Люблинская уния 1569 г и ее последствия. Условия Люблинской унии

Причины унии

Великое княжество. Литовское постепенно приходило в упадок результате. Ливонской войны с. Московией (1558-1583 гг) оно оказалось на грани военной катастрофы и вынуждено было пойти на уступки. Польше, назойливых во добивалась присоединения. Литвыви.

Польша и. Литва объединились в одно государство, получившую название"Республика"(на польском языке -. Речь. Посполитая) с единым королем, сеймом, денежной системой, законами, католицизмом как государственной религией. Ли итовське княжество получило статус автономии. Все украинские земли, ранее принадлежавшие. Литве, переходили под власть непосредственно. Польшаедньо. Польщі.

Последствия. Люблинской унии

Украинские земли, в отличие от литовских, не обеспечили себе отдельный статус в политической, социально-правовой системе нового государства

o. На украинскую территорию распространялись через. Польшу новые формы социальной и правовой жизни, в том числе принципы корпоративной организации общества, шляхетской демократии, городского самоврядува. Ання тощ.

o. Общественная верхушка понесла ощутимый влияния католицизма и польской духовной культуры, следствием чего стала стремительная полонизация украинской шляхты

Вовлечение Украины в международную систему экономической жизни привело к окончательного закрепощения крестьян, постоянного роста эксплуатации подневольного населения, сосредоточения торговли в руках шляхт т.

Стремясь интенсифицировать сельское хозяйство и сориентировать его на потребности внешнего рынка, поляки образовывали собственные хозяйства, назывались фольварками (в переводе с немецкого - хутор, фер. РМА). Во поместья отводились лучшие земли, а их развитие обеспечивался за счет барщины - принудительной подневольного труда крестьян. Развертывание фильварковой системы уменьшило крестьянские наделы, привело д в увеличение барщины, примусов и потере крестьянами права переходду.

Православным украинских запрещалось занимать высшие государственные должности; в городах православные украинские отстранялись от участия в самоуправлении, украинский ремесленники и купцы оказались в менее выгодных условиях чем польские (большие налоги, запрет заниматься определенными ремеслами, ограничения торговли и тд.).

В учреждениях царила только польский язык и латынь (как язык образования, судопроизводства, делопроизводства)

Брестская церковная уния

В 1596 г в. Бресте была провозглашена церковная уния - объединение православной церкви с католической, в результате чего образовалась новая - униатская церковь (греко-католическая). Униатская церковь сохраняла славян. НСК язык и православные обряды, но признавала догматы католической церкви и переходила под власть. Папы римськогго.

Существование православной церкви в. Речи. Посполитой было запрещено

Против церковной унии выступили народные массы, часть знати во главе с князем. Василием. Константином. Острожским (1527-1608 гг), братства (общественные организации мещан, созданные для защиты православной пас ствия). Это заставило. Польшу в 1632 г вновь разрешить легальное существование православной церквейкви.

Братства

Значительный вклад в национально-культурную жизнь кон XVI - нач XVII в сделали братства. По структуре они напоминали городские цехи, имели уставы, в которых предусматривалось регулярное проведение собраний, выборность во старшины и принятия присяги. Существовали на членские взносы братьев и пожертвования. Братства основывали типографии, братские школы. Особенно известны. Успенское братство во. Львове (1585 г),. Киевское бого вленське братство (1615 г),. Луцкое. Чеснохрестский братство (1617 р (1617 р.).

Таким образом, с приходом. Польше было поставлено под сомнение формирования украинской как отдельной этнической общности. В Украине разворачивается освободительное движение против польской колониальной политики украинского зн нать теряет роль выразителя национальных интересов, роль ведущего слоя освободительного движения. Эти функции берет на себя казачество, уже в XVI в заявило о себе как о заметную социальную силсилу.

