Методы исследования. Смотреть страницы где упоминается термин метод использования

Метод – это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата – цели исследования.

Метод представляет инструмент научного исследования, позволяющий изучить предмет дипломной работы глубоко и всесторонне, проникнуть в суть решаемой проблемы.

Традиционно методы подразделяют на теоретические, эмпирические и методы обработки и интерпретации данных (В.Н. Дружинин, 1997).

Теоретические методы раскрывают сущность изучаемых явлений, выявляют закономерные связи и отношения, то есть используются обязательно при написании любой дипломной работы. К данным методам относятся следующие:

1. Анализ – выделение в предмете исследования составных частей и их последующее изучение. Данный метод используется при написании практически любой дипломной работы. Могут быть иные варианты его формулировки: анализ литературы; анализ нормативно-правовой документации по теме дипломной работы.

2. Синтез – соединение исследуемых свойств и признаков предмета исследования в единое целое.

3. Классификация – это метод, основанный на разгруппировании предметов по присущим им признакам. Данный метод широко используется при написании дипломных работ теоретического характера.

4. Метод обобщения – аналог метода дедукции: на основании свойств предмета делаются о нем соответствующие выводы.

5. Метод прогнозирования – выводы основываются на умозаключениях о тенденциях в развитии предмета исследования.

Также могут использоваться методы сравнения (например, эффективности различных средств ухода за тяжелобольным пациентом), конкретизации (например, роли медицинской сестры в определенном процессе), аналогии, исторические.

Эмпирические методы служат средством сбора конкретных фактов, направлены на их выявление и описание явлений (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкетирование, психодиагностический метод, изучение процесса и продуктов деятельности человека, моделирование).

Упоминание данных методов необходимо в работах опытно- экспериментального и практического характера. Так, например, эксперимент предполагает, что в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. При классической форме эксперимента в ходе его проведения изменяется только одно из условий и прослеживается, повлияет ли это условие на другие параметры (например, применение новых дезинфектантов на результаты смывов, уровень внутрибольничного инфицирования). Нередко используется также метод анкетирования (сотрудников медицинских организаций, пациентов, родственников).



Из методов обработки и интерпретации данных в большинстве дипломных работ используются математические методы обработки полученных материалов (для дипломных работ опытно-экспериментального характера). Использование таких методов приводит исследователя к необходимости свои знания об изучаемом процессе переводить с уровня качественных понятий на уровень количественных – в виде чисел, схем, формул, графиков, диаграмм.

Примеры:

а) «При написании дипломной работы были использованы следующие методы научного исследования:

- сравнительный метод;

- анализ нормативно-правовой базы;

- анкетирование»;

б) «В процессе исследования использовались такие общенаучные методы как анализ и синтез, методы классификации, сравнения»;

в) «Методологическая основа исследования состояла в применении метода анализа, исторического метода и наблюдения. Так, на основе сравнительно-исторического метода проведен анализ истории развития и значимости сестринского дела в российской медицинской науке разных периодов».

Практическая значимост ь результатов исследования может заключаться в возможности:

· Решения на их основе той или иной практической проблемы конкретной лечебно-профилактической организации или системы здравоохранения в целом;

· Использования полученных данных или сформулированных рекомендаций в процессе подготовки тех или иных специалистов.

«Практическая значимость данного исследования заключается в разработке конкретных рекомендаций по применению периферических внутривенных катетеров в условиях стационара и на дому».

«Практическая значимость данного исследования заключается в возможности выявления основных негативных компонентов, влияющих на качество оказания фармацевтической помощи, а результаты исследования могут быть использованы для анализа и повышения качества обслуживания населения в аптечных учреждениях» .

Теоретическая часть ВКР (дипломной работы) освещает объект и предмет исследования, историю вопроса, теоретические основы рассматриваемой проблемы с позиции современных достижений медицинской (фармацевтической) науки, различные позиции учёных, даёт критическую оценку противоречивых фактов, проводит анализ вклада отечественных и зарубежных учёных в разработку темы, отмечает уровень разработанности темы в теории и практике. Автор дипломной работы определяет своё отношение, формулирует свою позицию, обосновывает свою точку зрения, её совпадение (несовпадение) с мнением учёных.

В большинстве случаев применяется деление главы на параграфы. Теоретическая часть должна включать в себя не менее двух параграфов. Надо следить за тем, чтобы все части главы были примерно соразмерены друг к другу, как по структурному делению, так и по объему. Следует избегать слишком больших разделов – это затрудняет понимание логики изложения материала. Однако слишком короткие разделы – менее половины страницы также нецелесообразны, лучше включить их в состав другого раздела или просто исключить.

Каждый параграф теоритической части должен заканчиваться выводами, которые располагаются в последнем абзаце параграфа. Можно использовать обороты: «Таким образом …», Как видим …».

«Таким образом, содержание и тематика материалов по гигиеническому обучению и воспитанию населения определяются в соответствии с задачами и потребностями контингента, обслуживаемого лечебно-профилактическим учреждением. Для педиатрических участковых медицинских сестер это могут быть правила ухода за тяжелобольным в домашних условиях, профилактические мероприятия в очаге инфекционного заболевания, просветительная работа о необходимости профилактических медицинских осмотров, диспансеризации, вакцинопрофилактики».

Стилистические требования, предъявляемые к дипломной работе, складываются из двух составляющих – требований современного русского литературного языка и требований так называемого академического этикета – научной речи. Характерной особенностью научной речи является логический способ изложения материал, научное изложение состоит из рассуждений и доказательств. При изложении научного текста также характерны: законченность и связность.

