Методика рене жиля для дошкольников стимульный материал. Возможности применения методики в психодиагностике и психологическом консультировании

Методика Р. Жиля предназначена для исследования структуры конкретно-личностных отношений ребенка с окружающими, а также особенностей социальной приспособляемости ребенка, некоторых его поведенческих характеристик и черт личности. Методика «Фильм-тест» была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для исследования личности ребенка.

Русскоязычная адаптация теста была предложена И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой в 1972 году и представляет собой форму, переходную между анкетой и проективными тестами. «Фильм-тест» реализует в себе следующие принципы:

  • принцип «проекции» – личностные образования, выступающие прямо или косвенно в виде различных установок и поведенческих проявлений, проецируются в тестовую ситуацию и не вызывают у испытуемого реакций защитного характера;
  • принцип «символической линейности» – эмоциональные расстояния между людьми выражаются через линейные расстояния в символической ситуации. Положительное эмоциональное отношение проявляется в выборе более близкого расстояния.

Ограничение по возрасту: от 4–5 лет (особенно – посещающих детский сад), так же до 11–12 лет с разными формами патологии и задержками развития. Однако исследования свидетельствуют о том, что проективность ответов нормальных детей 11–12 лет резко снижается, ответы носят в основном прямой характер. В этой связи предлагается ограничивать диагностический диапазон для нормальных детей до 11 лет, и увеличивать его соответственно для детей с различными видами дефицитарного развития.

Методика особенно эффективна для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи , а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

Методика позволяет описать достаточно широкий круг социально-психологических характеристик ребенка.

  1. Показатели, характеризующие конкретно-личностные эмоциональные отношения ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой, дедушкой и другими 14 родственниками, другом (подругой), учителем (воспитателем или другими авторитетами для ребенка взрослыми).
  2. Показатели, характеризующие особенности самого ребенка, проявляющиеся в различных его взаимоотношениях: степень любознательности ребенка, стремление к общению в больших группах детей, стремление к доминированию (лидерству) в группе, конфликтность, агрессивность, стремление к уединению, отгороженность от других, а также особенности поведенческого реагирования на фрустрацию в ситуациях взаимодействия. Из различных реакций на фрустрацию авторы методики рекомендуют дифференцировать три: активно-агрессивную (кричать, обзывать, смеяться над кем-то, протестовать, пойти куда-то вопреки запрету, злиться, бить и т. п.), пассивно-страдательную (плакать, обидеться, «надуться») и нейтральную, индифферентную – наиболее адекватную, свидетельствующую об отсутствии переживания фрустрации (не сказать ничего, не сделать ничего, пожать плечами, продолжать играть дальше, сделать замечание) .

Как общее заключение оценивается степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность. Всего выделяют 13 показателей и соответствующие им 13 шкал: «Отношение к матери», «Отношение к отцу», «Отношение к обоим родителям» «(Родители как чета)», «Отношение к братьям и сестрам», «Отношение к дедушке и другим родственникам», «Отношение к другу», «Отношение к учителю», «Любознательность», «Стремление к доминированию», «Стремление к общению в больших группах детей», «Конфликтность, агрессивность», «Реакция на фрустрацию» («Социальная адекватность поведения»), «Стремление к уединению, отгороженность».

Таким образом, методика собирает в себе и позволяет оценить широкий круг социально-психологических характеристик ребенка, что, без сомнения, является одним из ее важнейших диагностических плюсов.

Современные исследования указывают на новые диагностические возможности теста применительно к работе не только с детьми, но и со взрослыми людьми в контексте их семейных взаимоотношений. А. К. Осницкий в своей практической работе использует данную методику в индивидуальном консультировании для обнаружения круга проблем, появляющихся как у самого ребенка, так и у его близких. Помимо тестирования ребенка с помощью «Фильм-теста», А. К. Осницкий предлагает предъявлять картинки его маме или папе и просит показать, «на какой из стульев сел бы ваш ребенок», «среди каких ребят он поставил бы себя» и т. д. Иными словами, психолог просит родителей угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. И тогда исследователь получает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают расхождение реальных и желательных позиций ребенка. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия. Таким образом, границы «Фильм-теста» Р. Жиля расширяются, методика становится популярна в психологическом консультировании, с ее помощью не только диагностируют систему взаимоотношений клиента, но и наблюдают ее динамику в психотерапевтическом процессе.

Оригинальный стимульный материал методики, предложенный Р. Жилем, насчитывает 69 стандартных картинок. Адаптированный И. Н. Гильяшевой и Н. Д. Игнатьевой вариант состоит из 42 заданий, 25 из которых – картинки, где изображены дети и взрослые, а также 17 текстовых заданий. Все 42 ситуации могут быть содержательно разделены на три группы, соответственно объекту взаимодействия: «ребенок – взрослый» и «ребенок – сверстник», а также смешанная.

Таблица 1

Методика насчитывает примерно одинаковое количество ситуаций взаимодействия со взрослым и со сверстником, что существенно облегчает диагностику предпочтения испытуемым взрослого или ребенка в общении.

(в формате.pdf)

Проведение исследования

Вместе с традиционными вопросами «Как тебя зовут?», «Сколько тебе лет?» и т. п. ребенку предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят «указать пальчиком» на какой бы стул он, скорее всего, сел, среди каких ребят он находился бы, как бы он повел себя в такой ситуации и т. д. Ребенок рассматривает рисунки, читает сам, либо ему зачитывают текстовые задания, отвечает на поставленные к ним вопросы или показывает психологу, в каком месте, изображенном на картинке, он хотел бы находиться, рассказывает, как он вел бы себя в той или иной, приятной или неприятной для него ситуации.

Методика может использоваться как для индивидуального, так и для группового обследования . Но в отличие от группового, индивидуальное исследование является более информативным, так как позволяет психологу попутно фиксировать эмоциональные и поведенческие реакции ребенка (тон голоса, паузы, спонтанные комментарии и т. д.). Кроме того, ребенку могут быть заданы уточняющие вопросы, важные для качественной интерпретации результатов. Некоторые дети охотно обсуждают со взрослым темы, затрагиваемые в этой методике. Другие предпочитают ответить на все вопросы самостоятельно, в письменном виде, иногда закрывшись от психолога рукой.

Каждая из 42 тестовых ситуаций имеет свою фиксированную инструкцию-задание, на которую ребенку необходимо дать ответ. Однако при определенных объективных обстоятельствах допускается изменение инструкции (перефразирование или объяснение), но делать это надо весьма корректно (например, если тестируемый ребенок не имел опыта посещения детского сада или школы). В любом случае, необходимо сначала все-таки предложить авторский текст инструкции, и изменить его только, если у ребенка начнутся затруднения.

Ответ испытуемого (в виде крестика или другой отметки) может регистрироваться исследователем или самим ребенком непосредственно в бланке стимульного материала методики. Однако после этого стимульный материал становится непригодным для дальнейшего использования.

В каждом задании, в дополнение к инструкциям рекомендуется после выбора, сделанного ребенком, обязательно спросить его, кто другие люди, нарисованные, но не обозначенные на картинках. Важно записать порядок, в котором их называет и показывает испытуемый, а в тех картинках, где он показывает свое место рядом с необозначенными персонажами (например, на картинках 1, 14, 15, 16, 20, 22, 23, 24, 30 и некоторых других) спросить, кто эти, находящиеся рядом с ним люди.

