Лунный календарь. Нешёлковый путь

| Пять элементов и творение вселенной

Пять элементов и творение вселенной

Вибрации, порождая вселенную, разделяются на пять фундаментальных энергий, именуемых элементами.

Элементы представляют грубую материю в пяти состояниях:

~ твердом,

~ жидком,

~ лучистом,

~ газообразном,

~ волновом.

Это пять уровней плотности любого вещества во вселенной, включая физическое тело.

Согласно учению тантры, материя вселенной состоит из комбинаций .

«Вселенная произошла из таттвы; она проявляется посредством таттв, в таттвах она исчезает, с помощью таттв познается природа вселенной».

Пять элементов находятся как вовне, образуя внешнюю вселенную, так и внутри, образуя тело. Учение Лайя-йоги заключается в растворении пяти элементов, составляющих физическое тело, до уровня звука и света.

В процессе творения вселенной сначала из Единой Основы — Чистого Сознания появляется пространство (акаша). Пространство содержит бесконечный потенциал однородной энергии в скрытом непроявленном состоянии. Затем частицы пространства порождают вибрацию, и создается движение, которое проявляет элемент воздуха.

Частицы элемента ветра обладают способностью всепроникновения, и их движение пронизывает все. Тонкое движение генерирует энергию тепла, проявляя элемент огня. Элемент огня не так подвижен, как воздух, благодаря этому часть тепла рассеивается и концентрируется, охлаждаясь до уровня воды. На этой стадии нет полной свободы в передвижении элементов, поэтому активность элемента воды при определенных условиях замедляется, образует уплотнения и появление элемента земли, свойства которого — твердость, плотность, инертность.

Все элементы имеют свою локализацию во вселенной. Этот процесс касается как в целом вселенной, так и физического тела. Более того, с точки зрения высших тантр, процесс уплотнения и образования вселенной есть субъективный процесс, присущий индивиду.

Грубая вселенная сансары и физическое тело образуются в момент неведения, когда утрачивается узнавание фундаментальной Основы — Природы Ума. Все элементы не являются отдельными сущностями, они неотделимы от чистой Основы Сознания.

Рождение пяти элементов

Внешняя видимая вселенная не существует сама по себе без связи с сознанием видящего ее субъекта. Она является проекцией сознания и реальна лишь в конкретном кармическом видении каждого существа, т.е. нас с вами. Кармическое же видение проецируется зеркалом чистого «Я» в соответствии с прошлыми умственными отпечатками.

Видимая нами вселенная с ее галактиками и созвездиями — есть результат совместного коллективного кармического видения миллиардов живых существ, коллективная визуализация, удерживаемая человечеством благодаря сходству кармических отпечатков в сознании.

С точки зрения Лайя-йоги вселенная творится мгновенным актом сознания благодаря вхождению в какое-либо кармическое видение.

В начале такого творения вселенной из пустотной Основы чистого Ума проявляются три качества: сияние, движение и инертность. Эти три качества накладывают первое ограничение на сущность Истинного «Я».

«Тело Абсолюта есть все, созданное им, его энергия — это саттва (сияние), раджас (движение) и тамас (инертность). Из них рождается пространство, из пространства — воздух, из воздуха — огонь, из огня — вода, из воды — земля».

Шри Шанкарачарья
«Таттва Боддхи», часть 2

Из трех первичных качеств проявляется самый тонкий элемент — пространство.

«Таким образом, при переходе от абсолютного к индивидуальному, пространство — первая брошенная завеса. Ясная, изначальная, высшая Сущность становится чистым, тонким, незапятнанным пространством, в котором зарождаются твердые, плотные, стесненные или рассредоточенные вещи.

Они проявляются как пять элементов, из которых составлено тело. Затем индивидуальное заключает себя в тело подобно тому, как тутовый шелкопряд образует вокруг себя кокон. Таким образом, Абсолют сияет в теле как осознавание (а именно, «я есть тело»), подобно тому, как свеча лампы освещает изнутри шарообразный абажур.

Итак, индивидуальное сознание оказывается всего лишь сиянием высшей Сущности, отражающимся в теле, которое оно освещает подобно комнатной лампе, освещающей интерьер этой комнаты».

Авадхута Даттатрейя
« », гл. 18 (110-113)

Вселенная нашего кармического видения в основе своей состоит из энергии пустотного света. Этот свет очень тонок и неотделим от сознания. Элементы в их сверхтонком состоянии представляют собой пять сияний света. Сияние света в данном случае выражает частоту вибрации элемента. Пять сияний появляются из нерожденного пустого пространства, вакуума, исконной энергии, из которой возникает все и в которой все растворяется.

Когда в пространстве первичной энергии появляются потоки коллективных отпечатков кармы (кармические ветры), в нем возникает колебание тонких частиц энергии. Эта энергия еще недифференцирована и пустотна, у нее нет качеств. Этот вид энергии неразделен с исконным пространством Бытия, в нем нет двойственности и чувства «я».

В этом потоке пустотной энергии сознания вследствие такого движения самопроизвольно вспыхивают пять видов вибраций. Они имеют светоносную, сияющую природу света. Эти пять видов света есть проявление тонкой энергии исконной светоносной природы Ума. Это элементы в самом чистом и тонком состоянии. Света элементов невидимы обычному зрению, т.к. они проявляются в более тонком измерении, чем обычный свет. Видимый свет возникает из этих пяти светов.

Цвета элементов:

~ пространство — голубой (бесцветный свет, включающий в себя все цвета),

~ воздух — зеленый,

~ огонь — красный,

~ вода _белый,

~ земля — желтый .

Эти пять светов являются тонкой радужной основой всех видимых внешних элементов, в том числе нашего тела.

Огрубляясь, восприятие пяти светов становится более осязаемым, и они проявляются как внешние объекты по отношению к сознанию. На последнем этапе огрубления пять светов воспринимаются как измерения (локи), а внутри измерений — как грубые физические элементы природы (стихии), существующие вне нашего тела и сознания.

Пять видов света материализуются и принимают в нашем теле форму пяти пран, образуют пять главных внутренних органов, по пять пальцев на каждой конечности, пять органов действия, пять органов чувств, пять тонких ощущений (танматр) и пять восприятий.

Наше тело, рождаясь, также проходит этот процесс. Вселенная рождается одновременно с рождением нашего тела. Пока тело не стало твердым, в нашем кармическом видении не существует материальной вселенной.

В случае неведения наше сознание омрачается, запутываясь во внешних элементах и своих восприятиях, тогда возникают пять нечистых состояний (пять клеш), которые, усиливаясь, ведут к перерождению в низших мирах.

Процесс порождения пяти элементов

Элемент пространства порождается способностью слышать, элемент ветра порождается способностью осязать, элемент огня порождается способностью видеть, элемент воды порождается способностью ощущать вкус, элемент земли порождается способностью чувствовать запах.

Как происходит, что внешние элементы вселенной порождаются сознанием?

Элемент пространства (акаша-танматра) развивается из тонкой сущности сознания. Он не содержит других более грубых элементов.

Из пространства выделяется воздух (вайю-танматра). В элементе воздуха содержится звук, как тонкая сущность пространства, и осязание.

Из воздуха возникает элемент огня (агни-танматра), который содержит тонкие сущности пространства, воздуха и огня.

Из огня развивается вода (апас-танматра), содержащая в себе тонкие сущности пространства, воздуха, огня и воды.

Элемент земли (притхиви-танматра) содержит в себе тонкие сущности остальных элементов и свою собственную.

Качества элементов являются смешанными, т.к. каждый элемент содержит преобладание своего качества, а также тонкие качества предыдущих элементов. В пространстве преобладает звук, в воздухе — звук и осязание, при преобладании осязания, т.е. личного тонкого качества.

В огне преобладает образ (форма), также есть части звука и осязания образа и т.д. Поэтому, наиболее сильно материальная иллюзия действует через элемент земли и менее всего — через элемент пространства, самый утонченный элемент.

По традиционным китайским представлениям, все явления во Вселенной соответствуют природе Пяти элементов (五行 у син ) : Дерева (木 му ), Огня (火 хо ), Земли (土 ту ), Металла (金 цзинь ) и Воды (水 шуй ), которые находятся в состоянии постоянного движения и изменения.

Древнейшее изложение систематизированных представлений о Пяти элементах содержится в книге «Шу цзин» (Канон писаний, начало I тыс. до н. э.), где, в частности, говорится: «Вода и Огонь - это то, что обеспечивает питье и питание людей. Металл и Дерево - это то, что обеспечивает процветание и рождение людей. Земля - это то, что дает жизнь всему сущему. Все они необходимы людям» . Позже теория Пяти элементов стала неотъемлемой частью практически всех философских и научных построений Древнего Китая.

Вместе с теорией Инь и Ян взаимосвязь Пяти элементов применяется для объяснения всех явлений окружающего мира, служит концептуальным методом и теоретическим инструментом для их понимания и анализа.

