Лахта центр официальный. Ночное освещение Лахта Центра: панорама-google

04/05/2017

«Лахта центр» достроят к осени 2018-го. Стройка идет по плану и будет завершена в срок, уверяют в компании. Но в срок не будут построены ни дополнительные дороги, ни развязки, ни переходы, необходимые для транспортного обеспечения небоскреба. Как люди и машины будут до него добираться и чем это обернется для Петербурга? – «Городу 812» рассказал исполнительный директор АО «МФК «Лахта центр» Александр БОБКОВ.


Ш оссе с разворотом

Я спросила вашего пресс-секретаря, как без машины добраться до «Лахта центра», и услышала в ответ: «Давайте мы сами вас заберем». А как после открытия будут сюда добираться сотрудники и посетители?

После открытия к нам можно будет добраться так же, как всем жителям Лахты сегодня, - на автобусах, маршрутных такси по Приморскому шоссе. В летний период по воде будут ходить аквабусы. Плюс мы запустим бесплатные автобусы-шаттлы к ближайшей станции метро «Беговая», которая откроется к чемпионату мира. А прессу мы всегда с удовольствием привозим на стройку.


По официальной информации, только в офисах «Газпрома» будут работать более восьми тысяч сотрудников. Плюс обслуживающий персонал, плюс туристы. Это уже десятки тысяч человек. Как минимум две тысячи из них поедут на личных автомобилях по Приморскому шоссе. Оно и так загружено, а превратится в шоссе-пробку. Что делать?

Посмотрите на схему. Всю инфраструктуру внутри нашего квартала - подъезды, выезды из паркинга, внутриквартальные дороги - мы, конечно, построим. За транспортную инфраструктуру, прилегающую к МФК «Лахта центр», отвечает город. Когда мы выбирали место для строительства, то наивно поверили в Генплан. В нем задолго до нас уже были запланированы и развороты на Приморском шоссе, и крупная развязка рядом с (тогда не существовавшим) «Лахта центром» (на схеме - в желтом овале. - Ред.). С открытием «Лахта центра» город должен обеспечить подключение нашего квартала к Приморскому шоссе с помощью эстакадного съезда через Лахтинскую гавань (на схеме - в красном овале. - Ред.). Сказать, что все это будет сделано к открытию, не могу.

- А что будет сделано?

К июню 2017-го должны закончить обустройство двух разворотов на Приморском шоссе (на схеме - зеленые «кружки»). Их планировали сделать еще в 2014-м, потом в 2015-м, 2016-м... Сейчас процентов на пятьдесят они уже готовы. В одном из них требуется только перенести поребрик и закрасить двойную сплошную, чтобы можно было разворачиваться в сторону области. Проект подключения квартала Южной Лахты (где находится «Лахта центр») к Приморскому шоссе в мае будет отправлен на экспертизу. Но когда мы увидим его физическое воплощение, неизвестно. Это вопросы к городу. Естественно, два действующих въезда на территорию «Лахта центра» будут расширены и облагорожены. Но хотелось бы, чтобы и город свои планы осуществил в заявленные сроки.

Во сколько обойдется подключение «Лахта центра» к Приморскому шоссе? Депутатами озвучивалась цифра 12 миллиардов.

Стоимость строительства этой развязки с эстакадой, по информации городских комитетов, минимум втрое меньше.

- В Смольном говорят, что денег на это нет.

Деньги есть, просто они распределены по другим объектам.


Власти города еще осенью направили заявку на софинансирование этого проекта из федерального бюджета. Ответ из Москвы уже есть?

Нам об этом неизвестно, но могу предположить, что первый вопрос федералов при рассмотрении подобных заявок: «Документация у вас есть?» А документация по этому проекту появится не раньше мая, после прохождения госэкспертизы. Поэтому решение, вероятно, отложено и ждет досылки документации.

Примерно год назад говорили о том, что напротив «Лахта центра» будет построена станция «Новая Лахта» на существующей железнодорожной ветке. В какой стадии эти планы?

Октябрьская железная дорога готова начать строительство новой станции хоть сейчас. Это займет 9-11 месяцев. Но дело в том, что станция без пешеходного перехода к «Лахта центру» через Приморское шоссе - подземного или надземного - теряет смысл. К сожалению, у города пока не нашлось средств на его строительство. Хотя он есть в проекте планировки.

Нужно больше офисов

- Рядом с «Лахта центром» ПАО «Газпром» реализует еще один строительный проект. Что там будет?

Офисный центр. По размеру он будет меньше нашего, но площадь на одно рабочее место - больше. Соответственно, порядка 1000-1200 человек там еще поместится.

Два года назад вы говорили, что в «Лахта центре» общественного пространства будет больше, чем офисов. А теперь под офисы отдаете две трети площадей. Почему так?

Мы отказались от гостиницы в пользу офисных помещений, так как их не хватало. При этом все знаковые общественные объекты комплекса сохранены. Нужно учитывать, что значительную часть комплекса - 25-27% - занимает паркинг.

- На сколько машин он рассчитан?

На 2000 автомобилей. Плюс на прилегающем участке будет еще примерно 890 мест.

- Этого хватит?

Более чем. Я надеюсь, что не все сотрудники будут ездить на работу на автомобилях. Согласно нормативам, на 100 квадратных метров офисов положено одно машино-место. У нас на 60 квадратных метров - одно машино-место.

- Парковки будут платными?

Скорее всего, это будет какой-то микс. Те, кто приедет к нам на концерт или в планетарий, смогут оставить машину бесплатно.

Что кроме офисов появится в «Лахта центре»? Сколько посетителей, не связанных с «Газпромом», по вашим ожиданиям, будут приходить и зачем?

