Кто такие русины и где они. Символы русинов подкарпатской руси

Русины Закарпатья не одно столетие отстаивают свое право на самоопределение. Всю свою историю они сторонились политики, но всегда оказывались её заложниками, сохраняя при этом свой язык, традиции и веру.

Четвертые славяне

Русины - один из древнейших восточнославянских народов. Сами себя они с горькой иронией называют курдами Европы - у них никогда не было своего независимого государства. Уже во втором веке нашей эры предки русинов обосновались в области Карпат. Существует несколько версий происхождения этого народа. Разные историки возводят их к черным, белым хорватам, уличам и тиверцам.
Вся история русинов - это борьба за сохранение своей национальной идентичности в сложнейших условиях. С VI века земли русинов были во власти аваров, с VII века - испытывали сильное влияние первого западнославянского государства Великой Моравии, с 903 года началось венгерское, а затем австровенгерское владычество, продолжавшееся больше 1000 лет - до окончания Первой мировой войны, в которую происходил настоящий геноцид этого народа.

С середины XIX века шла активная принудительная ассимиляция русинов, количество русинских деревень в период с 1810 по 1880 годы сократилось вдвое. В советское время слово "русины" было практически исключено из оборота. Как только ни называли этот народ - и закапатскими украинцами, и словаками. Тем не менее, несмотря на все враждебные для сохранения своей этнической идентичности условия, русинам удалось сохранить и свой язык, и свои традиции.

Численность

Парадокс, но украинские власти до сих пор не признают русинов как отдельный этнос. Это выглядит тем удивительнее, что весь остальной мир официально это сделал ещё в 1998 году, когда русины вошли в ОНН (Организация непредставленных народов).

По данным этой организации в мире всего насчитывается 1, 6 миллиона русинов, при этом почти половина из них (около 720 тысяч) живут в Закарпатской Украине. Цифры о количестве русинов на Украине разнятся очень существенно. По результатам проведенной в 2011 году переписи, на которой впервые русины могли назвать себя русинами, их оказалось в Закапатье немногим больше 10 тысяч, в то время как активисты русинского движения, ратующего за признание русинов и даже и автономность от Украины называют цифру в 70-80 раз большую.

Язык

Русинский язык был признан Украиной только в 2012 году (закон "Об основах государственной языковой политики"), долгое время до этого он считался диалектом украинского языка. Ситуация странная, поскольку русинский язык (четвертый из восточнославянских языков) отличается от украинского языка, в нём большое количество церковнославянизмов, что сближает его со староболгарским языком, который называют эсперанто всех славянских языков.

Несмотря на непризнание за русинским языком статуса отдельного языка, он продолжал жить. За столетие, с середины XIX века до 1945 года было издано 20 русинских грамматик.
В период венгерской оккупации, с 1939 года по 1944 годы на русинском языке была опубликована масса переводов классической литературы, от Сервантеса до Эдгара По.

Наконец, в 1997 году была издана ещё одна русинская грамматика - "Материнський язык. Писемниця дїла пудкарпатьскых Русинув".

Русины и украинский флаг

В 1846-1848 годах губернатором Галиции был Франц Стадион фон Вартгаузен. Он известен, в частности тем, что отменил в Галиции крепостное право. Однако его не устраивало, что русины считали себя частью русской культурной традиции, поэтому в 1848 году он инициировал создание органа национального самоуправления русинов – Головную Русскую Раду.

В качестве символа Рады он предложил льва, а её цветами - желтый и синий. Такой выбор не был случайным. Нанятые Стадионом историки нашли в летописях, что в знаменитой Грюнвальдской битве в 1410 году против тевтонов плечом к плечу с литовцами и поляками сражались рыцари, представляющие Львовскую землю. И сражались именно с "львиными" хоругвями желто-голубой расцветки.

Таким образом, нынешний "синьо-жовтий біколор" имеет своим предтечей знамя Головной Русской Рады.

Право на признание

В последнее время русины все чаще заявляют о своем праве на самоопредление и даже на право автономии. Показательно, что ещё в 1991 году, вместе с референдумом о независимости Украины в Закарпатье был проведен другой референдум - об автономии области. Идею автономии тогда поддержало 78 % населения. Однако украинские власти предпочитают об этом не вспоминать.

Семь лет назад начал свою работу ЕКПР (Европейский конгресс подкарпатских русинов). С этого времени повестку в русинском движении стали задавать уже не зарубежные диаспоры русинов-эмигрантов, а сами жители Закарпатья.

С 2008 года было даже создано неофициальное правительство республики Подкарпатская Русь, премьер-министром которой является Петр Гецко. Это непризнанная на сегодняшний день автономия считает себя правопреемницей Подкарпатской Руси, просуществовашей несколько дней в 1939 году. Русины уверены, что признание их автономности от Украины - дело времени. Русины умеют ждать.

На западе Украины расположена Закарпатская область, жители которой именуют себя русинами. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства и первыми отделились под напором венгерских завоеваний. Но память о былой Родине осталась.

Русины: взгляд назад

Жители Карпатской Руси иногда называют себя «Маленькой веточкой великого русского дуба». Этот край, который так рано потерял связь с древнерусским государством и долгое время находился под влиянием венгерской культуры, казалось бы, должен был совершенно утратить всю любовь к далеким соотечественникам. Но он, напротив, всегда оставался небольшим, но сильным форпостом «русскости» на окраине славянского мира.

Один известный русский эмигрант Иван Лукаш писал: «Синие Карпаты. Они клубятся высоко, как тяжелые тучи в грозной синеве. Гоголя никогда не оставляло видение Карпат. Он был точно потрясен своим видением и нас потрясал с детства… Малый народ живет до Карпатских гор на вершинах-полонинах, как в синеве облаков. Малое племя Руси князя Владимира и князя Ярослава… И все снится веками народу в синих Карпатах сон о златой Руси».

На самом деле, русины (рутены, руснаки) - уникальное явление. Из-за того, что русины Карпат рано оказались в изоляции, они не участвовали в формировании русского, белорусского и украинского этносов, сохранив многие архаические традиции и элементы культуры древнерусского государства. Например, язык. По словам исследователей, карпатскому русину до 50-х годов XX века было легче понять древнерусскую летопись, нежели текст тогдашней русской или украинской газеты.

Правда, многовековое проживание в составе различных государств, привело к возникновению у русинов своих малочисленных этносов. Сегодня среди карпатских русинов выделяют: бойков, лемков, подолян, гуцул, покутян, верховинцев, долинян и других. Но, как бы они себя не называли, всех их объединяет одно: мечты о единой русской Родине.

Переломный момент

Славяне обосновались в Подкарпатье и Карпатском погорье, примерно, во II веке нашей эры. Отсюда, по мнению некоторых исследователей, вышли в VII веке сербы и хорваты, а может быть даже и чехи. Эти земли одними из первых вошли в состав древнерусского государства после распада Великой Моравии, а их жители одними из первых приняли православие, еще в IX веке, вероятно при деятельности Кирилла и Мефодия. Здесь, в XI веке утвердилась власть Ростиславичей (от внука Ярослава Мудрого Ростислава Владимировича). Можно судить о том, насколько была процветающей эта часть Киевской Руси по тому, что один из представителей рода Василько Требовльский (1068-1124) планировал дальние походы на дунайских болгар и о победах над половцами, пусть даже и без помощи других князей: «И помыслих на землю Лядьскую наступлю на зиму и на лето и возму землю Лядьскую, и мьщю Русскую землю; и по сем хотел есмь переяти Болгары Дунайские и посадити я у собе; и по сем хотел проситися у Святополка и у Володимера ити на Половци-да любо налези себе славу, а любо голову свою сложю за Русскую землю».

Но живописный горный край Карпатской Руси сыграл злую шутку с населявшими его славянами. В результате своего географического положения, он был практически оторван от остальной Руси. Лишь несколько горных перевалов служили связывающим звеном с остальной территорией древнерусского государства, а значит в случае угрозы, помощи было ждать не от кого. А враги всегда найдутся. В 896 году кочевые племена венгров проникли на Среднедунайскую равнину и основали свое государство, которое и стало плацдармом для постоянных нападений на Карпатскую Русь.

XI век стал переломным. После распада Руси на удельные княжества из-за раздробленности и бесконечных междоусобиц, местные русины, не получая поддержки от соплеменников из-за Карпат, пали под натиском венгров. Исторические пути разошлись, и началась долгая борьба русинов за свою культуру, язык, веру, а также право оставаться русскими.

