«Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей» Филиппа Котлера


изучению гораздо большего, чем требуется формально, желание учиться
под руководством известных мастеров (будущие нобелевские лауреаты
стремятся учиться у нынешних) и т. д.
Либин А. В., 2000, с. 352.

Следует также обратить внимание на то, что в теории инвестирования придается зна-
чение и интеллекту (конвергентному мышлению). Особенно важны для творчества: 1) син-
тетическая способность - новое видение проблемы, преодоление границ обыденного созна-
ния; 2) аналитическая способность - выявление идей, достойных дальнейшей разработки; 3)
практические способности - умение других убеждать в ценности идеи («продажа»). Важно,
чтобы у человека они находились в гармоничном сочетании, иначе превалирование анали-
тической способности делает человека блестящим критиком, но не творцом, а превалиро-
вание синтетической способности приводит к выдвижению массы новых идей, не обосно-
ванных исследованиями и бесполезных. Практическая способность без двух предыдущих
может привести к проталкиванию ярко представленных, но недоброкачественных идей.

Последняя версия теории Стернберга (WICS : Wisdom , Intelligence and Creativity Synthesized , Sternberg , 2003) настаивает на необходимости исследования трех относительно
независимых видов способностей: аналитических (понимаемых как академический интел-
лект), практических (практический интеллект) и творческих (креативность). Учет этих спо-
собностей, личностных особенностей, мотивации и среды дает корреляцию с успешностью
деятельности.

Дж. Бруннер (1977) к интеллектуальным критериям креативности относит интуи-
цию, предвидение, критичность мышления, высокую интеллектуальную активность, спо-
собность по-новому и нестандартно кодировать информацию.

Можно по-разному относиться к моделям и экспериментам, которые
проводили Стернберг и сотрудники его группы в Йельском университете.
Но сегодня эти исследования (а также работы Гарднера) задают то
информационное пространство, в пределах которого прокладывает путь
почти каждый исследователь, занимающийся проблемами креативности.

Другой вопрос: много ли добавляют исследования Стернберга и его
последователей к нашему изначальному знанию о природе креативности как
общей способности к творчеству, а также о ее связи с интеллектом? На мой
взгляд, нового здесь гораздо меньше, чем можно было бы ожидать. Размах
строительства грандиозный, а новизна структурных решений сводится к
украшательству, пристройкам и «архитектурным излишествам». Но это
скорее эстетическая оценка, нежели рациональная.
Дружинин В. Н., 1999, с. 199.

8.2. Особенности личности креативов

Эстетическая чувствительность как особенность творческой личности. Ч. Дар-
вин писал, что «эстетическое чувство возникло в процессе антропогенеза в связи и исклю-
чительно в интересах творческой деятельности. Способность к восприятию красоты есть
необходимый элемент творчества» (Сб.: Красота и мозг..., 1995, с. 9). В любой творческой
деятельности, будь то произведение искусства, научная гипотеза, математическая формула
или оригинально разыгранная комбинация в футболе, можно найти такие эстетические каче-
ства, как красота и совершенство формы, гармония, композиционная стройность. Ж. Адо-
мар писал, что тот, кто лишен эстетического чувства, никогда не станет настоящим изобре-
тателем (там же, с. 9).

Специальная эстетическая чувствительность играет роль тонкого решета, и понятно,
почему тот, кто лишен ее, никогда не будет истинным творцом. А. Пуанкаре

Перфекционизм - это стремление к совершенству, высокие личные стандарты, стре-
мление человека доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым
высоким эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным); это потребность в
совершенстве продуктов своей деятельности. Считается, что перфекционизм тесно связан
со способностью к эстетической оценке, с творческой мотивацией. Он проявляется уже в
раннем возрасте.

Творчество свойственно умам, способным мыслить самостоятельно, не
связывая оценку той или иной информации с авторитетностью ее источника
(Rokeach M ., 1965). Люди, ощущающие потребность постоянно опираться
на признанные авторитеты, не способны к творчеству. Иногда утверждают,
что тот, кто не в состоянии пересмотреть им же самим выработанную
и ставшую привычной точку зрения, чья потребность в равновесии и
устойчивости решительно преобладает над интересом к «инакомыслию»,
тот не обладает одной из элементарных предпосылок к творчеству. В числе
других аналогичных предпосылок к нему нередко называют умение видеть
широкие связи между различными элементами, распознать особое значение
и ценность того или иного элемента не только для настоящего, но и для
далекого будущего и, наконец, способность к синтезу. В этой же связи
особо подчеркивается характерное для многих творцов сознание их «особой
миссии», которое позволяет им концентрировать психическую энергию,
благодаря чему таким людям удается преодолевать огромные трудности,
встающие, как правило, на пути к новому.
Матейко А., 1970, с. 10.