Мы считаем, что поток туристов в 400-600 тысяч человек ежегодно нам гарантирован. Так как на обзорную площадку захотят прийти все. Между двумя корпусами многофункционального здания появится протяженный атриум-променад. В нем расположатся вход в планетарий, детский научный центр, зал-трансформер, стрит-ретейл, кафе и рестораны, а также и лифты на офисные этажи. Эту общественную зону мы хотим сделать максимально комфортной, но в то же время комплиментарной к деловой.

- Уже есть договоренность с арендаторами? Какой общепит и какая торговля появятся?

Есть много заявок, и есть шорт-лист (а на деле лонг-лист) компаний, с которыми ведутся переговоры. Мы хотим получить арендаторов, которые так же, как и мы, понимают, что это нестандартное место и уникальный средовой объект. У нас не будет полноценной торговли, и мы бы не хотели видеть здесь стандартный фастфуд. Между 74-м и 76-м этажами башни разместится панорамный ресторан. Оператор пока не выбран, но все лидеры этой отрасли - назовите любого! - проявляют заинтересованность.

Очень подводит погода

- Когда «Лахта центр» будет полностью готов?

Ввод в эксплуатацию запланирован на осень 2018 года.

- Что, на ваш взгляд, самое трудное на стройке?

Общаться с прессой. Криво сделанную металлоконструкцию можно снять и заменить на новую. А «написанное пером» не вырубишь... ничем. Приходится быть крайне осторожным в высказываниях. Если серьезно, самое сложное - это администрирование тысяч разрозненных процессов. У нас практически не применяются типовые решения. Из 200 тысяч крупных конструктивных элементов башни - всего два одинаковых. Две балки. Изготовители металлоконструкций страдают и рыдают: только они успевают настроить оборудование и сделать один элемент, как мы приносим заказ на следующий - совсем другой. Это очень усложняет процесс. Еще нас очень подводит погода. Похоже, за последние два года она здорово испортилась в Петербурге. Штормовые предупреждения приходят буквально через день. Вот статистика. В 2015 году было 159 штормовых предупреждений, а в 2016-м - 258! Из-за этого приходится останавливать все работы на высоте. Раньше мы возводили один этаж в течение недели. Теперь, чтобы наверстать упущенное из-за штормов время, будем строить этаж за 6 дней.


- А из-за чего переживаете больше всего?

Переживаем за транспортную инфраструктуру. За ощущение дружелюбия, которое должно складываться от комплекса у посетителей общественных пространств.

- Какова общая стоимость строительства?

Удельная стоимость в расчете на метр будет ниже, чем расчетная стоимость строительства небоскреба на Охте, от которого мы отказались. Если сравнивать с башней «Федерация» в Москве, думаю, они с «Лахта центром» сопоставимы по стоимости. Но у «Федерации» все этажи - типовые. А у нас нет ни одного одинакового.

Историческая среда в Лахте? Вы хорошо знаете наш город? Центр города далеко, вопрос сейчас просто не актуален.

- Местные градозащитники продолжают настаивать, что башня станет доминантой, будет что-то закрывать. Она же по проекту 462 метра в высоту.

На самом деле, высота башни 462,7 метра. Как понимать утверждение градозащитников, что башня будет что-то закрывать? Закрывать вид на Приморское шоссе? Вид на жилую застройку? Вас это волнует? Она будет видна на фоне других объектов – согласна, но закрывать, или доминировать над значимыми историческими объектами однозначно не будет. Если дом красивый, зачем стремиться к тому, чтобы его никто не видел? Наш проект – очень красивый, придет время, все будут гордиться им.

Я видела одну фотожабу. На картинке была видна наша башня на фоне Медного всадника и подпись: «Видите, какой ракурс, там все испорчено, невозможно сфотографироваться». Не знаю… Я сама много раз фотографировалась рядом с Медным всадником, но никогда не фотографировала статую со стороны хвоста. Почему это людей волнует?

- А какое самое главное отличие проекта «Лахта центр» от печально известного «Охта центра»?

Это принципиально разные проекты. На Охте был запроектирован простой бизнес-центр – башня с офисными помещениями. Фактически получалось закрытое пространство, вещь в себе. Сотрудник приходил бы туда, работал, получал все, что ему необходимо, а в конце рабочего дня уезжал домой.

Остальные горожане могли попасть в «Охта центр», чтобы побывать на обзорной площадке или посидеть во вращающемся ресторане на 74 этаже.

В «Охта центре» не предполагалось создавать социальной инфраструктуры, а в «Лахта центре» предусмотрен очень большой объем дополнительных функций, которые по соотношению площадей будут доминировать над офисной составляющей.

Основной объем офисов в «Лахта центре» расположен в башне, а под ней раскинется целый город для жителей близлежащих районов и туристов. Общественная составляющая проекта включает спортивный и медицинский центры, магазины, конференц-залы, центр занимательной науки для детей и планетарий.

- Как родилась идея с планетарием?

Архитекторы всегда стремятся предложить некую фишку, изюминку. У нас на проекте их несколько. Идея планетария родилась не сразу. У нас было предусмотрено многосветное пространство, и мы все думали, как бы его использовать наилучшим образом. Месяца полтора мы прорабатывали этот вопрос, а потом – раз! И родился планетарий! Огромный шар, который как будто со всего размаха бросили в здание, и он прилип к фасаду. Очень эффектно. Его будет видно и с улицы, и с проезжающих машин, он станет еще одной причиной, чтобы к нам пришли люди.

- А сама башня стала больше, чем проект «Охта центра»?

Башня стала выше, больше в диаметре, изменилась по форме, по своей структуре. Это совершенно новый проект. Внешне осталось некоторое сходство, вроде бы да, одна и та же башня, но на самом деле башни совершенно разные.

- Есть конструктивные отличия?

