Маргинальная внешность. А вы знаете, кто такие маргиналы? Маргинальная личность по Роберту Парку

от лат. marginalis – находящийся на краю) – состояние групп людей или личностей, поставленных общественным развитием и социальной стратификацией на грань двух культур, участвующих во взаимодействии этих культур, но не примыкающих полностью ни к одной из них.

Отличное определение

Неполное определение ↓

МАРГИНАЛЬНОСТЬ

лат. margo - край, граница) - понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой-либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее психику и образ жизни. Категория М. была введена американским социологом Р. Парком с целью выявления социально-психологических последствий неадаптации мигрантов к условиям городской среды. В ситуации М. оказываются т.наз. "культурные гибриды", балансирующие между доминирующей в обществе группой, полностью никогда их не принимающей, и группой, из которой они выделились. Философское понятие М. характеризует специфичность различных культурных феноменов, часто асоциальных или антисоциальных, развивающихся вне доминирующих в ту или иную эпоху правил рациональности, не вписывающихся в современную им господствующую парадигму мышления и тем самым довольно часто обнажающих противоречия и парадоксы магистрального направления развития культуры. К представителям культурной М. принято относить таких мыслителей, как Ф. Ницше, маркиз де Сад, Л. фон Захер-Мазох, А. Арто, Ж. Батай, С. Малларме и др.

Проблема культурной М. приобретает особое значение в философии постструктурализма и постмодернизма ("шизо-анализ" Делеза и Гваттари, "генеалогия власти" Фуко, "деконструкция" Деррида и т.д.). Интерес к феномену М. обострил французский структурализм, использовавший понятия "маргинальный субъект", "маргинальное пространство", "маргинальное существование", возникающие в "просвете", "зазоре" между структурами и обнаруживающие свою пограничную природу при любом изменении, сдвиге или взаимопереходе структур. Однако их функция в синхроничной перспективе бинарных оппозиций минимальна, ибо их присутствие, а точнее, заполнение пространства между последними является лишь индикатором нормального функционирования структурно упорядоченного универсума. В постструктурализме понятие "М." претерпевает значительные изменения, подрывающие его самотождественность. Благодаря идее децентрации Деррида - не просто меняющей местами привилегированный и подчиненный объекты, а уничтожающей саму идею первичности, отстаивающей идею "различения", "инаковости", сосуществования множества не тождественных друг другу, но вполне равноправных инстанций, - традиционное разграничение значимого и незначимого, обоснованного и эпифеноменального снимаются. Отсутствие центра структуры (по Деррида, мысль о структуре исключает мысль о центре) предполагает отсутствие и главного, трансцендентального априорного означаемого. Уничтожается также представление об абсолютном смысле. С исчезновением "центра", являвшегося средоточением и символом власти, исчезает и понятие господствующей, доминантной "высокой" культуры (эта установка "доминирует" в постмодернистском искусстве). Режим "деспотического означающего" уступает место принципу детерриториализации, в результате чего изменяется маргинальное положение "носителя желания" в территориализованном пространстве. Наиболее адекватно передает новый образ постмодернистского пространства понятие "ризома". Для Р. Барта М. синонимична стремлению к новому на пути отрицания всевозможных культурных стереотипов и запретов, унифицирующих власть всеобщности, "безразличия" над единичностью и уникальностью, легитимации наслаждения и удовольствия, реабилитации культурной традицией субъекта желания, - и является важным моментом в борьбе с тиранией дискурса власти. Фуко полагает, что невозможно рассуждать о подлинной М. в рамках бинарной оппозиции, ибо идентифицировать ее как таковую можно лишь в отсутствии всякой нормы и авторитарного образца. Так, анализируя антитезу норма-патология и структуру властных отношений, он показывает, что аутсайдеры, "социальное дно", психически больные, иначе говоря, все девианты не являются маргиналами в собственном смысле слова, поскольку их существование обусловлено наличием нормы, а опыт маргинального существования не может быть вписан внутрь институциональных стратегий. Таким образом, в плюралистичном, ризомном постмодернистском мире стираются границы структур, а маргинальное пространство, существующее вне этих структур, но между их границами, меняет свой пограничный статус, размывая семантику М. и утрачивая специфику своего паракультурного функционирования.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Понятие «маргинальности» в социологии

Определение 1

Маргинальность – структурно неопределенное, переходное, пограничное социальное состояние субъекта.

