Личность среда фактор развития личности. Среда как фактор развития ребенка

Образовательная среда как фактор развития личности

ФГОС определяет понятие «образовательная среда» как совокупность факторов, формируемую укладом жизнедеятельности школы: материальные ресурсы школы, организация учебного процесса, питания, медицинской помощи, психологический климат.

Образовательная среда – это целостная качественная характеристика внутренней жизни школы, которая:

– определяется теми конкретными задачами, которые школа ставит и решает в своей деятельности;

– проявляется в выборе средств, с помощью которых эти задачи решаются (к средствам относятся выбираемые школой учебные программы, организация работы на уроках, тип взаимодействия педагогов с учащимися, качество оценок, стиль неформальных отношений между детьми, организация внеучебной школьной жизни, материально-техническое оснащение школы, оформление классов и коридоров и т.п.);

Принципы формирования образовательной среды:

  • деятельность-образование-личность;
  • открытость, целостность, системность, взаимосвязь;

и взаимозависимость всех элементов образовательной среды, имеющей единую методологическую основу;

  • избыточность ресурсов, обеспечивающая личностный выбор, развитие индивидуальности
  • функциональное разнообразие элементов среды, обеспечивающее освоение различных видов деятельности;
  • самоидентификация личности;

Одним из важнейших компонентов образовательной среды является комплекс учебного оборудования

Полное оснащение образовательного учреждения обеспечивают три взаимосвязанных комплекта:

  • общешкольное оснащение
  • оснащение предметных кабинетов
  • оснащение, обеспечивающее организацию внеурочной деятельности, в том числе моделирование, научно-техническое творчество, учебно-исследовательская и проектная деятельность.

Кабинет для внеурочной деятельности открыт в гимназии в этом учебном году. Несмотря на большую заполненность школы, администрация нашла возможность выделить самый просторный кабинет для этой цели.

Было продумано внешнее оформление, оборудование, наполняемость. Мы решили, что было бы неразумным распылять это огромное количество пособий и игр по кабинетам и решили собрать все в одном месте. В кабинете решили выделить несколько зон – для подвижных игр, для групповых занятий, для информационно-коммуникативного центра.

Таким образом, наш кабинет преследует несколько целей

  1. Это информационный и мультимедийный центр начальной школы.
  2. Этот кабинет может использоваться в качестве сенсорной комнаты и комнаты психологической разгрузки.
  3. Игровая комната.

Наш кабинет оборудован комплектом нетбуков с выходом в интернет, постепенно пополняется программное обеспечение – устанавливаются разнообразные тренажеры, системы тестирования, обучающие программы. Есть мультимедийный комплекс, позволяющий проводить разнообразные занятия. Есть цифровые микроскопы, электронный шагомер и другие современные приспособления, позволяющие детям разнообразить их познавательную деятельность. Интегрированная творческая среда на базе языка Лого для начального школьного и внешкольного образования. С помощью ПервоЛого 4.0 дети учатся писать, читать и считать, развивают свою речь и художественные способности, и, конечно, осваивают современные компьютерные технологии. В урочной деятельности ребята также активно осваивают ИКТ-технологии, работают с интерактивными комплексами и мобильными компьютерными классами

Подобранное оборудование развивает чувственное восприятие детей, помогает расслабиться в играх с песком, в подвижных играх. Дети через занятия с разнообразными пособиями развивают моторику, глазомер, координацию движений. Эти все задачи позволяет решать комплекс «Пертра», разработанный Марианной Фростиг. Этот комплекс позволяет проводить коррекционную работу с отстающими детьми, развивает творческие способности. Дети могут строить лабиринты, развивая пространственное мышление, координируя движения глаз и рук. Сортируя фигуры и бусины – учатся классифицировать предметы, выделять общие признаки и многое другое. Тактильные доски развивают тактильное восприятие, зрительно-моторную координацию. Н аборы для рисования на песке, тренажеры для физических разминок,

Дети и педагоги часто используют этот кабинет и для обучающих игр. Здесь собрано большое количество обучающих и развивающих игр, которые помогают усвоить и закрепить вычислительные навыки, расширить словарный запас и кругозор. Это знаменитые кубики Никитина, которые развивают логику, умение прогнозировать и планировать результаты своей деятельности, в комплектацию кабинета входят всевозможные детские игры, мозаики, конструкторы.

Игра СЕНСИНО: На вертикальной поверхности мольберта по кругу расположены 12 отверстий, в которые проходит рука. С обратной стороны к этим отверстиям прикреплены полотняные мешочки - "норки". Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке.

Наборы рукоделия. Есть кукольный театр. Для всех модулей, по которым организуется внеурочная деятельность с учащимися 1-3 классов, в этом кабинете достаточно оборудования

Человек характеризуется как:

- существо разумное;

- существо социальное: бытие человека связано с социальной организацией;

- существо созидающее. Активность человека реализуется через: труд, общение, познание, игру. В любом виде деятельности человек действует в соответствии с планом, который заранее возникает в его голове;

- существо, которое производит символы (наиболее важным символом является слово).

