Место социальной работы в структуре социальных наук. Взаимосвязь социальной работы с социально-гуманитарными дисциплинами

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Социальная работа как самостоятельная наука, ее место в системе наук. Объекты и субъекты социальной работы. Основные функции, содержание и средства социальной работы. Общественные и благотворительные организации. Управление и цели социальной работы.

    реферат , добавлен 16.11.2010

    Социальная работа как явление общественной жизни. Исторические корни структурной социальной работы. Регуляция правовых и экономических отношений человека с обществом. Взаимосвязь социальной работы с другими науками. Суть парадигм социальной работы.

    реферат , добавлен 13.10.2008

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Социальная работа как наука, изучающая процессы и явления, которые имеют непосредственное отношение к жизнедеятельности личности, конкретной социальной группы или общины. Взаимосвязи социальной работы с психологией и другими гуманитарными дисциплинами.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Понятие социальной работы, история возникновения и развития, ее предмет, объект, нравственно-гуманистический характер. Профессиональная деятельность данной сферы, практическая реализация философии прав человека. Направления обучения социального работника.

    курсовая работа , добавлен 29.03.2011

    Система социальной работы с осужденными, ее место в структуре учреждений исправления наказаний. Работа по подготовке осужденных к освобождению. Социальная работа с осужденными пенсионного возраста и лицами, имеющими алкогольную/наркотическую зависимость.

    дипломная работа , добавлен 11.01.2011

    Понятие, цели и задачи социальной работы как вида научной деятельности. Сферы профессиональной деятельности специалиста социальной работы. Знания, которые получают студенты во время обучения и прохождения практики по специальности "Социальная работа".

    По характеру решения проблем СР занимает особое место среди таких наук об обществе, как философия, история, политология, правоведение, экономика и т.д., она тяготеет к психологии, социологии и медицине.

    СР и философия. СР как наука выявляет и исследует существенные, необходимые связи и явления, присущие социальным процессам и социальному развитию общества обусловливающие характер и результативность экономического, психологического, педагогического и управленческого воздействия на развитие и поведение социальных общностей, групп и личности. Она исследует проблемы закономерности, принципы и методы осуществления СР с различными социальными группами; пути и способы эффективной реализации функций СР, ее кадрового и информационного обеспечения; структурно-функциональный анализ деятельности различных государственных и общественных институтов социальной защиты и обслуживания населения; закономерности, принципы функционирования механизма социального управления в системе СР. И возможность определения путей оптимального решения социальных противоречий и конфликтов.

    Философия – наиболее общая теория, одна из форм мировоззрения, одна из форм человеч дея-ти, особый способ познания. В общем виде под философией понимают дея-ть, направленную на постановку и рациональное разрешение наиболее общих вопросов, касающихся сущности знания, человека и мира. Учение о человеке является философским введением в теорию СР. Философия выступает методологической основой СР, т.к. определяет общие принципы и подходы к пониманию проблем, стоящих перед человеком к своему существованию, формам жизнедея-ти и защиты. В свою очередь Соц философия - раздел философии. Для СР актуальны социокультурные категории: человек, социум, конфликт, социальное время и пространство, образ жизни, тогда как аппарат философии СР содержит универсальные категории культуры и формы мышления: человек, культура, социум, свобода, гуманизм, конфликт, социальное время и пространство, общественная деятельность, ситуация, жизнь, смерть, субъект и объект, образ жизни, картина мира, душа, социальная экология и т.п.

    Политология – наука, изучающая политику, политические отношения и власть в обществе. Объект – общество и большие соц .группы. Предмет – власть, политические отношения, политика. Соц.политика – это деятельность, направленная на управление социальным развитием общества, на обеспечение, удовлетворение материальных и культурных потребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации. Цели соц.политики:- достижение равновесия, стабильности, целостности при наличии материальных ресурсов, соответствующих полит. сил и соц.системы. — соц.политика решает противоречия между текущими и перспективными интересами общества, между несовпадающими или расходящимися интересами его классов, соц.слоев и групп.

    Суть взаимодействия соц.политики и СР в том, что социальная политика влияет на СР, но и СР влияет на соц.политику, они тесно взаимосвязаны мужду собой. Соц.политика – определяет сторону СР. Посредством СР изучается качество жизни, потребности, интересы различных слоев населения. Она определяет реальные последствия соц. политики, ее эффективности. СР направлена на обеспечение достойной жизни, создание равноправных возможностей для свободного развития личности, поддержку семьи, обеспечение условий жизни, для свободного выбора деятельности и содействие самопомощи.

    Социология — учение об обществе через призму интересов и потребностей тех соц.групп, которые его составляют. Основная цель: анализ структуры социальных отношений в том виде, в каком они складываются в ходе социального взаимодействия. Социология изучает общество, соц.институты и явления, поведение и убеждения специфических групп — семей, детей, мужчин, женщин, лиц девиантного поведения, пожилого возраста. И помогает понять соц.работникам, что собой представляет конкретное общество и слабо социально защищенные группы. Значительная часть современных теорий СР выросла из социологических концепций того или иного характера.

    Познания в области социологии позволяют соц.работникам исследовать соц.проблемы, обеспечивать владение навыками и техниками. Научный анализ соц.проблематики экстремальных ситуаций и жизнедеят-ти «групп риска» в СР опирается на социологический анализ. Анализируются: угроза жизненным силам; способность управленческого актива принимать целесообразные решения и контролировать их выполнение; поведение различных групп населения в условиях опасности, их осведомленность об угрозе жизни; развитость и сохранность социальной инфраструктуры отраслей жизнеобеспечения (транспорт, связь, здравоохранение, снабжение продуктами питания и др.); ущерб, нанесенный социальному пространству и населению. Знания социологии важны для СР, но не подменят ее. Поэтому смешение двух этих понятий в обыденном сознании населения неправомерно.

    Психология - академическая и прикладная наука о поведении и психологических процессах в психике человека. СР необходим определенный уровень психологической грамотности для результативного выполнения своих профессиональных обязанностей, связанных с организацией и функционированием социальных служб. Это связано с тем, что соц.работник должен 1. постоянно сотрудничать с профессиональными психологами, психотерапевтами и находить с ними взаимопонимание; 2.различать соц.проблемы психологические или психиатрические и направлять клиента к соответствующему специалисту; 3.уметь оказать первичную соц поддержку нуждающимся в ней людям; 4. общаясь с людьми, обремененными проблемами, владеть принципами правильного общения с ними.

    В практике соц раб одно из центральных мест принадлежит индивидуальной работе с клиентом. Часто соц раб сталкивается с ошибочными действиями людей, их растерянностью, беспомощностью, болезненным восприятием окружающих не только в экстремальных, напряженных, но и в обычных ситуациях. Работа с людьми требует научных, т.е. объективных и достоверных знаний о психике человека, позволяющих прогнозировать его поведение в тех или иных ожидаемых обстоятельствах.

    Особая взаимосвязь психологии и СР в том, что обе научные области знаний имеют прикладной, практический характер. Общий объект воздействия - человек. Для практики СР важное значение приобретают следующие направления: психодиагностика, психологическое консультирование, использование техник, методов и приемов психологического взаимодействия с клиентом. Психология представляет большие возможности использования в СР различных способов воздействия на личность.

    Педагогика — наука о воспитательных отношениях, возникающих в процессе взаимосвязи воспитания, образования и обучения с самовоспитанием, самообразованием и самообучением и направленных на развитие человека. О том, как воспитывать человека, как помочь ему стать духовно богатым, творчески активным и вполне удовлетворенным жизнью, найти равновесие с природой и обществом.

    Социальные работники осуществляют психолого-педагогическую диагностику личности, воспитанности и воспитуемости, обученности и обучаемости субъектов, на которых ориентирована социальная помощь.

    Педагогические технологии являются стержнем социальной помощи. Социальные работники хорошо знают личность молодых супругов, их материальное положение, профессиональный статус. С учетом этих данных осуществляется медико-психологическое консультирование, определение перспектив культурного, общеобразовательного, профессионального роста. В этой работе осуществляется дифференцированный, индивидуальный подход. Производство оказывает всестороннюю социальную и материальную помощь. Педагогические технологии в СР выполняют функции социального обучения, воспитания, развития личности.

    Медицина - область научной и практической деятельности по исследованию нормальных и патологических процессов в организме человека, различных заболеваний и патологических состояний, по сохранению и укреплению здоровья людей. Система СР в госуд.здравоохранении включает профилактику, диагностику, лечение, сохранения здоровья и реабилитацию. Важным направлением работы отделений медико-социальной помощи следует считать создание благоприятных условий и реальных возможностей для поддержания здоровья и благополучия тех, кто временно оказался в затруднительном положении экономического или социального характера.

    Право .Специалист СР, должен обладать знаниями нормативно-правовой базы, т.к. незнание закона не освобождает от ответственности, но для успешной работы он должен сделать акцент на правовые акты: 1.международные документы (конвенции, акты и соглашения); 2.российские документы федерального значения; 3.значимые для специалиста и сферы его профессиональной деятельности документы субъекта РФ; 4.документы муниципальных образований; 5. внутриучрежденческие документы. Соц.работнику необходимы знания нормативных документов для оказания конкретной помощи в каждом конкретном случае.

