Методы правовой статистики. Методы юридической статистики К методам юридической статистики относятся

Правовая статистика

Предмет, метод и задачи правовой статистики

Статистика, как и другие науки, имеет свой предмет и метод познания. На современном этапе термин статистика имеет три различных значения:

1. статистика понимается как особая отрасль практической деятельности людей, направленная на сбор, обработку и анализ данных, характеризующих социально-экономическое положение государства, его регионов, сфер правоохранительной деятельности др.

2. статистика это наука, занимающаяся разработкой теоретических положений и методов, используемых статистической практикой (статистическая наука опирается на материалы практики и, обобщая опыт практики, разрабатывает новые положения).

3. статистика , как ее часто определяют, это статистические данные, представленные в отчетности по различным отраслям хозяйствования, результаты социологических и криминологических исследований, публикуемые в сборниках, средствах массовой информации, которые представляют собой результат статистической работы.

Предметом изучения правовой статистики является количественная характеристика массовых явлений и процессов, правового характера в неразрывной связи с их качественной стороной.

В каждом конкретном случае объектом статистического исследования является некая статистическая совокупность.

Статистической совокупностью изучаемых правовых явлений могут быть:

Население страны, города, села, района, лица, совершившие правонарушения, преступление, факты обращений в суды, число принятых решений судебными и иными правоохранительными органами и тому подобное.

В свою очередь, исследуемая совокупность может отличаться по таким признакам, как пол, национальность, место проживания, тяжесть совершенного преступления, степень общественной опасности, уровень компетенции органа, принимающего решение и т.д.



Так, например, при учете преступности и судимости в России в статистическую совокупность включаются все факты совершения деяний, запрещенных уголовным законом, а также лица, совершившие преступления и осужденные к отбыванию уголовного наказания по приговору суда, а в качестве учетной единицы наблюдаемой статистической совокупности рассматривается отдельное преступление либо преступник.

В качестве примера статистической совокупности приведем сведения о распределении различных групп преступлений по России в целом и федеральным округам (таблица 3.1).

Таблица 3.1

Уровень преступности в федеральных округахРоссии в 2002г.

Для определения количественных характеристик статистической совокупности используют специальные методы статистического исследования.

Составными частями метода статистического исследования являются (рис. 3.1.)

Рис. 3.1. Составные части метода статистического исследования

На этапе массового статистического наблюдения на основе разработанных программ и инструментария (инструкции, формы, таблицы и т.д.) проводится научно организованный сбор сведений об изучаемых процессах или явлениях жизни общества.

Группировку и сводку выполняют на основе данных, полученных в результате статистического наблюдения. Собранный материал систематизируют и, как правило, сводят в статистические таблицы.

Определение и анализ обобщающих показателей позволяет установить причинно-следственные связи изучаемых явлений и процессов, дать оценку, сформулировать выводы и предложения.

Статистика на основе системы статистических показателей дает количественную меру структуры, объема, динамики и взаимосвязи исследуемых явлений и процессов.

ЗНАЧЕНИЕ СТАТИСТИЧЕСКОГО УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ОСОБЕННОСТИ СТАТИСТИЧЕСКОГО НАБЛЮДЕНИЯ В РАМКАХ

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИЧЕСКОГО

УЧЕТА В ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

МИГРАЦИЯ НАСЕЛЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ УЧЕТА

И РЕГУЛИРОВАНИЯ

Сегодня в сферу правоохранительной деятельности попадает большое число социальных проблем. Это обусловлено тем, что при переходе к демократическому обществу наиболее эффективный путь разрешения социальных конфликтов лежит в области права. Глоба­лизация современного мира усиливает многие социальные противо­речия, и их действия распространяются даже на те страны, которые ранее с ними не сталкивались.

И в этой связи необходимо отметить, что сегодня для России достаточно актуальна проблема регулирования миграции населения, значение которой еще пятнадцать - двадцать лет назад было крайне незначительно.

Миграционные процессы можно назвать индикатором развития ситуации в обществе, так как именно здесь четко просматривается реакция на изменения в экономическом, политическом и социальном плане жизни государства.

Начиная с февраля 2002 г., деятельность в области регулирова­ния миграционных процессов передана в сферу полномочий МВД согласно Указу Президента РФ № 232 «О совершенствовании госу­дарственного управления в области миграционной политики» 1 .

Проблемы миграции - одни из наиболее актуальных на сегодня во всем мире. Особую озабоченность вызывает ситуация в области неле­гальной миграции, которая, по оценкам экспертов, выступает как один из глобальных феноменов современной международной жизни.

Практически все регионы мира и многие государства вовлечены в этот процесс в качестве либо стран выезда, либо принимающих стран, либо стран со смешанными потоками. Роль отдельных участ­ников может меняться. Сегодня помимо традиционных принимаю­щих стран (США, Канады, Израиля, Австралии) этим статусом в полной мере обладают многие государства Западной Европы, в по­следние десятилетия к ним присоединились страны Южной Европы (Италия, Испания, Португалия), а также динамично развивающиеся регионы Азии. Все эти государства в той или иной мере испытывают давление нелегальных мигрантов 2 .

Современная Россия может рассматриваться с трех позиций:

Во-первых, это страна исхода (так, по некоторым оценкам, за гра­ницы только на заработки ежегодно выезжали около 1,5-2 млн человек, среди которых только 45 800 имели разрешение на тру­доустройство в 2000 г. 1);

Во-вторых, территория Российской Федерации используется для транзита нелегальных мигрантов (по причине фактической откры­тости огромных участков своей границы Россия по-прежнему широко используется незаконными мигрантами как транзитная территория. В течение 1997-1999 гг. сотрудники российской по-гранслужбы задержали 1965 человек (из них 1538 афганцев) на границе с Казахстаном и 2618 на границе с Украиной. В течение 1998-2000 гг. при попытке въезда в Россию и другие страны Вос­точной Европы и Центральной Азии (ВЕЦА), находящиеся под охраной российских пограничников, задержано 8928 человек; еще 6750 человек задержано при попытке выезда по недействитель­ным документам. В 2000 г. подверглись штрафу около 150 тыс. лиц с просроченными визами, более тысячи человек было задер­жано при попытке выезда из России по поддельным документам. Из числа последних примерно 184 человека были из Бангладеш, 154 из Турции, 151 из Шри-Ланки, 141 из Индии и по 49 из Паки­стана и Китая. Начиная с 1999-2000 гг., задержано приблизитель­но 400 организованных групп торговцев людьми; в 1998 г. под­верглись штрафу 16,2 тыс. туристических агентств (6300 в 1999 г. и 7100 в 2000 г.). В 1998-2000 гг. из России было депортировано в общей сложности 70 300 незаконных мигрантов 2);

В-третьих, Россия является страной - местом назначения мигран­тов. Помимо официально зарегистрированных потоков примерно 1,5 млн мигрантов - половина из них китайцы и значительное число афганцев - проживали в России нелегально. Эта категория включала китайских и вьетнамских трудовых мигрантов и мелких торговцев с просроченными визами; до 60 тыс. иностранных сту­дентов из развивающихся стран (главным образом из Афганиста­на, Ирака, Кубы, Демократической Республики Конго, Гвинеи и Эфиопии), которые прибыли еще в советскую эпоху и не возвра­тились домой по завершении учебы; еще 9 тыс. студентов, глав­ным образом из стран Африки, которые прибыли после 1991 г. и остались дольше положенного срока; 7 тыс. трудовых мигрантов с просроченными разрешениями на трудоустройство; 4-5 тыс. вьетнамских и северокорейских рабочих-контрактников, которые прибыли в советскую эпоху и не уехали после окончания срока контракта, а также лиц, ищущих убежища, транзитных мигрантов и прочие категории мигрантов. По оценкам, из стран ВЕЦА на ра­боту в Россию ежегодно прибывало свыше 3 млн трудовых ми­грантов, из которых только 100 тыс. имели законные разрешения на трудоустройство.

Кроме того, для эффективности исследования любого социаль­ного процесса необходимо определить не только количественную составляющую, но и качественные характеристики, позволяющие рассматривать объект исследования с системных позиций. И в пер­вую очередь для анализа важно выявить факторную составляющую, детерминирующую развитие изучаемого объекта.

Как отмечает профессор Н.М. Римашевская, непосредственные факторы международной миграции населения, воздействующие на ее интенсивность, сводятся к четырем группам:

Различия в режимах демографического воспроизводства, вызы­вающие постарение населения в одних странах и формирование относительно молодой структуры в других;

Существенная и все усиливающаяся поляризация жизненного уровня, рост деприваций и эксклюзий в отдельных странах;

Перенаселение преимущественно отсталых регионов мира;

Различия в степени занятости трудоспособного населения и рост уровня безработицы, вызывающей прежде всего трудовую мигра­цию 2 .

Учет этих факторов позволяет более эффективно прогнозировать развитие миграционных процессов в Российской Федерации. Кроме того, это позволяет выявить наиболее привлекательные для неле­гальной миграции регионы, каковыми являются в большей степени приграничные области (Дальневосточный регион, Краснодарский край) и промышленно развитые центры (Москва, Московская об­ласть, Санкт-Петербург и Ленинградская область).

