Кто такие антропологи. Культурная и социальная антропология

«Антрополог? Значит, черепами занимаешься?» – такой в девяти случаях из десяти бывает реакция далеких от науки людей на термин «антропология». Нельзя сказать, что такое представление совсем уж неверно, но оно отражает лишь небольшую часть истины.

Слово «антропология» переводится с греческого языка как наука о человеке». Человек является предметом изучения многих наук – это и анатомия, и физиология, и социология, и психология, и история – и это еще далеко не полный перечень. Антропология одновременно и шире, и уже всех этих наук вместе взятых или каждой из них в отдельности. Дело в том, что каждая из упомянутых научных дисциплин рассматривает определенный аспект человеческого бытия, антропология же претендует на некоторую целостность.

Одним из первых целостное описание человека попытался дать немецкий ученый К.Ф.Бурдах. Его книга, изданная в 1837 г., называлась «Антропология, или Рассмотрение человеческой природы с разных сторон». Первые две главы посвящены строению человеческого тела, третья – психике и ее проявлениям в искусстве, науке и религии, четвертая – развитию человека от внутриутробной жизни и рождения до старости и смерти, пятая – различным расам, их расселению и первобытной истории. В заключении автор говорит о будущем человечества, которое представляется ученому счастливым – благодаря улучшению человеческой природы посредством просвещения и религии.

Вот по этому пути, намеченному К.Ф.Бурдахом, и шло развитие антропологии. В XIX веке наука о человеке тесно соприкасалось с вопросом о происхождении видов, точнее, с частным его случаем – происхождением человека. Не меньший интерес вызывало положение нашего вида среди других живых существ. Знаковым событием стало создание Антропологического общества в Париже. Ценный вклад в развитие антропологии внес исследователь П.Брока, принесший в эту науку метрический метод – измерение частей человеческого тела и сопоставление таких данных по разным расам. Впоследствии антропометрия разделилась на сосбтвенно антропометрию (измерение живых людей), краниометрию (измерение черепов) и остеометрию (измерение других костей).

Что же представляет собой антропология в наше время?

Она подразделяется на несколько направлений, каждое из которых тоже не представляет единого целого. Одно из них – физическая антропология, с изучающая биологические видовые черты человека, сопоставляющая его с другими близкими видами. Важное место в физической антропологии занимает изучение эволюции человека, и тут не обойтись без исследования ископаемых останков – этим занимаются палеоантропологии (именно о них чаще всего вспоминают при упоминании об антропологии). Другая прикладная отрасль – судебная антропология. При расследовании преступлений и несчастных случаев у судебного антрополога немало работы: определить, какого пола, возраста и роста был потерпевший, как он умер, восстановить его внешний облик для опознания – это все нелегко сделать, если от человека остались только обгоревшие или полуистлевшие кости. Официально судебный антрополог не устанавливает причину смерти (это делает патологоанатом), но эксперты обязательно учитывают результаты его работы.

Если физическая антропология изучает человека в большей степени как животное, то социально-культурная антропология сосредотачивается на собственно человеческих проявлениях – поведении, деятельности и иее результатах, каковыми являются культурнее объекты, начиная с самых примитивных орудий труда.

Наконец, существует философская антропология – раздел философии, рассматривающий сущность человека, его существование как особую форму бытия. Учение о человеке, его месте в мироздании в той или иной форме присутствует трудах любого философа, начиная с самых древних, так что философскую антропологию можно считать самой древней.

Особняком стоит религиозная антропология – направление в богословии, раскрывающий взгляд той или иной религии на человека, его взаимоотношения с Богом и место в мире.