Принципиальная конструктивная схема осталась без изменений, мы только смогли оптимизировать и уменьшить количество технических этажей, смогли отказаться от некоторых колонн, упростили балочную систему. И в лахтинском проекте существенно изменились решения по организации строительства, применены новые технологии. В настоящее время у нас успешно завершены работы по обустройству свайного основания башни и многофункционального здания. В Лахте под высотное здание заложены буронабивные сваи диаметром 2 метра, а на Охте были предусмотрены фундаменты в виде барет, которые значительно дороже. Это стало возможно, потому что на новом месте ситуация с грунтами намного лучше. Благодаря этому и другим решениям по оптимизации мы получаем хорошую экономию денежных средств в расчете на один квадратный метр.

- Какие параметры у башни?

Офисная часть займет порядка 120 тысяч квадратных метров, а всего полезной площади будет примерно 200 тысяч квадратных метров.

Башня офисная, и все, что с ней связано – это обслуживание офисных помещений. Верх башни у нас создан под общественные функции, там обзорная площадка, вращающийся ресторан и зона конференц-зала, которую можно будет сдавать в краткосрочную аренду для проведения каких-либо мероприятий. Остальная часть - офисы нашего инвестора.

- Не планируете сдавать площади другим компаниям?

В настоящее время все делается под нужды инвестора, но, возможно, какие-то площади будут сдаваться сторонним арендаторам.

- Проект на официальном сайте предполагает размещение комплекса апартаментов в здании, эти помещения также не будут распродаваться?

Не комплекс апартаментов, а гостиница на двести номеров, простая четырехзвездочная гостиница. Вы представляете, сколько у нас командировочных? Надо же их где-то размещать. Это же штаб-квартира.

- То есть апартаменты не будут выкупаться никем, включая топ-менеджмент компании?

Нет. Это чистая гостиница со своими логистическими решениями, доставкой и уборкой помещений. Если бы там были апартаменты под реализацию, мы бы многое изменили в проекте.

- Расскажите о пространстве вокруг башни.

На прилегающей территории делового квартала предусмотрена стоянка для туристических автобусов, есть выход к причальному сооружению, появится музейный комплекс «Полтава».

Входные группы в Восточной части предназначены для сотрудников, они оформлены очень красивой аркой, пролетом 99 метров, уникальным инженерным сооружением. Вокруг этой арки и развернется деловая и туристическая жизнь.

С юго-восточной части нашей территории начинается большая прогулочная зона, тянущаяся по пешеходному мосту до парка 300-летия Санкт-Петербурга. Пеший маршрут составит около 8 километров, прорабатывается вопрос о строительстве пешеходного моста и на Крестовский остров.

Пешеходная зона – это не дорожки шириной 1,5 метра, это пространство, где можно было бы проводить любые мероприятия, вплоть до майских демонстраций. На южной части нашей территории расположен амфитеатр.

- Можно чуть подробнее про амфитеатр?

Амфитеатр появился в проекте случайно. Было очень сложное объемно-пространственное решение эксплуатируемой кровли крытой автостоянки. Требовалось создать плавный переход с самой высокой отметки кровли к воде, и наш архитектор предложил расположить амфитеатр на 2 тысячи человек. Мы с радостью согласились, и у нас появилась еще одна «фишка».

В итоге у нас получилось пространство, где мы можем проводить любые мероприятия, связанные с открытым воздухом и водой. Мы хотим, чтобы с амфитеатра можно было наблюдать и водные фонтаны, и водные шоу, и театрализованные представления, соревнования...

Северная часть территории будет использована для обеспечения пешеходной доступности. Будут железнодорожные платформы, станция метро. На Северной площади мы планируем проводить выставки под открытым небом.

- В проекте на официальном сайте еще озеро фигурировало

Вам мало воды Финского залива? Озера не было, были и есть водные глади, а это нечто совсем другое. Возникли водные глади не случайно. Мы проводили аэродинамические испытания, чтобы определиться с ветровыми нагрузками на самой башне, а также с уровнем комфортности пешеходных зон.

В результате этой работы мы определили зоны, где возможен очень сильный ветер за счет нисходящих потоков воздуха. Мы эти зоны отметили красным на плане, а потом «красное» поменяли на «синее» и сделали там водную гладь. Люди по этим зонам ходить не будут, а проект получит декоративную и защитную функции для пешеходных зон.

- А как будет организован трансфер?

Станция метро ожидается только к 2025 году, поэтому придется 7 лет эксплуатировать объект без метро. Вопрос трансфера однозначно будет решен, но пока первое, что приходит в голову, это использовать развозку от станций метро «Старая деревни» и «Черная речка».

Также проектом предусмотрено достаточное количество машиномест (по нормативу следует создать одно машиноместо на 5 сотрудников и 1 машиноместо на 10 посетителей, но мы планируем сделать больше машиномест), а для туристических целей совместно с городом прорабатывается проект пересадочного узла – вот эти новые железнодорожные платформы «Лахта», перехватывающие парковки. Там же будут остановки общественного наземного транспорта. Все это должно начать функционировать к 2017 году.

- А сколько людей будет работать в башне?

Всего на территории комплекса будет ежедневно находиться около 10 тысяч человек: более 5 тысяч сотрудников офиса и около 4 тысяч посетителей и туристов.

- Можете назвать примерный объем инвестиций в проект?

Я не вовлечена в этот вопрос. Я только определяю обоснованность конкретных решений. Например, мы рассчитываем экономичность систем холодоснабжения. Я знаю, сколько денег мы на этом сэкономим. А общая стоимость проекта - это компетенция моего руководства.

- А если сравнить с проектом «Охта центр», то какой проект дороже?

Это вообще нельзя сравнить – объекты совершенно разные, но себестоимость строительства одного квадратного метра в проекте «Лахта центр» ниже, потому что здесь другая ситуация с грунтами. Нам просто очень повезло. И объем полезных площадей здесь значительно больше.