Княжество Федора Корятовича

Жители Карпатской Руси после завоевания неоднократно пытались вновь обрести независимость. В XIV веке, воспользовавшись ослаблением Венгрии из-за раздробленности, представитель православной ветви рода Гедеминовичей, Федор Кориатович основал здесь русское православное княжество, которое, впрочем, имело весьма короткую жизнь - всего лишь несколько десятков лет. Зато память о коротком периоде независимости сохранилась в народном фольклоре. Одно из самых популярных народных преданий Закарпатья «Про князя Кориатовича» повествует о том, как Кориатович победил чудовище - змея Веремея, и воздвиг церкви и монастыри, «чтобы русские службы служили…людям на радость, Руси на славу». Кстати, знаменитый замок Паланок и Свято-Никольский монастырь - детища все того же православного представителя из рода Гедеминовичей.

Русская Краина

Окончательно от власти Венгрии, а впоследствии Австро-Венгрии, русинам удалось освободиться лишь в начале XX века после завершения Первой мировой войны. К этому времени, изменилась культура и самосознание, в результате продолжительной католической экспансии и попыток ассимиляции русинов (в том числе и запрет на использование русинского языка). Но любовь к когда-то давно утерянной родине осталась. Так, украинский самостийник В. Гнатюк говорил о том, что отличительной чертой угорских русинов является «москвофильство». Возможно, его следствием было то, что этот регион одним из первых принял власть Советов вскоре после получения автономии. Четыре комитата: Ужгород, Берег, Угоча и Марамарош получили название Русская Краина (то есть, «русская окраина») с центром Мукачево, в составе провозглашенной Венгерской Советской Республики.

Для русинов это стало «глотком воздуха». Русинский язык впервые за долгое время стал официальным, его изучали, на нем говорили, издавали газеты. Провозглашалась свобода вероисповедания. Впрочем, период независимости длился не долго. Страны Антанты не желали мириться с Советским государством вблизи своих границ. Было усилено давление на Румынию и Чехословакию, чтобы ускорить их агрессию против Венгерской Социалистической Республики со стороны Закарпатья. 16 апреля 1919 года румынские и чехословакские войска развернули широкую наступательную операцию, которая завершилась через четыре месяца падением Русской Краины, ставшей частью Чехословакии под названием Подкарпатская Русь. Долгожданная независимость русинов не продлилась и года.

Карпато-русская ССР

Следующая возможность «возвращения» в лоно России, в данном случае СССР, представилась русинам по окончанию Второй мировой войны. Созданные в 30-40-х годах православные комитеты во главе с патриархом Алексием Кабалюком, выступали за вхождение в состав СССР в виде Карпато-Русской ССР. При этом они были категорически против включения своей области в состав УССР: «Мы не хотим быть чехами, ни украинцами, мы хотим быть русскими и свою землю желаем видеть автономной, но в пределах Советской России».

10 января 1947 года Алексей Геровский, карпаторусский общественный деятель и публицист, посылает Сталину письмо, в котором просит: «Не дайте в обиду самой западной окраины Земли Русской. Не допустите, чтобы наше маленькое русское племя, удерживающееся в течение тысячи лет на юго-западе Карпат, было стерто с лица земли».

Таковы были настроения карпатских русинов накануне их вхождения в состав Украинской ССР. Но «великий вождь» проигнорировал это заявление. Закарпатье составило не союзную республику, а стала обычной областью, и была отдана Украине. Русинское движение было поставлено вне закона. И хоть история и не знает сослагательного наклонения, невольно задумываешься, как обстояла бы ситуация сегодня, если бы не то роковое решение.

В школе нас учили, что славянские народы делятся на три группы — западную, южную и восточную. В группу восточных славян входят три народности — украинцы, белорусы и русские. Но, как особенно стало ясно в последние недели, все не так просто. Забыли про русинов! Судя по количеству современных спекуляций, самый таинственный из восточнославянских народов.

Откуда они?

Предки русинов — славянские племена, жившие на территории Карпат на территории современных Украины, Словакии и Венгрии. Отрезанные от соседних племен, постепенно объединявшихся в польскую, украинскую и словацкую нации рельефом, а потом и государственными границами, русины обособились, сохраняя, впрочем, особенную близость с украинцами. Или же это и есть украинцы, имеющие некоторую самобытность обычаев и языка, опять-таки, в силу проживания в труднодоступных удаленных районах? Как всегда бывает в случае наций, лишенных собственной государственности, история русинов — предельно политизированный случай. Что именно из себя представляют русины в этническом, лингвистическом да и просто историческом плане — все определяют по-своему. Даже численность русинов разными источниками оценивается очень по-разному: от 55 тысяч (по данным официальных переписей в странах проживания, до 1,5 и даже 5 миллионов, по данным разных русинских организаций.

Помимо двух основных (о самостоятельности русинской нации и ее вхождении в состав украинской) существует и крайне экстравагантная венгерская версия происхождения русинов. Разберемся со всеми тремя.

Русины — это самостоятельный народ

Теория первая, собственно, русинская, гласит, что русины — отдельный и самостоятельный, полноправный четвертый восточнославянский народ. Некоторые особо рьяные патриоты русинского народа называют себя прямыми потомками древнерусской нации, сформировавшей Киевскую Русь, а уж русские, украинцы и белорусы вышли из русин, смешавшись с другими народами и исказив первоначальный русинский язык. Язык русинов, «руська мова», действительно довольно архаичен и богат старославянскими и церковнославянскими словами, но есть одна загвоздка — территория расселения русинов никогда не входила в состав собственно Киевского княжества. Здесь сформировалось самое западное и дольше всех сохранявшее независимость, так и не подчинившееся Золотой Орде Галицко-Волынское княжество. Будучи максимально из всех древнерусских князей вовлеченными в западноевропейскую жизнь, галицко-волынские князья приняли королевский титул и именовали себя «королями руськими». Основываясь на этом факте, некоторые русинские историки ведут свой род от тех самых княжеских времен. С одной стороны, не заметить связи между древнерусским понятием «русин», тождественным современному «россиянин», то есть, житель русской земли, Руси, и терминами вроде «король руський» и «руська мова» трудно, с другой стороны, русины веками жили в близости и под влиянием поляков, венгров и украинцев, заимствуя у них и язык, и обычаи (в частности, одно из наименований русин — руснак — это антоним слова «поляк»), что говорить о какой-то изначальности русинов довольно странно.

Русины — это венгры

Самая фантастическая версия происхождения этого народа. Согласно ей русины — это ассимилированные славянами венгры. Никаких оснований, кроме того факта, что часть Западной Украины веками входила в Венгерское королевство, не было. Зато слово «русин» в его нынешнем значении возникло именно в Венгрии — после Ужгородской унии 1646 года, когда 63 православных прихода присоединились к Мукачевской епархии Римско-католической церкви. С этого момента всех прихожан, сохранявших православные обычаи под римским руководством начали называть «русины». Это обособление с точки зрения государственной, административной, наверняка подстегнуло обособление русинов в языковом плане. Так или иначе, на территории бывшего венгерского королевства проживают довольно крупные русинские общины — например, та, что живет в сербской Воеводине, крае, куда активно переселялись и венгерские колонисты, и карпатские горцы.

Русины — это украинцы

На западе Украины проживает множество обособленных украинских общин. Гористый рельеф, густые леса и вековая оторванность этого региона от основной украинской территории — это, мол, причина различия в языке и обычаях карпатских и равнинных украинцев. Русины, лемки, бойки, гуцулы — вот неполный список карпатских украинских субэтносов — так гласит украинская версия.

Земли русинов поэтапно принадлежали Речи Посполитой, Венгерскому королевству, Австро-Венгрии, Российской империи, и везде их население подвергалось ассимиляции. В дореволюционной России, скажем, юридически вообще признавался единый русский народ, подразделявшийся на великороссов, малороссов и белорусов. Все славяноязычные и православные (или униатские) общины, проживавшие на смежных территориях, априори записывались в этот список. Аналогичная ассимиляция русинов украинцами происходила и в Австро-Венгрии. В результате, большой процент русинов стал считать себя украинцами, даже в случае сохранения собственного языка. К примеру, в Воеводине русиноговорящими украинцами себя считают в два раза больше людей, чем собственно русинами. В рамках этой ассимиляции большое число русинов стали считать себя украинцами. В частности в Словакии половина русиноговорящих граждан называет себя украинцами.