Обработка результатов обследования

После того, как испытуемый в той или иной форме (устно или письменно) ответит на предложенные задания, и они будут зафиксированы в стимульном материале методики или в тестовой тетради, можно приступить к обработке полученных результатов и построению «профиля» системы отношений и личностных особенностей ребенка.

Каждое задание методики представляет собой своеобразный сюжет, который должен быть подробно и творчески изучен исследователем с использованием представления об основных изложенных ранее принципах: «проекции» и «символической линейности». Положительно информативными считаются те ситуации-задания, где ребенок выразил свое позитивное отношение и расположил себя в непосредственной близости от предложенной в задании фигуры (то есть рядом).

Все 13 шкал методики условно можно разделить на три блока:

  • оценка конкретно-личностных отношений;
  • оценка личностных характеристик;
  • оценка поведенческих реакций ребенка.

Соответственно, обработка результатов обследования предполагает ряд шагов.

1. Построение профиля межличностных отношений ребенка

Как уже отмечалось ранее, две группы показателей, характеризующих систему отношений ребенка и связанных с нею личностных особенностей, образуют 13 шкал, которые представлены ниже в табл. 2. Помимо этого, в табл. 2 указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале и номера этих заданий.

Таблица 2

№ шкалы Название шкал №№ заданий Общее кол-во заданий
1. Отношение к матери 1–4, 8–15, 17–19, 27, 38, 40–42 20
2. Отношение к отцу 1–5, 8–15, 17–19, 37, 40–42 20
3. Отношение к матери и отцу как родительской чете 1, 3, 4, 6–8, 13–14, 17, 40–42 12
4. 2, 4–6, 8–13, 15–19, 30, 40, 42 18
5. Отношение к бабушке, дедушке и другим родственникам 2, 4, 5, 7–13, 17–19, 30, 40, 41 16
6. Отношение к другу (подруге) 4, 5, 8–13, 17–19, 30, 34, 40 14
7. Отношение к учителю (или авторитетному взрослому) 5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28–30, 32, 40 12
8. Любознательность 8 5, 26, 28 ,29, 31, 32 6
9. Общительность в больших группах детей 4, 8, 17, 22–24, 40 7
10. Доминирование, лидерство в группе детей 20–24, 39 6
11. Конфликтность, агрессивность 22–25, 33–35, 37, 38 9
12. Социальная адекватность поведения 25, 33–38 7
13. 7–10, 12, 14–18, 22–24, 29, 30, 40–42 18

Заполнение шкал положительными выборами производится строго по ключу (Таблица 2).

Каждое задание методики многозначно, то есть выявляет отношение ребенка к нескольким лицам (например, задание № 1 диагностирует отношение к матери, к отцу и к родителям как чете). Выбор испытуемого, его реакция определяет то, на какой из «предложенных» шкал будет отражено решение задания.

Однако, существуют задания, где положительная оценка может ставиться одновременно в несколько шкал.

Для детей 8–10 лет наработаны нормативные оценки по 13 шкалам, что исключает необходимость перевода сырых баллов в проценты. Границы нормы приведены в табл. 4. Интерпретация результатов в данном случае производится исходя из суммарного количества выборов по каждой шкале.

2. Построение профиля личностных характеристик ребенка.

Шкалы № 8–13, исключая шкалу № 12 «Реакция на фрустрацию», позволяют исследователю составить представление о личностных особенностях ребенка, таких как любознательность, общительность, конфликтность, отгороженность. Шкалы личностных особенностей взаимосвязаны со шкалами отношения и шкалой поведенческих характеристик и представляют собой единый «профиль», и в этой связи при обработке результатов нужно учитывать, что существуют задания, где положительная оценка может ставится одновременно в несколько шкал.

Другими словами, большинство заданий методики многозначны, особенно в шкалах личностных отношений, и также многозначно может быть проинтерпретирована позиция, выбранная ребенком.

Здесь же хотелось бы отметить, что задания 22–24 помимо диагностики лидерского потенциала личности ребенка, могут также показывать тип лидерства.

Ниже приведена таблица, в которой указано, на какие шкалы распространяется ответ на то или иное задание.

Таблица 3

№ задания №№ соответствующих шкал № задания №№ соответствующих шкал
1. 1, 2, 3 22. 9, 10, 11, 13
2. 1, 2, 4, 5 23. 9, 10, 11
3. 1, 2, 3 24. 9, 10, 11, 13
4. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9 25. 11, 12
5. 2, 3, 4, 5, 6, 8 26. 7, 8
6. 3, 4 27. 1
7. 3, 5, 13 28. 7, 8
8. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 9, 13 29. 7, 8, 13
9. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 30. 4, 5, 6, 7, 13
10. 1, 2, 4, 5, 6, 13 31. 8
11. 1, 2, 4, 5, 6, 7 32. 7, 8
12. 1, 2, 4, 5, 6, 13 33. 11, 12
13. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 34. 6, 11, 12
14. 1, 2, 3, 13 35. 11, 12
15. 1, 2, 4, 13 36. 12
16. 4, 13 37. 2, 11, 12
17. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9, 13 38. 1, 11, 12
18. 1, 2, 4, 5, 6, 7, 13 39. 10
19. 1, 2, 4, 5, 6, 13 40. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 13
20. 10 41. 1, 2, 3, 5, 13
21. 10, 13 42. 1, 2, 3, 4, 13

3. Анализ типов поведенческого реагирования ребенка

Шкала № 12 «Реакция на фрустрацию» или «Социальная адекватность» предполагает более подробный анализ. Из различных реакций на фрустрацию Гильяшева И. Н. и Игнатьева Н. Д. рекомендуют при использовании этой методики дифференцировать три.

1. Активно-агрессивная реакция, при которой на окружающих выплескивается раздражение, гнев, враждебность. Варианты ответов: кричать; смеяться над кем-то; протестовать; пойти куда-то вопреки запрету; злиться; ударить; обзывать, бить; отобрать.

2. Пассивно-страдательная реакция, к типичным проявлениям которой относят возврат к более примитивным формам поведения (регрессия) и понижение эффективности деятельности: плакать; обидеться; жаловаться; «надуться».

3. Нейтральная, индифферентная реакция – по мнению авторов методики, наиболее адекватная, свидетельствующая о «фрустрационной толерантности» – отсутствии переживания фрустрации или устойчивости к фрустратору. Также в данном случае можно говорить не столько о спокойном состоянии, сколько о напряжении, усилии, сдерживании нежелательных импульсивных реакций: не сказать ничего; не сделать ничего; пожать плечами; продолжать играть дальше; сделать замечание.

И. Н. Гильяшева и Н. Д. Игнатьева полагают, что нейтральная, индифферентная реакция может говорить о том, что ребенок овладел соответствующими нормами поведения, умеет сдерживать нежелательные эмоциональные реакции, что в свою очередь свидетельствует о его социальной адаптированности.

Для того чтобы диагностировать тип реагирования респондента, необходимо шкалу № 12 представить в виде таблицы, куда будут внесены варианты ответов ребенка на соответствующие задания методики.

