Личный состав подводной лодки с 56. Флаг, овеянный славой

На набережной Владивостока установлена героическая подводная лодка времен Великой Отечественной войны С-56. Это один из самых главных памятников города. Лодка овеяна легендами и славой.
С-56 оказалась лодкой-рекордсменом: это самая результативная советская подводная лодка ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.
Сейчас внутри оборудован очень хороший музей, предлагаю прогуляться и заглянуть внутрь.


Это была одна из самых современных и надежных подводных лодок своего времени.
Строительство подводной лодки началось в Ленинграде в 1936 году, окончательная сборка — во Владивостоке. В строй она вступила уже после начала войны, осенью 1941 года.

Буква «С» в названии обозначает «Сталинец». Номер С-56 лодка получила после испытаний 30 октября 1941 года.

31 октября 1941 года на подводной лодке был поднят флаг военно-морского флота СССР.

Осенью 1942 года начался полугодовой переход лодки на Северный флот в район Териберки через два океана и девять морей. Во время перехода подводная лодка С-56 неоднократно была атакована неустановленными подводными лодками противника.

В годы войны подводная лодка С-56 совершила 8 боевых походов, потопила 10 кораблей и транспортов противника, повредила еще 4. Об этом говорит число 14 на рубке подводной лодки.

Во время походов С-56 пережила немало атак противника. Во время одной из них, продолжавшейся более суток, на лодку было сброшено свыше 300 глубинных бомб. Подводную лодку атаковали семь кораблей, подводникам пришлось залечь на глубину и высыпать известь из аппаратов для регенерации воздуха, чтобы не задохнуться от недостатка кислорода, но они выжили и победили. В конце войны командиру подводной лодки С-56 было присвоено звание Героя Советского Союза, а члены экипажа получили более 400 медалей и орденов.

После войны лодка служила на Северном флоте, а затем вернулась во Владивосток по Северному морскому пути. Некоторое время С-56 использовалась в качестве плавучей зарядовой станции, потом была учебно-тренировочной подводной лодкой, а в 1975 году стала кораблем-музеем.

Цены на билеты низкие.

Внутри несколько залов, рассказывающих об истории подводных лодок и С-56 в частности. Вторая часть подводной лодки воссоздает обстановку времен ее службы на флоте.

Подводные лодки как отдельные единицы военного флота были утверждены указом Николая II в марте 1906 года.

Экспозиция обширная. Если осматривать внимательно, займет не менее часа.

Сюда приходит множество туристов, среди них очень много иностранцев.

Самое интересное находится во второй части.

Здесь можно перенестись в другую эпоху и почувствовать себя на настоящей подводной лодке.

Множество приборов, механизмов заботливо сохранены до нашего времени.

В отличие от экспозиционной части между отсеками приходится перемещаться как настоящим подводникам.

В таких тесных условиях жили моряки.

Главное оружие подводной лодки — торпедные аппараты. Четыре располагались в носу, еще два в корме. Подводная лодка несла 12 торпед.

Краткие характеристики подводной лодки С-56:
Тип корабля Средняя подводная лодка
Скорость (надводная) 19,5 узла
Скорость (подводная) 8,7 узла
Рабочая глубина погружения 80 м
Предельная глубина погружения 100 м
Автономность плавания 30 суток
Экипаж 42 человека

Вооружение:
Артиллерия 1 x 100/51 Б-24ПЛ
Торпедно-минное вооружение 6 x 533 мм ТА (4 в носу и 2 в корме), 12 торпед
ПВО 1 x 45/46 полуавтомат 21-К

Длина подводной лодки — 77,7 м
Ширина корпуса — 6,4 м

Если будете во Владивостоке, обязательно зайдите к С-56.

Слава военно-морскому флоту! Слава морякам-подводникам!

Подводная лодка С-56 на Корабельной набережной – один из самых знаменитых памятников приморской столицы. Ежедневно на борту проводятся экскурсии, сотни людей заглядывают в перископ, проходят через узкие люки между отсеками, рассматривают торпеды и не могут себе даже представить, как могли жить и воевать в таких условиях подводники. У большинства туристов, посещающих Владивосток, С-56 отмечена в путеводителе как один из пунктов must see. На постаменте же С-56 оказалась за свои выдающиеся боевые заслуги: она 16 раз объявлялась гитлеровским командованием погибшей, потопила 10 вражеских кораблей и транспортов противника, нанесла серьезные повреждения еще четырем, став одной из первых лодок-кругосветниц. 78 лет назад, 25 декабря 1939 года, подлодка была спущена на воду, а уже 5 октября 1942 года она отправилась в дальний поход из Владивостока – тогда подводники и не представляли, какая героическая и легендарная судьба ждет их экипаж. Подробнее – в материале РИА PrimaMedia.

