Лучшие скороговорки для развития речи и дикции. Скороговорки для развития речи и дикции: упражнения детям, подросткам и взрослым

Что такое скороговорка, кажется само собой очевидным. Скороговорка - веселая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стишков и фраз. Так пишет знаток детского фольклора В. П. Аникин.

Отвори, Увар, ворота,

У двора на траве дрова.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Скороговорки для развития речи

Скороговорки на звук [Г]

На дворе галка, на берегу галька.
Нес Григорий пирог чере порог. Стал на горох и упал на порог.
Наш голова вашего голову головой переголовал, перевыголовил.

Скороговорки на звук [Ш]

Смешные шутки у Саши и Мишутки.
Стеша спешила, рубашку сшила, да поспешила - рукав не дошила.
Шакал шагал, шакал скакал. Шашки на столе, шишики на сосне.
Шесть мышат в шалаше шуршат.
Шлепают гуськом гусак а гусаком.

Скороговорки на звук [Ж]

Поезд мчится скрежеща: жэ, че, ша, ща.

Хожу – твержу, сижу – твержу, лежу – твержу:
Жи, же, жа, жу. У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Ужа ужалила ужица.
Ужу с ужицей не ужиться.
Уж уж от ужаса стал уже –
ужа ужица съест на ужин.

Скороговорки на звук [Ч и Щ]

Щетинка у чушки, чешуя у щучки.
Чище чащи в нашей пуще, в нашей пуще чащи гуще.

В чемодане у чечетки
Щетки, четки, счеты - тетке.
Четки, счеты, щетки - дядьке,
Счеты, щетки, четки - няньке.
Лишь чечетка - для себя.
Пляшет четкая семья.

Скороговорки на звук [Ч]

У четырёх черепашек по четыре черепашонка.
Четыpе чёpненьких чумазеньких чеpтёнка чеpтили чёpными чеpнилами чеpтёж. Чрезвычайно чисто.
Птичку напичкали спичками.
Наша дочь речистая, речь у неё чистая.

Скороговорки на звук [Щ]

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.
Тщетно тщится щука ущемить леща.

Скороговорки на звук [Р]

В бору бобёр и брат бобра работают без топора.
В грозу от груза арбузов развалился кузов.
В огороде у Федоры – помидоры. За забором у Федоры – мухоморы.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.
Дал Макар Роману карамельку, а Роман Макару – карандаш.
Дали карапузу кукурузу, а карапуз просит арбуз.
Ждут воробьи у кормушки кормёшки, несёт им Маркушка в кармашке морошки.
За тараканом с барабаном, за комаром с топором.
Кавалеры королевы плыли к ней на каравелле.
Карл украл у Поликарпа полкарася, полкарпа.
Мудрый ворон проворно рвал во рву мухоморы.
На корабль прокрался краб, караси украли трап.
Один рой комаров – за горой, а второй рой – под горой.
Открывай, Увар, ворота, дров несём невпроворот мы.
По травке тропа протоптана.
Прыгают скороговорки как караси на сковородке.
Рано утром два барана барабанят в барабаны.
Рома Маше нарвал ромашек.
Рыла, рыла свинья, вырыла полрыла.
С горы – не в гору, в гору – не с горы.
Свинья тупорыла, весь двор перерыла, вырыла полрыла, до норы не дорыла.
Серые бараны били в барабаны, без разбора били – лбы себе разбили.
Тимошка Трошке крошит в окрошку крошки.
Трое трубачей трубят в трубы.
Шустрая норка юркнула в норку.

Скороговорки на звук [Р и Л]

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, пойду к Лавру, Лавру на Фрола навру.
В пруду у Поликарпа три карася, три карпа.
Все бобры добры для своих бобрят.
Карл у Клары украл кораллы, Клара у Карла украла кларнет.
Клара у Вали играет на рояле.
Королева кавалеру подарила каравеллу.
Летал перепел перед перепелицею, перед перепелятами.
На горе Арарат рвала Варвара виноград.
Орел на горе, перо на орле.
Съел молодец тридцать три пирога, да все с творогом.
Тридцать три корабля лавировали, лавировали, лавировали, да не вылавировали.

Проворонила ворона воронёнка.
Вставай, Архип, петух охрип.

У пруда в траве во мраке шуршат раки в шумной драке.
На дворе трава, на траве дрова, не руби дрова на траве двора!
Бублик, баранку, батон и буханку пекарь из теста испёк спозаранку.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Краб крабу продал грабли.
Продал грабли крабу краб.
Грабь граблями сено, краб!