Личность - вершина человека. Человек как личность характеризуется:

- развивающимся самосознанием, являющимся основой формирования умственной активности и самостоятельности личности в ее суждениях и действиях, и ориентированным, прежде всего, на познание себя, усовершенствование себя и поиск смысла жизни;

- активностью - стремлением зайти за приделы реализованных возможностей, за рамки ролевых предписаний; расширить сферу деятельности;

- наличием «Я-образа» - системы представлений человека о себе реальном, себе ожидаемом, себе идеальном, которые обеспечивают единство и тождественность его личности и обнаруживаются в самооценках, чувстве самоуважения, уровне притязаний и т.д.;

- способностями, свойствами и качествами, обеспечивающими успешность в выполнении определенной деятельности;

- характером, представляющим собой совокупность устойчивых индивидуальных свойств человека, обуславливающую типичные для него способы поведения и эмоционального реагирования.

- является носителем и выразителем социальных ценностей, опыта, норм, установок, культуры и ролей;

- субъект совместной деятельности и общения;

- цель, объект и субъект воспитания и самовоспитания.

Личность - вершина человека. Индивидуальность - это его глубина. Индивидуальность - это непохожесть, своеобразие и отличие одного человека от другого. Но это не только характеристика его неповторимости и уникальности, но и характеристика соотношения свойств, заданными природными и социальными условиями существования, и свойств, проявляющихся в результате актов свободного выбора и творчества самого человека, значит индивидуальность выделяется особыми чертами характера, темперамента, своеобразием творческой деятельности.

Можно говорить о физической, биохимической и соматической индивидуальности.

Физическая индивидуальность Биохимическая индивидуальность Соматическая индивидуальность

Рост, вес тела, прочность костей, сила и скорость сокращения мышц, давление крови, расположение центра тяжести, объем легких - эти характеристики взаимосвязаны друг с другом и изменение одних ведет к изменению других.

Эти параметры неизбежно влияют и на работу других уровней: · Большая масса тела, тесно связана с биохимическими сдвигами и изменениями в работе гормональной системы. Она может повлиять на привлекательность человека и, как следствие, привести к изменению его отношений с другими людьми, что, в свою очередь, может вызвать изменения характера и т.д.


Большой рост или размеры тела вызывают дополнительные расходы на питание, одежду, обувь, что требует больших заработков и может повлиять на выбор профессии, рабочего поста и т.д.

Существование особых закономерностей протекания биохимических процессов, неповторимой структуры белка в каждом организме, особенностей строения всех типов тканей давно доказано специальными биохимическими исследованиями.

Этот тип индивидуальности является весьма устойчивым и мало изменяется в течение жизни. Известно, что чужеродный белок отторгается организмом, а любой биохимический сдвиг, вызванный искусственно, ведет к многочисленным, часто весьма негативным последствиям.

Естественные изменения, например перестройка обменных процессов в периоды полового созревания, беременности, старения и т.п., протекают под контролем генетических факторов и неизбежно вызывают многочисленные последствия на всех уровнях интегральной индивидуальности, включая и такой устойчивый и мало изменяющийся под влиянием других уровней, как темперамент.

Этот уровень отвечает за взаимосвязанную работу отдельных органов и их интеграцию в целостный организм. Ясно, что гипофункция, например печени или легких, ведет к многочисленным изменениям в функционировании других органов даже при отсутствии выраженной патологии, т. е. соматического заболевания .

Наиболее тесно данный уровень индивидуальности связан с двумя предыдущими, но легко прослеживаются его связи и со всеми другими уровнями.

Например, физическое здоровье и красота человека могут влиять на развитие его личности, но не прямо, а через те отношения, в которые вступает или не может вступить человек с другими людьми, через те формы деятельности, которые могут быть доступны или недоступны ему.

Рассмотрим подробно, какие факторы влияют на развитие личности человека.

Роль наследственности в развитии личности человека.

Под наследственностью понимается воспроизведение у потомков биологического сходства с родителями.

Наследственност - это генетическая программа человека, определяющая его генотип.

Наследственные программы развития человека включают детерминированную и переменную части, определяющие как то общее, что делает человека человеком, так и то особенное, что делает людей столь непохожими друг на друга.

1. Детерминированная часть наследственной программы обеспечивает, прежде всего, продолжение человеческого рода, а также видовые задатки человека как представителя человеческого рода, в том числе задатки речи, прямохождения, трудовой деятельности, мышления.

2. От родителей к детям передаются внешние признаки: особенности телосложения, конституции, цвет волос, глаз и кожи.

3. Жестко генетически запрограммировано сочетание в организме различных белков, определены группы крови, резус-фактор.

4. Наследственный характер имеют болезни крови (гемофилия), сахарный диабет , некоторые эндокринные расстройства - карликовость.

5. К наследственным свойствам относятся также особенности нервной системы, обусловливающие характер, особенности протекания психических процессов.