Важно отметить, что в шкалу № 12 положительным знаком (+) заносят только те ответы ребенка, которые носят нейтрально-индифферентный характер, т. е. реакции «фрустрационной толерантности». Реакции активно-агрессивного типа заносят в шкалу «Конфликтность, агрессивность». Реакции пассивно-страдательного типа в не фиксируются.

В этой связи особое внимание хотелось бы уделить заданию № 35 из шкалы «Реакция на фрустрацию», где ребенку предлагается найти выход из ситуации препятствия:

«Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что ты будешь делать?

Плакать? Жаловаться?Попытаешься отобрать? Начнешь его бить?»

В методике эта ситуация является спорной, т. к. перечень возможных вариантов ответов в этом задании не предполагает нейтрально-индифферентного (социально адекватного) ответа.

Здесь можно предположить, что реакцию «отобрать» можно считать социально-нормативной для данного возраста, несмотря на то что эта реакция носит активно-агрессивной характер. Поэтому ребенок-респондент, выбравший в качестве ответа на задание № 35 вариант «попытаюсь отобрать», получает положительный знак (+) и в шкалу № 12 «Реакция на фрустрацию», и в шкалу № 11 «Конфликтность, агрессивность».

Таким образом, количественная обработка данных по шкале № 12 «Реакция на фрустрацию» предполагает предварительное составление таблицы типов реагирования, и только после этого – регистрацию в «профиле».

Нормативные данные получены на выборке младших школьников г. Владивостока 8–10 лет в количестве 100 человек (А. А. Макарец, 2001).

Таблица 4

Название шкал Границы нормы
1. Отношение к матери 5–10
2. Отношение к отцу 1–6
3. Отношение к обоим родителям 1–5
4. Отношение к братьям и сестрам 1–7
5. Отношение к бабушке, дедушке и др. родственникам 0–2
6. Отношение к другу (подруге) 0–3
7. Отношение к учителю 1–4
8. Любознательность 1–4
9. Стремление к общению в больших группах детей 2–3
10. Доминирование, лидерство в группе 1–2
11. Конфликтность, агрессивность 1–4
12. Реакция на фрустрацию, социальная адекватность 2–5
13. Стремление к уединению, отгороженность 0–3

Методика Рене Жиля

Цель теста - исследование социальной приспособленности ребенка младшего школьного возраста, сферы его межличностных отношений и их особенностей, его восприятия внутрисемейных отношений, некоторых характеристик его поведения.

Методика позволяет выявить конфликтные зоны в системе межличностных отношений ребенка, давая тем самым возможность, воздействуя на эти отношения, влиять на дальнейшее развитие личности ребенка.

Описание теста

Проективная визуально-вербальная методика Р.Жиля состоит из 42 заданий, среди которых 25 картинок с изображением детей или детей и взрослых, кратким текстом, поясняющим изображенную ситуацию и вопросом к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.
Ребенок, рассматривая рисунки, отвечает на поставленные к ним вопросы, показывает выбранное им для себя место на изображенной картинке, рассказывает как он повел бы себя в той или иной ситуации или выбирает один из перечисленных вариантов поведения.
Экспериментатору можно рекомендовать сопровождать, обследование беседой с ребенком, в ходе которой можно уточнить тот или иной ответы, узнать подробности осуществления ребенком его выборов, выяснить, может быть, какие-то особые, «щекотливые» моменты в его жизни, узнать о реальном составе семьи, а также поинтересоваться, кто те люди, которые нарисованы, но не обозначены на картинках (например, картинка. № 1, при этом важно записать порядок, в котором они названы). В целом можно использовать те возможности, которые дают проективные методики.

Методика может быть использована при обследовании детей от 4 до 12 лет, а в случае выраженного инфантилизма и задержки психического развития - и более старшего возраста.
Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребёнка, получаемый с помощью методики, можно условно разделить на две большие группы переменных.

Переменные, характеризующие конкретно-личностные отношения ребенка с другими людьми:

Отношение к матери;

Отношение к отцу;

Отношение к матери и отцу, воспринимающимися ребенком как родительская чета (родители);

Отношение к братьям и сестрам;

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким взрослым родственникам;

Отношение к другу (подруге);

Отношение к учителю (воспитателю).
Переменные, характеризующие особенности самого ребенка:

Любознательность;

Стремление к общению в больших группах детей;

Стремление к доминированию, лидерству в группах детей;

Конфликтность, агрессивность;

Реакция на фрустрацию;

Стремление к уединению.
И, как общее заключение, степень социальной адекватности поведения ребенка, а также факторы (психологические и социальные), нарушающие эту адекватность.

Дата ______________

Как тебя зовут? Назови свою фамилию, имя и отчество _______________________________________________

Где ты живёшь? Назови свой домашний адрес ______

Сколько тебе лет? ___________________Когда ты родился? ___________________

Как зовут твою маму? _______________________ кем и где она работает? ______________________________

Как зовут папу? _______________________ кем и где он работает? _____________________________________

Кем ты хочешь стать когда вырастешь? ____________________________________

Тестовый материал

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


3. Обозначь крестиком, где ты сядешь.


4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).


5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?


6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.


7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь крестиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.


8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.


9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть тебе все равно? Напиши ниже. _________________________________________

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши ниже.

__________________________________________________

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши ниже.
___________________________________________________

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек? Напиши.

___________________________________________________

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши ниже.

___________________________________________________

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.


15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.


16. Где ты на этот раз?


17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.


18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.

_______________________________________________

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши ниже.

________________________________________________

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь крестиком, где находишься ты.


21. С кем ты любишь играть: с товарищами твоего возраста; младше тебя; старше тебя? Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты.


23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.


25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать; пожалуешься учителю; ударишь его; сделаешь ему замечание; не скажешь ничего? Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.


27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко? Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь крестиком, где ты.


30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.


31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.


32 Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что будешь делать: будешь плакать; пожмешь плечами; сам будешь смеяться над ним; будешь обзывать его, бить? Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что будешь делать: плакать; жаловаться; кричать; попытаешься отобрать; начнешь его бить? Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру) и два раза подряд проигрываешь.

37. Ты недоволен? Что будешь делать: плакать; продолжать играть дальше; ничего не скажешь; начнешь злиться? Подчеркни один из этих ответов.

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать: ничего не ответишь; надуешься; начнешь плакать; запротестуешь; попробуешь пойти вопреки запрещению? Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом. Способен ли ты выполнить это поручение? Напиши ниже.

___________________________________________________

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?


41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.


42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Ключ к тесту

Каждая из 13 переменных образует самостоятельную шкалу. В таблице, где представлены все шкалы, также указано количество заданий методики, относящихся к той или иной шкале (например, в шкале № 1 - «отношение к матери»- их 20) и номера этих заданий.

