Культура османской империи в 16 18 веках. Османская империя в XVI – XVIII веках

Развитие культуры в первые века османской империи

Со второй половины XV в. в османском обществе начинается подъем в различных областях культуры, прежде всего в литературе, изобразительном искусстве, архитектуре. В это время получили также развитие математические, медицинские и географические знания, стала складываться османская историография. По примеру большинства восточных народов у турок особенной популярностью пользовалась поэзия, а также народные сказки, предания, житийные и исторические повествования, рассказываемые обычно на улицах и площадях народными сказителями - меддахами. С их творчеством связано и рождение турецкой поэзии. Она складывалась под влиянием арабских и персидских образцов, отражая как традиции народной поэзии с ее суфийской символикой и идеалами равенства и справедливости, так и светской, городской культуры с ее интересом к реальной жизни и живому человеку.

Наиболее ярким представителем творчества странствующих народных певцов-ашиков был в XVI в. Пир Султан Абдал. Религиозно-философские взгляды поэта, основой которых была любовь к людям, "страдающим на этой черной земле", привели его в ряды противников султанской власти. Он стал предводителем одного из восстаний кызыл-башей в Анатолии, провозгласив: "Пусть шах взойдет на стамбульский трон, пусть будут свергнуты беи, паши, захвачены нами все земли После поражения повстанцев Пир Султан Абдал был схвачен и казнен, но его стихотворные строки остались в памяти народа.

С середины XV в. в турецкой литературе появляется целая плеяда талантливых поэтов, использующих различные жанры светской поэзии. Особый интерес вызывает творчество поэтессы Михри-хатун (ум. 1506), чьи стихи о любви поражают глубиной чувств. Впрочем, уже само появление на литературной арене женщины, отличавшейся оригинальным умом и образованностью, составляло выдающееся явление в общественной жизни того времени. Блестящим представителем лирической поэзии XVI в. был Молла Махмуд, известный под псевдонимом Абдул Бакы ("Раб всевечно-го"), которого называли "султаном турецких поэтов". Стихи Бакы - любимого поэта Сулеймана Кануни - хотя и мало оригинальны, но отличаются высокими стилистическими достоинствами. Среди произведений турецкой прозы необходимо отметить сборник небольших рассказов, анекдотов и шуток (они назывались "латифа"), составленный известным писателем из Бурсы Лямии (ум. 1531). Латифа были одним из наиболее распространенных в то время жанров городской литературы, поскольку откликались на самые животрепещущие вопросы, волновавшие горожан. В сборник Лямии впервые включены рассказы о Ходже Насреддине. Сельский имам, живший на рубеже XIII-XIV вв. и прославившийся своим вольнодумством и острословием, превратился в дальнейшем в легендарную фигуру "возмутителя спокойствия". Его образ стал собирательным и вместил в себя многих героев народных рассказов и шуток о мудрецах, глупцах, веселых плутах и шутах, прикидывавшихся простаками.

Значительного расцвета в XV-XVII вв. достигла архитектура, развивавшаяся на основе использования опыта, накопленного мастерами-ремесленниками, вывезенными из различных стран. Султаны, светские и духовные феодалы стремились прославить себя возведением великолепных дворцов и мечетей и поэтому поощряли строительное искусство. Созданием замечательных архитектурных ансамблей стяжал известность архитектор Коджа Синан, грек по происхождению, взятый по девширме на султанскую службу. За свою долгую жизнь (1489-1588) он построил свыше 360 различных архитектурных сооружений - мече-тей, медресе, дворцов, караван-сараев, библиотек, фонтанов, бань, мостов. Вершиной его творчества и шедеврами мирового зодчества являются мечети Шахзаде и Сулейманийе в Стамбуле и мечеть Селима в Эдирне.

