Левое полушарие мозга отвечает за что? Как развить левое полушарие мозга? За что отвечают левое и правое полушарие мозга и как их развить.

У каждого человека есть левое и правое полушарие мозга , и если одно их них доминирует, то образуется функциональная межполушарная асимметрия головного мозга, что определяет не только ведущую сторону тела (правша, левша), но и способы мышления, восприятия и воображения…

Словом, в зависимости от ведущего полушария головного мозга, их асимметрии, во многом будет зависеть Ваш характер , Ваша личность , способ написания жизненного сценария , поведение и деятельность: возможность достичь тех или иных результатов в жизни.
(тест на ведущее полушарие)

Большие полушария головного мозга — функциональная межполушарная асимметрия

Эта статья не для профессионалов и не для студентов, поэтому речь не о том, что такое большие полушарии головного мозга человека, не об анатомии и физиологии — этого материала предостаточно в сети.
Эта публикация для обычных людей: взрослых, подростков и родителей, желающих понять как влияет на их жизнь, на восприятие, мышление, интеллект, поведение, чувства, творчество и креативность, учебу и деятельность, на межличностное общение и взаимодействие, на взаимопонимание и сотрудничество, на воспитание детей, наконец, как влияет на успехи и достижения в жизни функциональная межполушарная асимметрия , т.е. разница в работе левого и правого полушарий головного мозга, одно из которых, обычно, является ведущим (доминантным).

Левое полушарие мозга

Левое полушарие мозга отвечает за абстрактно-логическое мышление человека, т.е. мышление связанное со словесной (вербальной) интерпретацией понятий и явлений. Здесь появляется речь.
С помощью левого полушария мозга человек может говорить, думать, логически мыслить и анализировать ситуации, включая процесс индукции.

Люди с ведущим (доминирующим) левым полушарием головного мозга, обычно, обладают развитым вербальным интеллектом, большим словарным запасом, они отличаются разговорчивостью, активностью, способностью прогнозирования и предвидения.

Правое полушарие мозга

Правое полушарие мозга отвечает за пространственно-образное мышление (невербальное), которое обеспечивает целостность восприятия.

Человек с преобладанием правого полушария головного мозга, обычно, предрасположен к мечтательности, фантазиям, к тонким и глубоким чувствам и переживаниям, у него развит невербальный интеллект, он неразговорчив и медлителен.

Межполушарная асимметрия мозга

Функциональная межполушарная асимметрия мозга , т.е. когда левым полушарием выполняются одни психологические функции, а правым — другие, и одно из них ведущее (доминантное).

Межполушарная асимметрия только частично врожденная (например, правша, левша), большее свое значение она приобретает в процессе развития, обучения, воспитания и социализации. Например, у более образованного человека асимметрия полушарий выше, чем у малообразованного.

У маленького ребенка, младшего школьника еще не определено ведущее полушарие, т.к. его речевой аппарат (левое) и, соответственно, словесно-логическое мышление еще в развитии. Это легко можно заметить, например, когда ребенок пишет зеркальные буквы или рисует, он может написать, скажем, мягкий знак и «Ь» и «d», или рисовать и справа налево, и наоборот — это не ошибка, он так видит, т.е. иногда левым полушарием, а иногда — правым.

Также, на межполушарную асимметрию влияет воспитание ребенка, обычно, согласно традиционному, мужскому или женскому жизненному сценарию, у мальчиков больше развивается левое полушарие, а у девочек — правое (так называемые, мужская или женская логика)

Асимметрия полушариев влияет на будущую деятельность человека, на выбор его профессии. Так, люди с ведущим левым полушарием лучше подойдут профессии связанные с речью, логическим мышлением, анализом процессов и ситуаций.

У людей с доминирующим правым полушарием, оказывающим влияние на творческую деятельность, креативность мышления, артистичность и художественность, подойдут больше профессии с преобладанием образного мышления.

Таким образом, в зависимости от преобладания того или другого полушария мозга, людей, условно, можно разделить на два типа: мыслительный, с ведущим левым полушарием, и художественный тип, с ведущим — правым.

Что касается взаимоотношений в семье, с детьми, с друзьями, любимыми, на работе..,то здесь межполушарная асимметрия у разных людей, может помочь дополнить друг друга, а может и способствовать нарастанию конкуренции и противостояния.

Например, муж с доминирующим левым полушарием вполне может быть дополнением в семейном функционировании жене с ведущим правым полушарием. По сути, это будет, при условии понимания семьи как единства «МЫ», неким симбиозом, как и внутри самой личности — левое полушарие дополняет правое (и наоборот), т.е. весь мозг человека работает как одно целое, а каждая его часть (полушарие) выполняет свои психологические функции.

Но, если, образно выражаясь, левое полушарие начнет заниматься творчеством, а правое — анализом и прогнозом, то возникнет внутриличностный конфликт и неадекватное восприятие, поведение, раскол личности, и….в плоть до неврозов и психопатологии. (Что-то подобное может произойти и в семье…)

Или же, если в семье будут два человека, партнера с одним ведущим полушарием, правым или левым, то может возникнуть конкуренция и противостояние.

