Методическая разработка по окружающему миру (старшая группа) на тему: Антарктида. Антарктида - интересные факты

Путешествие это было интересное, яркое, и я сразу решила, что обязательно прокачу своих юных друзей и на полюс Южный. Вот только я понятия не имела, что мы там будем делать.

Да, там есть пингвины, да, это самое холодное место на планете, но разве на такой скупой базе далеко уедешь. Но стоило мне погрузиться в тему Антарктиды, начать читать статьи об этом месте, как все вопросы, что делать на Южном полюсе отпали сами собой. Это просто удивительное место, очень многогранное, оригинальное и совершенно восхитительное для всех, кто ищет знания и приключения. И если вы из таких, то читайте дальше, я расскажу вам все, что знаю и покажу, как интересно преподнести новую информацию детям.

1. Презентация и карта. Интеллект!

Все географические занятия лучше начинать с просмотра карты, поиска места, где мы находимся сейчас и того места, куда отправляемся. Так же сразу, как мне кажется, надо познакомить детей с основными особенностями изучаемого предмета, и лучше всего это делать по средствам презентации. Я подготовила с десяток фотографий на тему Антарктиды, которые красноречиво показывали все то, что я собиралась в скором времени рассказать ребятам. Если кому-то нужна эта подборка, то оставляйте почту в комментариях, я ее вам сброшу.

2. День-Ночь! Активность!

Как и на Северном полюсе, на Южном - полгода царит день, а полгода - ночь. Активная игра-бегалка с прошлого занятия всем пришлась по душе, поэтому в этот раз я тоже использовала ее. На слове "день" все бегают в разные стороны, а на слове "ночь" собираются все в месте. Идеально еще и свет включать-выключать:-)


3. Лето-Зима! Активность, сортировка!


И на Северном и на Южном полюсе выделяют только два сезона: лето и зиму. Антарктида - самое холодное место на Земле, хотя, вроде, как на юге:-) Самая низкая температура, которая была зафиксирована учеными -89 градусов по Цельсию, брррр...

Летом температура достигает -15 -25 градусов, что тоже несколько прохладно:-) Но именно благодаря вечному морозу не тают массивные ледники, которые представляют собой самые крупные хранилища питьевой воды в мире.

Чтобы хоть чуть-чуть коснуться с детьми этой темы я подготовила игру на сортировку. В мешочке у меня были летние и зимние карточки (нашла их в гугле по поиску winter bingo и summer bingo, их там множество самых разных). Задача ребят была понять к какому сезону относится, например, кружка какао, купальник или фигурист, и повесить карточку на соответствующий уровень на прищепку.

4. Пингвины! Творчество!


Южный и Северный полюс во многом похожи, в том числе и тем, что на обоих можно наблюдать полярное сияние - искрящиеся картины на черном небе ночи. Этот факт, а так же визитную карточку Антарктиды - пингвинов я предложила деткам обыграть творчески. Первое, что мы сделали это намочили бумагу чистой водой.



Старались красить не жалея воды. И мокрый рисунок обильно посыпали солью.


Если не переборщить с водой, то стряхнув лишнюю соль можно сразу приступать к закрашиванию шаблонов. Я вырезала маленьких пингвинчиков, и детки закрашивали пустое пространство черной гуашью.


Ну, и последний нюанс - белые пузики, вот - антарктическая картина и готова:-) Многие творцы после окончания еще соли добавили, чтобы снежно было:-)


А вот еще идея Антарктической поделки. Камилкина домашняя работа:-)


5. Яйца пингвинов! Активность!


Так просто расстаться с пингвинами было невозможно, поэтому, чтобы немного закрепить тему о том, что они птицы, хоть и не летающие, но тоже несут яйца, выводя таким образом потомство. Живут они большими семьями и выбирают пару на всю жизнь. И на яйцах сидят только самцы. Ну, а мы с детками играли в спасение яичек. На длинном куске обоев я нарисовала следы. Задача была пройти по рисункам след в след (где-то на одной ножке, где-то перепрыгивая) и донести пингвинье яйцо (киндер) на ложке в зубах до пункта назначения:-) Поиграли очень весело!


6. Ученые! Мелкая моторика, сенсорные ощущения!