Антрополог … Орфографический словарь-справочник

антрополог - а м. anthropologue m. Ученый, занимающийся изучением происхождения и эволюции физической организации человека и его рас. СИС 1985. Почтенный немецкий антрополог, раз уже скомпрометировавший себя по поводу окраски ириса у учеников школ Эльзаса и… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

- (этим. см. предыд. сл.). Занимающийся изучением человека, со стороны физической и духовной. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. АНТРОПОЛОГ греч. anthropologos, от anthropos, человек, и lego, говорю.… … Словарь иностранных слов русского языка

антрополог - и устарелое антрополог … Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке

АНТРОПОЛОГ, антрополога, муж. Ученый специалист по антропологии. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

Сущ., кол во синонимов: 1 расовед (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

антропологізм - іменник чоловічого роду … Орфографічний словник української мови

Антрополог - специалист, занимающийся антропологией. Если речь идет об отечественном ученом, то уточнять физический антрополог не принято это и так понятно … Физическая Антропология. Иллюстрированный толковый словарь.

антрополог - а, ч. Фахівець із антропології … Український тлумачний словник

М. Специалист в области антропологии. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

Книги

  • Антрополог на Марсе , Сакс, Оливер. Оливер Сакс – британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, в которых он рассказывает реальные истории своих пациентов. Экранизация его книги «Пробуждения» с Робертом Де…
  • Антрополог на Марсе , Оливер Сакс. Оливер Сакс - британский невролог и нейропсихолог, автор ряда популярных книг, в которых он рассказывает реальные истории своих пациентов. Экранизация его книги "Пробуждения" с Робертом Де…

Антропология как наука

Нет ничего более интересного и важного для человека, чем он сам. «Познай самого себя», – учил древнегреческий мыслитель Сократ. Проблема познания человека пронизывает всю историю философии и естествознания. Сократ и Эпикур, Гиппократ и Спиноза, Линней и Дарвин, Кант и Энгельс – это лишь немногие в плеяде выдающихся ученых, для которых познание человека было необходимой, первостепенной задачей.

Среди всех наук есть одна, о которой не так уж много знают, хотя она о человеке, его облике в прошлом и настоящем и, конечно, в будущем, о многообразии человеческих индивидуальностей, о тех поразительных изменениях, которые претерпели многие поколения людей в процессе длительного развития. Это антропология – наука о происхождении и эволюции физической организации человека и его рас; наука прошлого, настоящего и в какой-то мере будущего. Изучая настоящее, пытаясь проникнуть в прошлое, заглядывая в будущее, антропология стоит в центре человеческих знаний, и в этом заключена сущность ее необходимости и силы.

Итак, в широком смысле антропология – наука о человеке (от греч. anthr?pos – человек).

Предыстория развития науки о человеке достаточно велика. Антропологические знания накапливались постепенно, одновременно с общебиологическими и медицинскими, а антропологические воззрения и теории развивались в неразрывной связи с общественной и философской мыслью. Впервые термин «антропология» употребил Аристотель, древнегреческий философ и ученый, изучая духовное начало человека. Научные сведения о человеке встречаются в трудах античных философов: Анаксимандра, Демокрита, Эмпедокла, Сократа. Вопросы морфологии и анатомии человека, его места в системе природы, телесные различия в физическом типе отдельных народов, нравы и быт многочисленных племен и народов, с которыми сталкивались путешественники во время своих странствий, были предметом исследований многих ученых Древней Греции и Рима.

В трудах западноевропейских ученых термин «антропология» имел двоякое значение: как науки анатомической (о человеческом теле) и науки о духовной сущности человека. В начале XVIII в., когда слово «антропология» только начинало входить в повседневный научный обиход, оно означало «трактат о душе и теле человека». Впоследствии этот термин расшифровывался так же, объединяя всестороннее изучение человека: его биологические, социальные и духовные качества. В первые десятилетия XIX в. антропология еще не была самостоятельной наукой, даже определение термина «антропология» не было четко сформулировано. Однако многие сугубо антропологические вопросы, такие, как происхождение человека, расы и их различия, были в центре внимания общества, ученых и философов. Интерес к естествознанию, в частности к антропологии, зарождался у естествоиспытателей, врачей, передовой студенческой молодежи и у других групп людей прогрессивных взглядов.

