Маршрут кругосветного плавания ф дрейка на карте. Фрэнсис Дрейк что открыл? Возвращение домой и рыцарское звание

Сэр Фрэнсис Дрейк (англ. Francis Drake; ок. 1540 — 28 января 1596) - английский мореплаватель, работорговец, видный политический деятель эпохи Елизаветы I, удачливый пират, вторым после совершивший кругосветное путешествие, вице-адмирал, слывущий грозой морей.

Первый англичанин, совершивший кругосветное плавание (1577-1580).

Детство и юность

Будущий «Железный пират» королевы Елизаветы, первый английский кругосветный мореплаватель родился предположительно в 1540 г. в английском местечке Кроундейл (англ. Crowndale), графство Девоншир (англ. Devonshire).

Фрэнсис стал первенцем в семье фермера. Когда один за другим родились еще 11 детей, отец, Эдмунд Дрейк (англ. Edmund Drake), чтобы прокормить большое семейство, стал сельским проповедником. В 1549 г. семья, сдав свои угодья в аренду, перебралась на юго-восток Англии, в графство Кент (англ. Kent). Этот переезд оказал огромное влияние на судьбу мальчика. В 13 лет Френсис, с детства мечтавший о дальних морских походах, славе и богатстве, стал юнгой на торговом корабле (барке) своего дяди, которому трудолюбивый, настойчивый и расчетливый юноша так полюбился, что тот завещал судно после смерти племяннику. Таким образом, после кончины дяди в 16 летнем возрасте Фрэнсис стал полноправным капитаном собственного корабля.

Жизнь, полная приключений

В 1567 г. Дрейк отправился в первое серьезное плавание в Вест-Индию, командуя кораблем в составе работорговой экспедиции своего родственника, сэра Джона Хокинса (англ. John Hawkins). В ходе этой экспедиции, вблизи мексиканского залива корабли англичан подверглись нападению испанцев, и большая часть судов была потоплена. Уцелело лишь два парусника - Дрейка и Хокинса. Англичане потребовали у испанского короля, чтобы он заплатил им за погубленные корабли. Король, естественно, отказался, тогда Дрейк «объявил войну» испанской короне.

В 1572 г. мореход отправился в повторный собственный поход до испанских владений в Вест-Индии, в результате которого он захватил город Номбре-де-Дьос (исп. Nombre de Dios) на , затем - несколько судов возле гавани близ венесуэльского города (исп. Cartagena).

Во время этой экспедиции английский корсар напал в районе Панамского перешейка на направлявшуюся из Панамы в Номбре-де-Дьос испанскую эскадру, именуемую «Серебряным караваном», в трюмах которой находилось ок. 30 тонн серебра. 9 августа 1573 г. Дрейк вернулся в Плимут (англ. Plymouth) богачом, овеянным славой удачливого корсара, «грозы морей».

15 ноября 1577 г. английская Королева Елизавета I приказала своему верному каперу отправляться в экспедицию к тихоокеанскому побережью Америки. 13 декабря 1577 г. Фрэнсис Дрейк на флагманском «Пеликане» (Pelican) водоизмещением 100 Тн вышел из Плимута в свой самый известный поход во главе флотилии, состоявшей из 4-х больших («Елизавета», «Морское золото», «Лебедь», «Христофор») кораблей и 2-х малых вспомогательных судов. К тому времени его уже окружал ореол славы «железного пирата», опытного навигатора и талантливого военно-морского тактика.

Официальной целью плавания было открытие новых земель, однако, на самом деле Дрейк должен был грабить испанские суда, пополняя казну Англии испанским золотом.

Френсис отправился на юг, к (исп. Estrecho de Magallanes), который эскадра прошла успешно, но на выходе из него попала в жестокий шторм, разметавший корабли эскадры. Один корабль разбился о скалы, другой вышвырнуло назад в пролив, и его капитан принял решение вернуться в Англию.

Флагман «Pelican», единственный из всех судов «пробился» к Тихому океану, где за отличные мореходные качества был переименован в «Золотую лань» (англ. Golden Hind). После шторма он встал на якорь среди неизвестных ранее островов, назвав их «Елизаветинские».

Невольно Дрейк сделал важное географическое открытие: оказалось, что (исп. Tierra del Fuego) не является частью неведомого Южного материка, а всего лишь крупный остров, за которым продолжается открытое море. Впоследствии широкий между Антарктидой и Огненной Землей назвали его именем.

Дальнейшее его путешествие состояло из грабежей у берегов и , за что вице-король Перу отправил 2 корабля для захвата пирата. Он ушел от погони на северо-запад, грабя по дороге суда с драгоценностями и захватывая пленных. Точное количество кораблей, ставших жертвами пирата, сегодня установить невозможно, но известно, что добыча была баснословной. Особо крупный куш ждал «морского волка» в (исп. Valparaiso) – пираты захватили стоявший в гавани корабль, груженый золотом и дорогими товарами, а в городе хранился крупный запас золотого песка. Но главное – на испанском судне оказались секретные морские карты с подробным описанием западного побережья Южной Америки.

Испанские города и поселения на побережье не ожидали нападения англичан и не были готовы к обороне. Продвигаясь вдоль берега, пираты захватывали город за городом, набивая трюмы золотом. Недалеко от Панамского перешейка им удалось взять на абордаж крупный испанский корабль «Карафуэго», на котором оказалось более 1,6 тонн золота и огромное количество слитков серебра. В мексиканской гавани Акапулько (исп. Acapulco) Дрейк захватил галеон, груженый пряностями и китайским шелком.

Капер прошел вдоль южноамериканского тихоокеанского побережья на север, а затем исследовал побережье значительно севернее испанских колоний, приблизительно до современного Ванкувера (англ. Vancouver; город на западном побережье Канады). 17 июня 1579 г. корабль причалил к неизвестному берегу, предположительно, в районе Сан-Франциско (англ. San Francisco), а по другой версии, в современном Орегоне (англ. Oregon). Пират объявил эти земли английским владением, назвав их «Новым Альбионом» (англ. New Albion).

