Кто такой казачий атаман и чем он отличается от обычного человека? Семь знаменитых казачьих атаманов.

На фото: Владимир Пантелеймонович
Векленко – атаман Тамбовского
отдельского казачьего общества

Атаман – выборный лидер в казачьей общине, предводитель, достойный казак, показавший личную доблесть и славу. Атаманом является высший начальник казачьего войска (в зависимости от формы выполнения обязанностей – войсковой, походный, наказный, кошевой) или глава казачьей административно-территориальной единицы (окружной атаман, атаман отдела, станичный или хуторской атаман). Также атаманом назначался командир воинского подразделения или какого-либо вооружённого отряда.

Слово «атаман» имеет несколько версий происхождения:
1. «Ата» переводится с тюркского как «дед», «ман» в переводе значит «я». Если совместить два значения, получится «я старший». Также с тюркского может переводиться как «старший тысячи», учитывая, что слово «мен» означает «тысяча».
2. «Ат» в татарском языке означает «отец», «аман» – «с конём» или «на коне». Следовательно, с татарского «атаман» переводится как «отец на коне».
3. Amtman – немецкое слово, обозначающее начальника службы или главу канцелярии.
4. «Одаман» на кумыкском означает «хозяин», «главный». Слово «ода» в кумыкском языке означает большой дом, двор или семью. Следовательно, «атаман» является «главным в семье». Когда пастухи образовывали кочевье (кош), то выбирали себе атамана. У казаков тоже есть «кошевой атаман», что подтверждает и эту версию образования слова «атаман».
5. Гото-германская, или асаланская, версия является самой распространённой. Согласно этой версии, слово atta означает «отец», а слово mann переводится как «муж» или «витязь». И сейчас казаки называют атамана «батькой» или «отцом», что не только отражает роль атамана в казачьем обществе, но и служит напоминанием об определённом пласте исторического и культурного наследия русского народа.

Исторически слово «атаман» упоминается ещё в XIV веке на страницах Литовской хроники. В то время казаки совместно с ланами и готами составляли дружину крымского хана. Древние акты из крымской истории упоминают «атамана Дувана», и с середины XVI века начинается упоминание слова «атаман» в различных источниках, связанных с казаками.
Казачий атаман обладал исполнительной и судебной властью, занимая военно-административную должность. Деятельность и функции атамана зависели от исторического периода и поставленных целей. К примеру, для походов, военных действий или для несения службы вне расположения войска избирался походный атаман, а для выполнения дипломатических или представительских функций назначались атаманы лёгких и зимовых станиц, они считались главами посольств. Главным предводителем войска избирался войсковой атаман. В случае отсутствия войскового атамана функции переходили наказному атаману. Также были атаманы куреней (куренные атаманы), лисицкие атаманы (ответственные за охоту), крамные атаманы (ответственные за торговлю), кошевые, полковые, станичные, хуторские, окружные атаманы. Атаманом мог называться старший в любом деле, к примеру начальник рыболовства на реке Урал назывался атаманом рыболовным. В приморских рыболовных артелях избирали атамана (ватаммана), который был главным распорядителем работ, начальником промысловой партии. О таком атаманстве упоминается в новгородских грамотах XIII века. В Малороссии и Новороссии атаманом называли сельского старшину и других опытных, авторитетных старшин в различных направлениях деятельности.


Главный предводитель всего войска назывался войсковым атаманом. Он избирался войсковым кругом. Должность войскового атамана была выборной до 1718 г., потом войсковой атаман назначался правительством, и выборы атамана кругом казаков были отменены. Войсковые атаманы носили в руках «насеку» (трость), которую потом передавали вновь избранному. Пётр Великий решил придать войсковым атаманам особый статус и пожаловал в 1704 г. Войску Донскому украшенную насеку с надписью «насека войска донского 1704 г.» и серебряную печать. В 1705 г. Пётр I пожаловал войсковым атаманам вызолоченный по серебру и украшенный драгоценными каменьями пернач как знак их достоинства.
На Украине войскового атамана называли гетманом. Атаман Запорожской Сечи, которого также выбирали, назывался кошевым атаманом и подчинялся напрямую гетману. Запорожская Сечь делилась на курени, и, соответственно, были куренные атаманы (в современном понимании – начальники отдельных частей войска).
Со 2 октября 1827 г. августейшим атаманом всех казачьих войск стал наследник престола, а казачьи войска управлялись наказными атаманами.


После событий 1917 г. статус войсковых атаманов был восстановлен. На протяжении всей Гражданской войны войсковые атаманы казачьих войск были не только талантливыми военачальниками, но и ярким примером героизма и мужества в борьбе с большевиками и против «красного террора». Соблюдая верность присяге, принятой за Веру, Царя и Отечество, казаки во главе с войсковыми атаманами проливали кровь и совершали подвиги, внесённые в славную историю казачества.
С 1990-х гг. началось возрождение казачества, и институт войсковых атаманов был восстановлен. На данный момент войсковые атаманы назначаются указом Президента РФ.