Название шкалы

Номера заданий

Количество заданий

Отношение к матери

1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42

Отношение к отцу

1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42

Отношение к матери и отцу вместе, воспринимаемыми ребенком как родительская чета («родители»)

1, 3, 4, 6-8, 13-14, 17, 40-42

Отношение к братьям и сестрам

2, 4-6, 8-13, 15-19, 30, 40, 42

Отношение к бабушке, дедушке и другим близким родственникам

2, 4, 5, 7-13, 17-19, 30, 40, 41

Отношение к другу, подруге

4, 5, 8-13, 17-19, 30, 34, 40

Отношение к учителю, воспитателю

5, 9, 11, 13, 17, 18, 26, 28-30, 32, 40

Любознательность

5, 26, 28, 29, 31, 32

Стремление к общению в больших группах детей («общительность в группе детей»)

4, 8, 17, 20, 22-24, 40

Стремление к доминированию или лидерству в группе детей

20-24, 39

Конфликтность, агрессивность

22-25, 33-35, 37, 38

Реакция на фрустрацию

25, 33-38

Стремление к уединению, отгороженность

7-10, 14-19, 21, 22, 24, 30, 40-42

Методика предполагает преимущественно качественный анализ ответов испытуемого. Поэтому можно интерпретировать исходя из ответов респондента на вопросы соответствующих шкал.

Методика Рене Жиля предназначена для изучения отношений ребенка в семье, в его окружении. Методика поможет при выяснении причин агрессивности и тревожности. Цель методики состоит в изучении социальной приспособленности ребенка, а также его взаимоотношений с окружающими.

Методика является визуально-словесной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявление особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его отношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает вопросы и отвечает. Ребенок должен выбрать себе место среди изображенных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выбрать его ближе или дальше от определенного лица. В текстовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения. Таким образом, методика позволяет получить информацию об отношении ребенка к разным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Рене Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого ребенка, но дают возможность относительно большей ее формализации. Помимо качественной оценки результатов, детская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обследования по ряду переменных и количественно.

Методику Рене Жиля нельзя отнести к числу чисто проективных, она представляет собой переходную форму между анкетой и проективным тестам. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инструмент глубинного изучения личности.

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Где сядешь ты?

2. Где ты сядешь?

3. Где ты сядешь?

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

5. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату.

9. Решено преподнести одному человеку сюрприз. Кому ты хочешь, чтобы это сделали?

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой?

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?

12. У тебя болят зубы, и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?

13. Ты сдал экзамен. Кому первому ты расскажешь об этом?

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь место, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Что это за люди? Где ты?

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других. Кого бы ты хотел видеть на его месте?

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего?

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь, где находишься ты.

21. С кем ты любишь играть: с ребятами твоего возраста? младше тебя? старше тебя?

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь, где будешь ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать: будешь плакать? пожалуешься учителю? ударишь его? сделаешь ему замечание? не скажешь ничего?

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то говорит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь, где ты.

27. Ты много помогаешь маме? Мало? Редко?

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина вам что-то объясняет. Обозначь, где ты.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

32. Учитель показывает ученикам таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

Представленная методика представляет собой исследование социальной приспособленности ребенка, круга его личностных отношений, особенностей его взаимоотношений с окружающими и дает характеристику поведению ребенка.

Методика Рене Жиля дает возможность узнать о наличии конфликтных областей сферы общения ребенка и воздействовать на проблемные ситуации. Этим осуществляется влияние на развитие ребенка как полноценной личности.

По содержанию тест Жиля является опросом с использованием визуальных образов. Она заключается в том, что ребенок проектирует себя на место того, кто изображен на конкретной картинке. Тест Рене Жиля образован из 42 заданий. Первые 25 заданий представляют собой схематичные изображения, на которых представлены дети и взрослые в разных жизненных ситуациях. К этим изображениям имеются краткие рассказы, повествующими о том, что здесь происходит. И все картинки сопровождаются вопросом к ребенку, на который он должен честно ответить. Последние 17 заданий - это тестовые вопросы. Они также подразумевают открытый ответ испытуемого.

Целью этого исследования является выявление особенностей поведения испытуемого в разных ситуациях, в которых он оказывается ежедневно. Эти жизненные ситуации играют важную роль в развитии ребенка и касаются его взаимоотношений с другими людьми.

Во время проведения теста ребенку предлагается рассмотреть картинки. Потом в зависимости от возраста он слушает или читает самостоятельно рассказ к картинке и вопрос. Экспериментатор фиксирует все ответы испытуемого. При необходимости рекомендуется вести беседу с ребенком, задавая конкретизирующие вопросы, чтобы получить важные пояснения. А возможно и получить подробности выбора именно такого ответа.

В результате исследования экспериментатор получает сведения об отношениях ребенка с людьми из его ближайшего окружения и процессам, которые вокруг него происходят.

Эту конкретную методику отличают простота и образность, что отличает ее от других тестов на проекцию. Эта особенность делает ее простой для ребенка и дает возможность получить достоверные результаты с большей формализацией.

Используется методика Рене Жиля для дошкольников и детей в возрасте до 12 лет. В случае наличия выраженной задержки в психическом развитии, она может быть использована для исследования у детей более старшего возраста.

Весь материал теста Рене Жиля можно разделить на две группы исследуемых явлений.

В первую группу входят те ситуации, которые характеризуют личностные отношения ребенка с окружающими его в разных ситуациях людьми:

  • мамой;
  • папой;
  • родителями вместе, как с семейной парой;
  • братьями и сестрами;
  • бабушками и дедушками;
  • друзьями и подругами;
  • учителями и воспитателями.

Вторая группа явлений характеризует исследуемого ребенка:

  • его любознательность;
  • степень общительности;
  • стремление ребенка к лидерству;
  • стремление быть в большой компании или предпочтение уединению;
  • насколько испытуемый конфликтен и агрессивен.

Источник:
Методика Рене Жиля
Методика Рене Жиля. Методика Рене Жиля дает возможность узнать о наличии конфликтных областей сферы общения ребенка и воздействовать на проблемные ситуации
http://razvitiedetei.info/doshkolnoe-razvitie/metodika-rene-zhilya.html

Методика Рене Жиля

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений пред­назначена детская проективная методика Рене Жиля . Цель методики состоит в изучении социальной приспособлен­ности ребенка, а также его взаимоотношений с окружаю­щими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявле­ние особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его от­ношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщает­ся, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает воп­росы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображен­ных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выб­рать его ближе или дальше от определенного лица. В тек­стовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позво­ляет получить информацию об отношении ребенка к раз­ным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают воз­можность относительно большей ее формализации и кван­тификации. Помимо качественной оценки результатов, дет­ская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обсле­дования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий конкретно-личност­ные отношения ребенка: отношение к семейному окруже­нию (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к дру­гу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и про­являющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

— отношение к матери, отношение к отцу,
— отношение к матери и отцу как семейной чете,
— отношение к братьям и сестрам,
— отношение к бабушке и дедушке,
— отношение к другу,
— отношение к учителю,
— любознательность, стремление к доминированию,
— общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количе­ством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто про­ективных, она представляет собой форму, переходную меж­ду анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инстру­мент глубинного изучения личности, а также в исследова­ниях, требующих измерений и статистической обработки.

СТИМУЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ К МЕТОДИКЕ РЕНЕ ЖИЛЯ

1. Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

2. Обозначь крестиком, где ты сядешь.

3. Обозначь крестиком, где ты сядешь

4. А теперь размести несколько человек и себя вокруг этого стола. Обозначь их родственные отношения (папа, мама, брат, сестра) или (друг, товарищ, одноклассник).

5. Вот стол, во главе которого сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где сел бы ты? Кто этот человек?

6. Ты вместе со своей семьей будешь проводить канику­лы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

7. Ты долгое время гостишь у знакомых. Обозначь кре­стиком комнату, которую бы выбрал (выбрала) ты.

