Лев николаевич толстой в живописи. Лев николаевич толстой в живописи Недаром лев николаевич толстой говорил о нем

. Н. Толстой

Осенью 1901 года в Гаспре жил Л. Н. Толстой, медленно оправлявшийся после воспаления легких. Болезнь Толстого чрезвычайно волновала Чехова. Он говорил, что ни одного человека не любил так, как Льва Николаевича - «если бы умер Толстой, в моей жизни образовалось бы большое пустое место».

История близости Чехова к Толстому - важный момент в чеховской биографии. Несомненно, что были годы, когда философия Толстого оказывала влияние на Чехова. В целом ряде чеховских рассказов восьмидесятых годов можно проследить отголосок учения Толстого о непротивлении злу, об опрощенчестве, о моральном самоусовершенствовании. Он писал: «толстовская философия сильно трогала меня, владела мною лет семь, и действовали на меня не основные положения, которые были мне известны и раньше, а толстовская манера выражаться, рассудительность и, вероятно, гипнотизм своего рода». Это не совсем точно - основные положения толстовской философии, а не только толстовская манера выражаться, оказывали на него свое бесспорное воздействие.

Уже в рассказе «На пути» (1887 год) был затронут вопрос о «непротивлении», а затем в таких рассказах как «Нищий», «Встреча», «Казак», «Письмо» толстовские взгляды нашли свое полное отражение. Много чисто-толстовского в великолепном чеховском рассказе «Сапожник и нечистая сила», в котором сапожник во сне видит себя разбогатевшим - обладателем целого капитала, а затем приходит к выводу, что деньги - тлен и прах. Раздумывая о своем сне, сапожник решает, что и богатым и бедным одинаково дурно, что всех ждет одна и та же могила и в жизни нет ничего такого, за что бы можно было отдать нечистому хотя бы малую часть своей души.

В девяностых годах в Чехове происходит резкий перелом, он отходит от толстовской философии и говорит, что толстовская мораль «перестала его трогать». «Во мне течет мужицкая кровь - пишет он - и меня не удивишь мужицкими добродетелями. Я с детства уверовал в прогресс и не мог не уверовать, так как разница между временем, когда меня драли и когда перестали драть, была страшная. Я любил умных людей, нервность, вежливость, остроумие, а к тому, что люди ковыряли мозоли и что их портянки издавали удушливый запах, я относился так же безразлично, как к тому, что барышни по утрам ходят в папильотках... Теперь во мне что-то протестует: расчетливость и справедливость говорят мне, что в электричестве и паре любви к человеку больше, чем в целомудрии и воздержании от мяса».

И последние следы толстовского влияния стираются в рассказах Чехова девяностых годов. И как бы в ответ на толстовское «непротивление» пишет Чехов «Палата № 6» (1892 год). Доктор Громов проповедует «философию успокоения в самом себе», на что психически больной Иван Дмитриевич с возмущением отвечает, что этой философии он не понимает, ибо «создан из теплой крови и нервов» и «на боль отвечает криком и слезами, на подлость - негодованием, на мерзость - отвращением. По-моему, это собственно называется жизнью». И Иван Дмитриевич пламенно доказывает, что непротивление злу удобная философия: «И делать нечего, и совесть чиста, и мудрецом себя чувствуешь... нет сударь, это не философия, не мышление, не широта взгляда, а лень, факирство, сонная одурь. Страдания презираете, а небось прищеми вам дверью палец, как заорете во все горло».

Этот спор с основными положениями толстовства Чехов продолжает вести и в других рассказах. В повести «Моя жизнь» - сын архитектора, Мисаил Полознев, молодой человек опрощается по чисто-толстовскому методу, уходит от интеллигентской жизни и вступает в артель маляров. Мисаил Полознев ведет спор с доктором Благово и доктор Благово, выслушав сентенции Полознева о моральном самоусовершенствовании, совершенно резонно ему отвечает:

Но, позвольте, если улитка в раковине своей занимается личным усовершенствованием и ковыряется в нравственном законе, то это вы называете прогрессом?

И в результате Мисаил Полознев, оглядываясь на весь опыт опрощенчества, когда он и крыши красил, и землю пахал, должен признать правоту своей жены, которая убеждает его в том, что они «работали только для себя и широко мыслили только для себя». Нужны же «другие способы борьбы, сильные, смелые. Если в самом деле хочешь быть полезным, то выходи из тесного круга обычной деятельности и старайся действовать на массы».

И с еще большей решительностью заявляет Чехов устами Иван Ивановича из рассказа «Крыжовник» свое полное отрицание непротивления и неделания. «Принято говорит, что человеку нужно только три аршина земли, но ведь три аршина нужны трупу, а не человеку, и говорят также теперь, что если наша интеллигенция имеет тяготение к земле и стремится в усадьбу, то это хорошо. Но ведь эти усадьбы - те же три аршина земли. Уходить из города, от борьбы, от житейского шума, уходить и прятаться у себя в усадьбе, это не жизнь, это эгоизм, это лень, это своего рода монашество без подвига. Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар, вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства и особенности своего свободного духа».

