Лекция на тему экстремизма для детей. Лекция «Профилактика экстремизма и терроризма в молодежной среде

Виды и цели терроризма. Терроризм как государственная политика. Терроризм в России. Методы борьбы с терроризмом.

Организация доврачебной помощи пострадавшим от терроризма. Действие населения при нахождении в качестве заложников террористов.

Согласно ФЗ №35-ФЗ (от 06.03.2006; последняя редакция от 31.12.2014) "О противодействии терроризму", терроризм – это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, органами местного самоуправления или международными организациями, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противоправных насильственных действий.

Концепция противодействия терроризму в Российской Федерации (утв. Президентом РФ 5 октября 2009 г.).

Основные особенности современного терроризма:

1) изменение мотивации : если ранее террористические акты совершались против политических и классовых врагов, то в настоящее время террор стал средством разрешения национальных и религиозных противоречий.

2) жертвами террора становятся мирные люди;

3) возникновение новых видов терроризма;

4) изменение динамики террористических актов и увеличения количества жертв террора;

5) терроризм становится анонимным;

6) на первое место вышел международный терроризм.

7) использование новых средств для запугивания людей и целых государств.

Особенности терроризма в РФ:

    наличие продолжительной истории (деятельность организации "Народная воля", серия покушений и убийство царя Александра II в 1881 году);

    наличие мирового спектра;

    различная оценка террористической деятельности различными слоями общества;

    "смешанный" характер действий террористов;

    большая продолжительность борьбы с террористическими группировками.

Причинами возникновения терроризма следует считать:

    распад СССР, образование независимых государств;

    пересмотр послевоенного мироустройства;

    отсутствие успеха в продвижении идеи многополярного мира

    объединение Европы, кризисы политические и межнациональные на ближнем востоке и Балканах;

    возрастание роли США;

    продвижение военного блока НАТО к границам России;

    возрастание числа локальных конфликтов .

Виды терроризма:

По средствам , используемым при осуществлении террористических актов:

      • традиционные , когда для совершения теракта применяются огнестрельное и холодное оружие, взрывчатые вещества, яды и другие средства:

        технологические , когда для совершения теракта используются новейшие достижения науки и техники в области компьютерных и информационных технологий, радиоэлектроники, генной инженерии и т. д.

        1. По характеру субъекта террористической деятельности:

    • Неорганизованный или индивидуальный (терроризм одиночек) - в этом случае теракт (реже, ряд терактов) совершает один-два человека, за которыми не стоит какая-либо организация (Дмитрий Каракозов, Вера Засулич, Равашоль и др.);

      Организованный, коллективный - террористическая деятельность планируется и реализуется некой организацией (народовольцы эсеры, Аль-Каида, ИРА, ЭТА, государственный терроризм). Организованный терроризм - наиболее распространённый в современном мире.

В зависимости от преступной мотивации :

    Националистический - преследует сепаратистские или национально-освободительные цели;

    Религиозный - может быть связан с борьбой приверженцев религии между собой (индуисты и мусульмане, мусульмане и христиане) и внутри одной веры (суниты-шииты), и преследует цель подорвать светскую власть и утвердить власть религиозную;

    Идеологически заданный, социальный, политический - преследует цель коренного или частичного изменения экономической или политической системы страны, привлечения внимания общества к какой-либо острой проблеме. Иногда это вид терроризма называют революционным. Примером идеологически заданного терроризма служат анархистский, эсеровский, фашистский, европейский «левый» терроризм и др.

    Криминальный терроризм осуществляется уголовными элементами или криминальными группами с целью добиться определённых уступок от властей, запугать власть и население страны с помощью методов насилия и устрашения, заимствованных из практики террористических организаций.

    Бытовой терроризм - преследует цель дестабилизации семьи, захвата, перераспределения между семьями. Этот вид терроризма ещё называют семейным. Примером бытового терроризма служат систематические воздействия одного члена семьи на другого с помощью скандалов, упреков, и симуляция болезненного состояния. Как правило, бытовой терроризм подпитывается в семьях путем психологической обработки младших членов, более старшими.

    Технологический терроризм заключается в применении или в угрозе применения ядерного, химического или бактериологического оружия, радиоактивных и высокотоксичных химических, биологических веществ, а также угрозе захвата ядерных и иных промышленных объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей. Как правило, технологический терроризм ставит перед собой политические цели.

    Кибертерроризм - действий по дезорганизации автоматизированных информационных систем, создающих опасность гибели людей, причинения значительного материального ущерба или наступления иных общественно опасных последствий.

Цели терроризма

    В зависимости от субъекта терроризма и направленности его деятельности:

    внутриполитические:

    изменение политического режима и общественного устройства страны;

    подрыв демократических преобразований или их затруднение;

    дестабилизация внутриполитической обстановки;

    затруднение и дезорганизация деятельности органов власти и управления или соперничающих политических партий и организаций;

    провоцирование государственной власти на совершение действий, которые могут скомпрометировать ее в глазах населения или поднять авторитет террористов;

    срыв определенных мероприятий органов власти и управления (по консолидации внутриполитических сил, обеспечению безопасности и порядка в районах распространения кризисных и конфликтных ситуаций и т. п.).

    внешнеполитические:

    ослабление международных связей или ухудшение отношений страны с иностранными государствами;

    срыв международных акций по разрешению международных или внутриполитических конфликтов;

    создание неблагоприятных условий для деятельности граждан и учреждений страны за границей; выражение осуждения или протеста против тех или иных акций страны на международной арене или внутри страны;

    компрометация страны как источника международного терроризма в глазах мирового сообщества и т. д.

    В зависимости от масштаба и содержания:

    стратегическими (например, подготовка условий для свержения существующего строя, дестабилизация обстановки в стране, признание террористической организации властями и общественностью как самостоятельной политической силы и т. п.);

    тактическими (популяризация идей и целей террористической организации, обеспечение сплочения участников самой организации, получение материальных средств для продолжения ее деятельности, освобождение отдельных отбывающих наказание террористов, выражение отрицательного отношения к отдельным лидерам или организациям страны, к правоохранительным органам, к вооруженным силам и т. д.).

Для организации и осуществления конкретных террористических акций, подчиненных стратегическим и тактическим целям терроризма, экстремистские структуры вырабатывают задачи, которые обусловлены внутриполитическими и внешнеполитическими целями терроризма того или иного направления и служат для создания условий для их достижения. Например, цель дестабилизации внутриполитической обстановки в стране может вызвать постановку задач по осуществлению убийств и взрывов для запугивания населения тех или иных регионов, по осуществлению насильственных актов против высокопоставленных сотрудников правительственных и правоохранительных органов, против лидеров общественных организаций, поддерживающих власти. Для осуществления цели срыва международных акций по урегулированию острых межнациональных конфликтов террористы могут выдвинуть задачи по созданию опасности пребывания представителей международных организаций в определенном регионе, по провоцированию новых вспышек межнациональной вражды и т. д. Цель демонстрации негативного отношения к изменению страной ее внешнеполитического курса может достигаться постановкой перед террористической организацией задач по захвату дипломатических и иных представителей страны в качестве заложников, по созданию помех для нормальной деятельности ее учреждений (путем проведения взрывов их помещений, организации тревожащих сообщений о готовящихся насильственных актах и т. д.) и др.

В соответствии с выдвинутыми задачами террористическая организация определяет конкретные объекты террористических посягательств, определяет потребность в силах и средствах для осуществления насильственного акта, порядок их использования и т. д.

Пути достижения целей терроризма:

Страх терроризма активно используется для внедрения в массовое сознание «образа врага».

Страх перед террором – эффективный инструмент борьбы за изменение общественного мнения в пользу расширения спецслужб, их полномочий и финансирования.

Процесс группового манипулирования, делится на три стадии:

Первая стадия – «эмоциональная актуализация ксенофобий». Такая психологическая обработка, осуществляемая с помощью специальной литературы и средств массовой информации, направлена на то, чтобы задеть наиболее чувствительные струны человеческой психики, затрагивающие честь и личное достоинство каждого представителя данной религиозной группы или этноса.

Вторая стадия – «практическая ориентация групп». Массовое сознание («соотечественников» или «единоверцев»), разогретое пропагандой «народного возмущения», направляется на конкретные свершения с помощью привлекательных политических целей, программ.

Третья стадия – намеченные к реализации цели, конкретные программные установки и практические шаги должны быть морально санкционированы господствующим в данной среде общественным мнением, после чего любые акции этого национального движения, даже если они сопряжены с неминуемыми беспорядками и кровопролитием, заведомо будут восприниматься как нравственно оправданные, отвечающие высшим интересам нации или конфессии.

Объекты терроризма:

Первая группа – общие – эт о объекты ослабления и подрыва:

    внутренняя и внешняя безопасность страны;

    международные связи, позиции и интересы;

    независимость и суверенитет государства;

    основы общественного строя;

    политическая организация общества;

    государственная власть и ее институты;

    безопасность граждан.

Главным объектом террористической деятельности против РФ и в РФ является ее конституционный строй.

Вторая группа – объекты непосредственного насильственного (террористического) воздействия – безопасность людей и различных материальных объектов; жизнь, здоровье, свобода конкретных лиц или их персонально неопределенных групп; нормальное функционирование и физическая целостность тех или иных предметов и сооружений (например, имущества, принадлежащего терроризируемым лицам, учреждениям и т. п.).