Выделены и некоторые другие личностные черты, отличающие креативных людей от
некреативных. Это самонадеянность, самодовольство, непризнание социальных ограниче-
ний. Некоторые исследователи отмечают у креативов склонность к риску, стойкость к поме-
хам окружающей среды, разного рода конфликтам (Sternberg , Lubart , 1996). Важно то, что
личностные черты юных и взрослых креативных индивидов совпадают. Это делает вероят-
ным предсказание наличия креативности у субъекта по его личностным особенностям уже
в детском возрасте. Высказывается мнение, что креативность является функцией личности
в такой же мере, как и функцией познания (
Wakefield , 1991). А. Олах (1968) отмечает, что
творческим людям присущи:

1) независимость - собственные стандарты важнее стандартов группы, независимость
оценок и суждений;


2) открытость ума - готовность поверить своим и чужим фантазиям, восприимчивость
к новому и необычному;

3) высокая толерантность к неопределенным и неразрешимым ситуациям, конструк-
тивная активность в этих ситуациях;

4) развитое эстетическое чувство, стремление к красоте.

Характеристика креативов, полученная западными психологами, во многом получила
подтверждение и в исследованиях отечественных психологов.

Т. С. Суслова (1991) отмечает основные черты, характерные для креативных лично-
стей. Это сознательность, ответственность, упорство, чувство долга, высокий контроль над
поведением и эмоциями, решительность, предприимчивость, склонность к риску, социаль-
ная смелость, интернальный локус контроля, интеллектуальная лабильность.

Личностные факторы, связанные с решением творческих задач,
весьма разнообразны. Исследования показывают, что коррелятами
креативности являются инициатива, уверенность, «внутренний контроль»,
доминирование, поглощенность делом как призванием, критичность
по отношению к своим и чужим недостаткам, а также сочетание
противоположностей, таких как подлинная личностная зрелость и
«детскость» мировосприятия (Д. Морис. К. С. Станиславский, В. Б. Кисин,
Е. Я. Казакина, Л. С. Выготский, Н. С. Лейтес, А. Маслоу, С. Л. Рубинштейн).

В различных работах упоминаются особенности Я-концепции
креативных индивидов, для которых характерны уверенность в своих
способностях и сила характера. Факторами креативности являются
также стремление к самореализации, аутентичность личности (искреннее,
открытое поведение) (А. Маслоу), творческое Я (А. Адлер) и субъектная
(интернальная) позиция жизни (А. Менегетти, В. Э. Чудновский).

Модель творческой личности, по мнению Г. Альтшуллера и И.
Верткина (1994), включает: способность смело выбрать достойную цель
и сделать ее главным вектором своей жизни; видеть проблемы, решение
которых является необходимым и достаточным для достижения цели;
высокая работоспособность; хорошая техника решения творческих задач;
умение при всех обстоятельствах отстаивать свои идеи и «держать удар».
Барышева Т. А., Жигалов Ю. А., 2006, с. 58-59.

По данным Е. А. Солдатовой (1996), уровень креативности подростков оказался ста-
тистически значимо связанным с такими свойствами личности, как способность к самосто-
ятельному принятию решений, уверенность в себе, стремление к власти, умение держаться
в компании, толерантность.

Е. А. Гуськовой (2001) установлено, что у креативных подростков агрессивность выра-
жена больше, чем у некреативных. В то же время с индексом враждебности креативность
связана слабо. Это значит, что агрессивность у креативных является средством самоутвер-
ждения; это не враждебное защитное поведение, направленное на достижение цели.

Характерные черты творческих личностей

Как вы представляете себе творческую личность? Наверное,
в образе сумасбродного фантазера, не похожего на нормальных
людей. Андрисон (Andreason , 1987) обнаружил, что писатели более
подвержены эмоциональным перепадам настроения, чем люди других
профессий. Многих из людей, занимающихся творческой деятельностью,
окружающие считают неуживчивыми, независимыми, самоуверенными и
легко поддающимися смене настроений.


Но совершенно очевидно, что творческая деятельность требует также
и большой работы. Мадиган и Элвуд (Madigan , Elwood , 1984) подчеркивают
важное значение таких качеств, как любознательность и упорство. Они
описывают, как швейцарский изобретатель Жорж де Местраль придумал
застежку - «липучку». Однажды на охоте к его одежде и к шерсти его
собаки пристали головки репейника. Стараясь отодрать репьи от одежды,
де Местраль заинтересовался, почему они так крепко прилипают к ткани.
Он рассмотрел репьи под микроскопом и обнаружил, что на каждой головке
имеются сотни маленьких крючочков. Много лет он настойчиво пытался
найти способ крепления подобных крючочков к ленте из ткани. В конце
концов у него получилась «липучка».

У других творческих личностей процесс творчества происходит
примерно так же. Бетховен проводил долгие часы за сочинением
музыки, потом рвал исписанные листы и переписывал все заново. Лаурет
Нобелевской премии Томас Манн утверждал, что он усилием воли заставлял
себя ежедневно писать не менее чем по три страницы.
Квин В. Н., 2000, с. 164-165.