Становление антропологии как науки в ее современном понимании относится к середине XIX в. В течение XIX в. и до наших дней во многих странах (Англия, Франция, США) распространена трактовка антропологии в широком смысле – как общей науки о человеке. Антропология в таком понимании подразделяется на физическую, или соматическую, и социальную, или культурную, т. е. этнографию.

В ХХ в. существенно изменилось положение антропологических наук в общей системе биологического знания. Прежде всего в качестве крупной антропологической науки сформировалась теоретическая медицина , аккумулировав важнейшие достижения биологических наук применительно к норме и патологии человеческого организма. Накапливались данные об отдельных классах природных свойств человека – это возрастная физиология , включающая учение о росте, зрелости и старении. Углубленное биохимическое, биофизическое, морфологическое, экспериментально-генетическое исследование возрастных особенностей позволяет рассматривать их как первичные свойства индивида.

Специальной дисциплиной является сексология , изучающая закономерности полового диморфизма в филогенезе и онтогенезе, включая сложнейшие психофизиологические характеристики этого диморфизма у человека, связанные с историей естественного разделения труда, брака и семьи, а также с воспитанием.

Соматология рассматривает конституциональную структуру телосложения человека как соединение гуморально-эндокринных и метаболических характеристик с более точным комплексным определением параметров морфологической структуры человеческого тела.

Типология высшей нервной деятельности составляет общую основу таких наук, как психология, медицина и педагогика. Физиологические и психологические исследования нейродинамических свойств человеческого организма способствовали познанию природных особенностей личности. Выявить взаимосвязи между первичными свойствами человека – основная задача современной прикладной антропологии. Выдвижение проблемы человека в центр всей современной науки связано с принципиально новыми взаимоотношениями между науками о природе и обществе, поскольку именно в человеке природа и история объединены бесчисленным рядом связей и зависимостей.

Из новых гуманитарных дисциплин следует отметить аксиологию – науку о ценностях жизни и культуры, исследующую важные стороны духовного развития общества и человека, содержание внутреннего мира личности и ее ценностные ориентации.

На базе психологии, логики и теории познания, с одной стороны, нейрофизиологии и биофизики, с другой стороны, складывается эвристика – общая теория мыслительного поиска и творческого мышления человека. Пограничными дисциплинами являются психолингвистика, объединяющая психологию речи и общения с общей теорией языка, характерология , объединяющая психологию личности с социологией и этикой, а также все области прикладной психологии.

По сравнению с XIX в., когда с антропологией связывали весь комплекс научных знаний о человеке, предмет современной антропологии значительно ограничен проблемами антропогенеза, расогенеза и морфологией человека.

Раздел морфологии изучает индивидуальную и половозрастную изменчивость морфофизиологических признаков человека. Она включает учение о физическом развитии и конституции, вариациях телесных особенностей, соприкасается с анатомией человека, но в отличие от последней дает не обобщенное представление о типовом, усредненном строении органов и тканей человека, а характеристику половозрастной изменчивости отдельных структур в зависимости от этнотерриториальных и климатических влияний.

В морфологии человека выделяют соматологию, изучающую изменчивость тела в целом, и мерологию – учение об изменчивости отдельных органов. Основные задачи морфологии сосредоточились вокруг двух вопросов: теоретическое обоснование учения о физическом развитии и разработка методов стандартизации (соматология охарактеризована выше).

Раздел антропогенеза освещает проблемы происхождения и эволюции человека, рассматривает в сравнительном плане морфологию современного человека и его предков, историю становления человеческого общества. Этот раздел включает учение о современных и ископаемых обезьянах, эволюционную анатомию человека и палеоантропологию – науку о его ископаемых формах.

Раздел расоведения изучает формирование рас, расового состава и происхождение народов, их расселение и степень родства. В состав расоведения входит этническая антропология, но она имеет более узкое содержание. Речь идет о решении исторических проблем на основании изучения расового состава этнических общностей и определения характера генетических процессов в древних и современных популяциях. В связи с этим этническая антропология использует методы и данные естественных и гуманитарных наук.

