Место человека системе социальных связей. Смысл жизни человка

Общество на любой ступени его развития и в любом конкретном проявлении - это сложное сплетение множества разнообразных связей и отношений людей. Жизнь общества не исчерпывается жизнью составляющих его конкретных индивидов. Сложный и противоречивый клубок человеческих отношений, действий и их результатов и есть то, что составляет общество. Человек в качестве предмета рассмотрения в социальной философии берется не "сам по себе", не как отдельный индивид, а как представитель социальной группы или общности, т.е. в системе его социальных связей.

Если отдельные люди, их объединения и действия достаточно очевидны, наглядны, то связи и отношения между людьми зачастую носят скрытый характер, бесплотны, невещественны. Именно поэтому огромная роль этих незримых отношений в общественной жизни была понята не сразу. Начавшееся с середины XIX века исследование общества под углом зрения социальных отношений в рамках марксизма ("Общество не состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых эти индивиды находятся друг к другу" - сделал вывод Маркс), затем в ХХ веке продолжилось и в рамках иных, немарксистских философских школ (например, П. Сорокина).

Понятие "общественное отношение" некоторыми философами рассматривается в качестве основной элементарной частицы общества наряду с такими понятиями как "социальный субъект" и "социальная деятельность". Именно входе своей деятельности человек вступает в разнообразные и многомерные отношения с другими людьми, причем, будучи порождены деятельностью, эти отношения, в свою очередь, являются ее необходимой общественной формой.

Понятие "общественные отношения" употребляются в двух смыслах: в широком, когда имеются в виду все, любые отношения между людьми, поскольку они складываются и реализуются в обществе, и в узком, когда под ними понимаются только отношения между большими социальными группами, имеющие непосредственно общественный характер (производственные, межклассовые и внутриклассовые, международные и внутриполитические и т.д.). Далее речь будет идти об общественных отношениях в узком смысле слова. Их можно определить следующим образом: общественные отношения - это многообразные формы взаимодействия и взаимосвязи (взаимозависимости), возникающие в процессе деятельности между большими социальными группами, а также внутри них. Отдельные люди включены в каждую из этих групп, поэтому они выступают в качестве универсальных со-субъектов.

Таким образом, человек выступает творцом своих собственных общественных отношений. В то же время они носят объективный характер. Это связано с тем, что люди сознательно (в большей или меньшей степени) совершая те или иные действия, ставя определенные цели и в большинстве случаев их достигая, как правило, не могут предвидеть вызванные своими действиями изменения своих общественных отношений. Поскольку отношения носят общественный характер, то единичные, индивидуальные действия людей и даже отдельных больших социальных групп не в состоянии полностью сознательно, рационально предопределить характер общественных отношений (не секрет, что даже индивид не в состоянии полностью контролировать все свои действия, что уж говорить о действиях массы индивидов, составляющих общество!). Следовательно, общественные отношения представляют собой особую объективную реальность, независимую от воли и желания людей, производящих и воспроизводящих их в процессе своей жизнедеятельности.

Общество представляет собой сверхсложную систему разнообразных общественных отношений, поэтому важной проблемой социальной философии оказывается классификация всей совокупности общественных отношений, выделения среди них главных, определяющих, первичных. Можно разделить все общественные отношения на два больших класса - класс материальных отношений и класс духовных (и в этом смысле идеальных) отношений. Важнейшим признаком, свойством (атрибутом) материальных отношений является их объективность: они возникают в процессе становления и развития общества и существуют независимо от общественного сознания. В то же время и духовным общественным отношениям в определенной степени присуща объективность (правда, уже в ином плане, чем материальным отношениям - в плане соотнесения общественного сознания с индивидуальным сознанием). Поэтому следует обратить внимание на принципиальное отличие духовных (идеальных) отношений от материальных. Материальные отношения возникают и складываются непосредственно в ходе практической (материальной) деятельности человека, непосредственно определяются ею. Духовные же отношения формируются, предварительно "проходя через сознание" людей (индивидуальное и групповое) и сознанием непосредственно определяясь.

