Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья в современном обществе». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
1) Функции семьи как социального института:
а) репродуктивная;
б) воспитательная;
в) хозяйственная, экономическая, социально-статусная и многие др.
2) Изменения в обществе и современная семья:
а) изменение положения женщины в обществе и семье: семья партнерского типа;
б) от многопоколенной семьи к нуклеарной.
3) Государство и семья.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
1) Современные нации - высшая форма этнической общности.
2) Источники национальной общности:
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы.
3) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).
Пояснение.
При анализе ответа учитываются: - корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме; - соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие семьи.
2) Функции семьи:
а)репродуктивная;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
3) Права и обязанности членов семьи.
4) Виды семей:
а) патриархальная, демократическая;
5) Ресурсы семьи:
а) экономические;
б) информационные и др.
6) Нормы и санкции регламентирующие поведение в рамках института семьи:
а) формальные;
б) неформальные
7) Статусно-ролевая система, действующая в рамках института семьи:
а) родители;
в) супруги и т.д.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальная группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие семьи.
2) Типы семьи:
а) патриархальная, партнёрская;
б) многопоколенная, нуклеарная.
3) Роли в семье.
4) Функции семьи:
а)репродуктивная;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
5) Ресурсы семьи. Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная мобильность». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие социальной мобильности.
2) Факторы, влияющие на социальную мобильность.
3) Виды социальной мобильности:
а)вертикальная,горизонтальная;
б) групповая, индивидуальная.
4) Социальные лифты:
а) бизнес;
г) церковь и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Один из вариантов плана раскрытия данной темы :
1. Понятие нация:
а) как этническая общность;
2. Признаки этноса:
3. Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
4. Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
5. Демократические принципы межнациональных отношений:
6. Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
– корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
– соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие нация:
а) как этническая группа;
б) как общегражданская общность.
2) Признаки этноса:
а) наличие территории проживания;
б) общность языка, традиций, обычаев;
в) общность исторического и социокультурного опыта;
г) сходные черты внешнего облика, характера и ментальности.
3) Разновидности этнических групп:
а) род и племя;
б) народность;
4) Основные тенденции в развитии межнациональных отношений:
а) межнациональная интеграция;
б) межнациональная дифференциация.
5) Демократические принципы межнациональных отношений:
а) равноправие представителей разных наций во всех сферах жизни общества;
б) свободный доступ к изучению национальных языков, обычаев и традиций;
в) право граждан на определение своей национальной принадлежности;
г) развитие толерантности и поликультурного диалога в обществе;
д) создание в обществе нетерпимого отношения к ксенофобии, шовинизму, пропаганде национальной исключительности.
6) Межнациональные отношения и национальная политика в современной России.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальные институты». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие социального института (социальный институт как постоянно повторяющиеся и воспроизводящиеся отношения).
2. Характеристики социального института:
а) возникает на основе совместной деятельности больших масс людей;
б) осуществляемая им деятельность направлена на удовлетворение фундаментальных потребностей общества;
в) осуществляемая им деятельность регулируется нормами, традициями, обычаями;
г) является устойчивой формой организации деятельности;
д) складывается исторически.
3. Основные социальные институты:
а) институт семьи и брака;
б) политические институты (государство, партии и др.);
в) экономические институты (производство, обмен и др.);
г) институты науки, образования и культуры;
д) институт религии.
4. Значение социальных институтов (стабилизируют социальные отношения, вносят согласо-ванность в действия членов общества).
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпун¬ктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная группа». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
1. Понятие социальной группы / Социальные группы - устойчивые совокупности людей, имеющие отличные, только им присущие признаки.
2. Основания для классификации социальных групп:
а) численность (малая и большая);
б) по характеру взаимодействия (первичная и вторичная);
в) по факту существования (номинальная и реальная);
г) по способу организации и регулирования взаимодействий (формальная и неформальная);
3. Признаки малой социальной группы;
а) наличие устойчивых, продолжительных эмоционально насыщенных связей
б) наличие общей цели или интереса;
в) наличие общих внутригрупповых норм и правил;
г) наличие внутригрупповой статусно-ролевой структуры;
4. Воздействие малой группы на человека:
а) негативное
б) позитивное
5. Многочисленность социальных групп.
