Логическое ударение и способы его обозначения. Логическое ударение — способ выделить мысли

Под ударением мы понимаем выделение определенной части речи усилением звука или сменой интонации, то есть акустическими способами. Если для обозначения ударения в слове "молоко" мы будем произносить последнюю букву более громко, то для выделения логического ударения нужно повысить тон. Также основным отличием логического ударения будет выделения не одной определенной буквы, а слова или группы слов в предложении.

Например, разберем предложение "Дима играет в компьютер". Если мы воспользуемся логическим ударением при произнесении имени мальчика, то этим выделим, что речь идёт конкретно о Диме, а не о Вите или Антоне. Если ключевым словом будет "играет", то для собеседника важно, что он именно играет в компьютер, а не ломает его. Аналогично, если под логическое ударение попадает слово "компьютер", значит важно, что это не приставка или ноутбук.

Разновидности логического ударения

Различают такие виды логического ударения, как:

  • тактовое логическое ударение;
  • фразовое логическое ударение.

Если в тактовом мы выделяем нужное слово интонационно, то во фразовом выделяется главное для нас логическое ударение из всей фразы.

Тактовое мы разобрали на примере выше. Пример фразового логического ударения:

" Сестра моя, Саша , красивая девочка , играла в шахматы ."

Использование логического ударения

Существует несколько правил:

  • логическое ударение не ставится на прилагательных и местоимениях (при сопоставлении это правило не используется);
  • если при повторении каждое последующее слово усиливает значение и смысл предыдущего, то требуется логическое ударение на каждом слове с возрастающим усилением;
  • перечисления требуют самостоятельного логического ударения;
  • логическое ударение ставится на именах существительных и глаголах.

Внимательно прочитайте текст и выделите наиболее значимы слова или словосочетания. Чтобы не потерять внимание слушателя постарайтесь при прочтении текста избежать выделения большого количества слов. Если эта задача оказалась затруднительной, можно выделять ключевые слова через примерно равные промежутки времени.

Не забывайте об интонации. Злоупотребление изменением силы голоса может оставить плохое впечатление. Люди могут подумать, что вы говорите с ними свысока.

Паузы и правильное использование логического ударения помогут вам красиво изложить текст.

  • БАКТЕРИОЛОГИЧЕСКОЕ (БИОЛОГИЧЕСКОЕ) ОРУЖИЕ. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТОКСИНОВ И БОЛЕЗНГЕТВОРНЫХ МИКРОБОВ
  • Бактериологическое (биологическое) оружие. Проблемы биотерроризма.
  • Биологическое действие ионизирующих излучений и способы защиты от них
  • Чтобы сделать логическое ударение на слове, нужно только снять ударение со всех остальных слов, и тогда оно будет естественно ударным.

    (К.С. Станиславский)

    Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо уметь правильно разбираться в структуре предложения, находить в нем главное и второстепенное, определять связь между его членами, определять основную мысль и доносить её до слушателя средствами звучащей речи.

    Что такое логическое ударение? Как в каждом слове есть ударный слог, который является его центром, так и в каждом предложении есть главное, ударное слово, т.е. то, которое заключает в себе основной смысл высказыва­ния и на котором фиксируется внимание слушателя.

    Ударное слово – это основной смысловой центр, тот конкретный образ, который необходимо вызвать у слушателя.

    Как в слове от перемены ударения может меняться или теряться значение самого слова (змок замк, доргой – дорогй; мка – мук ), так и в предложении от перенесения ударения с одного слова на другое меняется или искажается смысл высказывания. Прочтение фразы Вечером я лучше усну (с ударением на слове лучше )предполагает, что речь идет о человеке,страдающем бессонницей. Вечером он уснет лучше, чем ночью. Ночью он не может уснуть.

    Прочтение этой же фразы Вечером я лучше усну (с ударе­нием на слове усну )изменяет смысл предложения. При таком ударении предполагается, что говорится о человеке, любящем поспать, который вечером лучше ляжет спать, чем, например, пойдет в кино.

    Ударное слово не только выделяется паузами, но и отличается в произношении от других слов своей протяженностью, звучностью, изменением высоты голоса.