Порядок выборов атамана

Атаман выбирается на круге открытым голосованием казаков. Кандидаты в атаманы с непокрытой головой садятся рядом со священником. За каждого кандидата голосуют отдельно, перед голосованием кандидат в атаманы выходит на середину круга, кланяется кресту, священнику, потом старикам и казакам, зачитывает свою программу, и потом есаулец спрашивает присутствующих: «Господа честные казаки, люб ли вам атаман такой-то?» Атаманом становится тот кандидат, который набрал больше голосов.
В казачьей традиции считается, что в момент присяги новый атаман получает особую силу. Для принятия присяги выбранного атамана ведут два пристава, держа за руки. Согласно традиции, непозволительно касаться голой рукой щеки или голой руки атамана, чтобы новый атаман не потерял силу. Для этого приставы держат атамана за рукава выше локтя, а атаман кладёт свои руки на укрытые обшлагами запястья приставов. С атамана снимают мундир, расстёгивают или разрывают рубаху, для того чтобы было видно крест, символ принадлежности к православной вере. Есаулец восклицает: «Православный!» – и казаки кричат: «Любо!» и встают. Атаман, стоя лицом к ним, в полной тишине произносит:
«На Христовом Животворящем Кресте, на Священном Писании присягаю:
Служить верно, не щадя головы и живота своего.
Беречь казачью честь.
Приумножать достояние станицы.
Беречь казаков!
Я – ваш отец. Вы – мои дети!»

После произнесения присяги атаман совершает поклон казакам и, ведомый приставами, идёт к старикам, совершает перед ними поясной поклон. Казаки и старики кланяются в ответ, и приставы подводят атамана к священнику и аналою, он целует крест и Евангелие. После этого приставы отводят атамана в середину круга, и старейшина три раза сечёт атамана нагайкой по спине.


Атаман получает символы военной и хозяйственной деятельности: на него надевают через правое плечо шашку, а через левое – полотенце, что символизирует крест – защиту деятельности атамана Христом.
Атаман получает от старшего по чину и возрасту пернач или булаву, символизирующие военную власть. Стариками атаману подносится посох или насека, есаулец на голову атаману возлагает шапку и подаёт команду: «Перед атаманом шапки долой!» Все, кто рангом ниже атамана, снимают шапки. С этого момента присяга считается принятой. Атаманы, которые ниже рангом, присягают новому избранному атаману. Все казаки подходят к кресту, Евангелию и их целуют. Таким образом происходит выбор нового атамана, который перед казаками и Богом будет отвечать за свои деяния и старания во благо казачества.


Поговорки:

Из рядовичей в атаманы выходят.
Терпи, казак, атаманом станешь.
Полно тебе атаманиться, есть постарше тебя.
Без атамана казак сирота.
Атаманом артель крепка.
Без атамана дуван не дуванят, добычи не делят.
Не гонись за простым вором, а лови атамана.
Не атаман при булаве, а булава при атамане, его власть, воля.
Атаманом быть – уряд держать.
Не всем казакам в атаманах быть.
Куда ты, атаман, глазом кинешь, туда мы головы кинем.

Игорь Мартынов,
войсковой старшина, заместитель атамана Тамбовского отдельского
казачьего общества

· Городовые казаки · Станичные казаки · Некрасовцы · Хопёрские казаки · Расказачивание · Казачий стан

Атаман Краснощёков

Гетман Богдан Хмельницкий

На Украине войсковой атаман назывался гетманом . Начальники отдельных селений, также выборные, некогда именовались куренными атаманами, а впоследствии просто отаманами или сельскими атаманами. Последние были в то же время и судьями. Жалобы на их решения, в основном словесные, поступали в сотенную канцелярию , где заседал атаман сотенный - первое лицо в сотне после сотника. Вместе с сотником он решал дела в сотенной канцелярии и в отсутствие его правил его должностью. Звание это было очень важно с 1600 г. до половины XVIII века . Выборный начальник всей Запорожской Сечи именовался кошевым атаманом и номинально был подчинён гетману; начальники отдельных частей назывались куренными атаманами (Сечь делилась на курени, то есть группы домов или жилищ).

Далее, повсеместно предводитель отряда , выступавшего в поход, получал название походного атамана. В отсутствие войскового атамана назначался исправляющий его должность под именем наказного атамана . В XIX веке , когда войсковым атаманом всех казачьих войск считался наследник престола, казачьи войска постоянно управлялись наказными атаманами.

Наконец, атаманом называется вообще старший в деле, например, атаман рыболовный - временный начальник рыболовства на реке Урале . В постоянных приморских рыбных ловлях артель или ватага также избирает атамана (ватаммана). Это главный распорядитель работ: «без атамана дувана не дуванят», то есть добычи не делят. В этом именно смысле начальника промысловой партии, рыболовной ватаги «ватамман» (ватагаман, атаман) впервые упоминается в новгородских грамотах XIII в. В малороссийском и новороссийском крае атаманом зовут сельского старшину, старосту , также старшего пастуха или чабана , большака рыболовной ватаги и проч.