Возможное другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной форме.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Наличие пунктов плана, обязательных для раскрытия предложенной темы;
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики .
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1) Понятие о социальном контроле./ Социальный контроль – совокупность способов воздействия общества на поведение личности и групп.
2) Признаки социального контроля:
б) связь с санкциями – наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;
в) коллективное осуществление контроля.
3) Функции социального контроля:
а) регулятивная (регулирование жизни людей);
б) охранительная (сохранение существующих в обществе ценностей и идеалов);
в) стабилизирующая (обеспечение поведения людей в стандартных ситуациях).
4) Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) социальные санкции.
5) Виды (круги) социального контроля:
а) формальный контроль посредством правовых норм;
б) неформальный контроль посредством моральных норм, обычаев, нравов;
в) социальный контроль в профессиональной деятельности;
г) социальный контроль в семье и частной жизни;
6) Неразрывная связь внешнего контроля и самоконтроля, осуществляемого личностью.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Нации и межнациональные отношения в современном мире». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Корректность формулировок пунктов плана с точки зрения их соответствия заданной теме;
Полнота отражения основного содержания в плане;
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа.
1) Современные нации - высшая форма этнической общности.
2) Источники национальной общности:
а) историческая память;
б) национальное самосознание;
в) национальные интересы.
3) Межнациональные отношения в современном мире:
а) интеграция и сближение народов (Европейский союз; США; Канада и т.п.);
б) межнациональные конфликты и пути их преодоления;
в) толерантность, гуманизм, культура межнациональных отношений как средства преодоления национальных конфликтов;
г) национальная политика Российской Федерации (Конституция РФ; «Концепция национальной политики РФ»).
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Центр. Вариант 2.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социализация индивида». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы.
1. Социализация как процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе.
2. Этапы социализации по Д. Смелзеру:
а) стадия подражания и копирования детьми поведения взрослых;
б) игровая стадия, когда дети осознают поведение как исполнение роли;
в) стадия групповых игр, на которой дети учатся понимать, что от них ждет целая группа людей.
3. Этапы социализации по теории ролей (Дж. Г. Мид):
а) имитация (дети копируют поведение взрослых);
б) игровая стадия (дети понимают поведение как исполнение определенных ролей);
в) коллективная игра (дети учатся осознавать ожидания не только отдельно взятого человека, но и целой группы).
4. Агенты (институты) социализации:
а) агенты первичной социализации - это среда, которая оказывает непосредственное воздействие на индивида (родители, родственники, семья, друзья, сверстники и т. д.);
б) агенты вторичной социализации: администрация школы, вуза, предприятия; армия, суд, церковь и.т.д.
5. Отличия содержания процесса социализации взрослых от процесса социализации детей.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Источник: ЕГЭ по обществознанию 10.06.2013. Основная волна. Сибирь. Вариант 5.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как малая группа». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более
детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «семья»
2. Понятие «малая группа»
3. Классификация видов семьи:
а) По составу
б) По характеру распределения семейных обязанностей
4. Функции семьи:
а) Воспитательная
б) Хозяйственно-экономическая
в) Рекреационная и т. д.
5. Признаки семьи как малой группы:
а) Немногочисленный состав членов группы
б) Устойчивый состав
в) Наличие эмоциональных отношений между членами группы и т. д.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социального контроля в развитии общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
2. Элементы социального контроля:
а) социальные нормы;
б) формальные и неформальные, позитивные и негативные санкции.
3. Социальный контроль как условие социальной стабильности:
а) социализация индивидов - основная цель и функция социального контроля;
6) социальный контроль как способ обеспечения взаимодействия людей.
4. Гибкость социального контроля - необходимое условие изменений в социальной системе.
