Личностная и социальная значимость образования. Важность образования в XXI веке

Личность – это конкретный человек, обладающий индивидуальными психологическими особенностями.

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Таким образом, социальная и личностная значимость образования заключается в том, что процесс обучения является важнейшим условием социализации личности, интеграции индивидов в социальные группы, в общество в целом.

В информационном обществе возрастает роль и значение непрерывного образования.

Литература

    Обществознание: 10 класс: учебник для общеобразовательных учреждений: профильный уровень / под ред. Л.Н. Боголюбова, А.Ю. Лазебниковой, Н.М. Смирновой – 5-е изд. – М., 2011. – С. 7 - 290.

Тема 1.2.Введение в социологию

Учебные вопросы

    Социология как наука.

    Социальная структура общества.

    Экономические институты общества.

    Социализация индивида.

    Семья и брак как социальные институты.

    Этническое многообразие современного мира.

    Роль права в жизни общества. Правовая культура.

    Отклоняющееся поведение, его формы и проявления.

    Роль религии в жизни общества.

    Социальные проблемы современной России.

      Социология как наука

В наиболее широком смысле социология – это наука, изучающая общество как форму совместной жизнедеятельности людей.

Но общество изучают и другие науки.

Социология – это наука об обществе как целостной системе, о закономерностях его функционирования и развития.

Слово «социальный» означает совокупность общественных отношений, т.е. отношений людей друг к другу и к обществу.

Социальное понимается как результат совместной жизнедеятельности людей, которая проявляется в их общении и социальном взаимодействии, в ходе которого формируются общественные отношения.

      Социальная структура общества

Под структурой понимается совокупность взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее содержание объекта.

Социальная структура – это совокупность взаимодействующих социальных групп, статусов, ролей, институтов и отношений между ними.

Основные элементы социальной структуры общества

1. Социальные группы.

Социальная группа – любая совокупность людей, выделенных по социально значимым критериям (полу, возрасту, национальности, профессии, месту жительства, доходу, власти, образования и т.д.). Каждая социальная группа имеет свои социальные интересы.

Особую роль в жизни общества играет молодежь как социальная группа (16 – 30 лет).

Другие социальные группы:

Люди города и деревни;

Маргинальные группы;

Социально-демографические группы (молодежь, женщины и мужчины, старшее поколение);

Национальные общности (нации, народности, этнические группы).

2. Социальный статус – определенная позиция в социальной структуре группы или общества, связанная с другими позициями через систему прав и обязанностей.

3. Социальная роль – модель поведения, ориентированная на данный статус (социальные роли в юношеском возрасте).

4. Социальный институт в широком смысле – это совокупность норм, правил поведения в определенной сфере жизнедеятельности человека (политической, экономической, социальной, правовой, институтах семьи, науки, образования, культуры, религии и др.).

      Экономические институты общества

Экономическая сфера общества является важнейшей. Она включает производство, распределение, обмен и потребление товаров и услуг.

Экономические институты – это нормы и правила, по которым взаимодействуют и осуществляют экономическую деятельность ее участники.

К ним относятся институты:

Собственности;

Наследования;

Налогообложения;

Финансово-кредитный;

Государственного регулирования экономики и др.

Уровень развития экономики оказывает прямое влияние на социальную структуру общества, качество и уровень жизни населения.

Экономическая деятельность создает и материальную основу для развития культуры.

В свою очередь, уровень развития культуры оказывает обратное влияние на экономику.

Экономика и политика

    Политика есть концентрированное выражение экономики.

    Политика не может не иметь первенства над экономикой.

Социология труда в РФ базируется на системе социального партнерства, закрепленной Трудовым кодексом РФ.

      Социализация индивида

Социализация личности – развитие человека во взаимодействии с окружающим миром.

Ее компоненты: развитие, воспитание, обучение, формирование личности.

Факторы социализации личности

    Наследственно-биологический.

    Природно-географический.

    Социальный фактор.

Механизмы социализации личности

    Традиционный – усвоение человеком знаний, норм и правил поведения, взглядов, которые характерны для его ближайшего окружения.

    Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества.

    Стилизованный действует в рамках определенной субкультуры, в т.ч. молодежной субкультуры.

    Межличностный действует в процессе взаимодействия человека с другими людьми.

    Рефлексивный связан с внутренним диалогом человека.

Важную роль в социализации личности играет социальный контроль, который базируется на основе социальных ценностей и норм.

Процесс социализации личности базируется на двуединой основе:

1) воздействие коллектива и руководителя на личность;

2) самореализация личности, которая предполагает самосознание, самопознание, самоопределение, свободу и ответственность личности.

Процесс социализации личности идет непрерывно с момента рождения человека. При этом самопознание начинается с самоузнавания, отличия себя от внешнего мира.

