Мемориальный музей-усадьба М.И. Глинки (село Новоспасское)

Родина композитора М.И.Глинки. Совсем рядом с Десногорском. Дом-музей, церковь, где его крестили. Село Новоспасское. По красоте природы немало людей, поездивших по миру, называют это место Смоленской Швейцарией. Два раза в год, в начале июня и в июле, тут бывает особенно многолюдно: на дни Глинки и Престольный праздник в церкви Тихвинской иконы Божией Матери. Всё остальное время тишина под небом, которое помнит былые времена.
Здесь родился великий русский композитор Михаил Иванович Глинка.
«Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю мое-му, капитану в отставке Ивану Ни-колаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальнем расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися со знаменитыми Брянскими лесами...» Так начинает свои автобиографические «Записки» М. И. Глинка.
Запись в метрике.



Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М. И. Глинки - отставным майором Н. А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М. И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.




















Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М. И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой. Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России. Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из Новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.









Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. «Наше семейство многочисленно, но очень дружно», - писал композитор.Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, «красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера», по словам ее дочери Людмилы. Друг М. И. Глинки П. А. Степанов так говорит о Евгении Андреевне: «Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов». 49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.
Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые «грустно нежные звуки» народных песен.


Здесь он с мамой и сестрой Пелагеей.


Усадебный дом в Новоспасском был построен И. Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте. До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами.



















Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М. И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».
Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М. И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач. В последний раз М. И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспас-ское не приедет».В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов. В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М. И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М. И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.
Но что-то всёравно приходит в упадок. Вот как это сооружение. И мост на другую сторону села.













Эта бабушка Шура, коренная жительница села. Не пропускала ни одной службы. И такая радостная, задорная, озорная была. Упокой её душу, Господи.

Ну а Престольный праздник - такая радость! Приезжают люди из очень дальних мест. И даже из стран через океан. И архимандрит Кирилл из белорусского Хотимска ни разу не пропускал этот праздник.





















































Будущий иерей Иоанн.


Матушка убаюкивает доченьку свою.


Ну и как же в деревне без самовара!



































Эти фотографии от жителей села Новоспасское. В них - ушедшая эпоха и без слёз смотреть их невозможно. Первый состав работников музея.
Старый клуб и магазин.


Дом- музей строится.
Бывшая почта.
Выпуск 1945-го года.И слова Ольги Кузмицкой (Павловой)
-Учительница - моя бабушка Татьяна Васильевна Волочкова, человек, который вырастил и воспитал мою маму Александру Глинку. Так сложилась судьба. что моя родная бабушка отдала на воспитание мою маму её крёстной матери - бабушке Тане, которая вырастила её в Новоспасском.
1970-е годы.
В парке Новоспасского.
Каким-то чудом удаётся увидеть то, что было ещё до твоего рождения.















В Новоспасское всегда приезжаешь в предвкушении нового. Здесь душа в невидимых ладошках Ангела парит в покое и радости. Здесь хорошо.

Так исторически сложилось, что село имеет два названия: первое с момента возникновения – Шаланга, второе с 1462 года, когда в селе была построена церковь, названная в честь Святого Спаса.

В 1330 году Иван Калита перевёл Даниловский монастырь в Кремле на свой великолепный двор, где построил храм во имя Преображенья. Монастырь стал называться монастырем Святого Спаса. С этого времени многие сёла и монастыри стали носить название Спаса Нового. Вот и наше село было переименовано в Новоспасское (допускалось и написание Ново-Спасское).

Расположено село Новоспасское в семи километрах к югу от Починок, на левом берегу реки Рудни. На севере и северо-западе протекает речка Стырша, к которой примыкают несколько болот.

В 1647 году починковская пустошь, прилегающие земли и села, в том числе и село Новоспасское, по личному указу царя Алексея Михайловича Романова перешли во владения боярина Б.И. Морозова. В 1689 году бывшие крестьяне Б.И.Морозова стали государственными, приписанными к ведомству поташного правления. Они обязаны были выплачивать подати и специальный налог, выполнять барщину.

Поташное производство потребляло большое количество леса, поэтому обширные пространства обезлесивались, и во второй половине восемнадцатого века казенное производство поташа было прекращено.