    Место социальной работы в структуре социально-гуманитарных наук является предметом дискуссий. Несмотря на отсутствие устойчивых связей социальной работы и социологии, социальной работы и психологии, открытым остается вопрос взаимовлияния социальной работы и социальной педагогики, социальной работы и социальной политики, социальной работы и социальной истории, социальной работы и социальной экологии, социальной работы и социальной медицины подобное. Ведь постоянно развиваются как социальные науки в целом, так и социальная работа частности. Совместные усилия представителей разных дисциплин формируют современное социальное знание.

    По мнению современных немецких ученых, социальная работа, которая является частью сервисной индустрии, в значительной мере зависит от развития многих социальных дисциплин. Это сказывается на подготовке социальных работников, система которой охватывает сложную институциональную вертикаль (от краткосрочных курсов по обучению организаторов досуга в докторантуру по социальной работе), а также горизонтально-предметное разнообразие (от педагогики до танатологии - науки о смерти и умирания).

    Связи социальной работы с другими дисциплинами имеют взаимный характер. С одной стороны, социальные работники пользуются научным аппаратом и методиками, которые предлагают различные социально-гуманитарные дисциплины. Правда, в отличие от других социальных наук, социальная работа рассматривает социальные проблемы и проблемы конкретного клиента как с точки зрения их специфических признаков, которые описывают различные науки, так и с точки зрения общих (интегративных) свойств.

    Ведь осуществление социальной помощи предполагает предварительный сбор информации, ее системный анализ, выдвижение гипотез, построение моделей развития. Благодаря этому происходит качественное определение проблемы во всей ее полноте, планирования специалистами совместно с клиентами дальнейших действий, которые должны привести изменения существующего положения. При этом социальные работники не могут сосредотачиваться только на индивиде, как это делают психологи, или на социальном окружении - как социологи. Они изучают социальные аспекты проблем, способствуют выработке конструктивного (во многих случаях - комплексного) их решения. Вместе наработки социальной работы представляют интерес для представителей других специальностей и дисциплин, поскольку она изучает реальные социальные факты, конкретный практический опыт. Совокупность этих фактов является основой для научного анализа в рамках различных дисциплин, позволяющего выявить и научно осмыслить тенденции развития исследуемых событий и процессов.

    Утверждение социальной работы как социального института, развитие практических моделей деятельности работников способствовал появлению новых научных направлений - социологии социальной работы, психологии социальной работы.

    Наука - важнейший элемент культуры, форма общественного сознания. Традиционно научная информация содержит два больших раздела: естественнонаучный блок, в котором объединяются знания о биогенной и абиогенной среде, и гуманитарный (лат. humanitas - человеческая природа), куда включаются знания о человеке, обществе и социальной (реальной, виртуальной) среде. Социальная работа относится к гуманитарному блоку наук (0404 - Социальные науки). Категория «социальное» является ключевой в социальной работе. В связи с этим определим место социальной работы в системе наук (рис. 2.2).

    Рис. 2.2.

    Соответственно социальная работа связана с такими науками, как философия, социология, психология, педагогика, право, политология, культурология, медицина, математика, квалитология, экономика, экология, статистика, информатика, демография, этика и др. Рассмотрим связь социальной работы с другими науками (выборочно) более подробно (табл. 2.3).

    Таблица 23

    Связь социальной работы с другими науками

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Ведущие ученые

    Философия

    Философия

    социальной

    (методология,

    онтология,

    гносеология,

    антропология,

    диалектика,

    аксиология)

    Общество

    Макроуровень

    Жуков В. И., Иконникова Г. И., Карева II. 11., Кононова Л. И., Коряковцев А. А., Лыгина М. А., Медведева Г. П., Митрохин В. И., Невлева И. М., Попов Б. А., Смирнова Е. Р.

    Социология

    Социология

    социальной

    Общество.

    Личность

    Мсзоу ровен ь

    Акулич М. М., Кузнецов В. Н., Волкова О. А., Осадчая Г. И., Оганян К. М., Худавсрдян В. Ц.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    Психология

    Психология

    социальной

    Общество.

    Личность

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Игнатова В. В., Лазарева Л. П., Торохтий В. С., Федоров А. Ф., Фирсов М. В., Шапиро Б. Ю.

    Психология

    девиантного

    поведения

    Змановская Е. В., Клейберг Ю. А., Лабковская Е. Б., Манапова Е. И., Менделевия В. Д., Перешеина Н. В., Таротенко О. А., Шабаева А. В.

    Психология

    Артамонова Е. И., Дружинин В. Н., Карцева Л. В., Прохорова О. Г., Шапиро Б. Ю., Шнейдер Л. Б., Эйдемиллер Э. Г.

    Конфликтология

    Белинская А. Б., Гарашкина Н. В., Кудринская Л. А., Куприянов Р. В., Липницкая О. Г., Мокшанцев Р. И., Морозова Е. А., Попова В. В., Самыгин С. И., Свищева И. К., Сорокина Е. Г., Юмашева Т. А.

    Возрастная

    психология

    Дарвиш О. Б., Козина Н. В., Кулагина И. Ю., Мухина В. С., Обухова Л. Ф., Пушкина Т. Ф„ Солдатова Е. Л., Трофимова Н. М., Шановаленко И. В.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    Социальная

    психология

    Алтунина И. Р., Андреева Г. М., Бехтерев В. М., Бигянова М. Р., Крысько В. Г., Маерс Д., Мананикова Е. Н., Мейжис И. А., Немов Р. С., Почебут Л. Г., Семечкин Н. И., Сухов А. Н.

    Клиническая

    психология

    Государев Н. А., Карвасарский Б. Д., Лакосина Н. Д., Менделевии В. Д., Сергеев И. И., Сидоров П. И., Панкова О. Ф., Парников А. В., Холмогорова А. Б.

    Педагогика

    Социальная

    педагогика

    Личность

    Мезоуровень

    Микроуровень

    Басов Н. Ф., Беличева С. А., Василькова Ю. В., Василькова Т. А., Галагузова М. А., Галагузова Ю. Н., Гарашкина Н. В., Загвязинский В. И., Иванов А. В., Куличеснко Р. М., Липский И. А., Лодкина Т. В., Мардахаев Л. В., Мудрик А. В., Мустаева Ф. А., Никитина Л. Е., Никитин В. А., Овчарова Р. В., Селиванова О. А., Торохгий В. С., Штинова Г. Н.

    Пенитенциарная

    педагогика

    Виноградов В. В., Литвишков В. М., Митькина А. В., Сочивко Д. В.

    Наименование науки

    Отрасли науки

    социальной

    Уровень социальной работы как науки

    Ведущие ученые

    П оли паради г-

    педагогика

    Белкин А. С.

    Педагогика

    социальной

    Басов Н. Ф., Бочарова В. Г., Плоткин М. М.

    Медицина

    Социальная

    медицина

    Общество.

    Личность

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Артюнина Г. И., Жилов К). Д„ Лотова И. П., Мартыненко А. В., Назарова Е. Н., Тен Е. Е., Ткаченко В. С., Чсрносвитов Е. В.

    Экология

    Социальная

    экология

    Общество

    Макроуровень.

    Мезоуровень

    Горелов А. А., Бганба В. Р., Ладнова Г. Г., Малофеев В. И., Марков Ю. Г., Папа О. М., Прохоров Б. Б., Пустовойтов В. В., Тюрикова Г. Н., Тюрикова Ю. Б.

    Информатика

    Социальная

    информатика

    Общество

    Мезоуровень.

    Микроуро-

    Колин К. К., Лапин Н. И., Листрова Л. В., Могилев А. В., Соколова И. В.

    Экономика

    Экономика

    социальной

    Общество

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Михалкина Е. В., Пантелеева Т. С., Помпеев Ю. А., Червякова Г. А., Шарин В. И., Шишкин С. В.

    социального

    обеспечения

    Общество.

    Личность

    Макроуровень.

    Мезоуровень.

    Микроуровень

    Буянова М. О., Галаганов В. П., Горбачева Ж. А., Горшков А. В., Гусева Т. С., Добромыслов К. В., Кондратьева 3. А., Мачульская Е. Е.,

    Философия и социальная работа. Философские основания социальной работы могут быть осмыслены в процессе анализа методологического значения той или иной философской проблемы для практики социальной работы и для становления профессиональной культуры социального работника. Философская сущность социальной работы состоит в проведении специфической формы государственного и негосударственного воздействия на социального субъекта и среду его существования, с целью обеспечения определенного уровня культурной, социальной и материальной жизни людей и создания достаточных оснований для реализации их социальной активности. Важнейшими средствами осуществления социальной работы выступают социальная помощь, социальная защита и социальное обеспечение, позволяющие эффективно реализовать социально-политическую, социализирующую, защитительно-посредническую и воспитательную функции данного вида социальной деятельности, направленные на воплощение принципа социальной справедливости .

