Материалы для русской иконографии. Собрал Д.А

В конце XVII столетия в России происходило нечто невероятное: в государстве, где сильны традиции Домостроя, и женщины вели большей частью затворническую жизнь, стала заправлять делами царевна Софья. И случилось это так неожиданно и в то же время так естественно, что русские люди восприняли происходящее как само собой разумеющийся факт. Впрочем, через несколько лет, когда царевне пришлось отдать бразды правления в руки Петра I, многие удивлялись: как это они почитали за государыню всего-навсего женщину...

Свобода

Когда умер царь Алексей Михайлович, царевна Софья не сразу поняла, что теперь она свободна. 19 лет просидела дочь самодержца затворницей вместе со своими сестрами в тереме. Выходила только в церковь в сопровождении или изредка с отцом посещала представления у Артамона Матвеева. Воспитанная в традициях Домостроя, царевна также была одной из лучших учениц просветителя Симеона Полоцкого (кстати, свободно владела польским языком, читала на латыни и греческом языке), нет-нет, да и удивляла свое окружение. То трагедию какую-нибудь напишет, чтобы ее тут же в семейном кругу разыграть, то стихи. И до того удачно, что даже потомки в лице историка и литератора Карамзина вынесли свой вердикт: "Мы читали в рукописи одну из ее драм и думаем, что царевна могла бы сравняться с лучшими писательницами всех времен".

А с воцарением на троне своего брата Федора Алексеевича в 1676 году царевна вдруг поняла – вот он, ее шанс выйти из терема.

Государь серьезно болел, и сестра старалась быть рядом, часто появлялась в покоях царя, общалась с боярами и дьяками, участвовала в заседаниях Думы, входила в суть управления государством.

В 1682 году самодержец умер, и в стране наступил династический кризис. Наследниками Федора Алексеевича были слабоумный Иван (родившийся от брака Алексея Михайловича с Марией Милославской) и малолетний Петр (сын Натальи Нарышкиной). Две партии - Милославских и Нарышкиных – боролись между собой.

По сложившейся преемнической традиции царем должен был стать Иван, но возведение его на престол навлекло бы на все время царствования необходимость опеки, на что так надеялась Софья. И в итоге государем избрали десятилетнего Петра. Царевне оставалось только поздравить сводного брата. Отныне ей было трудно оспорить законность царствования Петра.

Ну и что, что Софья отличалась пышущим здоровьем, в отличие от своих слабосильных братьев, и умом обладала практичным и острым (один из видных русских просветителей и книгохранитель Московского печатного двора Сильвестр Медведев так и говорил: "больше мужского ума исполненная дева"). Родилась-то она девицей да еще в царской семье, поэтому судьба ее – терем или монастырь. Выйти замуж для нее было невозможно. Русские женихи не достойны, а иностранцы, как правило, – не православного вероисповедания.

Так что терять Софье было нечего. Самостоятельная и решительная царевна не могла не воспользоваться ситуацией в свою пользу. И царевна задействовала стрелецкие полки.

В результате бунта, поднятого стрельцами, официально стали царствовать Петр и Иоанн, которому предоставлялось старшинство. А правление государством было вручено царевне Софье.

Впрочем, радость по случаю этой победы могла оказаться преждевременной. Власть Софьи в эти дни оказалась призрачной - слишком уж реальной силой стали обладать после бунта стрельцы во главе с князем Хованским, который самовольно захватил пост начальника Стрелецкого приказа. И Софья под благовидным предлогом выманила Хованского из столицы в село Воздвиженское, где он предстал перед судом по обвинению в государственной измене. После казни Хованского стрелецкое войско осталось без предводителя, Софья же бросила клич о мобилизации дворянского ополчения для охраны законной власти. Стрельцы пребывали в шоковом состоянии. Сначала они решили дать бой боярам и правительнице, но вовремя одумались и полностью капитулировали. Теперь Софья диктовала стрельцам свою волю. Так началось семилетнее правление царевны.

Царское время

Главой правительства стал князь Василий Голицын, фаворит Софьи, талантливый дипломат. Он, по свидетельству современников, "был своею персоною изрядной и ума великого любим от всех".

Продолжительное и близкое общение с Голицыным сделало регентшу более убежденной сторонницей просвещения и смягчения суровых наказаний. Так, указом было запрещено кредиторам брать мужей-должников без их жен для отработки долга. Запрещалось также взыскивать долги с вдов и сирот, если после смерти их мужей и отцов не оставалось имения. Смертная казнь за "возмутительные слова" заменялась наказаниями кнутом и ссылкой. Раньше женщину, изменившую мужу, по самую шею живой закапывали в землю. Теперь мучительную смерть заменили отсечением головы у виновной.

Софья проявила ряд инициатив по оживлению торговли с Западом, развитию промышленности.

Особенно это коснулось ткацкого производства. В России стали изготавливать дорогие ткани: бархат, атлас и парчу, которые ранее привозили из-за моря. Для обучения русских мастеров выписывались специалисты-иностранцы.

В 1687 году Софья закончила начатое еще при Федоре Алексеевиче по инициативе Симеона Полоцкого дело создания Славяно-Греко-Латинской академии.

Когда патриарх Иоаким начал преследовать киевских ученых, Софья и Голицын взяли их под свою защиту. Ею поощрялось строительство каменных хором в Москве, заимствования более удобных западных бытовых условий жизни, введение "политеса", изучение языков, разного вида искусств. Отпрыски знатных семей посылались для обучения за границей.