Основное в борьбе Чехова с внутренним рабом было в освобождении от поклонения чужим мыслям, освобождении от авторитета. Чехов в своем «толстовстве» и быстром отходе от толстовства шел именно по этому пути. Безмерно восхищаясь Толстым-художником, он не скрывал своего раздражения против Толстого, рассуждающего о вещах ему мало известных.

Чехов говорил Бунину: «Вы только подумайте, ведь это он написал, что она (Анна Каренина) чувствовала, что она видела, как у нее блестят глаза в темноте. Серьезно, я его боюсь».

«По нынешним временам Толстой не человек, а человечеще, Юпитер, - повторял Чехов. - Он никогда не устареет. Язык устареет, но он все будет молод». Но вместе с тем он же считал, что важнейший недостаток «Крейцеровой сонаты» - та смелость, с которой Толстой трактует о том, чего не знает и чего из упрямства не хочет понять. И Чехов не боится сказать о Толстом, что его суждения о целом ряде биологических и физических явлений «изобличают человека невежественного, не потрудившегося в продолжении своей долгой жизни прочесть две-три книжки, написанные специалистами» (из письма к А. Н. Плещееву 1890 года).

«Предисловие» к «Крейцеровой сонате» для Чехова глупее, душнее чем «Письма к губернаторше» Гоголя, которые он презирает. «Диоген плевал в бороды, зная, что за это ему ничего не будет. Толстой ругает докторов мерзавцами и невежничает с великими вопросами, потому что он тот же Диоген, которого в участок не поведешь и в газетах не выругаешь. Итак, к чорту философию, великих мира сего! Она вся со всеми юродивыми послесловиями и письмами к губернаторшe не стоит одной кобылки из «Холстомера». «Когда в литературе есть Толстой, - писал А. П. Чехов в 1900 году,- то легко и приятно быть литератором: даже сознавать, что ничего не сделал и не делаешь не так страшно, так как Толстой делает за всех. Его деятельность служит оправданием тех упований и чаяний, какие на литературу возлагаются. Пока он жив, дурные вкусы в литературе, всякое пошлячество, наглое и слезливое, всякие шершавые, озлобленные самолюбия будут далеко и глубоко в тени. Только один его нравственный авторитет способен держать на известной высоте так называемые литературные настроения и течения. Без него бы это было беспастушье стадо или каша, в которой трудно было бы разобраться».

Чехов очень любил Толстого-человека, говорил, что привык к нему и понимает каждое движение его бровей.

Он познакомился с Толстым в августе 1895 года - был у него в Ясной поляне, где прожил полтора суток. «Впечатление чудесное, - говорит он об этой поездке. - Я чувствовал себя легко, как дома, и разговоры наши с Л. Н. были легки». Бывал Чехов у Толстого и на московской его квартире, и каждая встреча все больше и больше сближала Антона Павловича с Толстым. Толстой чрезвычайно ценил Чехова, и как писателя и как человека. Когда переговоры с Марксом о покупке чеховского собрания были еще в зародыше, то Толстой прямо настаивал перед Марксом, убеждая его приобрести Чехова. И никого так часто не читали в доме Толстых, свидетельствует и П. А. Сергеенко, и А. Б. Гольденвейзер, и биограф Льва Николаевича П. Бирюков, как Чехова. В особенности любил Толстой чеховскую «Душеньку», к которой написал известное «Послесловие», поместив рассказ в своем «Круге чтения».

Толстой говорил, что «Чехов - истинный художник. Его можно перечитывать несколько раз, кроме пьес, которые совсем не чеховское дело». Толстому принадлежит определение: «Чехов - это Пушкин в прозе». Чехов, по словам Льва Николаевича, брал из жизни то, что видел, и если «брал что-нибудь, то передавал удивительно образно и понятно до последних черточек. Главное, он был постоянно искренен, а это великое достоинство писателя, и благодаря своей искренности Чехов создал новые, совершенно новые для сего мира формы писания, которых я - утверждает Толстой - не встречал нигде».

Но пьесы Чехова он решительно отвергал. Он смотрел в Художественном театре чеховского «Дядю Ваню» и записал в дневнике, что возмутился пьесой. Но чем-то его чеховская драма задела, потому что в этой же записи о «Дяде Ване» Толстой добавляет: «Захотел написать драму «Труп», набросал конспект». Биограф Толстого прямо утверждает, что в толстовском «Живом трупе» есть что-то навеянное «Дядей Ваней».

Посещения Чеховым больного Льва Николаевича в Гаспре были всегда приятны всему толстовскому дому. Так, Софья Андреевна Толстая записала в своем дневнике 12 октября 1901 года: «Был А.П.Чехов и своей простотой и признанной всеми талантливостью всем нам очень понравился и показался близким по духу человеком». И в этой же записи С. А. Толстая отметила, что на Чехове отразилась печать страшной болезни. «И тем более - добавляет она - казался нам он трогательным».

А. М. Горький в своих замечательных воспоминаниях о Толстом отметил, что Лев Николаевич «Чехова любит отечески. В этой любви чувствуется гордость создателя». И еще: «Чехова Лев Николаевич любил и всегда, глядя на него, точно гладил лицо взглядом своим, почти нежным в эту минуту. Однажды Антон Павлович шел по дорожке парка с Александрой Львовной, а Толстой, еще больной в ту пору, сидя в кресле на террасе, весь как-то потянулся вслед им, говоря вполголоса:

Ах, какой милый, прекрасный человек, скромный, тихий, точно барышня. И ходит как барышня, просто чудесно...