Применяя различным образом, насилие или угрожая применить его по отношению к лицам или конкретным материальным объектам, террористические организации, в конечном счете, рассчитывают на достижение выдвинутых ими целей и задач ослабления и подрыва общих объектов терроризма.

МЕТОДЫ ТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

С учетом способа достижения поставленных террористами целей и задач и характера объектов можно выделить четыре группы методов:

    организационного характера,

    методы физического воздействия,

    материального воздействия (на неодушевленные объекты),

    и психологического воздействия.

К методам организационного характера относятся, прежде всего, те, которые используются для создания террористических структур и подготовки актов непосредственного насильственного воздействия (инспирирование террористической деятельности путем привлечения людей к участию в ней, их организационное сплочение, подготовка террористических акций, организация взаимодействия с другими экстремистскими организациями и т. д., а также стимулирование террористической деятельности путем оказания финансовой, материальной и иной поддержки террористическим организациям, группам, отдельным лицам - террористам).

Методы физического воздействия на людей связаны с прямым физическим причинением ущерба жизни, здоровью и свободе людей. Среди них можно выделить противоправное лишение людей жизни (использование огнестрельного и холодного оружия, взрывчатых веществ, ядов и отравляющих веществ, удушения, радиоактивного поражения, заражения и др.); причинение ущерба их здоровью (нанесение побоев, применение способов, используемых для лишения людей жизни); лишение или ограничение их свободы (захват и похищение людей, насильственное лишение их возможности связи с внешним миром, удержание на месте пребывания - в транспортном средстве, служебном помещении и т. п., насильственное перемещение на контролируемые террористами объекты и удержание их в тайном укрытии до выполнения требований террористов).

Методы материального воздействия на неодушевленные объекты разнообразны и связаны главным образом с уничтожением или повреждением объектов этой группы. К ним относятся преимущественно использование взрывчатых и воспламеняющихся веществ, механическое нанесение повреждений или приведение этих объектов в негодность. Другими словами, это, прежде всего взрывы, поджоги, погромы.

Используемые в этих случаях методы в какой-то части аналогичны тем, которые относятся к первой группе методов.

Методы психологического воздействия ("психологический террор") занимают в террористической деятельности все большее место. Это объясняется, с одной стороны, сущностью террора как метода принуждения и устрашения, что, прежде всего, достигается использованием рассмотренных выше трех групп методов, а с другой стороны, - стремлением в ряде случаев упростить механизм достижения террористических целей, широким распространением политического экстремизма в различных кругах населения. В данную группу методов входят две подгруппы. Первую образуют действия, непосредственно носящие физический характер, но в основном рассчитанные на достижение психологического результата. К ним относятся нападения на определенных лиц, повреждение их имущества, погромы в их жилищах и т. п. Вторую подгруппу составляют действия, также носящие по преимуществу демонстративно угрожающий характер, но не связанные с прямым причинением какого-либо физического вреда лицу или его близким. Это, прежде всего, угрозы (открытые или анонимные) в адрес должностных лиц, учреждений, общественных деятелей и т. п. Такие угрозы обычно передаются устно, письменно, по телефону и, как правило, содержат угрозы расправы и других неблагоприятных последствий для адресатов. Нередки случаи подобных угроз в листовках, публикациях в прессе. Террористические организации в определенных случаях могут организовывать целенаправленные и массированные кампании запугивания своих противников или других избранных ими объектов террора путем дальнейшей эскалации террористической деятельности. Для современной политической и оперативной обстановки в странах СНГ и ряде регионов РФ характерно широкое распространение методов "психологического террора".

Терроризм как государственная политика

На карте Мира, было (есть) немало стран, в которых террор превращен в государственную политику, как, например, в ЮАР. Международная комиссия по расследованию преступлений расизма и апартеида на юге Африки объявила правительство ЮАР режимом государственного терроризма.

В марте 1981 года 50 африканских стран - членов ООН опубликовали заявление, в котором подчеркивалось, что открытая поддержка вашингтонской администрации южноафриканского режима (а это всем известный факт) является поощрением политики «государственного терроризма», осуществляемой властями Претории, и пособничеству расовому угнетению коренного населения Южной Африки. В ЮАР действовало множество террористических организаций, состоящих из белого населения. Они организовывали взрывы бомб в офисах, театрах и во многих других местах, куда допускались представители всех рас, угрожали видным африканским деятелям.

К настоящему моменту этот очаг терроризма «погашен». В результате первых в стране всеобщих свободных выборов к власти пришел выдающийся африканский деятель Нельсон Манделла, и сейчас полным ходом идет реорганизация старого политического строя.

Еще две страны, в которых терроризм широко используется в качестве государственной политики, расположены на Ближнем Востоке. Этими государствами являются Израиль и Ирак.

Израиль проводил захватнические войны, направленные на завоевание и подчинение соседних с ним стран. Например, вторжение в Ливан и захват Бейрута, в Палестину. Во всех случаях, особенно в Палестине, израильские войска проводили «чистки» арабского население, принуждая оставшихся в живых покидать свои земли. В Палестине это привело к тому, что Организация Освобождения Палестины (ООП) начала сопротивляться всеми возможными способами, в том числе и терроризмом. Хотя, как показывает подобный опыт в Северной Ирландии, Чеченской республике и самой Палестине, процесс примирения проходит очень сложно. Находятся силы, которые различными способами препятствуют развитию мирного процесса.

Ирак также является еще одним очагом нестабильности в том регионе. Глава Ирака - Саддам Хусейн, проводит агрессивную политику по отношению к своим соседям. Он пытался захватить маленькое, но богатое нефтью государство - Кувейт. Причины этого захвата ясны. Если бы Ирак удержал в своей собственности нефтяные промыслы Кувейта, он получил бы громадную экономическую выгоду и получил бы возможность проводить агрессии и далее. Не зря ведь говорят - «нефть - кровь войны». Но коварные замыслы Ирака были сорваны вмешательством НАТО. Ирак в войне потерпел поражение и пока приостановил проведение политики терроризма и агрессии.

Существует немало государств, которые используют терроризм в той или иной степени. Я перечислила лишь несколько наиболее «ярких» представителей. Надеюсь, мировое сообщество будет с неослабевающим вниманием следить за такими странами и предупреждать их агрессии. Хотя, если брать по большому счету, терроризм используют все страны мира. Только одни настолько явно, что это всем видно, а другие - менее явно. Задачей мирового сообщества является пресечение (по крайней мере, на первом этапе) наиболее агрессивных государств и разрешение старых конфликтов.

Ситуация с терроризмом в России занимает немало места в ежедневных новостях. Террористические акты в России происходили сразу же после развала Союза, в 1994-1995 годах, не прекращались они и позже. Самым масштабным актом за последние годы в РФ был страшный захват Беслана в Северной Осетии, когда жертвами стали дети. Террористы - это люди, которые не имеют какой-либо морали, поэтому они и посягнули на жизнь детей. В школе, которая была захвачена преступниками 1 сентября 2004 года, всего находилось около 1200 человек, погибло за три дня террора - 326. Согласно расследованию спецслужб, в том страшном действе принимало участие 32 человека, 31 из которых был убит в процессе освобождения людей. Живым остался только один из бандитов. Вспомнить можно еще о Норд-Осте, столичном дворце культуры, который был заминирован террористами вместе с 700 зрителями и работниками заведения. Террористы продержали заложников три дня, морально издеваясь над родственниками бедных людей. Закончился акт штурмом, который по официальной версии начался после того, как бандиты начали расстреливать людей. В этой борьбе спецназ против террористов выступил профессионально, но пришлось использовать смертельный газ. К сожалению, многие невинные люди погибли от его воздействия. Еще одной террористической угрозой для современной России являются арабские ваххабиты. Эта группировка проводит акты религиозного террора, от которого могут пострадать россияне. Террористы, фото которых имеются в досье международных и российских служб, занимающихся данной проблемой, могут жить среди нас и при этом планировать свои злодеяния. Методы борьбы с террористами О борьбе с терроризмом говорить в сложившейся ситуации можно много. Прежде всего, хочется сказать о том, какие органы непосредственно борются в России с преступными группировками или отдельными террористами. Главным борцом считается Федеральная служба безопасности РФ. Кроме этой службы, отделы по борьбе с терроризмом есть в МВД РФ, Службе внешней разведки РФ, Федеральной службе охраны РФ и МО России. В РФ созданы антитеррористические подразделения, основными из которых являются группы "Альфа" и "Вымпел". Также спецслужбы, которые ведут борьбу с терроризмом, созданы и при армии, при министерстве ВД (группа "Вега"), при силовых структурах. Террора можно избежать только совместными усилиями разных стран, которые настроены на серьезное разрешение проблемы. Необходимо разработать комплексный подход к борьбе с данным явлением путем не только правового и силового воздействия, но и выявлением основных причин его возникновения. Самое главное - не искать оправданий терроризму, не делить его на правильный и неправильный. Необходимо бороться против любого его проявления. На законодательном уровне во всех странах необходимо усилить уголовную ответственность за акт террора. Закон о противодействии терроризму и уголовное законодательство необходимо ужесточить, вплоть до введения смертной казни.