Карта передвижений флотилии Дрейка (1572-1580)

Затем он пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам (англ. Mariana Islands). После ремонта корабля и пополнения запасов провизии, он взял курс на мыс Доброй Надежды (англ. Cape of Good Hope), затем, обойдя Африку с юга, 26 сентября 1580 г. причалил к Плимуту, совершив 2-е после Магеллана кругосветное плавание за 2 года 10 месяцев и 11 дней. На родине пирата встретили как национального героя, он был удостоен Королевой почетного рыцарского звания.

Из кругосветного плавания Дрейк привез в Англию не только сокровища на огромную сумму в 600 тыс. фунтов стерлингов (это в 2 раза превышало размер годового дохода королевства), но и клубни картофеля – за это ему особенно благодарны потомки.

Необходимо упомянуть, что его поход вызвал крупный международный скандал, так как официального состояния войны в этот период между Испанией и Англией не было. Испанский король даже потребовал, чтобы королева Англии наказала Дрейка за пиратство, возместила материальный ущерб и принесла извинения. Конечно, ни наказывать кого-либо, ни компенсировать ущерб Елизавета не собиралась, напротив, отныне Фрэнсис Дрейк почивал на лаврах. Он был удостоен поста мэра Плимута, стал инспектором военно-морской Королевской комиссии, контролировавшей состояние флота, а в 1584 г. был избран членом палаты общин британского парламента. Так как рыцарское звание обязывало иметь свой замок, сэр Фрэнсис купил поместье в Букленде (англ. Buckland Abbey, Devon).

Однако, знаменитый авантюрист сухопутной жизнью явно тяготился. Когда в середине 80-х гг. отношения двух стран обострились, Дрейк предложил Королеве свои услуги и получил распоряжение сформировать флот для удара по Испании.

Вскоре, получивш чин вице-адмирала, он подготовил к походу 21 корабль. В 1585 г. внушительная эскадра вышла в море, но идти к берегам Испании капитан не решился, направив курс на испанские владения в Америке, которые он основательно пограбил, захватив ряд крупных городов, в том числе Санто-Доминго (исп. Santo Domingo), Картахену (исп. Cartagena) и Сан-Аугустин (исп. San Augustine).

В 1587 г. Дрейк предпринял свое исключительное по дерзости нападение на важнейший испанский порт Кадис (исп. Cadiz): с 4-мя боевыми кораблями он ворвался в порт, потопил и сжег более 30 испанских кораблей. Как выразился сам Фрэнсис, он ловко «подпалил бороду испанскому Королю». А на обратном пути корсар у португальских берегов уничтожил около 100 неприятельских судов. Однако самую богатую добычу доставило корсару португальское судно, шедшее из Индии с грузом пряностей, который представлял такую ценность, что каждый матрос флотилии уже считал свою судьбу «устроенной».

В 1588 г. Сэр Френсис в числе других английских адмиралов разбил испанскую «Непобедимую армаду». В 1589 г. он командовал объединенными силами флота («Английская армада»), под его началом находилось свыше 150 боевых кораблей.

«Английская армада» Дрейка

Корсар попытался захватить португальский Лиссабон, но из-за отсутствия осадных орудий, потерпел сокрушительное поражение. Похоже, на этот раз удача покинула Дрейка, взять город он не смог, а из 16 тыс. человек в живых осталось только 6 тыс. Кроме того, его военный поход обошелся английской казне в 50 тыс. фунтов стерлингов, чего скуповатая Королева стерпеть не смогла, и «Железный пират» утратил ее благосклонность.

Следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами стала для корсара последней (1595-1596 гг.). Неудачи преследовали эскадру, кроме того, погода стояла отвратительная и в экипажах распространились болезни. Дрейк завел корабли в неблагоприятное место вблизи острова Эскудо-ле-Верагуа (исп. Escudo de Veraguas). Продовольствие заканчивалось, люди умирали от дизентерии и тропической лихорадки. Вскоре заболел и сам сэр Френсис, а 28 января 1596 г. в возрасте 56 лет он умер от дизентерии недалеко от Пуэрто-Бельо (совр. Портобело в Панаме). По традиции, знаменитого мореплавателя похоронили под залпы корабельных орудий в океане, положив тело в свинцовый гроб. Остатки эскадры под командованием Томаса Баскервиля (англ. Thomas Baskerville) вернулись в Плимут без своего адмирала.


Френсис Дрейк (Francis Drake) родился в 1540 году в местечке Тависток, графства Девоншир, в семье бедного деревенского священника Эдмунда Дрейка. В некоторых источниках утверждается, что в юности его отец был моряком. Дед Френсиса был фермером, владевший 180 акрами земли. Мать Френсиса была из рода Милвэй, но ее имя мне не удалось найти. Всего в семье Дрейков было двенадцать детей, Френсис был старшим.

Френсис рано покинул родительский дом (предположительно в 1550 году), поступив юнгой на небольшой торговый корабль, где он быстро овладел искусством судовождения. Трудолюбивый, настойчивый и расчетливый, он приглянулся старому капитану, у которого не было семьи и который полюбил Френсиса как родного сына и завещал свой корабль Френсису. В качестве торгового капитана Дрейк предпринял несколько длительных путешествий в Бискайский залив и Гвинею, где он выгодно занимался работорговлей, поставляя негров на Гаити.

В 1567 году Дрейк командовал кораблем в эскадре известного в те времена Джона Хоккинса, грабившего с благословения королевы Елизаветы I побережье Мексики. Англичанам не повезло. Когда после страшной бури они отстаивались в Сан-Хуане, на них напала испанская эскадра. Только один корабль из шести вырвался из западни и после трудного плавания добрался до родины. Это был корабль Дрейка...

В 1569 году он женился на девушке по имени Мэри Ньюман, о которой мне не удалось ничего узнать. Известно лишь, что брак оказался бездетным. Мэри умерла двенадцать лет спустя.