Нельзя ж е, послушайте, подносить писателю серебряное перо и старинную чернильницу.

А что же нужно подносить?

Клистирную трубку. Я же доктор, послушайте. Или носки. Я

ж е в рваных носках хожу. "Послушай, дуся, - говорю я ей, - у меня палец на правой ноге вылезает". - "Носи на левой ноге", говорит. Я же не могу так! - шутил Антон Павлович и снова закатывается веселым смехом".

Думаю, что это дурацкая и гадкая выдумка чья-то - ужели Станиславского?

"Еще менее мне понятно, почему Чехов считается устаревшим для нашего времени и почему существует {398} мнение, что он не мог бы понять революции и новой жизни, ею созданной?

Было бы, конечно, смешно отрицать, что эпоха Чехова чрезвычайно далека по своим настроениям от нынешнего времени и новых воспитанных революцией поколений".

"Тогда среди удушливого застоя в воздухе, не было почвы для революционного подъема. Лишь где-то под землей, в подпольях, готовили и накапливали силы для грозных ударов. Работа передовых людей заключалась только в том, чтобы подготавливать общественное настроение, внушать новые идеи, разъясняя несостоятельность старой жизни. И Чехов был заодно с теми, кто совершал эту подготовительную работу".

"Время шло. Вечно стремящийся вперед Чехов не мог стоять на месте. Напротив он эволюционировал с жизнью и веком".

"По мере того как сгущалась атмосфера, и дело приближалось к революции, он становился все более решительным".

{399} "В художественной литературе конца прошлого и начала нынешнего века он один из первых почувствовал неизбежность революции, когда она была лишь в зародыше, и общество продолжало купаться в излишествах".

"Человек, который задолго предчувствовал многое из того, что теперь совершалось, сумел бы теперь принять всё предсказанное им".

И Станиславский не посмел не написать этих последних двух страниц!

Вл. И. Немирович-Данченко. "Чехов". "Передо мной три портрета Чехова, каждый выхвачен из куска его жизни". (! И. Б.) Подчеркнуто мною. Ив. Б.

..."вождь тогдашней молодежи Михайловский не перестает подчеркивать, что Чехов писатель безыдейный, и это влияет, как-то задерживает громкое и единодушное признание".

А между тем Лев Толстой говорит:

"Вот писатель, о котором и поговорить приятно".

Да он недостоин поцеловать след той блохи, которая укусит Чехова.

А о рассказе "Холодная кровь" он сказал, правда почти шопотом, как что-то очень дерзкое:

Поместите этот рассказ на одну полку с Гоголем, - и сам прибавил: вот как далеко я иду".

..."он поставил свою первую пьесу "Иванов" в частном театре Корша. Написал он "Иванова" в восемь дней залпом. Предлагать на императорскую сцену он и не пытался. Отдал в частный театр Корша. Там в это время служил чудесный актер Д а в ы д о в".

Вот Давыдов был действительно чудесный! (И. Б.)

Подчеркнуто мною. И. Б.

..."я не знаю, был ли Антон Павлович вообще с кем-нибудь очень дружен. Мог ли быть?"

Думаю, что нет.

..."К матери у него было самое нежное отношение... И вся она была тихая, мягкая, необыкновенно приятная".

"Отец. Я встречал его редко. Осталось в памяти у меня невысокая, суховатая фигура с седой бородой и с какими-то лишними словами".

Хорошо сказано.

"В доме Чехова вообще не очень любили раскрывать свои души".

Ленский был первый актер Малого театра... Один из самых обаятельных русских актеров. По богатству обаяния с ним будут сравнивать со временем только Качалова...

Письмо было по поводу "Чайки". Оказалось, Ленский уже прочитал ее, и вот что он (Чехову. И. Б.) писал:

"Вы знаете, как высоко я ценю ваш талант, и знаете, как вообще люблю Вас. И именно поэтому я обязан быть с Вами совершенно откровенен. Вот вам мой самый дружеский совет: бросьте писать для театра. Это совсем не Ваше дело".

В. И. Качалов. "Воспоминания".

Речь,Чехова:

- "Он ж е сам..."

- "Хм. Да не знаю ж е..."

- "Больше ж е ничего, там ж е все написано..."

И этот с этим "же"!...

Подчеркнуто мною. И. Б.

М. Горький. "А. П. Чехов".

А. И. Куприн. "Памяти Чехова".

"Странно - до чего не понимали Чехова! Он - этот "неисправимый пессимист" как его определяли, - никогда не уставал надеяться на светлое будущее".

Ох, уж эта "вера Чехова" в "светлое будущее"!

Подчеркнуто мною. И. Б.

"- Послушайте, а знаете, что ведь в России через десять лет будет конституция.

Да, даже и здесь звучал у него тот же мотив о радостном будущем, ждущем человечество".

Подумаешь, какая это радость для "человечества"!..

Подчеркнуто мною. И. Б.

