Лестница на площади испании в риме. Испанская лестница в Риме: есть, чем удивить

Равенна — морской курорт, некогда центр Восточной Римской империи, сегодня это небольшой, но очень красивый итальянский город со своими неповторимыми особенностями. Здесь сосредоточено множество достопримечательностей, часть из которых на сегодняшний день внесены в список всемирного наследия ЮНЕСКО. Но больше всего известна Равенна своими удивительными мозаиками, которые, как и прежде, украшают стены церквей и памятников.

Что посмотреть в Равенне самостоятельно?

Красивые места и главные достопримечательности: фото с описаниями на русском языке.

Мавзолей Галлы Плацидии

Равенна славится своими удивительными мозаиками и объектами наследия ЮНЕСКО. Все это сочетает в себе Мавзолей Галлы Плацидии, возведенный в первой половине V века. В 1966 году это столь контрастное и загадочное архитектурное строение было включено в список ЮНЕСКО, а мозаика, которая украшает стены мавзолея, считается самой древней в городе.

Изначально это была капелла, которая являлась частью церкви Санта-Кроче. Позже, когда прокладывали улицу в честь Галлы Плацидии, пришлось разобрать часть святилища, после чего капелла превратилась в отдельно стоящее сооружение. Мавзолей Галлы Плацидии не стал местом ее погребения, однако три саркофага: для нее, ее мужа и сына — находятся внутри. Существуют вопросы насчет останков, захороненных в этих саркофагах, которые и по сей день не нашли ответа.

С архитектурной точки зрения это очень контрастное строение. Скромное, небольшое здание, имеющее крестообразную форму, выполненное из красного кирпича, поражает великолепием своего внутреннего убранства.

  • Адрес: Via Giuliano Argentario, 22
  • Время работы: с 01.04 по 30.09 с 9:00 до 19:00, в октябре и марте- до 17:30, с 01.11 по 28.02 - до 17:00.
  • Стоимость единого билета «Мозаики Равенны» (входит 5 достопримечательностей) — 9,50 евро, с 01.03−15.06 необходимо доплатить 2 евро. Дети младше 10 лет бесплатно.

Мавзолей Теодориха

Мавзолей Теодориха был построен в 520 году нашей эры королем остготов, правившим в те времена в Равенне. Этот мавзолей является единственным уцелевшим творением остготов, в связи с чем, в 1996 году он был внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Мавзолей расположен посреди готского кладбища. Это круглое строение с куполом из цельного камня, оно установлено на десятигранном постаменте. Отличительной особенностью этого строения является то, что, по сравнению с шикарными храмами и мавзолеями Равенны, внутри нет ни одного украшения, за исключением следов от креста, украшавшего когда-то верхний ярус, и красной чаши, служившей гробницей для Теодориха. Во времена правления Юстиниана, останки короля остготов были вынесены из мавзолея, после чего здание превратили в часовню.

  • Адрес: Via delle Industrie, 14.
  • Время работы: летом с 8:30 до 19:00.
  • Вход: 4 евро стандартный, 2 евро льготный. Вход бесплатный каждое первое воскресенье месяца.

Арианский баптистерий

Арианский баптистерий был возведен между V и VI веками по поручению остготского короля Теодориха. Король был последователем арианской ветви христианства, именно поэтому баптистерий получил такое название, однако внешне он очень похож на баптистерий Неона (православный). В середине VI века из баптистерия сделали ораторий Девы Марии, когда арианство стали пресекать. В 1996 году наравне с другими памятниками Равенны баптистерий был включен в список ЮНЕСКО.

Внешне строение выглядит довольно просто. Стены выложены из красного кирпича. Само здание небольшого размера и состоит из двух ярусов. Первый — не имеет окон, лишь вход в помещение и несколько полукруглых выступов. На втором ярусе имеются небольшие окна в форме арок.

Внутри купол баптистерия украшен мозаикой со сценой крещения Христа, а вокруг изображено двенадцать апостолов, отделенных друг от друга небольшими пальмами.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani.

Церковь Св. Духа в Равенне

Церковь Св. Духа расположена буквально в нескольких метрах от Арианского баптистерия. Это еще одна раннехристианская постройка начала VI века. Возведена церковь во времена правления короля остготов Теодориха. Однако, как и многие религиозные строения Равенны, церковь Св. Духа после смерти остготского короля перешла под покровительство православной ветви христианства.

Единственным, но при этом самым заметным, украшением фасада здания является портик с идущими подряд большими арками, разделенными лишь тонкими ровными колоннами. Церковь состоит из трех частей: нефа и галерей, они разделены между собой колоннами. Алтарь, выполненный из греческого мрамора, сохранился в своем первозданном виде.

  • Адрес: Piazzetta degli Ariani, 1.
  • Вход на время богослужения с 10:00 до 12:00 по воскресеньям. Посещения туристов запрещены.

Неонианский баптистерий

Неонианский баптистерий, баптистерий Неона или баптистерий православных все это названия одного и того же религиозного строения в Равенне. Баптистерий получил свое название в честь епископа Неона. Такой шаг был необходим для того, чтобы можно было различать между собой два баптистерия в Равенне, которые очень похожи внешне между собой.

Баптистерий Неона входит в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек, кроме того украшенная изнутри великолепными мозаиками, сравнимыми с мозаикам в мавзолее Галлы Плацидии или в базилике Сан-Витале. Она покрывает все стены и купол баптистерия. Внутри установлена большая восьмиугольная купель для крещения. В целом, внутреннее убранство очень нарядное, однако снаружи баптистерий выглядит довольно просто.

  • Адрес: Via Gioacchino Rasponi.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе

Базилика Сант-Аполлинаре-ин-Классе — является одной из основных церквей Равенны. Построена она была в середине VI века на том месте, где был захоронен покровитель и первый епископ Равенны св. Аполлинарий. «Классе» это название одного из районов города, на территории которого находится церковь. Сегодня это одна из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Базилика имеет продолговатую форму, размер строения 55 м. на 30м. Стены выполнены из тонких кирпичей, между которыми просматривается довольно толстый слой белого раствора. По периметру здания расположены полукруглые окна. Рядом с базиликой находится высокая круглая башня.

При входе в базилику в первую очередь привлекает внимание колоннада из двух рядов. Таким способом внутреннее пространство разделяется на три нефа, где центральный — самый большой, а боковые намного меньше. Базилика украшена мозаиками времен правления Юстиниана, кроме этого там размещены саркофаги с мощами епископов, а главной ценностью являются мощи св. Аполлинария, которые находятся в алтаре.

  • Адрес: Via Romea Sud, 224.