С 1760 года крестьяне села Новоспасское были приписаны к Починковскому конному заводу. Они платили оброк на его содержание, выполняли различные натуральные повинности (заготовка сена, доставка фуража). Конезаводу были переданы во владения пастбища и леса, которыми ранее пользовались жители села Новоспасское. Крестьяне села неоднократно обращались с жалобами в правительственные учреждения о незаконном изъятии обрабатываемых ими земель в пользу конезавода, однако эти жалобы оставались без удовлетворения.

Для того чтобы заплатить конному заводу денежный оброк, большинство крестьян вынуждено было заниматься ремеслом. С тех пор в селе Новоспасское большое распространение получило производство валяной обуви. Мастера – «валяльщики» работали не только в своем селе. Часто, объединившись по два человека, со своими инструментами они ходили по соседним населенным пунктам и целыми зимами занимались изготовлением валенок. Секреты мастерства передавались по наследству, и этот промысел сохранился до наших дней.

До 1816 года документов по истории села не найдено. С 1816 года в Арзамасском архиве имеются ревизские сказки по селу Новоспасское.

Из ревизской сказки от февраля 1816 года известно: «Жители с. Ново-Спасское были приписаны к Починковскому конному заводу. Всего жителей в Новоспасске было 682 человека, но к февралю месяцу 1816 г. выбыло 208 человек. Конным заводом выдано жителям денег в сумме 6192 рубля 29 коп. Крестьяне с. Ново-Спасское сделали доход государству в сумме 8700 рублей»1. Старшим села был Максим Григорьев «не умеющий грамоте».

Не было грамотных в селе и в 1834 году. Из ревизской сказки 1834 г.: «Жителей с. Ново-Спсское Лукояновского уезда приписали к Починковскому военно-конскому заводу: мужчин 438, женщин 435. …Фрол Семёнов 48 лет. Жена Наталья Семёнова 40 лет. Отавной чиновник, причисленный на участок земли без платежа податей в число крестьян, Яков Филиппович Соболев… Прописных к 1834 г. по ревизской сказке нет. В заштат уволенный Николай Васильевич Остроумов. За неимением грамотных в 1834г., руку приложил Пётр Иванович».2

В 1859 году Ново-Спасское (Шаланга) являлось селом казённым приреке Рудня, от уездного города – 51 верста, от становой квартиры –4 версты, число дворов – 112, душ мужского пола – 446, женского – 484. Церковь православная.

1836 год: 190 дворов, 766 душ мужского пола, 727 женского. Всего десятин земли – 2044, леса – 303, лошадей – 341, коров – 294, мелкого рогатого скота – 898.

В 1888 году в селе с 1857 жителями была открыта церковно-приходская школа, и обучались в ней 23 ученика.

1897 год: число лошадей – 488, коров – 341, мелкого скота – 294, обрабатываемой земли для себя 898 десятин, 12 человек на военной службе, 72 на заработках.

Данные о селе за 1909 год: «Село Новоспасское – Шалангатом. Положение дач возвышенное по обе стороны реки Рудня. Глубина реки местами от 1 до 2 аршин, ширина 5 сажен. Вода … хороша, почва – черноземная. Крестьяне – русские православные, занимаются хлебопашеством и частью промыслами. На хозяйство причитается 1 лошадь, 1 корова, 5 овец, 2 свиньи. В свободное время от хлебопашества крестьяне занимаются извозом и продажею хлеба. Уходящих крестьян в низовые губернии на заработки 10 человек. В селе находятся староста и сотский».

Как видим, написание села то Шелонга, то Шелонгатом, а на карте Лукояновского уезда – Шаланга, то есть к началу XX века единого правописания в названии села не существовало, каждый чиновник называл село на свой лад.

1912 год: Составлен план земли общества крестьян с. Ново-Спасское Починковской волости и план участка, отведённого к одним местам из земли общества крестьян села Ново-Спасское Починковской волости Лукояновского уезда Нижегородской губернии генерального межевания. «Отвод участков произведён в 1912 году по распоряжению Нижегородской землеустроительной комиссии от апреля 1912 года. Землеустроитель Н.В.Виноградов».

