Методы и приемы педагогического воздействия кратко. Средства и методы педагогического воздействия на личность

Рассмотрим сводную таблицу характеристик рыночных структур (табл. 13.1).

Кривая спроса для отдельной фирмы совершенно эластична (горизонтальна), так как фирма, изменяя объем продаж, не может повлиять на цену. В связи с тем что цена остается постоянной, средний AR и предельный MR доходы также остаются постоянными и совпадают с кривой спроса, поскольку каждая дополнительно реализованная единица товара добавляет к валовому доходу одну и ту же величину, равную цене.

Валовой доход TR в этом случае определяется как произведение цены на соответствующее количество реализованного продукта. При постоянной цене каждая дополнительно реализованная единица товара увеличивает валовой доход на одну и ту же величину. Поэтому кривая валового дохода представляет собой прямую линию, восходящую из начала координат.

В краткосрочном периоде конкурентная фирма не успевает изменить производственные мощности и поэтому стремится максимизировать прибыль или минимизировать убытки, регулируя объем производства (рис. 13.1). Для определения его оптимального значения используются два подхода (метода):

  • сравнение валового дохода с валовыми издержка ми: фирма в условиях совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором TR превышает ТС на максимальную величину
  • сравнение предельного дохода и предельных издержек: фирма в условия совершенной конкуренции максимизирует прибыль при таком объеме производства, при котором MR = МС, а предельная прибыль от последней проданной единицы равна нулю.

Также в краткосрочном периоде рассматривается ситуация, когда фирма, исходя из сложившейся ситуации на рынке, вынуждена продавать товар по цене ниже АТС, тогда речь идет о минимизации убытков.

Правило минимизации убытков: фирма всегда минимизирует свои убытки в краткосрочном периоде при таком объеме производства, при котором МС = MR, и при условии, что рыночная цена покрывает AVC.

Долгосрочный период позволяет фирме вносить те изменения в производство, которые невозможно сделать в краткосрочном периоде: она может ввести новые производственные мощности и технологии с учетом достигнутого уровня науки и техники. Таким образом, в долгосрочном периоде она может изменять не только переменные факторы, но и постоянные. Кроме того, в долгосрочном периоде в отрасль могут входить новые фирмы, либо покидать ее. Поэтому в долгосрочном периоде фирма более чувствительна к изменению цен.

Для того чтобы фирма на рынке совершенной конкуренции находилась в состоянии долгосрочного равновесия (рис. 13.2), необходимо выполнение следующих трех условий:

  • фирма не должна иметь побудительных мотивов к увеличению или снижению объема выпуска при наличии заданных размеров производственного предприятия , а это означает, что МС = MR, т.е. условие краткосрочного равновесия является условием долгосрочного равновесия;
  • каждая фирма должна быть удовлетворена размерами имеющегося у нее предприятия (т.е. объемами используемых постоянных затрат всех видов);
  • не должно существовать мотивов, побуждающих новые фирмы к вхождению в отрасль или старые к выходу.

Все три условия долгосрочного равновесия обобщенно можно записать в виде следующего уравнения: Р = MR = MC = min АТС.

Цена = Предельные издержки = Краткосрочные средние полные издержки = Долгосрочные средние издержки.

Основные понятия темы

Конкуренция. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции. Краткосрочный период. Кривая предложения отрасли в краткосрочный период времени. Метод сравнения валового дохода и валовых издержек. Метод сравнения предельных издержек и предельного дохода. Долгосрочный период. Кривая долгосрочного предложения конкурентной фирмы. Равновесие отрасли. Точка безубыточности. Точка минимальных убытков. Точка временного приращения производства. Критические точки. Условие минимизации убытков. Парадокс прибыли.