"По-видимому, самое лучшее время для работы приходилось у него от утра до обеда, хотя пишущим его, кажется, никому не удавалось заставать".

Вздор! (И. Б.).

"Ни с кем не делился своими впечатлениями, не говорил о том, что и как собирался он писать".

Вздор. (И. Б.).

Н. Д. Телешов. "А. П. Чехов", (тут же и выдержки из книги Телешова "Записки писателя", 1949 года. ОГИЗ. Москва).

"Недаром же в пьесе его "Три сестры" говорится:

"Пришло время, надвигается на всех нас громада, готовится здоровая сильная буря, которая идет, уже близка и скоро сдует с нашего общества лень, равнодушие, предубеждение к труду, гнилую скуку".

А в дальнейшем он предвидел необычайный расцвет народной жизни и счастливое, радостное будущее".

Слава Богу, не дожил!

Никаких сомнений и в том, как относился сам Чехов к Художественному театру. В одном из его писем {404} значится: "Художественный театр - это лучшие страницы той книги, которая когда-либо будет написана о современном русском театре".

(См. воспоминания Тихонова. И. Б.)

Мало ли, что он писал!

"Бунин отчасти за свою худобу, отчасти за острословие, от которого иным приходилось солоно, назывался Живодерка". (Такая была улица в Москве, всем писателям был придуман адрес.)

У Горького..."уже созревал план пьесы "На дне". Осенью пьеса была закончена и прочитана на "Среде", а затем поставлена в Художественном театре. Сначала она называлась "На дне жизни" и под этим заглавием была напечатана за границей".

Это Андреев посоветовал выкинуть слово "жизнь" (И. Б.)

"Творчество Чехова многогранно, лирика его поэтична, юмор его неисчерпаем, а вера в лучшее будущее человечества непоколебима".

Будто бы?

Подчеркнуто мною. И. Б.

"Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем:

Чехов - это Пушкин в прозе".

Когда, кому он это говорил? и сравнение-то глупое.

В. В. Вересаев. "А.П.Чехов".

..."чувствовалось и по его произведениям, что он человек глубоко аполитический, общественными вопросами совершенно не интересуется, при разговорах на общественные темы начинает зевать. Что стоила одна его дружба с таким человеком, как А. С. Суворин, издатель газеты "Новое время". Теперь это был совсем другой человек; видимо, революционное электричество, которым в то время был перезаряжен воздух, встряхнуло и душу Чехова. Глаза его разгорались суровым негодованием, когда он говорил о неистовствах Плеве, о жестокости и глупости Николая II".

Японское название Японии Nihon (日本) состоит из двух частей – ni (日) и hon (本), оба из которых являются китаизмами. Первое слово (日) в современном китайском произносится rì и обозначает, как и в японском, «солнце» (передаваясь на письме его идеограммой). Второе слово (本) в современном китайском произносится bӗn. Его первоначальное значение – «корень», и передающая его идеограмма представляет собой идеограмму дерева mù (木) с добавленной внизу чёрточкой, обозначающей корень. Из значения «корень» развилось значение «происхождение», и именно в этом значении оно вошло в название Японии Nihon (日本) – «происхождение солнца» > «страна восходящего солнца» (совр. кит. rì bӗn). В древнекитайском слово bӗn (本) имело ещё и значение «свиток, книга». В современном китайском оно в этом значении вытеснено словом shū (書), однако остаётся в нём в качестве счётного слова для книг. Китайское слово bӗn (本) было заимствовано в японский как в значении «корень, происхождение», так и в значении «свиток, книга», и в форме hon (本) означает книгу и в современном японском языке. Это же китайское слово bӗn (本) в значении «свиток, книга» было также заимствовано и в древнетюркский язык, где после добавления к нему тюркского суффикса -ig приобрело форму *küjnig. Тюрки принесли это слово в Европу, где оно из языка дунайских тюркоязычных булгар в форме кънига попало в язык славяноязычных болгар и через церковнославянский распространилось в другие славянские языки, включая русский.

Таким образом, русское слово книга и японское слово hon «книга» имеют общий корень китайского происхождения, и тот же самый корень входит в качестве второго компонента в японское название Японии Nihon.

Надеюсь, всё понятно?)))

Дата _________

Тема : Сложноподчиненное предложение

с придаточными изъяснительными

Подготовка к ГИА. №1

Цели : раскрыть особенностей СПП с придаточным изъяснительным, формирование умения находить

Их в тексте и характеризовать,

Закрепление умения пунктуации в СПП,

Формирование умения сжимать текст ,

подготовка к ГИА

Ход урока

I . Организация класса (сл.1 тема)

1. Постановка цели

Прочитайте тему и определите, какие цели стоят перед нами на этом уроке (Сл2)

    раскрыть особенности СПП с придаточным изъяснительным;

    формирование умения находить их в тексте и характеризовать;

    закрепление умения пунктуации в СПП;

    формирование умения сжимать текст;

    орфографический повтор.

(Не)большой лесок, куда ребята ходили за ягодами, расположился (не)далеко от тихой реч..нки.

1 Повеств, невоскл.

3. СПП с прид определительным

4. [… - , (куда - =), =].

