°52′50″ с. ш. 30°11"57" в. д. (G) 628,9 + 5,29 59 989,6 320 / 42 / 11 145 ед. (22 364,2 м) 29
Санкт-Петербург (Пассажирский порт) гор. Санкт-Петербург 59°55′34″ с. ш. 30°14"07" в. д. (G) 3,04 + 0,33 0 311 / 42 / 8,8 7 ед. (2 171,0 м) 1
Усть-Луга Кингисеппский район
Ленинградская область
59°40′29″ с. ш. 28°24"37" в. д. (G) 67,56 + 10,56 22 692,9 285,4 / 50 / 14,8 19 ед. (4 061,7 м) 9

Каспийский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Каспийское море
Астрахань гор. Астрахань
Астраханская область
46°19′00″ с. ш. 47°59"40" в. д. (G) 54,96 + 2,0 4 655,5 150 / 20 / 4,2 33 ед. (4 510,0 м) 20
Махачкала гор. Махачкала
Республика Дагестан
42°59′23″ с. ш. 47°30"16" в. д. (G) 5,58 + 0,59 5 371,1 150 / 20 / 6,5 20 ед. (2 113,0 м) 2
Оля с. Оля
Лиманский район
Астраханская область
45°46′51″ с. ш. 47°33"09" в. д. (G) 53,12 + 3,25 557,7 135 /16,2 / 4,5 4 ед. (688,2 м) 1

Тихоокеанский бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Габариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Тихий океан
Петропавловск-Камчатский гор. Петропавловск-Камчатский
Камчатский край
53°00′06″ с. ш. 158°39"25" в. д. (G) 1792,16 + 1,37 2 411,0 200 / 25 / 9 56 ед. (6 089,1 м) 8
Охотское море
Корсаков гор. Корсаков
Сахалинская область
46°37′26″ с. ш. 142°46"02" в. д. (G) 65,50 + 0,33 1 431,6 300 / б/о / 17,5 30 ед. (2 737,3 м) 8
Магадан гор. Магадан
Магаданская область
59°32′03″ с. ш. 150°46"01" в. д. (G) 17,38 + 0,33 1 222,2 162,1 / 22,9 / 9,9 10 ед. (1 707,6 м) 6
Москальво с. Москальво
Охинский район
Сахалинская область
53°32′50″ с. ш. 142°31"09" в. д. (G) 52,3 + 0,18 32,8 150 / 40 / 6 6 ед. (657 м) 2
Мыс Лазарева пгт Лазарев
Николаевский район
Хабаровский край
52°14′14″ с. ш. 141°30"42" в. д. (G) 0,07 + 0,02 0 120 / 14 / 0,9 4 ед. (582 м) 0
Николаевск-на-Амуре гор. Николаевск-на-Амуре
Хабаровский край
53°08′08″ с. ш. 140°42"45" в. д. (G) 6,93 + 0,17 129,9 140 / 18 / 4,5 8 ед. (791,6 м) 2
Охотск пгт Охотск
Хабаровский край
59°21′38″ с. ш. 143°14"29" в. д. (G) нет данных 105,9 105 / 15 / 3,8 9 ед. (615 м) 2
Поронайск гор. Поронайск
Сахалинская область
49°13′49″ с. ш. 143°07"03" в. д. (G) 12,50 + 0,04 0 37 / 7 / 1,9 6 ед. (386,7 м) 0
Пригородное Корсаковский район
Сахалинская область
46°37′29″ с. ш. 142°54"25" в. д. (G) 57,80 + 0,20 16 328,4 300 / б/о / 17,5 4 ед. (951,3 м) 1
Японское море
Александровск-Сахалинский гор. Александровск-Сахалинский
Сахалинская область
50°53′47″ с. ш. 142°07"50" в. д. (G) 3,69 + 0,04 0 34 / 7,2 / 2,4 4 ед. (442,1 м) 1
Ванино пгт Ванино
Хабаровский край
49°05′16″ с. ш. 140°16"18" в. д. (G) 16 + 4,58 19 066,0 292 / 45 / 18 21 ед. (3 382 м) 3
Владивосток гор. Владивосток
Приморский край
43°06′48″ с. ш. 131°53"08" в. д. (G) 131,06 + 2,26 11 836,2 290 / 35 / 13 57 ед. (12 315,7 м) 24
Восточный гор. Находка
Приморский край
42°44′03″ с. ш. 133°04"44" в. д. (G) 62,66 + 3,86 38 356,8 290 / 45 / 16 25 ед. (5 497,2 м) 8
Де-Кастри с. Де-Кастри
Ульчский район
Хабаровский край
51°27′59″ с. ш. 140°46"58" в. д. (G) 68,48 + 0,03 8 056,4 250 / 50 / 15 4 ед. (361 м) 2
Зарубино пгт Зарубино
Хасанский район
Приморский край
42°38′40″ с. ш. 131°04"58" в. д. (G) 27,0 + 0,39 117,1 130 / 18 / 7,5 7 ед. (841 м) 2
Находка гор. Находка
Приморский край
42°48′23″ с. ш. 132°52"48" в. д. (G) 127,45 + 2,84 14 986,6 245 / 44 / 11,5 108 ед. (16 810,4 м) 27
Невельск гор. Невельск
Сахалинская область
46°40′06″ с. ш. 141°51"11" в. д. (G) 2,25 + 0,85 107,6 120 / 16 / 5,5 26 ед. (2 701 м) 13
Ольга пгт Ольга
Приморский край
43°44′25″ с. ш. 135°16"52" в. д. (G) 57,36 + 0,43 1 631,5 200 / 18 / 8 11 ед. (1 566,2 м) 5
Посьет пгт Посьет
Хасанский район
Приморский край
42°39′05″ с. ш. 130°48"27" в. д. (G) 22,5 + 0,88 5 317,4 183 / 32 / 9 16 ед. (2 467,2 м) 5
Советская Гавань гор. Советская Гавань
Хабаровский край
48°57′27″ с. ш. 140°15"55" в. д. (G) 24 + 1,36 524,7 180 / 25 / 10 18 ед. (2 974 м) 11
Холмск гор. Холмск
Сахалинская область
47°02′48″ с. ш. 142°02"29" в. д. (G) 15,62 + 0,49 2 192,4 130 / 22 / 8 27 ед. (2 469,4 м) 6
Шахтёрск гор. Шахтёрск
Углегорский район
Сахалинская область
49°09′44″ с. ш. 142°03"17" в. д. (G) 12,42 + 0,14 1 566,5 150 / 20 / 4,6 28 ед. (2 113 м) 4