История создания легендарной подлодки

Подводная лодка была заложена в 1936 году в Ленинграде, затем в разобранном виде она была доставлена во Владивосток. На "Дальзаводе" С-56, была достроена и после сборки спущена на воду – в 1939 году.

Здесь, на Дальзаводе, под руководством инженера-кораблестроителя В. И. Судоргина лодка была достроена, став боевой единицей Тихоокеанского флота на год раньше намеченного срока.

Первая буква в названии С-56 означает тип подводной лодки – "сталинец". Во время Великой отечественной войны это были самые эффективные подлодки среднего класса, они имели мощное артиллерийское и торпедное вооружение. Пять лодок этого же класса (С-13, С-31, С-51, С-101, С-104) стали Краснознаменными, лодка С-33 стала Гвардейской, а С-56 – одновременно и Краснознаменной, и Гвардейской. Всего четыре советские подлодки были Гвардейскими Краснознаменными, С-56 осталась такая одна.

Начало пути

20 октября 1941 года подводная лодка С-56 вошла в состав Тихоокеанского флота как боевая единица, а 31 октября на ней был поднят Военно-Морской флаг. Теперь она была готова к свершениям. В октябре 1942, согласно приказу командования, С-56 в составе отряда из шести подводных лодок Тихоокеанского флота уходит на Северный флот. Командовал лодкой в годы войны капитан-лейтенант Григорий Иванович Щедрин.

Г.И. Щедрин у перископа. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Командир ПЛ С-56 ГСС Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Г.И. Щедрин вручает медаль За оборону Советского Заполярья матросу С.И. Загородному. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

На борту ПЛ С-56 командир ПЛ С-51 И.Ф. Кучеренко и Г.И. Щедрин. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Кроме нее туда отправились С-51, С-54 и С-55 из Владивостока и Л-15, Л-16 ("ленинцы") из Петропавловска-Камчатского. Командовал переходом капитан 1 ранга А. В. Трипольский.

После выхода в открытое море был вскрыт конверт с приказом и проложенным маршрутом. Предстояло двигаться Южным путем через Панамский канал. За время перехода было пройдено около 16,7 тысяч морских миль.

Маршрут: Владивосток – Петропавловск-Камчатский – Датч-Харбор – Сан-Франциско – Коко-Соло (Панамский канал) – Гуантанамо – Галифакс – Розайт – Лервик – Полярный.

Подводные лодки пересекли два океана и девять морей – Японское, Охотское, Берингово, Карибское, Саргассово, Северное, Гренландское, Норвежское и Баренцево.

Путь советских подводных лодок проходил по территориям, охваченным войной, и наши корабли не раз попадали под вражеский огонь. У берегов Сан-Франциско отряд понес тяжелую потерю: погибла подводная лодка Л-16 под командованием капитан-лейтенанта Д. Ф. Гусарова.

В итоге, из шести до цели добрались только пять подлодок.

Страшные годы войны

В марте 1943 года С-56 вошла в состав Северного флота. 19 апреля 1943 года С-56 вернулась из первого боевого похода, атаковав и потопив два первых вражеских транспорта.

30 апреля экипаж лодки за боевые успехи был награжден орденами и медалями. На рубке подводного корабля, в звезду, была вписана цифра "2". А на товарищеском ужине, по традиции, "щедринцам" подали двух жареных поросят, по числу потопленных вражеских кораблей.

Победителям-подводникам - традиционный жареный поросенок. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Подводная лодка на севере. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Офицерский состав подводной лодки С-56. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

В мае 1943 года С-56 совершила свой второй боевой поход, во время которого уничтожила танкер "Ойрштадт" и повредила транспорт "Вартеланд".

Только за период с апреля 1943 года по осень 1944 года экипаж С-56 потопил три транспорта, два танкера, один миноносец, два сторожевых корабля и повредил четыре транспорта.

