Методическая разработка по химии (11 класс) на тему: Гибридизация атомных орбиталей.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Гибридизация атомных орбиталей

Лайнус Карл Полинг

Гибридизация атомных орбиталей – изменение формы и энергии орбиталей атома при образовании ковалентной связи для достижения более эффективного перекрывания орбиталей.

Различные орбитали, несильно отличающиеся энергиями, образуют соответствующее число гибридных орбиталей. Число гибридных орбиталей равно числу атомных орбиталей, участвующих в гибридизации. Гибридные орбитали одинаковы по форме электронного облака и по энергии.

В гибридизации участвуют не только связывающие электроны, но и неподеленные электронные пары.

По сравнению с атомными орбиталями гибридные более вытянуты в направлении образования химических связей и поэтому обуславливают лучшее перекрывание электронных облаков.

Гибридная орбиталь больше вытянута по одну сторону ядра, чем по другую.

Коорд. число Тип гибридизации Пространственная конфигурация молекулы, центральный атом которой подвергается гибридизации Расположение атомов в молекуле Примеры соединений 2 sp Линейная BeCl 2 , CO 2 , HCN 3 sp 2 Тригональная BF 3 , BCl 3 , NO 3 - , HgI 3 - , CdCl 3 - 4 sp 3 Тетраэдрическая CH 4 , CCl 4 , XeO 4 , HgI 4 - ,

sp-гибридизация - это гибридизация, в которой участвуют атомные орбитали одного s - и одного p -электронов

В процессе гибридизации образуются 2 гибридные орбитали, которые ориентируются друг к другу под углом 180 °

Представление о sp -гибридизации орбиталей можно применить для объяснения линейной формы молекулы BeH 2 , в которой атом бериллия образован гибридными sp -орбиталями.

О бразование молекулы фторида бериллия. Каждый атом фтора, входящий в состав этой молекулы, обладает одним неспаренным электроном, который и участвует в образовании ковалентной связи.

Атом бериллия в невозбужденном состоянии неспаренных электронов не имеет: Поэтому для участия в образовании химических связей атом бериллия должен перейти в возбужденное состояние:

при затрате некоторой энергии вместо исходных s - и р-орбиталей атома бериллия могут образоваться две равноценные гибридные орбитали (sp - орбитали).

Примеры химических соединений, для которых характерна sp -гибридизация: BeCl 2 , BeH 2 ,CO, CO 2 , HCN, карбин, ацетиленовые углеводороды (алкины).

sp 2 -гибридизация – гибридизация, в которой участвуют атомные орбитали одного s - и двух p -электронов

В результате гибридизации образуются три гибридные sp 2 орбитали, расположенные в одной плоскости под углом 120° друг к другу

Этот тип гибридизации наблюдается в молекуле BCl 3 .

sp 2 - гибридизация атома бора в молекуле фторида бора. Здесь вместо исходных одной s - и двух р-орбиталей возбужденного атома бора

образуются три равноценные sp 2 - орбитали. Поэтому молекула построена в форме правильного треугольника, в центре которого расположен атом бора, а в вершинах-атомы фтора.

Примеры соединений, в которых наблюдается sp 2 -гибридизация: SO 3 , BCl 3 , BF 3 , AlCl 3 , CO 3 2- , NO 3 - , графит, этиленовые углеводороды (алкены), карбоновые кислоты и ароматические углеводороды (арены).

sp 3 - гибридизация – гибридизация, в которой участвуют атомные орбитали одного s - и трех p -электронов

Четыре sp 3 -гибридные орбитали симметрично ориентированны в пространстве под углом 109°28"

не всегда пространственная конфигурация молекулы соответствует тетраэдру, это зависит от числа атомов в молекуле. Примером тому служат молекул воды и аммиакаNH 3.

Валентность атома азота – III, его пять электронов внешнего уровня занимают четыре орбитали, значит, тип гибридизации – sp 3 , но только три орбитали принимают участие в образовании химической связи. Тетраэдр без одной вершины превращается в пирамиду. Поэтому у молекулы аммиака форма молекулы пирамидальная, угол связи искажается до 107°30 ′.