См. также

Примечания

Источники

  • // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Атаман" в других словарях:

    Муж. (малорос. отаман и гетман,нем. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный… … Толковый словарь Даля

Казачьи атаманы были ключевыми участниками всех войн Российской Империи. В историографии их роль часто занижается, но с их именами связаны важнейшие события истории России.

Ермак Тимофеевич

Ермак - легендарный атаман, покоритель Сибири. Один из первых казаков, который стал примером доблести и отваги русского воина. С его именем связано начало присоединения Сибири к России. Происхождение Ермака неизвестно в точности: он родился то ли на Каме, то ли в станице Качалинской войска Донского. По преданию, Ермака с его казаками позвали к себе братья Строгановы для охраны от войск хана Кучума. В 1582 году Ермак отправился вглубь Сибири, а в 1583 году захватил города Надым и Сибирь, а также татарские поселения по Иртышу и Оби. Но вернуться обратно Ермаку так и не удалось: татары убили ближайших сподвижников атамана, а потом и большую часть отряда Ермака. По преданию, 6 августа 1584 года Ермак с отрядом в 50 человек отправился по Иртышу, а войска Кучума шли за ними по пятам. В одну из ночей татары напали на спящих казаков и истребили весь отряд. Бытует мнение, что Ермак утонул в реке, однако, по другой версии, атаман был смертельно ранен копьем в горло.

Кондратий Булавин

Кондратий Булавин - войсковой атаман области войска Донского, известный советским школьникам в связи с поднятым восстанием. Атаман выступил против царского правительства, которое запретило казакам добывать соль на Бахмутских промыслах. Возмущению казаков не было предела, когда правительство заявило, что нужно выдать с Дона всех беглых крепостных. Против закона «С Дона выдачи нет» Булавин не пошёл. Наоборот, Кондратий Афанасьевич собрал отряд казаков и выступил против правительственных войск. Отряд Булавина быстро пополнялся донскими казаками, которые дали отпор карательным отрядам князя Долгорукого. К весне 1708 года восстание охватило всю область войска Донского, Слободскую и Левобережную Украину, а 9 мая Булавин был избран войсковым атаманом. В ночь на 7 июля Булавин погиб, отбиваясь от заговорщиков. Но восстание продолжилось, которое современниками было названо Булавинским. Восстание было жёстко подавлено в 1709 году: 8 донских станиц были сожжены, часть земель по Северскому Донцу была отобрана у казаков.

Игнат Некрасов

Игнат Некрасов - донской атаман, один из сподвижников Булавина. После того, как Кондратий Булавин был убит, Игнат Некрасов, казак станицы Голубинской, выступил с отрядом в 5 тысяч человек на Волгу, увеличивая масштабы восстания. После неудачи под Саратовом, отряд Некрасова взял Царицын, а после поражений от войск князя Долгорукого направился на Кубань. На Таманском полуострове донские казаки создали станицу Некрасовскую, которая являлась последним центром Булавинского восстания. Некрасов высказался за создание обособленной казачьей республики из беглецов - старообрядцев. Вся жизнь этого «государства» регулировалась «заветами Игната» - свода законов и правил казаков-старообрядцев. Точная дата смерти Некрасова неизвестна. Но его идея живёт до сих пор в стане потомков казаков-эмигрантов, которые покинули родину в конце XVIII и обосновались в Турции и Болгарии.

Матвей Платов

Матвей Иванович Платов - войсковой атаман войска Донского, граф, генерал от кавалерии, герой войны 1812 года. Самый известный атаман не только на Дону, но и во всей России и в мире. Герой русских войн конца XVIII - начал XIX вв. В 1801 году назначен Войсковым атаманом области войска Донского. Основатель новой столицы войска - Новочеркасска. Полководческая слава пришла к атаману в годы Отечественной войны 1812 года. Он командовал всеми казачьими формированиями за границей. За боевые заслуги атаман был возведён в графское достоинство. После этого Платов разгромил войска именитого маршала Нея, под Лейпцигом взял в плен 15 тысяч солдат и офицеров противника. При заключении мира донской атаман сопровождал императора Александра в Лондон.

Степан Разин

Степан Тимофеевич Разин - донской атаман, предводитель Крестьянского восстания 1667 - 1671 гг. Оно началось, опять же, когда на Дону начался розыск беглых. Решив воспрепятствовать этому, Разин собирает отряд из казаков. Бунтари отправились на стругах вверх по Дону, в это время Разин был провозглашён атаманом. Он решил отправиться «за зипунами» с казаками вверх по Волге до Каспийского моря, а оттуда до Яика. В Москве атаман был прозван «воровскими». Дойти до Яика разинцам не удалось - доплыли до Астрахани и вернулись обратно на Дон - им помешали правительственные войска. Однако вскоре Разин организовал новый поход на Волгу, который имел уже характер открытого восстания. Его поход сопровождался массовыми крестьянскими восстаниями. Во всех занятых городах вводилось казачье устройство, купцов грабили, а местную власть и бояр убивали. 3 октября 1670 года был ранен и был вывезен на Дон. В борьбу против Разина вмешались донские казаки, которые пленили его и выдали царским воеводам. 6 июня 1671 году Степан Разин казнён на Болотной площади в Москве.