6. По наследству передаются задатки к различным видам деятельности.

У каждого ребенка от природы имеются четыре группы задатков: интеллектуальные, художественные и социальные. Задатки являются природной предпосылкой развития способностей. Несколько слов необходимо сказать об интеллектуальных (познавательных, учебных) задатках. Все нормальные люди от природы получают высокие потенциальные возможности для развития своих умственных и познавательных сил.

Имеющиеся различия в типах высшей нервной деятельности, изменяют лишь протекание мыслительных процессов, но не предопределяют качества и уровня самой интеллектуальной деятельности. Но педагоги и психологи признают, что может быть неблагоприятная для развития интеллектуальных способностей наследственность. Отрицательные предрасположения создают, например, вялые клетки головного мозга у детей алкоголиков, нарушенные генетические структуры у наркоманов, наследственные психические заболевания.

Очень важен вопрос о наследовании моральных качеств и психики . Ведущим положением отечественной педагогики было утверждение, что все психические и моральные качества личности не наследуются, а приобретаются в процессе взаимодействия организма с внешней средой. Считалось, что человек не рождается ни злым, ни добрым, ни щедрым, ни скупым, а тем более ни злодеем или преступником. Дети не наследуют моральных качеств родителей, в генетических программах человека не заложена информация о социальном поведении.

В западной педагогике доминирует утверждение о том, что нравственные качества человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми, природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность (М. Монтессори, К. Лоренц, Э. Фромм, А. Мичерлик и др.).

Последнее время позицию о генной обусловленности социального поведения начинают занимать и отечественные специалисты. Академики П.К. Анохин, Н.М. Амосов и др. высказываются в пользу наследственной обусловленности нравственности человека и его социального поведения.

Влияние среды на развитие личности.

Реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека, называется средой. На развитие личности человека оказывает влияние природно-географическая среда, макросреда - общество, в совокупности всех его проявлений, микро - среда - ближайшее окружение человека. Абстрактной среды не бывает. Есть государство, конкретные условия жизни человека, его семья, школа, друзья. Естественно, что человек достигает более высокого уровня развития, где близкое и далекое окружение предоставляет ему наиболее благоприятные условия.

Огромное влияние на развитие человека в детстве оказывает домашняя среда.

Роль воспитания в развитии личности.

Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание - главная сила, способная дать обществу полноценную личность.

Эффективность воспитательного воздействия заключается в целенаправленности, систематичности и квалифицированном руководстве. Каковы же виды влияния в воспитании и механизмы воздействия на ребенка?

Влияние в воспитании - форма осуществления функций педагога, деятельность воспитателя, в едином процессе социального взаимодействия, приводящая к изменению каких-либо особенностей индивидуальности воспитанника, его поведения и сознания.

Механизмы воздействия на ребенка:

В процессе воспитания существует четыре основных механизма воздействия :

1. Убеждение - логически аргументированное воздействие на рациональную сферу сознания учеников. Создание, усиление или изменение взглядов, оценок, установок.

2. Внушение - воздействие на сознание ученика.

3. Заражение - бессознательное подчинение группы воспитанников эмоциональному воздействию воспитателя.

Заражение осуществляется через передачу психологического настроя.

4. Пример - действия, которому подражают. Действие как пример чего-либо.

Нужно помнить, что слабость воспитания в том, что оно осуществляется на сознании человека и требует усилий с его стороны, в то время как наследственность и среда действуют бессознательно и подсознательно. Воспитанием можно добиться многого, но полностью изменить человека нельзя. В судьбы людей воспитание вносит различную лепту - от самой незначительной до максимально возможной.

Если воспитатель хочет воспитать ребенка, то он должен привлечь его к деятельности, которая совершенствует окружающую ребенка среду. Если к такой деятельности ребенок не будет привлечен, то и воспитания в положительном смысле этого слова не будет.

Признание деятельности личности ведущим фактором ее развития ставит вопрос о целенаправленной активности, саморазвитии личности, т.е. непрерывной работе над самим собой, над собственным духовным ростом. Личность из объекта воспитания должна перейти в статус субъекта.

Субъект - это личность, для деятельности которой характерны четыре качественные характеристики:

- самостоятельная;

- предметная;

- совместная;

- творческая.

Решая ту или иную педагогическую задачу, воспитатель побуждает воспитанников к определенной деятельности или предотвращает нежелательные действия. Для того, чтобы воспитанники начали проявлять собственную активность, это влияние должно быть ими осознано, превратиться во внутренний побудитель, в мотив деятельности.

На определенной стадии развития личности, ее интеллектуальных способностей и общественного самосознания человек начинает понимать не только внешние для него цели, но также цели своего собственного воспитания. Он начинает относиться к самому себе как к субъекту воспитания. С возникновением этого нового, весьма своеобразного в развитии личности фактора человек сам становится воспитателем.

Самовоспитани - систематическая и сознательная деятельность человека, направленная на саморазвитие и формирование базовой культуры личности.