    Помните, логическое ударение – это не просто повышение или понижение голоса, это прежде всего выделение средствами звучащей речи центра мысли , создание конкретного образа у слушателя.

    ВЫВОДЫ

    1. Звуковая сторона речи играет не менее важную роль, чем ее содержательная часть. Блестящая по содержанию речь во многом проигрывает, если она произнесена вяло и невыразительно, с запинками и речевыми ошибками.

    2. Дикция включает в себя три основных показателя: правильность артикуляции, степень ее отчетливости и манеру выговаривать слова. Дефекты дикции (шепелявость, картавость и т.п.) можно устранить при помощи специальных упражнений.



    4. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. Одно и то же предположение, словосочетание или даже слово, произнесенное с разными интонациями, может приобрести разные смыслы в зависимости от предлагаемых обстоятельств, конкретных условий и цели высказывания.

    5. Главным компонентом интонации является мелодика речи, т.е. изменение высоты тона голоса на протяжении высказывания. Существует несколько типов мелодики: мелодика завершенности, вопросительная мелодика, мелодика незавершенности.

    7. Темп речи – это скорость произнесения элементов речи (звуков, слогов, слов). Следите за темпом своей речи.



    8. Роль паузы в речи исключительно велика. Неправильно сделанная пауза меняет смысл высказывания, а иногда лишает фразу всякого смысла.

    9. Ритм речи требует не однообразия в длительности пауз, а разнообразия в их применении. Для этого следует делать интонационную разметку текста, выделяя короткую и длинную паузы, подчеркивая слова, на которые должно падать логическое ударение.

    10. Для того чтобы безупречно владеть техникой речи, необходимо правильно делать логическое ударение. Логическое ударение – это выделение средствами звучащей речи центра мысли.

    КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ

    1. Какую роль играет звуковая сторона устной речи и как она соотносится с ее содержательной стороной ?

    2. Какую роль в восприятии речи оратора играет его дикция и каким образом можно устранить ее дефекты?

    4. Важна ли для речи оратора интонация и почему?

    5. Почему оратор должен обращать особое внимание на интонационное оформление своей речи?

    6. Каким образом следует пользоваться громкостью голоса при произнесении речи?

    7. Что такое темп речи и на какие ошибки при неправильном использовании темпа речи указывал К.С. Станиславский?

    8. Какова роль паузы в речи оратора?

    9. В чем состоит интонационная разметка текста?

    10. Что такое логическое ударение?

    Интонация незаменима в вербальном общении, и если бы её не существовало, люди бы попросту друг друга не понимали.

    С её помощью мы можем различать эмоции собеседника, узнавать его личное отношение к тому, что он говорит, выделять главное из речи и многое другое.

    Представьте себе ситуацию: вы посетили лекцию профессора, который вёл её совершенно безэмоционально - он просто бубнел полтора часа. Что у вас отложится в памяти после неё? Ответ: ничего. Если вы не робот, идеально запоминающий информацию, то вы сразу же всё забудете. Отсюда напрашивается вывод, что , прежде всего, необходима для того, чтобы мы понимали речь друг друга, а уже после - для ее окрашивания эмоционально.

    Логическое ударение в речи - один из ключевых компонентов интонации

    Что такое логическое ударение? Постараемся объяснить это простыми словами. Логическое ударение в речи необходимо для того, чтобы выделить какое-то слово или фразу из общего текста, подчеркнув их значимость. Рассмотрим пример: фраза «я куплю тебе мороженое» может быть произнесена в 5 разных ударениях, отчего поменяется её эмоциональный окрас.

    Можно сказать: «Я куплю тебе мороженое» (не Маша, не Дима и не Петя, а именно Я). Или так: «я КУПЛЮ тебе мороженое (тогда вы подчеркнёте, что именно купите лакомство, а не украдёте его у прохожего и т.д.). Обратите внимание, что логические ударения в тексте можно выделить, просто написав нужное слово или фразу с заглавных букв. Однако же во время устного общения, подчеркнуть значимость слова или отдельной фразы можно лишь выдержав паузу: «Я куплю..тебе…мороженое» - помедлив после «куплю» и перед «мороженое», вы подчеркнёте слово «тебе», тем самым дав понять своему собеседнику, что именно ему достанется лакомство. Вот, что такое логическое ударение.