Таким образом, современная антропология представляет собой раздел общей биологии, включающий естественную историю человечества, расоведение, генетику популяций современного человека, разнообразие морфологических типов, возрастные особенности человека и эволюцию его поведения.

Антропология – отрасль естествознания, которая занимает особое место среди биологических наук. Она изучает происхождение и эволюцию физической организации человека и его рас. Это наука об изменчивости человеческого организма в пространстве и во времени, о законах этой изменчивости и факторах, ею управляющих. Антропология как бы венчает собой естествознание. Но так как жизнь человека неразрывно связана с общественной средой, то и антропология, изучая человека, вступает в ту область, где существуют социально-исторические закономерности. В этом специфика антропологии, сложность ее исследований, в этом заключается ее отличие от других биологических наук, ее непосредственная связь с историческими науками: археологией, этнографией, историей.

Для современной антропологии характерно исключительное разнообразие тематики, и в этом отношении она разделяет общую тенденцию современного естествознания. За сравнительно небольшой отрезок времени антропология достигла значительных успехов, многие вопросы, которые в недалеком прошлом казались трудноразрешимыми, нашли свое объяснение, стали значительно ближе к окончательному решению.

В сферу антропологических исследований постепенно включаются такие вопросы, как определение закономерностей роста и развития человека в соответствии с формированием его конституционального типа, характера, темперамента, выяснение механизмов наследования многих физических, умственных особенностей в зависимости от пола, возраста, социального положения, зонально-климатических условий. Задача антропологов – изучить популяции людей, дать биологическую и физиологическую характеристику тем группам, которые живут в экстремальных условиях, обследовать и сравнить различные этнические, возрастные, социальные группы в регионах, сходных по биологическим условиям.

Антропология интегрирует в себе опыт, накопленный различными человековедческими науками.

Изучение антропологии является важной составляющей для формирования у современного человека представления о проблемах человековедения в единстве исторического и логического аспектов, а также понимания сложности и многомерности природы человека, противоречивости пути «очеловечивания» индивида. Антропология выступает в роли некой базы для освоения накопленного человековедческими науками опыта.

Любой раздел антропологии так или иначе направлен на раскрытие определенного среза целостности человека, и именно только в этом он и может обрести свою специфичность в рамках общего антропологического направления гуманитарного знания. Иными словами, определить предмет антропологической дисциплины, означает определить тот срез целостного видения человека, на раскрытие и изучение которого эта дисциплина направлена.

В настоящее время оформился целый ряд антропологически ориентированных дисциплин, «региональных антропологий», изучающих отдельные «стороны» человека:

философская антропология – наука о сущности человека, его метафизической природе, о силах и способностях, которые движут им, об основных направлениях и законах его биологического, психического, духовного и социального развития;

педагогическая антропология – учение о человеке, формирующемся в сфере образования;

биологическая антропология исследует человека в его связях и взаимоотношениях с природным миром;

социальная антропология изучает социальные структуры и взаимодействие в них людей;

культурная антропология рассматривает особенности связи человека и культуры (устройство культуры, культурные институты, обычаи, традиции, быт, языки, особенности социализации человека в различных культурах);

психологическая антропология изучает психологию человека в ее специфике, ориентированной на понимание его сущностных психологических характеристик;

антропология техники – это философское раскрытие бытия человека в мире техники, проявление человеческой природы через нее.

Специфический комплекс проблем выделяется в юридической, медицинской, исторической антропологии. Существуют и такие формы ненаучного познания человека, как религиозная и художественная антропология.

Таким образом, современная наука охватывает разнообразные отношения и связи человека с миром. Человек изучается и как продукт биологической эволюции – вид homo sapiens, и как естественный индивид с присущей ему генетической программой, и как субъект, и как объект исторического процесса – личность. Важное значение имеет исследование человека как основной производительной силы общества, субъекта познания и управления, предмета воспитания и т. д.