Загадочность народа усугубляется тем, что есть еще лемки, которые территориально совпадают с русинами, но считают себя также: либо субэтнической группой украинцев, либо отдельным народом, либо русинами.

Русины

Рутены (нем. Russinen, Ruthenen) - употребляемое преимущественно поляками и немцами название русского населения австро-венгерских земель, в отличие от русских (русских подданных), причем название рутены - средневековое латинское название вообще русских, а Р. - неправильное образование множественного числа от единственного числа русин. Сами Р. зовут себя в единственном числе русин, во множественном числе - русскими, веру свою - русской, свой народ и язык - русскими. Р. живут по обоим склонам Карпат, в Галиции, Буковине и Венгрии, и принадлежат к южнорусской части русского племени, отличаясь от малорусов (украинцев) как особенностями языка, так и физическим складом и этнографическими признаками, вследствие условий жизни и давнего отделения "закордонной Руси" от основного племени. В 1890 г. в Австро-Венгрии насчитывалось 3105221 Р., но эта цифра, без всякого сомнения, гораздо ниже действительности. В Австро-Венгрии счет при переписи ведется не по национальностям, а по разговорному языку; между тем, многие русские, в особенности городские учителя и служащие, или вовсе не пользуются русским языком в домашнем обиходе, или же находят для себя более выгодным или удобным выдавать себя за немцев и поляков - в Галиции, за мадьяр - в Венгрии, за немцев и румын - в Буковине. Нередки случаи, что даже вышедшие из народа интеллигенты отказываются от своей народности (например, известный артист Мишуха), а сельские священники дома, в своей семье, говорят по-польски или по-мадьярски.

В Галиции Р. живут почти сплошной массой в восточной части страны, до реки Сана или Сяна, за которым начинается польское (мазурское) население. Они составляют, главным образом, сельское население; в городах преобладают поляки, евреи и немцы. Высших классов (дворян или панов) Р. не имеют, так как эти классы полонизованы или онемечены еще в давние годы. Еще недавно в Галиции совсем не было русской интеллигенции; русинами были только "хлоп да поп", а все прочее было польским или немецким. Теперь у них своя интеллигенция, вышедшая преимущественно из крестьянского и духовного звания. Р. в Галиции насчитывается 2835674. Они распадаются (по местностям) на мелкие племенные группы, отличающиеся особенностями языка, нравами, обычаями и нарядами. Покутяне живут в Покутье ("угле", от южнорусского "кут" - угол), между реками Чечвой и Днестром и Карпатскими горами. Главным городом этой местности считается город Куты; но так как лежащий здесь же город Коломые больше Кут, то покутяне называют себя также коломыйцами. Гуцулы живут в округах Коломыйском, Станиславовском и Косовском, а так как эти округа лежат преимущественно в горах, то гуцулы зовут себя также горянами, горцами, горскими людьми и т. д. Подоляне (иначе ополяне, поляне, поляницы) живут, главным образом, в равнинах или долинах к северу от Днестра. В соседстве с гуцулами и подолянами живут бойки, главным образом в округах Стрыйском и Симбирском, отличающихся гористым местоположением, вследствие чего жители их называют себя верховинцами, горянами или подгорянами, название же бойков дано им соседями. В горах между рекой Сяном и долиною реки Попрада, в Сяндецком округе, живут лемки, прозванные так соседями из-за употребления частицы лем (= лишь, только), а сами себя называющие русняками. Главных местных говоров в Галиции 4: подольский, гуцульский, бойковский и лемковский. Они отличаются один от другого или особым произношением отдельных звуков или слов, или употреблением особых слов. Так, одни говорят що, другие - шо, третьи - што ; одни - батько, другие - тато, третьи - дьедьо. В наречии лемков много заимствований из польского и словенского языков; в говоре гуцулов встречаются слова, взятые от румын, армян, мадьяр и др. В гористых местностях Галиции Р. смуглы, стройны и высоки ростом; характер их твердый и пылкий. В равнинах Р. отличаются белизной и бледностью лица, ростом невысоки, телосложения слабого; их характер более спокойный и мягкий. Общая черта русских простолюдинов в Галиции - покорность и приниженность, иногда низкопоклонство перед лицами высших классов. Это - результат многовековой, почти рабской зависимости от польских панов и ксендзов, которые русского хлопа (впрочем, не только русского) считали "быдлом". Наряд Р. в Галиции различается по местностям, но в основных частях состоит из следующего: белая холщовая рубаха поверх широких белых холщовых штанов летом и в будни, или широких (красных, синих) суконных штанов зимой и в праздники; вместо пояса - ремень с медными пряжками или шерстяная тесьма; поверх рубахи "киптарик" (вроде жилета или короткой куртки без рукавов) из овчины, гладкий или вышитый разноцветной бумагой и украшенный кусочками белого и черного козьего меха; через плечо висит обыкновенно цветная суконная сумка или холщовая серая торба; поверх всего этого накидывается на плечи суконный "сердак", вроде широкого пиджака; на ногах - постолы или ходаки (вроде лаптей, из куска кожи с подвернутыми краями), с онучами и волоками (шнурами), или черевики (полусапожки, ботинки), или высокие чоботы (из конской кожи); на голове шляпа поярковая или соломенная или барашковая шапка. Ко всему этому прибавляется еще кафтан, расшитый шнурами. Волосы Р. носят или длинные, лежащие по плечам (например, бойки, лемки), или подстриженные спереди над бровями и от уха до уха и отпущенные сзади почти до плеч (гуцулы), или подстриженные по-городскому. Женский наряд в главных чертах состоит из длинной белой рубахи с вышивкой по плечам, у ворота и обшлагов, передника и куска толстой шерстяной (цветной) материи, обернутой вокруг стана вроде юбки. Украшения - монисты, кораллы, бусы и т. д.

Р. в Буковине живут в северной и северо-западной части страны, составляя значительное большинство населения в округах Коцманском, Черновицком, Выжницком и Серетском; всего в 1890 г. их считалось 268367 человек. По своему языку, внешнему виду, характеру и одежде они делятся на 2 племенные группы: 1) подоляне, иначе поляне или поляницы, живущие в равнинах и долинах северной, средней и восточной частях Буковины, и 2) гуцулы - в горах западной и юго-западной Буковины. Различие между ними приблизительно то же, как и между жителями равнин и гор в Галиции.

Р. в Венгрии - около 400000 человек - живут по южному склону Карпат, в северо-восточной части страны, почти сплошной массой в северо-восточных частях комитатов Шаришского, Ужгородского, Бережско-Угочского и Мармарошского; значительное число Р. живет в комитатах Земненском (Спишском) и Абауйварском; меньше их в комитатах Торненском, Боршодском, Сатмарском, Саболчском, Гемерском, Бигачском и др. На этом пространстве Р. Венгрии соприкасаются на севере и востоке с Р. Галиции и Буковины, на юге с румынами, на юго-западе с мадьярами, на западе со словаками. Они делятся на верховинцев, долинян и ословаченных русских. Верховинцы (обитатели верхов или гор), иначе горешняне, непосредственные соседи галицких Р., к которым они ближе всего по языку, живут в возвышенных частях комитатов Мармарошского, Бережского и Ужгородского. Они лучше других сохранили свой первоначальный тип сильного пастушеского племени. Обыкновенно флегматичные, в минуту опасности они обнаруживают большое мужество и даже на медведя решаются выходить с одним ножом в руках. Скотоводство - любимое занятие верховинцев. Склонность к спиртным напиткам часто порождает между ними душевные болезни. Долиняне - жители долин (иначе долешняне или влахи, блахы) - живут в долинах тех же комитатов, где в горах обитают верховинцы, а кроме того в комитатах Сатмарском, Саболчском и Угочском. Они подвижнее и предприимчивее верховинцев. Рядом со скотоводством они занимаются земледелием и промыслами: плотничают, сплавляют плоты, копают руду, извозничают, рубят дрова, жгут уголь. По языку, долиняне отличаются от своих горных собратий обилием иноязычных, преимущественно немецких слов: цверна (Zwirn) вместо нитка, грунт вместо верховинского засид (участок земли), фриштиковати вместо снидати (завтракать) и т. д. Ословаченные русские - иначе спишаки или крайняне - обитают в комитатах Земненском, Абауйском, Шаришском и Спишском и отдельными поселками в других частях Венгрии; они представляют собой переходную ступень от русского племени к словацкому, с преобладанием русских элементов. И в физическом, и в умственном отношении эта часть Р. значительно уступает и верховинцам, и долинянам: они низкорослы, слабого телосложения, безбороды. По языку они делятся на сотаков, произносящих "что" как "со", и чотаков, произносящих "чо". Кроме этих трех главных разновидностей Р., в Венгрии есть еще небольшое число "русских горалей" (в Спишском комитате), отличающихся предприимчивостью и ловкостью и говорящих языком, близким к польскому, но с русской акцентовкой. Язык Р. Венгрии имеет наибольшее сходство с северным малорусским наречием; значительная часть русского населения Венгрии вышла из тех мест нынешней России, где господствует северно-малорусское поднаречие (губерния Черниговская и смежные). Главные фонетические особенности говора: переход о в i : конь-кiнь, бог-бiг; о в у : зубов-зубув, от-уд, он-вун, горький- гурький и т. д.; о в ю : конь-кюнь и кунь, (с)колько-кюлько; jo (ё) в ю: пёк-пюк, утёк-утюк, тётка-тютка и кютка. В спряжении ае стягивается в а - загадашь, кусат; 3 л. един. числа наст. времени обыкновенно без т - спевае, рубае. Ы сохранилось, как великорусское, и употребляется после гортанных: кыдати, гынути. Й произносится и как g (латинское), и как x . Согласные ж, ч, ш, щ и ц произносятся мягко, как бы с последующим ь (=j =й ): жаль - как жяль, час - чjac; д и т смягчаются в дж и тш: медже-меж, чуджий-чужой, ходжу-хожу. Начальный гласный йотируется или принимает в : jедин, йострый, вотдай-отдай, вутки-утки. Полногласие не везде соблюдается: глава-голова, драгый-дорогой. Губные смягчаются чаще через ь чем л : робью-роблю (делаю), спью-сплю. Прошедшее совершенное (perfect.) употребляется часто со вспомогательным глаголом: любили сме одну двое; села"м себе в темном лесе; мало"м спочивала. 1 л. множ. ч. наст. вр. оканчивается на ме: знаеме, ходиме, просиме.