Маргинальность – негативное социальное явление, характеризующееся состоянием «выключенности» из всех социальных институтов: политических, экономических, культурных, религиозных, институтов семьи и т.д. Люди, выпадающие из привычной социальной среды и не примкнувшие к другим общностям, переживают кризис самопознания и испытывают сильное психологическое напряжение.

Замечание 1

В классической социологии маргинал – лицо, находящееся на границе группы (одновременно и принадлежащее ей и в любой момент способное от группы освободиться). Маргинал – иной, другой, чужой, лицо, физически находящееся в группе, но изначально ей не принадлежавшее.

Присутствие маргинала в группе показывает последней, чем она не является. Он обладает относительной пространственной свободой от группы, всегда может ее покинуть.

Определение 2

Маргинальная группа – группа людей, отвергающая общепринятые ценности и традиции культуры, в которой находится, проповедующая и утверждающая собственную систему ценностей и норм.

Р. Парк в начале XX века разработал теорию маргиналов и маргинальных общностей.

Маргинальный человек по Р. Парку – это лицо, находящееся на границе разных групп и несущий в себе конфликт столкновения этих групп, различных культур и обществ.

Практикуемая маргинальность Парка проявляется в способе действия. Конфликтная ситуация возникает вследствие принадлежности к разным культурам, не совместимым между собой. Человек не может полностью идентифицировать себя ни с одной из культур, он находится между различными культурными и социальными формами. Неопределенность и непредсказуемость становятся особенностью его действий.

Маргинальность приводит к формированию чувства беспокойства и растерянности, значительно повышает возможность отклонений от норм и правил группы, появления кризиса доверия у индивидов.

Разновидности маргинальности

Для индивидуальной маргинальности характерно частичное вхождение индивида в группу, не принимающую его полностью и отчуждением от группы происхождения, отторгающей его как отступника. Индивид при этом оказывается «культурным гибридом», включенным в жизнь и традиции двух (или нескольких) групп.

Групповая маргинальность возникает вследствие изменений в социальной структуре общества, создания новых функциональных групп в политике и экономике, которые вытесняют старые группы и дестабилизируют их социальное положение.

Современная социология маргинальности включает три раздела:

  1. Структурная маргинальность. Социально-экономические исследование эксклюзии, безработицы, изучение негативной коннотации маргинальности, «продвинутой городской бедноты», когда маргиналы больших мегаполисов рассматриваются как результат продвинутости, диверсификации города.
  2. Культурная маргинальность. Междисциплинарная область изучения культурной маргинальности, включающая антропологию, психологию, исследующая вопросы происхождения ксенофобии, национализма, рассматривающая космополитизм как форму социально-культурного общения.
  3. Социология идентичности. Исследуются противоречивые личности. Когда границы идентичности подвижны, используют понятия «амбивалентная идентичность», «неоднозначный», «лабильная идентичность».

Основной социальный фактор, образующий маргинальный слой – граница в движении.

Маргинал может выступать как существо более цивилизованное, предрасположенное и восприимчивое к изменениям, ко всему новому. Или как консерватор, защищающий прежние, бывшие границы от которых зависит его идентичность. Он не желает включаться в новые границы, идентифицировать себя с новыми образованиями.

Выделяют различные группы маргинальности:

  • этномаргинальность – группы лиц, объединенные в результате миграций или выросшие вследствие смешанных браков, принадлежность к национальному меньшинству;
  • социомаргинальность – группы, находящиеся в процессе незавершенного социального перемещения, потеря общественного престижа, стигматизация, деклассирование маргинальных групп;
  • политическая маргинальность – объединяет группы, противостоящие легитимным правилам общественно-политической жизни и легальным возможностям, лишение права выбора, уход от участия в политической деятельности, от доступа к политическому влиянию;
  • экономическая маргинальность – отстранение от деятельности и потребления, включает безработных и «новых бедных»;
  • биомаргинальность – включает группы людей и отдельные индивиды, чье здоровье безразлично обществу (инвалиды, тяжело больные, старики);
  • возрастная маргинальность – объединяет группы, образующиеся при разрыве связей между поколениями;
  • религиозная маргинальность – группы, находящиеся вне конфессий;
  • криминальная маргинальность – включает преступные элементы.