В поле Поля-полюшка
полет поле-полюшко.
Сорняков не будет в поле,
если полет Поля поле.

Вёз корабль карамель,
наскочил корабль на мель,
И матросы три недели
карамель на мели ели.

То ли Боря приобрёл для Толи рулон толя,
то ли Толя приобрёл для Бори рулон толя.

Собиpaлa Мapгapитa мapгapитки нa гоpе,
paстеpялa Мapгapита мapгapитки во дворе.

Купили кapaкaтице кpужевное плaтьице…
ходит кapaкaтицa, хвaстaется плaтьицем.

Как на горке, на пригорке
стоят тридцать три Егорки.

Скороговорки на звук [К и Л]

В Луку Клим луком кинул.
Около кола колокола, около ворот коловорот.
От топота копыт пыль по полю летит. Сшит колпак не по-колпаковски, вылит колокол не по-колоколовски.
У ёлки иголки колки.

Скороговорки на звук [К и Г]

Краб крабу сделал грабли. Подал грабли крабу краб: сено, граблями, краб, грабь.

Скороговорки на звук [К и П]

Ткёт ткач ткани на платки Тане.
Наш Полкан попал в капкан.
Купи кипу пик. Купи кипу пуха.

Стоит поп на копне, колпак на попе.
Копна под попом, поп под колпаком.
Колпак на колпаке, под колпаком колпак.


Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Говорил попугай попугаю:
"Я тебя, попугай, испугаю".
Отвечает ему попугай:
"Испугай, попугай, испугай!"

Расскажите про покупки.
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки, про покупочки свои!

Скороговорки на звук [Б и П]

Добыл бобыль бобов.
Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
От топота копыт пыль по полю летит.
Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.

Скороговорки на звук [Б и Л]

Маланья-болтунья молоко болтала, выбалтывала, не выболтала.
Наш Полкан из Байкала лакал. Полкан лакал, не мелел Байкал.
Не жалела мама мыла. Мама Милу мылом мыла. Мила мыла не любила, мыло Мила уронила.

Дятел дуб долбил, долбил, продалбливал,
Да не продолбил и не выдолбил.

Скороговорки на звук [В]

Верзила Вавила весело ворочал вилы.
Водовоз вёз воду из-под водопровода.
Волхвовал волхв в хлеву с волхвами.

Скороговорки на звук [Ф]

Фараонов фаворит на сапфир сменял нефрит.
У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Скороговорки на звук [Т]

Сидел тетерев на дереве, тетёрка с тетеревами на ветке.
Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да всё с творогом.

Скороговорки на звук [Ц]

Цыплята и курица пьют чай на улице.

Скороговорки на звук [М]

Мама мыла Милу мылом, Мила мыло не любила.
На меду медовик, а мне не до медовика.

Скороговорки на звук [З]

Бизоны у Зои на комбинезоне.
В загоне на газоне бизоны.
В замке зайка под замком.
За козой – козодой.
Заколдованный замок на крепкие запоры замкнут.
Затоптали утки за будкой незабудки.
Звериным взвизгом взводный взвизгнул. Знайка и Незнайка знают Зайку-Зазнайку.
Зоиного зайку зовут Зазнайка.
Козы в грозу грызут лозу.
Лиза везла на возу козла и козу.
На возу лоза, у воза коза.
На завалинке Зоя и заинька.
Не забудьте незабудки.
Позади завода заводь.
Розовые розы замерзают в морозы.
У Зои мимозы.
Указание о наказании казака в Казани.

Скороговорки на звук [С]

У Сени и Сани в сенях сом с усами.
У осы не усы, не усища, а усики.
Везёт Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
Осип охрип, Архип осип.
Не хочет косой косить косой, говорит, коси коса.
Сачок зацепился за сучок.
По семеро в сани уселись сами.
В поле Фрося полет просо, сорняки выносит Фрося.

Скороговорки на букву р

Скороговорки на букву Р для детей. Детские скороговорки на Р улучшают дикцию ребенка и помогают развивать правильную речь.

На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.

***

Карл у Клары украл кораллы,
Клара у Карла украла кларнет.

***

Корабли лавировали, лавировали, да не вылавировали.

***

Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

***

Выдра в ведро от выдры нырнула.
Выдра в ведре с водой утонула.

***

Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!

***

В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!

Выдрав с выдры
В тундре гетры
Вытру выдрой ядра кедров
Вытру гетрой выдре морду
Ядра в вёдра
Выдру в тундру!

Скороговорки с шипящими звуками

Скороговорки с шипящими звуками - самые популярные скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

Скороговорка на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорка на букву Ч

У четырех черепашек четыре черепашонка.

