«Конспект учебного занятия по русскому языку в 11 классе по технологии ИОСО Тема: Тире между главными членами предложения Тип занятия: комбинированное занятие...»
Конспект учебного занятия по русскому языку в 11 классе по технологии ИОСО
Тема: Тире между главными членами предложения
Тип занятия: комбинированное занятие
Цель: введение приобретённых знаний и умений в общую систему языковых и
коммуникативных навыков учащихся.
Задачи:
1) создать условия для отработки алгоритма учебного действия с изученным
понятием;
2) создать условия для формирования умения выделить это понятие среди других;
3) совершенствовать пунктуационные навыки учащихся, связанные с постановкой тире между подлежащим и сказуемым; обучать умению самостоятельно решать познавательные задачи на основе предложенного материала.
Планируемые результаты изучения материала:
учащиеся находят в тексте примеры постановки тире между 1) подлежащим и сказуемым, применяя алгоритм учебных действий;
учащиеся умеют выделить это понятие среди других;
2) учащиеся умеют применять полученные знания при постановке 3) знаков препинания.
Формы организации учебной деятельности:
а) форма урока: лабораторное занятие;
б) приёмы деятельности учителя: опрос, беседа, организация исследования, организация работы в группах, организация разноуровневой самостоятельной работы;
в) деятельность учащихся: схематизация изученного правила, выделение изученного понятия по алгоритму, работа в группах, лингвистическое исследование, самостоятельная работа.
Ход занятия
1. Оргмомент: психологический настрой на деятельность.
Обратите внимание на тему урока.
Как бы вы определили цель нашей деятельности?
(Продолжаем работу по постановке знаков препинания в предложении, повторяем правила постановки тире в предложении, уделив особое внимание постановке тире между подлежащим и сказуемым.) Я желаю вам успехов и надеюсь на сотрудничество!
2. Актуализация знаний.
Постановка тире в предложениях:
Мы с вами знаем, что в предложении тире может ставиться в нескольких случаях. На доске записаны предложения с пропущенными знаками препинания. Необходимо расставить недостающие знаки препинания в каждом предложении и рядом с предложением составить схему, объясняющую постановку тире в предложении. (К доске выходит один учащийся, расставляет знаки препинания, графически объясняет пунктуацию. Остальные чертят схемы в тетрадях, не записывая предложений).
В комнате тепло, а за окном дождь.
Везде: на подоконниках, полках и даже на полу стояли горшки с цветами.
Самый старший из братьев добродушный толстячок по имени Иван Кузьмич первым поприветствовал гостей.
Сыр выпал с ним была плутовка такова.
Евгений Онегин главный герой одноименного романа А.С.Пушкина Используя составленные схемы, расскажите правила постановки тире в предложениях.3. Изучение нового материала по опорным карточкам. Работа в малых группах.
Учащиеся изучают свою карточку и на её основе объясняют своему соседу правила постановки тире между подлежащим и сказуемым или его отсутствия. Задают друг другу вопросы на понимание материала.
Карточка №1
Тире ставится если:
1. Подлежащее и сказуемое выражены именем существительным в именительном падеже: Волшебная сказка – жанр фольклора
2. Оба главных члена выражены инфинитивами или один выражен существительным, а другой инфинитивом: Мечтать о встрече с принцем для любой девушки – только мучить себя понапрасну. Встретить его на самом деле
– огромное счастье.
3. Перед словами это, это есть, значит, это значит, вот: Глядя в зеркало, мачеха говорила: "Да, красота – это страшная сила".
4. Оба главных члена числительные или один - числительное, а другой существительное: Пересчитав все валяющиеся на полу носки и сложив их попарно, Белоснежка догадалась, что число гномиков - семь.
5. Подлежащее выражено инфинитивом, сказуемое – составное именное с нулевой связкой и именной частью, выраженной наречием со значением состояния, но только при наличии паузы между главными членами: Белоснежка с детства поняла, что не выполнять свои обязанности по уборке дворца – опасно, ведь мачеха каждый день проверяла чистоту в комнатах.
6. При подлежащем, выраженном словом ЭТО, если присутствует логическая пауза после этого слова – Это – самое начало истории, а продолжение будет позже. (Сравните: Это неплохое начало).
Карточка №2
Тире обычно не ставится:
1. Между подлежащим и сказуемым стоят сравнительные союзы КАК, БУДТО, СЛОВНО, ТОЧНО, ВРОДЕ КАК, ВСЕ РАВНО ЧТО: Глаза у Белоснежки словно две яркие звездочки, кожа будто первый снег, волосы как ночь.
2. Перед сказуемым стоит отрицание НЕ: Королева уже не первая красавица королевства.