Возводимые дворцы и мечети стали украшаться богатым декоративным убранством, что способствовало расцвету резьбы по камню и дереву орнаментальной живописи, керамики, а также каллиграфии. Благодаря живому интересу Мехмеда II к европейскому и восточному искусству, в частности кживописи, получает большое развитие турецкая миниатюра, отмеченная стремлением к конкретизации образов, портретному сходству и раскрытию внутреннего мира человека. Таков знаменитый портрет Фатиха с розой, выполненный Наккаш Синан-беем в стиле мастеров итальянской школы, портреты Нигярн (ум. 1577), жанровые картины крупнейшего мастера миниатюрной живописи XVI в. Османа. При активном участии Мехмеда II складывается многоступенчатая система образования) медресе, где наряду с изучением арабского и персидского языков, тесрии мусульманского права (фикх), богословия (калам) велось обучение логике, арифметике, астрономии, медицине. Тогда же открылаа первая математическая школа. Ее основатель - ученик великого астронома Улугбека Али Кушчу. Не меньшей известностью пользовались труды астронома и математика Лютфи То-катлы, казненного в 1494 г. по обвинению в ереси. С успехами в мате-матике и астрономии связано и накопление географических знаний.

Мировое значение обрели труды турецкого мореплавателя Пири Рейса (ум. 1554) - его мошкой атлас "Бахрийе", который содержит полное описание Средиземного и Эгейского морей, и карта мира, выполненная в 1517 г. При составлении последней Пири Рейс использовал карты итальянских и португальских мореплавателей, в том числе не сохранившуюся карту Колуиба. На рубеже XV-XVI вв., стала складываться османская историография, чье развитие находилось под пристальным вниманием султанского двора. Основным видом исторических сочинений того времени были хроники, где описывались события мировой истории и излагалась турецкая история от легендарного Огуза до правящего султана. Хроники вбирали в себя не только исторический материал, но и сюжеты житийной литературы, легенды и предания. Летописцы стремились утвердить престиж правителей империи, доказать легитимность сул-танской власти и превосходство Османидов над другими мусульманскими государями. Среди наиболее известных исторических сочинений можно отметить "Джихан-нкма" ("Зерцало мира") Мехмеда Нешри (ум. 1520), "Хешт-и бехишт" ("Восемь парадизов") Идриса Битлиси (ум. ок. 1523), многотомную Османскую историю" Ибн Кемаля (ум. 1534).

В начале XVI в. Османская империя пре-вратилась в могущественное государство с боль-шой территорией. После взятия в 1453 г. Кон-стантинополя турки-османы вышли за пределы Азии и покорили Балканский полуостров. Они овладели также Малой Азией и Крымским хан-ством, чувствовали себя хозяевами Черного моря. У арабов турки захватили Сирию и часть Аравии вместе со священными для мусульман городами Меккой и Мединой. С завоеванием Египта в состав Османского государства вошли земли на севере Африки и контроль над важными торго-выми центрами Средиземноморья. Султан (такой титул носили правители в мусульманских стра-нах) Османской империи недаром мог считать себя правителем мира. Покорение чужих земель и постоянное расширение границ империи обе-спечивали мощные армия и флот, а военная добыча была главным источником пополнения государственной казны.

Вершины своего могущества Османская импе-рия при правлении султана Сулеймана Великолепного (1520-1566). Именно так за многочисленные победы и роскошь двора называли его европейцы. Подданные же именовали своего правителя Кануни (Законодатель) за издание свода законов. Главная особенность этого законодательства заключалась в разделе населения империи на мусульман и нему-сульман, которые соответственно имели разные обя - занности и права. Суд находился в руках мусуль-манского духовенства и все дела решал на основе заповедей ислама.

Эпоху правления Сулеймана Великолепного в истории Турции называют «золотым веком». Султан проводил удачную завоевательную политику, лично участвовал в 13 военных кампаниях, причем 10 из них провел в Европе. Там главным противником Сулеймана был император Карл V Габсбург. Их соперничество разворачивалось на землях Венгрии, Австрии и в Средиземноморье. Сначала огромная турецкая эскадра осадила остров Родос. Он принадлежал рыцарям-крестоносцам ордена иоаннитов, которые держа-ли под контролем восточное Средизем-номорье и мешали контактам Стамбула с османскими владениями в Аравии и Егип-те. В ходе затяжной осады защитники острова героически оборонялись. Но осма-ны все же вынудили крепость капитули-ровать. Сулейман, уважая храбрость ры-царей, отпустил их из плена. Иоанниты перебрались на Мальту, где их орден полу-чил новое название — Мальтийский. Спу-стя некоторое время Сулейман попытался захватить Мальту, но безуспешно.