Северный бассейн

Порт Расположение Координаты Площадь
(акв + терр), км²
Грузооборот,
тыс. тонн (2011)
Гарбариты судов
(дл / шир / осад), м
Кол-во причалов
(протяжённость)
Кол-во
стивидоров
Изображение
Северный Ледовитый океан
Баренцево море
Варандей с. Варандей
Заполярный район
Ненецкий АО
68°49′28″ с. ш. 58°04"08" в. д. (G) 24,98 + 0,02 4 010,6 120 / 15 / 3,5 2 ед. (199,9 м) 2
Мурманск гор. Мурманск
Мурманская область
68°58′25″ с. ш. 33°03"33" в. д. (G) 53,70 + 6,46 25 687,2 без ограничений 97 ед. (11 525,8 м) 20
Нарьян-Мар гор. Нарьян-Мар
Ненецкий АО
67°38′48″ с. ш. 52°59"39" в. д. (G) 5,62 + 0,22 103,8 114 / 14 / 3,6 4 ед. (384,6 м) 1
Белое море
Архангельск гор. Архангельск
Архангельская область
64°32′04″ с. ш. 40°30"48" в. д. (G) 112 + 2,12 4 264,3 190 / 30 / 9,2 61 ед. (7 454,3 м) 19
Витино с. Белое Море
Кандалакшский район
Мурманская область
67°04′46″ с. ш. 32°19"28" в. д. (G) 11,59 + 0,19 4 153,1 230 / 32,2 / 11,1 4 ед. (512 м) 1
Кандалакша гор. Кандалакша
Мурманская область
67°09′14″ с. ш. 32°23"24" в. д. (G) 5,09 + 0,26 916,7 200 / 30 / 9,8 5 ед. (584,5 м) 2
Мезень гор. Мезень
Архангельская область
65°52′01″ с. ш. 44°12"21" в. д. (G) нет данных 14,6 нет данных 2 ед. (220 м) 3
Онега гор. Онега
Архангельская область
63°55′50″ с. ш. 38°01"57" в. д. (G) 845,59 + 0,03 71,0 242 / 32,4 / 13,6 7 ед. (880 м) 4
Восточно-Сибирское море
Певек гор. Певек
Чукотский АО
69°41′41″ с. ш. 170°15"32" в. д. (G) 8,9 + 0,19 189,0 172,2 / 24,6 / 9 3 ед. (500 м) 1
Карское море
Амдерма с. Амдерма
Ненецкий АО
69°45′21″ с. ш. 61°39"08" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 5 ед. (445 м) 0
Диксон пгт Диксон
Таймырский район
Красноярский край
73°30′14″ с. ш. 80°29"59" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (200 м) 0
Дудинка гор. Дудинка
Красноярский край
69°24′32″ с. ш. 86°09"19" в. д. (G) 30,22 + 0,25 1 102,1 260,3 / 32,2 / 11,8 9 ед. (1 795,6 м) 2
Игарка гор. Игарка
Туруханский район
Красноярский край
67°27′42″ с. ш. 86°33"19" в. д. (G) нет данных 2,5 нет данных 16 ед. (2 380 м) 1
Море Лаптевых
Тикси пгт Тикси
Республика Якутия
71°37′59″ с. ш. 128°53"22" в. д. (G) 96,78 + 0,07 55,5 129,5 / 15,8 / 3,9 2 ед. (315,0 м) 1
Хатанга с. Хатанга
Таймырский район
Красноярский край
71°58′49″ с. ш. 102°27"24" в. д. (G) нет данных 0 нет данных 2 ед. (700 м) 1
Тихий океан
Берингово море
Анадырь гор. Анадырь
Чукотский АО
64°44′11″ с. ш. 177°30"51" в. д. (G) 45,33 + 0,12 215,6 177 / 25 / 7 6 ед. (686 м) 1
Беринговский пгт Беринговский
Анадырский район
Чукотский АО
63°03′47″ с. ш. 179°21"20" в. д. (G) 4318 + 0,22 48,8 34 / 7 / 2 5 ед. (269 м) 1
Провидения пгт Провидения
Чукотский АО
64°26′08″ с. ш. 173°13"03" з. д. (G) нет данных 22,5 ? / ? / 9 6 ед. (524 м) 1
Эгвекинот пгт Эгвекинот
Чукотский АО
66°14′44″ с. ш. 179°05"03" з. д. (G) 5,75 + 0,07 128,4 177 / 25 / 12 3 ед. (565,3 м) 1