3. Между подлежащим и сказуемым стоит вводное слово или частица: Король, вероятно, хороший человек, но он стал игрушкой в руках злой и коварной жены. Прогулка только предлог, чтобы увести Белоснежку в дремучий лес и бросить её там.
4. Перед сказуемым стоит относящийся к нему второстепенный член:"Белоснежка нам друг!" - убеждали гномики Ворчуна, но тот упорно не желал смириться с присутствием женщины в доме.
5. В предложении обратный порядок слов – сказуемое предшествует подлежащему: "Славный малый этот принц!" - таково было единодушное мнение гномиков и лесных зверушек.
6. Подлежащее выражено личным местоимением, сказуемое – составное именное с нулевой связкой и именной частью, выраженной существительным: Все жители королевства знали, что Белоснежка очень хорошая девушка, она умница, она красавица, она очень добрая и внимательная.
После работы в малых группах учитель задаёт вопрос:
Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Что тире не ставится при обратном порядке слов, при наличии второстепенного члена, при наличии вводного слова или частицы).
Выступления групп: сообщение правила о постановке или непостановке тире между подлежащим и сказуемым.
4. Закрепление материала.
Пунктограмма “Тире между подлежащим и сказуемым” часто встречается в произведениях устного народного творчества (в пословицах и поговорках).
Задание: Спишите пословицы и поговорки, вставляя пропущенные буквы, расставляя пропущенные знаки препинания. У первых 5 учащихся работы проверяются по карточкеконсультанту. Потом они с этой карточкой проверяют работы у остальных учащихся. В это время проводится физультминутка.
Бедность не поро...
М..лчать потворств..вать злому делу.
Учен..е свет а неучен..е тьма.
Знания в юн(?)ости это мудр..сть в старост...
Жизнь как страшный сон.
Жизнь пр..жить не лапти спл..сти.
Какие правила орфографии повторили при выполнении этого упражнения?
5. Групповая работа по усвоению материала.
Задание:
Проверьте «работы учеников», найдите неправильный ответ, объясните, в чем ошибка.
Умение слушать – это великое искусство.
Дежурный сегодня Семенов.
Честь есть краеугольный камень человеческой мудрости Первый долг человека – передавать другим свое ремесло.
Стать художником – моя мечта.
Учащиеся работают самостоятельно 5 минут. Потом объясняют свою точку зрения в малой группе. Потом учащиеся выступают от группы с обоснованием своей точки зрения.
6. Индивидуальная работа по применению материала.
КАРТОЧКА 1 (на «3») Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок. Подчеркните основу предложения.
1.Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель.
2. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра.
3. Старость не радость.
4. Пятью пять двадцать пять.
5. Славные люди наши соседи.
6. Великое дело новость.
7. Человек вот правда жизни.
8. Южная ночь таинственна и прекрасна.
9. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.
10. Дело художника рождать радость.
КАРТОЧКА 2 (на «4») Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок. Справа объясните постановку или отсутствие тире межу подлежащим и сказуемым. Подчеркните основу предложения
1. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений.
2. Самые счастливые люди невежды, а слава удача.
3. Лень и есть лень, слабость и есть слабость.
4. Моя солдатская шинель как печать отвержения.
5. Но объяснение не оправдание.
6. Федор знал, что Артем свой парень.
7. Природа не храм, а мастерская.
8. Море чудесное, синее, нежное.
9. Твои речи будто острый нож.
10. Все неудачники лгуны.
КАРТОЧКА 3 (на «5») Заполните таблицу. Справа напишите правило постановки или отсутствия тире между подлежащим и сказуемым. Слева напишите номера соответствующих правилу предложений. Расставьте недостающие знаки препинания в предложениях, подчеркните основы.
№ Правило п/п Примеры 1.
1. Пять тысяч награда не малая.
2. Быть человеком значит быть свободным.
3. У тебя брошка вроде как пчелка.
4. Освобождение себя от труда есть преступление.
5. Отец мальчугана наездник лихой стрелок неплохой и рубака искусный.