12 марта 1918 года Починковскую волость раздели на 3 волости: Новоспасскую, Тагаевскую и Починковскую. Начиная с 1918 года в документах уже не встретишь слово «крестьянин», всё – бедняк, бедняки. В характерном документе того времени Новоспасский совет, докладывая 24 января 1919 года о политическом настроении, сообщает, что политическое настроение в c. Новоспасское хорошее.

В 1930 году, когда в селе началась «сплошная коллективизация», был создан колхоз «Искра». Первым председателем колхоза «Искра» стал уроженец села Никитино В. Лобанов.

Работа в колхозе велась в основном на конной тяге, обмолот хлебов вели на конной молотилке и вручную цепами. Общественные животноводческие постройки были плетнёвые, а зерносклады были сложены из кулацких амбаров. Правление колхоза разместили в бывшем доме «кулака» Иконникова Николая на Третьей улице – Сдобновке (ныне улица Буденного). В это время был образован Сельский совет, который находился в центе села на Первой улице – Большой улице (ныне улица Ленина). Затем здание правления тоже перенесли в центр села.

Люди с неохотой шли в колхоз. Имея постоянный заработок от производства валенок, значительная часть жителей села в колхоз не вступала. И коллективизация единоличных хозяйств продолжалась вплоть до 1940 года (некоторые шаланговцы, такие как Михаил Григорьевич Травницкий, Андрей Иванович Майдокин, Анастасия Ильинична Рабынина, не были членами колхоза и в 1974 году).

Крестьянам, вступившим в колхоз, не по нутру была совместная работа – «в 1934-1938 годах дисциплина в колхозе была на низком уровне, часто менялись председатели и бригадиры».

Такое положение в какой-то мере объясняет тот факт, что в период с 1930 по 1939 годы в местном колхозе сменилось 15 председателей. Видимо, партийное руководство района способствовало смене председателей, как не обеспечивших сплошную коллективизацию.

В 1939 году построили срубовой свинарник, конный двор, а затем телятник и дом животноводов.

Из брёвен разрушенной церкви, находившейся на территории сельского кладбища, а также из брёвен домов раскулаченных и высланных из села жителей в центре села, на площади, была построена школа.

В тридцатые и сороковые годы XX века село Новоспасское являлось центром одноименного сельского совета, в нем находилась центральная усадьба колхоза «Искра», а на административной территории располагались село Шишадеево (колхоз «Новый путь»), поселок Ключи (колхоз им. Чапаева) и поселок Калиновка (колхоз им. Горького).

В начале Великой Отечественной войны в ряды Красной Армии было призвано более 600 мужчин, больше половины из них погибли, защищая Отечество. В память о их подвиге в центре села воздвигнут памятник-обелиск.

Тяжело приходилось жителям села в послевоенные годы, но нужно было думать о будущем. В 1958 году в селе Новоспасское построен клуб.

В 60-е годы стало интенсивнее развиваться сельхозпроизводство в колхозе «Искра». Земли хозяйства являлись одними из самых плодородных и удобных для обработки земель Починковского района. Многие годы колхозом руководил фронтовик Дмитрий Иванович Майдокин. В те же годы началась плодотворная деятельность талантливого агронома, уроженца села Новоспасское Ивана Александровича Стукалина. Впоследствии И.А.Стукалин еще 25 лет руководил агрономической службой крупнейшего тогда в районе хозяйства «Ленинская искра».

В 1963 году произошло объединение двух хозяйств: колхоза «Искра» (с. Новоспасское) и колхоза им. Ленина (с. Починки). Председателем объединённого колхоза «Ленинская искра» был назначен Яков Леонтьевич Фадеев. За успешное руководство Я.Л.Фадеев был награждён орденами Трудового Красного знамени и Знак Почёта.

Около трех десятков лет, являясь крупным подразделением колхоза «Ленинская искра», участок №2 в селе Новоспасское оставался как бы колхозом в колхозе. Здесь успешно действовали молочно-товарная, свиноводческая фермы, ремонтная мастерская, машинно-тракторный парк, огородная бригада, были хорошие зерновые склады и крытый ток.

