Методическая разработка на тему: "Урок специальности в музыкальной школе". Открытый урок в музыкальной школе

Открытый урок по специальности «Фортепиано» в третьем классе школы искусств

Тема:
Седова Вера Олеговна
Описание. Предлагаю урок с обучающимся третьего класса школы искусств по преодолению затруднений в произведениях технического плана. Материал может быть полезен начинающим преподавателям по специальности «Фортепиано» школ искусств, музыкальным руководителям кружков по фортепиано и всем, кто хочет улучшить качество своей игры на музыкальном инструменте.
Предмет: "Фортепиано", музыкальный инструмент вокального отделения
Класс: третий
Тип занятия:
Форма урока: индивидуальная
Цель урока.
Задачи урока:


образовательные:



развивающие:

2) развивать игровые навыки;


5) развивать чувство ритма;


воспитательные:





Оборудование: инструмент фортепиано, подставки на стул и под ноги, стулья по числу присутствующих в классе
Ноты музыкальных произведений
Упражнения Шарля Ганона (№№ 1,3,5,6);
Гаммы, арпеджио, аккорды (C - dur, a - moll);
Карл Черни, этюд №2 ор 821;
Владимир Коровицын, «Куклы сеньора Карабаса» (ансамбль).
Ожидаемый результат. Обучающийся познакомится с приёмами и методами, помогающими в преодолении технических трудностей.
План урока
1. Организационный момент. Сообщение темы урока, постановка учебной задачи - 1мин.
2. Основная часть урока - 35 мин.
а) Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса - 2 мин.
б) Проверка качества выполнения домашнего задания - 5 мин.
в) Игра упражнений и гамм - 8 мин.
г) Работа над музыкальными произведениями - 20 мин.
3. Закрепление материала - 5 мин.
4. Заключительная часть
Оценка.
Домашнее задание - 3 мин.
Рефлексия. Подведение итогов - 1 мин.
Приёмы и методы работы на уроке:
- словесный (беседа, объяснение),
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,

- метод анализа и синтеза.
Ход урока
1. Организационный этап

Сообщение темы урока, постановка учебной задачи.
2. Основная часть урока
Гимнастика на освобождение тела обучающегося от зажимов (для шеи, кисти и пальцев, плечевых и локтевых суставов, корпуса (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя)

Приём работы: объяснительно - показательный.
Проверка качества выполнения домашнего задания
Обучающийся показывает преподавателю выполнение домашнего задания:
1) играет упражнения Ш. Ганона, стараясь выполнить поставленные преподавателем задачи: собранные пальцы играют из ладони, руки и плечи свободные, звуки ровные по ритму и силе нажатия на клавиши, пальцы без напряжения бегут в удобном темпе (максимальном для обучающегося);
2) показ обучающимся гамм C - dur, a - moll: темп и все условия сохраняются, как в упражнениях Ш. Ганона, гибкая рука в коротких арпеджио, аккорды торжественные, праздничные, хроматическая гамма стремительная, пальцы в ней располагаются близко друг к другу, высота подъёма пальцев малая.
Методы и приемы работы:
- метод контроля за исполнением упражнений и гамм,
- предложение преподавателя отработать приём игры упражнений на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков в поступательном движении,
- анализ проведённой работы,

- похвала за моменты достойного исполнения программы.
Игра гамм
При игре гамм важно обратить внимание обучающегося на аккуратное подкладывание первого пальца: правильный разворот руки, её собранность, округлость, близость пальцев друг к другу. Рука ведёт пальцы, кончики пальцев острые, чуткие. При игре арпеджио важна правильно выученная аппликатура. При тщательной работе в первом и втором классах, при систематическом закреплении навыка игры гамм и упражнений навык уверенного исполнения сохраняется. В противном случае он забывается. Пальцы собираются в направлении движения. При игре аккордов пальцы упругие, рука стремительна в воспроизведении аккордов. Работает вся рука и корпус. Задача - исполнить аккорды празднично, не суетливо, с достоинством.
Методы и приемы работы: те же, что и в упражнениях.
Работа над этюдом
Исполнение в классе, как на сцене. Анализ и самоанализ исполнения, ремарки преподавателя.
Методы и приёмы работы: игра по крышке инструмента крепкими пальцами в медленном темпе. Мышцы пальцев при этом активно работают (пальцы активно работают подушечками, они сильные, как клюв птицы).
Если есть ритмические неровности (например: а) в начале каждого такта опаздывание левой руки на слабую шестнадцатую долю, причина - непонимание обучающимся длины временнОго звучания шестнадцатой;
б) взятие интервалов правой рукой без активного и смелого звука, причина - слабость крайних пальцев руки, неправильное распределение нагрузки на пальцы, непонимание звукоизвлечения интервалов и аккордов; в) неровность в гаммах, причина - отсутствует работа по укреплению пальцев на крышке инструмента, работа в медленном темпе игнорируется при самостоятельной работе дома), то важно недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов исполнения.
Работа над пьесой
Прежде, чем исполнить пьесу в ансамбле, необходимо выучить нотный текст. Приёмы работы: работа над музыкальными фрагментами, игра каждой рукой отдельно (выявление причин остановок и разных темпов в руках), приём многократных повторений с наименьшими затратами движений корпуса, рук, пальцев. Обучающийся при такой работе находит удобные для исполнения движения рук и корпуса, индивидуальную аппликатуру, запоминает их. Здесь важен иллюстрационный показ преподавателя техники и приёмов игры с тем, чтобы обучающийся опробовал их на практике, находил свои позиции в игре, включал мышление и внимание как внешнее, так и внутреннее. Темп может быть умеренно - средний, но штрихи, динамика, фразировка, дыхание фраз обучающийся должен отработать в самостоятельных домашних занятиях.
Если отработаны отдельные фразы, фрагменты, проучены связки во фразах и частях произведения, можно аккуратно собрать всё произведение, проиграв его целиком в среднем темпе с преподавателем в ансамбле, выявив, таким образом, слабые места в тексте. В результате анализа обучающийся сам может сформулировать для себя домашнее задание, а также рассказать преподавателю о приемах и методах работы над данным произведением дома.
Методы и приёмы работы в ансамбле:
- метод контроля за исполнением,
- предложение преподавателя отработать приём игры staccato на крышке инструмента для усиления звучности и выравнивания звуков,
- анализ проведённой работы,
- полезная самокритика и критика исполнения,
- похвала за достойные моменты исполнения пьесы.
Все недочёты, выявленные с помощью наводящих вопросов преподавателя, важно устранять систематически дома и на уроках, если хочется добиться более высоких результатов воспроизведения.
Домашнее задание
1. Новое упражнение Ш. Ганона(№3) отработать на крышке инструмента в медленном темпе. Игра на инструменте в умеренном темпе. Знания о работе над упражнениями у обучающегося имеются из собственного опыта работы. Продолжать работу над уже выученными упражнениями.
2. Этюд. Отработать гаммы, интервалы, моменты совпадения рук, синхронность исполнения гамм в конце этюда, взятие кульминационного аккорда. Продолжать работу над этюдами К. Черни №№4, 10 ор 821.
3. Пьеса. Отработать прием staccato, особенно в синхронном звучании рук, проанализировать характер всех частей по динамике, штрихам, создать образ каждой части. Проучить ещё раз все связки между фразами и частями, вставить их в единое целое, закреплять ежедневно до получения ожидаемого результата.
Заключительная часть
Рефлексия
Беседа с обучающимся, что понравилось на уроке, почему. Что он хотел бы исправить. Что нового можно привнести в урок.
Методическая литература
1. Либерман Е. «Работа над фортепианной техникой» - М.:1993
2. Корыхалова Н. «Играем гаммы» - М.: «Музыка» 1995
3. Щапов А.П. «Фортепианная педагогика» - М.: 1991
Нотная литература
1. Коровицын В. - Детский альбом для фортепиано, изд. «Феникс»2008
2. К Черни. 160 восьмитактовых упражнений, опус 821
3. Ш. Ганон. Пианист - виртуоз. 60 упражнений для достижения беглости, независимости, силы и равномерного развития пальцев, а также легкости запястья, изд. «Композитор», Санкт - Петербург, 2002