кислород в молекуле воды находится в sp 3 гибридном состоянии, а форма молекулы - угловая, угол связи составляет 104°27′.

Примеры соединений, для которых характерна sp 3 -гибридизация: H 2 O, NH 3 , POCl 3 , SO 2 F 2 , SOBr 2 , NH 4+ , H 3 O + , алмаз, предельные углеводороды (алканы, циклоалканы).


Данный урок разработан для учащихся 11 класса физико-математического профиля, изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.

Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.

Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.

Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.

Цели занятия:

  1. Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.
  2. Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.
  3. Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

План занятия

I. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

II. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

III. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

  1. sp 3 __ гибридизацией;
  2. sp 2 __ гибридизацией;
  3. sp – гибридизацией.

Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.

Оформление доски

Ход занятия

I. Организационный момент . Слайд №1.

II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.

  1. Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)
  2. Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)
  3. Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)
  4. Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)
  5. Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)
  6. Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)
  7. Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)
  8. При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)
  9. Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
    Учитель: Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.
  10. Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)
  11. Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только?-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих?-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)
  12. На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
    Учитель : Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.
  13. Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
    Учител ь: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.

II. Изучение новой темы

№ пп Этап плана Действия учителя Действия ученика Комментарии
Вступление (см. Приложение № 1) Влияние законов природы и особенностей строения молекул на порядок и красоту окружающего мира Слайды №№ 3-20
Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм. Беседа. Что такое гибридизация, что ей предшествует, чему она способствует, почему идет выигрыш в энергии? С какими типами гибридизации атома углерода мы познакомились в 10 классе?

Демонстрация механизма гибридизации.

Слайды №№ 21-24
Вывод. Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной. Определяющими в геометрии молекулы являются?-связи. Слайд № 24
Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул. Демонстрация презентации “Жизнь и деятельность Л.Полинга” (домашнее задание) Приложение 4
Вывод . Мы должны гордиться тем, что живем в России, в которой жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.
Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:
  1. sp 3 __ гибридизацией;
  2. sp 2 __ гибридизацией;
  3. sp – гибридизацией.
Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар. Слайды №№ 25-36.
Закрепление Беседа. Обобщение знаний по теме. Заполнение таблицы. Слайд № 37.
Фронтальная беседа по вопросам. Слайды №№ 38-41.
8. Подведение итогов урока Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой Слайд №42.

IV. Домашнее задание: §7, записи в тетради, подготовиться к тестированию (см.

Данный урок разработан для учащихся 10 класса естественно-математического профиля.”.

Цели занятия:

    Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

План занятия

III.

    sp 3 __ гибридизацией;

    sp 2 __ гибридизацией;

    sp – гибридизацией.

Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.

Оформление доски

Ход занятия

I. Организационный момент . Слайд №1.

II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.

    Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)

    Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)

    Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)

    Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)

    Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)

    Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)

    Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)

    При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)

    Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
    Учитель: Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.

    Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)

    Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только сигма-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих сигма и пи-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)

    На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
    Учитель : Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.

    Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
    Учител ь: Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.

II. Изучение новой темы

Приложение № 1 )

Влияние законов природы и особенностей строения молекул на порядок и красоту окружающего мира

Слайды №№ 3-20

Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

Беседа. Что такое гибридизация, что ей предшествует, чему она способствует, почему идет выигрыш в энергии? С какими типами гибридизации атома углерода мы познакомились в 10 классе?

Демонстрация механизма гибридизации.

Слайды №№ 21-24

Вывод. Для объяснения геометрии молекул используется понятие гибридизации. При гибридизации гибридные облака располагаются в пространстве таким образом, чтобы энергия их взаимодействия была минимальной. Определяющими в геометрии молекулы являются?-связи.

Слайд № 24

Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

Демонстрация презентации “Жизнь и деятельность Л.Полинга” (домашнее задание)

Вывод . Мы должны гордиться тем, что замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.

Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

    sp 3 __ гибридизацией;

    sp 2 __ гибридизацией;

    sp – гибридизацией.

Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар.

Слайды №№ 25-36.

Закрепление

Беседа. Обобщение знаний по теме. Заполнение таблицы.

Слайд № 37.

Фронтальная беседа по вопросам.

Слайды №№ 38-41.

Подведение итогов урока

Мир молекул прекрасен и удивителен. Свойства веществ зависят от особенностей строения молекул. И может быть, когда-нибудь, глядя на падающие снежинки или снежный узор на стекле, или бриллиант на руке, вы вспомните этот урок, нашу школу и поймете, что мы учителя делали все для того, чтобы зародить в ваших душах чувства прекрасного. И мне очень хочется, чтобы вы эти чувства сохранили и передали своим детям. Для нас, учителей, это будет самой лучшей наградой

Слайд №42.

IV. Домашнее задание : §3.3 записи в тетради

Приложение № 1

3. Изучение новой темы.

Нам осталось рассмотреть еще одно свойство ковалентной связи – направленность. Именно это свойство ковалентной связи определяет геометрию молекулы, т.е. расположение сигма-связей в пространстве. Для объяснения направленности ковалентной связи в многоатомных молекулах, используется модель гибридизации электронных орбиталей, предложенная Л. Полингом в 1931 году.

Тема урока : Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул .

Цели урока:

    Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

    Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойства веществ от геометрии молекул.

    Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

План урока:

    Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

    Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

    Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

    1. sp 3 __ гибридизацией;

      sp 2 __ гибридизацией;

      sp – гибридизацией.

Введение в тему : Прежде, чем мы приступим к изучению первого вопроса плана, мне хотелось бы обратить внимание на эпиграф урока : «Сведение множества к единому – в этом первооснова красоты». Это высказывание великого древнегреческого философа и математика Пифагора. В чем же смысл этого выражения? Мир прекрасен и удивителен и образовался он в результате совместного действия множества фундаментальных законов природы, таких как закон сохранения массы и энергии, закон минимума энергии, закон всемирного тяготения, закон действия естественного отбора, законов симметрии и других законов (Слайд № 4) .Когда мы видим проявление симметрии в телах живой природы, невольно испытываем чувство удовлетворения тем всеобщим порядком, который царит в природе (Слайды №№4-6). Даже то, что они производят, имеет определенную, правильную структуру (Слайд № 7) .

А раковины простейших организмов красивы не только для красоты, а это есть результат действия законов всемирного тяготения и законов действия естественного отбора – это приспособления к водной среде обитания (Слайд № 8). Даже такие грозные организмы как вирусы – переходная форма между неживым и живым, имеют особую правильность в строении, и, изучив эти особенности, можно найти способы борьбы с ними (Слайд № 9). И в телах неживой природы, в кристаллах, мы видим строгий порядок в их структурах (Слайд № №10-12). Но за этой упорядоченностью стоит более глубокий порядок – порядок в молекулах и атомах, которыми образованы эти тела. Скорее всего, структура снежинок не была бы такой совершенной, если бы молекула воды не обладала бы определенной симметрией (Слайд № 13), и не соединялась бы водородными связями в кристаллах льда в виде шестиугольников (Слайд № 14). А алмазу не приписывались бы сверхъестественные свойства (Слайд № 15), и древние воины не носили бы его около сердца, и не был бы он самым твердым природным веществом, если бы атомы углерода, его образующие, не имели потрясающую правильность расположения в пространстве. Мы видим порядок и красоту в самых разнообразных молекулах: (Слайд № 16) и в молекуле хлорофилла, без которой не возможен такой важный процесс как фотосинтез, (Слайд № 17) и в молекуле белка, вторичная структура которой построена по принципу комплементарности и поддерживается водородными связями. (Слайд № 18) А также и в молекуле стеариновой кислоты, нерастворимость которой определяется большим углеводородным радикалом , (Слайд № 19) и в молекуле ДНК – носительнице наследственной информации о структуре клетки, и в молекуле гемоглобина, который выполняет дыхательную функцию во многих живых организмах.

