Кто является основателем русского романтизма. Романтизм в русской литературе XIX века

Что такое "Сокращённая вселенная"?

"Сокращённой вселенной" назвал художественную литературу М. Е. Салтыков-Щедрин.

Кто является зачинателем русского романтизма?

Зачинателями русского романтизма выступили В. А. Жуковский и К. Н. Батюшков.

В творчестве В. А. Жуковского ведущими были такие жанры, как баллады и элегии, а К. Н. Батюшкова - послания и элегии.

Кто назвал басни И. А. Крылова "книгой мудрости самого народа" и почему?

Басни И. А. Крылова "книгой мудрости самого народа" назвал Н. В. Гоголь. С этим суждением можно согласиться, потому что И. А. Крылов писал в простоватой манере, персонажами его басен были животные, что сближает их с народными сказками, но главное - простые и точные истины, ради которых сочинялись его басни, были близки нехитрой, но глубокой народной мудрости и представляли собой как бы развёрнутые в небольшой рассказ меткие русские пословицы. Например, басня "Стрекоза и муравей" прекрасно иллюстрирует пословицу: "Готовь сани летом, а телегу - зимой", а басня "Обоз" - пословицу: "Не лезь поперёк батьки в пекло" и "Яйца курицу не учат".

Кем был К. Ф. Рылеев?

Кондратий Фёдорович Рылеев был декабристом, душой Северного общества. Он был одним из пяти повешенных в 1826 году руководителей восстания.

Расскажите кратко о стихотворениях Е. А. Баратынского

Стихотворения Е. А. Баратынского - это элегии, послания, поэмы. Они посвящены проблеме увядания творческих способностей и гибели благородных порывов в среде, которая убивает их бесконечным воспроизведением одного и того же.

Расскажите кратко о стихотворениях Ф. И. Тютчева

Философская масштабность в стихотворениях Ф. И. Тютчева проявляется путём нахождения аналогий и общих закономерностей в существовании природы и жизни человека - внешней и внутренней, физиологической и душевной.

Сочувствие страданиям родины можно найти в таких его стихотворениях как "Над этой тёмною толпою...", "Цицерон". Постижение родной природы происходит в стихах "Летний вечер", "Осенний вечер", "Есть в осени первоначальной...". Размышления о любви и сострадании являются темой следующих стихотворений: "Она сидела на полу...", "Ещё томлюсь тоской желаний...".

Расскажите кратко о стихотворениях Я. П. Полонского

Стихотворения Якова Петровича Полонского посвящены душевной жизни бедного человека, его воспоминаниям и мечтаниям о любви и лучшей жизни. Мне известны такие его стихотворения, ставшие песнями, как "Песня цыганки" ("Мой костёр в тумане светит..."), "Затворница" ("В одной знакомой улице..."). В 6-м классе мы читали его стихотворение "По горам две хмурых тучи...", "Посмотри, какая мгла...".

Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Майкова

Описание событий в романах и других произведениях Аполлона Николаевича Майкова проникнуто идиллической красотой природы. Его язык пластичен и насыщен цветовыми образами. В 5-м классе мы читали его стихотворение "Ласточки" ("Мой сад с каждым днём увядает..."), в 6-м классе - "Рассвет" ("Вот - полосой зеленоватой..."), "Осень" ("Кроет уж лист золотой...") и "Пейзаж" ("Люблю дорожкою лесною...").

Расскажите кратко о стихотворениях А. Н. Плещеева

В произведениях Алексея Николаевича Плещеева нашло своё выражение стремление передовых дворян и разночинцев участвовать в жизни простого народа, защитить его от жестокого угнетения со стороны власть имущих. В 5-м классе мы читали его стихотворение "Весна" ("Уж тает снег, бегут ручьи...").

Расскажите кратко о стихотворениях Н. А. Некрасова

Н. А. Некрасов - безусловно ярчайший представитель гражданской поэзии. Он пишет о крестьянах, об их тяжёлой беспросветной жизни, часто изнутри самой этой жизни и её же языком. Его простые лаконичные стихи и поэмы пользовались большой популярностью в народной среде. В предыдущих классах изучались отрывки из поэмы "Мороз - Красный нос", стихотворения "Железная дорога", "Крестьянские дети", будет изучаться поэма "Кому на Руси жить хорошо".

Вспомните прочитанные вами произведения XIX века и попытайтесь определить, к какому литературному направлению (романтизму или реализму) они относятся. Ответ обоснуйте.