А. Р. Агабабян и Н. Д. Арутюнян (2007) выявили, что на выраженность креативности
положительно влияют степень выраженности Супер-эго (сильный характер), уровень тре-
вожности и нонконформизм (независимость и самодостаточность). В то же время интел-
лект и экстраверсия не обнаружили связи с креативностью. Вербальная креативность поло-
жительно коррелирует с аутией, эго-напряженностью и отрицательно с сензитивностью.
Кроме того, для креативов характерны богатое воображение, поглощенность своими иде-
ями, собранность и энергичность, сензитивность, высокая нормативность.

А. В. Ассовской с соавторами показано, что при наличии высокого уровня креатив-
ности мальчики более тревожны, чем девочки. Н. Е. Кузьмина показала, что креативные
мальчики проявляют большую эмпатийность, дружелюбие, воспринимают другого человека
как ценность, проявляют большую устойчивость к критике. У девочек связи креативности

Как методы «ничегонеделание», «прыжок лосося» и «ментальные стулья» помогают развивать креативное мышление? Об этом рассказывают в «Креативити» - блоге о методах развития креативного мышления и решении творческих задач. Кстати, с методами определиться очень просто, так как они сгруппированы по конкретным критериям:

  • По количеству участников: групповой, одиночный.
  • По времени до получения результата: долгий, быстрый.
  • По сложности: сложный, простой.
  • По ключевой деятельности: писать, читать, рисовать, петь, гулять и так далее.

Помимо методов, в блоге есть ещё несколько рубрик: приложения, интервью, обзоры курсов. В общем, всё, что нужно для развития креативности!

Быть креативным, уметь планировать время, работать в команде, развивать - это навыки, которых требует современный мир, a MindTools помогает их осваивать. На сайте проекта вы найдёте целую базу инструментов для развития полезных навыков. Например, для развития креативного мышления есть обратный мозговой штурм. Его суть заключается в том, что сначала мы ищем худшие решения проблемы, а затем плохие идеи преобразуем в хорошие решения.

Проект помогает развивать необходимые современному человеку компетенции - хорошую память, ораторское мастерство - с помощью тренингов, кейсов, игр. А самое классное, что здесь есть целый раздел о развитии креативного мышления: ТРИЗ, ментальные карты, метод шести шляп и вот это всё.

Шесть шляп мышления - ролевая игра, которая помогает преодолеть три основных препятствия, связанных с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. С помощью метода мы разделяем наше мышление на шесть типов, или режимов, за каждым из которых закреплена «шляпа», и, надевая её, человек включает этот режим.

Telegram-каналы

4. Креативность 101

Telegram-канал от автора блога «Креативити». Здесь он ежедневно на связи и советует книги, фильмы, лекции, рассказывает об интересных креативных методологиях (ТРИЗ, CRAFT, латеральное мышление, дизайн-мышление) и инструментах.

5. ТРИZ

ТРИЗ - полноценная наука о развитии творческого мышления с помощью решения противоречия, со своими тонкостями, сложностями, терминами. В открытом доступе очень много информации, из которой бывает сложно выделить главное и понять, как при помощи какого-то метода, например, приготовить суп без воды или пиццу без теста. Автор даёт систематизированную информацию без лишних слов.

6. ТРИЗ. Творчество. Задачи

А этот канал отличается от предыдущего тем, что здесь, помимо законов и методик, есть много задач. Да будет практика, друзья!

Приложения

7. Oflow

Генератор вдохновения. Здесь более 150 методов развития креативности. Несколько классных фишек этого приложения:

  • Создавайте закладки с вашими любимыми методами - будут под рукой, когда настигнет ступор.
  • Настройте ежедневные творческие напоминания для вдохновения.
  • Делайте заметки с идеями и делитесь ими с другими.

8. Brainsparker

Для тех, кто долго думал и зашёл в тупик. Посмотреть на проблему под другим углом помогут ассоциативные карточки со случайными словами, цитатами и картинками. Как это работает? Вы формулируете вопрос, случайным образом вытаскиваете карточку с наводкой из набора, получаете импульс для размышлений.

9. Inspiration Maps

Помогает разложить все свои мысли по полочкам с помощью интеллект-карт. В приложении можно создавать неограниченное число графиков, диаграмм, карт, к которым можно приложить заметки, аудио, добавить гиперссылки и многое другое. Всё это помогает более детально представить нашу карту, она становится понятной. Этот метод можно использовать во время мозгового штурма.

Книги

10. «CRAFT: как создавать большие идеи» Василия Лебедева

Помогает переосмыслить привычные формы социального взаимодействия между людьми и создать новые. Например, придумать концепцию парка, школы или своего стартапа - чего угодно.

11. «Латеральный маркетинг. Технология поиска революционных идей» Филиппа Котлера

Книга о развитии нешаблонного мышления для бизнеса.

Я проснулся, и это был не я? Почистил зубы, а потом зубы почистили меня? Латеральное мышление - это не только весело, но и очень полезно. В этой книге вы найдёте подробное руководство по внедрению латерального маркетинга в практику вашей компании.