Оценить объемы нелегальной миграции крайне сложно. Резуль­таты многочисленных исследований, проводимых в последние годы в рамках Миграционной информационной программы под эгидой Международной организации по миграции, основываются в основ­ном на методах изучения косвенных характеристик и экспертных оценок.

Основными источниками информации при проведении исследо­вании методом экспертных оценок являются собираемые официаль­ной статистикой государства данные о мерах, направленных на пре-сеченне нелегальной миграции.

Источниками всех необходимых сведении являются как раз те государственные структуры, которые и оцениваются по показателям эффективности контроля миграционных процессов. В связи с этим необходимо отметить следующее: структуры, ведущие статистиче­ский учет в этих областях, являются достаточно закрытыми, а стати­стика имеет ведомственный характер, что служит препятствием для исследования миграционных процессов.

Ведомственный порядок регистрации информации в сфере ми­грационных процессов и ведения статистики не может обеспечить получение адекватного представления как об общей социальной об­становке в России, так и о криминогенной ситуации, связанной с ми­грацией. Можно говорить о том. что ведомственный учет, ведомст­венный характер миграционной статистики приводят к различным негативным явлениям (невозможность выделить приоритеты в про­ведении миграционной политики и уголовной политики, различных формах нарушений прав человека и др.). Эксперты подчеркивают необходимость создания исследовательской базы для формирования концепции миграционной политики, социального и криминологиче­ского мониторинга, законодательных актов.

Монополизм ведомственной науки в сфере получения знания о таком социальном объекте, как миграция, в области разработки за­конопроектов и государственных программ чреват серьезными по­терями для общества, поскольку в природе ведомственного подхода заложена определенная сосредоточенность на реализации корпора­тивных интересов, обслуживании политических интересов отдель­ных общественных групп, а не на постановке и решении реальных общественных проблем, не на получении фундаментального, объек­тивного знания.

При отсутствии элемента независимой науки сформировать со­циально значимые цели, определить механизмы и пределы деятель­ности для отдельных государственных структур, выработать эффек­тивную миграционную политику невозможно.

Для создания научно обоснованной концепции миграционной политики необходимо представить ее как сложную деятельность, со­стоящую из трех уровней: основания, субъекты и объекты (адресаты деятельности).

При разработке миграционной политики в целом для Российской Федерации, а также в том или ином регионе необходимо провести анализ ситуации и на этой основе связать все указанные уровни. Та кнм ооразом. неооходимо не только знать оощесоцнальную и кри­минальную ситуацию в стране, регионе, определить возможных эф­фективных субъектов деятельности, но и выявить адресатов - по­тенциальных потребителей результатов деятельности. Кроме того, необходимо понимать возможности, направления, стратегию дея­тельности различных субъектов, а также возможности взаимодейст­вия между ними.

Для прогнозирования развития миграционной ситуации в России в процесс исследования в качестве субъектов следует включать как органы, непосредственно осуществляющие регулирование данной области, так и те структуры, которые на данном этапе находятся в наиболее удобном для исследования положении.

Так. известный американский ученый Д.Т. Кэмпбелл. указывает, что «в случае исследования действия имеется ряд других релевант­ных групп непрофессиональных наблюдателей, лиц, находящихся в удобной для наблюдения позиции, что не характерно для иных со­циальных ролей. Сюда входит руководящий персонал программы и те группы граждан, которые находятся в постоянном контакте с ли­цами, испытывающими на себе действие программы»". В нашем случае, наряду со специалистами МИД. ФСБ (в плане пограничного контроля), МВД. необходимо рассматривать в качестве возможных экспертов представителей этнических диаспор, общественных объе­динений национального, религиозного характера. В современной об­становке именно такие «непрофессиональные наблюдатели» нахо­дятся в наиболее удобной для наблюдения позиции.

Программа исследования состояния нелегальной миграции и тенденций ее дальнейшего развития должна включать в себя два уровня, только при соотнесении которых результаты могут быть ва­лидными.

Так, с точки зрения изучения официальной статистики, в прове­дение мониторинга необходимо включить представителей МИД. ФСБ и МВД.

В процесс исследования социальной ситуации, кроме специа­листов государственных органов правоохранительной системы, должны быть включены эксперты в области социальной защиты, здравоохранения, занятости населения, образования, а также пред­ставители общественных объединений инонационального харак­тера.

Таким образом, алгоритм исследования должен включать в себя два подхода. Первый должен заключаться в проведении опроса экспертов правоохранительных органов и МИД, органов власти феде­рального и муниципального уровней, которым для оценки должны быть представлены статистические данные не менее чем за три года по следующим направлениям:

Сведения об отказах в выдаче въездных виз и о количестве не до­пущенных в страну иностранцев (главным образом из-за ненад­лежащего оформления въездных документов, их отсутствия или попытки въезда по недействительным, поддельным или чужим документам);

Количество лиц, арестованных или задержанных на границе при попытке ее нелегального пересечения (в основном жертвы кон­трабандной переправки мигрантов);

Сведения о депортациях, т.е. о количестве лиц, принудительно выдворенных из страны;

Количество лиц, задержанных и привлеченных к ответственности за нарушение паспортно-визового режима.

Результатом является суммированное мнение группы экспертов о характере официально зарегистрированной нелегальной миграции и на основе имеющихся данных - об эффективности работы структур, включенных в деятельность по регулированию данной области, о воз­можной неучтенной составляющей нелегальной миграции в России.

Второе направление включает в себя проведение опросов и анке­тирование представителей общественных организаций этнонацио-нального характера, а также представителей местного населения, субъектов Российской Федерации, имеющих наиболее привлека­тельный для нелегальных мигрантов характер, предпринимателей, работающих в строительной, торговой областях, в сфере обслужива­ния и развлечения.

Основным результатом данного направления должен стать спи­сок проблем, связанных с нелегальной миграцией и имеющих нега­тивный оттенок, повышающих тревожность в обществе, нарушаю­щих эффективную работу социальных институтов.

ТЕСТЫ к главе 3

1. Целью криминологического исследования является:

а) получение различных данных о социальной ситуации в обществе;

б) получение данных о состоянии общества и государства в ракурсе изучения преступности;

в) получение любых данных об обществе.

2. Программа криминологического исследования-это:

а) набор методов, необходимых для достижения цели исследования;

б) методы и инструментарий криминологических исследований:

в) последовательность действий, методика и определенные этапы и стадии кри­минологического исследования. 3. Объектом криминологических исследований является:

а) преступность;

б) социальные группы населения;

в) социальная ситуация в регионе.

4. Регулирование миграционных процессов является одним из направле­ний деятельности:

а)государства;

б) международного сообщества;

в) МВД"РФ.

5. Для лучшего статистического учета миграционных потоков в первую очередь необходимо:

входит регламентация миграционных процессов;

б) выработка единой государственной миграционной политики;

в) повышение деятельности милицейских служб.

6. В судебных инстанциях документами первичного статистического учета являются:

а) статистические карточки;

б) журналы учета;

в) статистические формы.

7. В нотариальных конторах документами первичного статистического учета являются:

а) статистические формуляры;

б) реестры (списки);

в) журналы учета.

8. Статистическая отчетность в ОВД - это:

а) статистические формуляры;

б) система статистических карточек, журналов и реестров;

в) статистические формы.

9. Органы записи актов гражданского состояния (загс) осуществляют ста­тистический учет с использованием:

а) регистрационных актов;

б) статистических карточек;

в) регистрационных журналов.

10. Для учета деятельности адвокатуры по содействию охране прав и за­конных интересов граждан в осуществлении правосудия используются:

а) регистрационные карточки;

б) журналы учета;

в) реестры.

И ТЕХНИКА

Чтобы полученные сведения о каждой единице наблюдения мог­ли быть использованы для характеристики изучаемой совокупности в целом, они должны быть научно обработаны, систематизированы, подсчитаны и обобщены.

Статистической сводкой является научно организованная систе­матизация и подсчет групповых и общих итоговых статистических данных.

Целью сводки является сведение воедино материалов статисти­ческого наблюдения и получение обобщающих статистических по­казателей, характеризующих сущность социально-экономических явлений или процессов, отражающих определенные статистические закономерности.

Сводку статистических данных проводят по заранее составлен­ной программе, содержание которой определяется задачами иссле­дования. В программе должен содержаться перечень объектов и показателей для изучения исследуемого явления, выбор группиро-вочных признаков. Программа должна предусматривать систему макетов таблиц, в которых в определенном порядке перечисляются объекты, группы и подгруппы и необходимые для их характеристи­ки итоговые и промежуточные показатели.

По технике исполнения сводка может быть выполнена как руч­ным, так и механизированным способом.

По организации работ различают централизованную и децентра­лизованную сводки (рис. 4.1.1).

При централизованной сводке материалы наблюдения сосредо­точиваются в одном центральном органе (например, в Федеральной службе государственной статистики Российской Федерации (ранее Госкомстат), а в случае ведомственной статистики - ГИЦ МВД Рос­сии).