Поэтому мировая педагогика все больше рассматривает воспитанника как от природы деятельное, внутренне активное существо, обеспеченное необходимыми задатками и стимулами для саморазвития, а воспитание - как объективно-субъективный процесс саморазвития и самовоспитания детской личности в системе организованных и стихийных взаимодействий и отношений. Речь идет о природной субъектной активности индивида, формирующегося под воздействием потребностей, инстинктов, влечений, желаний способностей, стремления к самопроявлению и самоутверждению.

Для педагогики имеет большое значение не то, что выделил или не выделил индивид себя сознательно из своего окружения, а выделен ли он окружением - системой воспитания прежде всего - из социального целого и признан ли в качестве субъекта - индивидуальности, наделенного активностью и способностями, которые с первых мгновений жизни ребенка нужно сохранят, развивать, а в случае необходимости исправлять при его активном участии, посредством его деятельности. Если педагогика этого не признает, если воспитание этим положением субъектности воспитанника не руководствуется, то это не педагогика, а наука о дрессировке и практическом натаскивании.

Деятельность как фактор развития личности.

Влияние на развитие наследственности, среды и воспита-ния дополняется еще одним чрезвычайно важным фактором - деятельностью личности. Под этим понимается все многообра-зие занятий человека, все то, что он делает. Из глубины веков дошли до нас мудрые наблюдения: «Скажите мне, что и как делает ребенок, и я скажу вам, каким он вырастет»; «Ни один бездельник еще ничего не достиг»; «Сколько пота — столько успеха»; «Человек сам кузнец своего счастья»; «Кто рано вста-ет, тому Бог дает»; «По труду и честь»; «Творение указывает на творца» и т. п.

Словом, очевидна прямая связь между результа-тами развития и интенсивностью деятельности. Это еще одна общая закономерность развития, которую можно сформулировать так: чем больше работает человек в определенной области, тем выше уровень его развития в этой области. Разумеется, пределы действия этой закономерности не безграничны, а оп-ределяются «сдерживающими» факторами — способностями, возрастом, интенсивностью и организацией самой деятельно-сти и другими.

В процессе деятельности происходит всестороннее и цело-стное развитие личности человека, формируется его отношение к окружающему миру. Чтобы деятельность привела к формиро-ванию запроектированного образа личности, ее нужно органи-зовать и разумно направить. В этом самая большая сложность практического воспитания. К сожалению, во многих случаях оно не может предоставить возможностей для развития; воспи-танники порой лишены самого необходимого — активного участия в общественной, трудовой, познавательной деятельно-сти, обречены на ее пассивное созерцание и затверждение го-товых истин.

Основные виды деятельности детей и подростков — игра, учение, труд. По направленности выделяется познавательная, общественная, спортивная, художественная, техническая, ремес-ленническая, гедоническая (направленная на получение удоволь-ствия) деятельность. Особый вид деятельности — общение.

Деятельность может быть активной и пассивной. Даже са-мый маленький ребенок уже проявляет себя как активное су-щество. Он предъявляет требования к взрослым, сверстникам, выражает свое отношение к людям, предметам. В дальнейшем под влиянием среды и воспитания активность может как повы-шаться, так и снижаться. Можно привести сколько угодно примеров, когда человек занят, много работает, но действует без желания, без настроения, как говорится, спустя рукава. Ра-зумеется, такая деятельность к высоким результатам не ведет.

Хорошее развитие обеспечивается только активной, эмоцио-нально окрашенной деятельностью, в которую человек вклады-вает всю душу, в которой полностью реализует свои возмож-ности, выражает себя как личность. Такая деятельность приносит удовлетворение, становится источником энергии и вдохно-вения. Вот почему важна не столько деятельность сама по себе, сколько активность личности, в этой деятельности проявляю-щаяся.

Активность в обучении позволяет школьнику быстрее и успешнее осваивать социальный опыт, развивает коммуникативные способности, формирует отношение к окружающей дей-ствительности. Познавательная активность обеспечивает интеллектуальное развитие ребенка. Для нее характерна не только потребность решать познавательные задачи, но и необходи-мость применять полученные знания на практике. Трудовая ак-тивность стимулирует быстрое и успешное формирование ду-ховного и нравственного мира личности, определяет готов-ность много и успешно трудиться.

Все проявления активности имеют один и тот же постоян-ный источник — потребности. Многообразие человеческих по-требностей порождает и многообразие видов деятельности для их удовлетворения. Показать растущему человеку полезные максимально ослабить ложные направления активности — по-стоянная и одновременно очень сложная задача воспитания. Сложность в том, что потребности и мотивы деятельности в пе-риод интенсивного становления человека очень подвижны и пе-ременчивы. На различных возрастных ступенях должны опера-тивно меняться виды и характер деятельности. Массовое школьное воспитание не всегда успевает за этими переменами, а должно успевать, чтобы не допускать необратимых последствий.