Четыре чертенка

Четыре черненьких, чумазеньких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорка на букву Ш

На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

***

Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.

***

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

***

В шалаше шуршит шелками
Жёлтый дервиш из Алжира
И, жонглируя ножами,
Штуку кушает инжира.

***

Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

Скороговорка на букву Щ

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Смешные скороговорки

Простые смешные скороговорки - рифмованные стишки для маленьких детей для развития речи и развлечения.

Мышка

Мышка залезла под крышку,
Чтобы под крышкой сгрызть крошку,
Мышке, наверное, крышка –
Мышка забыла про кошку!

Кощей

Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.

Сорок сорок

Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.

Попугай

Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!

Карасёнок

Карасёнку раз карась
Подарил раскраску.
И сказал Карась:
«Раскрась, Карасёнок, сказку!»
На раскраске Карасёнка –
Три весёлых поросёнка:
Карасёнок поросят перекрасил в карасят!

Сложные скороговорки

Самые сложные скороговорки для детей. Известные скороговорки для развития дикции, которые нужно попробовать выучить наизусть и произносить без запинки.

Чего нет

Нет абрикоса, кокоса, редиса,
Палтуса, уксуса, кваса и риса,
Компаса нет, баркаса и троса,
Термоса, пресса, индуса-матроса,
Баса нет, вкуса, веса и спроса,
Нет интереса – нет и вопроса.

Пир у Киры и Фиры

У Киры и Фиры
В квартире был пир:
Факир ел зефир и
Кефир пил Факир.
А Фира и Кира
Не пили кефира,
Не ели зефира –
Кормили факира.

Ежевика и земляника

Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.

Современные скороговорки

Детские наиболее современные скороговорки для общего развития речи. Предполагают не только заучивание наизусть, но и произношение на скорость.

Кто хочет разговаривать

Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.

Кокос

Кокосовары варят в скорококосоварках кокосовый сок.

Газель

На бобра из-за ели глазеют глаза газели.

Лото

Граф Тото играет в лото,
а графиня Тото знает про то,
что Граф Тото играет в лото,
если бы граф Тото знал про то,
что графиня Тото знает про то,
что граф Тото играет в лото,
то б граф Тото никогда бы в жизни
не играл бы в лото.

Другие известные скороговорки

***

Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.

***

От топота копыт пыль по полю летит.

***

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

***

Однажды галок поп пугая,
в кустах увидел попугая.
И говорит тот попугай:
«Пугать ты галок, поп, пугай,
но галок поп в кустах пугая,
пугать не смей ты попугая».

***

Везёт Сенька с Санькой Соньку на санках.


Одна из главных задач ребёнка первых пяти лет жизни – это освоение речи. Это включает в себя и освоение достаточного запаса слов, и правила их построения, и правильное произношение звуков родного языка. Успех этого важного для малыша дела зависит в первую очередь от семьи. Но если бедность словарного запаса у своего малыша, ошибки в построении фраз родители замечают и стремятся исправить, то дефекты дикции у ребенка (кроме звука р) зачастую ими не опознаются вовремя. Здесь на помощь приходят специалисты в детском саду.

Правильно подобранные считалки и скороговорки для детей 4-5 лет в детском саду становятся одними из самых популярных упражнений для развития речи. Но воспользоваться смешными и полезными словесными играми могут и родители, и все, кто заинтересован в отработке чистоты звуков у детей, формировании у них красивой, правильной дикции.

Считалки, скороговорки, чистоговорки, поговорки – всё это прекрасные развивающие , которые служат для развития памяти, речи и дикции ребёнка. Они известны людям, наверно, с того времени, как человек начал говорить. В чём-то они похожи, но немного и различаются.

Считалки – это рифмованные четверостишия, которые используются в разных играх для того, чтобы выбрать водящего. Они создавались не для развития дикции, а для упорядочения игры. В них нет намеренно усложненных звуковых сочетаний. Наоборот, они легки для запоминания. Хотя для ребенка 3-5 лет многие звуки и без усложнения трудны для произношения.

Но так как считалки являются важной частью игры, дети охотно их разучивают и повторяют затем и сами, без намеренного побуждения взрослыми. Так как в такой момент для ребенка важно быть понятым другими участниками игры, он стремится произносить слова четко и разборчиво. Так считалки служат для развития памяти и речи детей. Лето, осень – самое подходящее время для игр детей на свежем воздухе с использованием считалок.

Русские скороговорки и чистоговорки, в отличие от считалки, намеренно включают в себя слова и сочетания звуков, которые трудны для быстрого произношения.