Лекция 19. Образование

Рассмотрим одну из существенных проблем нашего времени – проблему соотношения личности, общества и образования. В центре проблемы – противоречие между интересами современного человека, общественными запросами и целями, содержанием образования. Суть противоречия – отставание образования от потребностей личности и динамично развивающегося общества.

Образование как социальный институт отвечает потребностям личности и общества в приобретении знаний; является системой учреждений, обладающей материальными средствами, коммуникациями; выполняет в соответствии с нормативными актами функции передачи социального опыта, включения индивида в различные сферы жизнедеятельности общества, приобщения его к культуре. Школа несет ответственность перед обществом и государством за доступность, качество образования, его соответствие современным научным воззрениям.

ЛИЧНОСТНАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ЗНАЧИМОСТЬ ОБРАЗОВАНИЯ

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризуется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государства.

Первый ориентир – личностный . Он исходит из признания человека высшей ценностью, а права на образование – одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и народов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование – это то, что заставляет человека стремиться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации – развития и саморазвития человека на протяжении всей жизни в процессе усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж.И. Алферов отметил: «Экономика, основанная на наукоемких технологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи». Одновременно это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия – как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь человечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патриотом.

Одним из показателей личностного и общественного значения образования является человеческий интеллектуальный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образования, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значительнее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следовательно, социальный статус и достоинство человека, удовлетворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучием. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основательных знаний. Эта явная нелепость преодолевается крайне медленно, особенно в организациях, состоящих на государственном бюджете.

Второй ориентир – социальный , образование в интересах общества и государства, – органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества – это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обобщенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности развиваться, в конце концов это неизбежно приводит к развитию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилизации. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее образование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точнее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволюционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функционировании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помогает людям осознанно подходить к оценке основных документов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопасности нашей страны. В этой связи отметим несколько положений.

Образование способствует решению экологических проблем . Образованные люди не только подняли голос в защиту природы, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвращения экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых условиях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке научного, инженерного состава, обеспечивающего современный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формировании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус может решать самые сложные задачи по укреплению обороноспособности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего комсостава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются людьми, имеющими достаточный образовательный уровень. Однако другие части испытывают трудности из-за того, что образованность людей, пополняющих армию по призыву, подчас не отвечает требованиям военной службы. Преодоление этой трудности также требует повышения качества знаний, получаемых в образовательных учреждениях.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12

Введение

В современном обществе образование стало одной из самых обширных сфер человеческой деятельности. Заметно повысилась социальная роль образования: от его направленности и эффективности сегодня во многом зависят перспективы развития человечества. В последнее десятилетие мир изменяет свое отношение ко всем видам образования. Образование, особенно высшее, рассматривается как главный, ведущий фактор социального и экономического прогресса. Причина такого внимания заключается в понимании того, что наиважнейшей ценностью и основным капиталом современного общества является человек, способный к поиску и освоению новых знаний и принятию нестандартных решений.

Значимость образования.

Научно-технический прогресс не способен разрешить наиболее острые проблемы общества и личности, обнаруживается глубокое противоречие между ними. Так, например, колоссальное развитие производительных сил не обеспечивает минимально необходимый уровень благосостояния сотен миллионов людей; глобальный характер приобрел экологический кризис, создающий реальную угрозу тотального разрушения среды обитания всех землян; безжалостность в отношении растительного и животного мира превращает человека в жестокое бездуховное существо.

Подготовка высококвалифицированных профессионалов всегда остается важнейшей задачей высшей школы. Однако в настоящее время данную задачу уже невозможно выполнять без фундаментализации образования. Это объясняется тем, что научно-технический прогресс превратил фундаментальные науки в непосредственную, постоянно действующую и наиболее эффективную движущую силу производства, что относится не только к новейшим наукоемким технологиям, но и к любому современному производству.

Именно результаты фундаментальных исследований обеспечивают высокий темп развития производства, возникновение совершенно новых отраслей техники, насыщение производства средствами измерений, исследований, контроля, моделирования и автоматизации, которые ранее применялись исключительно в специализированных лабораториях. Все шире вовлекаются в производство считавшиеся прежде весьма далекими от практики достижения таких областей знаний, как физика, квантовая механика, биология, лазерная и плазменная физика, физика элементарных частиц и т.д. Все больше фундаментальных теорий начинают использоваться для практических целей, трансформируясь в инженерные теории. Конкурентоспособность наиболее процветающих фирм в значительной мере обеспечивается фундаментальными разработками в исследовательских лабораториях при фирмах, в университетах, в разнообразных научно-технических центрах вплоть до мощных технопарков. Все больше фундаментальных исследований изначально предусматривают выход на конкретные прикладные и коммерческие цели.