В настоящее время теория Пяти элементов по-прежнему широко применяется в китайской медицине для обобщения и объяснения свойств органов и тканей, их связи между собой, а также взаимосвязи организма человека с окружающей средой, что имеет руководящее значение в клинике при диагностике и лечении.

Говоря в общем, теория Инь и Ян и теория Пяти элементов отражают объективные законы природы. Они имеют большое значение для объяснения физиологических функций и патологических изменений в организме, взаимно дополняя и развивая друг друга. При изучении теории Инь и Ян и теории Пяти элементов следует помнить, что они основаны на многовековой клинической практике, играли и продолжают играть важную роль в развитии китайской медицины.

3.1. Классификация предметов и явлений согласно теории Пяти элементов

Согласно теории Пяти элементов, все явления окружающего мира рассматриваются по аналогии со свойствами Дерева, Огня, Земли, Металла и Воды. Основные свойства Пяти элементов таковы: Дерево - это свободный рост, простор и цветение, Огонь - жар, прогревание и поднятие вверх, Земля дает урожай, Металл беспощадно уничтожает, в то же время символизирует спокойствие и чистоту, Вода - это холод, охлаждение и стекание вниз.

В таблице 1 представлены некоторые категории предметов и явлений в их связи с Пятью элементами. Следует добавить, что перечень соотнесенности предметов и явлений с Пятью элементами можно было бы продолжать долго. Он распространяется, в частности, на элементы жилища, домашнюю утварь, музыкальные ноты и даже на богов и правителей древности. Одним словом, это действительно универсальная система классификации, связавшая воедино все, что окружает человека в его жизни.

Таблица 1. Некоторые категории предметов и явлений в их связи с Пятью элементами
Дерево Огонь Земля Металл Вода
«Пять направлений» восток юг середина запад север
Движение наружу вверх покой внутрь вниз
«Пять фаз развития» зарождение рост созревание плодоношение хранение
Цифры 8 7 5 9 6
«Пять времен года» весна лето конец лета осень зима
Климатические факторы ветер жар сырость сухость холод
«Пять планет» Юпитер Марс Сатурн Венера Меркурий
«Пять ступеней гаммы» цзяо (фа диез) чжи (ля) гун (ре) шан (ми) юй (си)
«Пять металлов» свинец медь золото серебро железо
«Пять домашних животных» собака овца корова курица свинья
«Пять фруктов» слива абрикос унаби персик каштан
«Пять зерновых» пшеница просо чумиза рис соя черная
«Пять цветов» зеленый красный желтый белый черный
«Пять вкусов» кислый горький сладкий острый соленый
«Пять запахов» мочи (псина) гари благовоний сырого мяса или рыбы гнили
«Пять цзан-органов» печень сердце селезенка легкие почки
«Пять фу-органов» желчный пузырь тонкий кишечник желудок толстый кишечник мочевой пузырь
«Пять органов чувств» глаза язык рот нос уши
«Пять составляющих тела» сухожилия сосуды мышцы кожа кости
«Пять склонностей» гнев радость размышления тоска страх
«Пять жидкостей» слезы пот мокрота выделения из носа слюна
«Пять звуков» крик смех пение плач стон

Древние врачи прилагали теорию Пяти элементов к физиологии и патологии цзанфу-органов и тканей организма человека, а также к связанным с жизнью явлениям окружающего мира. Теория Пяти элементов применялась для объяснения сложных физиологических и патологических связей между цзанфу-органами, а также между организмом и внешней средой.

Каждый из пяти цзан-органов соотносится с одним из Пяти элементов:

  • печень относится к элементу Дерево, так как ее функции обеспечения свободной циркуляции Ци сходны со свободным ростом дерева;
  • сердце относится к элементу Огонь, так как Ян сердца, подобно огню, имеет функцию прогревания всего организма;
  • селезенка относится к элементу Земля, так как селезенка - «источник образования Ци и крови», что напоминает способность Земли давать урожай;
  • легкие относятся к элементу Металл, так как выполняют функции очищения, что напоминает чистоту Металла, а также управляют опусканием Ци, что подобно тяжести Металла;
  • почки относятся к элементу Вода, так как являются важным органом, обеспечивающим водный обмен.

Подобным же образом классифицируются соответствующие фу-органы, органы чувств и ткани.

Классификация каналов по Пяти элементам основана на свойствах соответствующих цзан\-фу-органов:

  • печень и желчный пузырь относятся к элементу Дерево, поэтому ножной цзюэ-инь канал печени и ножной шао-ян канал желчного пузыря также относятся к элементу Дерево;
  • сердце и тонкий кишечник относятся к элементу Огонь, поэтому ручной шао-инь канал сердца и ручной тай-ян канал тонкого кишечника также относятся к элементу Огонь;
  • селезенка и желудок относятся к элементу Земля, поэтому ножной тай-инь канал селезенки и ножной ян-мин канал желудка также относятся к элементу Земля;
  • легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, поэтому ручной тай-инь канал легких и ручной ян-мин канал толстого кишечника относятся к элементу Металл;
  • почки и мочевой пузырь относятся к элементу Вода, поэтому ножной шао-инь канал почек и ножной тай-ян канал мочевого пузыря также относятся к элементу Вода.

Перикард является защитной оболочкой сердца, которая защищает сердце от патогенной Ци. В связи с тем, что сердце относится к элементу Огонь, перикард также был отнесен к элементу Огонь. Именно поэтому ручной цзюэ-инь канал перикарда и ручной шао-ян канал Сань-цзяо (как пара Инь и Ян) относятся к элементу Огонь.

Взаимоотношения Пяти элементов проявляются в пяти основных направлениях: порождение (生 шэн ), угнетение (克 кэ ), избыточное угнетение (乘 чэн ), противоугнетение (侮 у ), а также нарушение взаимодействия «сына» и «матери» (子母相及) (рис. 4).

Рисунок 4. Взаимоотношения Пяти элементов.

3.2.1. Порождение и угнетение

Порождающая связь является созидательной, то есть порождающий элемент оказывает на порождаемый действие, способствующее его росту и развитию. Связи между элементами выглядят так:

  • Дерево порождает Огонь (то есть сгорает, питая Огонь);
  • Огонь порождает Землю (сгорая, Огонь оставляет после себя Землю);
  • Земля порождает Металл (Металл добывается из Земли);
  • Металл порождает Воду (Металл плавится, становится жидким подобно Воде);
  • Вода порождает Дерево (Вода питает рост Дерева).

Взаимоотношения Пяти элементов по принципу взаимного порождения также называются связями типа «мать-сын», где каждый элемент одновременно является «сыном» порождающего элемента и «матерью» порождаемого. Например, Дерево порождает Огонь, а Огонь порождает Землю. В этом случае Дерево будет «матерью» Огня, Огонь - «сыном» Дерева и «матерью» Земли, а Земля - «сыном» Огня.

Угнетающая связь является сдерживающей и контролирующей. Связи между элементами выглядят так:

  • Огонь угнетает (плавит) Металл;
  • Металл угнетает (рубит) Дерево;
  • Дерево угнетает (подрывает корнями) Землю;
  • Земля угнетает (впитывает) Воду;
  • Вода угнетает (тушит) Огонь.

Каждый элемент является как угнетающим, так и угнетаемым.

Порождение и угнетение являются двумя неразрывными и обязательными свойствами Пяти элементов, уравновешивая их аналогично Инь и Ян. Без порождения не будет роста и развития. Без угнетения не будет баланса и координации процесса роста и развития. Рост и развитие нуждаются в контроле, а контроль - в росте. Противоположности образуют единство. Взаимный баланс между порождением и угнетением обеспечивает нормальное функционирование всей системы Пяти элементов.

3.2.2. Избыточное угнетение, противоугнетение, нарушение взаимодействия «сына» и «матери»

При нарушении в одном из Пяти элементов, возникают явления аномального порождения и угнетения, которые называются избыточным угнетением, противоугнетением и нарушением взаимодействия «сына» и «матери».

Избыточное угнетение и противоугнетение - это аномальные проявления обычного угнетения (рис. 5).


Рисунок 5. Избыточное угнетение и противоугнетение в теории Пяти элементов.

Избыточное угнетение (乘) происходит по тому же пути, что и обычное угнетение, однако, в отличие от него, угнетение выходит за нормальные рамки и является патологическим. Оно может проявляться в двух направлениях:

  1. Когда один из Пяти элементов слишком силен, он может избыточно угнетать другой элемент. Например, в нормальном состоянии Дерево угнетает Землю. Если Дерево слишком сильно, оно может избыточно угнетать Землю, вызывая ее ослабление. Это явление известно как «Дерево избыточно угнетает Землю» (木乘土).
  2. При слабости одного из элементов угнетающий его элемент становится соответственно сильнее, а угнетаемый еще слабее. Например, при слабости Земли сила Дерева повышается, что вызывает еще большее ослабление Земли. Это явление известно как «слабая Земля избыточно угнетается Деревом» (土虚木乘).