Ну-с, будем рассказывать, на пользу и в поучение вам... Начну с папаши. Папаша у меня был человек строгий и благочестивый, достукался к шестидесяти годам до полной пенсии и переехал на жительство в уездный городишко, где купил себе домик... А мамаша была женщина доброго сердца и горячей крови, так что, может быть, мой-то папаша мне и не отец. Он меня не уважал: за всякую малость ставил в угол, на колени, а то ремнем хлестал. Мамаша же любила меня, и с ней мне хорошо жилось. За каждую записочку, которую она, бывало, пошлет со мной другу своего сердца, а у нее друзья сердца всегда были, я получаю от нее должное вознаграждение, а за скромность особо. Когда папаша уехал, я остался в шестом классе гимназии и вскоре из нее был исключен за то, что перепутал учителей физики нужно было брать уроки у нашего инспектора, а я брал их у инспекторской горничной. Инспектор на меня за это обиделся и прогнал меня к папаше. Явился я к нему и рассказываю, что вот, мол, вследствие недоразумений с инспектором исключен я из храма науки. А инспектор-то, оказалось, уже письмом изложил папаше всю суть дела, только умолчал благоразумно о том, что он застал меня на месте преступления, в комнате горничной, и что сам он явился туда ночью и в халате, а входя, шептал сладким голосом: «Дунечка?» Но это уж его дело. Папаша, встретив меня, стал, конечно, ругаться нехорошими словами, мамаша тоже. Поругали и решили отправить меня во Псков, где у папаши был брат. Сослали меня во Псков; вижу я: дядюшка свирепый и глупый, но кузины хорошенькие, стало быть, жить можно. Но оказалось, что и тут я не ко двору пришелся: через три месяца турнул меня дядюшка, обвинив в развратном поведении и в дурном влиянии на дочерей его. Снова меня разругали и снова сослали на этот раз в деревню к тетушке, в Рязанскую губернию. Тетушка оказалась славной и веселой бабой, молодежи у нее всегда была куча! Но в то время все были заражены дурацкой модой читать запрещенные книжки... Буц! И вот меня заперли в острог, где я и просидел, должно быть, месяца четыре. Мамаша письменно сообщает мне, что я ее убил, папаша извещает меня, что я его опорочил, очень скучные родители были у меня! Знаете, если бы человеку было позволено самому себе родителей выбирать, это было бы много удобнее теперешних порядков верно? Ну-с, выпустили меня из острога, и я поехал в Нижний-Новгород, где у меня сестра замужем. А сестра оказалась обремененной семейством и злой по сей причине... Что делать? На выручку мне явилась ярмарка, поступил я в хор певцов. Голос был у меня хороший, наружность красивая, произвели меня в солисты, я и пою себе... Вы думаете, я пьянствовал при этом? Нет, я и теперь почти не пью водки, разве иногда, очень редко, и то как согревающее. Я никогда не был пьяницей, впрочем, напивался, если были хорошие вина, шампанское, например. Марсалу дадите в обилии, непременно упьюсь, ибо люблю ее, как женщин. Женщин я люблю до бешенства... а может быть, я их ненавижу... потому что, взяв что следует с женщины, я сейчас же ощущаю непреоборимое желание сделать ей какую-нибудь мерзопакость такую, знаете, чтоб она не боль и унижение чувствовала, а чтоб казалось ей, будто кровь ее и мозг костей ее напитал я отравой, и чтоб всю жизнь гадость этой отравы она носила в себе и чувствовала ее каждую минуту... Н-да! Уж за что я так на них зол не знаю и не могу объяснить себе этого... Они всегда были благосклонны ко мне, ибо я был красив и смел. Но и лживы они! Впрочем, черт с ними. Люблю я, когда они плачут и стонут, смотришь, слушаешь и думаешь ага! поделом вору и мука!.. Ну-с, так вот пою я и ничего себе, весело живу. Является однажды предо мною некий бритый человек и спрашивает: «Играть на сцене не пробовали?» «Играл в домашних спектаклях...» «На водевильные роли по двадцать пять рублей в месяц желаете?» Ну, и поехали мы в город Пермь. Играю я, пою в дивертисментах, наружность страстного брюнета, прошлое политического преступника; дамы от меня в восторге. Дали мне вторых любовников, играю. Пробуйте, говорят мне, героев. Пробую в «Блуждающих огнях» играть Макса, и сам чувствую хорошо вышло! Проиграл сезон, на лето составилось превеселое турне: играли в Вятке, играли в Уфе, даже в городе Елабуге играли. На зиму опять воротились в Пермь. И в эту зиму я почувствовал к людям ненависть и отвращение. Выйдешь, знаете, на сцену, да как сотни дураков и мерзавцев воткнут в тебя свои глаза по коже пробежит этакая рабья, трусливая дрожь и щиплет тебя, точно ты в муравьиную кучу уселся. Смотрят они на тебя, как на свою игрушку, как на