Карта

Величина грузооборота крупнейших портов за 2011 год:

  • - от 1 млн до 10 млн т
  • - от 10 млн до 20 млн т
  • - от 20 млн до 50 млн т
  • - от 50 млн до 100 млн т
  • - свыше 100 млн т
Новороссийск Приморск Санкт-Петербург Восточный Мурманск Усть-Луга Туапсе Ванино Пригородное Находка Высоцк Калининград Владивосток Ростов-на-Дону Кавказ Де-Кастри Махачкала Посьет Азов Астрахань Архангельск Витино Варандей Ейск Таганрог Сочи Петропавловск-Камчатский Темрюк Холмск Ольга Шахтёрск Корсаков Тамань Магадан Выборг Дудинка Крупнейшие порты России (с грузооборотом более 1 млн т за 2011 год)

Грузооборот портов

Ниже представлен алфавитный список морских портов России и величина их грузооборота (в тыс. т) за 2003-2011 годы.

Порт Населённый
пункт
Бассейн 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009 2010 2011
Азов Азов Черноморский 0 0 0 0 0 0 4684 4273 4757
Александровск-Сахалинский Александровск-Сахалинский Тихоокеанский 144 92 120 95 162 100 113 98 0
Амдерма Амдерма Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Анадырь Анадырь Северный 280 132 271 283 307 223 269 224 216
Анапа Анапа Черноморский 0 0 0 5 0 0 4 0 0
Архангельск Архангельск Северный 3124 5500 6470 5293 5307 4680 3256 3667 4264
Астрахань Астрахань Каспийский 3760 5495 5128 4518 5756 2568 3928 5014 4656
Беринговский Беринговский Северный 114 96 216 209 203 133 44 47 49
Большой порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 42039 51266 57573 54247 59519 60008 50405 58048 59990
Ванино Ванино Тихоокеанский 7397 7040 8727 9497 9967 10261 14516 17304 19066
Варандей Варандей Северный 0 0 593 501 576 1901 7380 7510 4011
Витино Белое Море Северный 5715 3704 1626 4758 3942 4394 4359 4376 4153
Владивосток Владивосток Тихоокеанский 11263 11559 10156 7811 8528 9561 9976 11185 11836
Восточный Находка Тихоокеанский 15754 20815 20231 20499 21685 20573 18902 35638 38357
Выборг Выборг Балтийский 1078 1357 901 1253 1111 1300 1184 1100 1104
Высоцк Высоцк Балтийский 2405 5200 10416 13811 16527 16015 17318 14843 13422
Геленджик Геленджик Черноморский 63 36 77 127 256 239 267 331 383
Де-Кастри Де-Кастри Тихоокеанский 1685 1767 1944 3487 11618 9771 8441 7373 8056
Диксон Диксон Северный 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Дудинка Дудинка Северный 0 0 0 0 0 2876 1065 1093 1102
Ейск Ейск Черноморский 0 0 2792 3331 4345 3849 4262 3554 3998
Зарубино Зарубино Тихоокеанский 0 235 220 210 224 252 93 128 117
Игарка Игарка Северный 56 0 49 37 59 59 0 0 3
Кавказ Порт Кавказ Черноморский 6869 9198 7115 7182 6382 7760 8609 10055 8304
Калининград Калининград Балтийский 12722 13808 14571 15150 15625 15369 12363 13809 13352
Кандалакша Кандалакша Северный 1020 342 339 248 655 963 1060 863 917
Корсаков Корсаков Тихоокеанский 2351 2683 2832 3716 2818 2169 1033 1106 1432
Магадан Магадан Тихоокеанский 1006 997 1066 1108 1075 1093 989 1128 1222
Махачкала Махачкала Каспийский 3548 5838 5056 5488 6260 6392 5274 4863 5371
Мезень Мезень Северный 12 14 33 45 24 24 22 23 15
Москальво Москальво Тихоокеанский 4 70 80 55 0 37 29 29 33
Мурманск Мурманск Северный 14838 24759 28070 26294 24609 24832 35276 32809 25687
Мыс Лазарева Лазарев Тихоокеанский 183 63 72 88 76 26 0 0 0
Нарьян-Мар Нарьян-Мар Северный 112 67 194 291 84 125 61 103 104
Находка Находка Тихоокеанский 14025 16671 14097 13430 13462 15178 15761 15365 14987
Невельск Невельск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 0 90 108
Николаевск-на-Амуре Николаевск-на-Амуре Тихоокеанский 735 129 290 359 208 251 172 164 130