Контрольные вопросы

  1. Почему конкуренция является важным элементом рыночного механизма хозяйствования?
  2. Какие характерные черты присущи различным рыночным структурам?
  3. Какая конкуренция является совершенной? Назовите ее особенности.
  4. Каких два принципиально важных вопроса должен решить предприниматель для того, чтобы фирма нормально функционировала?
  5. Какое существует условие максимизации прибыли конкурентной фирмы?
  6. Может ли конкурентная фирма ощутимо воздействовать на цену товара?
  7. Как выглядит на графике кривая спроса для отдельной фирмы в условиях совершенной конкуренции?
  8. Как ведет себя конкурентная фирма в краткосрочном периоде?
  9. Для чего используется и что собой представляет метод сравнения валового дохода и валовых издержек?
  10. Как определяется экономическая прибыль фирмы в краткосрочном периоде?
  11. Где находятся и что означают критические точки?
  12. Как определить объем производства, при котором будет получена максимальная прибыль?
  13. Как будет вести себя конкурентная фирма, если цена товара не покрывает валовые издержки?
  14. В чем суть метода сравнения предельных издержек и предельного дохода?
  15. Какие три случая выделяют при использовании метода сравнения предельных издержек и предельного дохода?
  16. В чем особенности и какие условия долгосрочного равновесия конкурентной фирмы?

Экономические проблемы России вызывают повышенный интерес во всем мире к причинам и последствиям происходящих изменений. Процесс реформирования экономики России объективно потребовал по-новому отнестись к достижениям современной экономической теории, вызвал необходимость изучения новых подходов к изучению сущности и функций рынка.

Сегодня российской экономической теории необходимо создать новую методологию изучения сущности и функций рынка с учетом российских экономических реалий. Особое значение в этой связи приобретают вопросы изучения конкуренции и ее роли в рыночной экономике. Эта проблема имеет важное теоретическое и практическое значение, ставит перед теорией новые задачи, решение которых позволит повысить научную обоснованность мер по оздоровлению экономики, ее социальной ориентации, сближению товарного и денежного оборотов, сдерживанию инфляционных процессов и сокращению бюджетного дефицита. В современных условиях только таким образом можно добиться выживания экономики России в жесткой конкурентной борьбе. Этим можно объяснить актуальность избранной темы.

Проблематика, сходная с темой данной работы, были отражены в трудах (статьи, монографии) таких авторов, как Агапова И. И, Макконнелл К.Р., Брю С.Л., Максимова В.Ф и д р. (см. приведенный в конце работы список использованной литературы).

Целью данной работы является изучение совершенной конкуренции и максимизации прибыли в краткосрочном периоде. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. Изучить характерные черты совершенной конкуренции

2. Провести анализ поведения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.

1. Сущность и функции конкуренции

В рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция.

Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

В экономической литературе существует множество определений категории «конкуренция».

По определению классической школы, конкуренция есть соревнование ради прибыли, борьба за экономическое выживание. По Марксу, конкуренция – борьба между предпринимателями за наиболее выгодные условия вложения капитала. И. Шумпетер считал, что конкуренция – это соперничество старого с новым, где рано или поздно новое берёт верх. Даются и такие содержательные определения конкуренции, как отношения между хозяйствующими субъектами по поводу сравнения экономических результатов их деятельности; практически принудительная форма реализации объективно действующих законов рыночной экономики .

Важно понять: без конкуренции нет рыночной системы. Конкуренция – это объективно необходимая среда, обеспечивающая нормальное саморазвитие рыночной системы. Содержание конкуренции наиболее полно раскрывается при анализе её функций. Выделяются следующие основные функции конкуренции :

1) регулирующая;

2) аллокационная;

3) инновационная;

4) адаптационная;

5) распределительная;

6) контролирующая.

Регулирующая функция конкуренции проявляется в подсчёте на рынке общественно-необходимых затрат труда по производству каждого конкретного вида товара. Она указывает производителям, какие затраты труда должны быть ориентиром для них в производстве.

Аллокационная функция конкуренции выражается в эффективном размещении факторов производства в местах, где их применение обеспечивает наибольшую отдачу.

Инновационная функция обнаруживается, прежде всего, в финансировании и стимулировании НТП.

Адаптационная функция нацелена на рациональное приспособление фирм к условиям внутренней и внешней среды.