Антарктида в отличие от Арктики - это материк, большАя часть когда-то единой земли Гондваны. Этот материк единственный, который никому не принадлежит, и на котором не живут люди. Единственные, люди, кто какое-то время проводит в этом суровом климате - ученые, которые приезжают на Южный Полюс в поисках новых знаний, в том числе и о той плодородной и богатой растениями и животными земле, которой была Антарктида до того, как разломилась Гондвана. Самый распространенный способ изучения - вырубка ледяных цилиндров, изучение которых может помочь сделать интересные открытия или обнаружить неожиданные находки.

Мои детишки тоже искали секреты в ледяных сосульках, которые получились из силиконовых икеевских формочек. В середине каждой был необычный камушек, для этого я замораживала лед в два этапа. Размораживали юные ученые свои мини-цилиндры при помощи теплой воды, соли, шприцов и ложек. И очень гордились находками:-)

7. Метеориты! Мелкая моторика!


Антарктида - лидер по части находок метеоритов! И это неудивительно, ведь заметить черное на белом всегда легче, чем, например, на зеленом или коричневом:-) Ученые очень активно изучают все находки. Вот и мои юные исследователи взяли на себя смелость доставить образцы в исследовательский центр. Я подготовила для них две коробки с материалом: в одном сухой снег из манки и соли, а во второй - любимая смесь из крахмала и подсолнечного масла. В каждом ящике куча камушков-метеоритов, трогать руками их нельзя, нужно использовать инструменты. Для сухой смеси - просеивающие ситечки из фикс-прайса для чая, а для густой - щипцы, тоже из фикс-прайса.


А это наша исследовательская станция - коробка с ячейками, можно было скрепить несколько контейнеров для яиц, но у меня нашлась готовая конструкция из под шоколадных зайцев:-)


8. Вулканы. Опыты!



Антарктида, несмотря на морозы, известна так же своими действующими вулканами. Эребус - самый большой из них. И именно его я воссоздала для деток с помощью мокрой соды плотно утрамбованной в пластиковый стакан. Вызывали мы извержение подкрашенным акварелью яблочным уксусом сначала с помощью пипеток, а потом уже черпали ложками:-) И, конечно,эта была самая эффектная часть нашего приключения:-)


9. Сухие долины и космонавты. Активность!


На Южном полюсе есть удивительные места - сухие долины, где по исследованиям ученых больше 2 млн.лет не выпадало осадков. Там не выживают животные, там голая земля и замерзшие соленые озера. Это самая большая и сухая пустыня в мире, даже Сахаре до нее далеко. Необычный климат этого места привлекает сюда космонавтов, ведь он отчасти похож на климат Марса, и именно здесь периодически проходят испытания новые модели NASA. С детками эту информацию мы обыгрывали с помощью шариков, на которых они нарисовали своих космонавтов. Задача была не дать шарикам как можно дольше опуститься на пол!

10. Полярное сияние! Впечатления!


Ну, и последнее, что мы сделали с моими юными исследователи - это создали свое собственное южное сияние при помощи бенгальских огней в темноте! Писку, визку и восторгов было, конечно, масса:-)


Приключение наше закончилось, но игровой вечер продолжался. Дети никак не могли расстаться с Антарктидой и однажды почувствовав себя учеными уже не хотели расставаться с этой ролью, поэтому они еще долго играли со снежными коробками, смешивали их состав, добавляли к содовыми вулканами... А большинство ребят еще и попросили забрать получившиеся химические составы к себе домой, и мы завернули им кусочки Южного полюса в боксы для еды:-)))
Вот такое яркое путешествие-приключение у нас получилось! Буду очень рада, если наш сценарий пригодится и вам! Ярких вам игр и незабываемых впечатлений!

Людмила Баранова
Конспект занятия «Путешествие в Антарктиду»

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей 5-6 лет

«Путешествие в Антарктиду »

Составила : Баранова Людмила Васильевна, воспитатель

МБДОУ «Детский сад им. Ю. А. Гагарина» ,

(Смоленская область, г. Гагарин)

Возрастная группа : 5-6 лет.

Форма ООД : занятие .

Форма организации : групповая.

Предварительная работа :

Рассматривание иллюстраций с изображением холодных зон планеты;

Чтение книг об Антарктиде .

Цель : повышение экологической культуры дошкольников и творческое воображение в процессе ознакомления детей с Антарктидой .