    Философия социальной работы - «идеология профессиональной деятельности. Ее основу составляют ценности и идеалы, оформившиеся в процессе эволюционного развития социальной работы как общественной профессии. Философия социальной работы - это коллективное представление людей, объединенных едиными требованиями к своей профессии, имеющих определенные знания, руководствующихся соответствующими общественными и профессиональными принципами, нормами, ценностями» .

    Социология и социальная работа. Социальная работа с точки зрения социологии - социально-аналитическая и социально-конструктивная деятельность, которая как специфическая сфера социального знания постоянно нуждается в социологии как своем теоретическом и эмпирическом обосновании. Социологическое моделирование социальной работы позволяет интегрировать отраслевые социологические теории (социология социальной сферы, социология профессий и др.) в предметное поле социальной работы в качестве особой отрасли - социологии социальной сферы (социальной работы) .

    Социология социальной сферы и социальной работы - отрасль социологического знания, изучающая закономерности развития социальной сферы, формы проявления этих закономерностей в жизнедеятельности человека, связанной с формированием и развитием социальных норм, ценностей, связей и отношений, а также роль социальной сферы в социализации личности. Предметом изучения социологии социальной сферы является система отношений, формирующих социальную структуру общества, а также его подсистем, призванных обеспечить воспроизводство, достойный уровень и качество жизни, необходимый потенциал человека. Такая подсистема изучается соответствующими отраслевыми социологиями (образования, науки, здравоохранения, культуры, физической культуры и спорта). В российской социологии изучение социальной сферы преследует двоякую цель: получение теоретического знания о сущности социальной сферы и выработку практических рекомендаций, способствующих успешной реализации социальной политики и достижению целей социального государства .

    Психология и социальная работа. Социально-психологическая направленность (личность - общество) эволюционировала на протяжении всей истории профессиональной социальной работы в XX в. и привела к возникновению психосоциального подхода. Данный подход, как правило, связывают с именами М. Ричмонд (Магу Richmond) и Ф. Холлиз (Florence Hollis), а в 1950-1960-е гг. большое влияние на его формирование оказали психоаналитические идеи 3. Фрейда (Sigmund Freud), затем - работы Дж. Боулби (John Bowlby).

    В исследованиях, посвященных психосоциальному подходу, обосновывается необходимость понимать личность клиента в его взаимоотношениях с миром, который его окружает. Иначе говоря, не следует разделять такие понятия, как внутренний мир и внешняя реальность, чтобы понять целостность «человека в ситуации», т.е. психосоциальность.

    Цель психосоциального подхода - поддерживать равновесие между внутренней психической жизнью человека и межсистемными отношениями, влияющими на его жизнедеятельность. При психосоциальном подходе оптимистически рассматриваются возможности человека, высоко оцениваются потенциал личности и ее способности к росту и развитию при наличии соответствующих условий, ресурсов и помощи. Суть помощи - эффективное участие в решении психологических, межличностных и социальных проблем «личности в ситуации».

    В отечественной методологии и практике социальной работы идея синтеза психологического и социального прослеживается на всех уровнях в формулировках целей и задач социальной помощи населению, в квалификационных требованиях и должностных обязанностях социальных работников, в государственных образовательных стандартах подготовки специалистов по социальной работе. Соответственно интегративный подход фактически заложен и в нормативных документах о деятельности социальных служб и должностных обязанностях социальных работников. Так, в них фигурируют такие виды деятельности, как оказание гражданам квалифицированной социально-психологической помощи, в частности осуществление консультирования; помощь клиентам в конфликтных и психотравмирующих ситуациях; расширение у клиентов диапазона социально и личностно приемлемых средств для самостоятельного решения возникающих проблем и преодоления имеющихся трудностей; помощь клиентам в актуализации их творческих, интеллектуальных, личностных, духовных и физических ресурсов для выхода из кризисного состояния; стимулирование самоуважения клиентов и их уверенности в себе .

    Педагогика и социальная работа. Человек в познании социальной работы и социальной педагогики. Особенности понимания человека в социальной педагогике и социальной работе дают основания для поиска направлений идентичности областей познания. Для данных областей познания характерно понимание человека в дихотомическом противопоставлении: «Человек, уязвимый для угроз» - «Человек - “продукт” социальных угроз». Данное противопоставление осуществляется на основе общеметодологического принципа «личности в ситуации».

    Человек в социально-педагогическом познании осмысляется с позиций реальных и потенциальных угроз, которые могут осложнить или сделать невозможным процесс личностного развития. При этом человек рассматривается в контексте условий и ситуаций, которые необходимы и достаточны для его включения в процесс личностного развития и самопознания.

    Человек в социальной работе осмысляется как «продукт» социальных угроз, вызовов и обстоятельств. В контексте ситуации человек в социальной работе осмысляется как субъект, имеющий мотивы и потребности к сопротивлению, изменению, конструированию социальных отношений, либо не имеющий таких потребностей и возможностей. Человек в социальной работе предстает как сформировавшийся субъект своего развития и самопознания.

    В современной отечественной теории социальной работы проблема соотношения познавательных парадигм социальной работы и социальной педагогики не является достаточно актуальной. Тем не менее можно выделить основные подходы к осмыслению данной проблемы:

    • - теория и практика социальной работы по отношению к социальной педагогике соотносится как целое к ее части, где социальная педагогика рассматривается в виде сегмента социальной работы;
    • - теория и практика социальной работы и социальной педагогики имеют самостоятельные познавательные традиции и уровни практики.

    С середины XIX в. происходит осмысление среды как фактора социального изменения жизненного сценария человека во многих областях познания, в том числе и педагогике. Данный подход был определен историческими реалиями разложения патриархальной семьи, индустриализацией, урбанизацией, которые изменили традиционную среду существования человека. Все эти факторы имели проявления в различных формах социальной детской патологии: младенческой смертности, детском бродяжничестве, нищенстве, проституции, преступности, инвалидности .

    Медицина и социальная работа. В перечне видов и задач профессиональной деятельности специалиста по социальной работе называются такие, как: участие в решении проблем клиентов в обеспечении здорового образа жизни; использование результатов научных исследований в обеспечении физического, психического и социального здоровья различных слоев населения; определение, конкретизация и построение иерархии задач деятельности по оказанию медико-социальной помощи и координация деятельности различных специалистов в конкретных случаях организации медико-социальной помощи; учет в процессе осуществления деятельности физического, психического и социального здоровья граждан; умение проектировать современные виды медико-социальной помощи и др. В России социальная работа в стационарных учреждениях здравоохранения развита слабо и проводится в основном в психиатрических, наркологических клиниках и хосписах.

    Задача социального работника, специалиста по социальной работе в учреждениях МСЭ - определение потребности клиента в социальных услугах: «доставочных» (доставка продуктов, медикаментов, почты), сервисных (уборка квартиры, стирка белья, мытье в ванной, ремонт жилища и др.), морально-психологических (устранение конфликтных ситуаций, поддержание связей с бывшими сослуживцами, сообществами, общественными организациями и др.), в устройстве в дом-интернат и т.д.

    Специалист по социальной работе ориентирован на разрешение таких социальных проблем, как помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья - ОВЗ (со статусом инвалида и без него), ювенальная беременность, помощь лицам с социально опасными заболеваниями (ВИЧ-инфекцией, СПИДом, туберкулезом и пр.), оказание паллиативной помощи, сопровождение граждан с аддиктивным поведением, ментальными проблемами и др.

    Информатика и социальная работа. Информатизация социальной сферы предполагает решение проблем разработки и внедрения типовых информационно-вычислительных систем по следующим направлениям: социальная защита населения; система социальных льгот и выплат; пенсионное обеспечение; трудоустройство и занятость населения; охрана здоровья; образование и т.д.

    Основная цель создания единого информационного пространства предоставление потенциальным пользователям (органам управления и подразделениям социальной сферы, органам власти) информационных услуг, обеспечивающих им оперативное и надежное взаимодействие при решении задач. Например, обмен мнениями и данными с коллегами из других регионов, поиск требуемой информации в данном информационном пространстве, сотрудничество с другими службами (пенсионным фондом, налоговой инспекцией и т.д.).

    Огромную роль в правильности и адекватности принимаемых мер по социальной защите населения играет своевременная и достоверная информация. В настоящее время возник целый ряд объективных факторов, настоятельно требующих изменения технологии обработки информации по социальной защите населения, удовлетворяющей новым требованиям: постоянное увеличение объемов обрабатываемой информации и необходимость сокращения сроков ее обработки вследствие частого изменения законодательства по пенсионному обеспечению и социальной защите малоимущих слоев населения, отражающего нестабильность экономической и политической обстановки в стране;

    • - высокая интенсивность актуализации нормативно-правовой информации как в части содержания отдельных норм, так и некоторых разделов и даже нормативных актов: объем и сложность нормативно-правовой системы растут быстрее возможностей персонала органов социальной защиты населения овладеть правилами ее практического применения;
    • - потребность в налаживании должного учета реальной нуждаемости всех социально незащищенных слоев населения (адресная защита);
    • - потребность в мощной информационно-аналитической базе, позволяющей осуществлять контроль расходуемых средств, проводить анализ текущего состояния, разрабатывать программы-минимум и целевые программы;
    • - постоянное изменение характера задач, стоящих перед органами социальной защиты населения, оперативное выполнение ими новых сложных функций;
    • - постоянно возрастающие требования к сотрудникам социальной защиты по повышению производительности и качества труда и необходимость сокращения текучести кадров и повышения престижности профессии.