12. «Найти идею. Введение в ТРИЗ - теорию решения изобретательских задач» Генриха Альтшуллера

Что делать, если дверь должна быть одновременно открыта и закрыта? Без ТРИЗ не обойтись. ТРИЗ - теория развития творческого мышления с помощью решения противоречий.

Источник вдохновения

Если нужно найти архивный ролик, которого на YouTube точно нет. Крупнейшая онлайн-коллекция креативных рекламных материалов со всего мира.

На этом всё! Помните: придумывать может каждый, важно лишь постоянно тренировать свою креативную мышцу и расширять кругозор.

Способность человека к генерации новых идей в самых разных областях жизни можно и нужно развивать. Как стать творческой личностью?

По сути слова «креатив» и «творчество» - синонимы. Но термины «креативность» и «креатив» чаще используют в сфере рекламы, маркетинга, управления персоналом как аналог нестандартного подхода к бизнес-процессам. В то время как понятия «творчество» и «творец» больше приняты в области культуры и искусства.

  • Евгений Ильин «Психология творчества, креативности, одаренности»
  • Хью МакЛаод «Игнорируй всех, или Как стать креативным»
  • Рада Грановская «Творчество и конфликт в зеркале психологии»
  • Джона Лерер «Каждый из нас способен прийти к удачному решению»

С пользой для себя

Ценность проявлений креатива для общества заключается в создании нового, развитии конкуренции, оптимизации самых разных процессов. Но творчество полезно и для развития самого человека, потому что оно предполагает совершенствование себя, реализацию потребности в самовыражении.
Раскрыв в себе творческое начало, каждый из нас обретает большую уверенность, видит новые возможности, для того чтобы менять свою жизнь к лучшему.

От чего зависит креативность

Креативность - это не просто талант, это качество зависит от среды, в которой мы живем, воспитания, уровня образования, кругозора, разнообразия интересов. Все это определяет нашу интеллектуальную гибкость, способность мыслить в разных, подчас неожиданных ракурсах.
Нейрофизиологи выделяют такие факторы влияния на креативность, как развитие лобных долей мозга (отвечают за критический подход к стандартным ситуациям и способность адаптации к изменениям) и высокий уровень согласованности во взаимодействии обоих полушарий головного мозга (в этом случае при решении задачи, за которую у обычного человека отвечает одно полушарие, у одаренного работают оба).

Время для творчества

Творческие способности могут проявиться в человеке как очень рано, так и только во второй половине жизни, когда уже накоплен необходимый ресурс. Главное - не блокировать этот потенциал сознательно, убеждая себя в собственной заурядности. Ведь креативность можно проявлять в любом деле, создавая нечто новое, отличное от привычной действительности. Для того чтобы посмотреть на проблему свежим взглядом, можно использовать самые простые методы.

Рождение идеи: техники креативности

Техника № 1: метод от противного
На первом этапе этой методики вопрос ставится наоборот: что нужно сделать, чтобы НЕ ПОЛУЧИТЬ желаемый результат? На втором этапе все записанные способы преобразуются в зеркальном отражении.

Техника № 2: метод Уолта Диснея
Люди, обсуждающие ту или иную проблему, чтобы увидеть ее в разных ракурсах, друг за другом выступают в разных ролях: «мечтатель» выдает идею, «реалист» объясняет, как ее осуществить, а «критик» демонстрирует ее слабые места.

Техника № 3: метод ассоциаций
Проблема рисуется в центре листа (доски) в виде ствола дерева, и дальше она обрастает ветками - способами решения и всеми идеями, которые с ней связаны, пока не будет найден нужный вариант.

Техника № 4: метод метафор
Чтобы выйти за рамки привычного мышления, можно использовать метафоры. В процессе поиска проблем и способов их решения представьте себе объект в другом качестве. Компанию или ее отдел можно обсуждать с такой позиции: если бы это был автомобиль (ресторан, животное и т.п.), каким бы он был, какие у него сильные стороны, нравится ли он вам, что в нем можно изменить и т. д.

Техника № 5: метод фокусирования
Этот метод нацелен на поиск сути проблемы. Группа (или один человек) ищет ключевой фактор вопроса, от которого зависит все. Любыми способами. Например, при рекламе товара важно понять, что вы хотите продать человеку: страховой полис или ощущение уверенности? После этого генерировать идеи становится значительно проще.

Техника № 6: метод произвольно выбранных слов
Эту технику креативности можно использовать самостоятельно, а можно в группе. Нужно выбрать слово, произвольно ткнув пальцем на страницу книги или газеты. А дальше к этому слову подбираются ассоциации, связанные с вашей проблемой.

Техника № 7: метод определения диапазона
Для реализации этого метода нужно определить самую стандартную (консервативную) идею, а затем самую безумную - экстремальный вариант. Это и будут границы диапазона, которые необходимо наполнить другими вариантами.

Техника № 8: метод шаблона
Если у вашего вопроса есть четкие параметры, в рамках которых вы вынуждены действовать, их можно представить в виде таблицы, расчертив ее по графам. В верхнюю строчку, например, вносятся мероприятия, а в крайний левый столбик - участники. Далее идеи генерируются в каждой клетке шаблона исходя из заданных условий.