Вскоре после этого Дрейк совершил два разведочных плавания через океан, а в 1572 году организовал самостоятельную экспедицию и совершил очень удачный набег на Панамский перешеек.

Вскоре среди далеко не добродушных пиратов и работорговцев молодой Дрейк стал выделяться как самый жестокий и самый удачливый. По свидетельству современников "это был властный и раздражительный человек с бешеным характером", жадный, мстительный и крайне суеверный. В то же время многие историки утверждают, что не только ради золота и почестей предпринимал он рискованные плавания, что его привлекала сама возможность побывать там, где еще не был никто из англичан. Во всяком случае, географы и моряки эпохи Великих географических открытий обязаны именно этому человеку многими важными уточнениями карты мира.

После того как Дрейк отличился в подавлении ирландского восстания, он был представлен королеве Елизавете и изложил свой план набега и опустошения западных берегов Южной Америки. Вместе со званием контр-адмирала Дрейк получил пять кораблей с экипажем из ста шестидесяти отборных матросов. Королева поставила одно условие: чтобы оставались в тайне имена всех тех знатных джентльменов, которые, как и она, дали деньги на снаряжение экспедиции.

Дрейку удалось скрыть истинные цели экспедиции от испанских шпионов, распространив слух, что он направляется в Александрию. В результате этой дезинформации испанский посол в Лондоне дон Бернандино Мендоса не принял мер для преграждения пути пирату в Западное полушарие.

13 декабря 1577 года флотилия - флагманский корабль "Пеликан" (Pelican) водоизмещением 100 тонн, "Елизавета" (80 тонн), "Морское золото" (30 тонн), "Лебедь" (50 тонн) и галера "Христофор" - покинула Плимут.

Во времена королевы Елизаветы I официальных правил обмера судов не существовало, и поэтому размеры корабля Дрейка в разных источниках не совпадают. Путем сопоставления сведений Р. Хоккель приводит следующие данные: длина между штевнями - 20,2 метров, наибольшая ширина - 5,6 метров, глубина трюма - 3,03 метров, высота борта: на миделе - 4,8 метров, в кормовой части - 9,22 метров, в носовой части - 6,47 метров; осадка - 2,2 метров, высота грот-мачты 19,95 метров. Вооружение - 18 пушек, из них по семь пушек на каждом борту и по две на баке и корме. По форме корпуса "Пеликан" представлял переходной тип от каракки к галеону и был хорошо приспособлен для длительного морского плавания.

Каюта Дрейка была отделана и обставлена с большой роскошью. Посуда, которой он пользовался, была из чистого серебра. Во время еды его слух услаждали своей игрой музыканты, а за креслом Дрейка стоял паж. Королева послала ему в подарок благовония, сладости, вышитую морскую шапку и зеленый шелковый шарф с вышитыми золотом словами: "Пусть всегда хранит и направляет тебя Бог".

Во второй половине января корабли достигли Могадара, портового города в Марокко. Взяв заложников, пираты обменяли их на караван всевозможных товаров. Затем последовал бросок через Атлантический океан. Разграбив по пути испанские гавани в устье Ла-Платы, флотилия 3 июня 1578 года стала на якорь в бухте Сан-Хулиан, в которой Магеллан расправился с бунтовщиками. Ракой-то рок довлел над этой гаванью, ибо и Дрейку также пришлось подавить вспыхнувший мятеж в результате чего был казнен капитан Даути. Кстати тогда же "Пеликан" был переименован в "Золотую Лань" (Golden Hind).

2 августа, бросив два пришедших в полную негодность судна, флотилия ("Золотая Лань", "Елизавета" и "Морское Золото") вступила в Магелланов пролив и прошла его за 20 дней. После выхода из пролива корабли попали в жестокий шторм, разметавший их в разные стороны. "Морское Золото" погиб, "Елизавета" был отброшен обратно к Магелланову проливу и, пройдя его, он вернулся в Англию, а "Золотую Лань", на котором был Дрейк, занесло далеко на юг. При этом Дрейк сделал невольное открытие, что Огненная Земля не выступ Южного материка, как считалось в то время, а архипелаг, за которым простирается открытое море. В честь первооткрывателя пролив между Огненной Землей и Антарктидой был назван именем Дрейка.

Как только утих шторм, Дрейк взял курс на север и 5 декабря ворвался в гавань Вальпараисо. Захватив стоявший в гавани корабль, груженный винами и слитками золота на сумму 37 тысяч дукатов, пираты высадились на берег и разграбили город, забрав груз золотого песка стоимостью в 25 тысяч песо.

Кроме того, на корабле они нашли секретные испанские карты, и теперь Дрейк продвигался вперед не вслепую. Надо сказать, что до пиратского набега Дрейка испанцы чувствовали себя на западном побережье Америки в полнейшей безопасности - ведь ни один английский корабль не проходил Магеллановым проливом, и поэтому испанские корабли в этом районе не имели охраны, да и города не были подготовлены к отпору пиратам. Идя вдоль берегов Америки, Дрейк захватил и разграбил многие испанские города и поселения, в том числе Кальяо, Санто, Трухильо, Манту. В панамских водах он настиг корабль "Карафуэго", на котором был взят груз баснословной ценности - золото и серебро в слитках и монеты на сумму 363 тысячи песо (около 1600 кг золота). В мексиканской гавани Акапулько Дрейк захватил галеон с грузом пряностей и китайского шелка.

Затем Дрейк, обманув все надежды своих врагов, не повернул обратно на юг, а пересек Тихий океан и вышел к Марианским островам. Отремонтировав корабль в районе Целебеса, он взял курс на мыс Доброй Надежды и 26 сентября 1580 года бросил якорь в Плимуте, совершив второе после Магеллана кругосветное плавание.