Еще, можно заметить слабую асимметрию полушариев мозга у малообразованных или переставших развивать свою личность женщин и мужчин, занимающих свое время просмотром сериалов , эти люди так быстро могут делать ведущим, то правое, то левое полушарие, что могут одновременно, особенно это касается женщин, смотреть очередную серию мелодрамы и переживать за героев (правое полушарие), и, скажем, заниматься домашними делами, например, стиркой (левое полушарие)…кстати, отсюда название: «Мыльная опера».

Психологические проблемы и асимметрия левого и правого полушариев головного мозга человека

Психику человека можно разделить на сознание и бессознательное. Те психологические проблемы с которыми люди в состоянии самостоятельно справиться, легко осознаются и могут быть проанализированы и интерпретированы с помощью левого полушария мозга.
Но то, что храниться в бессознательном; те незавершенные ситуации, эмоции, т.е. то, что воспринято и сохранено в глубинах психики с помощью правого полушария головного мозга, и опосредованно влияют на качество жизни, взаимоотношения, личностный рост и процветание, до конца не осознаются человеком и не могут быть отработаны без психологической помощи, без психотерапевтического и психоаналитического вмешательства.

Многие методы психотерапии работают именно с правым полушарием мозга человека, в то время как левое полушарие, пытаются несколько ослабить или отключить вовсе, как, например, при гипнотерапии .

Поэтому, для психоанализа и психотерапии важно понимание межполушарной асимметрии конкретного человека.
Для диагностики ведущего полушария мозга используют различные методики и наблюдения. Бывает, опытному психотерапевту достаточно провести беседу, чтобы понять асимметрию полушариев человека.

Личная помощь психолога (бюджетный вариант)

Предварительные вопросы психотерапевту по оказанию психологической помощи онлайн

Мозг безраздельно властвует над человеческим телом. Именно из него исходят все команды, и, благодаря им, каждый из нас дышит, говорит, двигается, эмоционально воспринимает окружающий мир. Но, как и в любой сложнейшей системе, в сером веществе существует множество самых разнообразных центров. Каждый из них имеет свои чётко ограниченные функции. Один центр отвечает за речь, другой за зрение, третий контролирует работу слуха и т. д.

Все эти источники внешних проявлений не разбросаны, как попало, а объединены в две системы. Называются они: правое и левое полушария мозга . Полушария выполняют как общие, так и специфические задачи, а, следовательно, в чём-то схожи, а в чём-то кардинально отличаются друг от друга. Можно сказать, что в одном человеке живёт два «Я».

Правое полушарие контролирует левую половину тела. Левое полушарие, как нетрудно догадаться, осуществляет контроль над правой его половиной. Казалось бы, в этом нет ничего необычного. Рациональная природа посчитала, что именно такое распределение будет самым оптимальным. Однако различия гораздо более значимые, чем может показаться на первый взгляд.

Полушария работают абсолютно по-разному, то есть воспринимают окружающий мир не одинаково. Правая доля серого вещества делает нас творческими личностями. Это наша неуёмная фантазия, любовь к живописи, архитектуре, классической музыке. Горечь, обида, восторг, вдохновение, интуиция - всё это также заложено в правой части нашей головы.

А вот, благодаря левой доле, мы становимся прагматиками и рационалистами. Решение математических задач, написание курсовых работ, изучение иностранных языков, расследование уголовных преступлений, то есть логические умозаключения - это всё воспроизводится в левой части головы. Сюда же можно отнести финансовую, судебную, производственную деятельность - всё то, что лишено эмоций. Если учёные когда-нибудь создадут искусственный интеллект, то он в точности скопирует именно левую долю серого вещества.

На первый взгляд кажется, что всё прекрасно. Правое и левое полушария мозга делают нас гармоничными личностями. Человек способен производить сложнейшие математические расчёты, и в то же время обладает великолепным чувством юмора. Он ведёт судебное заседание, а в перерывах пишет лирические стихи. Днём выдаёт кредиты в банке, а вечером наслаждается классической музыкой в театре.

Но жизненный опыт подсказывает, что не всё так безоблачно в подлунном мире. Помните фразу: лирики и физики. Это как раз про те самые доли серого вещества. Кто-то рождён ползать, а кто-то летать. Бывают приземлённые личности, а другие парят в небесах и очень редко опускаются на грешную землю.

Дело же в том, что у одних людей доминирует левая часть головы, а у других правая. Помните психологический тест с вращающейся тётенькой. Если вы видите, что она кружится по часовой стрелке, то, стало быть, в вашей голове главенствующее положение занимает левое полушарие. Если же дама кружится в другую сторону, то господствует правая доля серого вещества.

Причём, если долго смотреть на картинку, то прекрасное создание начинает вращаться то туда, то обратно. Это лишний раз подчёркивает женское непостоянство. Что же касается определения доминанты в мозге таким способом, то тут вопрос довольно спорный.