Чистоговорки, как и поговорки, это народное творчество, словесная шутка, ловушка для языка того, кто попробует произнести быстро внешне простые слова. Трудными их делает порядок и подбор в предложении.

Скороговорки – это почти то же, что и чистоговорки. Недаром, эти слова часто заменяют друг друга, но у скороговорки может быть известный автор. Зачастую русские скороговорки или чистоговорки – это оформленные в шутливую, игровую форму поговорки, пословицы. То есть фразы, несущие в себе жизненный опыт. «Нашего пономаря не перепономаривать стать» (человека не переделаешь)

Сегодня специалисты придумывают и разрабатывают такие развивающие логопедические стихи, которые помогут ребенку отработать произношение конкретного звука.

Скороговорки. Мультики для самых маленьких

Звук Л

Начинают разучивать считалки, скороговорки уже с детьми трёх – четырех лет. Это упражнения на произношение простых букв – Л, Н, Т. В этом возрасте чисто произнести даже эти звуки не так просто.

Звук Г

В освоении звука Г малышам помогут считалки, поговорки, игры. Например, такая игра, как «Гуси, гуси, га-га-га…».

Так же необходимо развивать слуховое внимание, учиться различать схожие звуки – Г. К, Х. В этом детям поможет разучивание скороговорок со схожими звуками.

Упражнения на смешанные звуки

Только отработав простые звуки, с дошкольниками 4-5 лет переходят к освоению более сложных, смешанных звуков. К таким относят шипящие звуки, Р, Ц.

Для их отработки дети не только разучивают стихи, поговорки и считалки, но и выполняют специальные упражнения для развития речи.

Для хорошей дикции у детей необходимо развивать слуховое внимание, правильную постановку дыхания, сам артикуляционный аппарат – мышцы языка, губ.

Для развития правильного вдоха и выдоха с ребенком можно поиграть в такие игры :

  • «Самый большой пузырь» – это выдувание мыльных пузырей.
  • Ещё одно упражнение, служащее той же цели – «Бумажный футбол». Из тонкого листочка бумаги скатывается маленький легкий шарик. Задача малыша задуть его в обозначенные какими-нибудь предметами ворота.
  • «Буря в стакане». В стакан с водой опускается трубочка и малыш выдувает воздух, стараясь устроить как можно больше пузырей.

Звук Ж

Скороговорки с шипящими звуками довольно коварны. В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение.

В отличии от звука Р, который детям дается трудно и неумение его произносить слышно сразу, шипящие произносятся, но не чисто, путаясь с другими, похожими. Для хорошей дикции необходимо, чтобы шипящие произносились правильно.

Для закрепления произношения шипящих можно поиграть с детьми в игру «Изобрази зиму», где они голосом должны изобразить шум вьюги, свист метели и т.д. Или изображая лето, изобразить жужжание насекомых.

Звук Р

В освоении звука Р особенно важно развитие артикуляционного аппарата. Поэтому разучивать сложные поговорки, считалки или смешные стихи с этим звуком, надо в сочетании с выполнением гимнастики для губок и языка. Например, такие упражнения:

  • «Кисточка». Изображая побелку, водить язычком по небу вперед – назад.
  • «Моем стены». Языком водить вправо – влево по внутренней стороне зубов вначале вверху, затем внизу
  • «Вверх – вниз». Высунутый язычок качает вверх – вниз.

В качестве скороговорки можно использовать хорошо известную детям потешку «Сорока-ворона кашу варила…»

Сложные скороговорки

Следующим этапом в освоении звуков становятся сложные скороговорки. Сложные это такие скороговорки, которые тренируют не одну букву, а произношение сразу трёх звуков. Если в них отрабатываются только две буквы, то обязательно в очень трудном звуковом сочетании.

Как правильно разучивать с детьми такие сложные поговорки? Вот несколько советов.

  1. Вначале взрослый медленно проговаривает развивающие чистоговорки вместе с ребенком, затем темп постепенно увеличивается.
  2. Разучивать стихотворные скороговорки лучше отбивая ритм ладошками. Это поможет ребенку их запомнить.
  3. Если ребенку не понятен смысл отдельных слов или всей скороговорки, объясните их ему. Понимание облегчит запоминание и поможет избежать ошибок в произношении.
  4. Не заставляйте детей, поиграйте с ними тогда, когда у них появится настроение.
  5. Не ругайте, если что-то не получается.