Многообразие аспектов человекознания – специфическое явление современности, связанное с прогрессом научного познания и его применением к различным областям социальной практики. Система теоретического и практического человекознания для будущего человечества не менее важна, чем фундаментальные науки о природе. Проблема человека становится общей проблемой науки в целом, включая точные и технические науки. Возникают новые пограничные дисциплины и таким образом объединяются области естествознания и истории, гуманитарных наук и техники, медицины и педагогики.

Из книги Ваш малыш от рождения до двух лет автора Сирс Марта

14 Ношение ребенка: искусство и наука носить своего ребенка Матери беспокойных детей, которых мы встречаем в нашей практике, подписались бы под заявлением: «Пока я ношу своего малыша, он спокоен». Наблюдая, как родители все больше и больше пользуются преимуществами

Из книги Воспитание ребенка от рождения до 10 лет автора Сирс Марта

Наука чистить зубы Ребенок должен чистить зубы, по крайней мере, раз в день. Вот советы, как покончить с препирательствами по этому поводу и включить чистку зубов в заведенный порядок.? Формируйте эту привычку как можно раньше. У ребенка от полугода до года очищайте десны и

Антропологи изучают человека как биологический вид, с точки зрения его происхождения (антропогенеза), развития, разнообразия, своеобразия (биологического) людей разного возраста, пола, разной национальной принадлежности. Во многих странах в антропологию включают и этнографию, и археологию, и целый ряд других дисциплин, а биологию человека в этих странах называют также физической или биологической антропологией.Предметом интереса антропологов может быть не только современное состояние человечества, а также и его история.

Антрополо́гия (antropos-человек + logos-учение) - учение о человеке, как высшем продукте природы. Все свойства и особенности человека объясняются только своим природным происхождением. Антропология подчеркивает единство человека и природы, противопоставляется идеалистическому и дуалистическому пониманию природы человека. Термин «Антропология» имеет греческое происхождение и в дословном переводе означает «наука о человеке» (от anthropos - человек и logos - слово, учение, наука). Антропология представляет собой область научного знания, предметом исследования которой является человек. Наука имеет своей целью не только описание этого разнообразия, но и определение причин, приводящих к нему. Исходя из антропоцентричности большинства сфер знания (даже бытового), можно заключить, что антропологией, в широком смысле, является почти любая современная наука - большинство из них, прежде всего остального, обращено к теме человека.

Первое использование термина восходит к античности. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) первым употребил его для обозначения области знания, изучающей преимущественно духовную сторону человеческой природы. С этим значением термин просуществовал свыше тысячелетия. Сохранилось оно и до сих пор, например, в религиозном знании (теологии), в философии, во многих гуманитарных науках (например, в искусствознании), а отчасти и в психологии.

Направления

Включает в себя целый ряд дисциплин: физическую антропологию, социальную антропологию, культурную антропологию (дисциплину, достаточно близкую этнологии), лингвистическую антропологию, доисторическую антропологию. В философии существует раздел философской антропологии.

В пределах антропологии можно выделить ряд своеобразных отраслей: историческую антропологию, этническую (исследование биологических особенностей разных народов), возрастную, экологическую (рассмотрение влияния условий природной и общественной среды на рост и развитие человека), даже спортивную (изучение влияния спорта на человеческий организм).

Ныне здравствующие люди и их сообщества могут быть предметом разнообразных обследований, в частности, измерений (антропометрии). Кстати, данные антропометрии находят применение в конструировании одежды, мебели, предметов потребления, в проектировании не только жилья, но и промышленного, транспортного, школьного и подобного оборудования.

Прошлые человеческие сообщества изучают по ископаемым скелетам, черепам. Знаменитые антропологи - Эжен Дюбуа, нашедший череп питекантропа, Роберт Дарт (первая находка австралопитека), Луис Лики, его супруга Мэри и сын Роберт (находки человека умелого и многих видов австралопитеков).