Далее османское войско перешло Дунай и в битве у Мохача наголову раз-било венгров. В 1529 г. армия Сулеймана взяла в осаду столицу Габсбургов — Вену. Город выстоял, но с этого момента и в течение двух последующих столетий граница между Священной Римской и Османской империями проходила всего в нескольких десятках километров от него. Отряды турецкой конницы постоянно налетали на мирные поселения, сея на своем пути смерть и разруху.

Битва у Мохача. XVI в.

Могущество Османской империи дер-жалось на огромной армии. За верную службу воины получали от султана на-следственные земельные владения и опре-деленную часть военной добычи. При-вилегированной частью и ударной силой турецкого войска были янычары — уро-женцы покоренных османами областей (преимущественно балканских). По дав-нему обычаю их еще мальчиками отби-рали у родителей и воспитывали в фана-тичной преданности исламу. Повзрослев, они превращались в суровых и беспо-щадных воинов, которые уже не помнили своего происхождения и воевали против собственной родины, даже не подозревая об этом.

XVI в. Из письма Сулеймана Великолепного к французскому королю Франциску I. Франциск... вы обратились с письмом... вы довели до нашего сведения, что неприятель овладел вашей страной и что вы сами находитесь... в плену, и вы обратились сюда за помощью... для вашего освобождения. Нет ничего удивительно-го в том, что императоры терпят поражения и попадают в плен. Итак, мужайтесь и не падайте духом. Наши славные предки... никогда не прекращали войн для того, чтобы отразить врага и покорить новые земли. И мы также следовали их примеру. Мы непрестанно завоевывали провинции и сильные неприступные крепости. Днем и ночью наш конь стоит оседланный, и мы опоясаны саблей.

Турки-османы познавали мир не только благодаря военным походам и завоеваниям. Территория империи стала пересечением огромного количества торговых путей, ее рынки изобиловали товарами из самых отдаленных уголков Европы и Востока. Своего расцвета достигло искус-ство, архитектура и литература. Материал с сайта

Покоренные народы имели право заниматься ремесленничеством, тор-говлей и сельским хозяйством. Турки же занимали высокие должности в войске или работали чиновниками, дипломатами, священниками.

После успешных завоеваний и присоединений огромных территорий Османская империя превратилась в многонациональное государство. Подданные султана, проживавшие в Европе, Азии и Африке, относи-лись к разным народам и религиям. Так, под турецкое владычество до конца XVI в. попали почти все южнославянские земли (Сербия, Черного-рия, Босния и Герцеговина, часть Хорватии). Сулейману Великолепному удалось покорить венгров, которые на 150 лет попали под турецкий гнет. Только силой оружия османам удава-лось держать в повиновении покорен-ные народы, возмущенные произволом властей и чуждыми мусульманскими традициями. На Балканском полуост-рове турецкая власть стремилась к все большему распространению ислама, нередко — и принудительно, ведь хри-стиане лишались фактически всех прав. Именно среди местных народов хранился «налог кровью» — отбор хри-стианских мальчиков, которых прев-ращали в янычаров. Христианская церковь потеряла все свои земельные владения, немусульман принудительно переселяли на отдаленные зем-ли или даже продавали в рабство. Славянские города заселялись турка-ми. Подобная политика вызывала частые антитурецкие восстания.

Вопросы по этому материалу:

  • Османская империя - одна из сильнейших держав Европы и Азии, существовавшая на протяжении более 6 веков. На этом уроке вы познакомитесь с историей этого государства: узнаете о месте и времени создания этой империи, ее внутреннем устройстве, ориентирах во внешней политике. Период XVI-XVII вв. - это период наивысшего расцвета и могущества Османской империи, в дальнейшем это государство будет постепенно ослабевать, и после Первой мировой войны Османская империя перестанет существовать.