    Информационные технологии в социальной сфере обеспечивают:

    • 1) сбор, накопление фактов и статистических данных о социальных отношениях и процессах, социальной структуре населения, потенциале социальной инфраструктуры, эффективности принимаемых мер социальной защиты, группах и слоях населения, требующих особого внимания;
    • 2) хранение информации в такой форме, которая позволяла бы легко и быстро находить, своевременно обновлять и предъявлять информацию в случае необходимости;
    • 3) сравнение показателей текущих социальных процессов с нормативными моделями социального воспроизводства населения и с учетом динамики их изменений;
    • 4) взаимодействие федеральной, отраслевой и региональной структур анализа процессов функционирования социальной сферы; оперативное, своевременное и полное предоставление сведений и сообщений в соответствующей форме руководителям различных уровней.

    Активное использование информационных технологий в органах управления социальной защиты населения позволит улучшить качество работы, будет способствовать экономии времени при решении социальных проблем клиентов. Так, на сегодняшний день во многих регионах действуют следующие компьютеризированные информационные системы:

    • - «Льготы - справка» - позволяет получить информацию о льготах, предоставляемых отдельным категориям граждан;
    • - «Обращение - учет» - содержит информацию о письменных обращениях граждан по пенсионным вопросам, льготам, социально-бытовому обслуживанию;
    • - «Архив» - содержит фамилии и адреса пенсионных дел умерших, выбывших за границу, сменивших местожительство пенсионеров, перешедших на другой вид пенсии;
    • - «Пенсионер - транспорт» - дает информацию об обеспечении транспортными средствами инвалидов и выплате компенсаций за бензин и транспортные услуги;
    • - «Пенсионер - справка» - позволяет получить информацию о размере пенсии или пособия, компенсационных выплатах каждого получателя и др.

    Экономика и социальная работа. Человек является одновременно и производителем, и потребителем экономических благ. Значимость приобретает переход от декларирования нрав и свобод человека к их гарантированной реализации через систему социальной защиты населения. Это возможно лишь на базе воспроизводства и использования экономического, демографического, научного, кадрового потенциала. Социальная работа осуществляется в определенном социальном пространстве, пронизанном экономическими связями ею субъектов и объектов.

    В социальном пространстве осуществляются экономические связи и контакты, выражаются многообразные экономические формы и способы сосуществования и взаимодействия целостных социальных субъектов (личность, семья, трудовой коллектив, общность, группа и т.д.), тем самым образуя своеобразное экономическое пространство. В экономическом пространстве социальной работы осуществляется экономическое взаимодействие институтов социальной защиты, ее субъектов и объектов, обеспечивающее условия для нормальной жизнедеятельности членов общества, оптимального удовлетворения их потребностей и реализации творческого потенциала личности. Это постоянно развивающаяся, упорядоченная социальная система.

    Экономические отношения в социальном пространстве цивилизованного общества должны строиться на основе справедливого распределения материальных и духовных благ, надежных гарантий обеспечения жизнедеятельности входящих в него социальных субъектов. Именно это служит важнейшей предпосылкой создания эффективной экономической основы социальной работы.

    Структура социального пространства чрезвычайно сложна. Ее экономические связи должны быть направлены на обслуживание абсолютно всего населения государства, а не только тех, кто нуждается в социальной поддержке и помощи. К экономическому пространству можно отнести органы федеральной, региональной и муниципальной власти, организации и учреждения системы социальной защиты населения: пенсионного обеспечения, социального обслуживания, социального страхования, службы: занятости, а также здравоохранения, образования, культуры, попечительства, профсоюзные, благотворительные, религиозные и другие организации, в тесном контакте с которыми работают органы и учреждения этой системы. Понятие «экономическое пространство» сопряжено с понятием социальной сферы в ее взаимодействии с экономической, политической и духовной сферами жизни общества.

    Важнейшей задачей экономики в социальной сфере является изучение экономических потребностей субъекта (личности, семьи, коллектива и т.д.) выявление экономического потенциала по их удовлетворению в соответствии с научно обоснованными нормами и экономическими возможностями общества на данном этапе. В структуре реализации экономических механизмов этого пространства выделяются два основных элемента: государственный (федеральный, региональный и местный) и негосударственный. Экономическое пространство социальной работы включает в себя экономику всей системы социальной защиты, образования, здравоохранения, сферы трудовых отношений, культуры, быта и др. Экономика каждой из этих сфер имеет свои специфические особенности и выполняет свои специфические функции .

    Право и социальная работа. Международная федерация работников учреждений социального обслуживания (МФСРО) и Международная ассоциация школ социального обслуживания (МАШСО) считают, что лица, занимающиеся подготовкой социальных работников и работающие в социальной сфере, должны всячески поощрять и защищать права человека и способствовать реализации самых сокровенных чаяний людей в социальной области. Поэтому настоящее пособие содержит всеобъемлющий материал и информацию для справочных и учебных целей. Оно также должно помочь в деле ознакомления социальных работников с существующими международными и региональными договорами по правам человека. Социальные работники осуществляют свою деятельность на различных уровнях: на микроуровне отдельного лица и семьи, промежуточном уровне общины и макроуровне общества, т.е. на национальном и международном уровнях. Социальные работники должны постоянно проявлять заботу о правах человека на всех этих уровнях.

    Социальные работники, работая в различных политических системах, поощряют и защищают права отдельных лиц или групп лиц и в то же время содействуют удовлетворению их потребности. Занимаясь этой деятельностью, они зачастую находятся на службе в государственных официальных учреждениях; будучи представителями государства или служащими крупных учреждений или агентств, многие из них зачастую оказываются в затруднительном положении. Они должны не только добросовестно выполнять свои функции как сотрудники этих учреждений, но и обязаны обслуживать людей, с которыми работают. В соответствии с Кодексом этики работников социальной сферы (далее - Кодекс этики) и задачами, которые ставят перед собой школы по подготовке социальных работников, работа на благо человека является главной целью.

    Социальная работа связана с защитой интересов отдельных лиц и групп лиц. Зачастую социальные работники вынуждены выступать в качестве посредников между людьми и государством или другими органами, отстаивать справедливость и обеспечивать защиту в случаях, когда принятые государством меры в интересах всего общества угрожают правам и свободам отдельных лиц или групп (например, при разлучении ребенка с его родителями; отказе в помощи; помещении пожилых людей или инвалидов в соответствующие учреждения или при решении жилищных конфликтов, которые приводят к тому, что человек становится бездомным).

    Будучи своего рода посредниками, работники социальной сферы должны иметь четкое представление о своей роли и обладать большими знаниями, причем не только в области прав человека, что необходимо для урегулирования многих конфликтных ситуаций, с которыми они сталкиваются в своей практике. С одной стороны, деятельность социальных работников может способствовать осуществлению прав лиц, которым они оказывают услуги, а ошибочное суждение может привести к ограничению этих прав. Знание глобальных вопросов в области нрав человека служит большим подспорьем в социальной работе, обеспечивая тем самым чувство единства и солидарности и не позволяя упускать из виду местные условия и потребности, с учетом которых должны работать социальные работники. Права человека неотделимы от теории, ценностей, этики, а также практики социальной работы. Следует всячески защищать и поощрять права, соответствующие потребностям человека; именно защита этих прав и является обоснованием социальной работы и ее стимулом .

    Этика и социальная работа. Предметной областью изучения профессиональной этики являются: профессиональная мораль как совокупность идеалов и ценностей профессии; этические принципы, нормы поведения, кодексы; качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга; нравственные взаимоотношения специалистов; цели и методы профессионального обучения и воспитания.

    Профессиональная этика социального работника базируются на фундаментальных общечеловеческих ценностях, где учитывается уникальность каждой личности. В качестве руководства поведения социального работника служит Кодекс этики.

    Социальная работа как особый вид профессиональной деятельности обладает специфической, только ей присущей совокупностью идеалов и ценностей, сложившихся в процессе становления принципов и норм поведения специалистов. Будучи специализированной деятельностью, социальная работа содержит в себе неповторимые ситуации, противоречия, которые приходится разрешать в самом процессе деятельности. Это обстоятельство вызывает необходимость придерживаться в деятельности особых, более жестких моральных принципов и норм. В своей практической деятельности специалисты нуждаются не только в нравственных ориентирах, определяющих общее, основное направление их деятельности, но и в правилах повседневной деятельности, без соблюдения которых невозможно реализовать моральные нормы и принципы. Поэтому в этических нормах социальной работы отражаются основные требования и критерии поведения и действий социального работника, которые при всем их разнообразии продиктованы специфическими условиями и содержанием его труда.

