Механизмы перцепции и развитие социальных навыков. Компетентность как социальное восприятие

    Восприятие - Для улучшения этой статьи по психологии желательно?: Проставив сноски, внести более точные указания на источники. Восприятие, пер … Википедия

    СОЦИАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО - Область с географическими и социальными границами, которая представляет социальную, интерактивную сферу индивида. Социальное пространство человека может со временем перемещаться, поскольку устанавливаются новые отношения, а старые распадаются по… … Толковый словарь по психологии

    Социальное познание: межгрупповые механизмы - универсальные психол. закономерности (способы и средства) восприятия социальных объектов, действующие в процессе взаимодействия, О., коммуникации и обусловленные социальной идентичностью субъекта когнитивной категоризацией собственной групповой… …

    СОЦИАЛЬНОЕ ДЕЙСТВИЕ - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей осн. социальных сил данного общества (см. К. Маркс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., т. 27, с. 410). С. д.… … Философская энциклопедия

    ВОСПРИЯТИЕ СОЦИАЛЬНОЕ (ПЕРЦЕПЦИЯ СОЦИАЛЬНАЯ) - (от лат. socialis общественный и perceptio восприятие, представление) процесс и рез т отражения человеком соц. объектов: др. людей, групп и общностей различн. видов, самих себя. Термин В.с. ввел Дж. Брунер в 1947 г. для констатации соц.… … Российская социологическая энциклопедия

    Социальное благополучие - проявляется в широкой (достаточной для данного индивида) динамичной системе социальных связей, с наличием позитивных межличностных отношений в форме дружбы, любви. С. б. в зарубеж. исследованиях оценивается успешностью физич., психич.,… … Психология общения. Энциклопедический словарь

    ВОСПРИЯТИЕ - форма чувственного мироотношения и миропостижения. Это чувственное отношение организма со средой; взаимооткрытость внутреннего и внешнего. Как и всякая форма чувственности, В. выделяет внешнюю действительность, фиксирует ее в качестве… … Современный философский словарь

    Социальное действие - форма или способ разрешения социальных проблем и противоречий, в основе которых лежит столкновение интересов и потребностей основных социальных сил данного общества (см. К. Маркс в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 27, с. 410) … Большая советская энциклопедия

    Социальное сознание - ♦ (ENG social consciousness) восприятие реальности, к рое разделяет целая группа людей. Писатели феминисты полагают, что между социальным сознанием мужчин и женщин существует разница, напр., в восприятии мира … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Мышление социальное - мышление, ориентированное на познание социальной действительности, то есть людей и социальных групп и ситуаций, взаимоотношений людей. Определяется, как полагают, следующими факторами: (Аронсон, Уилсон, Эйкерт, 2002): 1. в своём социальном… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Книги

  • Смерть в Махараштре. Воображение. Восприятие. Воплощение , . Мертвые уходят в воспоминания, а смерть остается вечной темой истории, искусства и философии, то есть жизни. Эта книга рассказывает о жизни, в которой у смерти есть постоянное место - не как… Купить за 714 руб
  • Социальное бытие искусства , В. А. Конев. Искусство - сложное социальное явление. Книга посвящена рассмотрению искусства как определенного идеологического отношения между художником и публикой, отношения, которое включает…

В результате изучения главы студент должен:

  • знать и правильно понимать сущность и основные особенности функционирования социального восприятия и взаимопонимания;
  • уметь правильно осмысливать психологические механизмы проявления социального восприятия и взаимопонимания;
  • владеть начальными навыками достижения эффективности в осуществлении восприятия и взаимопонимания людей.

В процессе взаимодействия огромную роль играют восприятие и взаимопонимание людьми друг друга. От того, насколько они эффективны, зависят результаты и содержание их совместной деятельности. На основе их анализа можно строить прогнозы об их взаимном поведении.

Сущность социальной перцепции

Общая характеристика социальной перцепции

Социальное восприятие (социальная перцепция) представляет собой сложный процесс: а) восприятия внешних признаков других людей; б) последующего соотнесения полученных результатов с их действительными личностными характеристиками; в) интерпретации и прогнозирования на этой основе возможных их поступков и поведения. В нем всегда присутствует оценка другого человека и формирование отношения к нему в эмоциональном и поведенческом плане, в результате чего и осуществляется построение собственной стратегии деятельности людей.

Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое.

В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков.

Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия – человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия – человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки бывает не всегда точной.

Особенностями социальной перцепции являются:

  • активность субъекта социальной перцепции, означающая, что он (индивид, группа и т.д.) не пассивен и не безразличен по отношению к воспринимаемому, как это имеет место при восприятии неодушевленных предметов. И объект, и субъект социального восприятия воздействуют друг на друга, стремятся трансформировать представления о себе в благоприятную сторону;
  • целостность воспринимаемого, показывающая, что внимание субъекта социальной перцепции сосредоточено прежде всего не на моментах порождения образа как результата отражения воспринимаемой реальности, а на смысловых и оценочных интерпретациях объекта восприятия;
  • мотивированность субъекта социальной перцепции, которая свидетельствует, что восприятие социальных объектов характеризуется большой слитностью его познавательных интересов с эмоциональными отношениями к воспринимаемому, явной зависимостью социальной перцепции от мотивационно-смысловой ориентированности воспринимающего.

Социальная перцепция обычно проявляется как:

  • 1. Восприятие членами группы.
  • а) друг друга;
  • б) членов другой группы.
  • 2. Восприятие человеком :
    • а) самого себя;
    • б) своей группы;
    • в) "чужой группы".
  • 3. Восприятие группой :
    • а) своего человека;
    • б) членов другой группы.
  • 4. Восприятие группой другой группы (или групп).

Обычно выделяют четыре основные функции социальной перцепции:

  • познания себя, являющегося начальной базой для оценки других людей;
  • познания партнеров по взаимодействию, дающего возможность сориентироваться в социальном окружении;
  • установления эмоциональных контактов, обеспечивающих выбор наиболее надежных или предпочтительных партнеров;
  • формирования готовности к совместной деятельности на основе взаимопонимания, позволяющей достигать наибольшего успеха.