    Пер-вая боль-шая по-бе-да ев-ро-пей-цев над тур-ка-ми.

    1672-1676 гг. - Поль-ско-ту-рец-кая война. Турки уста-нав-ли-ва-ют кон-троль над Пра-во-бе-реж-ной Укра-и-ной, при-над-ле-жав-шей Речи Поспо-ли-той. Пер-вые столк-но-ве-ния между вой-ска-ми Осман-ской им-пе-рии и Рос-сии про-изо-шли из-за Ле-во-бе-реж-ной Укра-и-ны.

    1683-1699 гг. - Ве-ли-кая Ту-рец-кая война.

    1683 г. - осада тур-ка-ми Вены, ав-стрий-ской сто-ли-цы; раз-гром турок под Веной вой-ска-ми поль-ско-го ко-ро-ля Яна Со-бес-ко-го. Об-ра-зо-ва-ние новой Свя-щен-ной лиги, на-прав-лен-ной про-тив осма-нов. В нее вошли Ав-стрия и Речь Поспо-ли-тая (1683), Ве-не-ция (с 1684), Рос-сия (с 1686).

    1699 г. - Кар-ло-виц-кий мир. Ав-стрия по-лу-чи-ла боль-шую часть Вен-грии, Тран-силь-ва-нию, Хор-ва-тию и часть Сло-ве-нии. Речь Поспо-ли-тая вер-ну-ла свои укра-ин-ские вла-де-ния. Впер-вые Осман-ская им-пе-рия не по-лу-чи-ла ни новых тер-ри-то-рий, ни кон-три-бу-ции. До-стиг-нут пе-ре-лом в борь-бе между Осман-ской им-пе-ри-ей и хри-сти-ан-ски-ми го-су-дар-ства-ми.

    За-клю-че-ние

    XVI-XVII вв. были вре-ме-нем по-ли-ти-че-ско-го, эко-но-ми-че-ско-го и куль-тур-но-го рас-цве-та Осман-ской им-пе-рии. Рас-ки-нув-шись на трех кон-ти-нен-тах, им-пе-рия непре-рыв-но рас-ши-ря-ла свои вла-де-ния с XIV в. и вплоть до по-ра-же-ния под Веной в 1683 г. С этого мо-мен-та осма-ны стала те-рять при-об-ре-тен-ные ранее тер-ри-то-рии.

    Упа-док во-ен-но-го мо-гу-ще-ства Осман-ской им-пе-рии был свя-зан с ее эко-но-ми-че-ским и тех-но-ло-ги-че-ским от-ста-ва-ни-ем от стран Ев-ро-пы. Но и в по-сле-ду-ю-щие два века Тур-ция оста-ва-лась силь-ным про-тив-ни-ком хри-сти-ан-ских го-су-дарств, в т. ч. Рос-сии. .

    Па-рал-ле-ли

    Осман-ская им-пе-рия воз-ни-ка-ет на ис-хо-де Сред-не-ве-ко-вья; ве-ли-кой му-суль-ман-ской им-пе-ри-ей ран-не-го Сред-не-ве-ко-вья был . Араб-ский ха-ли-фат также воз-ник в ре-зуль-та-те стре-ми-тель-ных за-во-е-ва-ний, на-тис-ку ара-бов долго никто не мог про-ти-вить-ся. Ара-бы-му-суль-мане также пы-та-лись объ-еди-нить все на-ро-ды под зна-ме-нем ис-ла-ма, на-ме-ре-ва-ясь под-чи-нить все хри-сти-ан-ские стра-ны. Араб-ские пред-во-ди-те-ли тоже стре-ми-лись к об-ла-да-нию Кон-стан-ти-но-по-лем. И в ха-ли-фа-те про-ис-хо-ди-ло со-еди-не-ние гре-че-ско-го ан-тич-но-го, гре-ко-ви-зан-тий-ско-го, пер-сид-ско-го куль-тур-но-го на-сле-дия и тра-ди-ций. До-стиг-нув пика сво-е-го мо-гу-ще-ства, ха-ли-фат стал сла-беть, те-рять земли - таков удел всех им-пе-рий.