Но, как быт там ни было, факт остаётся фактом. Одни люди склонны к логике, другие к творчеству. Однако и среди физиков попадаются лирики. Тот же Альберт Эйнштейн говорил, что без богатого воображения невозможно сделать серьёзного открытия. То есть образное мышление, полёт души должны быть неразрывно связаны с сухими цифрами и научными экспериментами.

В наши дни всем хорошо известен такой термин как дети индиго . Это совсем молодые люди с очень высоким уровнем интеллекта. Им пророчат блестящее будущее и возлагают на них надежды по спасению человеческой цивилизации. Так вот, у детей индиго правое и левое полушария мозга работают абсолютно одинаково. То есть получается два в одном.

У них одинаково развиты логика, рационализм, интуиция и вдохновение. Согласитесь, довольно сильная смесь. Отсюда и удивительные способности, поражающие учёных.

А что же делать остальным людям? Довольствоваться тем, что есть, или попробовать развить в себе ту половину головы, которая несколько отстаёт от другой. Это вполне возможно осуществить на практике, но только при регулярных занятиях и тренировках. Они, кстати, совсем не сложные. Их только нужно постоянно выполнять.

Как мы уже говорили, левая доля серого вещества отвечает за правую часть тела, а правая, наоборот, за левую. Поэтому для начала следует поменять приоритет рук. Если вы чистите по утрам зубы правой рукой, то прямо с завтрашнего утра начинайте чистить их левой. Разговаривая по телефону, вы держите его в левой руке - держите в правой. Когда пьёте воду, берите стакан или кружку не той рукой, какой привыкли, а другой.

И ещё одно упражнение. Встаньте прямо, расправьте плечи. Поднимите ногу, согните её в колене и коснитесь его локтём противоположной руки. Проделайте это раз 10, а затем поменяйте ногу и локоть. Данное упражнение также способствует развитию более «слабого» полушария.

Но не надейтесь на чудо. Вы не станете ни великим музыкантом, ни математиком. Просто несколько сгладите различия основных функций противоположных частей тела. Это обязательно пригодится в жизни. Ведь она так богата и разнообразна. Делают же её такой именно полушария нашего мозга. Ведь, по сути, они представляют собой единство и борьбу противоположностей. А это фундаментальная основа всего живого на нашей планете.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и координирований, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Принципы работы обоих полушарий все еще находятся в стадии изучения, но пока в мире господствует теория межполушарной асимметрии. Суть теории в том, что левое полушарие отвечает за логику, а правое – за творчество. И хотя многие эксперименты доказали, что каждое полушарие в той или иной мере отвечает за оба аспекта мышления, теория все еще продолжает существовать, являясь на данный момент ведущей.

Какие функции левого полушария головного мозга?

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • Координация движений правой части тела;
  • Контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • Логический анализ полученных извне фактов;
  • Только буквальное понимание понятий;
  • Этапность в обработке любой полученной информации;
  • Все математические манипуляции;
  • Ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • Понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • Преобладание интровертности в характере;
  • Логическое, символическое и последовательное мышление.

Проверить, какое полушарие больше развито, можно, проанализировав насколько ярко вышеописанные качества реализуются в повседневной жизни. Также помогут с определением доминирующего полушария такие методики:

  • Если при сплетении пальцев рук сверху находится большой палец правой руки, то доминирует левое полушарие и наоборот;
  • При хлопках в ладоши рука, которая находится сверху координируется противоположным полушарием;
  • При скрещивании рук на плечах о доминировании левого полушария свидетельствует правая рука, лежащая сверху.

У новорожденных детей преобладает работа правого полушария мозга. После того, как активно начинает развиваться речь и другие навыки, включается левое полушарие. Из-за системы образования и общественного уклада у подавляющего большинства детей в итоге начинает доминировать левое полушарие, затмевая правое.

Экспериментально доказано, что у левшей отмечается доминирование правого полушария. Однако родители, чтобы их ребенок не отличался от других, пытаются переучивать его. Делать подобное крайне нежелательно, так как последствия могут быть неприятными, проявляясь в различных нарушениях работы мозга.

Чем опасно повреждение левого полушария мозга?

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • Нарушение способности обобщать полученные данные;
  • Нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • Различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • Поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • Комбинированные поражения речи и письма;
  • Нарушение ориентации во времени;
  • Нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • Невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Зачастую восстановить утраченные способности полностью невозможно. В некоторых ситуациях не удается добиться даже минимального улучшения в той или иной сфере поражения. Особое значение в этой ситуации имеют левши, чей центр речи, как и некоторые другие находятся в правом полушарии.

Тот фактор, что центр речи находится в лобных долях левого полушария, был доказан в середине 19 века. После чего практически сразу выяснилось, что преобладание в письме левой руки тесно связано с центром речи в правом полушарии. В 1861 году сформулировали понятие «моторная афазия», которое подразумевает понимание речи, но отсутствие возможности говорить. Данное состояние появилось после разрушения определенных зон в левом полушарии. В 1874 году открыли «сенсорную афазию», которая характеризуется умением говорить, но невозможностью понимать речь. Феноменальность данных нарушений в том, что у левшей данные зоны располагаются чаще всего в правом полушарии.