С позиций материализма материальные общественные отношения рассматриваются как первичные, а духовные отношения - как вторичные. Тезис о первичности материальных отношений и вторичности, производности духовных не следует понимать упрощенно, выводить духовные отношения прямо и непосредственно из материальных. Связь между ними носит опосредованный характер: как отражение материальных отношений в общественном сознании возникают определенные идеи и духовные ценности, а уже они выступают непосредственной, конкретной причиной (вторым детерминантом) духовных отношений.

Природа человека имеет двойственный характер, так как она была сформирована не только благодаря биологическому становлению, но и за за счет социального взаимодействия.

Личность и факторы, влияющие на ее формирование

Личность – человеческий индивид, который может выступать субъектом общественных отношений, а также имеет свойство сознательной деятельности. В более узком смысле под личностью подразумевают систему качеств человека, которые позволяют ему участвовать в жизни общества.

На формирование личности влияют два фактора: биологический и социальный. Биологический фактор влияет на формирование привычек человека, пристрастий к определенным видам еды, музыки и т.д. Социальный фактор формирует в человеке его роль в общественных отношениях, отношение к другим общественным индивидам, а также к себе.

Многие ученые также выделяют третий фактор – психический. Благодаря психическому фактору человек синтезирует полученную из вне информацию, и принимает либо отвергает ее.

Самосознание и самореализация

Самосознание – процесс осознания человеком себя как сформировавшейся личности, которая может вступать в взаимодействие с другими членами социума, принимать собственный независимые решения и нести ответственность за них.

Самореализация является практическим применением самосознания. Самореализация может выражаться в применении человеком своих талантов, способностей, а также целенаправленного использования возможностей.

Социальное поведение

Социальное поведение – это действие определенного индивида, которое он направляет к другим членам общества. Социальное поведение человека развивается в трех основных направлениях – общение, деятельность и самосознание. На формирование социального поведения влияют такие факторы как традиции, нравственность и мораль.

Единство свободы и ответственности личности

В ходе своей социальной реализации личность самостоятельно выбирает виды социальной деятельности. Этот процесс носит название «социальная свобода». Любое проявление свободы, в том и числе и социальной влечет за собой ответственность.

Свобода личности заключается в возможности предвидеть те рамки, за которые не должна выходить ее деятельность. В социологии 20 века свобода трактовалась не как привилегия личности, а как социальное бремя, которое ограничивает его потребности.

Из подобной теории было выведено негативное и позитивное восприятие свободы личности. Ответственность личности представляет собой некий регулятор, который не позволяет направить свои действия в ущерб социуму

В каком бы состоянии не находилось любое общество, какой бы период своего развития не переживало, оно всегда представляет собой сложнейшую систему самых разнообразных взаимодействий, акторами которых, выступает человек. При этом действия единичного индивида не исчерпывают гаммы этих взаимодействий, потому что человек в ходе своей социальной жизни создает или выступает членом разнообразных человеческих сообществ - социальных групп. Вступая в разнообразные отношения с другими людьми, он является объективно носителем тех ценностей, элементов культуры, стереотипов поведения, которые приняты в этих сообществах. Таким образом, человек в связей представляет не только себя, как индивидуальность, но и ту общность, членом которой он является. Исследование данного феномена является предметом для многих отраслей науки.

Рассматривая, что представляет собой человек в системе социальных связей, философия ориентируется, как правило, на глобальные вопросы бытия: кто человек такой, для чего он пребывает в этом мире, каково его будущее и прошлое и так далее.

Социологическое рассмотрение вопроса предполагает исследование более практичных вопросов. Здесь рассматриваются проблемы такого порядка: что представляет собой человек в системе социальных отношений, какова структура общества, как среды, в пределах которой происходят взаимодействия. Социология исходит из того, на первый взгляд, парадоксального факта, что человеческая общность, присутствующая на планете, будучи конечной по численности, способна создавать практически бесконечное многообразие сообществ, самых разных по свойствам и характеристикам. При этом социологический взгляд предполагает, что если сами эти сообщества, как и индивиды, их составляющие, достаточно фиксируемы (экспликативны), то вот этого нельзя никак сказать об отношениях, которые складываются между людьми. Кстати, именно этот факт отмечал в свое время Огюст Конт - основатель который в работе «Позитивная философия» утверждал, что эти отношения носят латентный характер, они бесплотны, невещественны. Предлагая сделать человеческие взаимодействия предметом отдельной науки, Конт дал толчок к появлению целого ряда подходов, научных школ, концепций, которые рассматривали проблему, что являет собой человек в системе социальных связей.