Архиепископская капелла и музей

Архиепископская капелла была возведена во времена правления короля остготов Теодориха, между V и VI веками, как епископская домовая церковь. Капелла попала в число объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, как одна из раннехристианских построек.

В основание капеллы выложено в форме вытянутого (греческого) креста. Внутри церковь украшает мозаика, на которой можно увидеть растительные мотивы и библейские сцены.

Архиепископский музей был открыт в XVII веке, его экспонатами являются находки, которые были сделаны на территории церквей, принадлежащих епархии. Самые большие ценности музея — это трон из слоновой кости и серебряный крест, которые принадлежали двум архиепископам Равенны, служившим в VI веке.

  • Адрес: Piazza Arcivescovado, 1.
  • Время работы: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, октябрь и март с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Гробница Данте

Данте Алигьери, автор знаменитой «Божественной комедии» умер в Равенне в 1321 г. и был похоронен в этом городе в базилике Сан-Франческо. Последние годы жизни Данте провел в Равенне по причине изгнания из родной Флоренции. И только после его смерти, когда стало ясно, что Данте прославил себя в веках, было решено перевезти прах поэта во Флоренцию. Но привезенный из Равенны саркофаг оказался пуст. А все потому, что жители Равенны не хотели расставаться с любимым поэтом, поэтому монахи церкви Сан-Франческо тайно извлекли останки Данте и спрятали их на территории монастыря. После этого прах поэта несколько раз перемещали в связи с историческими событиями.

Гробница Данте, в которой сейчас покоится его прах, была построена в 1780 году. Это совсем небольшое, но довольно изящное строение, выполненное в неоклассическом стиле. Внутри расположен саркофаг с урной, а на стене, перенесенный из церкви Сан-Франческо, барельеф поэта.

  • Адрес: Via Dante Alighieri, 9.

Базилика Сан-Франческо

Базилика Сан-Франческо, которая находится в Равенне, была построена в X-XI веках на месте маленькой церкви V века. Изначально она была освящена в честь св. Петра, однако в 1261 году, после того как она перешла к францисканцам, базилика приобрела свое нынешнее название.

Эта церковь известна не только жителям Равенны, но и всем почитателям Данте, потому что именно здесь в 1321 году был отпет, а затем и захоронен, великий поэт. Кроме этого, привлекают внимание находки V века.

Церковь имеет прямоугольное основание, заканчивающееся полукруглой апсидой. Рядом с базиликой возвышается 33-х метровая колокольня. Церковь разделена на три нефа колоннадами из двенадцати колонн. Под апсидой находится крипта с мозаичным полом, которая сейчас находится ниже уровня грунтовых вод, а в образовавшемся водном покрове плавают настоящие золотые рыбки.
На сегодняшний день монастырь не действует, теперь он представляет собой музей города Равенны.

  • Адрес: Ravenna Piazza San Francesco 1
  • Вход свободный.

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово

Базилика Сант-Аполлинаре-Нуово — это один из восьми памятников Всемирного наследия ЮНЕСКО в Равенне. Она была построена во времена правления короля Теодориха на рубеже V и VI веков и выполняла функцию королевской церкви. К сожалению, от королевского дворца, рядом с которым находилась базилика, на сегодняшний день остались только развалины.

За время своего существования базилика претерпела некоторые изменения, в частности в X-XI веках была пристроена высокая колокольня, а позже, в XVI веке, фасад здания стал украшать портик из белого мрамора. Большая часть мозаики арианского периода безвозмездно утеряна, однако можно полюбоваться не менее прекрасными работами более поздних времен.

Особенный интерес у туристов вызывают фрески (в первой от входа капелле), где изображены сцены Второй мировой войны.

  • Адрес: Via di Roma, 52.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте с 9:30 до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - с 10:00 до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Базилика Сан-Витале

Базилика Сан-Витале — это самое прекрасное строение из восьми объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, находящихся в Равенне. В первую очередь привлекает внимание ее необычная конструкция — восьмиугольное основание с апсидами, лестницами, башнями и множеством окон.

Базилика Сан-Витале была построена епископом Равенны в середине VI века. Архитектура Византии произвела на епископа большое впечатление, в связи с чем, он решил воплотить все самое прекрасное из увиденного в родном городе. Без сомнений, ему это удалось. Белые мраморные стены, обилие света, необычная конструкция, удивительной красоты мозаики, о сюжетах и мастерстве которых можно говорить часами, не оставят равнодушным ни одного туриста, перешагнувшего порог Базилики Сан-Витале.

  • Адрес: Via Argentario, 22.
  • Время: с 1 апреля по 30 сентября с 9:00 до 19:00, в октябре и марте - до 17:30, с 1 ноября по 28 февраля - до 17:00.
  • Вход: единый билет «Мозаики Равенны» - 9,50 евро, льготная стоимость - 8,50 евро. Вход для детей младше 10 лет бесплатный.

Пьяца дель Пополо

Пьяца дель Пополо, в переводе с итальянского «Народная Площадь», является центральной площадью города, на которой происходят все главные культурные и общественные мероприятия Равенны.

В XIII веке был построен дворец правителя города Палаццо дель Подеста и Дворец папского наместника, а благоустроенное пространство между дворцами превратилось в площадь Пьяцца дель Комун. В середине XV века, после прихода к власти венецианцев, рядом с площадью возвели Венецианский дворец, где находилась городская Ратуша.

За многовековую историю существования Пьяца дель Пополо стала свидетелем множества реконструкций и нового строительства окружающих ее зданий, они меняли свое назначение, но неизменно оставались главными сооружениями города, и таким образом сама площадь приобрела важное географическое и политическое значение. А в 1946 году Пьяца дель Пополо получила свое нынешнее название.

  • Адрес: Piazza del Popolo

Собор Воскресения Христова

Собор Воскресения Христова является главным религиозным сооружением Равенны. Кафедральный собор города был построен на месте первого собора, возведенного на рубеже VI и V веков и также был освящен в честь Воскресения Христова. Спустя тринадцать веков первый собор стал настолько ветхим, что было решено его разобрать, а на его месте возвести новый. Освящение нового собора произошло в 1749 году.

Некоторые детали от древней постройки все же сохранили, так, четыре колонны V века украшают фасад здания. Они вмонтированы в трёхарочный портик. Кроме этого сохранились саркофаги (особую ценность имеют саркофаг монсеньора Ринальдо да Конкорреджо и саркофаг святого Барбатиана), амвон епископа Агнеллуса и некоторые другие реликвии V века. Собор довольно больших размеров, он состоит из трех нефов, где центральный неф достигает 60 метров в длину.

  • Адрес: Piazza Duomo.

