Культура и духовная жизнь Руси в XIV–XVI веках. Культурная и духовная жизнь Руси в XIV – XVв

Русское народное творчество. Литература. Летописи.

1. С XIV в. начинается возрождение русской культуры, обусловленное освобождением русских земель от ордынского ига, образованием Русского централизованного государства и успехами хозяйственного развития. Постепенно начинает складываться общерусская культура.

2. Устное народное творчество XIV-XV вв. - былины, песни, пословицы, сказки и пр. - отражало представление русских людей о своем прошлом. Окончательно складывается киевский былинный цикл о Владимире Красное Солнышко, Илье Муромце, богатырях. Ведущей темой произведений устного народного творчества в этот период становится борьба против монголо-татарского нашествия и ордынского ига. Среди них особенно выделяются сказания о рязанском богатыре Евпатии Коловрате, о битве на Калке, о Куликовской битве. Расцветает новый жанр устного народного творчества - исторические песни. В них, в отличие от былин, герои и события были взяты из реальной жизни.

Фольклорных записей XVI в. не сохранилось, но о народных песнях, сказках упоминают документы, например Стоглав, соборные послания. В “Сказке о Барме-Ярыжке” простой человек добывает для царя Ивана Грозного знаки царского достоинства. В сказках “Умный мальчик-судья”, “Мудрая дева” прославляются ум и смекалка простого народа. Большое число сказок и песен идеализирует образ Ивана Грозного - борца с боярами и защитника бедных.

Летописные повести XVI в. также посвящены главной теме - борьбе русского народа с иноземными захватчиками. Наряду с изображением реальных событий они содержат элементы фольклора. Например, в “Сказании о царстве Казанском” говорится о взятии Казани русскими в 1552 году, но царь Иван IV изображается совершенно идеальным человеком. Вопреки литературным канонам автор повести прославляет героизм врагов-казанцев. В популярной повести “О прихождении Стефана Батория в Псков” рассказывается, как король “лютый зверь” обложил город со всех сторон, но Бог услышал молитвы псковичей, они отбили много атак, и поляки отступили от Пскова. Некоторые сказания рисуют родословную московских правителей от вавилонских, византийских и римских императоров. В них явственно прослеживается идея преемства власти московских князей от князей владимирских и киевских, обосновывается право московских князей на самодержавную форму правления.

3. В литературе главными темами были героическая и биографическая (жития). В повести “Житие святого Александра Невского” князь изображен идеальным правителем; немало повестей посвящено князьям, погибшим в Орде. В конце XIV в. во многих произведениях говорится о борьбе с Ордой: “Задонщина”, “Тохтамышево разорение 1382 года” и др. Автор “Задонщины” образно сравнивает Куликовскую битву с походом князя Игоря против половцев (1185). В “Сказании о Мамаевом побоище” автор поэтически описывает саму битву.

В житиях митрополитов Петра, Алексея прославляется деятельность этих сторонников возвышения Москвы, описываются их подвиги. Русская литература затрагивает и вечную тему - любви к Богу и к ближнему. В конце XV в. на основе муромских сказаний возникает замечательное произведение “Повесть о Петре и Февронии”. Крестьянская девушка Феврония исцелила муромского князя Петра от тяжелой болезни, стала его супругой. Они претерпели много испытаний, но любили друг друга и умерли в один день.

4. В конце XIII в. возобновляется местное летописание в Ростове Великом, Рязани, Твери, Пскове, Новгороде. Летописи составляются при дворах князей, митрополитов, в монастырях. В них находят отражение жизнь, быт и взгляды бояр, духовенства и даже простых людей. Например, новгородские летописи часто описывали восстания “меньших” людей против “больших”. В XIV-XV вв. больше всего летописей составляется в московских монастырях, переписываются Евангелия, жития святых, поучения.

Религиозная и общественно-политическая мысль на Руси. Публицистика в XVI в.

1. Развитие и укрепление Российского государства сопровождалось усилением позиций церкви во всех сферах духовной жизни. В XVI в. идеологическая деятельность церкви приобрела широкий размах. Церковь развернула борьбу со всякого рода инакомыслием, установила жесткую регламентацию всей духовной жизни. Церковь следила за правильностью понимания учения Христа, жестоко карала вольнодумцев-еретиков. Первой русской ересью было стригольничество. Ересь стригольников возникла в XIV в. в Новгороде и Пскове.

Стригольники критиковали недостойное поведение духовенства: пьянство, назначение на церковную должность за плату. Они не признавали некоторых православных таинств, например обряд причащения. По их убеждению, это противоречит разуму и является бессмысленным. В Новгороде состоялись казни еретиков-стригольников.

2. В конце XVa. новгородское низшее духовенство заявило, что не признает догмата о троичности Бога, отрицает священность икон и саму церковную организацию. Против них выступил игумен Иосиф Волоцкий (его сторонники стали называться иосифлянами). Он заявил, что еретиков надо заключать в тюрьмы и предавать лютой казни. В то же время так называемые нестяжатели во главе с Нилом Сорским считали, что с еретиками надо полемизировать, а не расправляться, что их надо миловать. Борьба иосифлян с нестяжателями проходила не только по вопросу об отношении к церковным догмам: первые отстаивали их незыблемость и требовали жестокой расправы с еретиками, вторые допускали возможность полемики с инакомыслящими и их помилование. Борьба двух группировок в православной церкви отражала разные взгляды на великокняжескую власть. Иосифляне провозглашали великого князя наместником Бога на земле. Из этого круга церковников вышла теория “Москва - третий Рим”, обосновывавшая вселенские претензии Московской митрополии. Противоположная группировка утверждала, что Божья власть выше светской. Наконец, нестяжатели в отличие от иосифлян считали, что монахи должны существовать только “от своих трудных подвигов”, т. е. кормиться личным трудом, и отрицали необходимость монастырского землевладения как средства для поддержания всей обители. В 1504 г. церковный собор приговорил еретиков к смертной казни. Многие были сожжены на костре.