Самоанализ открытого урока по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения МБУДО ДДШИ, отделение в г. Дмитров преподавателя Седовой Веры Олеговны с обучающимся третьего класса

Характеристика на обучающегося
Обучающийся третьего класса девяти лет по предмету «Фортепиано», музыкальный инструмент вокального отделения. На момент проведения урока имеет хороший музыкальный слух и память. Чувство ритма недостаточно развито. Эмоционально отзывается на все проявления музыкального развития. Хорошо принимает критику, видит свои ошибки и не боится критиковать своё исполнение. Есть успехи в обучении. Доброжелателен и коммуникабелен. К занятиям музыкой относится недостаточно серьезно, но за инструментом работает результативно, есть отдача. Старается хорошо разбирать нотный текст, систематически учится читать с листа, внимательно подбирает по слуху знакомые произведения. На концертных площадках не справляется с волнением, так как из - за недостаточной работы дома сценические произведения не доделаны. Правильное отношение к звукоизвлечению ещё не сформировано, приём staccato мало отработан в практических занятиях. Руки недостаточно свободны и организованы в игре на инструменте.
Обучающийся может результативно работать на уроке и дома.
Тема: «Работа над произведениями технического плана в школе искусств»
Форма урока: индивидуальная
Тип занятия: урок - отработка технических навыков в упражнениях, гаммах и произведениях технического плана
Цель урока. Обучение ученика самостоятельности в анализе разучиваемого музыкального произведения с тем, чтобы устранить проблемы технического плана.
Задачи урока:
1) познакомить обучающегося с техническими приёмами и отработать их в конкретных произведениях;
2) воспитывать в обучающемся волю для достижения положительных результатов в труде;
образовательные:
1) расширить музыкальный кругозор обучающегося;
2) искать рациональные приемы игры на фортепиано;
3) учить грамотно прочитывать структуру нотного текста;
развивающие:
1) развивать образное мышление;
2) развивать игровые навыки;
3) совершенствовать навык игры по нотам;
4) развивать мелодический, гармонический, звуковысотный слух;
5) развивать чувство ритма;
6) развивать инициативу в творчестве;
7) развивать самостоятельность в работе;
воспитательные:
1) воспитывать интерес к предмету и инструменту;
2) воспитывать понимание и уважение к музыке разных жанров;
3) воспитывать ответственность за результаты своего труда;
4) воспитывать контроль за своими действиями;
5) воспитывать культуру поведения за инструментом.
Этапы урока
1. Организационный этап