Новороссийск Новороссийск Черноморский 85483 97767 113061 113148 113489 112607 122865 117079 116140
Ольга Ольга Тихоокеанский 1324 1268 1471 1500 1503 1221 1107 1438 1632
Оля Оля Каспийский 70 135 167 290 636 866 775 1050 558
Онега Онега Северный 784 232 100 104 101 109 74 65 71
Охотск Охотск Тихоокеанский 0 0 0 0 0 0 59 41 106
Пассажирский порт Санкт-Петербург Санкт-Петербург Балтийский 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Певек Певек Северный 137 88 98 108 140 61 55 142 189
Петропавловск-Камчатский Петропавловск-Камчатский Тихоокеанский 1536 1499 1805 1909 1849 1984 2485 2266 2411
Поронайск Поронайск Тихоокеанский 26 3 12 1 0 0 0 0 0
Посьет Посьет Тихоокеанский 1332 1815 2260 2002 2528 3907 4535 4650 5317
Пригородное Пригородное Тихоокеанский 0 0 0 0 0 199 10697 16102 16328
Приморск Приморск Балтийский 17685 44565 57337 65956 74230 75582 79157 77640 75125
Провидения Провидения Северный 88 32 35 70 30 33 21 27 23
Ростов-на-Дону Ростов-на-Дону Черноморский 0 0 0 0 0 0 6166 7713 10367
Советская Гавань Советская Гавань Тихоокеанский 483 451 530 566 475 358 359 408 525
Сочи Сочи Черноморский 220 166 200 406 517 529 408 2690 2446
Таганрог Таганрог Черноморский 2057 2850 3043 2451 3264 2630 3026 2895 3468
Тамань Волна Черноморский 0 0 0 0 0 10 86 200 1235
Темрюк Темрюк Черноморский 1004 646 1003 1155 1349 2305 2119 1940 2348
Тикси Тикси Северный 12 0 0 0 20 0 39 40 56
Туапсе Туапсе Черноморский 17712 20226 21381 21292 19634 19435 18445 18611 19405
Усть-Луга Усть-Луга Балтийский 442 801 708 3766 7143 6763 10358 11776 22693
Хатанга Хатанга Северный 16 0 62 5 0 0 0 0 0
Холмск Холмск Тихоокеанский 2342 1996 2181 2169 2097 2017 1635 1870 2192
Шахтёрск Шахтёрск Тихоокеанский 714 537 706 527 702 892 785 1069 1567
Эгвекинот Эгвекинот Северный 118 248 134 153 112 105 119 135 128

См. также

  • Список портов по контейнерному грузообороту
  • Список речных портов России

Примечания

  1. 1 2 Морские порты России. ЕСИМО. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  2. Реестр морских портов Российской Федерации. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 5 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  3. Грузооборот морских портов России за 2012 год. Ассоциация морских торговых портов. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  4. 1 2 Винокуров, 2008, с. 242-243
  5. Видяпин, 2010, с. 258-263
  6. Лобжанидзе, 2008, с. 502-503
  7. Севморпуть. Министерство транспорта Российской Федерации. Проверено 8 февраля 2013. Архивировано из первоисточника 14 февраля 2013.
  8. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 260 / 46 / 16
  9. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с осадкой до 19 м, выносные причалы - суда с длиной 324 м и шириной 58 м
  10. 1 2 без ограничений
  11. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 140 / 14 / 4,5
  12. гарбариты судов смешанного типа; гарбариты для морских судов - 90 / 16 / 3,6
  13. гарбариты судов для внутренней акватории; внешний рейд позволяет принимать суда с гарбаритами 162,1 / 22,8 / 9,9

Литература

  • Видяпин В. И., Степанов М. В. Экономическая география России. - Москва: ИНФРА-М, 2010. - 567 с. - 3 000 экз.
  • Винокуров А. А., Глушкова В. Г., Плисецкий Е. Л., Симагин Ю. А. Введение в экономическую географию и региональную экономику России. - Москва: Гуманитарный издательский центр «ВЛАДОС», 2008. - 550 с. - 7 000 экз.
  • Неклюкова Н. П., Душина И. В., Раковская Э. М., Кузнецов А. П., Лобжанидзе А. А., Берлянт А. М. Справочник по географии. - Москва, 2008. - 656 с. - 8 000 экз.