Из романтических произведений XIX века я бы назвал стихи и баллады В. А. Жуковского, поэмы А. С. Пушкина, созданные в период южной ссылки, "Мцыри" М. Ю. Лермонтова и большинство его стихотворений, повести А. А. Бестужева-Марлинского и В. Ф. Одоевского. Хотя это очень разные произведения - а романтизм индивидуально проявляется в творчестве каждого писателя, - тем не менее принадлежность их к романтическому направлению можно объяснить рядом общих принципов изображения действительности. Прежде всего, это неудовлетворенность окружающим миром, бездуховным началом. Вера в прекрасное, чистое, непорочное, вечное, но недосягаемое объединяет творчество романтиков. Произведения Жуковского принадлежат к одному из наиболее ярких течений романтизма - созерцательно-психологическому, который пропагандирует культ высокой, духовной любви, искренней и верной дружбы. Природа для романтика - вечно живое, воплощающее в себе божественное начало. Он ищет в ней внутреннюю гармонию, возможность совершенствования своего эмоционального мира. (бессмертное произведение)тический герой не боится смерти, а видит в ней сладостный переход от реального, земного мира в мир вечных идей, недостижимой мечты, истины и абсолюта. Для такого романтизма характерен пафос светлой печали. Последователи байронического романтизма, влияние которого испытали в свое время Пушкин и Лермонтов, проявляли глубокий пессимизм в оценке окружающей действительности. Они изображали сильную, разочарованную личность, озлобленного бунтаря-одиночку, бросившего вызов Богу, морали, власти. Как правило, это добровольный изгнанник, единственной отрадой для которого остается любовь, но и она отнимается у него несправедливостью жизни, что толкает героя либо на самоубийство, дуэль, либо на преступление. Гражданские романтики (К. Ф. Рылеев, поэты-декабристы) были готовы путем борьбы преобразовывать существующий строй. Они обращались к русской истории и русскому фольклору, черпали там сюжеты и героические характеры. Для них стал близким жанр думы. Д. В. Веневитинов, поэты-любомудры, Ф. И. принадлежали к философскому романтизму. Они специально уходили от изображения социальных конфликтов к проблемам сугубо философским, нравственным и через их осмысление рассматривали темы любви, дружбы, поэта и поэзии.

Такие произведения XIX века, как романы А. С. Пушкина "Капитанская дочка" и "Дубровский", комедия Н. В. Гоголя "Ревизор", "Записки охотника" и романы И. С. Тургенева, рассказы А. П. Чехова, произведения Л. Н. Толстого относятся к реализму. В них глубоко исследуется сама жизнь, реальная действительность. Герои действуют в конкретных социально-исторических условиях, их поведение, характеры, взгляды, образ жизни зависят от этих условий. Порой эти два направления сочетаются в творчестве одного и того же писателя, например в творчестве Пушкина или Лермонтова.

Подумайте, чем отличается реализм первой половины XIX века, который и в Европе и в России считается периодом становления реализма, от эпохи его зрелости (вторая половина столетия).

Действительно, в первой половине XIX века происходит становление реализма, даже в рамках творчества одного и того же писателя сосуществуют во многом романтический и реалистический подходы к освоению действительности (Пушкин, Лермонтов, Гоголь), герои часто сочетают в своем изображении реалистическое и романтическое начала ("Тамань" в романе "Герой нашего времени"). Классицистическое и реалистическое мы находим в содержании и композиции "Горя от ума" А. С. Грибоедова. Во второй половине века в русской и западноевропейской литературе реализм уже утверждается как преобладающий метод. В это время он получает критическое направление, отвергая отрицательные явления в социальной жизни, утверждая новые нормы отношений между людьми (Некрасов, Чернышевский, Салтыков-Щедрин) или возвращаясь к вечным нравственным ценностям (Тургенев, Достоевский, Толстой, Чехов).

Проследите, как меняется герой в произведениях классицизма, сентиментализма, романтизма и реализма. Какие черты характера становятся ведущими?

В произведениях классицизма высоко оценивались такие качества героев, как верность долгу, умение подавлять свои личные чувства и интересы во имя долга, служение государству. Для героев сентиментальных произведений (в этом заключена полемика между классицизмом и другими направлениями в литературе) характерен культ чувства, любви, страсти. Они чувствительны, повышенно эмоциональны, склонны к подробным любовным объяснениям. Роман (бессмертное произведение)тический герой необычен и действует в необычных, исключительных обстоятельствах, предпочитает уход в экзотическую обстановку, порой склонен к мистике. Для его настроений характерна тоска, грусть, острые переживания утрат.

