Методика математического обучения колесниковой для самых маленьких. Наиболее известные программы из методики Елены Колесниковой

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесниковой Е. В.

Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребёнка – детский сад № 114

Адмиралтейского района Санкт – Петербурга

ПЛАН – ПРОГРАММА

«Подготовка детей дошкольного возраста к школе:

подготовка к обучению элементам грамоты»

Возраст детей – с 5 до 7 лет

Количество лет обучения – 1 / 2 года

Количество занятий в неделю – 2 по 25 - 30 минут

Учебно – методический комплекс Колесникова Е. В.

1 . Комплект методических пособий к программе «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет:

Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «ОТ А ДО Я».

Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет - «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ».

2. Рабочие тетради для детей:

- «От А до Я»;

3. Дополнительный материал:

«Запоминаю буквы»;

«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;

«Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;

«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;

«500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»

«Я уже читаю».

Реализует программу:

Педагог дополнительного образования (подготовка детей к обучению элементам грамоты) - Петрушина Наталья Сергеевна

Пояснительная записка

Для каждой возрастной группы определены примерный уровень речевого развития, последовательность работы по овладению звуковой системой языка, его лексикой, грамматическим строем, диалогической и монологической речью; в старших группах разработано содержание подготовки детей к освоению грамоты. Данные задачи решаются в системе непосредственно образовательной деятельности по:

  • развитию речи и подготовке к обучению грамоты
  • введению в художественную литературу
  • ознакомлению с окружающим миром
  • введению в математику.

В старшей группе особое место занимает совершенствование фонематического слуха и дальнейшее развитие связной речи. В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:

  • подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
  • составлению из слогов слов, из слов – предложений
  • знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).

К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.

Развитие речи осуществляется в следующих направления:

  1. Развивающая речевая среда , задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
  2. Формирование словаря , задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
  3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
  4. Грамматический строй речи , задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени), составлять сложноподчинённые предложения.
  5. Связная речь : совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
  6. Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.

Занятия по обучению грамоте не заменяют занятия по развитию речи, а лишь дополняют, расширяют развивающие задачи, приводят к системности и последовательности знаний, получаемых детьми на этих занятиях в целом. «Развитие речи детей – одна из ведущих задач, решаемых ДОУ и родителями, - осуществляется при разных видах деятельности, в том числе на специальных занятиях по обучению грамоте» в рамках коммуникации.

РАЗВИТИЕ РЕЧИ И ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

(По программе Колесниковой Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет )

Колесникова Е. В. Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет : состоит из 3-х этапов обучения на протяжении 4- лет дошкольного детства. (Рассмотрим 2- ой этап – 5/6 лет «Развитие звуко-буквенного анализа» и применяем для детей 5/6 и 6/7 лет, как желательное условие освоение программы.)

«Обучение грамоте дошкольников является обязательным элементом комплексного подхода к обучению детей родному языку и развитию речи. На одном занятии решаются различные взаимосвязанные речевые задачи: фонетические, лексические, грамматические, на основе которых происходит развитие связной речи. Основная задача программы «От звука к букве» - обучение дошкольников элементам грамоты :

  • Сформировать у ребёнка первоначальные лингвистические представления, понимание того, что такое слово, предложение и как они строятся.
  • Дети знакомятся со звучанием и протяжённостью слова, овладевают способами интонационного выделения звука, называют слова с заданным звуком, усваивают смыслоразличительную функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги.

Это подготавливает к овладению звуковым анализом слов, т. е. последовательному вычленению всех звуков по порядку и их дифференцированию по качественным характеристикам. Дети определяют ударение, сравнивают по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Следовательно, осознание звукового состава слова и словесного состава предложения подводит ребёнка к порогу овладения грамотой, закладывает основы нового отношения к языку, - сознательного оперирования им, что является важной предпосылкой успешности школьного обучения.

Среди школьно-значимых функций, определяющих успешность овладения школьными умениями, кроме темпа и качества формирования навыков чтения, письма и счёта, выделяются:

  • зрительное восприятие и зрительная память, зрительный анализ и синтез,
  • пространственная ориентация, оптико-пространственный анализ и синтез,
  • слуховое восприятие и внимание, слухо-речевая память, фонематический слух,
  • сенсомоторные координации,
  • точные и дифференцированные движения пальцев и кистей рук.