В настоящее время общественная значимость образования существенно возросла, и связано это, в первую очередь, именно с осознанием того мощного влияния, которое образование способно оказывать на социальную жизнь и развитие. Значительный вклад в осознание роли образования в функционировании общества был внесен социологией благодаря проведению социологических исследований, анкетирования, анализа полученных данных.

Необходимо отметить, что стремление к образованию - это сравнительно молодое историческое явление. За последнее время сеть государственных образовательных учреждений невероятно выросла. Несмотря на широчайший выбор образовательных учреждений в мире, учебные планы по всему миру имеют поразительное сходство. Взгляды на форму и содержание того материала, который предназначается и должен предназначаться для преподавания, чрезвычайно сблизились. На сегодняшний день образовательные системы различных стран подошли к созданию общих критериев. Здесь вспомним о Болонской декларации.«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы. В ней указаны 6 основных задач, решение которых, как предполагается, будет способствовать единению Европы в области образования. Это введение общепонятных, сравнимых квалификаций в области высшего образования, переход на двухступенчатую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура), введение оценки трудоемкости (курсов, программ, нагрузки) в терминах зачетных единиц (кредитов) и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО, повышение мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала (в идеале, каждый студент должен провести не менее семестра в другом вузе, желательно зарубежном), обеспечение необходимого качества высшего образования, взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов. К настоящему времени принято говорить о 10-ти задачах: к ранее сформулированным добавляются введение аспирантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня), придание «европейского измерения» высшему образованию (его ориентация на общеевропейские ценности) и повышение привлекательности, конкурентоспособности европейского образования, реализация социальной роли высшего образования, его доступность, развитие системы дополнительного образования (так наз. «образование в течение всей жизни»).

Согласно Закону о высшем профессиональном и послевузовском образовании, в Российской Федерации предусмотрено высшее образование по так называемым направлениям подготовки, под которыми имеется в виду именно двухступенчатое образование (формально – трехступенчатое, поскольку в Законе предусмотрено также неполное высшее образование с выдачей соответствующего диплома, но эта ступень практически не востребована). Первая ступень - бакалавриат (нормативный срок обучения 4 года), вторая – магистратура (срок обучения 2 года). При введении этой системы предполагалось, что она будет готовить кадры для сфер науки и высшей школы. Наряду с этим существует (и количественно абсолютно преобладает) традиционное для России образование по так наз. специальностям (нормативный срок обучения 5 лет с получением квалификации «диломированный специалист»); эта система «непонятна» для большинства стран Европы.

При таком положении дел можно усмотреть политическую заинтересованность государственных структур в единообразии официальных образовательных учреждений. Очевидно то, что в мировой культуре образования происходят глобальные изменения, и отношение к культуре образования также изменяется в сторону возрастания ее общественной значимости.

Государственная ценность образовательных структур кроется в принципе их организации. Этот принцип базируется на общем идеологическом порядке, вне зависимости от типа образовательной структуры. Общеобразовательное учреждение построено так, чтобы интегрировать в свою структуру широкий контингент индивидов. Высшее учебное заведение ориентируется на индивидов с определенным уровнем знаний, который может обеспечить подготовку квалифицированных специалистов в определенной области знания. Но функционально оба эти типа образовательных структур идентичны.

Взаимодействие образовательной структуры и индивида протекает в определенный по срокам период времени, в соответствии с чем предполагается ряд целей и задач, которые должны быть достигнуты в процессе обучения. Реализация программы обучения формирует у обучаемого индивида ряд социальных установок и стереотипов, которые окажут впоследствии значительное воздействие на жизнедеятельность этого индивида.

Образовательное учреждение в своей программе обучения предлагает свернутый вариант жизни индивида: набор ситуаций, в которых индивид будет оказываться на протяжении своей жизни в ее определенные моменты. Цель образовательного учреждения - создать такие условия и ситуации для индивида, чтобы он смог реализовать свои способности, наилучшим образом сумел использовать возможности, был подготовлен к адекватному реагированию на набор стандартных ситуаций.

На инициальном этапе задача учреждения состоит в том, чтобы подготовить индивида к ситуации адаптации к изменяющимся условиям, а также к предъявляемым к нему требованиям и нормам.

Примерами других стандартных ситуаций могут служить интеграция индивида коллективом, принятие и исполнение индивидом определенной социальной роли или обязанности в коллективе, реагирование индивида в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций, поведение индивида в общественно-массовых мероприятиях и так далее. Чем более разнообразен выбор создаваемых ситуаций, тем богаче и разнообразнее опыт, который приобретает индивид.