    Паузы и логические ударения: немного об эмоциональном ударении

    Как выделять логические ударения в тексте и речи вы уже поняли, а теперь стоит упомянуть об эмоциональном (его ещё называют эмфатическим) ударении. По сути, это разновидность логического ударения, но со своими нюансами.

    Важнейшее отличие эмоционального ударения от логического заключается в нестандартном использовании гласных и согласных звуков.

    К примеру, сказав: «Какой прекрааасный день»,- вы подчеркнёте интонацией свою положительную эмоцию. Это значит, что день вам и вправду нравится, и ваш собеседник сразу же это поймёт. Что касается отрицательных эмоций, то они в устной речи передаются посредством удлинения согласных. Например, «какой же ты всё-таки м-м-мерзавец». Вы наверняка не раз слышали, как недовольный чем-либо человек растягивает согласные звуки. Теперь же вы знаете, почему так происходит.

    Паузы и логические ударения как способ скрасить нашу речь

    Из статьи вы поняли всю и логических ударений. Правильная их постановка поможет вам лучше коммуницировать с людьми, а также выступать публично с большей убедительностью. Учитесь проявлять свои эмоции в речи, и вы научитесь располагать к себе людей, будет это деловая встреча, публичное выступление или привычное межличностное общение!

    Выделение слова или группы слов среди других слов в предложении или группе предложений с помощью звуковых средств называется логическим ударением.

    Целью ударения являются наиболее важные для донесения мысли слова, выражающие саму суть текста.

    Станиславский говорил об ударении: «Ударение - указательный палец, отличающий самое главное слово в фразе или такте».

    Одинаковое ударение на всех словах в предложении ничего не значит. Оно настолько же бессмысленно, как и фраза, в которой совсем нет ударений. Фраза, в зависимости от перемещения в ней логических ударений, может каждый раз наполняться новым смыслом. Акцент зависит от того, что именно хочет сказать говорящий.

    Предложение может иметь одно главное и несколько второстепенных и даже третьестепенных ударений.

    Существуют следующие виды ударений:

    Тактовое

    Фразовое I

    Фразовое II

    Ударение слова внутри речевого такта называется тактовым. Выделение главного по смыслу речевого такта в предложении называется фразовым ударением I. Когда же с помощью фразового ударения выделяется целая фраза в отрывке, такое ударение называется фразовым II.

    Например:

    «Нормальные женщины | почти не страдают». (А. С. Писарева «Счастье»)

    В этом предложении два речевых такта. В каждом из них есть свое тактовое ударение: в первом такте - «женщины» (группа подлежащего), во втором - «не страдают» (группа сказуемого). «Женщины» выделяется второстепенным ударением, а главным, несущим смысл ударением выделено слово «не страдают».

    Например:

    «Дочь, | Екатерина Ивановна, | молодая девушка, | играла на рояле». (А. Чехов «Ионыч»)


    В этом предложении четыре речевых такта, в каждом есть свое ударное слово. Но главный речевой такт - последний, его главное ударное слово - «на рояле».

    В приведенных примерах можно выделить логические ударения, отметить паузы, но передать все модуляции голоса, все оттенки интонации на бумаге отобразить невозможно.

    Нужно много практически работать над разбором, ибо он является хорошей, крепкой основой для дальнейшей работы над литературными текстами.

    Выделение главного по смыслу слова может быть достигнуто различными способами: замедлением темпа речи на этом слове, усилением, повышением или понижением голоса.

    Ударное слово можно выделить, если с остальных слов снять или почти снять ударения во избежание многоударности и бессмыслицы. Станиславский придавал огромное значение умению снимать лишние ударения. Он рекомендовал актерам снимать ударения с тех слов, которые не несут главной мысли и предлагал специальный прием: «нарочито неторопливая, бескрасочная интонация, почти полное отсутствие ударений».