5. Девиантное и делинквентное поведение.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Политическое лидерство как институт политической системы». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Концепции лидерства:
а) выдающиеся качества отдельных личностей;
б) зависимость лидерства от сложившейся социальной ситуации;
в) психоаналитические концепции лидерства и др.
2. Функции политического лидера:
а) интеграция группы на основе общих интересов, ценностей;
б) выработка политического курса;
в) мобилизация группы на достижение поставленных целей;
г) социальный арбитраж и др.
3. Типы лидерства:
а) правящие и оппозиционные лидеры;
в) традиционные, рационально-легальные и харизматические лидеры и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальная стратификация общества». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие социальной стратификации.
2. Основания социальной стратификации:
а) доходы (богатство);
б) объём власти;
в) престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические типы стратификации:
а) рабство;
б) кастовая система;
в) сословная система;
г) социальные классы.
4. Теории социальной стратификации.
5. Средний класс в современном западном обществе.
6. Маргинальность как промежуточное, «пограничное» положение человека между какими-либо со-
циальными группами.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Проблема социальной стратификации». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Что такое социальная стратификация.
2. Критерии социальной стратификации:
а) власть;
6) доход и богатство;
в) престиж профессии;
г) уровень образования.
3. Исторические системы стратификации:
а) рабство;
в) сословия;
г) классы.
4. Социальная стратификация и социальное неравенство.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они
могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Социальный контроль». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитываются:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной
темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, носящие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики
темы, не засчитываются при оценивании
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие «социальный контроль».
2. Функции социального контроля:
а) регламентация и консолидация общества;
6) обеспечение стабильности общества;
в) устранение (сведение к минимуму) девиаций и др.
3. Самоконтроль как один из механизмов социального контроля.
4. Внешний контроль как совокупность социальных санкций. Виды социальных санкций:
а) формальные и неформальные;
б) позитивные и негативные.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они
могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Отсутствие любых двух из 2, 3 u 4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Семья как социальный институт». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1. Понятие семьи.
2. Функции семьи:
а) репродуктивная;
б) хозяйственная;
в) социализации и др.
3. Права и обязанности членов семьи.
4. Виды (типы) семьи:
а) патриархальная (традиционная), партнёрская (демократическая);
б) многопоколенная, нуклеарная.
5. Ресурсы семьи:
а) экономические;
б) информационные и др.
Возможно другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Типы семей». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Правильный ответ может содержать следующие элементы:
1. Понятие семьи.
2. Функции семьи
а)репродуктивная
б) воспитательная
в) хозяйственно-бытовая
г) функция первичного социального контроля
д) духовно-нравственная
е) социально-статусная
ж) досуговая
з) эмоциональная.
3. Типы семей 3.1.в зависимости от формы брака
а)моногамная
б) полигамную семью
3.2 от структуры родственных связей:
нуклеарная (простая), состоящая из родителей и их несовершеннолетних детей;
расширенная (сложная), представленная двумя и более поколениями семей.
3.3. Виды семей в зависимости от способов выбора семейного партнера
эндогамные, предполагающие заключение брака между представителями одной и той же группы (клана, племени т.д.);
экзогамные, где брак внутри определенной узкой группы людей (например, между близкими родственниками, членами одного племени и т.д.) запрещается.
3.4. Типы семей в зависимости от критерия семейной власти:
матриархат - власть в семье принадлежит женщине;
патриархат - во главе стоит мужчина;
эгалитарная, или демократическая, семья, в которой соблюдается статусное равенство супругов (является наиболее распространенной в настоящее время).
Элементы ответа могут быть приведены в иной, близкой по смыслу форме.
Источник: ЕГЭ - 2017. Досрочная волна
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Наука и её функции на современном этапе общественного развития». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Корректность формулировок пунктов плана.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Многогранность понятия «наука»:
а) наука как форма духовной культуры представляет собой систему знаний о закономерностях в развитии природы, общества и мышления, а также отдельную отрасль таких знаний.