В XVI в. церковь все более подчиняется княжеской светской власти. Продолжается борьба между иосифлянами и нестяжателями. Последние выступали против массовых казней, призывали церковь, монастыри отказаться от права владения крестьянами и землей. Но в 1531 г. руководители нестяжателей были осуждены церковным собором.

До нашего времени дошли сведения о деле боярина Матвея Башкина, который отпустил на волю своих холопов, считая, что Священное Писание запрещает порабощать людей. Сильвестру стало известно, что Башкин отрицает иконы, обряды, дело дошло до царя. Башкин был арестован, предан анафеме и казнен.

3. В XVI в. в России было много талантливых публицистов, среди них - Федор Карпов, Иван Пересветов, Андрей Курбский и сам Иван Грозный. Федор Карпов, образованный человек, сокольничий, считал, что правители должны нести в мир правду, искоренять зло. Замечательным русским мыслителем XVI в. был Иван Пересветов, который в челобитных Ивану Грозному изложил свои политические взгляды. Он выступал сторонником сильной царской власти, централизации управления, призывал ограничить власть бояр и поддерживать дворян. Сильная царская власть, по его мнению, должна управлять на основе определенных законов. Талантливым писателем-публицистом был князь Андрей Курбский, который в 1564 г. бежал в Литву и обратился с тремя посланиями к Ивану Грозному, позже написал знаменитую “Историю о великом князе Московском”. Курбский - враг “лютости” царя, который не только не считается с теми, кто верой и правдой служил отечеству, но и подвергает страшным мукам, проливает их кровь. В ответных посланиях Грозный отстаивал незыблемость самодержавной власти, считая

бояр своими подданными, утверждал, что его власть Божественного происхождения и в своих действиях он ни перед кем не подотчетен. Послания Грозного в то же время пронизаны юмором и сарказмом, его литературный стиль отличается лаконичностью, яркостью художественных образов. По указанию царя создаются большие летописные своды - Воскресенская, Никоновская летописи со множеством документов. В них вошли специально отобранные и интерпретированные известия местных летописей. Один из списков Никоновской летописи представлял собой роскошный лицевой свод, который украсили 16 тысяч иллюстраций.

Живопись

1. Русская живопись в XIV-XV вв. достигла невиданного расцвета. Образы святых стали средством передачи человеческих чувств. Человек и его духовный мир - центральная тема русской живописи.

2. Великим художником был Феофан Грек, приехавший из Византии в 70-х годах XIV в. в Новгород. Здесь он расписал церковь Преображения на Ильиной улице, а в Москве - церковь Рождества Богородицы, Архангельский и Благовещенский соборы. На фресках Феофана Грека лики святых полны внутренних переживаний, сомнений, отражают стремление к возвышенному. До нашего времени дошли лишь иконы “Деисус” в Благовещенском соборе.

3. В росписи Благовещенского собора участвовал и яркий представитель московской школы живописи Андрей Рублев. Сначала он был монахом в Троицкой лавре, потом перешел в московский Андроников монастырь (где и похоронен). Из его работ сохранилось немногое. Со своим другом Даниилом Черным он расписывал Успенский собор во Владимире, потом работал над фресками Троицкого собора Троице-Сергиева и собора Спасо-Андроникова монастырей.

4. Самая известная работа Рублева - “Троица” (икона из Троицкого собора). На иконе изображены три прекрасных юноши -ангела. Фигуры как бы вписаны в восьмиугольник, а число “8” означало “вечную жизнь”. Икона выражает идею согласия и человеколюбия, нравственной чистоты и совершенства.

5. В XV в. на иконах помимо традиционных сюжетов из Библии, житий святых все чаще появляются пейзажи (леса и горы), портреты, батальные сцены.

6. Из XVI в. до нас дошли фресковые росписи храма Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, созданные знаменитым Дионисием и его сыновьями. Они отличаются утонченностью рисунка, красочностью и нарядностью. Преобладает иконопись новгородской и московской школ. Постепенно расширяется тематика живописного искусства, все активнее проявляется интерес к темам из всемирной и отечественной истории.

7. Стоглавый собор (1551), как известно, оформил единый для всего государства пантеон святых, признав общерусскими около 50 “местночтимых” угодников. Это, в частности, отразилось на тематике икононаписания. Икона “Церковь воинствующая” воспевает взятие Казани, русскую армию, молодого царя. Не сохранились (но описаны) фрески Золотой палаты кремлевского дворца (1552). Здесь были изображены сюжеты:“Выбор веры князем Владимиром”, “Крещение киевлян”, “Венчание Владимира Мономаха”, композиции на темы Ветхого Завета. Особенно интересны росписи сводов: добро и зло, жизнь и смерть, времена года.

8. В конце XVI в. получают известность иконы “строгановского письма”, они миниатюрны, тонки, изящны, праздничны. В этой манере работали Чирин, Савин.