На этом этапе преподаватель поприветствовал присутствующих и осветил тему и цель занятия, обосновал выбранную тему, аргументировал её актуальность, а именно: данная тема направлена на всестороннее развитие способностей ребёнка, пошаговое раскрытие его возможностей, обучение технике работы с нотным текстом, пробуждение интереса к самостоятельным занятиям за инструментом.
2. Основной этап
Преподаватель использовал следующие методы обучения:
- словесный,
- практический,
- творческий,
- репродуктивный,
- игровой метод,
- метод наблюдения,
- метод самостоятельной работы,
- метод анализа и синтеза.
Гимнастика - непременный атрибут урока на любом отделении школы искусств - на освобождение тела обучающегося от зажимов в шее, кистях и пальцах, в плечевых и локтевых суставах, в корпусе (упражнения «Качели», «Мельница», «Самолёт», «Яблочко», «Арлекин», «Иди ко мне», вращения кистями, сгибания и разгибания пальцев к себе, от себя).
Гимнастика развивает активность пальцев, освобождает лучезапястный, локтевой и плечевой суставы, шею, корпус тела.
Игра упражнений (Ш. Ганон №№1, 3, 5, 6)
Правильная организовать игровые движения - важная задача, стоящая перед преподавателем на всех этапах обучения. От постановки рук, которая продолжается на всём протяжении первой ступени обучения в школе искусств, зависит успех дальнейшего обучения. Зажатыми руками и корпусом тела невозможно свободное самовыражение.
Игра гамм (C - dur, a - moll)
Важным элементом исполнения гамм, аккордов и арпеджио является правильное представление схем (построение, аппликатура) и систематическая отработка навыка исполнения с непременным вниманием к созданию удобства при позиционной смене рук и синхронному звучанию обеих рук. Уделялось внимание также темпу, наиболее оптимальному для возможностей конкретного обучающегося.
Работа над этюдом К. Черни №2 ор 821
Перед обучающимся ставились практические задачи: следить за координацией рук, активно, но без лишних движений артикулировать пальцами, освобождать кисти рук и "прислушиваться" к движениям в суставах, активно брать правой рукой интервалы, синхронизировать работу обеих рук. Обучающийся старался справляться с задачами, работал осознанно и результативно.
Работа над ансамблевой пьесой В. Коровицына « Куклы сеньора Карабаса»
Краткий анализ нотного текста. Перед исполнением пьесы с обучающимся была проведена беседа о ритмических и штриховых особенностях произведения, обусловленных его программным значением.
3.Заключительный этап
Рефлексия. Подведение итогов
Оценивание работы обучающегося.
Проанализировав положительные результаты и недочёты урока, преподаватель поставил обучающемуся оценку "хорошо".
Работа преподавателя и обучающегося оценена положительно.
Домашнее задание дано с учётом совершенствования работы над упражнениями, этюдами и программным произведением.
Вывод. На протяжении всего занятия преподавателем поддерживался интерес обучающегося к изучаемой теме. Прослеживалась взаимосвязь этапов обучения. Обучающийся был внимательным, активным, любознательным. Задачи урока выполнялись творчески. Урок достиг поставленной цели.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА №4

Г. СМОЛЕНСКА»

Урок как основная форма работы с учащимися в ДМШ.

Преподаватель

г. Смоленск

1 .Введение.

2. Урок – основная форма организации занятий.

4. Домашние занятия ученика.

5. Развитие навыков самостоятельной работы учащихся.

6. Типы уроков.

7. Заключение.

8. Список используемой литературы.

Педагогическая работа – сложный процесс, а в сфере культуры и искусства в еще большей мере, чем в других областях. Круг задач, стоящих здесь перед педагогом, особенно широк.

Задачи педагога весьма глубоки и чрезвычайно многообразны. Это – воспитание учащихся, развитие их музыкальных способностей, всесторонность музыкальной подготовки.

Обучение никогда не может быть обособленно от воспитания учащихся. Педагог должен привить ребенку любовь к музыке, научить воспринимать музыкальные произведения во всем их многообразии, глубине, красоте.

Урок по специальности являет собой основную форму работы с учащимся. На уроке педагог дает необходимые ученику знания и навыки, направляет его развитие и воспитание. Каждый урок – это своего рода звено в цепи занятий. Общее назначение урока можно определить как проверку состояния работы ученика на данный момент и обеспечение ее успешности в дальнейшем. На уроках как бы подводится итог домашних занятий за предшествующий небольшой период и дается толчок для последующей работы.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагогу необходимо отдавать себе отчет в важности каждого урока. Педагог заботится о качестве, систематичности занятий, о том, чтобы они были интересны для ученика. Работа в классе требует от педагога большой внутренней собранности, За которой кроется целенаправленность его мыслей. Действий, чувствуется его воля, активность, побуждающие ученика мыслить и работать в нужном направлении. Подлинный интерес преподавателя к занятиям отражается в характере ведения урока, в его тонусе.

При обучении игре на музыкальном инструменте педагог не составляет точного плана занятий с указанием тематики каждого урока. Индивидуального плана урока вполне достаточно, чтобы на его основе строить обучение. Подготовка к уроку заключается в просмотре музыкальной литературы, различных редакций того или иного произведения. Весь репертуар учащегося должен «быть в пальцах» у педагога. Учителю надо быть в курсе выходящей литературы, необходимо знакомиться с новыми произведениями. Все это заставляет преподавателя много работать для того, чтобы уроки были успешными.

Форма урока должна строиться в соответствии с характером, способностями, индивидуальными особенностями психики ученика. Следует приветствовать и желание родителей присутствовать на уроках (особенно на первых). Их активное участие в процессе обучения детей является необходимым условием для создания комфортных условий на уроке и организации плодотворных занятий дома. Именно родители должны стимулировать интерес детей к познанию, чтению книг, посещению концертов.

Работа над разучиваемыми произведениями представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

В моем классе обучаются дети с разными музыкальными способностями. Чтобы добиться положительного обучающего результата в обучении необходимо владеть техникой педагогической работы:

· уметь правильно подходить к каждому ученику, учитывая его индивидуальные особенности, находить правильное решение в самых различных ситуациях;

· уметь целесообразно использовать ограниченное время урока, так, чтобы успеть проверить итоги домашней работы ученика, дать ему четкие запоминающиеся указания и успеть оказать необходимую помощь на самом уроке.

На уроке нужно не только дать необходимые ученику знания, умения и навыки, но и направлять его развитие и воспитание. Учебная и воспитательная работа неотделимы друг от друга, и должны непрерывно воспитывать в учениках сознательность, настойчивость и находчивость в работе, твердую дисциплину в сочетании с инициативностью.

Воспитание игровых навыков неотделимо от воспитания характера ученика в целом: ученик, небрежно разбирающий текст, обычно проявляет небрежность и в целом ряде моментов своего поведения, на которые я при удобном случае воздействую. Ритм в игре ученика самым тесным образом связан с основными чертами его характера: отсутствие четкого метро-ритма всегда указывает на известную расхлябанность характера; наоборот, четкость ритма соответствует способности к ясным волевым действиям, а ритмическая выдержка тесно связана с выдержкой в поведении и речи. Бледность, эмоциональная вялость игры ученика часто совпадает с такими свойствами его характера, как замкнутость, необщительность, которая тоже находится в сфере возможного воздействия.