Заметны были успехи и во внешнеполитической сфере. Россия заключила Вечный мир с Речью Посполитой, которая согласно выговоренным Голицыным условиям юридически признала переход Киева к Русскому государству и подтверждала принадлежность ему Левобережной Украины, Смоленских и Северских земель.

Еще одним, крайне важным политическим событием стал Нерчинский договор с Китаем, с которым граничили русские владения в Сибири.

Но были и явные провалы, в конце концов, внесшие свою лепту в крушение Софьи и ее фаворита. Голицын, опытный дипломат, был нерешительным и мягким человеком, совершенно не видел себя в качестве полководца. Софья, тем не менее, настояла на том, чтобы именно он возглавил злосчастный Крымский поход, с треском проваленный.

В результате из похода 1687 года войско вернулось с полпути: татары подожгли степь. Но даже бесславное возвращение армии Софья обставила с торжественностью - ей хотелось поддержать фаворита, о котором в открытую говорили, что он зря погубил людей. Неудачным оказался и второй Крымский поход, предпринятый два годя спустя.

Проблема власти

Пока цари не подросли, Софья все государственные вопросы решала самостоятельно, а когда они принимали иностранных послов, пряталась за троном и подсказывала братьям - как себя вести. Но время шло. За годы правления Софьи Петр возмужал. Отношения между ним и сестрой все больше принимали враждебный характер. Царевна отлично понимала, что с каждым годом соотношение сил будет меняться в пользу ее сводного брата. Чтобы упрочить свое положение, она еще в 1687 году сделала попытку венчаться на царство. Ее приближенный дьяк Федор Шакловитый повел агитацию среди стрельцов. Но те еще слишком хорошо помнили, что случилось с князем Хованским.

Первая открытая стычка между Петром и Софьей произошла, когда правительница позволила себе вызывающий поступок – осмелилась вместе с царями участвовать в соборном крестном ходе. Разгневанный Петр сказал ей, что, как женщина, она должна немедленно удалиться, поскольку ей непристойно следовать за крестами. Софья проигнорировала упрек брата. Тогда Петр сам покинул церемонию. Второе оскорбление он нанес Софье, когда отказался принять князя Голицына после Крымского похода.

После того как не удалась попытка венчания, Софье оставался один выход – устранить Петра. Она снова сделала ставку на стрельцов. Но на сей раз неудачно.

Кем-то был пущен провокационный слух, что потешные полки Петра идут в Москву, дабы умертвить правительницу и царя Ивана. Софья призвала на защиту стрельцов. А до Петра дошли разговоры о будто бы предстоящем нападении "пакостников" (как он их называл). Царь не был трусом, но в его сознании с детских лет и на всю жизнь осталась ужасная картина кровавой расправы стрельцов с близкими ему людьми в 1682 году. Петр укрылся в Троице-Сергиевом монастыре, куда затем и подошли его потешные войска и, ко всеобщему удивлению, один полк стрельцов под командованием полковника Сухарева.

Софью бегство царя озадачило. Она пыталась примириться с братом, но тщетно. Тогда царевна обратилась к патриарху с просьбой посодействовать. Однако тот напомнил ей, что она всего лишь правительница при государях, и переехал к Петру. Далее Софья начала стремительно терять сторонников. Как-то незаметно ее покидали недавно клявшиеся в верности бояре. А стрельцы устроили ехавшему в Москву Петру покаянную встречу, положив в знак покорности свои головы на плахи, выставленные вдоль дороги.

В конце сентября 1689 года 32-летнюю Софью по приказанию Петра заключили в Новодевичий монастырь...

В 1698 году у Софьи появилась надежда: Петр отправился путешествовать по Европе, а в его отсутствие стрелецкие полки (расквартированные царем в отдалении от Москвы), двинулись на столицу. Их целью было вернуть на престол Софью, а не жаловавшего стрельцов государя, если явится из-за границы, "извести".

Однако мятеж был подавлен. Массовая казнь стрельцов надолго запомнилась потомкам. А Петр (девять лет не видевший сестру) явился к ней в Новодевичий монастырь для последнего объяснения. Причастность Софьи к стрелецкому бунту была доказана. Вскоре бывшую правительницу по приказу Петра постригли в монахини под именем Сусанны. Никакой надежды на трон у нее уже не оставалось. Незадолго до смерти (4 июля 1704 года) она приняла схиму и вернула себе имя Софья.

Софья Алексеевна Романова - родилась 17 сентября 1657года. Царевна, дочь царя Алексея Михайловича , в 1682—1689 годах регент при младших братьях Петре и Иване . Царевна Софья Алексеевна родилась в семье Алексея Михайловича и его первой жены — Марии Ильиничны Милославской.

Биография
Родилась 17 сентября 1657 в Москве. Получила домашнее образование, знала латынь, свободно говорила по-польски, писала стихи, много читала, обладала красивым почерком. Ее учителями были Симеон Полоцкий, Карион Истомин, Сильвестр Медведев, которые с детства привили ей уважение к византийской царевне Пульхерии, добившейся власти при больном брате Феодосии II. Старавшаяся на людях казаться богобоязненной и смиренной, Софья с юности стремилась к полноте власти. Хорошее образование и природная цепкость ума помогли ей завоевать доверие отца, царя Алексея Михайловича . Потеряв в 14 лет мать, она болезненно пережила скорую вторую женитьбу отца на Наталье Кирилловне Нарышкиной и рождение сводного брата Петра (будущего Петра I). После смерти отца начала интересоваться государственными делами: страной в 1676-1682 правил ее родной брат, царь Федор Алексеевич, на которого она имела сильное влияние. Болезненный, увлекавшийся стихосложением и церковной музыкой, бывший на четыре года младше своей 19-летней сестры, Федор был несамостоятелен в своих действиях. Поэтому вначале страной попыталась распоряжаться овдовевшая царица Нарышкина , но родственникам и сочувствующим Федора и Софьи удалось умерить на время ее активность, направив ее вместе с сыном Петром в «добровольную ссылку» в подмосковное село Преображенское.