Зодчество

1. Средневековое зодчество было тесно связано с княжеской властью. Только у богатого и сильного князя находились деньги, чтобы строить каменные храмы и укрепления. В конце XIV в. в Москве насчитывались тысячи домов, особенно выделялись хоромы великого князя, бояр, дворян, высшего духовенства. Они частью располагались в Кремле, частью - вокруг него и в подмосковных селах. Москва строилась по традиционному для средневекового русского города радиально-кольцевому принципу. К началу XV в. город занимал территорию внутри нынешнего Бульварного кольца, а в XVI в. - в границах современного Садового кольца. При Дмитрии Донском в 1367г. Кремль обнесли стеной из белого камня, а при Иване III были возведены стены из красного кирпича. В 1485 г. была заложена первая кремлевская башня - Тайницкая. Завершилось строительство кремлевских укреплений и башен к 1516 г., они существуют и поныне. Строительство велось под руководством итальянских мастеров Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевизе Миланце.

2. В 1475 г. итальянец Аристотель Фиораванти по приглашению Ивана III начал строить в Москве главный собор Российского государства - Успенский. За образец был взят Владимирский Успенский собор, но использовалась новая техника. В 1479 г. Успенский собор был закончен. Здесь находилась знаменитая икона Владимирской Божией Матери. Успенский собор воплотил в своих величавых формах мощь молодого Российского государства.

3. Псковские зодчие возвели замечательные церкви: Благовещения и Ризоположения. В 1481-1491 гг. архитекторы Руффо и Солари построили Грановитую палату для приема иностранных послов. А в начале XVI в. возведен был Архангельский собор - усыпальница русских князей и царей.

4. В XVI в. получает распространение строительство каменных церквей с шатровым завершением. Подлинным шедевром шатрового стиля стала церковь Вознесения в селе Коломенском(1532). она господствовала над местностью, была видна издалека, “чудна высотою и красотою” (построена в честь рождения будущего царя Ивана Грозного).

Выдающимся памятником этого периода является собор Василия Блаженного (Покровский собор) в Москве. Он был построен в 1561 г. по приказу Ивана Грозного на Красной площади в честь взятия Казани. Строили его зодчие Барма и Постник Яковлев. Храм представляет собой соединение девяти высоких храмов-башен, увенчанных куполами, все они связаны между собой внутренними переходами и окружены обходной галереей. Ни один купол не повторяет другой. Все купола как бы сливаются в одно целое. Девятиглавый собор увенчан шатром. Внутри храм невелик. Интересен Софийский собор в Вологде, который является упрощенным подражанием Успенскому собору в Москве.

5. В XVI в. получает большой размах крепостное строительство. Были построены кремли в Туле, Коломне, Зарайске, Серпухове, стены Нижегородского кремля, реконструированы стены Новгородского кремля. В это время в Москве создается вторая линия обороны, опоясавшая торгово-ремесленный район - Китай-город, и третья линия каменных укреплений, протянувшаяся вокруг Белого города (Бульварное кольцо). Зодчий Федор Конь построил крупнейшую крепость - Смоленский кремль.

Просвещение, научные знания, книгопечатание в XVI в.

1. Центрами грамотности и просвещения в XVI в. оставались монастыри, церкви, где создавались училища, имелись библиотеки рукописных и печатных книг. В городах и деревнях появляются учителя - “мастера грамоты” - монахи и дьяки. Ученики осваивали сначала азбуку, потом часослов (молитвы), письмо, Псалтырь, счет до тысячи, сложение, вычитание. Обучение велось с розгой. Появились руководства по грамматике Максима Грека - “Начало грамоты греческой и русской”, “Беседа о учении грамоте”, “Азбуковник”. Первое пособие по арифметике - “Книга - Арифметика, цифирная мудрость”. Большое собрание рукописных книг имел Иван Грозный.

2. До середины XVI в. все книги на Руси писались от руки. С 1553г. начинается русское книгопечатание, возникает Московский печатный двор (Никольская улица). В апреле 1564 г. дьяк Иван Федоров и его помощник Петр Мстиславец издали первую русскую датированную печатную книгу “Апостол” (о деятельности учеников Христа). Затем последовали “Часослов” и другие книги, которые отличались высоким уровнем полиграфии.

Федоров был также и редактором, делал свои переводы Священного Писания, за что его преследовали. Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались на Украину. Во Львове ими был издан первый русский печатный букварь с грамматикой. В Москве до конца XVI в. было издано 20 названий богословских книг. В деле просвещения был сделан большой шаг вперед.

3. Научные знания в XVI в. носили прикладной характер (исчисление налогов и т. п.). Митрополит Зосима составил пасхалии - специальные таблицы с указанием дат Пасхи и других церковных праздников по годам. Сочинения “Шестокрыл”, “Космография” позволили вычислять лунные фазы, затмения Солнца, Луны. Знания в области физики, техники требовались мастерам-литейщикам, оружейникам. В Москве был организован Пушечный двор, где в 1586 г. Андрей Чохов отлил знаменитую Царь-пушку (40 т, длина 5 м). Солеварение, поташное производство, лечебное дело требовали знаний из химии, медицины, способов изготовления лекарств из трав. Большой популярностью пользовалась рукописная книга “Вертоград”, переведенная с немецкого языка. В ней содержались медицинские сведения, правила личной гигиены и ухода за больными. Но в целом практическая медицина еще во многом была связана со знахарством. Путешественники, дипломаты составляли карты. Выходили словари - “Се татарский язык”, “Толк языка половецкого”, “Славянские слова”. При строительстве Покровского собора использовались теоретические знания по механике, математике.

