Кто изучал открыл территорию приморского края. История и современное состояние приморского края

Территория Приморья, являющаяся южной частью Дальневосточного региона России (до революции обозначалась географами как Южно-Уссурийский край), была включена в состав Российского государства на основе Айгуньского (1858) и Пекинского (1860) договоров, юридически оформивших границы между Россией и Китаем. В административном отношении край стал частью Приморской области, образованной в 1856 г. и входившей в состав Восточно-Сибирского, а с1884 г. – Приамурского генерал-губернаторства. Как и другие дальневосточные территории, Уссурийский край был очень слабо заселен: в 1861 г. в нем насчитывалось менее 20 тысяч человек.

В 1861 г. российское правительство встало на путь государственного поощрения переселения в Амурскую и Приморскую области: согласно обнародованному закону эти территории были объявлены открытыми для заселения крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет. Переселенцам отводился в бесплатное пользование участок земли до 100 десятин на каждое семейство, они навсегда освобождались от подушной подати и на 10 лет – от рекрутской повинности; за плату поселенцы могли дополнительно приобретать землю в частную собственность; в крае была введена беспошлинная торговля (режим порто-франко) и т.д. Эти меры, а так же отмена в 1861 г. крепостного права в России, усилившая миграционную подвижность населения, способствовали притоку на дальневосточную землю крестьян, казаков, рабочих, предприимчивых людей всех сословий.

Большое значение для ускорения заселения и хозяйственного освоения Дальнего Востока (и Уссурийского края в частности) имело строительство Транссибирской железнодорожной магистрали : в период сооружения восточного ее участка – Уссурийской железной дороги – резко возрос приток капиталов и рабочих. С началом проведения правительством, возглавляемым П.А. Столыпиным, аграрной реформы переселенческое движение на окраины поощряется с помощью предоставления переселенцам различных льгот, и приток крестьян на дальневосточную окраину сильно возрастает. Численность населения в Приморье в начале ХХ века продолжала расти и к 1913 г. достигла 480 тысяч человек.

Хозяйственное освоение Дальнего Востока и Приморья происходило на основе свободных рыночных отношений. Обилие свободных плодородных земель давали простор для быстрого развития аграрного производства. Ведущей отраслью сельского хозяйства было земледелие. В целом Приморье отличалось разнообразием возделываемых культур: здесь выращивались пшеница, рожь, овес, гречиха, картофель, просовые, бобовые, подсолнечник, кукуруза и пр. С конца ХIХ века развиваются огородничество, садоводство, бахчеводство . Большое значение имело животноводство . Разводили, главным образом, крупный рогатый скот, лошадей, свиней, зарождалось пантовое оленеводство, развивались пчеловодство и птицеводство . С 1912 г. организуется агрономическая помощь селу, формируются значительные высокотоварные хозяйства, складывается слой крупных сельских предпринимателей.

Промышленное освоение Приморья осуществлялось в первую очередь за счет разработки богатейших природных ресурсов . Так как уже первое знакомство с Южно-Уссурийским краем выявило присутствие самых разнообразных полезных ископаемых: угля, золота, полиметаллических руд и пр. К концу ХIХ в. промышленное значение приобретает добыча рыбы, морепродуктов, развивается лесодобывающая отрасль . Обрабатывающая промышленность развивалась в основном за счет тех отраслей, которые не испытывали сильной конкуренции со стороны фабрично-заводской промышленности центральных районов России и зарубежных стран, обладали прочной сырьевой базой и давали большие прибыли. В первую очередь это отрасли по переработке сельскохозяйственных и природных продуктов. Развивалось производство стройматериалов, представленное кирпичными, известковыми и бетонными заводами . Заметную роль приобрела металлообработка . На фоне мелких частных предприятий особенно выделялся Владивостокский казенный судоремонтный завод . В начале ХХ в. более динамично развивалась обрабатывающая промышленность, прогрессировала горнодобывающая промышленность, началась промышленная эксплуатация полиметаллического месторождения, успешно развивалась лесодобывающая отрасль, рос экспорт леса.

Развитие торговли особенно активизируется с 1890-х годов. Быстро возрастала роль городов как емких товарных рынков и товарораспределительных центров. Выдающуюся торгово-транспортную роль стал играть Владивосток, вошедший в пятерку крупнейших портов России. Усилилось международное значение Владивостока: в городе действовало более десятка консульств, большое количество иностранных торговых представительств.

Во второй половине ХIХ века Дальний Восток стал все больше привлекать внимание русских ученых и исследователей. Российская Академия наук и различные научные общества организовывали экспедиции, которые изучали прошлое и настоящее Дальнего Востока, его флору, фауну, этнографию. Их труды значительно расширили и углубили знания о Приморском крае. Становление и развитие региональной науки связано с деятельностью научных обществ. В 1884 г. во Владивостоке было создано Общество изучения Амурского края . Его члены вели активную научно-краеведческую работу, собирали материалы о крае, создавали коллекции, писали научные исследования. Существенный вклад в развитие науки внес Восточный институт – единственное на Дальнем Востоке высшее учебное заведение, которое являлось и первым научным центром в регионе. Основные усилия ученых были направлены на изучение современных живых языков, на исследование современной истории, географии, экономики, правоведения азиатских стран. Активно развивались контакты научных учреждений Приморья с учеными зарубежья.

На Дальнем Востоке трудился выдающийся российский деятель генерал-губернатор Восточной Сибири граф Н.Н. Муравьев-Амурский , который внес большой вклад на дипломатическом поприще. С его участием были ратифицированы Айгуньский, затем Пекинский договоры , регламентирующие взаимоотношения Российской империи с Китаем. Далекое Приморье всегда влекло к себе российскую общественность. В разные годы здесь побывали ученые и путешественники, поэты и актеры, певцы и писатели: П.В. Виттенберг, Н.В. Комаров, С.О. Макаров, Н. Асеев, Д. Бурлюк, А. Фадеев, певица Л. Вяльцева, актриса В. Комиссаржевская . Огромный вклад в изучение края внес выдающийся путешественник и ученый В.К. Арсеньев . Более тридцати лет своей жизни он отдал исследованиям Дальнего Востока. Его книги, очерки способствовали широкому распространению знаний о крае.

Уже с начала ХХ века Приморье становится наиболее заселенной и промышленно развитой территорией российского Дальнего Востока. В середине 20-х гг. здесь проживало около 600 тысяч человек, что составляло 44% всех дальневосточников. В 1923-1924 гг. был национализирован ряд заводов, пищевые предприятия, домовладения, восстановлены угольные шахты, пущены в эксплуатацию цеха крупнейшего на Дальнем Востоке судоремонтного предприятия – Дальзавода, расширялась сфера действия Владивостокского торгового порта.

В 1930-е годы край начинает получать существенные бюджетные капиталовложения, так как был подключен к реализации программы форсированной индустриализации и коллективизации сельского хозяйства в соответствии с первыми пятилетними государственными планами. Приморье рассматривалось государством как сырьевая база страны, в этом направлении и шло его экономическое развитие. Развернулось широкое строительство дорог, новых промышленных предприятий – горных, лесных, рыбных, судоремонтных и т. д. Реконструировались угольные шахты. Одной из ведущих отраслей края по-прежнему оставалась рыбная отрасль . Развивались также различные виды транспорта – железнодорожный, воздушный , значительно увеличились возможности Дальневосточного морского пароходства . В сельском хозяйстве были созданы колхозы , зажиточные крестьяне подвергались раскулачиванию и репрессиям. Бурное экономическое развитие потребовало обеспечение края новыми рабочими руками. Для этого государство организовало добровольное переселение на Дальний Восток рабочих и крестьянских семей из центральных регионов России, а также демобилизованных красноармейцев. Но, заселяя край российским населением, руководство страны в 1930-е гг. одновременно провело социально-демографическую “чистку” Приморья. Отсюда были принудительно выселены несколько десятков тысяч так называемых неблагонадежных и социально-чуждых лиц. Кроме того, в 1937-1938 гг. была проведена принудительная депортация из Приморья всех жителей корейской и китайской национальностей, всего около 200 тысяч человек. Тем не менее, несмотря на принудительные выселения, депортации, расстрелы и возвратную миграцию, население Приморья в 30-гг. росло довольно быстро. К 1940 г. его численность достигла 939 тысяч человек.

Годы второй мировой войны стали для приморцев временем напряжения всех жизненных сил. На край легла большая нагрузка по производству военной техники и снарядов, судоремонту, добыче леса, угля, редких и цветных металлов. Приморье вместе с другими прибрежными районами Дальнего Востока стало практически единственной рыбопромысловой базой страны. Порт Владивосток, Дальневосточное морское пароходство и Дальневосточная железная дорога выполняли основной объем транспортных перевозок в СССР.