Противоугнетение (侮) по своему действию противоположно угнетению, то есть происходит активация угнетающего элемента угнетаемым. Оно также может проявляться в двух направлениях:

  1. Когда один из Пяти элементов слишком силен, он в недостаточной степени подвержен действию угнетающего элемента и начинает сам угнетать его, то есть противоугнетать. Например, в нормальном состоянии Металл угнетает Дерево. Когда Дерево слишком сильно, чтобы быть угнетаемым, оно само начинает угнетать Металл (противоугнетать). Это явление известно как «Дерево противоугнетает Металл» (木侮金).
  2. При слабости одного из элементов он не в состоянии угнетать угнетаемый элемент и напротив начинает сам подвергаться его противоугнетению. Например, при слабости Металла он не в состоянии угнетать Дерево и начинает подвергаться противоугнетению Дерева. Это явление известно как «слабый Металл противоугнетается Деревом» (金虚木侮).

Избыточное угнетение и противоугнетение могут проявляться одновременно. Например, сильное Дерево может избыточно угнетать Землю и противоугнетать Металл. В каноне «Су вэнь» говорится: «Когда Ци избыточна, она производит избыточное угнетение угнетаемого элемента и противоугнетение угнетающего. Когда она недостаточна, она подвергается чрезмерному угнетению угнетающего элемента и противоугнетению угнетаемого» .

Нарушение взаимодействия «сына» и «матери» (子母相及) является аномальным проявлением порождающей связи среди Пяти элементов. При различных нарушениях оно может проявляться в двух направлениях:

  1. В нормальных условиях Вода порождает Дерево, то есть Вода является «матерью», а Дерево «сыном». При нарушениях Воды она проявляет отрицательное воздействие на Дерево, то есть болезнь «матери» передается «сыну» (母病及子). В этом случае последовательность воздействия совпадает с последовательностью порождения.
  2. При нарушениях Дерева оно проявляет отрицательное воздействие на Воду, то есть болезнь «сына» повреждает «мать» (子病犯母). В этом случае последовательность воздействия противоположна последовательности порождения.

3.3. Применение теории Пяти элементов в китайской медицине

В китайской медицине теория Пяти элементов, классификация явлений согласно их свойствам и взаимоотношениям используется для объяснения как физиологических, так и патологических явлений, а также имеет руководящее значение в диагностике и лечении.

1. Пять элементов и взаимоотношения между цзанфу-органами. Каждый из внутренних органов соответствует одному из Пяти элементов. Свойства Пяти элементов служат для объяснения физиологических функций пяти цзан-органов. Кроме того, связи порождения и угнетения используются для объяснения некоторых видов взаимодействия между цзанфу-органами. Например, печень порождается (активируется) почками, порождает сердце, угнетается легкими и угнетает селезенку. Подобным образом объясняется роль других органов.

Каналы имеют тесную связь с цзанфу-органами. Они являются путями, по которым цзанфу-органы связываются между собой, согласно связям порождения и угнетения Пяти элементов. Именно посредством каналов поддерживается взаимный баланс и взаимодействие Пяти элементов.

2. Пять элементов и связи между цзанфу-органами в патологии. Появление болезни - это патологическое проявление нарушения в цзанфу-органах и связанных с ними тканях, которое может возникнуть по различным причинам. Организм человека представляет собой одно целое, в нем существуют связи порождения и угнетения Пяти элементов, поэтому при повреждении одного органа в патологический процесс вовлекаются другие органы, что называется «распространением болезни» (传变). Согласно теории Пяти элементов, взаимная «передача болезни» может осуществляться как по путям порождения, так и по путям угнетения.

Распространение болезни по связям порождения включает передачу болезни «матери» «сыну» и болезни «сына» «матери». Например, распространение болезни печени в сердце объясняется передачей болезни «матери» «сыну», а распространение болезни печени в почки - передачей болезни «сына» «матери».

Распространение болезни по связям угнетения включает избыточное угнетение и противоугнетение. Например, распространение болезни печени в селезенку - это избыточное угнетение Земли Деревом, а распространение болезни печени в легкие - противоугнетение Металла Деревом.

Следует отметить, что взаимные патологические влияния внутренних органов существуют объективно. Некоторые из них могут осуществляться при нарушении взаимодействия «сына» и «матери», избыточном угнетении и противоугнетении. Таким образом, теория Пяти элементов может служить для объяснения патологии распространения болезней в клинике.

3. Теория Пяти элементов в диагностике и лечении. Теория Пяти элементов применяется для обобщения диагностических данных и определения патологических состояний согласно природе и закономерностям Пяти элементов. Например, у пациента с воспаленными глазами, склонностью к гневу можно предположить болезнь печени-Дерева, так как глаза и гнев также соотносятся с элементом Дерево.

Кроме того, теория взаимодействия Пяти элементов широко используется в клинической практике для определения принципов лечения и выбора точек.

Существуют два основных принципа лечения, основанных на взаимосвязях порождения Пяти элементов по правилу «сын-мать»:

Стимуляция «матери» при недостатке (虚则补其母). В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при недостатке в канале легких (хронический кашель, одышка при незначительной физической нагрузке, тихий голос, потливость, тонкий слабый пульс) можно применять методы стимуляции в точке-быстрине канала легких Тай-юань P.9 или в точке-устье канала толстого кишечника Цюй-чи GI.11, которые соответствуют элементу Земля (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, Земля порождает Металл и является «матерью» Металла), или же использовать точку-быстрину канала селезенки Тай-бай RP.3 (селезенка относится к элементу Земля и является «матерью» Металла). Кроме того, можно использовать точку-устье канала толстого кишечника, имеющего наружно-внутреннюю взаимосвязь с каналом легких.

Седатация «сына» при избытке (实则泻其子). В данном случае используются пять шу-точек (истоки, ручьи, быстрины, реки, устья), которые соотносятся с Пятью элементами. Например, при избытке в канале легких (резкий кашель, грубый голос, ощущение сдавленности грудной клетки, поверхностный скользкий сильный пульс) можно применять методы седатации в точке-устье канала легких Чи-цзэ P.5 или в точке-ручье канала толстого кишечника Эр-цзянь GI.2, которые соответствуют элементу Вода (легкие и толстый кишечник относятся к элементу Металл, который порождает Воду - «сына» Металла), или же использовать точку-устье канала почек Инь-гу R.10 (почки относятся к элементу Вода и являются «сыном» Металла).

Кроме того, определение принципов лечения и выбор точек могут основываться на принципах взаимного угнетения Пяти элементов, в основном для укрепления угнетающего элемента при активации угнетаемого. Например, при нарушении гармонии между печенью и желудком (Дерево избыточно угнетает Землю) принципом лечения должно стать укрепление Земли и сдерживание Дерева, следует использовать точку-устье (Земля) канала желудка (Земля) Цзу-сань-ли E.36 и точку-быстрину (Земля) канала печени (Дерево) Тай-чун F.3.

Сноски

Из книги: Белоусов П. В. Теоретические основы китайской медицины
(Серия «Китайская чжэньцзю-терапия») - Алматы, 2004
© П. В. Белоусов, 2004

Энергия пяти элементов определяет баланс двух основополагающих начал - Инь и Ян.

Взаимосвязь элементов

Ян - символ, олицетворяющий мужское начало мироздания. Энергия Ян отличается яркостью, силой, стремительностью. Это светлая сторона вселенной, отражающая действие, напор, целеустремленность.

Инь - этот символ олицетворяет женское начало мироздания. Все вещи во вселенной, подчиненные этому символу, обладают мягкостью, спокойствием и тишиной. Всем тем, что присуще истинно женскому компоненту. Энергия Инь - темная, является полной противоположностью энергии Ян.

Совокупность Инь и Ян определяет гармонию и целостность нашей вселенной. Их нельзя рассматривать, как добро и зло. Скорее это дополнение друг друга. Энергия, текущая гармонично и элегантно, переходя из одного вида в другой. Как день, который начинается на рассвете и заканчивается на закате. Все сущее представляет собой единство этих двух противоположностей. Все сотворенное мирозданием, созданное руками человека, все это имеет одну природу двух начал. Противоборство вышеописанных элементов есть в каждом из нас. Жизненная цель людей, осознанно или нет, заключается в обретение гармоничного единства двух начал, управляемых энергией Ци.

Обычно в человеке присутствуют и Инь, и Ян. Однако вряд ли можно встретить женщину или мужчину, в котором существует баланс этих двух начал. Чаще всего обнаруживается дисбаланс энергии. Властвует Инь или господствует Ян. Если наблюдается проявление первого — люди становятся медлительными, очень спокойными. Второе делает их излишне деятельными и энергичными, суетливыми.