Это было самое доходное из всех путешествий, которые когда-либо совершались, - оно дало доход 4700% прибыли, около 500 тысяч фунтов стерлингов! Чтобы представить себе грандиозность этой суммы, достаточно привести для сравнения две цифры: боевые действия по разгрому испанской "Непобедимой армады" в 1588 году обошлись Англии "всего" в 160 тысяч фунтов, а годовой доход английской казны в то время составлял 300 тысяч фунтов. Королева Елизавета посетила корабль Дрейка и прямо на палубе произвела его в рыцари, что было большой наградой - в Англии насчитывалось всего 300 человек, имевших это звание!

Испанский король Филипп II потребовал наказания пирата Дрейка, возмещения ущерба и извинений. Королевский совет Елизаветы ограничился туманным ответом, что испанский король не имеет морального права "воспрепятствовать посещению Индий англичанами, а посему последние могут совершать туда путешествия, подвергаясь риску, что их там схватят, но уж если они возвращаются без ущерба для себя, Его Величество не может просить Ее Величество их наказывать..."

В 1585 году Дрейк женился вторично. На этот раз это была девушка довольно богатого и знатного рода - Элизабет Сиденхэм. Чета переехала в недавно купленное Дрейком поместье Бакланд Абби (Buckland Abbey). Сегодня там находится большой момнумент в честь Дрейка. Но, как и в первом браке, детей у Дрейка не было.

В 1585-1586 годах сэр Френсис Дрейк снова командовал вооруженным английским флотом, направленным против испанских колоний Вест-Индии, и так же, как и в прошлый раз, возвратился с богатой добычей. Впервые Дрейк командовал таким большим соединением: у него в подчинении был 21 корабль с 2300 солдатами и матросами.

Именно благодаря энергичным действиям Дрейка был на год отсрочен выход в море "Непобедимой армады", что позволило Англии лучше подготовиться к военным действиям. Неплохо для одного человека! А дело было так: 19 апреля 1587 года Дрейк, командуя эскадрой из 13 небольших кораблей, вошел в гавань Кадиса, где готовились к отплытию корабли "Армады". Из 60 кораблей, стоявших на рейде, он уничтожил 30, а часть оставшихся захватил и увел с собой, в том числе и громадный галеон водоизмещением 1200 тонн.

В 1588 году сэр Френсис приложил свою тяжелую руку к полному разгрому "Непобедимой армады". К сожалению, это было зенитом его славы. Экспедиция к Лиссабону в 1589 году закончилась неудачей и стоила ему расположения и милости королевы. Взять город он не смог, а из 16 тысяч человек в живых осталось только 6 тысяч. Кроме того, королевская казна понесла убытки, а к таким вопросам королева относилась очень плохо. Похоже, что счастье покинуло Дрейка, и следующая экспедиция к берегам Америки за новыми сокровищами уже стоила ему жизни.

Все в этом последнем плавании складывалось неудачно: в местах высадки оказывалось, что испанцы были предупреждены и готовы к отпору, сокровищ не было, а англичане несли постоянные потери в людях не только в боях, но и от болезней. Адмирал также заболел тропической лихорадкой. Почувствовав приближение смерти, Дрейк поднялся с постели, с большим трудом оделся, попросил своего слугу помочь ему облачиться в доспехи, чтобы умереть как воину. На рассвете 28 января 1596 года его не стало. Через несколько часов эскадра подошла к Номбре-де-Диосу. Новый командующий Томас Баскервиль приказал поместить тело сэра Френсиса Дрейка в свинцовый гроб и с воинскими почестями опустить в море.

Поскольку у сэра Френсиса Дрейка не оказалось детей, чтобы наследовать его титул, он был передан племяннику, которого тоже звали Френсис. Тогда это казалось курьезом судьбы, но впоследствии стало причиной многих казусов и недоразумений.

Страницы истории. Страница третья (продолжение).

О пиратстве и пиратах. (часть 2)

Дрейк начал свои пиратские похождения в 1567 году, когда ему было 26 лет. Но он уже с юности примкнул к экспедиции Хокинса и участвовал в пиратских походах. 24 мая 1572 года Дрейк отправился из Плимута на борту собственного корабля "Сэван". Своему младшему брату Джону он поручил командовать другим кораблём под названием "Паша` ". Во время этого и последующих походов Дрейк совершал пиратские действия в водах Карибского моря у берегов Кубы и острова Пинос (ныне остров Хувентуд). После бесчисленных "подвигов" на море Дрейк возвратился 3 ноября 1580 года в Англию. Королева Елизавета осыпала пирата почестями и вручила ему шпагу с надписью: "Если тебя ударят, Дрейк, это значит, удар нанесён нам." Королева жалует ему титул сэра и делает его членом парламента и адмиралом британского флота.

И всё это по заслугам. Ведь возвратился он осенью 1580 года не просто из очередного пиратского похода, а из кругосветного путешествия.

Кругосветное путешествие Фрэнсиса Дрейка.

Никто не поручал Дрейку совершать кругосветное путешествие, а сам он не планировал такое плавание. Как это нередко бывало в ту эпоху, многие географические открытия совершались случайно, в силу непредвиденных обстоятельств. У Фрэнсиса Дрейка получилось почти как в поговорке: не было бы счастья, да несчастье помогло. Напомним читателям, как всё произошло.

Осенью 1577 г. Дрейку удалось с помощью влиятельных покровителей, в число которых входила и сама королева Елизавета, подготовить пиратский поход на западное, Тихоокеанское, побережье Южной Америки. Замысел похода был до гениальности прост: на западном побережье Америки испанцы не ожидают нападения ни с суши, ни, тем более, с моря. Поэтому можно почти безнаказанно грабить их корабли и прибрежные поселения.

В конце 1577 года флотилия Дрейка, состоявшая из четырёх крупных судов, вышла из Плимута. В апреле 1578 года пираты достигли устья реки Ла-Плати. После краткой остановки они пошли на юг, вдоль берегов Патагонии - обширной области современной Агрентины, которая простирается на юг от русла реки Рио-Негро до Магелланова пролива. На юге Патагонии, в бухте Сан-Хулиан, флотилия Дрейка сделала остановку. Известно, что в этой бухте в июне-октябре 1520 года зимовал Магеллан.