    Бескрасочная интонация - есть монотон - речь на одной или почти на одной высоте. Монотонная речь сама по себе однообразна и может утомить слушателя, но если ее применять на контрасте с главной частью фразы, она, напротив, поможет это ударение выделить.

    Трудности в постановке логических ударений заключаются в том, что в начале работы большое количество речевых тактов, тактовых ударений и это затрудняет чтение; читающему сложно разобраться сразу, ему начинает казаться, что все является главным. От перегрузки ударениями текст становится непонятным. Надо научиться «скелетировать» фразу, то есть снимать ударения со слов, не несущих главной мысли, а точно определять смысловые центры предложения и именно их выделять ударением.

    Станиславский рекомендует при определении ударений в первую очередь выбирать среди всей фразы одно самое важное слово, выделяя его ударением. Затем сделать то же с менее важными, но все-таки выделенными словами. А второстепенные, не главные слова отодвинуть на задний план.


    Важно помнить, что путь логического разбора - это всегда путь от целого к части и от части к целому, поэтому разобраться в определении главных и второстепенных ударений можно только исходя из основной мысли произведения.

    В первый этап работы над логическим разбором надо понять, какую мысль мы хотим сообщить слушателю и отталкиваясь от этого определять место логических ударений в предложении.



    Существует определенная закономерность русской речи: во фразе наиболее ярко выделяется ударное слово последней синтагмы (речевого такта). Это - фразовое ударение, оно отмечает границу фразы.

    Фразовое ударение I содержится не в каждом предложении. Его наличие или отсутствие зависит сугубо от контекста литературного произведения, от его основной мысли.

    Фразовое ударение I несет значительную смысловую нагрузку и часто представляет собой смысловой центр небольшого куска.

    У фразового ударения II еще более активная позиция в том или ином сюжетном куске. Оно поистине выполняет функцию «указательного пальца», отмечающего для исполнителя и слушателя главную мысль выбранного литературного отрывка.

    Например:

    «Глаза I у него были несравненные | - большие, | черные, | с таким взглядом, который, когда мы встречались с ним, | казалось, только и составляет единственное, что есть в данную минуту в мире. | Ничего, казалось, нет сейчас вокруг нас, | только этот взгляд существует. ||

    Когда я вспоминаю Маяковского, | я тотчас же вижу эти глаза | - сквозь обои, | сквозь листву. | Они на меня смотрят, | и мне кажется, что в мире | становится тихо, | таинственно. | Что это за взгляд? | Это взгляд чтения». (Ю. Олеша «Ни дня без строчки»)

    В первом предложении фразовым ударением выделяются: «Глаза у него были несравненные» и «только этот взгляд существует».

    Особенность русского языка в том, что ударение тяготеет к концу фразы и чаще всего получает наиболее сильное ударение.

    В авторском тексте часто встречается инверсия, на которую при расстановке ударений необходимо обращать внимание. Инверсия - нарушение обычного порядка слов в предложении (в русском языке соблюдается прямой порядок слов: подлежащее, как правило, обычно находится перед сказуемым, определение перед определяемым словом и так далее). Применение инверсии дает возможность писателю выделить нужное ему слово. Как только это слово попадает «не на свое место», внимание читающего оказывается привлеченным к нему, и на него обычно падает ударение.

    Но в каждом правиле есть свои исключения. Фразовое ударение I - «только этот взгляд существует» показывает, что главное ударение принимает на себя предпоследнее слово.

    «Это взгляд гения» выделяется фразовым ударением II.

    Определение «гения» является главным ударным словом всего отрывка. Это слово есть смысловой центр, ибо именно оно характеризует взгляд Маяковского.

    Сильнее фразового ударения логическое ударение. Оно может приходиться на любой такт во фразе и даже на любое слово в зависимости от цели высказывания. «Чаще всего логическое ударение связывают с актуальным членением предложения, с выделением темы высказывания. Логическим признается смысловое ударение сильно акцентируемое и выполняющее функцию выделения «психологического сказуемого», нового во фразе или/и функцию акцентуации элементов скрытого либо явного противопоставления».

    Например:

    «Я был в театре» (а не ты).