Пять элементов

Гармония характера начинается с искусства сочетания пяти основных элементов фэн- шуй. Перевес одного символа обнаруживает себя дисбалансом энергетических потоков. Задача мастера фэн-шуй состоит в том, чтобы добиться устойчивого равновесия этих начал.

Влияние элементов друг на друга

Элементы по своей природе представляют собой пять фаз энергии, через которые проходит жизненная сила, так называемая энергия Ци.

Дерево олицетворяет начало жизненной энергии. Огонь - развитие на пике. Земля - стабилизирует энергию. Металл проявляется как упадок. И пятая фаза Вода - потенциальная энергия, заложенная в каждом из нас.

Перечисленные элементы проявляются в виде определенных циклов, связанных с созиданием и разрушением. Созидание: огонь рождает Землю, она в свою очередь - Металл. За счет него проявляется Вода, а она ведет к Дереву. Этот элемент вновь ведет к Огню. Таким образом, получается единый цикл взаимосвязанных элементов.

Разрушительный цикл: Огонь действует на Металл, расплавляя его, затем Металл режет Дерево, а Дерево в свою очередь истощает Землю. Земля загрязняет Воду и в результате Вода тушит Огонь.

Для постижения сути каждого элемента необходимо изучение их свойств.

Дерево

Символ рождения новой жизни, отождествления с началом жизненной энергии. Для сравнения прекрасно подходит весна, когда все расцветает и оживает.

Дерево начинает цикл пяти элементов. Представьте себе всю уникальность того, как из самого малого семечка может вырасти огромное дерево. С крепкими корнями, мощным стволом, пышной кроной и могучими ветвями с богатой листвой. Эту силу невозможно удержать. Она способна пробиться к свету через плотный грунт, камни, асфальт. Каменные стены не удержат дерево, растущее из земли. Сантиметр за сантиметром оно неспешно, но верно отвоевывает себе пространство для жизни. Поэтому Дерево и являет собой олицетворение неспешности, осторожности, а также уверенности и стремление к цели. Кроме того, этот элемент символизирует интуицию, скрытое знание.

Если человек наделен энергией этого элемента, он очень силен. Но эта сила подчиняется интуиции, внутреннему чутью. Она обладает значительной гибкостью. Неудивительно, что лучшим символическим отражением элемента являются растения. Используя, например, бамбуковые палочки, можно привлечь в свою жизнь энергию позитива и удачи.

Для активизации энергии Дерева можно использовать в своем жилье предметы зеленого цвета.

Огонь

Нет другого элемента, который имел бы в себе столько энергии Ян. Огонь - это летний элемент, жаркий, с сильной и бурной энергией. Испокон веков люди с огромной осторожностью и трепетом относились к этой природной стихии. Даже до появления науки фэн-шуй уже был создан круг «мастеров», участники которого именовались творцами огня. Их почитали, уважали и боялись, поскольку считалось, что если они не в настроении, то могут сжечь даже целый лес. Однако, если такие «мастера» были в хорошем состоянии духа, тогда можно было готовить с их помощью прекрасную еду.

Именно мощь, напористость, стремление к достижению максимума, доминирование - все это присуще стихии Огня. Для регулирования этой энергии в фэн-шуй принято использовать красный цвет или свечу. Когда обнаруживается дефицит этого элемента в помещении, тогда можно использовать обычную настольную лампу с красным плафоном или создать особое вечернее освещение того же цвета.

Огонь обитает в каминах, иголках, пирамидках. Его энергия заключения в изображениях восходящего солнца, а также светила на закате. Если в предметах интерьера использована шерсть, кожа или перья, в них так же есть этот элемент (ведь птицы и животные являются носителем Огня).

Основные носители огненной энергии - дети. Они активны, непоседливы, любят совать нос во все дела, шустрые, неуемные. Тем не менее, излишний Огонь в человеке ведет к неприятностям. Это может выражаться, с одной стороны, в излишней себялюбивости и самоуверенности. С другой стороны, влечет нервное истощение, поскольку люди становятся суетливыми, торопливыми, стремятся сделать многое, но теряют контроль над происходящим.

Земля

Земля имеет очень большое значение для человека. Земля - это единственный элемент, который ассоциируется с межсезоньем и имеет очень большое значение для человека. Земля - это место, где человек проводит основную часть жизни. Отсюда происходят такие выражения, как: «иметь почву под ногами», «стоять прочно на земле», поскольку именно здесь живем мы, и будут жить люди после нас.

Земля, как элемент энергии, используется для того, чтобы гармонизировать отношения человека с окружающей средой. С этой целью можно использовать изделия из глины, к примеру, статуэтки или фигурки. Легко декорировать жилье гранитными валунами. Прекрасно компенсируют недостаток энергии Земли терракотовые резервуары (герметично закрытые!). С их помощью можно насытить помещение влиянием этого элемента, если обнаруживается его недостаток.

В человеке должна быть энергия Земли для того, чтобы уверенно чувствовать себя в мире. А для этого нужно окружать себя изделиями из камня, фарфора, хрусталя, изображениями пейзажей. Но перебора допускать нельзя. В этом случае человек рискует стать ограниченным и недалеким. И в этом случае не стоит ожидать, что в жизни будет иметь место благоденствие и благополучие.

Металл

Все формы планеты в той или иной мере имеют энергию этого элемента. Все формы планеты в той или иной мере имеют энергию этого элемента. Сюда может входить серебро, медь, золото, бронза. Металл имеет жесткую энергетику и коварный осенний характер. Сюда может входить серебро, медь, золото, бронза.

Представителей этой стихии очень много, список может быть просто бесконечным. Но зачастую человек не уделяет должного внимания этому символу, поскольку в повседневной жизни обычно всегда окружен им в той или иной степени. Глаз перестает видеть в Металле ценность. Однако он по своему качеству близок к Огню. Именно Металл стимулирует мыслительную деятельность человека, его активность в проявлениях умственных процессов.

Эта энергия очень полезна, и ее можно увеличить. Для этого нужно обзавестись часами, подсвечниками из металла, фото-рамками, фигурками из этого материала. Но увлекаться им не стоит. Как и с другими элементами, переизбыток Металла негативно отражается на людях. В данном случае негатив может проявиться в мелочности, поспешности, неправильно принятых решениях.

Вода

С древних времен китайцы считают Воду одним из элементов, связанных с волшебством и магией. Во времена, когда еще не существовало зеркал, именно водная гладь была тем веществом, которое давало человеку представление о самом себе.

Стихия Воды сравнима с зимой, когда все замирает и накапливает энергетику в предвкушении оттепели, активных действий и глобальных изменений. Данный природный элемент является колыбелью жизни на нашей планете. Именно здесь появились первые представители простейшей жизни. Не мудрено, что именно с Водой связывались представления о загадочности и некой тайне. Также здесь имеет место олицетворение медитации, созерцания и духовной стороны человеческой жизни.

Энергия Воды проявляет себя умиротворенностью, творческим духом, гибкостью и чувственностью. Наполнить дом положительной энергетикой знака можно, если использовать стеклянный сосуд, наполненный водой (обязательно свежей). Можно также использовать чашу с камешками (стеклянную), или иные прозрачные материалы. Разумно привнести в интерьер некий черный предмет, символизирующий темные воды.

Переизбыток знака проявляется нерешительностью, ранимостью, излишней эмоциональностью.

Уравновешиваем влияние элементов

Дисбаланс влияния пяти элементов на нашу жизнь и здоровье может проявляться как выражено, так и не очень. Каждый символ, помимо своей основной роли в жизни человека, связан и с состоянием его тела. По тем или иным признакам можно определить, какая энергия не сбалансирована. В этом нам поможет таблица пяти элементов:

Элемент/

состояние

Вода

Дерево

Огонь

Земля

Металл

Уравновешен

Удовлетворенность жизнью

Доверие судьбе

Жизнеспособность

Доброта, мягкость

Гибкость ума и тела

Терпение

Ясное мышление

Отвага и решительность

Удовлетворение жизнью

Живая энергия

Энтузиазм

Любовь и забота

Знание собственных сил

Спокойствие

Основательность

Сочувствие

Понимание

Прекрасное пищеварение

Воображение прекрасное

Оптимизм

Смелость

Организованность

Прекрасный кислородный обмен

Целеустремленность

Не уравновешен

Страхи, фобии

Неудовлетворенность жизнью

Трудоголизм

Тени, мешки под глазами

Вода задерживается в организме

Проблемы с печенью

Глазные проблемы

Горечь во рту

Спазмы мышц

Нетерпеливость

Гнев или его отсутствие полностью

Проблемы сердца

Беспокойство

Бессонница

Грудные боли

Слишком большая живость

Резкие перепады настроения

Желудочные проблемы

Беспокойство

Геморрой

Переедание

Неспособность принимать решения и двигаться дальше

Легкие, толстая кишка - проблемы

Аллергии

Кожные болезни

По этой таблице можно определить, что именно в нашей жизни не сбалансировано. Определившись, приступаем к следующему шагу.