Таким образом, можно сделать вывод: (Слайд № 20) весь порядок и красота в мире зависят от особенностей строения молекул, от их геометрии. Вот в этом удивительном и прекрасном мире молекул я и приглашаю вас

Вариант 1

    sp 2

    1. C 2 H 4 , CH 4 , C 3 H 6 ;

      C 2 H 4 , BCl 3 , C 6 H 6 ;

      BH 3 , CH 4 , BeCl 2 ;

      NH 3 , SiH 4 , H 2 O.

    Молекула какого вещества имеет линейную формулу?

    1. BeCl 2 ;

      BCl 3 ;

      C (графит);

      С (алмаз).

    Электронные орбитали под углом 109°28’ располагаются в молекуле

    1. С (карбин);

      C 2 H 2 ;

      С (алмаз);

      C 2 H 4 .

    Плоскую треугольную форму молекулы имеет

    1. C 2 H 2 ;

      BCl 3 ;

      CH 4 ;

      NH 3 .

    Длина одинарной С-С связи в алканах равна

    1. 0,134 нм;

      0,154 нм;

      0,120 нм;

      0,140 нм.

    Фосфат-анион имеет тетраэдрическое строение. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

    1. sp;

      sp 2 d;

      sp 2 ;

      sp 3 .

«Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул»

Вариант 2

    Выберите формулы соединений, имеющих сходную направленность, обусловленную sp 3 -гибридизацией электронных орбиталей:

    1. C 2 H 4 , CH 4 , C 3 H 6 ;

      C 2 H 4 , BCl 3 , C 6 H 6 ;

      BH 3 , CH 4 , BeCl 2 ;

      NH 3 , SiH 4 , H 2 O.

    Молекула какого вещества имеет тетраэдрическую формулу?

    1. BeCl 2 ;

      BCl 3 ;

      C (графит);

      С (алмаз).

    Электронные орбитали под углом 180° располагаются в молекуле

    С (карбин);

    C 2 H 2 ;

    С (алмаз);

    C 2 H 4 .

    Линейную форму молекулы имеет

      1. C 2 H 2 ;

        BCl 3 ;

        CH 4 ;

        NH 3 .

    Длина одинарной С-С связи в молекуле бензола равна

    0,134 нм;

    0,154 нм;

    0,120 нм;

    0,140 нм.

    Нитрат-анион имеет форму плоского треугольника. Какой тип гибридизации характерен для центрального атома аниона?

    sp;

    sp 2 d;

    sp 2 ;

    sp 3 .

    Установите соответствие между формулами веществ и типами гибридизации их центрального атома.

Урок химии по теме:

Гибридизация электронных орбиталей. Геометрия молекул

Данный урок разработан для учащихся 11 клас са , изучающих химию по программе Габриеляна О.С. по учебнику “Химия. 11 класс”, авторы О.С.Габриелян и др. Изд-во “Дрофа”, 2006 год”.

Универсальность данной разработки заключается в том, что она может успешно использоваться учителями, работающими и по программам других авторов, в классах общеобразовательных и профильных.

Представленная работа включает в себя: технологическую карту урока химии в 11 классе с приложениями и электронной презентацией. Оригинальность работы определяется интерактивными вставками в презентацию, использованием информации из Интернета, и в то же время независимостью от Интернета во время урока. Включенные из различных источников иллюстрации, их комбинация и способ представления позволяют в полной мере осуществлять на уроке межпредметные связи, формировать научное мировоззрение, воспитывать у учащихся любовь к прекрасному.

Разработка может быть использована как методическое пособие. Она призвана помочь начинающему учителю химии, а также педагогу, внедряющему информационные технологии в преподавание химии.

Цели занятия:

Раскрыть универсальный характер процесса гибридизации для органических, сложных неорганических веществ и аллотропных модификаций углерода.

Показать зависимость геометрии молекул от типа гибридизации электронных орбиталей, а свойств веществ от геометрии молекул.

Обратить внимание учащихся на влияние фундаментальных законов природы и особенностей строения молекул на существующий порядок и красоту в мире.