подряд

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру "Надуй самый большой пузырь" или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки


Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та- хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха- не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой-зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы- есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща- Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи- ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша- Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца- стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи- не сыщешь.
  • Щи да каша -пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • "да-да-да - в огороде лебеда",
  • "ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
  • "ша-ша-ша - принесли домой ерша"
  • "ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
  • "жа-жа-жа - есть иголки у ежа"
  • "чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
  • "жу-жу-жу - я на солнышке лежу" ... и так далее.


Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Скороговорки для детей 5 лет. Ребенку 5 лет

Развитие речи ребенка. Чистоговорки, скороговорки

14 41 695 2013-11-10 21:18:12

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

1. Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

1. Аф-аф-аф - мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

1. Нашей Маше дали мало каши.

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

1. Лу-лу-лу - наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша - Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца - стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли - цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са - под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи - не сыщешь.
  • Щи да каша - пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • «да-да-да - в огороде лебеда»,
  • «ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
  • «ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
  • «ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
  • «жа-жа-жа - есть иголки у ежа»,
  • «чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»,
  • «жу-жу-жу - я на солнышке лежу». и так далее.

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
На траве дрова,
На дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Надел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне он смешон.

По материалам книги А. И. Максакова «Правильно ли говорит ваш ребенок»

Оказывается, научиться правильно говорить – не такая уж легкая задачка для малыша. Довольно редко встречаются дети, у которых в этом плане совсем нет проблем. Неверное произношение буквы «р», шипящих и носовых согласных, «глотание» окончаний, а то и целых слов невольно вызывает у взрослых улыбку.

Но, в пяти-шестилетнем возрасте дефекты речи становятся большой проблемой, в первую очередь для самого ребенка. Насмешки сверстников, замечания воспитателей в детском саду и учителей в начальной школе – серьезная травма для неокрепшей психики. Конечно, в особых случаях может потребоваться помощь логопеда. Но, есть прекрасный и веселый способ для развития речи. Это скороговорки. Их народ придумал тысячи и продолжает придумывать до сих пор.

Разучите их вместе с ребенком, проговаривая их сначала медленно, а затем ускоряя темп. Используйте их во время игры, добиваясь от малыша четкого произношения каждого звука. Можно отбивать такт ладошами, так ребенку будет проще запомнить текст скороговорки. Устройте конкурс на правильную и самую быструю декламацию скороговорки.

Хотя смысл скороговорок довольно примитивен, объясните ребенку, о чем идет речь. Ведь заучивать непонятную «тарабарщину» трудно даже взрослому. Для малышей до 4 лет выбирайте короткие скороговорки, для детей постарше подойдут скороговорки-стихи, словосочетания, которые сложно произнести верно с первого раза. Очень важно самим правильно произносить все звуки, тогда со временем и малыш научится этому.

Если занятия будут регулярными, то прогресс не заставит себя ждать. Ненавязчивый игровой метод поможет откорректировать речь ребенка дошкольного возраста. Кстати, полезно это и взрослым!

Скороговорки для развития речи детей

Разбудили три сороки злого Рекса в конуре.

Грозно «сторож» зарычал,

Со двора сорок прогнал.

Боря улыбается: роза Розе нравится!

Для братьев трех скороговорку придумал старший брат Егорка.

Свинка рылом землю рыла,

Мыли рыло свинке мылом.

Желтокрылый жук Женя женился на жужелице Жуже.

Жена Жужа жужжит не хуже мужа.

У Сашки шапка, у Пашки фуражка,

Фуражку Пашка отдал Сашке, Сашка шапку отдал Пашке.

Сидел Венька в гостях у Сеньки. Пришел Санька, за ним Танька.

Потом Витька, за ним Митька, после Влас, за ним и весь класс.

Пек Пров пирог с опятами.

Не по правилам правил Павел,

В трясину машину Павел направил.

Играла Клара на рояле, Мишутка с Таней танцевали.

Танец за танцем, за танцем танец.

У Тани с Мишуткой на щечках румянец.

Редьку редко ели детки – горьковата деткам редька.

В стружке шуршит мышка-норушка.

Жестко спать мышке на стружке.

Медведь Потап купил тапки для лап.

Малы тапки, не лезут лапки.

Сидели, сидели, едва не поседели.

Ничего не высидели. Еще посидеть, чтобы поседеть?

Вбил Клим кленовый клин.

Заклинило клин, клином не выклинишь.

В слове «початки» нашли опечатки.

А какие же початки с опечатками?

Молоточком точно в точку заколачивать гвоздочки учится чумазый Чук.

Маленький карасик попал на удочку Тарасика.

Пожалел Тарасик, отпустил карасика.

Скороговорки для детей

На дворе - трава,
На траве - дрова,
Не руби дрова:
На траве двора.