Одним из средств выражения логической связи являются функциональные связки – преимущественно вводные слова и обороты (см. приложение 2). Они могут иметь разное предназначение, могут указывать на:

Последовательность развития мысли: в начале, во-первых, прежде всего, значит, итак ;

Противоречивые отношения: однако, между тем, тем не менее ;

Причинно-следственные отношения: следовательно, поэтому, благодаря;

Переход от одной мысли к другой: прежде чем перейти к …, обратимся к…, перейдем к …, необходимо рассмотреть ….

Итог, вывод: итак, таким образом, значит, в заключение отметим, сказанное позволяет сделать вывод, подведя итоги, следует сказать… .

Недопустимо использование в дипломных работах/ дипломных проектах слов и выражений так называемого профессионального жаргона: нельзя употреблять определение «линейка» - «линейная бригада скорой медицинской помощи».

Стиль научной работы – это безличный монолог. Поэтому изложение ведется от третьего лица: «автор полагает ». Местоимение «я» не используется, пишут местоимение «мы»: «нами установлено», «мы пришли к выводу».

Начинать каждый раздел рекомендуется с вводного предложения. Например, «Рассмотрим основные проблемы терапевтического общения», «При изучении проблемы профессионального стресса выделяют следующие понятия». При этом в тексте должно быть видно, на каких авторов и на какие работы вы опираетесь. Например, «Как показано в работах А.А. Смирнова, реабилитация является…», «Проблемы стоматологической заболеваемости в раннем возрасте рассматривались в работах…», «Исследования Богданова С.Г. показали, что …».

Для расширения лексического разнообразия при анализе, сравнении точек зрения, ссылке на высказывания и идеи цитируемых авторов, а также при выражении своего отношения к ним, можно использовать следующие глаголы: анализирует, высказывает мнение, добавляет, доказывает, допускает, излагает, констатирует, отмечает, пишет, определяет, полагает, предполагает, понимает, признает, приходит к выводу, разделяет, разъясняет, рекомендует, соглашается, сообщает, ссылается, считает, указывает, упоминает, утверждает, уточняет .

Чтобы продемонстрировать умение сравнивать, классифицировать, обобщать, необходимо излагать часть материала в теоретической главе с использованием логических схем и сравнительных таблиц, графологических структур, рисунков, иллюстраций.

Теоретическая часть обязательно должна заканчиваться выводами . В них даются аргументированные ответы на поставленные задачи теоритической части исследования. Выделяется существенное, главное как результат теоритической исследовательской работы. В любом случае все разделы, пункты и подпункты работы должны быть соединены друг с другом последовательностью текста, без смысловых разрывов.

«Следует подчеркнуть, что

1) соотношение эффективность/безопасность является основным критерием клинико-фармакологической оценки конкретного препарата;

2) фармакоэкономический анализ позволяет получить комплексную, интегральную характеристику лекарственного средства с медико-социальной точки зрения, включая клинические, экономические и психологические аспекты;

3) при расчете издержек, учитывают прямые, непрямые и нематериальные затраты».

Объем этой главы –10-15 страниц печатного текста.

Практическая часть ВКР (дипломной работы)должна содержать результаты проведенного исследования, рассматриваемой проблемы в реальных условиях, в группе, в колледже, в стационаре, в аптеке, лаборатории (результаты анкетирования, анализа историй болезни). Таблицы, графики, рисунки, математические расчеты должны здесь демонстрировать достоверность полученных в ходе исследования результатов. Это должна быть самая объемная часть работы – около 15-20 страниц.

Для повышения компактности и наглядности работы необходимо использовать таблицы, диаграммы, графики.

Практическая часть имеет следующие этапы:

- организационный этап , в котором указаны цель, задачи практической работы, план (график) проведения, обоснование выбранных методов, характеристика методов практической работы, база исследования.

Цель организационногоэтапа – оценка исходных данных решения проблемы в рамках поставленных задач дипломной работы.

- интерпретация результатов в соответствии заявленным планом исследования.

Цель этапаинтерпретации результатов – количественная и качественная обработка и анализ результатов, характеристика (описание) обозначенной проблемы.

- формирующий этап , в котором представлено описание опыта работы обучающегося, реализованного в ходе профессиональной практики по данной проблеме.

Цель формирующего этапа – представить реализованные в профессиональной деятельности результаты в виде конкретных продуктов деятельности (планы, конспекты, мероприятия, действия, опыт, рекомендации и др.).

- оценочный этап работы, в котором представляются анализ собственной профессиональной деятельности в рамках решаемой проблемы (самоанализ, анализ других субъектов исследовательской работы).

Цель оценочного этапа – количественное и качественное подтверждение результатов опытно-экспериментального исследования.

Выводы по практической части исследования представляют наибольшую ценность, отражают наиболее значимые результаты проведенной исследовательской работы

В заключение дипломной работы приводятся результаты исследования в сжатом и систематизированном виде, отмечается достижение цели, решение задач, поставленных в начале. В этой части работы важно соотнести полученные выводы с целями и задачами исследования, соединить выводы в единое целое, оценить успешность проделанной работы. Изложение должно быть четким и ясным. Рекомендуемый объем заключения – не более 3 страниц.

Можно использовать нумерацию выводов, что придает разделу большую структурированность и четкость. Желательно, чтобы в разделе «заключение» было не более 5-7 выводов, которые позволят увидеть главные достижения работы.

Необходимо отметить, что и введение, и заключение рекомендуется корректировать уже после полного завершения работы над основной частью. Объясняется это тем, что только после написания основной части автор в полной мере овладевает всем материалом по теме.

!Текст заключения не должен дублировать содержание выводов .

Рекомендации - это предложения, перечень мероприятий, рекомендаций обоснованных дипломником, о возможности практического применения полученных результатов в практическом здравоохранении, других учреждениях и о последствиях, возможных в результате реализации этих предложений, глубина проработки которых характеризует уровень подготовленности студента к самостоятельной профессиональной деятельности по специальности.