Марксизм истолковал данную проблему исключительно в материалистическом ключе, утверждая, что общество образуется не индивидами, как таковыми, а их взаимодействиями и отношениями, прежде всего - экономическими. Такое же понимание общества и места человека в нем обнаруживается и в более современных теориях. Например, примерно с таких же позиций исходил великий американский социолог Питирим Сорокин, когда формулировал свою теорию являющуюся сегодня классической и одной из основных в трактовках современного общества.

Для выяснения проблемы, вынесенной в заголовок статьи, необходимо, прежде всего, понимание самой категории «социальное отношение», «социальная связь». Некоторые ученые рассматривают его в качестве некой элементарной частицы общества, ставя в один ряд с категориями «социальный субъект», «социальная деятельность». И других, составляющих основу категориального аппарата социологической науки.

Другой взгляд на проблему предлагает рассматривать социальное отношение в двух значениях. В узком - когда речь идет об отношениях конкретных социальных сообществ, как правило - больших социальных групп и общностей. В широком значении, это любые отношения, которые могут складываться между людьми в процессе их многообразной деятельности. Исходя из такого подхода, человек в системе социальных связей, будучи включенным в каждую из взаимодействующих групп, выступает в этой системе универсальным созидающим началом, со-субъектом, со-актором.

Общество, будучи сложнейшей системой взаимодействий, ставит перед науками в качестве важнейшего вопроса, проблему, каким образом можно классифицировать это многообразие отношений, можно ли выстроить из них какую-нибудь иерархическую модель, каковы сценарии типологического действия человека и так далее.

Следует признать, что на сегодняшний день не выработано единого методологического подхода к выяснению вопроса, что собой представляет человек в системе социальных связей, каковы тенденции динамики его положения в этой системе.

Вырванный из начального единства с природой, человек стремился обрести новые связи - социальные, которые заменят ему те, которых он лишился. От того насколько это удается, зависит его душевное здоровье. «Даже при полном удовлетворении физиологических потребностей человек воспринимал бы свое состояние одиночества и отделенности как тюрьму, из которой он должен вырваться, чтобы сохранить душевное здоровье. И в самом деле, индивид, потерпевший неудачу в попытке приобщиться хоть к чему-нибудь, т.е. как бы пребывающий в заключении, даже не находясь за решеткой, - психически нездоров» .

Приобщенность выступает в виде подчинения, когда человек «преодолевает изолированность своего индивидуального существования, становясь частью кого-то или чего-то большего, нежели он сам, и испытывает чувство тождественности благодаря приобщению к силе, которой он подчинил себя» . Или в виде господства, превращая других в часть самого себя.

Реализация стремления к подчинению и господству не приносит полного удовлетворения, поскольку любая степень подчинения и господства всегда оказывается недостаточной, чтобы дать человеку чувство единения. Только одно чувство удовлетворяет человеческую потребность в единении с миром - любовь. Чувство любви включает глубинное переживание человеческой солидарности, вплоть до единения с Универсумом. Итак, условием психически здоровой жизни является достижение какой-либо формы приобщенности, но продуктивная форма - любовь - позволяет человеку обрести единство с ближним и в то же время сохранить свою целостность.

Способом приобщения служит социализация. В широком смысле социализация - это процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его функционирования в обществе. От социализации следует отличать воспитание, представляющее собой целенаправленное воздействие на человека с целью его социализации в определенном направлении, а также образование - «формальный процесс, на основе которого общество передает ценности, навыки и знания от одного человека или группы другим» .

Как происходит социализация? Выделяют три механизма этого процесса (или закона).