2. Морфемный анализ

Зара стать

Расс ти латься

Прико сновение

Разго ралась

Покло нившись

Задания после выполнения:

1. -Чем соединены 2 предложения? Докажите. Замените другим союзным словом

2- Посмотрите внимательно на слова для морфемного анализа и на предложение, какие орфограммы мы сегодня повторили? (не, черед гл, о-ё после шипящих)

Найдите в предложении слово с чередующейся гл в корне;(расположился0

Найдите среди слов для морфемного анализа слова с постоянными приставками(зарастать, поклонившись)

Найдите слово, приставка которого зависит от глухости следующего согласного(звонкости)

Какое слово не назвали, какому правилу подчиняется написание данной приставки?.

III . Актуализация темы

Задание: Дома вы должны были изучить параграф «СПП с прид изъяснительными»

используя страницы 78, 79, 81, 82, заполните син­таксическую модель, прокомментируйте (объясните) написанное, добавив схему [ , () , ].

2. Различение СПП с придаточным определительным и изъяснительным. (сл 3)

(Сразу 2 щел)

Ребята, посмотрите на 2 предложения, скажите в каком предложении С.С можно заменить на «который», а в каком этого сделать нельзя

Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Какой вопрос можно задать в 1-ом случае, во 2-ом?

Итак, какой вывод можно сделать?

В придаточном определительном СС«что» можно заменить СС «который», в придаточном изъяснительном этого сделать нельзя

3.Закрепление.

- Определите вид придаточного (Устно) (Сл 4)

ей, оказались верными. (Из)

огорчила . (Опр)

угнетала меня. (Из)

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной. (Опр)

4. Синтаксическая разминка

1. (У доски)

Иван Ильич спросил, где находится штаб.

1 Повеств, невоскл.

2. Главн.ч. - 1, придаточн. - № 2

3. СПП с прид изъясн

4. [ - =] , (где - =).

2.Карточки (+ Сл 5) (+ 1 чел у комп)

Расставить зн. препинания, определить вид придаточного. Постройте схему первого предложения

1.Очевидно было, что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.(Из)

2. Деревня, где скучал Евгений, была прелестный уголок.(Опр)

3.Я пришел, сестрица, узнать от вас, не надобно ли вам чего-нибудь.(Из)

4. Охотники напали на тропинку, извивающуюся между деревьями , и шли по ней, надеясь, что она выведет из леса. (Из)

5. В степной полосе, где был расположен родной Колин городок, болот, по словам местных жителей, не было. ( Опр )

3. Проверка карточек(Взаимопроверка)(Слайд с правильным вариантом СЛ 6)

4. Орфографический и синт анализ

Найдите слово с чередующейся гл. в корне (расположен)

Найдите слово, написание приставки которых зависит от звонкости следующего согласного. (извивающуюся)

Почему нельзя назвать «расположен»

Найти предложение с обособленным распространенным определением (4)

Указать предложение с вводным словом (5)

Найти предложение с обособленным обстоятельством (4)

Найти предложение с обращением (3)

5. Работа с СПП, передающими косвенную речь

На что похоже данное предложение по синтаксической конструкции?

Если затрудняетесь, изучите материал на стр 82.

Расскажите об особенностях построения предложений с придаточным изъяснительным, передающих чью-либо речь.

6. Преобразование высказываний в СПП с прид изъяснительным (Сл 7)

1 Вариант

Преобразуйте предложения с прямой речью в СПП с придаточными изъяснительными

2. Вариант

Преобразуйте СПП с придаточными изъяснительными в предложения с прямой речью

I Вариант

рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

7. Проверка

8. Конструирование предложений (сл 8)

I Вариант

Я давно знал, - куда

II Вариант

Ученик подробно расспросил,

9 Повторение

- На дом я вам задавала повторить написание Н-НН у разных частей речи.

Сейчас вставьте буквы в слова (карточки) (Сл 9)

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Проверка

Какое слово вызвало затруднение? Почему?

Проверьте себя (СЛ буквы появляются)

10. Конструирование предложений по схеме (Сл 10)

Используя любые данные слова, составьте предложения, соответствующие схемам.

1. […, (что…),…]. (СПП с прид.изъяснительным)

2. […, (что…),…]. (СПП с прид.определительны

IV . Диагностика усвоения

Тест

2. Сжатие текста

Работа с текстом- Прочитайте текст-определите тему, идею- назовите номера предложений с прид. Изъяснительными (1,4,6)

Ваша задача сжать текст, какие приемы компрессии текста знаете?

(Д. Лихачев.)

VI . Итог VII / Д/з

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

2.Деревня, что виднеется вдали, была отстроена заново.

Известие, что эта деревня отстроена заново, меня обрадовало.

3. 1.Сведения, что Пугачев занял несколько крепост ей, оказались верными.

2.Новость, что привез староста, всех огорчила .

3.Мысль, что завтра я навсегда покину родные места, угнетала меня.

4.Мысль, что высказал Сергей, была спорной.

4. 1.Очевидно было что Савельич передо мной был прав и что я напрасно оскорблял его упреком и подозрением.

2. Деревня где скучал Евгений была прелестный уголок.

3. Я пришел сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь

4. Охотники напали на тропинку извивающуюся между деревьями и шли по ней надеясь что она выведет из леса.