Активность самого человека — непременное условие разви-тия его способностей и дарований, достижения успеха. Какие бы прекрасные воспитатели ни опекали ребенка, без собствен-ного труда он мало чего достигнет. К.Д. Ушинский отмечал, что ученик должен учиться сам, а педагог дает ему материал для учения, руководит учебным процессом. Следовательно, при правильном воспитании школьник не столько объект пе-дагогического воздействия, сколько субъект, т. е. активный участник собственного воспитания.

Активность личности, как и деятельность, имеет избира-тельный характер. Развитие личности происходит под воздей-ствием не любых, не всяких влияний, а главным образом тех из них, которые выражают потребности самого человека, обра-щены к его личности, опираются на его собственное отноше-ние к действительности. «Главное дело воспитания как раз в том и заключается, — писал С.Л. Рубинштейн , — чтобы тыся-чами нитей связать человека с жизнью — так, чтобы со всех сторон перед ним вставали задачи, для него значимые, для него притягательные, которые он считает своими, в решении которых он включается.

Это важней всего потому, что главный источник всех нравственных неполадок, всех вывихов в поведении — это та душевная пустота, которая образуется у людей, когда они становятся безучастными к окружающей их жизни", отходят в сторону, чувствуют себя в ней посторонними наблю-дателями, готовыми на все махнуть рукой, — тогда им все ста-новится нипочем».

Активность личности не только предпосылка, но и резуль-тат развития. Воспитание достигает цели, когда ему удается сформировать общественно активную, инициативную, творчес-кую личность, приносящую радость себе и людям. Разумная, педагогически выверенная организация деятельности школьни-ка обеспечивает активность во всех ее проявлениях. Ставить подрастающего человека в позицию активного деятеля, воору-жать его такими способами деятельности, которые дают воз-можность активного приложения сил, изучать его личностное своеобразие, всемерно раскрывать его потенциальные возмож-ности — таковы функции воспитателя, разумно направляюще-го процесс развития личности.

На развитие ребенка влияет не только наследственность, но и среда. Понятие «среда» может рассматриваться в широком и узком смысле. Среда в широком смысле - это климатические, природные условия, в которых растет ребенок. Это и общественное устройство государства, и условия, которые оно создает для развития детей, а также культура и быт, традиции, обычаи народа. Среда в таком ее понимании влияет на успешность и направленность социализации.

Но существует и узкий подход к пониманию среды и ее влиянию на становление личности человека. Согласно такому подходу среда - это непосредственное предметное окружение. В современной педагогике существует понятие «развивающая среда» (особым образом выстроена, чтобы наиболее эффективно влиять на ребенка). В педагогике, когда речь идет о среде как факторе воспитания, имеются в виду еще и человеческое окружение, принятые в нем нормы взаимоотношений и деятельности. Зачастую выделяется негативное влияние среды (улицы), оно связано с насыщенностью ее отрицательными примерами для подражания.

Среда как фактор развития личности имеет существенное значение: она предоставляет ребенку возможность видеть социальные явления с разных сторон. Ее влияние носит, как правило, стихийный, мало поддающийся педагогическому руководству характер, что, конечно же, приводит ко многим трудностям на пути становления личности. Но изолировать ребенка от среды нельзя. Влияние среды на формирование личности постоянно на протяжении всей жизни человека Разница лишь в степени восприятия этого влияния.

Примеры развития детей, попадавших с младенческого возраста в окружение животных, свидетельствуют о том, что эти человеческие задатки у них не развивались, и способность к их развитию оказывалась настолько заторможенной, что даже после того, как эти дети попадали в человеческое общество, они с огромным трудом обучались простейшим формам общения с людьми и не привыкали к образу жизни современного человека.

Среда - это реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека:

социальная среда (общественный строй, система производственных отношений, материальные условия жизни, др.); социальную среду относят к отдаленному окружению;

ближняя среда (семья, родственники, друзья).

Домашняя среда оказывает огромное влияние на развитие человека, особенно в детском возрасте. Семья во многом определяет круг интересов и потребностей, взглядов и ценностных ориентаций ребенка; семья предоставляет условия (в том числе материальные) для развития природных задатков ребенка; в семье закладываются нравственные и социальные качества личности.

К социальным процессам, оказывающим наибольшее влияние на развитие человека, относятся в первую очередь изменения условий жизни в городе и на селе, миграционные процессы, т. е. перемещения населения в пределах территории страны, из города в деревню и обратно, демографические процессы - изменения в рождаемости, продолжительности жизни, возрасте вступления в брак и т. п.

К числу основных социальных институтов, влияющих на развитие и формирование личности человека, относятся: семья как основная ячейка общества, учебно-воспитательные заведения, охватывающие все звенья системы народного образования, внешкольные и культурно-просветительные учреждения, массовые средства распространения информации.