"Лю́блинская у́́ния (польск. Unia lubelska) - государственный союз между Королевством Польским и Великим княжеством Литовским, положивший начало единому федеративному государству, известному как Речь Посполитая. Акт унии был заключён 28 июня 1569 года и 1 июля этого года утверждён раздельно депутатами польского и литовского сеймов на общем сейме, созванном в Люблине. 4 июля уния была ратифицирована королём польским и великим князем литовским Сигизмундом II Августом.

Сейм начался в январе и продолжался с перерывами до августа из-за борьбы польской шляхты за доминирование, литовских вельмож - за сохранение самостоятельности. Королевству Польскому были переданы Волынь, Подолье, Подляшье и украинские земли, ранее принадлежавшие Великому княжеству Литовскому. Заключение унии объясняется необходимостью укрепления позиций Великого княжества Литовского в Ливонской войне."

От меня лично: Нам она важна, как одно из ключевых событий Украины.

Для тех, кому лень читать, поясняю. В результате Люблинской Унии Украина перешла под власть поляков из-под власти литвинов/беларусов. Это обусловило прекращение слияния предков украинцев и беларусов в один народ, полонизацию населения Украины, притеснение православной церкви (в остатке ВКЛ с этим боролись введением и расширением протестантства и униятства, которое является православием в подчинении Римского Папы), резкое ухудшение уровня жизни и свобод украинцев. На выходе резкий рост запорожского казачества и восстания. Также Украина потеряла остатки национальной знати, вошедшей в состав польской шляхты полностью, а не частично как в ВКЛ.
И еще: территория, отжатая поляками у литвинов/беларусов это Украина без Галиции и Новороссии.

Люблинская уния 1569

соглашение об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство - Речь Посполитую (польск. Rzeczpospolita, буквально - республика). Рассмотрение вопроса об унии началось в январе 1569 в Люблине на общем сейме польских и литовских феодалов. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польского и литовского сеймов). Завершила начавшийся с Кревской унии 1385 (См. Кревская уния 1385) процесс объединения обоих государств.

Л. у. предусматривала установление в Польше и Литве единообразного государственного устройства, общей денежной системы, общего сейма. Во главе Речи Посполитой стоял король, избираемый совместно польскими и литовскими феодалами. Л. у. подтвердила присоединение к польской короне части территории Великого княжества Литовского, объявляла Ливонию общим владением, отменяла взаимные пошлины. Как единое государство Речь Посполита выступала и на международной арене. Вместе с тем Л. у. не ликвидировала полностью государственной обособленности Литвы: были сохранены особое законодательство и суды, отдельные высшие административные должности, казна, войско, официальным языком остался русский (белорусский); в течение 17-18 веков эти элементы государственности отмирали - Третьего мая 1791 конституция фактически ликвидировала остатки государственности Литвы.

Публ.: Akta unii Polski z Litwa. 1385-1791, Kraków 1932.

А. И. Рогов.


Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия . 1969-1978 .

Смотреть что такое "Люблинская уния 1569" в других словарях:

    Ян Матейко. Люблинская уния Люблинская уния (польск. Unia lubelska, белор. Люблінская унія, лит. Liublino unija) соглашение об объединении Королевства Польского и Великого княжества Литовского в федеративное государство (Rzeczpospolita Obojga… … Википедия

    Об объединении Польши и Вел. кн ва Литовского в одно гос во. Подписана 28 июня (1 июля утверждена раздельно депутатами польск. и литов. сеймов). Л. у. завершила начавшийся с Кревской (личной) унии 1385 процесс объединения обоих гос в. Заключение… … Советская историческая энциклопедия

    Соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна,… … Энциклопедический словарь

    Соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполитую. Политическая наука: Словарь справочник. сост. проф пол наук Санжаревский И.И.. 2010 … Политология. Словарь.