В ходе социального восприятия формируются образы- представления о себе и партнерах, имеющие свои особенности. Во-первых, их содержательная структура соответствует многообразию свойств человека. В ней обязательно присутствуют компоненты внешнего облика, которые прочно связываются с характерными психологическими чертами его личности. Например: "умные глаза", "волевой подбородок", "добрая улыбка" и т.п. Это неслучайно, так как путь к внутреннему миру партнера познающий его человек прокладывает через поведенческие сигналы о состояниях и свойствах воспринимаемого. Конституциональные признаки внешнего облика и своеобразие его оформления одеждой и косметикой играют роль эталонов и стереотипов социально-психологической интерпретации личности.

Во-вторых, другая особенность этих образов заключается в том, что взаимное познание направлено в первую очередь на осмысление тех качеств партнера, которые наиболее значимы в данный момент для участников взаимодействия. Поэтому в образе-представлении о партнере обязательно выделяются доминирующие качества его личности.

Эталоны и стереотипы взаимного познания формируются через общение с непосредственным окружением человека в тех общностях, с которыми он связан жизнью. Прежде всего, это семья и этнос, у которых присутствует своя культурно-историческая специфика деятельности и поведения людей. Вместе с этими шаблонами поведения человек усваивает политико-экономические, социально-возрастные, эмоционально-эстетические, профессиональные и другие эталоны и стереотипы познания человека человеком.

В-третьих, практическое назначение взаимных представлений партнеров состоит в том, что понимание психологического облика личности является исходной информацией для определения тактики своего поведения по отношению к участникам взаимодействия. Это означает, что эталоны и стереотипы взаимного познания людьми друг друга выполняют функцию регуляции их взаимодействия и общения. Положительный и отрицательный образ партнера закрепляет отношение той же направленности, снимая или возводя психологические барьеры между ними. В расхождениях взаимных представлений с самооценками партнеров скрыты причины психологических конфликтов когнитивного плана, которые время от времени перерастают в конфликтные отношения между взаимодействующими людьми (Бодалев А. А., 1995).

От непосредственного образа партнера человек в процессе социальной перцепции поднимается к знанию о человеке вообще, а затем возвращается к самооценке. Совершая эти круги взаимного познания, он уточняет информацию о себе и о том месте, которое может занимать в обществе.

Обычно выделяют ряд универсальных психологических механизмов, обеспечивающих сам процесс восприятия и оценки другого человека и позволяющих осуществлять переход от внешне воспринимаемого к его оценке, отношению и прогнозу вероятного поведения. Это:

  • 1) стереотипизация;
  • 2) эмпатия и аттракция;
  • 3) рефлексия;
  • 4) каузальная атрибуция.

Человек не может жить обособленно. На протяжении всей своей жизни мы вступаем в контакт с окружающими нас людьми, формируем межличностные взаимоотношения, целые группы людей образовывают связи между собой и таким образом каждый из нас оказывается субъектом бесчисленных и многообразных отношений. То, как мы относимся к собеседнику, какие отношения с ним формируем, чаще всего зависит от того, как мы воспринимаем и оцениваем партнера по общению. Человек, вступая в контакт, оценивает каждого собеседника, как по внешнему виду, так и по поведению. В результате сделанной оценки формируется определенное отношение к собеседнику, и делаются отдельные выводы о его внутренних психологических свойствах. Данный механизм восприятия одним человеком другого является непременной составной частью общения и относится к социальной перцепции. Понятие социальная перцепция было впервые введено Дж. Брунером в 1947 году, когда был разработан новый взгляд на восприятие человека человеком.


Социальная перцепция
– процесс, который возникает при взаимоотношении людей друг с другом и включает восприятие, изучение, понимание и оценку людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп или социальных общностей. Процесс социальной перцепции является сложной и разветвленной системой формирования в сознании человека образов общественных объектов в результате таких методов постижения людьми друг друга как восприятие, познание, понимание и изучение. Термин «восприятие» не является наиболее точным при определении формирования представления наблюдателя о своем собеседнике, так как это более специфический процесс. В социальной психологии иногда применяется такая формулировка как «познание другого человека» (А.А. Бодалев) в качестве более точного понятия для характеристики процесса восприятия человека человеком. Специфика познания человеком другого человека заключается в том, что субъект и объект восприятия воспринимают не только физические характеристики друг друга, но и поведенческие, а также в процессе взаимодействия происходит формирование суждений о намерениях, способностях, эмоциях и мыслях собеседника. Кроме того создается представление о тех отношениях, которые связывают субъекта и объекта восприятия. Это придает еще более значительный смысл последовательности дополнительных факторов, которые не играют столь важной роли при восприятии физических объектов. Если субъект восприятия активно участвует в общении, то это означает намерение лица установить согласованные действия с партнером с учетом его желаний намерений, ожиданий и прошлого опыта. Таким образом, социальная перцепция зависит от эмоций, намерений, мнений, установок, пристрастий и предубеждений.
Социальную перцепцию определяют как восприятие внешних признаков человека, сопоставление их с его личностными характеристиками, толкование и прогнозирование на этом основании его действий и поступков . Таким образом, в социальной перцепции непременно присутствует оценка другого человека, и вырабатывание в зависимости от этой оценки и произведенного объектом впечатления определенного отношения в эмоциональном и поведенческом аспекте. Этот процесс познания одним человеком другого, оценивание его и формирование определенного отношения является неотъемлемой частью человеческого общения и может быть условно назван перцептивной стороной общения.
Существуют основные функции социальной перцепции , а именно: познание себя, познание партнера по общению, организация совместной деятельности на основе взаимопонимания и установление определенных эмоциональных взаимоотношений. Взаимопонимание это социально-психическое явление, центром которого является эмпатия. Эмпатия - способность к сопереживанию, желание поставить себя на место другого человека и точно определить его эмоциональное состояние на основе поступков, мимических реакций, жестов.
Процесс социальной перцепции включает в себя взаимоотношения между субъектом восприятия и объектом восприятия. Субъектом восприятия называется индивид или группа, осуществляющие познание и преобразование действительности. Когда субъектом восприятия выступает индивид, он может воспринимать и познавать свою собственную группу, постороннюю группу, другого индивида, который является членом или своей или иной группы. Когда субъектом восприятия выступает группа, то тогда процесс социальной перцепции становится еще более запутанным и сложным, так как группа осуществляет познание, как самой себя, так и своих членов, а также может оценивать членов другой группы и саму иную группу в целом.
Существуют следующие социально – перцептивные механизмы , то есть способы, с помощью которых люди понимают, интерпретируют и оценивают других людей:
1. Восприятие внешнего облика и поведенческих реакций объекта
2. Восприятие внутреннего облика объекта, то есть набора его социально-психологических характеристик. Это осуществляется через механизмы эмпатии, рефлексии, атрибуции, идентификации и стереотипизации.
Познание других людей зависит также и от уровня развития представления человека о самом себе (Я – концепция), о партнере по общению (Ты – концепция) и о группе, к которой принадлежит или думает, что принадлежит индивид (Мы – концепция). Познание себя через другого возможно через сравнение себя с другим индивидом или через рефлексию. Рефлексия это процесс осознания того, как собеседник понимает его самого. В результате между участниками общения достигается определенный уровень взаимопонимания.
Социальная перцепция занимается изучением содержательного и процессуального компонентов процесса общения. В первом случае изучаются атрибуции (приписывания) различных характеристик субъекту и объекту восприятия. Во втором осуществляется анализ механизмов и эффектов восприятия (Эффект ореола, первичности, проекции и другие).
В целом процесс социальной перцепции представляет собой сложный механизм взаимодействия социальных объектов в межличностном контексте и находится под влиянием множества факторов и особенностей, таких как возрастные особенности, эффекты восприятия, прошлый опыт и личностные свойства.