Распределительная функция конкуренции оказывает прямое и косвенное воздействие на распределение суммарного объёма произведенных благ среди потребителей. И, наконец, контролирующая функция призвана не допустить установления монополистического диктата одних агентов рынка над другими.

2. Характерные черты совершенной конкуренции

конкуренция совершенный краткосрочный предпринимательство

Все виды и формы конкуренции экономическая теория сводит к двум кардинальным направлениям: к совершенной и несовершенной конкуренции.

Совершенная (чистая) конкуренция – это модель рынка, которая соответствует ряду требований:

· огромное множество продавцов (полиполия) и покупателей при ничтожно малой рыночной квоте каждого экономического субъекта;

· абсолютная прозрачность рынка, состоящая в получении каждым его агентом информации о состоянии всего рынка (прежде всего о ценах);

· невозможность любого отдельно взятого субъекта оказывать влияние на решения других;

· полная мобильность (возможность перемещения) всех факторов производства, т.е. свобода вхождения в отрасль новых фирм и выхода из нее;

· абсолютная однородность реализуемых товаров и услуг;

· отсутствие субъективного контроля над ценами со стороны производителя.

Следует иметь в виду, что совершенная конкуренция представляет собой лишь абстрактную, чисто теоретическую модель, поскольку в реальной практике хозяйствования её не существовало и не существует. (С известной долей допущения к такой модели можно отнести лишь рынки ценных бумаг и сельхозпродукции.)

Однако эта научная абстракция важна для объяснения механизма фактически действующей несовершенной конкуренции, о чём пойдет речь в следующей теме.

Из характеристики совершенной конкуренции вытекают некоторые необходимые для дальнейшего анализа предположения:

· так как цена для каждой фирмы является данной, то повлиять на свой доход фирма может, лишь изменяя объём продаж;

· линия цены есть и линия спроса на продукцию конкурентной фирмы, что отражает абсолютную эластичность спроса.

3. Поведение конкурентной фирмы в краткосрочном периоде

В зависимости от сложившегося уровня цен фирма может оказаться в четырёх типичных ситуациях.

Рис. 1 Первая ситуация

Цена (Р1) установилась на таком уровне, что возмещает только минимальные переменные издержки (min AVC). Такая фирма называется предельной, т.е. она находится на пределе целесообразности продолжения производства, так как несет убытки. Использование правила Р = МС позволяет понять, что при объеме производства Q1 убытки можно минимизировать. Минимальный убыток равен средним постоянным издержкам (заштрихованный прямоугольник). Такой фирме безразлично, производить Q1 единиц продукции или прекратить производство. Убытки в том и в другом случае равны. В краткосрочном периоде фирма, скорее всего, примет решение производить, надеясь на изменение рыночной ситуации.


Рис. 2. Вторая ситуация

Цена установилась на таком уровне, что фирма не возмещает даже минимальных средних переменных издержек производства (Р2 < min AVC). Такая фирма называется запредельной. Она имеет убытки (заштрихованный прямоугольник), но объёма производства, при котором их можно минимизировать, не существует. Фирме выгоднее прекратить производственную деятельность, чем производить при данной цене.

Рис. 3 Третья ситуация

Цена установилась на таком уровне, что фирма возмещает минимальные средние издержки (Рз = min AC). При такой цене фирма работает на принципе самоокупаемости, её экономическая прибыль равна нулю при объёме производства Q3. Если фирма решит производить любой другой объём продукции, она понесёт убытки .

Такая фирма называется допредельной с нулевой прибылью.


Рис. 4 Четвертая ситуация

Цена установилась на таком уровне, что превышает минимальное значение средних издержек

(Р4 > min AC). Фирма получает чистую прибыль (заштрихованный прямоугольник), максимум которой достигается при объёме Q4. Это допредельная фирма с чистой прибылью .