Список использованных источников и литературы - отражает список литературы, проработанный автором, независимо от того имеются ли в тексте ссылки на нее или нет. Дипломная работа должна иметь не менее 25 источников, из них 75% - последних 5 лет издания.

Приложения - представляются протоколы исследований, разработанные конспекты занятий с пациентами, медперсоналом, школьниками, студентами, родителями учащихся, методические рекомендации и дидактические материалы, нормативные документы. Приложение оформляется отдельно шрифтом 12 пт, интервалом 1. Заголовок ПРИЛОЖЕНИЯ нумеруется по порядку арабскими цифрами и даётся тематический заголовок каждого приложения.

Реклама. Формы и методы использования рекламы столь многообразны, что сделать какие-то общие заключения о ее специфических качествах как составного элемента комплекса стимулирования затруднительно. Однако все же можно выделить следующие черты 16.  


Нельзя не упомянуть и о другом новом изделии , которое также наглядно отражает японский стиль объединения различных элементов, это - цифроаналоговые часы. Вероятно, только в Японии могли додуматься до идеи соединить в маленьких наручных часах цифровой отсчет с традиционным аналоговым методом использования двух стрелок для указания времени. Несколько лет назад Япония выпустила первый комбайн (соединивший в себе радиоприемник, телевизор и кассетный магнитофон), еще  

Так, по расчетам института Энергосетьпроект 1 даже при реализации необходимых мероприятий по рационализации современной структуры и методов использования топливно-энергетических ресурсов потребности нашей страны в энергии в отдаленной перспективе могут быть обеспечены при условии, если новые источники энергии (ядерная) будут давать не менее одной трети всей выработки электроэнергии, т. е. около 4000 млрд. кет-ч, а выработка электроэнергии новыми методами (магнитогидродинамический, топливные элементы) с к. п. д. 55-60% составит не менее 39% от всего прироста выработки электроэнергии на ТЭС.  

В условиях планового хозяйства велика роль статистического учета . Статистические показатели выражают результаты работы каждого промышленного предприятия за истекший период. С помощью этих показателей осуществляется контроль за ходом выполнения плана . На основе отчетных статистических данных корректируются перспективные планы , выявляются внутрипроизводственные резервы . В предшествующих главах показаны методы использования статистических данных для анализа производительности труда , использования производственных мощностей , себестоимости и др.  

Наряду с указанными двумя методами приобретает значение и социально-психологический метод . Использование этого метода позволяет создать товарищеские взаимоотношения в коллективе, взаимную поддержку, повысить чувство ответственности перед коллективом. Существенно также создание правильных взаимоотношений между начальниками и подчиненными, воспитание такта и взаимоуважения, в первую очередь у руководителей, умения выслушать, своевременно оказать поддержку, помощь, заботиться о бытовых и культурных потребностях подчиненных людей.  

Помимо рассмотренных методов могут быть использованы аналоговые методы (использование опыта зарубежных стран), метод открытых дискуссий, математическое и морфологическое моделирование и др.  

В 1925 г. М. Нейман , проанализировав применяемые методы определения производительности труда , пришел к выводу, что если ввести поправку на изменение среднего дебита скважины, то производительность труда , определенная на одного работника, совпадает с показателем, определенным по методу использования рабочего времени.  

Создание международной сети газопроводов на востоке Азии отвечает и российским интересам. Как отмечалось, на Россию приходится значительная доля мировых разведанных запасов газа и его добычи. Страна сумела раньше других сделать упор на топливо XXI в. Доля природного газа в ее энергетическом балансе превышает 50%, тогда как в США она составляет 27%, в Японии - 9%, и в Китае - всего 2%. Существует стратегия газовой паузы - делать упор на газ, пока не удастся выйти на экологически чистые методы использования угля и надежно обеспечить безопасность атомных электростанций . Газа же для этого хватит. Только его разведанные запасы в России составляют 50 трлн. м3, чего при нынешних объемах добычи хватит на 80-85 лет (аналогичный показатель для нефти - 43 года).  

Таким образом, для установления величины добавленной стоимости и ее составных частей необходимо к тем приростным данным, которые берутся непосредственно из бухгалтерской отчетности , добавить данные из - сумму оплаченной кредиторской задолженности , выплаченных доходов и прироста износа, при этом решение данной задачи упрощается, если выплата доходов проводилась только в денежной форме. В качестве встречного расчета добавленной стоимости может быть расчет валового выпуска и промежуточного потребления. Естественно, результаты расчетов по методу образования и методу использования должны совпадать. Если же расчеты проводятся на основе аналитической финансовой таблицы , то возможно подтверждение одного способа расчета другим.  

В данной главе рассматриваются первые два из предложенных в табл. 11.3 методов использование бюджетов для стимулирования эффективности и мониторинга (применение финансовых и нефинансовых критериев, способствующих повышению эффекта и эффективности в работе отдела кадров). В гл. 17 обсуждается организационная структура и конкуренция. Об оценке деятельности говорится в гл. 18.  

Развитием системы оценки по полной себестоимость является оценка в размере нормальных затрат . Отличительная черта метода - использование нормальных цен (средние твердые в течение года цены) на материалы, энергию и исчисление стабильных ставок косвенных затрат следующим образом  

Какой метод использован для преобразования факторных систем (три варианты ответа)  

Экспертные опросы, проводимые в несколько этапов. Одним из наиболее эффективных и известных методов использования экспертных оценок считается метод Дельфи , который предполагает проведение экспертных опросов в несколько этапов. Согласно этому методу субъективные взгляды отдельных экспертов подвергаются критике другими экспертами без установления контактов между ними и с сохранением анонимности мнений.  