- Объект будет вводиться поэтапно или одной очередью?

Если бы у нас было как в ММДЦ «Москва-Сити», когда вся застройка разделена на отдельные этапы строительства, каждое здание вводится в эксплуатацию самостоятельно - мы были бы страшно счастливы, но у нас все здания – единое целое одного объекта. Проектная документация разработана без выделения очередей, без выделения пусковых комплексов, без выделения этапов строительства.

В нашем проекте инженерное обеспечение, транспортная доступность и все остальное создается комплексно, нельзя ввести в эксплуатацию одну башню. Мы хотели разделить на этапы, но не получилось, поэтому мы все будем вводить одновременно, за что нам строители сказали огромное спасибо (в кавычках). Нам придется разом вводить в эксплуатацию все 400 тысяч квадратных метров. Это будет подвиг, потому что в России такого не было, чтобы за один раз вводили сразу 400 тысяч квадратных метров.

- Расскажите, что сейчас происходит на объекте? Какой этап идет?

Работы идут полным ходом. Завершили сваи, закончены работы по откопке котлована башни. Это колоссальное сооружение - пять футбольных полей глубиной 20 метров. Это так красиво, что дух захватывает. Там диски распорные, стена в грунте, все массивное и добротное... Колоссальная строительная конструкция. Работу конструкций физически ощущаешь. Там работают внизу люди, они очень маленькие, потому как высота все равно дает о себе знать. Рядом залив, а в котловане сухо. Человек, далекий от строительства, не до конца понимает, насколько это сложно. Это просто Красиво с большой буквы, красиво с точки зрения возможностей человека, его инженерной мысли.

«Лахта центр»:
что стоит
за высотными
рубежами

Партнерский проект

Небоскрёбы – это авангард строительной отрасли. Супервысотные здания всегда требуют от своих создателей особого подхода. В 2018 году в Петербурге завершится строительство «Лахта центра», который станет самым высоким небоскрёбом Европы. Какие технологии используются для возведения питерского гиганта?

Новая высота Европы

Общественно-деловой комплекс «Лахта центр» строится в Приморском районе Санкт-Петербурга, на побережье Финского залива. Его центром станет станет штаб-квартира группы Газпром и компании «Газпром нефть», другую часть площади займут общественные пространства: научно-образовательный комплекс для детей и молодежи, планетарий, выставочные пространства, медицинский и спортивный центры, многофункциональный зал-трансформер и другие.

Комплекс состоит из четырёх сооружений: многофункционального здания с атриумом, стилобата (там разместится паркинг и вспомогательные помещения), арки главного входа и небоскрёба высотой 462 метра. Именно он станет самым высоким не только в России, но и во всей Европе. Супертолл «Лахта центра» на 88 метров перерастёт нынешнего европейского рекордсмена – башню «Федерация» в «Москва-сити» – и окажется на 11 месте мирового высотного рейтинга.

Стройка на болоте

Бытует мнение, что Петербург построен на вязких грунтах, и строить небоскрёбы здесь невозможно. Специалисты отвечают: строить можно везде, но нужен хороший расчет. Возведению петербургского супертолла предшествовали полтора года инженерно-геологических исследований. Авторы проекта изучили геологические, геодезические, экологические, историко-культурные особенности участка.

Выяснилось, что слабые грунты составляют только верхний слой. Под ним залегает вендский горизонт – это древнейшие глины, которым 635-540 миллионов лет. Прочные как скальный грунт или бетон, эти глины являются отличной опорой для небоскрёба. Но добраться до них непросто: на пути у строительной техники – отложения ледникового периода в виде гигантских валунов и песчаных супесей с гравием. Комплекс исследований, проведенные расчеты и натурные испытания стали основой для создания конструкции «Лахта центра».

Устройство: основание

Сваи и защитная стена

От давления и воды в верхних слоях почв фундамент защищает пятигранная подземная конструкция по периметру основания небоскрёба. Её высота – 30 метров, длина стен – более 300 метров. Внутри пятиугольника установлены 264 сваи, уходящие на глубину до 82 метров. Их диаметр – 2 метра. Это самые широкие сваи в мире. Сваи фундамента небоскреба не забивают, а создают прямо на месте - в грунте. Шахту выбуривают, затем устанавливают армокаркас и заливают бетоном.

Фундамент

На сваи опирается фундамент небоскрёба. Он состоит из трёх плит, разделенных десятью радиальными стенами, расходящимися «лучами» от ядра. Самая знаменитая из плит – нижняя, толщиной в 3,6 метра. Именно она попала в Книгу рекордов Гиннесса: строители за 49 часов уложили 19 624 кубометра бетона в основание здания. Причем уникальность плиты не в физическом размере, а в методике, которая обеспечивает необходимую несущую способность при оптимальных размерах конструкции.

Подробнее о рекорде на площадке «Лахта центра»

Каждая свая под башней представляет собой отдельное сложное инженерное сооружение высотой с 30-этажный дом. Контроль за ее строительством – это целая система, включающая опускаемые в шахту камеры видеоконтроля и ультразвуковые датчики, установленные в арматуре каркаса сваи для определения плотности и отсутствия пустот.

Проверка под давлением

Вес башни «Лахта центра» составит 670 тысяч тонн, давящих на грунт сравнительно малой площади. Под давлением грунт будет уплотняться, а небоскрёб оседать – как и любое другое здание. Основная задача в том, чтобы эта осадка проходила равномерно и здание не отклонялось от вертикали. Для наблюдения за поведением грунта, подземными конструкциями и их взаимодействием создана система геомониторинга, которая объединяет 4800 датчиков.