Применение правила Р = МС при различных возможных рыночных ценах приводит к выводу о том, что отрезок кривой предельных издержек фирмы в краткосрочном периоде, лежащий выше минимального значения средних переменных издержек, есть кривая предложения фирмы в краткосрочном периоде.

Итак, в каждой из рассмотренных ситуаций фирма приспосабливается к цене и производит такое количество продукции, которое максимизирует прибыль или минимизирует убытки. Сама же цена определяется соотношением совокупного спроса и совокупного предложения. При их равенстве устанавливается единая равновесная цена, которая в краткосрочном периоде имеет тенденцию к сохранению.


В качестве общего вывода по результатам работы мы можем сказать что в рыночной экономике в условиях частной собственности, свободы, инициативы и предпринимательства главным элементом хозяйственного механизма является конкуренция. Конкуренция (от латинского «concurrentia») означает соперничество, соревнование, состязание.

Конкуренция на деле всегда включала в себя и продолжает включать понятие борьбы – борьбы между субъектами рынка за более выгодные и экономически оптимальные результаты производства и реализации товаров, за качество обмениваемых благ и обслуживания потребителей. В прошлом она не случайно была названа борьбой всех против всех, на основе чего и делался порой однозначный вывод о её исключительно разрушительном характере.

Иногда удается снять «смысловой барьер» беседой, на­правленной на выяснение причины, которая привела к нарушению контакта и взаимопонимания. В тех случаях, когда «смысловой барьер» основан на легко выяснимом недоразумении, не стал еще устойчивым и не вызывает аффективных переживаний, он, как правило, легко снима­ется уже в самом начале беседы. <...>

Но бывают случаи, когда для преодоления «смысло­вого барьера» нужна длительная и специально органи­зованная беседа. Это требуется тогда, когда «смысловой барьер» уже стал устойчивым, т.е. когда у школьника возникли сильные аффективные переживания, когда для него стало привычным сопротивление воздействиям, иду­щим от взрослых, недоверие к ним. Для того чтобы школьник вообще не уклонился от беседы и слушал то, что ему говорят, по крайней мере, без агрессии, беседу следует начинать тоном, противоположным тому, по отношению, к которому у школьника имеется «смысло­вой барьер».

Если воспитателю удается добиться хотя бы того, что­бы беседа началась, дальше не менее важным является правильное построение беседы. <...>

Такая беседа имеет две задачи. С одной стороны, она направлена на преодоление «смыслового барьера», с дру­гой – она обязательно должна привести к тому, что школьник примет новые цели, которые поставит перед ним воспитатель и которые будут связаны с преодолением отрицательных особенностей личности, свойственных этому ученику.

Для такого результата необходимо, чтобы школьник с самого начала понял и поверил, что цель беседы – помочь ему и что все предложения воспитателя, направленные, например, на то, чтобы повысить успеваемость, улучшить дисциплину, наладить взаимоотношения с товарищами, нужны именно самому ученику, а не воспитателю. Как это ни странно, но школьники, особенно при наличии «смыс­лового барьера», часто думают, что взрослый организует какое-нибудь педагогическое воздействие, предъявляет те или иные требования не для того, чтобы дать возмож­ность школьнику исправить свои ошибки, преодолеть недостатки, а совсем для другого (например, воспитателю нужно провести мероприятие, проявить какие-либо свои качества). Убедить школьника в ошибочности такой точ­ки зрения – одна из задач беседы.

Проводя беседу, надо учитывать также следующее. «Смысловой барьер» приводит к тому, что ученики вслед­ствие потери взаимопонимания с учителем (а нередкой и с родителями) остаются наедине со своими недостатками, поражениями, неудачами. Все это, связываясь с отрица­тельными переживаниями, непрерывно растет в глазах школьника, и постепенно он начинает искренне верить, что он неисправим и что стоящие перед ним трудности непреодолимы. При изучении таких школьников нам по­стоянно приходилось сталкиваться с утверждениями вро­де: «Все равно я не смогу хорошо учиться»; «Я неспособ­ный»; «У меня плохая память»; «Я ленивая, не могу себя заставить работать»; «Я никогда не смогу вести себя хо­рошо, ничего не получится». Поэтому очень важно убе­дить школьника, что все его недостатки можно выпра­вить. Для этого можно доказать ему на примерах, как уда­валось преодолевать такие же или еще более серьезные трудности другим людям.