Система мер борьбы с терроризмом

Программа борьбы с терроризмом представляется состоящей из следующих подразделов или блоков:

Правовые меры борьбы с терроризмом, включающие в себя законодательные акты, а также международные конвенции по борьбе с терроризмом и организованной преступностью;

Общепредупредительные меры, в том числе установление контроля над "рынками" оружия и других средств массового поражения;

Административно-режимные меры, к которым следует отнести меры по межгосударственному сотрудничеству в области борьбы с терроризмом;

Специальные (оперативные, розыскные, технические и охранные) меры предупреждения террористических проявлений.

Как представляется, разработка, принятие и последующий контроль за реализацией таких мер противодействия терроризму является одной из актуальных задач деятельности органов государственной власти России.

Но наряду с государственными органами немалую роль в деле борьбы с терроризмом может сыграть и общественность, в том числе и научная, средства массовой информации, общественно-политические партии, организации и движения. Весьма эффективным может стать отказ всех без исключения социально-политических сил и субъектов от насильственных и вооруженных способов борьбы за реализацию своих целей. Важнейшим условием является ликвидация всех незаконных военизированных формирований в стране. Общественные авторитеты могли бы также способствовать прекращению конфликтов, междоусобных стычек, противостояния, снижению социальной напряженности в городах и регионах России, что является питательной средой для терроризма и экстремизма.

Только совместные действия государственных структур и гражданского общества могут стать действенным фактором противодействия распространению терроризма в России, достижения и сохранения подлинного гражданского мира в обществе.

Особенности медико-санитарного обеспечения при террористических актах

Исходя из существующей системы медико-санитарного обеспечения в ЧС, оказание медицинской помощи населению при террористических актах организуется следующим образом.

На местном и территориальном уровнях в зону террористического акта первоначально направляются дежурные бригады ближайших станций (отделений) скорой медицинской помощи. При недостаточном их количестве привлекаются дежурные бригады скорой медицинской помощи соседних станций (отделений). При необходимости задействуются резервные бригады скорой медицинской помощи, оперативные бригады центра по лечению острых отравлений и другие формирования службы медицины катастроф. Специализированной медицинской помощи, БЭМП

До прибытия медицинских формирований в зону террористического акта (взрыва), территория для их размещения (развертывания) и прилегающая к ней территория, должна быть проверена специалистами-взрывотехниками на наличие взрывчатых веществ.

При захвате заложников необходимо доразвернуть ближайшие ЛПУ и подготовить их к приему пострадавших. При необходимости усилить их бригадами специализированной медицинской помощи, медикаментами и другим медицинским имуществом. При перемещении террористов с заложниками в группу сопровождения выделяются врачебные бригады скорой медицинской помощи подготовленные к проведению неотложных мероприятий первой врачебной помощи.

Содержание конкретных мероприятий первой медицинской помощи зависит от поражающих факторов ЧС и характера повреждения. Так, при ЧС с преобладанием механических поражающих факторов (при террористических актах они превалируют), они включают:

извлечение или освобождение пораженных из-под завалов разрушенных зданий, сооружений, искореженных транспортных средств;

восстановление проходимости верхних дыхательных путей, проведение искусственной вентиляции легких методом «изо рта в рот» или «изо рта в нос»;

непрямой массаж сердца;

временная остановка наружного кровотечения всеми доступными методами;

придание пострадавшему оптимального физиологического положения;

наложение повязок на раневые и ожоговые поверхности;

иммобилизацию конечностей при переломах, обширных ожогах, размозжениях мягких тканей, фиксацию туловища к доске или щиту при травмах позвоночника;

обезболивающую терапию;

обильное теплое питье с добавлением 0,5 чайной ложки питьевой соды и поваренной соли на 1 литр жидкости;

обильное сладкое питье с добавлением алкоголя.

Объем оказания медицинской помощи пострадавшим с тяжелой травмой на месте ограничивается оказанием первой медицинской, доврачебной, и неотложных мероприятий первой врачебной помощи с последующей эвакуацией пораженных в ближайшие стационары для оказания квалифицированной, а при возможности и по показаниям – специализированной медицинской помощи.

Медицинские работники при погрузке пострадавших на неприспособленный транспорт должны обязательно контролировать правильность размещения пострадавших в транспортном средстве с целью – не допустить ухудшения состояния пораженного при транспортировке.

В отдельных случаях (значительная удаленность, захват террористами ближайшего лечебного учреждения и т.п.) в качестве первого этапа медицинской эвакуации в зоне террористического акта развертывается полностью или частично госпиталь (отряд) центра медицины катастроф. В последующем при необходимости санитарными автомобилями или вертолетами пораженные эвакуируются в специализированное лечебное учреждение (областную, краевую, республиканскую больницу и т.п.), где им оказывается медицинская помощь в полном объеме, проводится лечение и реабилитация до окончательного исхода. При эвакуации максимально используются возможности санитарной авиации.

Пораженные с наиболее тяжелыми и сложными ранениями (заболеваниями), находящиеся в транспортабельном состоянии, могут эвакуироваться, главным образом авиационным транспортом, в федеральные клиники и больницы.

После оказания первой медицинской и доврачебной помощи пораженные санитарным или дополнительно выделенным транспортом срочно эвакуируются в ближайшие лечебные учреждения - первый этап медицинской эвакуации, где организуется и оказывается первая врачебная, квалифицированная, а по возможности - и специализированная медицинская помощь.

Захват заложником

В последние годы во всем мире участились случаи захвата заложников. Эти преступления, как правило, сопровождаются оскорблением чести и достоинства захваченных граждан, причинением им моральных и физических страданий, телесных повреждений или даже смертью.

Поэтому если вы захвачены преступниками в заложники, то следует применять следующие меры обеспечения безопасности:

    не подвергайте себя излишнему риску и ограничьте всякие контакты с преступниками, особенно если они находятся в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

    будьте покладисты, спокойны и по возможности миролюбивы. Внимательно следите за поведением преступников и их намерениями;

    при первой же возможности постарайтесь сообщить о своем местонахождении родным или в милицию;

    не падайте духом и в случае удобной и безопасной возможности спасайтесь бегством;

    во время освобождения группой захвата лучше всего лечь на пол подальше от окон и дверей или укрыться (спрятаться).

Чтобы уменьшить риск похищения, следует придерживаться следующих мер предосторожности:

    хорошо знать местность, где вы проживаете, ее уединенные участки;

    как можно чаще менять время и маршрут передвижения;

    выбирать маршрут для движения, проходящий через оживленные и хорошо освещенные улицы, избегая при этом кратчайших путей через лес, пустыри, свалки;

    идя по маршруту, стараться держаться на расстоянии от подъездов и подворотен, а также от незнакомых людей, выглядящих подозрительно;

    если чувствуете, что кто-то преследует вас, не стесняйтесь повернуться и проверить свои подозрения. В том случае, если эти подозрения подтвердились, меняйте направление, темп ходьбы или спасайтесь бегством;

    не садитесь к незнакомым и малознакомым людям в автомобиль;

    если вы подверглись нападению с целью похищения, поднимите как можно больше шума, чтобы привлечь внимание окружающих и постарайтесь отбиться от нападающих.

Оказаться заложником можно не только в результате похищения, а, например, при захвате террористами самолета, теплохода, автобуса или другого транспортного средства.

В захваченном террористами транспортном средстве оставайтесь на своем месте и постарайтесь не привлекать к себе внимания. Не реагируйте на провокационные действия террористов, не задавайте им вопросов и старайтесь не смотреть им в глаза. Без препирательств выполняйте требования террористов и спрашивайте у них разрешения на любые ваши действия. При необходимости симулируйте симптомы болезни или плохого самочувствия, однако избегайте необдуманных действий, которые могут поставить под угрозу вашу жизнь и жизнь других пассажиров.

При штурме транспортного средства группой захвата немедленно ложитесь на пол и лежите до конца операции. Вставайте с пола и покидайте транспортное средство только после команды. Выходите как можно быстрее, беспрекословно выполняйте все команды группы захвата.

Час общения: «Экстремизм – угроза обществу»

Час общения, посвящен теме экстремизма, терроризма. Об актуальности,

которых говорят участившиеся столкновения на расовой и национальной

почве. При этом объектами агрессии становятся представители практически

всех социальных групп, а также молодежных субкультур.

По признанию руководителей МВД, экстремизм, угрожает национальной

безопасности России и никакие антиэкстремистские, так же как и

антитеррористические, меры не могут быть излишними или избыточными. В

ходе общения учащиеся получают информацию по данной теме, учатся

критически оценивать сказанное в ходе обсуждения.

Цели : Воспитание у детей и подростков миролюбия, принятия и

понимания других людей, умения позитивно с ними взаимодействовать;

формировать негативную оценку таких явлений, как экстремизм, терроризм;

воспитывать чувства национального достоинства, уважения к представителям

других национальностей; побуждать к самопознанию, саморазвитию,

самореализации, к проявлению активной жизненной позиции.

Задачи:

Образовательные: выяснить причины возникновения экстремизма и

терроризма и кто за этим стоит.

Развивающие: развивать умение ораторского искусства через выступления,

подготовленные учащимися; прививать навыки самостоятельной работы;

учить анализировать события, делать выводы, уметь убедительно и

аргументировано доказать свою точку зрения.

Воспитательные: формировать патриотизм; воспитывать чувство неприятия к

насилию, терроризму и экстремизму.

Подготовительная работа:

Распределить участников в 2 группы;

Предложить участникам мероприятия подготовить компьютерную

презентацию об экстремизме, терроризме.

Провести анкетирование среди учащихся старших классов по теме

«Толерантность».