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Академия экологии, морской биологии и биотехнологии

Отделение экологии

Кафедра общей экологии

Жук Александра Евгеньевна

ФАКТОР СРЕДЫ В ФОРМИРОВАНИИ ЛИЧНОСТИ

Владивосток

ГЛАВА I. ЛИЧНОСТЬ 3

ГЛАВА II. РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ

ФАКТОРОВ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ 5

ЛИТЕРАТУРА 11

ГЛАВА I

ЛИЧНОСТЬ

Личность - это устойчивая система социально значимых черт, которые характеризуют индивида, продукт общественного развития и включения индивидов в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения. Свойства личности - это то, что сближает индивидов в силу общности исторически и социально обусловленных особенностей их жизнедеятельности. Индивид становится личностью в процессе освоения социальных функций и развития самосознания, т. е. осознания своей самотождественности и неповторимости как субъекта деятельности и индивидуальности, но именно в качестве члена общества. Стремление к слиянию с социальной общностью (к идентификации с нею) и вместе с тем – к обособлению, проявлению творческой индивидуальности делает личность и продуктом, и субъектом социальных отношений и социального развития одновременно. Формирование личности осуществляется в процессах социализации индивидов и направленного воспитания: освоения ими социальных норм и функций (социальных ролей) посредством овладения многообразными видами и формами деятельности. Богатство которых определяет богатство личности. Отчуждение тех или иных присущих целостному родовому человеку видов и форм деятельности (вследствие общественного разделения труда, закрепляемого в классово-антагонистическом обществе его социальной структурой) обусловливает формирование односторонне развитой личности, которая воспринимает собственную деятельность как несвободную, навязанную извне, чуждую. Напротив, присвоение всей целостности исторически сложившихся видов и форм деятельности каждым индивидом в обществе, лишенном классово-антагонистических противоречий, - непременная предпосылка всестороннего и гармонического развития личности. Помимо общественных, личность приобретает черты, вытекающие из специфики условий жизнедеятельности особых социальных общностей, членами которых являются индивиды, т. е. классовых, социально-профессиональных, национально-этнических, социально-территориальных и половозрастных. Освоение черт, присущих этим многообразным общностям, а также социальных ролей, выполняемых индивидами в групповой и коллективной деятельности, с одной стороны, выражается в социально-типических проявлениях поведения и сознания, а с другой стороны, придает личности неповторимую индивидуальность, так как эти социально обусловленные качества структурируются в устойчивую целостность на основе психофизических свойств субъекта. В качестве субъекта социальных отношений личность характеризует активная творческая деятельность, которая, однако, становится возможной и продуктивной благодаря овладению унаследованной от предшествующих поколений культурой. ГЛАВА II РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА ПОД ВЛИЯНИЕМ ФАКТОРОВ СРЕДЫ

Формирование личности человека - это последовательное изменение и усложнение системы отношений к окружающему миру, природе, труду, другим людям и к себе. Оно происходит на протяжении всей его жизни. Особенно важен при этом детский и юношеский возраст. Развитие человека - очень сложный процесс. Оно происходит под влиянием как внешних воздействий, так и внутренних сил, которые свойственны человеку, как всякому живому и растущему организму. К внешним факторам относятся прежде всего окружающая человека естественная и социальная среда, а также специальная целенаправленная деятельность по формированию у детей определенных качеств личности (воспитание); к внутренним- биологические, наследственные факторы. Развитие ребенка - не только сложный, но и противоречивый процесс - означает превращение его из биологического индивида в социальное существо- личность.

Человеческая личность формируется и развивается в деятельности и общении. В процессе развития ребенок вовлекается в различные виды деятельности (игровую, трудовую, учебную, спортивную и др.) и вступает в общение (с родителями, сверстниками, посторонними людьми и пр.), проявляя при этом присущую ему активность, это содействует приобретению им особого социального опыта. Для нормального развития ребенка с самого его рождения, огромное значение имеет общение. Только в процессе общения ребенок может освоить человеческую речь, которая, в свою очередь, играет ведущую роль в деятельности ребенка и в познании и освоении им окружающего мира. Ведущие черты личности развиваются в результате внешнего влияния на личность, ее внутренний мир.

Развитие человека - это процесс количественного и качественного изменения, исчезновения старого и возникновения нового, источник и движущие силы которого скрыты в противоречивом взаимодействии как природных, так и социальных сторон личности.

Природная сторона человека развивается и изменяется на протяжении всей его жизни. Эти развития и изменения носят возрастной характер. Источник социального развития личности находится во взаимодействии личности и общества.

На формирование личности влияют три фактора: воспитание, социальная среда и наследственные задатки.

Воспитание рассматривается педагогикой как ведущий фактор, так как это специально организованная система воздействия на подрастающего человека для передачи накопленного общественного опыта.

Социальная среда имеет преимущественное значение в развитии личности: уровень развития производства и характер общественных отношений определяют характер деятельности и мировоззрение людей.

Задатки - особые анатомо-физиологические предпосылки способностей к разным видам деятельности. Наука о законах наследственности - генетика - полагает наличие у людей сотни различных задатков - от абсолютного слуха, исключительной зрительной памяти, молниеносной реакции до редкой математической и художественной одаренности. Но сами по себе задатки еще не обеспечивают способностей и высоких результатов деятельности. Лишь в процессе воспитания и обучения, общественной жизни и деятельности, усвоения знаний и умений у человека на основе задатков формируются способности. Задатки могут реализоваться лишь при взаимодействии организма с окружающей социальной и природной средой.