8. Еще раз у знакомых. Обозначь комнаты некоторых людей и твою комнату

9. Ты вместе со своей семьей будешь проводить канику­лы у хозяев, которые имеют большой дом. Твоя семья уже заняла несколько комнат. Выбери комнату для себя.

Ты хочешь, чтобы это сделали?
Кому?
А может быть тебе все равно?
Напиши ниже.

10. Ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать, но там, куда ты едешь, только два свободных места: одно для тебя, второе для другого человека.

Кого бы ты взял с собой?
Напиши ниже.

11. Ты потерял что-то, что стоит очень дорого.

Кому первому ты расскажешь об этой неприятности?
Напиши ниже.

12. У тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб.

Ты пойдешь один?
Или с кем-нибудь?
Если пойдешь с кем-нибудь, то кто этот человек?
Напиши ниже

13. Ты сдал экзамен.

Кому первому ты расскажешь об этом?
Напиши ниже.

14. Ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где находишься ты.

15. Другая прогулка. Обозначь, где ты на этот раз.

16. Где ты на этот раз?

17. Теперь на этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь крестиками. Подпиши, что это за люди.

18. Тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше других.

Кого бы ты хотел видеть на его месте?
А может быть тебе все равно?
Напиши.

19. Ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных.

По кому бы ты тосковал сильнее всего?
Напиши ниже.

20. Вот твои товарищи идут на прогулку. Обозначь кре­стиком, где находишься ты?

21. С кем ты любишь играть?

с товарищами твоего возраста
младше тебя
старше тебя
Подчеркни один из возможных ответов.

22. Это площадка для игр. Обозначь, где находишься ты?

23. Вот твои товарищи. Они ссорятся по неизвестной тебе причине. Обозначь крестиком, где будешь ты.

24. Это твои товарищи, ссорящиеся из-за правил игры. Обозначь, где ты.

25. Товарищ нарочно толкнул тебя и свалил с ног. Что будешь делать:

будешь плакать?
пожалуешься учителю?
ударишь его?
сделаешь ему замечание?
не скажешь ничего?
Подчеркни один из ответов.

26. Вот человек, хорошо тебе известный. Он что-то го­ворит сидящим на стульях. Ты находишься среди них. Обозначь крестиком, где ты.

27. Ты много помогаешь маме?

Мало?
Редко?
Подчеркни один из ответов.

28. Эти люди стоят вокруг стола, и один из них что-то объясняет. Ты находишься среди тех, которые слушают. Обозначь, где ты.

29. Ты и твои товарищи на прогулке, одна женщина нам что-то объясняет.

30. Во время прогулки все расположились на траве. Обозначь, где находишься ты.

31. Это люди, которые смотрят интересный спектакль. Обозначь крестиком, где ты.

32. Это показ у таблицы. Обозначь крестиком, где ты.

33. Один из товарищей смеется над тобой? Что будешь делать:

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?

34. Один из товарищей смеется над твоим другом. Что сделаешь:

Будешь плакать?
Пожмешь плечами?
Сам будешь смеяться над ним?
Будешь обзывать его, бить?
Подчеркни один из этих ответов.

35. Товарищ взял твою ручку без разрешения. Что бу­дешь делать:

Плакать?
Жаловаться?
Кричать?
Попытаешься отобрать?
Начнешь его бить?
Подчеркни один из этих ответов.

36. Ты играешь в лото (или в шашки, или в другую игру), и два раза подряд проигрываешь. Ты недоволен? Что будешь делать:

37. Отец не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?

Подчеркни один из этих ответов.

38. Мама не разрешает тебе идти гулять. Что будешь делать:

Ничего не ответишь?
Надуешься?
Начнешь плакать?
Запротестуешь?
Попробуешь пойти вопреки запрещению?
Подчеркни один из этих ответов.

39. Учитель вышел и доверил тебе надзор за классом.

Способен ли ты выполнить это поручение?
Напиши ниже.

40. Ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой?

41. В кинотеатре много пустых мест. Твои родственни­ки уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где ся­дешь ты.

42. Опять в кинотеатре. Где ты будешь сидеть?

Источник:
Методика Рене Жиля
Методика Рене Жиля, тест Рене Жиля
http://test-metod.ru/index.php/metodika-rene-zhilya

Методика Рене Жиля для дошкольников в картинках

Проективная методика Жиля Рене была разработана для того, чтобы специалист мог легко выяснить, какие межчеловеческие отношения окружают того или иного ребенка. Этот тест поможет выяснить, насколько социально приспособлен ребенок, а также установит его взаимоотношения с окружающими его каждый день людьми.

Проективная методика Рене Жиля основана на своеобразном опросе, который для полноты картины дополнен еще и визуальными материалами. Ребенок смотрит на картинку и проектирует себя вместо нарисованного человечка. Тест включает в себя 42 вопроса, из них 25 – это опросный визуальный материал. На картинках представлены детки и взрослые, которые находятся в разных ситуациях. К каждому рисунку есть пояснение и вопрос. В методике также есть еще 17 текстовых вопросов. Подразумевается, что на них ответ ребенка будет честным.

Обычно цель такого тестирования – это выяснить, как ведет себя ребенок в различных жизненных ситуациях каждый день. Данные ситуации случаются с испытуемым малышом ежедневно, поэтому выяснить, какие межличностные отношения складываются у ребенка с окружающими при помощи методики Рене Жиля не составит большого труда.

Ребенку предлагается посмотреть на картинки и послушать рассказ или почитать его, в зависимости от возраста. Также малышу будут показывать картинки и ребенок должен указать, где на картинке он. Также ему нужно будет указать и некоторых других героев картинки.

Методика Рене Жиля проста для детей, ее отличает образность и легкость. Ребенку будет очень легко проходить этот тест, а проводящий его специалист получит реальные результаты. Тест может проводиться для дошкольников.

Тест по методике Рене Жиля направлена на то, чтобы установить, какие межличностные отношения окружают ребенка. Но материал теста делиться на две группы явлений, которые исследуются.

Первая исследуемая группа – это разбор ситуаций, которые показывают, какие межличностные отношения складываются у ребенка с людьми, которые окружают его в тех или иных ситуациях. Это ситуации, которые показывают, какие отношения у ребенка с:

1. Матерью,
2. Отцом,
3. Родителями как четой супругов,
4. Братом и сестрой,
5. Бабушкой и дедушкой,
6. Друзьями,
7. Учителями.

Вторая группа материалов, которые содержит тест, позволит по результатам дать характеристику самого ребенка. Можно будет выяснить:

  1. Любознателен ли он.
  2. Какова степень его общительности.
  3. Его лидерские способности.
  4. Желание быть частью компании или склонность к тому, чтобы побыть одному.
  5. Уровень конфликтности и агрессии.

Этот тест поможет понять, какие у малыша отношения с родными и друзьями. Тест подходит для детей от 4 до 7 лет. Ключи на тест Жиля позволяют сделать какое-то заключение по методике. Именно по ключам производиться обработка результатов методики и выдается ответ по личности ребенка.

Адаптированный стимульный материал позволяет провести тестирование ребенка 4-6 лет для получения результата с правильным показателем того, какие у малыша складываются отношения с окружающими и каков он сам.