Кроме физиологических особенностей организма ребёнка, выделяют такую причину дефицита в развитии данных функций , как – отсутствие у детей необходимого и достаточного опыта деятельности, способствующих их развитию. Одним из оптимальных средств развития школьно-значимых функций выступает система игр и упражнений на основе содержания учебного и неучебного материала. Содержание многих игр зависит от потребностей конкретного занятия и индивидуально-типологических особенностей и возможностей детей.

Формы работы

Работа проводится фронтально всей группой с использованием игровых технологий.

Структура занятий подразделяется на обязательные этапы:

  1. Артикуляционная / речевая гимнастика
  2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
  3. Новый материал:
  • звук, артикуляция и качественная характеристика звука, место звука в слове, слова с заданным звуком, сравнительный анализ звуков
  • буква, её образ и графическое написание
  • составление и чтение слогов с данной буквой, чтение
  • составление слов из слогов, деление на части, постановка ударения
  • Дидактические игры и упражнения, направленные на освоение нового материал, активизацию словаря и разнообразных грамматических форм языка.
  1. Фонетический анализ слова: последовательное вычленение звуков в слове, сравнительный, количественный и качественный анализ слова.
  2. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.

Предполагаемый результат

ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЕЙ РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ НАВЫКОВ И УМЕНИЙ ДЕТЕЙ В ОБЛАСТИ ГРАМОТЫ

(по Колесниковой Е. В.)

  1. Сформированность у ребёнка представлений о речевых и неречевых формах общения
  • умение ориентироваться в содержании этого общения,
  • выполнять поручения

2. Наличие у ребёнка представления о звуковой стороне речи как реальной действительности

3. Проявление ребёнком заинтересованного отношения к звуковой основе речи, активное участие в игре, выполнении упражнений по ЗКР

4. Овладение ребёнком планирующей и регулирующей функцией речи:

  • наличие у него представления о модели и процессе моделирования
  • способность комментировать свои действия, анализировать проделанную работу

«ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

1-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (5-6 лет) – «ОТ А ДО Я»: развитие звуко-буквенного анализа.

Основной материал изучения – звуки и буквы русского алфавита в рамках общепринятых групп: гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, мягкие и твёрдые согласные, одиночные согласные, ъ и ь знаки.

Основные этапы и содержание работы

  1. Подготовительный :
  • закреплять умение вслушиваться в звучание слова, узнавать и называть из него заданные звуки
  • интонационное выделение заданного звука в слове
  • графическое обозначение слов – прямоугольник (схема)
  • деление слов на слоги: закрепление фонематического слуха у детей
  1. Знакомство с гласными звуками и буквами - А, О, У, Ы, Э :
  • знакомство с понятием звук и буква и их различием (на протяжении всех занятий)
  • понятие «гласный звук» и графическое изображение гласных звуков – красный квадрат
  • определение места звука / буквы в слове
  • обучение написанию букв с использованием образца (печатное изображение букв) и ограничения клеткой – подготовка руки к письму (на протяжении всех занятий)
  1. Знакомство с сонорными согласными - Л, М, Н, Р :
  • алфавитное название согласных букв и звук, который они обозначают в слове
  • понятия «согласный звук», «слог» и «слияние»
  • гласные буквы, придающие твёрдость согласным буквам при произношении, и графическое изображение твёрдых согласных – синий квадрат
  • чтение слогов с изученными звуками и буквами
  • составление и чтение слов из знакомых букв
  • работа над ударением в слове (ударный слог, ударный гласный в слове, графическое обозначение ударения), переход к чтению целых слов
  1. Знакомство с йотированными гласными – Я, Е, Ё, Ю, И :
  • гласные буквы, придающие согласным буквам мягкость при произношении
  • графическое изображение мягких согласных звуков – зелёный квадрат
  1. Знакомство со звонкими и глухими согласными: парность звуков по звонкости/глухости :
  • звуковой (фонетический) анализ слова
  • понятие «предложение» и его графическое изображение (схема)
  • переход к чтению предложений из двух, трёх, четырёх знакомых слов
  1. Знакомство с одиночными согласными: Х, Ц, Й, Ь и Ъ – и их особенностями
  • закрепить понятия «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение»
  • переход к чтению несложных текстов
  1. Повторение и закрепление пройденного материала

* Система занятий включает в себя также серию упражнений для подготовки артикуляционных органов к постановке звуков, словесные и дидактические игры на расширение словарного запаса.