  • 1. Закон подражания (или повторения): дети подражают взрослым, подчиненные - руководителям, обычные люди - знаменитостям и т.д. Мода, традиции и ритуалы зиждятся на подражании. На этом же принципе основывается приобщение к новациям. Одни выступают в качестве генераторов идей (творческое меньшинство), другие - в качестве их распространителей. Так как в обществе одновременно действуют несколько моделей для подражания, их наложение друг на друга приводит еще к одному закону.
  • 2. Закон противопоставления. Это противостояние происходит в обществе и в душе каждого человека, который выбирает одну из нескольких моделей поведения. Иногда, например, учителя сокрушаются: «Мы учили его разумному, доброму, вечному, а вырос преступник». Все дело именно в противоборстве различных моделей социализации. «Истинный элемент социального противоположения надо искать в каждой отдельной общественной личности всякий раз, когда она колеблется, принять ли ей или отвергнуть тот или другой, предлагаемый ей новый образец построения речи, постройки домов, образа мышления, направления в искусстве или устройства личной жизни. Это колебание, эта внутренняя борьба, повторяющаяся миллионы раз в миллионах экземпляров, и есть элементарное бесконечно-малое и бесконечно-плодотворное противоположение в истории» . Данная борьба приводит в действие третий закон.
  • 3. Закон приспособления. В процессе борьбы идей и людей происходит их адаптация друг к другу с достижением согласия и компромисса.

Одним из механизмов социализации служит принуждение индивида обществом. Важной чертой социального факта помимо объективности является принудительная сила. «Социальный факт узнается лишь по той внешней принудительной власти, которую он имеет или способен иметь над индивидами» . Свойство принуждения входит даже в определение социального факта: «социальным фактом является всякий способ действий, устоявшийся или нет, способный оказывать на индивида внешнее принуждение; или иначе: распространенный на всем протяжении данного общества, имеющий в то же время свое индивидуальное существование, независимое от его индивидуальных проявлений» .

Поскольку потребность в общении является фундаментальной для человека, социальное принуждение в принципе есть то, чего хочет он сам, а не совершенно чуждая ему внешняя сила (государство обладает монополией на власть над человеком, но последний подчиняется ему добровольно). Важным механизмом интеграции личности в общество служит социальный контроль.

К этому можно добавить еще и такие механизмы социализации, как идентификация (осознание принадлежности к той или иной общности), стыд, вина, которые связаны с наличием такого внутреннего свойства человека, как совесть.

Одним из направлений эволюции общества стало развитие средств социализации. У истоков становления вида Человек Разумный таковыми были разум, речь и труд. Параллельно изготовлению орудий труда появились моральные нормы. Первыми формами социальных объединений были группа, род и племя - объединения на основе кровнородственных связей. Люди жили родовыми группами, а продолжение рода гарантировалось дуально-родовой организацией. Первобытное искусство и магические действа дополняли формы социализации на стадии охотничье-собирательного хозяйства возможностью опосредованной передачи и обмена чувствами. После неолитической революции переход к оседлой жизни сопровождался появлением поселений - деревень, облегчивших коммуникацию. Искусство развивалось в направлении создания крупных мифологических систем, объединявших население.

Следующая стадия социализации - создание ранних цивилизаций. Присущие цивилизации города обеспечили обмен информацией между большими массами людей, а создание письменности облегчило ее хранение и передачу, которая до этого была устной. Город (процесс урбанизации), письменность, мифология - три мощных рычага социализации, обеспечивших объединение племен в крупные социальные образования - народы.

Новая отрасль духовной культуры - философия - создала универсальный язык понятий, пригодный для общения между всеми людьми. Этому же способствовало создание мировых религий, которые в дополнение к объединению человечества на рациональном уровне объединили людей на основе веры.

Важный этап в развитии средств социализации - появление печатного слова, книгопечатание - дал возможность каждому человеку легко приобщаться к информации, идущей из прошлого. Становление науки в Новое время создало второй универсальный язык после философии и дало знание, общее для всех людей. В XIX веке в дополнение к мировым религиям людей объединили мировые идеологии. В первой половине XX в. появились радио, телевидение, обеспечившие возможность передавать по всей планете сначала звук, а затем изображение. Во второй половине XX в. к средствам передачи информации прибавились спутниковая, мобильная связь и Интернет, который стал возможным на основе распространения персональных компьютеров. Создалось всемирное информационное поле как прообраз ноосферы («сфера разума»).