Как вам, счастливцам, то понять,Что понял я тоской?(В. А. Жуковский)

Особенно остро ощущает чувство вины и раскаяния.

Реалистический герой разносторонен, тесно связан с социально-историческими условиями, в которых он находится. Он типичен и развивается в типических обстоятельствах. Герой в русском реализме направляет свою деятельность на преобразования жизни.

Как скачать бесплатное сочинение? . И ссылка на это сочинение; Вопросы и ответы с ответами к теме «Поэзия XIX века» уже в твоих закладках.
Дополнительные сочинения по данной теме

    Книга Ю. В. Манна - не обычный учебник. По признанию автора, в ней нет многих привычных для этого жанра вещей: “специально не рассматриваются биография и творческий путь каждого из писателей, не разбираются последовательно все значительные и менее значительные их произведения. Не освещаются взаимоотношения писателей друг с другом - их личные встречи, знакомства, литературная полемика и т. д.”. В ответ на возможные недоумения Манн поясняет: “Необходимые сведения на этот счёт читатель
    1. Какой период развития русской литературы назван "серебряным веком"? А. Первая треть XIX века Б. Конец XIX века В. Начало XX века 2. Какие поэтические течения развивались в русской литературе "серебряного века"? А. Символизм Б. Роман (бессмертное произведение)тизм В. Акмеизм Г. Конструктивизм Д. Футуризм 3. Кто из поэтов относится к "младшим символистам"? А. 3. Гиппиус Б. А. Блок В. К. Бальмонт Г. Ф. Сологуб Д. А. Белый 4. Кто из поэтов относится к акмеистам? А. А. Блок Б. В. Маяковский В. А. Ахматова Г. Н. Гумилев 5. Чертой какого поэтического течения
    1. Пользуясь комплексной картой, расскажите о хозяйственной деятельности населения в разных частях страны. Северная Германия с ее влажным и мягким морским климатом славится своим животноводством. В центральных районах средневысоких гор животноводство сочетается с растениеводством. Часть Южной Германии занята хребтами Альп. В межгорных долинах теплый и влажный климат благоприятен для занятий растениеводством в сочетании с животноводством. 2. Как эта деятельность влияет на природу страны? Хозяйственная деятельность населения сильно изменила облик страны. Леса остались только
    Описание событий в романах и других произведениях Есенина оказало и продолжает оказывать огромное влияние на русскую поэзию. Прежде всего, оно проявилось в повороте поэтов и читателей к традиционному классическому стиху, который, как вы уже знаете, в 20-е годы прошлого века многие считали отжившим своё. Есенин в одном из стихотворений писал: Писали раньшеЯмбом и октавой.Классическая формаУмерла,Но ныне, в век нашВеличавый,Я вновь ей вздёрнулУдила. Описание событий в романах и других произведениях поэта стало
    Яркими страницами мирового искусства второй половины ХХ века стали такие художественные направления, как "арт повера" ("бедное искусство"), "лэнд-арт" (от англ. Land - "земля") и "видео-арт". Для создания своих шедевров художники "арт повера" используют материалы разнообразного происхождения: дерево, ветошь, пластмассу, бумагу, автомобильные каркасы - всё, что существует в повседневном быту человека. Художники совмещают эти материалы в одной композиции, наделяя нетрадиционным смыслом.
    Описание событий в романах и других произведениях Г. Ибсена отразило важнейшие проблемы нравственной жизни рубежа ХIХ-ХХ вв. и заложило фундамент нового европейского театра. В своей художественной эволюции драматург прошел четыре этапа. Первый, "романтический", период творчества Ибсена был тесно связан с национально-патриотическим подъемом, который переживала Норвегия в середине ХIХ в. В центре его произведений данного времени была проблема осознания норвежским народом собственной самобытности. Героев своих пьес Ибсен облекал в костюмы исторического прошлого
    Николай Васильевич Гоголь - прозаик и драматург, творчество которого развивалось на пересечении русской и украинской культур и сочетало в себе Роман (бессмертное произведение)тические и Реалистические черты. В качестве автора ряда произведений на украинскую тему Гоголь выступил в русской литературе открывателем украинского культурного мира. В качестве же автора произведений о русской действительности 1830-1840-х годов он приобрел славу создателя панорамы жизни помещичье-крепостнической и чиновничьей России XIX века. 1 апреля 1809 г. - Родился

