Мадригал определение. Значение слова мадригал

Мадригал был основным светским жанром в музыке Возрождения. Мадри­гал (итал. mater, madre - мать) - песня на родном (материнском) языке - жанр музыкально-поэтический, его форма полностью определялась формой стихо-

творения, положенного на музыку. Мадригал - жанр аристократический, его содержанием были высокие идеи и возвышенные чувства.

Мадригал возник в искусстве ars nova - в творчестве Франческо Ландино как двух-трехголосная песня любовно-лирического характера. Тематика мадри­гала - свободная и очень разнообразная, но в основном это любовная лирика, лирика природы, пасторальные мотивы. Особенно любимы были настроения печали, элегической грусти, страдания неразделенной любви. Если латынь бы­ла языком богословия и науки, то итальянский язык в мадригале стал языком возвышенных чувств и любовных страстей. Не только текст - итальянская по­эзия, но и музыка мадригала ярко выделяла его как жанр принципиально свет­ский. Строгому, созерцательному характеру духовной музыки противопостав­лялась мелодическая рельефность, образная контрастность в мадригалах.

Кульминации в своем развитии мадригал достиг в XVI веке. «Итальянский мадригал в музыке, - пишет В.Д.Конен, - был по существу знаменем новой эсте­тической эпохи. Он являл собой единственную профессионально развитую и художественно значительную светскую «школу» в музыке эпохи Возрождения, сумевшую выразить в музыкальных звучаниях ренессансные идеи, уже давно воплотившиеся в изобразительных искусствах и литературе».

Мадригалы создавались на стихи Данте, Петрарки, Ариосто, Тассо, Гварини, Ринуччини. Высокая, нередко рафинированная поэзия предопределила утон­ченно изысканный музыкальный строй мадригалов эпохи Возрождения. «Му­зыка - это очарование и как бы душа поэзии», - писал выдающийся итальян­ский поэт XVI века Торквато Тассо. Композиторы стремились передать в музы­ке не только общий смысл текста, его основное настроение, но и отдельные де­тали, оттенки поэтического образа. Мелодия становилась выразительной, эмо­ционально окрашенной, рельефной, ритмика - четко периодичной, с элемента­ми жанровости. Характер фактуры - гомофонно-полифонический, с выделени­ем наиболее выразительного верхнего мелодического голоса.

Мадригал - жанр хоровой (в основном пятиголосный), но камерный, рас­считанный на исполнение ансамблем в обстановке салона или небольшого кон­цертного зала. Авторы мадригалов-Якоб Аркадельт родом из Льежа, Лука Маренцио, Карло Джезуальдо да Веноза (создатель «хроматического» мадрига­ла), Джованни Палестрина, Клаудио Монтеверди.

Драматизация мадригала привела к созданию на его основе во второй поло­вине XVI века «мадригальной комедии», подготовившей рождение оперы. Мадригальные комедии писали Орацио Векки (1550-1605), Алессандро Стрид-жо, Клаудио Монтеверди.

9. Какую роль играли инструменты в эпоху Возрождения?

Ведущие музыкальные жанры эпохи Возрождения - вокально-хоровые. Ин­струментальная музыка еще не играла самостоятельной роли. Инструменты ис­пользовались как аккомпанирующие хору, удваивая вокальные партии, или в быту - в танцевальных жанрах.

В профессиональной музыке велика роль двух инструментов - лютни и ор­гана. Орган был ведущим церковным инструментом. Во Флоренции и Венеции сложились самостоятельные органные школы, связанные с именами Франческо Ландино, Клаудио Меруло, Джованни Габриэли. В период высокого Ренессанса (в XVI столетии) итальянские мастера, главным образом венецианцы, писали для этого инструмента уже довольно много произведений, стиль которых ока­зал большое влияние на развитие музыкальной культуры барокко.

Лютня стала излюбленным инструментом домашнего (салонного) быта- её нежный тихий звук идеально соответствовал камерному стилю музицирования. Появились многочисленные лютневые пьесы гомофонного склада - интрады, прелюдии, прообразом сюиты стала пара танцевальных пьес - павана и гальяр-да. Возникла и оригинальная лютневая литература, крупнейшим представите­лем которой был знаменитый ломбардский виртуоз-лютнист Франческо да Ми-лано(1493-ок. 1548).