Оборудование: ПК, мультимедиапроектор, экран, электронная презентация. Шаростержневые модели молекул метана, пентана, графита, алмаза, этилена, ацетилена, модели молекул изготовленные из воздушных шариков, геометрические модели тетраэдра и треугольной пирамиды. Демонстрационная таблица “Аллотропные модификации углерода”, фотографии с изображением молекул и кристаллов, сообщения учащихся, портрет Л.Полинга.

План занятия

I. Сущность гибридизации электронных орбиталей, ее механизм.

II. Из истории вопроса. Полинг Л. – великий химик ХХ столетия, его заслуги в изучении и описании структур молекул.

III. Геометрия молекул органических и неорганических веществ, обусловленная:

sp 3 __ гибридизацией;

sp 2 __ гибридизацией;

sp – гибридизацией.

Задание к уроку: повторить гибридизацию электронных орбиталей атома углерода, свойства химической связи. 1 ученик готовит электронную презентацию “Жизнь и деятельность Л.Полинга”.

Оформление доски

Ход занятия

I. Организационный момент . Слайд №1.

II. Беседа по домашнему заданию (6 мин). Слайд №2, формулы веществ на доске.

    Какие свойства ковалентной связи мы изучили на прошлом уроке? (длина, Е, прочность, насыщаемость)

    Что такое длина связи и от чего она зависит? (от размера атома и кратности связи)

    Что такое энергия связи и от чего она зависит? (количество энергии, необходимой для разрыва связи; зависит от прочности связи)

    Что такое прочность связи и от чего она зависит? (от того, какая связь - ?, или?, и какие облака перекрываются - гибридные или негибридные)

    Как взаимосвязаны свойства ковалентной связи? (чем больше длина, тем меньше прочность и энергия)

    Как изменяется длина связи в молекулах галогеноводородов (см. на доске – 1-й столбец) и почему? (увеличивается, т.к. увеличивается размер атома)

    Какое из данных соединений (на доске) самое прочное? (HF)

    При растворении галогеноводородов в воде образуются кислоты. Какая из данных кислот будет самой сильной и почему? (HJ, т.к. кислотность – это способность отдавать Н + , самая непрочная связь у HJ)

    Какая из кислот будет самой слабой? (HF – плавиковая кислота, растворяет стекло)
    Вывод : Свойства вещества зависят от размера атомов, их образующих.

    Как изменяется прочность связи в ряду углеводородов (см. на доске – 2-й столбец) и от чего она зависит? (сверху вниз прочность связи увеличивается, т.к. увеличивается кратность и уменьшается длина)

    Каким образом это влияет на свойства данных веществ? (для алканов, имеющих только?-связи, характерны реакции замещения, для алкенов, имеющих?-связи – присоединения, а для алкинов – реакции присоединения и реакции замещения атомов водорода при тройной связи)

    На примере молекул простых веществ хлор, кислород, азот (см. на доске – 3-й столбец) объясните, как строение их молекул влияет на их свойства. (хлор в свободном виде не встречается – связь одинарная, кислорода в воздухе 21% – двойная связь, азота в воздухе 78%, инертное вещество – тройная связь)
    Вывод : Свойства органических и неорганических веществ зависят от кратности связи.

Как насыщаемость связей влияет на свойства веществ (см. на доске – 4-й столбец) (метан не имеет ненасыщенных связей, аммиак и вода имеют ненасыщенные связи, поэтому являются диполями).
Вывод : Свойства веществ зависят от свойств ковалентной связи.

II. Изучение новой темы

пп

Вывод . Мы должны гордиться тем, что живем в России, в которой жили и работали замечательные ученые-химики с мировым именем. Это Ломоносов М.В.– ученый-энциклопедист, Менделеев Д.И.–создатель Периодического закона, Бородин А.П.–химик и композитор, Бутлеров А.М.–создатель теории строения органических соединений, Лебедев С.В.–создатель 1 искусственного каучука в России и многие другие, которые внесли большой вклад в развитие химической науки. Но мы также с большим уважением должны относиться к ученым других стран и среди них – Лайнус Полинг, который является ученым с мировым именем, и знать о нем должен каждый образованный человек.