    1569 соглашение (28 июня) об объединении Польши и Великого княжества Литовского в одно государство Речь Посполиту. Устанавливала единообразное государственное устройство, общий сейм, денежную систему. Остатки государственности Литвы (суды, казна … Большой Энциклопедический словарь

    Эта статья должна быть полностью переписана. На странице обсуждения могут быть пояснения … Википедия

    1569 года, соглашение об объединении королевства Польши и Великого княжества Литовского (см. ЛИТОВСКОЕ ВЕЛИКОЕ КНЯЖЕСТВО) в одно государство Речь Посполитую (см. РЕЧЬ ПОСПОЛИТАЯ). Люблинская уния завершила процесс объединения двух государств,… … Энциклопедический словарь

    Люблинская уния - Л юблинская уния (1569) … Русский орфографический словарь

    Соединение Литвы с Польшей в одно государство, состоявшееся на сейме в г. Люблине. Вызвана была Л. уния опасением польско католической партии, что Литва, с прекращением в лице Сигизмунда Августа литовско польской династии Ягеллонов, отделится от… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • , Коялович М.О.. Книга представляет собой репринтное издание 1863 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная работа по восстановлению первоначального качества издания, на некоторых страницах могут…
  • Люблинская уния или соединение Литовского княжества с Польским королевством на Люблинском сейме в 1569 году. , Коялович М.О.. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Книга представляет собой репринтное издание 1863 года. Несмотря на то, что была проведена серьезная…

Новый этап союзных отношений ВКЛ и Польши начался с избрания в 1447 г. великим князем Андрея Казимира (сына Ягайлы и Софьи Гольшанской) на польский престол, вследствие чего он стал государем двух самостоятельных государств. Установившаяся персональная уния на протяжении многих десятилетий служила крепкой основой союза двух равноправных государств, каждое из которых имело обособленный государственный аппарат, самостоятельную судебную систему, отдельные финансы, законодательство и др. Персональная уния была прервана смертью Казимира в 1492., но затем она была возобновлена в 1501г., когда новый великий князь Александр был избран королем Польши. В последующем персональная уния была продолжена в ХVI в. при великих князьях Жигимонте (Сигизмунде) I и Жигимонте II Августе. При этом неоднократно велись переговоры о более тесном союзе обоих государств, но при условии сохранения равноправия и «братской любви». Расхождение представителей ВКЛ с польскими феодалами заключалось только в условиях унии. Так, в грамоте 1568 г. говорилось, что союз обоих государств должен быть основан на «милости, згоды братское, который бы был, однако и заровно во всем пожиточный обеюм тым панствам» (Любавский М.К. Литовско-русскийсейм. М., 1900. Приложение №70. С.208). Для решения этого вопроса предполагалось созвать общий сойм. Укрепление союза способствовало бы оказанию помощи ВКЛ со стороны Польши в Ливонской войне.

Жигимонт Август в инструкциях, разосланных в поветы ВКЛ с целью сбора шляхты на сойм, уверял, что результатом новой унии и будет помощь Польши в Ливонской войне. Стремясь рассеять опасения шляхты, в декабре 1568 г. Жигимонт Август выдал новую грамоту, в которой клятвенно обещался соблюдать права, интересы, территорию ВКЛ и не выдавать никаких грамот без согласия панов-рады. Заседания Люблинского сойма начались 10 января 1569 г. Польские феодалы, поддерживаемые Жигимонтом Августом, католическим духовенством, послами римской курии и германского императора Максимилиана, сразу же потребовали включения ВКЛ в состав Польши и подписания соответственно подготовленного ими документа безо всякого обсуждения. Представители ВКЛ, не добившись обсуждения вопроса и сохранения суверенитета Княжества, 1 марта 1569 г. покинули Люблин. Воспользовавшись тем, что феодалы ВКЛ не могли оказать сопротивления, т.к. в это время продолжалась тяжелая Ливонская война, Жигимонт Август 5 марта 1569 г. издал незаконный акт об отторжении от ВКЛ Подляшской земли (с городами Дрогичином, Мельником, Бельском и другими) и присоединении ее к Польше. Феодалам и должностным лицам Подляшья было приказано под страхом конфискации имущества принести присягу на верность Польше. Одновременно король обещал снять с них все тяготы и притеснения, если окажется, что они их терпят «по торговым сборам и платежам или от евреев, или как-нибудь иначе». Убедившись, что этот захватнический акт не получил надлежащего отпора ни со стороны феодалов ВКЛ, ни со стороны населения Подляшской земли, в значительной степени распропагандированного католическим духовенством, Жигимонт Август в таком же незаконном порядке постепенно присоединил к Польше Волынь, Подолье, Киевщину.