Оборудование: компьютер (для демонстрации презентаций, видео).

Оформление: на доске написать тему мероприятия «Все в наших руках».

План мероприятия

I. Вступительная беседа с просмотром видео.

II. Работа в группах с понятиями «экстремизм», «терроризм».

III. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

IV. Тренинг – игра «Все мы чем-то похожи...».

V. Просмотр видео

VI. Рефлексия.

VII. Подведение итогов (рефлексия).

Ход классного часа

1. Организационный этап

2. Мотивационный этап (Просмотр видеоклипа «Россия - Родина моя»)

Под музыку клипа учитель читает стихи:

Милая Россия!

Родная наша мать!

Каким высоким словом

Мне подвиг твой назвать?

Какой великой славой

Венчать твои дела?

Какой измерить мерой,

Что ты пережила?

Ты всё перетерпела,

Познала всё сполна,

Поднять такую тяжесть

Могла лишь ты одна!

Как вы думаете, о чем мы с вами сегодня будем говорить?

Мы живём в России, в Российской Федерации. Россия – великая страна. Эта

страна победившая фашизм. 70 лет назад отгремели бои Великой

Отечественной войны. Дожимая фашистов, наши отцы и деды мечтали и

свято верили, что после победы на планете не будет больше войн и наступит

удивительное время всеобщего братства. Победа была одержана, но

всеобщий мир так и не наступил. За последние пять тысяч лет зафиксировано

около 15000 больших и малых войн, в которых погибло несколько

миллиардов человек.

Продолжаются локальные войны, военные конфликты, связанные с

религиозными, территориальными и национальными спорами. В нашу,

казалось бы, мирную жизнь все настойчивей вторгается в наш лексикон

плотно вошли такие страшные слова как «терроризм» и «экстремизм».

Так что же скрывается за «экстремизмом» и каковы причины его

возникновения.

Выступление 1 группы. Экстремизм – это сложная и неоднородная форма

выражения ненависти и вражды. Различают следующие виды экстремизма:

· политический

· национальный

· религиозный

Национальный экстремизм выступает под лозунгами защиты «своего

народа», его экономических интересов, культурных ценностей, как правило, в

ущерб представителей других национальностей, проживающих на этой же

территории.

Под религиозным экстремизмом понимают нетерпимость по отношению к

инакомыслящим представителям той же или другой религий. В последние

годы обострилась проблема исламского экстремизма.

Политический экстремизм – это движения или течения против

существующего конституционного строя.

К причинам возникновения экстремизма можно отнести следующие:

Это большое имущественное расслоение населения оно приводит к тому, что

общество перестает функционировать как целостный организм,

объединенный общими целями, идеями, ценностями.

Это нарастание социальной напряженности.

Это снижение идеологической составляющей в воспитательном процессе,

что привело к утрате нравственных ценностей.

Это бездуховность, отсутствие четких представлений об истории и

перспективах развития страны, утрата чувства сопричастности и

ответственности за судьбу родины.)

Социальную базу экстремистских групп составляют, люди не сумевшие

адаптироваться к новым условиям жизни. Молодежь не способная

критически подходить к содержанию публикаций в средствах массовой

информации, ввиду отсутствия жизненного опыта оказались наиболее

подверженные этому влиянию. Это очень хорошая среда для экстремистских

групп. Большинство молодежных экстремистских группировок носят не

формальный характер. Ряд их членов имеют смутное представление об

идеологической подоплеке экстремистских движений. Громкая фразеология,

внешняя атрибутика и другие аксессуары, возможность почувствовать себя

членом своеобразного «тайного общества», имеющего право безнаказанно

творить расправу над неугодными группе лицами, все это привлекает

молодежь.)

От того, кто выиграет «битву за умы и сердца» подрастающего поколения, во

многом зависит будущее страны. Только усилия всего общества могут создать

надежный заслон распространению экстремизма.

Учитель: На сегодняшний день экстремизм является реальной угрозой

национальной безопасности Российской Федерации. Наблюдается

увеличение неформальных молодежных движений экстремистской

направленности. В настоящее время членами неформальных молодежных

организаций (группировок) экстремистско-националистиче ской

направленности являются молодые люди в возрасте от 14 до 30 лет, нередко -

несовершеннолетние лица 14 – 18 лет.

Одним из наиболее впечатляющих мифов, которыми одержимо массовое

сознание - «Терроризм». Я повторюсь, скажу, что терроризм это сознательное

использование нелегитимного насилия (чаще всего с заведомой ориентацией

на зрелищный, драматический эффект) со стороны какой – то группы,

стремящейся тем самым достичь определенных целей заведомо

недостижимых легитимным способом. Попробуем разобраться, что же такое

терроризм и определить кто же за этим стоит!

Выступление 2 группы . Терроризм (от латинского TERROR - страх, ужас) –

насильственные действия преступных лиц с целью подрыва существующей

власти, осложнения международных отношений, политических и

экономических вымогательств у государств и корпораций. Терроризм – это

крайнее проявление экстремизма явление, связанное с насилием,

угрожающее жизни и здоровью граждан.

Идеологический терроризм . Наличие двух лагерей (власть и недовольные

ей революционеры - террористы). Например: русские народники,

французские анархисты, германские консерваторы, большевики, фашисты,

теракты неофашистов в Италии в конце 70-х, Красные Бригады и Красная

Армия в ФРГ и т.д.

Этниче ский терроризм. Этнические меньшинства рассматривают

терроризм, как единственный путь заявить о своих требованиях в условиях,

когда полноправное политическое участие в определении своей судьбы иным

способом невозможно. Этнотерроризм может иметь расовый характер. Самые

яркие примеры: сицилийские сепаратисты, ирландцы, курды, карабахские

армяне и чеченцы.

Религиозный терроризм . Выступают религиозные меньшинства или

активный авангард, познавший враждебное влияние властей. Основа

принижения «неверных», представителей иной религии. Самые крайние

формулировки «избранные», «спасенные», «проклятые». Классические

образцы такого терроризма – сионистский терроризм в Палестине и

современный исламский терроризм.

Криминальный терроризм. Чаще всего такой терроризм сопровождается

требованием полуполитического характера. Например: предоставление

средств передвижения для того, чтобы покинуть определенную зону,

освобождение заключенных и так далее. Примеры: большевистские и

анархические налетчики, и грабители, этнические мафии США (еврейская,

сицилийская и китайская), взятие банков экстремистами и т.д.

Индивидуальный террор. Это не одиночка – революционер, не одиночка –

националист, не одиночка – религиозный фанатик, не одиночка – преступник,

а человек в независимости его идеологической ориентации, наносящий вред

обществу.

Терроризм превратился в одну из наиболее опасных по своим масштабам,

непредсказуемости и последствиям общественно - политических проблем.

Сегодня терроризм - это не только диверсанты-одиночки, угонщики

самолетов и шахиды-камикадзе. Современный терроризм – это мощные

разветвленные и хорошо организованные структуры. В настоящее время в

мире насчитывается около 500 нелегальных террористических организаций.

Учитель: Таким образом, можно сделать вывод, что терроризм в России

обусловлен общественными противоречиями. Они оказывают негативное

влияние на все стороны общественной жизни страны. Важнейшей

предпосылкой эффективной борьбы с терроризмом наряду с мерами

правоохранительных органов спецслужб, является умение граждан

противостоять терактам, правильно себя вести в условиях этой опасности.

IV. Дискуссия по теме «Мода или глупость?»

Классный руководитель. 80% российских экстремистов - старшеклассники,

учащиеся ПТУ и безработные. Как вы думаете, что же их привело к этому?

Примерные ответы:

Желание быть крутым, погоня за модой.

Экономический кризис, безработица, отсутствие перспективы.

Стадный инстинкт - желание быть в стаде, в команде.

Психологические проблемы, комплексы, неуверенность в себе, чувство

одиночества.

Засилье инородцев в России.

Демонстративное унижение коренных жителей инородцами.

Разрушение системы воспитания молодежи (пионеры, комсомол, кружки,

секции, стадионы, спортплощадки и т. п.).

Учитель: Действительно, специалисты приходят к выводу, что главные

причины популярности экстремизма среди молодежи - экономический кризис

и развал системы образования. Но где истоки той ненависти, которая является

основной движущей силой? Вот мнение одного исследователя:

В России сложилось двухуровневое общество. На первом уровне

небольшой и благополучный слой власти и бизнеса, на втором уровне

остальное население, лишенное перспектив. В сознание большинства

населения внедряются ложные и алчные цели, иллюзии легкого достижения

личного успеха, однако реальность такова, что большинству придется до

конца своих дней влачить жалкое существование. Здесь и лежат корни той

ненависти, которая все больше охватывает общество. Именно эта молодежь,

перед которой закрыта дорога в достойное будущее, становится выразителем

этой ненависти...

Согласны ли вы с такой точкой зрения и какие методы борьбы с

экстремизмом, на ваш взгляд были бы эффективными?

(учащиеся работают в группах и отвечают) (Примерные ответы: нужно повышать

уровень жизни людей, интеллектуальный уровень, улучшать качество образования,

наладить воспитательную работу и т. п.)

Классный руководитель. Известная американская исследовательница

высказала мысль, что молодежь - это социальный бульдозер, расчищающий

путь для происходящих в обществе изменений. Согласны ли вы с этим?