на учебный год

МЕСЯЦ

(№) Занятия, тема

Сентябрь

Мониторинг.

Мониторинг.

(1.) Знакомство : Звук и буква, графическое изображение звука в слове (квадрат).

(2.) Знакомство : Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник).

Октябрь

(3.) Тема - Звук и буква А. Звук А: граф. изобр. гласного звука (красн.квад.), место звука в слове (нач., сер., конец)

(4.) Тема - Буква А

(5.) Тема и буква У. Звук У:

(6.) Тема - Буква У : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(7.) Тема - Чтение слогов АУ, УА ,

печатание слогов.

(8.) Тема - Звук и буква О. Звук О: место звука в слове, соотношение названий предметов со схемами слов.

(9.) Тема - Буква О : место буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов, печатание буквы.

(10.) Тема - Звук и буква Ы : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Называние и чтение гласных букв (А, У, О, Ы). Печатание буквы.

Ноябрь

(11.) Тема - Звук и буква Э : место звука и буквы в слове, соотношение названий предметов со схемами слов. Чтение гласных букв (А, О, У, Ы, Э).

(12.) Тема - Гласные звуки и буквы : А, У, О, Ы, Э - Закрепление пройд. матер.

(13.) Тема - Звук и буква Л : место звука в слове, чтение слогов, ударение, называние слов с начальных слогов, чтение слов (МАМА, МЫЛО), печатание буквы.

(14.) Тема - Звук и буква М : граф. изобр. твёрдого согласного звука (синий квадр.), место звука в слове, слог-слияние согласной и гласной букв, чтение слогов, печатание буквы.

(15.) Тема - Звук и буква Р : место звука в слове, чтение слогов, выделение первого слога в слове, печатание буквы.

(16.) Тема - Звуковой анализ слов (дифференциация гласных и согласных звуков), деление слов на слоги (МАМА, МЫЛО, ЛУНА, МАШИНА, ЛОПАТА), ударный слог и ударный гласный в слове.

(17.) Закрепление пройденного материала: Чтение слогов, фонетический разбор слов , написание слов знаками (красн. и син. квадр.) и буквами, чтение слов.

(18.) Тема - Знакомство с предложением: МАМА МЫЛА РАМУ, чтение знакомых слов в предложении, определение количества и последовательности слов в предложении, графич. изобр. предложений.

Декабрь

(19.) Тема – Закрепление: гласные и согласные звуки и буквы, фонетический разбор слов и их соотношение со схемой, чтение слогов и слов.

(20.) Тема – Буква Я : буква в нач. слова, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), мягкие согласные (Мь, Ль, Нь, Рь) и их граф. изобр. на схеме (зелён. квадр.), сравнительное чтение слогов с А/Я, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (МАЛ, МЯЛ) чтение слогов, слов, предложений.

(21.) Тема – Повторение: Согласные звуки и буквы М, Л, Н, Р, соотношение первого звука в слове с буквой (А, Я), чтение предложений из знакомых слов

(22.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Я-Н-А), фонетический разбор слова (МАЛЯРЫ), чтение предложения (НЯНЯ ЯНУ МЫЛОМ МЫЛА).

(23.) Тема - Буква Ю: место буквы в словах (ЮРТА, ТЮЛЬПАН), соотношение первого звука в слове с буквой (У, Ю), сравнительное чтение слогов с У/Ю, произношение согласных звуков, фонетический разбор слов (ЛУК, ЛЮК)

(24.) Тема – Закрепление: Звуко-буквенный анализ слов (Ю-Л-Я, Ю-Р-А), фонетический разбор слова (ОРЛЫ), чтение слов (ЛУК, ЛЮК, ЮМОР, ЮЛЯ).