5. В степной полосе где был расположен родной Колин городок болот по словам местных жителей не было.

5. I Вариант

1. Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нем: «Чехов - это Пушкин в прозе».

2. «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григо­ рий с равнодушием в голосе.

II Вариант

1.Я спрашиваю у старика, сидящего у печи, его ли это внук.

2. Ты недавно сказал, что у меня все получится.

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

Деревя..ый

Краше..ый

Написа..ый

Взволнова..о

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

1.Я убежден, что настоящая воспитанность проявляется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отношениях со своими родными...

2. Воспитанный человек - это тот, кто хочет и умеет считаться с другими... 3. Это тот, кто в равной степени вежлив со старшими и младшими по годам и по положению.

4. Не думайте, что хорошие манеры - это только манеры, то есть нечто поверхностное. 5. Воспитывать в себе нужно не столько мане­ ры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к обществу, к природе, даже к животным, птицам и расте­ ниям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь...

6. ...Надо уметь чувствовать и даже замечать то, что за преде­ лами нашего восприятия, иметь как бы «предчувствие» открываю­ щегося или могущего открыться нового.

Упражнение 1.

Из данных глаголов выберите такие, которые в сложноподчинённом предложении с придаточным изяснительным могут использоваться в главном предложении в качестве сказуемого. Составьте 3-4 предложения с этими глаголами.

Говорить, утверждать, думать, примирять, торопиться, соглашаться, преодолевать, находиться, сообщать, информировать, преподавать, вспоминать, пренебрегать, беседовать, приобретать, спешить, отмечать, аннулировать, ликвидировать.


Упражнение 2.

Составьте и запишите сложноподчинённые предложения с придаточным изъяснительным, употребляя в главной части глаголы волноваться, видеть, замечать, стремиться, предполагать, жалеть . Для связи придаточных и главных частей сложного предложения используйте разные союзы и союзные слова. Постройте горизонтальные схемы этих предложений.

Упражнение 3.

Запишите текст, вставляя пропущенные буквы, расставляя и объясняя знаки препинания.

Я никому (н..) поверю что есть на нашей земле места скучные и (н..) дающие никакой пищи н.. глазу н.. слуху н.. воображению н.. человеческой мысли. Только исследуя какой-нибудь клоч..к нашей страны можно понять как она хороша и как мы сердцем пр..вязаны к каждой её тропинке роднику и даже к робкому попискиванию лесной пичуги.
(К. Паустовский)


Упражнение 4.

Сравните пары предложений. В чём их сходство и различие? Установите, союзом или союзным словом присоединяется в этих предложениях придаточная часть к главной. Сделайте вывод.

1) Посёлок, что мы проехали, отстроен заново. Очень хорошо, что посёлок отстроен заново. 2) Мы приехали в ту деревню, где я родился и вырос. Друзья спросили меня, где я родился и вырос.

Упражнение 5.

Запишите высказывания русского поэта Н. Гумилёва. Сделайте пунктуационный разбор предложений, подчеркните грамматические основы. Сколько придаточных предложений во 2-м абзаце? Каково их значение? Составьте схемы сложноподчинённых предложений из этого абзаца.

Поэзия для человека - один из способов выражения своей личности и проявляется при посредстве слова, единственного орудия...
...Поэт, понявший «трав неясный запах», хочет, чтобы то же стал чувствовать и читатель. Ему надо, чтобы всем «была звёздная книга ясна» и «с ним говорила морская волна».


Упражнение 6.

Спишите предложения, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Установите, слова каких частей речи поясняются придаточными изъяснительными. Определите, что является общим для всех этих предложений и чем они отличаются.

1) Ты догадался мой читатель с кем бился доблестный Руслан? (А. Пушкин) 2) Хочу что (б) труд мой вдохнове(н, нн)ый когда (нибудь) увидел свет. (М. Лермонтов) 3) Тогда Никите представилось как на холодном, тёмном чердаке нанесло снегу. (А. Толстой) 4) Мы все любили его за (то) что он (н..) похож на всех. (Н.Асеев) 5) Я (н..) мог представить что (бы) экваториальное небо бывало хоть когда (нибудь) серым. (К. Паустовский) 6) А мы (н..) удивляемся и помним как величаво входит в каждый день обыде(н, нн)ость похожая на подвиг и подвиг ставший буднич(?)ным трудом. (Р. Рождественский) 7) За чаем видя что отцу (н..) хочется разговаривать Нина то (же) молчала. (К. Симонов) 8) И она уже думает, как (бы) дожить до Михайлова дня. (Ю. Казаков) 9) Собаки услышав что кто (то) идёт с лаем бросились к нам (на) встречу. (В. Арсеньев)


Упражнение 7.

Спишите предложения, расставьте знаки препинания.

Проведите синтаксический разбор данных предложений. С помощью какого союза присоединяется придаточная часть к главной?

1)Я пришёл сестрица узнать от вас не надобно ли вам чего-нибудь. (А.Пушкин) 2) Задумал я узнать пре¬красна ли земля. (М.Лермонтов) 3) Я долго не мог разо¬брать есть ли кто-нибудь в хате. (А. Куприн)

Упражнение 8.