Метод использования случайных чисел для моделирования заданной ситуации (описанной с точки зрения вероятности) можно использовать в различных случаях при анализе задач и альтернативных решений. В этой главе мы рассмотрим разнообразные примеры, чтобы проиллюстрировать процесс моделирования.  

Возможности, которые позволяют использовать сильные стороны организации. Эти возможности могут включать такие альтернативы, как лучшее продвижение созданного или нового продукта или услуги предложение новых методов использования продукта или услуги на существующем рынке изучение новых рынков для выявления среди них тех, на которых наиболее эффективно можно использовать сильные стороны организации создание коалиций и совместных предприятий с фирмами, сильные стороны которых являются комплементарными, и т.п.  

Этот пример использует аргумент предельного ценообразования , который состоит в следующем как только достигнут уровень продаж, при котором можно покрыть все расходы, включая накладные, можно позволить себе снизить цену. Нужно только покрыть себестоимость обслуживания одного дополнительного покупателя. Любая цена, превышающая эту дополнительную себестоимость, дает дополнительную прибыль , особенно если более низкая цена стимулирует повышение спроса на товар или услугу. Однако для установления цен на всю продукцию или весь объем услуг этот метод использован быть не может, так как постоянные расходы должны быть возвращены предприятию в общей выручке.  

Данный метод - единственный из методов, который учитывает платность финансовых ресурсов , необходимых для производства и реализации товара . Метод успешно подходит при принятии решений о величине объема производства нового для предприятия товара с известной рыночной ценой . Основной недостаток метода - использование процентных ставок, которые в условиях инфляции весьма неопределенны во времени.  

Позиционирование по использованию/применению ассоциация продукта с методом использования или применения.  

Данный метод использования нейросетей позволяет не детализируя рынок и не вдаваясь в сложные вычисления без лишних усилий определить функциональные связи при обработке большого количества нечетких данных, между которыми ее трудно описать.  

Даже в самые критические моменты конфликтов между арабскими странами и США как покровителем Израиля - например, во время октябрьской войны 1973 г. - Саудовская Аравия настаивала на наименее болезненном для американского империализма методе использования нефтяного оружия. Если все революционные силы в арабском мире требовали немедленной национализации имущества американских компаний, в первую очередь нефтяных, то Саудовская Аравия вместо этого предложила эмбарго, т. е. такой метод, который в условиях неподконтрольности сферы реализации арабским странам не мог лишить США нефти. Более того, эмбарго дало возможность нефтяным монополиям со ссылкой на нехватку нефти взвинтить цены на жидкое топливо и получить огромные сверхприбыли.  

Научное исследование можно определить как целенаправленное познание. Проводить исследование – значит изучать, познавать закономерности, систематизируя факты.

Научное исследование обладает рядом отличительных признаков: наличие четкой сформулированной цели; стремление к открытию неизвестного; систематичность процесса и результатов; обоснование и верификация полученных выводов и обобщений.

Следует отличать научное и обыденное познание. Научное познание в отличие от обыденного предполагает использование особых методов исследования. В связи с этим возникает необходимость постоянного поиска новых методов для изучения неисследованных объектов.

Что такое методы исследования

Методы исследования – это способы достижения цели в научной работе. Наука, занимающаяся изучением данных методов называется “Методология”.

Любая деятельность человека зависит не только от объекта (на что направлена) и действующего лица (субъекта), но и от того, каким образом она осуществляется, какие средства и способы применяются. В этом и заключается суть метода.

В переводе с греческого языка «метод» означает «способ познания». Правильно выбранный метод способствует более быстрому и точному достижению цели, служит особым компасом, который помогает исследователю избежать большинства ошибок, прокладывая свой путь.

Отличие метода от методики и методологии

Очень часто происходит путаница в понятиях метода и методики. Методика представляет собой систему способов познания. Например, при проведении социологического исследования, могут сочетаться количественные и качественные методы. Вся совокупность этих методов будет представлять собой методику исследования.

Понятие методики близко по значению к процедуре исследования, его последовательности, алгоритму. Без качественной методики даже верно подобранный метод не даст хорошего результата.

Если методика – это способ воплощения метода, то методология – это учение о методах. В широком смысле методология представляет собой

Классификация методов научного исследования

Все методы научного исследования подразделяются на несколько уровней.

Философские методы

Наиболее известными среди них являются древнейшие методы: диалектический и метафизический. Кроме них к философским методам относятся феноменологический, герменевтический, интуитивный, аналитический, эклектический, догматический, софистический и другие.

Общенаучные методы

Анализ процесса познания позволяет выделить методы, на которых строится не только научное, но и любое повседневное человеческое познание. К ним относятся методы теоретического уровня:

  1. Анализ – расчленение единого целого на отдельные части, стороны и свойства для дальнейшего их детального изучения.
  2. Синтез – соединение отдельных частей в единое целое.
  3. Абстрагирование – мысленное выделение каких-либо существенных свойств рассматриваемого предмета при одновременном отвлечении от ряда других присущих ему признаков.
  4. Обобщение – установление объединяющего свойства предметов.
  5. Индукция – способ построения общего вывода на основе известных отдельных фактов.

Примеры методов исследования

Например, изучая свойства определенных жидкостей, выявляют, что им присуще свойство упругости. Опираясь на тот факт, что вода и спирт – это жидкости, делают заключение, что все жидкости обладают свойством упругости.

Дедукция – способ построения частного вывода, опираясь на общее суждение.

Например, известно два факта: 1) все металлы обладают свойством электропроводности; 2) медь – металл. Можно сделать вывод о том, что медь обладает свойством электропроводности.

Аналогия – такой метод познания, при котором знание ряда общих признаков для объектов позволяет сделать вывод об их сходстве и по другим признакам.