Техника № 9: метод шести шляп Эдварда де Боно
Этот способ (расширенный вариант метода Уолта Диснея) предполагает наличие шести шляп (или карточек) разного цвета, которыми участники обмениваются в процессе обсуждения идеи:

  • белая - только факты, максимум объективности;
  • красная - эмоции и личный подход;
  • черная - негатив и критика;
  • желтая - позитив и плюсы;
  • зеленая - все необычное, что приходит в голову;
  • синяя - решения и итоги.

Техника № 10: метод теннисного мячика
Подходит для работы в группе. Первый участник генерирует идею, следующий «отбивает мячик» - предлагает свой вариант, основанный на идее предыдущего участника. И так по очереди.

Эксперименты Марка Юнг-Бимана, нейробиолога, показали, что в хорошем
настроении мы гораздо лучше справляемся со сложными задачами, чем когда
раздражены или расстроены (веселые люди решают на 20% больше
словарных головоломок, чем грустные).

Развиваем творческий потенциал

Открытость миру
К рождению идеи может подтолкнуть все что угодно, поэтому нужно стремиться получать новые впечатления - пробовать себя в новых делах, менять обстановку, общаться с новыми людьми.

Работа над собой
Позвольте себе меняться - развивайте в себе те качества, которые вам бы хотелось иметь, и корректируйте недостатки, самостоятельно или с помощью психолога.

Тайм-ауты
Постоянная суета не способствует творчеству. Делать паузы для размышлений, особенно совмещенные с физической активностью , очень полезно.

Забота о других
Американские психологи выяснили, что мы мыслим более творчески, если делаем это за других. Мы вдохновляемся тем, что приносим пользу кому-то еще.

Американский психолог Пол Торранс приводит интересные данные:
около 60% выдающихся людей не демонстрировали школьных
успехов; креативность и одаренность, по его мнению, не
всегда вписывается в действующую систему образования.

Креативные умения

Большинство творческих людей имеют любимое дело, умеют видеть смешное во всех проявлениях жизни, черпают силы в своих переживаниях. Даже серьезные проблемы могут стать стимулом для креативного прорыва, если не замыкаться в себе.
Креативность можно развивать в процессе обучения и творческой деятельности. Но самое главное для ее развития - наличие у человека мотивации, то есть внутреннего желания творить, любопытства и любознательности по отношению к миру.

Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог: «Творчество - понятие более широкое, чем креативность. Однако зачастую эти понятия сливаются в единое, так как у них много общего.
В исследовании биографий 64 известных ученых была обнаружена одна общая для них черта: еще в детстве они приобщились к творчеству, к радости открытия и самостоятельного мышления. Очевидно, что именно в детском возрасте нестандартность мышления является доминирующей чертой. С возрастом мы обрастаем стереотипами, и наглядный пример тому - сказка о Маленьком принце, в которой Экзюпери рассказывает о своем детском рисунке и о том, что взрослые видели на нем только “шляпу”. Навык ухода от известных и знакомых ответов, оригинальность и самостоятельность мышления, полет фантазии и идей, т. е. черты креативного мышления, могут сложиться только в том случае, если есть возможность тренироваться на задачах и заданиях «открытого типа». Задачи этого типа предполагают полную самостоятельность в выборе способа решения и делают возможным предлагать любые разумные решения проблем. Известно, что Гальвани, человек, открывший электричество, был медиком и обязан своему открытию «пробелами» в своих знаниях. Фарадей был сыном кузнеца и начал свою карьеру переплетчиком, а Морзе (создатель телеграфной азбуки) был художником.

Техник развития творческого мышления и креативности много. Например, Н. В. Рождественская использовала для развития креативности у студентов Академии театрального искусства методы арт-терапии и импровизации и обнаружила существенный прогресс по ряду показателей креативности.

Американские ученые Папалья и Оулдс (Papalia, Olds) дают ряд советов для развития креативности:
. сознательно прилагайте усилия к тому, чтобы проявлять оригинальность и выдвигать новые идеи;
. не беспокойтесь о том, что о вас могут подумать люди;
. старайтесь мыслить широко, не обращая при этом внимания на запреты, накладываемые культурными традициями (расовые или половые предрассудки и пр.);
. если вы ошиблись при первой попытке, рассмотрите другие варианты и попробуйте найти новые пути;
. будьте всегда открыты для дискуссии и проверяйте свои предположения;
. ищите объяснения странных и непонятных явлений;
. преодолевайте функциональную фиксированность и ищите необычные способы применения обычных вещей;
. откажитесь от привычных методов деятельности и попробуйте поискать новые подходы;
. чтобы “выдать на-гора” как можно больше идей, используйте метод мозгового штурма;
. при оценке идей старайтесь быть объективными. Представьте, что они принадлежат не вам, а другому человеку».

Эксперт: Галина Ярошук, кандидат медицинских наук, клинический психолог
Юлия Прохорова

Креативность – важный фактор, способствующий успеху во многих областях жизни. Поэтому логичным и естественным выглядит желание, как можно больше узнать о развитие креативности.