Оборудование и материалы :

Конверт с письмом;

Необходимые для занятия иллюстрации ;

Интеграция образовательных областей : Познавательное развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Задачи :

Образовательные задачи :

1. Дать детям представления об особенностях географического положения, природы Антарктиды ;

2. Формировать представления о флоре, фауне Антарктиды , о связи организмов со средой обитания;

3. Обобщить представления о животном мире, птицах Антарктиды . Их внешнем виде, образе жизни, повадках.

4. Продолжать формировать умение работать с картой, находить Северный полюс (Арктику) и Южный полюс (Антарктиду ) .

5. Продолжать учить детей участвовать в экспериментальной деятельности

6. Формировать умение делать выводы и умозаключения на основе опытной деятельности.

2. Развивающая :

1. Развивать экологическое мышление и творческое воображение в процессе опытнической и исследовательской деятельности детей;

2. Развивать внимание, память, логическое мышление, зрительную наблюдательность;

3. Развивать способность видеть красоту природы;

4. Развивать способность к анализу, обобщению, сообразительность в процессе обучения детей отгадыванию загадок.

5. Развивать речь, обогащать словарь (слова : айсберг, Антарктида , касатка)

3. Воспитательная :

1. Воспитывать интерес и любовь к природе;

2. Вызывать положительный эмоциональный отклик на красоту природы;

3. Воспитывать уважительное отношение к собеседнику, формировать навыки коллективной работы.

4. Оздоровительная :

1. Создать положительный эмоциональный настрой;

2. Формировать потребность в двигательной активности.

Образовательная область : «Познавательное развитие» .

Интеграция областей : «Речевое развитие» , «Художественно- эстетическое развитие» , «Социально- коммуникативное развитие» , «Аппликация» .

Тип занятия : интегрированное.

Предполагаемый результат : повышение интереса к познанию детьми окружающего мира и формирование предпосылок экологического воспитания.

Методы и приемы :

1. Наглядные : демонстрация иллюстраций, демонстрация опыта, показ наглядных пособий;

2. Словесные : беседа, загадывание загадок, рассказы детей, вопросы, объяснения, указания.

3. Практические : исследовательская деятельность, создание художественного продукта (изготовление детского сада пингвинов, музыкально – ритмическое упражнение;

4. Игровые : введение элементов соревнования, сюрпризный момент.

Оборудование и материалы :

Конверт с письмом;

Кусочки льда, таз с водой, салфетки;

Перья птиц, жир, таз с водой;

Необходимые для занятия иллюстрации ;

Панно для коллективной работы;

Заготовки для аппликации, клей, клеенки, простые карандаши.

Организационный момент.

В. - Здравствуйте, ребята! Давайте улыбаться друг другу и нашим гостям! И пусть хорошее настроение не покидает нас целый день!

Дети, перед вами волшебный экран, он поможет нам оправиться в увлекательное путешествие . А в какое путешествие , узнаете, когда я вам прочитаю письмо, пришедшее на адрес детского сада.

Мотивация деятельности

В. Ребята, на конверте написано - «Для ребят» . От кого же оно?

Отгадайте загадку :

Эта птица не летает,

Но плавает отлично и ныряет!

Ходит вперевалочку,

Прояви смекалочку!

Не поет, но носит фрак-

Предназначено ей так,

Ростом - метр, ну а живет

Там где холодно и лед!

В. Правильно письмо от пингвина (чтение письма) . О чем просит пингвиненок?

(Картинка «Пингвиненок» )

В. Ребята, посмотрите это пингвиненок Пепе. Мне, кажется, что он чем-то огорчен. В письме он написал, что у него совсем нет друзей и от этого ему очень грустно. Давайте навестим его. В гости принято ходить с подарком. Что можно подарить пингвиненку?

(Картинка с рыбкой)

В. Итак, мы отправимся в путешествие и узнаем , где живет пингвиненок и попробуем ему как - то помочь.

Ребята, мы живем на большой, красивой планете. Как она называется?

(ответ детей)

В. На нашей планете есть Северный полюс и Южный полюс. Именно на Южном полюсе в Антарктиде живет наш Пепе .

(Картинка с полюсами)

В. Антарктида - огромный участок суши, покрытый толстым слоем льда. Вокруг материка – океан. Эта самая суровая область Земли. Холоднее места не сыщешь во всем мире. Скользящие солнечные лучи не способны растопить этот лед. Сильный ветер наносит все новые горы снега. Его так много, что от такого количества они становятся очень тяжелыми и превращаются в лед. И так из года в год, из века в век.