Спишите пословицы, расставляя знаки препинания. Определите вид придаточного предложения. Объясните, какую синтаксическую роль выполняют местоимения в этих примерах.

1) Самым дорогим кажется то во что твой труд вложен. 2) Кто другому яму роет тот сам в неё попадёт. 3) Тот хорош у кого родилась рожь. 4) Тот кто ожёгся на молоке дует на холодную воду. 5) Кто землю лелеет того земля жалеет. 6) Дружи с тем кто лучше тебя самого. 7) Кто не сеет тот и не жнёт. 8) Кто спит весной тот плачет зимой. 9) Каково лето таково и сено. 10) С кем поведёшься от того и наберёшься. 11) Кто знает аз да буки тому и книги в руки. 12) Кто хвалится тот с горы свалится. 13) Кто смешлив тот слезлив. 14) Не ошибается тот кто ничего не делает. 15) Успевает тот кто время бережёт. 16) Тот кто много читает много знает. 17) Каков привет таков и ответ.

Упражнение 9.

Передайте содержание следующих высказываний, пользуясь косвенной речью. Какие глаголы можно использовать в главном предложении? Составьте схему 3-го предложения. Чем является в нём союзное слово?

1) Литература есть сознание народа, цвет и плоть его духовной жизни. (Б. Белинский) 2) Пушкин первый почувствовал, что литература - национальное дело первостепенной важности, что она выше работы в канцеляриях и службы во дворце... (М. Горький) 3) Первая заслуга великого поэта в том, что через него умнеет всё, что может поумнеть. (А Островский) 4. Поэзия - это вершина прозы. (В. Соколов)

Упражнение 10.

Преобразуйте данные высказывания в сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными. Проследите, что меняется в предложениях при замене прямой речи косвенной.

1) Недаром Лев Николаевич Толстой говорил о нём: «Чехов - это Пушкин в прозе». (Н.Телешов) 2) «Твой отец - добрый малый», - промолвил Базаров. (И. Тургенев) 3) «Про Аксинью не слышно?» - спросил Григорий с деланым равнодушием в голосе. (М. Шолохов) 4) Коля подумал: «Почему это рядом с оленьим следом вьётся ровной цепочкой лисий?» (В. Песков)

Упражнение 11.

Преобразуйте каждое сложноподчинённое предложение с изъяснительным придаточным:

В бессоюзное предложение;
- в простое предложение с распространённым дополнением;
- в предложение с прямой речью;
- в предложение с вводной конструкцией.

1) Гаврила чувствовал себя раздавленным этой мрачной тишиной и красотой и чувствовал, что он хо¬чет видеть скорее хозяина. (М.Горький) 2) Я решил разузнать у мальчишек, что это за странный человек. (К. Паустовский) 3) Он уверял меня, что в море бывает две весны. (К. Паустовский) 4) Ты давеча сказал, что у меня лицо не совсем свежо, измято. (И. Гончаров)

Упражнение 12.

Спишите, вставляя пропущенные буквы, знаки препинания и раскрывая скобки. Составьте схему последнего предложения. В чём особенность его строения?

Нависшие на ветвях пышные комья снега д..вили их (к) низу предавая им чудес(?)ный праз(?)ничный и холодный вид. По временам срывалась с в..ршины тоненькая веточка, и чрезвычайно ясно слышалось как она падая с лёгким треском задавала за другие ветви. Снег розовел на солнце и с.нел в тени. Мной овладело тихое очарование этого торжестве(н, нн)ого холодного безмолвия и мне к..залось что я чу(?)ствую как время медле(н, нн)о и бе..шумно проходит мимо меня.
(А. Куприн)

Упражнение 13.

Укажите, какие союзы и союзные слова вводят изъяснительную придаточную часть.

1) Скажите мне, кого мы тут ждем. (Я Каверин.) 2) Я должен знать, на что ты собираешься истратить эту сумму. (В. Катаев.) 3) Он хорошо знал, как надо обращаться с крабами. (В. Катаев.) 4) Я терпеливо ждал, когда поплавок вздрогнег и пойдет в зеленую речную глубину. (К. Паустовский) 5) Я давно угадал, что мы сердцем родня (А Фет.) 6) Антошка попросил Наташу, чтобы она подняла его высоко на руки. (А Платонов.) 7) Все почувствовали, что в воздухе пахнет молодой листвой тополя, розами и сиренью. (А Чехов.) 8) Он боялся, что ему как художнику не удается проявить все силы души. (В. Каверин.)

Упражнение 14.

Составьте сложные предложения, используя разные подчинительные союзы и союзные слова. Определите, различаются ли оттенками значений получившиеся синтаксические конструкции. Сделайте вывод.

1) Только теперь мне стало ясно, зачем (когда, где, как) они собирали грибы. 2) Он не понимал, что (почему, когда, где, какая) девочка смеялась. 3) Кирилл почувствовал, как (что, будто) холодеет его лицо. 4) Никите представилось, как (что, будто) на только что покрашенную крышу дома нанесло снегу. 5) Дети чувствуют, что (когда, как) их любят.

Упражнение 15.

Исправьте грамматические ошибки и запишите получившиеся предложения.