(Высказывания учащихся)

Классный руководитель. Желание блага России - вот что движет

патриотами. Но благо это можно понимать по-разному, они друзья или враги

России? Озвучьте свою точку зрения.

(Высказывания учащихся)

Тренинг-игра «Все мы чем-то похожи...»

своеобразие каждого человека, так и общие черты, объединяющие с другими

членами группы. Пусть каждая группа составит список того, что объединяет

всех членов. В этом списке можно написать, например: «У каждого из нас

есть бабушка или …», «Любимое блюдо каждого из нас», «У каждого из нас

есть …», «Мы все очень любим подвижные игры или футбол», «В каникулы

любим отдыхать ….» и так далее. У вас есть 7-8 минут. Победит та группа,

которая найдет и запишет наибольшее количество общих черт.

Анализ упражнения:

- Узнали ли Вы что-нибудь интересное о ком-нибудь из других участников

занятия?

- Есть ли что-нибудь такое, что объединяет всех Вас в группе?

- Есть ли что-нибудь такое, что отличает Вас от всех в группе?

- Как Вы работали в своей команде?

- Нравится ли Вам быть похожими на других или Вы предпочитаете от всех

отличаться?

- Какими должны быть Ваши друзья - похожими на Вас или совсем

другими?

V. Просмотр видеоролика «Жертвы Беслана!» .

Стремительный и блистательный, жестокий и равнодушный ХХI век. Его

можно смело назвать монстром с железным сердцем, он не хочет слышать

стоны, не замечает слезы, принимая их часто за прозрачную росу на лице

человека. Полны экстремизма события в Беслане в 2004году. Ненависть,

злоба, жестокость, крайние меры, крайние взгляды, крайние действия. Это

все те слова, которые характеризуют эти события. Посмотрите и попробуйте

проанализировать, и высказать свое мнение о том, что увидите на экране!

(просмотр видео)

Ребята, сегодня мы с вами вспомнили историю бесланской трагедии. Какие

эмоции она у вас вызвала?

Я предлагаю вам закончить следующий тезис: “Трагедия Беслана – это…”

Если у кого-то есть вопросы – спрашивайте. Если хотите что-то сказать –

говорите.

Этот видеофильм не может оставить нас равнодушными. Но может пора

остановиться и прекратить эти безобразия! Все в ваших руках, руках

молодого поколения!

Рефлексия.

Группам учащихся выдаются карточки.

Закончи предложения, текст” Например:

Карточка №1 “При террористических актах может…”

Возникла стрельба, ты оказался на улице, твои действия ……………

Карточка №2 “Если ты оказался в заложниках…”

Помни:……………..

Карточка №3 “Если вам поступили угрозы по телефону”

Вы должны:…………………………………..

Карточка №4 “Вы обнаружили подозрительный предмет”

Ваши действия: …………………………..

Карточка №5 “Если вы услышали выстрелы, находясь дома”

Вам необходимо:

Учитель. Какой вывод можно сделать из состоявшейся беседы? Как вы

относитесь к терроризму и экстремизму?

(Ответы учащихся)

- Какие формы и методы борьбы с терроризмом вы можете предложить.

VI. Заключение.

Мы еще раз убедились в том, что экстремизм, терроризм – это действительно

жестокость, основанная на ненависти и злобе, а порой и глупости,

подчиненной слепой вере.

И в заключение прочитаю стихотворение Зинаиды Юрчиковой "Пройдя

сквозь ад, останься человеком". Пусть оно будет добрым напутствием для

каждого из вас.

Пройдя сквозь ад, останься человеком

И не утрать душевной доброты.

Не прикрывайся временем да веком

И светлые не загуби мечты.

Все вытерпи потери и разлуки,

Утраченную веру обрети,

Преодолей боль тела, сердца муки.

Идти по жизни надо не ползти!

Когда вдруг слёзы душу омывают,

Ты слабости минутной не стыдись.

На свете судьбы разные бывают:

Твоя из трудных. Побеждай! Борись!

Неси ты гордо имя человека!

Не разучись надеяться, любить.

Живи мечтою будущего века

И верь, тогда ты сможешь победить!

Я желаю вам добра и мира. Спасибо за работу!

Источники.

1. Материалы сайтов:

http://stihidl.ru/poem/1077/

http://vginekolog.ru/debate/zhestokie-podrostki

http://tipslife.ru/40290-podrostkovaya-zhestokost.html

2 . Видео с You Tube:

1. http://www.youtube.com/watch?v=TFKOFhzM27Q

2. http://www.youtube.com/watch?v=a0skw2nf7b8

3. Нормативные документы

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской

деятельности" __

Профилактика экстремизма в молодежной среде - это одна из первоочередных задач образовательной сферы и общества в целом. Это сложная социально-психологическая проблема, которая в современных условиях стала актуальной для всех государств мира.

Что такое экстремизм

Такому понятию, как экстремизм, дано множество определений (как научных, так и юридических). Несмотря на то что данная проблема у всех на устах, единый термин так и не был сформулирован. Так, например, большим толковым словарем экстремизм трактуется, как склонность к крайним мерам и взглядам. Тем не менее ученые сходятся на том, что такое определение является весьма размытым. Упор должен быть сделан именно на совершение противоправных действий.

На вопрос о том, что такое экстремизм, доктор Колеман и доктор Бартоли отвечают несколько иначе. Они считают, что это деятельность человека, далекая от общепринятых норм, приверженность жестким формам разрешения конфликта. Тем не менее и здесь есть некоторые загвоздки. Основная трудность состоит в определении общепринятых норм, ведь для каждого государства и общества они могут существенно отличаться.

Что относится к экстремистским действиям

К сожалению, в международной практике нет не только единого определения самого термина "экстремизм". Нет также унифицированного описания деятельности, которая попадает под это описание. Но для того, чтобы профилактика экстремизма в молодежной среде была эффективной, стоит четко понимать, с чем предстоит бороться. Чтобы определиться с понятием и его проявлениями, стоит обратиться к нормативно-правовым документам. Закон "О трактует данное понятие следующим образом:

  • насильственная смена положений Конституции, а также попытка нарушения целостности государства;
  • публичное оправдание ;
  • пропаганда социальной, расовой и религиозной нетерпимости;
  • распространение идей превосходства человека по расовому, религиозному или какому-либо другому признаку;
  • нарушение прав и свобод человека по расовому, религиозному или национальному признаку;
  • препятствие законной деятельности государственных служб или религиозных организаций путем угроз или силового воздействия;
  • воспрепятствование участию граждан в избирательном процессе путем угроз или силовыми методами;
  • пропаганда нацистской идеологии, а также публичная демонстрация ее символов и атрибутов;
  • массовое изготовление, хранение и распространение экстремистских материалов; публичные призывы к участию в экстремистской деятельности;
  • публичное ложное обвинение лиц, занимающих государственные должности;
  • финансирование, организация и подготовка действий, указанных выше, подстрекательство.

Факторы молодежного экстремизма

Борьба с международным экстремизмом подразумевает в первую очередь работу с молодежью как с наиболее уязвимой категорией граждан. Для того чтобы деятельность была эффективной, нужно понимать, откуда у юных людей берутся подобные идеи. Так, среди факторов молодежного экстремизма стоит особенно отметить:

  • влияние родителей, которые отличаются радикальными убеждениями;
  • влияние группы сверстников, которые являются приверженцами экстремистских взглядов;
  • влияние авторитетных лиц, находящихся в кругу общения подростка (преподавателей, руководителей спортивных или творческих секций, лидеров молодежных организаций и т. д.);
  • стресс, повлекший за собой дезинтеграцию в обществе;
  • собственные представления и моральные установки;
  • личностные психологические особенности (агрессивность, внушаемость);
  • психическое напряжение.

Основные направления работы

На данный момент отмечается растущая угроза вербовки юношей и девушек террористическими организациями. В связи с этим профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться по следующим направлениям:

  • тесное взаимодействие образовательных учреждений с родителями;
  • повышение квалификации педагогического персонала по данному вопросу;
  • включение в образовательную программу отдельных предметов или тем, касающихся профилактики экстремизма;
  • внедрение воспитательных программ, касающихся нравственного воспитания детей и молодежи (профилактика правонарушений, насилия и беспризорности);
  • непрерывный мониторинг уровня толерантности в обществе, а особенно среди молодежи;
  • анализ процессов, происходящих в молодежной среде, а также их философский и социокультурный аспекты;
  • обеспечение доступности культурных благ для молодежи;
  • реализация потребности в самореализации и самовыражении;
  • организация досуга учащихся (волонтерских проектов, социальных программ).

Деятельность с разными группами молодежи

Профилактика экстремизма в молодежной среде должна проводиться с учетом ее неоднородности. Можно выделить два основных направления работы:

  • С группами, у которых еще не сформировались экстремистские наклонности. Такие молодые люди, обычно, добровольно включаются в социальную работу, так как не имеют каких-либо агрессивных или незаконных настроений. Задача профилактики состоит лишь в закреплении толерантных мировоззрений.
  • С группами, у которых уже сформированы экстремистские мировоззрения и убеждения. Такая работа в большинстве случаев проводится в принудительном порядке, а потому молодые люди могут быть агрессивно настроены. Здесь важно найти индивидуальный, нестандартный подход, который поможет установить доверительные отношения. Результатом должно стать переубеждение подростка, отказ от экстремистских взглядов и активное включение в общественную жизнь.