4. С именем протопопа Сильвестра связано оформление “Домостроя”. Это произведение относилось к литературе бытового жанра. Оно содержало целый кодекс житейских правил, который требовал беспрекословного подчинения мужу, отцу, хозяину и узаконивал наказания как основной метод воспитания. “Домострой” содержал также полезные советы в духе христианской морали. Здесь рассказывалось, когда надлежит поститься, какие кушанья и напитки употреблять. “Домострой” учил вежливости, правилам поведения в гостях и давал советы на бытовые темы: как просушивать платье или уберечься от долгов.

В средневековой Руси, как и на средневековом Западе, главную роль в духовной жизни нации играла христианская церковь. Таким образом, особенно после победы в Золотой Орде ислама, оставалось немного возможностей для прямого монгольского влияния на Руси в религиозной сфере. Косвенно, однако, монгольское завоевание влияло на развитие русской церкви и духовную культуру самыми разными путями. Первый удар монгольского нашествия был для церкви таким же болезненным, как и для других сторон русской жизни и культуры. Многие выдающиеся священники, включая самого митрополита, погибли в разрушенных городах; многие соборы, монастыри и церкви были сожжены или разграблены; множество прихожан убито или уведено в рабство. Город Киев, митрополия русской церкви, был так опустошен, что многие годы не мог служить центром церковной администрации. Из епархий больше всех пострадал Переславль, и епархию там закрыли.

Только после того как Менгу‑Тимур выдал русским церковным властям охранную грамоту, церковь еще раз оказалась на твердой земле и могла постепенно реорганизовываться; по прошествии времени в некоторых отношениях она стала даже сильнее, чем до монгольского нашествия. И правда, руководимая греческими митрополитами или русскими митрополитами, посвященными в сан в Византии, защищенная ханской грамотой, церковь на Руси тогда меньше зависела от княжеской власти, чем в какой‑либо другой период русской истории. Фактически митрополит не раз служил арбитром в разногласиях между князьями. Это время было также периодом, когда русская церковь имела возможность создать мощную материальную базу для своей деятельности. Поскольку церковные земли были ограждены от вмешательства государственных властей, как монгольских, так и русских, они привлекали все больше крестьян, и доля их производства в общем сельскохозяйственном продукте постоянно росла. Это особенно справедливо в отношении монастырских владений. Уровень процветания, достигнутый церковью к концу первого века монгольского владычества, чрезвычайно помог в ее духовной деятельности.

Среди задач, стоявших перед церковью в монгольский период, первой была задача оказания моральной поддержки ожесточенным и озлобленным людям – от князей до простолюдинов. Связанной с первой была и более общая миссия – завершить христианизацию русского народа. В киевский период христианство утвердилось среди высших классов и горожан. Большая часть монастырей, основанных в то время, находилась в городах. В сельских районах христианский слой был довольно тонким, и пережитки язычества еще не были побеждены. Только в монгольский период сельское население Восточной Руси было более основательно христианизировано. Это было достигнуто как энергичными усилиями духовенства, так и ростом религиозного чувства среди духовной элиты самого народа. Большая часть митрополитов того периода проводило много времени, путешествуя по всей Руси в попытках исправить пороки церковной администрации и направить деятельность епископов и священников. Было организовано несколько новых епархий, четыре в Восточной Руси, две в Западной Руси и одна в Сарае. Количество церквей и монастырей постоянно увеличивалось, особенно после 1350 года, и в городах, и в сельских районах. Согласно Ключевскому, в первое столетие монгольского периода основали тридцать монастырей и примерно в пять раз больше – во второе . Характерной чертой нового монастырского движения являлась инициатива молодых людей с горячим религиозным чувством, которые приняли монашеский сан, чтобы удалиться в «пустынь» – глубоко в леса – для тяжелой работы в простых условиях, для молитв и размышлений. Несчастья монгольского нашествия и княжеских усобиц, а также суровые условия жизни в целом способствовали распространению подобных умонастроений.

Когда бывший приют отшельника превращался в большой, многолюдный и богатый монастырь, окруженный благополучными крестьянскими деревнями, бывшие отшельники, или новые монахи сходного духа, находили изменившуюся атмосферу удушающей и покидали монастырь, который основали или помогли расширить, чтобы устроить другой приют, глубже в лесу или дальше на север. Таким образом, каждый монастырь служил колыбелью нескольких других. Пионером и самым почитаемым главой этого движения был Св. Сергий Радонежский, основатель Троицкого монастыря примерно в 75 километрах на северо‑восток от Москвы. Его святая личность вдохновляла даже тех, кто никогда не встречался с ним, и влияние дела его жизни на последующие поколения было огромным. Св. Сергий стал символом веры – важным фактором в религиозной жизни русского народа . Среди других выдающихся руководителей русского иночества этой эры были Св. Кирилл Белозерский и Святые Зосима и Савватий, основатели Соловецкого монастыря на одноименном острове в Белом море. Между прочим, новые монастыри играли важную роль в колонизации северных районов Руси .

Несколько северных монастырей находились на территории финно‑угорских племен, и эти народы теперь тоже приняли христианство. Миссия Св. Степана Пермского среди зырян (теперь называются коми) была особенно продуктивной в этом отношении. Одаренный филолог, Степан Пермский не только овладел зырянским языком, но даже создал специальный алфавит для него, который он использовал при распространении религиозной литературы среди аборигенов .