Ср. Szüjski, "Die Polen und Ruthenen in Galizien" (Вена, 1882); Kupczanko, "Die Schicksale der Ruthenen" (Лейпциг, 1887); Kaindl und Monastyrski, "Die Ruthenen in der Bukowina" (Черновцы, 1890); Biderman, "Die ungarischen Ruthenen, ihr Wohngebiet, ihr Erwerb und ihre Geschichte" (Инсбрук, 1862 и 1868); Де-Волан, "Угрорусские народные песни" (СПб., 1885); Семенович, "Об особенностях угрорусского говора", в "Сборнике статей по славяноведению, сост. и изд. учениками Вл. И. Ламанского" (СПб., 1883).

Ир. П.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Русины" в других словарях:

    РУСИНЫ, этническая группа украинцев (см. УКРАИНЦЫ), живут на западе Украины в Галиции, Буковине, Закарпатье. Численность на Украине 10,2 тысячи человек (2000). Наибольшее распространение термин «русины» имел во времена владычества Австро Венгрии … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения … Википедия

    - (от Русь) название украинцев западно украинских земель Галиции (См. Галиция) (Галичины), Буковины (См. Буковина), Закарпатской Украины (См. Закарпатская Украина), имевшее наибольшее распространение во время их пребывания под гнётом Австро … Большая советская энциклопедия

    Мн. 1. Название, которое по отношению к украинскому населению Галиции, Прикарпатья и Буковины применялось в официальной австро немецкой, польской и русской литературе до 1940 г. 2. Представители этого населения. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф.… … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    - (Russinen, Ruthenen), немецкое название русского населения западнорусских земель, захваченных Австро Венгрией, живущего по обеим сторонам Карпат в Галиции, Буковине и Северной Венгрии. Принадлежат к малороссийской ветви русского народа. В н. XX в … Русская история

    русины - рус ины, ов, ед. ч. рус ин, а … Русский орфографический словарь

    Паннонские русины Общая численность: 20000 чел. Расселение: … Википедия

Сегодня учёные затрудняются сказать, сколько в мире людей, считающих себя русинами. Если формально суммировать результаты переписей населения, проведённых в последние десятилетия на территории Украины, Словакии, Сербии, Хорватии, Польши, Венгрии и Румынии, то речь идёт примерно о 55 тыс. человек.

Однако активисты некоторых русинских организаций настаивают, что на самом деле к русинам себя причисляют от 1,5 до 5 млн людей, живущих в Восточной Европе и имеющих двойную национальную самоидентификацию.

Впрочем, главный вопрос, стоящий сегодня перед учёными и политиками, сводится даже не к численности русинов, а к тому, кем их следует считать в принципе. Если на территории бывшей Югославии, в Польше, Чехии, Словакии и даже в комитете ООН по ликвидации расовой дискриминации русинов признают национальным меньшинством, то в Киеве их называют этнографической группой украинцев, а за попытки доказать обратное возбуждают уголовные дела.

В тени веков

Судя по текстам летописей, самоназвание «русин» активно использовалось на Руси ещё в Средние века для обозначения любого представителя восточнославянского населения или древнерусской народности. В частности, его можно легко найти даже на страницах «Повести временных лет». На территориях, которые занимает современная Россия, оно широко использовалось вплоть до XVII—XVIII веков, но было постепенно вытеснено словами «русский» и «россиянин». Зато в юго-западных землях бывшего Древнерусского государства термин «русин» не только остался, но и приобрёл в XVI столетии форму множественного числа — «русины». Использовался он как синоним слова «русские» применительно ко всему восточнославянскому населению Речи Посполитой и в широком смысле на подконтрольных Австро-Венгрии землях сохранялся вплоть до ХХ века.

  • Картина Яна Матейко «Люблинская уния»

В польском языке вместо «русин» зачастую использовалось слово «рутен». В XIX столетии, после раздела Речи Посполитой, австро-венгерская администрация, опасаясь актуализации общерусской самоидентификации населения Галичины, Буковины и Закарпатья, пыталась популяризовать слово «рутен» как единственно верное самоназвание жителей Западной Украины, но оно не прижилось.

На волне революции

Русинский национальный вопрос в Австрии резко стал актуален в ходе революции 1848 года. На фоне национальных и социально-политических волнений в Венгрии и Италии русины 2 мая 1848 года создали во Львове свою политическую организацию — Головну руску раду. Несмотря на то что обычно официальная Вена негативно реагировала на любые русинские проявления, в этот раз им мешать не стали. У русинов были плохие отношения с венграми, что превратило их в ситуативных союзников австрийской монархии.

  • Униат Григорий Яхимович
  • Wikipedia

Председателем Рады был избран униат Григорий Яхимович. Примерно в 50 городах Галиции по инициативе Головной рады возникли рады окружные. С 15 мая Головная рада начала выпуск собственной газеты — «Зоря галицкая». В своих статьях и прокламациях представители Рады писали, что считают великороссов своими единокровными соплеменниками, но при этом называли австрийцев братьями и обещали им верность в борьбе с общими врагами — венгерскими революционерами.

При таинственных обстоятельствах у русинского движения появился жёлто-голубой флаг, ставший со временем символом украинства. 25 июня неизвестные вывесили сине-золотистую хоругвь на львовской ратуше. По городу поползли слухи, что это новое русинское знамя. По словам историков, тогда острожное руководство Рады запаниковало, опасаясь гнева официальной Вены, однако австрийская администрация отреагировала на произошедшее спокойно и даже благожелательно. Поэтому, по мнению учёных, есть основания считать, что к появлению нового флага мог приложить руку австрийский губернатор Галиции Франц Стадион фон Вартгаузен. Было объявлено, что сине-голубые цвета восходят к символике Галицко-волынского княжества, хотя на самом деле они были взяты с герба бывшего наместником польского короля в Галиции Владислава Опольчика.

Головна руска рада просуществовала в общей сложности около трёх лет. Она выступала за слияние всех восточнославянских земель в рамках Австрийской империи в одну территориально-административную единицу и за введение образования на русинском языке. Кроме того, она участвовала в формировании отрядов добровольцев для борьбы с революционерами и организовала в 1848 году Собор русских учёных, на котором обсуждались перспективы ведения просветительской работы в Галиции.