Археологический сит Domus dei Tappeti di Pietra

Domus dei Tappeti di Pietra довольно новое археологическое открытие. В 1993 году при строительстве подземного гаража были найдены следы древних мозаик. Это место называют музеем ковров, однако ни одного ковра там нет. Дело в том, что пол украшен удивительными орнаментами из мозаики, при взгляде на которую создается впечатление, что на полу и в самом деле лежит узорчатый ковер.

Музей хоть не очень большой, но экспонаты заслуживают внимания, тем более что он находится по пути к самым известным достопримечательностям города — Мавзолею Галы Плацидии и Базилике Сан-Витале. Не смотря на то, что музей расположен под землей, освещение очень хорошее, и туристы отмечают, что фотографии сделанные в музее получаются высокого качества.

  • Адрес: Via Gian Battista Barbiani - 16.
  • Вход: 4 евро для взрослых, 3 евро для детей

Национальный музей

Национальный музей расположился в здании бывшего монастыря, и находится в непосредственной близости от базилики Сан-Витале. Музей был открыт в 1804 году, а в 1885 году получил свое нынешнее название. Большую часть экспонатов составляет утварь из монастырей, которые были закрыты во время секуляризации на стыке XVIII и XIX веков. Кроме этого в музее находится коллекция римских монет. Особую значимость для музея имеет ковчежец (V век) с интересной резьбой.

Живопись в музее представлена различными фресками Средневековья, большую ценность из которых имеют восемь фресок, которые выполнил Пьетро да Римини в первой половине XIV века. Также есть экспонаты более поздних времен: коллекция живописи и тканей, которые можно отнести к XVII-XVIII векам.

Национальный музей стоит посетить каждому туристу, который желает ближе познакомиться с историей прекрасного города Равенна.

  • Адрес: Via San Vitale, 17
  • Вход: Взрослый -5 евро, льготный -2.50 евро, до 18 лет - бесплатно
  • Время работы: со вторника по воскресенье с 8:30 до 19:30, кассы закрываются в 19:00, закрыто по понедельникам, 1 января, 1 мая и 25 декабря

Библиотека Классенсе

Библиотека Классенсе — необычная библиотека. Это сохранившаяся библиотека монахов, которая была создана в XVII веке. Она принадлежит Аббатству Ди Классе, а книги, наполняющие библиотеку, собирали монахи камальдолийской конгрегации. Особую важность имеют рукописи Пьетро Каннети, который был настоятелем монастыря. Кроме этого актив библиотеки составляют различные кодексы, инкунабулы, редкие и старинные книги, исторические картины и фотографии. В общей сложности, если учесть современную литературу, фонд библиотеки Классенсе насчитывает около 800 тысяч единиц.

Этот величественный храм культуры стоит посетить каждому туристу. Не обязательно брать книги для чтения. Достаточно посетить главный зал, в котором время остановилось. Он имеет два яруса книжных стеллажей, украшенных растительными мотивами. На белых стенах зала изображены портреты и исторические сюжеты, заключенные в изящные рамки из лепнины, а так же статуи великих мужей.

  • Адрес: Via Alfredo Baccarini - 3.
  • Вход свободный

Крепость Бранкалеоне

Крепость Бранкалеоне строилась практически два десятилетия, завершающие работы были проведены в 1470 году. Строительство началось после прихода к власти венецианцев, которые желали возвести надежное укрепление вокруг города. Крепостные стены растянулись на 14 тысяч квадратных метров и стали частью городских стен. При первом же взгляде каждый поймет, что это очень мощное сооружение, которое выдержит даже самый сильный натиск неприятеля.

Стены имеют четыре башни (две круглые по краям и две полукруглые посередине). Еще более сильное впечатление создает цитадель, которая имеет четыре башни. Все башни крепости и цитадели имеют свои имена.

Стены крепости выполнены из красного кирпича. Из декоративных элементов сохранилось два барельефа: лев святого Марка и Дева Мария с младенцем.

В конце двадцатого века территорию крепости благоустроили: построили детскую площадку, возвели сцену для музыкальных выступлений, и проводят ежегодные кинопоказы на открытом воздухе.

  • Адрес: Rocca Brancaleone

Планетарий Равенны

Планетарий в Равенне находится на территории городского сада и начал свою работу в 1985 году. Планетарий имеет не очень большие внешние размеры, однако довольно вместительный зрительный зал, рассчитанный на 56 мест.

Здание планетария — это одноэтажное строение. Нижняя часть постройки выложена большими белыми платками, имитированным под мрамор. Центральный вход расположен под навесом, который удерживают четыре колонны, выкрашенные в черный цвет. Купол планетария имеет не ровную полусферическую форму, слегка угловатые грани.

Изнутри купол представлен множеством звезд, планет и других космических объектов. Когда выключается свет, и загораются небесные огоньки, а механизм в автоматическом режиме приводит в движение всю конструкцию, то не остается ни единого сомнения, что кресло посетителя находится не в зрительном зале, а на борту космического корабля.

  • Адрес: Viale Santi Baldini, 4
  • Посещения возможны с понедельника по пятницу с 8.30 до 12.30; во вторник и пятницу дополнительно с 20:30 до 22:30.

Развлекательный парк Мирабиландия

Мирабиландия — это то место, в котором захотят побывать не только дети, но и взрослые. Он был открыт в 1992 году и непрестанно развивается и совершенствуется. Недаром считается, что этот парк развлечений самый большой и интересный во всей Италии. Он раскинулся на 850 тысяч квадратных метров, и поделен на три части, где большая часть отдана под парковочные места, 300 тысяч квадратных метров — это тематический парк, а 100 тысяч — это аквапарк. Количество посетителей с каждым годом только увеличивается.

В парке развлечений более сорока разнообразных аттракционов и развлекательных площадок, они разделены на семь тематических направлений. Отдельно стоит прокатиться на практически самом большом колесе обозрения в Европе, больше только лондонский аттракцион.

Каждый турист, планирующий отдых в Равенне, непременно должен позволить себе съездить в Мирабиландию и насладиться часами беззаботного детства.

  • Адрес: Strada Statale 16, km 162.
  • Время работы: работает с середины апреля до середины октября каждый день с 10:00 до 18:00, в зависимости от праздников расписание может меняться.
  • Стоимость билетов: взрослый — 34 евро, детский — 28 евро (рост ниже 140 см. и возраст младше 10 лет), дети младше трех лет — бесплатно. Для посещения аквапарка нужно добавить 9,5 евро и 7,5 евро для взрослых и детей соответственно.