Подобная работа является основой для формирования у индивида социальных установок, которые могут создаваться различными путями. Они могут:

  • 1) формироваться у индивида бессознательно, так, что он даже не осознает свое поведение как обусловленное социальной установкой;
  • 2) формироваться сознательно, но под влиянием общественного мнения;
  • 3) формироваться сознательно под влиянием авторитетного для индивида лица;
  • 4) формироваться сознательно под влиянием личного опыта;
  • 5) формироваться под влиянием личного мнения.

Если окружающим становится известно, выпускником какого колледжа или университета является некий индивид, то о последнем уже складывается определенное мнение и выражается определенное отношение. Идентичная ситуация наблюдается практически повсеместно. В каждом городе за каждым образовательным учреждением закрепляется стереотип отношения к нему.

Образовательное заведение может даже строиться по принципу "государство в государстве". Обычно такие учреждения становятся заведениями со сложившимся реноме. Огромное внимание в них уделяется разного рода атрибутике. Создаются кодексы поведения, этикета, учреждаются праздничные даты, свойственные только для данного учреждения, вводится униформа, учебная нагрузка занимает в жизни учащихся лишь половину проводимого в образовательном учреждении времени. Всячески поощряется социальная активность учащихся. В среде учащихся высоко ценится эрудированность и интеллект.

С одной стороны, может показаться, что индивиды, воспитываемые такой средой, свободны от социальных стереотипов и в силу прививаемых им непредубежденности, непредвзятости и толерантности к другим индивидам и их мнению в малой степени подвержены давлению социальных установок.

Образовательное учреждение создает благоприятные условия для включения юного поколения в процесс социализации и является важнейшим звеном в этом процессе. Очевидно что культурные и нормативные понимания о государстве и индивиде в нем структурируют образование одинаковым образом во всем мире.

В настоящее время формируются современные представления о фундаментальности образования, получив которое человек способен самостоятельно работать, учиться и переучиваться. Все большее распространение приобретает подход, в рамках которого основной задачей образовательного процесса становится формирование креативности, умения работать в команде, проектного мышления и аналитических способностей, коммуникативных компетенций, толерантности и способности к самообучению, что обеспечивает успешность личностного, профессионального и карьерного роста личности.

Оценка эффективности профессионального образования происходит на рынке труда и определяется уровнем востребованности специалиста, его карьерным ростом, степенью самореализации творческого потенциала.

В современном информационном обществе, где скорость накопления и обновления знания постоянно увеличивается, возникает необходимость формирования специалиста нового типа. Прежде всего это должен быть человек, способный ориентироваться в огромном потоке поступающей и все увеличивающейся информации. Он должен быть психологически готов продолжать обучение или, точнее, самообучение в течение все своей жизни. Современный человек должен обладать фундаменатальными знаниями в сочетании с умением учиться, поскольку актуальная ситуация на рынке труда, возможно, потребует от него смены профессии.

В условиях экономического подъема особенно актуальным становится развитие системы непрерывного профессионального образования. Включение работодателей в выработку образовательной политики, стандартов качества профессионального образования, позволит более полно учитывать быстроменяющиеся потребности рынка труда.

Постоянно вносятся изменения и дополнения в Закон Российской Федерации «Об образовании», Федеральный закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», другие законодательные акты Российской Федерации, обеспечивающие развитие непрерывного образования, привлечение работодателей к участию в образовательной политике.

В государственном секторе отрасли культуры и искусства гарантированно реализуются гуманистические цели духовной культуры, в которых заинтересовано все общество. В коммерческих структурах другая шкала ценностей, которая может не только не способствовать развитию культурного процесса, но и придать ему антигуманистическое содержание. В силу этого возникает объективная потребность создания определенных условий поддержки профессиональной карьеры специалистов, диктующая необходимость дальнейших изменений в трудовом законодательстве, системе оплаты труда и взаимоотношениях с работодателем.

Высшие учебные заведения становятся не только организаторами накопления интеллектуального капитала, но и активными участниками поддержки карьеры своих выпускников, участвующих в создании нормативно-методического обеспечения управления карьерой.

Успешная деятельность выпускников вуза становится «лакмусовой бумажкой», характеризующей качество образовательного продукта и общественную потребность в его производстве.

В данном исследовании рассматривается успешная педагогическая деятельность выпускников вузов.

Наиболее сложным моментом является разработка мер по закреплению выпускников вузов в образовательной системе отрасли, так как от качественного состава профессорско-преподавательского и вспомогательного состава учебных заведений отрасли в первую очередь зависит уровень воспроизводства специалистов непосредственно в учреждениях. Известно, что выбор работы осуществляется не только предпочтением человека к определенному виду деятельности или учреждений, в которых можно реализовать свой творческий потенциал и человеческий капитал, накопленный в высшем учебном заведении.

Мы же сегодня находимся в парадоксальной ситуации, когда чем более качественно готовится студент, тем больший спрос на него в коммерческих структурах.