Учитывая «общерусские» нотки, звучавшие в заявлениях русинских активистов, Головна руска рада наткнулась на противодействие со стороны польских национальных организаций, которые были на хорошем счету у австрийского руководства. Поэтому официальная Вена, хоть и гарантировала русинам некоторые национально-культурные свободы, стала воспринимать в штыки их политическую активность, и из-за этого в 1851 году деятельность Рады сошла на нет.

Украинский вопрос

Ещё в первой половине XIX века в Российской империи возникло движение, направленное на изучение этнографических особенностей населения Малороссии, Галиции и Буковины, а также поиска между ними культурного и языкового сходства. Российские власти изначально реагировали на подобные изыскания благожелательно: они создавали идеологическую базу для воссоединения всех территорий бывшего Древнерусского государства под властью Москвы. Кроме того, таким образом официальный Санкт-Петербург пытался нивелировать попытки польских националистов проводить антироссийскую агитацию среди униатского восточнославянского населения.

  • Русины. Рисунок 1863 года

Однако поляки сумели перехватить у российских властей инициативу и начали пропагандировать «единство» населения Поднепровья и Галиции, только не в рамках русского народа, а в составе отдельного национального проекта — южнорусов или украинцев. Более того, жителей Малороссии польские агитаторы стали подбивать к антироссийскому восстанию.

Планы по развязыванию братоубийственной войны на Поднепровье были выявлены, в частности, в польских документах времен восстания 1863—1864 годов.

Спровоцировать бунт в Малороссии поляки не смогли, но озвученная ими идея понравилась австрийским властям, развернувшим «украинскую» агитацию среди русинов.

Жителей Галиции начали убеждать, что они являются соплеменниками обитателей Поднепровья, но никак не русских в целом. Однако австрийская агитация натолкнулась на сопротивление со стороны части местной интеллигенции, считавшей «украинофильство» исторической фальсификацией.

«Во второй половине XIX века на Галицкой Руси начинает развиваться движение москвофилов, или русофилов, направленное на укрепление культурно-духовных связей с Россией», — рассказал в интервью RT ведущий научный сотрудник Института русского зарубежья, политолог Эдуард Попов.

Австрийские власти, в свою очередь, пытались оказывать на русофилов давление, устанавливать за ними полицейский надзор. Параллельно официальная Вена поддерживала украинофилов, доказывающих инаковость украинцев и русских.

Если вплоть до начала ХХ века австрийские власти больше применяли агитацию, чем давление, то с переходом в 1914 году к открытым боевым действиям против России ситуация изменилась.

«После начала Первой мировой войны в Австро-Венгрии против русинов были развернуты масштабные репрессии», — отметил Эдуард Попов.

Попасть в австрийские концлагеря либо подвергнуться казни русин мог лишь за подозрение в симпатиях к России.

Всего за время войны австро-венгерские власти при содействии коллаборационистов, считавших себя украинцами, уничтожили, по разным оценкам, от 140 до 300 тыс. русинов.

Сотни тысяч людей прошли через аресты и содержание в концлагерях. Поэтому российскую императорскую армию в Галиции встречали с радостью, а когда она отступала, вместе с ней отошли на территорию Российской империи около 200 тыс. карпатских русинов.

В ХХ веке этноним «украинец» в Галиции окончательно вытеснил термин «русин», но он сохранился в Закарпатье и в Буковине.

Русины Закарпатья

В наши дни русинами считают себя преимущественно жители земель, оказавшихся по итогам Первой мировой войны за пределами СССР и Польши. Речь идёт в первую очередь о Закарпатье и прилегающих к нему территориях, ставших в 1918 году частью Чехословакии и Румынии. Местная интеллигенция склонна возводить родословную русинов напрямую к древним русичам, а то и вовсе к славянским племенам белых или чёрных хорватов.

В отличие от остальных «русинских» территорий, Закарпатье находилось под властью русских князей совсем недолго, и откуда на его территории взялось славянское русскоязычное население со стопроцентной уверенностью сказать нельзя. Это могут быть как потомки племён, живших на этих территориях еще в I тыс. н. э., так и правнуки переселенцев XIII—XIV веков.

«Сегодня существует мнение, что русины наравне с русскими, украинцами и белорусами являются отдельным восточнославянским народом», — рассказал RT академик Академии политических наук РФ, заведующий кафедрой РЭУ им. Г.В. Плеханова Андрей Кошкин.

С точки зрения сторонников этой теории, закарпатские русины связаны с другими «историческими» русинами только названием и представляют собой самостоятельный этнокультурный феномен, пояснил эксперт.

Согласно другим версиям, современные русины всегда являлись частью той восточнославянской общности, на базе которой образовались украинцы, но благодаря стечению политических обстоятельств им удалось сохранить старый этноним. «На Украине сегодня их чаще всего характеризуют как часть украинского народа», — отметил Кошкин.

Сейчас, по словам эксперта, серьёзное опасение внушает тот факт, что киевские власти пытаются перевести научную дискуссию об этнической принадлежности закарпатских русинов в политическую плоскость.

«С началом войны в Донбассе киевский националистический режим склонен в чём угодно видеть проявления сепаратизма, русинские активисты теперь подвергаются репрессиям со стороны украинских спецслужб просто за желание их народа получить официальный статус национального меньшинства. Такая политика в отношении русинского народа недопустима», — резюмировал Андрей Кошкин.

24-25.04.1996г. Прямчук С.Д.

РУСИНЫ – осколок Киевской Руси.

Русины – четвёртый восточнославянский народ известный так же под именами: руснаки, угрорусины, угрорусы, карпатороссы, рутены, русины. На заре становления государственности восточных славян - Киевской Руси, земли русин населяли славяне: белые хорваты, а черные хорваты населяли Чехию и южную Польшу. Земля Русин с тех времён называется Закарпатская Русь. В составе Чехословакии её называли Подкарпатская Русь, а в составе Венгрии называлась Русская Крайна. В 10 -11 вв. Закарпатская Русь входила в состав Киевской Руси и с той поры восточные славяне Закарпатья сохраняют свой этноним:

Русины, не смотря на перепитии истории. Австровенгерские власти использовали латинизированый этноним: "рутены" производное от русины. На протяжении 11 – 13 веков венгерские феодалы поэтапно захватывали земли русин за ЗАСЕЧНОЙ ЛИНИЕЙ - государственной границы, постепенно продвигая её по Закарпатью к подножью гор. Юридическое включение Закарпатской Руси в состав Венгерского королевства произошло в 13 – 14 веках. Грамоты зафиксировали обширную категорию восточнославянских названий поселений, говорящих о проживании там в рассматриваемое время восточных славян. А Киевская Русь, ослабленная сепаратизмом местных властей – княжеской междуусобицей, пала под ударами татаро – монгольского нашествия. В результате этих событий Закарпатская Русь до начала 20 века входила в состав Венгерского королевства.

Югозападная Русь (земли сов. Белорусии и Украины) вошли в состав нового центра собирания Земли Русской – русскоязычного Великого княжества Литовского. Галицкая Русь вошла в состав Польского королевства. Владимиро – Суздальская Русь оказалась под пятой Золотой Орды и только на севере Новгородская Земля – "республика" Народного Вече сохранила независимость (эту землю скандинавские варяги называли страной городов – "Градарикия". В дальнейшем Великое княжество литовское объединилось с Польским королевством в Речь Поспалитая и земли Белорусии остались под управлением Вильны, что и послужило толчком к становлению белоруского народа. А другая часть Югозападной Руси оказалась под управлением Польши и эту землю поляки стали называть по своему – Украина, а местных жителей украинцы, что в то время звучало оскорбительно. До 17 века местное русское население не признавало себя украинцами, но с 17 века восприняло этот этноним – украинец, как родной.

Так славяне были земледельческим осёдлым народом, жили и вели своё хозяйство по берегам рек и озёр. Русский народ образовался в результате постепенного слияния славян с местным финноязычным населением, процесс этот проходил мирно, поскольку славяне селились на свободные земли по берегам рек и озёр, а аборигены финоязычные племена традиционно жили в лесах на водоразделе, по верховьям притоков рек, а не по берегам рек. И поэтому не было причин для конфликтов. (До 14 века междуречье Волги и Оки называли на Руси – "Залесская Украина" и населяли её: славяне Вятичи и Кривичи, финоязычные народы Меря, Мещёра, Мурома, к югу от Москвы жил реликтовый балтоязычный народ Голядь, ближайшими родственниками которых были Пруссы. Легендарный князь племени голядь нам известен с времён Киевской Руси, как "Соловей Разбойник", отголосок тех событий, когда русские славяне и голядь долго не могли ужиться друг с другом и стоял вопрос о невозможности "прямоезжей дороги" к Киеву через земли голяди. Но прошли времена и эти разноязычные народы консолидировались в единый народ Великороссов с началом собирания Земель Русских вокруг Москвы. И дали новое имя Залесской Украине – Великороссия – Россия.)