Иван Козьмич Краснов

Иван Козьмич Краснов - генерал-майор, герой войны с Наполеоном, атаман Бугского казачьего войска. Казак станицы Букановской области войска Донского. Участвовал в турецких войнах. В 1787 году, как ординарец Суворова, Краснов был послан в один из батальонов с приказанием - идти в атаку. В том батальоне не осталось в живых ни одного офицера. Тогда Краснов выступил во главе батальона и ринулся в бой. Участвовал в штурме Измаила, захватил три орудия и два боевых знамени противника, за что получил золотую медаль. В 1803 году получил чин генерал-майора и назначен атаманом Бугского казачьего войска. Однако вскоре был арестован и находился под следствием. Ему запретил впредь участвовать в военных действиях. Но, в 1812 году сам атаман Матвей Платов позвал опального атамана руководить казачьими полками на Западном фронте. В бою у Колоцкого монастыря Иван Козьмич был ранен ядром в ногу. В походных условиях ему ампутировали ногу, но из-за большой потери крови прославленный герой скончался. Похоронен в Донском монастыре в Москве.

Алексей Максимович Каледин

Алексей Максимович Каледин - генерал от кавалерии, войсковой атаман Донского казачьего войска. Казак станицы Усть-Хоперской области войска Донского. В первой мировой войне Каледин показал себя как храбрый воин: награждён Георгиевским оружием, орденом Святого Георгия 4-й и 3-й степени. В 1916 году Каледин сменяет генерала Брусилова на посту командующего 8-й армии. Блестяще проведённая операция у города Луцк прославила Каледина как «героя Луцкого прорыва», а вскоре ему был присвоен чин генерала от кавалерии. После Февральской революции Каледин возвращается на Дон, где резко выступает против разрушения армии. Генерала избирают (впервые за почти 300 лет) сами казаки на Войсковом круге. После Октября Каледин выступает против большевиков и Советов на Дону. При Каледине в Новочеркасске началось создание Добровольческой армии и всего Белого движения. В 1918 году атаман не смог мобилизовать казаков, и после заседания Донского правительства Алексей Максимович застрелился. Но после его выстрела Гражданская война на Дону обрела новую форму - массовой борьбы против Советской власти.

атаман

м. (малорос. отаман и гетман, немецк. Hauptmann) начально значило: предводитель шайки, вольницы; затем, выборный, старшина, голова казачьей общины. Войсковой атаман начальствует всем войском казачьим дома; зауряд или правящий должность, наказный атаман; при выступлении полков, начальник походный атаман; начальника станицы (казачьего селения) честят станичным атаманом, некогда куренным; начальник (временный) рыболовства на реке Урале, рыболовный атаман; на постоянных приморских рыбных ловлях артель также избирает атамана. На Украйне гетман означало войскового, а отаман куренного начальника; у запорожцев были куренные (сельские) отаманы и один над ними кошевой отаман, подчиненный гетману; в малорос. и в новорос. крае, отаманом зовут сельского старшину, выборного, старосту, также старшего пастуха или чабана, большака рыболовной ватаги и пр. Во всякой воровской, разбойничьей шайке выбирают атамана. Почетно, каждого казака честят так, как солдата кавалером; в насмех зовут так чересчур бойкого, самонадеянного человека. Ватаман новг. старшина рыболовной артели; напоминает также ватагу и малорос. ватажок, соединяя в себе два производства. Атаманы молодцы, обращение к казакам. Терпи, казак, атаман будешь. Из рядовичей в атаманы выходят. Не всем казакам в атаманах быть. Не атаман при булаве, а булава при атамане, его власть, воля. Без атамана казак сирота. Атаманом артель крепка. Без атамана дуван не дуванят, добычи не делят. Атаманом быть - уряд держать. И у атамана не две головы на плечах. Выискался атаманишка, дрянной, плохой; насел атаманища, грозный, недобрый. Не гонись за простыми вором, а лови атамана. Шайка перессорилась, и атамана выдала. Атаманка, более шуточно, начальница какой-либо женской общины, напр. старшая из базарных торговок одним товаром. Атаманша, жена атамана; иногда коноводка, атаманка. Атаманов, атаманкин, атаманшин, лично им принадлежащий. Атаманское звание, должность. Атаманство ср. Атаманствовать или атаманить, быть атаманом, начальствовать; управлять самоуправно. Атаманничать, распоряжаться как начальник, без права на это или вообще дурно. Атаманиться, принимать на себя вид атамана, важничать. Полно тебе атаманиться, есть постарше тебя. Атаманщина ж. собират. звание, должность атамана, атаманство; община под началом его, казаки.

Толковый словарь русского языка. Д.Н. Ушаков

атаман

атамана, м.

    Начальник - название различных военных и административных должностей в казачьих войсках (дореволюц.). Войсковой атаман. Станичный атаман.