(25.) Тема - Буква Е: место буквы в словах (ЕЛЬ, ЛЕЙКА), сравнительное чтение слогов с Э/Е, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МОРЕ, ЛЕНА, МЕЛ).

(26.) Дополнительный м-л: работа над предложением по картине: придумать предложение из 3 слов и записать условным обозначением.

Январь

(27.) Тема - Буква Ё: место буквы в словах (ЁЖ, ЁРШ, ЁЛКА), сравнительное чтение слогов с О/Ё, произношение согласных звуков, чтение и фонетический разбор слов (МЕЛ/МЁЛ/ЛЁН).

(28.) Тема – Звук и буква И: место звука в слове, чтение слогов, слов, фонетический разбор (ЛИМОН, МАЛИНА).

(29.) Тема – Закрепление: твёрдые и мягкие согласные звуки; слова и слоги, чтение предложений (МАРИНА ЕЛА МАЛИНУ. МАРИНА УРОНИЛА ЛИМОН).

(30.) Тема – звуки Г и Гь, К и Кь: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), буквы Г и К, письмо букв. Фонетический разбор слов (Г ОРА/ К ОРА,),

(31.) Тема – Буквы Г, К: чтение слов с буквами Г, К и фонетический разбор слов (КИ Т/ КО Т, Г РО М/Г РИ М), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков), составление предложений по картинке (МАЛЬЧИК ЧИТАЕТ КНИГУ).

(32.) Тема - Звуки Д и Дь, Т и Ть : граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Д и Т

Февраль

(33.) Тема – Буквы Д, Т: чтение слов с буквами Д/Т и фонетический разбор слов (ДОМ/ДОГ, КОТ/КТО), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) ДЯТЕЛ/ДУТКА, чтение предложений (КОТЁНОК ЛАКАЕТ МОЛОКО).

(34.) Тема - Звуки В и Вь, Ф и Фь, и буквы В. Ф: граф.изобр. мяг. и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв В и Ф. Чтение слов с буквами В/Ф и фонетический разбор слов (ВОЛК/ФЛАГ), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) –ВОРОНА/ФОНАРИ.

(35.) Тема - Звуки З и Зь, С и Сь, и буквы З, С : граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв З и С. Чтение слов буквами З/С и фонетический разбор слов (РОЗА/ВАЗА), соотнесение схем слов с названием предметов (на граф. изобр. звуков) – ЗАМОК, составление слов из слогов (КОЗА, КОСА, РОЗА, РОСА).

(36.) Тема - Звуки Б и Бь, П и Пь, и буквы Б, П: граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, письмо букв Б и П. Чтение слов буквами Б/П и фонетический разбор слов (БЫЛ/БИЛ, ПАРТА/ПЕНАЛ), составление слов из слогов (ПЕРСИК, ПАРТА, ПЫЛЕСОС, ПЕНАЛ)

Март

(37.) Тема - Звуки Х и Хь, и буква Х: характеристика звуков граф.изобр. мяг и твёрд. согласных в слове, чтение слогов, письмо буквы Х, фонетический разбор слов ХОМЯК, ХИТРЕЦ (сам-но).

(38.) Тема – Закрепление: Работа с предложением (закончить и написать слово по буквам), чтение рассказа и поиск слов со звуком Х.

(39.) Тема – Звуки и буквы Ж и Ш: х-ка, звуков, сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЛЫЖИ, ТИШЕ), письмо букв Ж и Ш.

(40.) Тема - Звуки и буквы Ч и Щ: сравнительный анализ звуков (звонкий/глухой), чтение слогов, фонетический разбор слов (ЩЕКА, ЩЁЛК – сам-но), чтение отрывка из стих-я, письмо букв Ч и Щ.