Например, науке известно, что свету присущи такие свойства как интерференция и дифракция. Кроме этого ранее были установлено, что звук обладает этими же свойствами и связано этого с его волновой природой. На основе этой аналогии был сделан вывод о волновой природе света (по аналогии со звуком).

Моделирование – создание модели (копии) объекта изучения с целью его исследования.

Помимо методов теоретического уровня, выделяют методы эмпирического уровня.

Классификация общенаучных методов

Методы эмпирического уровня

Метод Определение Пример
Наблюдение Исследование, опирающееся на органы чувств; восприятие явлений С целью изучения одной из стадий развития детей Ж.Пиаже наблюдал за манипулятивными играми детей с определенными игрушками. На основе наблюдения им был сделан вывод о том, что способность ребенка составлять предметы друг в друга возникает позже, чем необходимые для этого моторные навыки.
Описание Фиксация сведений Антрополог записывает все факты з жизни племени, не оказывая никакого влияния на него
Измерение Сравнение по общим признакам Определение температуры тела с помощью термометра; определение веса с помощью уравновешивания гирь на рычажных весах; определение расстояния с помощью радиолокатора
Эксперимент Исследование, основанное на наблюдении в условиях, созданных специально для этого На оживленной городской улице останавливались группы людей в различных количествах (2,3,4,5,6 и т.д. человек) и смотрели вверх. Рядом останавливались прохожие и также начинали смотреть вверх. Выяснилось, что процент присоединившихся значительно возрастал при достижении экспериментальной группы 5 человек.
Сравнение Исследование, основанное на изучении сходств и различий предметов; сопоставление одного предмета с другим Сопоставление экономических показателей базового года с прошедшим, на основе чего делается вывод об экономических тенденциях

Методы теоретического уровня

Метод Определение Пример
Формализация Раскрытие сущности процессов за счет их отображения в знаково-символическом виде Моделирование полета на основе знаний основных характеристик летательного аппарата
Аксиоматизация Применение аксиом для построения теорий Геометрия Эвклида
Гипотетико-дедуктивный Создание системы гипотез и выведение из этого заключений Открытие планеты Нептун было основано на выдвижении нескольких гипотез. В результате их анализа было сделано заключение, что Уран не является последней планетой солнечной системы. Теоретическое обоснование нахождения новой планеты в определенном месте, подтвердилось затем эмпирическим путем

Конкретно-научные (специальные) методы

В любой научной дисциплине применяется совокупность определенных методов, относящихся к различным «уровням» методологии. Привязать какой-либо метод к определенной дисциплине довольно сложно. Тем не менее, каждая дисциплина опирается на ряд методов. Приведем некоторые из них.

Биология:

  • генеалогический – изучение наследственности, составление родословных;
  • исторический – определение взаимосвязи между явлениями, которые имели место на протяжение долгого времени (миллиарды лет);
  • биохимический – изучение химических процессов организма и др.

Юриспруденция:

  • историко-правовой – получение знаний о юридической практике, законодательстве в разные периоды времени;
  • сравнительно-правовой – поиск и изучение сходств и различий между государственно-правовыми институтами стран;
  • правосоциологический метод – исследование действительности в области государства и права с применением анкетирования, опросов и т.д.

В медицине выделяют три основные группы методов исследования организма:

  • лабораторная диагностика – изучение свойств и состава биологических жидкостей;
  • функциональная диагностика – исследование органов по их проявлениям (механическим, электрическим, звуковым);
  • структурная диагностика – выявление изменений в строении организма.

Экономика:

  • экономический анализ – изучение составных частей изучаемого целого;
  • статистико-экономический метод – анализ и обработка статистических показателей;
  • социологический метод – анкетирование, опрос, интервьюирование и т.д.
  • расчетно-конструктивный, экономическое моделирование и т.д.

Психология:

  • метод эксперимента – создание таких обстоятельств, которые провоцируют проявление какого-либо психического явления;
  • метод наблюдения – путем организованного восприятия явления объясняют психическое явление;
  • биографический метод, сравнительно-генетический метод и т.д.

Анализ данных эмпирического исследования

Эмпирическое исследование направлено на получение эмпирических данных – данных, полученных путем опыта, практики.

Анализ таких данных происходит в несколько этапов:

  1. Описание данных. На этом этапе описываются обобщенные результаты с помощью показателей и графиков.
  2. Сравнение. Происходит выявление сходств и различий двух выборок.
  3. Изучение зависимостей. Установление взаимозависимостей (корреляционный, регрессионный анализ).
  4. Уменьшение объема. Изучение всех переменных при наличии их в большом количестве, выявление наиболее информативных.
  5. Группировка.

Итоги любого проведенного исследования – анализ и интерпретация данных – оформляются на бумаге. Спектр таких исследовательских работ достаточно широк: контрольные работы, рефераты, доклады, курсовые работы, тезисы, дипломные работы, диссертации, монографии, учебники и т.д. Лишь после всестороннего изучения и оценки полученных выводов, результаты исследований используются на практике.

Вместо заключения

А. М. Новиков и Д. А. Новикова в книге “ ” в методах теоретического и эмпирического исследования выделяет также методы-операции (способ достижения цели) и методы-действия (решение конкретное задачи). Такая конкретизация не случайна. Более жесткая систематизация научного познания увеличивает его эффективность.