    предводитель разбойничьей или воровской шайки. Атаман разбойников.

    перен. Коновод, предводитель (шутл.). Толпа деревенских мальчишек во главе со своим атаманом гналась за ним.

Толковый словарь русского языка. С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова.

атаман

    Высший начальник в казачьих войсках, а также военно-административный начальник в казачьих областях. Станичный а. Войсковой а. А. казачьего круга.

    перен. Главарь, предводитель. А. разбойников.

    ж. атаманша, -и (ко 2 знач.; разг.).

    прил. атаманский, -ая, -ое.

Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.

атаман

    1. Высший начальник казачьего войска.

      Начальник казачьей административно-территориальной единицы - округа, станицы и т.п., выполняющий военные, полицейские и административные функции.

  1. разг. Главарь разбойничьей или воровской шайки.

Энциклопедический словарь, 1998 г.

атаман

    предводитель вооруженного отряда.

    Высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой атаман), начальник казачьей административнотерриториальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской атаман) или командир подразделения (куренной атаман).

Большой юридический словарь

атаман

высший начальник казачьего войска (войсковой, наказный, походный, кошевой А.), казачьей административно-территориальной единицы (окружной, отдела, станичный, хуторской А.) или командир подразделения (куренной А.)

Атаман

(слово, вероятно, тюрк. происхождения),

    руководитель нерегулярного, независимого от государственной власти военного отряда или группы (иногда разбойничьей шайки).

    У казаков командир войска и отдельного подразделения, пользовавшийся военной и военно-административной властью. В Запорожском казачьем войске существовали кошевые и куренные А., в Донском ≈ войсковые, выбираемые войсковым кругом; на время отдельного похода выбирались также походные А. После подавления Булавинского восстания 1707≈08 А. Донского войска назначался правительством и с 1723 получил наименование войскового наказного А.; с 1866 он получил права генерал-губернатора и командующего военным округом. В других казачьих войсках звание Заказного А. носили генерал-губернаторы территорий, на которых эти войска были расположены, или командующие войсками соответствующих военных округов. Административно-территориальные единицы казачьих войск (в Донском, Амурском и Уссурийском ≈ отделы, в других войсках ≈ округа и входящие в них станицы, хутора и т. п.) также возглавлялись А. (окружными, станичными и т. д.). Звание наказного А. всех казачьих войск с 1827 носил наследник престола. Звания А. отменены после Октябрьской революции с ликвидацией казачьего сословия.

Википедия

Атаман (песня)

«Атама́н» - последняя на сегодняшний день вышедшая песня рок-группы « Кино » (спустя 22 года после гибели Виктора Цоя).

Атаман

Атама́н (предводитель , начальник) - старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или вообще старший в деле (как тамада у кавказских народов).

По одной из версий, слово происходит от тюркского слова «ата» - «отец»/«дед» с личным окончанием «ман» и буквально означает «отец людей». Аналогами титула «атаман» являются такие обращения к старшим и начальникам как батя- командир , батюшка-царь, батька-атаман (ср. с турецким «ага» или « офицер », от «ага» - старший, старшина).

Первые упоминания названия атаман в русском языке относятся ко временам русских княжеств. Так у Соловьева находим: «Князья посылали толпы своих промышленников, ватаги, к Белому морю и Северному океану, в страну Терскую и Печерскую за рыбою, зверем и птицею: из грамоты великого князя Андрея Александровича узнаём, что уже тогда в 1294 году три ватаги великокняжеские ходили на море со своим атаманом» .

Атаман (станция)

Атама́н - железнодорожная станция 2-го класса. Расположена в станице Егорлыкской, Ростовская область. Имеет 7 путей, из которых два сейчас совсем не используются. Из остальных 5 путей - один используется для отстоя списанных грузовых вагонов и лишь два - для регулярного движения и скрещения поездов. На станции имеется бесплатный туалет. Высота станции Атаман над уровнем моря: 93 м.

Атаман (значения)

Атаман :

  • Атаман - старший в роду и предводитель у степных народов, предводитель казаков или вообще старший в деле.
  • Атаман - железнодорожная станция 2-го класса, расположенная в станице Егорлыкской.
  • Атаман - легковой автомобиль повышенной проходимости производства Горьковского автомобильного завода.
  • Атаман - баскетбольный клуб из Ростова-на-Дону.
  • Атаман Платов - пассажирский фирменный поезд № 641/642, следующий по железнодорожному сообщению Ростов-Адлер.
  • Атаман - российский телесериал 2005 года.
  • Атаман - последняя песня группы « Кино ». Изначально - черновая демозапись Виктора Цоя.

Примеры употребления слова атаман в литературе.

Атаман пиратов, недолго думая, схватил Автоинспектора за горло и стал душить.

Котовского блестяще выполнили хитро задуманную операцию по разгрому банды ближайшего помощника Антонова атамана Матюхина.