В. Ну, что же пора отправляться в путь. Давайте закроем встанем, закроем глазки и обернемся вокруг себя 3 раза.

«Раз кружись, два кружись

В Антарктиде окажись ».

(Картинка Антарктиды )

Основная часть

В. Открывайте глазки. Итак, давайте представим, что мы с вами в Антарктиде у Пепе . Как здесь красиво! Послушайте, пожалуйста, небольшое четверостишие.

Под промерзшим небосводом

Ледники сползают в воду,

И плывут вдали

Ледяные корабли.

В. О чем идет речь? (Ответы детей.)

(Картинка «Айсберги» )

В. Айсберги - это огромные горы льда, которые откололись от ледяных берегов и течением их вынесло в море. Формы айсбергов самые удивительные и причудливые : то это гигантский снежно-белый лебедь, то остров с высокими горами, ущельями, водопадами. Встречаются айсберги похожие на корабль с надутыми ветром парусами, на пирамиду, на прекрасный замок с башенками. В солнечную погоду айсберги очень красивы. Они кажутся разноцветными. Большая часть айсберга скрыта под водой, и мы ее не видим. Поэтому они очень опасны для кораблей. Почему?

А сейчас я вам предлагаю проверить тонут они или нет.

(Эксперимент со льдом)

В. Представьте, что наша чашка с водой – это море, а кусочки льда – айсберги. Опустите лед в воду. Тонут?

(Ответы детей.)

В. Наши маленькие айсберги не тонут, так как вода их выталкивает. Настоящие айсберги огромных размеров, но в море они плавают точь в точь, как наши.

В. А сейчас я предлагаю немного согреться.

Физкультминутка : «Согреем ручки» .

В. Здесь нет растений, потому что все кругом покрыто льдом. Животные находят себе пищу в море. Но несмотря на холод в Антарктиде обитают животные . Посмотрите на картинку. Здесь вы увидите и касатку, и тюленя, кита, тюленя.

(Картинка «Животные» )

В. Так же в Антарктиде живут и птицы альбатрос, буревестник и Пеликаны.

(Картинка «Птицы» )

В. Но самые интересные жители – это пингвины. Ребята, а как вы думаете пингвин это животное или птица?

(Ответы детей.)

В. Пингвины хоть и являются птицами, но летать не умеют. На суше пингвины неуклюжие, но в воде они становятся очень быстрыми и ловкими. Из-за коротких ног пингвины ходят вразвалочку. Зато пингвины очень хорошо умеют плавать. Крылья дают возможность плавать в воде, а лапы с перепонками, как у гусей и уток, служат рулем.

(Картинка «Пловцы» )

В. Пингвины живут в основном в холодных районах нашей планеты. Как вы думаете, почему они не мерзнут?

(Ответы детей.)

В. У них есть подкожный жир, который помогает им не замерзнуть. Я приглашаю вас к столу. Возьмите, пожалуйста, перышки, которые я заранее обмазала жиром и предлагаю окунуть их в воду.

(Эксперимент с перышками»)

В. Намокли? Почему?

(Ответы детей.)

В. Если становится очень холодно, пингвины собираются большой группой и прижимаются друг к другу, чтобы согреть себя и других. Пингвины все время двигаются и меняются местами, таким образом, всем удается побыть в середине, где теплее всего.

(Картинка «Стая» )

В. Питаются пингвины рыбой, кальмарами, крабами.

(Картинка «Чем питаются» )

В. Пингвины очень дружная семья, когда мама уходит плавать, то папа берет яйцо и держит на лапах, прикрыв его от стужи специальной складкой кожи, свисающего живота. Пока мама не придет пингвин ничего не ест.

(Картинка «Папы самцы» )

Физкультминутка :

В Антарктиде - чудо птица , (руки в стороны, взмах крыльев)

Что мороза не боится (трем себя руками) .

До чего пингвин хорош, (показываем пингвина)

С музыкантом очень схож (музыкант на барабане играет!

В. А сейчас, я хочу посмотреть какие вы внимательные. Если правильно – хлопаем, неправильно топаем.

В Антарктиде много снега и льда .

Есть ли там реки, леса?

Бродит ли по лесу лиса?

Растут ли деревья вокруг?

И кто у пингвина друг?

В. Конечно, у пингвина друг пингвин. Посмотрите, у меня есть картинка с изображением Антарктиды и есть очень грустный пингвиненок Пепе. Он совсем один. Как мы можем ему помочь?