Другим важным аспектом религиозного возрождения в Восточной Руси в монгольскую эру было церковное искусство. Этот период был свидетелем расцвета русской религиозной живописи в форме и фресок, и икон . Важную роль в этом художественном возрождении сыграл великий греческий живописец Феофан, который оставался на Руси примерно тридцать лет до конца своей жизни и карьеры. Феофан творил сначала в Новгороде, а потом в Москве. Хотя русские восхищались и шедеврами, и личностью Феофана, его нельзя назвать основателем ни новгородской, ни московской школ иконописи. Русские иконописцы широко применяли его технику свободного мазка, но они не старались подражать его индивидуальному и драматическому стилю. Самым великим русским иконописцем этого периода является Андрей Рублев, который провел свою юность в Троицком монастыре и позже написал для него свою знаменитую икону «Троица». Очарование рублевских творений кроется в чистом спокойствии композиции и гармонии нежных красок. Прослеживается определенное сходство между его произведениями и произведениями его современника, итальянского художника Фра Анжелико.

Менее ярким, но не менее значительным, по‑видимому, было развитие в этот период церковного пения, о котором, к сожалению, нам мало известно. Большинство дошедших до нас рукописей диатонического знаменного распева относятся к постмонгольскому времени, от 1450 до 1650 года . Прототип знаменного распева завезли на Русь в одиннадцатом веке византийские певцы. В постмонгольское время русский распев отличался во многих отношениях от византийского образца. Как указывает Альфред Сван, "за время роста на русской почве и приспособления к русским условиям знаменный распев сблизился с русской народной песней " .По‑видимому, монгольский период был инкубационным периодом финальной стадии знаменного распева. Также именно в конце монгольского периода появился другой распев, так называемый демественный. Он стал популярным в шестнадцатом веке .

В литературе церковный дух нашел выражение прежде всего в поучениях епископов и житиях святых, а также в биографиях некоторых русских князей, которые – это чувствовалось – настолько заслуживали канонизации, что их биографии писались в житийном стиле . Основная идея большинства этих произведений заключалась в том, что монгольское иго – это кара Божья за грехи русского народа и что только истинная вера может вывести русских из этого тяжелого положения. Поучения епископа Серапиона Владимирского (1274‑75 годы) типичны для этого подхода. Он винил за страдания русских преимущественно князей, которые истощили силы нации своими постоянными раздорами. Но он не останавливался на этом. Он упрекал простых людей за приверженность к пережиткам язычества и призывал каждого русского покаяться и стать христианином по духу, а не только по названию . Среди князей первого столетия монгольского правления особый интерес представляют жития великого князя Ярослава Всеволодовича и его сына Александра Невского. Биография Ярослава Всеволодовича сохранилась только в отрывках. Она была задумана как первый акт национальной трагедии, в которой великому князю досталась главная роль. Во вступлении с восторгом описывается счастливое прошлое русской земли. По всей видимости, за ним должно было следовать описание постигшей Русь катастрофы, но эта часть утеряна. Вступление сохранилось под отдельным названием – «Слово о погибели земли русской» . Оно, возможно, является высшим достижением русской литературы раннего монгольского периода. В Житии Александра Невского ударение делается на его ратную доблесть, проявленную при защите греческого православия от римско‑католического крестового похода .

Как и в киевский период, духовенство монгольского периода играло важную роль в составлении русских летописей. После монгольского нашествия вся работа остановилась. Единственной летописью, написанной между 1240 и 1260 годами, дошедшей до нас в отрывках, является Ростовская. Ее составителем был епископ этого города Кирилл. Как убедительно показал Д.С. Лихачев, Кириллу помогала княгиня Мария, дочь Михаила Черниговского и вдова Василько Ростовского. И ее отец, и ее муж погибли от руки монголов, и она посвятила себя благотворительности и литературному труду . В 1305 году летопись составили в Твери. Она частично была переписана в 1377 году суздальским монахом Лаврентием (автором так называемого «Лаврентьевского списка»). В пятнадцатом веке в Москве появились исторические работы более широкого охвата, такие, как Троицкая летопись (начата под руководством Митрополита Киприана и завершена в 1409 году) и даже еще более значительный сборник летописей, собранный под редакцией митрополита Фотия примерно в 1428 году. Он послужил основой для дальнейшей работы, которая привела к созданию грандиозных сводов шестнадцатого века – Воскресенской и Никоновской летописей. Новгород в течение четырнадцатого столетия и до своего падения являлся центром ведения своих собственных исторических анналов. Необходимо отметить, что многие русские летописцы, и особенно составители Никоновской летописи, продемонстрировали великолепное знание не только русских событий, но также и татарских дел.

В русском светском творчестве монгольской эпохи, как письменном так и устном, можно заметить двойственное отношение к татарам. С одной стороны, – чувство неприятия и противостояния угнетателям, с другой, – подспудная притягательность поэзии степной жизни. Если мы вспомним страстное влечение к Кавказу ряда русских писателей XIX века, таких, как Пушкин, Лермонтов и Лев Толстой, то это поможет нам понять такой образ мысли.