1) Учитель сказал, что я завтра буду спрашивать по всему разделу. 2) Прохожий спросил, что где находится библиотека. 3) Я хотел узнать, что сколько ребят участвуют в спектакле. 4) Дедушка сказал мне, что в твои годы я никогда не унывал. 5) Галя поинтересовалась, что приду ли я на утренник. 6) Родители сказали мне по окончании четверти, что тебе следовало бы больше уделять времени подготовке к урокам.

Тест по теме «Сложноподчинённые предложения с придаточными изъяснительными»

1. На какие вопросы отвечают придаточные изъяснительные?

1) падежные вопросы
2) вопросы определения
3) падежные и вопросы определения
4) вопросы обстоятельства

2. Как присоединяется придаточное изъяснительное к главному?

1) с помощью союзных слов
2) с помощью частицы ли
3) с помощью союзов
4) с помощью союзов, союзных слов, частицы ли

3. Место придаточного изъяснительного по отношению к главному

1) после главного предложения
2) в середине предложения
3) перед главным
4) любая позиция по отношению к главному

4. Укажите ложное высказывание:

1) изъяснительные придаточные относятся к членам главного предложения со значением речи, мысли, чувства, состояния
2) без изъяснительного придаточного главная часть теряет смысл
3) изъяснительное придаточное не может присоединяться с помощью союзных слов
4) изъяснительное придаточное относится только к глаголам

5. Найдите предложение, соответствующее схеме […., (что), ]

1) Я любил, когда Надюша мне что-то растолковывала.
2) Все, конечно, пойдут на концерт, в котором участвуют одноклассники
3) Боясь, что он обидит Софью, мать торопливо и строго заговорила.
4) Обед в честь гостя, который приехал из Украины, по мнению хозяина, удался.

6. Укажите СПП с придаточным изъяснительным

1) Он сидел, откинувшись в скрипучем кресле.
2) Давно поспела полевая клубника, лакомиться которой позволяли нам вдоволь.
3) Он сообщил, что возвращается экспедиция.
4) Второе окно во двор, к которому я подкрадываюсь, выходило во двор подъезда.

7. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
2) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
3) Наклонилось к речке дерево, так что плавает листва.
4) Он верил, что душа родная соединиться с ним должна.

8. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) И если по законам братства с природой человеку жить, тогда и все свои богатства она велит ему открыть.
2) Когда солнце прощается с летом, краски памяти так пестры.
3) А кругом, куда пойдёшь иль взглянешь, только степь да синий дым…
4) Каждый человек должен заботиться о том, чтобы привести свои дела в порядок.

9. Определите предложение с придаточным изъяснительным.

1) Надо хорошо трудиться, чтобы был результат.
2) Работаю с перерывами, так как приходится принимать посетителей.
3) Ему чрезвычайно не нравилось, когда кто-нибудь заводил речь о его молодости.
4) Настало время, когда я решил отправиться в путь.

10. Определите предложение с придаточным изъяснительным:

1) Молодые люди должны помнить, что только упорным трудом и глубокими знаниями можно достичь желаемого.
2) Надо хорошо трудиться, чтобы достичь желанной цели.
3) А небо всё чернело, будто чугунная стена росла из-под земли.
4) Тихое утро было полно такой свежести, будто воздух промыли родниковой водой.

11. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному с помощью союзного слова.

1) Я хочу, чтобы ты всегда был надёжным другом.
2) Говорили, будто его видели в городе.
3) И послышалось мне, будто снег скрипит.
4) Непонятно, откуда берётся эта пыль.

12. Придаточное изъяснительное присоединяется к главному частицей, употреблённой в значении союза.

1) Ему стало ясно, что до вечера домой они не попадут.
2) Юноша прекрасно понимал, о чём идёт речь.
3) Никита при жизни отца не знал, любит ли его.
4) Никто не знал, откуда появилась эта девушка.

13. Какая характеристика предложения верна:

Я начисто забыл про краски и кисти и не думал, что когда-нибудь вспомню про них

1) ССП;
2) простое;
3) СПП с придаточным определительным;
4) СПП с придаточным изъяснительным;

14. Определите средство связи придаточной изъяснительной части с главной в сложноподчиненных предложениях.

1) Можно было бы сказать, что Чехов побуждает нас видеть мир и самих себя с элегическим раздумьем о прошлом (М. Громов).
2) Позови своих воевод да спроси их, что они скажут (С. Голицын).

А. Союз.
Б. Союзное слово.

15. Докажите принадлежность слова что к союзу или к союзному слову.

Юморески Антоши Чехонте по жанру и форме похожи на то, что изо дня в день печаталось в «Стрекозе», «Будильнике» и «Осколках» (М. Громов).

1) ЧТО - союз, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения; членом предложения не является.
2) ЧТО - союзное слово, так как соединяет придаточную изъяснительную часть с главной в структуре сложноподчиненного предложения, являясь при этом членом предложения (подлежащим в придаточной части), и выражено относительным местоимением.

16. Определите вид придаточной части, средство связи придаточной части с главной. К чему относится придаточная часть?

Мне верить хочется, что сердце не игрушка... (Н. Заболоцкий).

1) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством союзного слова.
2) Придаточная изъяснительная часть относится к слову в главной части и присоединяется к ней посредством функционального союза.