Датчики размещены и в грунте, и во всех элементах подземных конструкций башни. Так, 95 датчиков «следят» за вертикальными перемещениями, 40 – за поровым давлением грунта, 336 измеряют деформации в сваях, 10 – давление под подошвой фундамента, 2136 – динамику усилий в конструкциях фундамента. Все датчики объединены в автоматическую систему. После возведения каждых пяти новых этажей башни система выдает полный отчет о том, что происходит с грунтом, сваями, фундаментом. Такие знания полезны не только для строителей, но и для научных исследований.

Управление вертикалью

Осадка может пройти равномерно. Но ведь и само здание может быть построено с наклоном. Это будет неудивительно при высоте почти в полкилометра: не исправленное отклонение в 1 мм внизу приведет к отклонению на 1 метр наверху. «Лахта центр» не может себе позволить сильного отклонения: небоскрёб устойчив «в наклоне», только если специально так спроектирован (как, например, Capital Gate – здание с самым большим наклоном в мире: при 160 метрах высоты – 18 градусов крена). Максимальное разрешенное проектом отклонение ядра «Лахта центра» – 6 миллиметров на все 462 метра. А цель – сместить дельту отклонения к нулю, хотя в мировой практике достичь абсолютного нуля пока никому не удавалось.

Как питерскому супертоллу не превратиться в Пизанскую башню?

В мире есть примеры зданий, которые успешно существуют в состоянии отклонения от вертикали на метры. Например, церковь 1382 года в Бад-Франкенхуазене: отклонение шпиля от вертикали составляет 4,45 метра при «росте» 25 метров.

Устройство: конструкция

Небоскрёб нельзя просто построить «насколько хватит кирпичей». Существуют разные системы, которые обеспечивают устойчивость супервысоких зданий. У башни «Лахта центра» она состоит из ядра, аутригеров и несущих колонн по периметру здания.

Представляет собой «трубу» диаметром 24,5 метра с толщиной железобетонной стены 0,8 метра. Отвечает за вертикальную устойчивость.

Аутригеры

Аутригеры расположенные на технических этажах, состоят из кольцевой балки вокруг ядра и идущих от нее диагональных металлических ферм и колонн. Эти элементы передают усилия от ядра на внешние колонны и снижают опорный момент внизу здания, а также придают горизонтальную жесткость – например, гасят раскачивание башни от ветра. Всего аутригеров в башне «Лахта центра» - пять, из которых четыре имеют вид сдвоенных этажей, а пятый – нетипичный, в виде мощной железобетонной «шайбы»

Выполнены из композитных материалов – стальной сердечник с железобетонной оболочкой. Такое решение применено впервые в гражданском строительстве в России. Благодаря ему стоимость колонн значительно снижается, а срок возведения

сокращается на 40% при прочих равных.

Кручёная форма

По словам создателей, башня «Лахта центра» задумывалась как современная интерпретация высотной доминанты, выделяющейся на фоне традиционной горизонтальной застройки Санкт-Петербурга. Её «собратья» – шпиль Петропавловского собора, Адмиралтейская игла, купол Исаакиевского собора – украшают центр города, в то время как новый супертолл станет организующим элементом в стремительно развивающемся Приморском районе. Новому небоскрёбу досталась роль главного акцента делового пространства, которое возникнет на линии «морского фасада» города.

«Форма здания символизирует энергию воды, перетекание пространств, открытость и легкость, – объясняют авторы проекта. – Эффект невесомости и максимального слияния будущего комплекса с окружающей средой будет усилен за счет применения особого типа стекла, благодаря которому в зависимости от времени суток высотное здание будет менять цвет, что создаст ощущение «живого объекта».

Устройство: фасад

Башня «Лахта центра» скручивается вокруг своей оси на 90 градусов. В строительстве такого здания есть определённые особенности. Например, из-за расширения, сужения и «кручения» все 189 тысяч составляющих металлоконструкций башни отличаются друг от друга (строго говоря, одинаковых всего две). Также разнятся по форме и изгибу фасадные элементы: 16 505 панелей покрывают площадь 72 500 квадратных метров,при этом 71% стеклопакетов отличаются друг от друга размерами и своей геометрией. Размер каждого стеклопакета 2,8 на 4,2 метра, вес 740 килограммов. Для обслуживания такого прихотливого сооружения разработана специальная система обслуживания фасадов (сокращенно СОФ).С ее помощью фасады будут поддерживаться в чистоте, а при необходимости и ремонтироваться.

Как собрать 189000 деталей и ни разу не ошибиться?

Задел на будущее

Покорение высоты – это всегда вопрос наличия соответствующих технологий. Лифт, вентиляция, электричество - в своё время именно высотки первыми испытывали все эти «новинки». После успешного старта производство технологий стало массовым: из категории эксклюзивных благ они перешли в категорию минимальных стандартов при строительстве уже типового жилья и общественных зданий.

Возведением небоскрёбов обусловлены разработки современной подъемной строительной техники, изобретение конструкций устойчивости зданий, внедрение новых технологий пожарной безопасности, современных высокопрочных строительных материалов. Высотное строительство – область, где формируется заказ на высокотехнологичные решения, которые затем перейдут в другие сферы нашей жизни.

«Шагающие» механизмы для строительства небоскрёба

Петербургский «Лахта центр» активно внедряет технологии – что-то впервые на региональном и российском строительном рынке, что-то – на мировом. Значение этой стройки для строительной отрасли можно будет оценить позже, но уже сейчас видно, как меняется среда: появляются совместные производственные предприятия, растут квалифицированные кадры, поставщики используют новые технические решения – так осваиваются новые высоты в стандартах качества.

К заливке нижней плиты готовились заблаговременно, ведь «переделать» работу невозможно. Участники отрепетировали все, что возможно. Например, 13 бетонных заводов-поставщиков тренировались в изготовлении бетонной смеси по уникальной рецептуре до тех пор, пока не достигли её абсолютной идентичности.