    Наиболее известная декларация о ценностях этики, которой руководствуются все современные социальные работники, это Кодекс этики Национальной ассоциации социальных работников, принятый в США в 1997 г. Принципы, содержащиеся в Кодексе, являются как предписывающими, так и запрещающими. В результате социального, политического, экономического развития общества изменялись социальные проблемы, которые призваны помочь решить социальные работники. Например, появление новых медицинских технологий внесло новые этические вопросы о праве жить, умереть и т.п.; компьютер - тайна, конфиденциальность; биоэтика - искусственное оплодотворение, пересадка органов и т.п.

    Этика профессиональной социальной работы включает три важных взаимосвязанных аспекта: 1) зависимость ценностной базы профессии от ее социальной роли, целей и приоритетов; 2) внедрение этических стандартов профессии; 3) этические дилеммы, с которыми встречаются социальные работники при выполнении профессиональных обязанностей. Этика социального работника - вид профессиональной морали, которая представляет собой кодекс поведения, обеспечивающий нравственный характер тех взаимоотношений между людьми, которые вытекают из требований к профессиональной деятельности и профессиональной компетентности См.: Фирсов М. В., Шапиро Б. 10. Психология социальной работы: содержание и методыпсихосоциальной практики: учеб, пособие для студентов вузов. М.: Академия, 2002.

  • См.: Права человека и работа в социальной сфере. С. 24-25.
  • См.: Бойко Ж. В. Этические основы социальной работы: учеб, пособие. Хабаровск:Изд-во ДВГУПС, 2012. С. 4, 8, 10-11.
  • ОА1ВЁВ N I ОЁАЁ0 Г 1Ё ВАА I Ои:

    N I АвА1АГГ1А N1 ЙОтГЁА Ё ТСОЁ ВАдАЁОЁВ Г 1А1Ё ГАОЁЁ

    Ё. Ё. йааема

    А поаоиа УЭаапоааёаТа "идёоёу ааоТЭа, ёапа^иаупу пТаЭаТаТТТаТ пТпоТуТеу пТоёаёи-ТТё ЭааТой ёаё Таоёё. То1а+аТй ТпТТаТйа УЭТоёаТЭа+ёу, ЭадЭаиау ёТоТЭйа пТоё-аёиТау ЗааТоа ТаоТаёо ТТайа 1"ооё аёу паТааТ Эадаёоёу.

    Анализ современного состояния социальной работы в России позволяет остановиться на ряде выводов и противоречий. Приказом Госкомобразования от 7 августа 1991 г. в России была открыта новая учебная специальность «Социальная работа» для высших учебных заведений. Практически с данного времени многие (философы, социологи, психологи, педагоги и т. д.) стали активно изучать социальную работу как науку. Появились самые разнообразные публикации, посвященные объекту и предмету; закономерностям и принципам; структуре, функциям и категориям; месту социальной работы среди других общественных наук. Подавляющее большинство ученых имеют согласие по ответам, посвященным принципам социальной работы, ее функциям и категориям, а также взаимоотношениям с другими науками. Существуют разногласия, связанные с объектом, предметом, закономерностями и структурой социальной работы.

    Растет число сторонников, считающих социальную работу самостоятельной наукой, однако, существуют и другие точки зрения: одни стараются найти ей место в социальной педагогике, другие - в социальной философии, третьи включить ее в психологические науки. Особенно представительны в определении места для социальной работы социологи. Они относят социальную работу к социологическим теориям среднего уровня; представлены попытки растворить социальную работу в поле социологического знания путем развития последнего; существует вполне научная позиция для нашего времени в целом, о том, что социология является методологией для социальной работы; социальная работа рассматривается и просто как один из многочисленных предметов социологического анализа.

    Буквально все, кто интересуется социальной работой, согласны с тем, что она имеет междисциплинарный и прикладной характер, практически получила всеобщее одобрение позиция об интегративно-комплексном характере теории и практики социальной работы. Однако

    в целом позиций, по которым имеются разного рода несогласия и различия, связанных с социальной работой как наукой, гораздо больше, чем позиций, по которым ученые выражают свое согласие друг с другом. Например, ряд авторов (П. Д. Павленок, В. А. Никитин, Е. И. Холосто-ва и др.), вполне обоснованно анализируя понятие «социальная работа», отмечают ее предназначения как в широком, так и в узком смысле. Так в учебном пособии «Теория и методика социальной работы» в анализе подходов к теории социальной работы определены два ее уровня. В широком плане теория социальной работы понимается как система взглядов и представлений, «возникающих под влиянием деятельности социальных служб и органов социальной защиты и помощи населению»; в узком - как «форма организации научного знания о наиболее существенных связях и отношениях» . В то же время отсутствует единство у исследователей даже в сопоставлении таких понятий, как «социальная работа», «социальная работа как наука», и «теория социальной работы». В этом плане логична позиция П. Д. Павленка, который рассматривает социальную работу как целое, состоящее из трех неразрывно связанных между собой компонентов (наука, учебный процесс и вид специфической практической деятельности), причем определяет социальную работу как науку, «функция которой состоит в выработке и теоретической систематизации знаний о социальной работе как опыте, практике. Учитывая сказанное, будем считать оправданным употребление понятий „теория социальной работы“ и „социальная работа как наука“ как категорий идентичных» .

    Если согласиться, что теория социальной работы и социальная работа как наука по сущности понятия, адекватные друг другу (попутно заметим, что далеко не во всех работах есть однозначная подобная трактовка данных понятий), то, на наш взгляд, имеется более полное определение социальной работы как науки у того же П. Д. Павленка, которое мы берем в качестве рабочего определения социальной рабо© Ё. Ё. ЫааёТТа, 2010

    ты как самостоятельной науки. «Теория социальной работы - это наука о закономерностях и принципах функционирования, развития и регулирования конкретных социальных процессов и состояний личности в трудных жизненных ситуациях, защите ее прав и свобод посредством целенаправленного воздействия на личность и окружающую ее среду» . Приведем также два определения теории социальной работы, которые, с одной стороны, свидетельствуют о многовариантном подходе к определению социальной работы как науки, а с другой - из-за их расплывчатости с ними просто сложно согласиться. Первое из них: «Теория социальной работы - это субтеория науки о воспитании, которая в свою очередь выступает как субтеория социологии» . И второе: «Теория социальной работы - самостоятельная отрасль социально-гуманитарного знания в системе общественных наук; ей присущи все структурные элементы научного знания и характерны интег-ративность и прикладная направленность» . Однозначно, что это определение теории социальной работы вполне применимо и для многих других знаний в системе общественных наук.

    В современных условиях теория социальной работы развивается в ситуации постоянных дискуссий. Многие ученые относят ее к группе прикладных наук, при этом не забывая отметить, что статус теории социальной работы фактически еще не констатуциирован. Нельзя не согласиться с выводом о том, что «практическая суть социальной работы определяет и ее содержание как науки» . Мы также разделяем позицию об исторической обусловленности социальной работы как науки, о признании социальной работы как профессии . По мнению М. В. Фирсова и Е. Г. Студеновой, дальнейшее развитие теории социальной работы должно идти по четырем направлениям: теория индивидуальной работы, теория групповой работы, теория общинной работы и теория социального администрирования и планирования . Исследователи выделили две научные альтернативы концепции теоретического обоснования социальной работы: «социально интегративного типа (функция приспособления) и эмансипаторного типа (функция изменения)» .

    Сегодня все более общепринятым мнением является то, что социальная работа становится феноменом цивилизованного общества. На наш взгляд, она имеет крайне сложную многофакторную, многоэтапную и многослойную структуру. Основными элементами данной структуры являются: практическая деятельность, учебная дисциплина, специальность, профессия, сфера социальной политики, социальный институт и

    наука. Сущностно-функциональная характеристика социальной работы может быть выражена в деятельности, целью которой являются оказание помощи, поддержки и защита нуждающихся. Через достижение данной цели должна происходить более конструктивная социализация данных нуждающихся.

    Нерешенность и дискуссионность методологических проблем теории социальной работы как науки обусловлена целым рядом современных противоречий. На это указывают ряд авторов; так в учебном пособии «Социальная работа: теория и практика» под ред. Е. И. Холосто-вой и А. С. Сорвиной отмечается: «Социальная работа внутренне противоречива: с одной стороны, она призвана экзистенционально помочь личности стать субъектом общественного бытия, способствовать ее индивидуализации, задействовав личностные и общественные ресурсы, а с другой стороны, как социальный институт должна выполнять социальный заказ государства, поддерживать социальный порядок в обществе» .

    В другом учебном пособии «Социальная работа» под ред. В. И. Курбатова речь идет и о других противоречиях для социальной работы как отрасли научного знания. Здесь «характерны две противоборствующие тенденции, связанные с ответом на вопрос: что первично для развития социальной работы - научные знания, теория, с одной стороны, или практика, социальное действие, с другой? Еще одна спорная дилемма: что лежит в основе социальных проблем: общественные отношения, общество в целом, социальная среда или же человек, в котором заключены детерминированные природой основные причины всех его личных бед и несчастий?» .