вещь, которую купили для своего пользования. В их воле осудить и одобрить тебя... И вот они следят достаточно ли ты прилежно ломаешься пред ними? И, если найдут, что прилежно, орут, как ослы на привязи, а ты слушаешь их и чувствуешь себя довольным их похвалой. На время позабудешь, что ты их собственность... потом вспомнишь и за то, что тебе было приятно их одобрение, чуть не бьешь себя по морде... До судорог противна была мне эта публика, и часто хотелось плюнуть на нее со сцены, выругать ее самыми похабными словами. Бывало, чувствуешь, как ее глаза впиваются в тело, точно булавки, и как жадно ждет она, чтобы ты пощекотал ее... ждет с уверенностью той помещицы, которой дворовые девки на ночь пятки чесали... Чувствуешь это ее ожидание и думаешь, как бы хорошо иметь в руке такой длинный нож, чтоб им сразу было можно всему первому ряду зрителей носы срезать... Черт бы их взял! Но я, кажется, в лиризм ударился? Так, значит, играю, ненавижу публику и хочу бежать от нее. В этом мне помогла супруга господина прокурора. Она мне не понравилась, а это ей не понравилось. Привела она в движение своего супруга, и очутился я в городе Саранске точно пылинку ветром унесло меня с берегов Камы. Эхма! Все как сон в сей подлой жизни. Сижу в Саранске, и сидит со мной молодая жена одного пермяка, купеческого звания. Баба она была решительная и очень любила мое искусство. Вот мы с ней и сидим. Денег у нас нет, знакомств тоже. Мне скучно, ей тоже. Она мне и стала говорить от скуки, что я ее не люблю. Сначала я это терпел, но потом надоело; я и говорю ей: «Да поди ты от меня ко всем чертям!» «Так-то?» говорит. Схватила револьвер, трах в меня прямо в плечо левое засадила пулю; немножко ниже и был бы я в раю. Ну, я, конечно, упал. А она испугалась, да со страха-то в колодец и прыгнула. До смерти размокла там. А меня водворили в больницу. Ну, разумеется, явились дамы: их хлебом не корми, лишь бы им повертеться около какого-нибудь амурного дела. Вертелись они вокруг меня, пока я не встал на ноги, а когда встал, то определили меня секретарем в полицию. Что ж состоять при полиции все-таки удобнее, чем под надзором полиции. Вот я и живу месяц, два, три... Именно в эти дни, первый раз в моей жизни, испытал я приступ удручающей, коверкающей душу скуки... Это самое мерзостное настроение из всех, человека уродующих... Все вокруг перестает быть интересным, и хочется чего-то нового. Бросаешься туда, сюда, ищешь, ищешь, что-то находишь берешь и скоро видишь, что это совсем не то, что нужно... Чувствуешь себя внутренне связанным, неспособным жить в мире с самим собой, а этот мир всего нужнее человеку! Подлое состояние... И довело оно меня до того, что я женился. Такой поступок для человека моего характера только и возможен с тоски или похмелья. Жена была дочерью священника; жила она с матерью отец умер и пользовалась полною свободой. Имела свой собственный домик, даже можно сказать домище, имела деньги. Девица она была красивая, неглупая, веселого характера, но очень любила читать книжки, и это скверно отражалось и на ней и на мне. Постоянно она вылавливала из книжек разные правила жизни: уловит какое-нибудь правило и сейчас с ним ко мне. А я со времен младых ногтей моих морали терпеть не мог... Сначала я посмеивался над женой, а потом стало мне тошно ее слушать... Вижу я, что всегда она щеголяет наряженная в разные книжные выдумки к женщине вычитанное из книжек идет, как к лакею костюм с барского плеча. Стали мы поругиваться... Познакомился я с одним попом; был там этакий поп забулдыга, гитарист, певец, замечательно трепака откалывал и выпить был мастер!.. Для меня он лучший человек в городе, потому что с ним мне было весело, а жена меня за попа ругает и все хочет втащить в свою компанию из разных книжников и фарисеев. К ней являлись по вечерам все серьезные и «лучшие люди города», как она их называла, для меня они были серьезны, как удавленники. Я и сам любил читать в то время, но никогда не умел беспокоиться по поводу прочитанного; да и не понимаю, зачем это нужно? А они, жена и иже с нею, когда, бывало, прочтут какую-нибудь книжку, так в такое беспокойство приходят, точно каждому из них по сто заноз в кожу попало. По-моему так: книжка? хорошо! интересная? еще лучше! Но всякую книжку человек писал, а выше своей головы он не может прыгнуть. Книжки все пишутся для одной цели: все хотят показать, что хорошее хорошо, а дурное дурно. И толк будет один, прочитаешь ли сто их или тысячу. Жена пожирала книжки десятками так что я прямо начал уже говорить ей, что мне жилось бы много лучше, если