Развитие ученика протекает постепенно, и педагог отдает себе отчёт в важности каждого урока. Этим определяется постоянная обязательная забота о качестве, систематичности занятий, и, конечно, о том, чтобы они были интересны для ребенка. Над чем бы ни велась работа в классе, она требует большой внутренней собранности, целенаправленности мыслей, действий, чувств, воли, активности, побуждающие учащегося мыслить в нужном направлении, вообще работать.

Отказываясь от авторитарного учебно-воспитательного процесса, необходимо создавать в классе непринужденную обстановку и взаимное сотрудничество, равноправное общение с учеником, оказывая ему доверие, любовь, веру в его возможности. В большинстве своем дети бесхитростны, откровенны, добры. Общаясь с ребенком я учиться у него, знать, чем живет каждый ученик класса, его увлечения, обстановку в семье и в общеобразовательной школе, его положение в коллективе . Это помогает понять очень многое в характере и поведении учеников и положительно воздействовать на становление личности каждого ребенка.

Характер проведения урока зависит, конечно, от индивидуальных черт ученика. Есть ученики, располагающие к творческой работе, и такие, которые располагают лишь к добросовестной внимательности: но это не значит, что в последних не следует постепенно пробуждать творческую инициативу.

В большинстве случаев в начале урока нужно спокойно, неторопливо прослушать материал - одних пьес целиком, других – отрывками. Лишь после того, как материал проверен, замечены какие-то положительные моменты, сдвиги по сравнению с предыдущим уроком, а наряду с этим и неудачи, неисправленные ошибки, - лишь тогда становится ясно, над чем стоит поработать в первую очередь. Эти короткие минуты позволяют выявить главное, чего непременно нужно добиться сегодня же, наметить то, над чем желательно поработать, если хватит времени, и какую часть материала можно отложить до следующего урока. Завершается прослушивание оценкой проделанной учеником домашней работы, высказанной в таком тоне, который наилучшим образом его настроит.

Разумеется, это не стандартное начало урока. Например, если сразу понимаешь, что ученик плохо работал дома, можно не слушать его исполнение всей пьесы до конца; в какой-либо вещи прослушивать лишь тот отрывок, над которым велась работа в прошлый раз; проверять способы, которыми ученик пользовался дома.

Итак, проверка домашней работы ученика позволяет наметить и содержание предстоящего урока, и последовательность заданий, и преимущественные формы работы. Работа над разучиваемыми произведениями и в связи с этим над приобретением, развитием пианистических навыков представляет собой главное содержание самостоятельных занятий ученика и в то же время основной материал урока.

После прослушивания материала хорошо начать работу с относительно несложного задания, мобилизующего внимание ученика. (Например, с разбора несложного текста, совершенствования какого-либо элемента техники или отрывка пьесы, особо нравившейся ученику). Далее следует тщательная и длительная работа над самым важным и трудным для ученика сочинением. Следующий момент - «полусамостоятельная» работа ученика над одной из пьес и проверка способов изучения, которыми он пользовался дома. И наконец, когда внимание ученика уже иссякает, какая-либо форма музицирования. Кроме того, в урок включается чтение нот с листа, игра различных упражнений. На протяжении насыщенного интенсивной работой урока, необходимо давать ученику некоторую разрядку: сыграть ему какую-либо пьесу, побеседовать о последних музыкальных впечатлениях, поиграть с ним в четыре руки. После этого вновь можно возвратиться к настойчивой работе.

Это лишь один из многих примеров целесообразного построения урока, показывающий, что не только его содержание, но и внутренняя динамика, последовательность различных заданий и форм работы, определяют степень его эффективности и влияние на домашнюю работу ученика.

Однако нельзя сводить урок с детьми лишь к игре - он обязательно должен включать моменты интенсивной работы, требующие значительных усилий ученика. Само собой разумеется, что чем старше ученик, тем большая часть урока должна быть отведена работе. Важно своевременно заметить признаки усталости ученика, падение интереса и вовремя дать ему некоторую разрядку или даже закончить урок.

Дети нуждаются в частом поощрении, в оценке проделанной работы (лучше в словесной форме, чем посредством балла). Особого внимания требует эмоциональный мир подростка. Переходному возрасту свойственны порой замкнутость, застенчивость, за которыми скрываются сомнение, колебание настроений, повышенная ранимость. Проявляя такт и деликатность к такого рода переживаниям, не навязывая своего участия, можно завоевать доверие подростка, незаметно вызвать на откровение. Поощрять стремление ученика проявить свой вкус при выборе репертуара, в трактовке изучаемой музыки.

В своей работе я использую различные типы уроков, например целостные «тематические» уроки, сконцентрированные вокруг какого-то единого стержня. Приведу примеры тематических уроков:

1. Разбор нотного текста. Учу детей методу разбора, осмыслению авторских указаний, охвату музыкальных комплексов мелодических построений, аккордов и т. д.). На уроке переодически переключаю внимание ученика от тщательной работы к исполнению. Когда в программе имеется пьеса, которой он уже более или менее свободно владеет, даю ему соответствующую установку: « а теперь сыграй эту пьесу так, чтобы мы услышали, какая это замечательная музыка, и оба получили удовольствие». Очень хорошо если при этом присутствуют хотя бы товарищи ученика. Здесь нужно проявить выдержку и не вмешиваться в исполнение, даже если оно не вполне удовлетворяет. Очень важно воспитывать умение доводить исполнение до конца без поправок и запинок. Неуместная «добросовестность» приводит порой к тому, что и при публичном выступлении ученик останавливается, чтобы тут же исправить какую-либо неудачу. В сознании ученика должны быть чётко разграничены изучение , проходящее под неусьпным контролем «требовательного слуха», когда любая неточность должна быть замечена и тут же исправлена, и исполнение , когда пьеса должна быть доведена до конца и лишь после этого продолжена работа над деталями. Чем чаще мы создаём и поддерживаем на уроках обстановку ответственного исполнения, тем большего ученик достигнет в приобретении эстрадного самочувствия. К сожалению, ученики лишь в течение короткого периода держат в памяти и руках основательно подготовленную пьесу. Обычно, как только пьеса сыграна на вечере или экзамене, она немедленно забывается.