    Понятно, что список проблем и противоречий, которые прямо влияют на развитие социальной работы как науки, можно и нужно расширить. Необходимо еще раз отметить, что социальная работа обладает небольшим (особенно для России) историческим периодом для своего совершенствования. Да и разрабатывают ее «теоретическое поле» ученые, которые, как правило, не являются специалистами-профессионала-ми именно по социальной работе. В этом направлении активно и плодотворно работают представители других наук (философы, социологи, историки, психологи, педагоги, медики и т. д.); образно говоря, получается, что с учетом дефицита времени и профессионализма толкают автобус, идущий по маршруту «Социальная работа как наука», сами пассажиры, едущие в этом автобусе.

    Несмотря на героическое трудолюбие наших ученых, исследующих социальную работу как науку, несмотря на определенные достиже-

    ния, имеющиеся в данном направлении, необходимо, вероятно, все же признать, что реальные достижения не так высоки по сравнению с ожидаемыми. Краткий вывод по имеющимся результатам определяется тем, что кому-то в большей степени, кому-то в меньшей удалось «притянуть» социальную работу как самостоятельную науку (или теорию социальной работы) или к социологии, или к психологии, либо к философии, либо к педагогике, или к политике. Процесс «притягивания» у многих многовариантный одновременно (междисциплинарность); что в целом несомненно более привлекательно, но в реальности - не более того.

    В чем же дело? Это означает, что исследование социальной работы как особой науки зашло в тупик? На наш взгляд, представляется возможным на данный вопрос дать следующие ответы. Во-первых, представим, что ученые приложат еще больше трудолюбия к разработке теории социальной работы. Несомненно, появятся новые интересные разработки, которые станут дополнительными штрихами к уже отмеченной методологии иследования социальной работы как науки в связи с «увязкой» ее с какими-то другими науками, что само по себе не может служить долгожданным результатом. Широкомасштабные теоретические дискуссии об интеграции социальной работы с другими науками и ее отмежевание от них (дрейф в сторону самостоятельности) завели нас в тупик. Идти дальше в этом направлении будет все сложнее, возникнет необходимость затрачивать на получение слабо значимых результатов все больше и больше сил и времени. Мы полагаем, что будет гораздо эффективнее, если мы не станем ввязываться в дальнейшие интеграционные межпредметные дискуссии, которые, несомненно, на определенном этапе становления социальной работы не только необходимы, но и продуктивны. Мы выражаем уверенность в том, что сегодня более разумно и более рационально, если мы направим свои помыслы и интересы на поиск ответа на вопрос о том, каким образом теория социальной работы как наука может выйти за пределы межпредметных взаимосвязей, за пределы ее интегрального характера, которые в то же время органически ей свойственны.

    Во-вторых, еще раз отмечая и фиксируя, с одной стороны, имеющиеся результаты в становлении социальной работы как науки, с другой - данные достижения, они по своему свидетельствуют о кризисе теории линейного и прогрессивного развития науки, человечества и культуры в целом. Научный прогресс не только изучался и анализировался, но еще и навязывался учеными и политиками. Однако в наше время яснее становится понимание, что последствия хозяйственной, политической, социаль-

    ной и других видов деятельности нельзя полностью преодолеть, опираясь только на научный прогресс. В социальном институте образования и знания долгое время в обществоведении господствовал социальный оптимизм, который в последнее время значительно поубавился.

    В-третьих, сегодня социальная работа, как никакая другая наука, своими проблемами, противоречиями и достижениями способствует расширению и углублению процесса объединения и воссоздания обществоведения в единое целое. В истории науки были разные этапы ее развития: было время, когда философия отделилась от обществоведческих наук, был период, когда произошло разделение наук на гуманитарные, естественные и технические. Было время разбрасывать камни, сегодня приходит время, когда их надо собирать. Социальная наука призвана «вызовом времени» объединить разные науки для реализации цели - обеспечить максимальное количество благ для максимального количества людей. Сегодня недостаточно только опираться на методологию и методику других наук - это интересно и важно, но это уже прошлое. Для социальной работы одним из важнейших вопросов является разработка новых способов и приемов познания. На данную проблему обратил внимание В. А. Никитин, отмечая, что «социальная работа представляет особый вид социально-гуманитарной деятельности, который требует необычных форм и способов познания, не укладывающихся в рамки классического понимания науки. Сложность ее содержания не всегда позволяет получить единственно верную интерпретацию, обладающую обязательностью научной истины. Нередко ценность социальной работы (той или иной технологии, средства или метода) определяется не строгостью научного обоснования, а эффективностью реализации, практической пользой для человека, социума» .

    Пути, формы и способы познания порождение той культуры, в которой живут ученые. Методы познания, которые наиболее широко применяются в социальной работе, взяты из социологии или из психологии. Использовать опыт и наработки других разумно и результативно, но до определенного времени. Социальные работники уже сегодня столкнулись с острейшей необходимостью разработки собственных методов познания. К сожалению, социальные работники характеризуют объекты социальной защиты, как правило, со статистических позиций; однако, в реальности они таковыми не являются. Буквально всем объектам социальной защиты органически присущ динамический характер. Следовательно необходим особый набор методов познания естественно и социально обусловленных движений, происходящих у клиента, се-

    мьи, группы. Динамический характер свойственен и тем проблемам и противоречиям, на которые направлены усилия практических социальных работников и управленцев. Причем изменения происходят не только внутри проблем, но и в отношениях к ним. Социальные работники, стремящиеся познать наиболее адекватную интерпретацию сложно сконструированных элементов человеческой жизни, должны постоянно учитывать, что взаимодействие элементов в системах, с которыми они работают и которые они изучают, никогда не прекращается. Данное положение присуще всем системам в социальной работе (объект-субъектные системы, социальная работа как наука, социальная работа как специфический вид деятельности, социальная работа как учебная дисциплина, профессиональная и непрофессиональная социальная работа и т. д.).

    В интерпретации сложно сконструированной реальности имеющиеся достижения нужно отнести к скромным. Социальные работники уделяют достойное внимание системному подходу и системному анализу, однако, они исследуют системы через позицию равновесия. Но состояние равновесия это только одна часть (период, этап), которая характеризует любую систему. Любые системы рано или поздно выходят из состояния равновесия, изменяются и даже разрушаются. Получается, что познание социальным работником любых из изучаемых систем должно быть уже само по себе движением, только при соблюдении данного условия у нас появится возможность для адекватной интерпретации сложного - как сконструирована система в реальности.

    Если мы будем стоять на позиции, что познание наших систем - это всегда движение, то мы отметим, что в социальных системах, которые изучает социальный работник, отсутствуют всеобщие и универсальные истины. Опираясь на отмеченную позицию в познании, мы получим более достоверные данные о балансе между глубиной и широтой исследуемых систем, сочетанием в них фрагментарных и синтетических элементов. Мы должны узнать, как сконструирована реальность данных социальных систем, в конструировании которых принимали участие другие системы, состоящие из элементов природы, культуры, истории.

    Социальная работа только тогда станет отдельной и самостоятельной наукой, когда она именно как наука будет представлять особую систему. Предпосылки для выполнения этого требования имеются уже в настоящее время, например, мы уже отмечали системообразующие процессы, происходящие в структуре социальной работы в целом. Что касается собственно социальной работы как науки, то, во-первых,

    здесь целесообразно вернуться к вопросу о сочетании теории и практики. Нами было уже отмечено, что широко распространено мнение ученых, развивающих социальную работу как науку, о том, что в целом она имеет прикладной характер и в ней приоритетной является ее практическая востребованность. По нашему мнению, дифференциация науки на прикладные, теоретические и мировоззренческие весьма условна, но поскольку это произошло, то, вероятно, для этого были определенные социокультурные предпосылки в те или иные исторические периоды развития науки. Нельзя не согласиться с тем, что многие истоки социальной работы как науки заложены в ее практической деятельности. В этом плане история людей говорит о том, что институт помощи - это постоянно действующий институт в культуре, так же как и во многом противоположный ему - институт борьбы. Однако отрыв эмпиризма от теории в научной сфере никогда не может быть абсолютным. Любые прикладные знания опираются на теоретические конструкции, а теории тогда осмысленны, когда они содержат в себе прикладную востребованность. «Теория помогает осмысленно воспринимать факты. Популярное мнение „факты говорят сами за себя“ глубоко неверно. Многие социологи в первую очередь занимаются эмпирическими вопросами, но если в своем поиске они не руководствуются теорией, их работа не дает возможность прояснить причины изучаемых событий. Это происходит даже в том случае, когда исследования предпринимаются с сугубо практическими целями» . Данное положение во взаимоотношениях между теорией и практикой имеет оособое жизненно важное предназначение. Конфликт между знать и быть в социальной работе должен разрешаться через деятельность. Именно стратегически интегральное направление на изменение жизненных реалий, деятельностно осуществляемое через единение теории с практикой, и должно отличать социальную работу от других наук. Другими словами, методология социальной работы как науки должна развиваться по пути сущностной рациональности. Используя знания метафизических основ существования человека, его тенденции изменения в социокультуре, свои реально существующие проблемы, ресурсы и другие возможности для достижения заранее запланированных целей, социальная работа должна выполнить возлагаемые на нее задачи, связанные с примером организационного воссоединения общественных наук.