В конце XVI века в творчестве венецианских композиторов Андреа и Джо­ванни Габриели складываются жанры инструментальной ансамблевой музыки -канцоны и ричеркары.

Особенность инструментальной музыки эпохи Возрождения - непривычный, терпкий, словно бы нестройный колорит звучания. Он объясняется тембровой пестротой входящих в ансамбль инструментов: струнных, духовых, ударных.

- (фр. madrigal, от греч. mandra стадо, потому что прежде мадригал был пастушечья песня). Небольшое любовно шуточное стихотворение, состоит обыкновенно из трех рифмованных куплетов. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.… … Словарь иностранных слов русского языка

- (от итальянского mandra стадо, или прованс. mandre пастух) первоначально пастушеская песня; стихотворение из условной «сельской жизни», обычно эротического содержания; культивировалось с XIV в. итальянскими поэтами; M. писались Петраркой, Бокаччо … Литературная энциклопедия

мадригал - а, м. madrigal m. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение даме, состоящее обычно из трех рифмованных куплетов. БАС 1. Впервые отм. в переводе пьесы Ж. Б. Мольера Смешные жеманницы (Les précieuses ridicules ? Драгыя смеяныя, 1703 г. ЭС.… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

См. хвала слагать мадригал... Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. мадригал хвала Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

МАДРИГАЛ, мадригала, муж. (франц. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно даме и восхваляющее ее (ист. лит.). «Бывало нежные поэты… точили тонкий мадригал иль осторожные куплеты.» Пушкин. 2. Любезность, комплимент… … Толковый словарь Ушакова

- (madrigal или mandrial) музыка на стихотворенияпасторального любовного содержания. Название М., по мнению одних,произошло от провансальских слов mandre пастух и gal жалоба, помнению других от materialia, обозначающего светское пение и данного М.в … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

- «МАДРИГАЛ», раннее четверостишие Л. (1829) альбомного характера, выдержанное в традициях «легкой поэзии». Несомненно, обращено к конкретному, но неустановленному адресату. Стих. строится на типичном каламбурном сдвиге: филос. вопрос о… … Лермонтовская энциклопедия

- (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 начале 17 вв. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в… … Современная энциклопедия

- (франц. madrigal) 1) в 14 и 16 нач. 17 в. небольшое музыкально поэтическое произведение любовно лирического содержания, первоначально 2 3 голосное с инструментальным сопровождением, позднее 4 5 голосное без сопровождения. Зародился в Италии.2) С… … Большой Энциклопедический словарь

МАДРИГАЛ, а, муж. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющее её. | прил. мадригальный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

Муж. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое. Толковый словарь Даля. В.И. Даль. 1863 1866 … Толковый словарь Даля

Книги

  • Мадригал для четырех голосов , Палестрина Джованни Пьерлуиджи. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Palestrina, Giovanni Pierluigi da "Madrigali a Quattro Voci" . Жанры:…
  • Мадригал для пяти голосов , Палестрина Джованни Пьерлуиджи. Эта книга будет изготовлена в соответствии с Вашим заказом по технологии Print-on-Demand. Репринтное нотное издание Palestrina, Giovanni Pierluigi da "Madrigali a 5 Voci" . Жанры: Madrigals;…

Нежная лирика эпохи Возрождения и сегодня трогает почитателей до глубины души. Жанры поэтической миниатюры того времени восхищают знатоков своей строгой формой. А любителей старинной литературы привлекает настоящая пламенная страсть, заключенная в этих стихах.

Мадригал и его жанровая специфика

Мадригал - это один из основных поэтических жанров эпохи Возрождения. Он появился в начальный период развития нового Мадригалы писали Боккаччо, Петрарка и Франко Сакетти. В это же время на стихи поэтов-современников начали сочинять музыку композиторы Франческо Ландини и Якопо Болонский.

В переводе с итальянского языка слово «мадригал» означает «стадо» или «пастух». Первоначально этим термином называли пастушескую песню. В раннем Возрождении поэтический жанр мадригал стал коротким стихотворением. Его содержание заключалось в восхвалении возлюбленной. Ее красота, грация и благонравное поведение часто сравнивались поэтом с образами легендарных королев и принцесс древности. А отдельные детали внешности (глаза, губы или волосы) рассматривались в контексте прекрасных картин природы.