2. Мелодия, как тема урока. Выявление мелодической сущности различных произведений и сопровождающих линий. В отношении одной из пьес (наиболее понятной и доступной ученику) ограничиваюсь показом на инструменте, чего и как ученику следует добиваться, завершая показ примерно следующими словами: «Этого ты сможешь, конечно, добиться самостоятельно». Такое доверие обязывает ученика, повышает его готовность приложить все силы для достижения успеха. Такую форму воздействия применяю обычно со старшими сообразительными, особо восприимчивыми учениками. С начинающими учениками такие приёмы применяю в несложных пьесах. Возможно, на первых порах детям немногого удастся добиться самостоятельно, тем не менее, если неуклонно продолжать пользоваться этой формой воздействия, она рано или поздно оправдает себя. Тогда высвободится время для продолжительной работы над трудными заданиями, а в отношении более простых можно положиться на самостоятельную работу ученика.

Большое значение на домашнюю работу ученика оказывает удачно проведённый конец урока: подведение урока, подчёркивание важнейшего задания, и, наконец, запись в дневнике. Конечная цель всякого урока в специальном классе заключает в себе следующие моменты:

1. Ученик должен обогатить свои исполнительские знания;

2. Он должен унести с собой ясное представление о содержании и форме своей дальнейшей работы;

3. Его образная память должна обогатиться доброкачественными игровыми образами, а его двигательная память – следами от точных и гармоничных игровых движений;

4. Он должен получить «эмоциональную зарядку» к дальнейшей работе.

Одна из наибольших трудностей индивидуальных занятий, это умение быстро и гибко переключаться от одного урока к другому. Непростительно, если, например отголоски раздражения, вызванные предыдущим учеником, переходят на следующего. Верный и постоянный помощник - сам ученик: его заинтересованность. Активность, увлечённость - всё это надёжные показатели удачно проведённого урока.

Пути и способы развития самостоятельности учащегося направлены на углубление его умения мыслить, заниматься, на стимулирование его инициативы и определяются всем комплексом его индивидуальных данных и условий занятий. От того насколько плодотворна работа в этом направлении, зависит успешность занятий учащегося. В то же время достижение им даже высокого уровня самостоятельности не может позволить педагогу ослабить руководство всей работой. Он всегда останется учителем, ведущим занятия в определенном, продуманном направлении.

Список использованной литературы.

1. «Методика обучения игре на фортепиано» – М.: 1978. 2.Тимакин пианиста. Методическое пособие. Издание 2-е. М.: Советский композитор. 1989.

3. Щапов урок в музыкальной школе и училище – М.: Классика-XXI 2004.

4.Любомудрова Н. «Методика обучения игре на фортепиано» - М., «Музыка», 1982г.

Невообразимо быстро промчалось лето. Через несколько дней начинается очередной школьный сезон. Самое время учителям музыки пополнить свои методические библиотечки свежими материалами. И наш сайт поможет вам в этом. С этой страницы вы сможете скачать новые разработки уроков музыки, методические материалы по музыкальному воспитанию. Все материалы упакованы в небольшие архивы, бес проблемно и быстро скачиваются по прямой ссылке. Пользуйтесь на здоровье, вооружайтесь новыми знаниями. Успехов вам в вашем далеко не легком труде.

«Мир музыки- прекрасный мир!» Разработка открытого урока для учащихся 2-3 классов. Скачать

«Значение формирования основ православной культуры у школьника в условиях современного образования» скачать работу.

«Угадай мелодию» (музыкально-игровая программа).Разработка позволит научить детей по слуху определять и называть музыкальные произведения. Скачать

«Детские образы в музыке.» Конспект урока содержит материал, который поможет познакомить ребят с композиторами, написавшими музыку для детей. Скачать

«Струнно-смычковая группа инструментов». Работа сформирует представление о симфоническом оркестре. Познакомит с инструментами симфонического оркестра, их тембром, звукоизвлечением. Скачать

«Построение (формы) музыки». Разработка позволит закрепить понимание, что смена частей в произведениях прежде всего связана с изменением характера музыки.Скачать

«Выразительная и изобразительная интонации в музыке.» Урок познакомит с выразительными и изобразительными возможностями, расширит знания о музыкальной интонации. Скачать

«Музыкальные инструменты.»Цель урока: закрепление теоретических знаний пройденного материала. Углубить и продолжить накопление знаний о народных инструментах. Скачать

«Русские народные праздники и песни годового календарного круга (разработка урока)». Урок по слушанию музыки для 3-его класса детской музыкальной школы позволит заложить основы культуры слушания русских народных песен. Скачать

«Путешествие через века - от классики до современности (конспект).» Урок приобщит детей к наследию мирового музыкального искусства. Скачать

«Музыкальные средства выразительности (конспект)». Работа познакомит детей с произведениями П. И. Чайковского «На тройке» через слушание и развитие творческой фантазии детей при создании картины зимы. Скачать

«Здоровьесберегающие технологии на музыкальных занятиях (конспект)». Цель: обогащать музыкальные впечатления детей, вызывать яркий эмоциональный отклик при восприятии музыки разного характера. Скачать

«Великий дар творчества. Преобразующая сила искусства (разработка урока)». Урок позволит раскрыть значение понятия «дар творчества», сформировать представление о преобразующей силе музыки. Скачать

«Музыкальная азбука (разработка урока).» Цель: обучить правильному написанию нотного стана, скрипичного ключа, расположению нот, с помощью игры привить интерес к музыке. Скачать

План-конспект открытого урока преподавателя фортепианного отделения «Педагогические взгляды Карла Черни». Занятие позволит вспомнить основные педагогические принципы К. Черни. Скачать

Разработка урока по музыке на тему «Методы и приемы развития эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы. Целью урока является развитие и совершенствование методов и приемов эмоциональной отзывчивости в работе над произведениями крупной формы.



Открытый урок преподавателя ДШИ им. А.А. Пантыкина Швецовой М.Н.