    На данном уроке речь пойдет о развитии Османской империи в XVI-XVII вв.

    Османская империя появилась еще в XIV веке. Она была основана племенем турок-османов на территории полуострова Малая Азия. В течение первых двух столетий своей истории османам удалось не только отразить нападение крестоносцев, но и значительно расширить свои территории.

    В 1453 году был захвачен Константинополь - столица Византийской империи. С той поры до сегодняшнего дня он носит турецкое название - Стамбул (рис. 1) . В XV веке были присоединены османами территории Балканского полуострова, Крыма, большая часть арабского востока, территории северной Африки. В середине XVI века, в период правления султана Сулеймана I (рис. 2), Османская империя достигла вершины своего могущества. Ее территории составляли 8 млн км 2 . Население достигало 25 млн человек.

    Рис. 2. Султан Сулейман I ()

    Рассмотрим устройство Османского государства того периода.

    Османская империя возглавлялась султаном . Султан являлся не только политическим лидером государства, но и военным, а также, отчасти, и религиозным. Таким образом, судьба страны во многом зависела от личных качеств того или иного правителя. Также с стране существовали особые отдельные религиозные общины - миллеты (община людей одной веры, обладающая определенной автономией и расположенная в специально отведенном для этого квартале города).

    Общины-миллеты в Османской империи :

    Армяно-григорианская

    Греко-православная

    Иудейская

    Все общество империи делилось на две основные категории населения: аскеры (военнослужащие и чиновники государства) и райя (податное сословие, горожане и крестьяне).

    Важной и своеобразной частью Османского общества был Янычарский корпус (регулярная пехота Османской империи) (рис. 3) . Он состоял из турецких невольников, а в эпоху развитой империи он состоял из юношей-христиан, которых с раннего детства обучали в духе радикального ислама. Фанатично верующие в Аллаха и своего султана янычары являлись грозной воинской силой. Янычары считались личными рабами султана. Условия их жизни были весьма специфическими. Они проживали в специальных полуказармах, полумонастырях. Они не могли жениться, вести собственное хозяйство. Они располагали правом частной собственности, но после смерти янычара все его имущество отходило в распоряжение полка. Помимо военного искусства янычары изучали такие предметы, как каллиграфия, право, языки и многое другое. Это давало возможность янычарам добиваться значительных успехов и на гражданской службе. Многие турки мечтали, чтобы их дети попали в янычарский корпус. С XVII века в него начинают принимать и детей из мусульманских семей.

    Османские правители мечтали завоевать Европу и обратить ее население в ислам. В XVI - XVII вв. турки столкнулись в ряде войн, с такими государствами, как Австрия, Венгрия, Речь Посполитая и другими. Успехи османов были настолько велики, что временами казалось, что этот грандиозный план реально выполним. Европейские державы, увязшие в своих внутренних распрях, не могли оказать достойного сопротивления туркам. Несмотря на временные успехи, к концу войн оказывалось, что европейцы проигрывали. Ярким примером этому послужит битва при Лепанто (1571 год) (рис. 4). Венецианцы смогли нанести разгромное поражение турецкому флоту, однако к концу войны венецианцы так и не получили помощи ни от кого из своих европейских соседей. Они потеряли остров Кипр и выплатили Турции контрибуцию размером 300 тысяч золотых дукатов.

    Рис. 4. Битва при Лепанто (1571) ()

    В XVII веке начинают проявляться признаки упадка Османского государства. Они были вызваны рядом междоусобных войн за трон. Кроме того, в это время обостряются отношения империи с ее восточным соседом - Персией . Все чаще туркам приходится сражаться сразу на два фронта.