Развитие креативности напрямую связано жизненным опытом, уровнем знаний, образом жизни человека, с его межличностными взаимоотношениями. Расширив свой кругозор - став больше читать, путешествовать, общаться с интересными людьми – вы делаете большой шаг в сторону развития креативности своего мышления. Ведь креативное решение - это, по сути, результат сплетения различных знаний.

Если у вас небольшой запас знаний либо они сильно поверхностны, или что еще хуже - если весь ваш багаж знаний сосредоточен лишь в одной сфере, то шансы на рождение креативных мыслей и принятие креативных решений, из-за незначительного количества исходного материала, сильно малы. Так что коллекционируйте знания, эмоции и впечатления.

Креативность не является единичной способностью - это совокупность качеств личности и особенностей ее интеллекта. Поэтому желая развить креативное мышление надо:

Воспринимать себя как человека творческого и разносторонне развитого;

Быть человеком независимым и уметь противостоять внешним требованиям;

Быть способным оспорить чужие предположения, а также иметь готовность и желание действовать путем «А что если?!»;

Быть любознательным, восприимчивым, непредубежденным, готовым к чему-то новому;

Быть энергичным человеком, легким на подъем;

Иметь проницательность и наблюдательность;

Уметь совмещать несовместимое;

Уметь преподнести свои идеи и мысли, убедить человека;

Обладать чувством юмора и игривостью…

Из этого списка следует выделить первое «надо». Есть интересное мнение - Единственное, что отличает «креативного» человека от «некреативного» - то, что «креативный» убежден, что он таким является. Поэтому все, что он делает, он делает именно с этой мыслью. Задумайтесь!

Пару слов о независимости. Развить креативность и стать креативным проще человеку независимому, ведь его мнения и решения редко поддаются чужому влиянию и деструктивной критике. А следовательно меньше ограничений и больше простора и свободы для действий.

Методы развития креативности

Психология понимает под креативностью - особые творческие способности, а творчество во всех своих проявлениях основано на воображение. Следовательно, важная часть развития креативных способностей – развитие воображения.

Психологи, анализировавшие составляющие креативности пришли к выводу, что для развития креативного мышления также важным составляющим является интуиция (интуитивное понимание). Читайте - «Как развить интуицию».

Общайтесь с креативными и творческими людьми, добившимися определенного успеха, пытайтесь проводить с ними как можно больше времени, если есть возможность, обязательно понаблюдайте, как они работают. Это необязательно должны быть люди искусства, ведь креативного человека можно встретить в любой профессии.

Не бойтесь экспериментировать. Наши строгие правила, рамки в которые мы сами себя ставим (как нужно себя вести и думать), приводят нас к тому, что мы отвергаем хорошие идеи, которые могли бы внести вклад в развитие креативности. Боясь стать мишенью для насмешек, мы контролируем наше поведение на предмет правильности и приемлемости. Экспериментируйте и не бойтесь показаться смешным!

Важным моментом, который сдвинет с мертвой точки развитие креативности мышления, является призыв к действию. Не стоит ждать подходящего момента, чтобы попробовать создать что-то оригинальное, интересное и удивительное, не думайте, что вы не готовы. Начните творить и уже в процессе работы вы поймете, что вам долгие годы так не хватало.

Развивая креативность, ради тренировки, ставьте перед собой задачи, решение которых ничего вам не дает.

Процесс развития креативности можно начать с заимствования чужой идеи, у людей, работающих в вашей сфере. Не примите это за призыв к плагиату. Речь идет о развитии, о том, чтобы узнавать что-то новое, новые веяния и тенденции, и пропускать их через призму собственного восприятия.

Как рождается креатив

Креативная мысль иногда приходит внезапно через озарение, но в основном рождается методом ориентировки сознания на поиск идей. То есть для начала мы определяем, какие идеи нам нужны (область применения), потом фокусируемся на них и начинаем разрабатывать (устраиваем мозговой штурм), далее, после того как на ум приходит одна или несколько достойных идей, следует их фиксация и разносторонняя проработка (шлифовка). Спросите и где тут совет по развитию креативного мышления? Значительный прирост креативности как раз и дает умение разрабатывать, улавливать и фиксировать вдруг промелькнувшие мысли и идеи.

Для того, чтобы развить креативность и сделать этот процесс более легким и понятным надо следовать правилам:

Берясь за выполнения задания или приступая к разработки идеи – будьте предельно сосредоточены (на начальных этапах развития креативности это особенно необходимо), не отвлекаясь ни на что другое, сконцентрируйте свое внимание на какой-то одной идеи или предмете.

Если нужно создать новый оригинальный продукт или для решения задачи необходим творческий подход, ваш ум должен быть пластичным и гибким. Научитесь нестандартно мыслить, переключаться с одного хода мыслей на другой. Стройте неожиданные комбинации, проигрываете всевозможные варианты, перемешиваете идеи, рассматривайте ситуацию со всех сторон. Чтобы исследовать все новые и новые возможности, делайте самые немыслимые предположения.