Романтизм - направление в европейской и американской литературе конца XVIII - первой половины XIX века. Эпитет "романтический" в XVII века служил для характеристики авантюрных и героических сюжетов и произведений, написанных на романских языках (в противоположность тем, что создавались на языках классических). В XVIII веке это слово обозначало литературу Средневековья и Возрождения. В конце XVIII века в Германии, затем в других странах Европы, в том числе - в России, слово романтизм стало названием художественного направления, противопоставившего себя классицизму

Идеологические предпосылки романтизма - разочарование в Великой Французской революции в буржуазной цивилизации вообще (в ее пошлости, прозаичности, бездуховности). Настроение безнадежности, отчаяния, "мировой скорби" - болезнь века, присуща героям Шатобриана, Байрона, Мюссе. В то же время им свойственно ощущение скрытого богатства и беспредельных возможностей бытия. Отсюда у Байрона, Шелли, поэтов-декабристов и Пушкина - энтузиазм, основанный на вере во всемогущество свободного человеческого духа, страстная жажда обновления мира. Романтики мечтали не о частных усовершенствованиях жизни, а о целостном разрешении всех ее противоречий. У многих из них преобладают настроения борьбы и протеста против царящего в мире зла (Байрон, Пушкин, Петефи, Лермонтов, Мицкевич). Представители созерцательного романтизма нередко склонялись к мысли о господстве в жизни непостижимых и загадочных сил (рок, фатум), о необходимости подчиниться судьбе (Шатобриан, Колридж, Саути, Жуковский).

Для романтиков характерно стремление ко всему необычному - к фантастике, народным преданиям, к "минувшим векам" и экзотической природе. Они создают особый мир воображаемых обстоятельств и исключительных страстей. Особенно, в противовес классицизму, большое внимание уделяется духовному богатству личности. Романтизм открыл сложность и глубину духовного мира человека, его неповторимое своеобразие ("человек - малая Вселенная"). Плодотворным было внимание романтиков к особенностям национального духа и культуры разных народов, к своеобразию различных исторических эпох. Отсюда - требование историзма и народности искусства (Ф.Купер, В.Скотт, Гюго).

Романтизм ознаменовался обновлением художественных форм: созданием жанра исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы. Необычайно расцвета достигла лирика. Существенно расширены возможности поэтического слова за счет его многозначности.

Высшее достижение русского романтизма - поэзия Жуковского, Пушкина, Баратынского, Лермонтова, Тютчева

Романтизм первоначально возник в Германии, чуть позднее в Англии; он получил широкое распространение во всех европейских странах. Всему миру были известны имена: Байрон, Вальтер Скотт, Гейне, Гюго, Купер, Андерсон. Романтизм возник в конце 18 века и просуществовал до 19 века. Это было время гигантских общественных потрясений, когда рушился феодально-средневековый мир и на его обломках возникал и утверждался капиталистический строй; время буржуазных революций. Возникновение романтизма связано с острой неудовлетворенностью социальной действительностью; разочарованием в окружающем и порывам к иной жизни. К смутному, но властно притягательному идеалу. Значит, характерной чертой романтизма является неудовлетворенность действительностью, полное разочарование в ней, неверие, что жизнь может быть построена на началах добра, разума, справедливости. Отсюда резкое противоречие между идеалом и действительностью (стремление к возвышенному идеалу). Русский романтизм возникает в иных условиях. Он сформировался в эпоху, когда стране еще только предстояло вступить в полосу буржуазных преобразований. В нем сказалось разочарование передовых русских людей в существующих самодержавно-крепостнических порядках, неясность их представлений о путях исторического развития страны. Романтические идеи в России как бы смягчены. На первых парах романтизм был тесно связан с классицизмом и сентиментализмом. Родоначальниками русского романтизма принято считать Жуковского и Батюшкого.

Главная тематика романтизма - тема романтизма. Романтизм - художественный метод, сложившийся в начале 19 века. Для романтизма характерен особый интерес к окружающей действительности, а также противопоставление реального мира идеальному.