Отторжение от ВКЛ огромной территории привело к тому, что государство оказалось не в состоянии самостоятельно вести Ливонскую войну и вынуждено было в целях получения помощи от Польши 1 июля 1569 г. подписать акт унии на условиях, продиктованных польскими феодалами. Люблинская уния была оформлена в виде привилея-договора, скрепленного постановлением Люблинского сойма. Текст акта был изготовлен в двух экземплярах, один из них был скреплен печатями польских феодалов, а другой - печатями феодалов ВКЛ, после чего стороны обменялись этими актами. Эта процедура должна была скрыть насильственный, агрессивный и неравноправный характер унии, придав ей видимость добровольного соглашения сторон. В акте Люблинской унии говорилось, что «королевство Польское и Великое Княжество Литовское представляют собою уже одно нераздельное и неотделимое тело, а также не отдельную, а одну общую республику, которая соединилась и слилась в один народ из двух государств и народов» (Зельварович Л.М. Литовская метрика. Т.I СПб, 1883. С.55-57). Отмечалось, что в дальнейшем должны собираться только общие соймы и единая рада, существовать единая армия, единообразная монета и др., хотя говорилось, что международные договоры должны заключаться только с общего ведома и совета обоих государств и др. Однако дальнейший ход событий показал, что жизненные силы ВКЛ хотя и были подорваны, но не были уничтожены окончательно. Опасаясь народных восстаний в ВКЛ, и особенно массового перехода населения на сторону России, польские феодалы и руководство католической церкви вынуждены были согласиться на сохранение ВКЛ как самостоятельного государства. Юридическое закрепление самостоятельности и обособленности ВКЛ (без присоединенных к Польше территорий) было оформлено в Статуте 1588 г. и других законах. В XVII-XVIII вв. государственно-правовые связи ВКЛ с Польшей свидетельствуют, что их правовой характер на протяжении этого времени не претерпел коренных изменений. Вместе с тем насильственный процесс окатоличивания и ополячивания белорусов и украинцев постепенно охватывал все большие слои населения, что способствовало все большей зависимости ВКЛ от Польши.

В середине XVI в. межконфессионные отношения в государстве значительно обострились. В 1573 г. в Речи Посполитой был принят закон «О сохранении в мире всех граждан со стороны разного понимания и употребления службы христианской». Однако он не мог сдержать внутренних междоусобиц после усиления католической контрреформации и активизации влияния московского духовенства на внутренние дела Речи Посполитой, особенно после провозглашения в Москве собственного патриархата в 1589 г., который стремился распространить свое влияние на православную церковь в ВКЛ. Снова появилась идея объединения греко-православной и римско-католической церквей под властью Папы Римского, которую в декабре 1595 г. благословил Папа Римский Климент VII. В январе 1596 г. он подписал проект создания церковной унии, состоящий из 33 статей, в котором предусматривалось пользование униатским духовенством такими же правами, как и католическое, хотя униатские попы могли иметь свои семьи, а не хранить безбрачие, сохранение обрядов службы греко-православной церкви и др.