После остановки в Сан-Хулиане флотилия Дрейка продолжала плавание уже в составе трёх кораблей: один корабль получил неисправность и по приказу Дрейка был сожжён. Вскоре пираты вошли в Магелланов пролив, сложный и извилистый фарватер которого с трудом прошли за двадцать дней. Моряки команды сильно страдали от холода: июль - самый холодный месяц в Южном полушарии. Наконец они оказались в Тихом океане и взяли курс на север, к тропикам. Но тут начался сильнейший шторм. Из трёх кораблей один пропал без вести, видимо, разбился и потонул в океане, а другой снова вошёл в Магелланов пролив и сумел возвратиться в Англию. Остался один флагманский корабль Дрейка под названием "Золотая Лань". Корабль отнесло далеко на юг. Дрейк увидел, что здесь заканчивается Огненная Земля, а южнее простирается безбрежный океан. Так, по сути дела случайно, было сделано географическое открытие: Огненная Земля является островом, но не частью огромной Неведомой земли, как до этого считали мореплаватели. Пролив между Южной Америкой и Антарктидой позже назвали проливом Дрейка.

Наконец океан утих, погода улучшилась. Дрейк решил продолжить экспедицию и направил свой теперь единственный корабль на север. Команда, предчувствуя скорую встречу с субтропиками, обрела второе дыхание. Тяготы путешествия в районе Огненной Земли стали быстро забываться, когда после первых же нападений на испанские корабли трюмы "Золотой Лани" стали наполняться золотом и другими драгоценностями.

Без крайней необходимости Дрейк не убивал тех, кого он грабил. Поэтому пиратские операции Дрейка почти не приводили к людским потерям в его команде. С чилийскими индейцами Дрейк установил чуть ли не дружеские отношения. Богатая добыча, доступность пищи и вина, а также женщин из местных индейских племён были вознаграждением пиратам за все пережитые до этого опасности и невзгоды. Дрейку удалось захватить специальный испанский галион (см. примечание) , перевозивший золото и драгоценности из американских колоний в испанскую казну. Такую удачу имел далеко не каждый пират. Богатства уже некуда было грузить. Надо было возвращаться домой, в Англию. Но как? Дрейк, конечно, не мог знать о планах испанцев, но как опытный капитан, он предположил, что испанские корабли, чтобы уничтожить его, пойдут ему навстречу через Магелланов пролив. И его предположение было абсолютно верным. Нужно было спасать себя, команду и награбленный драгоценный груз. И Дрейк пошел на север вдоль западного побережья Америки. Поражает воображение длина этого пути. От Огненной Земли он прошёл морем, конечно с остановками на берегу, вдоль всего побережья Чили, Перу, мимо земель Центральной Америки и Мексики, вдоль западного побережья нынешних США, достигнув 48-го градуса северной широты (граница с Канадой). Этот путь составлял не меньше 20 тысяч километров - ведь корабль шёл не строго по меридиану, а огибал берега континентов обеих Америк. Берег отклонялся всё дальше на запад. Дрейк, спасаясь от преследования, был готов, наверное, обогнуть Северную Америку, чтобы попасть в Атлантический океан. Но это было невозможно, т.к. он не знал, существует ли такой путь. Другого выхода не было, и Дрейк повернул на запад, в бескрайний Тихий океан. Повернув на юго-запад, он через три месяца достиг Марианских островов. Ещё через полтора-два месяца его корабль пробирался уже между островами Молуккского архипелага. В этом районе Дрейк мог встретиться с испанскими или португальскими военными кораблями, но ему как-то удалось избежать таких встреч.

Очередной этап его плавания был тоже уникальным в своём роде. Корабль Дрейка с острова Ява взял курс через весь Индийский океан прямо к мысу Доброй Надежды. Обогнув мыс Доброй Надежды, путешественники двинулись на север вокруг западного побережья Африки, прошли мимо Пиренейского полуострова, вошли в Бискайский залив и в начале ноября 1580 года прибыли в Плимут. Путешествие, продолжавшееся почти три года, получилось кругосветным.

Френсис Дрейк стал вторым после Фернана Магеллана капитаном, совершившим кругосветное путешествие. При этом Дрейк был намного более удачливым, чем Магеллан. Известно, что Магеллану не суждено было лично довести до Португалии свои корабли. Он погиб на Филиппинских островах в стычке с аборигенами. Единственный из пяти кораблей флотилии Магеллана через полтора года после его гибели привели в Лиссабон немногие оставшиеся в живых члены команды Магеллана.

В долгом и опасном плавании Дрейк сумел сохранить свою жизнь и жизнь большинства моряков экипажа своего флагманского корабля "Золотая Лань" и лично привёл этот корабль в английский порт Плимут. На корабле был большой груз золота и других драгоценностей.

Капитан Дрейк из простого пирата сразу превратился в адмирала Британского флота и удостоился других почестей от королевы Англии.

Широкий пролив между островом Огненная Земля и Южными Шетландскими островами носит имя пирата Дрейка. Человеку несведущему может показаться, что это какой-то исторический курьёз или недоразумение. Но теперь, когда мы знаем обстоятельства дела, мы можем утверждать, что тут все правильно, потому что Дрейк сделал немало и для географической науки, и для своей родины.

* * *

Прошло несколько лет, и Дрейк возобновил свои набеги на Америку, но уже с огромной флотилией корсаров, которая насчитывала 30 кораблей и 2300 солдат и моряков. По приказу Дрейка солдаты сравнивают с землёй город Санто-Доминго (на острове Гаити), затем осаждают Картахену (северное побережье Колумбии), угрожая этому городу полным разрушением. В итоге Дрейк получает 110 тысяч дукатов выкупа (дукат - крупная денежная единица того времени). Возвращается он в Англию с добычей на общую сумму 600 тысяч фунтов стерлингов.