(41.) Тема - Звук и буква Ц: х-ка звука, место звука в слове, чтение слогов, фонетический разбор слов (ЦВЕТОК, ПТЕНЦЫ), составление слов из букв (ОГУРЕЦ, ЗАЯЦ), чтение отрывка из стих-я, письмо буквы Ц

(42.) Тема - Звук и буква Й: х-ка звука, чтение слов с буквой Й на конце, фонетический разбор слова (ПОПУГАЙ), письмо слов по буквам и знакам (ЗАЙЦЫ, ЛЕЙКА), чтение стих-я

Апрель

Мониторинг.

Мониторинг.

(43.) Тема – Мягкий знак Ь: сравнительный анализ слов (УГОЛ, УГОЛЬ), изменение, анализ и чтение слов с Ь на конце, фонетический разбор слов (ЛОШАДЬ), чтение стих-я, письмо слова по буквам (МЕДВЕДЬ), письмо буквы Ь

(44.) Тема - Твёрдый знак Ъ: сравнительный анализ слов (СЕЛ, СЪЕЛ), изменение слов с помощью Ъ, анализ и чтение слов, чтение стих-й

(45.) Тема – Повторение: слог деление слов на слоги. Слова: составление из букв, чтение и письмо. Предложение: составить по картинке и дописать пропущенное слово.

(46.) Тема – Закрепление: Гласные и согласные звуки и буквы: дописать в слове пропущенные буквы. Составить предложение по картинке и написать слова.

Май

(47.) Тема – Закрепление: алфавит, чтение стихотворений

(48.) Тема - Ребусы, загадки, чтение стих-й.

Повторение – закрепление.

*Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.

ПРОГРАМНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ» Колесникова Е. В.

2-Й ГОД ОБУЧЕНИЯ (6-7 лет) – «Я НАЧИНАЮ ЧИТАТЬ» : развитие интереса и способностей к чтению.

Основная задача – овладение техникой чтения, зарождающийся интерес к самостоятельному чтению.

Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т.д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.

Критерии развития интереса и способностей к чтению

Ребёнок к концу года должен :

  • проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
  • ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
  • понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
  • записывать слова, предложения печатными буквами;
  • разгадывать ребусы, кроссворды;
  • читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
  • ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
  • рисовать предметы в тетради в линейку.

Перспективное планирование программного содержания

на учебный год

Месяц

неделя

(№) занятия, тема

Сентябрь

(1.) Тема – «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).

(2.) Тема – «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».

(3.) Тема – «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».

(4.) Тема - «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.

Мониторинг – диагностика.

Октябрь

(5) Тема – «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.

(6.) Тема – «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(7.) Тема – «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.

(8.) Тема – «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.

Ноябрь

(9.) Тема – «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.

(10) Тема – «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.

(11) Тема – «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.

(12) Тема – «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.

Декабрь

(13) Тема – «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.

(14) Тема – «Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.

Январь

(15) Тема – «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.

(16) Тема – «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.

Февраль

(17) Тема – «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.

(18) Тема – «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.

(19) Тема – «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.

(20) Тема – «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.

Март

(21) Тема – «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.

(22) Тема – «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.

(23) Тема – «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.

(24) Тема – «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.

Апрель

Мониторинг – диагностика.

(25.) Тема – «Ребусы». Разгадывание ребусов.

(26.) Тема – «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.

(27) Тема – «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.

Май

Повторение – закрепление.

Повторение – закрепление.

Развивающая среда в группе

Магнитная азбука;

Дидактические настольные игры:

«Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».

Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.

Работа с родителями

Выступление на родительских собраниях: Перспектива и особенности подготовки детей к школе в рамках обучения элементам грамоты.

«Наши результаты»: сентябрь, май.

Открытые занятия – ноябрь, март.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:

  1. Колесникова Е. В. Программа «От звука к букве». М. «Ювента», 2008 г.
  2. Степанова О. А. «Подготовка детей к школе». М. «Сфера», 2008г
  3. Кузнецова Е. В., Тихонова И. А. Ступеньки к школе: Обучение грамоте детей с нарушениями речи. М. «Сфера», 1999 г.
  4. Марцинкевич Г. Ф. Обучение грамоте детей дошкольного возраста (планы занятий). Волгоград, 2004 г.
  5. Гурьева Н. А. Год до школы. Развиваем память: упражнения. Спб, «Светлячок», 1999 г.
  6. Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство «Эксмо-Пресс» 2002 г.
  7. Юдин Г. Букварёнок. М., 1980 г.
  8. Наглядно – дидактические пособия «Грамматика в картинках»: Ударение, Говори правильно, Словообразование, Антонимы, Многозначные слова, Один-много, Множественное число. – М. «Мозаика - синтез»