б) наука - сфера человеческой деятельности, направленная на выработку и теоретическую систематизацию объективных знаний
о действительности.
2. Отличительные признаки научного знания:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность;
г) проверяемость (верифицируемость);
д) особый язык.
3. Современная классификация наук.
4. Функции науки:
а) познавательно-объяснительная;
б) мировоззренческая;
в) производственно-преобразующая;
г) прогностическая.
5. Наука как фактор развития постиндустриального общества.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Глобальные проблемы современности и пути их решения». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Глобальные проблемы как комплекс проблем в развитии общества и природы, решение которых имеет принципиальное значение для социального прогресса человечества и сохранения цивилизации.
2. Виды глобальных проблем современности:
а) общемировые - «суперглобальные» проблемы современности, связанные с перестройкой международных отношений сообразно требованиям дальнейшего прогресса человечества;
б) общепланетарные - «ресурсные» глобальные проблемы современности, связанные с проблемами оптимизации, гармонизации и гуманизации отношений общества к природе;
в) общечеловеческие - «субглобальные» проблемы социокультурного, гуманитарного ряда, которые сопряжены с демократизацией отношений общества и личности.
3. Особенности глобальных проблем, обуславливающие специфику поиска путей их решения:
а) масштабность;
б) динамизм;
в) определяющее влияние на развитие общества;
г) подверженность влиянию лишь объединённым усилиям всего человечества.
4. Пути решения глобальных проблем современности:
а) необходимость преодоления узкого горизонта локальных, частных интересов и относительных ценностей;
б) обращение к поиску общечеловеческих ценностей;
в) выработка эффективных форм сотрудничества, которые позволили бы всем странам действовать сообща, несмотря на различие социально-политических, религиозных, этнических и иных мировоззренческих ориентаций;
г) опора на определённые базисные ценностные ориентации (например, гуманизм).
5. Решение глобальных проблем как условие сохранения цивилизации - общее дело всего человечества.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Кредит и кредитная политика». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно- формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие кредита;
2) Функции кредита;
а) перераспределение средств между фирмами, районами и отраслями;
б) обеспечение возможности замены в обращении действительных денег кредитными (банкнотами) и кредитными операциями (безналичными расчётами);
в) эффективное использование временно свободных финансовых средств;
3) Принципы кредитования;
а) срочность (банк предоставляет заёмщику деньги на определённый срок);
б) платность (банк предоставляет деньги на платной основе);
в) возвратность (банк предварительно изучает платёжеспособность заёмщика);
г) гарантированность (банк требует с замщика залог);
4) Основные формы кредита;
а) по способу кредитования (натуральный кредит (товарами, ресурсами), денежный кредит);
б) по сроку кредитования (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);
в) по характеру кредитования (ипотечный, потребительский, коммерческий (товарный), банковский государственный);
5) Роль кредита в современной рыночной экономике.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Понятие о банках и банковской системе.
2) Основные функции банков:
а) аккумулирование свободных финансовых средств;
б) проведение расчётов и платежей;
в) инвестирование финансовых средств;
г) валютно-обменные операции.
3) Структура банковской системы:
а) Центральный банк;
б) коммерческие банки;
в) небанковские кредитные организации.
4) Основные виды банковских операций:
а) активные;
б) пассивные;
в) банковские услуги.
5) Роль банковских инвестиций в развитии экономики.
б) Банки в мировой финансовой системе.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Рыночная экономика и её позитивные и негативные проявления». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Основные признаки рыночной системы:
а) многообразие форм собственности;
б) свободное ценообразование;
в) полная административная независимость и самостоятельность товаропроизводителя и др.
2. Основные функции рынка:
а) посредническая;
б) информационная;
в) регулирующая и др.
3. Позитивные стороны рынка:
а) способствует эффективному распределению ресурсов;
б) стимулирует научно-технический прогресс;
в) координирует действия людей в процессе экономической деятельности и др.
4. Негативные проявления рынка:
а) не гарантирует решение некоторых социально-экономических проблем;
б) порождает тенденцию монополизации;
в) не решает проблему внешних издержек и др.