Платформа Пагуро

Платформа Пагуро уже более пятидесяти лет привлекает любителей дайвинга. В 1965 году произошла авария на платформе Пагуро во время работ на месторождении метана. После катастрофы платформа погрузилась на дно моря, на глубину около 25 метров. С тех пор останки Пагуро манят любителей активного отдыха.

Как правило, туристы отправляются туда для того, чтобы поближе рассмотреть редких подводных обитателей, которые нашли свое пристанище на обломках платформы. Видимость под водой различна: от нескольких дециметров до 18 метров. На глубине температура может опускаться до 10 градусов Цельсия, поэтому стоит позаботиться о соответствующей экипировке. По мнению бывалых дайверов, подводные прогулки в этих местах довольно тяжелые, но интересные.

В 1995-м году поток туристов настолько возрос, что было решено создать Ассоциацию Пагуро, для защиты подводных обитателей.

  • Место нахождения: порт Марина ди Равенна

Сад Забытых Растений

Сад Забытых Растений (Сад Распони) — это райский уголок в оживленном городе. Он находится на перекрестке улиц Виа Гуэррини и Виа Распони. Особую атмосферу предают толстые кирпичные стены, которые ограждают посетителей от городской суеты, а так же старинные замки, напоминающие о былых временах, между которыми находится сад.

Однажды администрация города вместе с Народным Банком Равенны задумались о прекрасном подарке жителям родного города, они хотели создать такое место, где можно было бы отдохнуть от суеты и между тем с пользой провести время. Так появился Сад Распони.

Отличительная особенность этого зеленого уголка в обилии разнообразных растений, от редких лекарственных до привычных кулинарных трав. А красивые клумбы и центральный фонтан, украшенный кованым железом, сделают прогулку еще приятнее. К тому же совсем рядом с садом расположены знаменитые равеннские достопримечательности.

  • Адрес: пересечение улиц Виа Гуэррини и Виа Распони.
  • Вход свободный

Сад Палаццо делла Провинчиа

Сад Палаццо делла Провинчиа очень интересное место, где сочетаются каменные исторические элементы и свежий сочный растительный мир. Но больше всего сад интересен тем, что находится на крыше Палаццо делла Провинчиа.

Здание дворца было возведено во второй четверти XX века и представляет собой симбиоз «нового романтизма» и элементов византийской культуры. Современное здание было построено на месте дворца Распони, который в конце XIX века был переоборудован в отель, а после, в 1922 году его полностью поглотил пожар. Однако некоторые элементы сохранились и сейчас представляют историческую ценность.

Одним из останков древней культуры является Крипта Распони, сохранившаяся на полу мозаика, которая датируется VI веком, раньше являлась частью базилики Сан Северо. Помимо деталей прошлого, в саду, и в частности в крипте, можно встретить объекты современного искусства.

  • Адрес: Piazza S. Francesco
  • Время: с 8 июня по 9 октября: ежедневно с 10:00 до 14:00. С 11 октября по 15 ноября: по выходным с 10:00 до 18:00. С 16 ноября склеп будет закрыт.
  • Вход 2 Евро.

Дом Байрона

Лорд Байрон прожил в Равенне с 1819 по 1921 год во дворце Палаццо Гвиччиоли (Palazzo Guiccioli). Этот, небольшой на первый взгляд, промежуток времени сыграл очень важную роль в жизни поэта. Здесь он встретил свою любовь в лице Терезы Гвиччиоли. Она была молодой женой графа Алессандро Гвиччиоли, который являлся хозяином Палаццо Гвиччиоли.

Жизнь поэта в этот период была наполнена множеством событий различной эмоциональной окраски, возможно благодаря этому годы, проведенные в Равенне, оказались очень плодотворными в плане творческих успехов Байрона.

Дворец Гвиччиоли был возведен в XVI веке семейством Озио из Милана и первоначально имел название Палаццо Озизо, однако в 1802 году он был продан семье Гвиччиоли и с тех пор имеет свое нынешнее название. В 1843 году его продали семейству Распони, а после 1921 года он стал государственной собственностью, в 1990 году дворец перешел в управление муниципалитета и только спустя годы, было принято решение об открытии в этом здании музея, посвященного памяти великого поэта Байрона.

  • Via Camillo Benso Cavour, 52−54

Музей искусств в Равенне

Здание, в котором расположен музей искусств, уже само по себе является архитектурным достоянием XVI века. Это старинный монастырь Loggetta Lombardesca, принадлежащий базилике Santa Maria in Porto. Он представляет собой большое здание в стиле ренессанс внутри которого находится красивый внутренний двор, окруженный изящной колоннадой.

На первом этаже регулярно проводятся разнообразные временные выставки, довольно часто принимают участие современные мозаичисты (художники, работающие с мозаикой). На втором этаже расположились копии античных скульптур. А на третьем этаже очень интересная коллекция религиозного искусства. Постоянно в музее представлена коллекция модернистского и средневекового искусства. Также в музее расположен Международный Центр Документации Мозаик.

  • Адрес: Via di Roma, 13
  • Вход: полный 3 евро, льготный 2 евро
  • Время работы:
    вт, чт и пт 9.00 −13.30 / 15.00 - 18.00
    ср и сб 9.00 −13.30
    вс 15.00 - 18.00
    Закрыто - по понедельникам
    Каждую субботу с 27 сентября по 11 января - музей открыт с 9.00 до 18.00.
    Открыто: 1 ноября, 26 декабря, пасха, пасхальный понедельник, 25 апреля, 1 мая, 2 июня
    Закрыто: 15 авгута, 25 декабря и 1 января

Музей ТАМО (Tamo Museo del Mosaico)

Музей ТАМО (полное наименование — Tutta l"Avventura del Mosaico) — это музей мозаики, которой так славится Равенна. Экспозиция музея показывает посетителям самые интересные находки, а также этапы развития этого искусства с античных времен и по сей день. Столь большой актив музея обязан тому, что в большинстве своем он представлен копиями известных мозаик. Однако качество этих дубликатов находится на очень высоком уровне, что отличить от настоящих практически не возможно.

Музей находится в здании старой базилики Сан-Николо. В музее ТАМО можно не только увидеть прекрасные мозаики разных времен, но и поучиться этому искусству у мастеров, которые наглядно показывают и рассказывают все этапы создания шедевра из мозаики.

Музей ТАМО стоит посетить тем туристам, которые хотят как можно больше узнать о главной ценности Равенны (ее мозаиках), но у них слишком мало времени на обход всех достопримечательностей.

  • Адрес: Via Rondinelli, 2
  • Вход: 4 евро;
  • Часы работы до 9 октября: каждый день с 10:00 — 14:00. С 11 октября: Пн — пт с 10:00 — 17:00; Суббота, воскресенье и праздничные дни — с 10:00 — 18:00.