Численность населения планеты растет. Все большую его часть составляют жители мегаполисов. С повышением общей плотности населения возрастает и динамическая плотность, т.е. плотность связей между людьми, причем также по экспоненте. Развитие средств социализации можно представить в следующем виде (табл. 3.3).

Люди обладают определенным статусом в обществе. Социальным статусом называется социальная позиция, предполагающая определенные права и обязанности. Они могут быть естественными, приобретенными, предписанными или профессионально-должностными. Соответственно, статус может быть предписанным и приобретенным. Предписанный статус обусловлен полом, этническим происхождением, местом рождения, положением семьи. Это, например, статус мужчины, русского, москвича, сына министра. Приобретенный статус определяется тем, чего человек добился в своей жизни (студент, инженер, муж и т.п.). Человек может иметь несколько статусов, но один из них будет главным. Например, для студента дневного отделения института главным будет статус студента, а для студента вечернего или заочного отделения он может определяться местом работы.

В соответствии со своим статусом человек должен вести себя определенным образом. Совокупность действий, которые он должен выполнять в соответствии со своим статусом, определяют его социальные роли. Как писал В. Шекспир:

Весь мир - театр.

В нем женщины, мужчины - все актеры.

У них свои есть выходы, уходы,

И каждый не одну играет роль.

Каждый статус обычно включает ряд ролей. Например, человек, имеющий статус учителя, по-разному ведет себя с учениками, с другими преподавателями, с директором школы, с представителями Министерства образования и т.д. Сумма ролей, принадлежащих данному статусу, называется ролевым набором.

Ролей может быть много в зависимости от того, насколько человек приобщен к социуму. Он может одновременно выполнять роли начальника, подчиненного, мужа, отца, сына, водителя, пешехода и т.д., причем роли могут противостоять друг другу и требовать различных качеств. Так, в качестве мужа человек должен проявлять одни свойства, а в качестве подчиненного на работе - другие.

«Мы ведем себя отнюдь не одинаково с близкими друзьями и едва знакомыми людьми. Мы по-разному общаемся с маленьким

Таблица 3.3

Развитие средств социализации человека как вида

мышления

средства

социализации

хозяйствования

Социальные

объединения

Технические

средства

социализации

Духовные

средства

социализации

Дологический

собирательство

Сколотая

искусство,

разумный

Дологический

Труд, разум, речь

собирательство

Род, племя

Рубила, топоры

Логический

Труд, разум, речь

Земледелие,

скотоводство

Оседлая жизнь, деревня

Окультуривание растений и животных, письменность

Мифология

Рациональный

Труд, разум, речь

Земледелие,

скотоводство

народность,

государство

Философия,

Труд, разум, речь

Промышленное

производство

Книгопечатание

Труд, разум, речь

Развитие сферы услуг

Мегаполис,

всемирные

организации

Радио, телевидение, компьютер, спутниковая и мобильная связь, Интернет

Идеология

ребенком и своими родителями. Наша общение с любимым человеком совершенно не похоже на наши контакты с коллегами по работе» 1 . При встрече с человеком мы порой напоминаем ему, что раньше встречались с ним, жили на одной улице, у нас есть общие знакомые и т.п. Тем самым мы хотим, чтобы наш собеседник перешел в отношении нас к выполнению другой роли - от роли малознакомого человека - к роли близкого.

Необходимость выполнять в одно и то же время требования различных ролей, способна вызывать ролевые конфликты. Например, в качестве начальника человек должен быть требовательным, а в качестве подчиненного - исполнительным. Иногда возникает внутренний конфликт между различными аспектами одной и той же роли. Например, родитель должен быть по отношению к детям строгим и одновременно заботливым. Внутренние конфликты порождают ролевую напряженность.

Ролевые конфликты преодолеваются созданием иерархии ролей, при которой какие-то роли признаются более важными по сравнению с другими. Например, семья и работа считаются важнее, чем общение с друзьями. В простых случаях снизить ролевую напряженность помогает шутка.