Дата проведения: 18.11.2012

Присутствовали: Дерябина Т.В., Закирова Г.Г.. Иванова И.Анатол.

Тема урока: Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники.

Методическое сопровождение урока:

    Г.М. Цыпин, Обучение игре на фортепиано, М., Просвещение, 1984

    С.Е. Фейнберг, Пианизм как искусство, М., Классика-XXI, 2003

    Конрад Вольф, Уроки Шнабеля. М, Классика - XXI. 2006

    И. Гофман, Фортепианная игра. Ответы на вопросы о фортепианной игра, М., Классика-XXI. 2002

    С.В. Грохотов. Как научить играть на рояле. Первые шаги, М.. Классика - XXI,

2005

Цель урока: Создание условий для успешного освоения гамм и других элементов техники.

Задачи:

    Обеспечить психологическое благополучие ученицы на занятии, способствующее лучшему восприятию материала.

    Использовать различные упражнения для освоения гамм, аккордов и арпеджио.

    Добиваться качественного исполнения гамм и других элементов техники.

    Побуждать ученицу к размышлениям, самоконтролю и самоанализу.

План урока

    Методическое сообщение

    Работа над гаммой До мажор. аккордами и арпеджио.

    Работа над гаммами

    Освоение упражнений на легато.

    Освоение упражнений на подкладывание первого пальца

    Игра гаммы отдельно каждой рукой и двумя руками в расходящемся движении от одного звука.

    Работа над аккордами

    Освоение упражнений на опору пальцев.

    Игра аккордов отдельно каждой рукой па две октавы.

    .

    Освоение упражнений на легато по три звука.

    Освоение упражнений на легато по четыре звука.

    Игра арпеджио по три звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Игра арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы.

    Работа над длинными арпеджио.

    Освоение упражнения на подкладывание первого пальца.

    Освоение упражнения па позиционную игру.

    Игра арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы.

III Итог всей работы: Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Наши руки построены не параллельно, а симметрично, поэтому даже подвинутому пианисту трудно играть правой и левой рукой одно и то же через октаву или две - следовательно, начинать играть гамму в прямом движении нецелесообразно. Когда учим гамму, надо играть каждой рукой отдельно, причем правой начинать снизу вверх, а левой рукой сверху вниз. Играя двумя руками, надо начинать в противоположном движении раньше, чем в прямом. В этом большой трудности для ученика не будет, так как он начал играть гамму, когда звуки из которых она состоит, были усвоены раньше.

Играть гамму следует в умеренном темпе, так как только тогда возможен контроль за legato . Всегда приготовленные пальцы, внятное произношение и грамотное подкладывание первого пальца. Для уверенного исполнения гаммы следует обратить внимание на то, что четвертый палец всегда имеет свое место. Каждый раз, задавая гамму, преподаватель определяет положение четвертого пальца в правой и левой руках. Внимательное отношение к аппликатуре воспитывает аккуратность, точность в исполнении.

Работая над мажорной гаммой, параллельно начинать осваивать аккорды и арпеджио. Это необходимые элементы техники, которые развивают устойчивость, хорошую опору в пальцах, позиционную игру, расположение пальцев в тоническом трезвучии и его обращениях. Ученик начинает слышать сначала двухголосие (терции тонического трезвучия 1-3 пальцами, 3-5 пальцами), затем трехголосие (аккорды тонического трезвучия 1-3-5 пальцами). Часто плохо прослушивается в аккордах верхний голос. Для этого вес руки нужно направить к 5 и., наклонив к нему кисть. После освоения аккордов тонического трезвучия включить в работу его обращения. Затем играть короткими и длинными арпеджио.

Начиная работу над гаммами и другими элементами техники, ученик сталкивается со сложностью в подкладывании первого пальца. Часто ученик напрягает первый палец или неудачно приспосабливается к его подкладыванию. Опоздание на клавишу или резкое нажатие на нее приводит к неровной игре гамм. Также сложность вызывает исполнение на легато, в гамме и арпеджио, выравнивание голосов аккорда, игра с опорой, ведение мелодической линии.

Поэтому необходимо разработать упражнения в помощь ученику. ,

    Упражнение должно соответствовать поставленной задаче. Оно нужно для преодоления встретившейся трудности.

    Упражнение должно быть легче и проще, чем преодолеваемая трудность.

    Целесообразно делать упражнение максимально коротким.

    Правильно организованное упражнение достигает результатов в короткий срок.

В упражнении следует облегчать преодолеваемую трудность. Цель должна стать

легко достижимой. Нужно разработать такие упражнения, которые безукоризненно удаются.

Содержание урока

II Работа над гаммами, аккордами и арпеджио с ученицей первого класса Щукиной Катей.

1. Работа над гаммами

    Отрабо тать лега тов упражнени ях:

а) Играть и петь со словами последовательности из двух звуков, трех звуков и

пятипальцевые, правой рукой, затем левой рукой.

б) Усложнить пятипальцевые упражнения.

    От работать подк ладывание первого пальца:

а) На крышке инструмента: положить руку и «подводить» свободный первый

палец ко второму, третьему, четвертому и пятому пальцам правой и левой руки.

б) На клавиатуре: Опираться на пятый палец, а закругленным первым свободно «шагать» по клавишам. При гибкой кисти, очень легкие восьмушки, которые звучат на фоне долгого звука, (см. Приложение)

в) Упражнение «Капельки»: Опираться на третий палец в ноту до диез, затем фа диез, а первым пальцем легко на стаккато играть каждую восьмушку чередуя звуки ниже - выше. (см. Приложение)

г) Упражнение на подкладывание по черным клавишам: Сначала обыграть группу из двух, затем из трех черных клавиш. Каждое звено повторить несколько раз в разных октавах правой и левой руками. Вовремя подводить под ладонь первый палец, помогая кистью двигаться в нужную сторону. Слушать ровность мелодической линии, (см. Приложение)

д) Упражнение на подкладывание по белым клавишам: от каждой ступени гаммы играть пять нот по порядку правой рукой вверх, а левой рукой вниз, подкладывая первый палец после третьего. Контролировать ясность произношения и ровность мелодической линии, (см. Приложение)

    Сыграть гамму До мажор правой рукой на одну октаву, затем на две октавы. Так же левой рукой. В расходящемся движении от одного звука «до» на одну, затем на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Работа над аккордами

    Отработать опо ру пальцев в упражнениях.