Для нее, так, как и для всех прочих промыслов, назначается день, и збирается атаман и дается ему пушка, по выстрелу из которой все собравшиеся на промысел казаки пускаются с места в маленьких бударах, не помещающих в себе более одного человека, и каждый начинает выкидывать определенной длины сеть свою.

А слыхать, - сказал один из гостей, - в Москве булавинский атаман объявился, Кречет его зовут.

Деды и отцы их ушли в Турцию под предводительством атамана Игнатия Некрасы после подавления булавинского восстания донских казаков.

На Кривой луке они встретили булавинского атамана Драного с пятью тысячами донцов и двумя тысячами запорожцев.

Тут, бают, на Москве атаман Кречет появился, из булавинских он, что ли.

А за три года до того, как по Турксибу простучал, пропыхтел, просвистел первый паровоз, за которым, как показано в известном фильме, местное население припустилось на лошадях, верблюдах и коровах, атаман Анненков, побывав в Китае, Японии, Америке и еще бог весть где, тайно пересек границу, но не у страшной памяти Джунгарских ворот, а севернее, у Бухтармы, и будто бы заявил, что вернулся с единственной целью - предстать перед судом своего народа.

Шумной, хмельной ватагой съезжались казаки под окнами станичного атамана , выкрикивали бранные речи по адресу Корнилы, московских бояр и распевали насмешливые, озорные песни.

К концу третьего дня, уже скопившись большой ватагой, подъехали атаманы и казаки к Черкасску.

Атаманский кашевар, взятый вместо Тимошки, запалив костер, варил пищу для атамана .

Атамана всемерно старались вызвать пожар и использовать письмо для обвинения П.

Зрело оценивая исключительную обстановку, переживаемую Войском и вспоминая, трагедию Каледина и Назарова, которых Донской парламент, связывая руки, привел к гибели, он всемерно поддерживая авторитет Круга в глазах казачьей массы, горячо, однако, отстаивал всю полноту единоличной власти Атамана , в промежутках времени между сессиями Круга.

И вдобавок, ее атаман , только что выслеженный, сделался недосягаемым и, казалось, смеялся над мандатами на его арест, разосланными по всем направлениям!

Олеся, сопровождаемая Торицким и Рябком, бежала к отцу своему и братьям, гайдамаки успели уже забрать и навьючить лучших лошадей толстого пана, вскочили сами на коней, пустились во весь опор по полю вслед за атаманом - и только пыль вилась за ними густым облаком.

Григорий Иванович Столяров

Атаман станицы Преображенской

Голубая атласная косоворотка, преголубые глаза на смуглом лице – этого казака мы приметили еще на "Сибирской масленице". Вот в один момент он сурово за что-то отчитывает мальца-казачонка, а в другую минуту, уже хитро улыбаясь, отмеряет середину каната, который перетягивают казаки. Тогда мы и не подозревали, что этот колоритный казак – Григорий Иванович Столяров – Атаман станицы Преображенской, станет нашим проводником в казачество.

Мы переживали, что ему будет не до разговоров с журналистами, что у него и свои атаманские дела есть, но на нашу просьбу показать казачье житьё-бытьё он ответил доброжелательно.

– Конечно, приезжайте! Мы вас встретим на въезде в Маганск, довезем, всё покажем, всё расскажем.

Въехали мы в Преображенскую – тишина, какой не встретишь в городе, несколько жилых домов, где-то далеко раздается смех казаков.

Живая история

Кто бы что ни говорил, а есть в казачестве что-то романтичное, притягательное. Оно будто эхо той призрачной Российской Империи, которой больше нет. И пусть во дворах домов припаркованы красные "ласточки", прогулка по станице – словно перелистывание страниц истории назад. За плечами казаков многовековая история, в которой, как и в отдельно взятой человеческой жизни, чередуются то черная полоса, то белая. За плечами этого социального феномена хапужническое казачество 90-х и советское "бесказачье", террор против казаков и расказачивание времен Гражданской войны, расцвет казачьего движения – социального оплота самодержавия.

Современное казачество невозможно судить в отрыве от общероссийской истории. А преображенских казаков, прорывающихся сквозь всю эту вязь к первооснове, нельзя понять без знания частной истории становления казачества в Сибири, которую Григорий Иванович знает назубок и взахлеб делится с нами.

Как у нас про казаков думают? Дон, Кубань, Терек – это, мол, единственные в России казачьи поселения. Все казаки на Дону, а в Сибири откуда? А ведь Красноярск основали казаки. Все деревни в округе тоже основали казаки. Даже название деревни Зыково пошло от имени ее основателя, казака – Дементия Зыкова. А знаете, кто такие чалдоны? Обычно говорят, "это человек с Дона", а на самом деле, это первые сибирские казаки. Они женились на местных женщинах, и дети у них рождались черноволосые, коренастые, скуластые. Просто все это забылось, и поэтому сейчас уже не поймешь, кто родовой, а кто поверстанный казак. Я – поверстанный и, в общем-то, этого не стыжусь.