Выход из нее можно найти только на основе серьезного научного исследования, включающего изучение образовательного процесса, анализ процесса формирования личности специалиста, установление связей с выпускниками, и разработку мер по поддержке профессиональной карьеры выпускников, а также обоснование законодательной инициативы по закреплению кадров.

Значимость проблемного обучения в современном образовании.

В соответствии с президентской инициативой «Наша новая школа» и новой федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015, школа должна стать основным инструментом формирования новых жизненных установок личности. Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, динамичные, конструктивные и предприимчивые люди, способные самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозировать их возможные последствия. Люди, чувствующие ответственность за судьбу страны.

Президентская инициатива «Наша новая школа» ставит перед учителями множество новых задач, расставляет новые приоритеты, во многом меняет взгляд на взаимоотношения ученика и учителя.

Каждый раз при подготовке к уроку учителю приходится решать задачи, направленные на поиск наиболее продуктивных методов обучения:

  • Как донести учебный материал до сознания учащихся?
  • Как ативизировать познавательную деятельность, чтобы дети смогли овладеть новыми знаниями, приобрести умения и навыки?
  • Как вызвать у учащихся интерес к обучению и превратить их знания в убеждения?
  • Как научить всех: и тех, кто учится с интересом, и тех, кто такого интереса не проявляет?

Проблемное обучение стало ответом на тот вызов, который сегодня бросают педагогической науке изменившиеся условия жизни и деятельности человека, процесс обучения, и сам человек с его стремлением к самосовершенствованию.

При проблемном обучении учитель либо не дает готовых знаний, либо дает их только на особом предметном содержании - новые знания, умения и навыки школьники приобретают само- стоятельно при решении особого рода задач и вопросов, называемых проблемными.

При традиционном обучении упор делается на мотивы непосредственного побуждения (учитель интересно рассказывает, показывает и т.п.), при проблемном же обучении ведущими мотивами познавательной деятельности становятся интеллектуальные (учащиеся самостоятельно ищут знания, испытывая удовлетворение от процесса интеллектуального труда, от преодоления сложностей и найденных решений, догадок, озарений).

Сегодня обществу нужен не только человек, который много знает и умеет, но прежде всего человек, который умеет думать.

Цели создания проблемных ситуаций в процессе обучения:

а) привлечь внимание ученика к вопросу, задаче, учебному материалу, возбудить у него познавательный интерес и другие мотивы деятельности;

б) поставить его перед таким посильным познавательным затруднением, преодоление которого активизировало бы мыслительную деятельность;

в) помочь ему определить в познавательной задаче, вопросе, задании основную проблему и наметить план поиска путей выхода из возникшего затруднения, побудить ученика к активной познавательной деятельности.

С пособы создания проблемных ситуаций:

1. Проблемная ситуация возникает при условии, если учащиеся не знают способа решения поставленной задачи, не могут ответить на проблемный вопрос, дать объяснение новому факту в учебной или жизненной ситуации.

2. Проблемные ситуации возникают при столкновении учащихся с необходимостью использовать ранее усвоенные знания в новых практических условиях. Как правило, учителя организуют эти условия не только для того, чтобы учащиеся сумели применить свои знания на практике, но и столкнуть с фактом их недостаточности. Осознание этого факта учащимися возбуждает познавательный интерес и стимулирует поиск новых знаний.

3. Проблемная ситуация легко возникает в том случае, если имеется противоречие между теоретически возможным путем решения задачи и практической неосуществимостью избранного способа.

Пути создания проблемных ситуаций.

1. Предварительные домашние задания. Они позволяют поставить на уроке учебные проблемы, к которым учащиеся уже подошли самостоятельно, столкнувшись с реальными познавательными затруднениями в процессе выполнения домашнего задания. Характер таких заданий может быть различен: анализ произведений, выполнение практических действий, наблюдение и др.

2. Постановка предварительных заданий на уроке. Такие задания ставятся перед учащимися до изучения нового материала. Они активизируют внимание и мыслительную деятельность уча- щихся во время восприятия нового, делают восприятие более целенаправленным и повышают интерес учащихся к познанию.

3. Использование экспериментов и жизненных наблюдений учащихся.

4. Решение экспериментальных и теоретических познавательных задач.

5. Задания с элементами исследования. Они способствуют овладению определенными умениями и навыками, необходимыми для самостоятельного решения проблемных вопросов, вызывают проблемные ситуации, связанные с более частными вопросами содержания, но позволяют отрабатывать отдельные этапы поиска и приобщают учащихся к методам научного исследования.

6. Создание ситуации выбора. Такая ситуация возникает в результате столкновения различных точек зрения, использования задач с избыточными данными или выбора из нескольких способов наиболее рациональных.