Раннее творчество Жуковского (до 1808 года) связано с дворянским сентиментализмом Карамзина; грустно-элегическая тональность, тоска по несбывшимся надеждам, сетования по поводу прошедших счастливых минут - вот ведущие мотивы его ранних стихов, отличающихся высоким мастерством и тонкой обрисовкой эмоциональных состояний. Жуковский явился создателем лирического пейзажа в русской литературе.

Во второй период (1808-18 20) господствующее место в творчестве Жуковского занимает романтика таинственного и чудесного, в этом русле идут новые, собственно романтические идейно-художественные искания поэта. Романтические порывы в область загадочного и неопределенного получают не только лирический, но уже и лиро-эпический характер: Жуковский переходит к жанру баллады («Людмила», «Светлана»), в сюжете которой преобладающее значение получают фантастические события. В основе поэзии Шуковского лежит гуманистическая мысль о величии личности человека, ее высоком этическом достоинстве. «При мысли великой, что я человек, всегда возвышаюсь душою», - заявляет он о своем идеале в элегии «Теон и Эсхин». Отсюда был один шаг до признания всех людей независимо от их сословной принадлежности равными по возможностям нравственного развития. Совершенно новым в литературе был тип Светланы, в ее характере воплощены лучшие черты национального характера русской женщины, которые дальше развил Пушкин в образе .

Возникшая в период Отечественной войны 1812 года общенациональная патриотическая идея борьбы с Наполеоном захватила Жуковского и нашла свое выражение в оде-гимне «Певец во стане русских воинов».

Дальнейшее развитие творчества Жуковского обнаруживает отрицательное воздействие на поэта консервативной идеи примирения с судьбой, пессимистических настроений, поисков идеала за пределами реального мира («Цвет Завета», «Таинственный посетитель», «Невыразимое»).

С начала 30-х годов Жуковский посвящает себя переводческой деятельности. В период обострения идейно-политической борьбы в русском обществе активизируются консервативные стороны его мировоззрения, но Жуковский, несмотря на свое положение человека, близкого ко двору, никогда не был идеологом реакции, скрыто осуждал крепостное право, был другом Пушкина и многих передовых людей того времени.

Значение Жуковского в истории русской литературы необычайно велико. Он открыл новые возможности для раскрытия внутреннего мира человека; в форме олицетворения душевных мечтаний и переживаний, метафорического отождествления жизни человека и природы. Лирику Шуковского отличает филигранная разработка эмоциональных эпитетов, выражающих преимущественно не природные свойства предмета, а то впечатление, которое он производит на поэта. «Лирический пейзаж!, не столько рисующий объектный образ природы, сколько отражающий романтическую настроенность души, стал новым словом в русской поэзии.

Белинский высоко оценил роль, которую сыграл Жуковский в становлении новой русской литературы: «Без Жуковского мы не имели бы Пушкина».

Нужно скачать сочиненение? Жми и сохраняй - » Жуковский — основоположник русского созерцательного романтизма . И в закладках появилось готовое сочинение.

удивительный писатель, который с легкостью мог создать лирический пейзаж, изображая нам не объектный образ природы, а романтическую настроенность души. Жуковский — представитель романтизма. Для своих произведений, своей непревзойденной поэзии он выбрал мир души, мир человеческих чувств, тем самым сделав большой вклад в развитие русской литературы.

Романтизм Жуковского

Жуковский считается основоположником русского романтизма. Его даже при жизни называли отцом романтизма и не просто так. Данное направление в творчестве писателя видно не вооруженным глазом. Жуковский в своих произведениях развил чувствительность, которая зародилась в сентиментализме. Мы видим романтизм в лирике поэта, где в каждом произведении изображены чувства, и даже больше. В произведениях раскрывается душа человека. Как сказал Белинский, благодаря романтическим элементам, которые использовал в своих работах Жуковский, поэзия в русской литературе стала одуховоренной и более доступной для людей и для общества. Писатель дал русской поэзии возможность развиваться в новом направлении.

Особенности романтизма Жуковского

В чем же особенность романтизма Жуковского? Романтизм представлен нам мимолетными слегка уловимыми, а может даже и неуловимыми, переживаниями. Поэзия Жуковского — это небольшие истории души автора, изображение его мыслей, мечтаний, которые отображались и находили свою жизнь в поэмах, балладах, элегиях. Писатель показывал нам внутренний мир, которым наполнен человек, олицетворив душевные мечтания, переживания. При этом, чтобы описать чувства, которыми переполнено сердце человека, описать чувства, что не имеют размер и форму, автор прибегает к сопоставлению чувств с природой.