Рис. 11. Статистическая сводка

Сводка в широком понимании
Сводка в узком понимании

При децентрализованной сводке обобщение собранных сведений производится на местах - в районных, городских, областных, крае­вых органах статистики по единому плану. Вышестоящему органу статистики передаются уже сводные итоги для дальнейшего их обобщения.

Кроме того, различают сводку в узком понимании, которая пред­ставляет собой подсчет (суммирование) данных о числе единиц со­вокупности и значении их признаков. Такую сводку иначе называют простой сводкой.

Сложная сводка, или сводка в широком понимании, - это способ научной обработки первичных статистических сведений, включаю­щий в себя группировку исследуемых явлений, получение системы показателей для характеристики типичных групп и подгрупп, под­счет групповых и общих итогов, табличное и графическое оформле­ние статистических показателей.С

СУЩНОСТЬ И ВИДЫ ГРУППИРОВОК

Сводка и группировка - это взаимосвязанные процессы стати­стического исследования массовых наблюдений. Без сводки нельзя произвести группировку, сводка без группировки не позволяет вы­делить характерные черты отдельных типов явлений, установить за­кономерности исследуемых явлений и взаимосвязей между ними.

Статистическая группировка (рис. 12) представляет собой процесс разделения сложного массового явления на однородные группы по каким-либо существенным признакам с целью выделения типов явлений, изучения структуры и анализа их состояния, разви­тия и взаимосвязей. Одновременно это и метод объединения единиц совокупности в однородные группы, по которым определяются ста­тистические показатели.

Признак, положенный в основание группировки, называется группировочным признаком, или основанием группировки.

Рис. 12. Статистические группировки

Группированный признак - это отличительная черта, свойствен­ная единице статистической совокупности, на основе которой стро­ятся отдельные группы.

Все признаки подразделяются на атрибутивные (качественные) и количественные.

Атрибутивные, или качественные, признаки могут быть выраже­ны только дискретными показателями в виде текстовой записи. Примерами качественных признаков могут быть: пол, националь­ность, страна, вид деятельности, образование, вид преступной дея­тельности, отрасль права и т.д. Количество возможных групп опре­деляется числом исследуемых признаков.

При группировке по количественному признаку, в отличие от качественного, каждая группа имеет цифровое выражение и может принимать любые дробные и целочисленные значения, то есть явля­ется непрерывно изменяющейся величиной. К таким группировоч­ным признакам можно отнести, например, возраст, стаж работы, производство или потребление продукции, урожайность, посевные площади и т.п. В табл. 4.2.1 представлены качественные группиро-вочные признаки - составы преступлений против жизни и здоровья по федеральным округам Российской Федерации.

Универсальное значение любого научного метода заключается в том, что он не дает указание на причины или другие результаты исследования, а ориентирует на пути поиска причин или других искомых данных. Опираясь на философские категории случайности и необходимости, количества и качества, взаимосвязи и развития явлений и др., а также на математическую теорию статистики, юридическая статистика разрабатывает свои специфические методы, предназначенные для изучения количественной стороны преступности, правонарушаемости, гражданско-правовых деликтов и связанных с ними социальных явлений и процессов. На конкретное содержание этих методов существенное влияние оказывают общая теория права и его различных отраслей, теория криминологии, судебной медицины и других неправовых наук. Теоретические положения упомянутых дисциплин определяют и специальные методики, основанные на статистических методах.

К специфическим методам, с помощью которых юридическая статистика изучает свой предмет, относятся:

  • 1) массовое статистическое наблюдение;
  • 2) сводка и группировка данных, полученных при наблюдении, по качественно-определенным признакам;
  • 3) статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей;
  • 4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

Перечисленные методы, образуя органически единый процесс статистического исследования, иногда именуются его стадиями или этапами, поскольку каждый последующий метод, как правило, может быть применен с использованием показателей предыдущего. Поэтому любое статистико-правовое, стати- стико-деликтологическое или статистико-криминологическое обследование будет считаться полным и завершенным только тогда, когда оно слагается из названных выше основных стадий (этапов, методов).

1. Метод массового статистического наблюдения применительно к юридической статистике означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений, деликтов, субъектов этих действий и т. д. можно установить объективные закономерности в преступности, правонарушаемости, в их причинности, в правоприменительной деятельности судов, прокуратуры, милиции и других правоохранительных органов. Изучение явлений единичных или в небольшом количестве в силу случайных отклонений не позволяет выявить действительные закономерности. При массовом наблюдении случайные колебания взаимно погашаются и остаются следствия, обусловленные общими причинами.

Давно замечено, что преступления или другие юридически значимые явления, взятые в большом масштабе, обнаруживают по своему числу и своей классификации такую же закономерность, как явления природы. Поэтому для действительно научного фундамента статистических фактов необходимо брать не отдельные факты, пускай даже очень важные, а всю совокупность относящихся к рассматриваемому вопросу фактов, иначе может возникнуть подозрение об их тенденциозном подборе.

Для получения объективных результатов статистическое наблюдение должно охватывать либо всю (в статистике - генеральную) совокупность изучаемых явлений, либо такую ее часть, которая была бы достаточно представительной (репрезентативной) и позволяла бы сказать, что результаты, выявленные на основе неполных данных, имеют такую-то ошибку. Научной опорой в этом случае служит закон больших чисел, который позволяет рассчитать возможную ошибку при неполном изучении фактов.

  • 2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественноопределенным признакам - следующий специфический метод (этап) юридической статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, имеют общий характер. В целях проникновения в сущность наблюдаемых явлений они должны быть сведены и разгруппированы по нужным нам признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Например, совокупность изученных преступлений группируется по объектам посягательства (против личности, экономики, государства и др.), по содержанию мотивации (корыстные, насильственные и т. д.) или по субъектам преступлений (полу, возрасту, социальному положению, прежней судимости). Сводка и группировка данных позволяет увидеть структуру изучаемых явлений, их сходства и различия. Данный метод позволяет увидеть единство количественного и качественного в той или иной совокупности.
  • 3. Статистический количественный анализ сведенных и разгруппированных показателей позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых, криминологических и социологических явлений. Результаты статистического исследования на этом этапе выражаются в процентах, коэффициентах, индексах и других обобщающих показателях, не включающих в себя частные, индивидуальные или случайные отклонения. В них раскрываются основные тенденции, типичные черты, корреляции, характеристики.

Если число учтенных преступлений в разных странах в 1960 г. принять за 100% и соотнести с этими показателями данные 1990 г., то обнаружится главная закономерность развития преступности: за 30-летие зарегистрированная преступность в США увеличилась в 7,2 раза, в Англии и Уэльсе - в 6,1, во Франции - более чем в 5, в СССР - в 3,7, в ФРГ - в 2,8, а в Японии - 1,5 раза. В реальной жизни «кривая» динамики преступности не была строго линейной: преступность в разных странах в те или иные годы росла, сокращалась, оставалась на уровне предыдущего года, вновь росла и сокращалась. Но как бы она ни колебалась, основная тенденция - рост преступности, обгоняющий рост народонаселения - четко пробивалась через массу случайностей.

Рассчитав другой обобщающий показатель - число преступлений на 100 тыс. населения (коэффициент преступности), - мы обнаружим иную иерархию стран по уровню преступности: в Англии и Уэльсе в 1990 г. было совершено 8996 преступлений на 100 тыс. жителей, в ФРГ - 7108, во Франции - 6206, в США (только 8 видов, отслеживаемых в федеральном масштабе) - 5820, в Японии - 1794, в СССР - 1115. Сопоставляя два ряда статистических величин и анализируя их в совокупности с социально-экономическим, правовым и политическим развитием, можно прийти к очень важным выводам, к которым невозможно было бы даже приблизиться на основе абстрактных логических рассуждений.

Подобными возможностями характеризуются и другие приемы количественного статистического анализа.

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования: и при наблюдении, и при группировке, и при количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим. Отступая от него, исследователь попадает в плен механистических представлений и схоластических расчетов. Обратимся к примеру качественной оценки деятельности правоохранительных органов за последние годы.

В трудные 1991-1992 гг. в России появился огромный «вал» преступности. В первые месяцы 1992 г. темпы прироста преступности составляли 45%. Это было беспрецедентно. Российские власти потребовали решительной борьбы с преступностью. Прирост преступности за 1992 г. снизился и составил 27,3%. В 1993 г. он уже был равен 1,6%. В 1994 г. преступность не только не увеличилась, но и снизилась на 6%. После некоторого роста в 1995 г. преступность в 1996 г. вновь стала как по команде из месяца в месяц снижаться: в январе - на 0,8%, в феврале - на 1,8%, в марте - на 3,1%, затем - на 3,2; 4,1; 4,6; 4,8% и т. д. На основании количественного анализа можно было бы говорить о серьезных успехах правоохранительных органов.