Эвристическая беседа. На примере строения молекул органических веществ (углеводородов) и неорганических веществ (соединений кремния, азота, кислорода, бора, бериллия; аллотропных модификаций углерода), учитель показывает универсальность понятия “гибридизация” и зависимость геометрии молекул от гибридизации, а свойств веществ от геометрии молекул. Учащиеся в ходе беседы знакомятся с геометрией молекул неорганических веществ и влиянием на их свойства неподеленных электронных пар.

IV. Домашнее задание : §7, записи в тетради, подготовиться к тестированию (см. ).

Список используемых источников :

Габриелян О.С. и др. Настольная книга учителя. Химия. 11 класс: В 2 ч. – М.: Дрофа, 2003.

Ильченко В.Р. Перекрестки физики, химии и биологии. – М.: Просвещение, 1986.

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Животные.

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки биологии. Общая биология.

CD “Виртуальная школа Кирилла и Мефодия” Уроки химии. 10-11 классы.

Тема урока: Гибридизация электронных орбиталей и геометрия молекул. Цели урока: 1. Раскрыть универсальный характер понятия «гибридизация орбиталей» не только для сложных органических и неорганических веществ, но также для аллотропных модификаций углерода. 2. Показать зависимость пространственного строения веществ от типа, гибридизации электронных орбиталей образующих эти вещества атомов химических элементов.


Этапы урока: 1. Актуализация знаний учащихся по теме «Гибридизация орбиталей атома углерода»: - определение гибридизации; - виды гибридизации на примере молекул метана, этилена, ацетилена. 2. Постановка цели урока и ее реализация – доказательство того, что гибридизация – понятие универсальное, применимо не только для органических веществ, но и для органических. 3. Домашнее задание.


Свойства ковалентной связи: Насыщаемость(определяется валентными возможностями атомов), Направленность(обусловливает пространственное строение молекул, в зависимости от того, какую форму и какое направление в пространстве имеют электронные облака при их взаимном перекрывании). Примеры: Образование s-p-сигма связи в молекуле Н-F. S-электрон атома водорода имеет форму шара, а неспаренный р- электрон атома фтора – гантелеобразную форму. Эти электронные облака перекрываются вдоль линии, соединяющей ядра атомов водорода и фтора, образуя ковалентную связь. Молекула фтороводорода имеет линейное строение:








Геометрия молекул неорганических веществ. SP 3 -гибридизация внешних электронов центрального атома на примере молекулы тетрахлорида углерода ССl 4 С* 2S 1 2P 3 валентный угол Структура – тетраэдр


SP 3 -гибридизация на примере молекулы аммиака. NH 3 N 2S 2 2P 3 Валентный угол Наличие одной не связывающей электронной пары в вершине тетраэдра меняет геометрическую структуру молекулы на тригональную пирамиду.




SP 2 - гибридизация на примере молекул неорганических веществ: BCl 3 - хлорид бора В* 2S 1 2P 2 геометрическая конфигурация – плоский треугольник SO 2 – диоксид серы S* 3S 2 3P 3 3D 1 структура угловая, электроны, участвующие в образовании пи-связи гибридизации не подвергаются.






Выводы: Каждому виду гибридизации соответствует определенная геометрическая форма молекулы, определенная сигма- связями, которые создают жесткий скелет молекулы. Гибридизация требует затрат энергии(возбуждение), которые окупятся при образовании химических связей, следовательно должно быть более полное перекрывание с орбиталями другого атома при образовании связи. В гибридизации могут участвовать атомные орбитали, которым соответствуют близкие уровни энергии: s и р одного внешнего и d внешнего и предвнешнего слоя. Устойчивая гибридизация осуществляется в атомах малых периодов т.е. орбитали должны обладать высокой электронной плотности, по мере удаления от ядра они становятся диффузными.