Материалы хорошо тем, что тест будет проводиться с картинками и ребенку будет легко выбрать вариант ответа, глядя на визуальные материалы.

Тест на основе методики Жиля состоит из 42 вопросов, которые помогут пролить свет на отношения малыша с окружающими его каждый день людьми, а также поможет дать характеристику того, каков же сам ребенок как личность.

Итак, вопросы, на которые нужно ответить:

1. Перед вами стол, за ним сидят разные люди. Отметь, где сядешь ты.

2. Снова отметь свое место.

3. Посмотри на картинку, проанализируй вариант рассадки людей и отметь, где твое место.

4. На рисунке стол пуст. Нарисуй за ним несколько человек, в том числе и себя. Подпиши, кто где сидит, исходя из того, какие у этих людей родственные отношения. Пример – по кругу сидят папа, мама, брат, сестра и твой друг.

5. Очень знакомый тебе человек сидит во главе стола. Кто это? И где бы за этот стол сел ты сам.

6. Всей семьей вы уехали за город к хозяевам, у который большой дом. Каждому из вас выделили по комнате. Посмотри на пример и реши, где ты занял комнату ты.


7. Ты уже долго гостишь у своих знакомых в большом доме. Какую комнату вы бы выбрал, посмотри на пример.


8. Вы снова гостите у хозяев за городом в большом доме. Как бы располагались комнаты людей, которые поехали с тобой и твоя комната. Заполни предложенный пример

9. Было решено сделать подарок одному человеку. Кто бы это мог быть? Ты хочешь, чтобы ему дарили подарок? Может быть тебе все равно. Вариант напиши.
10. У тебя есть два билета на отдых. Ты можешь поехать с кем-то одним. Кто это будет. Напиши ниже свой вариант.
11. Ты потерял дорогую вещь. Кому ты скажешь об этом в первую очередь. Напиши вариант ниже.
12. У тебя разболелся зуб. Нужно идти к доктору, который его вырвет. Ты пойдешь сам? Или с кем-то? Кто этот будет?
13. Ты сдал экзамен. Кто будет первый, с кем ты поделишься новостью?
14. Посмотри на пример-рисунок. Ты на прогулке на природе. Поставь крестик над человечком, с которым ассоциируешь себя.

15. Еще одна загородная прогулка. Где ты?

16. Снова гуляем за городом. Где ты?

17. Нарисуй несколько человек и себя, подпиши, где кто.

18. Тебе и некоторым другим людям сделали подарки. Кому подарили самый лучший подарок? Кто бы мог быть на месте этого человека? А может тебе все равно?
19. Ты уезжаешь надолго и далеко от всех родных. По кому бы ты скучал сильнее всего?
20. Твои товарищи гуляют. Где ты находишься во время прогулки. Посмотри на рисунок- пример и пометь себя крестиком.

21. С кем ты больше всего любишь играть:
- с младшими,
- со старшими,
- с одногодками.
22. Это игровая площадка. Где тут ты?

23. Это твои товарищи, они все ругаются, но причина тебе неизвестна. Где тут ты?

24. Это твои товарищи, они ссорятся из-за правил игры. Где будешь ты?

25. Тебя твой товарищ нарочно толкнул в снег. Твои действия:
- расплачешься,
- расскажешь все учителю,
- ударишь своего товарища,
- сделаешь ему устное замечание,
- промолчишь.
26. Хорошо известный тебе человек готовит что-то тем, которые сидят на судьях. Ты среди этих людей. Где тут ты?

27. Ты помогаешь мама:
- много,
- мало,
- редко.
28. Люди стоят вокруг стола и один из них что-то поясняет. Ты среди этих слушающих людей. Где ты?

29. Ты с товарищами на прогулке. Одна женщина что-то всем вам поясняет. Где тут ты?

30. Во время прогулки все решили посидеть на травке. Где ты сидишь?

31. Все эти люди смотрят захватывающее выступление. Где тут ты?

32. Учитель показывает таблицы ученикам. Где ты?

41. В кино много мест. Твои родные уже сидят на своих местах. Покажи крестиком свое место.

Тест Рене Жиля (Le Test-Film, Rene’ Gille) был сконструирован для исследования личности, для выявления особенностей отношения испытуемого к близким людям (в первую очередь к членам семьи), для определения референтной группы испытуемого. Эта проективная визуально-вербальная методика была опубликована Р. Жилем в 1959 году и предназначалась для обследования детей.

Тест дает возможность описать систему личностных отношений ребенка. В результате исследователь получает следующие показатели:

Характеристики конкретно-личностных отношений ребенка с другими людьми: матерью, отцом, обоими родителями, братьями и сестрами, бабушкой и дедушкой, другом (подругой), учителем (воспитателем или другим авторитетным для ребенка взрослым);
- особенности самого ребенка: любознательность, стремление к доминированию в группе, стремление к общению с другими детьми в больших группах, отгороженность от других, стремление к уединению, социальная адекватность поведения.

Все показатели, помимо качественной оценки, получают свое количественное выражение.

Русскоязычная адаптация методики Р. Жиля была сделана в 1976–1978 годах И.Н. Гильяшевой и Н.Д. Игнатьевой. Они использовали тест для исследования социальной приспособленности ребенка, особенностей его личностных отношений с окружающими, некоторых поведенческих характеристик и черт личности.

Методика может использоваться при работе с детьми от 4–5 до 11–12 лет. Особенно эффективна она для испытуемых, которые отличаются недостаточным развитием речи, а также для тех, кто вследствие интеллектуальных или эмоциональных нарушений испытывает трудности при интерпретации неоднозначного стимульного материала. При обследовании от испытуемого не требуется развернутого рассказа, психологу достаточно знать его выбор на картинках: кто выбран и в каких ситуациях, где и на каком расстоянии от определенных лиц помещает себя субъект, какие варианты поведения предпочитает в предлагаемых ему текстовых заданиях.

И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева указывают на важность раннего обследования ребенка. В старшем дошкольном и младшем школьном возрасте начинает формироваться его личность и складываются важные для него личностные отношения, в первую очередь в ближайшем социальном окружении. Поэтому необходима своевременная коррекция отклонений в этой сфере, так как негативные межличностные отношения могут неблагоприятно отразиться на адаптации ребенка в детском саду и в школе, препятствовать гармоничности формирования его психики, способствовать развитию невроза.
Русскоязычный адаптированный вариант методики Р. Жиля состоит из 42 заданий: это 25 картинок с кратким текстом и вопросами, обращенными к испытуемому, а также 17 текстовых заданий.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ

Перед началом работы с методикой ребенку сообщается, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам.
Содержание картинок различно. На некоторых из них изображена семья, расположившаяся за столом, на природе, на прогулке. На некоторых - группа детей, играющих во что-то или слушающих взрослого.

Рисунки достаточно схематичны, несущественные детали опущены, что облегчает идентификацию испытуемого с тем или иным персонажем. Последние же представляют собой скорее соотношение позиций, нежели эмоциональный настрой по отношению друг к другу.
Ребенку предлагается выбрать себе место среди изображенных людей либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе (указать на него, отметить крестиком на рисунке). Авторы рекомендуют после выбора, сделанного ребенком, дополнять инструкции вопросами обо всех нарисованных, но не обозначенных на картинках людях (однако эти данные учитываются лишь как дополнительные и анализируются и интерпретируются только на качественном уровне), а также записывать порядок называемых персонажей.