б я на попе женился. Поп только и спасал меня от скуки, а без него я бы убежал от жены... Бывало, как только фарисеи к ней я к попу. Так прожил я года полтора. От скуки стал с попом в церкви служить. То апостол читаю, то, стоя на клиросе, пою: «От юности моея мнози борют мя страсти». Много претерпел я за это время и во многом буду оправдан на страшном суде за это терпение. Но вот приехала к попу моему племянница, приехала потому, что был он вдов, и потому, что его свиньи съели, не совсем съели, а испортили его вид. Он, знаете, упал пьяный на дворе, да и заснул, а свиньи пришли во двор и объели ему ухо и еще что-то. Свиньи всякую дрянь едят. От этого ущерба захворал мой поп и призвал племянницу, чтоб она за ним ухаживала, а я за ней. Ну, мы с нею очень ревностно принялись за дело, и с успехом. А жена моя узнала и, конечно, ругается. Что мне делать? И я стал ругаться. Она и говорит мне: «Пошел вон из моего дома!» Я подумал, подумал и мирно ушел совсем ушел из города. Так и разрешил узы моего брака... если она жива, супруга моя, так наверное уже считает меня благополучно умершим. Никогда не чувствовал я ни малого желания увидеть ее... Думаю, что и она тоже хорошо меня забыла да живет в мире! И вот, снова свободный, прибыл я в город Пензу. Толкнулся в полицию места нет; туда, сюда места нет! Поступил в псаломщики, пою и читаю. В церкви опять публика, и снова у меня возникает к ней отвращение. Заработок мизерный, положение зависимое. Плохо было мне. Но одна купчиха выручила. Была она женщина толстая, богобоязненная, и жилось ей скучно. Вот она меня и облюбовала для духовного назидания. И стал я к ней ходить, а она меня кормить. Муж у нее в доме умалишенных пребывал, она одна заправляла большим мучным делом... Вот я осторожненько и подъехал к ней: «Трудно, мол, Секлетея Кирилловна?» «Трудно», говорит. «Возьмите меня в помощники?» «Обманешь», говорит, и взяла, конечно. Тут я очень хорошо зажил; но город оказался препоганым! Ни театра нет, ни порядочной гостиницы, ни интересных людей... Затосковал я и дядюшке пишу письмо: в течение пятилетнего отсутствия из Петербурга я, мол, очень образумился. Прошу прощения за все, что сделал, больше никогда и ничего не буду делать, а между прочим, спрашиваю нельзя ли мне в Питере жить? Дядюшка отвечает можно, но осторожно. Расстался я с купчихой. Знаете что баба она была глупая, жирная и некрасивая. Были у меня любовницы очень бельфамистые, изящные и умные бабенки были... Н-да. Но с ними я всегда расставался скверно: или я бабу прогоню со злобой и презрением, или баба мне пакость устроит. А эта Секлетея внушила мне уважение к себе своей простотой. Я говорю ей: «Прощай!» «Прощай, говорит, мой сердечный! Дай тебе бог счастья...» «Неужто, мол, тебе не жалко расстаться?» «Как, говорит, не жалко этакого красавца да умницу? Век бы, говорит, не рассталась с тобой, да ведь нужно... я, говорит, тебя понимаю ты птица вольная; ну, и лети себе с богом!» И горько плачет... «Ну, говорю, прости меня, Секлетея!» «Что ты, говорит, спасибо я тебе сказать должна, а не прощать тебя». «Как спасибо, за что спасибо?» «А как же? говорит. Ведь ты какой человек: тебе по миру пустить меня ничего не стоило, вся я в твоих руках была, как ты захотел бы, так и мог меня ограбить, и не помешала бы я тебе, знал ты это! А ты вот честь честью уходишь! Знаю я, сколько ты нажил у меня за это время всего около четырех тысяч. Другой бы, говорит, на твоем месте всю кашку слопал, да и чашку о пол...» Н-да-а... вот что она сказала... Эх, милая баба!.. Расцеловался я с нею и, уважая ее, с легким сердцем и с пятью тысячами в кармане она неверно сосчитала явился в Питер. Живу барином, бываю в театре, обзавелся знакомствами, иногда, от скуки, играю на сцене, но больше в карты. Прекрасное занятие карты: сидишь за столом и в течение ночи десять раз умрешь и воскреснешь. Жутко знать, что вот в следующую минуту убьют твой последний рубль и ты нищий, ступай на улицу воруй или застрелись. Хорошо также знать, что твой сосед или партнер чувствует по поводу последнего рубля то же самое, щекотливое и жуткое, что ты сам чувствовал незадолго до него. Видеть красные и бледные, возбужденные рожи, трепещущие от страха быть обыгранными и от жадности к деньгам, смотреть на них и бить их карты одну за другой ах, как это волнует кровь!.. Бьешь карту а точно вырываешь у человека из сердца кусочек горячего мяса с нервами и кровью... Сочно! Этот постоянный риск падения самое лучшее в жизни, и самая лучшая мысль выражена так:Есть наслаждение в бою
И бездны мрачной на краю!