Личные качества
Софья была умной, властной, честолюбивой, знала польский язык, латынь и даже сочиняла стихи. Вольтер говорил о ней: «Правительница имела много ума, сочиняла стихи, писала и говорила хорошо, с прекрасной наружностью соединяла множество талантов; все они были омрачены громадным её честолюбием». Не имея законной возможности взойти на престол, царевна тем не менее чрезмерно жаждала власти, что приводило к частым конфликтам, в том числе и с людьми, её поддерживавшими.

Достижения
В 1682 году восставшие стрельцы хозяйничали по всей Москве и захватили Кремль. Софья своими действиями, не пролив крови, пресекла его. Бунтовщики, стараясь придать религиозную окраску своему выступлению, решили привлечь старообрядческого апологета священника Никиту из г. Суздаля, выдвинув его на духовный диспут с патриархом. Царица перенесла «прения о вере» во дворец, в Грановитой палате, изолировав тем о. Никиту от толпы народа. Не имея достаточной аргументации на доводы суздальского иерея, патриарх Иоаким прервал диспут, объявив своего противника «пустосвятом». Позже священник будет казнен. А царица продолжила борьбу с «расколом» теперь и на законодательном уровне, приняв в 1685 г. знаменитые «12 статей» , на основании которых были казнены тысячи человек, повинных в староверии. При Софье был заключен выгодный для России «Вечный мир» с Польшей, невыгодный Нерчинский договор с Китаем. В 1687 и 1689 под руководством Василия Голицына были предприняты походы против крымских татар, но они не принесли большой выгоды, хотя и укрепили авторитет России в глазах союзников. В 1687 была образована Эллино-греческая академия — первое светское высшее учебное заведение России, из неё образовался Императорский Московский университет.

Внешнеполитические вопросы
Укрепив свое положение, Софья при поддержке Голицына занялась внешнеполитическими вопросами, регулярно присутствуя на заседаниях Боярской Думы. В мае 1684 в Москву прибыли итальянские послы. Побеседовав с ними, Софья - неожиданно для многих приверженцев старины и истинной веры - «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха. Однако гибкого подхода к иностранцам-католикам требовали интересы внешней политики: направляемая своим учителем, «прозападником» С.Полоцким и при поддержке Голицына, Софья распорядилась подготовить подтверждение заключенному ранее Кардисскому миру со Швецией, а 10 августа 1684 заключила аналогичный мир с Данией. Считая главной задачей России борьбу с Турцией и Крымским ханством, в феврале-апреле 1686 Софья направила Голицына отстаивать интересы страны в переговорах с Польшей. Они завершились подписанием 6 мая 1686 «Вечного мира» с нею, закрепившего за Россией Левобережную Украину, Киев и Смоленск. Этот мир, даровавший свободу православного вероисповедания в Польше, обуславливал все уступки вступлением России в войну с Турцией, угрожавшей южным польским землям. Связанное обязательством начать войну в 1687, правительство Софьи издало указ о начале Крымской кампании. В феврале 1687 войска под командованием Голицына отправились в Крым, но поход против союзника Турции, Крымского ханства, оказался неудачным. В июне 1687 русские войска повернули назад.

Правление
Пока будущий Петр I занимался потехами, его сестра изо всех сил пыталась как можно крепче закрепиться в роли правительницы. Устранила Нарышкиных , родственников матери Петра I. Для этого она использовала вечно бунтующих мятежных стрельцов. После этого поднялось восстание раскольников, добивавшихся «старого благочестия». «Прения о вере» она перенесла во дворец, это помогло изолировать религиозных деятелей от толпы и избежать крупных беспорядков. А после по распоряжению Софьи главные зачинщики бунта были схвачены и казнены. Остальных преследовали, а самых ярых сторонников раскола публично сжигали. Вслед за раскольниками Софья усмирила и стрельцов. Их предводитель, князь Хованский, выказывавший неуважение Софье и её союзникам был казнен. Во главе стрелецкого приказа Софья поставила своего сообщника, думного дьяка Шлаковитого.К её заслугам относится и заключение крайне выгодного «вечного мира» с Польшей. По договору Россия получила Киев, Смоленск и контроль над левобережной частью Малороссии. Но когда Петру Алексеевичу исполнилось семнадцать, он решил править самостоятельно. Софью отстранили от власти. Все её союзники были казнены, а сама она заточена в Новодевичий монастырь. Во время отсутствия Петра в России, стрельцы пытались поднять восстание и вернуть Софье престол, но восстание жестоко подавили.

Культурная жизнь
Неудачи военного похода компенсировались успехами культурно-идеологического плана: в сентябре 1687 в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия - первое высшее учебное заведение в России, что придало Софье статус образованной и просвещенной правительницы. Царский двор стал превращаться в средоточие научной и культурной жизни Москвы. Оживилось строительство, обновлялись кремлевские стены, началось возведение Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку.