В текстовых заданиях предлагаются на выбор типичные формы поведения в определенных ситуациях.
По окончании исследования психолог в беседе с ребенком выясняет все те моменты, о которых испытуемый не сообщил сам. При необходимости полученные данные дополняются результатами бесед с родителями, педагогами, воспитателем, лечащим врачом, а также результатами игровых методик.

И.Н. Гильяшева и Н.Д. Игнатьева предлагают не только качественно анализировать результаты, но и высчитывать количественную оценку, строить графический профиль межличностных отношений испытуемого.
В комплект методики входят:
- методическое пособие;
- набор заданий;
- регистрационный лист;
- таблицы распределения заданий по шкалам.

Количественные результаты помогают получить дополнительную информацию для сравнительного анализа экспериментально-психологических данных, полученных при обследовании больших групп испытуемых.
Однако в процессе количественного анализа «возможны потери важной психологической информации и исходных целей проективного тестирования: выявление малодоступных обобщенному пониманию индивидуальных особенностей ребенка, а также скрытых для окружающих проблем ребенка» (А.К. Осницкий).

ПОЗИЦИЯ РЕБЕНКА И ОЖИДАНИЯ ВЗРОСЛЫХ

А.К. Осницкий в 1996–1997 годах расширил область применения теста Р. Жиля. Он использовал тест в индивидуальном консультировании для обнаружения проблем ребенка и его близких, возникающих в процессе семейного взаимодействия. Автор отмечает, что данная методика наилучшим образом заменяет традиционную беседу первичного знакомства психолога с ребенком и способствует быстрому установлению контакта. Он также уточняет возраст испытуемых и рекомендует использовать этот тест с 5–6 лет.

А.К. Осницкий предлагает проводить семейную консультацию по следующему плану:

  1. Сначала ребенок отвечает на вопросы теста Р. Жиля, раскрывая свои жизненно важные проблемы. То есть вместо традиционных и порядком надоевших ребенку вопросов типа “Как тебя зовут?”, “Сколько тебе лет?” и т.п. ему предлагают посмотреть не совсем обычные, но вполне понятные картинки и просят “указать пальчиком”, “на какой бы стул он скорее всего сел”, “среди каких ребят он находился бы”, “как бы он повел себя в такой ситуации” (о занимательности теста для ребенка свидетельствует хотя бы то, что если в картинках или словесном описании ситуации встречается непонятное ребенку, он спрашивает об этом сам, независимо от уровня развития познавательной активности). Ребенок воспринимает задание как простое, доступное и достаточно новое и начинает его исполнять с 5 - 6 лет. (В работе с детьми 4 лет можно использовать лишь часть картинок и часть словесных ситуаций.) Во время опроса, помимо того, что связано непосредственно с инструкцией, ребенок сообщает множество интересных деталей, важных для воссоздания содержательной картины условий, в которых он живет. Последовательно переходя от одной картинки к другой, мы восстанавливаем определенный (не обязательно достоверный) ряд жизненно важных обстоятельств его жизни, ряд его отношений к взрослым, сверстникам и существенным для него событиям. По сути дела, именно они и лежат в основе проблем, возникающих у ребенка.
  2. Затем ребенок получает задание для самостоятельной работы (сделать рисунок, ответить на вопросы и т.п.). В это время психолог работает с родителями, предлагая им угадать на картинках теста Р. Жиля позиции, выбранные их ребенком.
    Предъявляя картинки маме или папе надо попросить родителей показать, “на какой из стульев сел бы ваш ребенок”, “среди каких ребят он поставил бы себя” и т.д., угадать те позиции, которые мог бы выбрать их ребенок. Это дает новую содержательно развернутую картину понимания родителями отношений ребенка с окружающим миром. Иногда родители отмечают возможность расхождений реальных позиций ребенка и позиций желательных. Причины этих расхождений приходится устанавливать психологу. Ситуации, когда ребенок выстраивает свои позиции не в соответствии с ожиданиями взрослых, встречаются чрезвычайно часто. Различна лишь степень этого несоответствия.
  3. Далее высчитывается степень совпадения выборов ребенка и угадывания их родителем. Таким образом, обнаруживая расхождения восприятия мира, окружающего ребенка, с занимаемых им позиций и восприятия родителями внутреннего мира ребенка, получаем результаты, характеризующие различную степень соответствия выборов ребенка и угадывания их взрослыми:
    1. высокая (совпадения в 80% и выше);
    2. средняя (совпадения в 50-79%);
    3. низкая (совпадения в 49% случаев и ниже).
  4. Далее психолог либо сразу ищет пути разрешения или смягчения проблем ребенка, либо предварительно подводит родителей к пониманию собственных ошибок в восприятии его проблем.

Для удобства работы А.К. Осницкий разработал бланк регистрации ответов с окошками, который позволяет увидеть совпадение/несовпадение ответов взрослого и ребенка.

Бланк регистрации ответов

ДЛЯ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ

Тест Р. Жиля, предназначенный для исследования взаимоотношений детей в семье, и методика «Рисунок семьи» могут коррелировать между собой.
В качестве основных значимых признаков конкуренции детей в семье на рисунке семьи мы выделили:

    - различный размер фигур детей;
    - расположение фигур детей не на одной линии;
    - изоляцию одной или обеих фигур детей;
    - выделение фигуры сиблинга (брата или сестры) или автора штриховкой, темными тонами;
    - разделение фигур детей различными предметами, людьми или пространством.
Главное, что выявляет методика Р. Жиля, - это взаимоотношения членов семьи, их позиция относительно друг друга. Поэтому при интерпретации мы обращали внимание прежде всего на следующие признаки:
    - расположение детей относительно друг друга (не на одной линии);
    - разделение фигур детей различными предметами, людьми, пространством;
    - местоположение детей относительно родителей.
Надо заметить, что тестовые задания 9–13, 18, 19 не диагностировали ни одного признака. Однако они были необходимы для получения дополнительной информации о взаимоотношениях в семье.

Для работы используются только 20 заданий из варианта теста-фильма, широко распространенного в отечественной науке: 13 картинок и 7 текстовых заданий (их номера по русскоязычному варианту И.Н. Гильяшевой, Н.Д. Игнатьевой - 1, 2, 4–6, 8–19, 30, 40, 42).
Такой выбор объясняется соответствием заданий шкале «Отношение к братьям и сестрам». Задания к картинкам были дополнены фразами типа «А кто другие люди, которые находятся вокруг тебя?» (№ 14, 15 и т. п.) или «Обозначь других людей, сидящих за столом» (№ 1). Таким образом, картина межличностных отношений в семье получалась более полной.

Экспериментальная работа

Экспериментальная работа проводилась в группе с детьми 6–14 лет. Тест Р. Жиля давался после выполнения участниками рисунка семьи (обычно на следующем занятии).
Проведение данного теста наиболее оптимально с группой, состоящей из 5–10 детей, когда они сидят за круглым столом, и психолог имеет возможность наблюдать за работой каждого.
При выполнении группового теста в классе (25–30 человек) часто возникают вопросы при интерпретации, а у детей появляется дополнительная возможность «групповой» работы.
Индивидуальная работа целесообразна с детьми, не умеющими писать и читать, медлительными и имеющими различные отклонения в развитии.