Возможно Равенна не покорит вас моментально, но пробыв здесь некоторое время, вы с удивлением заметите, что уезжать отсюда совершенно не хочется. Равенна медленно и постепенно завоюет ваше сердце и оставит неизгладимый след в душе.

Небольшая Равенна среди «звездных» городов Италии занимает достойное место. Ее уникальность, византийский колорит достопримечательностей, приглушенную глубинную основательность и красоту особенно ценят истинные знатоки Италии. Город с населением всего 360 тысяч человек имеет на своей территории 8 объектов, признанных ЮНЕСКО достоянием всего человечества. Сотни тысяч туристов со всего мира приезжают сюда, чтобы увидеть прекрасные рукотворные памятники прошлого.

Удивительно, но этот город на протяжении веков всегда почитали поэты. Во времена взлетов и падений, процветания и разрушений. Еще Данте уподоблял его «симфонии света». Хотя Данте можно понять, ведь в этом городе жила его возлюбленная. Ради нее он покинул Флоренцию. В Равенне создана самая жизнеутверждающая часть «Божественной комедии» - «Рай».

Существуют и другие версии особого отношения поэта к городу. Но как бы то ни было: похоронен он именно здесь. Гробница великого поэта почитается наравне с религиозными святынями.

И лорд Байрон тоже вслед за любимой примчался в Равенну. Итог этой романтической истории - создание целого цикла великолепных стихов и талантливых драматических произведений. Наш великий соотечественник Александр Блок тоже посвятил стихи этому городу.

Порт вдали от моря

Когда император Октавиан Август в I веке нашей эры начал строительство порта, способного защитить римские поселения, это казалось разумным. Удобное расположение предполагало отличные условия охраны с моря. Но коварство реки По и подземные воды постепенно свели на нет планы градостроителя. Прибывший сюда в IV веке византийский исследователь и историк увидел «яблони вместо мачт» на месте портового города.

Время продолжало свой бег, Равенна развивалась. В V – VIII веке была столицей Западной Римской империи. На следующих спиралях истории ее ожидало забвение и потеря престижного статуса. Но в наследство оставались прекрасные памятники художественного творчества и архитектуры. Эти достопримечательности - гордость современной Равенны.

До Адриатического моря от города в настоящее время достаточно далеко - 10 километров. Это не стало помехой для оборудования отличных пляжей. Добраться до них можно быстро и комфортно. Немаловажный «плюс» морского отдыха в Равенне - сосновый бор у самого побережья.

Равенна является признанной «столицей мозаики» в Италии. Знаменитые храмы, мавзолеи, соборы, достопримечательности города создавались во времена раннехристианского и византийского влияния на его историю. В VI веке Византия имела огромный политический вес в мире. Именно Равенна была местом пребывания экзарха - представителя византийского императора.

Город всегда славился производством мозаики и художественными талантами мастеров-мозаичистов. Поэтому чуждое влияние не привело к утрате собственных традиций. Благодаря византийскому влиянию произошел великолепный симбиоз лучших достижений обеих культур. Вот почему мозаики, украшающие исторические сооружения Равенны, не только не уступают, но подчас и превосходят константинопольские достопримечательности по уровню художественной ценности. Памятники мозаического искусства Равенны признаны непревзойденными во всем мире.

В основе мозаик - простое стекло, достаточно экономичное в производстве. Но добавление в стекломассу различных объемов золота, меди, ртути превращает обычный материал в волшебно-красочные кусочки смальты. Игра света на их поверхности создает невероятные оттенки.

Особенность византийских мозаик - удивительный золотой фон. Расположение кусочков смальты относительно друг друга рождает потрясающую игру света. Падают ли на изображения лучи солнца, отблески свеч, лунное марево. Завораживающие картины вызывают восторг не только специалистов, но и людей, далеких от искусства.

Эта достопримечательность города Равенны, входящая в список ЮНЕСКО, знаменита тем, что хранит самые древние мозаики мира. Всех, кто хоть однажды побывал под сводами удивительного храма, потрясает контраст внешнего и внутреннего убранства. Мавзолей Галлы Плацидии - аскетичная мрачноватая постройка с кубическим куполом. Кирпичная, скромно украшенная вертикальными выступами в форме арок.

Но внутри входящих ждет невероятное зрелище! Нижняя часть достопримечательности декорирована прозрачным мрамором, создающим ощущение воздушной невесомости. Купол в насыщенных синих и золотых тонах подобен небесной тверди. На этом фоне изображенные фигуры православных святых и архангелов словно парят. Восемьсот золотых звезд окружают золотой крест в центре купола. Увеличивающийся кверху масштаб - традиционная византийская техника - усиливает зрительный эффект.

Мавзолей Галлы Плацидии обязан своим существованием неординарной женщине - дочери римского императора Феодосия Великого. Она воспитывалась в Константинополе. Затем возвратилась к отцу в Равенну, привезла с собой византийских мастеров. История сохранила легенды о ее нелегкой судьбе: дважды ее насильно выдавали замуж, попадала в плен к варварам, была регентшей Равенны при малолетнем сыне. Похоронена в Риме. Но Мавзолей Галлы Плацидии - достойный памятник в ее честь.

Восемь православных апостолов, изображенных по периметру купола, жестами и поворотами головы создают ощущение движения. Христос в образе Доброго Пастыря словно смотрит на входящих со стен свода. Но при внешней разноплановости сюжетов все мозаики органично создают целостное восприятие.

Достопримечательностью исторической реликвии являются также мраморные саркофаги, хранящие свои тайны. Например, в одном из них при исследовании были обнаружены останки мужчины и женщины. Хотя надпись соответствует об ином захоронении.

Мавзолей Галлы Плацидии настолько интересен, что посетить его ежедневно стремятся тысячи туристов. Пришлось даже ввести правило не задерживаться в помещении более пяти минут. И что в результате? Желающие встают в очередь для посещения несколько раз.

Тайны ареанской религии

Тайны арианской религии хранит церковь Сан Витале в Равенне. И это единственный город на Земле, в котором можно увидеть Христа в образе воина или подростка. Еще в раннехристианский период арианская ветвь православных течений была объявлена еретической. Но в художественно-исторических произведениях «столицы мозаики» свидетельства об арианстве сохранились.

Так, арианцы считали, что Христос был крещен еще подростком. И этот факт нашел отражение в сюжете на куполе собора. Дотошных туристов удивляет и «рогатая» фигура рядом. Но, по верованиям ариан, это всего лишь дух реки Иордан. Облик собора красочно и объективно описан поэтом:

Сказочный храм восьмигранный. Снаружи он выжжен.
В камень латинских надгробий уперся рельеф контрофорсов.
Грешную душу наполнит во тьме ликование цвета.
Чудной мозаикой тысячелетняя светится смальта.