Скорость заливки составила более 400 кубометров в час, а миксеры совершили более 2450 рейсов. Процесс был организован так, что о событии местные жители узнали из СМИ – не было ни дополнительной пробки на загруженном Приморском шоссе, ни шума со строительной площадки.

За дельтой отклонения следят геодезисты. В их арсенале семь систем оборудования (оптических и лазерных), дублирование помогает перепроверить показания приборов. Три из семи геодезических систем представлены в России впервые, но успели хорошо себя зарекомендовать на ведущих мировых стройках.

Мировая геодезическая премьера – импульсный высокоскоростной лазерный сканер с двухосевым компенсатором. Прибор впервые используется на строительстве небоскреба. С его помощью строители «Лахта центра» проверяют положение металлоконструкций внутри бетонной среды при изготовлении, например, композитных колонн со стальным сердечником внутри бетонной конструкции.

Для ведения ядра строго вертикальным курсом задействована и «космическая» технология – геодезический прибор Trimble 4D Control. Он использует спутниковый сигнал и систему геодатчиков, установленных на стройплощадке. С помощью показаний GPS и ГЛОНАСС система определяет точные координаты ядра и дельту смещения, которая постоянно корректируется на основании полученных данных.

Для сборки используют BIM – относительно новую для России технологию. Она представляет собой виртуальную трехмерную модель здания, объединяющую все данные проектной документации. При добавлении измерения времени выстраивается виртуальная технология возведения объекта: проекты организации строительства, производства работ, логистики поставок. В «Лахта центре» к стандартному использованию модели добавили еще одно применение. Из-за своей сложной геометрии башня собирается из металлоконструкций, каждая из которых имеет единственно возможное место монтажа. Правильность сборки контролируется, в том числе с помощью BIM. Конструкции, поставляемые на площадку, имеют штрих-коды, связанные с BIM- моделью. Код детали однозначно указывает её место монтажа в общей конструкции.

Про петербургский супертолл строители говорят, что он – «ручной работы». Речь идёт об уникальности решений, а что касается труда – автоматизируют всё, что возможно. Например, для возведения ядра используют систему «скользящей» (автоматизированной) опалубки.

Опалубка – это форма для бетонирования, образованная двумя рядами щитов, пространство между которыми – будущая стена ядра. Бетон заливается между щитами и застывает.

Обычную опалубку нужно раскреплять, переставлять на новое место и собирать заново – гигантская потеря времени и производительности. А автоматическая по мере заливки бетона «передвигается» с помощью гидравлических домкратов.

Подобные самопередвижные инструменты на лахтинской стройке очень любят. По сходному принципу работает ветрозащита на башне – её панели скользят вслед за опалубкой. К «шагающим» механизмам относится кран в ядре башни – первый такого рода в Петербурге.

В середине октябре 2018 года многофункциональный комплекс «Лахта Центр», строительство которого было начато еще в 2012 году, получил разрешение на ввод в эксплуатацию. Открытие первой фазы комплекса, доминантой которого является самый высокий небоскреб Европы, запланировано на конец следующего года, и еще много месяцев в новой штаб-квартире «Газпрома» будут вестись работы по внутренней отделке, оборудованию и благоустройству огромной по площади территории. Однако уже минувшим летом во время трансляций матчей ЧМ-2018 мир смог увидеть новую вертикальную доминанту, формирующую панораму современного Санкт-Петербурга.

Силуэт 462-метровой башни, композиционного центра и главного акцента комплекса, - воплощенная энергия пламени, символа и логотипа «Газпрома». Пять крыльев башни поэтажно поворачиваются на 0,82 градуса относительно своих центров или около 90 градусов по всей высоте. По мере восхождения они уменьшаются в размере, тем самым создавая силуэт шпиля, пропорции и форма которого позволяют воспринимать его как еще один городской шпиль, стилистически не конкурирующий с существующими доминантами исторического центра.

Филипп Никандров. Фото пресс-службы «Горпроект»

Формообразование башни построено на архитектурных принципах, заложенных еще строителями древних пирамид: вся масса здания визуально устремлена вверх, концентрируясь в точке вершины. По этому принципу построены практически все исторические вертикальные доминанты Санкт-Петербурга - шпили и купола. Силуэтное решение небоскреба как раз и является переходной формой от купола к шпилю, с постепенным увеличением радиуса закругления от дуги в нижней части к прямой в верхней. Богатая пластика фасадов башни через органичную композицию объемов придает объекту динамизм, символизируя энергию и развитие.

Архитектурные и технические решения «Лахта Центра», над которыми коллектив архитекторов, конструкторов и инженеров компании «Горпроект» (генпроектировщик комплекса) работает с 2011 года, во многих аспектах являются инновационными не только для России, но и для всего мира. Проект, в котором нет ни одного повторяющегося (типового) этажа, в техническом отношении считается одним из самых сложных и уникальных даже в сравнении с другими меганебоскребами планеты; в его реализации принимали участие лидеры мировой строительной индустрии, ведущие подрядные компании и производители из Европы и Азии. Решение сложнейших проектных задач стало возможным только благодаря использованию новейших BIM-технологий и параметрического проектирования.

Особенно уникальны фасадные решения комплекса. Во-первых, в нем было задействовано рекордное количество стекла: площадь остекленных оболочек составляет около 130 тыс. кв. м, из которых на башне - 72,5 тыс. кв. м (это 16,5 тыс. стеклопакетов). Всего же в производстве было использовано более полумиллиона квадратных метров стекла, причем стекло применено не только в качестве светопрозрачной оболочки навесных витражей, но и как несущий структурный материал: рекордной высоты цельностеклянные стойки-импосты (более 17 м без единого шва) обеспечивают максимальную визуальную легкость и прозрачность планарных витражей на уровне общественных пространств атриума.