Сам того не подозревая, экипаж С-56 поставил второй свой рекорд – он сумел достоверно потопить в течение одного похода два вражеских корабля, что не удалось ни одной другой подлодке Северного флота.

Пятый боевой поход в феврале 1944 года для С-56 стал самым экстремальным, экипаж едва не погиб.

– Подбив транспорт, С-56 ушла на глубину, но их засекли корабли вражеского охранения, – рассказывает Людмила Рыбалко, научный сотрудник Военно-исторического музея ТОФ . – Семь кораблей противника бомбили и преследовали лодку в течение 26,5 часов. За это время было сброшено более 300 (!) глубинных бомб. В какой-то момент глубина погружения оказалась ниже критической, но члены экипажа смогли выровнять рули и избежали опасности быть раздавленными толщей воды. Чтобы уменьшить шумы и скрыться, было решено перевести работу электромоторов на пол-оборота и выключить вентиляцию, чтобы гидроакустики на кораблях противника не засекли лодку по шуму. Показатель углекислого газа подходил к критическим четырем процентам.

Тогда командир обратился к экипажу: "В носу, в корме! Говорит командир корабля. Противник начинает нас терять. Я понимаю, как вы устали и выбились из сил, но я прошу вас держаться. Беспартийным разрешаю отдохнуть, а коммунистов прошу нести вахту за себя и за товарищей".

И первым ответил 7-й торпедный отсек: "Беспартийных нет, просим считать себя коммунистами". Так же ответили все отсеки.

Г. И. Щедрин в своей книге пишет: "Это, как глоток свежего воздуха, добавило экипажу сил".

Подводники высыпали известь из патронов регенерации воздуха на настил, чтобы она поглощала углекислый газ, и вместо 15-20 минут продержались еще 6,5 часов. Противники посчитал, что С-56 уничтожена, и ушли. Всплыв над водой, экипаж сутки отдыхал и проветривал отсеки, затем они догнали тот же конвой и потопили очередной транспорт, оправдав тем самым легенду о счастливой судьбе лодки.

Как считали и экипаж и командир, у лодки счастливая судьба. Еще при переходе на Северный флот на одной из стоянок при осмотре был найден стабилизатор неразорвавшейся вражеской торпеды, – рассказала Людмила Николаевна.

Всего за период участия в Великой Отечественной войне подводная лодка С-56 совершила восемь боевых походов, одержала 14 побед, потопила 10 и серьезно повредила 4 вражеских транспортов и боевых кораблей.

5 ноября 1944 года командиру С-56, капитану 2-ого ранга, Г. И. Щедрину присвоено звание Героя Советского Союза. Всего славному экипажу было вручено более 400 орденов и медалей.

Таким образом, С-56 оказалась самой результативной советской подводной лодкой ВМФ СССР времён Великой Отечественной войны по количеству достоверно потопленных целей.

На боевой рубке С-56 четко виднеется цифра "14" – она обозначает, что было потоплено 10 кораблей и повреждено четыре.

Командир в своих воспоминаниях писал, что их было больше, но часто данные подводников не совпадали со сведениями разведки. Нам не так важно сейчас, сколько побед на счету лодки. Важно другое – как люди жили, как били врага и не сдавались, как сумели выстоять в этих трудных условиях.

31 марта 1944 года за боевые заслуги лодка С-56 награждена орденом Красного Знамени, а в феврале 1945 года ей присвоено звание Гвардейской.

Командующий СФ адмирал А.Г. Головко зачитывает приказ о преобразовании ПЛ С-56 в гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Приказ о преобразовании Краснознаменной подлодки С-56 СФ – в Гвардейскую. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Тактико-технические характеристики лодки С-56:

  • Водоизмещение – 856/1090 кубометров.
  • Длина - 77,8 метра.
  • Ширина - 6,43 метра.
  • Осадка - 4,04 метра.
  • Мощность - 2 x 550 л.с. (электродвигатели), 2 х 1100 л.с. (дизель).
  • Скорость - 18,8/9,6 узлов.
  • Дальность плавания - 9500/135 миль.
  • Предельная глубина погружения - 100 метров.
  • Время погружения – 60 секунд.
  • Автономность - 30 суток.
  • Вооружение: носовых торпедных аппаратов - 4 x 533 мм, кормовых торпедных аппаратов - 2 x 533 мм, торпед - 12, артиллерия - 1 орудие x 100 мм, 1 орудие x 45 мм.
  • Экипаж - 45 человек.