Во время очередного набега на испанские колонии Дрейк заболел дизентерией и умер. Как и его учитель Хокинс, он был похоронен в море с почестями. Из оставленных Дрейком рукописей видно, что он повсюду, так сказать без отрыва от основной работы - пиратства, занимался естественными науками. Португальский лоцман Нуньо да Сильва свидетельствует, что Дрейк в своей корабельной библиотеке имел сочинения английских, французских и испанских авторов. Он хорошо рисовал. На своих этюдах он изображал птиц, тюленей, деревья, индейцев и вообще всё, что привлекало его внимание во время путешествий.

После смерти Дрейка командование экспедицией принял Томас Баскервиль. Перед возвращением в Англию он привел свой флот на остров Пинос (ныне Хувентуд) для ремонта и отдыха. К этому времени король Испании Филипп II успел послать сюда крупную морскую эскадру под командованием Бернандино Авельянеда, которому приказал уничтожить англичан. Баскервиль укрылся в заливе Сигуанеа. Но корабли Баскервиля были обнаружены Авельяндой. Авельянда навязал им бой. Англичане заняли оборону, а затем попытались спастись бегством. В итоге до Англии добрались только восемь из тридцати судов, вышедших в море из Плимута в сентябре 1595 года.

© Владимир Каланов,
"Знания-сила"

Фрэнсис Дрейк - корсар её величества Елизаветы Английской

Фрэнсис Дрейк (Francis Drake ) Годы жизни: ~1540 - 28.1.1596

Френсис Дрейк - корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577-1580 гг. Талантливый флотоводец и организатор. Был одной из главных фигур при разгроме английским флотом Непобедимой испанской армады. За свои заслуги был пожалован королевой Елизаветой I в рыцари и стал именоваться сэр Френсис Дрейк.

Имя Френсиса Дрейка ассоциируется в первую очередь со словом корсар. О его подвигах и приключениях написано немало книг и снято фильмов. Меж тем масштаб этой исторической фигуры значительно выше образа заурядного морского грабителя.

В эпоху колониальных захватов практически все переселенцы и колонизаторы были бандитами, грабителями и работорговцами. Фрэнсис Дрейк не был исключением. Просто он был удачливее и масштабнее других.

Начало биографии Ф. Дрейка

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia"> Фрэнсис Дрейк был родом из среднего сословия, его родители владели усадьбой-фермой. Отца звали Эдмунд и детей у него было больше десятка, Фрэнсис был старшим ребенком. Уже в 12 лет Фрэнсис знакомится с морем. Он – юнга на торговом корабле своего дальнего родственника. Мальчик сумел проявить себя и так понравился хозяину корабля, что тот оставил Дрейку этот корабль в наследство. Таким образом, Дрейк уже в восемнадцать лет становится владельцем и капитаном собственного судна. Сама судьба связывала его с морем.

Почему Дрейк решил стать корсаром

В возрасте 27 лет Дрейк совершает первое дальнее океанское плавание в африканскую Гвинею, потом в Вест-Индию (как тогда называли открытые Колумбом земли). Он был капитаном одного из кораблей в флотилии своего родственника Джона Хокинса, а занимались они работорговлей. Когда корабли с черным товаром были уже у берегов Мексики, их атаковали испанские военные корабли и потопили почти всех. Спастись удалось лишь Хокинсу и Дрейку. Это было в 1567 году. Легенда гласит, что англичане потребовали у испанцев компенсацию (каким образом?). Те, конечно, отказались. Тогда Дрейк публично заявил, что сам возьмет у испанской короны все, что посчитает нужным. И тут началось.

В 1572 году, когда Дрейку исполнилось 32 года, он организовал первую захватническую экспедицию к берегам Нового Света, и начал грабить испанские корабли и поселения. Главной удачей этого похода был захват испанского «Серебряного каравана» с тридцатью тоннами серебра. Хроники утверждают, что Дрейк вернулся в Англию в богатстве и славе.

Здесь уместно напомнить, что Дрейк не был пиратом, он был корсаром (). То есть он имел государственный патент на грабежи кораблей противника, находился «под крышей» английской короны и, соответственно, значительную часть добычи отдавал в казну государства.

После того, как Фрэнсис Дрейк зарекомендовал себя не только незаурядным морским волком, но и патриотом, он был всячески обласкан королевой Елизаветой I , которой всю жизнь служил верой и правдой, доказывая свою преданность конкретными делами на благо Англии.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> При Елизавете I (царствовала 1559-1603) Англия вступила на путь войны за передел мира и захват новых земель. Это было начало становления Британской колониальной империи и всего того, что впоследствии сделает Англию «владычицей морей».

Королева поручает Дрейку возглавить важную разведывательно-захватническую экспедицию в Новый Свет. Официальная цель экспедиции была исследовательская. Фактически же Дрейку поручалось провести разведку всего американского тихоокеанского побережья, нанести удары по испанским поселениям, награбить как можно больше ценностей и застолбить за английской короной новые земли, если таковые будут открыты.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)">
Дрейк блестяще справился с поставленной задачей. Экспедиция из шести судов стартовала 15 ноября 1577 года от английских берегов, спустилась к югу американского континента, прошла , вышла в Тихий океан. Здесь ее застигла жуткая буря, которая отбросила корабли южнее островов Огненной Земли.

И тут Дрейк сделал открытие, что между Южной Америкой и (неоткрытой еще) Антарктидой существует водный путь. Этот пролив впоследствии получил его имя. Так он называется и по сей день – пролив Дрейка.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)" face="Georgia">
Во время этого шторма все корабли эскадры пропали без вести, осталось только флагманское судно «Пеликан». После чудесного спасения капитан решил переименовать его в «Золотую лань». Это, пожалуй, единственный в истории случай переименования корабля во время плавания.

«Золотая лань» завершает кругосветное плавание Дрейка

Удача сопутствовала Дрейку и в этом походе. Он поднялся к северу вдоль западного берега Южной Америки, нападая на все испанские порты, грабил по дороге все и всех. Как ему это удавалось с одним кораблем, бог знает.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Дрейк на «Золотой лани» поднялся значительно севернее испанских колоний, к берегам современной Калифорнии и Канады. Документальных свидетельств его пребывания не сохранилось, но исследователи считают, что он дошел до места, где ныне располагается Ванкувер. Тихоокеанское побережье нынешних США и Канады тогда было совершенно «диким», не исследованным и никем не захваченным. Дрейк, как полагается, застолбил новые земли за Английской короной.