Благодаря тенденции, связанной с неприязнью, былины домонгольского времени перерабатывались в соответствии с новой ситуацией, и название новых врагов – татар – заменило имя старых (половцев). Одновременно создавались новые былины, исторические легенды и песни, в которых речь шла о монгольском этапе борьбы Руси против степных народов. Разрушение Киева Батыем (Бату) и набеги Ногая на Русь служили темами для современного русского фольклора . Притеснение татарами Твери и восстание тверичей в 1327 г. не только было вписано в летописи, но и со всей очевидностью составило основу отдельной исторической песни . И, конечно же, как уже упоминалось, битва на Куликовом поле стала сюжетом для множества патриотических сказаний, фрагменты которых использовались летописцами, а позднее записывались полностью. Здесь мы имеем случай смешения устной и письменной форм в древней русской литературе. «Задонщина», тема которой относится к тому же циклу, безусловно является произведением письменной литературы . Слагатели былин домонгольского периода чувствовали особую притягательную силу и поэзию степной жизни и военных походов. Та же поэтика чувствуется и в произведениях более позднего периода. Даже в патриотических сказаниях о поле Куликовом доблесть татарского витязя, вызов которого принял монах Пересвет, изображена с несомненным восхищением. В домонгольских русских былинах есть близкие параллели с иранскими и ранними тюркскими героическими песнями . В монгольскую эпоху на русский фольклор также оказывали влияние «татарские» (монгольские и тюркские) поэтические образы и темы . Посредниками в знакомстве русских с татарской героической поэзией были, возможно, русские солдаты, которых набирали в монгольские армии. Да и татары, осевшие на Руси, тоже внесли свои национальные мотивы в русский фольклор.

Обогащение русского языка словами и понятиями, заимствованными из монгольского и тюркского языков, или из персидского и арабского (через тюркский), стало еще одним аспектом общечеловеческого культурного процесса. К 1450 г. татарский (тюркский) язык стал модным при дворе великого князя Василия II Московского, что вызвало сильное негодование со стороны многих его противников. Василия II обвиняли в чрезмерной любви к татарам и их языку («и речь их») . Типичным для того периода было то, что многие русские дворяне в XV, XVI и XVII веках принимали татарские фамилии. Так, член семьи Вельяминовых стал известен под именем Аксак (что значит «хромой» по‑тюркски), а его наследники стали Аксаковыми . Точно так же, одного из князей Щепиных‑Ростовских звали Бахтеяр (bakhtyar по‑персидски значит «удачливый», «богатый»). Он стал основателем рода князей Бахтеяровых, который пресекся в XVIII веке.

Ряд тюркских слов вошел в русский язык до монгольского вторжения, но настоящий их приток начался в монгольскую эпоху и продолжался в XVI и XVII веках. Среди понятий, заимствованных из монгольского и тюркского языков (или, через тюркский, – из арабского и персидского языков), из сферы управления и финансов можно упомянуть такие слова, как деньги, казна, таможня. Еще одна группа заимствований связана с торговлей и купечеством: базар, балаган, бакалея, барыш, кумач и другие. Среди заимствований, обозначающих одежду, головные уборы и обувь, можно назвать следующие: армяк, башлык, башмак. Вполне естественно, что большая группазаимствований связана с лошадьми, их мастями и разведением: аргамак, буланый, табун. Много других русских слов, обозначающих домашнюю утварь, еду и питье, а также сельскохозяйственные культуры, металлы, драгоценные камни, также заимствованы из тюркского или других языков через тюркский .

Фактор, который трудно переоценить в развитии русской интеллектуальной и духовной жизни – это роль живших на Руси и обращенных в христианство татар и их потомков. Уже упоминалась история царевича Петра Ордынского, основателя монастыря в Ростове. Были и другие подобные случаи. Выдающийся русский религиозный деятель XV века, тоже основавший монастырь, Св. Пафнутий Боровский, был внуком баскака. В XVI веке боярский сын татарского происхождения по имени Булгак был посвящен в духовный сан, и после этого кто‑либо из членов семьи всегда становился священником, вплоть до отца Сергия Булгакова, широко известного русского богослова XX века . Были и другие выдающиеся русские интеллектуальные лидеры татарского происхождения, такие, как историк H. M. Карамзин и философ Петр Чаадаев . Чаадаев, вероятно, был монгольского происхождения, поскольку Чаадай является транскрипцией монгольского имени Джагатай (Чагатай). Возможно, Петр Чаадаев был потомком сына Чингисхана – Чагатая . Одновременно парадоксально и типично, что в «плавильной печи» русской цивилизации с ее гетерогенными элементами «западник» Чаадаев был монгольского происхождения, а «славянофильская» семья Аксаковых имела своими предками варягов (ветвь Вельяминовых).

Русская культура XIV-XVI веков сохраняла свою самобытность, но находилась под сильным влиянием монголо-татар, которое проявилось в заимствовании слов (деньга - от тюркского таньга), оружия (сабля), техники в декоративно-прикладном искусстве (золотное шитье по бархату).

В результате монгольского нашествия погибло множество городов, прекратилось каменное строительство, были утрачены многие технологии декоративно-прикладного искусства, снизился образовательный уровень населения. В меньшей степени культурному разорению подверглась Новгородская земля. До середины XIV века русская культура находилась в состоянии упадка. Начиная со второй половины XIV века русская культура переживает состояние возрождения. Ее вдохновляли две идеи: борьба против Орды и феодальной раздробленности и стремление к объединению и национальному возрождению.