7. Предложение выполнить практические действия. Проблемные ситуации практического характера возникают, когда учащимся предлагается выполнить действия, на первый взгляд, не вызывающие затруднений.

8. Использование межпредметных связей.

9. Постановка проблемных вопросов и организация дискуссий. Проблемная ситуация возникает тогда, когда учитель выдвигает перед учащимися проблемный вопрос и организует вокруг него дискуссию. Вопрос является проблемным, если для школьников он новый, интересный, содержащий в себе какие-либо противоречия и может быть разрешен при известном напряжении умственных сил.

Проблема - сложный вопрос, задача, требующие разрешения. Проблемы возникают тогда, когда сложившееся положение дел противоречит потребностям общества или человека. Эти противоречия объективны. Некоторые из этих проблем, отобранные из современного знания, включаются в содержание обучения и превращаются в учебные проблемы. Различает проблему и учебную проблему то обстоятельство, что в проблеме поставленная ею задача, как правило, еще не решена, тогда как в учебной проблеме задача решена, известны способ ее решения и результат решения. Эти «способы» и «результаты» и должны узнать учащиеся.

Конечная цель обучения - научить школьников видеть проблемы и решать их. Это возможно только в процессе мыслительной деятельности.

Обществу и человеку нужно, чтобы личность стала творческой, самостоятельной, мыслящей. Высшая степень познавательной самостоятельности фиксируется тогда, когда школьники научаются самостоятельно видеть проблему, наметить пути ее решения и решить ее.

В Законе РФ «Об образовании» образование характеризу­ется как целенаправленный процесс воспитания и обучения, ориентированный на интересы человека, общества, государ­ства.

Первый ориентир - личностный. Он исходит из призна­ния человека высшей ценностью, а права на образование - одним из фундаментальных прав личности.

Мыслители, общественные деятели разных эпох и наро­дов охарактеризовали ряд факторов личностной значимости образования. Назовем некоторые из них.

Образование - это то, что заставляет человека стре­миться развивать и применять свои способности. В научной литературе образование часто характеризуется как процесс педагогически организованной социализации - развития и


Саморазвития человека на протяжении всей жизни в процес­се усвоения и воспроизводства культуры общества.

Образование обеспечивает человека системой знаний, умений, необходимой для успешной деятельности в различ­ных сферах жизни. Лауреат Нобелевской премии Ж. И. Ал­феров отметил: «Экономика, основанная на наукоемких тех­нологиях, делает жизнь огромного количества людей куда более интересной, потому что им приходится решать очень сложные задачи», это «стимулирует развитие образования, побуждает людей учиться, поскольку знания становятся подлинным источником благополучия - как личности, так и общества».

Образование вводит индивида в культурную жизнь чело­вечества, приобщает его к главным плодам цивилизации. Оно служит необходимой базой для понимания и овладения политической, экономической, правовой, художественной культурой.

Образование помогает индивиду точнее ориентироваться в сложных условиях современного бытия, определять свою гражданскую позицию, познавать Родину и быть ее патрио­том.

Одним из показателей личностного и общественного зна­чения образования является человеческий интеллектуаль­ный капитал. Это понятие экономическая наука определяет как капитал, воплощенный в людях в форме их образова­ния, квалификации, знаний, опыта.

Чем значительнее такой капитал, тем обычно значитель­нее трудовые возможности работников, их трудовая отдача, производительность и качество труда. В ряде стран от уровня образования прямо зависит интеллектуальность деятельности, продвижение по службе, заработок и, следо­вательно, социальный статус и достоинство человека, удов­летворенность благополучием своим и своей семьи.

В нашей стране, к сожалению, образованность человека пока далеко не в полной мере сопровождается благополучи­ем. Даже наоборот: нередко малоквалифицированный труд оплачивается лучше, чем деятельность, требующая основа­тельных знаний. Эта явная нелепость преодолевается край­не медленно, особенно в организациях, состоящих на госу­дарственном бюджете.

Второй ориентир - социальный, образование в интере­сах общества и государства, - органически взаимосвязан с личностным, ибо главное богатство общества - это люди. Ученые утверждают: развитие каждой индивидуальности, несомненно, способствует общественному развитию, в обоб­щенном смысле развитие общества эквивалентно развитию личности. Если общество создает личности возможности раз-


Виваться, в конце концов это неизбежно приводит к разви­тию общества в целом.

В большинстве стран образование рассматривается как величайшая ценность каждого народа, мировой цивилиза­ции. Забота об образовании объявляется приоритетной (но приоритетность не всегда реализуется). В обществе растет понимание того, что фундаментальное и разностороннее об­разование способствует полноценному функционированию всех сторон общественной жизни, выработке и реализации политики стабильного социального развития.