Дорога домой

После окончания Великой Отечественной войны, в 1954 году "С-56" Северным морским путем возвратилась на Дальний Восток. Прибыв на место, она продолжила службу в составе Тихоокеанского флота.

Шли годы, флот стал получать новые современные подводные лодки. Легендарная С-56 была выведена из боевого состава и переоборудована в учебно-тренировочную станцию для обучения молодых подводников.

После принятия решения о создании мемориального комплекса на Корабельной набережной Владивостока, субмарина С-56 была разобрана на отсеки и вновь собрана на месте установки.

К 30-ой годовщине Великой Победы, 9 мая 1975 года, над ее рубкой вновь взвился, овеянный ветрами всех океанов, военно-морской флаг. На торжественной церемонии открытия лодки-музея присутствовали члены экипажа С-56, - моторист С.Ф. Денисов, электрик Н.С. Назаров, гвардии мичман Елин. По числу побед лодки прозвучал салют из 14 залпов.

На подводной лодке С-56 по-прежнему развевается Гвардейский Краснознаменный флаг ВМФ. Подводная лодка С-56 навечно в строю Тихоокеанского флота.

Музей подводной лодки С-56

Сейчас мемориальная подводная лодка С-56, установленная на Корабельной набережной, вместе со сторожевым кораблем "Красный вымпел" входит в состав мемориального комплекса "Боевая слава Тихоокеанского флота".

Внутри С-56 в оригинальном виде восстановлены первые три отсека лодки, а в четырех размещена музейная экспозиция, посвященная истории подводного флота нашего Отечества и боевому пути лодки. Побывав здесь, можно отчетливо представить, как героический экипаж подлодки сражался с врагом на Северном флоте.

В Музее лодки С-56 можно увидеть много интересных экспонатов.

Экспозиция 7-ого отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Указ о создании отдельного отряда миноносцев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Документы музея, 7 отсек. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Бубнов и Беклемешев. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5-го отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция музея С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - личные вещи членов экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - гвардейская ленточка, подаренная командиру членами экипажа. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 6 отсека - фуражка командира. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Гильза от патрона (14 выстрелов в честь возведения С-56 на пьедестал Вечной славы 9 мая 1975 года). Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - глубиномер. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - фонарь. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - "форменка". Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - бюст Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 4 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - бинокль. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Книга Г.И. Щедрина. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Внутренняя сторона грамоты мичмана Я.К. Боженко. Фото: Из фондов Военно-исторического музея ТОФ

Экспозиция 5 отсека - Указ о присвоении С-56 Ордена Красного Знамени. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia

Экспозиция 5 отсека - документы и награды членов экипажа С-56. Фото: Мария Бородина, РИА PrimaMedia экскурсовод Андрей Косицын .

В экспозиции представлена модель первой боевой подводной лодки "Дельфин", которая в составе отряда лодок принимала участие в русско-японской войне 1904-1905 годов. Наличие подводных лодок во Владивостоке способствовало защите города от обстрела неприятеля.

В шестом отсеке, посвященном развитию подводного флота во времена СССР, можно увидеть модели подводных лодок разных классов: "Д", "Л", "С", "Щ", "М", "К".

Они воевали в годы войны. Подводная лодка "Щ" стала первенцем Тихоокеанского флота.

Пятый отсек встречает туристов большой моделью дизель-электрической подводной лодки 641 проекта. По левому борту экспозиции представлены экспонаты и личные вещи членов экипажа С-56 и ее командира.

Вторая часть этого отсека посвящена развитию Тихоокеанского флота в послевоенный период до 80-х годов.

Здесь представлены приборы с атомных подводных лодок, штурвал, штурманская доска и другие.

В четвертом отсеке размещена экспозиция, посвященная 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. Здесь рассказывается о деятельности подводников на Тихоокеанском, Черноморском, Северном, Балтийском флотах.

Затем посетители переходят в сохраненные отсеки лодки: третий, второй и первый.



Инфографика. Фото: Илья Табаченко, РИА PrimaMedia

Вообще, каждый отсек подводной лодки имеет свой функционал:

Седьмой – кормовой торпедный жилой отсек.

Шестой – электромоторный (электромоторы используются для движения под водой).