После окончания второй мировой войны Приморье продолжало развиваться как крупный промышленно-аграрный район Дальнего Востока с сохранением преимущественно сырьевой специализации. Здесь осваивались все новые и новые месторождения угля и руд, строились горно-обогатительные фабрики, новые электростанции. Кроме того, крупные государственные капиталовложения были внесены на создание предприятий военно-промышленного комплекса. Большинство предприятий добывающей и военно-промышленной отрасли имели всесоюзное значение и подчинялись союзным министерствам и ведомствам. К середине 1960 гг. созданы также новые для края отрасли промышленности: химическая, электротехническая, приборостроительная, инструментальная, фарфоровая, мебельная и др.

В геополитической системе советского государства Приморье, как и в дореволюционный период, занимало место одной из составных частей российского дальневосточного региона. В 20-е – 30-е годы под воздействием общегосударственных территориально-административных преобразований оно неоднократно меняло свой статус и имя. С 1922 по 1926 гг. это была Приморская губерния, которая входила в Дальневосточную область (ДВО). В 1926 г. ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала во Владивостокский округ, затем – в Приморскую и Уссурийскую области. Административным центром Дальнего Востока с 1923 по 1938 гг. был г. Хабаровск, где размещалось все региональное руководство, в непосредственном подчинении которого находились и приморские власти. 20 октября 1938 г . Указом Президиума Верховного Совета СССР “О разделении Дальневосточного края на Хабаровский и Приморский края” ДВК был разделен на две самостоятельные административно-территориальные единицы: Хабаровский край с центром в г. Хабаровске и Приморский край с центром в г. Владивостоке . С тех пор и по настоящее время Приморье имеет статус Приморского края с непосредственной подчиненностью Москве.

Современное Приморье – обширный по территории регион. Площадью более 165 тыс. кв. км – около 1% территории России. По площади край превышает Бельгию, Голландию, Данию и Швейцарию вместе взятые. Расстояние от Владивостока – краевого центра Приморья – до Москвы – 9288 км. На юге и востоке омывается водами Японского моря, на севере граничит с Хабаровским краем, на западе – с Китаем и КНДР. Общая протяженность границ края – более 3000 км, из них 1350 км составляет морская граница. В состав Приморского края входят острова, расположенные в заливе Петра Великого: Русский, Попова, Рейнике, Рикорда, Путятина, Аскольд и др.

Выделение Приморья в самостоятельную единицу способствовало дальнейшему росту его производительных сил. Рост экономики промышленного производства в свою очередь отразился на развитии населенных пунктов. Ко времени организации край насчитывал 6 городов и 9 рабочих поселков. В настоящее время в крае 12 городов и 24 района. По состоянию на 01.01.2006 г. в Приморском крае проживает 2019 тысяч человек. Административный центр – г. Владивосток с населением 613,4 тысяч человек.

Приморье – край многонациональный. Помимо коренных народов – удэгейцев, орочей тазов, нанайцев, входящих в “Северную ассоциацию народов” - в крае насчитывается более 120 национальностей. Наиболее многочисленны – русские, украинцы, белорусы, корейцы, татары и др. Созданы семь национально-культурных автономий – 3 корейских, 2 украинских, 1 немецкая и 1 еврейская автономия. Основная деятельность всех национально-культурных объединений направлена на сохранение и развитие национальной культуры, традиций народа, гармоничного развития межнациональных отношений, проведения совместных культурных мероприятий. Ежегодно проводятся традиционные праздники национальных культур – украинской, татарской, польской, еврейской и других.

С конца 1991 г. Приморский край, оставшись тем же административно-территориальным региональным образованием, стал входить фактически в другую, новую страну – в Россию. В этой связи произошло существенное изменение факторов и предпосылок социально-экономического развития Приморья. Распад СССР оказал двоякое влияние на развитие Дальнего Востока и Приморья. Во-первых, отрицательное – в связи с разрывом многих экономических связей и по ресурсам и по готовой продукции вследствие резко усложнившихся проблем движения товаров и денежного обращения в СНГ. Произошел также разрыв социальных связей не только в СНГ, но и между западными и восточными регионами России. В то же время геополитическая и экономическая роль Дальневосточного региона и особенно Приморья в России существенно возросла. Территория России по сравнению с СССР уменьшилась на 24%, природно-ресурсный потенциал – примерно на 20-25%, а социально-экономический потенциал, включая население, валовой и национальный продукт, объем промышленного производства – на 50%. В этих условиях возросла роль природных ресурсов Приморья: цветных и редкоземельных металлов, горно-химического сырья, биохимического сырья, в т. ч. морского, разнообразных лесных, рекреационных ресурсов и других. Возросло значение и местных топливно-энергетических ресурсов , прежде всего угольных , а также – гидроэнергетических, океанических и других. С отделением от России приморских районов – прибалтийских, украинских, грузинских – повысилось значение транспортно-транзитных функций Дальневосточного региона, особенно портов Приморья, его роль во внешнеэкономических связях России со странами АТР.

Основу внешней торговли края составил товарообмен со странами дальнего зарубежья. Приморские предприятия поддерживают торговые отношения с 80 иностранными государствами, но главными партнерами края, как и в прежние годы, остались Япония, Республика Корея, Китай и США. В краевом экспорте преобладают рыба, морепродукты, необработанные лесоматериалы, руды и концентраты цветных металлов, производные борной кислоты, лом и отходы черных и цветных металлов. В импорте края преобладают продукты питания, сырье для их производства, товары народного потребления, машиностроительная продукция и продукция нефтехимического комплекса.

Наряду с внешнеторговой деятельностью в крае продолжает развиваться рынок международных услуг. Международный сервис представлен пассажирскими и грузовыми перевозками, услугами связи, гостиничными, туристскими, коммерческими и другими услугами. Ведущее положение, как в экспорте, так и в импорте занимают транспортные услуги. Активно действуют в международном сервисе акционерные общества “ДВМП”, “ПМП”, “Владивосток-Авиа”.

Мощным толчком в наращивании научного потенциала на востоке страны явилось создание в 1970 г. Дальневосточного научного центра АН СССР, ныне Дальневосточное отделение Российской академии наук. ДВО РАН представляет собой сеть научных центров, расположенных в шести территориальных центрах. Приморский научный центр во Владивостоке – самый крупный, здесь находится около половины научного потенциала Отделения. Здесь же расположен Президиум ДВО РАН. Дальний Восток с его своеобразным климатом, животным и растительным миром во многом определили лицо академической науки. Главным объектом изучения является Тихий океан. Активное взаимодействие крупнейшего из материков Земли с величайшим из океанов порождает множество явлений, которые и являются предметом фундаментальных исследований институтов Дальневосточного отделения Российской академии наук.

В сфере образования подготовкой специалистов занимаются 12 вузов (включая филиалы), более 40 средних учебных заведений. Кроме того, в крае работают три негосударственных вуза, 7 университетов и 3 академии. В краевом центре Приморья Владивостоке сосредоточенны основные культурные учреждения края: Академический драматический театр им. М. Горького, краевой Театр молодежи, театр кукол, театр КТОФ, филармония, краевая картинная галерея.

Приморский край живет и развивается согласно “Федеральной целевой программе экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на 1996-2005 гг. и до 2010 г.”, в которой значительное место отводится проблемам хозяйственного освоения Приморья. Также в крае приняты несколько губернаторских программ: “Приморье без наркотиков”, “Квартира молодой семье”, “Приморье без сирот”, программа по восстановлению основных фондов в жилищно-коммунальном хозяйстве, “Дороги Приморья” и другие.

В 1995 г. Думой Приморского края был принят Устав Приморского края , разработана символика – герб и флаг , установлен День Приморского края - 25 октября.

История Приморья с древнейших времен и до наших дней богата яркими страницами и запоминающимися событиями. На территории современного Приморья жили, сменяя друг друга, первобытные племена и народы, здесь возникали и средневековые государства. Были века, когда, казалось, все забыли об этих диких краях, и только немногочисленные группы охотников и сборщиков женьшеня бродили по долинам таежных речек. Но в середине XVII в. в далекие земли у берегов Тихого океана пришли русские первопроходцы, и с тех пор история Приморья стала историей российского Приморья. Страницы этой истории писали исследователи О. Степанов, Г.И. Невельской, В.К. Арсеньев и др., первые переселенцы из Европейской России, революционные матросы и красные партизаны. Пишется эта история и сегодня, когда Приморье превращается в один из самых перспективных регионов.

Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей.
С началом глобального потепления климата, около 10 - 8 тыс. лет назад, в жизни древнего населения произошли существенные изменения. На территории края сформировались неолитические культуры, ориентированные на использование широкого спектра природных ресурсов. Древние люди охотились на сухопутных и морских животных, занимались речным и прибрежным рыболовством, сбором моллюсков и дикоросов. Они жили в небольших поселках в полуземлянках с очагами для обогрева и приготовления пищи. В это время была изобретена глиняная посуда, разнообразные орудия - наконечники стрел, тесла и топоры из камня, лодки, рыболовные крючки, гарпуны, остроги.
На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце II тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие.
В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились. Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй). Их основные занятия - земледелие, разведение свиней, коров, лошадей, охота, рыболовство. С первых веков нашей эры у племен илоу получили развитие кузнечное и гончарное ремесла, велось строительство общественных сооружений (дорог, систем водоснабжения), активизировались контакты с культурами сопредельных территорий. Уровень хозяйственного развития и культуры племен раннего железного века Приморья соответствовал начальным этапам формирования классового общества и ранних государств.

В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (698 - 926). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. Отсюда, из залива Посьета, начинался морской путь из Бохая в Японию, по которому осуществлялся дипломатический, торговый и культурный обмен между Бохаем и Страной восходящего солнца. Бохайские города и поселения располагались на плодородных землях в долинах рек Раздольной, Илистой, Арсеньевки, Шкотовки, Партизанской. Находившейся восточнее и северо-восточнее Бохая племена хэйшуй мохэ испытывали сильное культурное и политическое влияние Бохая. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями.
После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с X в. под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя, 1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай. В период своего расцвета империя Цзинь занимала оширные территории от р. Хуайхэ на юге до долины Амура на севере, от Большого Хингана на западе до побережья Японского моря на востоке. На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска. Во время войн с монголами в начале XIII в., завершившихся гибелью Золотой империи, на территории Восточной Маньчжурии, северной части Корейского полуострова и в Приморье чжурчжэньский военачальник Пусянь Ваньну создал самостоятельное государство Ду Ся. Пришедшие во главе с Пусянем Ваньну из губернии Восточной столицы Цзинь чжурчжэни строили укрепленные города. Многие из них - Шайгинское и Екатеринское городовища в Партизанском районе, Красноярское близ Уссурийска, Ананьевское в Надежденском районе, Лазовское и другие - стали объектами археологических исследований, дав богатейший материал для изучения хозяйства, культуры и общественно-политического устройства чжуржэней.

Впервые русские землепроходцы - отряд О.Степанова - побывали в Приморье в середине XVII в. Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX вю. К этому же времени относится и интенсивное заселение края.
26 мая 1861 г. южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и “предприимчивыми людьми всех сословий”. Приморье заселяли казаки и крестьяне, демобилизованные чины армии и флота, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство, и временно проживающие здесь отходники.
Только за 1861-1900 г.г. на Дальний Восток России, включая Приморье, прибыло 116 тыс. человек, из них почти 82 % крестьян и 9% казаков; за 1901-1916 г.г. сюда переселилось 287 тыс. человек.
В 1959 г. в Приморье возникли первые населенные пункты - казачьи станции на реке Уссури; в 1861-1866 г.г. появились перве крестьянские села на юге края. В 1860 г. был основан город Владивосток.

История Приморского края насчитывает длительный период, приблизительно 30 тысяч лет. Это подтверждают древние В более поздних китайских летописях можно найти сведения о населении Приморского края. Согласно им, эта территория была довольно густо заселена. Древние люди занимались ловлей рыбы, собирательством, охотой, разводили свиней и собак. В период средневековья здесь были свои центры цивилизации - государства тунгусов Бохай, Чжурчженей.

Памятники доисторического периода

Самым ранним памятником доисторического периода истории Приморского края является пещера Географического общества, находящаяся в скале Екатерининского массива, которую историки относят ко времени раннего палеолита, ее возраст 32 тысячи лет. Расположена она в Партизанском районе недалеко от села Екатериновка.

Подтверждают древнюю историю Приморского края находки, сделанные археологами. К этому времени относятся и памятники Осиновской культуры, расположенные у деревни Осиновка Михайловского района, и Устиновской культуры, находящиеся недалеко от села Устиновка Кавалеровского района. Они были открыты в 1953 году.

К неолиту относятся памятники нескольких культур, таких как зайсановская, бойсманская, иманская, веткинская, руднинская. Они представлены находками гончарных и текстильных изделий. Наиболее значимые расположены в пещере в могильниках на берегу Бойсмановской бухты. Представители зайсановской культуры, заселявшие южные районы Приморского края занимались земледелием.

Бронзовый век в истории Приморского края характеризуется появлением укрепленных поселений, что говорит о вооруженных конфликтах. Памятники маргаритовской культуры находятся в восточном районе края, в бухтах Моряк-рыболов, Ольга, Преображения, Евстафия.

Век железа

С наступлением железного века (800 лет до н.э.) возникают поселения. Их обитатели - представители янковской культуры. Это первые в истории Приморского края древние люди, которые занимались выращиванием сельскохозяйственных культур. Они сажали просо и ячмень, делали гончарные изделия и металлические орудия труда, занимались рыболовством, собирательством.

Практически в то же время на Западе Приморья проживали представители другой культуры - кроуновской. Это племена воцзюй.

Первые государства

Об этом периоде истории Приморского края кратко можно сказать следующее. В 500 годах нашей эры Приморье заселяют племена сумо моэх, которые образовывают первое в истории края государство. Оно в VIII веке стало называться Бохай, но существовало недолго (698-926 гг.). Этот период истории характеризуется тем, что начинается расслоение общества, и появляются сословия, органы власти, базирующиеся на легитимном насилии.

В экономике появляются качественно иные формы хозяйствования: распашное земледелие, зарождаются ремесла, такие как кузнечное, гончарное дело, ткачество. Происходит появление первых городов. В начале X века государство Бохай было уничтожено кочевыми монгольскими племенами киданями. Территория была разграблена и лежала в запустении.

В результате объединения хэйшуй моэх, которые с Х века носят название чжурчжени, образовалось новое государство Цзинь, или Золотая империя. Время существования - с 1115 до 1234 гг. Это государство проводило воинственную политику. В 1125 году победила Ляо - киданьскую империю, вела войны с китайской империей Сун, в результате чего ей удалось подчинить Северный Китай. Закат империи Цзинь наступил в XIII веке из-за монгольских нашествий. Сказать кратко: в истории Приморского края, время древних городов было закончено.

Восточные остатки империи, сохранившие независимость, образовали государство Восточное Ся, просуществовавшее до 1233 года. После третьего похода монголов оно прекратило свое существование. После четвертого нашествия монголов, которые принудительно забрали мужское население в войско, а остальных жителей переселили в долину реки Ляохе, сделав их рабами. Наличие других государств на территории Приморского края историки не обнаружили.

История освоения Приморского края русскими первопроходцами

Документально подтверждено, что появление русских в Приморском крае датируется 1655 годом. Это время освоения Сибири. Казаки шли дальше на Восток по огромной практически не заселенной территории пока не достигли побережья Тихого океана. Первый отряд, достигший северного Приморья, пришел под командованием О. Степанова. Постепенно продвижение русских на Восток становилось все более заметным. Сюда пробирались из центральной России беглые крестьяне, каторжане, авантюристы, раскольники, которые сыграли значительную роль в истории освоения Приморского края.

Препятствие составляли труднопроходимые земли. Но установление централизованной власти в Сибири явилось причиной движения русского населения на Восток. Приморский край интересовал не только русских исследователей, но и французов. В начале XVIII века, в 1787 году, в Приморье работали картографические экспедиции из Франции.

Восточное побережье было обследовано известным французским путешественником Жаном Лаперузом. Их исследования оставили значительный след в истории освоения и изучения Приморского края. Картами, составленными французами долгое время пользовались русские первопроходцы.

Чтобы закрепить за собой официально территорию Приморского края, российское правительство решается узаконить ее, образовав Приморскую область. В нее вошли приморские земли Восточной Сибири, включая Камчатку. Через год, в 1857 году, из состава Приморской области выделяется Амурская область.

Включение Приморья в состав России

Суверенная территория любого государства имеет границы. После того как Приморье было включено в состав России, граница с Китаем была юридически оформлена Айгуньским договором (1858) и подтверждена и расширена Пекинским (1860). Определенная договорами территория стала практически такой же, как в настоящее время. Хочется отметить, что китайцы считают договоры несправедливыми и уверены, что рано или поздно территория, включающая Владивосток, перейдет к ним.

Основание Владивостока

Главным центральным поселением стал город Николаевск, входящий в настоящее время в состав Хабаровского края. В этом районе базировался Тихоокеанский флот. Генерал-губернатор Восточной Сибири Н. Муравьев-Амурский в 1859 г. осматривал на своем корабле прибрежную местность, чтобы выбрать удобную бухту для строительства порта. Он нашел ее - это защищенная бухта Золотой Рог. Ровно через год здесь был устроен военный пост, а впоследствии был построен город Владивосток. В этом году ему исполнится 158 лет.