Мадригал в музыке

Музыкальный мадригал - это вокальное произведение. Его текстом являлись слова поэтического сочинения, написанного в этом жанре. Иногда вместе с голосом певца звучали и музыкальные инструменты, например лютня или виола. В эпоху Возрождения мадригал был аналогом современной песни в сопровождении гитары или фортепиано.

Помимо гибкой структуры, светская песня высокого Возрождения характеризуется также добавлением нескольких пластов музыкальной ткани. В отмеченную эпоху мадригал - это четырех- или пятиголосное произведение. Композиторы обращаются к творчеству выдающихся поэтов Ариосто и Торквато Тассо.

Региональные особенности

В этот исторический период намечается региональное размежевание стилистических черт мадригала. Наряду с флорентийской композиторской школой появляются венецианская, римская и неаполитанская. Полифонические песни светского характера пишут также английские и немецкие авторы, например, Уильям Берд и Генрих Шютц.

Многие жанры музыкальных произведений высокого Возрождения различаются по региональным признакам. Например, для венецианской школы характерно свободное строение, пятиголосие, полифонический склад, преобладание старинных церковных ладов. Крупнейшим представителем данной школы является композитор Вилларт.

В творчестве римских авторов, например Фесты, преобладают гомофонно-гармоническое четырехголосие и четкая структура рефренного типа. По содержанию и характеру мадригалы высокого Возрождения могут быть различными. Многие произведения несут в себе острый конфликт между доверием и ревностью или любовью и долгом. Встречаются также спокойные и созерцательные пьесы.

Расцвет музыкального мадригала

К концу 16-го века эпоха Возрождения вступает в новый период своего развития. В это время четко обозначаются многие кризисные явления в искусстве. Намечается переход к новому эпохальному стилю, получившему название барокко. В это время произведений накапливают новые Появляются все более изысканные ритмы, связанные с совершенствованием нотопечатания. Значительное место занимают хроматизмы и диссонансы в гармонии. Композиторы отходят от полифонии и продолжают поиски в гомофонной сфере.

Пик развития жанра приходится на конец 16-го - начало 17-го века. В этот период работают такие композиторы, как Джезуальдо ди Веноза и Клаудио Монтеверди. В их творчестве светская песня обогащается театральными чертами: появляются так называемые мадригальные комедии, предназначенные для исполнения на сцене.

Развивается также инструментальное сопровождение певческого голоса. Композиторы добавляют в партитуру различные музыкальные инструменты и даже создают новые аранжировки ранее написанных пьес. В некоторых сочинениях есть развернутые эпизоды, в которых голос не звучит. Так, мадригалы становятся предвестниками барочной инструментальной культуры.

Именно этот музыкальный жанр является творческой лабораторией, в которой сформировалась опера. В рамках исканий Вилларта, Ландини, Плестрины, Лассо, а особенно Джезуальдо ди Венозы и Клаудио Монтеверди, кристаллизовались гомофонный стиль, система функциональных отношений новой гармонии и особенности вокального письма. Все это дополнялось конфликтностью драматургии и театральной сценичностью.

Лирические миниатюры в русской романтической поэзии

Поэтические жанры, которые можно считать наследниками мадригала, заявили о себе в эпоху романтизма. Интимные любовные стихи этого времени проявились в так называемой альбомной лирике. Традиция посвящать возлюбленной, подруге или просто знакомой девушке короткие поэтические миниатюры прослеживается в жизни русских дворян 19-го века. Эти лаконичные стихи записывались в женский альбом, украшались цветными рисунками и виньетками.

В русской литературе можно выделить некоторые жанры, генетически связанные с мадригалом. эпиталама и элегия. Важным свойством всех этих миниатюр является остроумие. Отточенная мысль, облеченная в совершенную форму, смягчала страстные чувства автора к прекрасной даме.

Романтический мадригал в синтезе с другими жанрами

Поэтический мадригал возрождается в творчестве французского поэта Буало. Отдал ему дань и Вольтер, миниатюры которого переводил юный Пушкин. Литературный мадригал - это концентрация любезности и преклонения поэта перед своей дамой. Однако в некоторых произведениях похвалы настолько сильно преувеличены, что вызывают неоднозначный эффект. Читатель начинает сомневаться в искренности чувств поэта. Под остроумным блеском своего пера автор эпиграммы часто скрывает иронию. Вместо подлинных чувств аристократический этикет предлагает суррогат, подделку, пусть даже и завернутую в красивую упаковку.