Упражнения для развития головного мозга

Во время развития детей родители должны отслеживать гармоничность обоих полушарий. В конечном итоге практически у всех, за исключением левшей, будет доминировать левое полушарие. Поэтому упражнения для развития левого полушария не являются актуальными. Кроме того, достаточное развитие логики и последовательности ребенок получит в учебных учреждениях. Однако для левшей будет полезно выполнять некоторые упражнения, предназначенные именно для левого полушария.

Основные упражнения:

  • Ежедневное решение нескольких задач, желательно математического профиля с логической составляющей;
  • Разгадывание кроссвордов (для детей также есть специальные ребусы, загадки и прочее);
  • Выполнять как можно больше движений правой половиной тела (только для левшей).

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  • Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  • Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  • Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  • В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  • Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.
  • Также полезное упражнение заключается в одновременном рисовании одного и того же рисунка обеими руками. Причем изображения должны получиться зеркальными.

Для нормальной жизнедеятельности важно гармоничное развитие обоих полушарий мозга, каждое из которых будет активироваться в определенной, подходящей ситуации. Излишнее доминирование левого полушария перекрывает пути к творчеству и креативу. Чрезмерная активность правого – делает человека несобранным, слишком рассеянным.

Мозг является самой важной и сложной частью центральной нервной системы. С его помощью совершаются все процессы, связанные с мышлением и оценкой информации, полученной из внешней среды. В мозге имеются два полушария – левое и правое, каждое из которых отвечает за определенные процессы - творчество и логику. Работа обоих полушарий должна быть гармоничной и скоординированной, чтобы человек мог адекватно осуществлять все виды жизнедеятельности.

Описание

Под межполушарной асимметрией психических процессов понимается функциональная специализированность полушарий головного мозга: при осуществлении одних психических функций ведущим является левое полушарие, других - правое.

Функциональная асимметрия является одной из важнейших психофизиологических закономерностей в деятельности головного мозга человека. Как утверждают исследователи, асимметрия связана с оптимизацией процесса принятия решений. Правое и левое полушария работают на разной частоте. Два раза в сутки, в момент засыпания и просыпания, частота синхронизируется. В этот момент человек обладает несопоставимо большими возможностями.

К каждому из полушарий мозга идут нервные пути от органов чувств. Правое полушарие в основном «обслуживает» левую сторону тела, а левое - правую. Таким образом, леворукость, ведущий левый глаз или левое ухо могут указывать на преобладающую роль правого полушария в восприятии и анализе информации.

В настоящее время считается, что левое полушарие у правшей играет преимущественную роль в экспрессивной и импрессивной речи, чтении, письме, вербальной (речевой) памяти и вербальном мышлении. Правое же полушарие выступает ведущим для неречевого, например, музыкального слуха, зрительно-пространственной ориентации, невербальной памяти, критичности.

В левом полушарии сконцентрированы механизмы абстрактного, в правом - конкретного образного мышления, поэтому тех людей, у которых преобладает эмоционально-образное мышление, называют «правополушарниками», а тех, у кого преобладает рационально-логическое мышление – «левополушарниками».

Любопытная деталь, подмеченная учеными, – способность асимметрии изменяться с возрастом. Экспериментально доказано, что доминирующее полушарие работает экономичнее и стареет медленнее. Следует помнить, что доминирование правого полушария рано или поздно обязательно проявит себя. У многих людей, выросших в левополушарном рациональном мире, творческое начало проявляется только во второй половине жизни. Кто-то вдруг начинает в сорок лет вышивать крестиком, кто-то втайне ото всех пишет картины.

Особенности полушарий

Симметричные отделы гемисфер обеспечивают движения и специфическую чувствительность равнозначно. Однако такое усреднение не касается высших корковых функций, эмоций, процессов активации и адаптации.

Нейрофизиологи классифицируют межполушарную асимметрию головного мозга на:

  • анатомическую (выражается в морфологической неоднородности гемисфер);
  • биохимическую (проявляется различиями в клеточных реакциях, содержании нейромедиаторов);
  • психофизиологическую (моторной, сенсорной, когнитивно-эмоциональной).

Левое

Левое полушарие мозга является ответственным за вербальную информацию, оно отвечает за языковые способности человека, контролирует речь, способность к письму и чтению. Благодаря работе левого полушария человек способен запоминать различные факты, события, даты, имена, их последовательность и то, как они будут выглядеть в письменном виде.

Левое полушарие несет ответственность за аналитическое мышление человека, благодаря этому полушарию развита логика и анализ фактов, а также осуществляются манипуляции с числами и математическими формулами.