5. Соотношение спроса и предложения как основной закон функционирования рыночной системы.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной вопросной или смешанной формах
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Понятие благоприятной окружающей среды.
2. Основные экологические права граждан:
а) право на благоприятную окружающую среду;
б) право на достоверную информацию о состоянии окружающей среды;
в) право на возмещение ущерба, причинённого здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
3. Механизмы зашиты экологических прав граждан:
а) несудебные;
б) судебные.
4. Виды юридической ответственности за экологические правонарушения:
а) административная;
б) уголовная и др.
5. Экологические обязанности граждан.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Плановая экономика и её особенности». План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, указывающих на понимание экзаменуемым основных аспектов данной темы, без которых она не может быть раскрыта по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Плановая экономика - экономика государственно регулируемого хозяйства.
2) Возникновение плановой системы хозяйствования - реакция на проявления несостоятельности рынка.
3) Признаки планового хозяйства:
а) господство государственной формы собственности;
б) доминирование производителя над потребителем;
в) директивные цены на товары и услуги;
г) централизованное распределение ресурсов;
д) директивное определение характера и номенклатуры производства.
4) Преимущества планового хозяйства:
а) стабильность экономического развития;
б) высокий уровень занятости;
в) высокие мобилизационные возможности в военный период;
г) поддержка убыточных производств.
5) Основные недостатки планового хозяйства:
а) дефицит потребительских товаров и услуг;
б) неспособность реагирования на изменение мировой конъюнктуры;
в) отставание в области освоения новой техники и технологии.
6) Необходимость элементов плановой экономики в современном хозяйстве.
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы:
1) Инфляция - повышение общего уровня цен на товары и услуги.
2) Основные источники появления инфляции:
а) повышение номинальной заработной платы, не обусловленное ростом производительности труда;
б) рост цен на сырьё и энергоносители;
в) увеличение налогов на производителя;
г) сокращение производства при сохранении денежной массы;
д) эмиссия денежных средств для покрытия расходов государства.
3) Основные виды инфляции:
а) по характеру протекания (открытая и скрытая);
б) в зависимости от темпов роста (умеренная, галопирующая, гиперинфляция);
в) по темпам роста цен на различные категории товаров (сбалансированная и несбалансированная).
4) Последствия инфляции для экономики:
а) положительные последствия умеренной инфляции (стимулирование инвестиций, стимулирование роста производства и торговли);
б) отрицательные последствия высокой инфляции (расстройство системы регулирования экономики, обесценение всего фонда накопления и кредитов, обесценение реальных доходов населения сокращение текущего потребления снижение инвестиций).
5) Меры преодоления высокой инфляции:
а) контроль за эмиссией денег, изъятие лишних денег;
б) сокращение бюджетных расходов;
в) развитие производства, преодоление спада в экономике.
Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «Роль социальной мобильности в изменении социального статуса человека». План должен
Пояснение.
При анализе ответа учитывается:
Соответствие структуры предложенного ответа плану сложного типа;
Наличие пунктов плана, позволяющих раскрыть содержание данной темы по существу;
Корректность формулировок пунктов плана.
Формулировки пунктов плана, имеющие абстрактно-формальный характер и не отражающие специфики темы, не засчитываются при оценивании.
Один из вариантов плана раскрытия данной темы
1. Что такое социальный статус.
2. Виды социальных статусов:
а) предписанный;
б) приобретаемый.
3. Понятие «социальная мобильность» и её виды:
а) горизонтальная и вертикальная;
б) индивидуальная и групповая и др.
4. Влияние социальной мобильности на статус личности:
а) каналы восходящей социальной мобильности;
б) вертикальная нисходящая мобильность: в чём она проявляется;
в) может ли горизонтальная мобильность повлиять на статус личности.
Возможны другое количество и (или) иные корректные формулировки пунктов и подпунктов плана. Они могут быть представлены в назывной, вопросной или смешанной формах.