Митрополит Киевский с согласия короля Речи Посполитой объявил о созыве 6 октября 1596 г. в Бресте церковного собора для утверждения унии. В первый же день собора делегаты разделились на сторонников и противников унии, которые не могли прийти к какими-либо совместным решениям и параллельно создали два отдельных собора. 8 октября 1596 г. униатский собор торжественно объявил заключение Брестской церковной унии. Второй собор противников унии отказался от заключения унии. Униатский собор принял решение, в соответствии с которым священники, не принявшие унию, лишались своих церковных санов. Противники унии на своем соборе также символично лишили сана униатского митрополита и епископов. Оба собора обратились к верховной светской власти Речи Посполитой признать законность своих решений. Акт Брестской унии был утвержден универсалом короля Речи Посполитой и великого князь Жигимонт III Ваза.

Предпосылки

Процесс объединения двух государств длился столетиями. Люблинская уния должна была наконец завершить его и стать финальным аккордом в закреплении предыдущих уний, коих было немало: Кревская, Виленско-Радомская, Городельская и другие. С одной стороны, это было нужно для укрепления позиций государств. Особенно в объединении нуждалась Литва, которой необходимо было дать отпор Русскому царству. С другой стороны, именно литовские аристократы пытались этому объединению противостоять. Они опасались, что в новом государстве их позиции будут менее прочными, чем у польских шляхтичей.

Впрочем, претензии были и у представителей Польши. Они не хотели объединяться на равных условиях. По их мнению, Королевство Польское должно было стать «первой скрипкой» в союзе с Литвой. Взаимного понимания литовцы и поляки наконец достигли к 1560-м годам, когда и начали совместно обдумывать военные кампании.

Люблинский сейм

В 1569 году началось рассмотрение вопроса о предполагаемой унии. В связи со всеми упомянутыми причинами длилось оно довольно долго: польско-литовский сейм начал работу 10 января, а точка в обсуждении была поставлена лишь 12 августа. Несмотря на то, что акт был подписан 28 июня, представители обеих стран долго обсуждали распределение должностей.

Герб Речи Посполитой

О чем же в итоге удалось договориться полякам и литовцам? Они решили, что объединение государств — как бы мы сейчас сказали, на правах субъектов федерации — должно повлечь за собой создание единой денежной системы. Сейм тоже должен был стать общим. Также было принято решение, что возглавит государство король, которого совместно выберут представители Польши и Литвы. Однако последние все же пошли на уступки и передали во владение Королевства Польского некоторые земли, например, Волынь, Подолье и Полесье. Ливония же объявлялась совместным владением. Кроме того, важно отметить, что отныне Королевство Польское и Великое княжество Литовское должны были решать внешнеполитические вопросы как единое государство.

Что касается культуры и религии, здесь во всю развернулась Польша: началось насаждение католичества, а польский язык вскоре получил статус основного.

Уния привела к образованию третьего по величине европейского государства. Его превосходили только Русское царство и Османская империя, которая, впрочем, по большей части находилась на азиатских территориях.

«Пирамида» Станислава Ореховского

Объединению двух государств посвящено полемическое произведение, написанное за пять лет до заключения акта унии. Автором сочинения, получившего название «Пирамида», стал польский публицист Станислав Ореховский. Он был убежден, что Великое княжество Литовское должно стать частью Королевства Польского. При этом Ореховский подчеркивал, что Литве необходимо согласиться на вхождение в состав Польши на любых условиях.


Станислав Ореховский

По его мнению, литовцы жили в «прирожденной неволе», и выход из этого положения был только такой: «А захочет Литва из той прирожденной неволи выйти, пусть тщательно бдит о союзе с Польским Королевством, настойчиво просит про это великого князя, своего наследного господина, и польского короля».

Более того, Ореховский отмечал, что Литва должна принять польские порядки и установить аналогичную форму правления. «Хорошо сочетаются ветер с водой, так оба влажные, однако никак не сочетаются вода с огнем, так как ничего не имеют общего: вода — влажная и мокрая, огонь — сухой и теплый. Поэтому и не могут быть вместе. По этой причине и несвободная Литва не может быть соединена со свободной Польшей, когда не будет иметь одинаковой с ей формой правления».

Правда, до образования Ореховскому не суждено было дожить: он скончался в 1566 году.