Левое полушарие мозга доминирует в таких областях:

  • координация движений правой части тела;
  • контроль речи, чтения, письма, распознавание и понимание математической символики, а также запоминание имен, дат;
  • логический анализ полученных извне фактов;
  • только буквальное понимание понятий;
  • этапность в обработке любой полученной информации;
  • все математические манипуляции;
  • ориентация во времени и ощущение собственного тела;
  • понятие о собственном «Я» и выделении его из окружающей среды;
  • преобладание в характере;
  • логическое, символическое и последовательное мышление.

При каких-либо повреждениях левого полушария мозга отмечают нарушения, исчезновения или деформации его функции. Возможно появление таких патологических состояний:

  • нарушение способности обобщать полученные данные;
  • нарушение умения выстраивать логические цепочки;
  • различные поражения речевого аппарата (непонимание речи, утрата способности говорить и другие);
  • поражение письменного анализатора (непонимание написанного при восприятии устной речи или невозможность писать при нормальной речи);
  • комбинированные поражения речи и письма;
  • нарушение ориентации во времени;
  • нарушение способности построить в правильной последовательности задачи, которые требуется выполнить для достижения какой-либо цели;
  • невозможность делать выводы из имеющихся фактов.

Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению.

Интересно знать! Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

Правое

Правое полушарие мозга специализируется на обработке так называемой невербальной информации, которая выражается не в словах, а в символах и образах.

Важно! Оно является ответственным за воображение, с его помощью человек способен фантазировать, мечтать, сочинять. Здесь же располагаются способности человека к инициативе и искусству.

Правое полушарие несет ответственность за параллельную обработку информации, то есть подобно компьютеру позволяет человеку одновременно анализировать несколько различных потоков информации, принимать решения и решать задачи, рассматривая проблему одновременно в целом и с разных сторон.

Благодаря правому полушарию мозга мы устанавливаем интуитивные связи между образами, понимаем разнообразные метафоры и воспринимаем юмор. Правое полушарие позволяет человеку распознавать сложные образы, которые невозможно разложить на элементарные составляющие, например, процесс распознавания лиц людей и эмоций, которые отображают эти лица.

Следовательно, можно выделить некую «зону ответственности» правого полушария:

  • считывание информации с образов, символики;
  • представление образов под воздействием музыки;
  • ориентацию в пространстве;
  • собирание пазлов и мозаики;
  • восприятие музыкальных произведений;
  • понимание переносного значения слов и выражений;
  • умение мечтать, сочинять;
  • проявление сексуальности;
  • склонность к мистике, религиозное сознание;
  • управление левой частью тела.

Из этого следует, что хоть левое полушарие головного мозга и отвечает за логику, речь, планирование событий и способность к точным наукам, их целостное восприятие будет невозможным без правой половины мозга.

Взаимосвязь

Работа обоих полушарий мозга в равной степени важна для человека. С помощью левого полушария мир упрощается и анализируется, а благодаря правому – воспринимается таким, каким он является на самом деле. Интуитивная работа правого полушария головного мозга основана на фактах, которые были проанализированы левым полушарием.

Важно! Если бы не было правого, «творческого» полушария мозга, люди бы превратились в безэмоциональные, расчетливые машины, которые могли бы только приспосабливать мир под свою жизнедеятельность.

Следует отметить, что правое полушарие контролирует работу левой половины тела человека, а левое полушарие - правую половину тела. Именно поэтому считается, что у человека, у которого лучше развита левая половина тела («левша») лучше развиты и творческие способности. Тренируя соответствующую часть тела мы тренируем то полушарие мозга, которое является ответственным за данные действия.

У преимущественного количества людей доминирует одно из полушарий: правое или левое. Когда ребенок рождается, он равномерно пользуется возможностями, которые заложены у него изначально в разных полушариях.

Интересно знать! Однако в процессе развития, роста и обучения одно из полушарий начинает развиваться более активно.

Кроме этого, особенности распределения функций в полушариях, их взаимодействие дают различную клиническую картину при возникновении патологических состояний. Это является основой диагностики ряда неврологических заболеваний. При этом невозможно рассматривать межполушарную асимметрию как работу изолированных структур.

Важно! Только единство обоих полушарий, их слаженная работа гарантируют полноценную жизнедеятельность организма.

Краткий тест

Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания. Нужно обратить внимание на расположение:

  • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
  • ладони во время произвольных хлопков;
  • предплечья при скрещивании рук на груди;
  • ноги, перекинутой одну на другую во время сидения.

Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, человек склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

Еще один способ определить доминирующее полушарие представлен на видео ниже.

Способы развития

Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать.

Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

  • шахматы и шашки;
  • покер, нарды;
  • игры монополия и эрудит;
  • головоломки и пазлы;
  • вышивка и вязание.

Левого полушария

Поскольку известно, что левое полушарие контролирует правую часть тела, активировать его можно двумя путями: загрузив работой, на которую оно ориентировано, и максимально задействовав ту сторону тела, которую оно контролирует.