Во-вторых, для светопрозрачных оболочек применялись новейшие синтетические материалы, например, пленка ETFE, из которой сделаны пневматические элементы («подушки») светового фонаря центрального атриума стилобатной части комплекса. Это решение позволило значительно снизить вес конструкции огромного фонаря длиной более 250 м, при этом не допуская рисков его обледенения в зимнее время. На фасадах стилобатных зданий использовано энергосберегающее двухниточное остекление, осуществляющее вентиляцию буферных зон в пассивном режиме. На самой башне был реализован интеллектуальный двухниточный фасад, позволяющий (уже в активном режиме) автоматически вентилировать буферные зоны между двух ниток фасада - летом он будет препятствовать нагреву помещений при открытых вентклапанах, а зимой наоборот - накапливать солнечную энергию за счет «парникового эффекта», уменьшая энергозатраты на отопление при закрытых вентклапанах.

Изогнутый в трех измерениях витраж внешней нитки собран из огромных стеклопакетов площадью 11 кв. м каждый. Все 15 граней-лепестков фасада выглядят как единая оболочка из стекла, выгнутого по спирали с поворотом на 90 градусов на всю высоту. Каждый стеклопакет в плане согнут на угол в 0.82 градуса в холодном виде (без применения форм и традиционного нагрева в печи до 600 градусов), что позволило сберечь огромное количество энергии при производстве. На сегодняшний день этот витраж - самый большой по площади холодногнутый фасад в мире, он побил рекорд другого нашего проекта - в «Москва-Сити».

Башня «Лахта Центра», впрочем, не только самая высокая в Европе, но еще и самый северный меганебоскреб в мире. Несколько месяцев в году 100-метровый шпиль будет прятаться в низких облаках, то есть в зоне повышенного риска конденсатообразования на поверхностях его фасадов. Меры по борьбе с обледенением здесь крайне важны, при этом задача осложнялась тем, что до нас никто не строил на такой широте и в таком влажном климате столь высокие здания.


Зимой конденсат будет намерзать на поверхностях шпиля в виде льда, что может грозить падением осколков или целых сосулек, поэтому нами была разработана уникальная система антиобледенения шпиля, которая призвана бороться со скоплениями льда на больших металлических поверхностях. В шпиле башни стекло заменено на облицовку из нержавеющей стали с системой обогрева в холодное время года, и стальную сетку, позволяющую контролировать образование опасной наледи и сосулек на оболочке верхней части небоскреба.

Уникальна система обслуживания фасадов, для мойки и ремонта витража или замены стеклопакетов перемещающаяся по спиральной траектории рельс параллельно фасадной оболочке. Туда же, в эти рельсы, интегрирована и активная динамическая архитектурная подсветка, и антиобледенительные системы. Специальные датчики будут следить за тем, когда надо будет включать локальный обогрев в местах возможного появления наледи. Мигающие авиационные заградительные огни на вершине шпиля работают 24 часа в сутки и видны пилотам воздушных и морских судов за многие десятки километров.

По совокупности примененных в проекте инновационных энергоэффективных решений объект претендует на «золотой» сертификат LEED, что делает его национальным лидером в части энергосбережения и бережного отношения к окружающей среде - все-таки речь идет о штаб-квартире крупнейшей энергетической компании.

Разумеется, «Лахта Центр» - это не только башня, это огромный комплекс площадью 400 тыс. кв. м, из которых башня занимает только треть. Площадь участка первой фазы - 8 га, на них появятся большие благоустроенные пространства: три общественные площади, открытый амфитеатр со сценой на фоне залива, музей занимательной науки с планетарием, мнрогофункциональный концертный зал. Башню завершает общедоступная обзорная площадка в нижнем пространстве шпиля, безусловный центр притяжения для туристов.

«Лахта Центр» - это градостроительный флагман агломерации практически в центре кольца лагуны Финского залива, опоясанного кольцевой автомагистралью (КАД) - именно в ее орбите «Большой Санкт-Петербург» и будет развиваться в XXI веке. И башня на берегу залива, в геометрическом центре этой орбиты, как грандиозный маяк формирует морской фасад мегаполиса прямо напротив пассажирского порта, одновременно принимающего в летний туристический сезон по 5-7 круизных лайнеров. И всех их встречает и провожает «Лахта Центр», символ современного Санкт-Петербурга.

«Лахта Центр». Фото пресс-службы «Горпроект»

Строители «Лахта центра» совместно с «Фонтанкой» рассказывают о технологических мифах и легендах, сложившихся вокруг небоскреба.

Михаил Огнев

Говорят, что именно небоскребы виноваты в мировых экономических кризисах. Строящийся в Санкт-Петербурге 462-метровый «Лахта центр» обвиняли также в уничтожении редких клопов, восковника болотного, перелетных гусей и в возможном цунами в Финском заливе. Обсуждались даже неотектонические риски от строительства высотки.

Часть сказок и легенд канули в Лету. Зато по мере строительства «Лахта центра» появились технологические мифы и легенды. Строители «Лахта центра» совместно с «Фонтанкой» готовы рассказать о них.

1. На питерских грунтах нельзя строить небоскребы.

Да, считается, что питерские грунты очень непростые, даже капризные. Однако современная инженерная наука и геотехника умеют строить здания любой высоты и в любом месте, на любом грунте, даже на песке или в море.

Исследования главного института страны по подземным изысканиям НИИОСП им. Н.М. Герсеванова доказали, что слабыми являются лишь верхние 20 метров, а далее идет пласт вендских глин протерозойского возраста. Вендские глины по характеристикам аналогичны скальным породам.