Литература

Ведущей темой в литературе становится патриотизм и подвиги русских людей. Происходит переосмысление многих былинных сюжетов. Новым жанром становятся песни и сказания на исторические темы (Сказание о Евпатии Каловрате - о героической обороне Рязани, Сказание о Щелкане - о восстании в Твери 1327 года). Тема борьбы с внешними врагами остается основной и XVI веке. Памятники этого времени описывают такие события как взятие Казани, борьбу с крымчаками и Стефаном Баторием, покорение Сибирского ханства Ермаком. Образ Ивана Грозного в этих песнях сильно идеализируется, а главным виновником опричнины становится Малюта Скуратов.

Наряду с историческими песнями создаются жития (Сергия Радонежского, митрополита Петра), хождения - описания путешествий (Хождение за три моря Афанасия Никитина ). В XIV-XV веках происходит расцвет летописания по монастырям. В XIV веке в Москве создается единая русская летопись , а в середине XV века - «Хронограф » - обзор всемирной истории, в который включена и русская история. Большую работу по сбору и систематизации русской литературы проводил сподвижник Ивана Грозного новгородский митрополит Макарий .

В публицистической литературе XV-XVI века настойчиво проводится мысль о законном главенстве Москвы в русских землях. При князе Василии III монах Филофей формулирует теорию «Москва - Третий Рим». В этой теории Москва называется хранительницей православия после того, как погибли такие мировые центры православия как Рим и Константинополь. Эта теория до начала ХХ века будет определять пути развития России. Природу царской власти пытаются осмыслить в своей переписке Иван Грозный и Андрей Курбский. Ярким примером бытового жанра становится «Домострой », где собраны советы по правильному ведению домашнего хозяйства.

С XIV века в России появляется бумага, что позволяет создавать множество учебников для монастырских школ. В 1533 году в Москве открывается первая типография (Анонимная типография), а к 1564 году относят первую точно датированную печатную книгу, изготовленную Иваном Федоровым .

Ремесло

Возрождения ремесла начинается с конца XIV века. К XV веку активно развиваются металлообработка, резьба по дереву и кости. В 1586 году литейщик Андрей Чохов отлил «Царь-пушку».

Иконопись

В XIV-XV веках окончательно сложились иконописные школы отдельных земель. В Новгород приехал из Византии Феофан Грек , оказавший большое влияние на русских иконописцев. Созданные Феофаном образы проникнуты огромной духовной силой. Учеником Феофана был Андрей Рублев . Для Андрея характерна особая округлость, плавность линий, светлая гамма красок. Главная идея иконописца - постижение нравственной чистоты через небесный мир. Вершиной древнерусской живописи считается икона «Троица » созданная Андреем Рублевым.

В XV веке в иконопись все чаще проникают сюжеты на исторические темы, появляются портретные изображения царей и цариц.

Архитектура

В XIV веке после монгольского погрома возрождается каменное строительство. В 1327 году Дмитрий Донской обносит Кремль белокаменной стеной. При Иване III на территории Кремля разворачивается крупное строительство, для которого приглашают лучших мастеров из Новгорода, Пскова, Ростова, Владимира и из Италии. Итальянский мастер Аристотель Феораванти возводит Успенский и Архангельский соборы , а псковские мастера возводят Благовещенский собор . Архитектурная композиция Московского Кремля в XVI веке становится образцом для строительства в других городах: Новгороде, Туле, Смоленске. В XVI веке складывается новый архитектурный стиль - шатровый . Элементы шатрового стиля использованы в архитектуре центрального храма собора Василия Блаженного.

В целом к концу XVI века русское искусство утрачивает следы местных художественных традиций и превращается в общерусское.

Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв.

Монголо-татарское нашествие прервало мощный подъем русской культуры. Разрушение городов, утрата традиций, исчезновение художественных направлений, уничтожение памятников письменности, живописи, зодчества - удар, оправиться от которого удалось лишь к серединœе XIV в. В идеях и образах русской культуры XIV- XVI вв. отразились настроения эпохи - времени решающих успехов в борьбе за обретение независимости, свержение ордынского ига, объединœение вокруг Москвы, формирование великорусской народности.

Память о процветающей и счастливой стране, какой осталась в сознании общества Киевская Русь (ʼʼсветло светлая и прекрасно украшеннаяʼʼ - слова из ʼʼПовести о погибели Русской землиʼʼ, не позднее 1246), хранила в первую очередь литература. Летописание оставалось ее важнейшим жанром, оно возродилось во всœех землях и княжествах Руси. В начале XV в. в Москве был составлен первый общерусский летописный свод - важное свидетельство прогресса в делœе объединœения страны. С завершением этого процесса летописание, подчинœенное идее обоснования власти московского князя, а затем и царя, приобрело официальный характер.
Размещено на реф.рф
В царствование Ивана IV Грозного (70-е гᴦ. XVI в.) был составлен иллюстрированный ʼʼЛицевой летописный сводʼʼ в 12 томах, содержащий более полутора десятков тысяч миниатюр.
Размещено на реф.рф
В XIV-XV вв. излюбленной темой устного народного творчества становится борьба Руси с ʼʼневернымиʼʼ. Складывается жанр исторической песни (ʼʼПесня о Щелканеʼʼ, о битве на Калке, о разорении Рязани, о Евпатии Коловрате и др.). В исторических песнях отразились и важнейшие события XVI в. - казанский поход Ивана Грозного, опричнина, образ Грозного-ца-ря. Победа в Куликовской битве 1380ᴦ. породила цикл исторических повестей, из которых выделяются ʼʼСказание о Мамаевом побоищеʼʼ и вдохновенная ʼʼЗадонщинаʼʼ (ее автор Софоний Рязанец использовал образы и отрывки ʼʼСлова о полку Игоревеʼʼ). Создаются жития святых, в XVI в. они объединяются в 12-томный свод ʼʼВеликих Четий-Минœейʼʼ. В XV в. описывает свое путешествие в Индию и Персию тверской купец Афанасий Никитин (ʼʼХожение за три моряʼʼ). Уникальным литературным памятником остается ʼʼПовесть о Петре и Февронии Муромскихʼʼ - история любви муромского князя и его жены, описанная, вероятно, Ермолаем-Еразмом в серединœе XVI в. По-своему замечателœен ʼʼДомостройʼʼ, принадлежащий перу духовника Ивана Грозного Сильвестра - книга о ведении хозяйства, воспитании и обучении детей, роли женщины в семье.