Перцепция (это слово означает «восприятие» в переводе с латыни) - это когнитивный процесс активного прямого отображения человеком разнообразных объектов, явлений, событий и ситуаций. Если же подобное познание направлено на социальные объекты и эффекты, то такое явление называется социальная перцепция. Разнообразные механизмы социальной перцепции ежедневно можно наблюдать в повседневной жизни.

Описание

Упоминания о таком психологическом явлении, как перцепция, встречались ещё в античном мире. Большой вклад в развитие этого понятия внесли философы, физики, физиологи и даже деятели искусства. Но наибольшее значение этому понятию придаётся в психологии.

Перцепция - это важнейшая психическая функция познания, проявляющаяся в виде сложного процесса получения и преобразования чувственной информации. Благодаря перцепции индивид составляет цельный образ объекта, который воздействует на анализаторы. Другими словами, перцепция - это форма сенсорного отображения. Это явление включает в себя такие характеристики, как выявление отдельно взятых признаков, корректное выделение информации, формирование и точность сенсорного образа.

Перцепция всегда связана с вниманием, логическим мышлением, памятью. Она всегда зависит от мотивации и обладает определённой эмоциональной окраской. К свойствам любого вида перцепции причисляют структурность, предметность, апперцептивность, контекстность и осмысленность.

Изучение этого явления интенсивно ведут не только представители разных отраслей психологии, но и физиологи, кибернетики, а также другие учёные. В своих дифференциальных исследованиях они широко используют такие методы, как эксперимент, моделирование, наблюдение, эмпирический анализ.

Понимание того, что собой представляют функции, структура, а также механизмы социальной перцепции, имеет для психологии не только общее, но и практическое значение. Большую роль это явление играет при создании информационных систем, в художественном конструировании, в спорте, педагогической деятельности и многих других сферах деятельности человека.

Факторы

Перцептивные факторы бывают как внутренними, так и внешними. К внешним факторам относят интенсивность, размер, новизну, контрастность, повторяемость, движение, а также узнаваемость.

К внутренним факторам относят:


Взаимодействие с социумом посредством восприятия

Ещё одним понятием, широко применяющимся в психологии и смежных с ней науках, является такая разновидность нашего восприятия, как социальная перцепция. Так называют оценивание и понимание человеком других людей и самого себя, а также иных социальных объектов. К таким объектам могут относиться разнообразные группы, социальные сообщества. Данный термин появился в 1947 г., а ввёл его психолог Д. Брунер. Появление этого понятия в психологии позволило учёным совсем иначе посмотреть на задачи и проблемы человеческого восприятия.

Люди - существа социальные. В течение жизни любой человек контактирует с другими людьми огромное количество раз, формируя разнообразные межличностные взаимоотношения. Отдельные группы людей также образуют тесные связи. Поэтому каждый человек оказывается субъектом огромного количества самых разных взаимоотношений.

Позитивное либо негативное отношение к окружающим людям напрямую зависит от нашего восприятия, а также от того, как мы оцениваем своих партнёров по общению. Обычно во время коммуникации мы оцениваем сначала внешность, а затем уже поведение партнёра. Вследствие этой оценки у нас формируется определённое отношение, делаются предварительные предположения о психологических качествах собеседника.

Социальная перцепция может проявляться в нескольких формах. Так, в большинстве случаев, социальной перцепцией называют восприятие самим человеком. Любой индивид воспринимает самого себя, а также свою либо чужую группировку. Также существует восприятие членами группы. Сюда относят восприятие в границах своего сообщества либо членов чужой группировки. Третья разновидность социальной перцепции - групповое восприятие. Группа может воспринимать как своего человека, так и членов чужого сообщества. Последний вид социальной перцепции рассматривает восприятие одной группой чужой группировки.

Сам процесс такой перцепции можно изобразить в виде оценочной деятельности. Мы оцениваем психологические особенности человека, его внешний облик, действия и поступки. В результате мы складываем о наблюдаемом определённое мнение, формируем чёткое представление о его возможных поведенческих реакциях.

Механизмы

Перцепция всегда является процессом прогнозирования чувств и поступков окружающих людей. Для полного понимания этого процесса требуется знание особенностей функционирования её механизмов.

Механизмы социальной перцепции показаны в следующей таблице:

Название Определение Примеры
Стереотипизация Стойкий образ либо же представление о людях, явлениях, который свойственен всем представителям одной социальной группы Многие считают, что немцы - страшные педанты, военные отличаются прямолинейностью, а красивые люди часто бывают самовлюблёнными
Идентификация Интуитивное отождествление и познание личности либо группы в ситуациях непосредственной или опосредованной коммуникации. При этом возникает сравнение либо сопоставление внутренних состояний партнёров Люди делают предположения о состоянии психики партнёра, пытаясь мысленно стать им самим
Эмпатия Эмоциональное сопереживание другим, способность понимать другого человека посредством оказания эмоциональной поддержки и вживания в его переживания Этот механизм считается необходимым условием для успешной работы психотерапевтов, врачей и учителей
Рефлексия Самопознание путём взаимодействия с другим человеком. Оно становится возможным благодаря способности индивида представлять себе то, как его видит партнёр по коммуникации Представим себе диалог гипотетических Саши и Пети. В такой коммуникации участвуют не менее 6 "ролей": Саша, какой он есть; Саша, каким он видит себя сам; Саша, каким его видит Петя. И эти же роли со стороны Пети
Аттракция Познание другого человека, основанное на стойком позитивном чувстве. Благодаря аттракции люди не только учатся понимать партнёра по коммуникации, но и формируют насыщенные эмоциональные взаимоотношения Психологи выделяют такие виды этого перцептивного механизма: любовь, симпатия и дружба
Каузальная атрибуция Это процесс прогнозирования поступков и чувств окружающих людейНе понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, Не понимая чего-то, человек начинает приписывать своё поведение, чувства, свойства личности, мотивы другим людям