Ссылки

  • Морские порты России
  • Реестр морских портов Российской Федерации
  • Росморпорт
  • Грузооборот морских портов России за 2012 год

список морских портов российские детективы, список морских портов российские фильмы 2018, список морских портов российский флаг, список морских портов российское кино

Список морских портов России Информацию О

Грузооборот прибалтийских портов продолжает снижаться. Лишь Клайпедскую гавань за последние полгода миновало падение транзита. Такие тенденции связаны c российской стратегией переориентации грузопотоков на собственные порты. В будущем Прибалтике придётся забыть о былых объёмах грузоперевалок.

Грузооборот Рижского свободного порта за январь-июнь 2016 года упал на 11,5% в сравнении с аналогичным показателем прошлого года, оборот Вентспилсской гавани – на 25% , Лиепаи – на 0,4% . Объём перевалок порта Таллина за полгода просел на 15,5% . Праздник на «литовской улице»: Клайпедский порт оказался единственной гаванью в странах Балтии, масштабы перевалки в которой увеличились, а не сократились. В первые 6 месяцев 2016 года грузооборот порта вырос на 5,7%. Причина – украинский кризис. Москве и Минску более не доступны Одесский и Ильичёвский порты. Следовательно, растёт значение Клайпедской гавани. Пенку снимает и Латвия: в противном случае падение грузоперевалок было бы куда драматичнее. Вот она, конкретная экономическая выгода стран Балтии от кризиса на Украине.

Сами литовцы склонны объяснять позитивные показатели обслуживанием военных грузов НАТО, что, бесспорно, вносит свой вклад. Не последнюю роль сыграла официального Вильнюса. И всё-таки транзитные перспективы для Литвы, и уж тем более для её прибалтийских соседок, остаются безрадостными.

Покинув советскую «тюрьму народов», независимые страны Балтии взяли курс на построение «экономики услуг».

Вняв рецептам Чикагской неолиберальной школы, новые элиты последовательно уничтожали «неэффективное» наследие «совка»: машиностроение, металлургию, химическую и лёгкую промышленность.

Повисшим в воздухе оставался вопрос о судьбе транзита. Одни политики отстаивали концепцию Прибалтики как моста между Востоком и Западом, другие – национально мыслящие функционеры – требовали отказаться от этой «неразумной» идеи. В итоге победили последние.

На рубеже веков – в конце 90-х и в начале 2000-х – транзит вместе с сопряжёнными сферами находился на пике своего успеха: отрасль генерировала до 20% ВВП Прибалтийских республик. После прихода Путина Россия постепенно начинает наращивать мощность собственных морских гаваней на Балтике. Ещё в 1997 году будущий президент писал в своей диссертации о необходимости строить торговые порты в Ленинградской области. С 2000 года возведение отечественной инфраструктуры и отказ от логистики конфликтных постсоветских республик становятся официальным стратегическим курсом России. Начинается постепенное ослабление «подкормки» недружественных Кремлю режимов. Продолжая перевалку через прибалтийские порты, Москва строит свои, повышает их пропускные способности.

Постоянную поддержку крайне непростому процессу переориентации грузопотоков оказывали действия прибалтийских столиц. Политический климат – важная составляющая торговли и транзита.

Наивно полагать, что агрессивная антироссийская риторика не имела разрушающего воздействия на двусторонние отношения стран Балтии с их восточным соседом.

Кроме того, говоря о транзите, прибалтийские политики всегда впадали в серьёзный когнитивный диссонанс, ведь развитие транзитных путей по определению связано с Россией и как-то не очень соотносится со стратегиями сдерживания Москвы. Отсюда пассивность руководства стран Балтии в этой сфере.

Переориентация российских грузов из прибалтийских гаваней на отечественные терминалы между тем продолжается. В 2014 году российские порты – Усть-Луга, Санкт-Петербург и Приморск – занимают сразу три лидирующих позиции среди гаваней на восточном побережье Балтийского моря. В 2015 году «Транснефть» начинает постепенный разворот своих объёмов из латвийских портов на отечественные. По данным латвийской газеты Dienas bizness за десять лет с 2005-го по 2015 год, доля грузооборота российских портов Восточной Балтики увеличилась с 52% до 62%. Москва забрала из Прибалтийских республик нефть, осталось забрать контейнеры.

Помимо прямых потерь транзитных доходов, российская стратегия грузовытеснения наносит экономикам стран Балтии серьёзный косвенный ущерб.