Отсутствие любых двух из 2–4 пунктов плана (представленных в виде пунктов или подпунктов) в данной или близкой по смыслу формулировке не позволит раскрыть содержание этой темы по существу.
План:
Этнические общности
Национальное самосознание
Развитие межнациональных отношений в современном мире
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национальная политика
Социальные общности – относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов
Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований
Различные подходы к пониманию сущности этносов их генезиса и многообразия состава населения Земли
Естественно-биологический или расово-антропологический подход о неравенстве человеческих рас, культурном превосходстве белой, европеоидной расы. (Ж.Гобино, Ж.Лапуж) Несовершенство расовых признаков – основа культурной отсталости наций и народностей.
«Пассивная теория этногенеза» Л. Н. Гумилева. Этнос – природное, биологическое, географическое явление. Этнос – результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания. Пассионарность – определенная характеристика поведения и природных свойств человека.
Социокультурный подход к пониманию сущности этносов: этнические общности – компоненты социальной структуры общества.
Концепция нации П. Сорокина – решающая роль в формировании наци, государственности, языка, территории.
Марксистская теория – экологические отношения – главная основа формирования нации
Национальное самосознание
Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития нации.
Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознание своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Национальный интерес – это выражение потребностей какого-нибудь одного доминирующего этноса (коренной нации)
Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов и народов в самых разных планах
Межнациональная интеграция – процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни
Причины:
Невозможность государства жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.
Экономическая и политическая взаимосвязь стран.
Особенности развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Национализм
Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Причины межнациональных конфликтов
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда деятелей
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов
Пути решения межнациональных конфликтов
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп, народов.
Проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров.
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранять свои обычаи, язык, культуру в целом
Типы межнациональных конфликтов
Государственно-правовое (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с властными структурами государства, в составе которого находится нация).
Этнотерриториальный (определение территории нации, национально-территориальных границ).
Этнодемографический (защита прав «коренной национальности», ограничения для «пришлых»; опасность растворения этноса в результате притока иноязычного населения).
Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека)
Этносоциальный конфликт – форма конфликта, в котором группы с противоположными интересами различаются по этническому признаку
Типы конфликтов
Территориальные споры, стремление к суверенизации.
Борьба этнических меньшинств за самоопределение, создание независимого государственного образования.
Против нарушения прав человека, дискриминация языка, образа жизни.
Проблемы беженцев, вынужденных переселенцев.
Противоречия исторического характера – последствия войн, ошибок в национальной политике.
Пути регулирования межнациональных конфликтов
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики.
Использование экономических. рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса (национальные общества и центры, национально-культурная автономия, двуязычие), соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Гуманистические принципы политики в области национальных отношений
Отказ от насилия и принуждения.
Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.
Признание прав и свобод человека.
Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.
Основные принципы национальной политики
Гармоническое сочетание национальных и интернациональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.
Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.
Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.
Неприятие любых форм шовинизма.
Условия гармонизации национальных отношений
Наличие правового государства.
Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание за верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.
Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.
Признание культурной автономии меньшинств, финансирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.
Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный, местный уровень.
Д/З
Что такое этнос, каковы его основные черты? Ответ конкретизируйте примерами истории.
-
Поурочный план - Нации и межнациональные отношения
Цель урока : углубить и систематизировать знания учащихся об исторически сложившихся общностях людей.
Задачи урока :
1. Сформировать у учащихся понимание разнообразия общностей людей, живущих на Земле.
2. Познакомить учащихся с развитием национального вопроса и форм межнациональной интеграции в России.
3. Показать положительные и отрицательные явления национализма.
3. Выработать негативное отношение молодежи к национальным и межнациональным конфликтам. Формирование толерантного отношения молодежи к людям иной нации, религии, взглядам.
4. Определить основные принципы национальной политики в современной России.
5. Показать учащимся, что Чувашия - полиэтнический и многоконфессиональный регион.
Тип урока - комбинированный - элементы лекции, работа с учебником, эвристическая беседа, выступления учащихся (опережающее задание), мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".