Основание Уссурийска

Одним из крупных городов Дальнего Востока является город Уссурийск Приморского края. История его образования является одной из многих похожих историй других населенных пунктов Приморья. Первоначально поселение, основанное переселенцами, носило название Никольск в честь Николая Угодника. Оно было основано в 1866 г. переселенцами из Воронежской и

Впоследствии сюда были переселены выходцы из Украины. Здесь базировался самый большой гарнизон. Через 30 лет со дня основания количество жителей было более 8 тысяч человек. Первоначально город носил название Никольск-Уссурийский, до 1957 г. он назывался Ворошилов. В настоящее время это Уссурийск.

Заселение Приморского края

Самую значимую роль в истории создания Приморского края сыграли казаки. Именно они создали первые станицы и военные посты в бухтах Японского моря. Перед ними правительство поставило две наиважнейшие задачи: обосноваться на новых землях, построить новые поселения и вести охрану на принадлежащей им территории.

Первопроходцами стали отряды вновь сформированного батальона округа Амурской области. Их летом 1889 г. в принудительном порядке подвергли переселению из других казачьих частей России. Согласно полученному приказу, определяли тех, кто должен был навсегда покинуть родину, бросая жребий. Поэтому казаки воспринимали переселение как ссылку. Это длилось долгих четыре года - с 1858 по 1862 гг.

Правительством Российской империи были разработаны и опубликованы специальные Правила, которые определяли порядок поселения граждан России и иностранцев в Приморской и Амурской областях, открытыми для заселения. История открытия Приморского края показывает, что переселение на Дальний Восток всколыхнуло всю Россию. Желающих оказалось много, но не совсем достаточно для огромной пустующей территории. С 1861 по 1917 гг. в Приморский край было переселено 269 тысяч человек. Сам процесс можно условно разделить на три этапа.

Три этапа заселения Приморского края

Первый этап включает в себя переселение казаков и военных, а также крестьян из центральных районов России и Украины. Люди отправлялись в путь семьями, а иногда целыми деревнями двигались на Восток пешком, на повозках, груженных годами нажитым скарбом.

Неэффективность этого способа заставило правительство организовать морской путь, по которому люди через несколько месяцев достигали места постоянного жительства. В 1882 г. был открыт регулярный рейс Одесса - Владивосток. Этим способом добирались в большей степени жители украинских губерний. Процент украинских переселенцев составил от 70 до 80% от общего количества. Историю сел Приморского края можно проследить по их названиям.

Окончание строительство Транссиба в 1901 году позволило сократить время в дороге до 18 дней. Этот путь работал до 1904 года. Начало русско-японской войны остановило переселение. Но впоследствии оно продолжалось вплоть до 1917 г.

Причины переселения

История образования Приморского края - это интересный материал для исследования. Сотни тысяч людей были сорваны с постоянного места проживания и двинулись на Восток. Кто-то шел по доброй воле. Казаки и военные переселялись в принудительном порядке. Причин, вызвавших заинтересованность правительства в этом вопросе, было несколько.

  • Первая, самая важная, это малое количество людей, проживавших на огромной территории. Плюс отсутствие населенных пунктов: городов, сел. Ведь именно с приходом переселенцев началась история развития Приморского края. Появились крупные и небольшие поселения. Распахивалась целинная земля, появлялись мастерские, начался промысловый лов рыбы, добыча полезных ископаемых, активизировалась торговля.
  • Вторая причина - это отмена крепостного права, вызвавшая появление тысяч безземельных крестьян, которые стали перебираться в города, где и без них положение становилось все более накаленным. Этому способствовало сложное экономическое положение, революционное настроение народа, плачевные результаты русско-японской войны.
  • Стратегическое значение выхода к Тихому океану. Укрепление позиций России на Тихоокеанском побережье было невозможно по причине малонаселенности территории, большой удаленности от заселенных и экономически развитых районов, отсутствие транспортных путей.

Количество переселенных составило 269 тысяч человек. Оно было бы более результативным, но этому помешали Первая мировая война и революция 1917 года.

Первые поселения

В 1859 году появились первые казачьи поселки Княжеский, Ильинский, Верхне-Михайловский и другие, ставшие впоследствии станицами. В 1861 году было построено село Фудин - первое в истории переселения. Список сел Приморского края пополнялся с каждым годом - деревня Воронежская, села Владимиро-Андреевское, Раздольное, Астраханка, Никольское, впоследствии ставшее городом Уссурийском.

В Южном Приморье, на реке Ханка, казаки создали 10 поселков. Постепенно люди обживались, происходило развитие сел. Примером может служить история Уссурийска Приморского края, ставшего одним из крупных городов на Дальнем Востоке.

На первичном этапе заселения люди занимались промыслами: заготовкой леса, ловлей рыбы, охотой, сбором ягод, грибов, женьшеня. Во Владивостоке появился История городов, поселений, сел в Приморском крае пополнилась рядом знаменательных событий. В начале XX века мир поразил кризис. В России это усугубилось политической нестабильностью. Не осталось это незамеченным в Приморье, так как отразилось на строительстве железных дорог, количестве переселенцев, сокращении инвестиций, субсидирования. Сократили объемы работ приморские предприятия.

Разразившаяся русско-японская война тяжелым бременем легла на плечи жителей Приморья. Нехватка продовольствия и товаров первой необходимости, дороговизна, моральное состояние после сокрушительного поражения в русско-японской войне, оторванность от основной территории России делало положение жителей Приморья удручающим. Улучшение наступило только к 1908 году. Но новая война, на этот раз Первая мировая, принесла новые разочарования и лишения.

Приморский край в 1917-1922 гг.

После прихода к власти большевиков был обнародован декрет о мире и заключено перемирие с Германией. Это совсем не устраивало страны Антанты, которые предприняли ответные меры - интервенцию против России. На Дальнем Востоке в 1918 году высаживаются англичане, которые будут хозяйничать там до 1922 года.

Отсутствие охраняемых границ, открыло путь иностранным мигрантам, которые свободно проходили на территорию России. Корейцы образовывали здесь свои поселения, китайцы так же заполонили приграничные территории, свободно проходя вглубь страны. Политическая жизнь региона продолжалась, 08.04.1920 года объявлено о создании Дальневосточной республики (ДВР), куда вошла и Приморская область.

В мае 1921 г. на юге Приморского края, в результате свержения Советской власти, образуется Приамурский земский край, который просуществовал до взятия армией ДВР города Владивостока в 1922 году. История районов Приморского края продолжалась, переживая все новые и новые события.

В состав РСФСР вошла в 1922 году. Придя к власти, правительство большевиков столкнулось с той же проблемой, что и царское - малонаселенность края. Были отменены сословия, и это послужило тому, что в органах местного управления оказались десятки тысяч десятин земли Уссурийского казачьего войска, владельцы которых погибли или сбежали за границу.

С 1926 по 1928 гг. в Приморский край прибыли переселенцы из переживших голод поволжских городов, которых направили на освоение Ханкайской равнины. Именно они составили костяк при коллективизации. Другая часть переселенцев - это демобилизованные военные, оставшиеся после службы в Приморском крае. На то, что они оставались здесь, была своя причина.

Дело в том, что в 1932 году были введены паспорта. В то время их в СССР получали только горожане. Сельским жителям паспорта выдавали по решению сельских Советов, которые давали согласие в исключительных случаях. Формально жители сел были закреплены к определенному месту. Но военнослужащим паспорт выдавался по месту демобилизации. Поэтому многие принимали решение остаться в Приморье, чтобы получить документ сначала на год, затем на пять лет.

Большое количество молодых и здоровых парней создавало еще одну проблему - нехватку женского населения. И тогда жена майора Хетагурова обращается ко всем девушкам страны с призывом приехать на Дальний Восток. Пять тысяч молодых девушек откликнулись на него.

Районы Приморского края

Край был образован правительством СССР в 1938 году. Его административный центр - Владивосток. Интересна и история районов Приморского края. Освоение их зависело от климатических условий.Большинство из них находятся в умеренном муссонном поясе. Здесь проживает большая часть населения. Четыре района относятся к районам Крайнего Севера. В крае проживает 2 миллиона человек. В 1922 году общая численность населения составляла около 600 тысяч человек.

Развитие Дальнего Востока

В годы Великой Отечественной войны и сразу после нее жизнь в Приморском районе замерла. Но в 1950-1960 годах правительство СССР разработало ряд мероприятий по развитию Дальневосточного региона. Это были эффективные меры, которые позволили привлечь и закрепить там большое количество добровольцев, количество которых в три раза увеличило число проживающих в Приморье. Главной задачей было создание комфортных условий труда и проживания, что и удалось сделать.