В России зародилась в начале XVIII в., сформировалась к середине XIX в. Значительный вклад в антропологию внесли К.М. Бэр, Н.Н. Миклухо-Маклай, А.П. Богданов, Д.Н. Анучин, В.В. Бунак, Г.Ф. Дебец, Я.Я. Рогинский, М.М. Герасимов, В.П. Алексеев и др.

Источники информации:

Антропологическое знание используется во многих областях науки и практики - в археологии, медицине, педагогике, психологии труда и инженерной психологии, этнологии (от греч. ethnos народ). Соответственно и антрополог должен иметь некоторую ориентировку в указанных областях знания и практики. Возможны исследования на стыках антропологии и других наук

Где и как работают антропологи?

В области исторической антропологии работа специалиста будет связана с археологическими экспедициями и с последующей обработкой антропологического костного материала. Если антрополог занимается изучением современных популяций (множеств людей, обитающих на определенной территории), то он работает в специальных антропологических экспедициях. Экспедиции разворачивают свои лаборатории в местных школах или поликлиниках, где организуют обследование населения. Программа таких обследований может быть самая обширная. Проводятся не только антропологические измерения. Собираются даже отпечатки ладоней, берутся образцы крови. Последующее изучение и обработка собранного материала происходят частично на месте, частично после экспедиции, в лабораторных условиях. Дальнейшая работа может быть, например, изучение антропологических особенностей отдельных групп людей, различающихся по признакам возраста, пола. Благодаря этому оказывается возможным выявить закономерности индивидуального развития в разных группах населения (популяциях), продолжительность жизни и другие показатели, характеризующие данную общность (демографические показатели). Возможно изучение антропологических особенностей населения районов, оказавшихся в экстремальных, с экологической точки зрения, условиях. В результате исследований могут быть обнаружены ранее не явные, но реальные угрозы («факторы риска») для здоровья населения отдельных регионов. И это может оказаться важным для принятия государственных решений.

Где учат антропологов?

Специальность антрополог можно получить на биологическом факультете МГУ. Молодой специалист может заниматься преподаванием и наукой на кафедре вуза, где в учебном плане есть антропология. Может работать сотрудником антропологического научно-исследовательского учреждения, музея (в этом случае тоже не исключается и преподавательская работа).

Ордена Дружбы народов Институт этнологии и антропологии им. Н.Н.Миклухо-Маклая Российской Академии наук - старейшее гуманитарное научное учреждение страны, берущее начало от Петровской Кунсткамеры. Сегодня - это ведущий исследовательский центр в области социально-культурной и физической антропологии с высоким международным статусом. Целью исследований является изучение этносоциального и этнокультурного развития народов мира во взаимодействии с социально-политическими и экономическими процессами. Институт ведет полевые исследования на территории бывшего Советского Союза и других государств, публикует около 50 книг в год и периодические издания: журнал "Этнографическое обозрение", ежегодник "Расы и народы", альманах-ежегодник "Вестник антропологии", "Библиотека российского этнографа", "Этнографическая библиотека". Институт публикует "Исследования по прикладной и неотложной этнологии", осуществляет мониторинг этноконфессиональной ситуации в регионах России и в других странах СНГ и Балтии с целью содействия более эффективной внутренней и внешней политике государства

В Интернете существует виртуальный проект «Философская антропология», стратегической целью которого является создание открытого коммуникативного пространства для широкого обсуждения философско-антропологической проблематики.

Использованы материалы с сайтов:

Добавление от команды id015 Дети Солнца

Антрополог должен знать: Биологию, химию, биохимию, генетику, антропогенез, антропогеографию, антропометрию и др., методы научных исследований по специальности. Профессионально важные качества для антрополога: - память; - внимание; - склонность к научно-исследовательской работе.

Источники информации:

3. Новая Российская энциклопедия, т.2, А-БАЯР, изд. «Энциклопедия»,2005