Дрейк пересекает Тихий океан

После отдыха, ремонта и пополнения запасов экспедиция пошла на запад и вышла к Молуккским островам (знаменитым Островам пряностей). Оттуда корабль Дрейка взял курс домой, обогнул и 26 сентября 1580 года вновь вернулся к английским берегам.

Добыча кругосветного похода Френсиса Дрейка

Как утверждают британские ученые исследователи, Дрейк привез в трюмах «Золотой лани» золота, серебра, пряностей и всякого награбленного добра на сумму в шестьсот тысяч фунтов стерлингов! Они (британские ученые) утверждают, что эта сумма в два раза превышала тогдашний годовой бюджет королевства!

Дрейк был встречен как национальный герой. Королева Елизавета возвела его в рыцари. С этого момента он получил право именоваться сэр Френсис Дрейк.

Кроме золота и разного барахла, Дрейк привез из Америки клубни картофеля, которые хорошо прижились на европейской земле и можно сказать, кардинально изменили рацион питания европейцев. За что англичане и жители других стран премного благодарны именно Дрейку, а вовсе не Колумбу, как принято считать у нас.

Дрейк продолжал свою разбойничью работу на пользу родному отечеству. Он нападал не только на колониальные владения Испании, но и на ее европейские порты, в частности, на Кадис. Тот самый Кадис, из которого стартовала .

Своими умелыми и решительными действиями Дрейк нанес существенный урон испанскому владычеству на морях. Он сыграл ключевую роль в разгроме знаменитой испанской «Непобедимой армады» в 1588 году. Это событие, повторим, стало отправной точкой в становлении Англии в качестве великой морской державы.

", BGCOLOR, "#ffffff", FONTCOLOR, "#333333", BORDERCOLOR, "Silver", WIDTH, "100%", FADEIN, 100, FADEOUT, 100)"> Судьба всю жизнь была благосклонна к Фрэнсису Дрейку. И лишь немножко подпортила картину в самом конце – Дрейк погиб не в бою, как полагается рыцарю, а скончался от дизентерии во время своего последнего грабительского похода в Вест-Индию в 1596 году. Зато похоронен наш герой в море, как и подобает настоящему морскому волку.

И еще. Бог не дал Дрейку детей, и все его состояние перешло к его племяннику. Но в истории осталось имя интереснейшего и неординарного человека, отважного морского разбойника и большого патриота своей родины, для которой он старался всю свою жизнь.

Путешественники эпохи Великих Географических Открытий

Русские путешественники и первопроходцы

Фрэнсис Дрейк - мореплаватель, первооткрыватель и любимый корсар английской королевы. Его подвиги и путешествия заставляли многих стремиться в бескрайние просторы океана. Однако лишь единицам удалось достичь того уровня богатства и известности, которым обладал Фрэнсис Дрейк.

Биография

Будущий мореплаватель родился в Средней Англии, в семье зажиточного фермера. Дрейк Фрэнсис был старшим ребенком в многочисленной семье. Как старшему сыну ему прочили дело отца, но сердце юного Фрэнсиса принадлежало морю. Уже в 12 лет он становится юнгой на торговом корабле одного из своих многочисленных родственников. Прилежное и быстрое обучение морским наукам выделило его из сверстников. Хозяину так понравился юный Дрейк Фрэнсис, что, умирая, он оставил бывшему юнге корабль в наследство. Так в свои 18 лет Дрейк становится капитаном собственного корабля.

Первые плавания

Поначалу, как и все капитаны торговых судов, Дрейк Фрэнсис возил различные грузы коммерческого назначения в Британское королевство. В 1560 году дядя Дрейка, Джон Хокинс, обратил внимание на катастрофическую нехватку рабочих рук на плантациях Нового Света. Идея привлечь американских аборигенов к принудительному труду не увенчалась успехом - индейцы работать не желали, не боялись пыток и смерти, а их родственники имели неприятную привычку мстить белым людям за похищенных и замученных краснокожих.

Другое дело - рабы. Их можно было завозить с Черного континента, покупать за безделушки, продавать или обменивать. Для нас, живущих в 21 веке, эти слова звучат кощунственно. Но для англичанина 16 века это был всего лишь бизнес - такой же, как и любой другой.

Торговля живым товаром

Законы Нового Света позволяли торговать только теми рабами, которые поставлялись Торговым Домом Севильи. Но спрос на рабов значительно превышал возможности этой коммерческой организации, а колонисты терпели большие убытки. Владельцы плантаций чая, кофе, хлопка и табака готовы были платить хорошие деньги за дешевую рабочую силу.

Хокинс решил рискнуть. Он поделился своим замыслом с несколькими торговыми предприятиями, и те дали ему денег для начала работы. Уже первый рейс в Новый Свет с живым товаром с лихвой окупил вложенные в предприятие средства. Хотя считалось, что в действиях Хокинса нет ничего предосудительного, старый моряк прибегал к пушкам и ружьям, когда какой-либо губернатор не соглашался с методами его работы. Налоги с предприятия исправно вносились в казну Англии. Несколько рейсов из Африки в Новый Свет сделали Хокинса и его покровителей очень богатыми людьми.