Участок в разные годы возглавляли талантливые организаторы сельхозпроизводства Иван Михайлович Балашов, Дмитрий Васильевич Рабынин, Иван Степанович Стукалин.

Жители, имевшие небольшой, но стабильный заработок, оставались в селе, рождались дети. В 60-е годы XX века ежедневно за школьные парты садились более 200 юных жителей с. Но¬воспасское, а ежегодно выпускниками восьмилетней школы становились более 60 юношей и девушек.

1963 году произошло объединение двух хозяйств: колхоза «Искра» (с. Новоспасское) и колхоза им. Ленина (с. Починки). Председателем объединённого колхоза «Ленинская искра» был назначен Яков Леонтьевич Фадеев. За успешное руководство Я.Л.Фадеев был награждён орденами Трудового Красного знамени и Знак Почёта.

Именно для такого количества учеников в середине 60-х годов и было начато строительство нового типового школьного здания. Основное бремя расходов взял на себя, колхоз «Ленинская искра», а тип здания и его месторасположение выбрал председатель этого хозяйства Яков Леонтьевич Фадеев. Организационные и хозяйственные заботы легли на плечи директора школы Виталия Денисовича Дивейкина. И вот усилиями строителей при согласованных действиях руководства колхоза и педагогического коллектива в 1967 году новое здание школы было возведено.

В 1980 году в память о воинах-земляках, павших на фронтах Великой Отечественной войны в центре села воздвигнут памятник-обелиск.

Одним из серьезных и продолжительных по времени препятствий для полноценного развития села и сельхозпроизводства являлось бездорожье. Только в восьмидесятые годы XX века была решена проблема постройки капитального моста через реку Рудня, и проложена дорога с твердым покрытием.

В период с 2005 по 2010 года прекратил своё существование участок №2 колхоза «Ленинская искра», в 90-е годы переименованного в ЗАО «Междуречье».

Согласно последней переписи населения, проведенной осенью 2010 года, в селе Новоспасское насчитывается 146 хозяйств, проживает 340 человек. В селе есть магазин, почта, медпункт, клуб. К сожалению, в августе 2010 года в селе Новоспасское была закрыта школа.

После закрытия школы детей села Новоспасское начали возить в соседнее село Дивеев-Усадскую средне-образовательную школу. Старую школу продали предпринимателям из Мордовии. На её месте планируется создание завода по производству кирпича, пеноблоков.

Но строительство "заморозилось".

Жители села до сих пор недовольны закрытием школы подтверждая это своими заявлениями в органы и высказываниями в сторону самоуправления по району. Но на их действие власть, ни каким образом не обращает внимание. Люди были обеспокоены, что культура села будет уничтожена, ведь на все праздники и знаменательные дни школьники показывали своё творчество в разных видах художества. Мероприятия по случаю праздников проходят в местном клубе под руководством учителей.

В клубе в 2010 году был проведен капитальный ремонт – это заслуга заведующей клуба Ильиной Галине Ивановны. Она, как и прежде устраивает с молодежью населению села незабываемые праздники.

В этом году 3 июня селу исполнилось пятьсот пятьдесят лет. В честь юбилея был проведён праздник с размахом. Приехало много гостей посмотреть на веселье. А так же чтобы поздравить жителей села прибыл глава сельской администрации. С самого утра прошел концерт, в котором приняли участие более пятидесяти человек. После концерта состоялась дискотека, где вся молодёжь села, а так же пожилые люди приняли активное участие. В честь завершения праздника люди с восхищением любовались на пышный салют.

Родина М.И. Глинки - село Новоспасское


Музей-усадьба М.И. Глинки в Новоспасском – единственный мемориальный музей великого композитора, основоположника русской классической музыки. Новоспасское – поистине сказочный уголок смоленской земли, расположенный на берегу реки Десна. Здесь Глинка провел 12 лет детства, неоднократно приезжал сюда будучи взрослым человеком.
Уникален и неповторим пейзажный парк усадьбы: многочисленные цветники, каскады прудов, беседки, мельница, оранжерея, островок Муз и Амуров лужок. Основу экспозиции составили переданные в свое время родственниками композитора подлинные предметы из родового дома в Новоспасском, мемориальные вещи.
Достопримечательностью усадьбы является действующая родовая церковь семьи Глинок. Ежегодно в конце мая – начале июня на Смоленщине проводится музыкальный фестиваль имени М.И. Глинки, завершение которого традиционно проходит в Новоспасском.