Наконец, следует учитывать и еще одно обстоятельст­во. С одной стороны, «смысловой барьер» нередко возни­кает у школьников в результате каких-либо их неудач, а с другой стороны, он сам становится источником дальней­ших неудач. Поэтому, как уже было указано, школьники, у которых имеется «смысловой барьер», часто не успевают, нарушают дисциплину, у них плохие отношения с това­рищами и взрослыми. Многие из них привыкают к неус­пехам, мирятся с ними. Для того чтобы тот или иной уче­ник принял новые цели, которые поставил перед ним вос­питатель, у него должна появиться потребность изменить свое положение. Вызвать такую потребность удается раз­ными путями – например, поставить перед школьником вопрос о его перспективах, о его будущем, отнестись со всей строгостью к его настоящему положению, если он к нему относится благодушно, или же подбодрить его и об­надежить, если он подавлен и растерян.

Если в результате беседы у школьника появляется по­требность изменить свое положение, у него возникает эмо­циональное переживание, выражающееся в недовольстве тем, что с ним происходит сейчас, и в положительном от­ношении к возможным изменениям. Наличие этих потреб­ностей и переживаний и обеспечивает принятие школьни­ком поставленных воспитателем новых целей. <...>

После всего сказанного у кого-нибудь из читателей может создаться впечатление, что добиться указанных целей трудно, а иногда и невозможно. Однако, как пока­зывают исследования", многим воспитателям удается достигнуть результата даже в очень сложных случаях. Это можно объяснить тем, что все школьники, у которых имеется хоть какое-либо неблагополучие в учении, во взаимоотношениях с окружающими, как правило, чувст­вуют себя неудовлетворенными, потому что оказываются неудовлетворенными потребности, связанные с основ­ными линиями их жизни. Чем больше неудач, тем хуже у этих детей самочувствие, настроение, тем чаще у них преобладают отрицательные эмоциональные пережива­ния. Таким образом, школьников самих не устраивает их положение. Правда, некоторые из них часто утверждают обратное, они могут бравировать, сознательно вести себя так, чтобы заслужить наказание, делать вид, что у них все в порядке, но все это происходит от бессилия и обиды. Некоторые ученики, как уже говорилось, как бы примиряются с тем положением, в котором они находят­ся, и даже уже не стремятся его изменить. Но и те, и дру­гие чувствуют себя неудовлетворенными, и, как только они поверят в возможность исправить свое положение, многие из них охотно идут на любые предложения вос­питателя.

Итак, в беседе, проведенной указанным образом, вос­питателю часто удается наладить взаимоотношения с детьми, вызвать к себе доверие, снять «смысловой барьер» и добиться того, чтобы школьник принял поставленную перед ним цель, достижение которой поведет его к исправ­лению.

Славина Л.С. Знать ребенка, чтобы вос­питывать. – М.: Знание, 1976. – С.20-33.

Методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность

знать : основные методы, приемы и средства педагогического воздействия на личность, условия их применения.

уметь : классифицироватьметоды воспитания.

Методы воспитания

Методы воспитания - это, с одной стороны, конкретные пути влияния на сознание, чувства и поведение воспитанников для решения педагогических задач, а с другой стороны, способы педагогического управления деятельностью (познавательной, игровой, трудовой и др.), в процессе которой осуществляется самореализация и развитие личности.

Методы воспитания условно можно разделить:

1. Методы убеждений, которые позволяют формировать мировоззрение воспитанников (внушение, повествование, инструктаж, обращение призыв и т.д.).

2. Методы упражнений (приучения), с помощью которых организуется деятельность воспитанников и стимулируются позитивные ее мотивы (поручения, требования, показ образцов и примеров, создание ситуаций успеха и т.д.).