Достигаем баланса

Пять элементов требуют гармонии в вашей жизни. А так как значительную ее часть мы проводим дома, с него и нужно начать.

Вода. Различный беспорядок, неисправности водопровода, не закрывающиеся двери - все это может быть причиной дисбаланса водного элемента. Тут может быть как чрезмерное стимулирование, так и недостача. В первом случае причиной могут быть излишне большие аквариумы или фотографии/картины с водными пейзажами. Следует избавиться от таких элементов или, напротив, добавить их в интерьер при недостаче. Так же не следует слишком много пить кофе и есть соли.

Дерево. Тяжелая мебель, громоздкие шкафы, все, что может символизировать негибкость и малоподвижность, тяжесть. Стоит заменить такие предметы на более легкие и изящные. Бамбук в данном случае подходит идеально. Животную пищу в рационе стоит ограничить. Также важно делать зарядку и научиться расслаблению. Позволяйте себе подурачиться - это прекрасный способ релаксации.

Огонь. Большая концентрация бытовой техники и электроприборов в одном месте может нарушить баланс этого элемента. Лучше всего разнести технику в разные комнаты. Добавьте также спокойные и красивые картины или статуэтки. В личном плане старайтесь доводить дело до конца, учитесь спокойствию. Так вы научитесь получать удовлетворение от жизни. О стимуляторах, вроде кофе и алкоголя, лучше забыть.

Земля. Причиной нарушения могут быть скопления предметов, несущих суть этого элемента. Если они не используются, от них лучше избавиться. Все пять элементов требуют баланса, и Земля здесь не на последнем месте. Пространство нужно очистить, что даст энергии Ци свободно циркулировать. Баланс свободного места и мебели должен соблюдаться во всех комнатах. Также важно заниматься спортом, различной деятельностью физического характера.

Металл. Проявляет дисбаланс в скупых, холодных или упорядоченных элементах. Слишком много предметов, связанных с этим символом - очень плохо. Привнесите в свое жилье веселье, радость. Разбавьте все это элементами Воды, чтобы создать подвижность и гибкость в интерьере. В личном плане учитесь радости, веселью, будьте праздничны. Для этого можно смотреть комедии, выбираться в театры, ходить на вечеринки. Активная физическая подвижность тоже пойдет на пользу.

Значимость пяти элементов

Все 5 элементов требуют гармонии, баланса между собой. И все они должны быть в нашей жизни, чтобы дуальное начало Вселенной - Инь и Ян, были уравновешены. Только в этом случае в вашу жизнь придет здоровье, радость, достаток и благополучие!

Кроме инь и ян — слабости или силы — весь мир китайцы отдавали пяти основам, или пяти элементам бытия. Эти элементы (стихии) — первооснова жизни. Именно из них, из их правильного или неправильного сочетания вырастает наш мир. Огонь приносит нам тепло и жизненную активность. Дерево дает нам духовный рост и физическую крепость. Вода смывает наши беды и успокаивает наши раны. Земля дает устойчивость в мире и стабильность в жизни. Металл защищает от вторжения чужеродной энергетики.

Все пять элементов не разобщены, а живут в тесной связи. Они как бы заключены в единый цикл, который постоянно повторяется. Как в природе сменяются времена года, так и сила каждого элемента все время нарастает и ниспадает. Огонь порождает Землю, Земля порождает Металл, Металл порождает Воду, Вода питает Дерево, Дерево являет Огонь. Чтобы создать благотворную атмосферу в своем доме, нужно выстроить цепочку благоденствия. Но если направление движения будет изменено, мы получаем цепочку разрушения. Дерево разрыхляет Землю, Земля загрязняет Воду, Вода тушит Огонь, Огонь плавит Металл, Металл рубит Дерево.

Весь мир у китайцев поделен по принадлежности к тому или иному элементу. Форма жилищ, материалы, из которых они построены, декоративное оформление — все имеет внутреннюю связь со своим элементом-хранителем.

И человек — хранитель всех пяти элементов. Самое лучшее, если эти элементы находятся в равновесии. Но так не бывает. У кого-то больше Огня, у кого-то — Воды, у кого-то — Дерева, Металла или Земли. Поэтому-то мы такие разные: именно преобладание одного из элементов дает нам индивидуальность, особые черты характера, темперамента, внешности. И мир, который создает для себя человек Огня, не похож на мир человека Воды. Люди Огня — вспыльчивые, энергичные, целеустремленные, жаждущие насыщенной жизни, которая без перемен невозможна, стремятся сделать на зданиях, даже на своих дачках, резные завитушки, выступы, пристройки, получаются поэтому многоугольные конструкции.

Люди Земли просты, щедры, добры, и жизнь свою они строят прочной, надежной, и дома у них такие же прочные и мощные, они обладают самой устойчивой формой — квадратной, как правило, без украшений, без пристроечек на крыше, без флюгеров и прочей мишуры, которая их только раздражает.

Люди Воды достаточно аморфны, хотя любят получать новые знания, увлекаются новыми течениями и в науке, и в искусстве, и дома у них имеют какую-то размытую, неоконченную форму.

Люди Дерева обожают надстройки, именно они обычно оказываются хозяевами домов с какими-то, пусть небольшими даже, сооружениями на крышах. Они даже в облик своих построек старались внести движение вверх — символ роста.

Люди Металла очень внимательны к деталям. Они даже излишне скрупулезны, очень любят вычурность и роскошь, поэтому дома таких людей вы легко найдете среди окрестных построек.

Все древние народы — не только китайцы — знали, что каждый человек подчинен своему элементу-хозяину. Были подобные деления по стихиям и у древних греков, и у народов Африки, Америки. В фольклорном наследии древних славян мы столкнемся с теми же основополагающими элементами: красно солнышко, мать сыра земля, вода текучая, буйный ветер, меч-кладенец, мертвая и живая вода. Постройки незапамятных времен имеют форму солнечного диска, а языческая богиня плодородия считалась самой почитаемой. В те далекие времена маги и кудесники относили черты внешности и характера к почитаемым древними стихиям. Недаром, совсем недаром знаменитый князь Владимир получил имя Красно Солнышко. Одушевляли наши предки и горы, и реки, и леса. Духи стихий правили древним славянским миром. Потом мир изменился, но к Синь-Камню ходили на поклон даже после принятия православия.

Все народы вплетали символы стихий и элементов в свои орнаменты. Если поглядеть в музее на сосуды из Согдианы, то можно обнаружить, что они окантованы по горлышку цветами и солнечными дисками. Если заглянуть в украинскую хату, то иногда еще можно увидеть рушники с петухами — символом солнца. Мы испокон веков пользуемся символами сакрального значения. И мы совершенно утратили единство с культурой, которая их породила. Поэтому квадрат или треугольник для нас просто квадрат и треугольник. А в древности было совсем не так.

Каждый из пяти элементов фэн-шуй наделен своей неизменной формой. Огонь треугольный, как пламя, устремленное ввысь. Каменное воплощение огня — пирамида. Даже в названии она сохранила «огненное» происхождение. Земля квадратная, потому что это самая устойчивая форма, которую трудно привести в движение. Недаром это излюбленная форма для разных помещений, в которых нужно поддерживать спокойную и доверительную атмосферу.

Металл имеет форму круга, шара, он легок для перемещений. Он, кроме всего прочего, наименее уязвим: трудно удержать ртутный шар, трудно поразить стрелой катящийся шар. Вода имеет знак сдвоенных волн. Вода податлива, она легко берет и легко отдает. Мягкость и чистота — ее основные черты. Дерево образует прямоугольник (ромб), оно устремлено ввысь. Дерево означает рост, движение, свободу, неповиновение. У него гибкий ствол и сильные ветви и корни. Дерево выстоит при любой непогоде.

Каждому элементу отводится свое место в цветовой гамме мира, свое направление, свое толкование, свой сезон:

  • Дерево — зеленый цвет;
  • Огонь — красный;
  • Земля — желтый;
  • Металл — белый (серебристый);
  • Вода — синий или черный.
  • Дерево — весна;
  • Огонь — лето;
  • Земля — конец лета;
  • Металл — осень;
  • Вода — зима.
  • Дерево — восток;
  • Огонь — юг;
  • Земля — центр;
  • Металл — запад;
  • Вода — север.
  • Дерево — дракон (змея, ящерица);
  • Огонь — феникс (павлин и другие пернатые вроде попугаев или кур);
  • Земля — корова;
  • Металл — тигр;
  • Вода — черепаха.
  • Дерево — преданность и щедрость;
  • Огонь — добропорядочность и логика;
  • Земля — вера и честность;
  • Металл — праведность и острота ума;
  • Вода — мудрость и упорство.