Методы исследования, как они есть обновлено: Февраль 15, 2019 автором: Научные Статьи.Ру

Введение 5

Глава 1. Анализ методов и машин логического вывода и систем обработки знаний 14

1.1 Методы и машины логического вывода 14

1.1.1 Классификация видов логического вывода 14

1.1.2 Классификация методов логического вывода 16

1.1.3 Метод деления дизъюнктов 19

1.1.4 Машины логического вывода 23

1.2 Системы обработки знаний (СОЗ) 25

1.2.1 Определение и структура 25

1.2.2 Классификация 29

1.2.3 Режимы функционирования 31

1.2.4 Оценка эффективности 33

1.3 Выводы по главе 1 35

Глава 2. Разработка метода логического вывода модифицируемых заключений 36

2.1 Формальные системы 36

2.2 Постановка задачи логического вывода 37

2.3 Расширение формулы заключения

2.3.1 Унификация литералов 39

2.3.2 Согласование решений 40

2.3.3 Согласование значений общих переменных в конъюнкциях дизъюнктов 43

2.3.4 Частичное деление дизъюнктов 45

2.3.5 Полное деление дизъюнктов 47

2.3.6 Процедура вывода 49

2.3.7 Построение абдуктивных объяснений

2.3.8 Метод параллельного вывода с расширением формулы заключения

2.4 Минимизация формулы заключения 65

2.4.1 Процедура минимизации заключения 65

2.4.2 Метод минимизации заключения

2.5 Выбор вариантов модификации 69

2.6 Особенности вывода в исчислении высказываний 72

2.7 Пример вывода 73

2.8 Выводы по главе 2 77

Глава 3. Разработка системы логического вывода модифицируемых заключений 80

3.1 Структура системы логического вывода 80

3.1.1 Обобщенная структура системы 80

3.1.2 Детализованная структура системы 82

3.2 Режимы работы системы логического вывода 85

3.2.1 Режим вывода модифицируемых заключений 86

3.2.2 Режим дедуктивного вывода 88

3.2.3 Режим абдуктивного вывода 88

3.2.4 Режим настройки 88

3.2.5 Режим непосредственного доступа к базам знаний 89

3.2.6 Создание базы знаний

3.3 Машина логического вывода модифицируемых заключений 90

3.4 Язык декларативного логического программирования

3.4.1 Структура логической программы 96

3.4.2 Идентификаторы и константы 99

3.4.3 Комментарии 100

3.4.4 Пример логической программы 101

3.5 Оценка эффективности систем логического вывода 102

3.5.1 Критерии оценки эффективности 102

3.5.2 Расчет времени вывода 103

3.5.3 Расчет степени модификации заключения 108

3.6 Выводы по главе 3 110

Глава 4. Применение систем логического вывода модифицируемых заключений ИЗ

4.1 Области применения 113

4.2 Интеллектуальные обучающие системы 114

4.3 Экспертные системы 119

4.4 Интеллектуальное управление вычислительными процессами 121

4.5 Модуль логического вывода модифицируемых заключений 1

4.5.1 Общая характеристика разрабатываемого программного обеспечения 127

4.5.2 Структура модуля вывода 128

4.5.3 Язык описания базы знаний и заключения 129

4.5.4 Реализация блоков модуля 130

4.6 Учебная программа логического вывода «Логика-В» 134

4.6.1 Структура программы 134

4.6.2 Язык описания исходных данных 135

4.6.3 Интерфейс пользователя 136

4.6.4 Пример использования программы 141

4.7 Выводы по главе 4 149

Заключение 152

Список сокращений 155

Библиографический список 156

Приложения 1

Введение к работе

Данная диссертационная работа посвящена разработке нового метода логического вывода модифицируемых заключений на знаниях, представленных в виде формул исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, а также системы логического вывода модифицируемых заключений. Рассматриваются вопросы построения систем обработки знаний и машин логического вывода, использующих данный метод, в том числе особенности их программной реализации на современных параллельных вычислительных платформах. Приводятся области возможного применения данного метода логического вывода, рассматривается применение логического вывода модифицируемых заключений для интеллектуального управления вычислительными процессами, в обучающих системах и в экспертных системах.

Актуальность темы исследования. Одним из многообещающих направлений в вычислительных системах сегодня являются системы обработки знаний (СОЗ). Уже сейчас они имеют широкое распространение (особенно это справедливо для экспертных систем (ЭС)), а в перспективе смогут применяться практически повсеместно, повышая интеллектуальный уровень вычислительных систем практически всех видов. Однако, несмотря на имеющиеся успехи, современные СОЗ имеют ряд недостатков. В частности, они не способны решать задачи, требующие наличия достоверного заключения при имеющемся недостоверном. Кроме того, современные СОЗ работают неэффективно на параллельных платформах.

В отличие от данных, которые представляют собой операнды для каких-либо формализованных действий по их обработке и не имеют смыслового наполнения с точки зрения обрабатывающей системы, знания отражают те или иные аспекты реального мира и изначально имеют смысловое содержание. Самой лучшей известной на сегодня системой обработки знаний является мозг человека. Однако и он обладает некоторыми недостатками. В частности, он имеет низкое быстродействие при решении многих задач, на работу мозга влияет множество факторов, он подвержен ошибкам. Кроме того, часто условия среды не позволяют использовать человека в качестве системы обработки знаний и принятия решений. Возникает необходимость моделирования поведения человека.

Можно выделить два основных подхода к моделированию поведения естественного интеллекта. Первый из них заключается в моделировании работы отдельных элементов структуры мозга - нейронов и их связей (нейро-сетевой подход). Его характерным недостатком является сложность (часто -невозможность) построения семантической картины хода рассуждений. Второй подход предполагает моделирование интеллектуальных аспектов функционирования мозга: системы понятий (семантической сети), построения рассуждений и других. При этом наиболее часто сейчас используется моделирование рассуждений человека, поскольку имитирует высокоуровневые мыслительные процессы по определенным правилам (например, по правилам логики) и позволяет достаточно просто описывать исходные данные и интерпретировать результат, а также отслеживать ход моделирования.