В крае развивались оборонная, рыболовная, строительная промышленность. Правительство представляло ряд льгот. Люди поехали сюда на постоянное место жительства. В 90-е годы произошел коренной перелом. Льготы были отменены, оборонная промышленность практически прекратила свое существование. Закрывались заводы, промышленные предприятия. Это спровоцировало обратный отток людей, который не остановлен до настоящего времени.

Приморский край в древние века

Самые древние поселения в Приморье, относящиеся к эпохе палеолита, были обнаружены на территории нынешнего Находкинского района.
Человек впервые появился на территории Приморья и континентальных районов Азии в эпоху палеолита более 30 тыс. лет назад. Это были собиратели и охотники на мамонтов, диких лошадей, бизонов, носорогов, медведей, лосей.
На финальной стадии каменного века население континентальной части Приморья осваивает примитивное земледелие. В конце II тысячелетия до н.э. древние люди начинают использовать бронзовые орудия труда и оружие.
В начале железного века - около 2800 лет назад - прибрежную зону Приморья занимало население янковской археологической культуры. Люди круглый год жили в крупных поселках. На побережье выращивали просо, в континентальной зоне - ячмень. Занимались рыболовством, собирали моллюсков и растения, охотились.
Примерно в это же время, 2300 лет назад, в западных районах Приморья появились носители кроуновской культуры (племена воцзюй).
В середине I тысячелетия н.э. Приморье было заселено племенами сумо моэх было образовано государство, с начала VIII в. получившее название Бохай (698 - 926). На территории Приморья, южная часть которого оказалась в составе Бохая с середины VII в., находились по меньшей мере две территориально-административные единицы: область Шуайбинь, названная по реке (Суйфэнь, Суйфун, Раздольная), в долине которой располагался ее центр, и округ Янь (Яньчжоу), остатками центрального города его является городище близ пос. Краскино в Хасанском районе. В 926 г. Бохай был уничтожен киданями. После 926 г. происходит объединение части племен хэйшуй моэх, известных с X в. под именем чжурчжени. Образованное ими государство Цзинь (Золота империя, 1115-1234) разгромило киданьскую империю Ляо (916-1125) и в ходе войн с китаиской империей Сун завоевало весь Северный Китай.
На территории Приморья находилась цзиньская губерния Сюйпинь с центром в районе современного города Уссурийска.
Настоящая же история Приморья началась с его освоения русскими путешественниками, мореплавателями, исследователями.

Приморский край в XIX в.

Впервые русские землепроходцы - отряд О.Степанова - побывали в Приморье в середине XVII в. Однако активное изучение и основание края началось в середине XIX в. К этому же времени относится и интенсивное заселение края.
26 мая 1861 г. южные земли Дальнего Востока России, включая Приморскую область, были объявлены открытыми для заселения крестьянами и "предприимчивыми людьми всех сословий". Приморье заселяли казаки и крестьяне, демобилизованные чины армии и флота, ремесленники и квалифицированные рабочие-контрактники, каторжане и ссыльные, иностранцы, получившие российское подданство, и временно проживающие здесь отходники.
Первыми переселенцами были военные и казаки. В начале 50-х годов XIX в. на Нижнем Амуре военными моряками и солдатами были организованы военные посты: Николаевский и Мариинский; в 1855 г. забайкальские казаки основали вблизи мариинского поста первую казачью станицу - Сучи.
В Приморье военные посты возникли в 1859 г. - на берегу озера Ханка (Турий Рог) и в бухте Св. Ольги. В 1860 г. солдаты 3-го линейного батальона образовали посты в бухте Новгородской, в районе современных поселков Раздольное, Угловое и других местах. 20 июня 1860 г. на военном транспорте "Манджур" в бухту Золотой Рог были лоставлены солдаты 4-го линейного батальона во главе с прапорщиком Владимиром Комаровым. Они и основали военный пост Владивосток.
Особое место в заселении края принадлежало казакам. Перед ними ставились две важнейшие задачи: хозяйственное освоение новых земель и их оборона. Первые казачьи поселки в Приморье возникли на реке Уссури в 1859 г. - Верхне-Михайловский, Графский, Ильинский, княжеский и др. Их основали казаки, зачисленные в Уссурийский пеший батальон Амурского казачьего войска. К 1862 г. на Амуре и Уссури обосновалось около 14 тыс. конных и пеших казаков-забайкальцев.
На реке Уссури было основано 29 казачьих станиц и поселков. В 1879 г. часть казаков выехала в Южное Приморье, где в пограничной полосе южнее озера Ханка возникло 10 новых поселков. Это позволило в 1889 г. создать самостоятельное Уссурийское казачье войско.
В 1895 г. началось переселение на Дальний Восток из казачьих войск Европейской России. Причиной этого переселения стало строительство Уссурийского участка Сибирской железной дороги (Транссиба) и необходимость его охраны. За 5 лет на Дальний Восток, главным образом в Уссурийское казачье войско, прибыло более 5 тыс. человек. Это переселение продолжалось и в начале XX в.
26 марта 1861 г. Амурская и Приморская области Восточной Сибири объявляются правительством открытыми для заселения "крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет".
В 1861 г. в Приморье возникло первое поселение крестьян -Фудин (Ветка), в 1863 г. - деревня Воронежская (ныне село Турий Рог), в 1864 г. - Владимиро-Александровское, в 1866 г. - Астраханка, Никольское, Раздольное и др.
С 1883 г. по 1901 г. в Южно-Уссурийский край переселилось 56 тыс. человек, из них более 55 тыс. морским путем и около 900 чел. сухопутным, 77% переселенцев были выходцами из Черниговской, Полтавской, Киевской и других украинских губерний.
На раннем этапе освоения Приморья его промышленность развивалась преимущественно за счет разработки богатейших природных ресурсов. В 1860 - 1880 гг. наибольшее значение имели промыслы: лесные (заготовка дров, строевого леса, а также древесных грибов, женьшеня, целебных трав и других дикоросов, пантов и т.д.), морские (добыча морской капусты, трепангов, крабов и т.д.), лов рыбы. Владивостокские предприниматели развивали китобойный промысел: в 1870-1890-е гг. добычу китов вел О.В.Линдгольм, затем шкипер Ф.Гек, в 1889-1890 гг. — А.Г.Дыдымов (который погиб вместе со своим экипажем в 1891 г.).

Приморский край в XX в.