Пятый – дизельный (на дизеле осуществляется надводный ход).

Четвертый – здесь располагались каюта старшин и камбуз.

Третий – ЦПУ (центральный пост управления). Здесь можно увидеть командирский перископ, штурманский стол, вертикальные и горизонтальные рули.

Центральный пост – место, откуда ведется управление лодкой, где находится командир.

Второй отсек – кают-компания офицеров. В небольшом помещении располагалась каюта гидроакустика.

Первый отсек – носовой торпедно-жилой. Здесь есть запас торпед, койки личного состава, торпедно-погрузочный люк, торпедные аппараты.

Многое пришлось пережить подводникам в годы войны. Трудно переоценить героизм, мужество людей, защищавших свою Родину в годы тяжелейших испытаний. Экипаж подводной лодки С-56 неслучайно называли "экипажем отважных и умелых". На корабле были сильны взаимная выручка, товарищеская взаимопомощь в бою и учебе, дружба и сплоченность. Это была настоящая боевая семья.

"Командир и команда должны жить одним стремлением. Знаниям и опыту командира должны соответствовать умение и мастерство экипажа. Один на лодке не воин", – так писал храбрый и талантливый командир, заботливый и внимательный руководитель, умевший сочетать доверие со строгим контролем, бережно относившийся к каждому члену экипажа Григорий Иванович Щедрин.

Подводная лодка С-56 ежедневно открыта для посетителей с 10.00 до 18.00. Стоимость билетов: взрослые – 100 рублей, дети – 50 рублей, дети до 7 лет – бесплатно.

Музей «Подводная лодка С-56» (Владивосток, Россия) - экспозиции, время работы, адрес, телефоны, официальный сайт.

  • Туры на майские в Россию
  • Горящие туры в Россию

Предыдущая фотография Следующая фотография

На берегу бухты Золотой Рог во Владивостоке стоит практически нетронутая временем самая опасная советская субмарина времен Великой Отечественной войны. С-56, совершившая рекордный переход через три океана и потопившая ни одно фашистское судно, теперь открыта для посещения туристами. Поднявшись на борт прославленной подлодки, можно полностью погрузиться в атмосферу опасной и героической эпохи - часть отсеков сохранена в первоначальном виде.

История

В октябре 1942 г. недавно спущенная на воду во Владивостоке подводная лодка С-56 вместе с еще пятью субмаринами отправилась через западное полушарие в СССР. В разгар Второй мировой отряд должен был усилить Северный флот Советского союза. Поэтому на протяжении всего перехода по Тихому и Атлантическому океанам японцы и немцы вели охоту за подлодками. Одну из них удалось потопить. Для С-56, которая из-за выработанной батареи все 67 суток в море шла в надводном положении, героический переход закончился благополучно. В марте 1943 г. она прибыла в порт Полярный и была включена в состав Северного флота.

Субмарина награждена орденом Красного Знамени и удостоена звания Гвардейская, и неслучайно. В 1943-1944 гг. подлодка потопила 4 вражеских корабля и повредила один транспорт.

17 мая 1943 г. состоялась атака, оказавшаяся уникальной для советских подлодок во Второй мировой войне: С-56 поразила торпедами сразу две цели, задев пароход и потопив танкер с горючим.

В 1953 г. уже через Северный Ледовитый океан судно вернулось во Владивосток. В дальнейшем его переоборудовали под плавучую зарядную станцию, а в середине 1960-х гг. из него сделали учебно-тренировочную площадку.

Что посмотреть

К 9 мая 1975 г. субмарину отреставрировали и установили на Корабельной набережной в бухте Золотой Рог как мемориальную подводную лодку. Сейчас она входит в музейный комплекс «Боевая слава Тихоокеанского флота». Туристы могут посетить три сохраненных в первоначальном виде отсека: жилой, центральный и торпедный. Здесь размещены кают-компания, каюта капитана, рубка акустика, гальюн и даже боезапас, уложенный на стеллажи в первом отсеке.

Подлодку восстановили в мельчайших деталях: внутри можно заглянуть в действующий перископ, а снаружи - посмотреть на ежедневную церемонию подъема и спуска Военно-Морского флага СССР.