Особенность межличностного познания состоит в том, что оно учитывает не только разнообразные физические особенности, но и особенности поведения. Если субъект такого восприятия участвует в коммуникации активно, то он устанавливает согласованное взаимодействие с партнёром. Поэтому социальная перцепция сильно зависит от мотивов, эмоций, мнений, предубеждений, установок и пристрастий обоих партнёров. В социальной перцепции обязательно также присутствует субъективное оценивание другого человека.

Зависит ли наше восприятие от социума?

В межличностной перцепции существуют разнообразные половые, классовые, возрастные, профессиональные, индивидуальные различия. Известно, что маленькие дети воспринимают человека по внешности, обращая особенное внимание на его одежду, а также на наличие специальной атрибутики. Ученики также сначала оценивают учителей по их внешнему виду, а вот педагоги воспринимают учеников по их внутренним качествам. Подобные различия встречаются у руководителей и подчинённых.

Важное значение для перцепции имеет также профессиональная принадлежность. К примеру, педагоги воспринимают людей по умению вести разговор, а вот, скажем, тренер обращает внимание на анатомию человека, а также на то, как он двигается.

Социальная перцепция сильно зависит от предыдущей оценки нашего объекта восприятия. В интересном эксперименте фиксировались преподавательские оценки 2 групп учеников. Первая группа состояла из «любимых», а вторая - из «нелюбимых» учеников. Причём «любимые» дети специально делали ошибки при выполнении задачи, а «нелюбимые» решали её правильно. Однако учитель, невзирая на это, положительно оценивал «любимых» и отрицательно - «нелюбимых» детей. Приписывание любых характеристик всегда осуществляется по такой модели: людям с отрицательной характеристикой приписываются негативные поступки, а положительным людям - хорошие.

Первое впечатление

Психологи выяснили, какие факторы вызывают наиболее сильное впечатление в процессе возникновения социальной перцепции. Оказалось, что обычно люди обращают внимание сначала на причёску, потом на глаза, а затем - на выражение лица незнакомца. Поэтому если вы будете радушно улыбаться своим собеседникам при знакомстве, то они воспримут вас дружелюбно и будут более позитивно настроены.

Есть 3 основных фактора, влияющих на то, как формируется первое мнение о каждом человеке: это отношение, привлекательность и превосходство.

«Превосходство» наблюдается тогда, когда личность, в чём-то превосходящая конкретного человека, оценивается намного выше и по остальным характеристикам. Происходит глобальный пересмотр оцениваемой личности. Причём, сильнее всего на этот фактор влияет неуверенное поведение наблюдателя. Поэтому в экстремальной
ситуации практически все люди способны доверять тем, к кому ранее и близко не подошли бы.

«Привлекательность» объясняет особенности перцепции для привлекательного по своим внешним данным партнёра. Ошибка перцепции здесь в том, что привлекательную внешне личность окружающие люди часто сильно переоценивают по её социальным и психологическим свойствам.

«Отношение» рассматривает восприятие партнёра в зависимости от нашего отношения к нему. Ошибка перцепции в этом случае заключается в том, что мы склонны переоценивать тех, кто хорошо относится к нам либо разделяет наше мнение.

Как развить перцептивные навыки

Д. Карнеги считает, что взаимная сильная симпатия и эффективное дружеское общение возникают благодаря обычной улыбке. Поэтому для развития перцептивных навыков он предлагает, прежде всего, научиться правильно улыбаться. Для этого надо ежедневно выполнять перед зеркалом специально разработанные этим психологом упражнения. Мимика даёт нам настоящую информацию о переживаниях человека, поэтому научившись управлять своей мимикой, мы совершенствуем навыки социальной перцепции.

Чтобы научиться различать эмоциональные проявления и развивать навыки социального восприятия, также можно использовать методику Экмана. Этот метод заключается в выделении на человеческом лице 3 зон (нос с областью вокруг него, лоб с глазами, рот с подбородком). Проявление 6 ведущих эмоциональных состояний (к ним относятся радость, гнев, удивление, страх, отвращение и грусть) отмечается в этих зонах, что позволяет каждому человеку распознавать и расшифровывать мимические проявления другого человека. Эта перцептивная методика получила широкое распространение не только в обычных ситуациях коммуникации, но и в психотерапевтической практике взаимодействия с патологическими личностями.

Итак, перцепция - это сложнейший механизм психологического взаимодействия человека и воспринимаемого им объекта. Это взаимодействие происходит под влиянием огромного количества факторов. Характеристиками перцепции выступают возрастные особенности, жизненный опыт человека, специфические эффекты, а также разнообразные личностные свойства.

Люди действуют и чувствуют не в соответствии с действительными фактами, а в соответствии со своими представлениями об этих фактах. У каждого есть свой определенный образ мира и окружающих людей, и человек ведет себя так, как будто истиной являются эти образы, а не представляемые ими объекты.

Некоторые образы почти у всех нормальных индивидов складываются по одному шаблону. Человек представляет себе Мать добродетельной и ласковой, Отца - суровым, но справедливым, собственное тело - крепким и неповрежденным. Если есть основания думать иначе, то сама мысль об этом человеку глубоко ненавистна. Он предпочитает чувствовать по-прежнему, в соответствии с этими универсальными образными шаблонами и независимо от их отношения к действительности...

Изменить образ нелегко, и мучительность этого процесса является одной из причин, по которой его всячески избегают. Когда умирает любимый человек, требуется значительное усилие, чтобы приспособить свой образ мира к изменившейся ситуации. Это усилие, именуемое скорбью, весьма изнурительно, оно приводит к усталости и потере веса. Люди в состоянии скорби нередко встают по утрам более усталыми, чем ложатся вечером, и чувствуют себя, как будто проделали за ночь тяжелый труд. Они и вправду проделывают за ночь тяжкий труд, меняя свои психические образы...