Литература :
"Человек и общество". Учебник для 11-х классов общеобразовательных учреждений. / Л.Н. Боголюбов, А.Ю. Лазебникова, Л.Ф. Иванова. - М.: Просвещение. 2004.
Школьный словарь по обществознанию.10-11: пособие для учащихся. / Под ред.Л.Н. Боголюбова, Ю.И. Аверьянова. - М.: Просвещение. 2006.
Краткий словарь обществоведческих терминов. / Терентьева Г.Г., ЧИ МГОУ. - Чебоксары. 2005.
Обеспечение урока: учебник, словари, раздаточный материал, доклады учащихся, мультимедийная презентация "Межэтнические связи Чувашии".
Ход урока:
1. Актуализация знаний.
2. Изучение нового материала.
3. Подведение итогов урока. Домашнее задание.
План урока :
Этнические общности.
Национальное самосознание.
Развитие межнациональных отношений в современном мире.
Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления.
Национальная политика.
Основные понятия урока: нация, этнос, национальное самосознание, национальная политика, национализм, геноцид, толерантность.
Актуализация знаний учащихся :
Ученикам предлагается вспомнить из курса истории определения "Нации", "межнациональные отношения", "межнациональные конфликты", "национализм", примеры из истории проявления крайнего национализма (фашизм, шовинизм, расизм, геноцид).
Проблема урока : Существует ли в России (в Чувашии) межнациональные конфликты и, каковы пути их преодоления.
Вопрос 1. Этнические общности
В современном мире существуют различные социальные общности.
Социальные общности - это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образ жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов.
Виды общностей: семья, род, племя, классы, социальная группа, народности, нации, профессиональные общности, трудовые коллективы.
Остановимся на вопросе "Этнос - его основные черты и особенности".
Этнос - исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований.
Этнос
Племя Народность Нация
Черты этноса
Язык нации, Общая историческая Семейно- Нормы повседневного
народности судьба бытовое поведение
поведение
Специфическая материальная
и духовная культура
Нация - определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития.
Нация - исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта.
Признаки нации .· Единая раса
· Религия
· Привычки
· Ценности
· Солидарность
Задание: Прочитайте в учебнике на стр.222-223 отрывок из произведения Ч. Айтматова "Белый пароход" и определите, что такое историческая память, зачем она необходима человеку, народу? Согласны ли вы с мнением автора, докажите свою точку зрения.
Вопрос 2. Национальное самосознание
Национальное самосознание - совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций.
Национальный интерес - совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.
Вопрос к классу: Приведите примеры национального интереса русских, чувашей, россиян в целом.
Изучая историю развития наций и народностей, выделяют такие процессы, как межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция.Межнациональная дифференциация - это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах.
Межнациональная интеграция - Это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни.
Формы межнациональной дифференциации
Самоизоляция в целом
Протекционизм в экономике
Религиозный фанатизм
Национализм в различных формах в политике и культуре
Формы межнациональной интеграции
Экономические и политические союзы
Транснациональные корпорации
Международные культурные и народные центры
Взаимопроникновение религий и культур, ценностей
Причины межнациональной интеграции
1. Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран.
2. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.
Примером межнациональной интеграции в современном мире являются страны Европы, объединенные в Европейский Союз (ЕС). Другие примеры можно найти в учебнике на стр.225-226.
Вопрос 3. Развитие межнациональных отношений в современном мире
По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские - 79.8%, другие национальности - 19,2% (татары - 20%, украинцы - 10.6%, башкиры - 6%, чуваши - 5,9% и др.)
Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами строятся на основе:
Утрата прежнего высокого статуса русской нации.
Рост сепаратистских тенденций на территории России.
Демографические и миграционные процессы.
Вопрос для размышления: Какие трудности, проблемы, связанные с национальным вопросом, существуют сейчас в нашей стране? Что такое национализм?
Вопрос 4. Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления
Национализм - идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям.