Остальные 4 отсека С-56 преобразованы в площадку для музейных экспозиций. Они включают в себя личные вещи членов команды и капитана, фотографии и письма, а также экспонаты, рассказывающие о развитии подводного флота нашей страны. Например, здесь демонстрируется модель первой боевой подлодки «Дельфин», защищавшей Владивосток от врага еще во время русско-японской войны. Представлены макеты множества субмарин других серий.

Практическая информация

Адрес: Владивосток, Корабельная набережная (проехать на автобусах №№ 31, 49 до остановки «Лазо»). Веб-сайт .

Время работы: ежедневно с 10:00 до 20:00. Взрослый билет - 100 RUB, детский - 50 RUB. Цены на странице указаны на ноябрь 2019 г.

9 мая 1975 года во Владивостоке на набережной бухты Золотой Рог была установлена Гвардейская Краснознаменная подлодка С-56 - первая советская подводная лодка-мемориал.

Субмарина была заложена в 1936 году. Корабли типа "С" - "Сталинец", которых построили только 17, впоследствии были признаны самыми эффективными подводными лодками Великой Отечественной. Пять из них - "С-13", С-31", "С-51", "С-101" и "С-104” за годы войны стали Краснознаменными. "С-33" стала Гвардейской. А "С-56" - Краснознаменной и Гвардейской одновременно. В красной звезде на рубке "С-56" выведена цифра “14” - именно столько фашистских кораблей испытали на себе силу ее торпед. Десять вражеских транспортов были пущены на дно. Еще четыре - серьезно повреждены.

Осенью 1942 года было принято решение усилить боевой состав подводных лодок Северного флота, и шесть субмарин, в том числе и "С-56", были отправлены с Дальнего Востока в Полярный. Лодки прибыли на главную базу Северного флота в марте 1943-го, покрыв 17,5 тысяч морских миль через три океана и десять морей. Пополнение сразу же включилось в активную боевую деятельность на вражеских коммуникациях, чем, совместно с другими подводными лодками Северного флота, серьезно осложнило жизнь вермахту и крингсмарине, в планах которых морским путям сообщения в Заполярье придавалось исключительно важное значение. Через порты Северной Норвегии в Германию морем доставлялось стратегическое сырье, шло снабжение немецкой горной армии. Кроме того, в норвежских портах базировались соединения военно-морского флота, действовавшие против арктических полярных конвоев союзников.

29 марта 1943 года подводная лодка "С-56" вышла в первый боевой поход, а 19 апреля над Екатерининской гаванью прогремели два выстрела из корабельной "сотки", извещавшие об открытии боевого счета. Кроме двух потопленных транспортов противника, экипажем субмарины было выполнено специальное задание по высадке на вражеское побережье разведчиков и снятию группы, закончившей "работу" в тылу немецко-фашистских войск.

Первый потопленный транспорт достался сравнительно легко. После атаки противолодочные корабли "С-56" не нашли, и их бомбежка была неэффективной. Зато на втором транспорте противник отыгрался на краснофлотцах... Прижимаясь к берегу, шел конвой из трех транспортов в охранении шести сторожевых кораблей. Советским морякам удалось проникнуть внутрь конвоя и занять выгодную позицию для атаки носовыми торпедными аппаратами транспортов, а кормовыми - сторожевика. Сначала все шло точно по расчету. Но то ли сверкнул на солнце глазок перископа, то ли гидроакустики вражеских кораблей запеленговали шум винтов. Два сторожевика устремились к субмарине. Слышен был только шум бешено вращающихся винтов, а затем тяжелые шлепки в воду. Корабли сбросили глубинные бомбы. От их взрывов по всей подлодке погас свет, но прочный корпус выдержал, течи не было. Значит, все в порядке... Следующая атака. Восемь глубинных бомб - рядом. Что же делать? Отказаться от атаки? Нет! Быстро созрело решение: нырнуть под транспорт, укрыться под ним от бомбежки, вынырнуть с другого борта - атаковать "хвост" конвоя кормовыми торпедными аппаратами. Противник не ожидал, что "С-56" продолжит атаку. Немцы неистово бомбили с левого борта транспортов, где ранее обнаружили подводную лодку, а она осторожно подошла с противоположного борта и выпустила торпеды по концевому транспорту конвоя. Дистанция до него минимальная. Зашипел и ударил в уши воздух, запели винты уходящих торпед. Взрыв торпеды слышали все. Но смотреть на дело рук своих некогда. К подлодке полным ходом помчались сторожевики, но субмарина ушла на глубину и скрылась от преследования.