Заслуга Жуковского, как поэта-романтика в том, что он показал не только свой внутренний мир, но и открыл средства изображения души человека вообще, дав возможность развивать романтизм другим писателям, таким как ,

В.А. Жуковский — поэт, основоположник русского романтизма, утвердивший в отечественной литературе жанры элегии и баллады, переводчик, заслуживший славу «литературного Коломба Руси» (В.Г. Белинский). Своим учителем в русской поэзии он считал Карамзина и в начале своего творческого пути находился под сильным влияни-ем сентиментализма, участвуя в литературной полемике, развер-нувшейся в начале XIX века, на стороне «карамзинистов». Именно Жуковский был бессменным секретарем «Арзамаса» — литературно-го общества, образовавшегося в 1815 году, членами которого были также Вяземский, Батюшков, юный Пушкин. «Арзамас» выступал в защиту сентиментализма и нового литературного направления, поя-вившегося в России в начале XIX века, — романтизма.

Романтизм — литературное направление, в основное которого ле-жит стремление личности к абсолютной свободе. Попытка обрести не-кий недостижимый идеал сочетается у романтика с протестом против несовершенства окружающего мира. Это приводит его к трагическому ощущению двоемирия. Он стремится вырваться из земного мира в мир мечты, идеала, возвышенный и прекрасный, а сделать это воз-можно, созерцая природу, занимаясь творчеством, уносясь мечтами в «очарованное Там». На этом основана эстетика романтизма, в частно-сти, того его течения, которое связано с поэзией Жуковского — созер-цательного, психологического или элегического романтизма.

Обращение к жанру элегии ознаменовало переход Жуковского к романтизму.

Элегия — жанр лирической поэзии, передающий настроения гру-сти, скорби, разочарования и печали. Это излюбленный жанр роман-тической поэзии, поскольку он дает возможность выразить глубоко личные, интимные переживания человека, его философские раздумья о жизни, любви, чувства, связанные с созерцанием природы.

Первая элегия Жуковского «Сельское кладбище» (1802), пред-ставляющая собой вольный перевод стихотворения английского по-эта Т. Грея, определила дальнейшее направление развития не только творчества Жуковского, но и всей русской литературы. Ее тема — смысл жизни человека, его взаимоотношения с окружаю-щим миром, размышления о суетности скоротечной жизни. Впер-вые в русской литературе здесь возникает мир внутренних, субъек-тивных переживаний человека — лирического героя. Как писал Белинский, «до Жуковского на Руси никто не подозревал, чтоб жизнь человека могла быть в тесной связи с его поэзией и чтоб произведения могли быть вместе и лучшею его биографией».

Особенно ярко это видно в любовной лирике Жуковского — так называемом «протасовском цикле» («Минувших дней очарованье…», «О милый друг…», «Мой друг, хранитель-ангел мой…», «Весеннее чувство», «Воспоминание»). В нем отражена история его возвышен-ной, романтической, но безнадежной любви к Маше Протасовой, выданной замуж за другого и рано умершей. В этих стихах переда-ется трагедия утраты любимого человека, тоска воспоминаний и надежда на встречу в мире ином.

С особой силой новаторство Жуковского проявилось в пейзажной лирике («Вечер», «Море», «Эолова арфа», «Славянка»). Он открыл для русской поэзии лирический пейзаж — изображение природы, которое не столько рисует реальную картину, сколько отражает душевное состояние, настроение лирического героя, его пережива-ния, мысли и чувства. Именно такой пейзаж рисуется в первой оригинальной элегии Жуковского «Вечер» (1806). Покой природы, замирающей в вечерней тишине, отраден для поэта, он растворен в природе и не противостоит миру. Как лучи солнца тают в вечернем сумраке, сливаясь с меркнущей природой, так человек угасает и все же остается жить в воспоминаниях. Поэт запечатлел краткий миг согласия в природе, когда «все тихо» и «слит с прохладой растений фимиам». Но эта гармония возможна лишь в умирании, когда «по-следняя в реке блестящая струя с потухшим небом угасает».

