Кто такой козьма прутков. Литературная мистификация XIX века

Братья , и Жемчужниковы (их коллективный псевдоним).

Это вымышленный «портрет» Пруткова, созданный Львом Михайловичем Жемчужниковым, Александром Егоровичем Бейдеманом и .

Литературная карьера Козьмы Пруткова началась 1851 года с постановки в комедии "Фантазия". Пьеса была подписана буквами Y и Z. На премьере присутствовал сам император . Царь не понял истории пропавшей моськи Фантазии, и уехал со словами: "Много я видел на своем веку глупостей, но такой еще никогда не видел"…

Несмотря на провал "Фантазии", Козьма Прутков продолжал публиковать свои произведения: его басни и афоризмы выходили в журнале "Современник" в 1851 - 1853 гг. инкогнито, и полюбились публике. А в феврале 1854 появился, наконец, знаменитый псевдоним.

В этом образе иронически обыгрывались некоторые типичные черты крупного чиновника: — самоуверенность, ложный пафос, претензии на знание человеческого характера.
В наше время жанр пародии довольно широко распространен, но и в 19 веке людям был не чужд юмор, а произведения Козьмы Пруткова были одной из первых ласточек в жанре литературной пародии и юмористических афоризмов.

Немного об авторах
Коллективный портрет: А. Толстой, Алексей Жемчужников, Александр Жемчужников, Владимир Жемчужников, Козьма Прутков.

Алексей Константинович ТОЛСТОЙ , граф, поэт, прозаик, драматург, член-корреспондент Петербургской Академии наук (1873).
Родители его разошлись, и вместо отца Алексея воспитывал дядя по матери А. А. Перовский, известный писатель, печатавшийся под псевдонимом Антоний Погорельский.

Это для него Погорельский написал известную сказку «Черная курица».
Судьба самого А. Толстого не уступала в фантастичности биографиям его персонажей. Его изящность сочеталась с силой богатыря, гнувшего подковы и вилки винтом, но эти молодецкие забавы не мешали гражданским поступкам.

А. Толстой в молодости, портрет А. Брюллова

Он организовывал ополчение в Крымскую войну и вступил в стрелковый полк, где едва не погиб от тифа. Его заступничество спасло от ссылки его друга Тургенева, благодаря давней близости с царской семьей: с восьми лет он был другом детских игр наследника престола Александра II.
А в девять, сидя на коленках у Гете в Веймаре, видимо, получил благословение от творца Фауста.

Автор стихов, баллад («Средь шумного бала, случайно...», «То было раннею весной»), сатирического «Очерка русской истории от Гостомысла до Тимашева» (1878), опубликованного посмертно.
Подробней об «Очерке…» см. здесь:
История государства Российского

Также автор исторического романа «Князь Серебряный », и драматической трилогии «Смерть Иоанна Грозного» (1866), «Царь Федор Иоаннович» (1868) и «Царь Борис» (1870).
В соавторстве с Алексеем Жемчужниковым в 1850г. написал пьесу «Фантазия» — первое творение Пруткова . Для Пруткова им написаны «Эпиграмма № 1», «Юнкер Шмидт», «Письмо из Коринфа», «Древний пластический грек», «Память прошлого», «Мой портрет» и другие.

Владимир Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ .
Ключевая роль в создании образа Козьмы Пруткова принадлежит именно Владимиру Жемчужникову, предложившему писать вместе под вымышленным именем, сочинившему биографию псевдонима, и ставшему автором или соавтором почти половины творений.

Алексей Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ
Русский поэт некрасовской школы, почетный академик Петербургской АН (1900), получивший это звание в числе первых четырех русских писателей вместе со Львом Толстым, Чеховым и Короленко.
В 1850 году в соавторстве с А. К. Толстым им написана пьеса «Фантазия», запрещенная к показу после премьеры, — первое творение Козьмы Пруткова еще до возникновения этого псевдонима.

Александр Михайлович ЖЕМЧУЖНИКОВ }