***
Три свиристели еле свистели на ели.

***
Купили каракатице кружевное платьице
Ходит каракaтицa, хвастается платьицем.

***
Вез корабль карамель,
Наскочил корабль на мель,
Матросы две недели карамель на мели ели.

***
Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

***
Летел на болото носатый удод.
Глядел на удода усатый Федот.
Покуда не сел на болото удод,
Стоял и глядел на удода Федот.

***
Собирал Олег орешки, а Алёша сыроежки.

***
Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл - на валторне,
На арфе - Алла,
А на рояле Лара играла.

***
Из соседнего колодца целый день водица льется.

***
На гармошке громко
Заиграл Ерёмка.

***
Тащил Авдей мешок гвоздей,
Тащил Гордей мешок груздей.
Авдей Гордею дал гвоздей,
Гордей Авдею дал груздей.

***
Дубовый стол стоит столбом,
В него баран уперся лбом.
Хотя не жаль барану лба,
Но лбом не сбить ему столба.

***
В сарае у Нюры разные куры:
Три черных – Чернушки,
Две пестрых - Пеструшки.

***
Продаются на рынке рыжики в корзинке.
Грузди, сыроежки продаются в тележке.

***
Корова Буренка ругает теленка:
«Зачем за овражком бодался с барашком?»

***
Ежик в бане вымыл ушки,
Шею, кожицу на брюшке.
И сказал еноту еж:
Ты мне спинку не потрешь?
***
Стеша спешила, рубашку шила,
Да поспешила - рукав не пришила.

***
Из яслей вернулась Лена
Лена маме по колено.
***
Повтори без запинки:
«На осинке росинки
Засверкали утром
Перламутром»

***
Метил в лукошко,
Попал в окошко.

***
Тары-бары-растабары
У Варвары куры стары.

***
Ходит Люба возле дуба
Нам глядеть на Любу любо.

***
Пингвин, поплавав в море,
Сидел на пляже снежном
И думал: «Как прекрасно
На южном побережье!»

***
Стать скрипачом собрался слон,
Но слышит смех со всех сторон:
«Возьми не скрипку – контрабас,
Тебе он будет в самый раз».

***
Филин расфрантился,
Во фрак принарядился.
Филину охота
Красивым быть на фото.
***
Хоть куда у хрюшек хор!
В нем Хавронья – дирижёр.
А в хорошую погоду
Хрюшки водят хороводы.

***
Испугался грома Рома.
Заревел он громче грома.
От такого рева гром
Притаился за бугром.

Скороговорки на все буквы алфавита.

(Для перехода на скороговорки кликни на нужную букву)

Ротару:В 70 лет выгляжу на 45 благодаря простой методике...
Почему все аптеки молчат? Грибок ногтя боится как огня дешевого...
Алкоголику вместо кодирования подсыпьте незаметно 3-4 капли обычной…
Соломія Вітвіцька: живіт втягнувся за добу, вийшло 22 кг жиру! Їла це...
Заросли папиллом на шее и в подмышках - признак наличия у вас...

» мы писали о том, что чистоговорки, в которых повторяется один и тот же звук, могут помочь вашему малышу отработать произношение этого звука. Учат правильно произносить слова и скороговорки. Скороговорки для развития речи можно предлагать малышу, когда он еще только учится говорить. Но чтобы не отпугнуть малыша излишней сложностью, подбирать скороговорки нужно исходя из возраста малыша, его речевых навыков и звуков, произношение которых вы хотите отработать. Давайте посмотрим, как подобрать малышу скороговорки так, чтобы и ему было интересно, и польза была.

Немножко истории

Скороговорки, так же как пословицы и поговорки, — это жанр устного народного творчества. Придумывались они народом, чтобы научить ребенка говорить, правильно произносить слова, поэтому их сюжеты часто вызывают улыбку, иногда даже кажутся нелепыми:

Кукушка кукушонку купила капюшон,
Hадел кукушонок капюшон,
Как в капюшоне кукушонок смешон.

Скороговорки – это специально придуманные фразы с труднопроизносимыми или трудносочетаемыми звуками и словами, произносить которые надо быстро, четко и без запинок. На Руси скороговорки также называли частоговорками, языковёртками, потому что порой их было не легко не только произнести быстро, но даже и просто выговорить:

Выковали колокол,
Да не по-колокольски.
Надо бы колокол перековать,
Да перевыколоковать.

Начинать делать упражнения со скороговорками можно, когда малыш еще только учится говорить (с 1 — 1,5 лет). В это возрасте малышам бывает трудно выговаривать отдельные звуки, поэтому им подойдут простые скороговорки, в которых просто повторяется какой-то один трудный для малыша звук, например [с]:

Слоны умны, слоны смирны,
Слоны спокойны и умны.