Моделирование рассуждений средствами логики является одним из приоритетных направлений науки, изучающей методы и средства искусственного интеллекта . Рассуждения, записанные в виде формул логики предикатов первого порядка или логики высказываний, представляются достаточно естественным для человека образом. Интерпретация формулы при этом проста и заключается в замене литералов заранее заданными выражениями, а связок - соответствующими их значению словами.

Логика высказывания представляет собой достаточно простой математический аппарат, обладающий не слишком большими выразительными возможностями. Однако благодаря простоте обработки формул логика высказываний находит широкое применение. Гораздо большими выразительными возможностями обладает логика предикатов первого порядка. Но обработка формул в исчислении предикатов гораздо сложнее, так как требует учитывать зависимость значения предикатных констант от наборов термов, согласовывать значения предметных переменных, учитывать возможность наличия функциональных констант.

Само моделирование рассуждений осуществляется посредством логического вывода (ЛВ). Исходными данными для логического вывода служат формулы посылок и заключения. Посылки представляют собой набор фактов и правил вывода и составляют в совокупности базу знаний. Заключение записывается в виде формулы логики и поступает (как правило) извне в систему логического вывода. Процедуры логического вывода обрабатывают заключение и исходные посылки, и результатом работы может стать сообщение о корректности заключения или модификация исходных посылок.

Обычно выделяют следующие основные виды логического вывода: дедуктивный, абдуктивный и индуктивный. Дедуктивный вывод используется для ответа на вопрос, является ли указанное заключение логическим следствием исходных посылок. Абдуктивный вывод в случае, если заключение не выводится из исходных посылок, позволяет пополнить набор исходных посылок фактами так, чтобы заключение стало выводимым. Индуктивный вывод, в отличие от абдуктивного, позволяет пополнить набор исходных посылок общими правилами.

Данные виды вывода известны достаточно давно и могут применяться для решения широкого круга задач. Однако существует класс задач, решить которые применением указанных видов вывода невозможно или затруднительно. Данный класс задач предполагает наличие корректной и полной БЗ для некоторой предметной области и недостоверное заключение, требующее преобразования. Следовательно, появляется принципиально новая постановка задачи логического вывода: модифицировать исходно невыводимое заключение с целью сделать его следствием исходных посылок. Данная задача решается посредством применения нового вида ЛВ - логического вывода модифицируемых заключений. В качестве областей применения данного вида вывода можно отметить следующие: - системы автоматического регулирования. Состояние объекта управления в такой системе описывается логической формулой заключения, а допустимый диапазон состояний задается в виде формул исходных посылок. Если состояние объекта выходит за допустимые пределы, производится модификация заключения для возвращения объекта в допустимое состояние;

Системы корректирующего обучения. База исходных посылок содержит знания из некоторой предметной области. Обучаемый вводит утверждение, которое проверяется на истинность (выводимость из исходных посылок), и если оно неверно, производится его коррекция;

Грамматический разбор предложений . Логический вывод мо-дифицируемых заключений может быть использован для восстановления предложения и построения новых предложений;

Вычислительные комплексы с динамической архитектурой . Логический вывод модифицируемых заключений может применяться для диспетчеризации вычислительных процессов в системах с динамически изменяющимися составом и связями вычислительных средств;

Экспертные системы. Если начальное заключение пользователя неполно или неверно, логический вывод модифицируемых заключений позволит уточнить (откорректировать) заключение, а в некоторых случаях указать на необходимость исследования дополнительных признаков.

Существует достаточно большое количество методов логического вывода. Основной недостаток значительной их части - последовательный принцип обработки знаний. Это сильно снижает производительность систем логического вывода, использующих данные методы. В связи с этим заслуживают внимания методы параллельного логического вывода, основанные на процедуре деления дизъюнктов . Каждый шаг такого вывода может включать достаточно много операций, большинство из которых может вы 9 подняться параллельно. Это особенно актуально в настоящее время, поскольку сейчас в большинстве случаев производительность ЭВМ наращивается не только и не столько за счет улучшения архитектуры и микроархитектуры процессоров, повышения тактовых частот, сколько за счет увеличения количества процессорных элементов (процессоров и ядер).

Таким образом, является актуальной задача разработки метода и системы параллельного логического вывода модифицируемых заключений на знаниях, представленных в виде формул исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, что позволит расширить класс задач, решаемых СОЗ, построенных на основе системы логического вывода, и повысить скорость их работы.

Значительный вклад в разработку и исследование методов и средств логического вывода внесли М. Л. Цетлин, М. М. Бонгард, Я. 3. Цыпкин, Д. А. Поспелов, В. К. Финн, Г. С. Осипов, В. Н. Вагин, Т. А. Гаврилова, В. Ф. Хорошевский, П. Гаек, Т. Гавранек, С. Осуга (S. Osuga), Ю. Саэки (U. Saeki), А. Сэмюэль (A. Samuel), Э. Хант (Е. Hunt), Д. Марин (J. Marin), Ф. Стоун (P. Stone), Р. Михальски (R. Michalski), Д. Карбонелл (J. Carbonell), Т. Митчелл (Т. Mitchell), Д. Куинлан (J. Quinlan). Абдуктивный ЛВ исследовался в работах Ч. С. Пирса (С. S. Pierce), В. К. Финна, В. Н. Вагина, Е. Ю. Головиной, Д. А. Страбыкина, М. Л. Долженковой, Д. Габбая (D. Gabbay), П. Сметса (P. Smets), К. Бутилье (С. Boutilier), П. Флеча (P. Flach), А. Какаса (A. Kakas), К. Иноуэ (К. Inoue), Ч. Сакама (С. Sakama), Дж. Джозефсона (J. Josephson), С. МакИлрайта (S. Mcllraith), Дж. Пола (G. Paul) и др.