Ранние мадригалы Петрарки похожи на сонеты. Эти жанры сближает краткость и тематика несчастной любви. Тяготение поэтической миниатюры к холодной и остроумной эпиграмме или искренней и печальной элегии высвечивает характерные черты конкретного стихотворения.

По свидетельству современников, в русском мадригале девятнадцатого столетия авторы старались придать своей поэзии максимальную обезличенность. Остроумие постепенно вытеснило индивидуальность. И с этого момента начинается упадок поэтического мадригала.

Традиции в современной культуре

В современном обществе этот жанр стал символом ушедшей культуры прошлого. Сегодня многие творческие коллективы, целью которых является возрождение искусства былых эпох, выбирают в качестве названия слово «мадригал».

Именно так назывался знаменитый ансамбль старинной музыки, созданный Андреем Волконским в 1960-х годах. Деятельность этой группы положила начало исполнительства в России. Многолетнее существование ансамбля наложило отпечаток на музыкальное искусство целой эпохи. Сегодня о нем написаны книги и сняты фильмы.

«Мадригал» был первым российским исполнительским коллективом, деятельность которого была направлена на возрождение старинной музыки. Сегодня таких ансамблей сотни. Поэтому традиции утонченного искусства продолжаются.

Иоганн Бах писал: "Музыка - это нож для открытия души". То же самое можно сказать о лирике. Музыкально-поэтическое произведение, называющееся мадригалом, как раз служит для выражения самых сокровенных чувств. В нём содержится игра слов, красочные комплименты. Мадригал - это (в музыке) небольшое произведение, написанное на стихотворение с пасторальным любовным содержанием. Чаще всего оно посвящается женщине, воспевает её прелести. Что означает слово мадригал в литературе? Это небольшое лирическое стихотворение, в котором рифмы переплетаются подобно сонету. Может иметь шутливое или сентенциозное содержание.

Значение слова

Начиная с 14 по 17 век данному музыкально-литературному направлению было дано следующее определение. Мадригал - это короткое музыкально-поэтическое творение, имеющее любовно-лирическую составляющую. Вначале оно было рассчитано на исполнение 2-3 голосами под музыкальное сопровождение. Позже его стали исполнять 5 и более участников без использования музыки.

Детищем данного жанра стала Италия. Тексты для прекрасных мадригалов творили такие мастера, как Торкватто Тассо, Франческо Петрарка, Данте, Сакетти. В основном эти маленькие произведения исполнялись грустно, печально, тоскливо. Но иногда встречались послания оживлённые и радостные. Начиная с 16 века мадригалом стали называть небольшое стихотворение в виде комплимента.

Считается, что происхождение слова "мадригал" имеет провансальские корни. Если mandre - это "пастух", а gal - "жалоба", то получается "пастушья жалобная песня". Некоторые считают, что название происходит от слова materialia, означающего светское пение. А в переводе с латинского matricale, где mater означает "мать", мадригал приобретает значение песни, исполняемой на материнском (родном) языке. Текст самого древнего такого произведения был написан в 1300 году и хранится в библиотеке Ватикана. В начале 16 века представитель венецианской школы Адриан Виллаерт впервые сделал художественную отделку мадригала.

Эволюция жанра

Мадригалы исполнялись на праздниках, весёлых мероприятиях под сопровождение одного или двух музыкальных инструментов. В 16 веке этот жанр набирает наибольшую популярность в Италии, где приобретает форму фроттола. Он стал похож на испанские песенки, которые исполнялись 4 голосами на Рождество. Главная роль в исполнении таких произведений уделялась верхнему голосу и музыкальному сопровождению. Итальянский мадригал эпохи Ренессанса отличался от предыдущих творений своей экспрессивностью.

К концу 16 столетия сочинения этого жанра стали исполнять пятью голосами. Некоторые мадригалы стали впитывать в себя черты церковных песен. В таком направлении работали Палестрина и Сиприано де Роре. Позже многие музыканты стали вносить в мадригал больше чувствительности: любовные переживания, меланхоличное или радостное настроение, иногда пессимистичный настрой. В некоторых произведениях этого жанра 17 века стали проглядываться рационалистические черты видения мира.