Заведующий ГБДОУ ццр – д/с № 114 _______________________ / В.В Прищепова


Елена Владимировна Колесникова - педагог высшей квалификации, лектор Московского института открытого образования, автор серии книг и пособий по развивающему обучению дошкольников. На данный момент под ее авторством выпущено 4 серии книг - по подготовке к обучению грамоте (13 книг), по развитию математических представлений (12 книг), тесты для детей 3, 4, 5, 6, 7 лет (5 книг), пособия по коррекционно-развивающему обучению детей 3-7 лет. По ним успешно обучаются тысячи дошкольников в России и странах СНГ.

Дошкольное детство – это время становления личности, индивидуальности, период для развития любознательности. Ребенок становится маленьким исследователем, первооткрывателем окружающего мира. Чем полнее и разнообразнее деятельность ребенка, тем успешнее идет его развитие.

Развитие речи детей – одна из ведущих задач, которую решает дошкольное образование, родители, педагоги, занимающиеся с ребенком. Успешное развитие речи имеет огромное значение для дальнейшего успешного обучения ребенка в начальной, а затем и средней школе. Уровень развития речи зависит от целого ряда условий – от уровня развития общих способностей, от частных способностей определенной направленности, обучение грамоте детей дошкольного возраста – это взаимосвязанные речевые задачи – фонематические, лексические, грамматические и на их основе- развитие связной речи.

Курс обучения построен на последовательном, поэтапном обучении детей звуковому, звуко– буквенному анализу, обучению чтению и подготовке руки ребенка к письму. В процессе обучения по этой программе педагог учит детей пониманию того, что такое слово, предложение и как они строятся. Дети знакомятся со звучащим словом, его протяженностью, овладевают способами интонационного выделения звука в слове, называют слова с заданным звуком, знакомятся со слогом, со слоговой структурой слова, учатся делить слова на слоги, усваивают смысловую функцию звука, выделяют гласные и согласные звуки. Решение этих задач подготавливает детей к овладению звуковым анализом слов, дети определяют словесное ударение, сравнивают слова по количественному и качественному звуковому составу. На этой основе впоследствии они обучаются чтению.

Программа Колесниковой включает в себя комплект методических пособий для педагога и рабочих тетрадей для ребенка на каждом возрастном этапе обучения. Она составлена в доступной и интересной форме, включает в себя дидактические игры и упражнения с использованием наглядного материала. Наряду с основными задачами программа включает задачи по подготовке руки ребенка к письму на данном возрастном этапе с учетом его психолого-возрастных особенностей, развитие графических навыков, формирование устной разговорной речи. Программа включает в себя использование различного словесного и иллюстративного материала: стихи, потешки, загадки, пословицы, поговорки, словесные игры и упражнения, веселые рисунки. Это очень важно, педагогам, обучающим детей по этой программе, не придется подбирать словесный материал по разным пособиям и книгам. В этом пособии уже все продумано, подобрано, вам остается только обучение.

Чтобы проверить усвоение материала программы рекомендуется в конце каждого учебного года по каждому возрасту провести тестирование. Для этой цели в методических пособиях есть показатели развития звуковой культуры речи, фонематического слуха, звукопроизношения и элементов звукового анализа графических навыков. Для этой цели существуют тесты из серии «Умные книжки» Земцовой О.Н.