(Ответы детей.)

В. Давайте рассмотрим нашего Пепе, ведь друзья будут похоже на нашего пингвиненка. Попробуем описать его. У пингвина одета белоснежная рубашка, с желтой манишкой, воротничком, галстуком. Черный фрак. Туловище овальной формы. Ноги, как у утки или гуся с перепонками. Голова маленькая с желтыми или белыми щечками.

Практическая часть.

В. У каждого из вас есть на тарелке прямоугольник черной бумаги. Из него вырезаем овал. Из черного квадрата – круг, из белого – сердечко. Приклеиваем сердечко на черный круг. Из маленького квадрата вырезать круг и разрезать его пополам – это лапы. Из белого прямоугольника овал – это живот и грудка. Приклеим глаза. Придумайте имя своему пингвиненку. Все дети любят играть с игрушками, выбирайте своим пингвинятам заготовленные игрушки, а также элементы одежды. Кто закончил, приклеивайте на нашу общую картину.

Заключительная часть.

Рефлексия.

В. Ребята, у нас получился настоящий детский сад пингвинят. Теперь Пепе не будет скучно. Смогли помочь нашему пингвиненку?

(Ответы детей.)

В. Как пингвинята будут играть в детском саду?

(Ответы детей.)

В. Ребята, спасибо наш пингвин остался довольным.

Антарктида была открыта намного позже других континентов, и доплыли до неё первыми, почти 200 лет назад, русские мореплаватели. Антарктида переводится дословно с греческого языка, как "противоположность Арктике ". Добраться туда можно на самолёте или ледоколе-корабле, который умеет прокладывать себе дорогу среди льдов.

Расположена Антарктида на Южном полюсе Земли. Этот континент - царство вечного холода. Он покрыт толстым слоем льда. А вокруг плещутся воды Индийского и Тихого океанов . В Антарктиде очень холодный климат, бывает холодно до минус 90 градусов.

Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная Королева – ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни. А вот обычным людям приходится достаточно тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда совсем ненадолго – в научные экспедиции: исследуют воздух и воду, ищут полезные ископаемые - вещества, которые помогают облегчить жизнь человеку. Интересно, что самым «летним» месяцем здесь считается февраль, поэтому как раз в это время учёные приезжают сюда на свои смены.

Исследовать такой суровый материк занятие не для робких.

Впрочем, некоторым живым существам и растениям в Антарктиде довольно комфортно. Крохотные островки суши, выступающие из-подо льда, покрывают мхи и лишайники, на лежбищах нежатся тюлени и морские слоны, важно расхаживают среди снежных пустынь пингвины. Кстати, только в Антарктиде водятся императорские пингвины , от других они отличаются тем, что они гораздо крупнее и выше своих собратьев.

Императорские пингвины коренные жители Антарктиды. Удивительно как они смогли приспособиться к жизни в таком холоде.

В конце прошлого века российские учёные обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро и назвали его «Восток» , оно самое крупное, всего здесь более 140 подледниковых озёр.

В 2000 году откололся от шельфового ледника айсберг, который является самым крупный айсберг, существующий в наше время,его площадь 11 000 кв. км., длина 295 км., а ширина - 37км., возвышается над уровнем моря на 30 метров.

Есть на континенте и действующие вулканы. Самый известный из них – Эребус , то есть «вулкан сторожащий путь к Южному полюсу».

Так выглядит вулкан Эребус с высоты птичьего полета

Вот такая она таинственная, снежная и непреступная Антарктида!

Антарктида - первое, что приходи нам в голову, если мы видим землю сплошь покрытую льдом. Она расположена в Южном полушарии и является самым южным материком.

Официально Антарктида была открыта в 1820 году в ходе русской кругосветной экспедиции под руководством Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева.

При этом только на 2% этого материка видно землю, вся остальная поверхность покрыта льдом, который содержит 70% от запасов всей пресной воды на планете.


В Антарктиде проживают животные, которые смогли адаптироваться к холодным климатическим условиям, в основном это пингвины и тюлени.

Рядом с ними сосуществуют водоросли, бактерии, грибки и некоторые виды растений. Высота ледяного покрова, покрывающего Антарктиду, достигает 2040 метров, это более чем в 2,5 раза больше средней высоты поверхности всех остальных материков. Вблизи Южного полюса толщина ледяного покрова достигает практически 4000 метров.