Казачий кодекс

Атамана, да и многих других поверстанных казаков (то есть тех, кто принял клятву на Кругу), задевает сложившееся мнение о том, что "настоящие" казаки – это казаки родовые, те, в ком течет казачья кровь. Но в чем она заключается, эта "настоящесть" казака?

– Сейчас по России среди казаков идет такое движение, что одни кричат: "Мы настоящие! А вы ненастоящие, поверстанные, клоуны, артисты". Но казак – он же прежде всего по духу казак. К нам многие приходят. Видят шашки, форму, пляски, и кажется, ох, романтика, красиво. Потрутся тут, потрутся и уходят. Не выдерживают наших законов.

В таком случае, может, казак – не тот, у кого это в крови, а тот, кто принимает, чтит и выдерживает суровые законы казачества? Для казаков на первом месте – общественное. Каждый казак знает: сначала сделай общественное, а потом уже приступай к своим делам. Сам Атаман говорит: "Главное – это любовь к людям и чувство плеча. Ты в ответе за всех. Нравится тебе или не нравится, но казачий закон – сам умирай, товарища выручай".

Атаман Григорий Иванович

И пусть больший среди вас – будет вам слугою!

Атаман казачьего войска – должность выборная. Раз в пять лет казаки собираются на Кругу, чтобы решить, кому быть среди них главным. Однако власть Атамана заключается в служении своим людям, а не в том, чтобы распоряжаться ими, как собственностью. С этим связан и ритуал посвящения в казаки. Считается, что выбранного Атамана необходимо выпороть, чтобы не забывал остроту удара нагайки и не частил такими методами при управлении станицей.

Выбирают своего Атамана казаки, но, как и положено по казачьим традициям, он должен дать Присягу на Христовом Животворящем Кресте, на Священном писании. Стоя лицом к станице, поклясться: "Служить верно, не щадя жизни и имущества своего. Беречь казачью честь, приумножать достояние станицы. Беречь казаков!". Со словами – "Я ваш отец, вы мои дети!" – казак кланяется всей станице, тем самым беря на себя ответственность за каждого числящегося в ней казака. За его жизнь. За его честь.

– Я как Атаман беру ответственность за всех казаков своей станицы, поэтому меня и называют "батькой". Я за всех своих казаков отвечаю точно также, как и за своих родных детей. Так и получается, что станица для меня – тоже семья.

Атаман – это не только предводитель казачьего войска, почитаемый казаками человек, но и учитель. Он проводит казачьи сборы, на которых учит молодую поросль приемам фланкировки и рукопашного боя, и беседует с ними, прививая любовь к истории, рассказывая о традициях.

Пляска – это тренировка перед боем. Все элементы пляски рассчитаны на то, чтобы казак, даже раненый, мог одолеть противника. Свободная манера казачьей пляски также появилась из практической необходимости: все движения идут от коня.

Воины Христовы

Казак без веры – не казак. Для него всё начинается с православия. При посвящении он на Священном Писании дает клятву, которую принимают на казачьем Кругу. И, что важно, казак клянется в честном служении не войску, не Атаману, не станице. Он дает клятву Богу, и это важно для понимания самой сути казачества.

– Нет у нас нагнетания, как в сектах. Многие говорят, мол, "вы баптисты". Это не так. Все мы грешные. Ну курю я – это грех. Атаману вообще положено хотя бы раз в месяц исповедоваться, очищаться. И я исповедуюсь – душу свою очищаю. И ошибки, как любой человек, тоже совершаю. Но казаку по уставу так положено – верить. Ведь мы возрождаем православный мир, мы все крещенные – это одна из основ казачества. Так что мы, прежде всего, воины Христовы, патриоты своей родины. Опять же: я не скажу, что мы все ходим в церковь каждый день. Но традиций и Законов Божьих стараемся придерживаться.

Для Григория Ивановича вера оказалась по-настоящему спасительной. Внук Атамана родился семимесячным, с "плохим" диагнозом – боялись, что не выживет. Но чудо, в которое верила вся семья, прикоснулось к малышу.

– Почему мы приходим к православию? Хотите верьте, хотите – нет: узнали о диагнозе малыша, я приехал к священнику, покрестили моего Сеньку. Через неделю выписали из роддома домой. Плакали все: и мамка его, и бабушка. А крёстный у внука – священник. То есть он за душу ответственный. Так и получается: за духовное воспитание внука отвечает он, а за благосостояние – мы с батькой его.

Григорий Иванович с внуком Сеней.

Лесной человек

Рассказывать о себе и о своих заслугах Григорий Иванович не любит. Зачем тратить время на себя, когда можно столько рассказать о станице, о казаках и планах на будущее? Но вот его жена – Марина Карловна – с удовольствием делится некоторыми подробностями из жизни мужа:

– Он здешние окрестности как свои пять пальцев знает: где пешком, где на конях, где на снегоходах. Для него 80 километров пройтись пешочком в день не вопрос...

– Ну, это в молодости было, – смеется Григорий Иванович.

К слову, физическая сила и выносливость для казака важны и даже необходимы. Если кто-то в лесу потеряется, к казакам первым обращаются за помощью: местность они знают, медведей не боятся.