Э. Берн. «Введение в психиатрию и психоанализ для непосвященных»

Сущность социальной перцепции

· Механизмы социальной перцепции

· Имидж личности как воспринимаемый и передаваемый образ. Эффекты восприятия

· Особенности формирования социальных установок

Понятие социальной перцепции во многом определяется понятием образа, посколькусущность социальной перцепции заключается в образном восприятии человеком себя, других людей и социальных явлений окружающего мира. Образ как результат и форма отражения предметов и явлений материального мира в сознании человека выступает важнейшим ключевым условием восприятия. По содержанию образ объективен в той мере, в какой он адекватно отражает действительность. Образ существует на уровне чувств (ощущение, восприятие, представление) и на уровне мышления (понятие, суждение, умозаключение).

В большинстве источников перцепция трактуется как процесс и результат восприятия человеком явлений окружающего мира и самого себя. Перцепция связана с сознательным выделением того или иного феномена и интерпретацией его смысла через различные преобразования сенсорной информации. Социальная перцепция - восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов: других людей, самих себя, групп, социальных общностей и т.д. (Психология: Словарь / Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990). Социальное восприятие включает в себя восприятие межличностное, самовосприятие и восприятие межгрупповое. В более узком смысле социальную перцепцию рассматривают как межличностное восприятие: процесс восприятия внешних признаков человека, соотнесение их с его личностными характеристиками, интерпретация и прогнозирование на этой основе его поступков. Социальный перцептивный процесс имеет две стороны: субъективную (субъект восприятия - человек, который воспринимает) и объективную (объект восприятия - человек, которого воспринимают). При взаимодействии и общении социальная перцепция является взаимной. Люди воспринимают, интерпретируют и оценивают друг друга, и верность этой оценки не всегда очевидна.

Процессы социального восприятия существенно отличаются от восприятия не социальных объектов. Это отличие заключается в том, что социальные объекты не являются пассивными и безразличными.по отношению к субъекту восприятия. Кроме того, социальные образы всегда имеют смысловые и оценочные интерпретации. В определенном смысле восприятие - это интерпретация. Но интерпретация другого человека или группы всегда зависит от предшествующего социального опыта воспринимающего, от поведения объекта восприятия в данный момент, от системы ценностных ориентации воспринимающего и от многих факторов как субъективного, так и объективного порядка.

Выделяютмеханизмы социальной перцепции - способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Наиболее распространенными механизмами являются следующие: эмпатия, аттракция, каузальная атрибуция, идентификация, социальная рефлексия.

Эмпатия - постижение эмоционального состояния другого человека, понимание его эмоций, чувств и переживаний. Во многих психологических источниках эмпатию отождествляют с сочувствием, сопереживанием, симпатией. Это не совсем так, поскольку можно понимать эмоциональное состояние другого человека, но не относиться к нему с симпатией и сочувствием. Хорошо понимая взгляды и связанные с ними чувства других людей, которые ему не нравятся, человек нередко поступает вопреки им. Ученик на уроке, досаждая нелюбимому учителю, может прекрасно разбираться в эмоциональном состоянии последнего и использовать возможности своей эмпатии против учителя. Люди, которых мы называем манипуляторами, очень часто обладают хорошо развитой эмпатией и используют ее в своих, часто корыстных целях.

Субъект способен понимать смысл переживаний другого потому, что он сам когда-то переживал те же эмоциональные состояния. Однако если человек никогда не испытывал подобных чувств, то ему значительно труднее постигать их смысл. Если индивид никогда не переживал аффекта, депрессии или апатии, то он, скорее всего, не поймет, что переживает другой человек в этом состоянии, хотя и может иметь определенные когнитивные представления о подобных явлениях. Для постижения подлинного смысла чувств другого недостаточно иметь когнитивные представления. Необходим и личный опыт. Поэтому эмпатия как способность понимать эмоциональное состояние другого человека развивается в процессе жизни и у пожилых людей может быть более выражена. Вполне естественно, что у близких людей эмпатия по отношению друг к другу развита сильнее, чем у людей, которые знакомы относительно недавно. Люди, принадлежащие к разным культурам, могут обладать слабой эмпатией по отношению друг к другу. В то же время существуют люди, обладающие особой проницательностью и способные понимать переживания другого человека даже в том случае, если он стремится их тщательно скрыть. Есть некоторые виды профессиональной деятельности, требующие развитой эмпатии, например, врачебная деятельность, педагогическая, театральная. Почти любая профессиональная деятельность в сфере «человек - человек» требует развития данного механизма перцепции.

Аттракция - особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Благодаря положительным чувствам симпатии, привязанности, дружбы, любви и т.д. между людьми возникают определенные отношения, позволяющие более глубоко познать друг друга. По образному выражению представителя гуманистической психологии А. Маслоу, такие чувства позволяют увидеть человека «под знаком вечности», т.е. увидеть и понять самое лучшее и достойное, что в нем есть. Аттракция как механизм социальной перцепции рассматривается обычно в трех аспектах: процесс формирования привлекательности другого человека; результат данного процесса; качество отношений. Результатом действия этого механизма является особый вид социальной установки на другого человека, в которой преобладает эмоциональный компонент.

Аттракция может существовать только на уровне индивидуально-избирательных межличностных отношений, характеризующихся взаимной привязанностью их субъектов. Вероятно, существуют различные причины того, что к одним людям мы относимся с большей симпатией, чем к другим. Эмоциональная привязанность может возникнуть на основании общих взглядов, интересов, ценностных ориентации или как избирательное отношение к особой внешности человека, его поведению, чертам характера и т.д. Любопытным является то, что такие отношения позволяют лучше понимать другого человека. С известной долей условности можно сказать, что чем больше нам человек нравится, тем больше мы его знаем и лучше понимаем его поступки (если, конечно, речь не идет о патологических формах привязанности).