К каждой роли предъявляются определенные ролевые требования. От каждого ждут поведения, соответствующего выполняемой роли, - это ролевые ожидания. Требования, предъявляемые к роли, усваиваются в процессе социализации, когда человек учится соответствующим образом отвечать на ожидания других людей. Эти требования могут быть негласными, устными и, стало быть, неформальными и, как правило, менее жесткими. Так, в ресторане мы должны держать вилку в левой руке, а нож - в правой, но дома, где от нас никто ничего не ждет, мы можем позволить себе держать вилку так, как нам более привычно. Ролевые требования могут быть и формальными, т.е. записанными в должностных инструкциях, законах и даже в Конституции. Так, в Конституции РФ есть положение: «Трудоспособные дети, достигшие 18 лет, должны заботиться о нетрудоспособных родителях» (ст. 38). Ролевые требования и ожидания надо знать, чтобы они не стали неожиданными, когда настанет пора их выполнять. Порой молодежь вступает в брак, не представляя себе, какие обязательства они берут на себя в соответствии с новой ролью мужа, жены, а затем и родителя.

В зависимости от того, хорошо или плохо выполняется данная роль, дается социальная оценка (от оценки в буквальном смысле

Школьном дневнике - до оценки в переносном, широком смысле). В случае если ролевые требования не выполняются и ролевые ожидания не реализуются, могут следовать социальные санкции - как правовые, так и моральные.

Американский социолог Дж. Морено разработал концепцию типов ролей: 1) «психосоматические» роли, в которых поведение связано с основными биологическими потребностями, а проигрывание роли объективно носит бессознательный характер (например, когда человек ест, думая в этот момент о чем-то другом); 2) «психодраматические» роли, когда поведение личности строится в соответствии с конкретными требованиями данного социального окружения в данный момент (пешеход на улице); 3) «социальные» роли, когда личность ведет себя так, как этого ожидают от представителя той или иной социальной категории (матери, рабочего, христианина).

Совокупность всех социальных статусов образует социальное пространство. Социальное пространство состоит из народонаселения Земли, представляя собой совокупность связей между всеми людьми. В социальном пространстве люди группируются в соответствии с их социальным статусом. Чем ближе они по своему социальному статусу, тем ближе в социальном пространстве. Люди, близкие по социальному статусу, могут жить в разных частях планеты. Например, рабочий в России и рабочий в Австралии.

Наоборот, люди, находящиеся близко географически, могут быть далеки друг от друга социально. Например, король и его слуга. В геометрическом пространстве они почти всегда находятся рядом, но их социальный статус различается очень сильно. Человек может уехать очень далеко, изменив свое положение в геометрическом пространстве, но от этого его положение в социальном пространстве не меняется (по этому поводу говорят «от себя не убежишь»). И наоборот, можно оставаться на одном месте, но социальное положение будет меняться. Например, немецкий философ Кант никуда не выезжал из Кёнигсберга, но по мере публикаций его работ положение ученого в социальном пространстве существенно менялось.

Чтобы определить социальное положение человека, необходимо знать его гражданство, национальность, профессию, место работы, отношение к религии, политическим партиям, экономический статус, происхождение и т.д. Другими словами, социальное положение человека - это совокупность его связей со всеми группами населения и внутри каждой из групп с ее членами. Совокупность таких групп составляет систему социальных координат, позволяющую определить социальное положение любого индивида. Можно перефразировать известную поговорку «Скажи мне, кто твой друг...» таким образом: «Скажи мне, к каким социальным группам ты принадлежишь и каковы твои функции в пределах каждой из этих групп, и я скажу, каково твое социальное положение в обществе и кто ты в социальном плане».

  • Психоанализ и культура. М. : Юристъ, 1995.
  • Там же.
  • Смелзер Н. Социология. М. : Феникс, 1998. С. 427.
  • Тард Г. Социальные законы. СПб., 1901. С. 26.
  • Дюркгейм Э. Социология. С. 36.
  • Там же. С. 39.

Связь и отношение - это общие категории диалектики, выражающие взаимообусловленность явлений, разделенных во времени и в пространстве, и взаимодействие элементов определенной системы.

Социальные связи и отношения складываются между людьми в процессе их совместной деятельности.

Виды социальных связей и отношений (материалистическая трактовка общества):

  1. первичные (материальные, базисные);
  2. вторичные (идеологические, надстроечные).