Группа риска

Несмотря на то что профилактическая деятельность должна проводиться среди всей молодежи, есть некоторые категории, которые наиболее подвержены подобным влияниям. Изучив перечень экстремистов, можно выделить такие группы риска:

  • дети из неблагополучных семей с низким уровнем дохода и социальным статусом, недостаточной степенью образованностью, а также склонностью к различного рода девиациям (алкоголизм, насилие, употребление наркотиков);
  • так называемая золотая молодежь, представители которой, в силу определенных условий, чувствуют вседозволенность и безнаказанность, а также воспринимают экстремизм, как развлечение или нормальное времяпрепровождение;
  • подростки, для которых характерны психологические проблемы, определяющие склонность к агрессии и неадекватную реакцию на те или иные события;
  • представители молодежных субкультур, неформальных групп и уличных компаний, характеризующихся агрессивным поведением и девиантными убеждениями;
  • члены политических движений и религиозных объединений, которые под воздействием определенных идей и убеждений, могут проводить опасную для общества деятельность.

Ключевые задачи

Профилактика экстремизма не должна быть хаотичной или спонтанной. Важно тщательно продумать каждый этап и его детали. План по профилактике экстремизма должен быть направлен на решение следующих существенных задач:

  • применение к подросткам и молодым людям установок о необходимости соблюдения и защиты прав любого гражданина, а также неукоснительного соблюдения законодательных норм;
  • формирование у подростков представления о нормах поведения, принятых в гражданском обществе;
  • донесение до родителей важности формирования толерантных настроений в семье;
  • создание в учебных учреждениях ячеек самоуправления, которые будут осуществлять просветительскую деятельность;
  • формирование в сознании молодежи уверенности в за экстремистскую деятельность в любых ее проявлениях;
  • выработка у молодежи навыков безопасного поведения и самообороны при угрозе террористического акта.

Основные мероприятия

  • Установление взаимосвязей и координация работы с комиссией по делам несовершеннолетних. Ее сотрудники должны привлекаться к непосредственной работе с учениками, а также участию в родительских собраниях.
  • Организация курсов для педагогического персонала по поводу профилактики экстремизма. Для студентов средних и высших учебных учреждений могут проводиться круглые столы или дискуссии по данной тематике. При этом обязательно участие в них представителей правоохранительных органов.
  • Проводить классный час "Профилактика экстремизма и терроризма" в школе. В ходе данных мероприятий должны быть рассмотрены правовые нормы и ответственность за их нарушение. Также должно уделяться внимание воспитанию у учеников чувства уважения и толерантности к другим культурам, национальностям, религиям, убеждениям.
  • Регулярное проведение родительских собраний, на которых будут рассматриваться не только организационные моменты, но также вопросы воспитания законопослушных граждан.
  • Выработка системы, в соответствии с которой учащиеся или их родители могут обратиться по поводу защиты своих законных прав и интересов, в том случае, если они ущемляются.

Работа с родителями

Не секрет, что основные убеждения и личные качества формируются именно под влиянием семьи. Следовательно, работа по профилактике экстремизма в школе должна подразумевать тесный контакт с родителями. До них должна быть донесена следующая информация:

  • специфика молодежных субкультур и неформальных организаций, а также их потенциальная опасность;
  • степень ответственности родителей за детей;
  • формы агрессии, а также профилактика их проявления у подростков;
  • механизмы вовлечения детей в экстремистскую деятельность;
  • определение возраста уголовной ответственности за правонарушения, а также описание возможных мер наказания;
  • сущность таких понятий, как "терроризм" и "экстремизм";
  • специфика формирования жизненной позиции и убеждений у подростков;
  • необходимость занятости подростков (кружки, секции и прочие формы) во внеурочное время.

Ответственность

Лицо, достигшее определенного возраста, установленного законом, может быть привлечено как к административной, так и к уголовной деятельности за экстремизм. Статья 282 УК РФ предусматривает ответственность за следующие деяния:

  • унижение человеческой чести и достоинства;
  • возбуждение ненависти или враждебных чувств к отдельным лицам или их группе;
  • организация сообществ экстремистского характера;
  • организация, координация и обеспечение деятельности подобных сообществ.

Основная проблема работы с детьми и подростками состоит в том, что многие чувствуют свою безнаказанность. Тем не менее в определенных законом случаях, даже несовершеннолетние лица привлекают к ответственности за экстремизм. Статья 282 УК РФ подразумевает осуждение лиц, не достигших 18 лет, за размещение в глобальной сети видеороликов, а также любой другой документации пропагандистского характера со сценами насилия или призывами к нему. подразумевают ответственность несовершеннолетних за уничтожение исторических и культурных памятников, а также надругательство над местами захоронения и телами умерших. Наказание может выражаться в крупном денежном штрафе, исправительных работах или лишении свободы.

Противодействие и самооборона

Безусловно, теоретическая основа важна. Тем не менее важно донести до молодежи, как на практике проявляется экстремистская деятельность в России. Примеры подобных ситуаций, а также действия по предотвращению и самообороне приведены в таблице:

Экстремистская деятельность Действия
Угроза подрыва бомбы в помещении
  • в ходе телефонного или иного контакта со злоумышленником попытаться выяснить подробности о месте и предполагаемом времени взрыва;
  • по возможности записать разговор на цифровой носитель или же сделать пометки на бумаге;
  • не прикасаться ни к каким подозрительным предметам, а вызвать правоохранительные органы в случае их обнаружения;
  • покинуть здание, не пользуясь лифтом и находясь подальше от оконных проемов;
  • если предыдущее действие невозможно, нужно найти хотя бы какое-то укрытие от обломков (например, под столом).
Поджог здания
  • вызовите службу спасения;
  • подойти к двери и проверить ее температуру - если она горячая, открывать нельзя, а потому стоит искать другие пути эвакуации;
  • обезопасить дыхательные пути от проникновения угарного газа (влажная повязка или маска);
  • если выбраться из помещения невозможно, заделайте щели в двери влажными тряпками;
  • немного приоткройте окно и подайте сигнал бедствия.
Теракт в самолете
  • сообщайте сотрудникам или спецслужбам о лицах, которые ведут себя подозрительно;
  • не пытайтесь в одиночку бороться с экстремистом.
Телефонная угроза
  • если ваш телефон не оснащен звукозаписывающим механизмом, постарайтесь дословно отобразить разговор на бумаге;
  • обратите внимание на голос экстремиста и попытайтесь составить его приблизительный портрет;
  • внимательно отнеситесь к звуковому фону, может оказаться полезным при определении его местонахождения;
  • передайте информацию в правоохранительные органы.
Письменная угроза
  • как можно меньше контактируйте с документом, стараясь сохранить его в первоначальном виде;
  • передайте документ, а также конверт и любые другие приложения в правоохранительные органы.

Подобные практические примеры или даже реконструкции ситуаций просто необходимы. Профилактика экстремизма в школе должна быть направлена не только на недопущение формирования подобных настроений у молодежи. Важно также донести до молодых людей информацию, которая поможет им сохранить жизнь в экстремальной ситуации.

Подходы к профилактической работе

Экстремизм, как угроза национальной безопасности, вынуждает вести профилактическую работу не только со взрослым населением, но также с детьми и молодежью. Данная работа может проводиться в соответствии с такими подходами:

  • Распространение информации об опасности экстремизма и организациях, его исповедующих. Этот подход используется наиболее часто. Он подразумевает собой программы по просвещению молодежи путем проведения гражданских акций или распространения полиграфических материалов. Учитывая, что данный подход является не самым эффективным, его можно рассматривать лишь в качестве дополнительного.
  • Аффективное обучение направлено на устранение проблем с выражением чувств и эмоций. Это важно как в плане формирования жизненного опыта, так и высвобождения негативной и положительной энергии. Получая эмоциональную разрядку, подросток становится менее агрессивным, что снижает риск формирования радикальных наклонностей.
  • Влияние социальных факторов может не только воспрепятствовать зарождению у подростка экстремистских идей, но также и поспособствовать этому. В связи с этим один из подходов базируется на проведении тренингов, в ходе которых проводится обучение устойчивости к общественному давлению.
  • Формирование жизненных навыков - это подход, основанный на методиках поведенческой модификации. Основной подростковой проблемой обозначается стремление к самоутверждению и взрослому образу жизни. таким образом, появляется необходимость в проведении для молодых людей курсов и тренингов, которые позволят им сформировать необходимые жизненные убеждения и навыки, которые позволят защититься влияния негативных тенденций, развивающихся в обществе.
  • Вовлечение подростков в деятельность, альтернативную экстремистской. Этот подход был разработан А. Кроминым. Он предлагает организовывать походы с преодолением препятствий, направление активности подростков в спортивную или творческую деятельность, создание групп для отстаивания активной гражданской позиции.

Заключение

Программа по профилактике экстремизма в первую очередь должна затрагивать детей, подростков и молодежь. Именно этот слой общества наиболее подвержен влиянию подобных радикальных идей, что связано с неокрепшей психикой и отсутствием твердой жизненной позиции. Безусловно, работа в школах и прочих учебных заведениях важна, но не стоит забывать и о роли семьи в данном процессе. В связи с этим педагоги и сотрудники правоохранительных органов должны проводить регулярные профилактические беседы с родителями.