3. Методы поощрения и наказания, которые направлены на развитие у воспитанников саморегуляции поведения, рефлексии и самооценки с учетом внешней оценки их поступков (поощрение, похвала, замечание, наказание, создание ситуаций контроля и самоконтроля, критики и самокритики).

Прием выступает как элементарное звено педагогического процесса, как практический акт реализации того или иного метода в различных педагогических ситуациях. (Беседа по душам, диспут, разъяснение - это примеры приемов убеждения. Одобрение, похвала, благодарность - приемы поощрения).

Методы убеждений

Эти методы являются ведущими в воспитательной работе. Методы убеждений позволяют оказывать воздействие на знания воспитанниками социальных норм и правил, формировать их мировоззрение.

1. Методы убеждений являются эффективными лишь при их систематическом применении.

2. Целесообразно использовать разнообразные формы убеждений (внушение, рассказ, диалог, инструктаж и др.).

3. Воспитательные воздействия надо направлять не только на понимание воспитанниками предъявляемого содержания, но и на эмоциональное переживание ими этого материала.

4. Эффективность применения методов убеждений во многом определяется личной убежденностью педагога в правильности произносимых им норм и ценностей, т.е. убедить других легче в том, в чем убежден сам.

5. Важно использовать методы убеждений своевременно, ориентируясь при этом на готовность (в первую очередь - физиологическую и мотивационную) воспитанника воспринимать информацию.

6. Воспитанников следует учить доказывать и отстаивать свою позицию, т.е. желать и уметь использовать свою убежденность в общении с другими.

7. В воспитательной работе необходимо сочетать метод убеждения их с другими методами (методами упражнений, поощрений и наказаний).

Методы упражнений (приучения)

Это методы управления деятельностью воспитанников, направленные на формирование единства сознания и поведения, а поскольку процесс такого формирования длительный, то результат применения данных воспитательных методов отсрочен во времени.

Методы упражнений реализуются в воспитательном процессе прежде всего в форме поручений.

1. Педагогу следует хорошо знать мотивы участия воспитанников в деятельности, их отношение к поручениям и обязанностям.

2. Методы упражнений эффективны только при использовании их с методами убеждений, важно чтобы воспитанники знали и понимали цели выполняемых ими поручений, т.е. относились к ним сознательно.

3. Положительное влияние на качественное выполнение поручений оказывают предъявляемые воспитанникам образцы поведения и примеры для подражания.

4. От несложных по содержанию дел упражнений, следует переходить к предъявлению таких поручений, которые требуют все более и более значительных волевых усилий, при этом важно, чтобы определенный уровень морально-волевого напряжения всегда сохранялся.

5. При формулировке поручения необходимо определять воспитаннику степень его личной ответственности за выполнение или невыполнение поручения.

6. Личная ответственность и стремление хорошо выполнить порученное возрастают, если поручение исходит от значимого, авторитетного человека (педагога, родителя, сверстника).

7. Нельзя недооценивать роли коллектива при формулировке индивидуальных и групповых поручений.

8. Говорить об эффективности методов упражнений можно только после систематического и длительного их применения.

9. Важно, чтобы при выполнении принятых обязательств воспитанники испытывали положительные эмоции от сознания выполненного долга и личного успеха.

Методы поощрения и наказания

Эти методы педагогического воздействия используются для того, чтобы помочь воспитанникам осознать свои достоинства и недостатки, стимулировать или сдерживать определенное поведение, развивать навыки самоконтроля и самооценки.

Поощрение- метод воспитания, целью которого является обучение ребенка следованию общепринятым нормам поведения без использования физического воздействия, лишения ребенка чего-либо, а с помощью положительного подкрепления одобряемого поведения. Формами поощрения являются одобрение, похвала и награда .

Одобрение заключается в действиях и словах, а также в положительном отношении взрослых к детям. Оно служит для создания благоприятной атмосферы в процессе обучения, снимает тревожность, помогает ребенку не чувствовать дискомфорт даже в ситуации ошибки, способствует проявлению упорства и целеустремленности. Одобрение применяется независимо от успешности деятельности ребенка, тем самым доказывая ему, что его ценность для взрослых неизменна.