    «Я был в театре» (это уже случилось).

    «Я был в театре» (именно там, а не где-либо еще).

    В живой разговорной речи логические ударения встречаются очень часто. В конкретной ситуации логическое ударение оказывается вполне определенным. При этом оно всегда совпадает с тактовым или фразовым ударением. Такое совпадение дает нам право пользоваться термином «смысловое ударение» для обозначения всех видов ударения - логического, тактового, фразового.

    Говоря или читая вслух, важно не только правильно произносить слова, но и акцентировать нужные фразы, которые несут основную смысловую нагрузку. Даже если материал, который излагается устно, очень ценный, но преподнесен без нужного логического ударения, то он не будет усвоен аудиторией как следует. Когда докладчик говорит вяло и монотонно, то вряд ли он сможет долго удерживать внимание слушателей, не говоря уже про то, чтобы убедить их в чем-то или поощрить к действию.

    Логическое ударение — это выделение в речи слова или фразы, которые являются наиболее важными в сообщении. Как это делать? И связано ли оно с паузами и изменениями интонации?

    Методы передачи логического ударения

    Их несколько, и умелые докладчики научились их совмещать. К примеру, если нужно выделить важную мысль, то сделать это можно так: увеличить силу голоса, медленнее проговорить нужную фразу, сделать паузу до и/или после нее, использовать подходящие жесты и мимику. Еще один способ сфокусировать внимание — это правильное изменение громкости, высоты и темпа, то есть интонация. Логическое ударение способствует тому, чтобы усвоить смысл сказанного, а вот интонация помогает сделать речь красочной. Эти два инструмента дополняют друг друга.

    Какой из этих способов самый приемлемый в конкретной ситуации, зависит от содержания материала и обстоятельств.

    Что выделять?

    Если говорить про доклад, логическое ударение может обозначать начало новой мысли или переход от одной мысли к другой, чтобы слушатели уловили то, как построена речь. Это можно сделать, подчеркивая такие слова: "в первую очередь", "в конце концов", "из этого следует", "поэтому", "напрашивается вывод" и т. д.

    Если речь идет о нескольких факторах, причинах или составляющих чего-то, вполне уместно будет каждый из них выделить акцентированными фразами "во-первых", "во-вторых", "в-третьих" вместе с перечисляющими жестами.

    Также докладчик с помощью логического ударения может показать личное отношение к обсуждаемому. Это те мысли, которым он хочет придать особенную эмоциональную окраску. А выделить их помогут слова "безусловно", "чрезвычайно важно", "немыслимо", "полностью". Тут пригодится правильное изменение интонации. В таком случае мнение докладчика может передаться слушателям и даже повлиять на их собственную позицию.

    Логическое ударение при чтении текста

    В обыденных разговорах люди используют смысловое ударение без труда, даже не задумываясь про это, потому что ясно осознают, что именно хотят сказать. Трудность возникает, когда надо прочитать вслух текст, написанный кем-то другим.

    Ключ к успеху — понять для себя, какова же главная мысль текста. Затем надо тщательно проанализировать каждый абзац предложение за предложением и найти не отдельные слова, а целые фразы, которые эту мысль выражают.

    Для удобства можно их подчеркнуть карандашом или маркером. Если слово уже выделено курсивом, то это дополнительное напоминание, что на нем тоже следует поставить акцент.

    Логическое ударение: ошибки

    Нельзя при чтении текста выделять слишком большое количество слов: это рассеивает внимание.

    Также некоторые используют прием периодического подчеркивания, то есть акцентируют слова через равные промежутки времени, не важно, несут эти слова смысловую нагрузку или нет. А некоторые без надобности выделяют предлоги и союзы, такие как "и", "но", "тоже", "за", "перед" и т. д. Это очень отвлекает и выглядит как плохая манера.

    Если докладчик говорит очень быстро и без остановок, то польза от такой речи сводится к нулю. Логические паузы и ударения способствуют ясности сказанного.

    Чтобы стать умелым оратором, надо упорно тренироваться до тех пор, пока не получится выделять слова и фразы так, чтобы это звучало естественно.