Работу выполнили: Тарасцова Людмила Николаевна Тарасцова Людмила Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория. Лагунова Тамара Николаевна Лагунова Тамара Николаевна, зам.директора по УВР, высшая квалификационная категория, МОУ- средняя общеобразовательная школа 8 г. Искитима Новосибирской области.
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире ставится: Если подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже. Если подлежащее и сказуемое выражены числительным. Если подлежащее и сказуемое выражены неопределённой формой глагола. Если один главный член предложения неопределенная форма глагола, а другой- имя существительное. Перед указательными словами это, вот, это значит.
Правила постановки тире между подлежащим и сказуемым. Тире не ставится: Если подлежащее выражено личным местоимением. Если в роли связки выступают союзы словно, будто, точно, как. Перед сказуемым стоит частица не. Если сказуемое выражено именем прилагательным.
Исследование синтаксического материала. Творческий диктант. Задание: Изменить предложения так, чтобы между подлежащим и сказуемым стояло тире. Что для этого нужно сделать? Повесть «Капитанская дочка» была историческим произведением. Основу полвести составляют картины восстания Пугачева. Маша Миронова стала любимым женским образом автора.
Исследование синтаксического материала. Деловая игра «Я учитель». Задание: Проверьте «работы учеников», найдите неправильный ответ, объясните, в чем ошибка. Умение слушать – это великое искусство. Дежурный сегодня Семенов. Это против нашего закона – поминать старое. Первый долг человека – передавать другим свое ремесло. Стать художником – моя мечта.
Проверочная работа. Карточка 1 Задание: Поставьте, где надо, тире между подлежащим и сказуемым; где не надо, обведите номер предложения в кружок. Сердца такие же моторы, душа такой же двигатель. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра. Старость не радость. Пятью пять двадцать пять. Славные люди наши соседи. Великое дело новость. Человек вот правда жизни. Южная ночь таинственна и прекрасна. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.
Проверочная работа. Карточка 2. Ученье вот чума, ученость вот причина, что нынче, чем когда, разумных развелось людей, и дел, и мнений. Самые счастливые люди невежды, а слава удача. Лень и есть лень, слабость и есть слабость. Моя солдатская шинель как печать отвержения. Но объяснение не оправдание. Федор знал, что Артем свой парень. Природа не храм, а мастерская. Море чудесное, синее, нежное. Твои речи будто острый нож.
Подведение итогов урока. Итак, вы узнали, что тире – это знак препинания. Он может ставиться между подлежащим и сказуемым. Познакомились с правилами постановки тире между подлежащим и сказуемым. Научились применять теоретические знания на практическом материале.
ВАРИАНТ № 4
I. Отметьте случаи раздельного написания:
1) перейти вброд, 2) действовать втайне, 3) хранить в тайне, 4)сделать назло, 5) склониться набок, 6) повернуться на бок, 7)накрениться набок, 8) стоять насмерть, 9) идти на смерть, 10) не видеть отроду, 11) 30 лет отроду, 12) вдали прозрачной синели горы, 13) он мрачно смотрел в бок, 14) мы пришли вовремя, 15) вначале дорога шла недалеко от берега, 16) памятник расположен в начале площади, 17) вышел навстречу гостям, 18) вышел на встречу с гостями, 19) живет наподобие отшельника, 20) в течение пяти лет, 21)в течении реки, 22) вследствие опоздания, 23) встретиться впоследствии, 24) постройка вроде башни, 25) в виду обстоятельств, 26) пребывать за границей, 27) уехать за границу, 28) иметь в виду, 29) ввиду обстоятельств, 30) кулон в виде сердечка.
II. Вставьте пропущенные буквы и знаки препинания. Обозначьте в тексте обращения и вводные конструкции.
Бледная поганка - яд.
Конечно, отравиться можно и нормальным грибом, если это перестарок. Утверждают, что в старости каждый гриб немного ядовит. Но по-настоящему ядовит и беспощаден в наших лесах один только гриб. Называется он бледная поганка. Бледную поганку можно сравнить только с гюрзой или коброй. Пожалуй, она даже страшнее потому что бывали случаи, когда после укуса этих змей человека вылечивали с помощью специальных сывороток. Такие случаи редки, но они вероятно были. Зато по данным медицины не удалось еще спасти ни одного человека, съевшего бледную поганку.