    Итак мы выделяем две стратегические задачи, которые обязана в ближайшее время разрешить социальная работа как наука: 1) социальные работники обязаны объединиться вокруг

    концепции сущностной рациональности - работая в этом направлении, мы более эффективно, с наименьшими затратами можем реализовать наши конечные цели, которые состоят в защите и поддержке нуждающихся, оказании им помощи для оптимального процесса социализации в современную культуру, познании исторических альтернатив, направленных на сохранение существования человечества в условиях совместимости политики и морали; 2) в процессе реализации первой задачи социальная работа как наука одновременно должна решать и вторую задачу, сущность которой связана с органическим воссоединением общественных наук. Понятно, что данное воссоединение не может быть вечным. Однако для сегодняшней истории это крайне актуально. Все общество находится в системном кризисе, этот кризис и его последствия нам предстоит пережить. Потери неизбежны, мы уже сегодня несем огромные утраты, завтра их будет еще больше. Выйти из системного кризиса человеческой культуре возможно, если мы объединимся, станем более открытыми и чистыми. В первую очередь необходимо объединение обществоведческих научных направлений, что уже само по себе позволит поместить (наконец-то) социальную практику в целостность изучения природы и культуры.

    Сегодня для выполнения данных двух задач, стоящих перед социальной работой как наукой, есть ряд препятствий. Одно из таких препятствий, к которому имеет прямое отношение современная социальная работа в целом, заключается в том, что существует преувеличение важности теоретического мышления. В России наука уделяла много внимания социальному мифотворчеству, причем совершенно неважно где: в самой науке, в практической деятельности, в сфере организации и управления системой социального обслуживания и т. д. Мы стараемся любые виды деятельности социальных работников подвести под теории, концепции, идеологии, модели и пр. Только после «удачных или не очень удачных» подобных «увязок» деятельности с теорией мы иногда задумываемся над целесообразностью выполненного. Естественно, мы не принадлежим к противникам теоретического знания, но в науке также должны присутствовать «мера» и определенная рациональная целесообразность. Теории работают, если они подтверждаются эмпирическими данными, тогда они дают ожидаемые знания и приводят к новым практическим и теоретическим работам. Для российской науки крайне важно понять, что объективность не зависит от мировоззрения того или иного исследователя. Она основана на достоверных методах исследования и аргументации. Для общественных наук особое значение здесь имеет дискуссионно-публичный характер

    обсуждаемых результатов. Специфика социальной работы во многом предопределена повседневной жизнью клиентов. Исследование реалий повседневной жизни служит основным источником научных данных. А реалии повседневной жизни таковы, что теоретические знания являются небольшой и часто не единственной частью знания.

    Другое препятствие связано с современным образованием и научно-техническими достижениями. Современное образование стало тяготеть к решению не теоретических, а прикладных задач. Интенсивно распространяется пафос «сиюминутного» постижения истины и получения знания «здесь и сейчас». Дефицит практического знания переживается как серьезная общественная проблема. Зарубежный социолог Е. Гриффин отмечал, что «знание о чем-то оказывается менее важным, чем ответ на вопрос: „ Что я буду делать?“. Конечной целью теоретического исследования становится достижение практической мудрости относительно того, как действовать» .

    Казалось бы для социальных работников, где практическая деятельность занимает особое место, отмеченная прикладная направленность не может быть недостатком. Конечно, практические навыки и технологии, применяющиеся своевременно и целесообразно, всегда важный элемент социальной работы. Однако акцент на «практическую вооруженность и готовность» вступает в противоречие с традициями субкультур, с ценностями гуманизма. Технологические практические навыки и знания нередко показывают свою беспомощность в условиях радикальной субъективации реально действующих структур и институтов. Да и собственно социальная работа многократно указывает на имеющуюся диалектическую взаимосвязь между знанием и его социальной основой. Для обсуждаемого вопроса это означает, что практические навыки и технологии не могут быть вечными и повсеместными.

    Следующее препятствие, как и уже отмеченные, также является многофакторным, историчным и ресурсозависимым. Речь идет о «рав-нозначимости различного». Общеизвестно, что в наше время во всем мире растет спрос и увеличивается число людей, претендующих на государственное социальное обеспечение. Власть отреагировала на это следующим образом: 1) увеличением налогов; 2) сокращением услуг (некоторые из них стали платными); 3) увеличением сбора денег с населения из иных сфер; 4) расширением общественного сектора для удовлетворения нужд населения. Но единой социальной реальности не существует, реальностей много. Поэтому вопрос о том, кому помогать в первую очередь (кого считать более бед-

    ным и угнетенным), - сегодня крайне актуален не только с практических позиций, но и с собственно научных точек зрения. Общеизвестно, что в социальной работе не существует некой иерархической лестницы категорий нуждающихся из социального дна. Научный ответ на вопрос об иерархии обездоленности дать весьма проблематично не только в сравнительном, но и в сугубо конкретных положениях.

    В современной культуре отмечается рост человеческих предпочтений на толерантное отношение к другим. Толерантное поведение обладает социальным свойством и испытывает влияние доминирующих в обществе мотивов. Максимы мировой культуры трудно осуществлять в реальной жизни. Социальные работники способствуют становлению и развитию социальной зрелости, ее показателями являются внимание и понимание другого поведения. С точки зрения социальной работы как науки весьма интересно было бы исследовать сам «веер» взаимоотношений между субкультурами из социального дна (бомжами, инвалидами, сиротами, наркоманами и т. д.). Не менее интересно изучить «доминирующие» культуры в общем «конверте»: существует ли подобие плюрализма культур, каковы последствия неравноправного отношения с отдельными субкультурами для всей культуры в целом.

    Социальные работники, как никто, понимают, что современной культуре явно не хватает милосердия; данные знания они получают через практику, через научные и управленческие сферы. Однако и здесь реальность не всегда последовательна. Нидерландский историк культуры Иохан Хейзинга отмечает, что «по мере того как все больший размах приобретает преступность, возникает и терпимость, нередко граничащая с восхищением. Международный аферист встречает больше симпатий, нежели обыкновенный мошенник-бухгалтер» . Для более существенной конкретизации обсуждаемого препятствия, стоящего перед социальной работой, приведем и еще несколько примеров. Социолог Энтони Гидденс, анализируя отношение к разным наркотикам (кофе, алкоголь, марихуана), делает вывод, что алкоголь и кофе - это «общественно приемлемые» наркотики, а марихуана нет. Однако существуют культуры, которые терпимо относятся к потреблению марихуаны, но отвергают кофе и алкоголь . Следующий наш пример связан с возвращением в «общество» лиц, отбывших срок наказания в тюрьмах, а также возвращение больных, выписавшихся из психиатрических клиник. Данные люди равны другим членам общества, не попавшим в указанные места, однако, культура нередко отвергает их претензии на равнозначность и очень часто эти люди сталкиваются с отсутствием понимания и поддержки.

    Еще одно препятствие, стоящее перед развитием социальной работы как науки, связано с целым рядом моделей социальной защиты населения. Мы не то чтобы против моделей и идеологий социальной защиты, хотя, конечно, ясно, что все это временно, изменчиво, а зачастую задано политиками. Основная проблема состоит в том, что в России сегодня в реальности нет никакой модели социальной защиты, которая бы воплотила в себя историческое прошлое, современные проблемы, имеющиеся настроения и ресурсы, эффективность которой определялась бы целерациональной деятельностью. Вероятно, не стоит особо указывать на то, что подходящую модель нельзя найти ни в нашей истории, ни в нашей современной культуре; модель социальной помощи - это не полезное ископаемое, она не изначально заложена в социальный мир. Социальная работа как наука несомненно будет иметь возможности для того, чтобы представить свои предложения по данной модели для России. Это может произойти только в том случае, если мы будем исследовать необходимость и конструкционные схемы данной модели, выдерживая с ней диалектически подвижный процесс познания. Причем основная задача ученых не предлагать те или иные конструкции, а чтобы найти их в постоянно изменяющейся исторической системе. Как бы ни казалось парадоксальным, данный «научный поиск» все больше и больше должен заполняться такой культурологической мыслью, где антиномич-ность и амбивалентность становятся все более заметными характеристиками.

    Любые модели социального предназначения следует оценивать по самоценности существования человечества независимо от каких бы то ни было условий. Для России это особенно актуально, так как для нас депопуляция стала уже многолетним элементом нашей культуры. В России особенно, да и в мире в целом, специализация по «прополке и выкорчевыванию» жизни более эффективна по сравнению с ее «прорастанием» и защитой.

    Социальные конструкции (институты, модели, системы и пр.) нельзя идеализировать. Дело не только в том, что ученые (в том числе и социальные работники, политики, управленцы) не могут быть беспристрастными, так как они часть этой же культуры; любые конструкции и системы имеют ограниченный срок действия и не безграничные возможности; кроме того, одна модель может блокировать появление другой модели. Встает вопрос о исследовании их результатов конкуренции.