Предприятие Хокинса-Дрейка

В третье плавание Хокинс взял своего племянника и как обычно направился к берегам Африки за живым товаром. К этому времени Дрэйк Френсис был опытным капитаном, плавал в и пересекал Атлантику вместе с бывалым контрабандистом Джоном Ловелом. Совместная экспедиция закончилась трагически - корабли корсаров застала буря, эскадра сбилась с курса, причем флагманский корабль пострадал больше остальных. Джон Хокинс решил стать на ремонт и направились в порт Сан-Хуан-де-Улуа, находящийся на территории Гондураса. Следом за ним отправился и Фрэнсис Дрейк. Что он открыл - так это крайне недружелюбный прием, который оказал этот городишка двум мореплавателям. Пушки порта недвусмысленно предупредили, что приближаться очень опасно, а переговоры с местными властями не увенчались успехом. В это время на горизонте показались паруса испанской береговой эскадры. Контрабандистам пришлось вступить в неравный бой. Корабль Фрэнсиса Дрейка «Лебедь» менее пострадал во время шторма, и корсару удалось скрыться от преследователей, бросив компаньона на произвол судьбы.

Добравшись до английских берегов, Дрейк всем рассказал, что его дядя погиб в неравном бою. Но уже через несколько недель корсара ждала неприятная встреча: как оказалось, Хокинсу удалось выжить, и он с несколькими спасшимися матросами смог вырваться из гондурасской ловушки. Неизвестно, о чем разговаривали дядя и племянник, но уже через несколько лет они организовали новую экспедицию и стали снова совершать рейды в Новый Свет.

Пират Фрэнсис Дрейк

После этого случая Дрейк поклялся отомстить испанской короне за неудачный гондурасский рейд. Он постоянно преследовал испанские суда, причинив короне немалый ущерб. О том, насколько испанцы были обеспокоены постоянными нападениями Дрейка, свидетельствует тот факт, что за голову английского пирата было назначено вознаграждение в 20 тыс. дукатов. Его первая экспедиция возмездия вышла из Портсмутских доков в 1572 году. На двух кораблях - «Лебедь» и «Паша» - направился в Новый Свет и сумел захватить колумбийский порт Номбре де Диос. Здесь ему удалось ограбить несколько испанских кораблей и захватить богатую добычу. Затем Дрейк пересек Панамский перешеек, чтобы увидеть Тихий океан.

Наверное, вид бескрайнего пространства побудил пирата создать определенные планы, которые он смог осуществить несколькими годами позже.

Война с Ирландией

В это время на родине бравого капитана вспыхнула война. Ирландия сделала очередную попытку обрести свою независимость. Дрейк соглашается поступить на службу графу Эссексу и принимает участие в морских сражениях против ирландцев. В его эскадре находились три правительственных фрегата, с помощью которых он нападал на прибрежные ирландские поселки и топил корабли противника. За службу в правительственном флоте Дрейк Фрэнсис был представлен королеве как лучших из капитанов.

Направление - Южная Америка

Неизвестно, на первой ли встрече дерзкий капитан изложил свои планы королеве Елизавете или это произошло во время одной из последующих встреч. Дрейк напирал на то, что гегемонию Испании в Новом Свете нужно разрушить, а побережье южноамериканского континента идеально подходит для этой цели. Он собирался разрушить испанские колонии, расположенные в этой части света и сложить к ногам Елизаветы огромную добычу. Английская королева нашла предложение Дрейка очень интересным и даже выделила ему пять правительственных кораблей.

Кругосветная экспедиция

В декабре 1577 года начал свою трехлетнюю экспедицию Фрэнсис Дрейк (1577 - 1580). Его корабли взяли курс на Южную Америку. После сражения возле Рио-де-ла-Плата он отправился дальше на юг и на двух кораблях обогнул Патагонию. После нескольких стычек с туземцами ему удалось достичь пролива Магеллана, который был открыт в 1520 году. Во время шторма он потерял из виду второе свое судно, которое, в конце концов, вернулось к английским берегам самостоятельно. А флагманский корабль «Золотая лань» продолжал свой путь вокруг света.

Другие берега

На тихоокеанских берегах Южной Америки Дрейк основательно разграбил богатые порты Перу и Чили, захватывая торговые суда и нагружаясь добычей. Самой большой его удачей был захват великолепного испанского судна «Нуэстра сеньора де Консепсьон» - лучшего корабля испанской эскадры. Захваченное Дрейком судно перевозило богатейший груз золотых и серебряных слитков, который оценивался в 150000 фунтов - баснословные по тем временам деньги. Понимая, что обозленные испанцы будут поджидать его на обычных маршрутах, Дрейк решил обогнуть Тихий океан и вернуться домой новой дорогой. Пополнив свои запасы в 1579 году, он двинулся на запад.

Во время плавания Дрейк наносил на карту острова и береговые линии, налаживал отношения с туземцами, тем самым закладывая основы для торговли Англии с азиатскими странами.

Встреча в Англии

Почти трехлетнее плавание подошло к концу. В сентябре 1580 года Дрейк прибыл в Плимут. Он привел в порт не только свое судно, но и захваченный испанский корабль, переименованный в «Какафуэго». Королева очень тепло приняла Дрейка, ведь его пиратские вылазки ощутимо пополняли ее казну. торжественно поднялась на борт «Золотой Лани» и произвела капитана Дрейка в рыцари. Так пират получил титул сэр Фрэнсис Дрейк, а также, по утверждениям современников, он снискал личную благосклонность королевы и был ее фаворитом.

Карьера корсара не окончилась после такого триумфа. 1585 год застал его в Карибском море, где он командовал флотом из 25 кораблей Ее Величества. Он захватывает богатый город Сан Доминго и привозит на английское побережье табак и картофель. Карьера капитана Дрейка завершилась в 1595 году после неудачной попытки захватить Лас-Пальмас. В том сражении погиб дядя Дрейка - Джон Хокинс, а сам капитан, заболев малярией, отправился домой. Но, к сожалению, болезнь прогрессировала, и знаменитый пират умер в Портобелло. Его смерть стала счастливым днем в Испании, где известие гибели Дрейка встречали колокольным звоном.

Трудно переоценить тот вклад, который внес в историю сэр Фрэнсис Дрейк. Что он открыл, можно найти на любой карте мира. Среди множества нанесенным им изображений береговых линий и мелких островов красуется большой пролив между Южной Америкой и Антарктидой. Этот пролив на всех картах мира носит имя Френсиса Дрейка - знаменитого пирата и корсара Ее Величества.