Пострижение в монахини
21 октября 1698 года Софья Алексеевна была насильно пострижена в монахини под именем Сусанны . Софья Алексеевна была заточена в Новодевичий монастырь. Умерла 3 июля 1704 года, приняв перед смертью схиму под именем Софии. Погребена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря.

Низложение Софьи Алексеевны
30 мая 1689г. Петру I исполнилось 17 лет. Он женился на Евдокии Лопухиной и вступил в пору совершеннолетия. Между Кремлём и Преображенским, где жил Пётр, установилась атмосфера враждебности и недоверия. Каждая из сторон подозревала противную в намерении разрешить противостояние силовым путём. В ночь с 7-го на 8-е августа несколько стрельцов прибыли в Преображенское и донесли царю о готовящемся покушении на него. Пётр был напуган и верхом ускакал в Троице-Сергиев монастырь.Утром следующего дня туда же отправились царицы Наталья и Евдокия под эскортом всего потешного войска. В Москве известие о бегстве царя из Преображенсого произвело потрясающее впечатление: все понимали, что начиналась междоусобица, грозившая большим кровопролитием. Софья упросила патриарха Иоакима поехать в Троицу, чтобы склонить Петра к примирению, но в Москву патриарх не возвратился, предпочтя остаться с царём. 27 августа из Троицы пришёл царский указ, подписанный Петром, с требованием всем стрелецким полковникам явиться в распоряжение царя в сопровождении рядовых стрельцов, по 10 человек от каждого полка, за неисполнение — смертная казнь.
Софья запретила стрельцам отлучаться из Москвы, так же под страхом смерти. Софья чувствовала, что время работает против неё, и решила лично договориться с младшим братом, для чего выехала в Троицу в сопровождении небольшой охраны, но в селе Воздвиженском была задержана стрелецким нарядом, а посланные ей навстречу стольник И. Бутурлин и князь Троекуров объявили ей, что царь её не примет, а если она попытается продолжать свой путь в Троицу, к ней будет применена сила. Софья возвратилась в Москву.Об этой неудаче Софьи стало широко известно, и бегство стрельцов, приказных чиновников и бояр из Москвы участилось. В Троице их благожелательно встречал боярин князь Б.А. Голицын — главный советник Петра.
Пётр в Троице вёл образцовую жизнь Московского царя: присутствовал на всех богослужениях, оставшееся время проводил в советах с членами боярской думы и в беседах с церковными иерархами, отдыхал только в кругу семьи, носил русское платье, немцев не принимал.
Софья одного за другим теряла своих сторонников: в начале сентября в Троицу ушла во главе с генералом П. Гордоном наёмная иноземная пехота — наиболее боеспособная часть русского войска. Там она присягнула царю, лично вышедшему навстречу. Высший сановник правительства Софьи, «царственные большие печати и государственных великих посольских дел оберегатель», князь В.В. Голицын уехал в своё подмосковное имение Медведково, и устранился от политической борьбы. Активно поддерживал правительницу только начальник стрелецкого приказа Ф.Л. Шакловитый, всеми средствами старавшийся удержать стрельцов в Москве. От царя пришёл новый указ — схватить Шакловитого и доставить в Троицу в железах для розыска по делу о покушении на царя, а все, кто поддержит Шакловитого разделят его судьбу. Остававшиеся в Москве стрельцы потребовали от Софьи выдачи Шакловитого. Она сначала отказывалась, но была вынуждена уступить. Шакловитый был отвезён в Троицу, под пыткой дал признательные показания и был обезглавлен. Одним из последних явился в Троицу князь В.В. Голицын, где он не был допущен к царю, и сослан с семьёй в Каргополь. У правительницы не осталось людей, готовых рискнуть головой ради её интересов, и когда Пётр потребовал, чтобы Софья удалилась в Новодевичий монастырь, ей пришлось подчиниться. В монастыре она содержалась под стражей. Во время стрелецкого восстания 1698 года стрельцы, по данным следствия, намеревались позвать её на царство. После подавления бунта Софья пострижена в монахини под именем Сусанны. Умерла в 1704. Похоронена в Смоленском соборе Новодевичьего монастыря в Москве.

Интересный факт
В старообрядческом скиту Шарпан находится захоронение схимницы Прасковьи («царицына могила») в окружении 12-ти безымянных могил. Староверы считают эту Прасковью царевной Софьей , якобы бежавшей из Новодевичьего монастыря с 12-ю стрельцами.

Царь Алексей Михайлович был женат два раза. Когда он женился в первый раз, родня царицы, Милославские, вошли в силу; а когда царица умерла, и царь взял другую жену, Нарышкину, то на первое место к нему стали Нарышкины. В 1676 году после его смерти на престол сел старший его сын, Фёдор, и Милославские опять вошли в силу и почёт. Поэтому, когда царь Фёдор умер, и патриарх благословил на царство малолетнего Перта, приходилось править матери его, Наталье Кирилловне Нарышкиной, и Нарышкины становились на место Милославских. Милославские стали думать, как бы дело поправить и не дать царице Наталье управлять царством. За это взялась молодая царевна, Софья Алексеевна, дочь царя Алексея от Милославской, первой царицы.