Будет расти малыш, будут «расти» вместе с ним и скороговорки: постепенно будут добавляться скороговорки на новые звуки. Когда малыш освоит произношение большинства звуков (обычно это происходит в возрасте 5 — 6 лет), можно будет добавить скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

Карл у Клары украл кораллы,
А Клара у Карла украла кларнет.

Мы сделали для вас подборку скороговорок для малышей разного возраста с учетом освоения среднестатистическим малышом звуков родного языка. (Использовалась книга Инны Светловой «Домашний логопед» и книги, посвященные русскому устному народному творчеству.)

Скороговорки для 1 — 2 лет

В возрасте после года малыш осваивает звуки «г», «д», «с», «з». Иногда малыши заменяют эти твердые звуки мягкими. Чтобы помочь малышу начать различать на слух твердые и мягкие звуки и правильно произносить их, попробуйте использовать вот эти скороговорки на отработку этих звуков:

Скороговорки на отработку звуков [с] и [с’]:

Коси, коса, пока роса.
Роса долой, и мы – домой.

Ест киска суп из миски.
Сыта киска, пуста миска.

У Сени и Сани в сетях сом с усами.

У осы не усы, не усищи, а усики.

Везет Сенька Саньку
С Сонькой на санках.
Санки – скок, Сеньку – с ног,
Саньку в бок, Соньку в лоб.

Скороговорки на отработку звуков [з] и [з’]:

Зоиного зайку зовут Зазнайка.

Все озера – зеркала из зеленого стекла.

Пошел спозаранку
Назар на базар.
Купил там козу
И корзинку Назар.

Скороговорки на отработку звуков [г] и [г’]:

На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.

Га-га-га –
Гогочет гусь, –
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу –
Не нагляжусь.

Галка села на забор,
Грач завел с ней разговор.

Скороговорки на отработку звуков [д] и [д’]:

Дятел на дубу сидит и в дубу дупло долбит.

Дом - у дуба, дуб - у дома.

Скороговорки для 2 – 3 лет

После 2 -х лет малыш осваивает звуки «п» и «б», «ф» и «в», «т», «к», «х», сонорные звуки «м» и «н». В помощь вам и малышу подходящие скороговорки.

Скороговорки на отработку звуков [п] и [п’]:

Пекарь пек пироги в печи.

— Расскажите про покупки.
— Про какие про покупки?
— Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.

Пришел Прокоп – кипит укроп,
Ушел Прокоп – кипит укроп.
И при Прокопе кипит укроп,
И без Прокопа кипит укроп.

Говорит попугай попугаю:
«Я тебя, попугай, попугаю».
Отвечает ему попугай: «Попугай меня, попугай!»

Скороговорки на отработку звуков [б] и [б’]:

Белые бараны били в барабаны.

Белый снег. Белый мел.
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела.
Белой даже не была.

Скороговорки на отработку звуков [ф] и [ф’]:

В поле полет Фрося просо, сорняки выносит Фрося.

У Фани — фуфайка,
У Феди — туфли.

Скороговорки на отработку звуков [в] и [в’]:

Верзила Вавила весело ворочал вилы.

Водовоз вез воду из водопровода.

Скороговорки на отработку звуков [т] и [т’]:

От топота копыт пыль по полю летит.

Сидел тетерев на дереве, а тетерка с тетеревами на ветке.

Ткет ткач ткани на платки Тане.

Скороговорки на отработку звуков [к] и [к’]:

Котик ниток клубок
Укатил в уголок.
Укатил в уголок
Котик ниток клубок.

Кошка Крошка на окошке
Кашку кушала по крошке.

Клала Клава лук на полку,
Кликнула к себе Николку.

Скороговорки на отработку звуков [х] и [х’]:

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
– Ха! ха! ха! ха! ха!

Прохор и Пахом ехали верхом.

Вкусная халва – мастеру хвала.

Хохотушка буква Х рассмеялась:
Ха-ха-ха!

Муха–горюха села на ухо.

Был в саду переполох –
Там расцвел чертополох.
Чтобы сад твой не заглох,
Прополи чертополох.

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Скороговорки для 3 – 4 лет

В возрасте 3 – 4 лет малыш постепенно осваивает шипящие (ж, ш, ч, щ) и свистящие звуки (з, ц). Для отработки произношения этих звуков можно также использовать скороговорки.

Скороговорки на отработку звука [ж]:

Жужжит жужелица, жужжит, кружится.