Итальянское и французское направление

Постепенно мадригал стал приобретать значение большой песни любви с торжественным, величественным характером. Позже он имел исключительно эротическое направление. Многие великие композиторы Италии и Франции того времени писали мадригалы. Среди них Лука Маренцио, Монтеверде, Орацио Векки, Орландо Лассо.

Мадригал постоянно поддавался изменениям, для этого стали вводиться частые и глубокие диссонансы. Упомянутая особенность характерна для таких составителей текстов, как Торкватто Тассо и Бернардо. Особо отличились в создании песен такого жанра Клаудио Момтеверди и Джезуальдо де Веноза. Мастера итальянского мадригала добились изумительного баланса между стихами и музыкой. Их творения стали удивительно мелодичными, наполненными лёгким гармоничным развитием.

За особенность исполнения мадригалов Луки Маренцио стали называть "сладкоголосым итальянским лебедем". Особую знаменитость приобрели его квинтеты, которых он сочинил целых девять книг.

Мадригалы в Англии

Особой подражаемости набирает этот жанр песенного творчества в Англии. Со временем для англичан мадригал становится национальной формой музыки, им начинают интересоваться очень многие представители этой страны. К концу 16 века в Англии издавались почти все композиции этого жанра, написанные итальянскими мастерами. Известным переводчиком итальянских мадригалов на английский язык стал хозяин лондонской гостиницы по фамилии Лонг. Позже он не просто переводил мадригалы, но и печатал ноты для них. После этих изданий к рассматриваемому нами жанру стали обращаться следующие английские мастера: Бёрд, Доуленд, Морли, Уилби, Уилкс и другие композиторы.

Английские сочинения ничем не уступали итальянским. Многие семейства после обеда имели традицию раздавать гостям ноты и всем вместе петь мадригалы. С помощью этого жанра английское общество достигло высокого музыкального развития.

Литературные мадригалы

В 17 веке немного другое значение стал приобретать мадригал. Примеры стихов свидетельствуют о том, что он стал более похож на эпиграмму, только не высмеивал, а восхвалял кого-то. Чаще всего объектом таких произведений становились женщины. С тех пор мадригалом стало считаться небольшое стихотворение, которое содержит игру слов, комплименты и не имеет строгих правил.

Подобные стихотворения писались в случаях лёгкого увлечения какой-то особой. Они небольшие, не должны превышать 14 строк. Мадригал не включает в себя выражений искренних чувств, главное - нежно передать кокетливую похвалу. Дама будет приятно польщена, но всерьёз эту похвалу не воспримет. С помощью таких опусов можно играть во влюблённость, не более.

Позже мадригал стали считать пошлым, так как огромное количество этих стихов вело к фальши и неискренности. Но многие аристократические салоны внедряли в своей практике их использование. Мадригал - это жанр, который помогал передать напыщенность данных заведений. Подобные стихотворения должны были демонстрировать галантность, безукоризненный вкус и хорошие манеры автора.

Часто сочинители мадригалов реальные имена заменяли условными, например: Лила, Селила, Амина, Алина. Нужно отметить, что составлялся не только мадригал женщине, но и близкому человеку, частному или государственному лицу.

Мадригал в русской поэзии

Как вид "интимного" жанра мадригал был представлен в русской дворянской поэзии 17-18 веков. Самым ярким автором был Александр Пушкин. Многим известны его, посвященные Наталье Гончаровой, написанные в этом стиле. Постепенно все прелести данного жанра продемонстрировали читателю такие русские поэты, как И. И. Дмитриев, Сумароков, М. Ю. Лермонтов, К. Н. Батюшков. Вместе с французскими манерами и языком русское общество стало принимать стихотворное направление.

В 1828 году Иван Сленин в Санкт-Петербурге напечатал книгу "Опыт русской антологии". В неё он включил мадригалы таких известных русских поэтов, как Дельвиг, Сомов, Туманский, Пушкин. Второстепенными поэтами, которые также прибегали к данному жанру, были: А. Нахимов, А. Измайлов, М. Милонов, Н. Остолопов. Во времена серебряного века русской литературы к жанру мадригала обратился Николай Гумилёв.