Детство Софьи оборвалось в десять лет, когда умерла её мать, весёлая хлопотунья Марья Ильинична. Со смертью матери ушла и любовь отца, с каждым днём отдалявшегося от детей. Вскоре Алексей Михайлович женился на Наталье Кирилловне - дочери небогатого дворянина Нарышкина, воспитывавшейся в семье любимца царя - боярина Артамона Матвеева, который считался в то время чуть ли не самым просвешённым и передовым человеком всея Руси. По дворцовым палатам ходили упорные слухи, что "опоил боярин царя батюшку, одурманил, чародействам принудил на девке Наталье жениться" 2 1 Николаева А. «Первая феминистка земли русской» - «Эхо планеты» 1995 (июнь) стр. 4

2 Петрушевский А. «Рассказы про старое время на Руси» - Ярославль ТОО «Лилия» 1994 , разбрасывались письма, в которых доброжелатели предостерегали царя. Однако к молодой царевне Алексей Михайлович привязался всей душой, совсем ослабилась его забота о болезненных детях первой своей жены. Тем более что после слабенького Ивана, наконец-то принесла ему Наталья здорового и крепкого сына, Петра. Так Софья оказалась без любви и внимания со стороны отца.

Выделяясь среди хилых и болезненных братьев и сестёр, крепким здоровьем и статью Софья получила по тем временам образование, совершенно немыслимое для женщины: под руководством опытного наставника мономаха Семёна Полоцкого она выучилась читать и писать, одолела Закон Божий, а также всяческую элитную премудрость. Дивясь способностям своей юной ученицы, Семён сочинил в её честь "вирши" где нахвалял её премудрость. Согласно легенде, в год появления кометы "хвостушки", так называли её в народе, мономах составил гороскоп царевны, пообещал ей, что вознесётся она на "высоту небывалую". "Разве есть путь на Руси, на котором женщина может вознестись и прославиться" 1 1 Николаева А. «Первая феминистка земли русской» - «Эхо планеты» 1995 (июнь) стр. 5 , усомнилась Софья. Рассказал ей в ответ Семён историю Тульхерии Августы, дочери греческого кесаря Аркадия, которая после смерти отца стала править греческой империей вместо своего брата, скорбного главою. В последствии, Софья не раз вспоминала о греческой правительнице, "поверяя её судьбою собственную жизнь, да видно, и из сходного семени на Руси другие совсем цветы вырастают".

"Начитанность ли излишняя с малых царевнину душу растревожила,- ведь всё зло на Руси, как водится, от вредных книжек проистекает,- да только своё несоответствие царскому терему, где подрастало девять незамужних царевен, Софья начала ощущать, лишь только себя осознавать стала". 33 Валишевский К. «Пётр великий» - Москва СП «Икпа» 1990 Жизнь московских царевен казалась ей хуже, чем девушки-простолюдинки которая до замужества, в родительском доме пользовалась хоть какою свободой. Чем выше в ту пору было общественное положение родителей девушки, тем более стеснялась её свобода. Царевны же коротали свой век настоящими отшельницами. Кроме патриарха, духовника да близких родственников (исключительно пожилого возраста), ни один мужчина шагу не мог ступить в их терема. В дворцовые церкви царевны переходили из терема крытыми переходами. Да и в самой церкви ничей нескромный взгляд их не мог коснуться, ибо положено им было становиться в особых тайниках, за занавесью из цветной тафты. Из кремлёвских хором царевны выезжали редко, а коль и случалось такое, то возили их обычно ночью. Царевен не звали ни на один из праздников, проходившем в царском дворце. Лишь при погребении отца или матери могли они идти по улице пешком, да и то в непроницаемых покрывалах и заслонённые "запонами" - суконными полами, которые несли вокруг них сенные девушки.

Отрочество Софьи проходило в атмосфере жестокой грызни двух кланов - Милославских и Нарышкиных. Умная, не по годам развитая царевна, с юности научилась разбираться в теремных интригах, постигла коварную науку тайной междоусобицы, которая прорвалась на поверхность в день, когда Царь Алексей Михайлович покинул земную обитель. От того кто из его детей получит власть, зависело какой клан возьмёт верх. Истовый "нарышкинец" Артамон Матвеев хотел посадить на престол маленького Петра - вместо старшего всех царёвых сыновей царевича Фёдора, однако именно тогда состоялся политический "дебют" Софьи, закулисными интригами сумевшей разбить замыслы опытного игрока Матвеева. В 1676 году государем стал её единокровный брат Фёдор, моложе царевны тремя годами, больной, слабый, да и к тому же податливый её влиянию.

Под видом ухаживания за больным братом, Софья приучила бояр своему постоянному присутствию на докладах, сама привыкла прислушиваться к разговорам о государственных делах, мало-помалу принялась участвовать в них, а потом и вовсе стала решать вопросы по личному усмотрению. На царских докладах и повстречала она "дуга сердечного" князя Василия Васильевича Голицына - "человека не старого, лет всего лишь сорока, ума обширного и с лица пригожего". 55 Толстой А.Н. "Пётр Первый" - Москва "Художественная литература" 1981 г. Это в послепетровской России женщинам, втиснутым в "басурманские" корсеты, да нахлобучившими на головы "чужие волоса", модно стало заводить любовников. Теремных же затворниц суровый "Требник" предостерегал не то что от любовной связи - слов - то на Руси ещё таких не знали, а от подмигивания мужчине и от "наступания оному на ногу". Софья, натура страстная и кипучая, против тогдашних обычаев любви своей не таила и отношения её с князем скоро стали известны последней теремной посудомойке. В правление брата Фёдора вошла Софья в пору своего цветения. Влекло, однако, Софью к Голицыну не одна только страсть: как опытный царедворец, он помогал разобраться в хитросплетениях "мужского" боярского мира. Это он надоумил Софью отправить в ссылку Матвеева, изрядно ослабив нарышкинскую партию.