В конце XV-XVI в. литература обогащается блестящими публицистическими произведениями. Ожесточенно спорят иосифляне (последователи игумена Волоцкого монастыря Иосифа, отстаивающие принцип невмешательства государства в дела богатой и сильной в материальном отношении церкви) и нестяжатели (Нил Сорский, Вассиан Патрикееев, Максим Грек, порицающие церковь за богатства и роскошь, за тягу к мирским наслаждениям). В 1564-1577гᴦ. обмениваются гневными посланиями Иван Грозный и князь Андрей Курбский. ʼʼ...Погибают цари и властелины, которые составляют жестокие законыʼʼ, - внушает Курбский царю и слышит в ответ: ʼʼНеужели это свет - когда поп и лукавые рабы правят, царь же - только по имени и по чести царь, а властью нисколько не лучше раба?ʼʼ Идея ʼʼсамодержавстваʼʼ царя, божественности его власти обретает в посланиях Грозного едва ли не гипнотическую силу. Иначе, но столь же последовательно об особом призвании царя-самодержца пишет в ʼʼБольшой челобитнойʼʼ (1549) Иван Пересве-тов: карая бояр, забывших о долге перед обществом, праведный монарх должен опереться на преданное дворянство. Значение официальной идеологии имеют представления о Москве как о ʼʼтретьем Римеʼʼ: ʼʼДва Рима (ʼʼвторой Римʼʼ - Константинополь, разоренный в 1453 ᴦ. - Авт.) пали, третий стоит, четвертому же - не быватьʼʼ (Филофей).

Отметим, что в 1564 ᴦ. в Москве Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем была издана первая русская печатная книга - ʼʼАпостолʼʼ.

В зодчестве XIV-XVI вв. тенденции исторического развития Руси-России отразились с особой очевидностью. На рубеже XIII-XIV вв. возобновляется каменное строительство - в Новгороде и Пскове, менее других пострадавших от ордьшского ига. В XIV в. в Новгороде появляется новый тип храмов - легких, нарядных, светлых (Спас на Ильинœе). Но проходит полвека, и традиция побеждает: вновь возводятся суровые, тяжелые, напоминающие о прошлом сооружения. Политика властно вторгается в искусство, требуя, чтобы оно было хранителœем независимости, с которой столь успешно борется объеди-нительница Москва. Признаки стольного города единого государства она накапливает постепеннд, но последовательно. В 1367ᴦ. возводится белокаменный Кремль, в конце XV- начале XVI в. ставятся новые краснокирпичные стены и башни. Их возводят выписанные из Италии мастера Пьетро Антонио Солари, Алевиз Новый, Марк Руффо. К тому времени на территории Кремля итальянцем Аристотелœем Фиораванти уже возведен Успенский собор (1479), выдающийся архитектурный памятник, в котором опытный взгляд увидит и традиционные для влади-миро-суздальского зодчества черты, и элементы строительного искусства Возрождения. Рядом с другой работой итальянских мастеров - Грановитой палатой (1487-1489) - псковские мастера строят Благовещенский собор (1484-1489). Чуть позже всœе тот же Алевиз Новый завершает великолепный ансамбль Соборной площади Архангельским собором, усыпальницей великих князей (1505-1509). За Кремлевской стеной на Красной площади в 1555- 1560 гᴦ. в честь взятия Казани возводят девятиглавый Покровский собор (храм Василия Блаженного), увенчанный высокой многогранной пирамидой - шатром. Эта деталь дала название ʼʼшатровыйʼʼ архитектурному стилю, возникшему в XVI в. (церковь Вознесения в Коломенском, 1532). Ревнители старины борются с ʼʼвозмутительными новшествамиʼʼ, но их победа относительна: в конце века стремление к пышности и красоте возрождается. Живопись второй половины XIV-XV столетия - это золотой век Феофана Грека, Андрея Рублева, Дионисия. Росписи новгородских (Спас на Ильинœе) и московских (Благовещенский собор) храмов Феофана Грека и иконы Рублева (ʼʼТроицаʼʼ, ʼʼСпасʼʼ и др.) обращены к Богу, но рассказывают о человеке, его душе, о поисках гармонии и идеала. Живопись, оставаясь по темам, образам, жанрам (настенные росписи, иконы) глубоко религиозной, обретает неожиданную человечность, мягкость, философичность.

Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Культура и духовная жизнь Руси в XIV-XVI вв." 2017, 2018.