У ежа ежата, у ужа — ужата.

Не живут ужи, где живут ежи.

Испугались межвежонка
Еж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

Скороговорки на отработку звука [ш]:

Маша дала Ромаше сыворотку из-под простокваши.

На окошке крошку мошку ловко лапкой ловит кошка.

В шалаше шесть шалунов.

Парус наш на совесть сшит,
Нас и шторм не устрашит.

Скороговорки на отработку звука [ч]:

Ой, качи-качи-качи.
Мы грачата, мы грачи.

Ученик учил уроки,
У него в чернилах щеки.

Анечке купили чешки, перчатки, башмачки и маечку.

В четверг четвертого числа
В четыре с четвертью часа
Четыре черненьких чертенка
Чертили черными чернилами чертеж.

Скороговорки на отработку звука [щ]:

Волки рыщут, пищу ищут.

Мой руки чище и чаще.

Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.

Маша, ты нас не ищи:
Щиплем щавель мы на щи.

Скороговорки на отработку звука [ц]:

В цветнике цветут цветы.

Цыпленок цапли цепко цепляется за цепь.

Бегают две курицы прямо по улице.

Летит скворец зиме конец.

Скороговорки для 4 – 5 лет

Ближе к пяти годам речевой аппарат малыша постепенно созревает для произнесения сонорных звуков [р] и [л]. В упражнениях со скороговорками также можно сделать упор на произношение этих звуков.

Скороговорки на отработку звука [р] и [р’]:

На горе Арарат растет крупный виноград.

Пророворонила ворона вороненка.

У мыши в норке сыра корка.

Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор.

Во мраке раки шумя в драке.

Трое трубачей трубили в трубы.

Скороговорки на отработку звуков [л] и [л’]:

Коля колья колет,
Поля поле полет.

Наш Полкан попал в капкан.

Рыбу ловит рыболов,
Весь в реку уплыл улов.

Маленькая болтунья
Молоко болтала-болтала,
Не выболтала.

Скороговорки на труднопроизносимые сочетания звуков

В 5 – 6 лет, когда малыш овладеет произношением всех звуков, ему уже можно предлагать скороговорки с труднопроизносимыми сочетаниями звуков:

На дворе трава, на траве дрова.
Не руби дрова на траве двора!

Подарили Вареньке – валенки, Валеньке — варежки.

Все бобры добры для своих бобрят.

У быка тупы губы, бык тупогуб.

Как учить

  1. Сначала нужно выучить скороговорку. Проговорите ее малышу сначала очень медленно, как будто по слогам. Пусть малыш повторит ее. Если скороговорка длинная, разбейте ее на части. Следите чтобы малыш не глотал согласные звуки и правильно, как написано, произносил гласные (не «на двА-ре», а «на двО-ре»). Можно говорить напевно, растягивая гласные звуки.
  2. Когда малыш хорошо запомнит скороговорку, попросите его произнести ее чуть быстрее, потом еще быстрее.
  3. Для разнообразия можно произносить скороговорку громким и тихим голосом или почти шепотом. Можно петь или, наоборот, говорить отрывисто, как робот. Предложите малышу произнести скороговорку весело или грустно, дрожа от страха или прыгая на месте от радости и т.д.

Как заинтересовать

Чтобы от скороговорок была реальная польза, обращайте внимание на правильность произнесения звуков малышом. Если малышу трудно произносить такой длинный текст, предложите ему его спеть. Обычно петь малышам легче, чем говорить.

Малыш будет с большим энтузиазмом повторять за вами скороговорку, если вам удастся облечь это в игру и заинтересовать малыша.

Сопровождайте скороговорки красочными картинками. Вы можете нарисовать картинку сами, вырезать подходящую из журнала или использовать книги. Книг со скороговорками сейчас выпускается очень много: от самых простых книжечек в несколько страниц до таких шедевров как книга« Попробуй, повтори! Русские скороговорки» с очень красивыми иллюстрациями.

С совсем маленькими детьми лучше учить скороговорки в стихах. Читая малышу детские стихи и, особенно, азбуку в стихах, обращайте внимание на повтор звуков с рядом стоящих словах. Очень часто попадаются фразы, которые ничем не хуже скороговорок:

[д]
Дятел жил в дупле пустом,
Дуб долбил, как долотом. (С. Маршак)

[с]
Спит спокойно старый слон,
Стоя спать умеет он. (С. Маршак)

[ч]
Моем, моем трубочиста чисто-чисто, чисто-чисто.
Будет, будет трубочист чист-чист, чист-чист! (К. Чуковский)