Борьба с преступностью действительно оживилась, но чтобы в условиях углубляющегося социально-экономического кризиса, обнищания народа, роста безработицы, полугодовых задержках выплаты заработной платы, войны в Чечне, слабости правоохранительных органов темпы прироста преступности сократились более чем в 50 раз, этого объективно не могло быть. Обращение к практике регистрации преступлений, фактической деятельности правоохранительных органов, латентной (скрытой) преступности и другим аспектам качественного анализа показало, что количественное сокращение учтенных преступлений имеет в значительной мере «бумажный» характер. Правоохранительные органы, не имея возможности обуздать преступность, отреагировали на жесткие требования властей традиционно: существенно расширили «управляемую» регистрацию преступлений .

Регистрируемая преступность в 1998 г. увеличилась на 7,7%, а в 1999 г. - на 16,3%. В 2000-2001 гг. уровень преступности удерживался примерно на уровне 1999 г., а в 2002 г. учтенная преступность вдруг резко сократилась на 15%, тяжкая и особо тяжкая - на 24%, причинившая крупный (значительный) ущерб - тоже на 24%, мошенничество - на 12,5%, незаконный оборот оружия - на 14,7%, угроза убийством - на 15,1%, краж - на 27% и т. д. В то же время увеличилось причинение умышленного вреда здоровью (+5%), разбоев (+5%), грабежей (+12,4%), угонов автотранспорта (+43,2%), умышленных поджогов (+44,1%). И последнее: раскрываемость всех преступлений при таком существенном снижении нагрузки почему-то уменьшилась на 26%, тяжких и особо тяжких - на 33%, а число выявленных лиц - на 23,5%. Известно, что структурные соотношения очень инерционны. Поэтому подобные серьезные изменения могут быть только искусственными. И они, вероятнее всего, были связаны с введением в действие нового УПК РФ в середине 2002 г., который существенно осложнил борьбу с преступностью. В первой половине 2003 г. эти тенденции продолжались, но в связи с некоторыми позитивными изменениями УПК РФ их величины были намного меньше. Таким образом, при росте фактической преступности сокращение было выборочным: росли учтенные преступления, которые труднее скрыть, и сокращались те, которыми легче манипулировать. Эти методы давние и общеизвестные. Правда, если раньше такие позитивные сдвиги были чистым мошенничеством правоохранительных органов, то сейчас на помощь им пришел «самый демократичный в мире УПК». На этом фоне безнаказанность, как одна из серьезных причин преступности, существенно увеличилась. Эта безнаказанность отрицательно скажется на преступности ближайших лет .

Научный подход к статистическим данным, умение анализировать их на основе теории и сочетать с глубоким качественным анализом изучаемых фактов - это основополагающий метод, способный извлечь из количественных показателей объективный ответ на поставленные вопросы.

Применение всестороннего качественного анализа в конкретных статистико-правовых и статистико-криминологических исследованиях предполагает глубокое уяснение сущности анализируемых процессов, исходящих из теоретических положений гражданского и уголовного права, криминологии и т. д., и последующее углубление теории этих наук или совершенствование юридической практики на базе полученных результатов.

Основой всякого статистического изучения служит качественный анализ исследуемых явлений в целях установления тенденций и закономерностей их развития в конкретных условиях места и времени.

При проведении конкретных статистико-правовых и иных юридических статистических исследований рассмотренные специфические методы органически включаются в методику тех наук и их социологических разделов, которые обслуживает юридическая статистика, модифицируясь с конкретными задачами каждой юридической науки.

  • См.: Лунеев В. В. Контроль над преступностью: надежны ли показатели? //Государство и право. 1995. № 7. С. 89-102.
  • См.: Лунеев В. В. Тенденции современной преступности и борьбы с ней вРоссии // Государство и право. 2004. № 1. С. 5-20.

Введение

В последнее время достаточно остро стоит вопрос о социально-экономических и политических противоречиях в России. Именно поэтому увеличилось количество преступлений.

В наше время в российском обществе проблема преступности привлекает к себе большое внимание, как ученых, так и общество в целом. В течение нескольких лет наблюдается количественный рост преступности и ухудшение ее качественных показателей.

Преступность, представляет собой совокупность преступлений, связанную с социальной средой, имеет свои количественные и качественные характеристики, отличные от характера отдельного преступления. В характеристиках преступности проявляются ее определенные закономерности. Современный подход к преступности как к социальной системе вызывает необходимость рассматривать ее как социально обусловленное явление, характеризующееся системой определенных свойств и параметров, которые могут быть количественно выражены в виде постоянных и переменных величин.

Преступность -- одно из страшных явлений в жизни общества. Она оказывает влияние на все стороны жизнедеятельности населения, накладывает отпечаток на образ жизни человека, напрямую связана с его жизнью, здоровьем, материальным благополучием.

В настоящее время, преступность, как и мировые войны, и глобальные катастрофы представляет огромную угрозу для существования человечества.

Преступность также представляет собой форму движения, т.е. процесс, поскольку масштабные социальные системы не могут находиться в состоянии статистики. Очевидно, поэтому преступность необходимо рассматривать как сложную динамическую социальную систему.

Возможно описание преступности как системы статистического характера набором параметров. Изучение ее процесса связано с необходимостью использования математических методов. Поскольку преступность проявляется в виде статистической совокупности составляющих ее элементов, речь должна идти, прежде всего, о статистических методах. Преступность - статистическая система, подчиняющаяся вероятностным закономерностям.

Объектом данной дипломной работы является уровень преступности в Российской Федерации.

Цель работы - проанализировать уровень преступности с помощью основных статистических методов.

Основные понятия и задачи правовой статистики

Предмет и метод правовой статистики

Основным и обязательным источником информации о преступности как массовой статистической совокупности является уголовная (правовая статистика). Она представляет собой не только статистические данные, но и специальные методы исследования.

Правовая статистика - основанная на общих принципах и содержании юридических наук система положений и приемов общей теории статистики, применяемых к области изучения правонарушений и мер социального контроля над ними. Она количественно исследует разнообразные стороны правовых нарушений - уголовных, гражданских их уровень, структуру, динамику и направление развития, причины и условия, им способствующие, всю совокупность мер борьбы с этими нарушениями.

Различный характер правонарушений, которые призвана учитывать правовая статистика, а также специфические особенности деятельности учреждений, которые практически ею занимаются, обуславливают выделение трех самостоятельных разделов правовой статистики:

1. Уголовно-правовая статистика. Объектом изучения данной статистики является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями преступности и мер государственного социального контроля над ней.

2. Административно-правовая статистика. Объект изучения - количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями административных правонарушений и мер государственного социального контроля над ними.

3. Гражданско-правовая статистика. Объектом изучения является количественная сторона в неразрывной связи с качественными особенностями гражданских правоотношений, рассматриваемых судом, арбитражем, нотариатом и вынесенных ими решений.

Роль правовой статистики заключается в том, чтобы установить, как работают следственные, судебные и исправительно-трудовые учреждения.

Зная, количество зарегистрированных преступлений, располагая сведениями о нарушении семейного, трудового, жилищного права, можно более эффективно осуществлять решение задач в укреплении правопорядка.

Отсюда следует, что предметом правовой статистики будет количественная сторона тех явлений, которые входят в среду деятельности указанных органов. Во-первых, преступности и мероприятий по борьбе с ней, во-вторых, гражданских правонарушений, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитражном суде; и наконец, в-третьих, административных нарушений и мероприятий по их предупреждению со стороны административных органов). Демидов В.Н., Казанцев С.Я., - Правовая статистика - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 г.

Цель правовой статистики - учет нарушений, которые рассматривают органы МВД, прокуратуры, суда.

Для принятия эффективных мер укрепления правопорядка определения нужно в первую очередь иметь достоверные данные о состоянии преступности, а в частности иметь представления о ее структуре и динамике, причинах и условиях совершения правонарушений. Изучение преступности начинается с обобщения и анализа данных учета зарегистрированных преступлений и лиц, их совершивших, в масштабе города, района, отдельного производственного или иного объекта.

Правовая статистика исследует, как охраняется личность, защищаются права и свободы человека и гражданина, общественный порядок и безопасность.

Правонарушения, которые исследует правовая статистика - это категория конкретно-временная. Ее социальная характеристика проявляется в четырех моментах: во-первых, это их историческое происхождение; во-вторых, это деяния конкретных людей, их сознательные поступки: в-третьих, тот ущерб, который они наносят обществу.

К методам, с помощью которых правовая статистика изучает свой предмет, относятся: Савюк Л.К. - Правовая статистика. - М.: Юристъ, 2011 г.

1) массовое статистическое наблюдение;

2) сводка и группировка данных, которые были получены при наблюдении, по качественно-определенным признакам;

3) статистический количественный анализ показателей;

4) всесторонний качественный анализ статистических материалов.

1. Метод массового статистического наблюдения означает, что только путем изучения большого количества преступлений, правонарушений можно установить объективные закономерности в преступности.

2. Сводка и группировка данных наблюдения по качественно-определенным признакам -- следующий метод правовой статистики. Данные, полученные путем статистического наблюдения, должны быть сгруппированы по нужным признакам, чтобы каждая группа представляла собой определенную качественную однородность. Сводка и группировка данных позволит увидеть структуру изучаемых явлений, сходства и различия.