Главными и ведущими являются материальные, экономические, производственные отношения, определяющие политические, правовые, нравственные и другие. Совокупность этих отношений определяет сущность той или иной общественно-экономической формации и входит в понятие сущности человека.

Важно! Следует иметь ввиду, что:

  • Каждый случай уникален и индивидуален.
  • Тщательное изучение вопроса не всегда гарантирует положительный исход дела. Он зависит от множества факторов.

Чтобы получить максимально подробную консультацию по своему вопросу, вам достаточно выбрать любой из предложенных вариантов:

Идеалистическая трактовка общества:

  • исходит из примата духовного начала как объединяющего, системообразующего принципа. Это может быть идея единого Бога, расы, нации и т.п. В этом случае государственная идеология выполняет роль скелета общественного организма. "Порча" идеи приводит к развалу государства и деградации человека. Авторы социальных утопий прошлого и настоящего ищут магическую формулу, следование которой обеспечивает благополучие общества и каждого человека.

Во многих общественно-политических концепциях и философских взглядах на общество признается как значение материального производства и возникающих при этом объективных общественных отношений, так и необходимость центральной идеи, объединяющей разные элементы общества в единое целое .

Общество или социум (в самом широком смысле) – надприродная реальность, возникающая в результате специфической активности человека, это системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Общество (в узком смысле) - это сумма социальных связей и система разнообразных социальных отношений, взаимно обусловливающих друг друга, возникающих в результате совместной деятельности людей.

Обществом мы называем только высший уровень организации социальной системы , когда она оказывается самодостаточной .

Современное философское знание обращает внимание на анализ социального процесса, в котором участвуют:

  • люди (движущая сила исторического процесса);
  • вещи (в них социальный процесс обретает устойчивость своего бытия, закрепляется культурная традиция);
  • идеи (выполняют роль связующего начала, придающего смысл предметной деятельности человека и объединяющего людей и вещи в единое целое).

Сущность общественных связей и отношений:

  • соединяют людей, вещи и идеи в единое многомерное целое; отношение человека к человеку опосредуется миром вещей, и наоборот, контакт человека с предметом означает, по сути дела, его общение с другим человеком, его силами и способностями, аккумулированными в предмете.

Здесь выявляется качественная двойственность человека и всех предметов и явлений, относящихся к миру культуры. Кроме их природных, физических, телесных качеств любое явление культуры, в том числе и человек, характеризуется системой социальных качеств, возникающей именно в процессе деятельности в обществе. Социальные качества сверхчувственны, невещественны, но вполне реальны и объективны и весьма существенно определяют жизнь человека и общества.

Социальность - это специфическое свойство, уникальное качество, присущее только человеку, которое возникает из реального взаимодействия реальных людей. Человек – существо, прежде всего, коллективное. Жизнь людей взаимо­обусловлена, т. е. люди могут жить, только общаясь друг с другом, обме­ниваясь опытом, воздействуя друг на друга.

В результате специфической активности человека возникает надприродная реальность - общество (в самом широком смысле). Это уже модель «социальности вообще» , т. е. системная совокупность свойств и признаков, присущих явлениям и коллективной, и индивидуальной жизни людей, благодаря которым они включаются в особый мир, выделенный из природы, но отличающийся от природы качественными свойствами.

Человек и мир человека двойственны, и осознание этого факта позволяет дать качественный анализ общества как системы.

Подробнее

Главное в таком анализе - пространственно-временные характеристики общественно-исторического процесса, понятия социального времени и социального пространства Оба эти понятия относятся не только к обществу, но и к повседневной жизни каждого человека, где происходит как бы "стягивание" общественных связей и отношений в единый "узел" бытия индивида. Общество предстает перед человеком миром вещей, людей и связывающих их отношений , в которых проявляются выработанные предшествующей культурой устойчивые, упорядоченные стереотипы деятельности. Они в той или иной степени усваиваются человеком, становятся его собственным способом деятельности и включают его в сложившуюся систему общественных связей и отношений.