Любовные мадригалы Лермонтова

М. Ю. Лермонтов прожил всего 28 лет. Он не был женат, но имел тонкую романтичную душу, которая часто влюблялась. Среди его возлюбленных были такие красавицы, ка: К. С. Сабурова, Э. К. Мусина-Пушкина, А. О. Смирнова, В. Бухарина и др. Стоит отметить его мадригалы: "Как дух отчаянья и зла...", "Силуэт", "Душа телесна!". Многие из этих стихов были прочитаны поэтом на одном из маскарадов.

Современное воплощение жанра

Период современного мадригала в русской культуре начался после выхода фильма "Ирония судьбы", где прекрасно легли на музыку стихи Цветаевой, Ахмадулиной. Замечательный композитор Микаэл Таривердиев для музыкальных шедевров в других картинах взял стихи следующих поэтов: А. Вознесенского, В. Коростылёва, Н. Добронравова, П. Неруды. Современный мадригал - это устремлённость к идеальному, возвышенному, гармоничному!

Что такое "Мадригал"? Как правильно пишется данное слово. Понятие и трактовка.

Мадригал [франц. madrigal, итал. madrigale, от позднелат. matricale (от лат. mater - мать) - песня на родном (материнском) языке (в отличие от лат. песнопений)], светский музыкально-поэтический жанр эпохи Возрождения. Истоки М. восходят к народной поэзии, к старинной итальянской пастушеской песне. В 14 веке появился в итальянской профессиональной поэзии как вид песенной лирики идиллического содержания (см. Идиллия) и сразу же привлек внимание композиторов. С 14 по 16 век поэтические М. создавались, как правило, для музыкального воплощения. Ранние музыкально-поэтические М. - 2-3-голосные вокально-инструментальные произведения в куплетной форме с рефреном на любовно-лирические, шуточно-бытовые, мифологические и другие темы (Дж. да Фиренцо, Ф. Ландино и другие). После долгого перерыва М. возродился в 16 веке в виде 4-5-голосного сочинения без инструментального сопровождения, преимущественно лирического характера (А. Вилларт, К. Феста, Я. Аркадельт, Палестрина, О. Лассо) на тексты Петрарки, Боккаччо, Тассо, Гварини. М. был популярен также в Англии (Т. Морли, Дж. Уилби) и Германии (Х. Л. Хаслер, Г. Шюц). Для зрелых М. (Л. Маренцио, К. Джезуальдо, К. Монтеверди, конец 16 века) характерны свобода выражения мыслей и чувств, насыщенность изобразительными приёмами, смелые диссонансы, хроматизмы, яркие ритмические и фактурные контрасты. В конце 16 - начале 17 веков М. сближаются с концертными и драматическими жанрами, ложатся в основу мадригальной комедии.

Мадригал - МАДРИГАЛ м. коротенькое стихотворенье, хвалебное, льстивое, любовное, нежное, тонкое и острое.... Толковый словарь Даля

Мадригал - МАДРИГАЛ, Ца, м. Небольшое стихотворение, обычно любовного содержания, посвящённое даме и восхваляющ... Толковый словарь Ожегова

Мадригал - (madrigal или mandrial) - музыка на стихотворения пасторального любовного содержания. Название М., ... Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Мадригал - МАДРИГАЛ, мадригала, м. (фр. madrigal). 1. Небольшое лирическое стихотворение, посвященное обычно да... Толковый словарь Ушакова

Мадригал - м. 1. Небольшое лирическое хвалебное стихотворение, посвященное даме, состоящее обычно из трех рифм... Толковый словарь Ефремовой

Мадригал - МАДРИГАЛ (французское madrigal), 1) в 14 в. и 16 - начале 17 вв. небольшое музыкально-поэтическое пр... Современная энциклопедия

Мадригал - МАДРИГАЛ (франц. madrigal) -1) в 14 и 16 - нач. 17 в. небольшое музыкально-поэтическое произведение... Большой энциклопедический словарь

Мадригал - Заимств. в XVIII в. из франц. яз., где madrigal < итал. madrigale, восходящего к лат. matricalis,... Этимологический словарь русского языка

Мадригал - маленькое стихотворение, хвалебное, любовное, острое Ср. В кругу Лаис благочестивых... ...генерал К... Толково-фразеологический словарь Михельсона

Мадригал - МАДРИГАЛ - форма старинная. Ни числом стихов, ни характером метра, ни числом стоп в нем - не отл...