3. Статистический количественный анализ позволяет углубить изучение, установить и измерить закономерности и взаимозависимости массовых правовых явлений

4. Всесторонний качественный анализ правовых количественных явлений применяется на всех этапах статистического исследования:

При наблюдении

При группировке

При количественном анализе. Качественный анализ является основополагающим.

На всех стадиях используются специальные методы, каждый из которых в дальнейшем имеет самостоятельное значение для изучения и прогнозирования преступности.

Правовая статистика - общественная, социально - экономическая наука.

Предмет правовой статистики массовые правовые и социальные яв­ления.

Теоретическая основа статистики - закон больших чисел. Этапы исследования:

Наблюдение;

Сводка и обработка;

Статистика многоотраслевая наука.

Задачи правовой статистики на современном этапе развития экономики. Методические указания

Статистика возникла из практических потребностей общественной жизни. Слово "статистика" происходит от латинского слова status (статус)

Состояние или положение. От этого слова образовалось итальянское сло­во "stalo" (стато), под которым понималось государство пли управляемая область, а также знания о состоянии дел в них.

Первые попытки установить на основании статистических данных некоторые закономерности общественной жизни были сделаны в XVTT в. в Англии Джоном Граунтом и Вильямом Петти. В. Петти (1626-1697 гг.) в своих работах обосновал применение численного метода к изучению об­щественных явлений. Свои исследования он назвал "политической ариф­метикой". Это и было первоначальной формой статистики.

В настоящее время статистика рассматривается как самостоятельная наука, изучающая количественную сторону массовых социально- экономических явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Статистика изучает количественную сторону явлений с помощью ста­тистических показателей. Статистические показатели характеризуют уров­ни, размеры, объемы массовых явлений в определенных условиях. Можно, например, говорить о количестве убийств, хищений, хулиганств, всякого рода преступлениях; о темпах роста данных показателей, то есть об изме­нении их во времени - в течение года, квартала, месяца.

Особенность статистики состоит в том, что во всех случаях ее данные относятся к совокупности. Так, статистику, например, не интересует пре­ступление, совершенное конкретным преступником, а интересует количе­ство преступлений по группе людей, по причинам, по социальной принад­лежности, по полу, возрасту и т.п., а также число правонарушений по ре­гионам, стране в целом.

Изучение массовых явлений основывается на некотором общем прин­ципе - законе больших чисел. Сущность закона больших чисел заключает­ся в том, что общая закономерность массовых явлений проявляется под действием различных причин лишь в большой совокупности случаев, при взаимопогашении отклонений от закономерности, складывающихся под влиянием случайных причин, которые имеют место в отдельных единич­ных явлениях, составляющих множество. Проявление действия закона больших чисел можно видеть во многих областях явлений общественной жизни, изучаемых статистикой. Среднее число правонарушений на одного жителя, средний возраст правонарушителей и т.п. - все это статистические характеристики, которые выражают общие для данного массового явления закономерности. Таким образом, закон больших чисел способствует рас­крытию закономерностей массовых явлений как объективной необходи­мости их развития.

Статистика как многоотраслевая наука состоит из общей теории стати­стики, математической статистики, экономической статистики (статистики народного хозяйства) и отраслевых статистик.

Общая теория статистики, как методологическая наука, разрабатывает систему статистических показателей для измерения и анализа, изучаемых социально-экономических явлений и располагает сетью статистических методов для проведения исследования.

Общая теория статистики объединяет каждую отраслевую статистику с помощью методов исследования. К таким методам относят, в частности, метод статистических группировок, табличный и графический методы, ме­тоды исчисления средних и относительных величин, показателей вариа­ции, показателей динамики, индексный и корреляционный методы иссле­дования.

Любая законченная статистическая работа вообще и в органах юсти­ции в частности слагается из трех основных этапов:

1) статистического наблюдения;

2) сводки и группировки собранного материала;

3) анализа статистических показателей.

Эти три этапа статистической работы неразрывно связаны друг с дру­гом и требуют составления предварительного плана всего статистического исследования, охватывающего его важнейшие разделы.

Статистическое наблюдение - первый этап статистического ис­следования - представляет собой массовую цифровую регистрацию опре­деленных индивидуальных явлений по тем или иным интересующим нас признакам. Задачей первого этапа является сбор полной, объективно досто­верной информации. Предположим, нам необходимо выяснить объем со­вершенных за определенный период преступлений и его изменения, уста­новить их причины и наметить конкретные мероприятия по их предупреж­дению. Прежде чем ответить на поставленные вопросы, необходимо, оче­видно, иметь в своем распоряжении конкретный статистический материал, охватывающий своими показателями количественную сторону такого явле­ния, как преступность. Для получения этого материала нам и придется, прежде всего, провести статистическое наблюдение, т.е. регистрацию за оп­ределенный период времени каждого случая преступления, дошедшего до соответствующего государственного органа (милиции, прокуратуры, след­ствия или суда), характеризуя это преступление заранее установленными признаками (например, статьей уголовного кодекса), местом и временем совершения преступления, условиями, способствующими его совершению, мерой уголовного наказания и пр.

Такая работа будет проведена путем выборки из соответствующих учетно-регистрационных карточек всех нужных показателей. Конечно, та­кие карточки, являющиеся как бы сырым материалом, необходимо еще об­работать и обобщить, соединив их в массы или совокупности, где, как из­вестно, проявляются закономерности, где могут быть выявлены и измерены соответствующие взаимозависимости.

Задачами второго этапа статистического исследования являются груп­пировка данных статистического наблюдения на качественно - однородные совокупности и подведение итогов (сводка) как отдельных групп, так и всей массы наблюдаемых фактов.

Разгруппируем все зарегистрированные преступления на более од­нородные совокупности по существенным признакам (предположим по гла­вам и статьям Уголовного кодекса) и подсчитаем эти частные совокупности и их общий итог. Практически группировка и сводка осуществляются в ви­де составления отчетности, представляющей собой подсчет и разбивку на определенные категории соответствующих первичных документов, т.е. карточек, на уголовное и гражданское дело, на подсудимого и т.д. Полу­ченные после такого подсчета абсолютные показатели уже дадут некото­рое представление об общем объеме преступности или гражданских спо­ров и об их структуре. Но этого еще недостаточно.

Третий этап всякого законченного статистического исследования да­ет ответ на вопрос об изменении преступности за определенный период времени. Для этого необходимо, очевидно, сопоставить данные о числе совершенных преступлений по годам, установить, количество каких ви­дов преступлений увеличилось, каких уменьшилось, в каких городах, кра­ях, областях и республиках преступность наиболее распространена, како­ва связь между преступностью и другими явлениями, предположим с ал­коголизмом, и т.п. Все это требует соответствующей обработки сводных статистических показателей, например, приведение удельного веса от­дельных видов преступлений к их общему итогу; определения степени изменения преступности по отношению к предыдущему периоду; вы­числения коэффициентов преступности, т.е. отношения числа преступле­ний на 100 тыс. населения по городам, краям, областям и республикам для сопоставления преступности в территориальном аспекте; установ­ления процента лиц, совершивших преступление в состоянии опьяне­ния, и т.п. Скажем, показатели, характеризующие, что 96% хулиганств, 85% убийств и 67% изнасилований совершаются в состоянии опьянения, конкретно показывают прямую связь между преступностью и алкоголиз­мом, являющимся основным условием, способствующим совершению преступлений. Подобная обработка и анализ статистических данных по­зволяют увидеть взаимосвязи и закономерности в изучаемых общественных процессах, что является важнейшей задачей третьего этапа.

Статистические данные о развитии народного хозяйства и от­дельных отраслей являются необходимым материалом для государст­венного управления народным хозяйством.

Условия новой экономической реформы требуют совершенствования статистической работы, особенно в части отражения эффективности укреп­ления общественного строя, широкого внедрения машинной техники и т.д.

Как было сказано, статистика, охватывающая своими показателями все стороны экономической, политической, культурной и правовой жиз­ни, расчленяется на целый ряд отраслей.

Одной из таких отраслей является правовая статистика, которая отра­жает своими показателями, как охраняется общественный и государствен­ный строй, государственная и частная собственность, как защищаются га­рантированные Конституцией права и интересы отдельных граждан, учре­ждений, предприятий, общественных организаций. Основной целью пра­вовой статистики является учет нарушений законности, рассматриваемых органами МВД, прокуратуры, суда и общественными организациями, а также мероприятий по борьбе с этими нарушениями.

Роль правовой статистики в улучшении деятельности указанных орга­нов весьма серьезна, так как именно она наряду с другими источниками дает возможность установить, как работают судебные, следственные и исправи­тельно-трудовые учреждения, как осуществляется ими правосудие. Зная ко­личество совершенных преступлений, учитывая самих преступников, распо­лагая сведениями о нарушении семейных, трудовых, жилищных и других за­конов, о распространенности преступлений на различных участках народного хозяйства, о размерах ущерба от этих преступлений, учитывая результаты борьбы с уголовными и другими нарушениями, органы юстиции (в широком смысле) получают возможность наиболее эффективно осуществлять возло­женные на них задачи в деле укрепления законности.