Лекция: «Профилактика экстремизма в молодежной среде» Экстремизм - зло против человечества Безопасность жизнедеятельности человека во многом зависит от его мировоззрения, от того, в ком он видит своих единомышленников. Очень опасно не понимать, что противопоставление себя, своих взглядов окружающему миру может спровоцировать неблагоприятные и даже опасные жизненные ситуации. «Терроризм», «террористы», «экстремизм» - слова, которые практически ежедневно появляются в средствах массовой информации, порождая беспокойство и страх наших граждан за свое настоящее и будущее, за свои права и свободы, которые, гарантированны нам Конституцией Российской Федерации. Экстремизм и терроризм в любых формах своих проявлений превратились в одну из самых опасных проблем, с которыми человечество вошло в XXI столетие. Терроризм представляет реальную угрозу национальной безопасности страны: похищение людей, взятие заложников, случаи угона самолетов, взрывы бомб, акты насилия в этно-конфессиональных конфликтах, прямые угрозы их реализация и т.д. Поэтому проблема противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации - это одна из наиболее важных задач обеспечения безопасности на государственном уровне. За последнее десятилетие крупными террористическими актами в нашей стране стали взрывы жилых домов в Москве и Волгодонске, взрыв во время парада в Каспийске, 9 мая, захват театра на Дубровке, во время представления “Норд-Ост”. Сентябрь 2004 года. В течение двух суток в спортзале школы №1 города Беслана (Республика Северная Осетия) удерживались преподаватели, ученики, и их родители - всего более 1200 человек. В результате взрыва погиб 331 человек, в том числе 172 ребенка. 559 человек получили ранения. Это поистине страшные страницы нашей истории… Немалозначительной проблемой сегодня является и экстремизм, который затягивает все больше и больше молодых людей, а особенно в возрасте от 14 до 18 лет. Экстремисты радикально отрицают существующие в обществе нормы и правила через совокупность насильственных проявлений совершаемых отдельными лицами и специально организованными группами и сообществами. Это сложная и неоднородная форма выражения ненависти и вражды. Нередко разрешенные массовые демонстрации протеста, перерастают в хулиганские действия и беспорядки, нападения на граждан и сопровождаются призывами к насилию - это уже противоправные действия, которые по степени общественной опасности могут быть квалифицированы как криминальные, преступные. В последнее время большинство терактов происходит под лозунгами «смерть ради спасения». Сегодня религию используют для зла, для уничтожения, для достижения хаоса в мире. Человечество забыло о принципах гуманизма, справедливости, доброты, забыло о сути веры. Понятие "исламизм" появилось еще в прошлом веке. Традиционно считается, что ислам - это религия мира, добра, нравственного совершенствования, а исламизм - это радикальный ислам, который из чисто духовно-религиозного учения превратился в политическую тоталитарную идеологию. Приверженцев исламизма называют исламистами. Исламисты хотят устроить жизнь всего общества по законам шариата, т. е. по законам ислама, записанным в Коране и сунне пророка Мухаммеда. Частные правила для верующих мусульман они хотят сделать обязательными для всех людей, превратить религиозные законы в общегосударственные. Это означает: отрицание равенства мужчин и женщин, свободы совести, светского суда, всеобщей грамотности, установление строгих норм одежды и поведения и т. д. Исламизм означает фундаментализм, как возвращение к крайне консервативным традициям прошлого, резкое и враждебное неприятие современных широких границ социальных норм. Но самое главное, исламисты нацелены на силовую экспансию ислама за рубежи своих стран и считают, что надо вести священную войну с неверными - джихад. Большинство терактов последних десятилетий есть деятельность исламистов. Совершенно ясно, что поведение, мотивированное такими идеями, имеет строгую ориентацию, нацеленную в данном случае против лиц иной национальности или религии. Сюда же примешиваются ненависть к существующей власти, которая, по мнению экстремистов, попустительствует жизнедеятельности «виновников» всех российских бед, что приводит к еще более широкому распространению экстремистских идей. Именно эти идеи становятся фундаментом образования неформальных экстремистских молодежных группировок. Навязываемая экстремистами система взглядов является привлекательной в силу простоты и однозначности своих правил, обещаний возможности незамедлительно, сей же час, увидеть результат своих пусть и агрессивных действий. Экстремизм и одна из его самых опасных форм - терроризм - быстро изменяется, использует все более разрушительные методы. Экстремисты действуют вне каких-либо нравственных рамок и морали, и зачастую превращают свою преступную деятельность в бизнес. Поэтому в настоящее время можно говорить об экономической основе экстремизма и терроризма. Подтверждением являются видеосъемки самих террористических актов, убийств на религиозной почве и их последствий, которые в свою очередь являются отчетом перед заказчиком за предоставленные денежные средства. На территории современной России осуществляют противоправную деятельность международные экстремистские группы, которые пропагандируют исламизм. Данная воинственная идеология проповедуется главным образом через лиц, прошедших обучение в отдельных арабских странах. Обозначенная проблема касается не только Северного Кавказа, но и всей территории Российской Федерации. Хотелось бы отметить не всегда положительную роль средств массовой информации в формировании массового сознания. В потоке информации имеются разнообразные сведения об экстремальных событиях, террористических акциях. При этом в сети Интернет можно натолкнуться на различные запрещенные методы воздействия на психику человека. С этим связана опасность втягивания молодых людей в экстремистскую деятельность. При этом лица, исповедующие крайние взгляды, завязывают знакомства в социальных сетях под предлогом заинтересованности в устройстве личной жизни. Затем в процессе общения происходит навязывание экстремистской идеологии, чуждых религиозных взглядов. В результате это приводит к отказу от семьи, друзей, изменениям в поведении, привычках. Родители, государственные органы воспринимаются как враги. Так, гр. Х., житель Республики Татарстан, познакомился в социальной сети с несовершеннолетней Б., и в течение 3 месяцев переписывался с ней, несколько раз приезжал для встреч в город, где проживала девочка. Во время очередной встречи они, втайне от родителей несовершеннолетней, приобрели билеты и уехали по направлению одной из республик Северного Кавказа. Впоследствии было установлено, что под обещанием жениться скрывалось намерение гр. Х. продать несовершеннолетнюю в рабство в арабскую страну. В связи с проблемой распространения экстремизма и терроризма следует отметить неоднозначность молодежных неформальных объединений. По официальной статистике, большинство членов данных объединений в России - старшеклассники, учащиеся профессиональных образовательных организаций, незанятые подростки. Как показывает практика, именно несовершеннолетние охотно поддерживают разнообразные возникающие движения и субкультуры (эмо, панки, готы, скины и т.п.). Принадлежность к одной из групп, по мнению самих несовершеннолетних, повышает самооценку, помогает почувствовать себя независимым, и, в то же время, нужным для кого-либо. Примыкая к подобным движениям, школьники часто ориентируются на его влиятельность среди сверстников, редко задумываясь о том, что некоторые идеи, пропагандируемые сторонниками этого движения, идут вразрез с общечеловеческими ценностями. Например, набравшее силу движение скинхэдов, проповедует нацистскую идеологию. Их деятельность направлена против нерусских и приезжих и связана с нарушениями общественного порядка, нанесением побоев, тяжких телесных повреждений, совершением убийств. К сожалению, в современной России все больше молодых людей подвержено влиянию сект. Секта - это религиозная организация или группа лиц, замкнувшихся на своих интересах, не совпадающих с интересами общества, безразличных или противоречащих им. В чем состоит опасность сект? Дело в том, что основная цель секты - это превращение своих членов в послушных и раболепных людей, которыми можно легко управлять и подвергать любого рода эксплуатации для получения необходимой выгоды. Поэтому в сектах люди теряют здоровье, собственность, деньги, а главное, способность самостоятельно жить в обществе. Большинство сектантских общин, приверженных так называемой «естественной» жизни, вынуждают своих последователей придерживаться сторогой диеты, отвергают медицинскую помощь. Таковой является секта «Свидетели Иеговы». Например, в г. Санкт-Петербурге в одной из больниц скончался 3-летний мальчик, т.к. его мать-иеговистка отказалась от проведения жизненно необходимой ребенку процедуры переливания крови. Для вербовки новых членов секты и дальнейшего руководства ими используется обман, гипноз, техники кодирования и другие средства контролирования сознания. Сектанты предпочитают работать с детьми школьного возраста, психика которых еще не сформировалась, и которые представляют легкую добычу. Детей приглашают прийти на интересную беседу, и уже через несколько бесед по душам у них возникает состояние, близкое к наркотической зависимости. Выбраться из секты крайне трудно, т.к. сознание полностью закрыто от критического восприятия мира. Итак, если к вам подошел кто-то, приглашающий прийти на интересную необычную лекцию или семинар, обещающий вам какие-либо блага (зарплату, учебу за рубежом и т.п.), никогда не давайте своего номера телефона, адреса, проявляйте разумную осторожность, не поддавайтесь любопытству в ущерб здравому смыслу. Помните, что почти все секты имеют долгую историю нарушения законов, судебных разбирательств, громких скандалов, разрушения судеб. Как видим, экстремизм многолик и многообразен. Современный терроризм не знает никаких границ в пространственном отношении. Поэтому большое значение имеет правильное отношение к воспринимаемой информации, умение ее анализировать и иметь представление о механизмах и последствиях влияния на личность. Односторонняя или искаженная информация, которая передается в том числе через Интернет, зачастую обладает большой силой пропагандистского внушения и, несомненно, нуждается в осмыслении и критической оценке. Вот почему необходимо овладевать медиаграмотностью и учиться анализировать информацию, осознавать механизмы манипулятивного воздействия и уметь отстаивать собственную точку зрения. Кроме того, следует воспитывать в себе толерантность как активную нравственную позицию и психологическую готовность к терпимости во имя позитивного взаимодействия с людьми иной культурной, национальной, религиозной или социальной среды.