Адрес музея: Село Новоспасское Ельнинского района (112 км от Смоленска).

В смоленской усадьбе Новоспасское, что в двадцати километрах от Ельни, родился и провел детство великий русский композитор М.И. Глинка (1804-1857), основоположник русской классической музыки.

"Я родился 1804 года мая 20 утром, на заре, в селе Новоспасском, принадлежавшем родителю моему, капитану в отставке Ивану Николаевичу Глинке. Имение это находится в двадцати верстах от города Ельни Смоленской губернии; оно расположено по реке Десне (близ ее истока) и в недальном расстоянии окружено непроходимыми лесами, сливающимися с знаменитыми Брянскими лесами...". Так начинает свои автобиографические "Записки" М.И. Глинка.

Первый биограф М.И. Глинки В.В. Стасов писал: "Глинка родился, провел первые годы и получил первое свое образование не в столице, а в деревне, и таким образом натура его приняла в себя те элементы музыкальной народности, которые, по существу, в наших городах сохранились лишь в сердце России.

Во владение Глинок - потомков старинного польского шляхетского рода, от которого в 1655 году отпочковалась ветвь смоленских дворян - усадьба Новоспасское, а точнее, пустошь Шатькова, как она первоначально называлась, перешла в 1750-году. Небольшой деревянный дом, в котором родился композитор, был выстроен в конце XVIII века дедом М.И. Глинки - отставным майором Н.А. Глинкой. Тогда же, в 1786 году, была сооружена каменная усадебная Спасо-Преображенская церковь, по имени которой селение получило название Новоспасское. На безымянном ручье, впадающем в Десну, был устроен каскад прудов, а по обеим сторонам разбит небольшом парк, впоследствии значительно увеличившийся. Для него отец М.И. Глинки - отставной капитан Иван Николаевич Глинка (1777-1834), к которому усадьба перешла в 1805 году - специально выписывал из Петербурга, Риги и даже из-за границы саженцы и луковицы редких растений и цветов.

Усадебная церковь построена дедом Глинки в стиле провинциального барокко. Возле церкви похоронены родители композитора. В 1812 году отряд французских солдат, заняв Новоспасское, попытался ограбить церковь, но крестьяне во главе со священником И. Стабровским - первым учителем М.И. Глинки - заперлись в храме и успешно отбились от неприятеля. Французы ограбили усадьбу, дом священника, но церковь осталась нетронутой.

Спасская церковь славилась своими колоколами. Самый большой из них весил 106 пудов. Его звук был слышен на десять верст окрест. В этот колокол по приказанию хозяина усадьбы звонили целый день, когда пришла весть о победе над Наполеоном и об изгнании врага из пределов России.

Колокола Новоспасской церкви чудом сохранились во время коммунистических погромов. В 1941 году священник и несколько мирян сняли колокола и затопили их в Десне. Кто-то из местных сообщил об этом фашистам. Они схватили священника и начали его пытать, обливая на морозе холодной водой и требуя, чтобы он указал место, где спрятаны колокола - цветной металл был нужен для победы третьего рейха. Священник умер под пытками - фашисты заживо заморозили его. После войны один из новоспасских колоколов был найден и ныне находится в смоленском музее.

Михаил Иванович рос в большой семье, у него было шесть сестер и два брата. "Наше семейство многочисленно, но очень дружно, " - писал композитор.
Душой семьи была, конечно, мать Евгения Андреевна, "красавица, к тому же очень хорошо воспитанная и прекрасного характера", по словам ее дочери Людмилы. Друг М.И. Глинки П.А. Степанов так говорит об Евгении Андреевне: "Какая прекрасная особа была его мать! Всякого, кто только любил ее сына, она уже считала своим; как она нас ласкала, баловала. В ее доме было так отрадно, что забывались все обыденные невзгоды, и сердце согревалось от жизненных морозов".
49 лет прожила в Новоспасском Евгения Андреевна, заботливо воспитывая своих детей. Самым любимым и дорогим для матери был старший сын Михаил.