Какие же явления изучает правовая статистика, т.е. что следует счи­тать ее предметом? Правовая статистика учитывает работу всех государст­венных органов, осуществляющих уголовно-правовую и гражданско- правовую охрану общественного и государственного строя, государствен­ной и частной собственности, личности, прав и интересов граждан, пред­приятий и организаций. Следовательно, правовая статистика учитывает рабо­ту прокуратуры, милиции, судов, исправительно-трудовых учреждений, ар­битража, нотариата и др. Отсюда ее предметом и будет количественная сто­рона тех явлений, которые входят в сферу деятельности указанных органов. Это - количественная сторона преступности и мероприятий по борьбе с ней, преступников и наказаний, а также гражданско-правовых споров, ставших объектом разбирательства в суде, нотариате или арбитраже.

Следовательно, правовая статистика имеет своей целью учесть все на­рушения законности, рассматриваемые соответствующими государствен­ными органами, и мероприятия по предупреждению этих нарушений. В соответствии с этим правовая статистика, применяя свои специфические методы, должна количественно отразить те мероприятия, которые осуще­ствляют государственные органы для защиты от всяких посягательств на общественный и государственный строй, на систему хозяйства и государ­ственную и частную собственность, на политические, трудовые, жилищ­ные и другие личные имущественные права и интересы граждан РФ, на права и охраняемые законом интересы государственных учреждений, предприятий, общественных организаций.

Изучая правовую статистику, мы должны исходить, во-первых, из различного характера правовых нарушений, которые она призвана учиты­вать, а во-вторых, из различного характера учреждений, которые практи­чески занимаются правовой статистикой. Основываясь на этом делении, правовая статистика подразделяется на две самостоятельные отрасли:

1) уголовно-правовую статистику, имеющую своим непосредственным объектом количественную сторону преступности и мероприятий по ее предупреждению;

2) гражданско-правовую статистику, непосредственным объектом ко­торой является количественная сторона гражданско-правовых отношений, рассматриваемых судом, арбитражем и нотариатом.

Таким образом, правовая статистика отражает своими показателями все стадии уголовного и гражданского процессов.

Каждая отрасль правовой статистики - уголовно-правовая и граждан­ско-правовая - подразделяется на несколько разделов в соответствии с ос­новными стадиями уголовного и гражданского процессов.

По этому признаку уголовно-правовая статистика, отражающая свои­ми показателями процесс борьбы с преступностью, подразделяется на сле­дующие составные разделы:

а) статистика предварительного расследования, учитывающая дея­тельность государственных органов, которые расследуют преступления и устанавливают лиц, виновных в их совершении;

б) статистика уголовного судопроизводства, отражающая работу су­дов первой, второй (кассационной) и надзорной инстанций по разбира­тельству уголовных дел;

в) статистика исполнения приговоров, отражающая работу исправи­тельно-трудовых учреждений.

Самостоятельным подвидом уголовной статистики является статистика прокурорского надзора. Все это играет серьезную роль в улучшении работы этих органов, а также в деле изучения и предупреждения преступности.

Следует сказать несколько слов об актуальном и перспективном на­правлении в изучении и предупреждении преступности - виктимологии, что в буквальном переводе означает "учение о жертве" (от лат. лпсИта - жертва). Виктимология призвана исследовать в самых различных аспектах жертву преступления или, точнее, людей, потерпевших от преступных по­сягательств. Подобные исследования требуют организации особого разде­ла уголовной статистики. Как видно из рассмотрения многих уголовных дел, из обобщения судебной практики, поведение человека бывает порой не только преступным, но и виктимным, т.е. рискованным, распущенным, провокационным, легкомысленным, а, следовательно, опасным для самого себя. Конечная цель виктимологии - выработка определенных мер, позво­ляющих избегать ситуаций, в которых поводом к совершению преступле­ний может быть личность или поведение самой жертвы. Здесь не обойтись без статистики. Основная задача статистики виктимности - дать количест­венную характеристику личности потерпевших и их поведения по сле­дующим примерным направлениям:

1) совершенное преступление, личность обвиняемого и причиненный им вред;

2) демографические, социально-психологические, правовые и другие признаки, характеризующие личность потерпевшего;

3) роль потерпевшего в конфликтной ситуации (его взаимодействие с обвиняемым, его состояние и поведение в момент совершения преступле­ния, вопрос о "вине" потерпевшего - моральной, уголовно- правовой и пр.).

Следовательно, уголовно-правовая статистика должна включать не только показатели, характеризующие преступность, меры борьбы с ней и личность преступника, но также виктимность и ее профилактику. Здесь будет количественно отражена личность потерпевшего, его поведение, а также меры, направленные на предупреждение виктимной обстановки, т.е. такой, когда поводом к совершению преступлений может быть личность или поведение самой жертвы.

Второй отраслью правовой статистики является гражданско-правовая статистика. Ее основная цель - учет гражданско-правовых отношений, на­ходящихся на разрешении суда и арбитража.

К области гражданско-правовой статистики относится учет таких гражданских правоотношений, которые, не будучи связаны с правонару­шением и не являясь предметом гражданского спора, удостоверяются в порядке административном, нотариальном или в порядке бесспорного су­дебного производства (например, удостоверение нотариусом завещаний, выдача свидетельства о праве наследования, удостоверение судом стажа работы и пр.).

Гражданско-правовая статистика подразделяется на два раздела:

1) статистика гражданского судопроизводства, освещающая работу судов по рассмотрению гражданских дел;

2) статистика исполнения судебных решений, освещающая деятель­ность судебных исполнителей по приведению в исполнение решений судов по гражданским делам.

Руководство правовой статистикой осуществляется МВД, ФСБ, Ми­нистерством юстиции, Прокуратурой РФ, в составе которых имеются спе­циальные отделы статистики. Эти отделы разрабатывают показатели ста­тистической отчетности с учетом основных задач и соответствующих из­менений в законодательстве, издают инструкции по статистической отчет­ности.

Таким образом, организация статистического аппарата в судах, про­куратуре и органах МВД обеспечивает сбор, обработку и анализ статисти­ческого материала, необходимого для всесторонней характеристики их деятельности, для выявления и устранения имеющихся недостатков, а, следовательно, для более эффективного выполнения тех задач, которые стоят перед этими органами в настоящее время.

Руководящие органы пользуются наряду с материалами обследова­ний, ревизий и изучением отдельных категорий уголовных и гражданских дел также материалами правовой статистики при обобщении судебной и прокурорской практики. Статистика дает, например, возможность опреде­лить основные направления в развитии судебной репрессии и выяснить, насколько типичны недостатки в применении мер уголовного наказания.

Однако ограничиваться только статистическими данными было бы совершенно неправильно. Как бы ни были важны показатели правовой статистики, они должны всегда подкрепляться углубленным изучением. Для окончательных выводов необходим всесторонний качественный ана­лиз исследуемых объектов и процессов, всестороннее знание практики. Только при этом непременном условии показатели правовой статистики выявят качественное своеобразие исследуемых явлений.

Исключительно велика роль уголовной статистики в изучении и пре­дупреждении преступности. Уголовная статистика дает исчерпывающую, научно обоснованную информацию о состоянии преступности, о ее струк­туре и динамике, о причинах и условиях, способствующих совершению преступлений, о личности преступника, о плюсах и минусах в деятельно­сти милиции, прокуратуры, суда и исправительно-трудовых учреждений. Все это необходимо для повышения эффективности деятельности, направ­ленной на борьбу с преступностью.

Одна из форм использования правовой статистики относится к сфере законодательства. Иллюстрируя своими показателями практику примене­ния тех или иных законов, характеризуя движение отдельных видов нару­шений, статистика подтверждает целесообразность или, наоборот, нецеле­сообразность действия в данный период конкретного закона, его эффек­тивность. Отсюда может возникнуть необходимость установления иного порядка регулирования некоторых гражданско-правовых отношений (на­пример, семейных), новых форм борьбы с преступностью.

Последняя форма использования правовой статистики относится к об­ласти теоретического исследования. Правовая статистика имеет весьма широкое применение в научно-исследовательской работе по изучению преступности и других вопросов криминологии, уголовного и гражданско­го права и процесса. Представляя необходимый материал, характеризую­щий объем и динамику уголовно-правовых и гражданско-правовых явле­ний, правовая статистика подкрепляет и иллюстрирует соответствующие положения и выводы этих наук. Она обогащает указанные науки знанием конкретных фактов и явлений, она показывает, где, как и при каких усло­виях совершаются уголовные и гражданские правонарушения, какова их взаимосвязь с другими социальными явлениями. Правовая статистика, та­ким образом, - это один из важнейших источников, снабжающих юридиче­скую науку фактическим материалом для теоретического обобщения.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

/. ("формулируйте определение предмета, изучаемого правовой стати­сты кои?

2. Что является теоретического основой статистики?

3. Какие этапы содержит статистическое исследование?

4. Что такое статистические показатели?

5. Каковы составные части правового статистики?

6. Каковы основные задачи правовой статистики в современном обществе?

Термин "статистика" появился в середине 18 века. Означал "государствоведение". Получил распространение в монастырях. Постепенно приобрел собирательное значение.

С одной стороны, статистика – это совокупность числовых показателей, характеризующих общественные явления и процессы (статистика труда, статистика транспорта).