5 упражнений, развивающих креативное мышление

Итак, 5 упражнений:

2 случайных слова

Возьмите любую книгу или толковый словарь. Наугад выберете 2 слова: откройте любую страницу и не глядя ткните пальцем. А теперь попробуйте найти нечто общее между этими двумя словами, сопоставляйте их, сравнивайте, анализируйте, ищите взаимосвязи. Вы можете придумать невероятную, даже сумасшедшую историю, которая бы связывала эти два понятия. Упражняйте и тренируйте свой мозг.

Безумства архитектора

Как вы смотрите на то, чтобы примерить на себя роль архитектора и спроектировать дом? Не умеете рисовать или вспомнили с ужасом школьные уроки черчения и сопромат в универе? Ничего страшного, умение рисовать и чертить здесь дело десятое. Главное – процесс. Ну что, согласны? Отлично, тогда поехали.

Сначала запишем на лист 10 существительных, любых. Мандарин, стакан, луг, вода, помидор – все, что приходит в голову. Эти 10 слов – 10 обязательных условий заказчика, которому вы проектируете дом. К примеру, «мандарин» – сделайте стены дома оранжевого цвета, «вода» – пусть перед домом будет фонтан или прудик, «помидор» – запустите в пруд красных рыбок или повесьте в доме красные занавески и т.д. Дайте своей фантазии волю. Рисуйте и представляйте, как бы это выглядело в реальной жизни.

Ассоциации (5+5)

Взгляните на комнату, в которой вы сейчас находитесь. За какой предмет зацепился ваш взгляд? Мой – за шоколадку, которая лежит на столе. А теперь возьмите листок бумаги с ручкой и напишите 5 прилагательных, которые наиболее подходят к предмету, который вы выбрали. Например, горький шоколад, вкусный шоколад, бельгийский шоколад, натуральный шоколад, развесной шоколад (в голову приходит ещё импортный, отечественный, любимый, белый, молочный, горячий, плиточный шоколад и много других вариантов).

Написали? А теперь самое интересное – напишите еще 5 прилагательных, которые абсолютно не подходят. Сделать это ощутимо сложнее: стеклянный шоколад, плюшевый шоколад, летний шоколад, загадочный шоколад, жареный шоколад. o_O Вот, что пришло мне в голову. Покопайтесь в своих ощущениях и восприятиях и найдите нужные определения. Приложите чуть больше усилий, и все получиться, главное не оставляйте задание невыполненным. Посидите и поразмышляйте.

Час «безмолвствия»

Не пугайтесь, набирать в рот воду и молчать не придётся. Как вы поняли из названия упражнения, это задание займет у вас один час, но при этом вы не должны отрываться от своих дел и обычного распорядка дня. В этот час отвечайте людям только на общие вопросы, использую «да» и «нет». Ведите себя как можно более естественно, чтобы никто не заподозрил ничего странного. У окружающих не должно сложиться впечатление, что вы не в себе, заболели или встали утром не с той ноги. Попробуйте и, поверьте, вы войдете во вкус.

Тест на креативность

Тут главное поверить в себя, и отбросить все сомнения прочь. Берем лист бумаги и рисуем крестики: 6 в высоту и 9 в длину:

Теперь настраиваемся на творческую волну, глубоко вдохнули и медленно выдохнули. Берем ручку и начинаем крестики превращать в картинки и небольшие зарисовки

Закончили? А теперь посмотрите, что получилось и выберете наиболее удачные, такие наверняка найдутся.

Креативность часто путают с творчеством. Безусловно, эти понятия тесно связаны, но все-таки это не одно и тоже. Творчество – это процесс создания субъективных ценностей. Это больше про эмоции и их выражение любыми созидательными способами. Результаты творческой деятельности, в первую очередь, доставляют эмоциональное удовлетворение (от умиления детскими рисунками до наслаждения сложными музыкальными произведениями, художественными образами и т.д.). Для творчества важным фактором является наличие природных способностей, но не обязательным, если относиться к творческому процессу, как возможности самовыражения, «отреагирования эмоций». При этом можно быть творческим человеком и даже «творческим работником», но не креативным.

Креативность в большей мере относится к определенным способностям мышления. В целом, креативность - это набор способностей человека, которые помогают ему создавать и воплощать в жизнь новые идеи, которые не вписываются в традиционные схемы.

Как определяется креативность

Существует несколько важных критериев (признаков), определяющих креативное мышление:

· Беглость - способность продуцировать большое количество идей (примечательно, что за короткий отрезок времени)

· Гибкость - способность применять разнообразные стратегии при решении проблем

· Оригинальность - способность продуцировать необычные, нестандартные идеи

· Разработанность - способность детально разрабатывать возникшие идеи (один из самых значимым критериев, обеспечивает результат воплощения идеи)

· Умение мыслить абстрактно - это способность оперировать понятиями и категориями, не существующими в реальном мире и умение «переводить» их на вербальный уровень, превращать в понятные слова.