Большую роль в воспитании мальчика сыграла его молодая няня Авдотья Ивановна, мастерица петь песни и рассказывать сказки. Но больше всего увлекали юного Глинку знакомые "грустнонежные звуки" народных песен.
Сам он напишет в "Записках": "И, может быть, эти песни, слышанные мною в ребячестве, были первою причиной того, что впоследствии я стал преимущественно разрабатывать русскую музыку".
"Отец мой, - писал Михаил Иванович, - очень любил меня и всех детей своих. Со мною же обращался, как с товарищем - поверял мне тайны и предположения свои, не скрывая радостей и огорчений. Он не щадил для меня издержек".
А любимая сестра композитора Людмила Ивановна Шестакова вспоминала: "Отец мой был от природы умный и по тому времени очень образованный молодой человек. Он выстроил новый двухэтажный деревянный дом в 27 комнат, который обставил с изысканной роскошью. Преобразил он и усадьбу, которая приводила всех гостей в восторг. У нас было все свое: ткали ковры, плели кружева, делали разные вышивки: также были портные, башмачники, маляры, столяры и прочие, - всего около ста человек, может быть, и более. Все помещались семьями в флигелях, которых было от десяти до двенадцати, кроме дома и двух больших флигелей. Это было маленькое местечко или городок".

Усадебный дом в Новоспасском был построен И.Н. Глинкой в 1807-1810 годы на месте предыдущего. Из документа 1860 года известно, что это был «деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцами и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40... печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16».

На первом этаже располагались хозяйственные помещения, бильярдная, столовая, зал, гостиная, диванная, на втором этаже - спальни и детская. Потолки комнат были расписаны лучшими московскими мастерами. «Мебель была в каждой комнате из особого дерева, - вспоминала сестра М.И. Глинки, Л.И. Шестакова. - Великолепные зеркала, паркеты, люстры, лампы... Все было сделано с таким вкусом и изяществом, что ежели бы перевезти наш дом в Петербург, то он не был бы одним из последних. Выстроен был он весь из дуба и сосны - прочного хорошего леса». Перед балконом дома огромный «скатистый луг» открывал панораму на берега реки, на заречные поля и луга.

Кроме господского дома в Новоспасском было еще множество построек - два флигеля, сооруженные в 1806-1811 годы, «господская баня», мельница, оранжереи, сукновальня и т.п. Все они были деревянными, и до наших дней не сохранились, как и сам господский дом.

До сих пор неизвестно, кто являлся создателем огромного пейзажного парка, занимающего сегодня всю территорию усадьбы. Несомненно, что это был выдающийся мастер садово-паркового искусства. Сложный рельеф местности, где расположена усадьба, служил отчасти помехой, а отчасти и подспорьем мастеру. Используя это обстоятельство, создатель парка в Новоспасском широко применял систему свободного размещения элементов парка. Его основу составили липы, вязы, клены, дубы и ясени. Небольшие группы деревьев и кустарников чередовались с полянами и маленькими лужайками, засаженными цветами. Одна из лужаек носила название «Амуров лужок» - здесь среди роз стояла мраморная статуя Амура.

Во время войны много деревьев было вырублено, и сейчас в парке Новоспасского сохранилось только около трехсот вековых деревьев, среди которых - девять дубов, посаженных самим М.И. Глинкой. Сохранился и дуб-исполин, под которым Глинка сочинял партитуру «Руслана и Людмилы».

Естественной границей парка служила река Десна. На ее небольших островках стояли беседки, где по праздникам целыми днями играл оркестр крепостных музыкантов, принадлежавший дяде М.И. Глинки. Будущий композитор тоже слушал эти концерты, а позднее сам играл на скрипке и флейте. Первым его учителем музыки был деревенский скрипач.

Глинка очень любил Новоспасское. И много лет спустя он часто приезжал в родные пенаты, а впечатления от жизни в усадьбе неизменно находили отражение в его творчестве.