  1. Логические задачи
    В сети вы их найдете большое количество, как по отдельности, так и собранные в игры и приложения. Играйте, разгадывая как сами, так и собираясь всей семьей.
  2. Физические упражнения
    Для активации левого полушария нужно задействовать правую сторону тела. Например, выполнять обычные действия правой рукой (писать, чистить зубы, размешивать чай). Для правшей это не составит никакого труда, а вот левшам придется сложнее. Также выполняя обычную гимнастику уделяйте больше внимания правой стороне тела. Например, можно попрыгать на правой ноге, делать наклоны в правую сторону.
  3. Самомассаж
    На теле человека есть множество точек, которые отвечают за разные органы, в том числе и за мозг. На основании больших пальцев ног находится точка, отвечающая за мозжечок, а под ней располагаются точки больших полушарий мозга. Массируя точку под большим пальцем правой стопы, вы активизируете левого полушарие.
  4. Мелкая моторика рук
    Для развития полушарий очень полезна мелкая моторика рук. Для этого есть специальное упражнение. Прислоните кончик мизинца правой руки к кончику большого пальца левой руки, а мизинец левой к большому пальцу правой. Прокручивайте кисти так, чтобы положение пальцев поменялось местами. Затем тоже самое нужно проделать с безымянными и указательными пальцами.

Правого полушария

Для развития правой половины мозга подойдет любое творчество - сочинение музыки, рисование, написание рассказов. Есть также и специальные упражнения, которые повысят потенциал правой части и заставят ее работать в полную силу.

  1. Визуализация
    Закройте глаза и представьте чистый белый лист бумаги. Теперь постарайтесь увидеть на нем свое имя в любимом для вас цвете. Потом заставьте имя изменить цвет несколько раз. Чем ярче будет картинка, тем лучше. Также можно использовать не «выдуманный» лист бумаги, а использовать приложения с упражнение для тренировки правого отдела мозга. Старайтесь назвать цвета, которыми написаны слова как можно быстрее.
  2. Двигательные упражнения
    Некоторые известны нам с детства, например, «ухо-нос». Левой рукой возьмитесь за кончик носа, правой – за левое ухо. Потом хлопните в ладоши и поменяйте руки – теперь правая должна держать нос, а левая – правое ухо. Кто в детстве играл в эту игру, помнит, что тогда получалось гораздо лучше. Это связано с тем, что в детском возрасте правое полушарие развито больше (отсюда у малышей и любовь к рисованию и разного рода творчеству).
  3. Тактильные чувства
    Еще один эффективный способ развить правое полушарие – это использовать тактильные ощущения. Вы можете представлять во время выполнения упражнения абсолютно любые образы. Например, попробуйте ощутить, что вы едите определенное блюдо, какое оно на вкус, что у вас ассоциируется с ним. Чтобы развить творческие навыки то же самое можно сделать и с запахом или любым образом.
  4. Работа пальцами
    Подобная гимнастика поможет развить творческое мышление. Попробуйте сжать одновременно две ладони в кулаки. После этого выпрямите большой палец на правой руке и указательный палец – на левой. После выпрямите указательный палец на правой и большой на левой руке. Повторите это упражнение несколько раз, ускоряя темп. Чередуйте и выбрасывайте другие пальцы.
  5. Знак бесконечности
    Такое упражнение также помогает действенно развить правое полушарие и улучшить креативные навыки. Для этого необходимо прижать левое ухо к плечу и вытянуть вперед левую руку. Затем все внимание следует сконцентрировать на указательном пальце. Рисуйте рукой восьмерку, начиная с центра – вверх и с центра – влево. Выполните упражнение с левой руки 8 раз, а затем то же самое сделайте и для правой руки.

  1. Правшам стоит иногда использовать левую руку для письма или ежедневных дел. Поначалу будет трудно, но неразборчивые каракули со временем превратятся в изящный почерк, а в правом полушарии появятся новые и свежие идеи.
  2. и визуализации полезны не только для душевного комфорта и активизации подсознания. Это еще и тренировка фантазии и интуиции. Даже если человек далек от эзотерики, нелишним будет представлять вкус любимого блюда во рту или вспоминать запахи лесной поляны, приглянувшегося парфюма, активизируя образную память. Можно просто постараться представить любой предмет с закрытыми глазами, четко и в цвете.
  3. Постоянная тренировка тоже расширяет функции ПП. Можно попросить друга или родственника загадать неодушевленный предмет, например, из тех, что находятся в комнате. Сосредоточиться и постараться угадать внутренним зрением, что бы это могло быть. Услышав звонок телефона, попробовать представить, кто звонит, прежде, чем ответить.
  4. Рисование картин, даже если нет особых художественных способностей, отлично помогает освежить сознание и повысить креативность, что не помешает даже финансовому аналитику. Это помогает снять излишний контроль. Поначалу бывает страшно сделать первый мазок, так как нет четкого плана действий, к чему привыкли люди с сильным ЛП, но фантазия обязательно проснется.
  5. Ведение дневника, сочинение стихов, рассказов и сказок по вечерам детям - не просто развлечения, но и очень полезные занятия.