Айсберги

Крупнейшие, самые высокие и самые большие айсберги в мире были найдены именно в Антарктиде. Кроме того, B-15, который является крупнейшим айсбергом в мире и имеет 295 км в длину и 37 км в ширину, так же найден в Антарктиде.

Условия, аналогичные Марсу

Было объявлено, что Антарктида похожа на Марс климатическими условиями и многими другими факторами. Здесь, так же, как на Марсе, бывает длительная темнота, нет природных ресурсов, а некоторые сухие долины Антарктиды напоминают пейзажи Марса. Условия настолько похожи, что ученые из Национального научного фонда и NASA используют Антарктиду в качестве модели Марса, проверяя технологии и модели техники, которые в скором времени будут отправлены на Марс.

Только 2 сезона

Антарктида считается самым сухим, холодным и ветреным местом на Земле. Самая низкая зафиксированная температура составляет -89,4 C, а средняя температура составляет -34,4 С. Антарктида считается самой большой пустыней, так как практически лишена осадков. Кроме того, здесь бывает только два сезона - зима и лето. В течение 6 летних месяцев в Антарктиде светит солнце, 6 зимних месяцев она проводит в темноте. Именно зимой размер материка увеличивается, а летом - уменьшается.

Уникальное биоразнообразие

В Антарктиде живет множество других животных, которых можно найти только здесь. Так,

Проживает только на этом материке. Самые известные жители Антарктиды - пингвины, морские котики и тюлени - здесь находится самая большая популяция этих животных. Императорский пингвин является единственным видом, который размножается зимой. Голубые киты, обитающие в водах Антарктиды, больше по размеру, чем синие киты, живущие в других морях.

Никакой экономики

В Антарктиде существует туризм, но он возможен только на самой окраине материка. Кроме того, рыбаки вылавливают рыбу тоже только у самых берегов. В Антарктиде базируются несколько научно-исследовательских станций, но они занимаются исключительно научной деятельностью. Существует «Антарктический доллар», но он не имеет юридической силы и, следовательно, не может быть использован, как денежная единица.

Никаких правительств

Антарктида считается зоной, свободной от любого вида собственности. Многие страны пытались установить свои права на этот материк, но не получили никакого признания. Антарктида - политически нейтральная земля и может использоваться только в научных целях.

Жизнь человека

Антарктида - материк без населения, так как низкая температура и тяжелые климатические условия не пригодны для постоянного проживания. На материке можно встретить только туристов и научных сотрудников. В 1978 году правительством Аргентины на материк были отправлены семь семейств, чтобы проверить возможность выживаемости на этой земле. Эмилио Маркос Пальма - первый мальчик, родившийся на самой окраине Антарктического полуострова, а Сольвейг Якобсен - первая девочка, увидевшая свет на материке. На острове Кинг-Джордж, около станции Беллинсгаузен, построена Русская Православная Церковь.

Лучшее место для метеоритов

Антарктида является самым лучшим местом для изучения и исследования метеоритов. Первый метеорит был обнаружен в 1912 году. Сегодня Антарктида признана природной галереей разнообразных типов метеоритов.

Не существует стандартного времени

В Антарктиде невозможно установить стандартное время, поэтому ученые, живущие на станциях, следуют часовым ритмам своей страны.

Глобальное потепление

Антарктида сталкивается с серьезными последствиями глобального потепления и разрушения озонового слоя. Если таяние ледникового покрова будет продолжаться такими темпами, в один далеко не прекрасный день вода затопит всю Землю. Глобальное потепление и истощение озонового слоя также вызывает вымирание пингвинов и многих других антарктических видов. Таким образом, мы должны принимать меры, которые помогут снизить разрушение озонового слоя и предотвратить глобальное потепление.

Видео: Материк Антарктида....

Игра-путешествие. «Антарктида».

Цели: 1.Закрепить с детьми понятие «игра-путешествие».

2.Выяснить, что дети знают об этом материке. Познакомить с животным миром Антарктиды.

3.Подготовить с детьми необходимые атрибуты для игры.

4.Развивать у детей внимательность и интерес к новому.

5.Учить детей работать в команде, воспитывать интерес и любовь к животному миру.

Ход игры.

Сегодня у нас с вами игра-путешествие!

А куда же мы с вами отправимся! Отгадайте загадку.

Знает каждый человек

Самый южный материк.

Глобус мы перевернём и название найдём.

(Антарктида).