В начале учебно – методического пособия к рабочим тетрадям Колесниковой изложены характеристики речевого развития детей каждого возрастного периода. Возраст 3-4 года - это подготовительный этап, направленный на развитие восприятия и ориентации, 4-5 лет – анализ звуковой сторон устной речи, 5-7 лет – ознакомление со знаковой системой языка и чтением. В комплект программы для 3-4 лет входит методическое пособие «Развитие звуковой культуры речи, рабочая тетрадь для детей «Раз словечко-два словечко», для 4-5 лет – учебно- методическое пособие «Развитие фонематического слуха» и рабочая тетрадь « От слова к звуку», для обучения детей 5-6 лет- учебно-методическое пособие «Развитие звуко-буквенного анализа» и рабочая тетрадь «Звуки и буквы», «Ну-ка, буква, отзовись», для детей 6-7 лет-«Развитие интереса и способностей к чтению» и рабочая тетрадь.

Родители – первые воспитатели и учителя ребенка, поэтому их роль в формировании его личности огромна.

В повседневном общении с родителями малыш учится познавать мир, подражает взрослым, приобретает жизненный опыт, усваивает нормы поведения.

В семье ребенок приобретает первый свой социальный опыт. Велико влияние микроклимата на становление личности человека. Семья – школа чувств ребенка. Наблюдая за отношениями взрослых, их эмоциональными реакциями и ощущая на себе все многообразие проявлений чувств близких ему людей, ребенок приобретает нравственно - эмоциональный опыт. В спокойной обстановке и малыш спокоен, ему свойственно чувство защищенности, эмоциональной уравновешенности.

Ребенок по свое природе активен любознателен, он легко впитывает все, что видит и слышит вокруг, ему передается настроение взрослых.. Важно, какие эмоциональные впечатления он получает: положительные или отрицательные, какие проявления взрослых он наблюдает: сердечность, заботливость, нежность, приветливые лица, спокойный тон, юмор или суету, взвинченность, ворчливость, зависть, мелочность, хмурые лица. Все это своеобразная азбука чувств – первый кирпичик в будущем здании личности.

Дети чутко улавливают отношения взрослых к ним, и в зависимости от этого у них возникают соответствующие способы поведения. Если любое желание ребенка выполнять безотказно, в нем может развиться эгоцентризм.

Некоторые родители не понимают, как можно избаловать ребенка. «Ничего лишнего не покупаем, игрушек не больше, чем у других, одеваем, как все. Разве этим балуем его?»- сетуют они.

Но избаловать ребенка можно не только всевозможными излишествами, но и нетребовательным отношением к нему. Если ребенок привыкает смотреть на своих близких с позиции потребителя, то трудно в нем сформировать чувство долга перед ними. Он привык пользоваться предоставляемыми ему правами и не знает никаких обязанностей. Так вырастают люди деспотичные, заносчивые, эгоистичные, склонные к переоценке собственных возможностей.

Дети ведут себя соответственно тем установкам, которые они получают от взрослых. Потребности и желания не возникают у ребенка из ничего, их порождает поведение родителей, их отношение к нему.

Будет ли первоначальный опыт общения ребенка со взрослыми в системе отношений «взрослы – ребенок» положительным, зависит от того, какое положение он занимает в семье.

Дети присматриваются к нам, взрослым, они обладают необыкновенной способностью распознавать наше настроение и заражаться им; чутко улавливают, как мы относимся к ним: готовы ли уступать или непреклонны, раздражены или благодушно настроены.

Маленькие дети обладают большой склонностью к подражанию. Ребенок говорит языком окружающих – высказывает их взгляды, повторяет их жесты, подражает их поступкам. Особенно ярко это проявляется в играх детей. Ребенок дошкольного возраста еще не обладает прочными представлениями, что хорошо, а что плохо. В то же время он совершенно уверен: все, что делают взрослые, - хорошо. Малышу так хочется быть большим, походить на близких!

Одним из важных условий воспитания является согласованность требований всех взрослых членов семьи. Недопустимо, чтобы один из взрослых в глазах ребенка выглядел как строгий воспитатель, а другой – как добрый заступник. Дети тонко улавливают, как вести себя с каждым из членов своей семьи.

Важно уметь отличать озорство от шалости ребенка. От этого зависит, сумеем ли мы вовремя остановить ребенка. Шалость - забава невинная: ребенок весел, оживлен, пытается по – своему, по – детски острить, смешить окружающих и занимать себя. Однако если ребенок не знает границ в своих шалостях, то они нередко перерастают в озорство. В проявлении озорства ребенок как бы переступает границы дозволенного. Взрослые обязаны определить ту черту, за которую он не должен переступать, и соответственно руководить его поведением. Если ребенка приучили со вниманием относиться к слову взрослого, то шалости удается легко прекратить.