Новорожденный несет в себе комплекс генов не только своих родителей, но и их отдаленных предков, то есть имеет свой, только ему присущий богатейший наследственный фонд или наследственно предопределенную биологическую программу, благодаря которой возникают и развиваются его индивидуальные качества. Эта программа закономерно и гармонично претворяется в жизнь, если, с одной стороны, в основе биологических процессов лежат достаточно качественные наследственные факторы, а с другой, внешняя среда обеспечивает растущий организм всем необходимым для реализации наследственного начала.

Приобретенные в течение жизни навыки и свойства не передаются по наследству, наукой не выявлено также особых генов одаренности, однако каждый родившийся ребенок обладает громадным арсеналом задатков, раннее развитие и формирование, которых зависит от социальной структуры общества, от условий воспитания и обучения, забот и усилий родителей и желания самого маленького человека.

На любом этапе своего развития человек является природным существом, а потому подчиняется биологическим закономерностям. Но если, биологическое, природное, есть и в человеке, и в животном, то в обоих случаях оно существенно разнится, поскольку биология человека неразрывно связана с социальными условиями, сложившимися в процессе развития человечества как результат общения между людьми. Среда человека имеет всегда социальный характер и оказывает наиболее влияние на растущий и развивающийся организм ребенка. Особенно активно можно воздействовать на организм ребенка с помощью таких социально управляемых факторов, как воспитание в семье и детском коллективе, соблюдение режима, рациональное питание, адекватные физические нагрузки, физкультура, закаливающие процедуры и так далее. Правильное использование перечисленных факторов может обеспечить физическое и духовное развитие ребенка и способствовать коррекции многих дефектов генетического характера.

Социальное и биологическое в человеке - не две параллельные независимые друг от друга составляющие. В каждой личности они настолько тесно переплетены и взаимообусловлены, что исследователи в основе развития ребенка выделяют два важнейших фактора - наследственность и среду, которые являются и источниками, и условиями развития.

В ходе эволюции человека, в процессе трудовой деятельности совершенствовалось не только его тело, но и прежде всего кора головного мозга и центральная нервная система в целом. Человеческие особенности головного мозга закреплялись в генетическом материале и передавались по наследству. Однако психическое развитие человека как личности и сейчас возможно лишь в процессе воспитания, путем повседневного привития ребенку чисто человеческих навыков. Если человеческое дитя даже с самыми “ лучшими” структурными особенностями мозга попадает в условия изоляции от человеческого общества, то развитие его как личности прекращается. Это многократно подтверждено в случаях, когда дети раннего возраста попадали в стаи диких животных или подвергались искусственной изоляции. Психическое развитие ребенка как человеческой личности возможно лишь в окружении других людей при активном и пассивном обучении поведенческим навыкам.

Развитие социального поведения ребенка происходит в процессе воспитания. В первые полгода жизни все новое он усваивает в полном смысле слова с молоком матери. Ибо пищевой безусловный рефлекс способствует закреплению первых условных рефлексов. Дети, вскармливаемые материнским молоком и имеющие непосредственный повседневный контакт с матерью в течение первого года жизни, растут более спокойными, уравновешенными, лучше усваивают все новое, в их характере преобладает доброта, сочувствие к другим людям. Во втором полугодии жизни ребенок все больше интересуется другими окружающими его людьми, сохраняя по-прежнему привязанность к матери.

Развитие социального поведения ребенка раннего возраста осуществляется не только с помощью целенаправленных мер воспитания. Чаще оно происходит на основе наблюдения ребенка за поведением взрослых людей и более старших детей. В связи с этим важная роль принадлежит окружающим условиям. Ближайшим социальным окружением, в которое попадает ребенок, становится как правило, семейная микросреда - родители, бабушка, дедушка, братья, сестры. Не следует думать, что влияние микросреды вступает в силу, лишь, когда ребенок заговорит. Уже в самые первые месяцы характер заботы взрослых о детях в значительной степени определяет их психическое развитие. Упущенное в этот период трудно восполнимо в дальнейшем. Изоляция детей от родителей может привести при ограниченности, дефиците общения с окружающими к неблагоприятным изменениям в их развитии, к возникновению даже некоторых психопатических черт. Для формирования личностных качеств ребенка значима та семейная атмосфера, в которой живет ребенок: занимают ли родители по отношению к нему единую позицию или разную, проявляют ли они к нему преимущественно строгость и требовательность или же нежность и предупредительность носят ли в семье теплый, дружественный характер или в них преобладают официальность холодность и т.п. Замечено, что в тех семьях, где родители, не проявляя достаточного тепла к ребенку, часто подменяют его навязчивым контролированием, назидательностью и морализаторством, допускают оскорбления и унижения, высмеивание и физические наказания за промахи и неудачи, дети вырастают неуверенными в себе, мало инициативными, с заниженной самооценкой и притязаниями. Эти качества мешают полноценному развитию ребенка не только в дошкольные годы, но и в дальнейшей жизни.

Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности и поддержки, имеют немало преимуществ - у них больше возможности для развития своей активности, они чаще проявляют творческий подход, оригинальность, дружеские чувства, обнаруживают больше эмоциональности в своих взаимоотношениях, нежели их сверстники, живущие в условиях излишней строгости, дефицита теплоты, ласки.

На здоровье ребенка и развитие у него личностных особенностей большое влияние оказывает структура семьи и характер внутрисемейных отношений. Гармоничному развитию личности часто мешают длительные конфликтные ситуации в семье, разводы родителей, воспитание “единственного” ребенка и др. В таких семьях дети часто страдают неврозами, хуже учатся, отстают в физическом развитии, часто болеют различными соматическими заболеваниями.

Если такой ребенок заболевает, происходит дальнейшая астенизация организма, ведущая к снижению физической и психической активности, к ослаблению его реактивности в отношении других неблагоприятных внешнесредовых факторов и предрасполагающая к новым заболеваниям.

В сложном процессе формирования личности участвуют многие физические, биологические и социальные факторы. Длительное отрицательное влияние этих факторов на растущий и развивающийся организм ребенка может привести к аномальному развитию личности и способствовать возникновению нервно-психических расстройств. Для воспитания гармоничной личности и предупреждения нервно-психических расстройств у детей огромное значение имеет социально - экономическая структура общества, система государственных и медицинских профилактических мероприятий. В процессе развития происходит формирование ребенка как личности, отражающей социальную сторону его развития, его общественную сущность.

ЛИТЕРАТУРА

http://www.diadhilev.perm.ru/art/dokl/00010.htm

http://www.zachetka.ru/referat/preview.aspx?docid=4972&page=3, 2003г.

http://soc-breeding.boom.ru/

http://www.referat.com/catalog/?download=3898.zip.0

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

« Новгородский Государственный Университет имени Ярослава Мудрого»

_________________________________________________________________

Кафедра профессионального педагогического образования и социального управления

Контрольная работа по разделу

«Психолого-педагогические основы развития ребёнка: основы детской психологии»

Тема: №11 «Среда как фактор психического развития»

Направление 440301.63 – Педагогическое образование, профиль «Дошкольное образование»

Сдала: Студентка 2курса

Гамбург Ю.С.

Проверил (а) __________________

На процесс развития биологический фактор влияет посредственно. Врожденные и наследственные особенности представляют собой лишь возможности будущего развития личности. Его ход зависит от того, в какую среду и систему условий жизни, взаимоотношений будет находиться личность.

В понятие среда включается совокупность условий, в которых происходит развитие организма. Среда включает в себя три составляющие:

  1. Природную
  2. Материальную или же предметную
  3. Социальную

Природная среда – климат, растительность, географические условия. Природная среда оказывает косвенное влияние через образ жизни, труд взрослых.

Материальная среда – искусственный мир, созданный самим человеком – это бытовые предметы, строения, книги, произведения искусств итд. В процессе развития ребенок осваивает способы употребления этих вещей. Предметы, которые находятся вокруг него, способствуют формированию представлений. Наибольшее значение для развития имеет социальная среда. Доказано, что вне человеческого общения не возможно младенцу стать человеком, личностью.

Социальная среда представляет собой взаимосвязь трех компонентов:

Макросреду – составляет общество, определенные социально – экономические и социально – политические условия жизни. Её воздействие осуществляется через СМИ, книги, законы общества, правила, посредством требований и оценки морали и эстетики.

Мезосреда – включает национально – культурные и социально – демографические особенности региона, где проживает ребенок.

Микросреда – это социальная среда жизнедеятельности ребенка, с которой он непосредственно контактирует(семейное окружение, общество взрослых, группы сверстников в образовательных учреждениях и во дворе, где живет ребенок). От того, какие люди входят в микросреду ребенка, каково содержание общения их с ним, каков характер взаимоотношений, во многом зависит то, какие свойства личности у него будут формироваться.

В различные контактные группы ребенок вступает по мере своего взросления.

Первая и самая значимая группа в жизни микрогруппа – семья. Формирование личностных качеств ребенка, по утверждению Е.В. Субботского, в значительной степени определяется своеобразием семейного микроклимата. Дети, воспитанные в атмосфере доброжелательности, уважения к личности ребенка, имеют больше преимуществ перед детьми, живущих в более неблагоприятных условиях.

Современные исследования показывают, что в семьях нарастают негативные тенденции, все чаще отмечается склонность к отчуждению в детско – родительских отношениях. В числе основных причин – это занятость родителей, рост количества разводов, низкий уровень материального благосостояния и, напротив, достижения цивилизации (отдельные комнаты, компьютеры и планшеты у каждого члена семьи итд). Все это приводит к формализации контактов и объединению общения между родителями и детьми.