Так что мир древнего Китая был предельно упорядочен, в нем все имело особое значение — и форма, и колорит, и принадлежность к одному из элементов, так называемому «ведущему знаку». Все постройки можно рассматривать с точки зрения форм пяти праэлементов. Строение формы дерева вытянуто ввысь, имеет небольшую нижнюю опору. Здания формы огня известны каждому школьнику — это знаменитые египетские пирамиды, а из современных построек — такая же пирамидальная конструкция входа в музей Лувра. Большинство жилых домов построено в форме земли — они наиболее просты, устойчивы, удобны, все русские избы-пятистенки имеют такую квадратную форму. Здания формы металла очень часто строятся в культовых целях — это соборы с широкими плавно закругленными куполами, мавзолей Тадж-Махал, мечети, очень удобной оказалась такая форма крыши для обсерваторий, планетариев, цирков. Дома формы воды встречаются гораздо реже — это роскошные дворцы, в которых возможно было как изыск повторить волнообразное строение стен.

Как правило, мы создаем свой дом по подобию нашего внутреннего «я». Если вы хотите получше узнать, например, своих соседей по даче, обратите внимание на форму их дома. Она очень многое сможет вам рассказать. Конечно, городские дома — это городские дома. Форму городского дома выбрать куда сложнее. Но можно многое сказать о людях, присмотревшись, как они оформляют свою квартиру, какие цвета предпочитают, какой формы у них стоит мебель…


Отправить другу
Прямая ссылка (отправить ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, на Е-mail и др.):
http://сайт/fenshui/fen/pjat_jelementov_mirozdanija/

HTML-код (для сайтов, блогов, дневников):

BB код (для форумов без поддержки HTML-кода):
Пять элементов мироздания или пять основ бытия

В тибетской традиции, как и в большинстве культур, природные элементы используются в качестве основных метафор, описывающих внутренние и внешние силы. Например, элементам приписываются следующие физические свойства: земля - плотность, вода - сила сцепления, огонь - температура, воздух - движение, пространство - вмещающее измерение, которое дает место остальным четырем элементам. Кроме того, элементы соотносятся с различными эмоциями, темпераментом, сторонами света, разновидностями цвета и вкуса, типами организма человека, болезнями, складом ума и характером. От пяти элементов происходят пять чувств и пять областей чувственного опыта, пять вредящих эмоций и пять мудростей, пять «конечностей» тела. Пять элементов - это пять первичных пран, или жизненных энергий. Они образуют все физические, чувственные, умственные и духовные явления.

Если представление об элементах остается абстракцией, способом подразделять всё на пять, от этого мало пользы. Понимание элементов становится полезным, если оно связано с переживанием и применяется на деле для улучшения нашей жизни.

Соприкосновение с природными элементами может исцелять и освежать. Нам нравится чистая земля пустыни и жирная садовая земля. В отпуск мы уезжаем к океану, реке, озеру. Мы наслаждаемся ванной. Нас зачаровывает пламя и нам приятно тепло солнца или огня в камине. Мы делаем глубокий вдох, чтобы успокоиться; вздыхаем, чтобы облегчить скорбь; едем в горы, чтобы свежим воздухом укрепить силы. Нас завораживает небо, внешний образ пространства, - его изменчивый вид, цвет, наполняющий его свет. Мы расслабляемся в широком, открытом пространстве, и нам уютно в закрытом и тихом месте. Бывает и так, что мы чувствуем беспокойство на открытом месте и страдаем клаустрофобией в замкнутом помещении. Так или иначе мы откликаемся на окружение.

Лишившись одного из элементов, мы его жаждем. В пустыне мы радуемся, найдя воду. Если мы долго пробыли в море, то, ступив на землю, нам хочется ее поцеловать. Когда холодно, нас тянет к огню. Пять грубых элементов очень сильно воздействуют на глубоком, подсознательном уровне, но обычно мы остаемся лишь на поверхности переживаний, не понимая, что эти переживания, связанные с элементами, могут соединить нас со священным, исцелить нас, уравновесить и дать нам глубокое понимание самих себя.

Исследуя элементы, мы исследуем основу переживания и того, кто его получает. Познать элементы мира природы, их красоту и взаимодействие, проникнуть в священный танец элементов - значит жить в живом мире, полном тайн и скрытых возможностей.

То, что проявляется в переживании, обычно начинается на тонких уровнях, а затем переходит на более грубые. Это верно для любого процесса, который приводит к появлению новых вещей или новых объектов, будь то рождение идеи или рождение планеты. Материальное тело человека берет начало в желании, которое влечет за собой половой контакт, соединяющий вместе две маленькие клетки, в результате чего развивается полноценное человеческое тело. Язык берет начало в чистом звуке и приводит к возникновению смысла и всей философии и поэзии, которые есть у человечества. Физики говорят, что вселенная рождается из энергии, сконцентрированной в безразмерной точке, и процесс развития усложняющихся структур проявляется как возникновение звезд, планет и живых организмов. Проблемы часто берут начало в разногласиях, например в различии религиозных или политических представлений, и выливаются в конфликты, враждебность и даже войны.

Кармические предрасположенности и условия определяют характер мира, в котором мы живем. То, что мы воспринимаем как внешнее, есть проекция внутреннего.

Мыслить с точки зрения элементов не значит отказаться от представлений современной химии, физики, медицины и психологии. Элементы дают нам глубокие метафоры, помогающие объяснить процессы, протекающие глубже тех, которые описывают все эти дисциплины. Благодаря пониманию элементов мы можем видеть, что кажущиеся различными измерения нашего восприятия на деле оказываются лишь более тонкими или более грубыми уровнями элементов.

Если мы понимаем всеобъемлющий характер пяти элементов, то видим, что все явления возникают во взаимосвязи, они нераздельны и влияют друг на друга. Тревогу можно успокоить с помощью ритуала, лекарств, физических упражнений, медитации, любви, массажа или теплой ванны, потому что тревога - это избыток огня или воздуха либо недостаток земли или воды. Что бы ни вызывало такое неравновесие на любом уровне, оно обязательно затронет все другие уровни. Разумеется, в тот или иной момент бывает более пригоден какой-то один метод. Если у вас сильное кровотечение, лучше перевязать рану или наложить жгут, чем применять йогу. А если у вас постоянно плохое настроение, лучше привести в порядок энергию в организме, нежели прибегнуть к хирургическому вмешательству.

Элементы связаны с эмоциями, типом личности, особенностями познавательных способностей и всеми другими аспектами восприятия, включая переживания, получаемые в видениях и медитации. Во всех этих аспектах элементы можно воспринимать непосредственно, если есть понимание, что они собой представляют.

Земля - основание нашей обычной жизни. Согласно шаманскому мировоззрению, она обычно бывает серединой всего, и ее помещают в центр мандалы, как на изображении, так и в переживании. (В Тантре и Дзогчене основанием и центром считается пространство.)

Большинство качеств земли как элемента можно понять интуитивно: она тяжелая, плотная, устойчивая, прочная. Земля обладает силой тяготения. При хорошем сочетании с другими элементами - теплом, влагой, воздухом - она может быть богатой и плодородной. Но при недостатке тепла она может быть холодной и ни на что не годной, при недостатке влаги - сухой и твердой, а при недостатке воздуха - затхлой и безжизненной.

Если земля в нас хорошо уравновешена, мы чувствуем в себе устойчивость, основательность, уверенность. Мы не слишком медлительны и не слишком подвижны. Наши ощущения глубоки. Нас нелегко вывести из равновесия, и мы не отвлекаемся от того, что для нас важно. Если мы что-то знаем, то не забываем. Наша вера отличается постоянством. Мы не отказываемся от своих намерений из-за каких-либо порывов и стойко прилагаем усилия. Мы ответственны и умеем настоять на своем. Высшее измерение этого качества - устойчивое пребывание в чистом бытии.

Если же земли слишком много, мы тяжелы на подъем, тупы, ленивы и вялы. Это излишне инертное состояние, которому недостает движения. Мышление при этом замедленное, лишенное образности и творческих способностей. Избыток земли может повлечь за собой депрессию, безволие и неспособность к продвижению: как в профессиональной деятельности, так и во взаимоотношениях, или в духовной практике. Кроме того, становится трудным осуществить какие-либо перемены; трудности кажутся нам неразрешимыми. Мы любим поспать. Пытаясь медитировать, клюем носом. А проснувшись, затрудняемся вспомнить сны, хотя бы частично. Избыток земли может лишить нас чувствительности и воодушевления. Из-за избытка земли мы можем или все время молчать, или безостановочно говорить. Если человек постоянно опаздывает или, наоборот, слишком пунктуален - это тоже проявление элемента земля. Обычно отрицательным аспектом земли считают неведение.

Если же нам недостает земли, то у нас словно нет якоря. Мы ветрены, легкомысленны, возбуждены. Не в состоянии завершить начатое, мы лишены опоры и не чувствуем удовлетворения. Нам нигде нет приюта, мы всегда ищем то, что даст нам устойчивость и защиту.