В современных условиях экстремистские проявления в среде молодых людей стали дестабилизирующим фактором развития общества, катализатором агрессивности и жесткости криминальных проявлений, на которые действует ряд мощных криминогенных факторов. Мы каждый день являемся свидетелями все большего распространения чуждых российским духовным идеалам и непривычных для нас норм поведения, моральных и нравственных ориентиров в рассматриваемой среде - алчности, стяжательства и равнодушия, жестокости и т.п. Кроме того, в «подростковом возрасте детей волнует проблема самоутверждения, которая решается в процессе взаимодействия с другими подростками. Испытываемое ими чувство социальной незащищенности, способствует их объединению. Неформальные молодежные группы со временем приобретают все более устойчивые формы. Желание повысить свой авторитет в среде сверстников, стремление к материальной независимости возрастное легкомыслие нередко способствует совершению преступлений». Экстремистская деятельность молодых людей, как правило, также осуществляется в группе. Именно групповая преступность служит основным каналом вовлечения подростков и молодежи в совершение преступлений экстремистской направленности. Вместе с тем выявление и нейтрализация таких групп ведется неэффективно.

Существенное значение в системе противодействия экстремизму, в связи с этим, придается совершенствованию организации и осуществления профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи, в основе которой лежит ее информационное обеспечение. Информационное обеспечение - Это деятельность, включающая значительный объем сведений, к главным из которых из них следует отнести сведения об экстремистских группах, местах их легальных и нелегальных встреч, их взглядах на проблемы экстремистской деятельности и, наконец, об их организаторах, руководителях и непосредственных участниках. Массив указанной информации должен способствовать правильной организации проведения профилактических мероприятий субъектами противодействия экстремистской деятельности в соответствии с их компетенцией.

Из всей информации, обеспечивающей решение задач профилактики экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, исключительную важность имеют сведения о лицах, замышляющих, подготавливающих, совершающих и совершивших преступления экстремистской направленности, - для возможного предвидения их последующих действий и принятия, адекватных мер.

Благодаря информационному обеспечению должна создаваться оптимальная программа по проведению оперативно-профилактических мероприятий всеми субъектами противодействия экстремистской деятельности, которые располагая соответствующей информацией должны разрабатывать мероприятия по ликвидации или нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений экстремистской направленности, их профилактике. Информация, обеспечивающая проведение профилактических мероприятий по противодействию экстремизма в среде подростков и молодежи является разновидностью социальной информации. Ее цель - обеспечить деятельность по профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи, содействовать полной и своевременной постановке на оперативно-розыскные и профилактические учеты лиц из этой категории, склонных к совершению преступлений экстремистской направленности, и их исправлению; устранению тех криминогенных факторов, которые негативно воздействуют на них. Можно выделить ряд особенностей информации, используемой в профилактике экстремизма в среде несовершеннолетних и молодежи.

Во-первых, средствами получения такой информации, как правило, являются силы и инструменты, используемые правоохранительными органами и оперативными подразделениями. К источникам информации в отдельных случаях можно отнести сведения, опубликованные в средствах массовой информации, на интернет-сайтах, полученные от общественных организаций, отдельных граждан и т.п.

Во-вторых, информация об экстремистских проявлениях в большинстве случаев проверяется с привлечением ряда субъектов противодействия экстремистской деятельности (в зависимости от возраста объекта профилактики, его социальных связей, места его учебы или работы).

В-третьих, по содержанию профилактическая информация бывает разового и многоразового использования.

К информации разового использования следует отнести, например, информацию о подготовке или совершении преступления экстремистской направленности. В этом случае должны приниматься незамедлительные меры по пресечению криминальных действий и устранению их причин и условий, оказанию профилактического воздействия на лиц, высказывающих соответствующие намерения. Профилактическая информация многоразового использования концентрируется в разного рода аналитических документах, отчетах, сводках и способствует выработке правильных решений по организации профилактики экстремизма в среде подростков и молодежи на перспективу.

Различные факторы, которые толкают молодых людей на совершение преступлений экстремистской направленности, не статичны, со временем они изменяются. Поэтому те причины и условия, которые побудили совершить преступление вчера, сегодня могут и не стать таковыми в силу изменившихся обстоятельств. В связи с этим необходимо постоянное совершенствование работы по выявлению причин и условий, способствующих экстремистской деятельности. Важнейшей составляющей профилактики экстремизма в молодежной среде является предупредительная деятельность сотрудников правоохранительных органов и судей в образовательных учреждениях (школах, колледжах, университетах, институтах и т.п.) в рамках правового воспитания и преодоления в сознании подрастающего поколения правового нигилизма. Образовательные учреждения выступают зеркалом общественных отношений, а потому нет ничего удивительного в том, что приобщение к экстремизму зачастую происходит именно в них. Проблемы нетерпимости, национализма и ксенофобии, отсутствие толерантности - реальность современной школьной жизни.

Таким образом, особенности рассматриваемого объекта профилактики экстремизма требуют от ее субъектов специальных профессиональных и педагогических знаний, умений и навыков и опыта их применения, а реализация оперативно-служебных функций в рассматриваемой сфере требует специальной подготовки по многим отраслям знаний.

Общие положения профилактики экстремизма в молодежной среде определены Федеральным законом «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ, где под профилактикой правонарушений и безнадзорности следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении. Основными задачами деятельности по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:

предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;

обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;

социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.

Основываясь на этом, можно заключить, что под профилактикой экстремизма в среде подростков и молодежи следует понимать систему социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих осуществлению преступлений и правонарушений экстремистской направленности, совершаемых указанной категорией лиц. Основными задачами такой профилактической работы будут являться:

предупреждение правонарушений и антиобщественных действий экстремистского характера, совершаемых учащимися школ, иных учебных учреждений, выявление и устранение причин и условий, способствующих таким действиям;

выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в экстремистскую деятельность.

В рамках профилактики экстремизма следует различать два уровня профилактики: общесоциальную и специальную. Первый уровень - общесоциальный - включает комплекс профилактических мер, специально не направленных на причины и условия преступления. Это мероприятия по оздоровлению социального климата в образовательном учреждении в целом.

Формирование основ толерантного мировоззрения студентов и школьников является основной задачей общесоциальной профилактики. В силу того обстоятельства, что речь идет о развитии мировоззрения молодого поколения, процесс формирования толерантности может быть достаточно продолжительным. Отказ от любых форм нетерпимости, национальной, этнической, языковой, расовой, социальной ненависти или вражды должен быть платформой всей сознательной жизни молодого человека.

В силу указанных обстоятельств сотрудники правоохранительных органов не в полном объеме могут решить эту задачу. Ее субъектами должны быть и члены семьи, педагогические коллективы дошкольных и школьных учреждений, профессорско-преподавательский состав вузов.

Второй уровень - специальный - ориентирован непосредственно на устранение причин и условий экстремистских проявлений. Именно на этом уровне речь идет уже о системе мероприятий, направленных на решение конкретной задачи - предупреждения преступлений и правонарушений экстремистской направленности. Именно на этом уровне роль сотрудников правоохранительных органов становится одной из ведущих. Элементами специального предупреждения являются криминологическая профилактика, уголовно-правовое предупреждение, виктимологическая профилактика. Криминологическая профилактика подразделяется на раннюю, непосредственную профилактику и профилактику рецидива преступности подростков и молодежи. Объектом ранней профилактики являются факторы неблагоприятного формирования личности несовершеннолетних и молодежи, такие формы их антиобщественной деятельности, которые свидетельствуют о возможности совершения преступлений экстремистской направленности. Непосредственная профилактика направлена на лиц, находящихся на грани совершения преступления. По признаку направленности на объект она может быть отождествлена с пресечением преступлений. Профилактика рецидива - это предупреждение повторного совершения преступлений молодыми людьми.

Оперативно-розыскная профилактика представляет собой систему осуществляемых с использованием, как гласных, так и негласных сил, средств, методов оперативно-розыскных мер, направленных на выявление и позитивное воздействие на детерминанты экстремизма, лиц, подготавливающих и покушающихся на совершение преступлений экстремистской направленности, а также потенциальных жертв экстремистских посягательств.

Следует упомянуть о двух разновидностях специальной профилактики - общей и индивидуальной. Общая профилактика неперсонифицирована, она направлена в основном на микросреду преступного поведения. Общая профилактика охватывает направление по изучению и позитивному влиянию на причины преступности, условия, ей способствующие, или обстоятельства, делающие объективно возможным совершение преступлений. Объектом индивидуальной профилактики является личность человека, от которого можно ожидать совершения преступления. В нее входит как деятельность по своевременному выявлению лиц, от которых, судя по достоверно установленным фактам их противоправного поведения, можно ожидать совершения преступлений, так и оказание на данных лиц воздействия с целью недопущения с их стороны преступлений.

Таким образом, профилактика экстремизма в среде молодежи представляет собой сложную систему мероприятий, проводимую как на общем (формирование основ толерантного мировоззрения), так и на специальном (собственно предупреждение преступлений и правонарушений экстремистской направленности) уровнях.

Старший помощник прокурора А.В. Лось