а) Играть терции тонического трезвучия первым - третьим пальцами, третьим - пятым пальцами в разных октавах правой, затем левой рукой.

б) Играть квинты первым - пятым пальцами в разных октавах правой рукой, затем левой рукой.

    Подготов ить аккорд, слушать голоса в упражнениях

а) Ученице сыграть терции тонического трезвучия первым-третьим пальцами, третьим - пятым пальцами.

б) Играть квинты первым-пятым пальцами в разных октавах отдельно каждой рукой. Слушать и петь голоса.

в) Играть аккорд. Преподаватель нижний и средний голос, ученик - верхний и наоборот.

г) Сыграть тоническое трезвучие первым-третьим-пятым пальцами поочередно с задержанием каждых звуков. Вслушиваться в звучание голосов. Сыграть аккорды в разных октавах. Далее осваивать обращения тонического трезвучия, запоминая аппликатуру.

    Сыграть аккорды: тоническое трезвучие с обращениями отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать звучание всех голосов аккорда.

    Работа над короткими арпеджио

    Отрабо тать легато в упражнениях:

а) Играть арпеджио по три звука. Рука «дышит» после каждого звена

б) Играть арпеджио по три звука объединяющим движением кисти от первого пальца к пятому пальцу. Вести мелодическую линию вверх, затем вниз. (См. Приложение)

в) Играть арпеджио по четыре звука, снимая руку после каждого звена.

г) Играть арпеджио с легкими акцентами по три звука, чтобы снять ударения с первого пальца. (См. Приложение)

    Сыграть короткие арпеджио по четыре звука отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания, соединение на легато.

I. Техника - это общее понятие, включающее гаммы, арпеджио, аккорды, двойные ноты, октавы, всевозможные туше, legato , staccato , а также динамические оттенки. Все это необходимо для формирования законченной техники.

Вся техника классического периода, да и романтиков насыщена гаммообразными последовательностями или отдельными ее видами, а также арпеджио. К этому нужно быть заранее подготовленным. Учащиеся, не прошедшие школу гамм, будут заметно отставать в техническом развитии. Без сознательного и целенаправленного развития техники невозможно достигнуть каких-либо результатов в искусстве игры на фортепиано. Поэтому формированием технических умений и навыков у учащихся - пианистов нужно заниматься уже на начальном этапе обучения.

Одна из важнейших задач - это выработка у ученика пространственной точности пальцевого аппарата, то есть умения безошибочно, чисто и точно попадать пальцами на нужные клавиши. Часто приходится наблюдать случаи неаккуратной, как говорят «грязной игры». Поэтому преподаватель должен прежде всего не допускать в игре ученика никаких неточностей.

Работа над техникой должна вестись систематически. Уже в начальный период обучения ученик знакомится с различными видами упражнений, которые постепенно развивают у него разносторонне технические навыки.

Сначала это цикл упражнений на non legato . Здесь воспитывается хорошее ощущение клавиатуры, усваиваются правильные движения, устойчивость пальцев, а главное - ученик постепенно привыкает контролировать слухом звучание каждой нажатой клавиши.

Постепенно задания усложняются и упражнения на non legato сменяются упражнениями на legato . Главная задача на этом этапе - умение плавно соединять звуки, добиваться слышимого legato .

Начинать следует с соединения двух звуков 2-3 п.. 3-4 п.. 1-2 п., 4-5 п. затем трех звуков 2-3-4 п., 1-2-3 п., 3-4-5 п.

Такие упражнения мои ученики играют и поют со словами.

Заключительное упражнение на legato - пятипальцевые последовательности. Они являются основой для того, чтобы начать изучение гамм. Освоив пяти пальцевые упражнения, ученик научится точно ставить пальцы в клавиши, соединять на легато звуки, вести мелодическую линию.

Гаммы - следующий этап работы над упражнениями. Здесь закрепляются и развиваются навыки игры legato , вырабатывается плавность и ровность мелодической линии, развивается пальцевая беглость, ученик постепенно начинает знакомиться с основными закономерностями аппликатуры, техническими формулами и т.д.

Гаммы надо начинать играть только тогда, когда ученик уже превосходно знает их, так что может спеть голосом. Не задумываясь, может от каждой ноты построить любую гамму на клавиатуре одним пальцем. Только тогда, когда он знает гаммы, можно начинать играть их.

Обычно начинают с До-мажорной гаммы, потом играют Соль-мажорную и продолжают так. прибавляя по одному знаку. В пианистическом отношении ученику гораздо легче играть гамму с черными клавишами, так как это способствует удобному расположению на клавиатуре («длинные» пальцы на черных клавишах). В этом случае рука лежит естественно.

Но часто начинают изучать гаммы в порядке квинтового круга. Усвоить гамму До мажор легче, чем гамму со многими диезами. Лучше начать играть гамму первым и вторым или первым и третьим пальцами, держа руку ближе к черным клавишам, чтобы ученику не приходилось ерзать рукой. Когда он довольно свободно в умеренном темпе двумя пальцами будет играть любую из мажорных гамм, можно начать постепенно применять обычную более сложную аппликатуру. Освоив мажорную гамму, отдельно каждой рукой, включить в работу исполнение двумя руками.

    Работа над длинными арпеджио

    Отработать подкладывани е первого пальца.

а) Играть на legato поочередно звуки тонического трезвучия в первой и второй октавах первым-третьим пальцами (до-соль-до), подкладывая первый палец под ладонь отдельно каждой рукой.

б) Играть на legato поочередно звуки тонического квартсекстаккорда в первой и второй октавах первым-четвертыми пальцами, подкладывая первый палец рукой под ладонь отдельно каждой рукой

    Отрабо тать позиционную игру в упражнен иях:

а) Играть с задержанием звука «до» первым пальцем. Точно попадать в следующий звук «до» первым пальцем. Быстро переность кисть руки ближе к клавиатуре.