Интересно то, что ядром польского народа и русского - Киевской Руси были славянские племена ПОЛЯНЕ - в переводе на современый русский - богатыри. Поляне Польше дали своё имя, а для Руси послужили центром образования государства, восприняв этническое имя Русь - Рось от пришлых этносов, толи скандинавских варягов, толи от ираноскифских племён. Великий этнолог Лев Николаевич Гумилёв видит в звучном имени славян - Полянин след пассионарного толчка, где активные - пламеные люди стали именоваться поляне - богатыпри - сильные духом. Силы духа полян хватило на основание двух славянских государств, Руси и Польши, и разделило их принятие разных конфессий христианства. Польша стала католической страной, а Русь - Россия заповедником Православия (Третьим Римом). Скандинавы называют славян по древнему их имени "ВЕНДЫ". Это имя славян помнят и финские народы и с тех пор называют Россию - Венейей, а русских венелайнен.

Русины изначально были православными, но находясь в многовековой изоляции от Московской Руси, которая не могла им оказать реальную помощь и защиту, вынуждены были пойти на компромис с католическими властями. Что б сохранить православную форму литургии, Православная Церковь Закарпатской Руси вынужденно вступила в унию с Римом, образовав униатскую греко - католическую церковь после оформления 24 апреля 1646г. Ужгородской унии. С того момента принадлежность к униатству стало этническим сигналом принадлежности к славянскому этносу Русин. Как и раньше русины подвергались ассимиляции, но их потомки утрачивая русскоязычие старались сохранить хотябы "Веру отцов" в нескольких поколениях. В результате ассимиляции русин и утраты ими русиноязычия, униаты появились среди румын, венгров и словаков. Этническая территория русин постепенно сокращалась и к середине 19 века она немного превышала 50 тысяч кв.км.

В 1810г. численность русин говорящих по русски и принадлежащих к униатству составляло 430 тысяч человек, а доля их в многонациональном Венгерском королевстве составляла 5,4%. А в 1910г. доля русиноязычного населения сократилось до 2,6% в результате ассимиляции русин, а доля униатов с 5,4% снизилась незначительно до 5,2%. Потомки русинов утрачивая язык старались сохранить принадлежность к униатству. В 1910г. численность русин была такова: униатов 472 тысячи, католиков 3 тысячи, а православных сохранилось только 7 тысяч. Принятие униатства повидимому защитило русинов от более быстрых темпов ассимиляции. Численость униатов у других этносов региона в результате ассимиляции русин в 1910г. стала таковой: венгероязычные униаты 247 тысяч, румыноязычные униаты 121 тысяча, а словакоязычные составили 102 тысячи. Во взаимотношениях русин со словаками скорее шёл процесс не ассимиляции, а процесс консолидации славян Венгрии, языки которых очень схожие. Образовался переходный субэтнос словако-рутены по вере греко-католики, а по языку переходный диалект словацкого языка. Численость словако - рутенов в 1830г. была 12 тысяч, а к 1910г. достигла уже 110 тысяч человек. В результате ассимиляторской политики австровенгерских властей в Закарпатской Руси шёл интенсивный процесс сокращения числа русиноязычных деревень, аналогичный таким же процессам в Германии, сокращения числа славяноязычных деревень у лужичан в Полабской Сербии и поморян-кашубов в Поморянии (Померании). В 1810г. в Закарпатье было русиноязычных деревень 776, в 1830г. 756 деревень, а в 1880г. их уже осталось 517 деревень. Несмотря на ассимиляцию русин и их эмиграцию за океан, падения доли русин в населении края, их численность всётаки увеличивалась. В 1810г. русин униатов было 430 тысяч, в 1910г. русин было 482 тысячи, в 1930г. достигла 570 тыс., а в 1979г. составила 978 тыс.человек. На территории Словакии численность русин уменьшилась, в 1810г. их было 153 тыс., в 1900г. 83 тыс.,а в 1980г. их осталось 47 тысяч. В Румынии сейчас русиноязычного населения осталось 32 тысячи человек и сосредоточены русины в основном на реке Русковой. В Венгрии русинский язык вышел из употребления. В Румынии так же живут украинцы в Буковине и Липоване - русские в дельте Дуная и городе Тульча. В Кошице в Словакии русины проводят национальные собрания. В Закарпатскую Русь венгерские феодалы приглашали на поселение украинцев из польской Галиции, по - видимому, в связи с существованием контактов с Галицией можно рассматривать русин, как субэтнос украинской нации, которые смогли сохранить древний этноним - русские - русины. По площади Закарпатская область Украины составляет 12,8 тыс.кв.км. в 1979г. там проживало 978 тыс. русин.

В последние годы мы слышим о русинах, что у них наводнения в Закарпатье в результате сильных паводков и в этом году стихийные бедствия из за обильного снегопада.

Американский президент В. Вильсон 8.1.1918 г. провозгласил известные 14 пунктов условий начала перемирия с противниками Антанты (прежде всего с Германией и Австро-Венгрией). В п. 10 говорилось о том, что народам Габсбургской империи должна быть предоставлена возможность получения полной независимости.

В то время уже в июне 1918 г. русинские эмигранты в Америке учреждают Раду американских Угрорусинов и выдвигают по аналогии с другими народами требование на создание независимого русинского государства. 18 сентября 1918 г. Т.Г. Масарик от имени чехословацкого правительства провозгласил в Вашингтоне Декларацию независимости Чехословакии, как демократической Республики. 23 октября 1918 г. Русины были приняты в среднеевропейский союз порабощённых народов и её решением признаны отдельным народом с правом на самоопределение. В ноябре 1918 г. о своём присоединении к Чехословакии, в качестве народа с правом на самоопределение решительно высказались и Русины.

Решающее слово в направлении связать своё будущее с Чехословакией имело Народное Собрание 8 мая 1918 г. в г. Ужгороде трёх подкарпатских Русских Народных Рад, которое учредило Центральную Русскую Народную Раду в Ужгороде и приняло резолюцию: "Собрание всех подкарпатских Русских Народных Рад публично заявляет: что от имени всего народа полностью поддерживает решение американских Угро-Русских Рад присоединиться к Чехо-Словацким народам на основе полной национальной автономии".

Венгрия, в свою очередь, в 1920 г. при заключении Трианонского договора в ст. 48 заявляла: "Венгрия признаёт, со своей стороны, как это уже сделали союзные государства и те, что к ним присоединились, полную независимость Чехословацкого государства, которое будет иметь в своём составе автономную территорию Русинов на юг от Карпат".

Таким образом, Подкарпатская Русь, (такое название земли было введено постановлением Генерального Устава от 16 ноября 1919 г., а затем внесено в конституцию Чехословакии, принятую в 1920 г.) вошла в состав Чехословакии в качестве народа с правом на самоопределение, приобрела международное признание, и её положение впоследствии никогда и никем не оспаривалось.

В Скрентоне на заседании Угрорусских Народных Рад 12 ноября 1918 г было принято решение о присоединении Подкарпатья к ЧСР и проведения среди русинских обществ по этому поводу плебисцита (на американский континент на переломе столетий эмигрировала почти половина коренного населения края - около 430 тысяч человек).

Проведенный референдум показал следующие результаты:
67 % опрошенных высказалось за вхождение края в состав ЧСР
почти 28 % - за присоединение к Украине
2 % - за полную независимость
1 % - за соединение с Галичиной
остальные - пожелали остаться в составе Венгрии или присоединиться к России

В соответствии с "Правительственной статистикой 1921 г." население Подкарпатской Руси в то время составляло 600 697 человек, из них 373 234 - Русины и 102 998 – Мадьяры (Венгры), что составляло 53 % и 17 % от общего количества соответственно, причём согласно тех же статистических данных в ЧСР Чехи составляли – 46 %, Немцы - 28% и Словаки всего 13 % от общего количества населения.

Следует заметить также, что в 1919 г. на Подкарпатской Руси было 70 % неграмотных, в то время как уже в 1938 г - только 20 %. Если до 1919 г. в крае было всего около 100 школ, то за годы первой Республики было построено 160 новых школ, ежегодно выходило около 60 газет и журналов на русинском языке.