Вещественное свидетельство об арианцах - Мавзолей Теодориха Великого. Он был королем арианцев. Православная церковь объявила его варваром. Но в народной памяти Теодорих остался защитником и покровителем Равенны. Мавзолей Теодориха - почитаемая достопримечательность города.

Мавзолей Галлы Плацидии, как и многие другие исторические усыпальницы, не хранит останки той, что дала ему имя. Но Мавзолей Теодориха Великого полностью соответствует своему предназначению. В нем покоится прах основателя.

С этим связана интересная легенда. По преданию, гадалка предсказала будущему правителю Равенны смерть от молнии. Поэтому отношение к этому природному явлению у Теодориха было особенным. При сооружении Мавзолея в качестве крыши был использован огромный круглый монолит. И во время грозы именно в этом помещении прятался царь варваров. Но мощная молния все же расколола камень и убила Теодориха. Тут его и похоронили в темно-красном саркофаге.

Мавзолей Теодориха, как и Арианский баптистерий - яркие достопримечательности города. Арианский баптистерий сделали уникальным небезуспешные попытки православных христиан уничтожить признаки арианства в его сюжетах. Так, Христа-подростка на купольных мозаиках искусственно «состарили» до положенных 30 лет. Но оставили обнаженным, что несвойственно православным сюжетам.

Когда арианство было признано еретическим на знаменитом Никейском соборе в 561 году, Арианский баптистерий попытались переименовать в ораторию Пресвятой Богородицы. Увы, эта искусственная мера не смогла изменить истинный статус сооружения.

Во время Второй мировой войны здание подверглось бомбардировкам, но, несмотря на многовековой возраст, выстояло. К сожалению, многие уникальные мозаики и достопримечательности были тогда безвозвратно утрачены. Впоследствии Арианский баптистерий отреставрировали. Многие уникальные мозаичные фрески удалось вернуть почти из небытия.

Теперь исторический шедевр достойно представляет Равенну, как один из .

Подберите по карте отель в Риме на Ваши даты

и начните отслеживать дешевые билеты в Рим заранее - то есть прямо сейчас! Или подпишитесь и получайте предложения по выбранным маршрутам на почту.

Испанская лестница в Риме – излюбленное место туристов, где можно полюбоваться и панорамным видом города, и освежиться чистейшей водой фонтана Баркачча, или просто передохнуть в тени деревьев.

Эта лестница на пьяцца Спанья в Риме настолько популярна, что можно по праву сказать: «Кто не сидел на ступеньках Испанской Лестницы, тот в Риме не бывал!»

Это сейчас любая достопримечательность Рима для нас «лишь» предмет восторгов или практикума по истории европейской цивилизации.

Движущая сила политических амбиций в создании облика города, как правило, остается за рамками внимания самостоятельных путешественников. Красивые палаццо, высокие триумфальные колонны, просторные площади, грандиозные дворцы, величественные памятники, - все это символы власти, некие знаки могущества власть имущих, по воле которых сложился облик великого города Рима.

История строительства Испанской лестницы в Риме еще одно подтверждению этому. К середине 17 века площадь Испании, названная так по находящемуся здесь посольству Испании при Папском Престоле, становится местом демонстрации силы папской власти и французских монархов. Казалось бы, почему, говоря об истории Испанской Лестницы в Риме, заходит речь о противостоянии Франции и Ватикана?

Все дело в том, в 1700 году престол Испании занимает представитель династии Бурбонов, а двумя веками ранее на вершине холма Пинчо Людовик-XII из династии Валуа строит Церковь Тринита-деи-Монти в ознаменовании своей победы над непокорным Неаполем. Весь район у площади Испании настолько жестко контролируется (формально) Испанией, а в действительности французскими Бурбонами, что любой «иностранец», забредший случайно к району посольства Испании, мог быть насильственно отправлен на службу в испанскую армию. Кроме того, на этой территории Рима, контролируемой испанской короной (с Бурбонскими корнями) мог беспрепятственно укрыться любой человек, недовольный папской властью. Естественно, такое положение вещей Ватикан устроить никак не могло.

«Масла в огонь» противостояния папской власти с французскими монархами «подлила» подлила история с завещанием одного французского дипломата Этьена Геффьера (1661 год), который завещал огромные деньги на строительство лестницы от посольства Испании к церкви Тринита-деи-Монти (находящейся к тому времени под патронажем Бурбонов), с непременным указанием на нижней ступеньке, благодаря кому, эта лестница в Риме появилась. Кроме того «проект Геффьера» стараниями кардинала Мазарини обогатился еще и возведением величественного памятника Людовику-XIV (внуку первого короля Испании из династии Бурбонов) перед входом в Церковь Святой Троицы.

Конечно же, такую открытую «демонстрацию силы» в двух шагах от Ватикана Святой Престол позволить не мог, и по-тихому отправил проект\завещание Геффьера под сукно, тем более притязания племянников на наследство французского дипломата значительно этому поспособствовали.

Итак, на долгих 60 лет, о том, что бы построить в Риме испанскую лестницу (с французской начинкой) от пьяцца Спанья к Тринита-деи-Монти противоборствующие стороны сделали вид, что забыли. Пока Папа Климент-XI в 1717 году не решился поставить интересы горожан выше политических преференций и заменить деревянную узенькую лестницу к храму Святой Троицы в зарослях кустарника на нечто, подобающее Великому Риму.

По всем законам придворной архитектуры проект Испанской Лестницы в Риме должен быть реализован по дизайну папского архитектора Алессандро Спеччи, но он не понравился французским монахам церкви Святой Троицы и был отклонен. Никому не известный архитектор Франческо де Санктис представил на конкурс свой проект и выиграл. Строительство Испанской Лестницы продолжалось с 1723 по 1726 гг.

Для тех, кто не хочет подниматься по Испанской лестнице и самостоятельно пересчитывать 135 ступеней, обратите внимание на лифт, который находится слева сразу при выходе из метро "Пьяцца Спанья". Интересно, что количество ступеней Испанской Лестницы в разных источниках указывается по-разному: где-то из насчитали 135, где-то 137, а где-то 138! Может быть кто-то из путешественников проекта "В Европу!" пересчитает их и наконец-то назовет точное число самой знаменитой лестницы Рима?!

Испанская Лестница на карте Рима:

Получите от нас в подарок бонус до 2500 рублей для размещения в апартаментах от частных лиц на сервисе Airbnb . Такое размещение может оказаться значительно экономнее. Зарегистрируйтесь и отправляйтесь в приключения!