С другой – под статистикой понимается практическая деятельность по сбору, обработке, анализу данных по различным направлениям общественной жизни.

С третьей стороны, статистика – это итоги массового учета, опубликованные в различных сборниках.

Наконец, в естественных науках статистикой называются методы и способы оценки соответствия данных массового наблюдения математическим формулам.

Таким образом, статистика – это общественная наука, изучающая количественную сторону массовых общественных явлений в неразрывной связи с их качественной стороной.

Задачи статистики

(1) Разработка системы гипотез, характеризующих развитие, динамику, состояние социально-экономических явлений.

(2) Организация статистической деятельности.

(3) Разработка методологии анализа.

(4) Разработка системы показателей для управления хозяйством на макро- и микроуровне.

(5) Популяризовать данные статистического наблюдения.

Статистическая совокупность – это множество единиц изучаемого явления, объединенных единой качественной основой, общей связью, но отличающихся друг от друга отдельными признаками. Таковы, например, совокупность домохозяйств, совокупность семей, совокупность предприятий, фирм, объединений и т.п.

Совокупность называется однородной, если один или несколько изучаемых существенных признаков ее объектов являются общими для всех единиц.

Совокупность, в которую входят явления разного типа, считается разнородной. Совокупность может быть однородна в одном отношении и разнородна в другом. В каждом отдельном случае однородность совокупности устанавливается путем проведения качественного анализа, выяснения содержания изучаемого общественного явления.

Признак – это качественная особенность единицы совокупности. По характеру отображения свойств единиц изучаемой совокупности признаки делятся на две основные группы:

признаки, имеющие непосредственное количественное выражение, например возраст, стаж работы, средний заработок и т.д. Они могут быть дискретными и непрерывными;

признаки, не имеющие непосредственного количественного выражения. В этом случае отдельные единицы совокупности различаются своим содержанием (например, профессии – характером труда: учитель, столяр, швея-мотористка и т.д.). Такие признаки обычно называют атрибутивными (в философии «атрибут» – неотъемлемое свойство предмета). В случае, когда имеются противоположные по значению варианты признака, говорят об альтернативном признаке (да, нет). Например, продукция может быть годной или бракованной (не годной); для представителей отдельных возрастных групп существует вероятность дожить или не дожить до следующей возрастной группы; каждое лицо может состоять в браке или нет и т.д.


Вариа́ция - различие значений какого-либо признака у разных единиц совокупности за один и тот же промежуток времени. Причиной возникновения вариации являются различные условия существования разных единиц совокупности. Вариация - необходимое условие существования и развития массовых явлений. Определение вариации необходимо при организации выборочного наблюдения, статистическом моделировании и планировании экспертных опросов. По степени вариации можно судить об однородности совокупности, устойчивости значений признака, типичности средней, о взаимосвязи между какими-либо признаками. Показатели вариации: относительные и абсолютные.

Органы государственной статистики Российской Федерации

В соответствии со ст. 71 Конституции РФ руководство статистикой в стране осуществляет Госкомстат как федеральный орган исполнительной власти.

Госкомстат РФ, его органы в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, в городах Москве и Санкт-Петербурге, других городах и районах, а также подведомственные им организации, учреждения и учебные заведения составляют единую систему государственной статистики страны.

Формы и методы сбора и обработки статистических данных, методология расчета статистических показателей, установленные Госкомстатом, являются статистическими стандартами РФ.

В соответствии с положением основными задачами Госкомстата России являются:

1) предоставление официальной статистической информации Президенту, правительству, федеральному собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти, общественности;

2) разработка научно обоснованной статистической методологии, соответствующей международным стандартам;

3) координация статистической деятельности в государстве;

4) разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление национальных счетов, проведение необходимых балансовых расчетов;

Основные функции Госкомстата России состоят в том, что он:

1) организует проведение государственных статистических наблюдений по разработанным им или согласованным с ним программам, формам и методикам;

2) обеспечивает функционирование ЕГРПО (Единого государственного регистра предприятий и организаций);

3) обеспечивает сбор, обработку, хранение и защиту статистической информации, соблюдение государственной и коммерческой тайны, необходимую конфиденциальность данных (конфиденциальный – секретный, доверительный);

4) сопоставляет основные социально-экономические показатели России с аналогичными показателями других стран, совместно с Центробанком составляет платежный баланс страны;

5) проводит единую техническую политику в области сбора, обработки и передачи статистической информации, в разработке и формировании федеральных программ по вопросам, порученным Госкомстату.

Большую роль играет Научно-исследовательский институт статистики Госкомстата РФ. В этой работе принимает участие и Научно-методологический совет Госкомстата РФ, который объединяет ведущих работников государственной статистики и представителей экономической и статистической науки.

Организация международной статистики осуществляется статистическими службами Организации Объединенных Наций (ООН), специализированных учреждений (МОТ, ФАО, ВОЗ и др.) и других международных организаций - Организации экономического сотрудничества и развития (ОЕСД), Европейского сообщества (ЕС), Международного валютного фонда (МВФ), Мирового банка и т.д. Деятельность статистических служб этих организаций включает разработку международных стандартов, обеспечивающих сравнимость статистических показателей разных стран, осуществление международных сопоставлений, публикацию данных по группам стран, регионам и миру в целом. Зарубежные национальные и международные статистические публикации, так же как и отечественные, можно подразделить на сводные, включающие данные по всем разделам статистики, и специализированные, включающие данные по какой-либо одной отрасли, например по финансовой, демографической, сельскохозяйственной и другой статистике. Из сводных изданий важнейшим является ежегодник ООН - Statistical Yearbook. Научным международным центром в области статистики является Международный статистический институт (ISI).

Координация деятельности статистических служб стран - членов СНГ осуществляется созданным в 1992 г. Статистическим комитетом Содружества Независимых Государств. Публикуются статистические сборники по странам СНГ и другим государствам ближнего зарубежья.

Методы статистики:

1. Статистическое наблюдение

Количественная характеристика социально-экономических процессов в непосредственной связи с их качественной сущностью невозможна без глубокого статистического исследования. Использование различных способов и приемов статистической методологии предполагает наличие исчерпывающей и достоверной информации об изучаемом объекте, что включает этапы сбора статистической информации и ее первичной обработки, сведения и группировки результатов наблюдения в определенные совокупности, обобщения и анализа полученных материалов.

Если при сборе статистических данных допущена ошибка или материал оказался недоброкачественным, это повлияет на правильность и достоверность как теоретических, так и практических выводов. Поэтому статистическое наблюдение от начальной до завершающей стадии должно быть тщательно продуманным и четко организованным.

Статистическое наблюдение – это первая стадия всякого статистического исследования, представляющая собой научно организованный по единой программе учет фактов, характеризующих явления и процессы общественной жизни, и сбор полученных на основе этого учета массовых данных.

К статистическому наблюдению предъявляются следующие требования:

1) полноты и практической ценности статистических данных;

2) достоверности и точности данных;

3) их единообразия и сопоставимости.

Любое статистическое исследование необходимо начинать с точной формулировки его цели и конкретных задач, а тем самым и тех сведений, которые могут быть получены в процессе наблюдения. После этого определяются объект и единица наблюдения, разрабатывается программа, выбираются вид и способ наблюдения.

Объект наблюдения – совокупность социально-экономических явлений и процессов, которые подлежат исследованию, или точные границы, в пределах которых будут регистрироваться статистические сведения. Например, при переписи населения необходимо установить, какое именно население подлежит регистрации – наличное, т.е. фактически находящееся в данной местности в момент переписи, или постоянное, т.е. живущее в данной местности постоянно.

В ряде случаев для отграничения объекта наблюдения пользуются тем или иным цензом. Ценз есть ограничительный признак, которому должны удовлетворять все единицы изучаемой совокупности.

Единицей наблюдения называется составная часть объекта наблюдения, которая служит основой счета и обладает признаками, подлежащими регистрации при наблюдении.

Так, например, при переписи населения единицей наблюдения является каждый отдельный человек.

Программа наблюдения – это перечень вопросов, по которым собираются сведения, либо перечень признаков и показателей, подлежащих регистрации. Программа наблюдения оформляется в виде бланка (анкеты, формуляра), в который заносятся первичные сведения. Необходимым дополнением к бланку является инструкция (или указания на самих формулярах), разъясняющая смысл вопроса. Состав и содержание вопросов программы наблюдения зависят от задач исследования и от особенностей изучаемого общественного явления.

Организационные вопросы статистического наблюдения включают в себя определение субъекта, места, времени, формы и способа наблюдения.

В статистической практике используются две организационные формы наблюдения – отчетность и специальное статистическое обследование.

Отчетность – это такая организационная форма, при которой единицы наблюдения представляют сведения о своей деятельности в виде формуляров регламентированного образца.

Особенность отчетности состоит в том, что она обязательна, документально обоснована и юридически подтверждена подписью руководителя.

Примером второй формы наблюдения – специального статистического обследования – является проведение переписей населения.