Начало ХХ в. было отмечено кризисом перепроизводства, поразившим развитые страны, в том числе и Россию, где кризис был усугублен политическими событиями (русско-японская война, революция). В Приморье, в частности, в 1906 г. количество действовавших предприятий оставалось на уровне 1901 г.; а сумма производства сократилась на 38%. Лишь с 1908 г. начинается новый подъем экономики, чему способствовал рост государственных инвестиций в строительство железных дорог, военных и др. объектов, приток переселенцев и т.д.
Вспыхнувшая в России под влиянием русско-японской войны, значительно ухудшившей положение народных масс, революция быстро распространялась по всей стране. Жители Приморья, являвшегося прифронтовой зоной, в полной мере испытывали все тяготы войны: рост дороговизны, нехватку продовольствия и товаров первой необходимости и т.д. Моральное состояние населения и особенно армии было подавленным из-за позорного военного поражения. Увольнение в запас нижних чинов армии и флота, чья численность в годы войны возросла в несколько раз, их отправка на родину шли крайне медленно - железнодорожный и морской транспорт не справлялись с потоком пассажиров и военных грузов. Солдаты и матросы питались плохо, жили в переполненных казармах и даже в палатках, за работу на крепостных сооружениях им платили гроши, офицеры использовали грубое обращение, прибегали к рукоприкладству. Госпитали и наскоро устроенные лазареты были забиты ранеными и больными. Все эти факторы создали почву для роста недовольства и возмущения почти во всех слоях населения.
15 ноября Владивостокские почтово-телеграфные служащие присоединились всероссийской стачке; в конце ноября во всероссийскую забастовку включились уссурийские железнодорожники. Создаются первые профсоюзы - на Уссурийской ж. д., во Владивостокском порту и пр. Солдаты и матросы на многолюдных собраниях во Владивостоке избрали Комитет нижних чинов из 12 чел. и разработали список выдвигаемых требований. Росла активность крестьян. В декабре 1905 г. в Никольске-Уссурийском состоялся крестьянский съезд, на котором принят устав крестьянского союза Южно-Уссурийского края. Сходки и собрания происходили и в казачьих станицах.
В 1906-1907 гг. активную антиправительственную агитацию вели в крае левые партии: социал-демократы, эсеры, анархисты, ряды которых множились за счет притока революционеров из других регионов России. Весной 1907 г. в крае впервые прошли выборы в Государственную Думу, на которых основное соперничество развернулось между эсерами и социал-демократами, последним удалось даже провести своего кандидата от Приморской области. Большие усилия революционеры направляли на подготовку вооруженного восстания во Владивостоке, планируя захватить власть и создать Дальневосточную республику. Восстание вспыхнуло 16-17 октября, оно было быстро подавлено, сопровождалось большими жертвами, около 300 участников арестованы и жестоко наказаны.
После подавления революции политический режим в крае ужесточается: усилена цензура, распущены некоторые профсоюзы, запрещен ряд партий и организаций и т.д. Однако в общественно-политической жизни наблюдались и позитивные изменения: кампании по выборам в Государственную Думу усиливали интерес населения к политическим проблемам, в их ходе происходили встречи избирателей с кандидатами в депутаты и с депутатами, способствуя гражданскому воспитанию населения.
Начавшаяся летом 1914 г. первая мировая война потребовала от России огромных жертв, привела ее к тяжелейшему экономическому и политическому кризису. Но на объявление Германией войны России российское общество ответило взрывом патриотизма. Манифестации и собрания под верноподданническими лозунгами, с портретами Николая II, императрицы и цесаревича, с пением гимна состоялись во Владивостоке, в Никольске-Уссурийском. В церквях служили молебны о даровании победы русскому оружию. Началась мобилизация, появились добровольцы. От населения края потекли пожертвования в пользу Красного Креста.
В 1916 г. стала проявляться усталость от войны. Росло недовольство в рабочей среде, в крестьянских массах. В крае стало усиливаться забастовочное движение: в 1916 г. в стачках приняли участие более 1500 чел. Оживилось революционное движение: возникают подпольные группы Д.Позднякова и К.Суханова. Все это свидельствовало о накоплении в крае «горючего» социального материала, который сразу же вспыхнул, как только вести о Февральской революции и о свержении самодержавия достигли Приморья и стали достоянием гласности.
В 1918 Приморье было оккупировано американскими, японскими, английскими войсками. Были открыты филиалы иностранных банков и промышленные предприятия. При поддержке большевиков в 1920 была создана Дальневосточная республика (ДВР), которая силами Народно-революционной армии боролась с интервентами на Дальнем Востоке.
В 1922 Дальний Восток присоединен к РСФСР. В 1922 край был преобразован в Приморскую губернию, которая входила в образованную на территории бывшей ДВР Дальневосточную область (ДВО). В 1926 ДВО была преобразована в Дальневосточный край (ДВК), а Приморская губерния сначала — во Владивостокский округ, затем (с 1932) — в Приморскую и Уссурийскую области.
В 1938 был образован Приморский край.

Приморский край в годы Великой Отечественной войны

Утром 22 июня 1941 г., нарушив договор о ненападении, Фашистская Германия вторглась в пределы СССР. Началась Великая Отечественная война. Она стала составной частью второй мировой войны и повлияла на ее дальнейший ход.
Приморье не было ареной боевых действий, но жизнь края определялась его пограничным положением. В 125 км от Владивостока и в 95 км от Уссурийска вдоль советско-китайской границы находились японские войска.
Еще в апреле 1941 г. Советский Союз заключил с Японией Пакт о нейтралитете. Однако Япония, союзник Германии по Тройственному пакту, продолжала наращивать вооруженные силы на континенте. С июля 1941 по 1942 г. Квантунская армия увеличилась до 1 млн. солдат и офицеров, в 2 раза возросло количество танков, в 3 раза — самолетов. Опасность нападения Японии на СССР все время оставалась реальной.
Приморцы сражались на всех фронтах Отечественной войны. Многие из них получили первые знания по военному делу в гражданских подразделениях всеобуча, в расквартированных в Приморье воинских частях, на кораблях Тихоокеанского флота. В подготовке боевых резервов участвовали военкоматы, оборонные общества Осоавиахим и Красный Крест, формирования МПВО. Изучались оружие и техника, готовились пулеметчики, автоматчики, снайперы, минометчики. Военному делу обучались медсестры и сандружинницы.
Командиров для сухопутных частей выпускали Владивостокское и Шкотовское пехотные училища, для флота — созданное еще в 1937 г. Тихоокеанское высшее военно-морское училище, авиаторов — Вознесенская военно-авиационная школа пилотов ВВС.
За годы войны из Приморского края было призвано более 200 тыс. чел. Тысячи приморцев ушли на фронт добровольцами. Ими были укомплектованы экипажи построенной на средства жителей края танковой колонны «Приморский комсомолец» и др.
Тихоокеанский флот направил для участия в боевых действиях на суше почти третью часть своего личного состава. Из сформированных к декабрю 1941 г. 25 морских стрелковых бригад 12 состояли из тихоокеанцев и амурцев.
Приморцы защищали Москву и Ленинград, сражались в Сталинграде и на Курской дуге, форсировали Днепр, освобождали Украину и Белоруссию, штурмовали Берлин.
Осенью и зимой 1941 г. у стен Москвы насмерть стояли воины-тихоокеанцы четырех морских стрелковых бригад. 71-я морская стрелковая бригада под командованием Я. П. Безверхова первой в морской пехоте получила звание гвардейской. «За Волгой для нас земли нет!» — эти слова снайпера-приморца Василия Зайцева, защищавшего Сталинград, знала вся страна.
Выпускник Дальневосточного морского техникума Николай Сипягин командовал дивизионом катеров, совершивших героический прорыв в Новороссийскую бухту 10 сентября 1943 г.; за этот подвиг он был удостоен звания Героя Советского Союза. 35 приморцев стали Героями за форсирование Днепра.
В числе первых ворвался в Берлин батальон под командованием Ивана Воронина — уроженца Владивостока, а бойцы тихоокеанца Константина Самсонова водрузили Знамя Победы у входа в рейхстаг. Первым комендантом Берлина был назначен приморец Н. Э. Берзарин.
Корабли и подводные лодки Тихоокеанского флота — лидер «Баку», эсминцы «Разумный» и «Разящий», лодки Л-15, С-51, С-54, С-55, С-56 воевали на Северном флоте. 10 подводных лодок и 6 катеров с экипажами прибыли с Тихого океана на Черноморский флот.
Приморцы храбро сражались на фронтах Великой Отечественной. Нашим землякам было вручено 230 тыс. боевых наград. 104 приморцам присвоено высокое звание Героя Советского Союза. 16 человек стали полными кавалерами ордена Славы.
Разгром вооруженными силами СССР и его союзниками гитлеровской Германии означал полное крушение планов японской военщины в Азии и на Тихом океане. В апреле 1945 г. американцы высадились на острове Окинава, к лету были освобождены Филиппины, Индонезия и часть Индокитая.
Еще в апреле 1945 г. Советский Союз денонсировал Пакт о нейтралитете с Японией; выполняя союзнические обязательства и решения Потсдамской конференции, 8 августа объявил себя в состоянии войны с Японией.
В ночь на 9 августа 1945 г. начались военные действия силами трех фронтов. На Забайкальско-Маньчжурском направлении наступали войска Забайкальского фронта под командованием маршала Р. Я. Малиновского, на Приамурском — 2-го Дальневосточного фронта которым командовал генерал армии М. А. Пуркаев; на Приморском направлении наступали войска 1-го Дальневосточного фронта под командованием маршала К. А. Мерецкова. Части этого фронта двигались непосредственно с территории Приморья: от Губерово и Лесозаводска, от озера Ханка, от Раздольного и Барабаша. На территории края базировались также 9-я воздушная армия и 10-й мехкорпус.
Действия сухопутных сил были поддержаны кораблями Тихоокеанского флота под командованием адмирала И. С. Юмашева и Амурской военно-речной флотилии под командованием контр-адмирала Н. В. Антонова.
Общее руководство боевыми действиями на Дальнем Востоке осуществлял Маршал Советского Союза А. М.Василевский.
Главная стратегическая задача сухопутных сил заключалась в расчленении и уничтожении Квантунской армии и потому наступление велось сразу всеми тремя фронтами.
Разгром Квантунской Армии и островных группировок ускорил капитуляцию Японии. 2 сентября 1945 г. был подписан Акт о капитуляции Японии. От имени Советского Союза его подписал генерал-лейтенант К. Н. Деревянко.
Капитуляцией Японии закончилась вторая мировая война. 3 мая 1946 г. в Токио начались заседания Международного трибунала. Спустя 2,5 года были вынесены суровые приговоры японским военным преступникам, развязавшим войну в Азии и на Тихом океане.