Легче всего, мне кажется , ее спутать с лесным шампиньоном. Она ведь по принадлежности и есть ложный шампиньон. Но, во-первых, и шампиньоны в наших местах почти не собирают, а во-вторых, те кто собирает шампиньоны, знают его признак, на сто процентов исключающий роковую ошибку. Дело в том, что у шампиньонов нижняя сторона шляпки, то есть его пластинки, непременно розовые в молодости, даже сиреневатые, а потом вовсе черные. У бледной поганки они всегда белые, без малейшего оттенка розового.
Чаще всего отравляются бледной поганкой в местах более южных, где меньше лесов, а значит, и грибов, например, в орловских или воронежских, где собирают грибы зонтики и поплавки, очень похожие на бледные поганки. Вероятно, нужно исходить из рассуждения, что лучше не съесть в своей жизни десяток- другой поплавков, нежели съесть одну бледную поганку.
Все ядовитые грибы, как известно, называются в народе поганками. Но часто под это название попадают, страдая невинно, все грибы, которые почему-либо не берут. В нашем селе поганками зовут и шампиньоны - одни из самых без сомнения прекрасных грибов.
У меня, например , никогда не было ощущения, что красный мухомор - гриб поганый. Напротив , я всегда любовался им и любуюсь до сих пор, когда увижу.
III. Укажите номера предложений, где следует поставить тире.
1.История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она - следствие наблюдений ума зрелого над собой (Л).
2. Сердца - такие же моторы. Душа - такой же двигатель (Маяк.).
3. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А. Н. Т.)
4. Старость - не радость.
5. Пятью пять - двадцать пять.
6. Сердце не камень.
7. Славные люди - наши соседи.
8. Великое дело - новость.
9. Человек - вот правда жизни (М. Г.).
10. Ложь - религия рабов и хозяев (М. Г.).
11. Южная летняя ночь таинственна и прекрасна.
12. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство.
13. Татьяна не дитя (Бел.).
14. Чувствовать себя выше людей - удовольствие все-таки.
15. Дело художника - рождать радость. Дело художника - противостоять страданию всеми силами, всем талантом (Пауст.).
Ответ: 1,2, 4, 5, 7, 8, 9, 10, 14, 15.
IV. Выберите правильные варианты.
(а)занимается, б) занимаются) в спортзале. 2, Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад. 3. (а) Прошло, б) прошли) (а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем. 5. (а) Построено, б) построены) (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол. 8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены)
Группа студентов-первокурсников занимается в спортзале. 2, Собака Кинг пропала два дня назад. 3. Прошло четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени уделяют решению социальных проблем. 5. Построено три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо подготовлено к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей подписали протокол. 8. В Москву были свезены девяносто тысяч пудов колокольной меди.
©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08
1.История души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа, особенно когда она следствие наблюдений ума зрелого над собой (Л).
2. Сердца такие же моторы. Душа такой же двигатель (Маяк.).
3. Поэзия Пушкина как пение птиц в роще, как песнь ветра, как шум волн (А. Н. Т.)
4. Старость не радость.
5. Пятью пять двадцать пять.
6. Сердце не камень.
7. Славные люди наши соседи.
8. Великое дело новость.
9. Человек вот правда жизни (М. Г.).
10. Ложь религия рабов и хозяев (М. Г.).
11. Южная летняя ночь таинственна и прекрасна.
12. Практичность, по-моему, очень похвальное свойство.
13. Татьяна не дитя (Бел.).
14. Чувствовать себя выше людей удовольствие все-таки.
15. Дело художника рождать радость. Дело художника про-i и постоять страданию всеми силами, всем талантом (Пауст.).
IV. Выберите правильные варианты.
Группа студентов-первокурсников (а)занимается, б) занимаются) в спортзале. 2, Собака Кинг (а) пропала, б) пропал) два дня назад. 3. (а) Прошло, б) прошли) четыре дня, обусловленные контрактом. 4. Администрация завода, особенно замдиректора и главный инженер, много времени (а) уделяет, б) уделяют) решению социальных проблем. 5. (а) Построено, б) построены) три новых дома для переселенцев. 6. Абсолютное большинство хорошо (а) подготовлены, б) подготовлено) к сдаче экзамена. 7. Двое других свидетелей (а) подписало, б) подписали) протокол. 8. В Москву (а) было свезено, б) были свезены) девяносто тысяч пудов колокольной меди.
V. Исправьте предложения.
1.Подсудимый Ковров в нетрезвом состоянии совершил злостное хулиганство, грубо нарушающий общественный порядок, проявил явное неуважение к обществу, отличающееся по своему содержанию особой дерзостью, выразившуюся в уничтожении имущества.