А что же мы знаем про Антарктиду?

Есть на нашей планете небольшая земля, назвали её Антарктида.

Изображая Антарктиду на глобусе, использовали белый цвет. Что же означает белый цвет?

(снег, лёд, холод).

Антарктида самое холодное место на земле.

Там никогда не бывает тёплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идёт снег и метут метели.

Антарктида, Антарктида! Холодна ты даже с виду,

Ты на глобусе цветном, ледяным лежишь пятном.

А на деле Антарктида холодней чем даже с виду.

В холодильнике и то, было б жарче, чем в пальто.

Хотите отправиться в Антарктиду?

Что же мы наденем на себя?

А как мы доберёмся туда?

Давайте выберем.

(Карточки с разными видами транспорта).

Садимся в корабль, как мы его назовём?

(Ледокол)

Это корабль с крепким носом, он раскалывает даже самые крепкие льдины.

Отправляемся. Изображаем моторы.

День и ночь стучат машины,

От винта бежит вода.

Вот уже поплыли льдины,

И настали холода.

Что это за льдины?

Что это такое? Это айсберги, огромные горы льда. Их вынесло в море. Формы у них бывают самые разные. В солнечную погоду айсберги кажутся разноцветными и выглядят очень красиво.

А что мы знаем о свойствах льда?

Плавают или тонут айсберги?

Могут просуществовать 6-12 лет, постепенно тая и делясь на мелкие.

Опасны ли они?

Для кого?

Вы слышали о таком корабле как «Титаник»?

Что вы о нём знаете?

Сейчас за движением айсбергов наблюдает международный ледниковый патруль. Наш корабль осторожно прошёл среди льдов.

Вот мы и приплыли в Антарктиду.

Опасно ли нам выходить на лёд в Антарктиде?

Посмотрите на небо, что это?

Даже летом снег не тает,

Солнцу силы не хватает!

Небо радугой цветной

Наряжается порой!

Что за чудо-одеянье?

Это - (северное сияние).

Где бывает северное сияние?

Что же мы знаем о животном мире Антарктиды?

Он довольно скуден, но всё же!

Перед вами картинки с животными, выберете те, которые живут в Антарктиде.

Сейчас я буду загадывать загадки, а вы поднимите картинку с отгадкой.

В синем море бьёт фонтан,

Чудо-юдо великан.

Наберёт водички в рот

И фонтан из моря бьёт!

От волны он не бежит

Обитает в море (кит)

У китов китовый ус,

Воду пробует на вкус.

У других - зубастый рот

Кит зубастый - (кашалот)

Кашалот - это хищный кит с зубами.

В дальних северных морях

На арктических полях

Я охочусь день деньской,

Крики чаек надо мной.

Я ныряю целый день.

А зовут меня (тюлень).

Странный гладкий серый кот

Рыбу ест, во льдах живёт,

Есть усы и хвост и ротик.

Кто же это? (морской котик).

Чем он отличается от тюленя?

Мы животные морские,

Для китов опасней гроз.

Плавники у нас такие,

Что острее острых кос. (касатки)

Касатки-это хищные дельфины.

Носит фрак красивый чёрный

Дом в Антарктике его.

Лёд прозрачный и холодный

Для него милей всего.

В перевалочку шагает,

Словно важный господин.

В море рыбу добывает

Неуклюжий наш (пингвин)

Пингвины-это кто? (это морские птицы).

Есть ещё какие птицы? (альбатросы, буревестники, поморники)

Вот какой животный мир преобладает в Антарктиде.

Вы наверное замёрзли? Давайте погреемся.

Я читаю стихотворение, а вы выполняйте произвольные движения.

Жмутся к берегу крутому холода.

Строит вьюга голубые города.

Ветер носится по снегу, словно пёс.

Потому что щиплет нос ему мороз.

А пингвинам, а пингвинам хоть бы что.

Выбегают на прогулку без пальто.

Им морозы-разморозы нипочём.

Антарктида для пингвинов тёплый дом.

Могут ли в Антарктиде жить люди?

Научная станция.

Почему белые медведи не едят пингвинов?

Потому что белые медведи не живут в Антарктиде,они живут на Северном полюсе!

Понравилось вам путешествие? Отправляемся домой.

Заводим моторы.

День и ночь стучат машины

От винта бежит вода.

Вот уже проплыли льдины,

Отступили холода.

До свидания, Антарктида!