    В современных российских условиях, когда одни вознесены, а другие не привлечены и одним трудно быть справедливыми по причине того, что у них есть все, а другим по причине

    того, что у них нет необходимого, вести серьезные научные дискуссии о моделях социальной помощи - малопродуктивное занятие. Но и этот период жизни необходимо достойно пережить, при этом не потеряв изначально заложенное социальное зерно, состоящее из антропо- и эгоцентризма. Социальные работники, безусловно, за приоритет личности, за реализацию индивидуального потенциала, но при наличии необходимых условий для всех. В условиях разнообразного дефицита трудно сохранить любовь и милосердие к ближнему. В какой-то степени данные противоречия и рассматриваемую преграду смиряют быстро растущие группы взаимопомощи и иные общественные организации, занимающиеся благотворительностью, однако, сложно представить, что их деятельность будет сущностно рациональной и вокруг них могут собраться духовно здоровые структуры. В то же время для научных изысканий увеличение числа и деятельность разного рода субъектов института помощи имеют несомненно особый интерес.

    Наконец, уделим внимание еще одной преграде, которую необходимо преодолеть социальной работе как науке для обретения полнокровного статуса самостоятельности. Когда мы говорим о том, что настало время взглянуть на социальную работу с иных позиций, когда мы полагаем, что она будет способствовать на данном историческом промежутке объединению всех общественных наук и они примут метод сущностной рациональности, который в большей степени по сравнению с другими методами отвечает современным исследовательским требованиям обществоведения в целом, - все это в совокупности указывает на нашу уверенность в том, что уже имеющиеся возможности социальной работы гораздо богаче, чем ее реально значимые возможности. Преодолеть данное противоречие, создать условия для того, чтобы имеющиеся возможности получили статус наличествующих - одна из актуальнейших задач современной науки.

    Необходимость объединения наук это не вымысел, а один из ответов на требования времени. Многие ученые предупреждали об утрате культурой объединяющих ее идей и сил. П. А. Сорокин писал о наступлении в эпоху чувственности Века неуверенности , М. Хайдеггер - об утрате укорененности современного человека , К. Ясперс - о расширении человеком своего существования, при котором он должен жертвовать своим бытием . В условиях оторванности от себя, от культуры и природы человек ищет и эмерджентные функции, направленные на объединение. «Сила субъектов коренится в почти всеобщем отчаянном стремлении людей „принадлежать целому“» .

    Социальная работа, выполняя посреднические функции на практическом поприще своей деятельности, уже имеет опыт для объединения разных сфер и разных институтов. Данное достижение может стать одной из основ единения наук, так как одни объединения людей приведут за собой другие объединения. Социальная работа в этом процессе никак не должна играть роль «толкача» и не должна предпринимать какие-то иные авторитарные замыслы для достижения принадлежности к целому. Импульсы и мотивы, интересы и потребности, направленные в сторону целостности общественных наук, имеются в самой культуре в целом, а также и в самой науке в целом, которая является частью культуры. Ученые и в этом вопросе не должны забывать, что основным свойством материи является ее самоорганизация. Данное свойство присуще и научной сфере общественных наук; задача ученых выявить эти тенденции.

    Социальные работники, как и исследователи других наук, знают и иные свойства материального и духовного мира, которые своим образом свидетельствуют о единстве мира в целом и науки, в частности. Например, мнение ученого - это субъективное мнение, но субъективность не может не быть частью более общего, она порождена этим общим. О другом примере единства мира утверждал Платон, поясняя, что не бытие есть бытие некоторого вида. Люди должны рассматривать события опыта как основу взаимосвязей. Социальные работники на практике постоянно сталкиваются с отмеченными свойствами нашего мира: те проблемы, которые лежат на поверхности, требуют сочувствия, сострадания и помощи, имеют глубинно-внутренние истоки, которые более сложны по сравнению с внешними данными. Социальную работу даже в наше время можно отнести к числу редких наук о человеке, где положительно оценивается попытка преодолеть изъян абстрактного человека, она старается относиться к любому нуждающемуся в помощи как к личности. Понимая во многом трагические и разрушающие целостность нашей культуры факторы, социальные работники, вероятно, более других знают и имеющиеся возможности для преодоления негативных последствий или хотя бы для их частичной компенсации. Кто-то должен устранять, компенсировать последствия социального зла, выражающего себя в нуждах, болезнях, невежестве, бедности, безработице, сиротстве, отчуждений и прочих «видах оплаты по счету», который предъявляет современная цивилизация за свои достижения.

    Для полноты восприятия жизнью имеющихся возможностей исследователи должны обратить особое внимание на «социокультурные ваккумы», которые под влиянием чрезмерных

    вызовов, непомерных перегрузок и неестественных раскачиваний стали в российских условиях весьма заметным явлением. Но ваккум как в природе, так и в истории не может быть абсолютным. Известный этик России А. П. Скрипник указывает, «там, где возникает социокультурный ваккум - аморализм празднует свои оргии» .

    Социальным работникам хорошо известно, что путь преодоления социального зла и его последствий расположен в самой культуре, в совершенствовании ее возможностей. Процесс данного совершенствования идет одновременно как в целом по антропоцентрическому пути, так и по индивидуально-эгоцентрическому пути. Понятно, что профессионал обладает своим ресурсом для участия в вечном человеческом процессе, где «всякая душа испытуема и утешена», однако, опытный социальный работник, сам многое повидавший в жизни, имеет здесь и свои преимущества: по мнению Ф. М. Достоевского, «когда мы несчастны - мы сильнее чувствуем несчастье других: чувство не разбивается, а сосредотачивается» . Совершенствование возможностей социальной работы в России накладывается на благоприятное историческое нрав-

    ственное поле; общеизвестный факт, что русские всегда обладали обостренным чувством справедливости, а их общинная жизнедеятельность способствовала распространению чувства равенства.

    Указывая на большие, пока во многом слабо используемые, возможности социальной работы, мы должны обладать гибкой и диалектической оценкой имеющихся достижений. Сфера человеческих взаимоотношений наполнена нравственными оценками и здесь линия этики роста однозначно уже не действует. Рост возможностей может быть не только добром, но и злом. Все соткано из противоречий. Мы должны совершенствоваться не в стороне от того, что нам не нравится, а вопреки этому; социальные работники (ученые, преподаватели, практики, управленцы) должны воспитывать более острую чувствительность и к любви, и к ненависти. В России реальное повышение возможностей социальной работы связано не только с ее многоструктурным ростом; необходимо строить великое общество с реальной, мощной экономикой, без ложного социального мифотворчества. Нужно найти свой путь в мировом многообразии и не ломать его многократно в истории, а постоянно совершенствовать.

    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

    1. Гидденс Энтони. Социология / Энтони Гидденс; пер. с англ. ; науч. ред. В. А. Ядов; под общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. - М. : Эдиториал УРСС, 1999. - 703 с.

    2. Достоевский Ф. М. Белые ночи / Ф. М. Достоевский // Достоевский Ф. М. Собрание сочинений: в 12 т. - М., 1982. - Т. 1. - С. 161-213.

    3. Казаринова Н. В. Об эпистемическом ресурсе понятия «коммуникативные практики» / Н. В. Казарино-ва // Тезисы докладов и выступлений на II Всероссийском социологическом конгрессе «Российское общество и социология в XXI веке: социальные вызовы и альтернативы: в 3 т. - М., 2003. - Т. 2. - С. 13-14.

    4. Никитин В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учеб. пособие / В. А. Никитин. - М. : Норма, 2002. - 298 с.

    5. Павленок П. Д. Теория, история и методика социальной работы / П. Д. Павленок. - М. : Дашков и Ко, 2003. - 428 с.

    6. Скрипник А. П. Моральное зло в истории этики и культуры / А. П. Скрипник. - М. : Политиздат, 1992. - 351 с.

    7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество / П. А. Сорокин; под общ. ред., сост. и предисл. А. Ю. Согомонова; пер. с англ. - М. : Политиздат, 1992. - 116 с.

    8. Социальная работа: теория и практика: учеб. пособие / отв. ред. Е. И. Холостова, А. С. Сорвина. - М. : ИНФРА-М, 2001. - 427 с.

    9. Социальная работа: учеб. пособие для вузов / под ред. В. И. Курбатова. - Ростов н/Д: Феникс, 2003. - 412 с.

    10. Теория и методика социальной работы: в 2 ч. / под ред. В. И. Жукова, И. Г. Зайнышева, Е. И. Холосто-вой. - М. : Прогресс, 1994. - Ч. 1. - 339 с.

    11. Тоффлер О. Столкновение с будущим / О. Тоффлер // Запад вблизи. Современная документальная проза: сб. / пер. с разн. яз. - М., 1982. - С. 711-744.

    12. Фирсов М. В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фир-сов, Е. Г. Студенова. - М. : ВЛАДОС, 2000. - 432 с.

    13. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге: избр. ст. позд. периода творчества / М. Хайдеггер. - М. : Высш. шк., 1991. - 192 с.

    14. Хейзинга И. Ното 1^еш. В тени завтрашнего дня / И. Хейзинга. - М. : Прогресс-Академия, 1992. - 464 с.

    15. Ясперс К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс; пер. с нем. - М. : Политиздат, 1991. - 527 с.