Приморский край в послевоенные годы

В послевоенные годы Приморье относилось к наиболее индустриально развитым районам Дальнего Востока, в промышленности края ведущее место занимали отрасли производства, которым придавалось общегосударственное значение: рыбная, лесная, цветная металлургия, горно-химическая и машиностроение. Развивались и отрасли, обслуживавшие местную промышленность и население края: электроэнергетика, промышленность строительных материалов, топливная, легкая, пищевая и др.
С начала 60-х годов стали создаваться новые для края отрасли: химическая, электротехническая, инструментальная, приборостроение. Были построены предприятия горно-металлургической промышленности: производственное объединение «Бор», Ярославский горно-обогатительный комбинат, Приморский горно-химический комбинат, Реттиховский угольный разрез, а также Владивостокский инструментальный завод, Артемовский фарфоровый завод и др. — всего более 230 производственных объектов. Происходила реконструкция на Дальневосточном горно-металлургическом им. Ленина и Хрустальненском горно-обогатительном комбинатах. Было осуществлено техническое переоснащение лесной промышленности. Прирост валовой продукции промышленности в Приморье за 1960-1965 гг. составил 170%.
Преобразования в отраслях промышленности происходили неравномерно. Артемовская и Партизанская ГРЭС, а также маломощные тепловые станции лишь частично удовлетворяли потребности промышленности в электроэнергии. Шахты из-за низкой механизации не обеспечивали край углем, и его приходилось завозить.
С ростом промыслового, транспортного и рефрижераторного флота расширялись масштабы рыболовства, был начат экспедиционный промысел рыбы в океане. С 1955 по 1965 г. вылов рыбы и добыча морепродуктов увеличились в 5 раз. В то же время судоремонтные и береговые рыбоприемные базы не получили соответствующего развития, что затрудняло работу рыбной отрасли.
Вторая половина 60-х годов проходила под знаком борьбы за совершенствование планирования, повышение самостоятельности предприятий и материальной заинтересованности трудящихся в результатах труда. Правительственное постановление «О мерах по дальнейшему развитию производительных сил Дальневосточного экономического района и Читинской области» (1967 г.) предусматривало ускоренное развитие цветной металлургии, рыбной, лесной, целлюлозно-бумажной промышленности, укрепление энергетической базы. В Приморье, как и в целом по стране, на предприятиях начали внедрять хозяйственный расчет.
С середины 60-х до конца 70-х годов в крае велось широкое промышленное строительство. Было построено более 300 предприятий — Приморская ГРЭС, Новоспасский цементный завод, Приморский горно-обогатительный комбинат, заводы Дальприбор, Дальхимпром, вступили в строй угольные разрезы Павловский и Лучегорский и др. Внедрялись новые виды механизации, передовая техника и оборудование.
В 70-е годы продукция дальневосточных предприятий поставлялась в более чем 50 стран мира: Японию, Гонконг, Малайзию, Францию, США, Германию, Северную Корею, Китай, Польшу и др. Доля Приморья в экспортных поставках Дальневосточного региона равнялась 50%. В структуре экспорта преобладали лес (около 54%) и рыба; машины и оборудование составляли 2-3%. Среди морских портов Дальнего Востока в переработке экспортно-импортных товаров на порт Находка приходилось 44%, на Владивосток — 21%.
Однако производительность труда росла медленно. Доля ручного труда в промышленности все еще была чрезвычайно высока: в машиностроении и металлообработке — 63%, энергетике — 55, пищевой промышленности — 72, в строительстве — 59%. Возрастали объемы незавершенного строительства.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

История Приморского края

Более 30000 лет назад человек впервые появился на территории Приморья, это были охотники на мамонтов. Гораздо позднее появились рыбаки и мореходы, они совершали дальние плавания; занимались ловлей тунца и других рыб, собирали моллюсков и растения, охотились на оленей и кабанов, разводили свиней и собак. По древним китайским источникам, побережье будущего Приморского края в старину было густо населено.

Многочисленные памятники, найденные здесь, служат подтверждением. Наиболее известны существовавшие на территории Приморья средневековое тунгусское государство-королевство Бохай (698-926 гг.) и Государства чжурчженей (1115-1234 гг.).

Целый ряд крупных и средних городов -- административных и ремесленных центров этих государств -- обнаружены и исследуются учеными, каждый год принося поразительные свидетельства высокого уровня экономики и культуры чжурчженей.

Монгольское нашествие разрушило древние цивилизации, опустошило и разорило Приморье, уцелевшее население ушло в тайгу, отгородилось от внешнего мира перевалами Сихотэ-Алиня и законсервировалось в своем развитии на столетия. Вплоть до появления здесь русских край оставался диким и забытым, словно нетронутым человеком.

Первые русские землепроходцы побывали в Приморье в середине XVII века. Это были промысловые и военные экспедиции. Поход по реке Уссури и ее притокам русских казаков во главе с Онуфрием Степановым состоялся в 1655 году. В это время закладывались первые посты, остроги, города Амурского и Уссурийского краев. К сожалению, закрепить за собой открытие земли в то время Россия не смогла, и по Нерчинскому договору, подписанному между Россией и Китаем в 1689 г., была вынуждена перевести русских из Приамурья в Забайкальск.

В начале XIX в. началось продвижение русских торговых людей, казаков, крестьян в районы Восточной Сибири и Дальнего Востока. Корабли российского флота обследуют восточное побережье Японского, Охотского и Берингового морей, проводят описание берегов, заливов, бухт и других географических объектов. Путешественники-первопроходцы исследуют земли, расположенные вдоль русла реки Амур.

Залив Петра Великого стал известен Европе только в 1852 году, благодаря французскому судну-китолову, случайно прозимовавшему в бухте Посьет. Этот же китолов годом раньше посетил бухту Золотой Рог и дал о ней первые сведения миру. Посещали в те годы бухту и англичане, именно они назвали Золотой Рог портом Мэй. Название это бухта сохраняла долгое время.

В 1856 г. была образована Приморская область с центром в Николаевске-на-Амуре. 15 ноября 1859 г. Н.Н. Муравьев - генерал-губернатор Восточной Сибири предписал военному губернатору Приморской области контр-адмиралу П.В. Казакевичу основать посты в гаванях Владивосток и Новгородской.

Заключение в 1858-1860 гг. Айгунского и Пекинского договоров между Россией и Китаем о взаимоотношениях между соседними государствами, о торговле и границе на Дальнем Востоке, определило Амуро-Уссурийский край как составную часть России и положило начало освоения южной части русского Дальнего Востока. Началось интенсивное заселение переселенцами из России правого берега р. Уссури, Приханкайской долины, морского побережья и других удобных для ведения сельского хозяйства мест «крестьянами, не имеющими земли, и предприимчивыми людьми всех сословий, желающими переселиться за свой счет».

20 июня 1860 г. третья рота 4-го линейного батальона под начальством прапорщика Н.В. Комарова высадилась с транспорта «Маньчжур» в бухте Золотой Рог и основали пост Владивосток, как опорный морской пункт в южной части края. 7 июня 1880 г. Владивосток был возведен в степень города.

Первыми российскими колонистами края стали солдаты 3-го Сибирского батальона, расселявшиеся в постах Раздольное, Посьет, Турий Рог, Камень-Рыболов. Вслед за ними прибыли казаки, которые к 1862 г. основали 23 станицы с населением 5 тыс. человек. Казачество сыграло в освоении края огромную роль, т.к. наряду с хозяйственным освоением новых земель казаки охраняли государственную границу России. Правда, относились они к новым местам без особых симпатий, т.к. направлялись сюда с родных мест по жребию. При этом зажиточная часть казаков имела право откупиться от обязательного переселения или направить вместо себя кого-то другого. Прибывшие в глухие и необжитые места люди могли по праву считать себя ссыльными. Так же часть первопоселенцев состояла из штрафных солдат, каторжан.

В среднем в год сухопутным путем в Приморье прибывало по 230-240 человек (всего за все этапы переселения сухопутным путем прибыло около 11 тыс. человек). Это конечно не могло решить поставленной задачи по освоению новых российских земель. Поэтому сразу стал вопрос о возможности доставки поселенцев морским путем от Одессы до Владивостока. Первый рейс был осуществлен пароходом «Россия» в марте 1883 г. и занял 40 дней. В дальнейшем до 1903 г. осуществлялось по 2 рейса в год, доставляя до 2600 человек.

С 1903 г. открылось сквозное железнодорожное сообщение через Сибирь, по которому в «теплушках» за 14-18 суток переселенцы добирались во Владивосток. Этим путем в Приморье добрались около 199 тыс. человек.

Заселение Приморья происходило следующим образом. К месту будущего поселения из Владивостока сперва отправлялась группа ходоков - доверенные лица от группы переселенцев. Ходоки сами осматривали предложенное Переселенческим комитетом место под основание нового населенного пункта. После этого они возвращались во Владивосток, советовались со своими родными и принимали решение. После этого, вместе со скарбом и домашней скотиной они опять отправлялись в путь обживать свою новую судьбу.