Если мы испытываем недостаток земли, есть разные способы обрести устойчивость. Кроме упражнений, которые описываются в этой книге, можно использовать и дополнительные средства. Например, надежный дом, здоровые взаимоотношения, серьезная работа могут помочь зародить чувство прочности. Такие исправления внешней обстановки могут быть уместны при определенных обстоятельствах. Когда защищенность достигнута с внешней стороны, чувство устойчивости может служить основой, на которой можно развивать благотворные внутренние качества. Обычно лучше находить положительные качества внутри себя и проявлять их вовне, но иногда полезен и обратный порядок.

Воспринимая себя существом, обладающим материальной субстанцией, мы естественным образом будем стараться найти опору в материальных внешних вещах. Воспринимая себя энергетическим существом, мы постараемся обрести опору в своих ощущениях. Если же мы отождествляем себя с чистой осознанностью, то найдем опору в природе ума. Грубый ум ощущает устойчивость в осязаемой земле, более тонкая, свободная от «я» осознанность находит опору в пространстве.

С точки зрения практики медитации, уравновешенная земля - это великая и необходимая поддержка. Даже в таких глубоких практиках, как практики пустоты в Сутре и трегчо в Дзогчене, рекомендуется выполнять сосредоточение, которое развивает качества земли и устойчивость ума. Ум должен быть устойчивым, для того чтобы продвигаться по пути медитации, и эта устойчивость развивается благодаря усилению элемента земля. В учении говорится, что люди, у которых преобладает огонь и воздух, быстро получают духовные переживания, но так же быстро их и теряют. Те же, у кого преобладают земля и вода, возможно, достигают переживаний более медленно, но, когда им это удается, они способны сохранять и развивать их и в конечном счете продвигаются быстрее.

Если у вас нет устойчивости в практике медитации, то, развивая сосредоточение, усиливайте качество земли. Практикуйте устойчивость ума и тела. Ешьте более основательную пищу и избегайте всего, что возбуждает. Выполняйте физические упражнения. Обычно нам известно, что делать для преодоления затруднений в практике, но мы этого не делаем. Заставить себя делать то, что лучше всего, - это один из способов упрочения элемента земля.

Когда посредством сосредоточения развивается устойчивость ума, его избыточное движение замедляется и прекращается. Переживание становится ясным и покоится в безмолвии, свободном от сумятицы мыслей. Света и цвета становятся более отчетливыми. Если мы уже получили введение в природу ума, теперь нам легче пребывать в естественном состоянии и объединять практику со всеми действиями. Становится легче сохранять внимательность, и мы можем поддерживать ее в течение всего дня, а потом и ночи. Когда ум устойчив, прозрение возникает естественным образом. Происходит пробуждение ума. Это не сосредоточение, а более высокий уровень практики, достигаемый посредством устойчивости ума.

Если земли слишком много, подход совсем иной. Ешьте более легкую пищу и старайтесь избегать переутомления. Практикуйте гибкость мышления. Чтобы приобрести гибкость, творческие способности и живость ума, развивайте качества элементов воздух и огонь.

Достигая в духовной практике полного развития, элемент земля становится мудростью беспристрастности. Именно высшая духовная способность земли позволяет практикующему быть устойчивым и уравновешенным при любых обстоятельствах, какими бы исключительными они ни были, и узнавать светоносное исконное ригпа, общее для всех переживаний.


Если элемент вода уравновешен, во внутренней и внешней жизни у нас все протекает гладко. Мы умеем приспосабливаться, хорошо ориентируемся в событиях и жизненных взаимоотношениях. Уравновешенность воды дает возможность мириться с разными ситуациями, Она приносит чувство радости и довольства. Высшее измерение воды в личном переживании - это удовлетворенность тем, что ты жив, радость бытия, которая идет изнутри и не зависит от внешних обстоятельств. Когда у нас есть связь с радостью, присущей элементу вода, это проявляется и внешне. Мы радуемся встрече с людьми, с новыми местами. Мы наслаждаемся жизнью.

Эта радость может быть утрачена в неизбежном страдании, сопровождающем двойственное восприятие. И тогда мы зачастую ищем ее вовне, полагая, что станем счастливее, если получим новую возлюбленную, другую работу, богатство, звание, признание или что-то еще, что в данное время находится в центре нашего внимания. Мы думаем, что радость заключается в обладании и деятельности, а не в самом бытии.

У людей с преобладанием элемента вода бывает много чувств и эмоций, а иногда они слишком расслабленны, то есть слишком легко относятся к своим обязанностям и плывут по волнам жизни. Это означает, что человек, привыкая к постоянной расслабленности, теряет присутствие и мирится с ситуациями, которые необходимо изменить, или же просто бездельничает. Такой человек не прилагает усилий для преодоления трудностей, даже если из-за этого ему приходится отказаться от чего-то ценного.

В медитации избыток воды может уменьшить ясность. Это не тупость и неповоротливость, связанная с водой, а нечто вроде безвольного движения по течению, что затрудняет выполнение задач и лишает наслаждения их плодами.

Избыток воды может также привести к тому, что человек полностью поглощен эмоциями, его постоянно захлестывают и кружат волны чувств; он слишком чувствителен к мимолетным эмоциональным состояниям, бывает сентиментален или любит пожалеть самого себя. Вместо того чтобы пребывать в благодатной расслабленности элемента вода, мы носимся в волнах эмоций.

Недостаток воды дает ощущение внутреннего неудобства, безрадостное настроение и напряженные отношения с людьми. Даже если есть хорошая основа элемента земля, недостаток воды делает ее сухой, лишает радостей и чувствительности. Если мало и земли и воды, то будет преобладать огонь или воздух, или оба этих элемента, что повлечет за собой недостаток устойчивости и излишнюю возбужденность. В медитации недостаток элемента вода означает ощущение внутреннего неудобства при выполнении практики и утрату радости в духовном пути. Практика может стать безжизненной и бесплодной.

Практики, развивающие благотворные аспекты воды, эмоциональны. Для тех, кто практикует тибетскую традицию, - это гуру-йога, которая раскрывает сердце; развитие любви и сострадания; практика отдачи и получения взамен. Если в духовной практике не участвует сердце, она может идти лишь от одного ума, но в тибетской традиции сострадание и любовь считаются необходимыми для духовного пути. Результат наивысшего развития элемента вода в духовной практике - это обретение зерцалоподобной мудрости.

Благотворный аспект огня - это способность созидать, давать толчок процессам на любом уровне и завершать то, что творческая сила приводит в движение. Поскольку огонь воодушевляет и возбуждает, с ним связана интуиция. Уравновешенный огонь подвигает на вдохновенные дела, дает радость труда и завершает начатое. Огонь связан с блаженством и радостью, которые отличаются от тех блаженства и радости, которые дает элемент вода и которые связаны с приятием и довольством. Радость огня больше связана с воодушевлением и телесным блаженством, с радостью пробуждения переживаний. Высшее переживание огня - это блаженство бытия. Его высшее выражение - развитие мудрости различения.

Люди, у которых слишком много огня, легко возбудимы. Безобидные вещи могут вызвать у них вспышку раздражения и импульсивную реакцию, когда они, не подумав, разражаются гневными словами и жестами. Так как им недостает терпимости, их раздражают иная религия, иная раса, иная философия. Их может раздражать даже чья-то манера сидеть или говорить.

Поскольку огонь - противоположность земли, избыток огня часто приводит к недостатку устойчивости. При этом бывает слишком много быстрых движений и неустойчивости. Если вдобавок недостает и воды, то такие люди могут испытывать постоянную неудовлетворенность и беспокойность. Им трудно высидеть пять минут, им всегда нужно что-то делать. Тишина и покой для них могут быть невыносимы. Им трудно заснуть. Люди с избытком огня часто слишком быстро и много говорят. Не успеют они высказать одно, как на ум уже пришло другое. У них беспрестанно возникают всякие идеи.

В практике медитации избыток огня влечет за собой быстрое возникновение мыслей, с которыми трудно справиться. Постоянно приходят новые мысли, которые кажутся слишком важными, чтобы не обращать на них внимания. Практике не хватает покоя, умиротворенности, в ней слишком много возбужденности и беспокойства. Возбуждение может возникнуть от недостатка воды в относительном смысле, а неустойчивость - от недостатка земли.

Если на духовном пути практику недостает огня, у него мало энергии и вдохновения, требующихся для выполнения практики, или он не находит в практике радости и удовольствия. И тогда практика выполняется механически, без порывов к новому пониманию или новому переживанию. В результате продвижение в практике происходит намного медленнее.

Если недостает огня, то недостает и жизненной силы, вдохновения. Труд не приносит радости. Нет воодушевления. Не появляется ничего нового. Жизнь превращается в бесконечный круг однообразной, тяжелой работы. Или же если недостаток огня сопровождается избытком воздуха, то движение происходит, но оно монотонное и нетворческое. Благодаря воздуху умственные способности человека могут быть очень высоки, но он не может подойти к полученным знаниям творчески.