б) Переводить руки из позиции в позицию, подводя первый палец под ладонь сначала к третьему, затем к четвертому пальцам.

в) Показать прием «скольжения» с позиции на позицию без соблюдения legato в момент перехода от третьего или четвертого пальцев к первому (позиционная игра).

    Сыграть длинные арпеджио отдельно каждой рукой на две октавы. Контролировать ровность звучания при подкладывании первого пальца, развитие мелодической линии, соединение звуков на легато.

    Итог всей работы : Сыграть гамму До мажор на две октавы отдельно каждой рукой, двумя руками в расходящемся движении от одного звука, аккорды на две октавы отдельно каждой рукой; короткие арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой; длинные арпеджио на две октавы отдельно каждой рукой.

Отзыв об открытом уроке
преподавателя ДШИ Швецовой М.Н.

Дата проведения урока: 18.11.2009 г.

Урок проводился с ученицей первого класса Щукиной Катей.

Урок, проводимый преподавателем Швецовой М.Н., был достаточно хорошо организован и спланирован. Преподаватель четко соблюдал намеченный план урока; ясно сформулировал цель урока, задачи; хорошо владеет материалом урока, что подтверждает методическим сообщением.

Для раскрытия темы занятия преподавателем был подобран необходимый материал. Преподаватель четко разъяснял необходимость каждого задания. Подобраны разнообразные упражнения для подготовки к исполнению гамм.

М.Н.Швецова на уроке стимулирует ученика, в меру поощряет и подбадривает, использует метод личного показа, помогает, подсказывает, как справиться с возникшими трудностями.

Развитие технических навыков, в период начального обучения, вырабатывает у учащегося настойчивость, трудолюбие, решительность, желание добиваться намеченных целей.

Иванова И. А.


Навыки, приобретенные на уроке, а так же развитие их в процессе последующих занятий, необходимы для технического роста ученика, успешного исполнения им концертной программы.

ОТЗЫВ ОБ УРОКЕ

Тема урока «Развитие технических навыков в начальный период обучения на примере гамм и других элементов техники», раскрыта достаточно полно. Цели и задачи урока достигнуты через смену видов деятельности и смену заданий.

Педагог в своей работе с ученицей использует много подготовительных игровых упражнений, творчески подходит к заданиям. В ходе урока было заслушено обширное методическое сообщение, показана поэтапно работа с ученицей подготовительного класса над гаммой До мажор, аккордами, арпеджио длинными и короткими. Использовалось много наглядных материалов. Тон учителя доброжелательный, спокойный, что способствует активному участию ученицы в процессе обучения.

Обучающую, развивающую и воспитательную цели, поставленные на этом уроке, педагог выполнил.

Преподаватель

Закирова Г.Г.

Любому взрослому интересно узнать, чем занимаются дети на протяжении 5-7 лет в музыкальной школе, что изучают и каких результатов достигают.

Основным предметом в такой школе является специальность – это индивидуальный урок игры на каком-либо инструменте (фортепиано, скрипка, флейта и т.д.). В специальном классе учащиеся получают большую часть практических навыков – владение инструментом, техническую оснастку, уверенное чтение нот. В соответствии с учебным планом уроки специальности дети посещают на протяжении всего срока обучения в школе, недельная нагрузка по предмету составляет в среднем два часа.

Следующим очень важным предметом всего учебного цикла является сольфеджио – занятия, целью которых является целенаправленное и всестороннее развитие музыкального слуха через пение, дирижирование, игру и слуховой анализ. Сольфеджио – исключительно полезный и эффективный предмет, помогает в музыкальном развитии многим детям. В рамках данной дисциплины дети также получают большую часть сведений по музыкальной теории. К сожалению, предмет сольфеджио нравится далеко не каждому. Урок назначается один раз в неделю и длится один академический час.

Музыкальная литература – предмет, который появляется в расписании старшеклассников и изучается в музыкальной школе четыре года. Предмет расширяет кругозор учащихся и их знания о музыке и искусстве в целом. Проходятся биографии композиторов и их основные сочинения (слушаются и подробно разбираются в классе). За четыре года учащиеся успевают познакомиться с основной проблематикой предмета, изучить многие стили, жанры и формы музыки. По году отводится на знакомство с классической музыкой России и зарубежья, а также на знакомство с современной музыкой.

Сольфеджио и музыкальная литература являются групповыми предметами, обычно группу составляют не более 8-10 учеников одного класса. Групповыми уроками, на которые собираются еще больше детей являются хор и оркестр. Эти предметы, как правило, дети любят более всего, там они активно общаются друг с другом и получают удовольствие от совместной игры. В оркестре ребята часто осваивают какой-нибудь дополнительный, второй инструмент (по преимуществу из ударной и струнно-щипковой группы). На занятиях по хору практикуются веселые игры (в виде распевок и вокальных упражнений), пение по голосам. И в оркестре, и в хоре учащиеся учатся совместной, «командной» работе, внимательно друг друга слушают и взаимно помогают.

Кроме названных основных предметов, в музыкальных школах иногда вводятся и другие дополнительные предметы, например, дополнительный инструмент (по выбору учащегося), ансамбль, аккомпанемент, дирижирование, композиция (сочинение и запись музыки) и прочие.

Что же в результате? А в результате вот что: за годы обучения дети получают колоссальный музыкальный опыт. Они на достаточно высоком уровне владеют одним из музыкальных инструментов, могут играть еще на одном-двух других инструментах, чисто интонируют (играют без фальшивых нот, хорошо поют). Кроме того, в музыкальной школе дети получают огромную интеллектуальную базу, становятся более эрудированными, развивают математические способности. Публичные выступления на концертах и конкурсах раскрепощают личность, закаляют его волю, мотивируют к успеху и помогают творческой реализации. Наконец, они получают бесценный опыт общения, находят себе надежных друзей и научаются трудолюбию.