Образование положительно воздействует на социальные процессы, хорошо образованный человек лучше знает и точ­нее исполняет законы, стремится предотвращать возможные конфликты, оградить себя и своих близких от опасных потрясений, осознает важные для себя преимущества эволю­ционного развития.

Велика роль образования в укреплении и функциониро­вании демократического общества, правового государства. Оно способствует воспитанию гражданского сознания, помо­гает людям осознанно подходить к оценке основных доку­ментов различных партий и определять свое отношение к их политике.

Образование служит укреплению национальной безопас ности нашей страны. В этой связи отметим несколько по­ложений.

Образование способствует экологической безопасности. Образованные люди не только подняли голос в защиту при­роды, но и организовали при огромном участии молодежи массовое движение, охватившее весь мир, для предотвраще­ния экологических катастроф.

Миллионы высококвалифицированных специалистов, способных к инновациям, прежде всего технологическим, укрепляют экономическую безопасность государства. Эти люди совершенствуют производство, выводят его на уровень мировых стандартов, правильно ведут дело в суровых усло­виях рынка, укрепляют конкурентоспособность страны.

Подчеркнем, что образование способствует подготовке на­учного, инженерного состава, обеспечивающего современ­ный уровень различных сфер производства, включая боевую технику, служащую охране государства.

Для реализации военно-технического потенциала также необходимы высококвалифицированные кадры. В формиро­вании личного состава Вооруженных сил существенна роль образования. Подготовленный в гражданских и военных учебных заведениях офицерский и генеральский корпус мо­жет решать самые сложные задачи по укреплению обороно­способности страны. Обороноспособность во многом зависит от уровня и качества образования солдат и младшего ком-


Состава. Здесь не все обстоит благополучно. Специальные
части (ракетные войска, подводный флот) комплектуются
людьми, имеющими достаточный образовательный уровень.
Однако другие части испытывают трудности из-за того, что
образованность людей, пополняющих армию по призыву,
подчас не отвечает требованиям военной службы. Пре­
одоление этой трудности также требует повышения качест­
ва знаний, получаемых в образовательных учреждениях.
| «Цели образования тесно связаны с целями жизни дан- ,
I ного общества. Жизнь определяет образование, и обрат- >
j но, образование воздействует на жизнь». ;

1 С. И. Гессен, русский педагог (1870-1950)

ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Напомним: «тенденция» - это синоним слов «направле­ние развития», «склонность», «стремление».

Главная, постоянно действующая тенденция гениально сформулирована пушкинской строкой: «...в просвещении быть с веком наравне». Для того чтобы стать достойным XXI века, образование должно (как сказано в Законе «Об образовании») быть адекватным мировому уровню общей и профессиональной культуры. Вместе с тем появляются тео­ретические и практические ростки тенденции «работать на опережение», готовить людей, особенно молодежь, к произ­водственным и общественным инновациям, которыми, не­сомненно, будет отмечено насту пившее столетие.

В основу целей образования в ряде стран (в том числе в Европейском союзе) положены четыре базовых принципа, изложенных в документах Международной комиссии по об­разованию для XXI в. Они характеризуют и тенденции раз­вития образования. Эти тенденции учитывают мировой опыт, опираются на анализ действительности, отвечают со­временным и перспективным запросам изменяющегося об­щества, сегодняшним и завтрашним потребностям, интере­сам человека.

Первый принцип - научиться познавать, приобретать знания, умение учиться. Рост мировой научной информа­ции, удваивавшейся каждые 10-15 лет, ее быстрое частич­ное устаревание, общественное развитие, открывающее но­вые возможности экономической, политической, социальной Деятельности, требуют сочетания широких общекультурных знаний с глубоким постижением непрерывно развивающих­ся наук, освоением способов самостоятельного добывания знаний.

В условиях перехода к постиндустриальному, информа­ционному обществу этот принцип воплощается в двух тен-


Денциях: выдвижении в образовательном процессе на пер­вый план не только формирования знаний, но и овладения способами самостоятельного труда по их приобретению; воз­растающем значении общекультурного аспекта образования, соединении фундаментальной профессиональной подготовки и овладения гуманитарными знаниями.

Второй принцип - научиться делать, научиться рабо­тать, приобретать не только профессиональную квалифи­кацию, но и компетентность, являющуюся основой конку­рентоспособности выпускника образовательных учреждений.

Напомним: термин «компетентность» имеет несколько значений. В общей форме компетенция определяется как знания, опыт в той или иной области деятельности. Профес­сиональная компетентность - круг связанных с професси­ей проблем, в которых индивид обладает познаниями, жиз­ненным и учебным опытом, достаточным для решения практических и теоретических задач.