Более 90% мировой торговли сегодня осуществляется через порты. Масштабные инфраструктурные проекты, связанные с морскими гаванями, – это тысячи рабочих мест. Причём одно место в сфере транспорта создаёт как минимум два места в сфере обслуживания. В общем, ущерб от потери транзита немаленький.

Выживание недружественных Москве прибалтийских режимов сегодня подпитывается из двух внешних источников: европейских дотаций и остатков внешнеэкономических связей с Россией. Очевидно, что политические и экономические причины будут и дальше способствовать переориентации транзитных потоков. В одночасье лишить Прибалтику всех грузов, конечно, невозможно: объём российского транзита через балтийские гавани всё ещё слишком велик. Москва между тем продолжает поддержку развития своей стратегической инфраструктуры на Балтике, а значит, у латвийских, литовских и эстонских гаваней в недалёком будущем станет значительно меньше работы.

Это ещё не значит, что порты и железные дороги Прибалтики придётся разбирать на металлолом. Морские гавани Балтийского региона продолжат конкурировать между собой за китайские и казахстанские грузы, а также за остатки российских. Просто былых объёмов больше не будет.

Прибалтийские порты, традиционно «живущие» за счет перевалки российских грузов, подводят итоги еще одного кризисного года в отношениях со своим восточным соседом. В каждой из стран Балтии морские гавани по-разному смогли перенести это непростое время: в одних портах наблюдается значительное падение грузооборота, другие, напротив, демонстрируют некоторый рост. Но, несмотря на то, что уходящий год был для портов Латвии и Литвы относительно благоприятным, будущее морской инфраструктуры этих стран представляется весьма проблемным.

За прошедший год российский транзит через порты стран Балтии в целом снизился на 15–20%. Однако падение грузооборота распределилось между латвийскими, литовскими и эстонскими морскими гаванями крайне неравномерно. Портал сайт решил подвести итоги уходящего года и посмотреть, каким из прибалтийских портов удавалось наиболее успешно поддерживать свое существование в столь сложный для отрасли год.

Рижский порт: падение транзита угля из России

Крупнейший латвийский порт, расположенный на обоих берегах устья Даугавы (Западная Двина - прим. RuBalticRu ), заканчивает год с отрицательными показателями. За 11 месяцев 2015 года грузооборот Рижского свободного порта составил 36,49 млн тонн, что на 2,1% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. Наиболее драматичное падение объемов продемонстрировали такие позиции, как обработка руды (-41,9%), перевалка металлолома (-34,4%), перевозка пассажиров (29,7%).

Отрицательные показатели, с которыми порт подходит к завершению года, связаны со снижением транзита из стран СНГ, в первую очередь из России. Так, по словам вице-мера латвийской столицы и председателя правления Рижского свободного порта Андриса Америкса, можно предположить, что годовые объемы перевалки угля снизятся на 10–15%.

А ведь именно угольные грузы и являлись специализацией морской гавани латвийской столицы: объем перевалок угля традиционно составляет порядка трети всего грузооборота Рижского свободного порта.

Вентспилский порт: потеря нефтетранзита

Наихудшие показатели среди латвийских гаваней в этом году демонстрирует Вентспилсский порт: за 11 месяцев грузооборот морских ворот, расположившихся в устье реки Вента, снизился на 15,1%.

Наиболее сильное сокращение показали российский уголь и белорусские калийные удобрения. Ожидаемо снизились объемы нефтетранзита. Ведь еще в декабре прошлого года «Транснефть» предупреждала латвийские власти о намерении переориентировать экспорт «черного золота» из Вентспилса на российские порты.

Лиепайский порт: рост за счет нефтепродуктов и леса

За десять месяцев уходящего года грузооборот третьего по величине порта в Латвии – Лиепайского – вырос на 8% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Рост был обусловлен главным образом увеличением перевалки нефтепродуктов (+29,5%) и лесных грузов (+16,3%). При этом объемы перевалки сырой нефти через Лиепайский порт упали на 61,5%.

Кроме этого, снизилось и число перевезенных пассажиров (-4%). На 3% сократился контейнерооборот.

Уменьшился судопарк порта: количество судоходов в Лиепае сократилось на 3% и в данный момент их численность составляет 1108 единиц.

Клайпедский порт: рост за счет латвийских соседей

Наилучшие результаты в 2015 году среди портов Прибалтики демонстрировал самый северный незамерзающий порт Балтийского моря, находящийся в Клайпеде. Объем грузоперевалок литовской морской гавани за январь–ноябрь 2015 года вырос на 5,1% и составил 35,13 млн тонн.

Половина всего грузооборота порта Клайпеда приходится на минеральные удобрения. Видимо, за счет снижения объемов этих групп грузов в Вентспилсе Клайпедский порт по завершении года и смог продемонстрировать столь хорошие результаты: литовцы попросту оказались конкурентоспособнее, чем их латвийские соседи.