В последний раз М.И. Глинка побывал в Новоспасском в июне 1847 года. «Я прибыл в Новоспасское в добром здоровье, но скоро начал чувствовать, что аппетит и сон начали исчезать, - писал он. - Желая поддержать себя, я для гимнастики начал маленьким топором рубить лишние липы, коих было множество, чтобы дать простор дубам, вязам и другим деревьям». Но здоровье его продолжало ухудшаться, и Глинка уехал в Петербург. А когда в 1851 году умерла мать композитора, поездки в Новоспасское утратили для него всякий смысл, и Глинка написал сестрам, что «никогда более без матушки в Новоспасское не приедет».

После смерти матери композитора - Е.Н. Глинки (1783- 1851) усадьбой владели его сестры - Л.И. Шестакова и О.И. Измайлова. В 1879 году Новоспасское перешло к коломенскому купцу Ф.Т.Рыбакову, который в 1882 году распродал обстановку, разобрал дом с флигелями и перевез их в Коломну, где они вскоре сгорели. В начале XX века Новоспасским владел смоленский купец Зеликин, построивший дачу рядом с фундаментами старого усадебного дома и вырубивший для этого часть парка. Остатки усадьбы погибли во время Великой Отечественной войны.

После смерти Михаила Ивановича его дом был продан родственниками и увезен. Родовое гнездо было разорено. Усадьба в 20 га пришла в полное запустение, оказался заброшенным и великолепный парк с фруктовым садом, оранжереями, английским садом для гуляния молодежи, погибли два каскада прудов.

В 1976 году началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 строительных организаций Смоленщины принимали самое активное участие в восстановлении этого имения.
По архивным материалам и воспоминаниям восстановлены дом Глинок, гостевой и кухонный флигели, каретный сарай, пекарня и дворовая изба, мостки, Амуров лужок (розарий), каскад прудов, беседки, оранжерея, отреставрирована родовая церковь, ныне действующая. Приведен в порядок парк, сделаны посадки дубов, кленов, лип. Посажен фруктовый сад. Радуют глаз и многочисленные цветники.

27 мая 1982 года в торжественной обстановке был открыт музей-усадьба М.И. Глинки - первый и единственный музей композитора. В пяти комнатах дома размещена экспозиция, рассказывающая о жизни и творческой деятельности М.И. Глинки. Восстановлены зал, столовая, бильярдная, кабинеты отца и самого композитора, комната птиц.

А. Низовский. "Усадьбы России. Подмосковные. От Петербурга до Саратова"

15 марта 2015 года. Село Новоспасское расположено в Ельнинском районе Смоленской области.Усадьба Новоспасское расположена в юго-восточной части Смоленской области в 22 км к югу от районного центра - г. Ельня, на реке Десна. В 1750 году усадьба перешла во владение деда Михаила Ивановича Глинки и называлась она "пустошь Шатьково" по расположенной рядом деревне Шатьково. В 1786 году была построена новая каменная Спасо-Преображенская церковь, а также деревянный дом, в котором 20 мая 1804 года в семье Ивана Николаевича Глинки и его жены Евгении Андреевны родился сын – будущий великий композитор Михаил Иванович Глинка.. По названию церкви "Спасо-Преображенская" была названа усадьба - Новоспасское. В Новоспасском прошло детство Глинки. Здесь он получил первые музыкальные впечатления, познал красоту русской народной песни, работал над своими бессмертными произведениями. На месте старого дома в 1807-1810 годах отец композитора построил новый "…деревянный двухэтажный дом, на каменном фундаменте, с коридором, крытый гонтом, но от времени ветхим, и обшит тесом с крыльцом и 4-мя балконами, внутри обит бумажными обоями, в нижнем этаже 17 комнат, в них окон с двойными рамами, медными ручками, задвижками и крючками 40 , печей голландских из простых изразцов со всею принадлежностью - 16". После Отечественной войны 1812 года дом по сути выстроили заново. Все в нем было прекрасно: потолки парадных комнат были расписаны, стены обиты бархатными обоями. Мебель – только из особого дерева. Всюду огромные зеркала, паркеты, люстры, лампы, два фортепиано – для музицирования. После смерти Ивана Николаевича Глинки, имение перешло к его младшей сестре Ольге Ивановне Измайловой. Через три года Ольга Ивановна скончалась, и имение досталось её мужу, который, не желая заниматься хозяйством, продал его купцу Рыбакову. Деревянный дом и часть флигелей были в 1882 году разобраны и перевезёны в Коломну, где из этого материала были построены казармы для военных. Само же имение после этого пришло в полный упадок. В 1933 настоятель Новоспасской церкви Федор (Рафаил) Тиванов был арестован вместе с семьей и увезен в неизвестном направлении. Остальная часть истории усадьбы относится уже к нашим дням. В 1976 году по решению Министерства культуры РСФСР и Союза композиторов началось восстановление двухэтажного деревянного дома и самой усадьбы. 27 мая 1982 года был открыт музей-усадьба М. И. Глинки. Из-за царившего в советские времена гонения на церковь во время реставрации усадьбы, Спасо-Преображенская усадебная церковь восстановлена не была. Её ремонт начался только в 1990 году. В настоящий момент церковь является действующей.