Аттракция значима также и в деловых отношениях. Поэтому большинство психологов, работающих в сфере бизнеса, рекомендуют профессионалам, связанным с межличностными коммуникациями, выражать к клиентам самое позитивное отношение даже в том случае, если на самом деле они не испытывают к ним симпатии. Внешне выраженная доброжелательность имеет обратное действие - отношение действительно может измениться на позитивное. Таким образом, специалист формирует у себя дополнительный механизм социальной перцепции, позволяющий получить большую информацию о человеке. Однако следует помнить, что чрезмерное и искусственное выражение радости не столько формирует аттракцию, сколько разрушает доверие людей. Доброжелательное отношение далеко не всегда можно выразить посредством улыбки, особенно если она выглядит фальшивой и слишком устойчивой. Так, телевизионный ведущий, улыбающийся в течение полутора часов, вряд ли привлечет к себе симпатии телезрителей.

Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием человеку причин поведения. У каждого человека возникают свои предположения о том, почему воспринимаемый индивид ведет себя определенным образом. Приписывая другому те или иные причины поведения, наблюдатель делает это либо на основе сходства его поведения с каким-либо знакомым ему лицом или известным образом человека, либо на основе анализа собственных мотивов, предполагаемых в подобной ситуации. Здесь действует принцип аналогии, подобия с уже знакомым или таким же. Любопытно, что каузальная атрибуция может «сработать» даже тогда, когда аналогия проводится с лицом несуществующим и никогда не существовавшим реально, но имеющимся в представлениях наблюдателя, например с художественным образом (образом героя из книги или фильма). Каждый человек имеет громадное количество представлений о других людях и образах, которые сформировались не только в результате встреч с конкретными людьми, но также и под влиянием разнообразных художественных источников. На подсознательном уровне данные образы занимают «равные позиции» с образами людей, реально существующих или реально существовавших.

Механизм каузальной атрибуции связан с некоторыми аспектами самоощущения индивида, который воспринимает и оценивает другого. Так, если субъект приписал другому негативные черты и причины их проявления, то он скорее всего будет оценивать себя по контрасту как носителя положительных черт. Иногда люди с заниженной самооценкой проявляют чрезмерную критичность по отношению к окружающим, создавая тем самым некий отрицательный субъективно воспринимаемый социальный фон, на котором, как им кажется, они выглядят вполне пристойно. На самом деле - это лишь субъективные ощущения, возникающие как механизм психологической защиты. На уровне социальной стратификации такие межгрупповые отношения, как выбор аутгруппы и стратегия социального творчества, безусловно, сопровождаются действием каузальной атрибуции. Т. Шибутани говорил о мере критичности и доброжелательности, которую целесообразно соблюдать по отношению к окружающим. Ведь каждый человек имеет положительные и отрицательные черты, а также особенности поведения, обусловленные его амбивалентностью как индивида, личности и субъекта деятельности. Кроме того, одни и те же качества по-разному оцениваются в различных ситуациях.

Приписывание причин поведения может происходить с учетом экстернальности и интернальности как того, кто приписывает, так и того, кому приписывают. Если наблюдающий является преимущественно экстерналом, то причины поведения индивида, которого он воспринимает, будут видеться ему во внешних обстоятельствах. Если же он интернален, то и интерпретация поведения других будет связана с внутренними, индивидуальными и личностными причинами. Зная, в каких отношениях индивид является экстерналом, а в каких интерналом, можно определить и некоторые особенности его интерпретации причин поведения других людей.

Восприятие человека зависит также от его способности поставить себя на место другого, отождествить себя с ним. В этом случае процесс познания другого пойдет более успешно (в том случае, если есть существенные основания для соответствующего отождествления). Процесс и результат такого отождествления называется идентификацией.Идентификация как социально-психологическое явление рассматривается современной наукой весьма часто и в таких различных контекстах, что следует специально оговорить особенности данного феномена как механизма социальной перцепции. В этом аспекте идентификация подобна эмпатии, однако эмпатию можно рассматривать как эмоциональное отождествление субъекта наблюдения, которое возможно на основе прошлого или настоящего опыта подобных переживаний. Что же касается идентификации, то здесь в большей степени происходит интеллектуальное отождествление, результаты которого тем успешнее, чем более точно наблюдатель определил интеллектуальный уровень того, кого он воспринимает. В одном из рассказов Э.По главный герой, некто Дюпен, в беседе со своим другом анализирует ход рассуждений маленького мальчика, за которым он наблюдал некоторое время. Разговор идет как раз по поводу понимания одним человеком другого на основе механизма интеллектуального отождествления.

«... Мне знаком восьмилетний мальчуган, чья способность верно угадывать в игре "чет и нечет" снискала ему всеобщее восхищение. Это очень простая игра: один из играющих зажимает в кулаке несколько камешков и спрашивает у другого, четное ли их количество он держит или нечетное. Если второй играющий угадает правильно, то он выигрывает камешек, если же неправильно, то проигрывает камешек. Мальчик, о котором я упомянул, обыграл всех своих школьных товарищей. Разумеется, он строил свои догадки на каких-то принципах, и эти последние заключались лишь в том, что он внимательно следил за своим противником и правильно оценивал степень его хитрости. Например, его заведомо глупый противник поднимает кулак и спрашивает: "Чет или нечет?" Наш школьник отвечает "нечет" и проигрывает. Однако в следующей попытке он выигрывает, потому что говорит себе: "Этот дурак взял в прошлый раз четное количество камешков и, конечно, думает, что отлично схитрит, если теперь возьмет нечетное количество. Поэтому я опять скажу "нечет!" Он говорит "нечет!" и выигрывает. С противником чуть поумнее он рассуждал бы так: "Этот мальчик заметил, что я сейчас сказал "нечет", и теперь он сначала захочет изменить четное число камешков на нечетное, но тут же спохватится, что это слишком просто, и оставит их количество прежним. Поэтому я скажу "чет!" Он говорит "чет!" и выигрывает. Вот ход логических рассуждений маленького мальчика, которого его товарищи окрестили "счастливчиком". Но, в сущности говоря, что это такое? Всего только, - ответил я, - уменье полностью отождествить свой интеллект с интеллектом противника.

Вот именно, - сказал Дюпен. - А когда я спросил у мальчика, каким способом он достигает столь полного отождествления, обеспечивающего ему постоянный успех, он ответил следующее: "Когда я хочу узнать, насколько умен, или глуп, или зол вот этот мальчик или о чем он сейчас думает, я стараюсь придать своему лицу точно такое же выражение, которое вижу в его лице, а потом жду, чтобы узнать, какие мысли или чувства возникнут у меня в соответствии с этим выражением... " (По Э.. Рассказы. - М., 1980. С. 334). Как видим, данный отрывок иллюстрирует действие механизмов идентификации и эмпатии в познании мальчиком своего сверстника с целью победы в игре. Механизм идентификации в данном случае явно преобладает над эмпатией, которая здесь также имеет место.