Еще со времен Австро-Венгрии Подкарпатская Русь находилась в юрисдикции Сербской Церкви. Из-за гонений на православие в России съезд русин решил остаться в сербской юрисдикции, к тому же Сербская Церковь была наиболее близка Русской, в Сербии также располагался центр русской церковной эмиграции. Ее лидер митрополит Антоний (Храповицкий) серьезно помогал карпатороссам: на Пряшевскую Русь был отправлен знаменитый миссионер архимандрит Виталий (Максименко), бывший до революции наместником Почаевской лавры.

В 1919 году на мирной конференции Земля Русин, именуемая Карпатская Русь, согласно Сен-Жерменскому договору, на автономных правах, была присоединена к Чехословацкой республике. Уже тогда землю русин признали Карпатской Русью, ибо здесь живет искони русское племя. Сам народ именует себя "карпаторусс", "русин", т. е. Руси-сын, вера "русска", жена "русска", мама "русска" и т. д. С названием "Украина" наш народ был познакомлен только под чешским владычеством, после Первой мировой войны, и то интеллигенцией, пришедшей из Галичины. Этих галичан само чешское правительство призвало в Карпатскую Русь и их идеологию, за все время существования Чешской Республики, серьезно финансировало...

Карпато-русский народ с великим терпением и болью сердца переносил все это, ожидая своего спасения именно от Москвы... Наш народ-русин - Руси-сын.. Наша русскость не моложе Карпат...

Название земли, заселённой русинами, на юг от Карпат, было введено постановлением Генерального Устава Чехословакии от 16 ноября 1919 г. Официальное название звучало:- "Подкарпатская Русь". Следует отметить, что указанное постановление разрешало использование термина "РУСИНИЯ" (Русинско), однако такое название не нашло признания на практике, по-видимому вследствие преемственности предыдущего общепринятого названия "Угорская Русь".

Конституция Чехословакии, принятая 29 февраля 1920 г., узаконила название "Подкарпатская Русь" и, начиная с этого времени такое название использовалось во всех официальных отношениях, и хорошо устоялось как политическое понятие в международной практике.

В период первой мировой войны широкую известность получили факты восторженной встречи наступающих русских армий коренным населением Галиции и Буковины, и прежде всего русинами.

Австро-венгерские власти с начала войны начали открытый террор в форме откровенного геноцида против своих подданных - русин заподозренных в русофильстве.

Была создана сеть концлагерей, где содержались наиболее активные сторонники единства с Россией (в т. ч. женщины и дети). Символом этих концлагерей стали знаменитые Талергоф, Терезин и др. Были уничтожены десятки тысяч людей. За годы той войны только в Восточной Галиции общие потери коренного населения, включая вынужденную миграцию, составили до полумиллиона человек.

После передачи полномочий автономному правительству Подкарпатской Руси второму кабинету под руководством монсиньора А.Волошина 26 октября 1938 г. в крае развернулась, по интерпретации новых идеологов, политика: русины должны являться частью народа Украины и их язык, религия, нравы и обычаи должны соответствовать галицким стандартам.

30 декабря 1938 г. местный "Правительственный вестник" ("Урядовий вiсник") опубликовал решение автономного правительства (этой же датой) о новом названии края. В решении говорилось, что "до момента окончательного официального принятия названия края автономным сеймом - разрешается использовать название "Карпатская Украина". Под этим правительственным решением стояли подписи премьер-министра А.Волошина и министра Ревая. Этот же министр подкарпаторусского правительства, Ревай, 5 января 1939 г. на вопрос журналиста одной из газет о правомочии такого решения заявил: "Правительство разрешило использование названия "Карпатская Украина" по своему усмотрению, так как народ Карпатской Украины является украинским".

Официальная Прага реагирует тут же и уже 28 января 1939 г. д-р Паркани из канцелярии Президента официально предупреждает подкарпаторусских деятелей о недопустимости подобных эксцессов. Центральное правительство по-прежнему использует официальное название.

А.Волошин в своей телеграмме от 28 января 1939 г. просит "...чтобы Президент Республики созвал сейм Капатской Украины..." и Гаха официально отвечает 10 марта того же года в Хуст: "Уважаемый господин председатель автономного правительства! Созываю Сейм Подкарпатской Руси на заседание в Хуст на день 21 марта 1939 г."

Однако, в связи с изменившейся политической ситуацией, сейм собрался на своё первое заседание уже 15 марта 1939 г. Он формально принял закон о независимости государства и, во втором параграфе закона было изложено: "названием государства является "Карпатская Украина". Через два часа после принятия решений, депутаты сейма, практически в полном составе, иммигрировали в Румынию.

15 - 17 марта 1939г. Венгрия оккупировала Закарпатскую Русь.
18 ноября 1944 года в Мукачеве состоялся Православный съезд. Его делегатами были 23 православных священника, известные ученые и общественные деятели Георгий Геровский и Петр Линтур. Съезд принял обращение к Сталину. В нем говорилось:

"Мы, нижеподписавшиеся представители православных общин Карпатской Руси, выражая волю всего православного русского народа, просим включить Карпатскую Украину (Карпатскую Русь) в состав СССР в форме: Карпаторусская Советская Республика.

Желания и мечты предков русин всегда были, чтобы земля за Карпатами, заселенная русинами, т. е. Руси сынами, возвратилась в лоно Великой Руси. Но поработители русин всегда тому препятствовали. Таким образом, русины целые столетия оставались в германо-венгерском рабстве вплоть до 1919 года.

Наученные горьким опытом, мы решительно заявляем, что политическая, экономическая, культурная и социальная жизнь нашего русинского народа может успешно развиваться только в пределах великого, родного нам Советского Союза, и ни в коем случае не в каком-либо чужом государстве.

ВОЛЯ КАРПАТО-РУССКОГО НАШЕГО НАРОДА: ХОТИМ РАЗ И НАВСЕГДА СВЯЗАТЬ СВОЮ СУДЬБУ С СУДЬБОЮ НАШИХ СОПЛЕМЕННИКОВ В СССР и то определить нам Карпато-русскую Советскую Республику от Ясиня до Попрала и от Ужка до Доброчина (Дебрецена). Выражая великую радость и глубокую благодарность по поводу освобождения Великому вождю и освободителю всего славянства и Европы товарищу Маршалу Сталину и Красной Армии, мы просим принять Карпатскую Русь в состав Советского Союза.

Участвующие в работе съезда православные священники подписали петицию, в которой просили Синод Русской Православной Церкви вступить в контакт с Синодом Сербской Православной Церкви и каноническим путем оформить переход Мукачевско-Пряшевской епархии в юрисдикцию Московской Патриархии.

Православный съезд принял решение направить свою представительную делегацию в Москву, в нее вошли все, подписавшие письмо Сталину. Днем раньше в Мукачеве состоялось общее собрание делегатов местных комитетов - о воссоединении Закарпатской Руси с великим братским русским народом. В его работе в полном составе приняли участие делегаты Православного съезда. Георгий Геровский (1806-1959) был председателем этого собрания. Он же, по решению собрания, как руководитель делегации местных комитетов должен был совместно с православной делегацией отправиться в Москву и донести правительству СССР решение представительного собрания о вхождении Подкарпатской Руси как автономной единицы в состав Российской Федерации.

Уже на следующий день после Православного съезда, 19 ноября, в том же Мукачеве состоялась первая конференция коммунистов Закарпатья. 294 делегата проголосовали за резолюцию: "Про воззэеднання Закарпатськой Украини з Радянською Украиною в складе Радянського Союзу". Началась усиленная подготовка к съезду Народных комитетов, который состоялся 26 ноября 1944 года.

Православная делегация смогла добраться в Москву уже после съезда Народных комитетов, 7 декабря 1944 г. В Москве ей оказали пышный прием, делегация была принята в Московской патриархии патриаршим местоблюстителем митрополитом Алексием, управляющим Московской епархией митрополитом Николаем, экзархом Украины митрополитом Иоанном и архиепископом Ярославским Алексием. После взаимного знакомства руководитель делегации игумен Феофан передал митрополиту Алексию петицию.