Причины маргинальности

Приобретение статуса маргинала может носить как вынужденный характер, так и стать осознанным выбором самого индивида.

К возникновению маргинальности могут привести различные причины:

  • этнические – вынужденные переселения и миграции при которых внешние, культурные различия, языковой барьер препятствуют интеграции на новой территории;
  • экономические – потеря собственности, источников дохода, невозможность их восстановить; возникновению экономической маргинальности способствую экономические и финансовые кризисы;
  • политические – смена правящей партии, крах действующего политического режима, потеря доверия политическими лидерами;
  • социальные – вертикальная или горизонтальная мобильность, появление нового образа жизни, ценностей, привычек; социальное неравенство в обществе, изменение социальной структуры общества;
  • религиозные – смена религий.

Российские социологи среди причин маргинальности выделяют четыре основных фактора: переход общества от одной социально-экономической системы к другой; ухудшение уровня жизни населения; неконтролируемые перемещения значительных масс людей в результате разрушения социальной структуры; девальвация традиционных ценностей и норм.

Маргинализация - это естественный процесс. Некоторые его воспринимают как негативный. Но это совсем не так. Более того, маргинализация может быть и положительной. Ведь она является мощным стимулом к развитию человека. Многие известные личности были маргиналами. Если человек чего-то очень сильно хочет, то рано или поздно он этого обязательно достигнет. Поэтому иногда нужно уметь что-то хотеть. Но маргиналами становятся зачастую незаметно. Причин этому очень много. Но прежде чем их разбирать, нужно разобраться в самом значении этого понятия.

Что такое маргинализация?

Маргинализация - это процесс, когда человек находится на стыке нескольких и не чувствует своей принадлежности ни к одной из них. Это может произойти в силу разных событий:

  • Войны или революции.
  • Из-за проблем в обществе.
  • По причине наличия психических заболеваний.
  • Из-за асоциального или антисоциального поведения.

Это основные причины, почему люди становятся маргиналами. Но как именно происходит этот процесс? Каковы модели маргинализации человека? Давайте разбираться.

Как происходит маргинализация?

У каждого человека по-разному происходит маргинализация. Это очень сложный процесс, который до сих пор еще не был разгадан социологами и социальными психологами. Тем не менее маргинализация может начаться с нуля или стать одной из форм Соответственно, от этого зависит знак данного процесса (хорошо это или плохо).

  • Маргинализация из дезадаптации.
  • Маргинализация как процесс дезадаптации.

Как видим, она может быть совершенно разной. Наверное, каждый человек когда-нибудь чувствует себя маргиналом. И разность подчеркивает то, что к маргинальным группам могут относиться как преступные группировки, так и обычные алкоголики. Впрочем, можно привести и более положительные примеры. Например, действительно хорошие революционеры, которые были вытеснены социумом, но при этом создавшие собственные группы, которые борются за место в социальной структуре.

Минусы маргинализации

Очевидно, что маргинализация имеет огромное количество минусов. Прежде всего они связаны с психологическим дискомфортом человека, который оказался между разными социальными группами. Это поправимо. Более того, можно привыкнуть. Но этот момент учитывать нужно. Также есть такие минусы маргинализации:

  • Ухудшение самооценки.
  • Снижение социального статуса.
  • Трудности выживания.
  • Отсутствие стабильности.

Вот такие недостатки имеет маргинализация. Это сложный для человека процесс. По сути, человеку нужно проходить социализацию заново, если он внезапно оказался на стыке социальных групп, в которых он не до конца принят в качестве полноценного члена. А в другой его вообще выгнали за несоответствие социальным нормам. Вот так и получается.

Плюсы маргинализации

Маргинализация имеет множество преимуществ. Многие люди оказываются в достаточно низком Но поскольку все остается стабильным, то они не стремятся что-то менять. Когда же человек оказывается маргиналом, то он чувствует достаточно сильную угрозу своему благополучию. И поэтому он идет в маргинальные группы. Если они могут отвоевать себе место под солнцем, то человек на коне.

Также маргинализация может стать стимулом к развитию человека самостоятельно, без вхождения в эти группы. О них мы поговорим далее. В этом случае данный процесс провоцирует резкий рост человека. Если он решит завязать с прошлой жизнью, то у него может быть достаточно сильный успех. Существует множество примеров, которые это подтверждают.