2. Совершив кражу вещей, Смирнов привлекается к уголовной ответственности.
3.Подойдя к перрону, Грачевым был обнаружен узел с крадеными вещами.
4. Приняв меры к задержанию преступников, следователю удалось задержать их.
5.Выговор с последним предупреждением воспринят истцом не был, будучи до него не доведенным.
VI. Составьте докладную записку
ВАРИАНТ № 8
I. Вставьте пропущенные орфограммы:
1. Алюми_вый, льст_вый, фланел_вый, правд_вый, натри_вый,
цел_вой, кали_вый, щел_вой, никел_вый, милост_вый, стил_вой,
бол_вой, спес_вый, гост_вой, нул_вой, пить_вой, гречн_вый, сол_
вой, эмал_вый, незлоб_вый, тен_вой, марл_вый, игр..вый, каракул_
вый, крас_вый, гуттаперч_вый, брон_вой, горноста_вый, юрод_вый,
учт_вый, со_вый, коричн_вый, стержн_вой, корн_вой.
Опрометч_вый, придирч_вый, заносч_вый, привередл_вый, при-чудл_вый, прожорл_вый, кокетл_вый, расчетл_вый, разговорч_вый, предприимч_вый, навязч_вый, находч_вый, обидч_вый, отзывч_вый, жалостл_вый, совестл_вый, уживч_вый, забывч_вый.
2. Бесед_вать, подгляд_вать, допыт_ваться, навед_ваться, со-
вет_вать, запрят_вать, команд_вать, обусловл_вать, провед_вать,
треб_вать, расстег_вать, экзамен_вать, разве_вать, отвед_вать, гор_
вать, навьюч_вать, танц_вать, исповед_вать, потч_вать, завед_вать,
буш_вать, вывед_вать.
Обв_вать, усп_вать, одол_вать, изд_вать, расш_вать, зап_вать, разб_вать, обв_вать, выс_вать, намер_ваться, расп_вать, увещ_вать, забол_вать, одол_вать, вызр_вать, согр_вать, затм_вать, застр_вать, растл_ вать.
Обид_л, се_л, завис_л, послыш_лся, наде_лся, кле_л, слыш_л, высме_л, вид_л, выздоров_л, ненавид_л, выровн_л, леле__л, та_л, бле_л, приумнож_л, ла_л.
3. Сначал_, справ_, изредк_, довольн_, издавн_, искос_, направ_, вправ_, снов_, занов_, нанов_, досух_, насух_, дочист_, наглух_, воедин_, набел_, наскор_, надолг_, слев_, налев_, влев_, зажив_, заведом_, запрост_.
II. Близкие по звучанию, но разные по значению слова называются паронимами. Для того, чтобы проверить, можете ли вы правильно использовать слова, выберите одно из двух, данных в скобках
Чтобы чаще бывать в театре, я купил (абонент - абонемент).
У девушки были влажные, (чувствительные - чувственные) губы.
В этот день я услышала много (обидных - обидчивых) слов.
Любой (поступок - проступок) заслуживает осуждения.
Все вокруг привлекательно: и (близкие - ближние) и (далекие - дальние) холмы.
Студент быстро (усвоил - освоил) материал.
Молодой рабочий (усвоил - освоил) профессию токаря.
Мальчик отвечал на вопросы с каким-то (виноватым - виновным) видом.
Мать приготовила (сытый - сытный) завтрак.
В новых кварталах города находятся самые (высокие - высотные) дома.
(Болотистый - болотный) ил является отличным удобрением.
Один берег реки был луговой, а другой - (глинистый - глиняный).
(Соседний - соседский) кот важно прошел на кухню.
После десятимесячного возраста ребенка перевели на (искусное - искусственное) вскармливание.
Мы живем в одном доме, но на (разных - различных) этажах.
В жаркий день приятно походить по (теневым - тенистым) аллеям.
В квартире нужно было (провести - произвести) ремонт
На поляне мы увидели высокий (земельный - земляной) холм.
Эти фотографии сохранились в семье потому, что моя бабушка была очень (бережная - бережливая).
Давайте найдем в себе (скрытые - скрытные) резервы и доберемся до вершины.
Мой брат - человек очень (практический - практичный), он не выбрасывает старые вещи.
С (особым - особенным) удовлетворением учитель отметил успехи слабого ученики.
Ему была (предоставлена представлена) возможность поехать на юг.
Знаток во всем, он все же был (невежей - невеждой) в живописи.
Помещики жестоко обращались со своими (придворными - дворовыми).