Чрезвычайно разнообразен был национальный и религиозный состав первых жителей Приморья ввиду того, что переселение в край шло из различных уголков России, Украины, Молдавии, Прибалтики, Польши, Финляндии. В освоении новых земель активно принимали участие граждане соседствующих государств. В числе первых началась корейская иммиграция в Приморье, что было вызвано покровительством администрации области и тяжелым, бесправным положением корейских крестьян у себя на родине. Определенную часть переселенцев составили китайцы, создававшие в Приморье так называемые временные поселения «китайских отходников», общины.

Однако в 1917 г. с Октябрьской революцией переселение было остановлено. После установления Советской власти в Приморье неоднократно менялась власть, высаживались военные десанты японских, американских и английский войск.

приморье землепроходец монгольский промысловый

Тестовое задание

1. Древние поселения в Приморском крае, относящиеся к эпохе палеолита, были обнаружены на территории?

а. Хасанского района

б. Находкинский район

в. Шкотовский район

2. Раннегосударственным образованием на территории Дальнего Востока России включало в себя территории Маньчурии, Приморья и Северной Кореи (698-926г.г) называлось?

б. Месопотамия

в. Финикия

3. Первые землепроходцы - отряда О. Степанова - побывали в Приморском крае?

4. В каком году было разрешено заселение Приморского края крестьянам и «предприимчивым людям всех сословий»?

Предметом договора было:

6. Как назывался договор подписанный 2 ноября 1860г между Россией и Китаем (договор устанавливал границу между двумя сторонами)?

а. Тяньцзинский

б. Айгунский

в. Пекинский

7. Какой из цесаревичей принял официальное участие 19 мая 1891г при закладке камня в строительстве Транссибирской железнодорожной магистрали вблизи Владивостока (Куперовская падь)?

а. цесаревич Александр Николаевич (Александр II)

б. цесаревич Алексей Николаевич

в. цесаревич Николай Александрович (Николай II)

8. Президиумом Совета СССР «О разделении края на Хабаровский и Приморский край» состоялась?

9. Сколько городов входит в состав Приморского края?

10. Кто является коренными жителями Приморского края?

а. Удегейцы

б. Молдоване

в. Чжурчжени

11. Первый губернатор Приморского края являлся?

а. В. К. Арсеньев

б. Н. Н. Муравьёв - Амурский

в. А. К. Шефнер

12. Первый гражданский житель Владивостока был?

а. Я. Л. Семёнов

б. Н. М. Преживальский

в. Е. С. Бурочёв

13. Первая улица Владивостока появилась в 1859г. Впервые её переименовали в 1873г. Затем в годы революции улица получила новое название. И в 1992 году улице вернули её историческое название (второе по счету).

Расставте название в правильной последовательности:

а. ул. Светланская

б. ул. Ленинская

в. ул. Американская

14. По улице Светланской расположен 1- ый памятник города Владивостока открытый в 1897 году. Смысловое значение памятника имеет двойную нагрузку - с одной стороны, это памятник выдающемуся исследователю Дальнего Востока, с другой стороны - это памятник - символ величия России.

В честь кого установлен памятник?

а. Г. И. Невельской

б. Н. М. Чичав

в. В. С. Звойко

15. Как называется субмарина принимавшая участие в ВОВ была увековечена в качестве музея на набережной бухты Золотой рог?

16. Какие музеи расположены на улицах города Владивостока?

17. Какие из перечисленных Монастырей находятся на территории Приморском края?

а. Александровский монастырь

б. Троицкий монастырь

в. Казанский монастырь

г. Свято - Троицкий монастырь

18. Какие острова входят в состав Приморского края?

а. о. Оскольд

б. о. Монерон

в. о. Русский

г. о. Путятин

д. о. Шикатан

19. В Приморье насчитывается более 300 озёр. В бассейне реки Уссури расположено 2,8 тыс. мелких озёр и озеро Ханка, которая является крупнейшим естественным водоёмом края. В Хасанском районе расположено солёное озеро. Какое его название?

а. о. Тальми

б. о. Качеги

в. о. Хасан

20. Крупнейшей рекой края является Уссури. Где находятся истоки реки?

а. гора Обычная

б. гора Лопатина

в. гора Снежная

21. Один из самых высоких водопадов Приморья (33м) находится в Тернейском районе в верховье реки Амгу и называется?

а. в. Черный шаман

б. в. Ворошиловский

в. в. Беневский

22. Перечислите заповедники Приморского края.

23. На территория Приморского края обитают животные занесенные в «Красную Книгу». Какие?

а. Амурский Тигр

б. Жёлтая Пеструшка

г. Пятнистый Олень

е. Гималайский Медведь

ж. Речной Бобр

з. Перевязка

24. Какие из этих птиц обитают в Приморском крае и занесены в «Красную Книгу»?

а. Черный Аист

б. Орлан белохвост

в. Розовый Пеликан

г. Горный Гусь

д. Шилоклювка

е. Лопатень

ж. Чешуйчатый Крохоль

з. Утка мандаринка

25. Какие виды растений Приморского края занесены в «Красную Книгу»?

а. Тис остроконечный

б. Белоцветик летний

в. Дуб зубчатый

г. Полынь топяная

д. Можжевельник Твёрдый

е. Незабудка Чекановского

ж. Женьшень настоящий

з. Сердечник пурпуровый

Список литературы

1. Приморский край. Владивосток, Дальневосточное книжное из-во, 1979, 981

2. Александровская Л. В. Одиссея Фридольфа Гека. Владивосток, 1999г

3. Берснев Ю. И. Особо охраняемые природные территории Приморского края. Владивосток, 1997

4. История Дольнего Востока. С древнейших времён до XVII в. Т. 1. М., 1989

5. История Дальнего Востока СССР в эпоху феодализма и капитализма /XVII в - февраль 1917г./ Т. 2. М., 1991

6. Старый Владивосток. Владивосток, 1997.

7. Приморский край. Краткий энциклопедический справочник. Владивосток, 1992

8. Шавкунов Э. В. Государство Бохай и памятники его культуры в Приморье. Л., 1968.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Изучение возникновения государства у восточных славян, их занятий, общественного строя, соседей. Описания принятия христианства при князе Владимире, монгольского нашествия, причин феодальной войны. Анализ внешней политики и царствования Ивана Грозного.

    шпаргалка , добавлен 16.12.2011

    Куликовская битва как закономерный результат и яркое проявление социально-экономического развития русских земель в XIV веке. Особенности влияния татаро-монгольского ига на развитие русской культуры. Анализ последствий нашествия татаро-монгольского ига.

    реферат , добавлен 13.05.2014

    Туризм как сравнительно молодая, но быстро развивающаяся отрасль экономики Приморского края. Русский как самый крупный и близлежащий к Владивостоку остров: общая характеристика географических особенностей, рассмотрение основных экологических проблем.

    дипломная работа , добавлен 07.10.2013

    Изучение внешней политики монголо-татар и причин их вторжения на Русь. Анализ взаимоотношений между кочевниками и русским народом. Исследование хода борьбы русских земель с захватчиками. Влияние татаро-монгольского нашествия на развитие русских земель.

    курсовая работа , добавлен 26.11.2014

    Понятие и историческое значение крестовых походов как серии военных походов в XI-XV вв. из Западной Европы против мусульман. Предпосылки и этапы двух первых походов, роль в данном процессе католической церкви. Причины поражения христианских войск.

    презентация , добавлен 22.04.2015

    Изучение религиозных верований древних греков, особенностей отражения в религии неравенства среди греков. Анализ основных мифических произведений Греции. История возникновения первых греческих государств. Поход греков на Трою. Вторжение дорийцев в Грецию.

    реферат , добавлен 30.04.2010

    История освоения края, образование поселений немцев-колонистов. Соляные промыслы, рыбный промысел и торговля, помещичья колонизация, сельское хозяйство, становление промышленности, культура края. Образование, становление и развитие Саратовской губернии.

    курсовая работа , добавлен 03.04.2010

    Причины крестовых походов. Понятие "крестоносцы" с точки зрения религиозных убеждений Средневековья. Итоги серии военных экспедиций. Феномен детского крестового похода. Распад Византийской империи и инновации, приобретенные в результате военных действий.

    презентация , добавлен 18.11.2015

    Поход русских полков в апреле 1223 года к Днепру. Битва между основными силами татаро-монголов и русскими полками 31 мая 1223 года на реке Калке. Потери русских в битве. Вход Монгольского войска в Черниговскую землю. Монголо-татарское иго на Руси.

    презентация , добавлен 27.11.2015

    Малые исторические города как центры хранения традиций, запечатлевшие образ жизни народа, его культуру. Роль исторической традиции и религиозного влияния на жителей мордовских городов. Особенности традиционного уклада на каждом историческом этапе.