Вскоре в "Закарпатской правде" 26 декабря 1944 г. была опубликована статья "Встреча с отцом Феофаном". В ней, в частности, писалось: "До настоящего времени мы подчинялись Сербскому Священному Синоду, который нас серьезно поддерживал, от всей души, и с развитием Русской Православной Церкви в Закарпатской Украине принято решение о присоединении к Советской Украине, что подразумевает, что Церковь тоже должна перейти к Московскому Священному Синоду". О том, что православная делегация края на встрече с Патриархом Алексием еще раз напомнила о том, что ее члены "решительно против присоединения нашей территории к Украинской ССР", в статье даже не упоминалось.

Предстоящая канонизация архимандрита Алексия скончался в 1947 году станет началом процесса прославления всего сонма карпато-русских святых.

В ст. 1 договора: "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции название Подкарпатская Русь), которая на основании Договора 10-го сентября 1919 г., заключенного в Сан-Жермен ан Лэ, вошла в качестве автономной единицы в рамки Чехословацкой Республики...".

20 столетие было чрезвычайно трагичным для маленького русинского народа. Концлагеря в Талергофе и Терезине в Первую Мировую, послевоенная операция "Висла"...

"Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Чехословацкой Республикой о Закарпатской Украине", договор был подписан в Кремле 29.06.1945 г. и Протокола к нему. Ст. 1 названного Договора говорилось "Закарпатская Украина (носящая согласно Чехословацкой Конституции, название Подкарпатская Русь) ... включается в состав Украинской Советской Социалистической Республики".

В годы второй мировой войны Русины составляли основной костяк первого чехословацкого армейского корпуса в СССР. Так, например, из 1696 солдат запасного полка и резервной роты в Бузулуке было 1422 Русинов, в чехословацкой военной части в бое за Соколово было 27 % Русинов, в боях за Киев – 63 %. До перехода границ ЧСР в корпусе насчитывалось 7100 Русинов и ещё в апреле 1945 г. – 5349. Своими боевыми заслугами и тысячами павших и раненых героев они внесли неоценимый вклад в освобождение и свободу ЧСР.

Собравшаяся в Праге, 27 октября 1990 г., группа единомышленников, объединённых общностью интересов, с твёрдыми, устоявшимися убеждениями и принципами, в желании наследовать традицию аналогичной организации, действовавшей до Второй мировой войны, учредила Общество друзей Подкарпатской Руси.

Из доклада на 4-ом Всемирном конгрессе русинов в Будапеште, 1997 г.
Почему в голой пустыне встречаем мы иногда чудный оазис? Думаю, Бог Святый этим хочет напомнить о первозданной красоте мира, в который введен был первый человек.

В славянском мире Господь оставил тоже некий национально-языковой оазис - русинский язык. История божественного вдохновения на кодификацию церковнославянского языка (через святых Кирилла и Мефодия) распространяется полностью и на русинский язык. Он остается доныне самым близким (90%) к своему кодифицированному первоисточнику - церковнославянскому.

Если присмотреться в историческом плане к русинскому языку, то невольно приходишь к выводу: только Бог охранял его на протяжении 11 веков. Аналогия уместна только с иудейским языком. И тот факт, что в конце XX века русинский язык остается твердо употребляемым в Подкарпатье, имея условные названия "местный", "по-нашому", показывает его оригинальность, естественное происхождение и чудное самосохранение.

Все славянские языки - кроме русинского - далеко отошли от своих первокорней, особенно от церковнославянского, хотя некоторые сохранили этимологические корни: словенский, словацкий (Словения, Словакия).

Из выступления Рудольфа МАТОЛЫ, Председателя Общества русинов Чешской республики, на Всеславянском сьезде в Праге (1998г.)

До конца 1918 года русины жили в Австро-Мадьярщине (Венгрии) в бассейне рек Тисы и Дунайца (впадающего в Вислу); более 500.000 русинов жило за Атлантическим океаном в США, Канаде, Аргентине и Бразилии. В настоящее время приблизительно два миллиона русинов живет в Чешской Республике, Словакии, Польше, Мадьярщине, Югославии, Румынии, но более всего в бывшей Подкарпатской Руси (Закарпатской области). Жизнь русинов очень убогая, только в Югославии - в Бачце-Бановине в области Нови-Сад русины имеют идеальные условия для всестороннего национального и культурного развития. Югославские русины имеют не только начальные русинские школы, но и средние, а в университете в г. Нови-Сад расширенную кафедру на русинском языке.

За последние десятилетия проведено четыре съезда русинов со всех континентов. Последний из них состоялся в 1997 году в Будапеште. Мадьярское правительство дало достаточно средств, чтобы будапештский съезд русинов был достойной встречей русинских представителей со всего мира.

Следующий съезд русинов был назначен на месяц май в городе Мукачеве - в сердце русинского народа. В это время тысячи русинов были принуждены бежать со своей родины в незнакомые места за Атлантический океан.

Как хорошо известно, предки сегодняшних Русинов, являясь частью великой славянской миграционной волны, задолго до прихода сюда Венгров во второй половине 10-го столетия, оседлали юго-западные склоны Карпат. В то время их называли Белыми Хорватами. Название Русин по-видимому является производным от слова Русь, происходящего от общего названия восточных славян (Старорусов, Русов).

Таким образом, Русины, будучи разделены как природной (гребни Карпат), так и политической границей, выпали из этнически-государственно-образующего процесса восточных славян. Русины не были частью того процесса, не переносили в конкретных исторических и пространственных условиях общей судьбы формирования восточных славян и, в этой связи, является закономерным, что они образовали свой этнос.

Высокая живучесть русинского языка объясняется его большой близостью к церковнославянскому. Последний и сегодня употребляется христианами восточного обряда (православными и греко-католиками) в богослужении.

На счастье русинов, церковнославянский язык остается в употреблении Русской Православной Церкви, Украинской Православной Церкви, Белорусской Православной Церкви, Болгарской, Польской и Сербской Православных Церквей, а также части Словацкой Православной Церкви. Употребляют церковнославянский и Зарубежная Русская Православная Церковь, Карпато-русинские Епархии в Америке, Канаде.

Также остается церковнославянский в употреблении среди части верующих Греко-Католической Церкви в Закарпатье и Словакии. Остальные греко-католики (Галичина, Словакия, Чехия, Польша) ввели в употребление новые локальные национальные языки.

Там, где это изменение языка произошло, неумолимо проходит активная ассимиляция русинов с национальностями тех государств, где они проживают.

Это стало заметно в Венгрии, Словакии, Польше и по большей части на Закарпатье (Подкарпатье). Но и в этом случае русины остаются в своих "новых" государствах и нациях оригинальными в традиции, языке и культуре, что особенно заметно в Словакии, где не менее 500 тысяч русинов словакизировалось.

Интересной остается ситуация в Закарпатье (Украина). При повсеместном внедрении украинского языка (школа, телевидение, пресса, госучреждения), русинский, "местный" язык остается превалирующим в семье, на работе, на улице, в автобусе и т.д.

Поскольку долгие годы гонения не давали возможности называть вещи своими именами, то русины Подкарпатья именуют себя (так их именуют и приезжие) "местными", а язык свой называли закодированно под именем "по-нашому", "говори по-нашому, по-местному". Показательно, что даже среднеевропейское время осталось в русинов Подкарпатья тоже "местным временем", несмотря на то, что при Советском Союзе предприятия и транспорт работали по московскому времени, а сегодня по киевскому.

Это совсем не значит, что русины - антиукраинцы. Большая часть из них лояльно относится к новой власти и даже начинают думать, стоит ли жестко отстаивать русинский национальный вопрос. Все же есть для русинов одна опасность -потеря подосновы своего русинского языка - церковнославянского. Если атеисты переименовали церковнославянский язык (как четко богослужебный) в старославянский (научный) с сознательным усложнением грамматики, то в новое время приняли "патриоты" решение - вообще избавиться от церковнославянского языка.

Началось третирование, унижение, дезинформация. А поскольку "сломать" греко-католиков оказалось политикам легче, чем православных, чтоб "выветрить" от них церковнославянский, то объектом политических нападок в Закарпатье оказалась Православная Церковь, твердо сохраняющая церковнославянский.

Православных обозвали и коммунистами, и москалями, и виновными во всех грехах только за то, что они молятся на церковнославянском, который неуклонно поддерживает жизнеспособность местного - русинского.

Как не вспомнить злую шутку, имеющую хождение в Русинском крае: "Закарпатье - красивый край, но слишком много в нем местных".

Для нас остается задача из задач, как православным, так и греко-католикам держаться церковнославянского языка, чтобы помочь выжить, выстоять и быть признанным русинскому языку - самому древнему из славянских языков. о. Димитрий СИДОР