Прожив 20 лет и 11 месяцев отдал богу душу царь Фёдор. Политическим амбициям Софьи был нанесён серьёзный удар. Она была близка к отчаянию - впрочем она и в самом деле любила брата. Когда его хоронили, она с открытым лицом шла до церкви, в очередной раз шокировав московское общество столь дерзким поступком: "негоже было царевне появляться на людях да ещё в голос плакать". Страсти во дворце накалились до предела. Милославские и Нарышкины, не скрывая взаимной ненависти, вступили в новую фазу борьбы за российский трон. "Вот как неожиданно умер царь наш Фёдор - молвила в толпу Софья, возвращаясь из церкви, - отравили его, видать враги наши". 4 4 Криворотов В. "Вехи. Взлеты и падения особого пути России" - "Знание - сила", №8,9 1990г Народ был поражён её словами.

Выборными людьми, случайно собравшимися в Москве в конце 1681 года совсем по другому делу, из двух братьев Ивана и Петра, на престол был выбран сын царицы Натальи Пётр. Провозглашение его состоялось 27 апреля. Править, очевидно, должна была его мать и вызванный из ссылки воспитатель её Артамон Матвеев.

Царевна Софья Алексеевна

Софья Алексеевна — старшая дочь царя Алексея Фёдоровича Романова и Марии Ильиничны Милославской. Правила Московским государством с 1682 по 1689 годы. Носила титул «великая государня, благоверная царица и великая княгиня»

«царевна Софья, ученица Симеона Полоцкого, личность умная и энергичная, которой душно было в тесной полумонашеской обстановке, окружавшей московских царевен; образование расширило ее умственный кругозор, выработало в ней широкие запросы жизни, стремление искать ответы на эти вопросы вне терема» (С. Ф. Платонов «Полный курс русской истории»)

Краткая биография царевны Софьи

  • 1657, 17 сентября — рождение
  • 1666, 27 августа — у Софьи родился брат Иван, будущий царь Иван V
  • 1669, 3 марта — смерть матери Марии Ильиничны Милославской
  • 1671, 22 января — отец Софьи царь Алексей Михалович вторично женился на Наталье Кирилловне Нарышкиной
  • 1672, 30 мая — родился сын А. М. Романова и Н. К. Нарышкиной Пётр, будущий император Пётр Первый
  • 1682, 27 апреля — смерть брата Софьи, царя Фёдора Алексеевича
  • 1682, 29 мая — Софьи стала правительницей Московии, регеншей при малолетних царях Иване (14 лет) и Петре (10 лет)
  • 1689, сентябрь — Софья отстранена от власти Петром
  • 1689, осень — Софья отправлена в ссылку в подмосковный Новодевичий монастырь, но в монахини не пострижена
  • 1697, март — заговор против Петра Первого бояр Соковнина, Пушкина, стрелецкого полковника Цыклера, который назвал Софью, соучастницей
  • 1698, март-июнь — стрелецкий бунт в пользу Софьи (с подавлением бунта стрельцов пытали и под пытками ими было показано участие Софьи)
  • 1698, 21 октября — Софья насильно пострижена в монахини
  • 1704, 3 июля — смерть Софьи в Новодевичьем монастыре

Воцарение Софьи Алексеевны

Царь Фёдор Алексеевич умер, не оставив наследников. По неписанным правилам продолжателями династии должны были стать братья Фёдора и Софьи Иван, сын Марии Ильиничны Милославской или Пётр, сын Натальи Кирилловны Нарышкиной. За Ивана стояли приверженцы и родственники семьи Милославских, в том числе Софья. За Петра — родственники и приверженцы семьи Нарышкиных, в том числе патриарх Иоаким. В закулисной борьбе сначала первенствовали Нарышкины. и патриарх и Боярская дума провозгласили царем Петра под опекой его матери Н. К. Нарышкиной. Милославские не смирились с поражением и с помощью стрельцов (бунт 15-17 мая 1682 года, вошедший в историю под название Хованщина) 26 мая заставили Боярскую думу провозгласить первым царем Ивана V, вторым Петра I с тем, чтобы правление поручено было, по молодости царей, Софье Алексеевне

Правление царевны Софьи Алексеевны

«главными деятелями правления Софьи были князь В. В. Голицын и думный дьяк Шакловитый. Первый был начальником Посольского приказа, главным правительственным деятелем во внешних сношениях Москвы и во внутреннем управлении. Второй был начальником стрелецкого войска и главным стражем интересов Софьи»

  • 1682, 5 июля — в Грановитой палате Кремля религиозный диспут между представителями действующей доктрины и раскольниками

«Диспут вызвал уличные беспорядки, на самом диспуте спорили долго и … не пришли ни к какому результату. Тем не менее раскольники провозгласили победу. Масса московского населения, с напряженным вниманием ожидавшая исхода диспута, была введена в немалый соблазн рядом скандалов и отсутствием твердой власти, не смогшей поддержать порядка, и неизвестностью – где же церковная истина? Правительство же было смущено тем, что в этот день ясно увидело, как ненадежно стрелецкое войско; стрельцы оскорбляли Софью, когда она вмешивалась в диспут, поддерживали раскольников и слушались обожаемого ими Хованского гораздо более, чем повиновались правительству.