31 марта 1943 года "С-56" за проявленное экипажем в боях мужество и стойкость была награждена орденом Красного Знамени. Второй боевой поход "С-56" совершила в мае, встретив всего один конвой, состоявший из транспорта и танкера, охраняемых восемью сторожевиками и тремя самолетами "Арадо". Советским морякам удалось прорвать охранение и одним залпом пустить на дно Баренцева моря обе фашистские посудины. В отместку незадачливое охранение забросало подводную лодку глубинными бомбами. Вода буквально кипела от взрывов. Подводникам пришлось бы, вероятно, еще туже, если бы они не прятались под разлившимся по поверхности моря загоревшимся бензином. А чуть позже их выручили друзья-летчики, отвлекшие на себя конвой. Не будь этого, едва ли бы подлодке удалось возвратиться на базу...

Третий поход был самым коротким, длился всего десять суток, и самым "урожайным" - "С-56" удалось потопить два сторожевых корабля и повредить, а возможно, потопить два транспорта противника. Бомбили, как всегда, помногу и подолгу. Кроме того, отклоняясь от очередной бомбежки, подводная лодка запутались в снастях ей же накануне потопленного транспорта. С трудом, но все же вырвались и из этой ловушки...

От похода к походу росло мастерство экипажа. В пятом походе счет потопленных кораблей был доведен до семи и поврежденных - до трех. Личный состав до этого дважды награждался высокими правительственными наградами, а теперь был представлен к третьей награде. Но самым радостным для советских моряков событием был Указ Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1944 года о награждении подводной лодки "С-56" орденом Красного Знамени. Ратный труд экипажа был отмечен Родиной...

Война продолжалась, и противник совершенствовал свою противолодочную оборону: ставил новые минные заграждения, привлекал больше кораблей, вооружал их радиоэлектронной техникой. Подбираться к конвоям и топить транспорты становилось все труднее. Но экипажу "С-56" удалось потопить и повредить еще четыре корабля и транспорта, доведя счет до четырнадцати, за что к дню Советской Армии и Военно-Морского флота, 23 февраля 1945 года Краснознаменная подводная лодка "С-56" приказом народного комиссара ВМФ была удостоена звания Гвардейской...

5 октября 1954 года - через 12 лет, прошедших с того момента, как "С-56" отправилась на Север, Краснознаменный Гвардейский подводный корабль вернулся домой, во Владивосток, совершив, таким образом, первое в мире подводное кругосветное путешествие.

Вскоре после прихода на Дальний Восток изрядно потрепанную и постаревшую подлодку "понизили в должности" - из боевого корабля она превратилась во вспомогательный. "С-56" стала плавучей зарядовой станцией.

К началу 70-х подлодка находилась в одной из бухт, выполняла функции УТС - учебно-тренировочной станции, на которой моряки тренировались в заделке пробоин, тушении пожаров и ликвидации всяких других неприятностей, могущих встать в море перед боевым кораблем. Как вспоминал бывший командир "С-56" Григорий Иванович Щедрин, механизмы и оборудование с нее к тому времени уже демонтировали, краска ободралась, а гордость подлодки - уникальную тиковую палубу, подобной которой не было ни на одном другом подводном корабле СССР, - наполовину разобрали.

Вскоре принято решение использовать подводную лодку "С-56" в мемориальном комплексе на Корабельной набережной. Для этого субмарину нужно было разобрать, перевезти и снова собрать. Доставка почти 900-тонного корабля на Корабельную набережную потребовала применения дотоле невиданных инженерно-технических решений. Вначале лодку перевели на Дальзавод, у одной из причальных стенок которого она была разрезана на шесть секций. Чтобы доставить их к месту сборки, пришлось построить специальную железнодорожную ветку и спроектировать особые железнодорожные платформы - обычные для перевозки многотонных конструкций таких габаритов не подходили. После того, как все части "С-56" были установлены и сварены вновь воедино, пришла пора внутренней отделки. К этому времени оригинальный "интерьер" лодки был практически полностью утрачен, поэтому решено было восстановить в первозданном виде только первые три отсека. В остальных разместились обычные музейные витрины.