получить бонус

Столица Италии обескураживает и впечатляет своей красотой. Улицы Рима насыщены причудливой архитектурой строений, которые отражают славную историю города. На протяжении тысячелетия Рим испытывал взлёты и падения. Невзирая на разрушение Римской империи, после её могущества и процветания, город продолжил сохранять свою уникальную красоту и своеобразие. Современный облик древнего Рима обрамлён в мудрое величие прошлого.

Приятный бонус только для наших читателей - купон на скидку при оплате туров на сайте до 31 марта:

  • AF500guruturizma - промокод на 500 рублей для туров от 40 000 руб
  • AFT1500guruturizma - промокод для туров в Таиланд от 80 000 руб

До 31 мая tours.guruturizma.ru предлагает промокоды на туры в экзотические страны - Доминикана, Мексика, Ямайка, Индонезия, Куба, Маврикий, Мальдивы, Сейшелы, Танзания, Бахрейн. Количество туристов в туре – от 2-х взрослых.

  • Промокод на 1 000 ₽ «LT-EXOT-1000» для туров от 7 ночей
  • Промокод на 1 500 ₽ «LT-EXOT-1500» для туров от 8 до 12 ночей
  • Промокод на 2 000 ₽ «LT-EXOT-2000» для туров от 13 ночей

Одним из относительно исторически поздних и необычных достопримечательностей Рима является Испанская лестница. Она считается самым помпезным и широким архитектурным спуском в Европе. Площадь, где находится ступенчатый подъём, испокон веков привлекала внимание художников, писателей, путешественников и влиятельных аристократов. Ансамбль, возведённый в XVIII столетии, символизирует исторически сложные политические отношения между Францией и Испанией.

После крушения Римской империи на современной территории древнего государства образовались раздробленные королевства, которые постоянно подвергались нападению сильных соседних держав. Рим оказался оплотом христианского мира, который сформировался в виде суверенной страны - Папского государства. Держава управлялась епископатом во главе с папой Римским. Веками властные французские и испанские общины, оказывали своё давление на политический курс Папской области.

В 1502 году по инициативе короля Франции Людовика XIII на вершине римского холма Пинчо была воздвигнута святыня Тринита — дей — Монти. Церковь должна была доказывать благосклонное расположение римлян к французскому королю. Однако, вначале XVII века у подножия склона, как раз напротив церкви, обосновалось посольство Испанского королевства. Роскошная резиденция явно доминировала над французским храмом.

Получилась такая обстановка, что неподалёку друг от друга оказались символы враждующих стран-соперников. Площадь, где расположились две достопримечательности, стала именоваться Испанской. Во избежание политической ссоры Папского государства с двумя влиятельными державами было принято решение соединить территориально церковь и посольство единой роскошной лестницей. Впоследствии именно она получила народное название по имени площади. По воле судьбы её возведение осуществится намного позднее.

История строительства

Лестница на римской площади имеет довольно сложную историю строительства. В середине XVII века началась череда ожесточённых войн между Испанией и Францией. Эта цепь конфликтов между странами внесла свои коррективы в облагораживании окрестности вокруг площади. Война, длившаяся более 20 лет, задержала возведение лестницы.

Когда противоборство двух монарших держав улеглось, французский посол в Риме Этьен Гуффье выделил солидные денежные средства на строительство монументальной лестницы. Главная концепция стройки заключалась в улучшении дипломатических отношений, а также в заключение нерушимого союза Франции с Испанией. Реализации этого замысла помешала амбициозность одной из сторон.

Кардинал Мазарини, являющийся первым министром Французского королевства, пожелал, чтобы лестница была увенчана скульптурной композицией во главе с образом Людовика XIV на коне. Папа Римский и испанская сторона воспротивились этой идее. Строительство снова пришлось приостановить. В 1723 году возведение лестницы возобновилось. В это время изменилась политическая конъюнктура Франции. Осуществить проект осмелился молодой римский зодчий Франческо де Санктис, одержавший победу в конкурсе среди архитекторов города. Землю крутого склона, на котором должна была выситься лестница, регулярно размывало ливневыми потоками.

Существовала опасность, что грунт не выдержит тяжёлых конструкций ступенчатого пандуса. Потребовалось целых два года на проведение мероприятий по укреплению почвы. Согласно проекту, лестница приобрела широкий трёхъярусный проход, обрамлённый двумя боковыми узкими пролётами. Он ведёт на смотровую площадку, которую разместили по центру на вершине холма, и украсили вокруг балюстрадой. Элегантная лестница включала в себя 138 ступеней, имеющих вогнутую, неоднородную, но симметричную форму. Для их изготовления использовался камень, сочетающий в себе свойства известняка и мрамора - травертин.

Крупные залежи этого материала располагались в предместьях Рима. В одних местах лестницы ступени оказались узкими, а в других более широкими. Разница в размерах накладных проступей объясняется тем, что архитектор хотел придать необычный привлекательный вид сооружению. Боковая часть строения оформилась каменными парапетами, украшенные символикой папы римского и геральдическим знаком королей Франции. Окончательное завершение строительства произошло в 1725 году.

Фонтан Баркачча

У подножия Испанской лестницы расположен небольшого размера фонтан Баркачча. Бассейн был установлен в 1629 году. Сооружение выражает своим видом полузатонувшую ладью, из щелей которой струится вода. Лодка находится в центре бассейна. Автором данного проекта является Пьетро Бернини. В средневековье Рим несколько раз подвергался наводнению. Воды реки Тибр, выходящие из неукреплённых берегов, разливались по всему историческому центру города. Этот стихийный катаклизм и был запечатлён в образе фонтана.

Согласно легенде, после природного бедствия на площадь Испании выбросило деревянное судно, на котором перевозили бочки с вином. Вид полузатонувшей лодки вдохновил скульптора на создание в этом месте водного комплекса из белого мрамора. Зодчий украсил своё творение геральдическим символом папы Римского того времени Урбана III - рельефным изображением солнца и пчёл. Скульптурное произведение идеально вписалось в общий архитектурный ансамбль площади. Фонтан снабжается водой из чистого питьевого источника, поэтому многие жители и гости Рима не брезгуют ею наполнить свои стаканы, фляги и утолить жажду.

Испанская лестница в наши дни

В XX веке лестница приобрела свою мировую популярность после выхода оскароносного фильма «Римские каникулы» с Одри Хепберн в главной роли. В киноленте актриса лакомилась мороженым, сидя на ступенях лестницы. Сегодня многие туристы желают повторить похождения кинодивы. В 1992 году на Испанской лестнице состоялся модный показ одежды известных мировых брендов. Изящные ступени служили импровизированным подиумом для дефилирования моделей.