Гораздо более важными являются упражнения, направленные на улучшение взаимосвязей между правым и левым полушариями мозга. К методикам развития относятся:

  1. Очень простое упражнение заключается в одновременном поглаживании себя правой рукой по животу и постукивании себя левой рукой по голове. Сначала следует выполнять его медленно, внимательно отслеживая движения каждой руки, а затем постепенно ускоряться.
  2. Следующее упражнение также требует работы руками. Поставив их перед собой, человек должен одной рисовать в воздухе квадрат, а второй, например, звезду. При этом, как только он заметит прогресс, то есть выполнять упражнение станет легче, следует поменять руки.
  3. Более сложное упражнение на координацию заключается в удержании одной рукой кончика носа, второй при этом держатся за противоположное ухо. Методика тренировки заключается в том, что руки нужно как можно быстрее менять.
  4. В зависимости от того, правша человек или левша, следует пытаться делать привычные дела противоположной рукой, например, чистить зубы или принимать пищу.
  5. Занятия танцами, в частности, танго помогает развивать оба полушария одновременно.

Также существует ряд упражнений, которые помогут гармонично развить оба полушария головного мозга.

  1. «Кольцо». Последовательно и очень быстро соединять пальцы обеих рук в кольцо с большим пальцем в течение нескольких минут.
  2. «Люди Икс» - на бумаге любого формата нарисовать ярким цветом две пересекающиеся прямые в виде буквы «Х» и повесить лист на стене. Встать, ноги на ширине плеч, спина прямая. Взгляд направлен в точку пересечения линий. Одновременно локоть правой руки соединить с поднятым вверх коленом левой ноги. Выполнять энергично несколько минут. Такая тренировка очень эффективно снимает усталость после рутинной работы и бодрит.
  3. «Разноцветная путаница» - понадобится листок, на котором разноцветными фломастерами записаны названия цветов. Сложность в том, что название и краски не соответствуют друг другу. Например, слово «желтый» написано красным, «зеленый» - синим. Чем больше слов, тем лучше. Нужно быстро прочитать вслух не слово, а название цвета, которым оно записано.

Ученых всегда интересовало устройство человеческого мозга. Это главный орган центральной нервной системы, управляющий движениями, эмоциями, информационными процессами. Его еще сравнивают с компьютером, а два полушария - с процессорами. Правое ответственно за чувства, образное восприятие, интуицию, а левое полушарие мозга отвечает за анализ, логику и последовательное выполнение любых задач.

Ученые и медики считали, что раз мозг управляет всеми процессами в организме, то, научившись управлять им, можно повысить количество интеллектуальных гениев, исцелить болезни, исключить психические расстройства, да и просто быть полноправным хозяином жизни. Отчасти это возможно, если понимать, за что отвечают левое и правое полушария мозга, а их гармоничная, связная работа необходима для правильного всестороннего развития.

Обмен информацией происходит через соединяющее их мозолистое тело, а при слаборазвитой одной части целого органа успешное функционирование невозможно.

Правый и левый процессоры

С помощью электроэнцефалограммы можно определить активность серого вещества. Когда испытуемый шутит, решает сложную задачу по физике, считает, смотрит эмоциональное кино, рисует, то возбуждение нервных окончаний происходит в разных отделах.

Единой универсальной зоны нет. Однако одна из частей может быть ведущей, а другая вспомогательной. Очень важно определить, какая из них наиболее активна у ребенка. Эти знания помогут подобрать нужные упражнения и не допустить отклонений в развитии, или же усилить имеющиеся врожденные способности.

(ЛП) Левое полушарие головного мозга отвечает за умения читать, писать, формулировать мысли и изучать иностранные языки, а также контролирует речь. Врачи долгое время полагали, что оно всегда сильнее, но на самом деле ЛП превалирует при выполнении конкретной деятельности:

  • запоминание детальной информации (цифры, даты, фамилии, имена, аббревиатуры, номера телефонов) и способы их записи;
  • распознавание чисел, формул, иероглифов, любой знакописи;
  • восприятие слов в прямом значении, без иносказаний;
  • обработку информации поэтапно;
  • составление логических схем;
  • стереотипное поведение и мышление;
  • управление правой стороной тела.

Без таких базовых навыков было бы трудно полноценно существовать в социуме, но это больше напоминает описание робота или калькулятора. Главная задача ЛП - аналитическая работа с фактами и последовательное решение проблемы.

Долгое время спорили, какое полушарие отвечает за творчество. Мало вообразить что-то, необходимо и воссоздать это в реальности через символы и знаки. Но сейчас нет сомнений в том, что у творцов доминирует правое полушарие (ПП), ответственное за чувства, фантазию, интуицию - то, без чего нельзя представить человека. К его функциям также относятся:

ПП умеет видеть за частным целое и распознавать внешность, объединяя детали в единый образ. Оно превращает буквы книг в кинокартину внутри головы, а ноты в музыкальные произведения, затрагивающие глубинные эмоции, заставляет сердце биться чаще при виде красивых людей или произведений искусства.

Определить, какое из них доминирует на данный момент, очень легко, нужно провести простой тест, который покажет наиболее активную сторону сознания.