Яркое проявление национализма в современном мире продемонстрировал немецкий фашизм, приведший мир ко Второй мировой войне 1939-1945 гг. синонимами фашизма стали термины "расизм", "нацизм", "Шовинизм", "геноцид", "Холокост".
Вопрос для размышления: Как вы думаете, не стал ли национальный вопрос причиной распада СССР?
Межнациональный конфликт - одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.
Задание: Назовите причины межнациональных конфликтов.
Причины межнациональных конфликтов:
Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них.
Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда госуд-ых деятелей.
Колониальное население.
Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.
Виды межнациональных конфликтов:
По поводу спорных территорий.
Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину.
Из-за произвольного изменения административных границ.
Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство.
Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность).
По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.
Типы межнациональных конфликтов:
1. Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация).
2. Этнотерриториальный (определение границ нации).
3. Этнодемографический (защита прав коренной национальности).
4. Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).
Пути разрешения межнациональных конфликтов:
Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп;
проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей.
Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров;
Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.
Пути урегулирования межнациональных конфликтов:
Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики:
Использование экономических рычагов для нормализации ситуации.
Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.
Вопрос 5. Национальная политика
Составной частью политической деятельности государства, призванной регулировать межнациональные отношения в различных сферах жизни общества - является национальная политика.Гуманистические принципы политики в области национальных отношений
Основные принципы национальной политики
Условия гармонизации национальных отношений
1. Отказ от насилия и принуждения.
2. Поиск согласия на основе консенсуса всех участников.
3. Признание прав и свобод человека.
4. Готовность к мирному урегулированию спорных проблем.
5. Реализация идей гуманизма, демократии, добрососедства.
1. Гармоническое сочетание национальных и интернаци-ональных интересов, нахождение оптимальных форм соотношения национального и интернационального.
2. Признание права каждого народа на самоопределение, на образование самостоятельного государства.
3. Приоритетность прав человека над любыми интересами национальной суверенности и автономии.
4. Неприятие любых форм шовинизма.
1. Наличие правового государства.
2. Отказ национального меньшинства от сепаратизма, признание За верховной властью всех полномочий в обороне, ведение иностранных дел.
3. Предоставление компактно расселенным меньшинствам широкой автономии и самоуправ-ления, права решения собственных местных дел, включая местные налоги.
4. Признание культурной автономии меньшинств, формирование из центрального бюджета, преподавание, вещание на языке этнического меньшинства.
5. Максимальное перемещение центра тяжести принятия властных решений на локальный местный уровень.
Задание: Изучив раздел "Национальная политика" в параграфе 19, выписать в тетрадь основные принципы национальной политики Правительства РФ (стр.229-230 учебник "Человек и общество", § 19).
Закрепление изученной темы.
Тестирование:
Расположите этнические общности в порядке их исторического развития:
А). народность; Б). род; В). клан; Г). племя;. Д). нация.
2. Современную нацию можно определить по признакам:
А). единая территория; Б). общий язык; В). специфика хозяйственной деятельности; Г). духовное единство; Д). кровно-родственное единство.
3. К исторически сложившимся группам людей относятся:
А). народности; Б). классы; В). государства.
Домашнее задание : § 19. Термины - выучить. Задания на стр.231-232 №3, 5,6.
Просмотр мультимедийной презентации "Межэтнические связи Чувашии", подготовленной учениками Григорьевым А, Юдиной Н., Яковлевой Т.
Справка о посещении урока обществознания в 11 А классе
Учитель истории - Прыткова С.В.
На уроке присутствовали: зам. директора по УВР - Шевелева И.В., зам. директора по ВР - Лысикова З.М.
2. Основные тенденции развития наций
А. межнациональная дифференциация
Б. межнациональная интеграция
3. Разновидности межнациональных отношений
А. между разными национальностями внутри одного государства
Б. между разными нациями-государствами
4. Формы межнациональных отношений
А. мирное сотрудничество
Б. этнический конфликт
5. Пути разрешения межнациональных конфликтов.
6. Проблемы межнациональных конфликтов в современной России