Практики, которые развивают огонь - это практики внутреннего жара (туммо), известные по рассказам о йо-гинах, которые сидят на снегу, сушат мокрые полотенца одним лишь теплом своего тела; практика внешнего рушена, в которой предаются переживанию кармических склонностей, чтобы отличать их от чистого переживания; и некоторые разновидности йоги, связанные с физическим телом.

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Воздух - это элемент, который несет перемену, и, когда он развит, человек может превращать отрицательное в положительное, ненависть в любовь, ревность в открытость, жадность в щедрость, гордость и эгоизм в умиротворенность. Воздух связан с любознательностью, жаждой знания и гибкостью ума. В своем высшем аспекте - это мудрость свершения.

Если воздух преобладает, обычно недостает качеств земли и воды. В таком случае бывает мало устойчивости или удовлетворенности. Человеку трудно на чем-то сосредоточиться. Ему кажется, что хорошо там, где его нет, а на новом месте все повторяется. Трудно принимать вещи такими, каковы они есть, трудно найти покой в том, что есть. Такой человек может быть тревожным, беспокойным, неспособным сосредоточиться, непостоянным. Радость сменяется у него печалью при любой, даже небольшой, неприятности. Решимость сменяется неуверенностью. Вера легко рушится. В нем нет внутренней весомости, поэтому внешние влияния увлекают то в одну сторону, то в другую.

Если воздуха недостаточно, человек бывает слишком инертен. Ему трудно что-либо изменить. Когда возникает какая-то тревога, она никуда не уходит. Даже незначительная забота крепко держится внутри.

Если же воздух уравновешен, то беспокойства и заботы уступают место совсем другому - человек обретает решительность. Уравновешенный воздух позволят быть гибким. Даже если дела идут плохо, мы все же способны оценить и другие аспекты жизни: даже получив плохие новости, мы способны видеть прекрасное синее небо. Воздух дает возможность уму двигаться в новом направлении, увидеть вещи с других точек зрения, и это способствует накоплению знания и понимания. Насколько быстро вы можете превратить свой гнев или депрессию, или раздражение, или жалость к самому себе в нечто благотворное, зависит от того, насколько развит в вас элемент воздух.

Элемент воздух - это еще и прана, несущая ум. Вот почему в Тантре и Дзогчене, чтобы управлять элементом воздух и тем самым поддерживать нужное переживание, рекомендуются физические движения и позы. Когда возникает нарушение элемента воздух, трудно сосредоточиться умом, трудно усидеть в медитации. Человек нетерпелив. У него возникает множество вопросов, которые ему хочется задавать. Когда слишком много воздуха, трудно получить переживания пустой всеобщей основы, кунжи, потому что ум и энергия мечутся то туда, то сюда, привлекаемые ясностью и проявлениями.

Воздух все соединяет. Он имеет отношение ко всем разновидностям связей. В качестве праны, элемент воздух наполняет все и вся; он - неотъемлемая энергия бытия.

В тибетских практиках, выполняемых, когда человек умирает, лама призывает дух умершего, используя элемент воздух, с помощью вдыхания. Установив связь с духом, лама помогает ему разрешить те сомнения, которые остались неразрешенными во время смерти.

В некоторых тантрах о воздухе говорится в связи с магическими силами. Магия всегда использует преображение, и без энергии элемента воздух никакого преображения не бывает. Обычно говорят, что недостаток воздуха не дает возможности совершить магическое действие и мешает направлять свое перерождение.

При недостатке воздуха продвижение в духовных практиках часто бывает недостаточным и человек неспособен превратить то, что возникает, в практику.

Практики, которые развивают воздух, называются ца-лунг. В них работают с каналами и правами тела. Эти практики включают в себя йогу трулкор, практики которой связаны с материальным телом; практику пова, или перенос сознания; дыхание-созерцание, во время которого центральный канал открывается с помощью дыхания и визуализации, и т. д. Некоторые из этих практик подробно описываются далее в этой книге. Обычно в практиках, связанных с воздухом, разделяют чистую и нечистую пра-ну, что подразумевает одновременное разделение чистого и нечистого состояний ума. Воздух - такой элемент, который дает возможность различить и разделить эти состояния.

ПРОСТРАНСТВО

Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене
Все возникает из пространства, существует в пространстве и растворяется в пространстве. Внутри нас этот священный элемент, пространство, проявляется как ригпа. Переживание - это содержание ригпа, то, что в нем возникает, но при этом переживание и есть не что иное, как ригпа.

Если элемент пространство в нас уравновешен, в жизни есть место всему: что бы ни возникло, оно находит себе приют. У нас много времени, достаточно эмоциональных способностей, достаточно терпимости. Все переживания уместны, их не слишком много и не слишком мало. Переживания не отделены от нас, но и не завладевают нами полностью. Мы не стремимся получить переживание и не избегаем его, а больше опираемся на самих себя, того, кто получает переживания.

Человек, у которого преобладает пространство, - «не от мира сего»: у него нет связи с содержимым пространства, то есть с остальными элементами. Это состояние не является объединением с природой ума. Такой человек просто утрачивает связь. Происходит потеря смысла, но не от депрессии, случающейся тогда, когда преобладает земля, а от неглубокой связи с жизнью, из-за которой мы становимся лишенными корней и неприкаянными. Результатом избытка элемента пространство бывает недостаток осознанности, недостаток присутствия. Человек становится потерянным, «теряет контакт» с окружающим миром.

Если элемента пространство слишком много, это приводит нас к утрате возникающих в пространстве качеств, но если его слишком мало, то все возникающее начинает над нами властвовать. Все кажется прочным и непроницаемым. Небольшие препятствия могут казаться непомерно большими, а большие - совершенно непреодолимыми. Недостаток пространства способствует тому, что другой элемент начинает преобладать и определять наши реакции.

Человек с уравновешенным пространством может трудиться полный рабочий день, иметь семью, заботиться о доме, медитировать и заниматься духовными практиками, а также вмещать в себя все. У него есть место для всего.

Другой человек при таких же обстоятельствах, но с недостатком пространства, не смог бы всего этого выдержать: для него работы было бы слишком много, с детьми одни хлопоты, не хватает времени на друзей, нет времени готовить еду и невозможно расслабиться. Третий человек при тех же обстоятельствах, но с преобладанием пространства, просто плывет по течению жизни: работа для него не имеет никакой важности, дети его не занимают, жена - просто соседка, поручение он может выполнить и не выполнить: ничто не становится предметом его заботы.

Обычно мы отождествляем себя с внешними обстоятельствами: с работой, взаимоотношениями, интересами, со своим телом и т. д., - то есть скорее с содержимым пространства - переживанием, нежели с тем, кто переживает. В этом случае, разумеется, утратив что-то из перечисленного, мы ощущаем себя потерянными. Отношения прекращаются, работа заканчивается, местожительство изменяется, и тогда мы говорим, что ощущаем себя потерянными. Мы находимся в промежутке, пустом месте между вещами и даже не знаем, кто мы и что из себя представляем.

Если мы полностью объединяемся с элементом пространство, то познаём природу ума. Тогда мы свободны, потому что нас больше не связывает то, что возникает в переживании. Мы постигаем свою истинную природу и не пытаемся искать себя в частностях своих обстоятельств. Мы едины со своей сущностью и не отыскиваем вовне причины своих проблем. Мы знаем, что любая неприятность, с которой мы сталкиваемся, - это просто нечто возникающее в пространстве; нам не нужно самим становиться этой проблемой. Мы можем опираться на собственное переживание бытия, а не на то, как видят нас другие, или то, что у нас есть или что нам нужно сделать. Мы готовы с одобрением принять самого себя и то, с чем сталкиваемся.

Например, у человека есть прекрасная семья и процветающее дело. Он отождествляет себя с тем и другим, и вдруг лишается и того, и другого. В подобной ситуации он может как потерять себя, так и раскрыть - в зависимости от своего отношения к пространству. Страдание может породить как отрицательный, так и положительный исход, в зависимости от того, как к нему относиться. Потеряв внешнюю опору, предмет своего отождествления, личность может «сжаться», подавленная страхом, хрупкая, или же «расшириться» за пределы своих обычных границ благодаря объединению с пространством, в котором возникает переживание.

В практике медитации результат неуравновешенности пространства - недостаток сосредоточенности и присутствия. Ум легко отвлекается на все, что бы в нем ни возникло, потому что практикующий отождествляет себя с переживанием, а не с основой переживания. Дзогчен - главная практика для развития элемента пространство, но под пространством понимается и уравновешенность остальных четырех элементов. С пространством связана мудрость пустоты.

Компилляция из книги Тендзина Вангьяла Ринпоче "ИСЦЕЛЕНИЕ ФОРМОЙ, ЭНЕРГИЕЙ И СВЕТОМ. Пять элементов в тибетском шаманизме, Тантре и Дзогчене"