После диспута у Софьи стало две заботы: лишить раскольников стрелецкой поддержки и обуздать Хованского, который мог злоупотреблять привязанностью стрельцов. Первого Софья скоро достигла. Увещаниями и подачками она склонила стрельцов отстать от расколоучителей. Одного из них казнила (Никиту Пустосвята), других сослала. Не так легко было свести счеты с Хованским. Прямо сместить Хованского Софья боялась, потому что это могло раздражать стрельцов и повести к новым беспорядкам. Терпеть же его во главе военной силы казалось невозможным, Хованский вел себя дурно: льстил стрельцам, уронил дисциплину; ходили слухи, что грозил устранить Милославских от власти, …завладеть царством для себя и для сына»

  • 1682, 20 августа — Царская семья от греха покинула Москву и поселилась селе Воздвиженском. Туда был вызван Хованский
  • 1682, 17 сентября — решение Боярской думы Хованский и его сын казнены

«Суд, приговор и казнь последовали в один и тот же день, внезапно, неожиданно. Очевидно, Софья боялась помехи со стороны стрельцов; боясь их волнения, она 17-го же сентября известила их грамотой, что Хованские казнены, и прибавляла, что на самих стрельцах царского гнева нет. Но стрельцы не поверили. Они думали, что за Хованским наказание постигнет и их. Поэтому они подняли бунт; по слухам, ожидая нападения на Москву царских войск, они привели город в осадное положение и приготовились к вооруженной защите.

Это заставило правительство удалиться в Троицкую Лавру (бывшую первоклассной крепостью того времени) и собирать дворянское ополчение из городов. Военные приготовления правительства показали стрельцам их собственную слабость, невозможность сопротивления и необходимость покориться. Через посредство оставшегося в Москве патриарха просят они прощения у Софьи. Софья дает им прощение с одним условием: стрельцы вполне должны повиноваться начальству и не мешаться не в свое дела»

  • 1682, 8 октября — окончание стрелецкого бунта
  • 1682-1687 — возобновление и окончание строительства Большого каменного моста у Кремля через Москву-реку
  • 1684, май — на встрече с послами Ватикана Софья «даровала свободу» вероисповедания для проживавших в Москве иезуитов, вызвав тем самым недовольство патриарха и приверженцев старины и истинной веры
  • 1684, лето — подписан Московский протокол о дополнении и исправлении Кардисского мира со Швецией
  • 1684, 10 августа — Договор о посольском церемониале с Данией
  • 1685, 7 апреля — приняты так называемые «Двенадцать статей» - закон Московского государства, в котором определены различные степени наказания для старообрядцев, начиная смертной казнью сожжением живьём, заканчивая заточением в монастыри, битьём батогами, лишением имущества
  • 1686, 6 мая — «Вечный мир» с Польшей

«польский король Ян Собесский согласился на вечный мир, по которому навеки уступил Москве все, что она завоевала у Польши в XVII в. (важнее всего Киев). Этот мир 1686 г. была очень крупной дипломатической победой, которой Москва обязана была В. В. Голицыну. Но по этому миру Москва должна была начать войну с Турцией и Крымом, ей подчиненным»

  • 1687, февраль-июнь — неудачный поход московских войск под водительством Голицына против Крыма
  • 1687, сентябрь — в Москве открылась Славяно-греко-латинская академия — первое в России высшее учебное заведение
  • 1689, февраль-май — второй неудачный поход Голицына против Крыма

«Неудача второго Крымского похода 1689 г, возбудила общее недовольство и дала удобный повод к действиям против Софьи повзрослевшего Петра. Летом 1689 года он начал показывать Софье свою власть. В июле запретил Софье участвовать в крестном ходе, а когда она не послушалась, сам уехал, устроив таким образом сестре гласную неприятность. В конце июля едва согласился на выдачу наград участникам Крымского похода и не принял московских военачальников, когда они явились к нему благодарить за награды. Когда Софья, напуганная выходками Петра, стала возбуждать стрельцов с надеждой найти в них поддержку и защиту, Петр не задумался арестовать на время стрелецкого начальника Шакловитого…. Отношения к началу августа 1689 года стали до того натянуты, что все ждали открытого разрыва… Он произошел 7 августа.

Вечером Софья собрала в Кремле значительную вооруженную силу. Говорят, что ее напугал слух о том, что в ночь с 7 на 8 августа Петр с потешными явится в Москву и лишит Софью власти. Стрельцов, призванных в Кремль, волновали в пользу Софьи и против Петра несколько преданных правительнице лиц. Видя военные приготовления в Кремле, приверженцы царя дали ему знать об опасности. Но они преувеличили опасность и сообщили Петру, что на него с матерью стрельцы «идут бунтом» и замышляют на них смертное «убийство». Петр прямо с постели бросился на лошадь и с тремя провожатыми ускакал из Преображенского в Троицкую Лавру.

В следующие дни, начиная с 8 августа, в Лавру съехались все Нарышкины, все бывшие на стороне Петра знатные и чиновные лица; явилась и вооруженная сила – потешные и Сухарев стрелецкий полк. С отъездом Петра и его двора в Лавру настал открытый разрыв. Из Лавры Петр и руководящие им лица потребовали от Софьи отчета в вооружениях 7 августа и присылки депутаций от всех стрелецких полков. Не отпустив стрельцов, Софья отправила к Петру патриарха Иоакима как посредника для перемирия. Но преданный Петру патриарх не вернулся в Москву. Петр вторично потребовал представителей от стрельцов и от тяглых людей Москвы. На этот раз они явились в Лавру наперекор желаниям Софьи. Видя, что сопротивляться Петру невозможно, что в стрельцах нет поддержки, Софья сама едет к Троице мириться с Петром.