В законодательных актах об образовании, в практике учебных заведений, особенно профессиональных, значитель­на тенденция на усиление практической направленности образования, достижение выпускниками профессиональной компетенции. Именно она является основой конкуренто­способности работника, организатора производства. Заме­тим, что главной причиной многочисленных производст­венных неудач, аварий, катастроф чаще всего является недостаточная компетентность работников и руководителей разного ранга.

Третий принцип - научиться жить вместе, сосущест вовать, воспитывать способность к пониманию других лю­дей, народов; развивать знания об их истории, традициях, образе мышления, уважать их ценности. Надо осознать за­висимость людей друг от друга; это поможет преодолению препятствий на путях развития цивилизации. Люди долж­ны научиться совместно проектировать свои личные и кол­лективные действия для разумного и мирного решения воз­никающих конфликтов. Так определяется тенденция возрастания роли образования в формировании граждан ских качеств личности, одно из которых - сознание необходимости установления лояльных отношений между социальными группами, народами, государствами. В между­народных и национальных документах по образованию боль­ше внимания, чем прежде, уделяется выработке норм соци­ального поведения, критического и творческого мышления, необходимых для функционирования демократического об­щества, для сотрудничества в продуктивном решении внутригосударственных, межгосударственных, глобальных проблем современности. Рассматриваемая тенденция прояв­ляется, в частности, в усилении значимости воспитания то-


Лерантности как качества культуры (нравственной, право­вой, политической).

Четвертый принцип как бы суммирует образовательно-воспитательную направленность трех предыдущих. Принцип формулируется так: научиться жить с тем, чтобы содейство­вать развитию собственной личности и быть в состоянии действовать, проявляя независимость, самостоятельность суждений и личную ответственность. Речь идет о тенденции повышения роли образования в раскрытии творческого по пгенциала личности, в овладении ею способами самостоя­тельного жизнетворчества, формирования жизненных пози­ций и перспектив.

Одной из ключевых тенденций является переход к прак­тике непрерывного образования.

Идея непрерывного образования как процесса, охватыва­ющего всю жизнь человека, восходит к возникшим в древ­ности учениям о непрерывном духовном совершенствовании человека, его воспитании как члена общества и государ­ства.

Развивая эти взгляды, чешский мыслитель и педагог Я. А. Коменский (1592-1670) в своих трудах представил целостную картину воспитания и самосовершенствования человека на протяжении всей его жизни.

В XX в. непрерывное образование стало рассматриваться не только как идея, но и как часть образовательной прак­тики, направленная на освоение человеком социокультурно­го опыта с использованием всех звеньев образовательной системы.

Развитие непрерывного образования стало общемировой тенденцией со второй половины XX в., а на пороге нашего века приобрело, как говорится в документах ЮНЕСКО, клю­чевое значение. Это связано с научно-технической револю­цией, переходом к постиндустриальному обществу, когда наука, техника, технология, культура стали обновляться с небывалой быстротой, появилось много новых профессий. Процессы глобализации, возрастающая значимость межгосу­дарственных производственно-технических, культурных связей потребовали от значительной части населения расши­рения культурного кругозора, овладения иностранными языками. Непрерывное образование начало выполнять зада­чи не только профессионального совершенствования работ­ников, но и повышения их общекультурного уровня.

Об изменяющейся сущности непрерывного образования свидетельствует замена формулы «образование на всю Жизнь», утверждавшей, что полученного образования доста­точно для всей жизни, положением «образование через всю йсизнь», утверждающим необходимость пожизненного обра­зования. Так подтвердилась народная мудрость: «Век живи,


Век учись». Замечательный театральный деятель и педагог К. С. Станиславский (1863-1938) писал: «Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хотя бы ма­леньким, но новым для вас куском знаний, считайте бес­плодно и невозвратно для себя погибшим».

Развитие непрерывного образования способствует распрост­ранению тенденции совершенствования общего образования. Именно общее образование помогает людям лучше понимать друг друга, координировать свои действия, дает индивиду це­лостную картину мира, включая основы культуры, понима­ния места и роли личности в этом мире, в культуре.

Общеобразовательные проблемы стали занимать подобаю­щее им место в вузах, лекториях, СМИ. Общему образова­нию способствует посещение музеев, выставок, туризм.

Общему образованию (как и другим формам образования) начинают серьезно содействовать информационные техноло­гии, компьютеризация учебных заведений, внедрение дис танционного обучения, использование которого скоро пре­вратится в устойчивую тенденцию.

Среди функций непрерывного образования выделяют компенсирующую (восполнение пробелов в базовом образо­вании), адаптивную (оперативная подготовка и переподго­товка в условиях меняющейся социальной и производствен­ной ситуации), развивающую (удовлетворение духовных запросов личности, потребностей творческого роста).

Существенным звеном непрерывного образования являет­ся самообразование: управляемая самой личностью целена­правленная познавательная деятельность; приобретение сис­тематических знаний в какой-либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т. п.