Вместе с тем отношения человека к обществу - это внутренне глубоко противоречивый процесс, представляющий собой единство слитности и растворенности человека в обществе и в то же время отстраненности, дистанцирование человека от общества. Процессы объективации и субъективации человека в обществе взаимосвязаны: с одной стороны, человек предстает как непрерывно воплощающий себя и свои силы в разнообразных формах жизни общества, выходя таким образом за пределы своего Я. С другой стороны, он столь же непрерывно воспроизводит самого себя как субъекта, как неповторимый "уникальный" феномен, соединяющий в себе природные, социальные и духовные качества в индивидуальном сочетании.

Во взаимоотношениях человека и общества на определенном этапе их развития может возникнуть феномен отчуждения, суть которого состоит в растворении человека в абстрактных социальных качествах, в утрате им контроля за результатами своей деятельности, за ее процессом и, в конечном итоге, утрате им своей идентичности, своего Я. Человек может отчуждаться и от семьи, рода, культуры, образования, собственности и т.д.

Преодоление отчуждения в современном мире связывается с освоением разнообразных условий и форм деятельности, ее плодов и результатов, необычайно усложнившихся в информационно-техническом обществе.

Основные этапы взаимодействия человека и общества:

  1. Система личной зависимости людей в связи с переходом от этапа охоты и собирательства к земледелию, что потребовало объединения в общую технологическую цепь многих людей (системы орошения и др.). Так создались предпосылки для формирования государства. Образуется система социальных связей, характеризующаяся личной зависимостью человека от человека и традицией как основной формой социального воспроизводства.
  2. Общество как система вещных зависимостей , когда мир машин образовал особый предметный слой социальности, через который стали реализовываться межчеловеческие связи и отношения. Это сопряжено с развитием капитала, когда человек сам превращается в товар определенного рода, а его силы и способности все более подчиняются логике воспроизводства вещей. Это способствует доминированию в мировоззрении идеи прогресса производства и потребления с экстенсивным типом развития, что ведет к "одномерности" человека.
  3. Следующий (новый) этап - Этап личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств.

Подробнее

Современность показала внутреннюю исчерпанность идеи неуклонного прогресса, связанной с непрерывным ростом производства, что привело к глобальным проблемам и обострению антигуманных тенденций в мире, кризису человека, который характерен для всех социальных систем. Сейчас может идти речь о личностной реконструкции социальности, об отношениях "свободных индивидуальностей", что может дать новый импульс развитию человеческих качеств. Вещная зависимость людей друг от друга, о которой шла речь выше, может быть преодолена на путях интенсивного личностного развития, ибо развитая индивидуальность становится "узлом" всех типов социальной организации.

Социальная структура общества - совокупность социальных общностей, являющихся основными субъектами социального действия.

Социальная общность – это целостное социальное образование, которое характеризуется устойчивыми связями людей, единством образа жизни, тенденций и перспектив развития. Историческими формами социальных общностей являются:

    • семья,
    • племя,
    • народность,
    • нация.

Подробнее

Семья – это вид социальной общности, основанный на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Род – это общность людей, основанная на кровнородственных связях.

Племя – это форма общности людей, в основе которой лежат родовые отношения. Племена разобщены между собой по территории обитания, языку и культуре.

Народность – это форма общности людей, которая формируется в процессе слияния племен. Для нее характерны замена прежних кровнородственных связей территориальной общностью, племенных языков – единым языком.

Нация или народ – это общность людей, для которой характерны общность территории, экономической жизни, языка, национального характера и культуры.

Класс - большая группа людей, которые отличаются друг от друга

  1. по их месту в исторически сложившейся системе общественного производства, п
  2. о их отношению к средствам производства,
  3. по их роли в общественной организации труда,
  4. по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

В системе социальных связей классового общества классы играют определяющую роль. Марксистская теория классов обосновывает объективный характер классовой борьбы как движущей силы истории. В современном обществе классовая борьба от насильственных методов все более переходит к цивилизованным методам социального партнерства.

Своеобразным способом существования со­циального является деятельность, которая представляет собой субстанцию общественной жизни и ока­зывается наиболее широким понятием социальной философии. Деятельность вы­ступает не только как способ существования социальной действительности, но и как основание ее внутренней системной целостности.