Маргинальные группы

Что же такое маргинальные группы? Это объединения маргиналов. Именно они характеризуют такое явление, как маргинализация общества. Чем больше оказывается подобного рода группировок, тем сильнее выражено это явление в его социальной структуре. Слишком большая маргинализация свидетельствует о перестройке состава общества. Основные причины маргинализации общества - это как раз связанные с изменением общественного строя явления. Например, война, революция, безработица и так далее.

Маргинализация в России

В России маргинализация имеет достаточно широкие обороты. Поскольку страна достаточно большая, то ее нельзя рассматривать как полноценную большую социальную группу. В любом случае есть деления между регионами, имеющими совершенно разные психологические характеристики. Как тут ни крути, а Россия - это синтетическое государство. Этнических русских в нем достаточно мало. Зато много народов других национальностей. Все процессы маргинализации в нашем обществе.

Еще одной причиной маргинализации, которая по интенсивности еще сильнее, является алкоголизм. Данное социальное зло порицается обществом - это да. Но, с другой стороны, употребление алкоголя уже давно находится в нашей культуре.

Знаете, в чем секрет французов или немцев, которые пьют, но не становятся алкоголиками? Это то, что у них не одобряется первая Для нас же пятничное пьянство считается абсолютно нормальным. Но наркологи говорят, что употребление спиртных напитков чаще чем раз в две недели неминуемо приводит к алкоголизму и, как следствие, маргинализации. А вообще, частота употребления играет значительно более важную роль, чем количество. Хотя и последнее также сказывается. В общем, не умеют у нас пить умеренно. А под нормальным употреблением алкоголя у нас подразумевают первую стадию алкоголизма, что очень печально.

Термин

Маргинальность (позднелат. marginalis - находящийся на краю) - социологическое понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между какими-либо социальными группами, что накладывает определённый отпечаток на его психику. Это понятие появилось в американской социологии в 1920-е для обозначения ситуации неадаптации иммигрантов к новым социальным условиям.

Индивидуальная маргинальность характеризуется неполным вхождением индивида в группу, которая его полностью не принимает, и его отчуждением от группы происхождения, которая его отторгает как отступника. Индивид оказывается «культурным гибридом» (Парк Р.), разделяющим жизнь и традиции двух различных групп.

Групповая маргинальность возникает в результате изменений социальной структуры общества, формирования новых функциональных групп в экономике и политике, вытесняющих старые группы, дестабилизирующих их социальное положение.

Однако маргинализация далеко не всегда приводит к «оседанию на дно». Естественная маргинализация связана преимущественно с горизонтальной либо восходящей вертикальной мобильностью. Если маргинализация связана с радикальным изменением социальной структуры (революции , реформы), частичным или полным разрушением устойчивых общностей, то она часто приводит к массовому понижению социального статуса . Однако маргинальные элементы предпринимают попытки повторного встраивания в социальную систему. Это может привести к очень интенсивной массовой мобильности (перевороты и революции, восстания и войны). А может привести к формированию новых общественных групп, борющихся с другими группами за место в социальном пространстве. Так, расцвет этнического предпринимательства объясняется именно маргинальным положением этнических меньшинств, для которых обычные пути достижения высоких статусов (через наследование, государственную и военную службу и т.п.) затруднены и которые в развитии предпринимательства (в том числе криминального характера) находят для себя эффективные каналы вертикальной мобильности.

Ссылки

См. также

  • Маргиналии - надписи и рисунки на полях книги, исходное значение этого термина.

Ссылки

  • Маргинальность как средство от постмодернизма . Интервью с Марусей Климовой

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Маргинальность" в других словарях:

    - (позднелат. marginalis находящийся на краю, от лат. margo край, граница), социология, понятие, обозначающее промежуточность, «пограничность» положения человека между к. л. социальными группами, что накладывает определ. отпечаток на его… … Философская энциклопедия

    - (лат. margo край, граница) понятие, традиционно используемое в социальной философии и социологии для анализа пограничного положения личности по отношению к какой либо социальной общности, накладывающего при этом определенный отпечаток на ее… … Новейший философский словарь