В село Новоспасское, на родину Глинки, прямой дороги нет — только в объезд. Повинна в том Фекла Александровна, бабушка композитора, которая три века назад в борьбе за счастье будущих родителей Михаила - Ивана Николаевича и Евгении Андреевны приказала разобрать мост через реку. Дядя Евгении, Афанасий Андреевич, упорно не давал согласия на брак, и бабушка помогла влюбленным обвенчаться тайно, а дабы задержать погоню, мост разобрали. Дяде пришлось принять неизбежное и задним числом дать добро.

Молодые жили долго, счастливо и произвели на свет 13 детей.

В судьбу их второго сына, Миши, активно вмешивалась все та же бабушка Фекла. Она забрана ребенка у родителей и держала у себя в теплой половине дома, выпуская на улицу лишь в исключительных случаях вроде посещения воскресной службы. Возвращаясь из церкви, мальчик колотил по тазам, подражая колокольному звону, - уже тогда у него проявился музыкальный талант.

Глинка очень любил Новоспасское и уже в зрелом возрасте, изрядно поездив по Европе , регулярно туда приезжал. «Бесценная моя матушка, наше Новоспасское - рай земной. Скоро буду, как жаль, что ненадолго», - писал он с дороги. Аромат любимых композитором роз и звучащая из небесно-голубого домика музыка Глинки переносят нас в XIX век с его неспешным бытом. Тогда на террасу выносили плетеную мебель и пили чай, настоянный на травах, обязательно с мятой и липой.

В тени неохватного дуба, что растет за домом, Глинка писал партитуру оперы «Руслан и Людмила». В селе часто бывали и друзья композитора. Он любил гостей, но неизменно ставил им одно условие: «Галоши и политику оставляйте за дверью». Устав от общества, Глинка уходил за реку и там в одиночестве играл на скрипке. Туда ему на пароме доставляли варенье - для поддержания сил.

Помимо музыки, полевых цветов и иностранных языков (Михаил свободно владел французским, немецким, итальянским, испанским и польским, научал английский, латынь и персидский) большую слабость Глинка питал к птицам. В одной из комнат на солнечной стороне он устроил вольер: в кадках стояли ели и растения из оранжерей, за сеткой летали более 16 певчих птиц Черноголовки, малиновки, щеглы, пеночки, канарейки, жаворонки и даже соловей. Глинка часто приходил их послушать. «Мне достаточно щебетания одной-единственной птицы, чтобы написать целую фантазию», - говорил он. Если пернатые не пели, Глинка возвращался в кабинет, брал скрипку и начинал играть, подзадоривая певуний - так они вдохновляли друг друга.

Музей «Новоспасское» - единственный в России мемориальный музей Михаила Глинки , открылся для посетителей 25 лет назад. Теперь ежегодно в конце мая - начале июня здесь проходят завершающие концерты музыкального фестиваля имени Глинки.

А еще, между прочим, съемочная группа Валерия Федосова, объехав десять лучших усадеб в стране, выбрала Новоспасское для съемок сериала «Обрыв».