– Как осень настает, так у нас тут какой-нибудь грибник обязательно потеряется. Года три назад грибница заблудилась, двое суток в тайге пробыла, а корзину с грибами не бросила. Мы бабулю-то нашли, Олег ее на коне из леса вывез, она говорит: "Мне 70 лет, а на коне верхом никогда не ездила. Ради такого случая можно было и заблудиться". Пока ехала – болтала без умолку, а как сына своего увидела, так сознание и потеряла, еле откачали, – делится историей своих трудовых будней Атаман.

Жить без природы Григорий Иванович не может. Еще в молодости грозился жене, что, как выйдет на пенсию, уедет в лес жить. Шутки-шутками, а что поделать, если не мила городская жизнь в многоэтажке под черными небесами, когда ни энергии земли, ни энергии неба не получаешь, потому что над тобой пять этажей и под тобой столько же.

– Сейчас мы чаще на рыбалку ездим. У нас если свободное время есть, то на Ману ездим, хариуса ловим. Летом сплавляемся на лодках, зимой на снегоходе в тайге ездим.

Просто жить

Атаман не раз сталкивался с неуважительным отношением к казакам. Когда станица только зарождалась, нередко казаков навещала глава администрации с участковым, если казак не предъявлял паспорт – сразу увозили в участок. Десять лет назад, когда казаки только осваивали район, они ассоциировались у населения, ни больше ни меньше, с бродягами. Судили о всех казаках по проступкам одного конкретного: один напился – остальные казаки автоматически становятся пьяницами; один подрался, значит, все драчуны и далее по списку.

Спустя почти 8 лет службы в Енисейском казачьем войске и соседства с Маганском, наши казаки зарекомендовали себя как люди глубоко порядочные. А нужна-то для этого была сущая малость – просто жить. Не кривить душой, не заискивать перед начальством, любить казачество, и воспитывать эту любовь в молодых.

– Мы вывозим вот этих пацанят на взятие Снежного городка в Сухобузимо. Они потом с разбитыми носами после стенки на стенку приезжали, но такие счастливые. Сейчас им по 15 лет, завтра будет 18, и потом ты его уже не переубедишь, что он не казак. Он будет нести эту культуру как положено.

Выходит, что у казака обязанностей больше, чем у рядового человека. Это и государственная служба, и обязательства перед казачьей общиной и православной церковью. Кроме этого, наши казаки по собственному желанию взяли на себя ответственность за продвижение казачьей культуры и за формирование положительного образа казака. Они хотят своим примером показать людям, что такое казачество и почему человек, пришедший в него становится крепче. Поэтому преображенские казаки участвуют в фестивале казачьей песни "Любо" и казачьей культуры "У Красного Яра", организуют "Казачьи забавы" на "Сибирской масленице" и выступают на городских мероприятиях.

Казаки – нахлебники?

В наш добрый век, когда все принято мерить деньгами, частенько казакам предъявляют претензию: "Нахлебники. Живете на попечении государства, а делать ничего не делаете". Но за два дня нашего погружения в жизнь и культуру казаков мы отметили совсем противоположную тенденцию. Статей расходов у казаков много: восстановить станицу, отсыпать дорогу, организовать лагерь "Казачок" – и все это на свои деньги, помощи от государства не дождешься. А вот статья дохода одна – каждодневная служба.

Зарабатывают казаки своим трудом: охраняют дачи, леса и другие объекты – магазины, например. С участковыми, с полицией и жителями контакт у казаков налажен. Чуть что – казакам звонят, и те сразу едут на выручку. Сами казаки делают акцент на том, что ничье имущество они не охраняют. Они следят за общественным порядком, ведь казак – это не профессия, это, по словам Атамана, сословие. К тому же отношение к богатствам у казаков философское. Для них деньги – это не цель, а инструмент для развития казачества, починки станицы.

Притом работа у них, мягко говоря, неспокойная. Никакого тебе графика, отпуска на две недельки летом или выходных в честь праздника. Чего уж говорить о том, что не раз казаки срывались на тревогу и ночью. "Мы пока вас ждали, два форс-мажора: дачу вскрыли, и жулик один засветился. Экипаж отправляли, разбирались там", – рассказывает Григорий Иванович.

– Взялся регистрировать нашу станицу, но законы казачества для Сибири не подходят. Я вот всё бьюсь, но никто не слышит. Я отдал 70 тысяч за "пристрелку" точек, потом еще сотку отдал за то, чтоб сделали документы. И оформил её на район, поставил на кадастровый учёт, собственником является Берёзовский район, а сам взял в аренду за свои деньги, потому что иначе никак. Из-за этих 23-х гектаров здесь очень много было войн.

При этом казаки ловко балансируют между охранной деятельностью и простой жизнью людей, близкой их казачьим сердцам, они стойко держат середину. Шаг влево – и фактически выйдет охранное предприятие, шаг вправо – и уже нечем будет кормить семью. Но казаки уверенно идут вперед.