Профессиональная деятельность некоторых специалистов связана с необходимостью идентификации, как, например, работа следователя или преподавателя, о чем многократно описано в юридической и педагогической психологии. Ошибка идентификации при неверной оценке интеллектуального уровня другого человека может привести к негативным профессиональным результатам. Так, учитель, который переоценивает либо недооценивает интеллектуальный уровень своих учеников, не сможет в процессе обучения верно оценить связь реальных и потенциальных возможностей обучающихся.

Следует заметить, что слово «идентификация» в психологии означает целый ряд явлений, которые не тождественны друг другу: процесс сличения объектов на основании существенных признаков (в когнитивной психологии), неосознаваемый процесс отождествления близких людей и механизм психологической защиты (в психоаналитических концепциях), один из механизмов социализации и т.д. В широком смысле идентификация как механизм социальной перцепции, сочетаясь с эмпатией, представляет собой процесс понимания, видения другого, постижения личностных смыслов деятельности другого, осуществляемый путем прямого отождествления или попытки поставить себя на место другого.

Воспринимая и интерпретируя окружающий мир и других людей, человек также воспринимает и интерпретирует себя, свои собственные действия и побуждения. Процесс и результат самовосприятия человека в социальном контексте называетсясоциальной рефлексией. Как механизм социальной перцепции социальная рефлексия означает понимание субъектом своих собственных индивидуальных особенностей и того, как они проявляются во внешнем поведении; осознание того, как он воспринимается другими людьми. Не следует думать, что люди способны воспринимать самих себя более адекватно, чем окружающих. Так, в ситуации, когда есть возможность посмотреть на себя со стороны - на фотографии или кинопленке, многие остаются весьма недовольны впечатлением, произведенным собственным образом. Это происходит потому, что люди имеют несколько искаженный образ самого себя. Искаженные представления касаются даже внешности воспринимающего человека, не говоря уже о социальных проявлениях внутреннего состояния.

Взаимодействуя с окружающими, каждый человек видит большое количество реакций людей на него самого. Эти реакции неоднозначны. И все же особенности конкретного человека предопределяют некоторые особенности реагирования на него окружающих. В целом, каждый имеет представление о том, как в основном относятся к нему окружающие люди, на основании чего и складывается часть образа «социального Я». Субъект может вполне отчетливо осознавать, какие именно его особенности и личностные проявления являются наиболее привлекательными или отталкивающими для людей. Он также может использовать это знание в определенных целях, корректируя или меняя свой образ в глазах других людей. Воспринимаемый и передаваемый образ человека принято называть имиджем.

Итак,имидж личности - это еевоспринимаемый и передаваемый образ. Имидж возникает тогда, когда наблюдатель получает относительно устойчивое впечатление о другом человеке, его наблюдаемом поведении, внешнем виде, высказываниях и т.д. Имидж имеет две стороны: субъективную, т. е. передаваемый образ того человека, которого воспринимают, чей образ создается, и объективную, т.е. воспринимаемую тем, кто наблюдает. Передаваемый и воспринимаемый образы могут не совпадать. Кроме того, передаваемый образ не всегда отражает сущность личности. Существует так называемый разрыв достоверности образа, когда есть вышеназванное несовпадение. Имидж может быть принимаемым или не принимаемым, вызывая к себе соответствующее положительное или отрицательное отношение. Выделяют основные условия принимаемого имиджа: ориентация на социально одобряемые формы поведения, которые соответствуют социальному контролю, и ориентация на средний класс (как наиболее многочисленный) по социальной стратификации. Иными словами, человек в своем самопроявлении должен быть одобряем большинством, не являясь при этом лишь типичным представителем этого большинства, но стараясь превосходить его по какому-то критерию. Если же человек делает то, что осуждается требованиями большинства, то даже при положительном отношении окружающих, его имидж не будет принимаемым. Если образ человека не воспринимается окружающими или носит отрицательные характеристики с их точки зрения, то можно сделать следующие выводы относительно его социального самопроявления: либо он пренебрегает общепринятыми обычаями, либо утверждает собственное Я, пренебрегая социальными нормами. Не случайно деятели, для которых общественная популярность важна, имеют так называемых имиджмейкеров - специалистов, занимающихся проблемами становления и развития популярного имиджа.

Выделяют три уровня воспринимаемого образа: биологический, психологический, социальный. Биологический уровень предполагает восприятие пола, возраста, состояния здоровья, физических данных, конституции, темперамента. Психологический уровень предполагает анализ таких факторов как характер, воля, интеллект, эмоциональное состояние и т.д. Социальный включает в себя слухи, сплетни, какую-то информацию, которая стала известна о данном человеке по различным социальным источникам.

Разумеется, в процессе восприятия возможны искажения воспринимаемого образа, которые обусловлены не только субъективизмом интерпретации, но также и некоторыми социально-психологическимиэффектами восприятия. С этой точки зрения искажения носят объективный характер и требуют определенных усилий личности воспринимающего для их преодоления. Наиболее значимой информацией о человеке является первая и последняя (эффект первичности и эффект недавности). При этом, если мы знаем человека достаточно долго, то наиболее значимой будет последняя информация о нем. Если же человек нам незнаком или мы знаем его очень плохо, то наиболее значимой оказывается первая поступившая информация. Кроме того, большое значение производит эффект положительного или отрицательного ореола. Обычно этот эффект возникает по отношению к человеку, о котором складывается общее оценочное представление из-за недостатка информации. Допустим, учительница, которая первый раз пришла в данный класс, но слышала весьма похвальные отзывы других учителей об учебных успехах Н. и знает, что Н. круглая отличница, будет предрасположена относиться к данной ученице соответствующим образом. Особенно, если Н. будет активна на первом уроке. В дальнейшем, даже когда Н. будет не совсем готова к уроку, учительница может весьма лояльно относиться к ее учебной деятельности. То же самое может происходить и с учениками, которые имеют отрицательный имидж у педагогов.

А.С. Макаренко, будучи руководителем колонии для несовершеннолетних преступников в 20-е годы, намеренно не читал личных дел поступающих к нему детей и не знакомил с этими делами педагогов колонии. Его расчет понятен: он не хотел формировать негативных установок у воспитателей, поскольку они, создавая экспектации, входят в социальный контроль и способствуют провокации вполне определенного поведения у воспитанников. Следует заметить, что А.С. Макаренко был одним из наиболее успешных социальных педагогов мира, который в жестких условиях экономического кризиса и тоталитарного политического режима создал уникальную воспитательную систему, способную обеспечить условия для развития и саморазвития колонистов.