Таллинский порт: рекордсмен падения грузооборота

С наихудшими показателями среди прибалтийских портов уходящий год завершает порт Таллина. За 11 месяцев морские ворота эстонской столицы «просели» на 19,7% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Контейнерооборот порта снизился на 21,2%, объем перевалки наливных грузов - на 30,8%.

Такое падение грузоперевалок связано в первую очередь с развитием Россией своей портовой инфраструктуры Ленинградской области: Таллинский порт располагается в непосредственной близости от Усть-Луги и Приморска.

В итоге прибалтийские морские гавани заканчивают 2015 год относительно неплохо. Несмотря на то, что в целом порты Латвии, Литвы и Эстонии в этом году «просели» примерно на 3%, говорить о ярко выраженной тенденции сокращения грузопотока пока не приходится. И если эстонские морские ворота демонстрируют отрицательные показатели уже на протяжении двух лет, то латвийские и литовские гавани показывают совершенно разные результаты в зависимости от квартала.

Парадоксально, но несмотря на критику со стороны прибалтов российских действий в контексте украинского кризиса, именно эти действия позволяют портам отдельных стран Балтии до сих пор оставаться на плаву. Так, Россия и Беларусь были вынуждены перенаправить часть своих грузов, ранее идущих через Украину, в латвийские гавани, что позволило Рижскому и Лиепайскому портам достаточно сносно пережить уходящий год.

Перспективы прибалтийских морских ворот, однако, безрадостные. Ведь основное снижение российского транзита через порты стран Балтии в 2015 году было связано даже не с политикой санкций и проблемами в экономке. Причина тому - стратегия Москвы по развитию собственных портов на Балтике (Усть-Луга, Приморск, Высоцк). Такие грузы, как каменный уголь, железная руда, нефтепродукты, т.е. те позиции, по которым порты Латвии, Эстонии и Литвы демонстрируют наибольшее сокращение, начинают активно перенаправляться в российские гавани. Поэтому в будущем российский транзит через морские ворота прибалтийских республик будет только сокращаться.

Новые порты России на Балтике: окно в Европу спустя 300 лет

М.Л. ПЕТРОВ

В свете происходящих в России преобразований «по Путину» осуществляется и реализация многих из тех проектов, которые нынешний президент, будучи высоким чиновником в мэрии Санкт-Петербурга, курировал в начале 90-х годов. К ним можно отнести и строительство новых портов на Балтике. Необходимость их появления не требует долгих разъяснений. Все и так очевидно. После того как от широкого выхода к Балтийскому морю во времена Российской империи и Советского Союза у суверенной России остались лишь две небольшие «форточки»: крайний восток Финского залива и полуанклавный Калининград, снова на повестке дня встал вопрос о «прорубании» нового окна в Европу.

Конечно же на перспективу порт Санкт-Петербурга останется главными морскими воротами России в Северо-Западном регионе. Петербургский порт занимает наиболее выгодное географическое положение относительно основных торговых партнеров России, имеет хорошие транспортные связи с промышленно развитыми районами страны, но его мощность не позволяет освоить весь экспортно-импортный грузопоток*, поэтому российские экспортеры и импортеры вынуждены использовать транспортные коридоры, проходящие через страны Балтии.

В настоящее время значительная часть российского экспорта нефти и нефтепродуктов, минеральных удобрений и металлов идет через порты иностранных государств. Россия планирует построить на Балтике 4 новых порта:

1) в бухте Батарейной (предполагаемая мощность 15 млн т нефтепродуктов в год: 50% мазута и 50% дизельного топлива);

2) в Усть-Луге: планируемый грузооборот 35 млн т; специализация - обработка навалочных, лесных грузов и контейнеров; к 2010 г. здесь планируется пуск первой очереди, рассчитанной на перевалку 8 млн т грузов, что позволит доставлять кузбасский уголь в Западную Европу с наименьшими транспортными издержками;

3) в районе озера Высокинское (специализация - аммиак, карбамид, сжиженный газ), планируется выйти на грузооборот в 4 млн т к 2003-2004 г.);

4) на острове Высоцкий (5-7 млн т).

Кроме того, предполагается увеличение мощности открытого в декабре 2001 г. нефтяного порта Приморска, реконструкция порта Санкт-Петербурга с увеличением его грузооборота с 20 до 27 млн т. В случае благополучной реализации этой программы до 90% российских экспортно-импортных грузов уйдет из портов балтийских стран и переориентируется на порты Ленинградской обл. и Санкт-Петербурга.

В настоящий момент в структуре перерабатываемых грузов российских портов на Балтике преобладают зерновые насыпные (63%), генеральные (24%) и навалочные (13%) грузы. При этом импортные грузы (преимущественно зерно) в структуре грузооборота составляют 80%, экспортные - только 20%.