    Дело усугублялось рядом крупных восстаний. Особенно сильными были восстания крымских татар (рис. 5) . Кроме того, в XVII веке на политическую арену выходит новый враг - это казаки (рис. 6) . Они постоянно совершали грабительские набеги на турецкие территории. Справиться с ними не было никакой возможности. В конце XVII века состоялась крупнейшая война, в ходе которой османам пришлось столкнуться с коалицией европейских государств. В эту коалицию вошли такие страны, как Австрия, Польша, Венеция и Россия. В 1683 году турецкая армия смогла дойти до австрийской столицы - Вены. На помощь австрийцам пришел польский король Ян III Собеский (рис. 7), и осаду Вены туркам пришлось снять. В битве под Веной турецкое войско потерпело сокрушительное поражение. Результатом стал подписанный в 1699 году Карловицкий мир . По его условиям Турция впервые не получила ни территорий, ни контрибуции.

    Рис. 5. Крымские татары ()

    Рис. 6. Казачье войско ()

    Рис. 7. Польский король Ян III Собеский ()

    Стало очевидным, что времена безграничного могущества Османской империи прошли. С одной стороны, XVI-XVII вв. в истории Османской империи - это время ее наивысшего расцвета. Но с другой стороны, это время, когда увлеченная внешней политикой империя начала отставать от запада в своем развитии. Внутренние неурядицы расшатали Османскую империю, и уже в XVIII веке бороться с Западом на равных османам будет не под силу.

    Список литературы

    1. Ведюшкин В.А., Бурин С.Н. Учебник по истории Нового времени, 7 класс. - М., 2013.

    2. Еремеев Д.Е., Мейер М.С. История Турции в средние века и новое время. - М.: Изд-во МГУ, 1992.

    3. Петросян Ю.А. Османская империя: могущество и гибель. Исторические очерки. - М., Эксмо, 2003.

    4. Широкорад А.Б. Султан Сулейман Великолепный и его империя.

    5. Юдовская А.Я. Всеобщая история. История Нового времени. 1500-1800. -М.: «Просвещение», 2012.

    Домашнее задание

    1. Когда появилась Османская империя и на каких территориях она образовалась?

    2. Расскажите о внутреннем устройстве Османской империи.

    3. С какими государствами Османская империя чаще всего воевала? Каковы были причины войн?

    4. Почему в конце XVII века Османская империя начинает постепенно ослабевать?

    Ближайшим соседом христианской Европы в Новое время была Османская импе-рия , чьи владения раскинулись сразу в трех частях света. Расцвет и развитие Османской империи, начавшиеся в середине XV века, в XVI достигли наивысшей точки. Её могущество держалось на особых порядках ис-ламского Востока.

    Султан и правительство

    Вся высшая светская и религиозная власть над 15 миллионами под-данных Османской империи принадлежала султану . Его именовали «оплотом ислама», «халифом» и «тенью Бога на земле». Почти каждый день султан начинал с посещения деловой части дворца. В особом зда-нии на мягких подушках заседал государственный совет — диван . Госу-дарственные дела, отношения с иностранными послами тщательно фиксировались на бумаге в государственной канцелярии — «Высокой Порте» , расположенной по соседству. Ее именем — «Порта» — европей-цы называли все турецкое правительство. Из ее окна был виден Семи-башенный замок — хранилище казны и сокровищ султана и одновре-менно главная тюрьма империи.

    Устав от государственных дел, султан Османской империи удалялся в особую часть двор-ца — свои личные покои. Здесь он мог отдохнуть под золотым балдахи-ном на мягких атласных матрасах, прогуляться в саду под стеклянной крышей среди фонтанов и диковинных птиц. Здесь же располагался гарем — дом многочисленных жен и наложниц султана. Из всех провин-ций империи сюда свозили лучших красавиц, обреченных вести жизнь в четырех стенах под присмотром евнухов. Жены вели скрытую борьбу друг с другом за право быть матерью наследника. Поэтому часто между сыновьями султана разгоралась борьба за власть.

    Янычары

    В смутные времена судьбу престола в Османской империи часто решали янычары . Со всех немусульман империи собирали особый налог — мальчиками 9-10 лет. Оторвав от родителей, их воспитывали в специальных школах, обучая турецкому языку и внушая преданность исламу. Вся янычары счита-лись «рабами султана». Не зная своих родных, живя в походных шатрах, янычары были связаны в одно боевое религиозное братство. Они всегда были готовы прийти на помощь своему господину, навести порядок.