Ступени из травертина придали монументальному строению прочность и долговечность. Поэтому более 250 лет лестница не подвергалась серьёзной реставрации. Однако, в конце XX века она стала терять свой первозданный вид. Изысканная красота монументального строения была изъедена разрушительным действием времени и осадков. Многочисленные толпы туристов также оставили свой след. Ступени лестницы потемнели, расшатались и потрескались. Испорченный внешний вид старинной достопримечательности Рима вынудил муниципалитет временно закрыть строение от посетителей.

В 2015 году, во многом благодаря частным спонсорам, начались ремонтно-восстановительные работы обветшалой лестницы. Реставрация обошлась в 1,5 миллиона евро. Через год состоялось торжественное открытие обновлённой достопримечательности. Мэр Рима Вирджиния Раджи пообещала постоянно уделять особое внимание старинной лестнице. Глава управления городом указала полиции строго следить за поведением людей и пресекать их неправомерные действия.

Сегодняшняя лестница является излюбленным местом отдыха как для жителей, так и для гостей Рима. В хорошую погоду здесь всегда устраивают представления уличные артисты и циркачи. Летом и весной северная часть строения украшена красивоцветущими азалиями. Зимой проводят многочисленные торжественные рождественские мероприятия. Всё пестрит яркими огнями и наполняется весельем отдыхающих.

Рим - это город, где любой человек может ощутить себя частицей всемирной истории. Для этого достаточно всего лишь отправиться на прогулку по историческому центру. Яркий пример исторического чуда Вечного города - это знаменитая Испанская лестница. Ее 138 травертиновых ступеней начинаются на Испанской Площади, где расположен фонтан уродливой лодки (Barcaccia) XVII века, а заканчиваются у французской церкви Санта-Тринита-Деи-Монти (Trinita dei Monti) XVI века, у входа в которую установлен памятник древнеегипетской цивилизации. Справа и слева от лестницы расположены английская чайная лавка девятнадцатого столетия и музей британских поэтов, родившихся в семнадцатом веке.

В XVIII веке строительство Испанской лестницы стало подтверждением дружбы между двумя враждующими державами - Испанией и Францией. В XX веке, после выхода киноленты «Римские каникулы» (1953 г.) лестница стала символом равноправия людей с разным финансовым достатком и просто популярным местом для романтических свиданий.

Испанская лестница входит в нашу

Непростая история Испанской лестницы

В конце XV столетия по договоренности между Папой Римским и королем Франции во владении последнего переходит небольшой участок земли в верхней части холма Пинчо. Французский король решает использовать его под строительство церкви вблизи Ватикана.

В начале XVII века давно враждующая с французами Испания выкупает у Папы часть земли у нижней части холма Пинчо под строительство дворца для собственного посольства, появившегося здесь несколько столетий назад. С тех времен и возвышается над испанским посольством церковь Тринита-Деи-Монти, принадлежащая французам. Однако в те годы отношения между государствами были напряженные, и мысли о лестнице, соединяющей эти значимые объекты, не возникало.

Новый династический союз в 1660 году вывел французское и испанское королевство на путь мирного сосуществования. В честь этого события французский дипломат Геффье выделил средства на постройку лестницы между Площадью Испании и храмом Тринита-деи-Монти. К созданию символа дружбы государств привлекли известного архитектора Джованни Бернини (того самого, который создал фонтан Тритон), но под его руководством возведение лестницы так и не началось. Дело в том, что кардинал Франции Мазарини внес требование в проект, о том, чтобы перед лестницей был установлен памятник королю Франции. Папа Римский из принципа не согласился на это требование, и проект приостановился. К тому же разногласия между двумя державами опять возобновились.

Окончание строительства Испанской лестницы


1714 год вошел в историю как конец двухвекового противостояния французских и испанских королей. По этой причине проект Испанской лестницы снова приобрел свою актуальность. В 1717 году проект возглавил Франческо де Санктис, давший новую жизнь наброскам Джованни Бернини. После этого случилась еще одна небольшая война между французами и испанцами. И вот, наконец, в 1725-1727 годах под руководством архитектора де Санктис, Испанская лестница все же была воздвигнута.

Построили лестницу из традиционного для Вечного города камня - травертина, а украсили изображениями лилий (символ французской монархии) и орла с короной (символ папства). Статую французского короля решили не ставить. Вместо статуи, через шестьдесят лет после строительства лестницы, появился Обелиск Саллюстия - имитация древнеегипетского памятника. Его перенесли из коллекции артефактов, принадлежащей римскому ученому Саллюстию.

Лестница в Риме как достопримечательность

По популярности у иностранных туристов, Испанская лестница занимает почетное второе место среди известных мест Рима, бесплатных для посетителей. Лидер же рейтинга - знаменитый фонтан Треви. Пройти по лестнице можно всегда, но чтобы избежать толп туристов, лучше приходить сюда ранним утром.

Многолюдно здесь бывает еще и потому, что на ступенях часто проходят показы модных коллекций и другие мероприятия. Часто лестницу превращают в зрительный зал для концертных выступлений на Площади Испании.

Почитатели английской литературы любят бывать в этих местах, так как здесь хранится память о знаменитом поэте эпохи романтизма. Джон Китс жил некоторое время в соседнем с лестницей доме, где и пытался победить туберкулез. Он, к сожалению, не смог одолеть болезнь, и дом стал для него последним пристанищем. Сегодня в этом здании открыт музей, экспозиции которого посвящены творчеству Китса и Шелли (другой выдающийся поэт-романтик из Англии, живший четыре года в Италии и погибший здесь же).

Слева от лестницы располагается популярная английская чайная Babington’s, где уже больше ста двадцати лет (точнее, с 1893 года) подают чай пятидесяти сортов. На нижней площадке лестницы внимание туристов привлекает один из самых красивых фонтанов Рима - Баркачча. Построен он в начале XVII века отцом архитектора Джованни Бернини. Фонтан выполнен в виде наполовину затопленной лодки, что должно, по замыслу создателей, напоминать горожанам о наводнении 1598 года.

Как добраться до Испанской лестницы в Риме

Чтобы добраться знаменитой лестницы, необязательно пользоваться услугами такси, вполне подойдет общественный транспорт. Например, на метро (линия А) от главного вокзала Рима (Termini) до остановки Спанья (Spagna). Если же погода подходит для пешей прогулки, то до известной достопримечательности можно дойти пешком по Виа Кондотти или от фонтана Треви по Виа Систина, свернув на нее с Виа Франческо Криспи.