Для удобства обработки нами был создан специальный бланк обработки результатов.

БЛАНК ОБРАБОТКИ РЕЗУЛЬТАТОВ

ЗНАЧИМЫЕ ПРИЗНАКИ

Регистрация признаков производится в соответствии с критериями методики «Рисунок семьи». Кратко напомним их.

Расположение детей в пространстве
Не регистрируется при отсутствии фигуры одного из сиблингов. Дети могут находиться как в одной части листа (верхней или нижней), так и в разных (ставится 1 балл ). При расположении фигур в одной части листа признак засчитывается, если разница в расположении видна невооруженным глазом, т.е. можно сказать, кто нарисован выше, а кто - ниже (ставится 1 балл ).

Разделение детей предметами, людьми, расстоянием
Для регистрации данного признака необходимо, чтобы дети не сидели на соседних стульях (рисунки 1, 2, 3, 4, 19, 20), не находились в одной комнате (рисунки 5, 6), не были рядом (рисунки 12–15, 18). Тогда ставится 1 балл .

Местоположение детей относительно родителей
Близость к родителям одного из детей и отдаление от них другого подчеркивает исключительный статус кого-либо из сиблингов и является признаком конкуренции между ними. Существование у автора ревности к родителям предполагается, если сиблинг нарисован между родителями или вплотную к ним.
В методике Р. Жиля 1 балл по этому признаку ставится тогда, когда один из сиблингов находится между родителями, а другой - в стороне от этой группы, либо когда один из детей отделен от родителей фигурой брата или сестры. (Другими словами, когда в контакте с родителями находится только один ребенок.) В случаях, когда оба ребенка расположены линейно между родителями или родители окружены детьми, ставится 0,5 балла .
Если все члены семьи находятся как бы по углам ромба (квадрата), то есть каждый ребенок находится примерно на одинаковом расстоянии от каждого родителя, то ставится 0 баллов .
Подобным образом названные признаки отмечаются и в рисунках семьи.
В тех случаях, когда изображены (или названы) все члены семьи кроме одного из детей, ставится 2 балла . Аналогично оценивается и рисунок семьи, на котором нет одного из детей.

Разберем на примере

В качестве примера рассмотрим выполнение теста Р. Жиля девочкой Л., семи лет, имеющей сестру 1,5 лет.
По рисунку семьи было зафиксировано: сиблинги расположены не на одной линии (1 балл); разделены доской (1 балл); члены семьи расположены как бы по углам квадрата (0 баллов).

Признаком ревности Л. (первоклассницы) к младшей сестре является желание «отправить» малышку в школу, как бы поменяться с ней местами, чтобы проводить больше времени с родителями. В данном случае, помимо конкуренции детей между собой, можно говорить о семейной разобщенности. Несмотря на то что дети находятся в одной плоскости, а родители - в другой, ни те ни другие не объединены в микрогруппы. Каждый член семьи как бы сам по себе. Автор рисунка одинаково относится к обоим родителям. По ее мнению, младшая сестра более близка к матери, нежели к отцу. Обе сестры находятся примерно на одинаковом расстоянии от матери, поэтому мы в этом случае ставим 0 баллов.

1. (1) Вот стол, за которым сидят разные люди. Обозначь крестиком, где сядешь ты. Кто другие люди, которые не обозначены на рисунке?*

2. (2) Другой стол. А теперь где ты сядешь? Обозначь крестиком.

3. (4) А теперь размести несколько человек и себя вокруг стола. Нарисуй или обозначь их крестиками.
Напиши, кем они приходятся тебе (папой, мамой, братом, сестрой или другом, товарищем, одноклассником). Сделай, как хочешь.

4. (5) Вот стол. Во главе стола сидит человек, которого ты хорошо знаешь. Где бы сел ты?
Обозначь крестиком. Кто этот человек, сидящий во главе стола? Напиши рядом.

5. (6) Представь, что ты вместе со своей семьей будешь проводить каникулы у людей, которые имеют большой дом. Члены твоей семьи уже заняли несколько комнат. Выбери комнату для себя. Обозначь ее крестиком.

6. (8) Представь, что ты в гостях у знакомых. Обозначь комнаты, где расположились члены твоей семьи (выбери кого хочешь), и свою комнату. Напиши, кто где находится.

7. (9) Представь, что одному человеку решено преподнести приятный сюрприз. Ты хочешь, чтобы это сделали? Кому? А может быть, тебе все равно? Какой ответ ты выбираешь? Напиши.
ОТВЕТ: Да. Сестре

8. (10) Представь, что ты имеешь возможность уехать на несколько дней отдыхать,
но там, куда ты едешь, есть только два свободных места: одно для тебя, а второе для другого человека. Кого бы ты взял с собой? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

9. (10) Представь, что ты потерял нечто, что стоит очень дорого. Кому первому ты расскажешь об этой неприятности? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

10. (12) Представь, что у тебя болят зубы и ты должен пойти к зубному врачу, чтобы вырвать больной зуб. Ты пойдешь один? Или с кем-нибудь? Кто этот человек? Напиши.
ОТВЕТ: С мамой

11. (13) Представь, что ты сдал экзамен (написал диктант, контрольную работу). Кому первому ты расскажешь об этом? Напиши.
ОТВЕТ: Маме

12. (14) Представь, что ты на прогулке за городом. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

13. (15) Представь, что ты на другой прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься на этот раз. Рядом с кем?

14. (16) Представь, что ты еще на одной прогулке. Обозначь крестиком, где ты находишься. Рядом с кем?

15. (17) На этом рисунке размести несколько человек и себя. Нарисуй или обозначь их крестиками. Подпиши, кто эти люди.

16. (18) Представь, что тебе и некоторым другим дали подарки. Кто-то получил подарок гораздо лучше, чем у других. Кого бы ты хотел видеть на его месте? А может быть, тебе все равно? Напиши.
ОТВЕТ: Сестру

17. (19) Представь, что ты собираешься в дальнюю дорогу, едешь далеко от своих родных. По кому бы ты тосковал сильнее всего? Напиши.
ОТВЕТ: По маме

18. (30) Представь, что во время прогулки все расположились на траве. Обозначь крестиком, где находишься ты. Рядом с кем?

19. (40) Представь, что ты пошел в кино вместе со своей семьей. В кинотеатре много свободных мест. Где ты сядешь? Где сядут те, кто пришел вместе с тобой? Напиши и обозначь их крестиком.

20. (42) Представь, что ты опять находишься в кинотеатре. Твои родственники уже заняли свои места. Обозначь крестиком, где сядешь ты.

ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

По признаку «расположение детей» автор получает по 1 баллу за задания 12, 13 и по 0,5 балла за задания 1 и 2. Итого 3 балла.
По признаку «разделение детей предметами» - 1 балл за задания 1, 2, 5, 6, 12, 13. Итого 6 баллов.
По признаку «местоположение детей относительно родителей» - 2 балла за задание 18; по 1 баллу за задания 6, 20; по 0,5 балла за задания 3, 12. Итого 5 баллов.
Таким образом, результаты испытуемого за выполнение теста Р. Жиля 3+6+5=14 баллов; за выполнение рисунка семьи 1+1+0=2 балла.