Стремление быть хорошим характерно для детей. Ребенок всегда верит в то, что он хороший. Взрослым важно поддерживать в нем эту веру, она возвышает человека. Ребенку полезно слышать от взрослых заслуженную оценку своих действий. Когда положительный детский поступок подкрепляется оценкой, тогда абстрактное «Я хороший» обретает конкретный для него смысл.

Детскую настойчивость родители нередко принимают за упрямство. И то и другое сходно по своему внешнему выражению в поведении ребенка. Но их путать нельзя, ибо упрямство – отрицательное проявление поведения ребенка.

Стремление достичь задуманной цели – хорошая черта, и родители должны стараться укреплять ее, а не разрушать. Лучше поступиться минутой времени и дать возможность ребенку завершить начатое, чтобы не гасить в нем целеустремленные действия.

Упрямство присуще избалованным детям, привыкшим к чрезмерному вниманию, излишним уговорам. Оно возникает также и тогда, когда детей часто одергивают, покрикивают на них ограждают бесконечными запретами. В этом случае детское упрямство – результат неправильного подхода – является как бы защитной реакцией против чрезмерного потока «воспитательных» мер.

Дети не рождаются капризными и упрямыми, и это не возрастная их особенность. Капризным ребенок становится в результате допущенных ошибок в воспитании. Взрыв детских капризов – это тактика малыша добить своего, такая сцена рассчитана ребенком на то, чтобы добиться от вас уступки. Когда же он убеждается, что возле него нет сочувствующих и никто не спешит успокоить его, ему ничего не остается, как прекратить сцену. Скоро малыш поймет, что его вопли никого не трогают, привычка имитировать истерику постепенно исчезнет.

Уважать ребенка как личность – это значит проявлять деликатность, такт в обращении с ним, уметь разговаривать с ним и выслушивать его; проявлять выдержку даже тогда, когда детское непослушание вызывает раздражение; уметь выбрать способ воздействия на ребенка, не насилуя его волю; уметь выбрать место и время для разговора «по душам»; уметь понять ребенка и мотивы го поступков, чтобы став на его место, решать, как поступить с ним по справедливости, и лавное – при выборе приемов воздействия опираться на то лучшее, что есть в ребенке.

Уважать ребенка – это не значит идти у него на поводу, проявлять уступчивость, напротив, быть разумно требовательным и строгим.

Очень важно, чтобы подход к ребенку опирался на все возрастающее его сознание. Такой метод воздействия развивает ребенка в нравственном плане, дает ему возможность активно вырабатывать критерии хорошего и плохого. И главное – готовит его к дальнейшей жизни, когда ему придется самостоятельно, без родительских «директив» управлять собою, проявлять сдержанность.

Если взрослые обладают чувством юмора, то и ребенок, постоянно с ними общаясь, приобретает это качество. Даже маленькие дети склонны откликаться на шутку, если она понятна им, и сами способны ответить шуткой. Чуковский писал в своей книге «От двух до пяти» о том, что надо стараться «воспитывать в ребенке юмор – драгоценное качество, которое когда ребенок подрастает, увеличит его сопротивление всякой неблагоприятной сред и поставит его высоко над мелочами и дрязгами».

Ребенок нуждается в серьезном, заинтересованном отношении взрослых к себе. Но если он постоянно наталкивается на равнодушие, нежелание взрослого разделить с ним радости и волнения, то потребность нести близким самое сокровенное постепенно затухает. В результате детское стремление к контакту с родителями ослабевает. И как знать, не станут ли вскоре родители сожалеть об этом! Когда ребенок становится школьником и когда его дела начинают нас волновать, мы ждем от него рассказов о школе, учебе, друзьях, событиях в классе. Нам интересно знать, что думает, чем живет, что интересует, волнует ребенка. Но при таком отношении к его интересам напрасно ждать от него в дальнейшем откровения, не следует удивляться его замкнутости.