Похвала сконцентрирована на конечном продукте, успешном завершении ребенком чего-либо. Похвала - это устное поощрение.При чрезмерном ее использовании ребенок может ориентироваться не на поступки, а на получение похвалы.

Награда - это поощрение за успех, вещественный подарок. Награду рекомендуется использовать в сочетании с одобрением.

Наиболее эффективно в процессе воспитания комплексное использование похвалы, одобрения и награды.

Наказание - метод воспитания, цель которого научить ребенка следовать общепринятым нормам поведения. Метод основан на лишении ребенка чего-либо, ограничении его свободы, физическом воздействии на него и т.п. До 3 лет ребенок еще не может осознать цель наказания, поэтому к нему не стоит прибегать. Воспитание как процесс интериоризации социокультурных ценностей.

Отрицательные последствия наказания

1. Наказание часто не исправляет, а преображает поведение ребенка.

2. Наказание вынуждает ребенка бояться потерять родительскую любовь, он чувствует себя отвергнутым, что непосредственно сказывается на его психическом развитии.

3. У наказанного ребенка может возникнуть враждебное чувство к родителям и педагогам, что приведет к конфликту.

4. Частые наказания так или иначе побуждают ребенка оставаться инфантильным, эмоционально незрелым.

5. Наказание может служить ребенку средством привлечения внимания родителей и педагога к себе, и он тогда будет специально совершать проступки, чтобы получить (в данном случае хотя бы негативное) внимание.

6. Наказание неэффективно при обучении, поскольку повышает боязнь ошибок, тревожность, что сказывается на результатах обучения.

Если наказание неизбежно, то оно должно быть кратковременным и следовать непосредственно за проступком. Выбор вида наказания определяется возрастом ребенка, типом личности ребенка и родителя или педагога. В целом наказание относится к малоэффективным методам воспитания.

Методы обучения

Подразделяют методы по доминирующим средствам на словесные, наглядные и практические. Их классифицируют также на: 1) методы приобретения новых знаний; 2) методы формирования умений, навыков и применения знаний на практике; 3) методы проверки и оценки знаний, умений и навыков.

Эту классификацию дополняют методами закрепления изучаемого материала и методами самостоятельной работы учащихся.

Классификация включает в себя пять методов:

1) объяснительно-иллюстративный метод (лекция, рассказ,

работа с литературой и т. п.);

2) репродуктивный метод;

3) метод проблемного изложения;

4.) частично-поисковый (или эвристический) метод;

5) исследовательский метод.

Указанные методы подразделяются на две группы: репродуктивную (1 и 2 методы), при которой учащийся усваивает готовые знания и репродуцирует (воспроизводит) уже известные ему способы деятельности; 2) продуктивную (3 и 5 методы), отличающуюся тем, что учащийся добывает (субъективно) новые знания в результате творческой деятельности.

  1. Методы обучения. Понятие и сущность метода , приема и средств обучения

    Реферат >> Педагогика

    Методы обучения 1. Понятие и сущность метода , приема и средств обучения Метод ... методов построена на основе структуры личности . Методы формирования сознания Методы формирования поведения Методы ... организации; методов педагогического воздействия ; содержания...

  2. Педагогическая психология. Учебник

    Книга >> Психология

    И задач, избираемых методов , приемов и способов обучения, ... педагогическими умениями, дидактической компетентнос­тью, т.е. средствами и способами педагогического воздействия на ... . Трудности педагогического воздей­ствия на личность обучающегося заключаются...

  3. Метод проектов как средство воспитания у младших школьников ценностного отношения к природе

    Реферат >> Педагогика

    ... методов педагогического воздействия на формирование личности школьника наиболее подходящим является метод проектов. Этот метод ... содержание, активные методы и приемы обучения, ... одной стороны, использование разнообразных методов , средств обучения, а с другой...