Говоря о многообразных искажениях восприятия, невозможно игнорировать одно из самых распространенных - стереотипы. В широком смысле, стереотип - это чрезмерное обобщение какого-либо явления, переходящее в устойчивое убеждение и влияющее на систему отношений человека, способы поведения, мыслительные процессы, суждения и т.д. Процесс формирования стереотипов называется стереотипизацией. Стереотипизация несет в себе не только негативные явления. Она необходима любому человеку, поскольку включает в себя известное упрощение образа в шаблонных социальных ситуациях и при взаимодействии со знакомыми людьми. Стереотипы определяют привычки и, таким образом, входят в социальный контроль, заранее предопределяя поведение человека в тех или иных случаях. Стереотипы помогают нам принимать решения в типичной, повторяющейся ситуации и сохраняют, таким образом, психическую энергию, сокращая время реагирования и ускоряя процесс познания. В то же время стереотипное поведение препятствует принятию новых решений. Умение преодолевать мешающие стереотипы является важным условием, социальной адаптации.

В результате стереотипизации формируется социальная установка - предрасположенность, готовность человека воспринимать что-то определенным образом и действовать тем или иным способом. Особенности формирования социальных установок связаны с тем, что они обладают некоторой устойчивостью и несут в себе функции облегчения, алгоритмизации, познания, а также инструментальную функцию, (приобщение индивида к системе норм и ценностей данной социальной среды). Установка может помогать воспринимать образ другого человека более правильно, действуя по принципу «увеличительного стекла» при аттракции, а может и блокировать нормальное восприятие, подчиняясь принципу «искажающего зеркала». В любом случае установка является своеобразным фильтром доверия или недоверия по отношению к поступающей информации. Один из ведущих отечественных исследователей социальной установки - Д.Н. Узнадзе полагал, что установка лежит в основе избирательной активности человека, а значит, является показателем возможных направлений деятельности. Зная социальные установки человека, можно прогнозировать его действия. Изменения установок зависят от новизны информации, индивидуальных особенностей субъекта, порядка поступления информации и системы установок, которые уже имеются у субъекта.

Поскольку установка определяет избирательные направления поведения индивида, она регулирует деятельность на трех иерархических уровнях: смысловом, целевом и операциональном.

На смысловом уровне установки носят, наиболее обобщенный характер и определяют отношения личности к объектам, имеющим личностное значение для индивида. Целевые установки связаны обычно с конкретными действиями и стремлением человека довести начатое дело до конца. Они определяют относительно устойчивый характер протекания деятельности. Если действие прервано, то мотивационное напряжение все равно сохраняется, обеспечивая человеку соответствующую готовность к его продолжению. Эффект незавершенного действия был открыт К.Левиным и более основательно изучен в исследованиях его ученицы - Б.В. Зейгарник (эффект Зейгарник). На операциональном уровне установка обусловливает принятие решения в конкретной ситуации. Она способствует восприятию и интерпретации обстоятельств прежде всего на основе прошлого опыта поведения субъекта в подобной ситуации и соответствующего прогнозирования возможностей адекватного и эффективного поведения.

Ж.Годфруа выделил три основных этапа в формировании социальных установок у человека в процессе социализации. Первый этап охватывает период детства до 12 лет. Установки, развивающиеся в этот период, соответствуют родительским моделям. С 12 до 20 лет установки приобретают более конкретную форму. На этом этапе формирование установок связано с усвоением социальных ролей. Третий этап охватывает период от 20 до 30 лет и характеризуется кристаллизацией социальных установок, формированием на их основе системы убеждений, которая является весьма устойчивым психическим новообразованием. К 30 годам установки отличаются значительной стабильностью, фиксированностью. Изменить их крайне трудно.

В процессе восприятия и интерпретации другого человека не всегда возникают стереотипы и установки, но в стандартных и повторяющихся ситуациях они являются неизменными спутниками социальной перцепции.

Вопросы по теме

В чем заключается специфика социальной перцепции в отличие от просто

го восприятия"

Какую роль в социальной перцепции играет образ?

Какие механизмы социальной перцепции являются наиболее распространенными с вашей точки зрения? Какие из них наиболее важны для учителя в его педагогической деятельности при взаимодействии с учениками?

Почему каузальную атрибуцию часто называют самым «коварным» механизмом социальной перцепции?

Что общего и каковы различия между эмпатией и идентификацией как механизмами социальной перцепции?

Всегда ли восприятие человеком самого себя является социальной рефлексией?

Какие изменения могут произойти с социальными установками человека после 30 лет? (См. главу «Социальное развитие человека».)

Задания для самостоятельной работы

На основе анализа содержания идеи Э.Берна, приведенной в эпиграфе к главе, объясните, каким образом социальная перцепция обусловлена чувствами воспринимающего человека? Подумайте, как это связано с социальным контролем?

Самостоятельно сформулируйте три определения социальной перцепции в зависимости от ее типа. (См.Перцепция социальная в «Основных понятиях

Приведите примеры, иллюстрирующие разрыв между воспринимаемым и передаваемым имиджем человека («разрыв достоверности»). Проанализируйте причины разрыва.

Используя определениеустановки социальной в разделе «Основные понятия курса», проанализируйте компоненты и функции социальной установки.

Литература

Баранова Β.Α. Имидж личности как социально-психологическое явление // Магистр.- 1994.-№2.

Битянова M. Р. Социальная психология. - М., 1994.

Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. - М., 1993.

Бодалев A.A. Личность и общение. - М., 1995.

Годфруа^Ж. Что такое психология. - М., 1992. -Т. 2.

Дьяченко М.И. , Кандыбович Л. А. Психология: Словарь-справочник. Минск, 1998.

Дьячкова Э. К. Имиджелогия для руководителя. - Новосибирск, 1998.

Келли Г. Процесс каузальной атрибуции // Современная зарубежная социальная психология: Тексты. - М., 1984.

Кроль Л. Н., Михайлова Л. А. Человек - оркестр: микроструктура общения М.,1993.

Узнадзе Д. Н. Экспериментальные основы теории установки - Тбилиси 1966.