Работы по устройству мемориала, которые во многом велись методом "народной стройки", были завершены к празднику 30-летия Победы. 9 мая 1975 года над сверкающей свежей краской красавицей "С-56" вновь взвился гвардейский флаг. Филиал музея Тихоокеанского флота вступил в строй.

- подводная лодка С-56 , счастливая, "щедринская", так называли ее по имени капитана подводной лодки Григория Ивановича Щедрина. 19 раз ее считали погибшей, но она всегда возвращалась на базу. Сегодня это одна из главных достопримечательностей входящих в комплекс мемориала "Боевая Слава Тихоокеанского Флота" на Корабельной набережной.

Невозможно переоценить подвиг людей защищавщих Родину часто ценой своей жизни. Но профессия подводника и в наши дни требует особого мужества.

Свой боевой путь С-56, самая результативная подводная лодка, начала в 1942г. из Владивостока через Панамский канал, пройдя 3 океана и 10 морей, она вышла в Заполярье, где громила фашистов в составе Северного флота. Отчаянному мужеству и отваге воинов тихоокеанцев поражались даже асы подводного боя.

В этом беспримерном переходе, который продолжался 5 месяцев, с на Северный участвовало 6 подводных лодок, переход был невероятно сложным и по погодным условиям - лодки попадали в шторма, тайфуны, тропические ураганы, и шли они по территориям охваченным войной, потому не раз были атакованы вражескими подлодками. У берегов Сан-Франциско погибла лодка "Л-16", до сих пор неизвестно атакована она была японской или американской подводной лодкой.

Много славных походов на счету боевой лодки в составе Северного флота, но самым сложным и опасным оказался 5 поход, когда лодка чудом уцелела. Получив задание уничтожить вражеский конвой, лодка была обнаружена и сама стала объектом нападения. Больше суток она находилась под непрерывным обстрелом глубинных бомб. За 26,5 часов на нее было сброшено 370 бомб.

Было принято решение опустится на глубину 87м и выключить все двигатели. Но тут их подстерегала другая опасность - концентрация углекислого газа увеличилась до предела, в таких условиях продержаться можно было не более 20 мин.

Чтобы очистить воздух по всей субмарине разложили настилы с известью и побрызгали их водой, это помогло продержаться еще 7 часов. А тем временем фашисты радостно рапортовали об уничтожении очередной советской подводной лодки.

Когда опасность миновала и конвой ушел, лодка поднялась на поверхность, найдя укромную бухту, капитан дал команде сутки на отдых, а потом они догнали и, "уничтоженная" лодка, уничтожила конвой.

За всю войну на лодку было сброшено более 3 тыс.!!! глубинных бомб, за свои подвиги она была награждена орденом Красного Знамени и удостоена звания Гвардейская. За годы войны 4 лодки были удостоены звания гвардейская, из них уцелела только С-56 .

После войны легендарная лодка до 1953г. оставалась на Северном флоте, а затем вернулась на родную базу во Владивосток. Это была первая лодка, которая прошла северным морским путем, совершив кругосветное путешествие.

Но это сложнйшее путешествие все же вывело ее из строя как боевую единицу и лодка стала учебным пособием для обучения нового поколения моряков-подводников.

В 1975 г. она опять стала первой, первой подводной лодкой ставшей музеем памяти героев- подводников Великой Отечественной войны.

Один из главных "зкспонатов" военно- исторического музея Владивостока, она и сегодня на боевом посту. Каждый день на ней поднимается военно-морской флаг, каждый день она знакомит посетителей с подвигами военных моряков-подводников вставших на защиту нашей Родины в страшные годы войны. На лодке сохранили часть отсеков, где наглядно можно познакомиться с жизнью подводников, в кормовой части развернута экспозиция, которая рассказывает о подводниках Тихоокеанского флота - знамена, наградные знаки, фотографии, документы и т.д.

Сегодня боевой задачей С-56 является воспитание у молодого поколения чувства гордости за подвиги поколения военных лет, защитивших нашу Родину. И она справляется с этой задачей, Экскурсия на подводную лодку одна из любимых экскурсий и жителей и гостей города, особенно она нравится детям.

Мы просто обязаны помнить какой ценой она досталась, чтобы "коричневая чума" не прокатилась вновь уже по нашим судьбам и судьбам наших детей.

Из коллекции программы “Приморье with love. Панфилов story”

. фото с сайта http://vobche.livejournal.com/33574.html