Но ее возвращают с дороги именем Петра и угрозой, если она приедет к Троице, обойтись с нею «нечестно». Возвратясь в Москву, Софья пробует поднять стрельцов и народ на Петра, но терпит неудачу. Стрельцы сами заставляют Софью выдать Петру Шакловитого, который был казнен 11 сентября. После выдачи Шакловитого добровольно явился в Лавру и В. Голицын, ему от Петра была объявлена ссылка в Каргополь (позднее в Пинегу) за самоуправство в управлении и за нерадение в Крымском походе»

От первой его жены, Марьи Ильиничны Милославской . Софья родилась в 1657 г. Одаренная природными способностями, любознательная, энергичная и властолюбивая, она после смерти отца (1676) сумела приобрести любовь и доверие больного брата-царя Федора и, благодаря этому, достигла некоторого влияния на государственные дела.

После смерти царя Федора (27 апреля 1682 г.) царевна Софья стала поддерживать права на трон не сына Натальи Нарышкиной , Петра, а слабоумного царевича Ивана. Иван, в отличие от Петра, являлся братом Софьи не только по отцу, но и по матери. Он был старше Петра, однако из-за слабости умственных способностей не мог лично вести государственных дел. Последнее обстоятельство было выгодно властолюбивой Софье, мечтавшей под внешней ширмой Ивана сосредоточить всю власть в собственных руках.

Стрелецкий бунт 1682. Картина Н. Дмитриева-Оренбургского, 1862.

(Царица Наталья Кирилловна показывает стрельцам, что царевич Иван невредим)

В борьбе против уже посаженного на московский трон боярами Петра царевна Софья воспользовалась недовольством, возникшим в стрелецком войске под конец жизни царя Федора и первые дни после его кончины. Под влиянием руководимой Софьей партии Милославских в Москве начался стрелецкий бунт . Созванный 23 мая 1682 г. собор из думных и всяких чинов людей (конечно, только москвичей) под угрозою расширения мятежа согласился на требования стрельцов, чтобы Иван и Петр царствовали вместе. Управление «ради юных лет обоих государей» было вручено их сестре. Имя «великой государыни, благоверной царевны и великой княжны Софьи Алексеевны» стало писаться во всех указах вместе с именами обоих царей.

Теперь предстояло унять стрельцов, которые продолжали волноваться. Во главе их стоял прежний единомышленник царевны Софьи, начальник стрелецкого приказа князь Иван Андреевич Хованский, начавший теперь собственную борьбу за власть. Вслед за стрельцами выступили «раскольники» , добивавшиеся возвращения к церковной старине и отречения от всех новшеств и «ересей» патриарха Никона .

Никита Пустосвят. Спор царицы Софьи с раскольниками о вере. Кремль, 1682 г. Картина В. Перова, 1881

Софья начала действовать с большой энергией. Хованский за свои честолюбивые замыслы был казнен . Назначенный на его место думный дьяк Шакловитый восстановил дисциплину в стрелецких полках, и Софьи удалось, таким образом, поднять на прежнюю высоту авторитет власти.

Царевна Софья. Портрет 1680-х гг.

Последовавшее затем семилетнее управление Софьи от имени её братьев (1682 – 1689) было отмечено в чисто гражданских делах несколько большей, сравнительно с прежним временем, мягкостью (запрещение разлучать мужей с женами при отдаче неисправных должников для отработки долга; запрещение взыскивать долги с вдов и сирот, если после мужей и отцов не осталось имения; замена кнутом и ссылкою смертной казни за «возмутительные слова» и т. п.). Однако религиозные гонения даже усилились: раскольники преследовались с ещё большей строгостью, чем ранее. Период правления царевны Софьи был апогеем гонения на них. Ближайшим сотрудником Софьи в это время был её сердечный любимец, князь Василий Васильевич Голицын , один из образованнейших людей тогдашней Москвы, большой поклонник «западничества ». В правление Софьи была открыта в Москве при Заиконоспасском монастыре Славяно-Греко-Латинская академия , которая вскоре начала играть роль не столько учебного заведения, сколько своеобразной церковной инквизиции.

Годы власти Софьи отмечены и важными внешнеполитическими событиями. По «Вечному миру» 21 апреля 1686 г. Польша окончательно уступила Москве Киев и все земли, потерянные её королями по Андрусовскому перемирию 1667 года . Польский монарх Ян Собеский сделал эти уступки, чтобы привлечь Москвы к союзу против турок. В рамках этого союза князем Василием Голицыным были предприняты два похода на Крым (в 1687 и в 1689 г.), но оба они кончились неудачей.

С 1688 г. повзрослевший Петр I уже начал принимать участие в делах и посещать боярскую думу. Столкновения между ним и царевной Софьей начали учащаться, и решительная борьба была неизбежна. Попытка Шакловитого и Софьи опереться и в этой борьбе против Петра на стрельцов (второй стрелецкий бунт ) кончилась казнью Шакловитого и заточением Софьи в Новодевичий монастырь (в конце сентября 1689 г.). Так окончилось её правление – государственные дела теперь перешли в руки Петра и его родственников Нарышкиных.

Царевна Софья в Новодевичьем монастыре. Картина И. Репина, 1879