В зависимости от задач статистического исследования и характера изучаемого явления учет фактов можно производить:
- систематически, постоянно охватывая факты по мере их возникновения – это будет текущее наблюдение (отчетность);
- регулярно, но не постоянно, а через определенные промежутки времени – это будет периодическое наблюдение (переписи населения).

Рис. Формы, виды и способы статистического наблюдения

С точки зрения полноты охвата фактов статистическое наблюдение может быть сплошным и несплошным. Сплошное наблюдение представляет собой полный учет всех единиц изучаемой совокупности. Несплошное наблюдение организуют как учет части единиц совокупности, на основе которой можно получить обобщающую характеристику всей совокупности. К видам несплошного наблюдения относятся: способ основного массива, выборочные наблюдения, монографические описания.

При непосредственном учете фактов сведения получают путем личного учета единиц совокупности: пересчета, взвешивания, измерения и т.д.

Документальный способ сбора статистической информации базируется на систематических записях в первичных документах, подтверждающих тот или иной факт.

В ряде случаев для заполнения статистических формуляров прибегают к опросу населения, который может быть произведен экспедиционным, анкетным или корреспондентским способом.

Существуют различные способы формирования выборочной совокупности. Это, во-первых, индивидуальный отбор, включающий такие разновидности, как собственно случайный, механический, стратифицированный, и, во-вторых, серийный, или гнездовой, отбор.

2. Сводка и группировка данных статистического наблюдения

Собранный в процессе статистического наблюдения материал нуждается в определенной обработке, сведении разрозненных данных воедино. Научно организованная обработка материалов наблюдения (по заранее разработанной программе), включающая в себя кроме обязательного контроля собранных данных систематизацию, группировку материалов, составление таблиц, получение итогов и производных показателей (средних, относительных величин), называется в статистике сводкой.

Сводка представляет собой второй этап статистического исследования. Целью сводки является получение на основе сведенных материалов обобщающих статистических показателей, отражающих сущность социально-экономических явлений и определенные статистические закономерности.

Статистическая сводка осуществляется по программе, которая должна разрабатываться еще до сбора статистических данных, практически одновременно с составлением плана и программы статистического наблюдения. Программа сводки включает определение групп и подгрупп; системы показателей; видов таблиц.

Группировка – это разбиение совокупности на группы, однородные по какому-либо признаку. С точки зрения отдельных единиц совокупности группировка – это объединение отдельных единиц совокупности в группы, однородные по каким-либо признакам.

Устойчивое разграничение объектов выражается классификацией, которая основывается на самых существенных признаках (например, классификация отраслей народного хозяйства, классификация основных фондов и т.д.). Таким образом, классификация – это узаконенная, общепринятая, нормативная группировка.

Метод группировки основывается на следующих категориях – это группировочный признак, интервал группировки и число групп.

Группировочный признак – это признак, по которому происходит объединение отдельных единиц совокупности в однородные группы.

Интервал очерчивает количественные границы групп. Как правило, он представляет собой промежуток между максимальными и минимальными значениями признака в группе. Интервалы бывают:

равные, когда разность между максимальным и минимальным значениями в каждом из интервалов одинакова;

неравные, когда, например, ширина интервала постепенно увеличивается, а верхний интервал часто не закрывается вовсе;

открытые, когда имеется только либо верхняя, либо нижняя граница;

закрытые, когда имеются и нижняя, и верхняя границы.

Определение числа групп. Здесь необходимо учитывать несколько условий:

а) число групп детерминируется уровнем колеблемости группировочного признака. Чем значительнее вариация признака, тем больше при прочих равных условиях должно быть групп;

б) число групп должно отражать реальную структуру изучаемой совокупности;

в) не допускается выделение пустых групп. Если проблема пустых групп все же возникает, при проведении структурных группировок используют неравные интервалы.

Виды группировок:

При проведении группировки приходится решать ряд задач:

1) выделение группировочного признака;

2) определение числа групп и величины интервалов;

3) при наличии нескольких группировочных признаков описание того, как они комбинируются между собой;

4) установление показателей, которыми должны характеризоваться группы, т.е. сказуемого группировки.

Статистические группировки и классификации преследуют цели выделения качественно однородных совокупностей, изучения структуры совокупности, исследования существующих зависимостей. Каждой из этих целей соответствует особый вид группировки: типологическая, структурная, аналитическая (факторная).

Типологическая группировка решает задачу выявления и характеристики социально-экономических типов (частных подсовокупностей).

Структурная дает возможность описать составные части совокупности или строение типов, а также проанализировать структурные сдвиги.

Аналитическая (факторная) группировка позволяет оценивать связи между взаимодействующими признаками.

В зависимости от числа положенных в их основание признаков различают простые и многомерные группировки.

Группировка, выполненная по одному признаку, называется простой.

Многомерная группировка производится по двум и более признакам. Частным случаем многомерной группировки является комбинационная группировка, базирующаяся на двух и более признаках, взятых во взаимосвязи, в комбинации.

Структурная группировка применяется для характеристики структуры совокупности и структуры сдвигов.

Структурный называется группировка, в которой происходит разделение выделенных с помощью технологической группировки типов явлений, однородных совокупностей на группы, характеризующие их структуру по какого либо варьирующему признаку. Например, группировка населения по размеру среднедушевого дохода. Анализ структурных группировок взятых за ряд периодов или моментов времени, показывает изменения структуры изучаемых явлений, то есть структурные сдвиги. В изменении структуры общественных явлений отражаются важнейшие закономерности их развития.

Показатель численности групп представлен либо частотой (количеством единиц в каждой группе), либо частотностью (удельным весом каждой группы).

Среди простых группировок особо выделяют ряды распределения.

Ряд распределения – это группировка, в которой для характеристики групп (упорядоченно расположенных по значению признака) применяется один показатель – численность группы. Другими словами, это ряд чисел, показывающий, как распределяются единицы некоторой совокупности по изучаемому признаку.

Ряды, построенные по атрибутивному признаку, называются атрибутивными рядами распределения.

Ряды распределения, построенные по количественному признаку, называются вариационными рядами.

Примером атрибутивных рядов могут служить распределения населения по полу, занятости, национальности, профессии и т.д.

Примером вариационного ряда распределения могут служит распределения населения по возрасту, рабочих – по стажу работы, заработной плате и т.д.

Вариационные ряды распределения состоят их двух элементов вариантов и частот.

Вариантами называются числовые значения колличественного признака в ряду распределения, они могут быть положительными и отрицательными, абсолютными и относительными.

Частоты – это численности отдельных вариантов или каждой группы вариационного ряда. Сумма всех частот называется объемом совокупности и определяет число элементов всей совокупности.

Вариационные ряды в зависимости от характера вариации подразделяются на дискретные и интервальные.

3.Статистические таблицы и графики

Статистические таблицы являются средством наглядного выражения результатов исследования.

Практикой выработаны определенные требования к составлению и оформлению таблиц.

1. Таблица по возможности должна быть краткой.

2. Каждая таблица должна иметь подробное название, из которого становится известно:

а) какой круг вопросов излагает и иллюстрирует таблица;

б) каковы географические границы представленной статистической совокупности;

в) за какой период времени, которому они относятся;

г) каковы единицы измерения (если они одинаковы для всех табличных клеток). Если единицы измерения неодинаковы, то в верхних или боковых заголовках обязательно следует указывать, в каких единицах приводятся статистические данные (тонн, штук, рублей и пр.).

3. Таблица может сопровождаться примечаниями, в которых указываются источники данных, более подробно раскрывается содержание показателей, даются и другие пояснения, а также оговорки в случае, если таблица содержит данные, полученные в результате вычислений.

4. При оформлении таблиц обычно применяются такие условные обозначения: знак тире (-) – когда явление отсутствует; х – если явление не имеет осмысленного содержания; многоточие (...) – когда отсутствуют сведения о его размере (или делается запись «Нет сведений»). Если сведения имеются, но числовое значение меньше принятой в таблице точности, оно выражается дробным числом (0,0).

Округленные числа приводятся в таблице с одинаковой степенью точности (до 0,1; до 0,01 и т.п.). Если в таблице приводятся проценты роста, то во многих случаях целесообразно проценты от 300 и более заменять отношениями в разах. Например, писать не «1000 %», а «в 10,0 раз».

Использование графиков для изложения статистических показателей позволяет придать последним наглядность и выразительность, облегчить их восприятие, а во многих случаях помогает уяснить сущность изучаемого явления, его закономерности и особенности, увидеть тенденции его развития, взаимосвязь характеризующих его показателей.

Статистические графики можно классифицировать по разным признакам: назначению (содержанию), способу построения и характеру графического образа.

По содержанию или назначению можно выделить графики сравнения в пространстве, графики различных относительных величин (структуры, динамики и т.п.), графики вариационных рядов, графики размещения по территории, графики взаимосвязанных показателей. Возможны и комбинации этих графиков, например графическое изображение вариации в динамике или динамики взаимосвязанных показателей и т.п.

По способу построения графики можно разделить на диаграммы, картодиаграммы и картограммы.

По характеру графического образа различают графики точечные, линейные, плоскостные (столбиковые, почасовые, квадратные, круговые, секторные, фигурные) и объемные.