Целью исследования является разработка метода параллельного логического вывода модифицируемых заключений для исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка и построение на его основе системы и машины ЛВ модифицируемых заключений. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи.

1. Разработать метод параллельного логического вывода модифицируемых заключений для исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, позволяющий модифицировать не выводимое заключение и сделать его следствием исходных посылок.

2. Разработать машину параллельного логического вывода модифицируемых заключений.

3. Разработать систему параллельного логического вывода на основе машины логического вывода модифицируемых заключений.

4. Разработать критерии оценки эффективности работы системы и машины параллельного логического вывода модифицируемых заключений.

Методы исследования. Для достижения поставленной в работе цели исследований использовались методы анализа алгоритмов, теории множеств, теории графов, математической логики, теории логического вывода, логического и объектно-ориентированного программирования.

Научная новизна исследования состоит в следующем.

1. Разработан метод параллельного логического вывода модифицируемых заключений для логики высказываний и логики предикатов первого порядка, отличающийся от известных методов тем, что к полученным в результате абдуктивного вывода дополнительным посылкам применяются: специальная процедура преобразования, позволяющая построить из них дополнения дизъюнктов заключения, метод минимизации заключения, а также параллельный алгоритм оценки вариантов модификации заключения. Это позволяет преобразовать невыводимое заключение с целью сделать его следствием исходных посылок.

2. Разработан метод минимизации заключения для исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, отличающийся от известных методов вывода тем, что для поиска решений использует параллельный поиск по дереву решений с отсечением части ветвей. При этом из дизъюнктов заключения удаляются литералы, не участвующие в процессе вывода, тем самым повышая эффективность работы системы логического вывода модифицируемых заключений.

3. Разработан параллельный алгоритм оценки и отбора вариантов модификации дизъюнктов заключения, отличающийся тем, что каждому дизъюнкту ставится в соответствие некоторое числовое значение, полученное применением к дизъюнкту специальной функции оценки. Это позволяет из всего множества вариантов модификации исходных дизъюнктов выбрать наилучшие в соответствие с выбранной функцией оценки дизъюнкта.

4. Разработаны критерии и способы оценки эффективности работы системы и машины логического вывода модифицируемых заключений, учитывающие особенности логического вывода делением дизъюнктов, выбранную степень параллелизма, архитектуру вычислительной машины, виды модификации заключения, что позволяет оценить время, затрачиваемое на логический вывод и степень модификации заключения.

Практическая ценность исследования состоит в следующем:

1. Разработана система параллельного, логического вывода модифицируемых заключений, отличительными особенностями которой являются: использование методов и машины параллельного ЛВ, использование двухуровневой базы знаний, наличие блока интерпретации формул, что позволяет строить на основе разработанной системы логического вывода высокопроизводительные СОЗ различного назначения. Процесс вывода может быть распараллелен вплоть до уровня операций унификации литералов, что повышает скорость логического вывода на параллельных вычислительных платформах.

2. Разработан язык декларативного логического программирования, позволяющий описывать знания формулами исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, использовать функторы и предполагающий возможность интерпретации логических формул на естественном языке.

3. Разработана учебная программа логического вывода, отличительными чертами которой являются: реализация нескольких видов логического вывода делением дизъюнктов для исчисления высказываний, в том числе логического вывода модифицируемых заключений, наличие механизма преобразования формул во множество дизъюнктов, интерпретация формул на естественном языке, подробный отчет о ходе вывода. Особенности системы позволяют применять ее для изучения видов и методов логического вывода.

4. Разработаны рекомендации по применению метода и системы параллельного логического вывода модифицируемых заключений для интеллектуального управления вычислительными процессами, в интеллектуальных обучающих системах, в экспертных системах.

На защиту выносятся:

1. Метод параллельного логического вывода модифицируемых заключений для логики высказываний и логики предикатов первого порядка, позволяющий преобразовать невыводимое заключение с целью сделать его следствием исходных посылок.

2. Метод минимизации заключения для исчисления высказываний и исчисления предикатов первого порядка, позволяющий удалить литералы, не участвующие в процессе вывода, тем самым повышая эффективность работы системы логического вывода.

3. Параллельный алгоритм оценки и отбора вариантов модификации дизъюнктов заключения, позволяющий из всего множества вариантов модификации исходных дизъюнктов выбрать наилучшие в соответствие с выбранным правилом поиска оптимальных решений.

4. Критерии и способы оценки эффективности работы системы и машины логического вывода модифицируемых заключений, учитывающие особенности логического вывода делением дизъюнктов, выбранную степень параллелизма, архитектуру ЭВМ, виды модификации заключения.

5. Параллельная система логического вывода модифицируемых заключений на основе машины параллельного логического вывода, способная выполнять основные виды логического вывода, а также логический вывод модифицируемых заключений. Внедрение результатов исследования. Полученные теоретические и практические результаты использованы в НИР «Теория и применение логического вывода с модификацией заключений» (грант Министерства Образования РФ Е02-2.0-93), в НИР «Разработка среды декларативного логического программирования для кластерной вычислительной системы» (ВятГУ, НИР №412). Учебная программа логического вывода внедрена в учебный процесс в Вятском государственном и Вятском государственном гуманитарном университетах.

Апробация работы. Основные положения и результаты исследования докладывались и обсуждались на 5-й международной конференции «Interactive Systems: The Problems of Human-Computer Interaction» («Интерактивные системы: Проблемы взаимодействия человек - компьютер»), Ульяновск, УлГТУ, 2003; 9-й «Национальной конференции по Искусственному Интеллекту КИИ-2004», Тверь, 2004; Всероссийской ежегодной научно-технической конференции ВятГУ «Наука-производство-технологии-экология», Киров (2004,2007,2008 гг.)