Такова позиция элегического, созерцательного романтизма, кото-рую отражает поэзия Жуковского. Одним из наиболее ярких художе-ственных выражений его романтической философии является стихо-творение «Море» (1822). Рисуя морской пейзаж, поэт постоянно проводит сопоставление мира природного и человеческого. Особен-ность этого стихотворения в том, что одушевляются не отдельные части пейзажа, а море само становится живым существом. Компози-ция стихотворения позволяет автору создать особый сюжет — дви-жение, развитие состояния души моря. Оказывается, она подобна человеческой душе, где соединяются мрак и свет, добро и зло, ра-дость и горе. Человек, как море, тянется к свету, к небу, но, подобно морю, остается в земной неволе («Обманчив твоей неподвижности вид»). Так раскрывается для лирического героя стихотворения тайна моря — смятенье, спрятанное в «бездне покойной».

Но остается смятенье самого поэта, стоящего перед неразрешимой загадкой бытия, тайной мироздания. Зная о противоречиях и несо-вершенстве окружающего мира, он не ропщет, поскольку душа поэта стремится видеть не столько мир реальный, в котором «бездна слез и страданий», сколько идеал, но он находится за пределами земного бытия. Обрести возвышенный идеал, «предел очарованья», можно лишь в мечтах, в воспоминаниях, в поэтическом вдохновении и в со-зерцании природы как земного воплощения божественного идеала («присутствие Создателя в созданье»). Отсюда и возникает столь ха-рактерное для романтизма ощущение противоречия между идеалом и действительностью, того, что «Там не будет вечно здесь». Материал с сайта

Ах! Не с нами обитает Гений чистой красоты; Лишь порой он навещает Нас с небесной высоты. («Лалла Рук»)

Отзвуки мира иного, небесного («Того») лишь на мгновение попада-ют сюда — в мир земной — и «здесь» их может уловить и запечатлеть в своих произведениях поэт. Прежде всего, это попытка открыть тайну мира — в жизни природы и в жизни людей. Она скрыта за «таинст-венным покрывалом» от простого, невнимательного взгляда, но может приоткрыться для человека, наделенного особыми способностями. Этот человек и есть романтик — художник, поэт, музыкант, с помощью сво-его творчества перекидывающий мост из жизни обычной, земной к той, что скрыта, находится в мире ином — возвышенном и прекрасном, где- то на небе, где обитает божество и осуществляются мечты. Звуки того мира так прекрасны, что в земном языке трудно подобрать слова, что-бы их выразить. А потому Жуковский ищет новый язык, способный выразить «невыразимое». Это язык символов, то есть слов-знаков, за которыми скрывается тайна мира иного. Недаром поэтический язык Жуковского оказывается очень музыкален — ведь романтики считали, что именно через музыку ближе всего можно подойти к тайне мира, буквально услышать ее и почувствовать. Такого мелодизма стиха до Жуковского русская поэзия еще не знала. И все же «очарованное Там» остается недостижимым на земле, «невыразимым» для земной поэзии. Отсюда чувства тоски, утраты, разочарования, столь характерные для элегического героя поэзии Жуковского. Такова философия романтиз-ма, которую впервые в русской литературе воплотил Жуковский («Не-выразимое», «Мотылек и цветы», «Лалла Рук»),

Для выражения этой романтической философии используются особые художественные средства. Романтическая поэтика Жуков-ского основана на создании романтических символов (образы «Ге-ния чистой красоты», «таинственного посетителя», «мотылька»), разработке мотивов «тайны», «вечности», «полета», использовании эмоциональных эпитетов («животворящий луч», «безмолвное море»), особой музыкальной интонации. Слово в его поэзии, не теряя своего предметного значения, обретает многозначность, разнообразные ассоциативные связи. Логике и рационализму классицизма проти-вопоставлялась свобода поэтического выражения чувств, иногда даже пугавшая современников. Им казалось невозможным, напри-мер, такое словосочетание: «душа полна прохладной тишиной». Но по пути, проложенному Жуковским, стала развиваться затем одна из важнейших ветвей русской поэзии, связанная с творчеством Лермонтова, Тютчева, Фета, Блока.

Велико значение и Жуковского-переводчика. Он открыл для русского читателя произведения Гете и Шиллера, Байрона и В. Скотта, ему принадлежат переводы «Одиссеи» Гомера и индий-ского эпоса «Рустем и Забар», первый стихотворный перевод «Слова о полку Игореве».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

  • как рисуется жуковский
  • в.а.жуковский. элегии "вечер" "весеннее чувство". урок
  • романтизм жуковского созерцательным
  • психологический романтизм в.а.жуковский
  • жуковский как основоположник русского романтизма