    Сущ., кол во синонимов: 4 обочинность (1) пограничность (3) промежуточность … Словарь синонимов

    Качественное состояние человека или группы людей, оказавшихся в силу определенных обстоятельств (миграция, межэтнические браки и др.) на грани двух культур; они участвуют во взаимодействии этих культур, но полностью не примыкают ни к одной из них … Энциклопедия культурологии

    маргинальность - и, ж. marginalité f. Свойство маргинального. По вине лидеров Русской партии слово патриотизм на долгое время после распада СССР стало синонимом агрессивности, злобы, невежества, подозрительности, неистребимой маргинальности. ЛГ 5. 9. 2001 … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    маргинальность - Франц. maroinalisme, англ. marginalism. В буквальном смысле слова периферийность, «пограничность» какого либо (политического, нравственного, духовного, мыслительного, религиозного и проч.) явления социальной жизнедеятельности человека по… … Постмодернизм. Словарь терминов.

    Маргинальность - (лат. – граница) – состояние личности, отвергнутой обществом или конкретным сообществом по причине отрицания или невыполнения ею их норм, правил и требований. Такой человек, по своей собственной вине или по вине окружающих, как бы выпадает из… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Маргинальность - (позднелат. marginalis находящийся на краю) социологическое понятие, обозначающее промежуточность, пограничность положения человека между какими либо социальными группами, что накладывает определенный отпечаток на его психику. Маргинал – личность … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов

    Ж. отвлеч. сущ. по прил. маргинальный II 2. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Социологическое понятие, обозначающее пограничность положения человека (человеческой группы) между какими либо социальными группами. Понятие введено американским социологом Р.Парком.

Маргиналы - это люди, которые по различным причинам выпали из привычной для них и не в состоянии примкнуть к новым общественным слоям, как правило, из-за культурного несоответствия. В такой ситуации они испытывают сильное психологическое напряжение и переживают кризис самосознания.

Теория о том, кто такие маргиналы была выдвинута еще в первой половине 20-го века Парком Р. Э. Но до него вопросы социального деклассирования были подняты Карлом Марксом.

Теория Вебера

Вебером был сделан вывод о том, что общественное движение начинается тогда, когда маргинальные слои основывают общность, и это приводит к различным реформам и революциям. Вебер дал более глубокую трактовку тому, что позволило объяснить формирование новых сообществ, которые, разумеется, не всегда объединяли социальные отбросы общества: беженцев, безработных и так далее. Но с другой стороны, социологи никогда не опровергали несомненную связь между человеческими массами, исключенными из системы привычных социальных связей, и процессом организации новых общностей.

В сообществах людей действует главный принцип: «Хаос должен быть как-то упорядочен». При этом новые классы, группы и слои практически никогда не возникают в связи с организованной активной деятельностью попрошаек и бомжей. Скорее, это можно рассматривать как строительство параллельных людей, чья жизнь до перехода на новую позицию была вполне упорядоченной.

Несмотря на распространенность модного ныне слова «маргинал», само понятие довольно неопределенно. Поэтому невозможно конкретно обозначить роль этого явления в культуре общества. Можно ответить на вопрос о том, кто такие маргиналы, характеристикой «внесистемные». Это будет максимально точное определение. Потому что маргиналы находятся вне социальной структуры. То есть не относятся ни к одной группе, определяющей характер общества в целом.

Есть маргиналы и в культуре. Здесь они находятся вне основных типов мышления и языка и не принадлежат ни к одному художественному направлению. Маргинала нельзя причислить ни к одной господствующей или основной группе, ни к оппозиции, ни к различным субкультурам.

Общество уже давно определило, кто такие маргиналы. В утвердилось мнение, что это представители низших слоев социума. В лучшем случае это люди, находящиеся за рамками норм и традиций. Как правило, называя человека маргиналом, показывают негативное, презрительное отношение к нему.

Но маргинальность - не автономное состояние, это результат непринятия норм и правил, выражение особых отношений с существующим Она может развиваться в двух направлениях: разрыв всех привычных связей и создание собственного мира или поэтапное вытеснение обществом и последующий выброс за рамки закона. В любом случае маргинал - это не изнанка мира, а только теневые его стороны. Общественность привыкла выставлять напоказ людей вне системы, чтобы утвердить собственный, считающийся нормальным мир.