Прежде всего, следует определить - правша человек или левша (у взрослого это известно уже изначально)

  • большого пальца при сплетении пальцев обеих рук воедино в своеобразный кулак;
  • ладони во время произвольных хлопков;
  • предплечья при скрещивании рук на груди;
  • ноги, если присев, перекинуть одну на другую.

Если преобладает активность правой стороны тела, значит, больше развито левое полушарие, поскольку именно оно управляет ею. Если наоборот - значит, индивидуум склонен к эмоциональному и алогичному поведению и обладает творческими способностями, но ему нужно уделять больше внимания развитию разума и аналитических навыков.

Тренировка для работы в команде

При доминирующем левом полушарии и очень слабом правом одаренный ученый не сможет вдохновиться на открытия, проникнув сквозь сеть математических формул к новым величинам. Творческая личность с развитым правым полушарием не будет способна записать и структурировать потрясающий сюжет новой книги, довести до конца работу над картиной или спектаклем. Только слаженная работа ЛП и ПП формирует успешную и гармоничную личность.

Существуют определенные упражнения на эту тему, которые не только развивают мозг, но и приучают его части работать сообща, помогая друг другу.

Если выполнять их с раннего детства, то даже не имея природных талантов, ребенок будет с легкостью достигать намеченных целей, в отличие от одаренных, но неорганизованных сверстников.

Увлекательные и полезные задания

Любому человеку будут очень полезны занятия музыкой, особенно по классу фортепиано, баяна, аккордеона. Двигательная активность рук и пальцев непосредственно связана с работой мозга. Когда обе руки задействованы одновременно - гармонично развиваются сразу два полушария, привыкая сотрудничать. Кроме этого, необыкновенно полезны для развития как логики, интеллекта и памяти, так и образного мышления:

  • шахматы и шашки;
  • покер, нарды;
  • игры монополия и эрудит;
  • головоломки и пазлы;
  • вышивка и вязание.

Есть и более конкретные упражнения, стимулирующие обе зоны мозга. Для большего эффекта их лучше выполнять ежедневно .

Творческие этюды

Есть определенные упражнения, чтобы развить правое полушарие мозга, но самый лучший способ - соприкосновение с искусством и музыкой, желание понять образы, которые в них воплощены. Походы в музей, театр, чтение классики с детства формируют правильное развитие ПП.

Можно представлять буквы алфавита, а потом имена друзей и знакомых, пытаясь разглядеть какого они цвета. Услышав голоса в толпе, можно пофантазировать, людям с какой внешностью они могли бы принадлежать, а потом сравнить свои догадки с реальностью. Если в жизни происходит застой и необходим творческий импульс, значит, нужно целенаправленно развивать ПП:

Воспитание детского сознания

Пальчиковые игры, любые упражнения на развитие мелкой моторики благотворно влияют на работу мозга. Дети, как правило, обладают очень развитым правым полушарием с рождения, с радостью фантазируют и представляют себя в разных образах.

Многие детские игры включают оба полушария, например, как «Да и нет не говорить, черное с белым не носить». Тут представление всевозможных красочных предметов сочетается с одновременным контролем сознания, чтобы не впустить запрещенную информацию. «Море волнуется, раз» - образное мышление воплощается в конкретной форме через двигательную активность. «Казаки-разбойники» - интересный сюжет сочетается с знакописью и символами.

Творческого ребенка видно сразу, однако, если не уделять достаточно внимания развитию у него левой части мозга, позже он будет витать в облаках, не сможет сосредоточиться, а точные науки будут даваться с трудом. Поэтому стоит включить в постоянные занятия:

  • разгадывание кроссвордов и ребусов;
  • ментальную арифметику;
  • собирание пазлов;
  • использование правой руки вместо левой (для левшей).

По мере взросления начинает доминировать левое полушарие, особенно с началом повышенной нагрузки в школе. Редко, но встречаются дети с врожденной доминантой ЛП. Они с легкостью решают математические задачи, с раннего возраста отличаются педантичностью и повышенной бережливостью: собирают разные коллекции, раскладывая составляющие по цвету или размеру, любят запоминать цифры и номера машин.

Ребенок с левополушарной доминантой часто выучивается читать сам по себе, потому что механически запомнил символы, но вряд ли буквы будут включать в его сознании образы: отсюда может возникнуть равнодушие к чтению. Также этим детям сложно самостоятельно играть в игры, придумывая воображаемые события и действия.

Им нужны четкие указания на последовательные действия, поэтому они часто добиваются больших успехов в спорте и в учебе, но испытывают сложности в дружбе и общении. Тем более необходимо постоянно развивать правое полушарие мозга через любой вид творчества, особенно хороши для таких детей танцы и занятия музыкой.

Восстановив баланс между ЛП и ПП, родители с гордостью будут наблюдать за многочисленными победами и успехами своего чада.

Обычный человек редко использует больше 5% от возможностей мозга, просто из-за незнания или лени. Но если целенаправленно заниматься, зная тонкости работы этого удивительного органа, можно удивить не только окружающих, но и самого себя.