В номенклатуре российских транзитных грузов, следующих через страны Прибалтики, особое место занимают нефть и нефтепродукты. Российский вариант прокачки нефти из Тимано-Печорского нефтегазоносного бассейна имеет название Балтийской трубопроводной системы (БТС). Проект БТС обсуждался с середины 90-х. Открытие первой очереди состоялось 28 декабря 2001 г. На церемонии запуска в эксплуатацию нефтяного терминала в Приморске - конечного пункта БТС - президент В. Путин заявил: «Благодаря вводу этого объекта, Россия сможет избавиться от диктата наших партнеров после того, как она потеряла портовые сооружения на Балтике. Это окно, которое позволит нам успешно маневрировать между северным и южным направлениями».

Нефтяной порт в Приморске

БТС состоит из системы нефтепроводов Усинск-Ухта-Харьяга-Ярославль-Кириши-Приморск, а также экспортного терминала, на строительство которого было затрачено 580 млн долл. Таким образом, российская нефть сможет поступать на рынки Западной Европы, минуя Латвию (порт Вентспилс) или Литву (Бутинга). Первая партия нефти, заполнившая БТС (ее объем 105 тыс. т), сборная. На нее «сбросились» в равных долях пять российских компаний - «Лукойл», «Юкос», «Сургутнефтегаз», ТНК и «Сибнефть». Планируется, что в первом квартале 2002 г. по БТС будет прокачано 1,8 млн т нефти, столько же, сколько через латвийский порт Вентспилс. Срок окупаемости первой очереди, по прикидкам экспертов, составит 4,5 года. Установлен тариф на прокачку нефти по БТС в размере 6,5 долл. за тонну. Это примерно на 10% ниже, чем в Вентспилсе. В будущем предполагается еще большее снижение тарифа, что позволит повысить прибыли российских нефтяных компаний. Сейчас же на оплату услуг портов Финляндии и Балтии по прокачке российской нефти затрачивается ежегодно не менее 20 млн долл. Уже ведется речь о строительстве второй очереди БТС. Для увеличения мощности системы с 12 млн т до 18 млн т необходимо проложить дополнительный 245-километровый трубопровод от Ярославля до Киришей и соорудить дополнительные резервуары в Приморске общей емкостью 400 тыс. т.

Новый трубопровод до Приморска решил проложить и еще один российский концерн - «Транснефтепродукт» (ТНП). Компания задумала стройку, аналогичную БТС: проект ТНП предполагает строительство 1200 км продуктопроводов по маршруту Кстово-Ярославль-Кириши-Приморск и нефтепродуктового терминала в Приморске мощностью 10 млн т светлых нефтепродуктов в год. Рабочее название этого проекта - «Север», а предполагаемые затраты превышают 800 млн долл. (примерно в 1,5 раза дороже, чем обошлась БТС). Источники финансирования аналогичны опробованным при создании БТС, это банковские займы и специальный тариф на прокачку нефтепродуктов.

В результате переговоров с Казахстаном выявилась заинтересованность этой страны в экспорте своей нефти на североевропейский рынок через Приморск. В ходе российско-финляндских переговоров со стороны Хельсинки поступили предложения о продлении БТС до финского города Порвоо для осуществления прокачки российской нефти.

Если с Приморском все более или менее ясно, то с усть-лужского порта вопросы окончательно не сняты. Реализация строительства крупного экспортного порта пробуксовывает, главным образом по причине недостаточного финансирования. Предполагается, что новый порт будет иметь терминалы: угольный (по экспорту кузбасского угля), минеральных удобрений (2,5 млн т в год, планируется ввести в конце 2002 г.), лесной и другие. В Усть-Луге решили отказаться от предусмотренного генпланом начала 90-х годов строительства импорториентированных терминалов - зернового, сахарного и контейнерного. Таким образом, единственным приоритетом усть-лужского предприятия становится экспорт.

Пока же в Лужской губе построена только часть причальной стенки угольного терминала, первая очередь которого будет запущена этой осенью. Новый министр МПС Г. Фадеев недавно обратил свое внимание на необходимость создания железнодорожной инфраструктуры нового порта в Усть-Луге, через который в ближайшее время пойдет большой поток экспортных грузов угля и минеральных удобрений. Широко обсуждается возможность привязки к Усть-Луге паромной переправы в изолированный со стороны суши Калиниград и германский Мукран. Немецкая сторона уже проявила интерес к этому проекту.

Объявленные Россией проекты строительства новых портов в Финском заливе повлияют на ход событий и окажут определенное политическое влияние на позиции стран Прибалтики и даже Украины в вопросе дальнейшей внешнеэкономической стратегии собственных портов. Проектная мощность новых портов такова, что в случае благополучного завершения строительства из портов балтийских стран уйдет до 90% российских импортных грузов.

* Существенно еще одно ограничение: приустьевой Петербургский порт постоянно подвержен воздействию наносов Невы. И без того мелководную гавань необходимо постоянно
углублять, чтобы компенсировать заиливание. - Прим. ред.