Архитектура многое «списывает» у природы. Подземное основание здания - это своего рода корневая система. Колоссальные сваи небоскреба, как корни, уходят на глубину до 82 метров, а суммарная длина всех свай, которые держат небоскреб, - более двадцати километров.

Над сваями - монументальный «коробчатый» фундамент высотой 17 метров, включающий две монолитные железобетонные плиты общей толщиной - 5,6 метра (в три роста человека). Устойчивость гарантирована!

2. В России не умеют строить небоскребы, даже колонны в «Лахта центре» кривые.

"Лахта центр" относится к категории спиралевидных небоскребов и имеет сложную закручивающуюся форму. Колонны, которые эту форму создают, действительно имеют изгибы и наклоны. Когда их закроет фасад, эффект «закрученности» проявится еще более ярко. Строгую вертикальность здания в целом обеспечивает центральное ядро. За точностью его возведения строго следят геодезисты, в том числе при помощи космических технологий. Максимально допустимое отклонение всей конструкции небоскреба от вертикали по всей высоте - не более 6 миллиметров. Такой точностью в строительстве может похвастаться не каждый малоэтажный дом.

3. Стеклянные фасады уязвимы для стихии - посетителям комплекса будет грозить падение стекол на голову.

Стеклянные фасады «Лахта центра» разработаны и произведены специально для уникального здания с учетом экстремальных ветров, дождей, морозов и штормов.

Прежде чем запустить производство, стеклопакеты были испытаны на прочность и герметичность под напором воды, огня и воздушных потоков. И с честью выдержали испытания. Их невозможно разбить на осколки, так как в многослойной структуре присутствует пленка. Так что через два года можно будет смело прогуливаться по площадям «Лахта центра» и любоваться отражением города и петербургского неба в фасадах общей площадью более 130 000 квадратных метров.

4. «Лахта центр» сгорит, пока пожарные доберутся до верхних этажей.

В «Лахта центре» будет применена инновационная система пожаротушения тонкораспыленной водой (ТРВ), а все использующиеся при строительстве материалы - негорючие или с надежной огнезащитой. И тем не менее в здании тысячи датчиков контроля, досконально продумана эвакуация: при срабатывании тревоги на лестницы в ядре здания нагнетается воздух, что исключает их задымление. Находящимся в здании людям достаточно сделать несколько шагов до ближайшей лестницы - и они уже в безопасности. Ядро здания, где проходят лестницы, сделано из железобетона, который, как известно, не горит.

5. Такое высокое здание может сдуть ветром или разрушить землетрясением.

Не может. В проекте учтены и ураганные ветры, и землетрясения (которые чрезвычайно редки и незаметны в нашем регионе), и даже катастрофы. В «Лахта центре» заложена самая современная конструкция для устойчивости небоскреба. «Незыблемость» обеспечивают железобетонное ядро с толщиной стен почти в метр, аутригеры (специальные этажи для горизонтального распределения нагрузки) и внешние колонны. Такая конструкция убережет башню и от более экстремальных случаев, например удара самолета. Конструкция здания исключает так называемое «прогрессирующее обрушение». При удалении трети несущих элементов здание останется устойчивым.

6. Чтобы подняться наверх или спуститься, нужно часами ждать лифт.

Парк вертикального транспорта «Лахта центра» - 100 лифтов. Из них в небоскребе - 38. Время ожидания пассажирских лифтов - не более 40 секунд. Скорость движения лифтов - до 8 метров в секунду. Это уровень мировых стандартов для небоскребов.

7. Чтобы помыть весь фасад, нужно несколько лет.

Конечно, один человек с тряпкой потратил бы на очистку фасадов такого комплекса несколько лет. Но небоскребы так не моют. Для этого в «Лахта центре» есть целая бригада мойщиков и уникальная система угловых и прямых грузоподъемных механизмов, которая умеет «кататься» по рельсам, установленным в ребрах башни, которые повторяют «закрученную» форму небоскреба. Время наведения блеска традиционно - весна и осень.

8. На верхних этажах башни и на обзорной площадке посетители будут страдать от морской болезни - их будет укачивать.

Да, небоскребы качаются. Например, 828-метровый Burj Khalifa «гуляет» на 1,2 м в стороны, 374-метровая башня в комплексе «Федерация» в Москва-Сити - на 0,7 м, а Останкинская телебашня - вообще на 2,25 м. «Лахта центр» при сильном ветре может отклоняться на верхушке до 46 см от вертикали. А на уровне обзорной площадки отклонения составляют всего 27 см, вряд ли это можно почувствовать.

9. Птицы будут врезаться в небоскреб.

Бывают случаи, когда птицы врезаются в здания. Птиц дезориентируют яркий свет и гладкие зеркальные поверхности небоскребов - в них отлично отражаются деревья.

В нашем петербургском небоскребе нет главной птичьей опасности - зеркальных фасадов. А сама архитектура здания - грани-ребра, окантовка стеклопакетов - делает его заметным для пернатых. Подсветка «Лахта центра» - неяркая, а когда птицы мигрируют, будет использоваться определенная цветовая гамма и интенсивность «отпугивающей» подсветки.

10. «Лахта центр» будет завален мусором, так как иначе его придется вывозить круглосуточно или отдать под хранение мусора один из подземных этажей.

Да, человек мусорит, но чисто там - где убирают. «Лахта центр» имеет вакуумное селективное (раздельное) мусороудаление, что позволяет уменьшить объем вывозимого мусора примерно в 20 раз, и при этом пневматические системы транспортирования отходов, или, как их еще называют, vacuum waste disposal system, собирают отходы с помощью воздушного потока через подземный трубопровод, подобно пылесосу. Затем они измельчаются, прессуются и вывозятся. Запах, грязь, шум, крысы и связанные с ними инфекции исключены.