· Сопротивление шаблонам - способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

Последний из критериев, пожалуй, самый базовый, поскольку связан с осознанием собственных ограничений и влияет на развитие способностей мыслить креативно. В отличие от природных талантов, креативное мышление – это способности, которые можно развивать в любом возрасте (лучше, конечно, с детства, но начинать никогда не поздно). Некоторые из техник, которые позволяют делать это успешно, мы рассмотрим ниже, но, прежде, важно остановиться на барьерах, которые мешают процессу креативного мышления.

Что мешает развитию креативности

Барьеры креативности – это условное название препятствий, искусственных ограничений, «внутренних ловушек», которые мы сами себе создаем и всю жизнь старательно укрепляем.

Один из таких «барьеров» - это стремление к определенности . Состояние неопределенности вызывает у человека дискомфорт, и он всегда стремится его ликвидировать. Как только «задача» становится определенной, как правило, находится понятное решение. Но в этом и заключается ловушка: слишком четкими формулировками и условиями, мы закрываем пути к решению задачи. Подобные вещи случаются сплошь и рядом, и главное неосознанно! А креативность как раз любит неопределенность. Неопределенность - это тот кислород, который позволяет креативному началу гореть ярче. Чем больше неопределенности, тем больше возможностей найти новое неожиданное, свежее решение, казалось бы, уже давно исследованной со всех сторон проблемы. Другими словами, как только мы выходим из привычной «зоны комфорта», у нас есть все шансы попасть в «зону чудес».

Вторым значимым барьером является страх оценки другими людьми . В любом новом деле всегда есть риски, связанные с ошибками и неудачами. Поэтому большинство людей предпочитает идти к цели старыми проверенными способами, а не экспериментировать или искать новые возможности. Этот барьер увеличивается вдвое, если страх связан с оценкой значимых для нас людей (близкие, друзья, руководитель, значимые коллеги и т.д.)

Из этого препятствия автоматически вытекает следующее – это заниженная самооценка . Отсутствие доверия к самому себе также является препятствием на пути к развитию креативного мышления

К последнему «барьеру креативности» можно отнести все стереотипы , которые влияют на наше сознание. В полной мере сюда попадают как половые, возрастные, социальные стереотипы, так и устойчивые идеи, принципы, привычки и внутренние установки. «Гремучая смесь стереотипов» в голове каждого из нас влияет на процесс мышления и существенно ограничивает возможности поиска креативных идей и решений.

Постепенно избавиться от накопленного багажа ограничений и развивать способности мыслить креативно можно, как уже говорилось, в любом возрасте. Это потребует от вас осознанного контроля ваших внутренних процессов восприятия информации и мышления.

Самый простой способ– это «смена привычек» (можно сказать «распривычивание» привычек). Хотя простой-то он условно, поскольку усилий потребуется достаточно, чтобы делать это постоянно.

Основной смысл в том, что вы ежедневно осознанно не просто вводите новые принципы, правила или привычки, а постепенно меняете существующие (не обязательно кардинально).

Как развивать креативность

Вот несколько простых способов как это можно делать и постоянно тренировать мозг и органы чувств:

- Смена рабочей руки.

Попробуйте делать привычные действия другой рукой (если вы правша – активно задействуйте левую руку, если левша – наоборот. Начните с процесса чистки зубов и постепенно пробуйте в других действиях).

- Новые запахи.

Приобретайте различные эфирные масла, духи и пр. Начинайте ваш день с новых ароматов (вдыхайте сразу после пробуждения и это позволит «разбудить» ваш мозг).

- Новое окружение .

Посещайте места, в которых никогда не были, выбирайте каждый раз новую дорогу. Новым место может быть даже продуктовый магазин в соседнем районе или парк, где вы никогда не были раньше. Новая дорога – это возможность постоянно быть во внимание и замечать много мелочей вокруг себя.

- Развитие тактильных ощущений

Научитесь определять наощупь монеты разного достоинства. Перемещайтесь по квартире закрытыми глазами, ориентируясь по «памяти тела».

- Меняйте стиль в одежде .

Добавляйте в свой гардероб новые, необычные для вас вещи. Это совсем не обязательно должно быть что-то «ультрамодное» или яркое. Главное условие – новые элементы, новый стиль. В зависимости от одежды человека меняются не только его ощущения, но и образ мыслей.

- Меняйте темп .

Если вы обычно все делаете медленно, старайтесь ускорить темп в 2 раза. Если же вы привыкли все делать очень быстро, заставьте себя делать какие-то из действий медленнее. Это требует большой концентрации внимания и осознанности.

Это только часть возможных способов изменения привычек, находите для себя «свои» методы, которые будут продвигать вас на пути к развитию креативного мышления, а значит раскрытию новых возможностей, ваших потенциальных ресурсов, которые пока «спят».

О том, как устроен, собственно, сам креативный процесс поиска идей и решений (индивидуальный или в группе), а также техниках и методах, которые позволяют сделать этот процесс более эффективным читайте в нашей следующей статье «Механика креативного процесса».