    Жизнь в Османской империи

    Стамбул

    Столица Османской империи — Стамбул (бывший Константинополь) был заново отстроен в XVI веке. Практически все православные храмы были превращены в мечети, и их облик неповторимо изменили взмывшие в небо минареты. Собор Святой Софии, главная православная святыня Константинополя, стал главной мечетью Стамбула — Айя Софией . Во многих кварталах стояли крытые базары, шумели фонтанами знаменитые турецкие бани. Пано-раму города украшали многочисленные медресе, где каждый день муллы помогали заучивать детям Коран. В центре города было не-сколько высших школ, где готовили знатоков мусульманского права и богословия. Однако первая типография в Османской империи появи-лась только в 1727 году и, выпустив несколько книг, была закрыта на 40 лет.

    Поселившись в Малой Азии в XI в., предки турок - сельджукские огузы долгое время находились под культурным влиянием Ирана и в меньшей степени Армении и Византии. В малоазиатских городах поселилось много персов, и новоперсидский язык долгое время был официальным и литературным языком сельджукской Малой Азии.

    На базе переработанных традиций искусства Ирана, Армении и отчасти Византии в Малой Азии сложился «сельджукский» архитектурный стиль, главными особенностями зданий которого были высокий портал, богато орнаментованный резьбой по камню, и конический купол, заимствованный, вероятно, у армян. Лучшими памятниками этого стиля были медресэ Чифтэ-минарэ в Эрзуруме (XII в.) и памятники XIII в. в Конье - Каратай-медресэ, Сырчалы-медресэ и мечеть Индже-минарели с замечательным резным порталом и стройным минаретом. На смену этому стилю при Османах пришёл так называемый «стиль Бурсы», господствовавший в XIV - XV вв. Его памятниками являются построенные в Бурсе мечеть Улу джами (на рубеже XIV и XV вв.) и мечеть Ешиль джами (Зелёная мечеть), декорированная плитками фаянса с поливой из бирюзовой и зеленоватой глазури. Мечети султана Мехмеда II и султана Баязида II в Стамбуле знаменуют переход от «стиля Бурсы» к «классическому» турецкому стилю, созданному путём усвоения в переработанном виде византийских традиций (центрально-купольные мечети, построенные по плану церкви св. Софии, с круглым куполом, абсидами и т. д.).

    Представителями устной народной поэзии малоазиатских тюрок-огузов, героической и любовной, были странствующие певцы - озаны и ашыки. Литература на складывавшемся в сельджукской Малой Азии турецком языке, с использованием арабского алфавита, долгое время развивалась под сильным персидским влиянием. Сын знаменитого поэта Малой Азии Джелал-ад-дина Руми, писавшего на персидском языке, - Султан Велед (умер в 1312 г.) стал писать стихи на турецком языке («Книга лютни»). Крупными турецкими поэтами XIV в. были Ашык-паша, поэт-моралист, Юнус Эмре, лирик-суфий, использовавший мотивы турецкой народной поэзии, и Бурхан-ад-дин Сивасский, поэт-воин.

    В XV в. наступил расцвет турецкой художественной литературы. Наиболее видным её представителем был поэт Неджати (1460-1509), лучший турецкий лирик. Темами его стихотворений являлись весна, любовь, горе, разлука влюблённых и т. д. Блестящим поэтом был Хамди Челеби (умер в 1509 г.), автор поэмы «Лейли и Меджнун» и других произведений. Поэтесса Михри-хатун (умерла в 1514 г.) и поэт Месихи (умер в 1512 г.) были певцами земной любви и боролись за светский характер поэзии, против суфизма. До XIV в. включительно исторические сочинения (правда, очень немногочисленные) писались на персидском языке. В XV в. потомок поэта Ашык-паши, Ашык-паша-задэ, и Нешри положили начало исторической литературе на турецком языке.